Меню Рубрики

Как часто пестрою толпою окружен анализ

1 января анализ. Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен. Основные показатели ООО «Спектр»

Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится “как будто бы сквозь сон”. Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту).

Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует

Внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. “И ненавидим мы, и любим мы случайно” в “Думе” .)

1 и 2 строфы, изображающие реальный мир, – это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный).

Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки “красавиц

Городских” касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты). Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 – 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи).

Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна, он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, “старины”, “старинной мечты”).

Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово “люблю” повторяется дважды).

Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это “царство дивное”, в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет “тягостных сомнений и страстей”).

Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ “толпы”? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта – робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она “незванная гостья”. В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего “смутить веселость” толпы “железным стихом”. Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива).

  1. Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году. Здесь поднимается тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви.
  2. Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в.
  3. Михаил Лермонтов с самого детства чувствовал себя одиноким среди шумной толпы, но нисколько этому не смущался. Он понимал, что рожден.
  4. Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались.

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным:

«это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики».

Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил

На лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно‑предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места – высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза железный стих,

облитый горечью и злостью.

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье

С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Строго говоря, это стихотворение носит название «Как часто, пёстрою толпою окружён…», а «1-ое января» – это пометка, сделанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, вероятно, когда произведение было написано.

В воспоминаниях Ивана Сергеевича Тургенева сохранилась история его создания. Писатель наблюдал, как проходили празднества в честь наступающего 1840 года. На одном из костюмированных балов он заметил Лермонтова, окружённого толпой гостей. «Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки…», – так описал Тургенев увиденное. Писателю показалось на миг, что он видит на лице Михаила Юрьевича просветление, будто тот погрузился во вдохновенный транс. Иван Сергеевич предположил, что именно в тот момент в душе поэта рождались строки этого философского стихотворения.

Лирический герой стихотворения – сам поэт. Михаил Юрьевич выступает в качестве мудрого наблюдателя, который следит не только за окружающим его миром, но и за самим собой. Автор рассказывает о том, как посреди шума великосветского салона важно бывает вспомнить о том, что по-настоящему ценно.

Герой, пресытившись фальшивым блеском маскарада, мысленно уносится в своё детство, которое он провёл в усадьбе на лоне природы. То время ассоциируется у поэта с искренностью, чистотой, настоящими чувствами. Он противопоставляет в стихотворении образы действительности и прошлого. Мир аристократического салона представляется Михаилу Юрьевичу неживым. Автор использует для его изображения жесткие эпитеты: «дикий шёпот затвёрженных речей», «красавиц городских бестрепетные руки», «приличьем стянутые маски». Интересно выражение «образы бездушные людей», оно ярко показывает, что для Лермонтова людей в этой толпе нет, а есть только тщательно поддерживаемые видимости, то, какими люди хотят казаться.

Но вот поэт описывает мир своего детства. Настроение стихотворения стремительно меняется. Появляется мягкая мечтательность, отражённая в живописных образах: «спящий пруд», «царства дивного всесильный господин». Изящные очаровательные эпитеты наполняют эту часть стихотворения: «аллею тёмную», «вечерний луч», «зелёной сетью трав», «вольной, вольной птицей». Анафора
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня…
подчёркивает нежность, которую автор испытывает по отношению к этим воспоминаниям.

Но неизбежно сознание поэта возвращается к жестокой реальности, и снова в стихотворении появляются пугающие фразы, например, «железный стих, облитый горечью и злостью».

Поэт не призывает читателя чему-то научиться, но он показывает на своём примере, что следует ценить, а к чему относиться с осторожностью. В этом кроется поразительная способность литературы помогать людям понимать жизнь в её разных проявлениях.

На вопрос анализ стихотворения Лермонтова, 1 Января заданный автором NASTIY лучший ответ это Анализ стихотворения Лермонтова «1 января»15:48
«1 января».
Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту).
Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе» .)
1 и 2 строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный).
Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты).
Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 — 4 строфы) . Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи).
Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна, он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты»).
Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово «люблю» повторяется дважды).
Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей»).
Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незванная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива).

Первые же строки этого стихотворения отсылают нас к евангельской истории, повествующей, как к пещере, где Мария со своим мужем и младенцем пряталась от воинов царя Ирода, пришли волхвы с дарами, чтобы приветствовать рождение Царя Иудейского — Иисуса Христа. Однако эти строки пессимистичны: подчеркивается одиночество и богооставленность героя стихотворения. Ни его дом, ни пространства за стенами этого дома не несут ему никакой радости. В стихотворении словно отсутствует свет — и свет звезд, и свет задутой героем свечи, «поскольку больше дней, чем свеч, сулит нам календарь». Видимо, возраст мешает герою, словно ребенку, верить в рождественское чудо: признаком этого является и «пустой чулок», куда детям ночью кладут подарки, и его убежденность, «что поздно верить чудесам», и сама скупость, вынуждающая героя экономить свечи. Он слышит лишь «ветра сиплый вой» — символ вселенского хаоса, враждебного жизни, видит лишь потолок над своей головой. Поэтому можно сказать, что стихотворение «1 января 1965 года» — стихотворение о взрослении, осознании человеком незыблемых законов бытия.

Но вероятно, самое безнадежное в стихотворении — это настойчиво звучащий мотив повторения: вой ветра слышен «как встарь», сам напев грусти — «повторяется. И пусть. Пусть повторится впредь. Пусть он звучит и в смертный час». Ведь если все повторяется, значит, жизнь течет по кругу — бессмысленно надеяться на какое-то изменение, все уже предрешено. Не случайно и название стихотворения: календарная дата, состоящая из мертвых цифр, которые обозначают наступление Нового года, словно подчеркивает, что наступивший праздник — лишь звено в цепи ему подобных. К тому же выбранная дата — дата праздника не религиозного, а светского, безблагодатного, лишенного того высокого духовного смысла, которым обладает христианское Рождество.

Однако грусть героя имеет и обратную сторону — ведь она свидетельствует о том, что человек не готов смириться с безнадежностью. Что-то заставляет его «порою вдаль смотреть», и не случайно упомянута «благодарность уст и глаз». Глаза связаны со способностью созерцать окружающий мир, уста же — с даром Слова, в том числе и слова поэтического. И если ребенок принимает дары от огромного и заманчивого мира, то взрослый человек — сам становится «чистосердечным даром», возвращает миру полученное от рождения — благодарностью за дарованную ему жизнь, в том числе и стихами. Ведь радость Дара в том и состоит, что Дар — бескорыстен: ты не требуешь ответного вознаграждения, счастлив самой возможностью отдать. А бескорыстие — это удел высоких душ, в нем очень много от самоотречения, духовного подвига. Вспомните, как высок идеал любви в пушкинском стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может. », герой которого готов отказаться от своего счастья, лишь бы была счастлива его возлюбленная.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Таким образом, отказавшись требовать благ от жизни, человек себя приносит в дар ей, обретая, наконец, подлинный смысл своего существования. Потому и раздвигается пространство, взгляд уже не упирается в потолок, а поднимается к бездонным небесам. Интересен ритм этого стихотворения: самые пессимистические его мысли выражены короткими, нередко односложными предложениями. Произведение приобретает достаточно жесткий, энергичный ритм, противоречащий на первый взгляд, его элегическому настроению.

Даже если отказать этому стихотворению в религиозности, нельзя не признать — оно пронизано чувствами отнюдь не приземленными, устремлено «вдаль» и «к небесам», прочь от бессмыслицы и безнадежности. Оно полно веры, просто эта вера рождается в самом человеке в результате его духовного опыта, а не наследуется и не перенимается им. И потому говорить о пессимизме Бродского, о беспросветности его стихотворений, наверное, преждевременно. Наоборот, сам того не желая, поэт указывает выход из бездны отчаяния или уныния к свету. Поэзия становится тем высоким служением, которое несет человек, отдавая миру дар за подаренное ему чудо жизни.

источник

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.12.2019 · Обновлено 02.12.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения по плану, в который входит не только анализ содержания произведения, но и описание его эстетической формы. Он перечислит тропы с примерами, определит размер и тип рифмы, а также укажет особенности композиции.

Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.

Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.

Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».

Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.

Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.

  1. Основная тема произведения «Как часто пёстрою толпою окружен…» – это в первую очередь то, что оно описывает, а именно фальшь светского общества, погруженного в низменные развлечения и забывшего о реальной жизни.
  2. Тема пота и толпы лейтмотивом пронизывает стихотворение. Читатель сталкивается с демонстрацией бездушного и холодного светского общества, которым окружен лирический герой. Лермонтов часто поднимает тему потерянного поколения, например, она ярко фигурирует в стихотворении «Дума», где также обличаются пороки его современников.

Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.

Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.

Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.

Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».

  • Эпитеты в произведении помогают читателю лучше прочувствовать образ мертвого общества: «пестрою толпою», «бездушные людей», «бестрепетные руки». Все это создает атмосферу наигранности и лжи.
  • Оксюморон «дикий шёпот» обличает скудность и пошлость основных увлечений этого общества, в котором царят сплетни, заговоры и скучные, будто заученные разговоры.
  • Развёрнутая метафора «железный стих, облитый горечью и злостью…» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием.

источник

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры“ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение“как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

источник

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры“ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение“как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

источник

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом

стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого

стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

почему ярость – это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I – с ненавистью и презрением.

Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом. В одной из своих статей Н.А. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками». На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года,

присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I. Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости.

Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно

нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».

Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки …

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей …

Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с

глазами, полными лазурного огня …»

Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются

обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»

Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глазак мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью .

Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с

последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует

опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа»,

«затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь»), метафоры («железный стих», «облитый горечью и злостью»); сравнения («лечу я вольной птицей»); олицетворения («листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы»).

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку:

Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки …

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к

«бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

Известный критик Висковатов в своей книге «М.Ю. Лермонтов» пишет: «Когда в

Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила

Юрьевича, особенно после случая на маскараде».

Как часто пёстрою толпою окружён» — творческая работа в стихотворной форме, созданная в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Данное стихотворение написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году и

оценивается многими критиками, как одно из самых значительных стихотворений, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта». По свидетельствам современников, это стихотворение написано после посещения Лермонтовым маскарада в

ночь с 1-го на 2-ое января 1840 года. Опубликование повлекло за собой новые гонения на

поэта, совсем недавно «прощённого». Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с «Маскарадом», несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни — не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской». И эта грязь действительности не вызывает в душе Лермонтова ничего,

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…» Восприятие, истолкование, оценка

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» — так начинается одно из стихотворений М.Ю.

Лермонтова, написанное в 1840 году. И с первой же строчки мы начинаем ощущать атмосферу замкнутого круга, в которой находится лирический герой, «окружённый толпой», не имеющий сил для того, чтобы вырваться из этого ограниченного пространства. Далее следуют две строфы, посвящённые самому обществу, составляющему светскую «державу», дьявольский мир, ненавистный лирическому герою. Возникает образ грубой безудержной пляски,

неостановимого, стремительного движения. Наш слух раздражают шум музыки и «дикий шёпот затверженных речей», наши глаза ослепляют «блеск» и яркий свет, мы ощущаем

«бестрепетные руки» городских красавиц. Всё вокруг бешено кружится, «мелькают образы

бездушные людей». Лирического героя окружают «приличьем стянутые маски». Светский мир

— лишь маскарад, декорация. Люди, населяющее его, — бездушная толпа, которая тяготит

поэта, потому что лирический герой не является частью этого мира, он противостоит толпе, у него есть душа («Ласкаю я в душе старинную мечту…»). Уже в конце второй строфы мы слышим еле уловимые «святые звуки», доносящиеся «из сердца», «из памяти» лирического

героя. И именно в прошлое поэта, к «недавней старине» устремлена «вольная птица» его

воображения. Перед нами открывается иной мир — мир воспоминаний, мир истинных чувств и гармонии.

Резкие звуки реальности сменяются умиротворяющей тишиной («спящий пруд», «робкие шаги»). Ничто не смеет нарушить покой, волшебный сон, душевный отдых. Мотив сказки в стихотворении неразрывно связан с воспоминаниями лирического героя о детстве, молодости. Первое, что видим мы в этом волшебном мире — образ ребенка:

Ребёнок — символ наивности, чистоты, простоты, всего того, что недоступно «маскам», живущим в светском мире. Мотивы юности, свежести, безыскусности, естественности

продолжает развиваться и в описании прекрасной женщины — мечты лирического героя: «С глазами, полными лазурного огня, // С улыбкой розовой, как молодого дня // За рощей

первое сияние». Розовый цвет рассвета у Лермонтова становится символом единственного

истинного начала жизни — молодости, с которой связаны самые счастливые воспоминания,

истинные чувства и переживания. Помимо розового и лазурного цветов, мир лирического

героя полон других красок — зелёного («зеленая сеть трав»), жёлтого («жёлтые листы»). Это не пёстрая череда цветов, которую мы видели в первых строках стихотворения, а пышное

многоцветье, насыщенная палитра красок мира. Цвета эти, однако, не контрастируют друг с другом, а создают, соседствуя с «туманом над полями» и полумраком «тёмных аллей»,

гармоничное цветовое сочетание. Пространство этого мира бесконечно, оно не ограничено никакими рамками (мы видим пруд, село за ним, поля вдали и т.д.). Именно в этом мире лирический герой чувствует себя свободным, здесь он не должен играть роль, противостоять кому-то, только здесь он может чувствовать и любить:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю…

Именно в мире, созданном воображением, лирический герой — «всесильный господин», а не пленник, здесь он властвует, а не подчиняется, здесь он счастлив, и это счастье в нём самом:

Я долгие часы просиживал один…

В этой строке возникает мотив одиночества, один из ведущих в лирике Лермонтова. Но это одиночество не тягостное, а просветленное. Поэт — один в своих мечтах. Неприятие реальности влечёт за собой создание иного мира, иной действительности, уход в которую спасителен для лирического героя. Но в конце концов «шум толпы людской» «прогоняет» мечту поэта. В

последней строфе мы вновь возвращаемся в мир пустоты и пошлости. Сон не может длиться вечно, грубая реальность всегда будет неотступно следовать за лирическим героем.

Последние строчки — вызов поэта бездушному обществу: О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.

Поэт негодует, ненавидит это общество, но мы понимаем, что он бессилен что-либо сделать, противостоять светскому миру невозможно. Безысходность подчёркивается

кольцевой композицией стихотворения. Оно начинается и заканчивается описанием пустого, пошлого мира-маскарада. Он губит всё живое, но победить его нельзя. Финал стихотворения трагичен: опустошенность, разочарованность героя и ощущение замкнутости бытия.

Многоточие в конце стихотворения указывает на неизбежность борьбы двух миров — мечты и реальности, постоянство лермонтовского лирического героя в его желании противостоять толпе, изменить мир.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 266 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» — одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности. Иногда данное произведение сравнивают со стихотворением “Толпа и поэт” Пушкина.

Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1‑е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1‑го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.

Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» — обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.

С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора.

Уже в четвертой строке читаем:

«При диком шепоте затверженных речей…»

и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:

«Мелькают образы бездушные людей,

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:

Наружно погружаясь в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста, и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник не?званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу.

Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Лирический герой стихотворения Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество — центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел.

Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

Стихотворение написано в 1840 году. Стихотворение состоит из двух частей. В первой — острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй — безмятежный мир юности (3—6 строфы). Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

В этом стихотворении поднимается та же тема, что и в «Думе» Лермонтова — анализ современного общества. Первая часть посвящена изображению надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пес­трой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительны Лермонтову и лживые, и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты-романтики 20‑х годов XIX столетия.

В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее, самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «…опомнившись, обман я узнаю …». Заканчива­ются стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Одним из самых значимых произведений Лермонтова, можно с уверенностью назвать “Как часто пестрою толпою окружен…”. В нем поэт изобличает общество, которое так сильно огорчало великого писателя.

По своему замыслу, стихотворение связано с новогодним балом, так как в нем указывается эпиграф – 1‑ое января.

Известно, что публикация произведения повлекла за собой новые гонения на поэта. С раннего детства Лермонтов был связан со светским обществом своим рождением и воспитанием. Но он отвергал его, так как видел вокруг только лживое, бесчувственное и жестокое лицемерие.

Он со всей своей смелость высказал в произведении то, что думает о светской жизни. В этом мире нет ни дружбы, ни радости, ни любви, ни чести. Здесь царят только зло и ложь. Большой ум и сила характера уже отличают свободолюбивого человека от всего светского.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

По сути, стихотворение, является не только обличением светского общества. Оно довольно глубоко и многозначно. Тематика бала здесь является лишь символикой. Повествование ведется не только о маскараде, а о бездушном и фальшивом поведении общества.

Ведущими темами в творчестве М. Ю. Лермонтова являются тема одиночества лирического героя (“Выхожу один я на дорогу”), отрицание и порицание современного ему общества, любовь к родине Лермонтова, тщетный поиск истинных чувств. Наиболее ярко эти темы проявились в стихотворении Лермонтова 1840 года «Как часто пестрою толпою окружен…»

Стихотворение имеет подзаголовок «1‑е января». Оно написано под впечатлением от новогоднего бала-маскарада. С первых же строк поэт вводит мотив маскарада, пустой суетности, лицемерия светского общества. Все это претит лирическому герою. Он воспринимает маскарад не как веселье, новогоднюю забаву, а как своеобразный парад фальши, лживости, наигранности:

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Поэт особое внимание уделяет описанию светских красавиц. В их облике он выделяет «холодные бестрепетные руки», которые становятся выражением их лицемерия, бездушности, пустоты, наигранности. Лирический герой ничем внешне не выделяется из этой толпы, но, «наружно погружаясь в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви.

Во второй части стихотворения, контрастной по отношению к первой, описываются воспоминания героя о его детстве. Они окрашены светлыми, радужными, «искренними» тонами. Подчеркивается особое отношение героя к этим воспоминаниям: они для него не только очень дороги, но даже священны:

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

В этой части создается образ родного дома, малой родины поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность, глубину чувств. Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко противоположен образам светских красавиц в первой части стихотворения.

Поэт акцентирует внимание на глазах и улыбке героини: «С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье». Эту девушку отличает природная красота. Поэт подчеркивает, что это живой человек, способный испытывать настоящие чувства.

Лирический герой в воспоминаниях чувствует себя «всесильным господином» своих грез, этот мир зависит только от него, от его желаний. Воспоминания — это «крепость» героя, в ней он укрывается от фальши, лицемерия, пустоты окружающей его реальности. Интересно, что различные образы (родной дом, природа, любовь) создают единый образ в душе лирического героя, который и является для него идеалом:

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Стихотворение имеет кольцевую композицию: в финале лирический герой возвращается к тому, с чего начал. «Опомнившись», он вновь видит мир «обмана». Но теперь это возвращение в реальный мир особенно мучительно для героя. Он испытывает горечь и злость, но понимает, что ничего исправить не в состоянии.

Поэтому его единственный удел как поэта — обличение. Лирический герой хочет сбить спесь и веселость с этих самоуверенных людей, показать их реальное ничтожество и пустоту:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Стихотворение построено по принципу антитезы и наполнено яркими и контрастными языковыми средствами: «пестрая толпа», «дикий шепот», «затверженные речи», «бездушные люди», «холодные, бестрепетные руки» — «старинная мечта», «святые звуки», «вольная птица» — «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен…» можно отнести к философской лирике Лермонтова. Оно воплощает основные темы и мотивы творчества поэта и носит автобиографический характер.

В стихотворении изображается два мира: мечта и реальность. Реальный мир заключается в мелькающих образах бездушных людей, обилии масок, лжи и лицемерия — мир видится рассказчику прогнившим. Используются такие глаголы как “мелькают”, “спугнет”, “смутить”, “бросить” — помогающие более мрачно описать окружающую толпу. Автор заключает 1 и 2 строфы в одно предложение, чтобы передать замкнутость толпы, неотдаленность людей друг от друга в плане разнообразия — однотипность, замкнутый круг еще раз показывает окруженность автора толпой.

Сначала Лермонтов описывает пестрый мир, затем этот мир как бы сужается, и он говорит уже не о толпе и не так глобально, а приводит конкретный пример (“когда касаются холодных рук моих давно бестрепетные руки”) Мир мечты представляется автору идеальным и совершенно отличающимся от реального. Он изображает его в своем детстве, родных местах, природе.

Описание воображаемого мира занимает больше места, потому что именно к нему тянется автор и именно ему посвящает больше мыслей, чем миру, который он видит вокруг себя — он не хочет о нем даже думать. Автор постепенно раскрывает мир-мечту: сначала говорит о нем в целом, затем показывает в образах. Этот мир для поэта характеризует свободу, мечту, любовь, словом, все важные ценности человека.

В реальном мире лирический герой Лермонтова чувствует себя крайне некомфортно, он стремится к миру мечты, родному и любимому, реальный же противен герою. В последней строфе автор снова возвращается к реальности. Этим Лермонтов показывает то, что как бы ни была привлекательна и идеальна мечта, нужно все равно уметь оставаться в реальности, какой бы мрачной она ни была. В конце читатель чувствует эмоциональное напряжение, свойственное и автору, и герою, вызванное такими размышлениями о жизни.

Лермонтов – великая личность, которая постоянно держится собственных основ, невзирая ни на что. Не случайно его творения принципиальны, из года в год его популярность растет. После посещения рождественского бала в 1840 году М.Ю. Лермонтовым издал элегию «Как часто, пестрою толпою окружен…». В тот момент он находился в эмоциональном, моральном напряжении, ему было тяжело дышать из-за положения, в котором он оказался по велению судьбы.

Тема стихотворения – противостояние поэтического героя окружению. Стиль – романтичный. Произведение выстроено на пронзительном сопоставлении действительности и эталона стихотворца. Существенные фигуры данного окружения — пестрая гурьба, фигуры черствых людей, приличьем похищенные маски.

У людей отняты особенности, они неразличимы, цвета и звучания тут глухи. Гул музыки и танца, при безумном крике, говоре, проносятся хладнокровные фигуры людей, Приличьем похищенные маски…

Полотно притворства показывает нам ужасное сновидение, пора тут как будто окаменела, стала недвижимой. Чтоб выделить это, стихотворец применяет глаголы в форме истинного периода. И снаружи храбрец находится в оцепенении, безжизненной стихии. Но морально он волен, устремлен думами к собственной давней грёзе, к тому, что ему на самом деле близко.

Главные образы старинной мечты, героя — это близкие места, дремлющий пруд, возвышенный барский дом, дремучая аллея, зеленоватые травки, тухнущий луч солнца. Грезы напоминают пышущие здоровьем островку посреди морей. Исследователи фиксировали тут обстановку сплоченных грез находящихся вокруг злобной стихии. Герой стремиться разрушить скованность, вырваться из враждебного мира, очутиться на свободе. Все это заключено в заключительных строках работы.

Творение сочинено соединением шестистопного и четырехстопного ямба. Употребляются разные приемы поэтической выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при бешеном шепоте», «лазурного огня».), метафору («Ласкаю я в душедревнюю мечту», «И дерзко кинуть им в глаза стальной стих), анафору и сопоставление («С очами, полными лазурного света, С усмешкой румяной, как юного дня), поэтическое повторение («лечу я свободной, свободной птицей»). В стихотворении слышатся разные мелодии. Это романтичный инцидент грёз и действительности, инцидент в душе поэтического героя, драматическая раздвоенность его сознания.

Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт?

Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светские события, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.

Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту». О чем же грезит в этот момент Лермонтов? Мысли переносят его в далекое прошлое, когда он был еще совсем ребенком и жил вместе с родителями в селе Михайловском, недалеко от местечка Тарханы. Этот период детства, когда еще была жива мать поэта, Лермонтов вспоминает с особой теплотой. Он видит «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», по которому так любил бродить, прислушиваясь к шороху опавших желтых листьев под ногами.

Однако идеалистическая картина, которую рисует в своем воображении поэт, совершенно не вяжется с окружающей его действительностью, когда «при диком шепоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей». Поэтому на балах и светских приемах Лермонтов предпочитает уединиться, чтобы предаться мечтам, в которых царят покой и гармония.

Более того, поэт олицетворяет свои грезы с таинственной незнакомкой, которая рисуется ему в образе юной девушки «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье». Этот образ настолько пленил автора, что он находил в уединении особую прелесть и «долгие часы просиживал один», не обращая внимания на шум и суету толпы.

Но рано или поздно наступал тот момент, когда кто-то из присутствующих разрушал грезы поэта, заставляя его вернуться в реальный мир, насквозь фальшивый, полный лжи и жеманства. И тогда у Лермонтова возникало лишь одно желание – «смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья.

Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1‑ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей». «шум музыки и пляски»), цвета («пестрая толпа») и люди («маски». «бездушные образы»). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов («дикий шепот». «бестрепетные руки»).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное». Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде». «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке». предмет грез героя — прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей». Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света».

В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности.

Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня …»

Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20‑х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»

Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа» , «затверженные речи» , «бездушные образы» , «лазурный огонь») , метафоры («железный стих» , «облитый горечью и злостью») ; сравнения («лечу я вольной птицей») ; олицетворения («листы шумят» , «луч глядит» , «встают вдали туманы») .

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку.

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

источник