Меню Рубрики

Как анализ учетной системы предприятия

В современном понимании под организацией бухгалтерского учета понимают комплекс мер и мероприятий по первичному учету и документированию хозяйственных операций, организации обра­ботки полученной на их основе информации, обеспечению этой информацией заинтересованных пользователей, использованию учетных данных для управления финансовой деятельностью самой бухгалтерией в пределах предоставленных ей полномочий.

Составной частью бухгалтерского дела является организация текущего и последующего контроля законности принимаемых к учету хозяйственных операций, экономичности производимых за­трат, своевременности расчетов. Особое значение здесь имеют осу­ществляемый только бухгалтерией контроль дебиторской и креди­торской задолженности, расчетов по заработной плате персонала и с налоговыми органами.

При анализе и оценке организации бухгалтерского учета и кон­троля на проверяемом предприятии необходимо исходить из его системности и необходимости постоянства.

Система бухгалтерского учета — это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможности для данной орга-

низации вести учет своего имущества и обязательств путем слож­ного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их от­ражения в учетных регистрах на основании первичной документа­ции. Ее основная задача — ведение бухгалтерского учета и составление по его данным финансовой отчетности.

При проведении аудита на данном предприятии в первый раз необходимо описать все основные аспекты и особенности функ­ционирующей системы учета. В дальнейшем в аудиторском отчете отражаются лишь изменения в учетной политике и средствах ее реализации.

Варианты организации бухгалтерского учета на предприятиях могут быть весьма различны. Они зависят от специфики основной деятельности, ее масштабов, территориальной разобщенности проверяемой организации, степени автоматизации обработки эко­номической, в том числе учетной, информации, организации управления хозяйствующими субъектами. В известной степени ор­ганизация бухгалтерского учета и финансового контроля на пред­приятии — дело творческое, не терпящее шаблона. Вместе с тем су­ществуют и общие правила, и обязательные к соблюдению требо­вания к организации бухгалтерского дела во всех хозяйствующих субъектах.

• общие принципы организации совместной работы для дос­тижения единого конечного результата (сочетание централизован­ного руководства с предоставлением самостоятельности действий, дисциплинированность, ответственность, взаимопонимание);

• специфические требования к организации бухгалтерского дела:

— обязательность ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

— необходимость соблюдения нормативных положений и тре­бований по ведению учета;

— необходимость обособленного выделения бухгалтерского учета и контроля как функции управления;

— разработка и обоснование учетной политики.

Аудитор обязан высказать свое профессиональное мнение о со­блюдении специфических требований к организации бухгалтер­ского учета на проверяемом предприятии.

Практический аудит организации бухгалтерского учета и ис­пользования его данных для финансового управления деятельно­стью предприятия состоит в изучении, анализе и оценке информа­ции, характеризующей организационную систему постановки и ве­дения бухгалтерского учета, соответствия его форм и методов специфике функционирования и управления предприятием, в оценке используемой им системы первичного документирования, документооборота и автоматизации обработки учетных данных. В конечном итоге аудитором должна быть дана оценка эффектив­ности бухгалтерского учета и учетной политики в проверяемой ор­ганизации.

При изучении организационной системы бухгалтерского учета необходимо исходить из того, что согласно действующей практике руководители предприятий могут учредить бухгалтерскую службу как обособленное структурное подразделение; передать на дого­ворных началах ведение бухгалтерского дела специализированной (в том числе аудиторской) организации или профессиональному бухгалтеру; ввести в штат бухгалтера-специалиста. Возможно так­же, что руководитель организации будет вести бухгалтерский учет лично.

Оценивать рациональность избранного варианта организации бухгалтерского учета, его соответствие предъявляемым требовани­ям необходимо исходя из специфики бизнеса, масштабов деятель­ности предприятия, избранной системы налогообложения. В ре­шающей степени это зависит от объема учетных работ и оэганиза- ции использования учетной информации для управления и внутреннего контроля.

Если на предприятии бухгалтерский учет ведет обособленная бухгалтерия, численность ее персонала должна соответствовать объему выполняемой ею работы, а сама учетная деятельность под­лежит структурированию и централизации управления. В боль­шинстве случаев бухгалтерия подразделяется на отделы (секторы.

группы) и возглавляется главным бухгалтером. Аудитору необходи­мо высказать мнение о том, насколько это сделано рационально.

Особое значение централизация и децентрализация бухгалтер­ского учета имеет в крупных организациях корпоративного типа, где необходимо сочетать производственную и коммерческую инициативу дочерних подразделений, их самостоятельность в осу­ществлении большинства хозяйственных операций с необходимо­стью единого финансового управления, инвестиционной и налого­вой политики. Соответственно организуется и система бухгалтер­ского учета: в дочерних предприятиях ведут учет материальных и нематериальных активов, затрат на производство и продажу, расче­тов по заработной плате, готовой продукции. Все остальные хозяй­ственные операции учитывают от имени материнской компании или непосредственно в ее бухгалтерии.

На небольших предприятиях учет осуществляют один-два бух­галтера, включаемых в штатный персонал организации, без обра­зования самостоятельного отдела. Часто эти специалисты (по крайней мере один из них) должны быть профессиональными бух­галтерами. Одновременно они выполняют обязанности экономи­ста по труду, плановика, сметчика и т.п. Основные решения на основе полученной информации принимает руководитель органи­зации. Этим достигается единоначалие в управлении производст­венной и экономической деятельностью хозяйствующих субъек­тов. Результаты учета становятся более обозримыми и для бухгалте­ра, и для руководителя. В то же время существует риск нарушения сроков представления отчетности и налоговых деклараций, запу­щенности в учете в случае длительной болезни бухгалтера, нахож­дения его в отпуске и т.п. Аудитор должен выявить эти факты и дать им объективную оценку.

Все большее распространение в последнее время получает осу­ществление бухгалтерского учета на договорных началах сторон­ней организацией или нештатным профессиональным бухгалте­ром. Для средних и малых предприятий это может снизить расходы на управление, если стоимость бухгалтерских услуг окажется ниже, чем затраты на содержание собственного бухгалтера или бухгалте­рии. Качество обработки учетной информации благодаря тому, что ее осуществляют высококвалифицированные специалисты, имею­щие большой и разнообразный опыт, современные технические средства и методы, обычно выше. Однако персональная ответст- ценность за результаты учета и использование его данных для управления и контроля в большинстве случаев ниже.

Кроме технических трудностей и возможной несогласованно­сти, вызванных тем, что первичная информация формируется вод­ной организации, а обрабатывается в другой, руководители пред­приятий при таком ведении учета ограничены в возможностях ис­пользования данных бухгалтерского учета для непосредственного текущего управления производственно-хозяйственной деятельно­стью и внутреннего контроля.

При варианте, когда бухгалтерский учет берется вести сам ру­ководитель малого предприятия, аудитор должен оценить его ком­петентность в бухгалтерском деле, выявить наличие соответствую­щей профессиональной подготовки, принять во внимание риск возможности бесконтрольного вуалирования учетных данных в ущерб государству и партнерам по бизнесу.

В большинстве случаев практический аудит имеет дело с фи­нансовым бухгалтерским учетом, который ведет специализирован­ная служба (бухгалтерия), состоящая из штатных работников данного предприятия. При оценке такой формы организации учета необходимо изучить структуру бухгалтерского аппарата, действую­щие положения об отделах, секторах и группах бухгалтерии, ее штатное расписание и его изменения в проверяемом периоде.

Структура бухгалтерской службы определяется характером и масштабами деятельности хозяйствующего субъекта, количеством его филиалов и других обособленных подразделений, объемом и уровнем автоматизации обработки экономической информации В относительно небольших и средних компаниях она обычно одно­ступенчатая, состоящая из секторов, специализирующихся на от­дельных видах и группах учетных работ и операций. Бухгалтерия крупных и многопрофильных компаний со сложной структурой производства, сбыта и управления в большинстве случаев много­ступенчатая, состоящая из обособленных учетно-контрольных служб, отделов, включающих группы, подгруппы, сектора. В том и другом случаях аудитор должен проверить, как осуществляется взаимоувязка учетных показателей, формирующихся в разных под­разделениях бухгалтерского аппарата.

Рациональность организации учетного труда во многом зависит от распределения обязанностей и ответственности между работни­ками бухгалтерии. Различают пооперационное и функциональное разделение учетных обязанностей. Пооперационное разделение обеспечивает возможность использования поточных методов обра­ботки учетной информации, уменьшает затраты на ведение учета и составление отчетности. Но индивидуальная ответственность за качество учетных данных и достоверность показателей отчетности в этом случае невысока. Поэтому при современных формах автома­тизации обработки учетной информации в большей мере использу­ют функциональное разделение учетной работы между персоналом бухгалтерии. Его характер и степень обоснованности можно оце­нить при ознакомлении с должностными инструкциями или на ос­нове самофотографии рабочего дня бухгалтера.

При изучении и оценке организационной системы бухгалтер­ского учета на аудируемом предприятии необходимо установить укомплектованность численности штата работников бухгалтерии, соблюдение штатной дисциплины, уровень квалификации учетно­го персонала, проверить, повышают ли они периодически свою квалификацию. Для профессиональных бухгалтеров России суще­ствует правило, согласно которому они должны ежегодно повы­шать свои знания путем системного обучения в течение не менее 40 часов.

Как уже отмечалось, полнота, своевременность и достовер­ность данных бухгалтерского учета в решающей степени зависят от качества используемых первичных документов ручного и машин­ного исполнения, от рациональности документооборота и контро­ля правильности первичной информации. Выбор оптимальной схемы документооборота — один из важнейших элементов надле­жащей организации бухгалтерского учета. Аудитор должен удосто­вериться в соответствии существующей на предприятии системы первичной документации нормативным требованиям, убедиться в наличии графика последовательности их составления, поступле­ния, санкционирования и утверждения, соблюдении установлен­ного порядка использования бланков строгой отчетности и хране­ния документов и регистров бухгалтерского учета. В ходе аудита могут быть выявлены отсутствие или дублирование ряда докумен­тов, низкое качество их содержания и оформления, несвоевремен ность обработки. Об этом аудитор обязан указать в письменной ин формации о результатах аудиторской проверки.

Во многих организациях в настоящее время бухгалтерский учет полностью или частично компьютеризирован. Аудитору целесооб­разно определить объем формирования и обработки учетной ин­формации с помощью компьютерной обработки данных (КОД) и степень автоматизации по отдельным видам операций и стадиям учетных работ. Одновременно необходимо убедиться в том, что ис­пользуемые бухгалтерские программы содержат все предусмотрен­ные процедуры обработки и средства их контроля.

Процедуры внутреннего контроля правильности обработки учетных данных должны обеспечивать:

— полноту ввода предварительно проверенной информации;

— предотвращение ошибок и возможностей фальсификации во время ввода и обработки учетных данных;

— идентификацию исходной информации в отношении даты, кода, типа и других признаков;

— соответствие алгоритмов обработки данных бухгалтерского учета установленным методикам формирования отчетных показа­телей;

— возможность применения перекрестных тестов проверки в случаях, когда итоги подсчета не соответствуют распределенным суммам.

Особое внимание аудитору следует обратить на обеспечение возможности доступа пользователей к информации, хранящейся в банке данных. В конечном итоге на основе аудиторских процедур наблюдения, тестирования и анализа делается вывод о том, на­сколько система КОД на проверяемом предприятии обеспечивает цели и задачи бухгалтерского учета и формирование достоверной финансовой отчетности.

При оценке состояния бухгалтерского учета аудитор должен изучить общую постановку учета на проверяемом предприятии и особенности учетного отражения его активов, расчетов, доходов и расходов. Общую организацию бухгалтерского учета характери­зуют:

• состав бухгалтерии и структура бухгалтерского аппарата;

• наличие учетной политики и ее соответствие экономиче­ской политике организации;

• наличие должностных инструкций, определяющих обязан­ности работников бухгалтерии и их полномочия;

• рабочий план счетов и его особенности;

• наличие утвержденных графиков документооборота и осу­ществление контроля за их выполнением;

• форма бухгалтерского учета;

• применение в учете и управлении компьютерных программ;

• наличие внутренней отчетности и контроля за ее составле­нием и представлением;

• наличие форм первичных документов, отличающихся от ти­повых;

• наличие положений, регламентирующих порядок проведе­ния инвентаризаций и сверки расчетов, контроля за их исполне­нием.

При изучении состояния учета основных средств и нематери­альных активов обращают внимание на правильность их оценки, основные источники поступления, документальное оформление операций по движению, принятые методы начисления амортиза­ции, процедуры текущего контроля за наличием и использованием тех или иных объектов.

Незавершенные капитальные вложения характеризуют хозяй­ственные операции, отражаемые на счете 08 «Вложения во внеобо­ротные активы», субсчете «Строительство объектов основных средств». Аудитору следует изучить систему первичной документа­ции к этому счету и ее оборот, процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений.

При оценке состояния учета запасов сырья, материалов и това­ров необходимо знать их основные виды, методы оценки, докумен­тооборот по учету их движения, процедуры текущего контроля за поступлением, перемещением внутри предприятия, отпуском в производство или продажу. Аналогичные требования предъявля­ются и к другим участкам и объектам бухгалтерского учета.

По доходам и расходам необходимо иметь информацию о со­ставе структурных подразделений, мест и участков, где они форми­руются, применяемом порядке их учета, процедурах текущего кон­троля, особенностях формирования и списания.

В ходе изучения принципов ведения бухгалтерского учета на предприятии проверяется правильность применения Плана счетов и нормативных актов по организации и ведению бухгалтерского учета, своевременность и правильность заполнения первичных до­кументов и учетных регистров, соответствие данных синтетическо­го учета итоговым показателям аналитического учета, организа­ция, полнота и своевременность проведения инвентаризаций, от­ражение их результатов в учете и отчетности.

Проверяя качество учета и отчетности, следует обратить внима­ние на полноту охвата системой бухгалтерского учета всех подраз­

делений предгтиития, наличие необходимых реквизитов в первич­ной документации и учетных регистрах, правильность арифмети­ческих подсчетов и вычислений, согласованность показателей разных форм отчетности, преемственность показателей бухгалтер­ского баланса и отчетности о финансовых результатах деятельно­сти предприятия.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Важное значение имеет проверка тождественности иди взаим­ной увязки показателей, приводимых в различных формах бухгал­терской и статистической отчетности. Для этого используют табли­цу увязок основных показателей годового отчета, которая должна быть в каждой бухгалтерии. Ранее ее разрабатывал и официально предлагал к использованию департамент методологии бухгалтер­ского учета и отчетности Министерства финансов РФ, но затем со­став показателей форм отчетности изменился, департамент был су­щественно реорганизован и от методических указаний по ведению бухгалтерского учета устранился. Сейчас помочь составить таблицу взаимоувязок показателей баланса и других форм финансовой от­четности могут аудиторы. В их деятельности это обязательный ра­бочий документ, без использования которого нельзя оценить дос­товерность бухгалтерской отчетности.

Подтверждению статей бухгалтерского баланса должна пред­шествовать сверка тождественности показателей статей баланса и сальдо по счетам Главной книги. При проведении их сопоставле­ния используют данные соответствующих регистров синтетическо­го и аналитического учета.

Взаимная увязка фактических данных о производстве и реали­зации продукции проверяется путем составления баланса товарной продукции, оцененной по фактической производственной себе­стоимости и по действующим ценам реализации. Итоговая сумма остатков нереализованных изделий на начало проверяемого года и выпуска продукции в течение этого года должна быть равна сумме годового оборота по реализации продукции и ее остатков на конец года с учетом выявленных при инвентаризациях недостач и излиш­ков и изменений цен в проверяемом периоде времени.

Достоверность отдельных показателей учета и отчетности мож­но определить путем встречной проверки. Должны, например, сов­падать суммы взносов в бюджет по видам налогов и обязательных платежей и соответствующие данные расчетов с местными налого­выми органами. Только одинаковыми могут быть показатели раз­делов IV и V пассива баланса о долгосрочных и краткосрочных кре-

дитах и данные соответствующих банков, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности у предприятия и суммы, отражен­ные у его клиентов (за исключением спорных долгов).

Методология и организация бухгалтерского учета в определен­ной степени зависят от величины предприятия, его структуры, рода деятельности. При использовании простой или упрощенной формы бухгалтерского учета аудитор должен убедиться, что пред­приятием выполнены следующие обязательные условия:

— соблюдается принцип двойной записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов;

— обеспечена взаимосвязь данных синтетического и аналити­ческого учета;

— осуществлено сплошное отражение всех хозяйственных опе­раций в учете на основе соответствующих первичных документов;

— обеспечено накопление и систематизация данных первич­ных документов в разрезе показателей, необходимых для составле­ния финансовой отчетности и управления.

На организацию бухгалтерского учета влияет структура пред­приятия. Так, организации, имеющие цеховую структуру управле­ния, должны вести обособленный учет общепроизводственных (цеховых) расходов; если у предприятия есть подсобные, обслужи­вающие хозяйства, непрофильные строительно-монтажные подразделения, свой магазин, торговое представительство, осуще­ствляющее внешнеэкономические операции, учет должен быть ор­ганизован по этим видам деятельности с использованием соответ­ствующих счетов.

Компаниям, имеющим дочерние предприятия, необходимо вести бухгалтерский счет «Расчеты с дочерними предприятия­ми». ОАО «КамАЗ», например, имеет в рабочем плане счетов до­полнительный счет 78 «Расчеты с дочерними предприятиями» и к нему субсчета: «Междубалансовые расчеты», «Расчеты но холдин­говому счету», «Расчеты по средствам на капвложения».

Предприятия, осуществляющие разные виды деятельности (ди­версификацию производства), должны применять и более широ­кую палитру счетов. Например, фирмам, занимающимся наряду с производственной также посреднической деятельностью, необхо­димо использовать в учете не только счет 20, но и счета 41 «Това­ры», 44 «Издержки обращения». Это обеспечивает правильный учет НДС, определение издержек обращения па остаток товаров, достоверность исчисления балансовой прибыли и других отчетных показателей коммерческой деятельности.

Внимательному изучению необходимо подвергнуть и текущее состояние бухгалтерского учета на проверяемом предприятии и его основу — первичное документирование.

Опыт аудиторских проверок свидетельствует о том, что наибо­лее серьезные недостатки в бухгалтерском учете связаны с оформ­лением и обработкой первичных документов и ведением учетных регистров с нарушением требований Положения о бухгалтерском учете. Типичными недостатками являются пропуски в заполнении необходимых реквизитов документов, отсутствие штампа или от­метки с указанием дат составления или погашения, неоговоренные исправления, небрежность заполнения, отсутствие нумерации и т.п. В результате не обеспечивается юридическая сила докумен­тов, создаются возможности их повторного использования и дру­гих злоупотреблений.

Особенно много недостатков выявляется в бухгалтерском учете заработной платы, издержек производства и прибыли. На ряде предприятий расчетно-платежные ведомости помесячно и за квар­тал не группируются, а указанные в них суммы начисленной зара­ботной платы и удержаний, в том числе налогов, не подсчитывают­ся накопительными итогами. Отсутствуют лицевые счета, карточ­ки учета заработной платы персонала, что затрудняет правильное исчисление налогов, выдачу справок, расчеты по заработной плате через Сбербанк РФ и т.д. Заработную плату иногда выплачивают по закрытым распискам (чаще всего так поступают инофирмы и их представительства), расходным кассовым ордерам. При этом встречаются случаи, когда на предприятиях не составляют расчет­но-платежные ведомости, что затрудняет проверку правильности удержаний и выплат.

В учете затрат на производство наиболее распространенными недостатками являются несоблюдение положений, предусмотрен­ных учетной политикой организации, и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении при­были. Нарушаются, главным образом в сторону завышения себе­стоимости, состав и величина затрат, не всегда соблюдается прин­цип, согласно которому расходы предприятия подлежат включе­нию в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты — предварительной или последующей.

Ошибки в размежевании расходов между отчетными периода­ми в основном связаны с неправильным отражением и погашени­ем затрат на горно-подготовительные работы, освоение новых про­изводств и предприятий, рекультивацию земель, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств, с расхо­дами на подготовительно-заключительные работы в сезонных от­раслях, а также с исчислением и погашением предстоящих затрат на оплату отпусков, ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т.п. Сроки, в течение которых такие расходы подлежат списанию на издержки производства и обращения, регулируются законода­тельными и другими нормативными актами. Затраты, по которым нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду времени они относятся, должны включаться в себестоимость про­дукции, работ и услуг в сметно-нормализованном порядке.

В ходе аудита необходимо проверить правильность расчета смет, соблюдение сроков погашения таких затрат, обоснованность их включения в расходы производства и сбыта.

Много нарушений допускается в учете внешнеэкономической деятельности предприятий, особенно в части ведения валютных операций на уровне синтетического и аналитического учета: не ведется раздельный учет по видам валют, не учитываются курсо­вые разницы за период совершения операций и на конец месяца. Командировочные расходы в валюте не всегда учитывают по каж­дому подотчетному лицу в отдельности. Лишь немногое число предприятий ведет аналитический учет к счету 52 «Валютный счет», использует детально разработанный перечень субсчетов к этому счету.

Довольно распространены случаи, когда предприятия вводят непредусмотренные планом счетов бухгалтерского учета счета и субсчета или отказываются от ведения некоторых из них. В ряде случаев аудиторами выявлено применение счетов с другими кода­ми и названиями. В результате на таких предприятиях, как прави­ло, отсутствует взаимосвязь текущего учета и отчетности, допуска­ются ошибки и путаница в цене.

По результатам проверки достоверности учета и отчетности предприятия должны внести исправления в отчетные показатели того периода, в котором были допущены нарушения. Одновремен­но корректируются нарастающие итоговые данные с начала года. Если исправления данных годовой отчетности за прошлый год производятся до ее утверждения собранием пайщиков, акционеров

или вышестоящей организацией, коррективы вносятся в данные декабря этого года и отражаются в балансе и отчетности проверяе­мого года. Предприятие обязано о всех изменениях в отчетности поставить в известность налоговые органы и другие инстанции.

Система бухгалтерского учета на предприятии считается эф­фективной, если она обеспечивает формирование полной и досто­верной информации о деятельности предприятия и его имущест­венном положении, позволяющей контролировать эффективность производственно-хозяйственной деятельности и соблюдение дей­ствующего законодательства, предотвращать негативные последст­вия и результаты хозяйствования, возможности мошенничества и злоупотреблений.

Систему организации бухгалтерского учета на предприятии можно считать эффективной, если:

• она соответствует действующему законодательству, норма­тивным положениям и утвержденной учетной политике;

• показатели финансовой отчетности формируются на основе данных Главной книги и регистров синтетического учета;

• обеспечено тождество данных Главной книги регистрам синтетического и аналитического учета;

• отсутствуют расхождения между данными различных реги­стров аналитического и синтетического учета по взаимосвязанным операциям;

• осуществление всех хозяйственных операций подтверждено соответствующими первичными документами;

• отсутствуют нарушения в методологии формирования и взаимосвязи учетных и отчетных показателей;

• соблюдается принцип временной определенности фактов хозяйственной жизни и деятельности;

• используются лицензированные, защищенные от несанк­ционированного доступа бухгалтерские программы автоматизации обработки учетной информации.

источник

Хозяйственная деятельность – это деятельность физических лиц и предприятий различных форм собственности и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива.

В системе внутреннего управления любого предприятия решающим звеном является учет, который обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. Учет представляет вид деятельности, предметом которой является информация. Учет устанавливает наличие, измеряет и регистрирует результаты хозяйственной деятельности с количественной и качественной стороны.

Цель учета – упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива.

Различные виды чета и анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет.

1. Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации.

2. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками. Но, к сожалению, полный, всеобъемлющий анализ сделать невозможно из-за неполноты и ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации.

Внешний анализ включает анализ абсолютных и относительных показателей прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования заемного капитала, общий анализ финансового состояния фирмы.

В противоположность ему внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за деятельностью предприятия, причем не только за финансовой деятельностью, но и за организационной, и намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия, это бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, не только на определенную дату (месяц, год), но и текущие, что позволяет иметь более точную характеристику дел и устойчивости предприятия. Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. Иначе говоря, изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.

Анализ хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса – получение прибыли.

источник

Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии: виды учета, учетная политика, объекты и технологии анализа

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Дисциплина «Экономика предприятия»

Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии: виды учета, учетная политика, объекты и технологии анализа

Учет — это вид деятельности, предметом которой является ин­формация. Учет предполагает сбор, обработку, классификацию, сис­тематизацию и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. В экономической практике используются различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленче­ский (оперативный), статистический, налоговый учет и др.

Общая цель всех видов учета — упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих реше­ниях и сохранение информации для архива. Финансовый (бухгалтер­ский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регис­трации и обобщения информации в денежном выражении об иму­ществе, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных опера­ций. Основной задачей Бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация не­обходима как внутренним пользователям (руководителям, собствен­никам имущества организации и т.п.), так и внешним — инвесторам, кредиторам и др. Обеспечение информацией необходимо:

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

— для контроля за соблюдением законодательства РФ при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесооб­разностью;

— контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основным документом финансового (бухгалтерского) учета яв­ляется баланс, который отражает деятельность организации за про­шлый период. Финансовый (бухгалтерский) учет ведется на основа­нии первичных учетных документов. Эти документы служат оправда­тельными документами всех хозяйственных операций, проводимых организацией.

Если финансовый (бухгалтерский) учет жестко зарегламентирован, фиксирует результаты прошедшей деятельности организации (в форме финансовой отчетности), то управленческий (оперативный) учет ведется в произвольной форме и характеризует экономическое состояние организации в реальном времени. Отличительные харак­теристики финансового (бухгалтерского) учета и управленческого (оперативного) учета представлены в таблице.

Сравнение финансового (бухгалтерского) и управленческого (оперативного) учета

Области сравнения финансовый (бухгалтерский) учет Управленческий (оперативный) учет
Основные потребители информации Лица и организации вне хозяйственной единицы Различные уровни внутрифир­менного управления
Вид системы учета Система двойной записи Не ограничен системой двойной записи; используется любая система, которая дает результат
Свобода выбора Обязательное следование общепринятым принци­пам бухгалтерского учета Отсутствуют нормы и ограничения; единственный критерий — пригодность
Используемые измерители Денежная единица по курсу, действующему в момент возникновения факта хозяйственной жизни Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения (человекочас, машиночас и т.д.)- Если осуществляется оценка в долларах, то может использо­ваться фактическая либо будущая стоимость доллара
Основной объект анализа Хозяйственная единица в целом Различные структурные подразделения хозяйствен­ной единицы
Частота составления отчетности Периодически, на регулярной основе Когда требуется
Степень надежности Требует объективности; историчен по природе Сильно зависит от целей планирования; когда требует­ся, используются точные данные

Оперативная информация используется в целях принятия управ­ленческих решений, составления и анализа финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, исполнения

налоговых обязательств. Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность. Оперативная инфор­мация должна быть доступна только для специалистов предприятия. Управленческий (оперативный) учет — внутреннее дело каждой ор­ганизации. Для ведения этого учета могут быть использованы любые формы и регистры, разработанные самой организацией.

Все виды учета являются составной частью интегрированной управленческой информационной системы. При создании такой системы необходимо ответить на следующие вопросы:

— кому нужна эта информация;

— почему нужна эта информация;

— как должна собираться и обрабатываться информация;

— какие виды отчетов нужны и какой должна быть их регуляр­ность?

Отчеты могут быть регулярными и специальными. К регулярным отчетам относятся такие отчеты, как ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Специальные отчеты — это дополнение к регулярным отчетам. Специальные от­четы составляются на основе длительного наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными ситуациями.

Согласно законодательству РФ предприятия имеют право самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.

Одной из такого рода форм организации учета является внутрипроизводственная отчетность предприятия, необходимая для внутренних пользователей и содержащая данные по отдельным производственным подразделениям предприятия.

Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой должны быть определены правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации.

При формировании учетной политики предполагаются имущественная обособленность и непрерывность деятельности предприятия, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. После утверждения учетной политики руководителем предприятия она приобретает статус юридического документа.

Отчетность предприятия необходима как внешним, так и внутренним пользователям. Последние, пользуясь отчетными документами, могут получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Первым среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для него именно данные отчетности являются необходимой основой для принятия управленческих решений и, что немаловажно, для оценки собственной деятельности.

Для внешних пользователей отчетность имеет огромное значение в первую очередь для получения информации о финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Причины такого внимания достаточно очевидны. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т. е. в основном с помощью своей отчетности.

Организация аналитической работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Все это требует систематического проведения анализа в определенной последовательности и повышения его оперативности.

Успешное выполнение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации, т.е. планирования и соблюдения правильной последовательности проведения этой работы.

Сложившаяся практика анализа производственной и хозяйственной деятельности на предприятиях промышленности показывает, что он включает следующие этапы.

1 Составление плана аналитической работы:

— определение темы анализа и направлений использования его результатов;

— разработка программы, календарного плана и распределение работы между исполнителями;

— определение источников информации, восполнение ее недостатка;

— разработка макетов, аналитических таблиц, методики их заполнения, способов обработки материалов, формирование ре­зультатов анализа.

2 Подготовка материалов для анализа:

— подбор имеющейся информации, создание дополнительных источников;

— проверка достоверности информации;

— аналитическая обработка информации.

3 Предварительные оценки (характеристики):

— выполнение изучаемых показателей за текущий период;

— изменение показателей по сравнению с показателями в предшествующем периоде;

— степени использования ресурсов.

4 Анализ причин динамических изменений и отклонений от базы:

— определения круга взаимодействующих факторов и их группировки;

— раскрытие связей и зависимостей между факторами;

— элиминирование влияния факторов, не зависящих от изучаемого объекта;

— количественное измерение влияния факторов;

— оценка ущерба от отрицательного влияния факторов;

— выявление неиспользованных резервов.

5 Итоговая оценка и сводный подсчет резервов:

— выводы по результатам анализа, итоговая оценка;

— сводный подсчет резервов и рекомендации по их использованию.

По степени охвата изучаемых явлений и процессов анализ может быть полный (общий) и частичный (локальный).

При полном анализе изучают все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Обычно полный анализ приурочивается к отдельным отчетным периодам (квартал, год).

При частичном анализе изучаются отдельные подразделения предприятия или отдельные стороны деятельности предприятия. Например, производиться анализ реализации продукции, себе­стоимости продукции, производительности труда, использования производственной мощности, использования сырья и т.д.

При частичном анализе может применяться целевое (выборочное) изучение отдельных показателей. Например, вместо изучения себестоимости продукции в целом анализу подвергаются только цеховые или общезаводские расходы или себестоимость отдельных видов продукции.

По периодичности проведения анализ может быть ежедневным, месячным, квартальным и годовым. Временем проведения анализа определяется и круг изучаемых показателей. Так, текущий ежедневный анализ ограничивается небольшим числом по­казателей, используемых для оперативного управления произ­водством. К числу их относится: объем выпуска и реализации продукции, номенклатура и ассортимент продукции, качество продукции, отклонение от норм и нормативов затрат на произ­водство по заработной плате, материалам и цеховым расходам от плана. Учет ведется ежедневно нарастающим итогом с начала месяца. Ежедневный анализ позволяет своевременно, активно воздействовать на ход производства. Эффективность аналитической работы находиться в непосредственной зависимости от своевременного выявления резервов и проведения соответст­вующих мероприятий по мобилизации их. Достижение опера­тивности и углубление анализа возможны при условии все более широкого применения счетно-вычислительных машин, ЭВМ и использования экономико-математических и статистических методов, компьютерной техники.

Анализ работы предприятия осуществляется экономическими службами при широком привлечении инженерно-технических работников.

Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директоры по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Для координации аналитической работы могут создаваться также технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех отделов и служб предприятия.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.

Учетно-аналитическая система в широком смысле — это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях.

Методически связующим процессом в процессе функционирования учетно-аналитической системы является комплексный анализ, так как учет является информационной базой анализа и аудита. При этом осуществляется прямая и обратная связь (рисунок 1).

Рис. 1. Бухгалтерский учет как функция управления

Планирование — это определение целей и задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и выбор путей их достижения. При планировании задается желаемый уровень основных оценочных показателей деятельности организации (1). Организация осуществляет деятельность на основе разработанного плана.

Бухгалтерский учет производит регистрацию происходящих в процессе деятельности хозяйственных операций (2) и формирует обобщающие показатели фактического выполнения плана (3).

Анализ деятельности производится путем сопоставления плановых (4) и учетных показателей, выявления отклонений (5). Полученная информация об отклонениях используется для выработки управленческих решений и регулирования деятельности объекта управления (6). Кроме того, в блоке анализа формируется информация, необходимая для планирования последующих циклов деятельности организации (7).

Бухгалтерская учетно-аналитическая система является одной из составляющих общей системы, она базируется только на бухгалтерской информации и осуществляется работниками бухгалтерии. Ее суть заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для рационального использования в единой учетно-аналитической системе.

2 Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов предприятия торговли

Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование — это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы.

В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Пред­приятие самостоятельно определяет цель, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

Основными задачами планирования деятельности предпри­ятия являются обеспечение финансовой устойчивости предпри­ятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного исполь­зования ресурсов.

Планирование выполняет ряд функций:

• обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансо­вой деятельности и всех структурных подразделений;

• обеспечение безопасности предприятия: при планирова­нии учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума;

• внутрихозяйственная координация и интеграция различ­ных сфер деятельности;

• создание условий для формирования ответственных ква­лифицированных работников;

• осуществление эффективного контроля за производствен­но-хозяйственной деятельностью.

Традиционно планирование включает следующие взаимосвязанные стадии:

— определение конечных и промежуточных целей;

— постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;

— определение методов и способов выполнения поставленных за­дач исходя из имеющихся ресурсов;

— контроль над ходом реализации плана;

— анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.

Таким образом, планирование — это не единовременное, одноразо­вое действие, а непрерывный процесс, осуществляемый из года в год.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необ­ходимо различать понятия методологии и технологии планирова­ния.

Под методологией планирования понимается система требований к формированию планов и внутренняя логика их построения. Технология планирования представляет собой совокупность конк­ретных методов и способов разработки планов и плановых показа­телей хозяйственного развития как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности. Технология планирования предусматривает различные подходы к разработке планов.

Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органиче­ское единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность, контроль.

Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Пла­нирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов.

Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений дея­тельности предприятия.

Выделение приоритетов предполагает необходимость оп­ределения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом измене­ния внешней и внутренней среды функционирования предпри­ятия.

Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана раз­вития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности.

Виды (формы) планирования и планов различают по содер­жанию и форме.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Оно при­суще командно-административной системе народного хозяйства, а в рыночных условиях может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окру­жающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Этот вид планирования имеет адресный характер, поэтому может использоваться на предприятиях при текущем планиро­вании и принятии конкретных решений.

Индикативное планирование в отличие от директивного носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индика­тивное планирование чаще всего используется на макроуровне, тогда как на микроуровне — при составлении перспективных планов развития предприятия.

2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование осуществля­ется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговре­менную стратегию экономического, социального, научно-техни­ческого развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование — это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый ва­риант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регио­нов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели.

При среднесрочном планировании планы разрабатываются на период от одного до пяти лет.

Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных и среднесрочных планов.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое планирование, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долго­срочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспек­тивных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Тактическое планирование — это процесс создания предпо­сылок для реализации стратегических целей. Оно, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объек­тами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др.

Оперативно-календарное планирование — это конкрети­зация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

4. По сферам различают планирование:

— сбыта (на предприятиях торговли и питания — планиро­вание объемов оборота);

— производства (на предприятиях питания — разработка производственной программы);

— персонала (потребность, подбор, подготовка, переподго­товка, увольнение);

— потребностей (потребности в товарах, сырье, в материаль­но-технической базе и т. д.);

— инвестиций, финансов и т. д.

По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений.

Для решения наиболее важных проблем разрабатывают­ся программы. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы.

Планирование деятельности предприятия может осущест­вляться двумя подходами: целевым и ресурсным.

При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. На­пример, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для дости­жения поставленной цели.

При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы.

Разработка планов предприятий торговли и питания осу­ществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности пред­приятий, — это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические.

Наиболее распространенными являются балансовый, нор­мативный методы и метод экстраполяции.

Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования пла­нов составляются натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

Натуральные балансы составляются в натуральных едини­цах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собствен­ной продукции.

Нормативный метод планирования основан на использо­вании различных норм и нормативов. Различают государствен­ные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные.

Государственные экономические нормативы — это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оп­латы труда, нормы продолжительности рабочего времени и др.

Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслу­живания оборудования, используемого в различных отраслях.

Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, элек­троэнергии и др.

Местные нормы и нормативы разрабатываются непосред­ственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нормы расходов на оп­лату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др.

Метод экстраполяции может быть использован только при краткосрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период.

Экономическая политика предприятия представляет собой опреде­ление общей стратегии его развития и выработку на ее основе так­тики торгово-хозяйственной деятельности, которая, с учетом по­тенциальных возможностей предприятия, позволяет достичь по­ставленных целей в соответствии с правовыми, экономическими, социальными, экологическими и другими стандартами, установлен­ными в обществе в виде законов, законодательных норм и правил. Задачей экономическойполитики предприятия является разработ­ка адекватной рыночным условиям системы управления и планиро­вания торгово-финансовой деятельности, направленной на дости­жение определенных стратегических и тактических целей.

Система планов торгового предприятия, действующего в конку­рентной среде, включает следующие виды планов, дифференци­руемые в зависимости от определенных критериев на следующие группы:

• по уровню управления: планы в целом по предприятию (обще­фирменные), планы структурных подразделений (филиалов, сек­ций, отделов), планы работы функциональных служб торговых фирм (финансового, коммерческого, маркетингового и других отделов);

• по функционально-целевому назначению (то есть дифференци­рованные по самым различным аспектам деятельности предпри­ятия): план торговой деятельности в разрезе основных показате­лей (товарооборот, доходы, издержки и т. д.); производственно-торговый план по выпуску продукции собственного производст­ва в системе массового питания; финансовый план (доходы и расходы предприятия); коммерческий план, связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов; план социального развития предприятия;

• по степени важности поставленных целей (то есть по типу целей, содержанию плановых решений, объему привлекаемых ресурсов и инвестиций): стратегические планы, тактические планы, опе­ративные планы, инвестиционные и бизнес-планы;

• по срокам планирования или длительности планового периода различают: долгосрочные, среднесрочные, текущие и оператив­ные планы.

В долгосрочном плане формулируются главные, приоритетные цели торгового предприятия, задачи по их реализации с дифферен­циацией по временным периодам и направлениям деятельности.

Долгосрочное планирование основывается преимущественно на изучении сложившихся тенденций развития и введения в модели планирования оценок будущего. Перенос прошлых закономерно­стей на будущее развитие является особенностью и одновременно недостатком такого подхода.

Среднесрочные планы (на два года и более) отражают пути реали­зации отдельных самостоятельных проблем общей долгосрочной стратегии предприятия и отличаются большей степенью детализа­ции.

В текущих планах подробно определяются все направления дея­тельности предприятия и его подразделений на очередной (теку­щий) финансовый год.

Оперативные планы детализируют и уточняют решение конкрет­ных вопросов в процессе торговой деятельности на краткий период времени (месяц, декада, неделя).

Подразделение планов по срокам носит достаточно условный ха­рактер. Их различие состоит в сроках получения конечного резуль­тата, а объект планирования обычно не изменяется. Вместе с тем ка­ждый вид планирования имеет свои отличия, которые заключаются не только в длительности временного периода, но и в количестве показателей, их значимости, степени точности расчетов, порядке распределения обязанностей и уровне ответственности между ис­полнителями плана. Как правило, чем длительнее интервалы пла­нирования, тем выше степень неопределенности параметров пла­на, меньше число показателей и ниже степень их точности.

Особую значимость в современных условиях хозяйство­вания приобретает стратегическое планирование, которое представ­ляет собой предвидение будущего положения предприятия, прогно­зирование его места и роли в рыночной среде, а также определен не­основных путей и средств для достижения этого состояния.

Таким образом, под стратегическим планированием понимается не долгосрочный план, формализованный в виде определенного доку­мента, а только прогноз возможного состояния предприятия в пер­спективе.

Стратегическое планирование является многоэтапным процессом и охватывает следующие блоки решений:

• определение места торгового предприятия во внешней среде и оценку действующей стратегии предприятия;

• формулировку миссии предприятия;

• определение функциональных стратегий и временных горизон­тов планирования;

• расчет ресурсных бюджетов и обеспечивающих (тактических) планов.

Основная цель тактического планирования — это максимальная конкретизация перспективной концепции предприятия путем опре­деления методов и форм ее реализации. Оно охватывает годовой и внутригодовые периоды и представляет собой совокупность пла­нов по видам деятельности и по структурным подразделениям.

Особое место в системе планирования торгового предприятия зани­мает оперативное планирование, которое представляет собой спе­цифическую форму управления текущей деятельностью и посто­янный контроль над ее ходом. Оперативное планирование характе­ризуется высокой степенью детализации планов, узкой направлен­ностью и большим разнообразием используемых приемов и мето­дов.

Оперативное планирование и управление должны отражать сле­дующие аспекты хозяйственной деятельности торгового предпри­ятия:

• изучение динамики ежедневной реализации товаров как по об­щему показателю, так и в ассортименте, в том числе по местам реализации;

• сравнительный анализ произведенных затрат с рассчитанными по предприятию предельными нормативами расходов;

• контроль над движением товарных запасов в целом и в ассорти­ментном разрезе;

• постоянная работа с поставщиками с целью повышения эффек­тивности товародвижения и товароснабжения предприятия;

• оценка ежедневной конъюнктуры потребительского спроса;

• анализ динамики цен, как по предприятию, так и у конкурентов;

• другие повседневные аспекты работы предприятия. Оперативное управление строится таким образом, чтобы обеспечи­валась возможность быстрого реагирования на все изменения (осо­бенно негативные) в торговой деятельности с целью повышения ее эффективности. Тактическое и оперативное планирование являют­ся основными видами планирования на уровне небольших и мелких торговых предприятий.

Инвестиционные планы определяют наиболее выгодные направле­ния долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, не­движимость, строительство новых предприятий, реконструкцию действующих объектов и т. п.

Бизнес-план — это концепция создания нового предприятия или освоения нового вида деятельности с целью успешного выхода на рынок. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предпри­ятия в выбранной сфере деятельности, его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг, объем предполагаемых финансовых и ма­териальных ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, ос­новные аспекты организации торговой деятельности, а также оцен­ка предпринимательского риска.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9548 — | 7477 — или читать все.

источник