Меню Рубрики

Как анализ по налоговой таблице

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

источник

В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего данному типу развития экономики, особую актуальность приобретает не только учет налогов, но и их анализ. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.

В процессе управления налогами используются различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на налогообложение. Одним из важнейших инструментов управления налогами является их анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать их более обоснованными. Анализ — это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений.

Следовательно, объект анализа налогов объединяет в себе изучение:

l показателей, образующихся методом начисления — совокупность налоговых расходов;

l налоговой базы по видам налогов;

l показателей движения денежных средств — денежных потоков организации, оттоков и поступлений денежных средств в процессе уплаты налогов и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов;

l показателей балансовых остатков — задолженности перед государством по уплате налогов;

l показателей налоговой нагрузки и налогоемкости, связанные с несением организацией налоговых расходов;

l показателей экономических санкций за нарушения налогового законодательства.

Предметом анализа налогов является изучение изменения состава, структуры, динамики сумм налогов, задолженности по ним, экономических санкций за нарушения налогового законодательства, налоговых баз, налоговых льгот, налоговых ставок, сроков уплаты налогов, налоговой нагрузки, налогоемкости и т.д. и определение их влияния на различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Задачи анализа налогов в соответствии с его сущностью, объектом и предметом следующие:

исследовать состав, динамику и структуру налогов и неналоговых

обязательных платежей субъекта хозяйствования;

исследовать полноту расчетов субъекта хозяйствования с бюджетом и причины возникших отклонений;

исследовать налоговые платежи по группам в зависимости от источника их уплаты и их влияние на чистую прибыль;

изучить влияние факторов на изменение параметров налогообложения;

рассчитать и оценить показатели налоговой нагрузки и налогоемкости субъекта хозяйствования, исследовать влияние факторов на их размер;

определить и изучить комплексные показатели оценки налогообложения;

исследовать влияние показателей оценки налогообложения субъекта хозяйствования на его финансовое состояние;

изучить параметры финансово-хозяйственной деятельности организации, оказывающие влияние на налоговую нагрузку организации;

прогнозирование и планирование сумм, подлежащих уплате налогов как—денежных потоков и расходов организации;

выявить резервы оптимизации налогообложения субъекта хозяйствования и дать оценку налоговым рискам;

оценить альтернативные варианты налогообложения при рассмотрении различных управленческих решений.

Эффективность налогообложения на микроуровне определяется с помощью ряда показателей, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налогов и неналоговых обязательных платежей или отдельных составляющих к объему продаж (выручке от реализации), себестоимости (расходам на реализацию) или прибыли.

Обобщающей характеристикой, указывающей на действие, которое налоги оказывают на финансовое положение налогоплательщиков, а также на количественную оценку этого воздействия, является налоговая нагрузка. Налоговые органы рекомендуют анализировать:

суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику;

суммы уплаченных налогов (по каждому виду налога или сбора) и их динамику;

показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах);

факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В качестве источников информации для анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также регистры налогового учета и налоговой отчетности и налоговые декларации по каждому налогу.

Анализ налогов, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры, с тем чтобы сделать вывод о величине налоговых платежей.

Для оценки состояния расчетов ООО «Титул» с бюджетом по налогам и сборам проанализируем динамику начисленных налоговых платежей за 2008-2010 г. (таблицы 4).

Таблица 4 — Динамика начисленных налогов в ООО «Титул»

источник

магистрант, экономический факультет ВГУ,

канд. экон. наук, доцент ВГУ,

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

На данном этапе развития Российской Федерации разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2012–2016 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 1 и 2.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2012-2014 гг. (млрд. р.)

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

налог на имущество физических лиц;

налог на имущество организаций

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2016 гг. (млрд. р.)

Изменение за год

Темп динамики, %

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Имущественные налоги, из них:

налог на имущество физических лиц;

налог на имущество организаций

Транспортный налог, из него:

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2014 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2013 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2014 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2013 и 2016 годах. В 2013 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

В соотношении налоговых доходов 2016 года к 2012 наибольший рост наблюдается по акцизам — 65,12 %, имущественным налогам — 42,23 % и налогу на добавленную стоимость — 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 1).

а) всего поступило в бюджет РФ;

б) поступило в бюджет РФ по видам налогов

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений

Важно заметить, что с 2014 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.

Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.

Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.

Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.

Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2012-2016 гг. (см. табл. 3,4).

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг.

по состоянию на

по состоянию на

Всего по России

Всего по России

Задолженность по:

в % к 2014 г.

Задолженность по:

в % к 2015 г.

Налогу на доходы физических лиц

Налогу на доходы физических лиц

Транспортному налогу, в том числе:

Транспортному налогу, в том числе:

Земельному налогу, в том числе:

Земельному налогу, в том числе:

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газового конденсата

Налогу на добычу газового конденсата

Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.

Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.

Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.

а) задолженность по налогам в бюджет РФ;

б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;

Рисунок 2. Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.

Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений — неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.

источник

Сущность и роль налогового анализа в системе управления налогообложением. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц и характеристика финансово-экономической деятельности. Ведение бухгалтерской налоговой отчетности и налоговая оптимизация.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «налоговый анализ по налогу на доходы физических лиц»

1 Теоретические основы проведения налогового анализа по налогу на доходы физических лиц

1.1 Сущность и роль налогового анализа в системе управления налогообложением

1.2 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

1.3 Методика проведения налогового анализа по налогу на доходы физических лиц

2 налоговый анализ по налогу на доходы физических лиц на ООО «ЭСТКОМ»

2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «ЭСТКОМ»

2.2 Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности НДФЛ

2.3 Анализ динамики НДФЛ на ООО «ЭСТКОМ»

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ на ООО «ЭСТКОМ»

3.1 Совершенствование методики анализа налогообложения

3.2 Пути оптимизации механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ А. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭСТКОМ»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. БАЛАНС ООО «ЭСТКОМ»

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ООО «ЭСТКОМ»

Переход к рыночной экономике требует от руководителей и менеджеров предприятий повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при минимальных затратах труда и средств.

Актуальным вопросом анализа хозяйственной деятельности является анализ налогообложения предприятия. Предпосылкой выделения анализа налогообложения в отдельный блок финансового анализа явилось выделение в системе бухгалтерского учёта налогообложения — налогового учёта.

Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости субъекта предпринимательства. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность. Налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.

Анализ налогообложения — это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.

Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия.

Главной целью анализа налогообложения является разработка рекомендаций по оптимизации в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Настоящая курсовая работa посвященa анализу налога на доходы физических лиц — одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

Целью данной курсовой работы является:

изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц,

проведение анализа учета НДФЛ на конкретном предприятии,

рассмотрение возможных путей его оптимизации.

Для осуществления этих целей были решены следующие задачи:

рассмотрен существующий ныне порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;

проанализирована динамика по налогу на доходы физических лиц на примере конкретного предприятия.

Предметом данной курсовой работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для оценки состояния учета и анализа налога на доходы физических лиц на примере предприятия ООО «ЭСТКОМ».

Курсовая работа состоит из введения, основной части, практической части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1. Теоретические основы проведения налогового анализа по налогу на доходы физических лиц

1.1 Сущность и роль налогового анализа в системе управления налогообложением

Действующее налоговое законодательство направлено на сокращение количества налогов и сборов, оптимизацию налогооблагаемых баз и ставок, что предопределяет возможность сокращения налоговой нагрузки на налогоплательщиков и повышает их заинтересованность в развитии легального бизнеса.

Целью налогового анализа является сведение к минимуму расходов и потерь, связанных с налогообложением, для субъекта предпринимательской деятельности. Исходя из этого, налоговый анализ включает в себя:

— вопросы правильности исчисления, уплаты и отражения в учете налогов и обязательных платежей. Правильное исчисление и уплата налогов позволяют избежать огромных штрафных санкций, а, следовательно, и неоправданных потерь;

— вопросы текущего снижения налоговых выплат. Одно только правильное оформление хозяйственной операции во многих случаях позволяет снизить налоговые платежи; вопросы налогового планирования предстоящих сделок. Выбор места регистрации, организационно-правовой формы и вида хозяйственного договора могут на порядок уменьшить налоги;

— вопросы защиты имущественных прав, нарушенных государством.

Использование наиболее эффективных способов защиты позволяет свести к минимуму потери от незаконных действий государственных органов и сократить расходы на «приобретение знаний» об уменьшении налогов.

Комплексный подход налогового консультанта к потребностям клиента позволяет решать все вопросы, связанные с налогообложением, в одном месте, не прибегая к услугам сторонних организаций.

В настоящее время представляются актуальными вопросы разработки методик оценки эффективности деятельности организаций с учетом воздействия на экономику организации применяемой системы налогообложения.

Развитие и углубление экономического анализа является неотъемлемой частью работы налогового консультанта и позволяет предвидеть последствия принимаемых решений в области налогообложения, эффективно воздействовать на параметры налогообложения, осуществлять прогнозы с целью достижения конечной цели деятельности коммерческой организации.

Налоговый анализ выполняет специфическую функцию в системе управления налогообложением хозяйствующего субъекта и является в силу этого одной из подсистем внутрифирменного управления.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового анализа должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек и снижения налоговой нагрузки организации-налогоплательщика.

Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организациями в фискальные органы, с показателями его деятельности. При этом могут использоваться как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки.

Для их расчета необходимо правильно определить налоговые издержки, которые представляют собой общую сумму всех видов изъятия доходов организации в казну государства.

Следовательно, они должны включать не только сумму непосредственно налогов и сборов, но и штрафных санкций и пени, дополняющих платежи в казну.

Но при этом важно разделить их и использовать в расчетах налоговой нагрузки в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. Для оценки степени жесткости и эффективности налоговой системы должны применяться чистые налоговые издержки без штрафов и пени. Последние могут включаться в расчеты, если определяется эффективность работы организации по исполнению налогового законодательства.

В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики организации:

* нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

* легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

* полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Обзор применяемых систем налогообложения, особенности уплаты налогов и их совокупный уровень в каждой системе, их динамическая оценка, сопоставление между собой и расчет стартовой эффективности позволяют разработать достаточно универсальные практические рекомендации для широкого круга пользователей.

Информационная база налогового анализа формируется в системе финансового, управленческого и налогового учета.

Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового анализа с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.

В налоговом консультировании применяются различные инструменты, способствующие принятию целесообразных решений в области воздействия на налогообложение со стороны налогоплательщика.

Предлагаемые налоговым консультантом способы воздействия на налогообложение должны способствовать гармонизации интересов государства и налогоплательщика и являться неотъемлемой частью его финансового менеджмента.

1.2 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства [14,c.215]. В Российской Федерации НДФЛ является федеральным налогом и на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны.

НДФЛ является прямым налогом, поскольку конечным его плательщиком является получившее доход физическое лицо. Источником налога является специальным образом определенный доход налогоплательщика — физического лица, выраженный в денежной форме [2,c.25].

Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.

Важнейшим принципом действующей в настоящее время системы налогообложения доходов физических лиц, вступившей в силу с 2001 года (гл. 23 ч.2 НК РФ — введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации.

В настоящее время порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения элементов состава налога, при отсутствии которых налог не считается установленным: объект налогообложения (ст. 209), налоговая база (ст. 210): налоговый период (ст. 216); налоговые вычеты (ст. 218, 219, 220, 221); дата фактического получения дохода (ст. 223), налоговые ставки (ст. 224), порядок исчисления налога (ст. 225).

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ, — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.

Налоговые вычеты — это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом.

В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на следующие налоговые вычеты [12, c.261]:

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Схема 1 — Вычеты по налогу на доходы физических лиц

Если сумма налоговых вычетов в данном налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Дата фактического получения дохода — это день, в который необходимо исчислить налог на доходы физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному [11,c.171].

Таблица 1 — Дата получения дохода.

День выплаты (в том числе день перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках
либо по его поручению на счета третьих лиц)
(пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ)

Доходы в натуральной форме

День передачи дохода в натуральной форме
(пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ)

Материальная выгода, полученная от экономии на процентах при займах (кредитах)

День уплаты процентов по полученному займу
(кредиту) (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ)

Материальная выгода, полученная при приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц

День приобретения товаров (работ, услуг)
(пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ)

Материальная выгода, полученная при приобретении ценных бумаг

День приобретения ценных бумаг (пп. 3 п. 1
ст. 223 НК РФ)

Доходы в виде оплаты труда

Последний день месяца, за который
налогоплательщику был начислен доход за
выполненные трудовые обязанности в
соответствии с трудовым договором
(контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ)

Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ, налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении суммы налога.

Порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ. Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, то большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не поименованы в п. п. 2 — 5 ст. 224 НК РФ.

Налогообложение по ставке НДФЛ 9% производится в следующих случаях:

1) при получении дивидендов (п. 4 ст. 224 НК РФ);

2) при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 224 НК РФ);

3) при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 224 НК РФ).

Все доходы, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке НДФЛ в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ставка НДФЛ в размере 35% является максимальной. Она применяется в следующих случаях:

1) при получении выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. Причем налог платится с суммы превышения стоимости таких выигрышей и призов 4000 руб. (абз. 3 п. 2 ст. 224, п. 28 ст. 217 НК РФ).

2) при получении страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет. Налог уплачивается только в том случае, если суммы страховых выплат превышают суммы внесенных налогоплательщиком страховых взносов, скорректированных на ставку рефинансирования ЦБ РФ.

3) при получении процентных доходов по вкладам в банках в части их превышения над суммой процентов, рассчитанной следующим образом (абз. 4 п. 2 ст. 224 НК РФ):

— по рублевым вкладам — исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты;

— по вкладам в иностранной валюте — исходя из 9% годовых.

К пенсионным рублевым вкладам, внесенным на срок не менее 6 месяцев, ставка 35% не применяется (Письма Минфина России от 22.06.2005 N 03-05-01-04/197, от 24.09.2007 N 03-04-06-01/332, ФНС России от 04.04.2007 N ГИ-8-04/253@)

Порядок исчисления налога на доходы с физических лиц предусматривает определение суммы налога путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку, выраженную в долях единицы [8, c.86].

Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:

(налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) — (налоговые вычеты);

(налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в процентах) / 100 [8,c.87]

Особенностью взимания НДФЛ является то, то его могут исчислять и уплачивать как налоговые агенты, так и сами налогоплательщики.

На сегодняшний день порядок уплаты НДФЛ в бюджет един для всех субъектов Федерации, его устанавливает статья 226 НК РФ. Налоговые агенты — организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ перечисляют налог в региональный бюджет по месту своей регистрации и по местонахождению своих обособленных подразделений.

В пункте 2 статьи 226 НК РФ содержится перечень ряда доходов, являющихся исключением из данного положения, т.е. определены ситуации, когда источник выплаты дохода не несет функции налогового агента.

Законодательством устанавливаются четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента:

— налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке;

— налог по ставкам 30% и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;

— исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов;

— удержание исчисленного налога производится налоговым агентом только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм. При этом сумма удержания не может превышать 50% от общей суммы выплаты;

— если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика, причем, в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то налоговый агент в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязан в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается;

— излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом по письменному заявлению налогоплательщика;

— не удержанные (удержанные не полностью) налоги взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до полного погашения задолженности.

Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода [12, c.275].

Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля следующего за налоговым периодом года. В налоговых декларациях указываются все полученные в налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

1.3 Методика проведения налогового анализа по налогу на доходы физических лиц

Методика экономического анализа представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики организации, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики.

Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

Любая методика анализа представляет собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как:

1. Определение целей и задач анализа.

3. Системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа.

4.Советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования.

5.Описание способов исследования изучаемых объектов.

6. Источники данных, на основании которых производится анализ.

7. Указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования).

8. Технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации.

9. Характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа.

10. Потребители результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

* первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

* изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

* определения влияния факторов на результаты деятельности организации;

* подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

* обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности организаций;

* обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

В процессе проведения аналитических исследований должны быть выявлены пути целесообразного и рационального воздействия организации с целью гармонизации интересов государства и налогоплательщика, силами последнего. Такие пути можно считать выявленными резервами повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности на основе воздействия на финансовые показатели, что является одной из важнейших задач финансового анализа в целом.

Поэтому использование налоговыми консультантами приемов и методов финансового анализа необходимо. Однако в ряде случаев известные аналитические методики в силу специфичности решаемых в рамках аналитических исследований требуют определенных дополнений.

На первом этапе аналитической работы должна быть сформулирована цель анализа, его связь с другими вопросами, реализуемыми в различных направлениях работы, определены формы взаимодействия субъекта, осуществляющего аналитическое исследование, с различными экономическими службами организации.

Второй этап заключается в планировании аналитической работы. Этот этап необходим ввиду того, что действенность и эффективность аналитической работы по поиску наиболее оптимальных путей гармонизации налогообложения во многом определяются планомерным характером проведения этой работы. При проведении рассматриваемого нами вида анализа данный этап работы в значительной мере усложняется, поскольку этот анализ может быть позиционирован как тематический. Как известно, при организации тематического анализа этап планирования усложняется, поскольку типовая программа и методика его проведения отсутствуют, и поэтому они разрабатываются на основе консультации специалистов по данной, чаще всего узкой, теме. Безусловно, при планировании аналитической работы в данном случае нельзя будет пренебречь мнениями специалистов по налогообложению.

На третьем этапе осуществляется информационное и методическое обеспечение аналитической работы, включающее в себя подбор показателей, которые способны дать наиболее полный и качественный ответ по всем без исключения вопросам, встающим перед финансовым менеджером в процессе осуществления им налогового планирования.

Важным аспектом обеспечения аналитической работы является построение экономико-математической модели, отражающей влияние не отдельных налогов, а их совокупности.

На четвертом этапе осуществляется оформление результатов анализа. В практике анализа хозяйственной деятельности его результаты могут быть оформлены в виде аналитического отчета (пояснительной записки), справки, заключения.

На пятом этапе осуществляется мониторинг за внедрением и реализацией предложений, разработанных на основе проведения аналитических исследований. Оценивается фактический экономический эффект и/или эффективность предложенных мероприятий и сопоставляются достигнутые результаты с расчетными, полученными в ходе проведения аналитических исследований.

Достижение высокой эффективности воздействия на параметры налогообложения организации определяется рядом факторов, осложняющих выполнение такого рода действий:

1. Динамичным характером системы налогового законодательства.

2. Слабой разработкой и регламентацией системы налогового учета.

3. Высокой вероятностью ошибок, поскольку налоговая оптимизация — многокритериальная задача с множеством неопределенных факторов.

4. Отсутствие соответствующего программного обеспечения.

Особенность технологии ведения аналитической работы налоговым консультантом заключается в том, что проводимый им анализ является тематическим.

налогообложение отчетность оптимизация

2. налоговый анализ по налогу на доходы физических лиц на ООО «ЭСТКОМ»

2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «ЭСТКОМ»

ООО «ЭСТКОМ» было учреждено 19 декабря 2005 года. На сегодняшний день динамично развивающееся предприятие, основным направлением деятельности, которого является переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов, а методы обработки рыбы включают в себя целый комплекс мер, основанный на применении новейших технологий и современного оборудования импортного и отечественного производства.

ООО «ЭСТКОМ» выпускает более 200 наименований продукции: соленую, пряную, вяленую, холодного и горячего копчения рыбу, рыбные деликатесы, нарезки и филе из лососевых, пресервы в различных заливках, салаты из морской капусты, рыбные масла, различные сорта рыбы в вакуумной упаковке, и многое другое.

Все эти продукты пользуются заслуженной популярностью.

Но жизнь не стоит на месте, и одним из новых направлений стал выпуск модных ныне продуктов быстрого приготовления — рыбных полуфабрикатов: котлеты, шницеля, биточки, рыбное филе в панировке, рулетики из лосося с грибами, пельмени. Эти продукты идеально подходят для современной динамичной жизни, обладая такими важнейшими качествами с научно доказанной полезностью рыбных продуктов для здоровья и долголетия.

Основой качества конечной продукции является долгосрочное сотрудничество с добывающими и перерабатывающими предприятиями, благодаря которому общество использует в производстве только лучшие сырье и материалы, напрямую доставляемые с рыбодобывающих регионов.

ООО «ЭСТКОМ» — предоставляет самые разные схемы работы — продажа за безналичный и наличный расчет, доставка продукции собственным автотранспортом.

Для более полной характеристики деятельности ООО «ЭСТКОМ» рассмотрим показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приведенные в Приложении А.

Финансовое состояние предприятия характеризуется комплексом показателей, среди которых важнейшее значение имеет оценка наличия, состояния и структуры имущества предприятия. Состав и структура имущества определяется рядом статей: внеоборотные и оборотные активы, денежные средства и так далее. Все изменения оцениваются по данным актива баланса в Приложении Б.

В структуре актива баланса происходят изменения: увеличивается доля внеоборотных активов. При рассмотрении внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса (смотри приложение Б) видно, что изменения произошли за счет увеличения долгосрочных финансовых вложений на 800 тыс. руб. Доля машин и оборудования выросла за счет их покупки для увеличения объема производства.

Рост оборотных активов произошел за счет увеличения доли «Денежных средств», за счет роста покупки сырья для увеличения объема производства.

Но актив баланса неразрывно связан с пассивом. Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны быть выше краткосрочных пассивов, то есть часть текущих активов погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на погашение собственного капитала.

Оборотные активы ООО «ЭСТКОМ» составили на конец 2008 года 37 870 тысяч рублей и превысили краткосрочные пассивы в абсолютной величине на 32 150 тысяч рублей, что подтверждает нормальное функционирование предприятия.

Из Приложения А коэффициент соответствия между заемными и собственными источниками средств предприятия показывает, что наше предприятие достаточно обеспечено собственными средствами.

Долгосрочное кредитование на ООО «ЭСТКОМ» за анализируемый период отсутствует.

Рассмотрим значения показателей ликвидности и платежеспособности. По данным таблицы в Приложении А, можно сделать вывод, что ООО «ЭСТКОМ» относится к таким предприятиям, чьи обязательства подкреплены информацией, позволяющими быть уверенными в выполнении других обязательств с хорошим запасом на возможную ошибку. Коэффициент абсолютной ликвидности достиг оптимального значения, коэффициент текущей ликвидности превысил оптимальное значение в 3 раза.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Обратимся к показателям, характеризующим финансовую устойчивость и финансовые результаты деятельности предприятия. Здесь значение коэффициента финансовой независимости выше «критической точки» (предприятие финансово независимо, если удельный вес собственного капитала в общей его величине не менее 50 %), что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации, то есть собственникам принадлежат более 80 % стоимости имущества.

Рентабельность показывает, что на конец периода на один рубль продаж приходится прибыли 14 копейки, на один рубль вложенного собственного капитала приходится прибыли 62 копеек.

Как видим из Приложения А, наше предприятие имеет хорошую прибыль.

ООО «ЭСТКОМ» достигло достаточных результатов для своей финансовой устойчивости, сохранения конкурентоспособности, обеспечения надлежащего качества жизни трудового коллектива. А ведь финансовая устойчивость — один из важнейших аспектов финансового состояния предприятия и при правильном его использовании можно и дальше улучшать структуру активов и пассивов.

Устойчивое финансовое состояние исследуемого объекта может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов. Следовательно, ООО «ЭСТКОМ» имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечения инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков.

ООО «ЭСТКОМ» осуществляет свою финансовую деятельность в соответствии с планом, утверждённым участниками общества. Общество вправе распоряжаться как собственными, так и привлечёнными финансовыми ресурсами, включающими кредиты банков, финансовых организаций, предприятий, учреждений.

Данное предприятие является плательщиком налога на прибыль, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество.

Организация бухгалтерского учета в ООО «ЭСТКОМ» осуществляется в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Она формируется главным бухгалтером предприятия, утверждается генеральным директором и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения — совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Порядок формирования и оформления учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а для целей налогообложения — НК РФ.

2.2 Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности НДФЛ.

В ООО «ЭСТКОМ» бухгалтерский учёт ведется по смешанной форме учета (автоматизированной — с применением компьютерной техники и журнально-ордерной). Для учета расчетов с бюджетом используется журнально-ордерная форма при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах — журналах-ордерах. Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. При такой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.

Обобщение информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемых ООО «ЭСТКОМ», и налогах, удержанных с работников этой организации, производится на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором ведется синтетический учет данного объекта бухгалтерского учета.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Синтетический учет производимых в ООО «ЭСТКОМ» расчетов с бюджетом ведется в журнале — ордере №8 по кредиту счета 68, а аналитический учет — в ведомости №7 по дебиту и по кредиту счета 68.

Месячные итоги журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета 68 и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Хозяйственные операции записываются в журнал-ордер по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью.

Ведомость №7 открывается на каждый месяц. Для этого к ведомости предусмотрены вкладные листы для каждого месяца. Для каждого дебитора (кредитора) в ведомостях отводятся определенное количество строк. Записи в ведомостях производятся, как правило, из конкретных первичных документов.

Во всех случаях суммы оборотов по кредиту счета 68 отражаются в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В конце месяца по дебиту считываются итоги за месяц и сальдо на начало следующего месяца по определенным дебиторам (кредиторам) и в целом по ведомости.

Обороты по кредиту счетов за месяц в разрезе корреспондирующих счетов переносятся в журнал ордер №8.

Синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотном балансе, куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета — они обязательно должны быть равны. После записи оборотов и сальдо по всем субсчетам, включаемым в оборотно-сальдовую ведомость, итоговое сальдо по счету 68 переносится в Главную книгу.

При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в его активе, а кредитовый — в пассиве.

Кредитовый оборот по счету 68 показывает начисление задолженности предприятия бюджету по налогам, а дебетовый оборот свидетельствует об уплате налогов в бюджет.

Кредитовое сальдо на конец отчетного периода по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Так, к счету 68 в ООО «ЭСТКОМ» открыт субсчет 68-2 — «Расчеты по НДФЛ». На предприятии по каждому субсчету счета 68 ведутся накопительные ведомости, в которых указывается остаток на начало отчетного периода по дебету или кредиту, обороты по счету с указанием корреспондирующих счетов, подводятся итоги по дебету и кредиту и выводится остаток.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов начисление заработной платы сотрудникам организации отражается бухгалтерской проводкой Дебет счета 20 — Кредит счета 70. К 68 счету открыты субсчета по видам налогов

Удержанная сумма НДФЛ отражается по дебету счета 70 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в последний день каждого месяца. Перечисление налога в бюджет (проводка по дебету счета 68, субсчет- 2 «Расчеты по НДФЛ», и кредиту счета 51) производится в день, выдачи денег на руки персоналу.

В ООО «ЭСТКОМ» учет доходов, полученных от него работниками предприятия, ведется в соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

Для этой цели используются две специальные формы, утвержденные приказом МНС России от 01.11.2000 ˜БГ.3.08/379:

форма ˜1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц›;

форма ˜2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

Первичным документом налогового учета по НДФЛ на основании приказа МНС РФ от 1 ноября 2000 г. № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц» является «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», составляемая по форме № 1-НДФЛ.

Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице — получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.

В Налоговой карточке отражаются доходы, подлежащие учету при определении налоговой базы, включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Доходы, определяемые в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса как доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) независимо от суммы таких доходов, в Налоговой карточке не отражаются. Исчисление налоговой базы и суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговая карточка по форме № 1-НДФЛ предназначена для ведения учета персонально по каждому налогоплательщику:

доходов, полученных в налогооблагаемом периоде, как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло, а также полученных в виде материальной выгоды, подлежащих включению в налоговую базу для исчисления сумм налога на доходы физических лиц;

налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;

суммы налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;

сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и общую сумму налога, исчисленного и удержанного за налоговый период;

сумм доходов, полученных налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида такого имущества и суммы полученного дохода;

сумм налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику, законодательными актами субъектов Российской Федерации;

результатов перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают налоговую базу (п.1 ст.210 НК РФ) и при заполнении налоговой карточки не учитываются.

В Налоговой карточке все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога на доходы. Суммы налога исчисляются и отражаются в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

На предприятии ООО «ЭСТКОМ» расчет суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет за месяц, осуществляется в следующей последовательности:

На основании табелей учета рабочего времени, распоряжений руководителя, листков временной нетрудоспособности и других аналогичных документов начисляется заработная плата работникам списочного состава предприятия. Суммы начисленной заработной платы и других выплат отражаются в лицевом счете каждого работника и в расчетно-платежной ведомости.

На каждое физическое лицо заполняются сведения в индивидуальной карточке нарастающим итогом с начала года: сумма облагаемых и не облагаемых налогом выплат, размер налоговых вычетов.

На основании этих документов заполняется Карточка доходов физического лица, являющаяся, первичным документом налогового учета.

Согласно п.4 ст.226 НК РФ удержание начисленной суммы НДФЛ в ООО «ЭСТКОМ» производится непосредственно из доходов налогоплательщиков за счет любых денежных средств, выплачиваемых ему организацией, при их фактической выплате.

В конце года на каждого работника организации составляется справка о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС РФ от 2 декабря 2002 года №БГ-3-04/686 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год». Справка о доходах представляются в налоговую инспекцию ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Данные для составления формы 2-НДФЛ берутся на основании налоговой карточки формы 1-НДФЛ. В Справке отражаются сведения о доходах, выплаченных налоговым агентом — источником дохода физическому лицу, суммах вычетов, суммах исчисленного и удержанного этим источником выплаты налога.

Заполнение формы 2-НДФЛ производится в ООО «ЭСТКОМ» в соответствии с правилами, изложенными в приложении к этой форме.

вся сумма дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в денежной и натуральной формах и в форме материальной выгоды;

сумма предоставленных стандартных и профессиональных вычетов;

сумма исчисленного и удержанного налога;

сумма налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи с перерасчетом за прошлые налоговые периоды;

сумма налога, переданного на взыскание в налоговый орган.

В справках также указываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлена необлагаемая величина в размере 4 000 рублей, с указанием месяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил физическому лицу в течение календарного года более, чем один вид дохода, по которому предусмотрено освобождение от налогообложения в размере 4 000 рублей, то в листе 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и месяц, в котором такой доход был выплачен.

В листе 2 справки также указываются суммы выплаченные налогоплательщикам-резидентам за проданное имущество, находившееся в их собственности. Если показатель, предусмотренный справкой, отсутствует, то поле такого показателя не заполняется и не прочеркивается.

Все суммы, кроме сумм налога на доходы, отражаются в рублях и копейках через десятичную точку. Если в показателе отсутствуют копейки, то при заполнении справки на бумажном носителе в таком показателе после десятичной точки проставляют два нуля. Суммы налога на доходы отражают в целых рублях.

Справка по форме 2-НДФЛ должна быть изготовлена на неповрежденном бланке, ее нельзя прокалывать дыроколом или скреплять стиплером.

2.3 Анализ динамики НДФЛ на ООО «ЭСТКОМ»

Проблема оценки интенсивности изменения и определения средних показателей решается путем построения соответствующих показателей. Для характеристики интенсивности изменения во времени такими показателями будут:

абсолютное значение одного процента прироста,

В случае, когда сравнение проводится с периодом (моментом) времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели; при сравнении же с предыдущим периодом или моментом времени речь идет о цепных показателях.

Анализ начинается с изучения динамики НДФЛ по данным ООО «ЭСТКОМ», расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Различают Т. р. базисные, когда все уровни ряда отнесены к уровню одного периода, принятого за базу, и цепные, когда каждый уровень ряда отнесён к уровню предыдущего периода. Т. р. рассчитываются в виде коэффициентов, если уровень базисного периода принят за 1, и в процентах, если он принят за 100. Первые показывают, во сколько раз уровень отчётного периода больше базисного; вторые — какой процент уровень отчётного периода составляет от уровня базисного. Произведение цепных Т. р. равно базисному Т. р. На основе Т. р. исчисляются темпы прироста, которые равны Т. р., выраженным в процентах, за вычетом 100

Базисный темп роста определяется отношением:

Цепной темп роста определяется:

Где Yi — любое значение ряда.

Система средних показателей динамики включает:

средний абсолютный прирост;

Средний уровень ряда — это показатель, обобщающий итоги развития явления за единичный интервал или момент из имеющейся временной последовательности. Расчет среднего уровня ряда динамики определяется видом этого ряда и величиной интервала, соответствующего каждому уровню.

Для интервальных рядов с равными периодами времени средний уровень Y рассчитывается следующим образом:

где n или (n +1) — общая длина временного ряда или общее число равных временных отрезков, каждому из которых соответствует свой уровень Yi (1 = 1, 2, . n или 1 = 0, 1, 2, . n).

Обобщённую характеристику интенсивности развития, за несколько лет дают среднегодовые Т. р. (и прироста), которые исчисляются как средняя геометрическая из годовых темпов по формуле:

К — годовые Т. р., выраженные в коэффициентах, n — число лет.

Среднегодовой темп роста (коэффициент) начисления НДФЛ можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Динамика НДФЛ по данным ООО «ЭСТКОМ» представлена в Таблице2.

Таблица 2. — Начисление НДФЛ по данным ООО «ЭСТКОМ»

источник