Меню Рубрики

Как анализ формы предмета помогает определить размеры

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Нанесение размеров с учетом формы предмета

Научить школьников правильно наносить размеры

Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами.

Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

Методы : Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудовани е: Учебник ,инструменты, карточки – задания.

Тип урока : Комбинированный.

Орг. момент . Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­ смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­ мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­ тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­ меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­ лелепипеда.

Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­ мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­ пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­ димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­ вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­ баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­ большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­ таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) — ее надо подсчитывать.

Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­ чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.

источник

Автор: Мамонтова Анастасия Валерьевна
Должность: учитель черчения
Учебное заведение: МКОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с. Первомайское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нанесение размеров с учетом формы предмета
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: среднее образование

Тема урока:
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Цели и задачи:
 Ознакомить со способами построения изображений на основе анализа формы предмета;  Развивать пространственное мышление и представление;  Учить правильно работать с чертежными инструментами и принадлежностями;  Воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование:
чертёжные принадлежности, тетрадь, учебник.
Ход урока

1. Организационный момент.
Приветствую, активизирую внимание учащихся.
2. Повторение.
1. Вы ознакомились с разными способами построения третьей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга? 2. С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят? 3. Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. 4. Для какой цели используются линии проекционной связи?
3. Сообщение нового материала.
Основные правила нанесения размеров нам уже известны. Рассмотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) — некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.
Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы предмета (см. § 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на парaллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр (рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепипеда и кубического отверстия — длину, шнрину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту. Теперь размеры каждой части указаны на рисунке 116, б. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и 6 мм. Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относительно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Размеры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно параллелепипеда. Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и кубического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой предмета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм. Каждый размер на чертеже указывают только один раз. Например, если на главном виде (см. рис. 11 б, а) нанесен размер основания цилиндра 20, то на
виде сверху его наносить не надо. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления предмета. Очень часто школьники забывают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета. На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Габаритными называют размеры, определяющие предельные (наибольшие) величины внешних очертаний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36. Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие — дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изображению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий. Таким образом, габаритные размеры , которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен. На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения размеров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены коричневым цветом. Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчётов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали — 100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) — её надо подсчитыватъ. Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр ____ 40 мм на длину 45 мм, а затем ___ 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров неучтено. Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано.
Размеры ____ 30, ___40, ____20 (справа) расположены внутри контура изображения. Размеры ___ 20 нанесены под размерной линией. Размер _____ 50 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном случае его удобней нанести, как на рисунке 117, а. Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке 117, б это не выдержано. Неудачно проведены и выносные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко. У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение облегчить сборку деталей, защитить кромки от повреждения, и руки рабочего от порезов. Наиболее часто встречаются фаски под yглом 45°. Их размеры наносят записью,
например 2 х 45°, где 2- высота фаски (рис. 118, а). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества (рис. 118, б). Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 118, в).
4. Закрепление изученного материала
1. Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали? 2. Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, прямоугольного параллелепипеда? 3. Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием? 4. Какие размеры на рисунке 116 определяют взаимное положение частей детали? 5. Какие размеры называют габаритными? Обязательно ли их надо наносить на чертеже? 6. Как наносят размеры фасок под углом 45°?
зад. 36. стр. 96
Постройте по заданию учителя наглядное изображение одной из деталей (рис. 119) и нанесите размеры.
зад. 37. стр. 96
Постройте по аксонометрической проекции (рис. 120) три вида детали и
нанесите размеры.
зад. 38. стр. 96
По заданию учителя перечертите один из чертежей (рис. 121), увеличив иэображение в два раза. Нанесите разме- ры, определив их с помощью обмера изображений. На одном чертеже (рис. 121, а) сократите количество изображений.
5. Итог урока.

д/з
прочитать параграфы 14, ответить на вопросы после параграфа, выполнить зад. 39 стр. 96.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

источник

Деталь надо расположить относительно фронтальной плоскости проекции так, чтобы изображение на ней (главное) давало наиболее полное представление о его форме и размерах.

Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде или разрезе) изображают в рабочем положении, т.е. в таком, какое деталь занимает при эксплуатации.

Детали вычерчивают в соответствии с положением, преобладающим в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и пр., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью.

Деталь располагают так, чтобы на чертеже как можно больше ее элементов были видимыми.

Выбрав положение для главного изображения, определяют необходимое их количество. Оно должно быть минимальным, но достаточным, чтобы обеспечить полное выявление формы предмета.

Вместе с тем решают вопрос о содержании изображений: определяют, в каком случае следует использовать вид, какие и где применять разрезы и сечения.

На рис. 6.50, а приведена деталь, форма которой может быть полностью выявлена одним видом. Для передачи формы детали, представленной на рис. 6.50, б, необходимы два изображения: главное (на нем целесообразно сделать соединение половины вида с половиной разреза) и вид слева. Эскиз детали (рис. 6.50, в) должен содержать три изображения: фронтальный разрез, вид сверху и вид слева с местным разрезом.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Рис. 6.50. Количество изображений, необходимых для выявления формы детали:

а – один вид; б – два изображения; в – три изображения

Планирование площади листа. Определив количество изображений, выбирают приблизительный (глазомерный) масштаб и формат. Затем размечают поле эскиза: проводят осевые и центровые линии и наносят тонкими линиями ориентировочные контуры будущих изображений. Их располагают так, чтобы оставить необходимое место для нанесения размеров, обозначений шероховатости поверхностей, текстовых надписей и т.д. Поле чертежа нужно использовать рационально.

На рис. 6.51 показаны примеры удачного и неудачного расположений изображений на поле чертежа. На рис. 6.51, а изображения малы, а на рис. 6.51, б – велики. На рис. 6.51, в масштаб изображений выбран правильно, но расположены они неудачно. Величина и расположение изображений на рис. 6.51, г соответствуют требованиям.

Рис. 6.51. Планировка изображений на листе

Зарисовку изображений рекомендуется выполнять в определенной последовательности.

Было бы неверным начинать зарисовку детали с обведения ее контура. При таком подходе возможен пропуск линий.

Деталь нужно мысленно расчленить на геометрические тела, присоединяя изображение одного элемента к другому в процессе зарисовки.

Целесообразно начинать зарисовку с изображения центрального элемента на всех проекциях, добавляя к нему изображения остальных частей детали.

Чтобы правильно выдержать соотношение размеров элементов, полезно их длину отметить штрихами в прямоугольнике, очерченном для зарисовки детали.

После зарисовки внешних очертаний детали выполняют разрезы, если они требуются.

Ответить на вопросы, какие и где необходимо нанести размеры на эскизе детали, поможет анализ формы предмета. Деталь мысленно расчленяют на отдельные геометрические тела. Из п. 4.3 известно, как определяют их размеры. Эти размеры и наносят на эскизе. Затем указывают размеры, определяющие взаимное расположение отдельных элементов детали.

Например, при нанесении размеров детали, представленной на рис. 6.52, исходят из следующего.

Рис. 6.52. Последовательность выполнения эскиза

Форма детали состоит из прямоугольного параллелепипеда и цилиндра (рис. 6.53). Параллелепипед имеет четыре среза (фаски) в виде треугольных призм, два вертикальных паза в виде параллелепипедов и один горизонтальный паз, также имеющий форму параллелепипеда. Поэтому наносят размеры прямоугольного параллелепипеда (длину, ширину и высоту, см. рис. 6.53) и цилиндра, диаметр и высоту (см. рис. 6.52, а – в). Затем указывают размеры срезов и вырезов. У треугольных призм должно быть нанесено по три размера. Но так как срезы сделаны под углом 45°, то можно воспользоваться условностью, принятой для нанесения размеров фасок. Высота срезов равна высоте параллелепипеда. Для горизонтально расположенного паза должно быть дано три размера; один из них равен размеру основания детали (см. рис. 6.53).

Рис. 6.53. Нанесение размеров на основе анализа формы детали

Сначала наносят размерные линии (см. рис. 6.52, г), измеряют деталь, а затем – размерные числа и предельные отклонения от заданных размеров (см. рис. 6.52, д).

После нанесения габаритных размеров проверяют, не образовались ли где-нибудь замкнутые цепочки или не повторяются ли размеры, и в случае необходимости убирают лишние.

С помощью эталонов определяют шероховатость поверхностей детали и наносят на эскиз соответствующие обозначения (см. рис. 6.52, е).

Шероховатость задают в зависимости от назначения данной поверхности и с учетом точности ее обработки [1] .

Диаграмма на рис. 6.54 позволяет ориентировочно определить минимально необходимую шероховатость поверхности детали по заданному допуску. Например, числовые величины предельных отклонений вала, изображенного в верхней левой части рис. 6.54, составляют 25 и 85 мкм. Допуск, следовательно, равен 85 – 25 = 60 мкм. Минимально необходимую шероховатость поверхности находят по диаграмме так. В правой вертикальной шкале отыскивают отметку, соответствующую допуску 60 мкм. Она расположена между числами 40 и 75. Из этой точки проводят горизонтальную линию (она выделена на рис. 6.54 цветом) до встречи с ограничивающей диаграмму наклонной. Из места встречи этих линий опускают перпендикуляр. Его конец указывает требуемую шероховатость, равную Rz = 20. Для приближенной оценки шероховатости можно исходить из следующего.

Рис. 6.54. Зависимость шероховатости от допусков

Когда поверхности имеют зазор и неподвижны одна относительно другой, шероховатость задают в пределах от Rz 320 до Rz 40 мкм; для соприкасающихся поверхностей (привалочных) назначают от Rz 40 до Ra 1,25 мкм. Если поверхности соприкасаются и перемещаются одна относительно другой, то шероховатость поверхностей назначают в пределах от Rz 1,25 до Rz 0,16 мкм.

После нанесения знаков шероховатости поверхности заполняют основную надпись, проверяют эскиз и обводят его линиями нужной толщины. Эскиз должен быть выполнен аккуратно. Полезно вспомнить построения, облегчающие работу карандашом от руки (см. рис. 3.22).

источник

Цели урока:

  • Учебная: Создать условия для понятия темы урока. Заинтересовать учащихся. Организовать осмысление мотивации обучения.
  • Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.
  • Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

Оборудование:

  • Учебная таблица — геометрические тела.
  • Модели — группа геометрических тел.
  • Карточки с заготовкой схемы, тестами для каждого учащегося.
  • Карточки с чертежами деталей для выполнения анализа геометрической формы.
  • Рабочий чертеж детали или чертеж на А0.
  • Форма работы: Коллективная, учащиеся объединяются в «проектно-конструкторские» группы.

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    организационный момент Приветствие
    рефлексия

    «Настроение»

    Ребята, отметьте свое настроение в начале урока

    — плохо

    Несколько учеников озвучивают: «Я уверен в своих силах», «У меня хорошее настроение» проблемная ситуация Посмотрите, пожалуйста, на чертеж детали рис. 141.

    Как называется этот предмет?

    Можете ли вы определить форму детали?

    В этом нам поможет тема нашего урока.

    — Опора, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

    — Затрудняемся.

    сообщение темы урока Запишите тему сегодняшнего урок в тетрадь «Анализ геометрической формы предмета». записывают в тетрадь целеполагание Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели урока:

    О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

    Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.

    1.Что такое анализ геометрической формы предмета?

    3.Какие геометрические формы существуют?

    сообщение плана работы на уроке Поможет раскрыть тему урока — план нашей работы (записать на доске).

    1.Понятие о формах геометрических тел.

    2.Геометрические тела в основе формы деталей.

    3.Как легче определить форму предмета по чертежу?

    беседа на повторение

    работа у доски и на карточках

    ответ 1-го учащегося у доски

    ответ 2-го учащегося у доски

    Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке.

    На доске начерчена заготовка схемы, которую необходимо заполнить, аналогичные схемы (в виде карточек) лежат у вас на столах. К доске приглашаются 2 человека.

    (пока учащиеся выходят к доске) Как вы думаете почему, мы пригласили к доске 2-х человек?

    Значит, каждый сначала запишет название группы по объединяющему тела общему признаку, а потом и названия тел.

    К доске выходят 2 ученика.

    — Все геометрические тела можно разделить на 2 группы.

    — Можно выделить группу гранных тел, имеющих грани, ребра и вершины: куб, параллелепипед, призмы, пирамиды.

    — Существует так же группа тел вращения: шар (или сфера, если тело полое), тор, цилиндр, конус.

    беседа

    объяснение задания

    Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

    Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого их них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим «куб» и каждый представляет его форму. Говорим «шар» и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

    Задание для 1 варианта: выписать в тетрадь номера изображений гранных геометрических тел и их названия.

    Задание для 2 варианта: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия.

    Тест Приступаем к работе. При ответе вы можете пользоваться схемой на доске.

    Самостоятельная работа учащихся Проверка правильности выполненного теста Проверим, как справились с задание ребята, выполнявшие задание 1 варианта. Назовите номера и названия гранных геометрических тел.

    (При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

    Проверим, как справились с задание ребята, выполнявшие задание 2 варианта, назовите номера и названия геометрических тел вращения.

    (При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

    — К гранным геометрическим телам относятся:

    10 — 6-угольная усеченная пирамида,

    18 — 6-угольная усеченная призма (2-мя плоскостями)

    — К геометрическим телам вращения относятся:

    21 — тор

    беседа Вспомните определение (или при необходимости найдите его в учебнике) что такое геометрическое тело.

    (повторение определения)

    Работа с тетрадью или учебником.

    — Геометрическое тело — тело имеющее объем. Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

    беседа Присмотритесь внимательнее к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или их сочетание. активная работа с классом Я называю тела, а вы приводите примеры предметов:

    -ведро у пожарных, колпак, рожок мороженного в виде конуса

    — шайба, банка консервов

    Проверка выполнения творческого домашнего задания

    Психологическая разрядка в процессе презентации работ групп

    У вас было творческое задание для выполнения в группе: выполнить наглядное изображение чудо-животного по словесному описанию. «В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище-конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: на ее гранях — два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога, уши — полуовальные пластины, а ноги высокие параллелепипеды».

    (анализ — веселые образы, отметить правильность изображения)

    Представители группы выходят к доске, представляют и анализируют свою работу. проблемный вопрос Вы обратили внимание, что у всех групп получились разные изображения, а ведь описание было одинаковы для всех. — В описании животного не давалось указания на точное пространственное положение геометрических тел. работа по карточке, учебнику В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

    Давайте в этом убедимся, еще раз посмотрим на изображение детали «опора», которое мы рассматривали в начале урока.

    На данном рисунке выполнено изображении опоры. Какова ее форма? Данную деталь можно разбить на простые геометрические тела. Нижняя часть состоит из прямоугольного параллелепипеда с 5-ю сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре прямоугольного параллелепипеда расположена четырехугольная призма со сквозным цилиндрическим отверстием. Ось и диаметр отверстий параллелепипеда и призмы совпадают. Для обеспечения устойчивого крепления 1-я и 2-я детали соединены двумя ребрами жесткости в виде треугольных призм.

    Мысленно разбив деталь на отдельные части, мы проанализировали геометрическую форму предмета.

    На рис.143 стр. 140 изображена деталь, представляющая собой совокупность геометрических тел. Проанализируйте ее форму.

    Как легче определить форму предмета по чертежу?

    Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.

    Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

    — Деталь «Шток» состоит из 3-х цилиндров, расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре по оси симметрии выполнен вырез в форме прямоугольной призмы. 2-й цилиндр примыкает к 1-му и 3-му и имеет самый маленький диаметр. 3-й цилиндр имеет самый большой диаметр, с двух сторон выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы.

    записывают определение в тетрадь

    творческая работа в группах — А теперь представьте себе, что вы инженеры-конструкторы, находитесь в конструкторском бюро. Вам необходимо изучить деталь для выполнения будущего чертежа. Поможет в работе план анализа (в учебнике).

    Изображения деталей для самостоятельной работы.

    бирают карточку с изображением детали, анализируют форму предложенной детали, делают записи-отчеты в тетради. Отчет о работе в группе 1.Какую деталь вы исследовали?

    2.Что вам помогло легче определить форму изделия по чертежу?

    3.Как бы вы назвали процесс мысленного расчленения предмета на составляющие его геометрические тела?

    4. Определение анализа геометрической формы предмета.

    Защищают свои проекты

    Дают определение анализа геометрической формы предмета

    Подведение итогов

    Рефлексия настроения

    Что нового вы узнали на уроке?

    Достигли ли вы своих целей?

    Что больше всего понравилось?

    Какое настроение в конце урока?

    Уверены ли в своих силах сейчас?

    Дают ответы Оценки за урок

    Домашнее задание

    Оценки за урок — .

    Домашнее задание п. 31, стр. 140, рис. 144 — выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.

    В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.

    выставляют оценки

    записывают домашнее задание

    Черчение. 9 кл. / Н.А. Гордиенко, Степакова В.В., 2007 г.

    источник

    Тема: Нанесение размеров с учетом формы предмета

    Научить школьников правильно наносить размеры

    Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами.

    Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

    Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

    Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

    Оборудование: Учебник ,инструменты, карточки — задания.

    Тип урока: Комбинированный.

    Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч — ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два — три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

    Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

    Провести краткий обзор — опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

    Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

    Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

    (рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

    Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

    Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­лелепипеда.

    Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.
    Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

    На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

    Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие- дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

    Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

    На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

    Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали-100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) — ее надо подсчитывать.

    Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

    Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.

    Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке 117, б это не выдержано. Неудачно проведены и вынос­ные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко.

    У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение — облегчить сборку деталей, защитить кромки от пов­реждения, а руки рабочего от порезов.

    Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2 X 45°, где 2- высота фаски (рис. 118, а). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества (рис. 118, б).

    Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 118, в).

    Постройте по аксонометрической проекции (рис. 120) три вида детали и нанесите размеры

    Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

    Трудная — ли была работа на сегодняшнем уроке?

    Добились ли вы поставленных целей?

    Чему вы сегодня научились?

    Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали?

    Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, пря­моугольного параллелепипеда?

    Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием?

    Дом. задание — стр

    СТР 93 — 97 читать, ответить на вопросы в конце параграфа;

    Постройте изометрическую проекцию (рис 119) одной из деталей.


    Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали?

    Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, пря­моугольного параллелепипеда?

    Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с’квадратным основанием?

    Какие размеры на рисунке 116 определяют взаимное положение частей детали?

    Какие размеры называют габаритными? Обязательно ли их надо наносить на чертеже?

    Как наносят размеры фасок под углом 45°?

      Постройте по заданию учителя наглядное изображение одной из деталей (рис. 119) и нанесите размеры.

      По заданию учителя перечертите один из чертежей (рис. 121), увеличив изображение в два раза. Нанесите размеры, опреде­лив их с помощью обмера изображений. На одном чертеже (рис. 121, а) сократите количество изображений.

      Перечертите заданные изображения, увеличив их в два раза, и постройте третий вид (рис. 122). Нанесите размеры, определив их с помощью обмера изображений.

    источник

    Для ускорения чертежных работ на практике пользуются эскизами.

    Эскизом называют документ временного характера, содержащий изображение детали и другие данные для ее изготовления и выполненный от руки без точного соблюдения масштаба. Эскизы служат для выражения технической идеи конструктора или рационализатора. Часто по эскизам выполняют чертежи.

    По содержанию к эскизу предъявляются те же требования, что и к чертежу. Различие состоит лишь в том, что эскиз выполняют без применения чертежных инструментов. На рис. 157, я и б приведены эскиз и чертеж одной и той же детали. Эскизы удобно выполнять на клетчатой бумаге мягким карандашом.


    Рис. 157. Сравнение эскизов и чертежа: а — эскиз; б — чертеж

    Работу по выполнению эскиза рекомендуется разделить на следующие этапы.

    1. Изучение детали. Когда эскиз выполняют с натуры, необходимо внимательно изучить деталь. Для квалифицированного выполнения эскиза нужно знать название детали, ее назначение, положение, которое она занимает в изделии при работе, или положение на основной операции при обработке, марку материала, из которого деталь изготовляют, способ изготовления (литье, ковка и т. д.).

    2. Выбор положения детали для главного вида. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней (главное изображение) давало наиболее ясное представление о форме и размерах предмета.

    Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении, т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации.

    Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью.

    На рис. 158 показаны положения, предпочтительные для главного изображения некоторых характерных деталей.


    Рис. 158. Положение детален, вычерчивании главного вида

    Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая.

    Рассмотрите рис. 159 и определите, в каком положении на главном виде лучше изобразить детали: в первом, втором или третьем? Свой ответ проверьте по ответу, данному в конце книги.


    Рис. 159. Задания на определение положения детали для главного вида

    3. Определение необходимого числа изображений. Выбрав положение для главного вида, определяют необходимое число изображений, которое должно быть минимальным, но достаточным, чтобы обеспечить полное выявление формы предмета.

    На рис. 160 приведены детали, для выявления формы которых достаточно одного вида. Чтобы стала ясна форма деталей, изображенных на рис. 161, необходимо два вида. Для выявления формы основания (рис. 162) нужно три вида.


    Рис. 160. Детали, для выявления формы которых достаточно одного вида


    Рис. 161. Детали, для выявления формы которых требуется два вида (слева)


    Рис. 162. Деталь, для выявления формы которой необходимо три вида (справа)

    Теперь решите самостоятельно, сколько нужно видов, чтобы выявить форму деталей, представленных на рис. 163. Свой ответ проверьте по ответу, данному в конце книги.


    Рис. 163. Задание на определение необходимого и достаточного числа изображений

    4. Выбор формата. Планирование площади листа. Определив число изображений, выбирают масштаб и формат. Затем размечают поле чертежа: проводят осевые и центровые линии и наносят тонкими линиями ориентировочные контуры будущих изображений. Их располагают так, чтобы оставить необходимое место для нанесения размеров, шероховатости поверхностей, текстовых надписей и т. п. Поле чертежа нужно использовать рационально.

    Чтобы наглядно представить себе, что это означает, определите, на каком из примеров (рис. 164, а-г) рационально спланировано поле листа чертежа. Свой ответ Вы можете проверить по ответу, данному в конце книги.


    Рис. 164. Задание на определение рациональной планировки плопщлн листа

    5. Зарисовка изображений. Зарисовку изображений рекомендуется выполнять в определенной последовательности, Рассмотрим пример. Центр токарного станка можно мысленно расчленить на несколько геометрических тел (рис. 165).


    Рис. 165. Анализ формы центра токарного станка

    Было бы неверным начинать зарисовку детали с обведения ее контура (рис. 166, а). При таком подходе возможен пропуск линий. На рис. 166, б на месте линий проставлены вопросительные знаки. Поэтому, зарисовывая такой центр, последовательно присоединяют изображения одного элемента к другому (рис. 167). Чтобы правильно выдержать соотношение размеров элементов, полезно их длину отметить штрихами в прямоугольнике, очерченном для зарисовки детали.


    Рис. 166. Неправильная зарисовка эскиза


    Рис. 167. Последовательность зарисовки эскиза центра токарного станка

    Когда эскиз содержит более одного вида, следует каждый из элементов, на которые мысленно расчленена деталь, зарисовывать на всех видах одновременно (рис. 168, а-г). При этом присоединяют один элемент к другому (рис. 168, б) или «вычитают» один из другого (рис. 168, в). В заключение эскиз обводят линиями нужной толщины.

    6. Нанесение размеров. Ответить на вопросы, какие и где необходимо нанести размеры на эскизе детали, помогает анализ формы предмета. Деталь мысленно расчленяют на отдельные геометрические тела. Из § 19 известно, какие размеры определяют их величину. Эти размеры и наносят на эскизе. Затем указывают размеры, определяющие взаимное расположение отдельных элементов, детали. Например, при нанесении размеров детали, приведенной на рис. 168, исходят из следующего.


    Рис. 168. Последовательность выполнения эскиза

    Форма детали состоит из прямоугольного параллелепипеда и цилиндра. Параллелепипед имеет четыре среза (фаски) в виде треугольных призм, два вертикальных паза в виде параллелепипедов и один горизонтальный паз, также имеющий форму параллелепипеда (рис. 169). Поэтому наносят размеры прямоугольного параллелепипеда — длину, ширину и высоту (рис. 169, а) и цилиндра (рис. 169, б). У треугольных призм должно быть нанесено по три размера. Но так как срезы сделаны под углом 45°, то можно воспользоваться условностью, принятой для нанесения размеров фасок. Высота срезов уже указана; она равна высоте параллелепипеда (см. рис. 169, а). Для вырезов должно быть дано по три размера; один из них равен размеру основания детали.


    Рис. 169. Нанесения размеров

    Сначала наносят размерные линии (см. рис. 168, г), измеряют деталь, а затем наносят размерные числа и предельные отклонения от заданных размеров (см. рис. 168, д).

    После нанесения габаритных размеров проверяют, не образовались ли где-нибудь замкнутые цепочки или не повторяются ли размеры, и, в случае необходимости, убирают лишние.

    Читайте также:  Как делать анализ на английском

    7. Нанесение шероховатости поверхностей. С помощью эталонов определяют шероховатость поверхностей детали и наносят на эскизе соответствующие обозначения (см. рис. 168, е).

    Шероховатость задают в зависимости от назначения данной поверхности и с учетом точности ее обработки. Для приближенной оценки шероховатости можно воспользоваться рис. 170.

    Когда соприкасающиеся поверхности имеют зазор и неподвижны одна относительно другой (рис. 170, а), шероховатость задают в пределах от Rz 320 до Rz 40 (1-3-й классы шероховатости); для соприкасающихся поверхностей (привалочных) назначают шероховатость в пределах от Rz 40 до Ra 1,25 (4-6-й классы). Если поверхности соприкасаются и перемещаются одна относительно другой, то шероховатость поверхностей назначают в пределах от Ra 1,25 до Ra 0,16 (6-9-й классы).


    Рис. 170. Приближенная оценка шероховатостей поверхностей в зависимости от характера соединения деталей

    После нанесения шероховатости поверхностей заполняют основную надпись и проверяют эскиз. Эскиз должен быть выполнен аккуратно. Как делать рисунки карандашом от руки, показано на рис. 103.

    1. Чем эскиз отличается от чертежа?

    2. На какие этапы делится работа по составлению эскиза?

    3. Чем руководствуются при выборе положения детали для зарисовки главного вида?

    4. Каков порядок зарисовки изображений детали?

    5. Как определить, где и какие размеры нанести на эскизе?

    Выпишите в рабочую тетрадь названия этапов, на которые делится работа по выполнению эскиза.

    Запишите в рабочей тетради, какие виды лишние на эскизах деталей, приведенных на рис. 171.

    Пример записи: «Вид сверху лишний».

    Какие размеры и где нужно нанести на этих эскизах?

    Наложите на рис. 171 лист прозрачной бумаги и нанесите на ней размеры детали, указанной Вам преподавателем.


    Рис. 171. Задания для упражнений. Эскизы деталей

    Запишите в рабочей тетради, какие виды необходимы и достаточны для изображения деталей, приведенных на рис. 172, а-в. По направлению какой стрелки надо смотреть на деталь, чтобы вычертить ее в характерном для главного вида положении?


    Форма записи:


    Рис. 172. Задания для упражнений

    Выполните эскизы деталей, приведенных на рис. 172. Возьмите в фильмотеке училища диафильм «Выполнение эскизов деталей» и повторите материал темы.

    источник

    3.1. Разработка эскизов деталей

    Номинальные значения размеров корпуса, отдельных его конструкций и деталей указываются в рабочих чертежах, а также задаются масштабной разбивкой или плазовой разбивкой корпуса в натуральную величину. Поскольку конструкции и детали на разбивках задаются в графическом виде с искажениями истиной величины возникает необходимость получения истинных значений, путём измерений построений и вычислений. Эскизы разрабатываются на все листовые и профильные детали, указанные в задании. Исходным для разработки эскизов является чертёж секции со спецификацией. Эскиз вычерчивается на бланке карты технологического процесса. Образец карт технологического процесса с выполненными эскизами приведены в приложении А. Размеры на эскизах должны быть нанесены в соответствии с правилами, установленными ГОСТ 2.307-68. Все размеры проставляются в натуральную величину и в [мм].

    Наряду с размерами на эскизе должны быть указаны:

    — теоретические линии, линии гиба и приварки набора;

    — сечения, характеризующие форму и направление изгиба детали;

    Рисунок Г.7 – Б2 1.6 Лист носовой оконечности: черт. 1552-112.3-1, дет. 128, 10ХСНД, кол. – 1.

    Рисунок Г.6 – А2 1.3 Лист настила второго дна: черт. 1552-112.1-2, дет. 31, 10ХСНД, кол. – 1.

    Таблица 2 – Вид обработки листового проката

    Толщи-на листа, мм Конфигурация кромок Вид резки Оборудование
    S 12 Криволинейные, с внутренними вырезами и с выреза ми по контуру. Прямолинейные и криволиней-ные с разделкой кромок под сварку. Газовая Плазменная Газовая Плазменная Газорезательный автомат Газорезательный полуавтомат

    Таблица 3 — Технологические припуски на лобовую строжку и строжку фасок на деталях станком

    Лобовая строжка При-пуск Строжка фасок
    Толщина, мм. Ширина детали B,мм. Длина кромки L, мм. толщина , мм. Ширина детали B,мм. Длина кромки L, мм.
    До 3 не строгается до 5
    Свыше 14
    3 … 14 * до1600 5 … 14 до 1600 до 3000
    3 … 14 > 1600 5 … 14 16 … 36 250 … 2000 > 3000
    3 … 14 250

    800

    > 6000 5 … 14 250 … 800 > 6000
    Примечание — Короткие кромки листов до 1200 мм. — не строгаются.

    — вид и размеры разделки кромок;

    — расположение и размеры припусков;

    — ориентация детали относительно базовых плоскостей и линий;

    маршрут обработки деталей; содержание марки деталей, включая номер чертежа, номер секции, номера детали, количество деталей каждого номера, марку материала и его толщину, массу одной детали и всего комплекта.

    Требования к расположению эскиза на оформленном бланке:

    — чертежи вычерчиваются в масштабе 1:100, 1:50, 1:25, 1:10, 1:5, 1:2, 1:1;

    — система координат, выбирается согласно ОСТ 5.9152-73 должна иметь направление осей первой четверти.

    3.2. Правила определения формы и размеров деталей

    Лицевой стороной детали следует считать ту сторону, на которую устанавливают другие детали корпуса. В чертежах при недостаточном количестве размеров, обеспечивающих необходимую точность контура детали, недостающие данные определяются традиционными методами для геометрических элементов, при этом обязательно учитывается принятое положение деталей корпуса относительно теоретических линий. В разработку размеров деталей входят следующие виды работ:

    — построение контуров деталей по правилам начертательной геометрии;

    — определение развёрток деталей аналитическим методом;

    — построение развёрток листов сложной кривизны приближёнными методами;

    — определение размеров деталей путём измерений;

    — составление эскизов с простановкой размеров деталей.

    При определении размеров деталей, в зависимости от их конфигурации необходимо выбирать оптимальное расположение осей координат по рисункам 1 … 6. При разметке плоских деталей (стрингеров, флоров, рамных шпангоутов и т. д.) следует определять скос их кромок от резкого подъёма поверхности, к которой «в тавр» присо —

    Рисунок Г.5 – Д1 5.7 Шпангоут: черт.1282-1132-1, дет. 15,

    ВМ Ст3Сп, кол. – 1лев. 1 прав.

    Рисунок Г.4 – Г1 4.5 Флор 3 шп: черт.733-114-004,

    единяется размечаемая деталь, если в чертеже не делается детальных указаний. Примером изложенного могут служить детали набора в местах крутого подъёма наружной обшивки в оконечностях, где величина скоса (малка) по длине размечаемой кромки может быть не только весьма значительной, но и переменной.

    Положение стыков, шпигатов и др. определяется по чертежу. Разделка свободных деталей из профильного материала, а также разделка концов под сварку определяется по чертежам, отраслевым стандартам и нормам.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8480 — | 8070 — или читать все.

    193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Методическая разработка по инженерой графике «Анализ геометрической формы»

    Вложение Размер
    Методическая разработка 238.43 КБ
    Методическая разработка по Инженерной графике «Анализ геометрической формы» 486.15 КБ

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

    Тема занятия « «Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера»

    Разработал преподаватель Дженко С.Н.

    Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)»

    Тема: «Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера»

    Учебная: Создать условия для понятия темы занятия. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.

    Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

    Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

    Результат выполнения практического занятия «Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера.» овладение профессиональными и общими компетенциями:

    ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    Форма работы: Коллективная, студенты разделяются на 4 группы.

    Используемая педагогическая технология: Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

    Приветствие. Разделение на 4 группы

    Студенты делятся на группы №1 и №2, №3, №4.

    Ребята, отметьте свое настроение в начале занятия:

    Несколько студентов озвучивают: «Я уверен в своих силах», «У меня хорошее настроение»

    Посмотрите, пожалуйста, на экран:

    Как произвести измерения гильз в блоке цилиндров?

    Как оценить степень износа гильз?

    В этом нам поможет тема нашего урока.

    — Шток, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

    Запишите тему сегодняшнего занятия в тетрадь » Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера «.

    Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели занятия:

    О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

    Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать результаты измерений, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.

    1.Что такое анализ результатов измерений?

    3.Какие отклонения формы существуют?

    Сообщение плана работы на занятии

    Поможет раскрыть тему занятия — план нашей работы (записать на доске).

    1.Понятие об отклонении формы цилиндра.

    2.Геометрические тела в основе формы деталей.

    3Анализ результатов отклонений.

    Предлагаю вспомнить какие виды отклонений формы вы знаете. В этом нам поможет презентация.

    Конусообразность – отклонение продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны (рис. 5.6, а).

    Бочкообразность – отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны, и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения (рис. 5.6, б).

    Седлообразность – отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны, и диаметры уменьшаются от краев к середине сечения (рис.

    Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения отклонения формы.

    Необходимо произвести проверку микрометра убедиться в том .что он измеряет с заданной точностью

    Проверка правильности подготовки микрометра к измерениям

    Проверим, как справились с задание группа №1 и №2

    Предъявляют результаты подготовки микрометра

    Теперь необходимо приготовить нутромер к измерения.

    1.Открыть ящик с нутромером

    2.Присоединить часовой индикатор

    3.Подобрать шток нужной длинны

    Активная работа с группой

    Студенты собирают нутромер в соответствии с указанной очередностью

    В основе отклонения формы гильзы блока цилиндров-изменения изначальной формы геометрические тела цилиндра в процессе эксплуатации

    Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы .

    Записывают определение в тетрадь.

    1.Настройка нутромера под заданный размер.

    2.Измерения нутромером на 4 уровнях и по 2 направлениям

    3.Запись произведенных измерений отклонений от размера.

    4.Анализ результатов измеренных отклонений, выявление отклонений формы

    1.Какую деталь вы исследовали?

    2.Что вам помогло легче определить отклонения формы цилиндров?

    3.Определение технологической годности блока цилиндров

    Дают обоснование анализа отклонения формы цилиндров.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Достигли ли вы своих целей?

    Что больше всего понравилось?

    Какое настроение в конце урока?

    Уверены ли в своих силах сейчас?

    Задание для внеурочной самостоятельной работы.

    В тетради выполните анализ отклонения формы.

    Записывают задание для внеурочной самостоятельной работы..

    Работа у доски по видам геометрических тел.

    Тестовое задание на знание видов отклонения формы.

    Работа в группах по анализу отклонения формы цилиндров.

    Литература : Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте М. Академия 2016

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    Тема занятия « «Анализ геометрической формы предмета»

    Разработал преподаватель Дженко С.Н.

    Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)»

    Тема: «Анализ геометрической формы предмета»

    Учебная: Создать условия для понятия темы занятия. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.

    Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

    Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

    Результат выполнения практического занятия «Анализ геометрической формы предмета» овладение профессиональными и общими компетенциями:

    ПК 3.3. Разрабатывать и оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    — Карточки с тестовым заданием.

    — Карточки с чертежами деталей для выполнения анализа геометрической формы.

    Модели геометрических тел.

    Форма работы: Коллективная, студенты объединяются в 2 группы.

    Используемая педагогическая технология: Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

    источник