Меню Рубрики

Как делать анализ экономических показателей предприятия

Экономический анализ проводится каждым предприятием. Это необходимая процедура, которая позволяет определить эффективность организации основной деятельности. На основе проведенных исследований получается выявить слабые стороны, определить наиболее выгодные пути развития организации. Чтобы понять принцип проведения такой работы, нужно рассмотреть на примере экономический анализ предприятия. Основные методики будут представлены далее.

Экономическая безопасность предприятия во многом зависит от скорости реакции управленцев на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Для этого проводится большое количество разных оценок, что позволяет взглянуть на ситуацию, сложившуюся на предприятии, со стороны.

Чтобы выбрать набор методов для анализа, определяют цели и задачи его проведения. Это позволяет оптимизировать затраты на исследовательские работы. Цели выбирают в соответствии со сложившейся ситуацией на предприятии. При их достижении компания должна максимально повысить эффективность своей деятельности.

На основе проведенного анализа предприятие планирует свою деятельность, создает стратегию на отдаленную перспективу. Чтобы отследить изменения, произошедшие в прошлом, сравнивают данные минимум за три последних периода. Это позволяет отследить экономические показатели в динамике.

Пользователями информации, полученной в ходе анализа экономической эффективности предприятия, являются как управленцы, менеджеры организации, так и сторонние инвесторы, кредиторы, акционеры. Потенциальные инвесторы обязательно запрашивают у независимых аудиторов исследование экономических и финансовых показателей компании. Ни один кредитор не предоставит свои временно свободные средства компании, у которой показатели недостаточно высокие.

Информация должна подаваться в доступном для пользователя виде. На основании полученных данных принимается решение о целесообразности расширения производственной деятельности. Инвесторы выбирают наиболее привлекательные проекты.

Существуют разные методы экономического анализа предприятия. Они делятся на общие и конкретные. К первой категории относятся следующие подходы:

  • сравнение;
  • наблюдение;
  • абстрагирование;
  • детализация;
  • моделирование;
  • эксперимент.

Конкретные методики формируются в разрезе конкретных наук. Они позволяют детализировать общие методики.

Одним из наиболее распространенных приемов, который применяют аналитики в своей работе, является сравнение. Это самый ранний метод исследования. Для этого явления соотносят, а потом проводят синтез данных. В явлениях выделяется общее, различное. Сравнивать показатели в экономическом анализе можно с планом, с показателями прошлого периода, со средними данными.

Чтобы выполнить такой анализ, показатели должны быть сопоставимыми. Информативным может быть анализ динамических и параллельных рядов. Это позволяет изучить структуру процессов, явлений, тенденций. Сравнения могут быть также вертикальными. В некоторых случаях аналитикам могут быть интересны многомерные сравнения. При этом сопоставляется широкий спектр коэффициентов сразу по нескольким объектам. Это позволяет выполнить комплексную оценку, сопоставив коэффициенты с конкурентными показателями.

Сравнение позволяет добиться разных результатов:

  • выполнения бизнес-плана в текущем и плановом периоде;
  • изыскания путей для экономии ресурсов;
  • принятия оптимальных решений в существующих условиях;
  • оценки степени рисков.

Изучая основы экономического анализа предприятия, метод сравнения нужно рассмотреть первым.

Чтобы оценить экономическое развитие предприятия, применяют метод средних величин. Это позволяет обобщить данные, однородные показатели, перейти от рассмотрения единичных данных к общему. Это помогает выявить закономерности.

Без применения средних величин невозможно провести сравнение данных в ходе изучения того или иного признака. Такой подход дает возможность сопоставить показатели, различные во времени.

Средние показатели позволяют абстрагироваться от случайного результата, отдельных колебаний и значений. При этом средние данные могут быть представлены в таких формах:

  • средняя арифметическая;
  • мода;
  • хронологическая моментного ряда;
  • средняя взвешенная гармоническая;
  • медиана.

Выбор зависит от конкретных целей анализа и особенностей выборки. Это позволяет выявить общие тенденции, закономерности.

Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются.

  • Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям.
  • Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности.
  • Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов.

Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей.

В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики:

  1. Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку.
  2. Определяются производственные значения.
  3. Результат подается в виде таблицы.
  4. Определяется влияние каждого признака на результат.

Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются.

Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат.

Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, стоит обратить внимание еще на один подход. Традиционным является балансовый метод. Для этого анализируется структура имущества предприятия и ресурсов, за счет которых оно было приобретено. Он применяется также для определения влияния на результат связанных с ним факторов.

Также балансовый метод применяется при исследовании обеспеченности организации материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. На его основе проводится изучение эффективности их применения. При этом сравниваются такие показатели, как, например, платежные средства и обязательства, а также соответствие этих величин. Этот метод применяется для проверки правильности проведения расчетов. Если баланс не соблюдается, есть отклонения, значит, он составлен неправильно.

В ходе подачи информации управляющему персоналу, а также иным пользователям применяется графический метод. Он широко применяется в ходе исследований различных процессов на производстве.

Так, например, для изучения эффективности работы оборудования строят графики, в том числе на основе множественных факторов. Это позволяет наглядно продемонстрировать работу агрегатов в течение определенного времени.

При монтаже и строительстве промышленных или прочих предприятий высокий экономический эффект дают сетевые графики. Они применяются в математическом анализе, в процессе планирования деятельности организации.

Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере.

Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания. Генеральный директор определяет структуру управленческого аппарата, численность руководителей подразделений. Он нанимает всех работников и открывает счета.

Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью.

Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления.

Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией.

Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба.

В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства.

Экономическое управление предприятием предполагает выполнение исследований в области изготовления продукции. Рассмотрим пример. Исследуемое предприятие занимается выпуском двигателей, приборов, прочих машин, которые продаются оптом. Основные группы продукции представлены в таблице далее.

Стоимость продукции, млн руб.

Продукция, зачтенная в выполнение плана, млн руб.

Чтобы определить выполнение плана по ассортименту продукции, применяется простой расчет:

Па = Пф / Пп * 100, где Па – выполнение плана в текущем периоде по ассортименту продукции, Пф – стоимость выпускаемых изделий по факту, которая не превышает плановый выпуск, Пп – выпуск продукции по плану.

В ходе выполнения анализа и оценки экономической деятельности предприятия выполняется простой расчет:

Па = 47734 / 48416 * 100 = 98,6%.

Таким образом, компания не выполнила план по ассортименту на 1,4%.

Анализ экономического потенциала предприятия проводится при помощи исследования доходности и прибыльности организации.

Но есть и прочие обобщающие показатели. С их помощью рассматривают эффективность функционирования отдельных сторон компании. К таким показателям относятся:

  • Эффективность использования ресурсов организации. Эту группу коэффициентов еще называют рентабельностью. Компания должна получать больше прибыли, чем она затратила на изготовление продукции ресурсов.
  • Правильность применения трудовых ресурсов. Для этого рассчитывается рентабельность персонала, производительность его труда.
  • Эффективность основных производственных фондов. К этой категории показателей относятся фондоотдача, фондоемкость.
  • Качество распределения материальных ресурсов в ходе производственного цикла. К этим показателям относятся материалоемкость, материалоотдача, а также материальные затраты на рубль прибыли и т. д.
  • Эффективность деятельности компании в инвестиционной сфере. Рассчитывается срок окупаемости капвложений, а также прибыль на один рубль финансовых ресурсов.
  • Качество организации применения активов компании. Проводится анализ состава и структуры оборотных средств предприятия, оборачиваемость и прибыль на единицу активов организации.
  • Эффективность применения капитала. Для этого чистую прибыль делят на каждую акцию, а также определяют дивиденды на одну акцию и т. д.

Фактические показатели сопоставляются с плановыми значениями, а также данными за прошлые периоды. Могут также браться за основу для сравнения данные с других предприятий. Так, проводя экономический анализ предприятия на примере, производительность труда можно определить следующим образом.

источник

В условиях рыночной экономики коренным образом меняются отношения между участниками общественного производства. Взаимозависимость хозяйственных организаций требует, с одной стороны, более детальной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а с другой – следует учитывать, что конкурентная борьба требует соблюдения коммерческой тайны и, следовательно, ограничения информации о деятельности необходимым минимумом.

Достоверная и объективная информация о финансовом положении предприятий необходима для инвесторов, желающих выгодно вложить свой капитал; акционеров, получающих дивиденды с дохода; кредиторов и банков, заинтересованных в своевременном погашении займов, возвращении ссуд. Информация о текущем финансовом положении и на перспективу необходима также руководству предприятия (фирмы) для выработки стратегии развития предпринимательской деятельности.

Мировая экономическая наука накопила богатый опыт анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В нашей стране в условиях командно-административной системы управления он был заменен анализом выполнения планов, который в большинстве своем не предусматривал изучение объективных экономических связей между многочисленными показателями.

Предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений требует иного подхода и организации как внутреннего, так и внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности. Выводы по результатам анализа должны обеспечить аргументированное принятие решений и выработку стратегии предпринимательства.

В связи со сложившейся обстановкой в стране резко возрастает значение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Результаты анализа представляют интерес для различных категорий аналитиков.

Целью оценки хозяйственной деятельности является проведение анализа производственно-финансовой деятельности предприятий, как в целом, так и отдельных его частей, выявление резервов в деятельности предприятия и предложения по их рациональному использованию.

Экономический анализ включает следующие блоки:

— анализ объемов производства и реализации продукции;

— анализ использования основных фондов;

— анализ обеспеченности предприятия материальными и трудовыми ресурсами;

— анализ издержек производства;

— анализ финансового состояния предприятия.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Цель анализа заключается в выявлении причин и факторов, положительно и отрицательно влияющих на объем выпуска продукции, изыскании резервов роста объема производства, определении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества.

Задачами анализа использования основных фондов являются: изучение состава и движения основных фондов; выявление влияния использования средств труда на объем производства; определение эффективности использования основных фондов; выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов.

Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов являются: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на предприятии.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа предприятия – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

Читайте также:  Хороший анализ мочи как собирать

— экспресс-анализ финансового состояния;

— детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа производится расчет различных показателей оценки финансовой деятельности предприятия. Экспресс анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Смысл экспресс-анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.

Целью детализированного анализа финансового состояния является более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

Комплексный анализ состояния предприятия представляет собой систему целевого экономического и финансового анализа, направленного на выявление параметров развития предприятия, осуществляемой на базе данных финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. В условиях, когда большинство российских предприятий находится в нестабильном финансовом состоянии, проведение анализа позволяет достаточно точно определить узкие места и возможности улучшения финансового состояния предприятия.

На рис. 1 представлен алгоритм проведения комплексного экономического анализа состояния предприятия. Блок 1 указанной схемы представляет собой традиционный финансовый анализ.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.

Рис. 1. Алгоритм проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

На втором блоке комплексного анализа после проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия согласно рис. 5 проводятся рейтинговая и комплексная оценки финансового состояния предприятия.

На третьем блоке подготавливается заключение о финансовом состоянии предприятия на основе критериев устойчивости, разрабатываются рекомендации по улучшению (стабилизации) его деятельности.

При выполнении комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности:

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ве­дущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5) выполняется факторный анализ: выделяются факторы, и определяется их влияние на результат.

6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель следует различать факторы первого, второго и так далее порядков. Различие понятий показатель и фактор условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка и наоборот.

От объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные пути воздействия на показатели, то есть возможные организационно-технологические решения, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель.

источник

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Читайте также:  Желтые белки глаз какие анализы

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

Организация учетно-финансовой работы в компании ООО «Виктория». Анализ технико-экономических показателей: оценка имущественного положения; финансового состояния и ликвидности, рентабельности, деловой активности. Конкурентная среда и конкурентоспособность.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Анализ экономических показателей деятельности предприятия ООО «Виктория»

Выполнила: студентка 6 курса

1 Технико-экономическая характеристика предприятия.

1.1 Краткая характеристика предприятия

1.2 Организация учетно-финансовой работы на предприятии

1.3 Основные технико-экономические показатели

2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия

2.1 Оценка имущественного положения предприятия

2.2 Показатели финансового состояния и ликвидности

2.3 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

2.4 Показатели рентабельности и деловой активности

3 Конкурентная среда предприятия и повышение конкурентоспособности

3.1 Анализ конкурентоспособности

3.2 Диагностика стратегической позиции организации

3.3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Виктория»

Приложение А Сводный бухгалтерский баланс ООО «Виктория»

Приложение Б Сводный отчет о прибылях и убытках ООО «Виктория»

Конкурентоспособность в широком смысле слова — это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие «конкурентоспособность».

Применительно к маркетингу, конкурентоспособность это относительная оценка потенциальной способности успешно конкурировать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. При этом можно говорить о конкурентоспособности отдельных продуктов или компании в целом.

Высокая конкурентоспособность означает, что продукт или компания потенциально могут с высокой долей вероятности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности обычно подразумевает малую вероятность потенциального коммерческого успеха.

В реальной жизни конкурентоспособность компании и производимых ею продуктов тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность продукта может компенсироваться конкурентными преимуществами компании (в форме использования для продукта популярного бренда, либо эффективных каналов продаж), обеспечивая коммерческий успех на конкретном рынке, и наоборот.

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Основными задачами преддипломной практики является получение профессиональных навыков самостоятельной производственной работы на предприятии и сбор информации, необходимой для разработки дипломного проекта.

1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Виктория», в дальнейшем именуемое «Общество», создано и действует в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.98 г. и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Место нахождения Общества Хабаровский край, Комсомольский район, с. Хурба, ул. Гайдара, 17.

Основными видами деятельности Общества является:

— организация оптовой и розничной торговли производственными и промышленными товарами, ГСМ, товарами народного потребления, транспортными средствами, продуктами питания, вино-водочными и табачными изделиями, лекарственными препаратами в соответствии с действующим законодательством;

— открытие торговых точек, комиссионная торговля, лоточная торговля;

Читайте также:  Я очень худая какие анализы

— приобретение в России и по импорту, сбыт в России на экспорт продукции (работ, услуг) Общества и его дочерних предприятий и филиалов, а также проведение в соответствии с законодательными актами коммерческих операций, включая внешнеторговые, валютные и посреднические, компенсационные и бартерные сделки, факторинг, лизинг и т.д.;

— проведение операций с недвижимостью (зданиями, сооружениями и их отдельными частями), включая покупку, продажу, приобретение и сдачу в аренду;

— сдача в аренду торговых, складских и других вспомогательных помещений, имущества, автотранспортных средств;

— составление проектно-сметной документации;

— выполнение строительно-монтажных работ;

— распространение лекарственных средств и изделий медицинского характера;

— оказание транспортных и иных услуг населению;

— снабженческо-сбытовая и торгово-закупочная деятельность;

— реализация материалов населению;

— организация общественного питания;

— посреднические и представительские услуги;

— иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Виктория».

Целью общества является извлечение прибыли.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, общество может заниматься только на основании лицензии.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за её пределами.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленным обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Общество может участвовать в деятельности и создавать на территории РФ, за её пределами, в том числе в иностранных государствах хозяйственные общества, товарищества и производственные кооперативы с правами юридического лица.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Органами управления обществом является:

Которые избираются общим собранием акционеров в порядке предусмотренном настоящим уставом и положениями о генеральном директоре.

Органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

Уставный капитал общества составляет 10030 тыс. р.

Прибыль, оставшаяся у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно.

В обществе создается резервный фонд в размере 25% уставного капитала общества. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд используется для покрытия его убытков.

Предприятие на протяжении всех лет работы работает не очень прибыльно, о чем свидетельствует его бухгалтерская отчетность.

С работниками на предприятии заключаются трудовые договора.

Трудовой договор в трудовом кодексе РФ — это соглашение, которое заключается между работником и работодателем, и, согласно которому, работник обязан выполнять работу определенной специальности и соответствующей его квалификации. А работодатель, в свою очередь, обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить его нормальными условиями труда, предусмотренные законодательством РФ.

В трудовом договоре указывают:

— фамилию, имя и отчество работника;

— фамилию, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор;

— документы, удостоверяющие личность работника и работодателя;

— дату и место заключения трудового договора.

На предприятии с продавцами заключаются договора материальной ответственности.

Материальная ответственность по трудовому праву может быть определена как обязанность одной стороны трудового правоотношения (работника или работодателя) возместить ущерб, причиненный ею другой стороне неисполнением или ненадлежащим исполнением стороной возложенных на нее трудовых обязанностей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной трудового договора возложенных на нее обязанностей, если это повлекло за собой ущерб, является основанием материальной ответственности. Сторона трудового договора (работник, работодатель), причинившая ущерб другой стороне, возмещает ущерб в соответствии с нормами ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 232 ТК РФ).

Материальная ответственность как вид юридической ответственности возникает лишь при наличии ряда обязательных условий юридической ответственности. Прежде всего, это наличие материального ущерба. Другими обязательными условиями наступления материальной ответственности стороны трудового договора являются:

а) противоправность действия (бездействия), которым причинен ущерб;

б) причинная связь между противоправным действием и материальным ущербом;

в) вина в совершении противоправного действия (бездействия) (ст. 233 ТК РФ).

Исключение составляет материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ).

Организацией торгово-хозяйственной деятельности ООО «Виктория» занимается директор магазина.

К персоналу, непосредственно участвующему в торговом обслуживании граждан, относятся следующие работники ООО «Виктория»: заведующий отделом (секцией); администратор торгового зала; товаровед; продавец; кассир торгового зала; контролер-кассир.

Кроме этого, в ООО «Виктория» есть вспомогательный персонал: фасовщики; упаковщики; грузчики и т.д.

Обслуживающий персонал должен обеспечивать надлежащее качество торгового обслуживания покупателей, в том числе соблюдение правил продажи товаров и культуры обслуживания покупателей.

Персонал ООО «Виктория» на рабочих местах должен носить форменную или санитарную одежду, которая должна находиться в опрятном и исправном состоянии.

Функции, права и обязанности персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, а также в трудовых договорах.

Продавец ООО «Виктория» обязан выполнять следующие требования:

— находиться в торговом зале в форменной одежде, следить за своей прической, чистотой рук и ногтей;

— производить обслуживание покупателей, не допускать образования очередей, а при их наличии соблюдать очередность обслуживания покупателей.

Право на внеочередное обслуживание предоставляется участникам Великой Отечественной войны, инвалидам афганских событий, Героям Советского Союза и Российской Федерации, инвалидам 1 и 2 групп по зрению и с патологией органов движения и некоторым другим категориям граждан;

— встречать покупателей приветливо, внимательно их выслушивать, при разговоре с ними обращаться на «Вы»;

— оставлять рабочее место только в случае замены его другим продавцом;

— при повышении температуры, появлении признаков желудочно — кишечных заболеваний сообщить об этом администрации магазина.

Продавцу запрещается на рабочем месте принимать пищу и курить, общаться со знакомыми, если это не связано с торговым обслуживанием, проводить мероприятия личной гигиены (причесывание, уход за ногтями и т.п.). Продавец не должен создавать препятствия для внесения покупателями в книгу отзывов и предложений и вступать в пререкания и споры с проверяющими.

Рис. 1.1 Профессиональный состав персонала ООО «Виктория»

В профессиональной структуре трудовых ресурсов ООО «Виктория» доминирует средне специальное и среднее профессиональное образование.

Рис. 1.2 Возрастная структура персонала ООО «Виктория»

В возрастной структуре персонала ООО «Виктория» доминируют работник во возрасте от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет.

1.2 Организация учетно-финансовой работы на предприятии

Предприятие возглавляет генеральный директор, который организует всю работу своего предприятия и несет полную личную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом.

Организация учетно-финансовой работы на предприятии возложена на бухгалтерию.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору предприятия. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет индивидуальный предприниматель. Структуру и штаты бухгалтерии утверждает он же с учетом объемов работы и особенностей деятельности предприятия.

Основными задачами являются:

1. организация учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

2. осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.

Для выполнения возложенных на отдел задач он осуществляет следующие функции:

1 предприятие обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении;

2 главными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимого для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми службами, банками и другими заинтересованными организациями и лицами;

3 обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

4 своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

5 предприятие, осуществляя постановку бухгалтерского учета самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования, определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации, разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

6 организация учета основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения, исполнения смет расходов; составление отчетных калькуляций себестоимости и продукции, балансов и бухгалтерской отчетности.

Рис. 1.3 Финансовая структура предприятия

Всю полноту ответственности за качество и своевременность возложенных на отдел задач и функций несет главный бухгалтер. Степень ответственности других работников устанавливается главным бухгалтером.

1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

5. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

6. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

7. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

8. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

9. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

10. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

11. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоко ликвидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

12. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

13. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

1.3 Основные технико-экономические показатели

В данном разделе рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Виктория» за анализируемый период (2011-2013 гг.). Данными показателями выступают: численность персонала, товарооборот, прибыль, рентабельность, фондоотдача, производительность труда, уровень издержек обращения на 1 р. товарооборота.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

источник