Меню Рубрики

Как делать анализ географической карты

Наряду с математическим и статистическим картографический метод изучает исходную информацию и обладает различными способами её обработки. Так проводятся исследования с помощью построения географических карт с особыми образно-знаковыми пространственными моделями. Картографический метод незаменим в системе методов по изучению народонаселения, например.

На географических картах – уменьшённых обобщённых изображениях плоскости земной поверхности – хорошо прослеживаются связи, сочетания, размещение объектов и явлений, которые отбираются и характеризуются соответственно назначению данной карты. Картографический метод используется в географии, этнографии и целом ряде других наук, а также в практической деятельности, поскольку он высоко информативен, нагляден и метричен, то есть доступен для разного рода измерений.

Например, сведения о демографии и расселении народов тоже содержатся в так называемых топографических картах (общегеографических). Такие карты получили распространение ещё в середине XIX века. На них видны плотность, численность, даже потенциал расселения, типы поселений, состав и воспроизводство людей, их миграция и многое другое.

Для изучения населения планеты есть карты антропологические и этнографические, где можно наблюдать расселение народов, распространение национальных культур, быта, антропометрические характеристики. Очень велико значение картографического метода в изучении социальных и экономических характеристик, на картах отображены и социальное положение, и уровень жизни в регионах, и трудовые ресурсы, и их использование и многое, многое ещё.

В картографии используется особая знаковая система, особые способы изображения – картографические, со значками, диаграммами, картограммами, применяется точечный способ, ареалы, изолинии, разное качество фона, знаки движения – существенные или пространственные, отображающие свойства объектов. Карта по географии может быть физической, политической, геологической, ландшафтной и так далее. Видов довольно много.

Классифицируют карту по географии посредством её назначения или по территориальному признаку, по масштабу, по содержанию. Последнее – наиболее важно. Именно содержание относит ту или иную карту к тематическому виду или общегеографическому. Прежде всего нужно смотреть на территориальный охват: изображён на ней отдельный регион, страна, материк или это карта мира. Далее – способы картографического изображения, в том числе и масштаб. Различают карты мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные. Разумеется, точность и детальность в них будут различаться.

Важно знать и назначение карты, то есть для чего она предназначена. Если существует применение географических карт для научного анализа – это научно-справочные карты. Предназначенные для популяризации идей или отдельных знаний – культурно-образовательные. Есть множество видов учебных карт, которые играют роль наглядных пособий, по которым изучаются такие науки как история, география, геология и много других дисциплин. Среди них особое место занимают карты контурные.

Если в процессе решения каких-либо технических задач нужно отобразить определённые условия и объекты, используются технические карты. Широко распространены карты туристические, где изображены все населённые пункты с ориентирами, достопримечательностями, маршрутами передвижения, местами отдыха, ночёвок и так далее по видам туризма. Способы картографического изображения здесь очень похожи на карты навигационные, дорожные.

Физические общегеографические карты отображают всё, что касается географических явлений – весь рельеф и вся гидрография, характеристики растительного почвенного покрова, все населённые пункты и хозяйственные объекты, все границы и коммуникации. Государственная служба картографии занимается и регистрацией объектов, и кадастром. Это Росреестр. Крупномасштабные физические карты со всеми объектами местности называют топографическими, а такие же среднемасштабные топографически-обзорными. Мелкомасштабные физические карты всегда только обзорные.

Тематически карты значительно отличаются друг от друга. Они могут показывать всё – от расположения объектов до динамики и взаимосвязей природных явлений, от социальной сферы и экономики до прироста и убыли населения. Можно разделить карты по тематическому признаку на две группы: те, что исследуют природные явления, и те, что посвящены явлениям общественным. Картография – наука довольно древняя, можно начинать её изучения буквально с наскальных рисунков. Но по-настоящему своё развитие она получила не так давно. Особенно этот процесс ускорился с началом освоения воздушного пространства и космоса.

Так были составлены подробнейшие карты природных явлений, которые охватывают абсолютно всю природную среду во всех её комбинациях. Это карты геологические и геофизические, с подробностями поверхности земли и океанского дна, климатические и метеорологические, ботанические и океанографические, почвенные и гидрологические, карты географических и физических ландшафтов и полезных ископаемых и так далее. Общественно-политическим картам здесь уже было уделено внимание, однако полный список их тоже выдать довольно сложно.

Помимо карт, где рассказывается всё о населении, есть исторические, политические, экономические и социально-географические карты, и каждый из этих подвидов тоже имеет структурное разделение, весьма разветвлённое. Пример картографического метода в географии – экономические карты. Там есть и промышленность – общая и отраслевая, и сельское хозяйство, и рыбная промышленность, и транспорт, и связь, и многое ещё, что изучается подетально. Всегда используется особая знаковая система, что является основой картографического метода исследования в практически любой науке, а материал для выполнения картографических работ всегда предоставляет статистика.

Из методов использования карт в научном анализе применяются очень многие, среди которых наиболее актуальны графические приёмы, визуальный анализ, картометрические работы (измерение координат, расстояний, расчёт густоты населения и равномерности залегания полезных ископаемых и тому подобное), математический и статистический анализ, математическое моделирование, построение производных карт после переработки картографических изображений и так далее. В любом случае основа картографического метода исследования – опора на точность и достоверность статистики.

Научный анализ сегодня невозможно представить без помощи картографического метода. Всё изучение Земли строится на нём: геология, география, геохимия, геофизика, океанология и вся планетология результаты исследований помещают на карты, затем обобщают их и анализируют. Так формируются и формулируются новые гипотезы, так составляются и проверяются прогнозы. Практически все отрасли знаний в разной мере, но опираются на картографирование.

Например, геоморфология всю структуру составляет из сведений о рельефе, которые получены из топографических карт. А для медицинской географии составляются карты с ареалами возникновения эпидемий и болезней по социально-экономическим и природным картам. Самый яркий пример – планетология. Закономерности поверхностного строения нашей планеты и любых других небесных тел составляются на основе карт и снимков. Так мы познаём океанское дно, где так же, как и дальнем космосе, никогда не побывал человек. Метод картографии даёт всем наукам единый язык, с помощью которого познаётся мир. Не могут обойтись без картографии ни электроника, ни физика, ни техника, так же, как без математики.

С картографией связаны теснейшим образом почти все социально-экономические, философские, естественные, технические науки и почти все научные дисциплины, поскольку взаимодействие происходит со всеми отраслями знаний. Наиболее тесно связан картографический метод познания с науками о планетах – географические, экологические, геологические и многие другие. Картограф вооружается знаниями, которые необходимы для правильного отражения типических черт, особенностей, характеристик тех или иных явлений, которые входят в содержание конкретных карт.

Социология, экономика, демография, история, археология и другие науки социально-экономического направления также дают тематическому картографированию определённое содержание. Так появились и новые картографические методы – сетевое планирование, математическое моделирование, например. В философии теперь основу этого метода составляют теория отражения, теория моделирования, логика, системный анализ. Разработаны концепции картографии, знаковая система, методы моделирования, системное картографирование.

Геодезия, топография, гравиметрия, астрономия сообщают науке картографии всё более точные данные о размерах и форме Земли и чужих планет, что и даёт основу при составлении тематических и физических (общегеографических) карт. Математический анализ, тригонометрия, геометрия, статистические данные теории вероятностей и теории множеств, математическая логика и другие науки исключительно широко используются для построения картографических проекций, создания алгоритмов, математико-картографического моделирования, использования карт в программах, в разработке информационных систем.

Приборостроение, полиграфия, химическая технология, электроника, техника лазерная и полупроводниковая, а также и многие другие отрасли присутствуют при создании картографических систем. Новые науки – дистанционное зондирование: космическая, подводная и аэросъёмка, дешифровка изображений, фотометрия, фотограмметрия, мониторинг помогают составлять и обновлять карты, создают базы цифровой информации и участвуют во многих других картографических процессах. Наиболее тесно взаимодействует с картографией геоинформатика. Атласы и карты – вот главный источник временной и пространственной информации для моделирования.

Картографический метод всегда используется для исследования закономерностей: как пространственно размещены явления, как они взаимосвязаны, насколько зависят друг от друга, каким образом развиваются и так далее. Приёмов применения для анализа и обработки географических карт огромное множество, потому здесь будут рассмотрены только самые основные.

Визуальный анализ – это когда зрительно исследуется по картам пространственное размещение, сочетания, связи, динамика каждого явления. Графический анализ – когда по картам строятся профили и разрезы, дающие наглядность вертикали структурным явлениям; строятся блок-диаграммы, где совмещаются изображение местности в перспективе и вертикальные разрезы; различные графики и диаграммы.

По картам определяются координаты, длины, высоты, расстояния, площади, объёмы, углы и тому подобное, то есть количественные характеристики объектов, которые изображены на карте. Далее применяется математический и статистический анализ для исследования однородности явлений (температура, плотность населения, урожайность и любые другие параметры) для определения их размещения и изменений во времени, которые определяются очень многими факторами, а функциональная зависимость их неизвестна.

Далее черёд математического моделирования, которое создаёт пространственную математическую модель, описание с помощью математики процессов или явлений, основанных на снятых с карт исходных данных. Потом модель исследуется, явления интерпретируются и объясняются, карты перерабатываются, преобразуются в производные, удобные и предназначенные для того или иного конкретного исследования (например, крутизна склонов при исследовании процессов эрозии почвы и прогнозирования их).

Когда анализируются карты различного содержания, выводы о взаимосвязях и пределы исследований вообще значительно расширяются. Это метод комплексного картографирования. Так сопоставляются топографические карты и тематические отраслевые — почвенные, геологические, геоботанические и тому подобные. Например, при исследовании природных взаимосвязей по почвенной и топографической картам отдельного региона можно установить, что почвенные контуры чаще всего приурочены к отдельным элементам рельефа.

Солончаки к приозёрным понижениям, также чернозёмы ко дну долин и балок, аллювиальность к речным поймам. Далее определяется и закономерность в рисунке контуров почв: солонцы и солончаки округлые, в границах староозёрных котловин, луговые чернозёмные почвы горизонтальны, далее можно продолжать и продолжать. Иногда достаточно даже визуального анализа для установления первых взаимосвязей. Дальнейшие картометрические работы подкрепляют, уточняют и детализируют первоначальные выводы качественными и количественными характеристиками.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Чтение и анализ карт как средство решения

Карта — это базис, фундамент изучения географии, она должна выступать главенствующим инструментом изучения географии в школе, ведь особенностью изучения этого предмета является его камерность (т.е. замкнутость в пределах школьной аудитории).

Важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты.

Можно выделить 3 уровня чтения карты:

Учащиеся знают и могут показать составляющие элементы карты.

Школьники дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей.

Учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.

Именно на третьем уровне формируется универсальное умение анализировать карту. Чтение карты на третьем уровне часто принимают за анализ.

Что же такое географический анализ? Мне не удалось найти ответ на этот вопрос в методической литературе. А вот что записано в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Анализ – а) Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо.

б) Всесторонний разбор, рассмотрение».

Формируя у школьников умения читать и анализировать карту, выстраиваю работу от простого к сложному:

Описание географического объекта

Объяснение происходящих процессов

Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:

Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов (Приложение I)

В процессе работы с картой использую её:

как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике;

как источник знаний об изображённом объекте или явлении;

как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых.

Это помогает мне сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

На мой взгляд, вопрос о чтении и анализе карт очень актуален, так как имеет слабую методическую проработку. В важности же данной темы сомневаться не приходится, так как уже содержание уроков введения в начальный курс физической географии требует неоднократного обращения к карте, а чем дальше мы переходим от темы к теме, из класса в класс, тем чаще, активнее и плодотворнее должна использоваться карта.

Для более продуктивного усвоения учебного материала, я использую различные виды работ с картами.

Работа с географической номенклатурой

Культура человека, стоящего у карты, проявляется, прежде всего, в умении правильно показать изображённый географический объект. На начальном этапе обучения стараюсь уделять особое внимание формированию этого умения. Напоминаю учащимся о 3 типах размещения географических объектов: точечный, линейный, площадной. Затем проверяю умения составить классификацию различных объектов по данному принципу:

Например, для учащихся 6 и 7 классов: материк, река, водораздел, бассейн реки, город, крупное государство, водопад, море, горный хребет, равнина, вулкан и т.д.

Часто бывает необходимо (например, изучая Евразию) запомнить расположение и название морей, полуостровов и островов, существующих в изобилии. Я использую ассоциативную модель обучения, в основе которой лежат обычные часы (Приложение II)

Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы, интерактивные задания на контурных картах.

Составление по картам атласа географических характеристик (например, моря, страны, реки — Приложение I)

Заполнение таблиц на основе сопоставления карт

Например, при изучении темы «Разнообразие рельефа как взаимодействия внутренних и внешних сил Земли» в 7 классе предлагаю учащимся заполнить таблицы:

Задание №1: сопоставить карты “Строение земной коры” и “Физическую карту мира”. Выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор. Заполните таблицу.

Карта “Строение земной коры”

Древняя складчатость (возраст от 460 до 230 млн. лет)

Читайте также:  Как называется анализы на папиллому вирус

Чем моложе по возрасту горы, тем они _____________________________________________________

Чем древнее по возрасту горы, тем они _____________________________________________________

Задание №2: сопоставить карты “Строение земной коры” и “Физическую карту мира”. Выявить закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых. Заполните таблицу.

Месторождения полезных ископаемых:

Среднесибирское плоскогорье (Евразия)

ВЫВОД. Закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых:______________________________ ______________________________________________

Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов), макеты, коллажи, сочинения-путешествия и другие.

Практические работы с использованием карт атласа

В качестве примера приведу практическую работу по географии России (9 класс) «Определение оптимальных вариантов поставки грузов по магистралям России». Работа проводится по группам.

Задание: определить наиболее удобный способ доставки груза из одного города в другой. При выборе вида транспорта и магистральных направлений необходимо помнить о сохранности груза, стоимости и скорости доставки. Учтите и такой фактор, как время года.

Группа №1: Из Москвы в Самару доставить станки и оборудование средних габаритов.

Группа №2: Из Екатеринбурга в Москву доставить прокат металлов.

Группа №3: Доставить зерно из Ростова-на Дону в Москву.

Группа №4: Из Краснодара в Москву доставить овощи и фрукты.

Результаты работы необходимо отразить в любой удобной для вас форме (письменный ответ, схема с пояснениями, рисованная карта и т.д.

Проектная деятельность учащихся

Например, в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Африка».

Класс делится на 3 группы (команды), каждая из которых получает карточку:

Уважаемые члены международной экологической организации! Вам необходимо разработать проект международной экологической станции по изучению и охране вымирающих животных Африки (вечнозеленых лесов и.т.д.)

В арсенале вашей команды имеются: финансовые средства, которые необходимо использовать для приобретения необходимого научного оборудования (какого?), транспортных средств (каких?), и других необходимых предметов (каких).

Используя физическую, климатическую, комплексную карты Африки и карту природных ресурсов, определите место строительства станции, спроектируйте её (из каких строительных материалов она будет создаваться?), продумайте обеспечение сотрудников водой и продуктами питания.

Для более углубленной проработки темы рекомендуется использование дополнительных карт (справочные атласы, атлас учителя, спутниковые снимки) и других статистических и справочных материалов.

Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа различных карт под руководством педагога даёт гораздо лучший результат по сравнению с объяснением темы учителем (даже если оно ясноё, чёткое и логичное)

В заключение приведу слова А.А. Половинкина: «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии».

Список использованной литературы и интернет — источников.

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. 9 класс. — М.: Просвещение, 2008.

Крылова О.В. Интересный урок географии. — М.: Просвещение, 2000.

Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. — М.: Просвещение, 1992.

Шейкин А.Л. Повесть о карте . — Л.: Детская литература, 1976.

источник

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Статья просмотрена: 479 раз

Гакаев Р. А. Визуальный анализ топографических карт различных масштабов на практических занятиях студентов // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1407/ (дата обращения: 06.12.2019).

Суть практических работ по топографии заключается в том, что студенты, изучив теоретический материал, выполняют практические задания по формированию соответствующих умений и навыков работы с топографической картой. Часть практических работ выполняются индивидуальными заданиями: ориентирование, определение направлений движения по заданным азимутам, составление плана местности, определение относительной высоты холма, скорости течения реки, измерение длин линий по прямой и кривой и др. [1,2].

Топографическая карта — один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер и свойства местности. При этом карта позволяет получить подробные качественные и количественные характеристики многих местных предметов, типовых форм и деталей рельефа, что представляет практический интерес.

Топографическим картам присущи следующие свойства: наглядность, измеримость, достоверность, современность, географическое соответствие, геометрическая точность, полнота содержания. Наглядность карты обеспечивает зрительное восприятие образа земной поверхности или отдельных ее участков, их характерные черты и особенности. Измеримость позволяет получать с помощью карты количественные характеристики изображенных на ней объектов путем измерений. Наглядность и измеримость обеспечиваются математически определенной связью между многомерными объектами окружающей среды и их плоским картографическим изображением. Эта связь передается с помощью картографической проекции; степенью уменьшения размеров изображенных объектов, которое зависит от масштаба; выделением типичных черт местности путем картографической генерализации; применением для изображения земной поверхности картографических (топографических) условных знаков.

По содержанию географические карты подразделяются на общегеографические и специальные. На общегеографических картах изображаются: рельеф, гидрографическая сеть, растительность, грунты и некоторые другие физико-географические объекты, населенные пункты, пути сообщения, средства связи, государственные и административные границы, а также ряд объектов хозяйственного и культурного значения.

Эти элементы изображаются с учетом их взаимных связей и ни одному из них не отдается особого предпочтения, перед другими.

В содержании специальных карт преобладает сравнительно узкий круг объектов, которые изображаются наиболее подробно и с углублёнными характеристиками. Предметом специального содержания могут быть отдельные элементы или свойства местности, явление природы и общественной жизни, например, почвы, климат, геологическое строение территории, земной магнетизм, политико-административное деление населения и т. д.

Условные обозначения и принципы генерализации указанных карт разрабатываются так, чтобы их специальное содержание чётко выделялась среди общегеографических элементов, которые служит фоном необходимым для отражения пространственного размещения элементов основного содержания.

Общегеографические карты подразделяются на следующие разновидности: топографические карты (в масштабах 1:10 000–1:100 000); обзорно-топографические карты (в масштабах 1:200 000–1:1000 000 включительно); обзорные карты (в масштабах мельче 1:1000 000).

К числу таких задач относятся: изыскания, проектирования и строительства промышленных предприятий, путей сообщения, гидроэнергетических и гидротехнических сооружений; землеустройства и лесоустройства, а также организации и ведения сельского и лесного хозяйства; планирование и строительства населённых пунктов; геологическая разведка полезных ископаемых и полевые географические исследования; изучение закономерности размещения и взаимных связей элементов географического ландшафта; создание тематических карт и т. д.

Следует подчеркнуть исключительное значение карты как средства исследования географической среды. Многие задачи по изучению закономерности размещения и взаимных связей компонентов географического ландшафта значительно проще и быстрее решаются по карте, чем непосредственно на местности [5].

Карты масштаба 1:10 000 (1:25 000) — самые подробные и точные, предназначены для детального изучения и оценки отдельных небольших участков местности. Они используется для точных измерений и расчетов при планировании и выполнении мероприятий по инженерному оборудованию местности и топогеодезической подготовки стрельбы.

Карта масштаба 1:50000 предназначена для изучения и оценки местности, проектирования инженерных сооружений и выполнения расчетов по инженерному оборудованию местности.

Карта масштаба 1:100000 — крупномасштабный чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10 000 и крупнее) небольшой участок земной поверхности, построенный без учета кривизны уровенной поверхности и сохраняющий постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям. Топографический план такого масштаба обладает всеми свойствами топографической карты и является ее частным случаем. Предназначен для изучения местности и проектировании инженерных сооружений, выполнении мероприятий по инженерному оборудованию местности.

Карта масштаба 1:200000 предназначена для изучения и оценки местности. Карта масштаба 1:200000 особенно удобна в качестве дорожной, так как наглядно и достаточно полно для ориентирования на местности отображает дорожную сеть и характеризует ее пригодность для движения автотранспорта. По этой карте можно изучать и оценивать дорожную сеть и общий характер рельефа, водных систем, лесных массивов, крупных населенных пунктов. Справки содержат в обобщенном и систематизированном виде необходимые дополнительные сведения о характере местности и отдельных наиболее важных ее объектах, которые не могут быть отображены на самой карте.

Карта масштаба 1:500000 используется при изучении и оценке местности, предварительных расчетов при проектировании крупных сооружений и коммуникаций, планирования и проведения инженерных изысканий и исследований по использованию природных ресурсов и освоению территорий;

Карта масштаба 1:1000000 предназначена для общей оценки местности и изучения природных условий крупных географических районов, организации и проведения работ по освоению территорий и использованию природных ресурсов.

Топографические карты отличаются большой подробности содержания. Они служат для детального изучения местности, ориентирование на ней различных расчётов и измерений [3,4].

Обзорно-топографические карты отличаются меньшей подробности и точностью изображение местности, чем топографические, но благодаря более мелким масштабам позволяют изобразить на одном листе значительную территорию. Они широко используется для изучения больших территорий и измерений, не требующих высокой точности.

Обзорные карты содержат сильно уменьшенное и обобщённое изображение значительных частей земной поверхности. Они широко применяются при изучении географии, поэтому их часто называют просто географическими картами, в отличие от топографических и обзорно-топографических карт.

Визуальный анализ — наиболее употребительный прием исследования по картам, основан на существе карт как образно-знаковых моделей, воспроизводящих в наглядной форме пространственные формы, отношения и структуру. Внимательный просмотр карты позволяет далее (в зависимости от ее содержания) увидеть особенности форм и своеобразие пространственного рисунка явлений (например, округлые или лопастные очертания озер, древовидную или решетчатую конфигурацию гидрографической сети, пятнистость почв и т. п.) и дать содержательную интерпретацию этих форм; сопоставить величины показанных объектов (например, соотношение промышленных пунктов по стоимости валовой продукции); установить закономерности размещения (например, зональность растительного покрова), сходный характер явлений (например, использования земель) и места их резкой смены (например, на природных рубежах); обнаружить пространственные взаимосвязи (например, между рельефом, почвами и растительностью или между природными условиями и сельским расселением); уяснить характер пространственных структур (например, больших городов); оценить особенности динамических ситуаций (например, синоптической обстановки) и т. д.

Такой анализ одинаково возможен для изучения планетарных закономерностей в размещении суши и океана, рельефа, климата, почв, растительности, животного мира, населения, хозяйства и т. д. или их региональных и даже местных особенностей. Визуальный анализ имеет в виду преимущественно качественную характеристику явлений, но часто сопровождается глазомерной оценкой длин, площадей, высот и т. п., а также их соотношений (при которой нельзя забывать об искажениях, вносимых картографическими проекциями при передаче больших пространств). Он всегда используется на первоначальной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемыми явлениями и для выбора последующей методики работы.

Внешне простой и доступный каждому, визуальный анализ требует вместе с тем умения читать карту, понимания сути анализируемых явлений и, конечно, привлечения подходящих к делу карт. Это умственный труд, успех которого зависит от интенсивности и подготовки исполнителя [6].

Результатом визуального анализа может быть описание изучаемых явлений, для которого необходимы логичность и последовательность изложения, отбор и систематизация фактов, их анализ, обобщение и заключительные выводы. Заранее продуманная схема описания как бы образует алгоритм визуального анализа.

Визуальный анализ распространяется на новые виды карт (например, металлогенические, служащие для прогноза полезных ископаемых) и особенно продуктивен в комплексном картографировании при совместном анализе сопряженных карт, а также при сравнительном анализе вариантов карты в процессе ее автоматизированного изготовления. Весьма эффективно его использование для анализа статистических карт, переводящих таблицы статистических данных в наглядный, запоминающийся образ, облегчающий анализ явлений и их районирование.

При обработке материалов полевых работ топографическая карта используется как основа для графической интерпретации полученных результатов и составления специальных карт. Следовательно, топографические карты служит важным изображением местности для специалистов, занятых изучением географической среды и природных ресурсов.

  1. Гакаев Р. А. Методы картографического исследования и этапы их формирования. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 1–4.
  2. Гакаев Р. А. Точность и погрешность измерений на картах при выполнении практических работ по топографии. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 48–53.
  3. Жмойдяк Р. А. и др. Лабораторные занятия по топографии с основами геодезии. Учебное пособие для географических факультетов /Р. А. Жмойдяк, В. Я. Крищанович, Б. А. Медведев/ Мн.: Выш. школа, 1979. — 295 с., ил.
  4. Николаев А. С. Военная топография. Москва. Воениздат. 1977.
  5. Основы геоинформационных систем и технологий. Грозный, 2016.
  6. Салищев К. А. Картоведение: Учебник — 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

Топографическая карта дает трехмерное представление о местности, позволяя находить

Рельеф земной поверхности представляет собой сложное сочетание пространственных форм

Высота сечения рельефа на карте зависит от масштаба карты и характера рельефа.

Топографические карты являются общегосударственными, предназначаются для детального изучения и оценки местности, ориентирования на ней, для измерений и расчетов при разработке и проведении мероприятий различного значения, обучения.

Визуальный анализ топографических карт различных масштабов.

Наглядность карты обеспечивает зрительное восприятие образа земной поверхности или отдельных ее участков, их характерные черты и особенности.

Этоматематическое представление участка земной поверхности, полученное путем обработки материалов топографической съемки.

 Surface Area — площадь местности;  Topographic Position Index — предназначен для деления ландшафта на отдельные классы по положению.

Моделирование местности, ее анализ и изучение по построенным моделям постепенно становятся

Под цифровой моделью географического объекта понимается определенная форма представления

Топографическая ЦММ характеризует ситуацию и рельеф местности.

Например, ширина условного знака шоссе на карте масштаба 1:1.000 000 около 1 мм, что соответствует 100 м на местности, а в натуре ширина шоссе редко превышает 15–20 м.

Степень сложности нерегулярной (топографической) поверхности можно определить также

инженерное проектирование, проектная поверхность, геометрическое моделирование, реальное время

Карта крутизны склонов (углов наклона земной поверхности) строилась с.

Замечательно приспособление римских дорожных карт для использования в пути.

Карта — средство к выявлению географических закономерностей».

Визуальный анализ наиболее употребительный прием исследования по картам, основан на существе карт как.

Основной интерпретируемый объект при составлении экологических карт.

И только набор снимков одного и того же участка местности, полученных одновременно в разные сезоны

Так как каждому типу ландшафта в пределах определенной географической зоны свойственны.

источник

Выявление характерных особенностей карты дает возможность оценить пригодность ее использования для решения какой-либо конкретной задачи. С этой целью карта предварительно подверга­ется анализу и оценке.

Анализ карты — это процесс всестороннего рассмотрения ее элементов и свойств в целях выяснения степени пригодности карты к использованию в конкретных целях (научно-исследова­тельских, образовательных, практических и др.). Оценка карты осуществляется на основании ее анализа и является выводом о качестве карты, т. е. степени удовлетворения требований потре­бителей карты (соответствия целевому назначению).

Читайте также:  Как найти результаты анализов диагностика плюс

Основные направления анализа качества карты и критерии ее оценки следующие: современность, научная обоснованность, идеологическая направленность, полнота, детальность и досто­верность содержания (степень соответствия действительности), целесообразность выбора элементов математической основы, спо­собов картографического изображения и оснащения, правильность генерализации, совершенство примененных изобразительных и других средств оформления (общая наглядность карты, различи­мость обозначений, логические связи знаков, общая географическая нагрузка), геометрическая точность положения точек, линий, кон­туров.

Анализ общегеографической карты включает следующие све­дения:

I. Выходные сведения картографического издания:

Заглавие (название) картографического произведения.

Подзаголовочные данные (сведения, содержащие поясне­ния или дополнения к заглавию,— содержание, назначение, автор­ский коллектив и др.).

Выходные данные (место и год выпуска, название издатель­ства) .

Надзаголовочные данные (наименование организации^ от име­ни которой выпускается картографическое произведение).

Особенности оформления (в частности, количество красок, использованных при печати).

Главный масштаб анализируемой карты.

Картографическая проекция — ее свойства по способу по­строения и характеру искажений; размещение линий или точек нулевых искажений, величина, направление и распределение иска­жений, их экстремальные значения. Географическая целесообраз­ность выбора проекции (целостность изображения территории, вид картографической сетки и др.).

III. Географическое содержание:

8. Водные объекты: виды водных объектов, классификация по режиму, составу воды, хозяйственному значению, характерные

черты гидрографической сети, условные обозначения, отражающие ее особенности, характер и степень генерализации.

9. Рельеф: способы отображения, характерные особенности каж­ дого (если гипсометрический, то установить целесообразность выбора ступеней шкалы высот и глубин).

Растительность и грунты: методы и средства их отобра­жения, принятая классификация и система условных знаков, ха­рактер и уровень генерализации.

Социально-экономические объекты: а) населенные пункты: их классификация и генерализация по людности и политико-адми­нистративной значимости; характерные черты расселения с учетом производственно-функциональных особенностей каждого; положе­ние относительно рельефа, рек и других элементов местности; б) политико-административное деление: границы, центры и другие административные данные, характерные особенности их отбора и отображения; в) экономика и культура: типы объектов, способы их картографического изображения, особенностей размещения, от­ражение состояния и разйития экономического потенциала регио­на; г) география транспорта: виды путей сообщения, особенности картографического отображения сухопутного, морского и других путей сообщения.

Надписи: какие категории объектов обозначены геогра­фическими названиями, пояснительными надписями качественной и количественной характеристик, как используются различия в раз­мере, цвете и характере шрифта в качестве картографических ус­ловных знаков.

13. Исследование соответствия целевому назначению карты ее оснащения: легенды, указания масштаба, картографической сет­ ки, рамки, зарамочного оформления.

V. Элементы дополнительной характеристики территории: текстовые данные, дополнительные (врезные) карты, профили.

14. Анализ принятого на карте расположения картографируе­ мой территории, ее границ, среднего меридиана относительно рам­ ки карты, их соответствие оптимальному варианту.

Анализ тематической карты можно проводить по вышеизложен­ной программе. Следует только учесть, что раздел III — «Географи­ческое содержание» должен состоять из двух подразделов: а) анали-18 географической основы и б) анализа специального содержания, составляющего тему анализируемой карты.

Завершается анализ карты оценкой с выводом о возможности •е применения в отдельности или в составе серии карт как средства Исследования для решения поставленных задач.

Для оценки карты желательно привлекать дополнительные материалы: а) картографические — в виде карт той же тематики более крупных масштабов для выяснения уровня генерализации; НОвейшие по времени издания карты для определения фактическо­ го соответствия действительности; б) текстовые данные — описа­ ем 259

нии, статистических справочников, материалов переписей и др. (что особенно важно для тематических карт).

При оценке карты рекомендуется проводить ее пробное чтение, начиная с «ключевых участков» — наиболее характерных и репре­зентативных, а также тех территорий, которые лучше знакомы осуществляющему анализ.

При анализе серии карт (который осуществляется изучением каждой карты серии по приведенной выше программе или близкой к ней по содержанию) оценивается соответствие их на­значению, согласованность по математической основе, принципам и степени генерализации картографического изображения, содержа­нию и оформлению.

Более сложную задачу представляет анал’из и оценка геогра­фического атласа, где, помимо изучения серий и групп карт, фор­мирующих его содержание, исследуется систематизированность соб­ранных карт, их соответствие назначению атласа, тематическая пол­нота, внутреннее единство и взаимная согласованность карт.

источник

Анализ топографических карт проводится с целью изучения территории исследования, ее особенностей, закономерностей размещения, взаимосвязи объектов и явлений, динамики их развития и др. Анализ позволяет правильно выбрать карту определенного масштаба в зависимости от направления предполагаемого использования (для ознакомления с местностью, для ориентирования на местности, в качестве основы для составления гипсометрических, почвенных, ландшафтных карт, для научного анализа природных и социально-экономических явлений и др.)
Выбор карт сопровождается оценкой степени пригодности их для конкретных работ по точности и подробности сведений, которые предполагается получить с помощью карт. При этом необходимо учитывать, что укрупнение масштаба карт ведет к увеличению числа листов карт, уменьшая обзорность территории, но повышая точность информации. Время издания карт определяет их соответствие современному состоянию территории. Динамика географических явлений выявляется путем сопоставления разновременных карт на одну и ту же территорию.
Применяются следующие способы анализа карт: визуальный, графический, графоаналитический и математико-статистический.
Визуальный способ основан на зрительном восприятии изображения местности, сопоставлении графически показанных элементов местности по форме, размерам, структуре т. д. Он предполагает преимущественно качественную характеристику объектов и явлений, но часто сопровождается глазомерной оценкой расстояний, площадей, высот и их соотношений.
Графический анализ заключается в исследовании построений выполненных по картам. Такими построениями являются профили, разрезы, блок-диаграммы и пр. При помощи приемов графического анализа выявляются закономерности пространственного размещения явлений.
Графоаналитический анализ подразделяется на картометрический и морфометрический. Картометрические приемы состоят в измерении на картах длины линий, определении координат, площадей, объемов, углов, глубин и др. Морфометрические приемы позволяют определять среднюю высоту, толщину, мощность явления, горизонтальное и вертикальное расчленение поверхности, уклоны и градиенты поверхности, извилистость линий, контуров и др.Численные показатели распространенности объектов, связи между ними, степени влияния разных факторов позволяют устанавливать методы математико-статистического анализа. С применением методов математического моделирования создаются пространственные математические модели местности.Географическое описание местности составляется после предварительного изучения карты и сопровождается измерениями и вычислениями на основе сравнения длин, углов, площадей с линейным масштабом, шкалой заложений и т.п. Основной принцип описания – от общего к частному. Описание строится по следующей схеме:
1) данные о карте (номенклатура, масштаб, год издания);
2) описание границы участка местности (географические и прямоугольные координаты);
3) характеристика рельефа (тип рельефа, формы рельефа и занимаемые ими площадь и протяженность, отметки абсолютных и относительных высот, главные водоразделы, форма и крутизна склонов, наличие оврагов, обрывов, промоин с указанием их протяженности и глубины, антропогенные формы рельефа – карьеры, насыпи, выемки, курганы и т. п.);
4) гидрографическая сеть – названия объектов, протяженность, ширина, глубина, направление и скорость течения рек, уклон, характер берегов, грунт дна; характеристика поймы (размеры, наличие старых русел, пойменных озер и глубина болот); наличие гидротехнических сооружений, а также мостов, паромов, бродов и их характеристики; описание мелиоративной сети, ее густота; наличие родников и колодцев;
5) растительный покров и грунты – тип, состав пород, занимаемая площадь, характер размещения. При наличии лесных массивов – их характеристика, ширина просек, наличие вырубок;
6) населенные пункты – название, тип, численность населения, административное значение, структура и планировка, преобладающая застройка (огнестойкая или неогнестойкая), объекты промышленности;
7) пути сообщения – железные и шоссейные дороги. Для железных дорог – количество путей, вид тяги, название станций, вокзалов. Для шоссейных и других дорог – характер покрытия и ширина.

источник

  1. Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.
  2. Научить учащихся пользоваться масштабом переводить из численного в именованный и обратно. Повторение понятий отношение, пропорция, отношение расстояний.
  3. Совершенствовать формирование умений и навыков учащихся в работе с картой.
  4. Научить измерять расстояния на поверхности Земли и изображать расстояния на бумаге.
  5. Обучить решению задач по данной теме.
  6. Проверить знания учащихся по топографическим знакам и рисовке горизонталей на карте.

II. Вступительное слово учителя математики:

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Пропорции” и рассмотрим их применение в жизни. Убедимся, какое важное практическое применение имеет данный материал в жизни. Начнём с повторения пройденного.

А. Найдите отношение чисел 4 и 2; 1 и 5; величин – 4 см и 8 см; 6 см и 12 м; 5 см и 2 км. Во сколько раз число 4 меньше числа 8?

Б. Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции.

III. Изучение нового материала.

– Предлагаю учащимся выполнить невыполнимое проблемное задание – начертить в тетрадях план спортивного зала в натуральную величину.
– Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь – маленькая.)
– Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь.)
– Посмотрите на карты. (Учитель показывает карты разных масштабов.) Что можете сказать о реках, озёрах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других – меньше.)
– Но как выразить уменьшение?

Чертёж земли Московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот Пермские дремучие леса.
А вот Сибирь…

Эти строки – из замечательной пушкинской трагедии. Сын, занятый вычерчиванием карты русского государства беседует с отцом – царем Борисом Годуновым.

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, например, государства, части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.

Географические карты – это изображения поверхности Земли, показывающее состояние связи различных географических объектов, изменение их во времени, развитие и перемещение.

С помощью карт можно получить различные сведения о поверхности Земли, решить научные и прикладные цели. Например, карты нужны в военном деле, планировании строительства, геологических исследований, освоений в космосе. А вот сегодня на уроке мы постараемся определить количественные свойства изображенных объектов: определить координаты, длину и масштаб и т.д.

Как известно, все карты имеют математическую основу, в частности масштаб.

Давайте ребята вспомним что такое…

1. Масштаб. (Масштабом называют отношение измерения, приведённого на чертеже к истинному измерению.)

2. Виды масштабов. (Масштаб, данный в числах, называют числовым масштабом. Числовой масштаб географических карт даётся дробью. Числитель дроби числового масштаба равен 1, а её знаменатель – числу, которое показывает, во сколько раз истинное значение расстояния уменьшено на карте.)

– А теперь с помощью масштаба карт попробуем с вами решить несколько задач:

  1. Длина отрезка на карте 3 см. найдем длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1:1000000.
    Решение: Обозначим длину отрезка на местности (в см) – x и найдем отношении длины отрезка на карте к длине отрезка на местности 3:х, которое и будет равно масштабу карты.
    Значит, 3:х=1:1000000.
    Решив уравнение, получим х=3 ∙1000000=3000000. Но 3000000см=30000м=30км.
    Ответ: длина отрезка на местности 30 км.
  2. Длина отрезка на местности 4,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1:1000000?
    Решение: длина отрезка на карте – х (км). Составим пропорцию: х:4,5=1:1000000.
    Решив уравнение, получим х=4,5:1000000=0,000045.
    Но 0,000045 км = 0,045 м = 4,5 см.
    Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.
  3. На рисунке дан план квартиры в масштабе 1:100. Определите по плану, какие размеры имеют кухня, ванная и комнаты и какова их площадь в действительности?
  4. Отрезку на карте, длина которого 3,6см, соответствует расстояние на местности 72 км. Каково расстояние на местности в 72 км? Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
  5. Человеку нужно пройти от населенного пункта А до пункта Б. Это расстояние на карте составляет 28 мм. Какое расстояние человеку нужно пройти по местности, если масштаб карты 1:25000?
  6. Асет договорился с Русланом сходить на рыбалку на одно из маленьких озер в пойме р. Или. Руслан рассказал, как идти Асету, чтобы не сбиться с пути, и выйти прямо к нужному озеру. Асет прошел от точки поворота к озерам расстояние 470 м. Он увидел маленькое озеро, а на карте, которую он взял с собой, были обозначены три озера. К какому озеру он подошел, если до одного расстояние на карте 26 мм, до второго-24 мм, а до третьего – 19 мм? Карта имеет масштаб 1:25000.
  7. Путнику нужно было пройти от деревни до домика лесника. На его карте это расстояние составило 84 мм, но та часть карты, где был написан масштаб, оторвалась. Путник позвонил товарищу, который определил по своей карте расстояние до деревни в 105 мм. Его карта имела масштаб 1:20000. Какой же масштаб у карты путешественника?
  8. Задача: Определите расстояние от г. Семей до г. Астаны.
  9. Практическое задание (по группам).
  1. По карте г. Семей найдите расстояние от ул. Чайковского до ул. Ч. Валиханова.
  2. Расстояние от пос. Восточный до Железнодорожного вокзала.
  3. Расстояние от площади Абая до Центрального парка.

– А сейчас ребята мы с вами поработаем над закреплением условных топографических знаков.

1) Первое задание более легкое. Ученик должен вспомнить изображенный знак.
2) На карточке Б ученику надо изобразить условные топографические знаки.

Топографическая карточка Б.

Ученик Дата Нарисуйте условный знак
  1. Бензоколонка
  2. Железнодорожная дорога в выемке
  3. Родник
  4. Отдельно лежащий камень
  5. Редкий лес

Топографическая карточка А.

Участник Дата Назовите условный знак
1
Очки место

– Молодцы ребята!
– А теперь представим, что каждый из вас выбирает путь по пересеченной местности. Чтобы хорошо разбираться в таком пути, вы должны научиться хорошо, разбираться в особенностях рисовки горизонталей на карте. Предложенное задание поможет нам разбираться в рельефе местности, в особенностях рисовки горизонталей на карте.

1) Определить, какой отрезок пути положе (круче): между точками А и Б или между точками В и Д. В данном случае учащимся предлагают участок карты с нанесенными на нее двумя линиями пути по склонам.

Читайте также:  Как называется анализы на нехватку витаминов

Предлагаемый участок карты должен иметь четкие изображения горизонталей, линии крутизны должны располагаться по разным склонам.

2) На одном отрезке дано равномерное возвышении (понижение), а на другом отрезке пути горизонтали сходятся близко, склон в этом месте становится трудным для преодоления. Ученикам предлагают выбрать один из этих отрезков пути похода.

3) По горизонталям определить самую высокую точку данного участка местности.

4) На карточке B школьники должны описать нарисованную форму рельефа

– На этом наш урок окончен. Спасибо за практическую работу на уроке. Удачи вам в освоении естественно-математических наук.

  1. Что называют масштабом?
  2. Где и для чего используют масштаб?
  3. Как найти истинное измерение по измерению изображения на карте (чертеже)?
  4. Зная истинное измерение, как найти числовое значение измерения на карте (чертеже)?

Измерить длину и ширину своей комнаты и изобразить комнату в масштабе 1:100.

источник

Традиционным является картографический вывод. Карты всё еще остаются наиболее компактным способом представления географической информации. Традиционно карты создавались для осуществления двух основных функций. Первая функция- это хранение информации. Создание карты — это способ зафиксировать информацию о местоположении пространственного объекта. Вторая функция состоит в том, чтобы через изображение донести пространственную информацию до пользователя.

Соответственно, различают карты двух типов. Первый — это основные справочные карты, например Административная карта Российской Федерации или карта города. Карты этого типа содержат информацию о взаимном расположении объектов. Второй тип — тематические карты, используемые для передачи информации по определенной одной или нескольким тематикам, например землепользование, уровень добычи полезного ископаемого или уровень экологической безопасности. Большинство карт на выходе ГИС относятся к тематическим картам, выделяющим структурные отношения в рамках выбранной темы. В случае ГИС слово «тема» можно заменить на «решение», так как такие карты чаще всего являются результатом решения определенной задачи или ключом к завершению процесса принятия решения.>

Существует множество карт, каждая из которых может нести как базовую, так и специализированную информацию. Если для создания карты, отвечающей каким-либо специальным требованиям, обычно требуется опытный картограф, то любой желающий может сделать хорошую базовую и информативную карту, учитывая следующие простые принципы. Эти принципы организованы в 6 разделов, и вы можете руководствоваться ими для создания и совершенствования ваших карт.

Как правило, у карты какое-либо одно назначение. Попытки соединить очень много информации в одной карте (то есть сделать многоцелевую карту) приводят к нечеткости восприятия и сбивают с толку пользователей карт. Лучше использовать несколько карт, каждая из которых выполняет определенную задачу.

Дизайн карт.

Назначение карты принципиально для ее дизайна. При создании карты картограф должен знать ответы на некоторые фундаментальные вопросы, например: Что будет нанесено на карту? Для кого она предназначена? Как она будет представлена: как самостоятельное издание, или как часть отчета? Какие технические средства будут использованы для отображения карты?

Каждый помещаемый на карту объект должен что-то говорить на тему этой карты. На карте не должно быть ничего лишнего. Следовательно, первое правило при составлении карты гласит, что она должна быть читаема, анализируема и интерпретируема.

Размер, масштаб и средства передачи также имеют большое значение Физический размер карты, зависящий от географического экстента, показанного на карте, будет предписывать масштаб карты, и определять, каким образом будет передаваться фактический размер и количество объектов на карте. Этот вопрос является актуальным в том случае, когда масштаб входных данных и масштаб выходного изображения существенно различаются. Например, если слой дорог был создан в масштабе 1:24 000, то при нанесении его на карту с масштабом 1:2 000 000 получится, что дороги на ней будут значительно более детализированы, чем требуется. Значит, вам понадобится сократить количество объектов-дорог на вашей карте.

При уменьшении масштаба вывода, когда проблема избыточности информации не может быть решена простым удалением объектов (все объекты должны быть отображены), возможно, вам потребуется выполнить генерализацию входных данных. Генерализация – это упрощение (сглаживание) формы линейных и полигональных объектов. Генерализация может быть выполнена путем сглаживания линий и границ полигонов (в различной степени и различными методами), либо путем изменения мерности объектов. Например, узкий вытянутый полигон при уменьшении масштаба может быть представлен линией, а изометричный- точкой.

Дизайн карты может быть очень сложным, особенно при широких возможностях современных компьютерных программ. Однако логические (интеллектуальные) и графические (визуальные) цели картографического дизайна часто конфликтуют. Разрешение этих проблем почти всегда происходит путем компромисса. Например, если вы располагаете символы домов на карте, то и логика, и эстетика диктуют согласованный подход, скажем, расположение символов в точных координатах домов. Но если там же имеется линейный символ, представляющий дорогу, проходящую очень близко от этих домов, то либо символ дороги, либо символы домов должны быть смещены. При некоторых обстоятельствах вам может потребоваться смещение как символов домов, так и символа дороги в сторону от их точных положений. Выбор, показанный на рисунке в нижней части слайда отражает важнейшее положение о том, что графические объекты не абсолютно точно указывают реальное положение физических объектов, которые они представляют. Картографам приходилось решать огромное множество подобных проблем, поэтому они создали подробный набор соглашений и традиций, которые являются результатом проб и ошибок, а главное, — проверки среди пользователей карт. Эти результаты содержат самые эффективные методы достижения компромисса, они должны быть для вас руководством для ваших собственных картографических решений. Отклонения от установленных норм почти всегда приводят к созданию карты, менее эффективной в сообщении результатов вашего анализа, чем она могла бы быть.

Следующим фактором графического дизайна является целевая аудитория. Будете ли вы делать карту для нескольких пользователей или для большой аудитории в сотни или даже миллионы человек. Необходимо учитывать уровень подготовки аудитории к восприятию информации на вашей карте.

Многие пользователи выходных документов ГИС не имеют знаний и опыта в географии и картографии. В таких условиях карта должна восприниматься как можно легче, благодаря сохранению лишь наиболее важных объектов и названий и применению общеизвестных символов. В то же время, более опытные пользователи смогут извлечь дополнительную информацию из более плотного представления с более абстрактными символами. Значение может иметь также и возраст: например, пожилым людям и детям труднее воспринимать мелкие символы и текст.

Другой аспект назначения карты, эргономическая задача имеет в виду не столько то, что отображается, сколько то, как это делается. Фокус подчеркивает то, что создатель карты считает нужным донести для пользователя в первую очередь.

Решив, что вы изобразите на карте, вам нужно также выбрать форму представления, которая сможет адекватно передать ваше сообщение. Если карта показывает опасные зоны, то ее дизайн должен недвусмысленно демонстрировать их важность: обычно холодные тона (голубой, зеленый и светло-серый) используются для фона, в то время как теплые тона (красный, желтый, черный) используются для того, чтобы акцентировать внимание на чем-либо.

Баланс карты. Компонуя карту, вам придется размещать ее элементы на ограниченной площади. Собственно карта должна быть доминирующим элементом на листе. Многие карты выглядят неинтересными вследствие того, на них слишком много или слишком мало белого фона. Карта, которая полностью состоит из основного изображения, менее желательна, чем карта с некоторым аморфным фоном, обособляющим основное изображение. Фон поднимает также контраст и визуальную привлекательность. Карта, на которой слишком много фона, уменьшает значение основного изображения и может вызвать у зрителя подозрение о том, что она не полна.

Последним принципом графического дизайна является иерархическая организация. Все графические элементы, присутствующие на карте, должны быть организованы таким образом, чтобы подчеркнуть то, что наиболее важно. Этот принцип слабо применяется на общегеографических картах, так как их цель — дать возможность различным по интересам пользователям фокусироваться на важных для них элементах, поэтому все элементы такой карты должны иметь равное значение. А тематические карты, наиболее распространенные в среде ГИС, должны подчеркивать конкретные объекты или результаты анализа. Это может быть сделано посредством иерархической организации, или разделения элементов по уровням визуальной значимости.

Существуют три основных метода достижения иерархической организованности. Стереограммный метод требует выбора и модификации графических приемов с тем, чтобы позволить наиболее значимым элементам выглядеть расположенными выше, чем менее важные элементы. Ключами к восприятию глубины могут быть использование трехмерных объектов, различия в толщине линий, цвете, яркости или размере.

Второй метод иерархической организации называется расширительным, он чаще всего используется для ранжирования линейных или точечных объектов. Например, главные дороги должны выглядеть более заметными, чем второстепенные. Здесь мы можем варьировать толщину линий, их яркость или внутреннюю структуру.

Последний метод создания иерархической графической организации, называемый методом подразделительной иерархии, применяется главным образом для показа различий во внутреннем устройстве областей. Так, например, удельный вес русского населения в этническом составе Южного Федерального округа может быть подразделен на высокий, средний и низкий. Различие между расширительным методом и методом подразделительной иерархии состоит в том, что первая больше соответствует порядковой шкале измерений, а вторая –номинальной.

Процесс дизайна.

Составление карты представляет собой процесс, включающих ряд технологий, а также научный и художественный подходы, необходимые для создания географических карт. Картография развивалась и совершенствовалась задолго до появления компьютеров и ГИС и имеет устоявшиеся традиции. Например, теорию визуального разнообразия условных знаков Джека Бертина. В основе его теории лежит принцип визуального отличия одного символа от другого, что помогает в восприятии изображения. Совершенствуются также другие возможности картографии, учитывающие и человеческую психологию, и визуальное восприятие.

Первый шаг состоит в выборе типа карты, которую вы собираетесь создать, размещаемых на ней объектов и общего ее вида. Эта стадия интуитивна, результат ее — общий план вашей карты. Основные элементы карты представлены здесь на слайде:

Собственно карта – основная отображаемая область. Вы можете показать более одного изображения на области отображения в вашем документе. Например, вы можете показать динамику какого-либо процесса, демонстрируя несколько карт, например карты численности населения за разные года. Ваша карта может также содержать обзорную карту (мелкомасштабную карту, которая поможет пользователю понять, где расположена основная область интересов), карту-врезку (для передачи более детального изображения области, трудной для восприятия на основной карте) или индексную карту (как правило, показывающую последовательность карт, в ходящих в основную карту). Все это помогает донести информацию до пользователей.

Название сообщает пользователю, что представлено на карте. Как правило, вводится в компоновку карты как текст.

Легенда – список условных знаков, использованных на карте с описанием того, что они изображают. Создается или редактируется с использованием Мастера легенды в компоновке

Масштаб можно отобразить числом (1:10 000), графическим элементом (масштабная линейка), или описанием (в одном сантиметре один километр).

Проекция. На карте обязательно должна быть информация о проекции.

Направление обычно отображается Стрелкой севера. На карте может показываться географический полюс или магнитный полюс. Этот элемент помещается в компоновку карты.

Источник данных – библиографический список источников, использованных при создании карты.

Можно включить также множество других компонентов — даты, рисунки, координатные и градусные сетки, отчеты, таблицы, дополнительный текст, рамки и фамилии авторов.

При создании карты вы должны варьировать вид графических примитивов, представляющих точечные, линейные и площадные объекты, чтобы эти объекты были различимы.

Основные параметры, которые могут изменяться, это форма, размер, ориентация и цвет. Кроме этого, для заполнения площадных объектов могут использоваться штриховки, которые характеризуются организацией — регулярной или случайной, частотой следования элементов, позволяющей делать их светлее или темнее, и ориентацией этих элементов.

Все эти параметры могут изменяться для улучшения графического представления объектов и их групп. Поскольку карты воспринимаются как единое целое (в отличие текста, воспринимаемого последовательно, слово за словом), необходимо также уделять внимание таким характеристикам дизайна, как разборчивость, визуальный контраст, отношение основного изображения и фона и иерархическая структура.

Графические символы должны быть прежде всего разборчивыми: отдельные линии — разделимыми, цвета — различимыми, формы — узнаваемыми. Классическим примером являются фигуры, используемые на дорожных знаках, — они позволяют передать сообщение без использования текста. Размеры символов должны учитывать расстояние, с которого карта рассматривается и которое может меняться от десятков сантиметров при индивидуальной работе до нескольких метров при демонстрации в коллективе. При этом нужно помнить и о физических ограничениях оборудования и человеческого глаза.

Заключительная стадия процесса дизайна состоит в точной настройке того, что было сделано на предыдущей стадии. Здесь в общий план карты могут вноситься только небольшие изменения. Прежде чем публиковать карту, всегда имеет смысл дать кому-нибудь проверить ее, особенно грамматику и общий вид.

Главное — создание прототипа на экране монитора перед выводом на печать, так как принтеры и плоттеры намного медленнее экрана монитора. При этом следует учитывать возможные различия изображений на экране монитора и на бумаге, обусловленные использованием специальных языков управления периферийными устройствами. При выводе текста нередко получается так, что шрифты в компьютере и в принтере немного различаются, что приводит к наложению или сдвигу надписей, чего не наблюдалось на экране, или замене некоторых символов (особенно символов национального алфавита и специальных), коды которых различаются в компьютере и принтере. Эта проблема радикально решается установкой в драйвере периферийного устройства (например, принтера) флажка требования выводить всё, включая текст, в виде графики. При этом, возможно, некоторое замедление вывода, зато соответствие всегда будет полным.

Другая часто встречающаяся проблема – несоответствие цветов: заметно различающиеся на экране компьютера цвета могут оказаться практически одинаковыми на бумаге. Здесь можно порекомендовать вывести уменьшенную копию карты или ее часть, чтобы оценить соответствие и, если нужно, внести коррективы перед печатью всей карты. Более надежный путь — калибровка оборудования с использованием специальных калибровочных программ (обычно используемых в издательском деле) для достижения максимального соответствия изображений на экране и бумаге. После калибровки учет всех, различий и их корректировка производятся программой автоматически в процессе вывода.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

источник