Меню Рубрики

Как делать анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации.

Результаты проведенного экономического анализа используются для установления обоснованных плановых заданий. Показатели бизнес-планов устанавливаются исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с точки зрения возможностей их улучшения. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с точки зрения возможностей их оптимизации. Например, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов.

Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Важнейшую роль в этом играет экономический анализ, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.

Велика роль анализа хозяйственной деятельности в укреплении финансового состояния организаций. Анализ позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению этих причин. Анализ также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения этих причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования.

Прежде всего, анализ финансово-хозяйственной деятельности связан с бухгалтерским учетом. Среди всех источников информации, используемых при проведении экономического анализа, важнейшее место (более 70 процентов) занимают сведения, предоставляемые бухгалтерским учетом и отчетностью. Бухгалтерский учет формирует основные показатели деятельности организации и ее финансового состояния (прибыль, себестоимость, платежеспособность, ликвидность и др.).

Анализ хозяйственной деятельности связан также со статистическим учетом (статистикой). информация, предоставляемая статистическим учетом и отчетностью, используется при проведении анализа деятельности организации. Кроме того, в экономическом анализе используется ряд статистических методов исследования.. Экономический анализ взаимосвязан с аудитом.

Аудиторы осуществляют проверку правильности и обоснованности бизнес-планов организации, являющихся, наряду с учетными данными, важным источником информации для проведения экономического анализа. Далее, аудиторы осуществляют документальную проверку деятельности организации, что очень важно для обеспечения достоверности информации, используемой при экономическом анализе. Аудиторами осуществляется также анализ прибыли, рентабельности и финансового состояния организации. Здесь аудит вступает в тесное взаимодействие с экономическим анализом.

Анализ хозяйственной деятельности связан также с внутрихозяйственным планированием.

Анализ хозяйственной деятельности тесно связан с математикой. При проведении широко используются экономико-математические методы исследования.

Экономический анализ тесно связан также с экономикой отдельных отраслей народного хозяйства, а также с экономикой отдельных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химическая промышленность и т.д

Анализ хозяйственной деятельности взаимосвязан также с такими науками, как финансы и кредит, финансовый менеджмент. В процессе проведения экономического анализа необходимо учитывать формирование и использование денежных потоков, особенности функционирования как собственных, так и заемных средств.

Экономический анализ очень тесно взаимосвязан с управлением организациями. Собственно говоря, анализ деятельности организаций проводится с целью осуществления на базе его результатов разработки и принятия оптимальных управленческих решений, обеспечивающих повышение эффективности деятельности организации. Таким образом, экономический анализ способствует организации наиболее рациональной и эффективной системы управления.

Наряду с перечисленными конкретными экономическими науками экономический анализ безусловно, связан с экономической теорией. Последняя излагает важнейшие экономические категории, что служит методической основой для экономического анализа.

В процессе проведения экономического анализа осуществляется выявление резервов повышения эффективности деятельности организаций и путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов. Эти резервы являются базой для разработки организационно-технических мероприятий, которые должны проводиться для приведения в действие выявленных резервов. Разработанные мероприятия, являясь оптимальными управленческими решениями, дают возможность эффективно управлять деятельностью объектов анализа. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности организаций можно рассматривать как одну из важнейших функций управления или, как основной метод обоснования решений по руководству организациями. В условиях рыночных отношений в экономике анализ хозяйственной деятельности призван обеспечить высокую доходность и конкурентоспособность организаций как в ближайшей, так и в более далекой перспективе.

Анализ хозяйственной деятельности, возникший как анализ баланса, как балансоведение, продолжает в качестве основного направления исследования рассматривать именно анализ финансового состояния организации по балансу (с использованием, разумеется и других источников информации). В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике значительно возрастает роль анализа именно финансового состояния организации, хотя, конечно, не умаляется значение анализа и других сторон их работы.

Метод анализа хозяйственной деятельности включает в себя целую систему способов и приемов. дающих возможность научного исследования экономических явлений и процессов, составляющих хозяйственную деятельность организации. При этом любой из способов и приемов, применяемых в экономическом анализе, может быть назван методом в узком смысле этого слова, как синоним понятий «способ» и «прием». Анализ хозяйственной деятельности использует также способы и приемы, характерные для других наук, особенно статистики и математики.

Метод анализа представляет собой совокупность способов и приемов, обеспечивающих системное, комплексное исследование влияния отдельных факторов на изменение экономических показателей и выявление резервов улучшения деятельности организаций.

Для метода анализа хозяйственной деятельности как способа изучения предмета этой науки характерны следующие особенности:

  1. Использование заданий бизнес-планов (с учетом их обоснованности), а также нормативных значений отдельных показателей в качестве основного критерия оценки деятельности организаций, и их финансового состояния;
  2. Переход от оценки деятельности организации по общим результатам выполнения бизнес-планов к детализации этих результатов по пространственному и временному признакам;
  3. исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели (там, где это возможно);
  4. Сравнение показателей данной организации с показателями других организаций;
  5. Комплексное использование всех имеющихся источников экономической информации;
  6. Обобщение результатов проведенного экономического анализа и сводный подсчет выявленных резервов улучшения деятельности организации.

В процессе проведения анализа хозяйственной деятельности используется большое количество специальных способов и приемов, в которых проявляется системный, комплексный характер анализа. Системный характер экономического анализа проявляется в том, что все хозяйственные явления и процессы, которые и составляют деятельность организации, рассматриваются в качестве определенных совокупностей, состоящих из отдельных составных частей, связанных между собой и в целом с системой, которой является хозяйственная деятельность организации. При проведении анализа происходит исследование взаимосвязей между отдельными составными частями названных совокупностей, а также этими частями и совокупностью в целом, и наконец, между отдельными совокупностями и деятельностью организации в целом. Последняя рассматривается как система, а все перечисленные ее составляющие — как подсистемы различных уровней. Например, организация как система включает в себя ряд цехов, т.е. подсистем, представляющих собой совокупности, состоящие из отдельных производственных участков и рабочих мест, то есть подсистем второго и более высоких порядков. Экономический анализ изучает взаимосвязи системы и подсистем различных уровней, а также последних между собой.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность дать оценку эффективности бизнеса, то есть установить степень эффективности функционирования данного предприятия.

Основным принципом эффективности хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Если детализировать это положение, то можно сказать, что эффективная деятельность предприятия имеет место при минимизации затрат на изготовление единицы продукции в условиях точного соблюдения технологи и производства и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Наиболее обобщающими показателями эффективности являются доходность, прибыльность. Есть частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия.

К этим показателям можно отнести:

  • эффективность использования производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации:
    • основных производственных фондов (здесь показателями служат фондоотдача, фондоемкость);
    • трудовых ресурсов (показатели — рентабельность персонала, производительность труда);
    • материальных ресурсов (показатели — материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один рубль материальных затрат);
  • эффективность инвестиционной деятельности организации (показатели — срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);
  • эффективность использования активов организации (показатели — оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и внеоборотных активов, и др.);
  • эффективность использования капитала (показатели — чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)

Фактически достигнутые частные показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды, а также с показателями других организаций.

Исходные данные для анализа представим в следующей таблице:

Частные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Наименование показателей:

2. Производительность труда в рублях(среднегодовая выработка продукции на одного работающего):

3. Материалоотдача: (в рублях):

4. Срок окупаемости капитальных вложений: (в годах)

5. Оборачиваемость оборотных средств (активов), (в днях):

6. Дивиденды на одну акцию (в тыс. руб.):

Показатели, характеризующие отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, улучшились. Так, повысились фондоотдача, производительность труда и материалоотдача, следовательно, улучшилось использование всех видов производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Снизился срок окупаемости осуществленных капитальных вложений. Ускорилась оборачиваемость оборотных средств вследствие повышения эффективности их использования. Наконец, имеет место увеличение размера дивидендов, выплачиваемых акционерам, в расчете на одну акцию.

Все эти изменения, имевшие место по сравнению с предыдущими периодом, свидетельствуют о повышении эффективности функционирования предприятия.

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия используем уровень рентабельности, как отношение чистой прибыли к сумме основных и оборотных производственных средств. Данный показатель объединяет целый ряд частных показателей эффективности. Поэтому изменение уровня рентабельности отражает динамику эффективности всех сторон деятельности организации. В рассматриваемом нами примере уровень рентабельности в предыдущем году составил 21 процент, а в отчетном году 22,8%. Следовательно, повышение уровня рентабельности на 1,8 пункта свидетельствует об увеличении эффективности бизнеса, которое выражается во всесторонней интенсификации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Уровень рентабельности можно рассматривать как обобщающий, интегральный показатель эффективности бизнеса. Рентабельность выражает меру доходности, прибыльности предприятия. Рентабельность — относительный показатель; она гораздо меньше, чем абсолютный показатель прибыли, подвержена влиянию инфляционных процессов и поэтому точнее показывает эффективность деятельности организации. Рентабельность характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля средств, вложенных в формирование активов. Кроме рассматриваемого показателя рентабельности, существуют и другие, которые подробно освещаются в статье «Анализ прибыли и рентабельности» настоящего сайта.

На эффективность функционирования организации оказывает влияние большое количество факторов разного уровня. Такими факторами являются:

  • общеэкономические факторы. К ним относятся: тенденции и закономерности развития экономики, достижения научно-технического прогресса, налоговая, инвестиционная, амортизационная политика государства, и др.
  • природно-географические факторы: местонахождение организации, климатические особенности данной местности, и др.
  • Региональные факторы: экономический потенциал данного региона, инвестиционная политика в этом регионе, и др.
  • отраслевые факторы: место данной отрасли в составе народнохозяйственного комплекса, конъюнктура рынка в этой отрасли, и т.д.
  • факторы, обусловленные функционированием анализируемой организации — степень использования производственных ресурсов, соблюдение режима экономии в затратах на производство и продажу продукции, рациональность организации снабженческо-сбытовой деятельности, инвестиционная и ценовая политика, наиболее полное выявление и использование внутрихозяйственных резервов, и т.п.

Очень важное значение для повышения эффективности функционирования предприятия имеет улучшение использования производственных ресурсов. Любой из названных нами показателей, отражающих их использование (фондоотдача, производительность труда, материалоотдача) представляет собой синтетический, обобщающий показатель, который находится под влиянием более детальных показателей (факторов). В свою очередь на каждый из этих двух факторов оказывают влияние еще более детальные факторы. Следовательно, любой из обобщающих показателей использования производственных ресурсов (например, фондоотдача) характеризует эффективность их использования только в общем и целом.

Для того, чтобы выявить подлинную эффективность, необходимо осуществить более детальный факторный анализ этих показателей.

Основными частными показателями, характеризующими эффективность функционирования предприятия, следует считать фондоотдачу, производительность труда, материалоотдачу и оборачиваемость оборотных средств. При этом последний показатель по сравнению с предыдущими является более обобщающим, непосредственно выходящим на такие показатели эффективности, как доходность, прибыльность, рентабельность. Чем быстрее оборачиваются оборотные средства, тем эффективней функционирует организация и тем больше будет величина полученной прибыли и выше уровень рентабельности.

Ускорение оборачиваемости характеризует улучшение как производственной так и экономической сторон деятельности организации.

Итак, основными показателями, отражающими эффективность деятельности организации, являются доходность, прибыльность, уровень рентабельности.

Кроме того, существует система частных показателей, характеризующих эффективность различных сторон функционирования организации. Среди частных показателей наиболее важным является оборачиваемость оборотных средств.

Системный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает ее изучение как определенной совокупности, как единой системы. Системный подход также предполагает, что предприятие или другой анализируемый объект должна включать в себя систему различных элементов, которые находятся в определенных связях между собой, а также с другими системами. Следовательно, анализ этих элементов, входящих в состав системы, должен осуществляться с учетом как внутрисистемных, так и внешних связей.

Таким образом, любая система (в данном случае анализируемая организация или другой объект анализа) состоит из ряда подсистем, связанных между собой. Вместе с тем, эта же система как составная часть, как подсистема входит в другую систему более высокого уровня, где первая система находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими подсистемами. Например, анализируемая организация как система включает в себя ряд цехов и управленческих служб (подсистем). В тот же время эта организация в качестве подсистемы входит в состав какой-либо отрасли народного хозяйства или промышленности, т.е. системы более высокого уровня, где она взаимодействует с другими подсистемами (другими организациями, входящими в эту систему), а также с подсистемами других систем, т.е. с организациями других отраслей. Таким образом, анализ деятельности отдельных структурных подразделений организации, а также отдельных сторон деятельности последней (снабженческо-сбытовой, производственной, финансовой, инвестиционной и др.) должен осуществляться не изолированно, а с учетом взаимосвязей, имеющихся в анализируемой системе.

В этих условиях экономический анализ должен носить, безусловно, системный характер, быть сложным и многогранным.

В экономической литературе рассматриваются понятия «системный анализ» и «комплексный анализ». Эти категории тесно взаимосвязаны. Во многом системность и комплексность анализа представляют собой понятия-синонимы. Вместе с тем между ними существуют и различия. Системный подход к экономическому анализу предполагает взаимосвязанное рассмотрение функционирования отдельных структурных подразделений организации, организации в целом, и их взаимодействия с внешней средой, то есть с другими системами. Наряду с этим системный подход означает взаимосвязанное рассмотрение различных сторон деятельности анализируемой организации (снабженческо-сбытовой, производственной, финансовой, инвестиционной, социально-экономической, экономико-экологической и др.) Системность анализа представляет собой более обширное понятие по сравнению с его комплексностью. Комплексность включает в себя изучение отдельных сторон деятельности организации в их единстве и взаимной связи. Вследствие этого комплексный анализ следует рассматривать как одну из основополагающих частей системного анализа. Общность комплексности и системности анализа финансово-хозяйственной деятельности отражается в единстве изучения различных сторон деятельности данной организации, а также во взаимоувязанном изучении деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений, и, кроме того, в применении общей совокупности экономических показателей, и, наконец, в комплексном использовании всех видов информационного обеспечения экономического анализа.

В процессе проведения системного, комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие этапы. На первом этапе следует осуществлять расчленение анализируемой системы на отдельные подсистемы. При этом следует иметь в виду, что в каждом отдельном случае основные подсистемы могут быть различными, либо одинаковыми, но имеющими далеко не тождественное содержание. Так, в организации, изготавливающей промышленную продукцию, важнейшей подсистемой будет являться ее производственная деятельность, которая отсутствует у торговой организации. Организации, оказывающие услуги населению, имеют так называемую производственную деятельность, резко отличающуюся по своей сущности от производственной деятельности промышленных организаций.

Таким образом, все функции, осуществляемые данной организацией, выполняются посредством деятельности ее отдельных подсистем, которые и выделяются на первом этапе проведения системного, комплексного анализа.

На втором этапе осуществляется разработка системы экономических показателей, которая отражает функционирование как отдельных подсистем данной организации, то есть системы, так и организации в целом. На этом же этапе разрабатываются критерии оценки значений этих экономических показателей на основе использования их нормативных и критических значений. И наконец, на третьем этапе осуществления системного, комплексного анализа происходит выявление взаимосвязей между функционированием отдельных подсистем данной организации и организации в целом, определение экономических показателей, которые выражают эти взаимосвязи, находятся под их влиянием. Так, например, анализируют, каким образом функционирование отдела по труду и социальным вопросам данной организации повлияет на величину себестоимости выпускаемой продукции, или как инвестиционная деятельность организации сказалась на сумме полученной ею балансовой прибыли.

Системный подход к экономическому анализу дает возможность наиболее полного и объективного изучения функционирования данной организации.

При этом следует принимать во внимание существенность, значимость каждого вида выявленных взаимосвязей, удельный вес их влияния на общую величину изменения экономического показателя. При соблюдении этого условия системный подход к экономическому анализу обеспечивает возможности разработки и внедрения оптимальных управленческих решений.

При проведении системного, комплексного анализа необходимо принимать во внимание, что экономические и политические факторы взаимосвязаны и оказывают совместное влияние на деятельность любой организации и на ее результат. Политические решения, принимаемые органами законодательной власти, должны обязательно находиться в соответствии с законодательными актами, регулирующими развитие экономики. Правда на микроуровне, то есть на уровне отдельных организаций, дать обоснованную оценку влияния политических факторов на показатели деятельности организации, измерить их влияние представляется весьма проблематичным. Что же касается макроуровня, то есть народнохозяйственного аспекта функционирования экономики, то здесь обозначить влияние политических факторов представляется более реальным.

Наряду с единством экономических и политических факторов при проведении системного анализа необходимо принимать во внимание также взаимосвязанность экономических и социальных факторов. Достижение оптимального уровня экономических показателей в настоящее время в значительной степени обуславливается проведением мероприятий по повышению социально-культурного уровня работников организации, повышению качества их жизни. В процессе проведения анализа необходимо изучить степень выполнения планов по социально-экономическим показателям и их взаимосвязь с другими показателями деятельности организаций.

При проведении системного, комплексного экономического анализа следует также принимать во внимание единство экономических и экологических факторов. В современных условиях деятельности предприятий природоохранная сторона этой деятельности приобрела очень важное значение. При этом следует иметь в виду, что расходы на осуществление природоохранных мероприятий нельзя рассматривать только с позиций сиюминутных выгод, так как биологический ущерб, наносимый природе деятельностью металлургических, химических, пищевых и других организаций может в будущем приобрести необратимый, невосполнимый характер. Поэтому в процессе анализа необходимо проверить, как выполнены планы по строительству очистных сооружений, по переходу на безотходные технологии производства, по полезному использованию либо реализации плановых возвратных отходов. Необходимо также исчисление обоснованных величин ущерба, наносимого природной среде деятельностью данной организации и ее отдельных структурных подразделений. Анализировать природоохранную деятельность организации и ее подразделений следует в увязке с другими сторонами ее деятельности, с выполнением планов и динамикой основных экономических показателей. При этом экономию затрат на природоохранные мероприятия в тех случаях, когда она вызвана неполным выполнением планов этих мероприятий, а не более экономным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, следует признавать неоправданной.

Далее, при проведении системного, комплексного анализа необходимо принимать во внимание, что получить целостное представление о деятельности организации можно только в результате изучения всех сторон ее деятельности (и деятельности ее структурных подразделений), с учетом имеющихся между ними взаимосвязей, а также их взаимодействия с внешней средой. Таким образом, мы при осуществлении анализа производим раздробление целостного понятия — деятельности организации — на отдельные составные части; затем в целях проверки объективности аналитических расчетов мы осуществляем алгебраическое сложение результатов анализа, то есть отдельных частей, которые в совокупности должны составить целостную картину деятельности данной организации.

Системность и комплексный характер анализа финансово-хозяйственной деятельности находят отражение в том, что в процессе его осуществления происходит создание и непосредственное применение определенной системы экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия, его отдельные стороны, взаимосвязи между ними.

Наконец, системный и комплексный характер экономического анализа находит свое выражение в том, что в процессе его осуществления происходит комплексное использование всей совокупности источников информации.

Итак, основное содержание системного подхода в экономическом анализа заключается в изучении влияния всей системы факторов на экономические показатели исходя из внутрихозяйственных и внешних связей этих факторов и показателей. При этом анализируемая организация то есть определенная система подразделяется на ряд подсистем, представляющих собой отдельные структурные подразделения и отдельные стороны деятельности организации. В процессе проведения анализа осуществляется комплексное использование всей системы источников экономической информации.

Процессы, из которых складывается финансово-хозяйственная деятельность предприятия связаны между собой. При этом связь может быть прямой, непосредственной, либо косвенной, опосредованной.

Финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, ее эффективность находят отражение в определенных экономических показателях. Последние могут быть обобщенными, то есть синтетическими, а также детальными, аналитическими.

Все показатели, выражающие финансовую и хозяйственную деятельность организации, взаимосвязаны. На любой показатель, изменение его величины оказывают влияние определенные причины, которые принято назвать факторами. Так, например, на объем продаж (реализации) оказывают влияние два основных фактора (их можно назвать факторами первого порядка): объем выпуска товарной продукции и изменение в течение отчетного периода остатков нереализованной продукции. В свою очередь, на величины названных факторов влияют факторы второго порядка, то есть более детальные факторы. Например, на величину объема выпуска продукции оказывают влияние три основные группы факторов: факторы, связанные с наличием и использованием трудовых ресурсов, факторы, связанные с наличием и использованием основных фондов, факторы, связанные с наличием и использованием материальных ресурсов.

В процессе проведения анализа деятельности организации можно выделить и еще более детальные факторы третьего, четвертого, а также более высоких порядков.

Любой экономический показатель может являться фактором, влияющим на другой, более обобщающий показатель. В этом случае первый показатель принято называть факторным показателем.

Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.

См.далее: Факторный анализ, и резервы повышения эфффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Анализ финансов предприятия обычно проводят по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также данным, полученным из учетной системы предприятия (данные бухгалтерского и налогового учета). Помимо этого анализируют деловую активность предприятия, его долю на рынке, взаимоотношения с контрагентами. В части финансового анализа бухгалтерской отчетности используют такие методы как вертикальный анализ отчетности и горизонтальный анализ отчетности. При этой основой анализа выступает расчет, сравнение и качественное изучение различных финансовых коэффициентов, характеризующих важные с точки зрения пользователей финансового анализа (менеджмента, кредиторов, инвестором) соотношения.

Анализируя финансы предприятия, рассчитывают и дают качественную характеристику таким показателям, как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, оборачиваемость активов, оборачиваемость запасов и др.

Актуальность экономического и финансового анализа очевидна при любом экономическом строе, при любой макроэкономической ситуации и не уменьшается с течением времени. Любое предприятие хочет знать качественные характеристики своей деятельности, а так же свое финансовое состояние и его изменение с течением времени. Поэтому освоение методов и приемов экономического и финансового анализа является неотъемлемой частью образования любого управленца – экономиста, финансиста и бухгалтера.

Зачастую руководители, учредители, топ менеджеры считают, что производя вливания (порой колоссальные) помогут предприятию выбраться из кризиса, но и после этого деятельность предприятия по прежнему не находится на должном и желаемом уровне.

Рациональные, умные и опытные руководители ежегодно проводят анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия, чтобы понять, где есть «дыры» в деятельности, которые необходимо планомерно «заделывать», чтобы предприятие оставалось успешным и приносило прибыль.

Если Вы хотите, чтобы Ваше предприятие было успешным, проводите анализ финансово – хозяйственной деятельности!

Андрей, тема могла бы быть интересной, но где Ваши предложения?

Мое предложение состоит в проведении мною финанализа, дабы люди знали проблемные места своей деятельности.

А Вы уверены, что сможете выявить эти проблемные места? Вернее, я не сомневаюсь, что Вы сможете выявить какие-то факты неэффективности в плане уплаты налогов, например, но будут ли они влиять в значительной мере на бизнес? Любой бизнес, от самого крупного до мелкого складывается из доходов и расходов. Все ли затраты Вы можете подвергнуть анализу?

Уважаемый Михаил!
спасибо за участие в конференции.
я беру налоговую отчетность за последние три года (предшествующие), лучше всего помесячно, а не поквартально или по году и провожу финанализ по всем показателям:

1. Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности и показатели, используемые для их расчета;
2. Анализ коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия;
3. Анализ коэффициентов, характеризующих финансовую Устойчивость предприятия;
4. Анализ коэффициентов, характеризующих деловую активность;
5. Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, его положение на товарных и иных рынках;
6.1. Анализ внешних условий деятельности предприятия;
6.2. Анализ внутренних условий деятельности предприятия;
6.3. Анализ рынков, на которых осуществляется деятельность предприятия;
7. Анализ активов и пассивов предприятия;
8. Анализ возможности безубыточной деятельности предприятия;
9. Основные выводы по Анализу.

Как видите мой финанализ захватывает все аспекты деятельности предприятия, этот метод финанализа достаточно трудоемкий и немало важно сделать правильные выводы по получившимся показателям.
Мой финанализ содержит наглядные графики из которых видна динамика (повторюсь, что лучше всего брать помесячно), или правильно это назвать Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Я думаю, что я ответил на Ваш вопрос в полной мере.
Спасибо.

Вы берете НАЛОГОВУЮ отчетность? А если предприятие на ЕНВД или УСН? Что Вам даст такая налоговая декларация? И откуда Вы ее берете ЕЖЕМЕСЯЧНО, если налоговая отчетность формируется поквартально? Специально для Вас делают? Тут уже говорилось, что описанное Вами похоже на курсовую. На серьезный анализ это не тянет.

Андрей, пишу Вам не в защиту Андрея Лашкевича, а в защиту УЧЕТА.
Во-первых: предприятие на любой системе налогообложения не освобождено от ведения бух.учета, а бОлее того, ведение бух.учета для всех ЮЛ обязательно! на любой системе налогообложения. Даже уважающие себя ИП всё равно ведут бух.учет — для себя, как раз для анализа фин-хоз.деятельности.
Во-вторых: данные для финанализа, конечно же, берутся из бух.учета, а из налогового учета — берётся налоговая нагрузка, которая влияет (как расходная часть) на фин.результат.
В-третьих: вообще-то по ПБУ отчетным периодом в бух.учете является МЕСЯЦ (если иное не установлено в учетной политике), НО! грамотный гл.бух, структурировав и систематизировав учет в любой период имеет возможность «закрыть»/»свернуть» фин.рез. Все циферки в базе — вот они — бери и анализируй. Нам-гл.бухам, так же, как и собственнику нужна оперативная и актуальная информация (нам — для планирования налоговой нагрузки для дальнейшего резервирования денежных средств на уплату налогов).

Абсолютно с Вами согласен о необходимости ведения учета на предприятии с любой организационно-правовой формой и с любой системой налогообложения. Вот только уважаемый автор использовал термин «налоговая, а не «бухгалтерская». Это и вызвало мое недоумение. Налоговая отчетность регламентируется НК, а не ПБУ. Насчет увязки финансовых показателей с эффективностью процессов тут уже сказал второй оппонент. Еще раз — если бы уважаемый автор говорил про БУХГАЛТЕРСКУЮ отчетность, то недоумения у меня это бы не вызвало. Хотя, опять же, малые предприятия не формируют развернутую бухгалтерскую отчетность. Например, они не формируют отчет о движении денежных средств. Без этого анализ вряд-ли будет исчерпывающим. На основании анализа только ф.1 и ф.2 (извините за использование устаревшей терминологии, но так будет понятнее) много не анализируешь. Вот если бы автор сказал про анализ оборотных ведомостей, в том числе и по аналитическим счетам) вкупе с бухгалтерской и налоговой отчетностью, тогда я бы больше поверил.

Спасибо, Андрей за развёрнутый ответ. Чувствуется, что Вы профессионал с своей сфере. Но знаете, полезней и для Вас и для тех кто заглянул в тему будет сконцентрироваться не на дифирамбах, а на тезисах вызывающих вопросы. Выполняя финанализ, я сомневаюсь, что Вы выявляете «дыры» в деятельности. Если бы Вы использовали вместо «деятельности», подразумевающей производственные процессы, что то типа «оптимизации налоговых выплат», то наверно да. Финансовыми методами Вы решаете исключительно финансовые проблемы. В отношении же производственных процессов Вы можете только выявить состояние дел с эффективностью. Это Важно. Это можно использовать как один из важнейших KPI. Но только в составе какой-либо стратегии оптимизации. Если проводить аудит эффективности (если оперировать смыслами), то надо предлагать и стратегию оптимизации или модернизации. Только в связке, иначе нет смысла в анализе. Надо ещё понимать, что в большинстве случаев Собственник или субъект принятия решений (СПР) не представляет что необходимо делать чтобы повысить рентабельность или снизить налоговое бремя. Нужно рассматривать финансовый анализ наряду с анализом производственных процессов. Вы к этому готовы?

Попытайтесь получить кредит в серьезном банке. Они Вам найдут такие дыры, что Вы сами удивитесь. Причем, абсолютно бесплатно. 🙂
P.S. А кредит, собственно, после этого можете не брать. 🙂

Очевидные вещи пишите. Только те показатели, которые вы привели — базовая вузовская программа. Это должен уметь каждый слабенький экономист.
Для выявления слабых мест у хорошего аналитика должна быть методика, которая идет несколько дальше основ фин. анализа (а-ля курсовая), причем лучше — если она уникальная. Вы конечно можете все решать подсчетом базовых показателей форм 1 и 2, но это совсем поверхностно. И одно дело их высчитать, другое-правильно интерпретировать. Впрочем дело ваше, увидев публикацию не смог промолчать.

А по существу статьи возразить нечего — все вполне очевидно. Удачи в консалтинге.

Alex, сможете привести пример?

Михаил, я вообще считаю, в отличии от ТС, что налоговую отчетность смысла анализировать нет, если задачей ставится выявление слабых мест. Дело в том, что задачей бухгалтера является, прежде всего оптимизация. И какое предприятие будет показывать всю реальную выручку и реальную прибыль. (Как примеры — тот же черный нал, который только идиот оприходует (да простит меня законодательство)), и различные ,т.н. корпоративные расходы) — но это уже тонкости бухгалтерии. Финансовую отчетность налоговая тоже может проверить во время документальной проверки, поэтому особо расходиться декларация с ф2 не будет. В этой связи больший интерес представляет баланс, который лишь в некоторых местах пересекается с Ф2. Анализ активов и пассивов в динамике может дать реальную картину (согласен с ТС). Впрочем как и анализ динамики коэффициентов ликвидности, устойчивости, платежеспособности , рентабельности может дать интересную картину. Но для выявления слабых направлений (еще не дыр), а только направлений можно использовать фин. анализ (желательно 1,2,4,5) — а потом уже отталкиваясь от результатов применять конкретные методы для выявления тех самых дыр. Подчеркну — больше доверяю результатам фин. отчетности, чем налоговым декларациям. Но это мое видение.

Позвольте с Вами несколько не согласиться. Совокупный анализ налоговой отчетности и финансовой дает иногда тоже неплохие результаты. Анализ — дело творческое ))) Особенно с нашим Минфином и его инструкциями.

Мне кажется, Alex, подобный анализ не может являться отдельной задачи. Для чего? Другое дело, если мы хотим получить достоверную информацию на всех этапах реализации какой-либо сверхзадачи, например, модернизация производства, модернизация управления, повышение энергоэффективности. Вот здесь потребуются конкретные показатели эффективности, KPI. У меня даже есть конкретная задача на сейчас. Подписывается договор по которому я должен буду повысить эффективность обслуживающих процессов на крупном производстве. То, что я смогу это сделать не вызывает сомнений. Но есть проблема оценки эффективности работы. В составе такой задачи, по сути модернизации производственных отношений, анализ финансово-хозяйственной деятельности приобретает особую актуальность.

Полностью согласен с Вами. Любой анализ- просто метод, часть процесса управления. Вне комплекса решения задач предприятия он не имеет никакого смысла.

Однозначно, тут и спорить нечего. Причем ни с теоретической, ни с практической точек зрения.

А по поводу сравнения налоговой и финансовой отчетность, вы правильно написали — это дело творческое. Я например, налоговую отчетность использую в крайнем случае, в частности если не удается получить финансовые документы (просто как некая альтернатива). Про свои предпочтения фин. отчетности уже писал.

Михаил, анализ никогда не является отдельной задачей, и в этом наши взгляды совпадают. Андрей Волков правильно написал — анализ лишь часть процесса управления. Но присутстовать анализ должен всегда. Естественно, мы говорим о комплексном анализе, а не об исключительно финансовом анализе, который сам по себе не обладает высокой ценностью. Я как понял, наши взгляды различаются вот в чем:
— Вы считаете (как я понял, если ошибаюсь поправьте) что анализ должен в рамках конкретной цели. Т.е. сначала принятое решение — затем анализ, с целью эффективности его исполнения;
— Я считаю — что комплексный анализ должен в преддверии формирования цели.
В рамках процесса принятия решения анализ занимает более раннюю позицию.
Т.е. сначала комплексный анализ — а по его результатам решение. Это классическая западная модель Мескона, революционного тут ничего нет. Большинство американских компаний действуют по этой модели. Естественно ее видоизменяют и настраивают под себя, но суть остается.

Но если Ваша методика приносит вам прибыль и помогает развиваться вашему предприятию — это очень хорошо.

Вы не правильно поняли. Конечно же чтобы сформулировать задачу необходимо исходить из достоверных данных. Здесь даже не спор о яйце и курицы. Всё проще. Анализ появляется когда на него есть запрос. Сначала должен появиться бенефициар, идея. Модернизируя предприятие или решая другую задачу. Если Вы думаете, что аналитика может осуществляться без цели, а просто по принципу «может пригодиться», то это говорит об отсутствии системного подхода в управлении. Это отсутствие Системы которое приводит к упадку. Об этом говорит Анохин, Деминг. Производство не может существовать вне Системы. Если уж оно существует, то уже выполняет какие-то задачи. Для проведения какого-либо анализа необходимо определить направление, область, сферу, критерии. Этому решению может предшествовать какой-то иной анализ. Но всё начинается с Субъекта принятия решений (СПР) заинтересованного в полезной работе. СПР — направление — анализ — принятие решения или корректировка направления и далее по цепочке. Странно что Вы могли подумать, что оппонент настолько примитивен чтобы всерьёз полагать возможным принимать логику: принятие решения — анализ.
А вот Ваша логика, вполне распространённая кстати: анализ — принятие решения, очень не полная и не учитывает ни СПР, ни тех целей которые он ставит. А цели могут быть очень разными, совершенно отличающимися от декларируемых. По этой причине появляется разрыв между интересами продиктованными производственной целесообразностью и интересами СПР. В России и других постсоветских республиках разрыв очень большой, что снижает эффективность всех процессов, включая и анализа и качество информационных потоков сопровождающих производственные процессы. По этой причине главное — понимание интересов СПР. Он может купить завод как актив который можно продать, переждать колебания курса национальной валюты, а может с целью расширить производство и увеличить прибыль, а может чтобы просто не досталось конкуренту.
Теперь о комплексном анализе. Есть СПР, есть идея преобразовать производственную Систему. Но наш уровень производственных отношений и полное нежелание учитывать этот фактор заведомо, снижают результативность любого процесса. Именно по этой причине мы всегда проигрываем и развитым странам и не развитым, но которые исходят из знаний своих особенностей.

Самое интересное, по моему мнению, что Вы оба правы ))) Классическая цепочка (петля) управления выглядит так: Прогнозирование (определение цели) — Планирование — Исполнение (учет) — Контроль (отчетность) — Анализ — Прогнозирование. Так что анализ в петле действительно предваряет планирование и осуществляется в рамках поставленных ранее целей. Круг-то замкнут )))

Михаил, на эту тему можно рассуждать долго и нудно. У меня цели блеснуть знаниями теории на форуме не стоит, поэтому детально Вам расписывать процесс принятия решения не стал и не стану. Есть ряд ученых которые это уже делали, можете почитать. Но если вы рассматриваете сам процесс принятия решений, то нужно оперировать мыслями авторов в этой сфере (Мескон, Друкер и т.д.). Если же мы говорим о системной теории — тогда можно вспоминать Анохина и т.д. Все, экскурс в литературу нужно заканчивать.
Вопрос к Вам — Если механизм состоит из десяти деталей, а вам продают всего две — вы будете думать, что продавец не знает механизма. Такой уровень разговора у нас получается, становится не очень интересно.
В общем мы уже отошли далеко от темы.

А насчет Вашего видения ситуации (принятие решений — анализ) я прав, ваш последний пост подтвердил мои гипотезы. Вот Вы пишите о целях и интересах, а теперь задумайтесь — у Вас цель, значит и решение в рамках цели. А значит и первостепенность решения. Тоже самое и про интересы. В России как раз, визуальные краткосрочные интересы первостепенны. И как раз, ваше видение является стереотипным у большинства отечественных бизнесменов. Но заметьте, я не критикую и не называю логику примитивной , т.к. если у Вас есть результат и бизнес развивается — здесь можно только восхититься.

Alex, я пытался уйти от полемики на уровне: «что было первым, яйцо или курица». Мне просто хотелось сказать, что когда мы говорим,как в этой теме, про «дыры», мы забываем о качестве информации, о том что оно низко. Отчасти это происходит, как Вы правильно заметили, от этого: «В России как раз, визуальные краткосрочные интересы первостепенны». Но не всё так однозначно и монолитно. Есть Собственники, Профессионалы с большой буквы. Всё определяется уровнем наших знаний о происходящих процессах. А он довольно низок. Когда Вы говорите фразу: «краткосрочные интересы», подразумевается уровень развития производственных и общественных отношений соответствующих чиновничьему этапу развития общества, для которого характерен контроль ресурсов с помощью административного ресурса и административной ренты (коррупции). Причём это относится не только к чиновникам, но и к производственникам. Учитываем мы это обстоятельство? Нет. А учитываем мы низкий уровень разделения труда во многом объясняющий низкую производительность и эффективность предприятий? Тоже нет. Но при этом мы много говорим о пользе различных инструментов управления, о поиске «дыр». Всё вроде понимаем, даже понимаем, что интересы «краткосрочные», но при этом не желаем расставаться со своими иллюзиями. Именно по этой причине, в море людей с «краткосрочными интересами», необходимо находить таких СПР, которым будет выгодна полезная работа. Не важно для чего, для карьеры или собственной наживы. Возможно Вы быстро устаёте от общения по таким темам, но тогда зачем участвовать и вставлять свои три серебренника?

Михаил, заметьте я Вас не пытаюсь каким то образом поддеть. В этой связи ваша фраза про три серебрянника не очень смотрится. Ваши рассуждения правильные, но насыщены философией , и поэтому наш разговор в конечном итоге скатится к первопричинам бытия. Разве я спорил с вами об аксиомах качества информации, РЕАЛЬНЫХ интересах собственников и всестороннем анализе? Да на этом базируется вся моя практическая и научная деятельность. В этой связи могу порекомендовать несколько статей нашего развивающегося проекта http://ibmg.su/adekvatnost-kak-odna-iz-sostavlyayushhikh-uspekha-v-dolgosrochnojj-perspektive.html; http://ibmg.su/obrazovanie-kak-odna-iz-kornevykh-sost.html; http://ibmg.su/klyuchi-razvitiya-biznesa.html. Если интересует — можно организовать сотрудничество на взаимно выгодных условиях, только без философии — прошу. (это не здесь , а в личку)
А то похоже на спор типа: «Стена белая», нет «Белая стена».

А насчет коррупции — это не корневая проблема. Невозможно вылечить больной зуб, пожевав жевательную резинку.

Но давайте все таки — если мы рассуждаем здесь говорить о финансовом анализе для выявления «дыр». Возможно ТС имеет какие то разработки и он нам скажет — что он делает далее с указанными коэффициентами и как они ему помогают найти реально слабые места. Возможно он не проводит больше никаких действий, а нашел универсальную методику определения реальных недостатков по ним? Это конечно, сэкономит массу времени на лишние движения. Тогда это супер. Или согласится — что это лишь часть комплексного анализа. Тогда дальнейшее описание мне лично не интересно, т.к. не дает экономии.

Alex, извиняюсь за задержку ответа. Просьба, если Вы обращаетесь ко мне, а только меня здесь зовут Михаилом, то жмите на «Ответить» под моим постом. Наткнулся на Ваш ответ совершенно случайно. А тема, то крайне интересная. И собеседник Вы весьма интересный. Почитал статьи по Вашим ссылкам. Всё бы ничего, но когда в одной из них говорится о некой «привычной колее», из которой сложно выбраться, это явление относится и к Вам. Конечно, на большинстве предприятий после внедрения передовых производственных процессов наблюдается явление отката к прежним привычным методам управления и хозяйствования. Отчасти это объясняется и качеством управленческого персонала, но и качеством того материала, который предлагаем мы с Вами.
Мне искренне жаль, что Ваше объяснение хронической неэффективности наших предприятий по сравнению с развитыми странами может быть таким: «Как отмечалось ранее, причина успеха американских компаний – в системе менеджмента, а европейских… в образовании.». Вы совершенно не учитываете различий в свойствах бизнес-среды. Не буду говорить о теории, о социологии, о политэкономии, систематике, психологии и прочей ерунде, следуя Вашей просьбе «не философствовать». Обратимся сразу к результатам. Так как я простой инженер имеющий авторитет именно как инженер у своих заказчиков, однажды мне поручили решить проблему эффективности на обслуживающих процессах. Дело в том, что предприятие занималось коммерческой недвижимостью. Набирая персонал связанный с содержанием зданий и сооружений (гл.инженер, энергетик, строитель и т.д.) Заказчик менял его почти ежегодно. Причина заключалась в слабой инициативе, процветании откатов, некомпетентности. Для решения пришлось создать Системы контроля ресурсов (СКР), которые касались исключительно строительства. Опыт был расширен на одном предприятии принадлежащем японской транснациональной компании. Эффект был подобен взрыву. Оказалось, что принципы универсальны. Теперь появилось понятие «сложных закупок», была разработана теория сложных закупочных операций. Любые действия с ресурсами предприятия, включая не только строительство, но и модернизацию оборудования, работы по энергоэффективности, по модернизации инженерных систем, передачи отдельных процессов на аутсорсинг попадали под контроль СКР. От успешной практики создавалась теория по началу никак не связанная с существующими инструментами повышения эффективности. Появилась пропасть непонимания. Как можно сократить расходы на обслуживающих процессах занимающих до половины себестоимости продукции? Пришлось менять терминологию чтобы она была понятна Вашим коллегам. Так была создана концепция «Бережливого потребления», как реверс концепции «Бережливого производства». Вы сами легко можете определить «колейность мышления» если попробуете найти инструменты не относящиеся к основным производственным процессам. По сути их нет. Например, если Вы попробуете найти семинары посвящённые закупкам, то найдёте материалы по поставкам материалов и комплектующих + логистика. Различные Системы ERP, MRP, Системы 1С и проч. касаются исключительно товарных запасов. А модернизация оборудования не закупка? А Инвестиции в развитие производства не закупка? Мы не контролируем ресурсы. Мы как бы видим цикл производства и забываем, что есть ещё цикл потребления о котором совершенно ничего не знаем. Вы можете сколько угодно петь мантры под названием Кайдзен, Канбан или TQM, но всё это будет упираться в отсутствие целостности представлений о бизнес-процессах. Попробуйте уговорить персонал производительно, качественно и эффективно работать, если он видит что службы Главного инженера, главного энергатика, главного механика, начальника ОКС «осваивают» ими заработанное. Осваивают ещё ничего. Это просто отсутствие мотивации. А «распиливание»? Это уже сильнейший демотиватор. А ведь производственники заказчики всех обслуживающих процессов. В России и Украине принято тупо копировать, в лучшем случае приспосабливать западный опыт. Но у них нет «таких» обслуживающих процессов, у них более высокий уровень разделения труда и уровень производственных отношений.
Но Вы правы, к чему фи

Но Вы правы, к чему философствовать. лучше вернёмся к теме. И у меня есть вопрос совершенно конкретный по теме. Как на основе финансового анализа понять что бюджет «осваивается», а не используется с максимальной эффективностью для Собственника? Лично я знаю как, а Вы?
С уважением.

Я тоже знаю. Хотите воспользоваться моими услугами, обращайтесь. Хотя если Вы знаете сами, то смысла не вижу. Как чего то не будете знать — Welcome. Спасибо за проявленный интерес. Сейчас мне правда, не до философии.

Так Вы обмен мнениями хотите трансформировать в продажу своей точки зрения? Ну тогда хоть намекните почему Ваше мнение стоит покупать. Например, свою точку зрения я Вам могу сообщить бесплатно. Можете написать мне в личку: #
Со временем у меня тоже напряг. Сейчас проходит конференция «Бережливое производство 2015», посвящённая сертификации и стандартизации в области Бережливого производства, где я завтра веду мастер-класс. Возможно что-то будет Вам полезно.

Как провести анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия и узнать «дыры»?

Тема напоминает заголовки в псевдо-сми — «У учёных волосы встали дыбом, когда они узнали это«.

источник

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать