Меню Рубрики

К каким методам относится метод анализа

II. Предмет, содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа производственно-финансовой деятельности предприятия является установление и оценка причинно-следственных связей между факторами и результатами в процессе выбора метода выполнения решений.

В результате анализа могут быть выделены, подсчитаны и оценены резервы (использования возможностей) роста покупателей, выражающих эффективность работы предприятия.

Объектами анализа являются организации различных организационно-правовых и организационно-экономических форм предпринимательской деятельности, т.е. субъекты хозяйствования, а также их подразделения. В узком смысле под объектом анализа можно понимать результат хозяйственной деятельности предприятий.

Основной целью анализа является рассмотрение прогнозов успешной деятельности субъекта при различных вариантах его развития в реальных условиях. Кроме того, анализ производится в соответствии с формальными требованиями, содержащимися в нормативных документах:

§ Обоснование решений о признании предприятия несостоятельным (ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ);

§ Анализ итогов деятельности перед акционерами (ФЗ РФ «Об акционерных обществах» от 24.11.1995 №208-ФЗ);

Задачи анализа хозяйственной деятельности:

1. Оценка динамики и качества показателей производства и реализации продукции, численности персонала, производительности труда, материалоемкости продукции, затрат на производство и реализацию продукции, прибыли и рентабельности;

2. Количественная оценка изменений технического, организационно-технического, экономического и социального состояния объекта исследования;

3. Оценка эффективности использования экономических и финансовых ресурсов предприятия;

4. Определение влияния структурных подразделений предприятия на результат его деятельности.

Несмотря на многообразие объектов, анализ подчинен следующим принципам:

2) Государственного подхода;

В совокупности предмет, объект и принципы анализа определяют основное содержание анализа хозяйственной деятельности предприятий:

1. Сбор исходных данных, проверка их достоверности, репрезентативности, осуществление группировок для последующего определения факторов, влияющих на результат деятельности предприятия;

2. Установление факторов математической зависимости, модели, блок-схем и алгоритмов, характеризующих взаимодействие факторов и результатов хозяйствования предприятия;

3. Расчет характера и количественных параметров связи между явлениями, описание тенденций и закономерностей их развития;

4. Расчет и оценка меры влияния отдельных факторов и их комплексов на итоги деятельности объекта экономического анализа;

5. Выявление резервов развития анализируемого объекта и поиск возможных путей их использования на основе полученных на предыдущих этапах расчетных данных;

6. Поиск оптимальных решений по намеченным возможностям развития при заданных условиях (факторах);

7. Выбор вариантов решений проблем, выявленных в результате экономического анализа.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии. В этом исток одной из характерных черт метода анализа – сравнения. Каждое явление нужно рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда возникает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления.

Важной методологической чертой анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Поэтому кроме общемировоззренческих методов познания в анализе используются такие общенаучные методы, как метод индукции и дедукции.

Способ исследования логической связи с помощью индукции заключается в том, что ведется от частного к общему, т.е. от факторов к гипотезе, от причин к результатам, дедукция – наоборот. Дедукция и индукция в анализе используются в единстве.

Диалектический метод в анализе предполагает необходимость системного подхода к изучению объектов. Системный подход предполагает анализ всех сторон деятельности предприятия и его подразделений, в их взаимосвязи и логически обоснованной последовательности изучения динамики показателей хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность предприятия рассматривается как система, состоящая из трех взаимосвязанных элементов:

1. Используемых ресурсов (затрат);

2. Производственного процесса;

3. Выпуска годовой продукции (результата).

Входом этой системы являются потоки ресурсов: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов. Выходом являются потоки готовой продукции.

В ходе производственного процесса производственные ресурсы становятся готовой продукцией. Задачей анализа является раскрытие и появление влияния всех частных факторов, обеспечивающих высокий уровень рентабельности.

Под методикой в отличие от методологии понимается совокупность способов, конкретизирующих общую методологию, к определенным отраслям экономики, определенному типу производства или объекту исследования.

Выделяют следующие способы анализа хозяйственной деятельности:

1.Традиционные способы обработки информации:

§ относительные и средние величины;

2.Способ детерминированного факторного анализа:

§ способ относительных разниц;

3.Способы стохастического факторного анализа:

§ современный многомерный факторный анализ.

4.Способы оптимизации показателей:

§ экономическая теория массового обеспечения;

В последнее время в анализе часто используются методы экспертных оценок. К методам экспертных оценок относят: метод «круглого стола», метод «мозгового штурма», метод «Дельфи», морфологический анализ, сценарный метод и другие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10705 — | 7356 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В настоящее время среди ученых практически отсутствует полемика по вопросам определения понятий приема, способа и метода экономического анализа, хотя данные понятия безусловно требуют классификации.

Прием — одноразовое действие, не меняющее величины исследуемого показателя [30]. Прием можно использовать для качественного преобразования экономического показателя. Например, если дробь какого-либо показателя умножить или разделить на величину другого показателя, то получим произведение двух экономических показателей. Таким образом, прием привел к разложению показателя на составляющие.

В экономическом анализе выделяют следующие приемы, удлинения, формального разложения, расширения и сокращения. Сущность данных приемов рассмотрим в п. 1 главы 10 настоящего учебника.

Способ представляет собой совокупность различных приемов. При способе приемы могут повторяться в различной последовательности. Способ имеет алгоритм вычислений и единственное решение. В нем присутствуют подстановки, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня. У способа есть цель, но нет критерия оптимальности.

Метод представляет собой алгоритм, включающий совокупность приемов и способов, применение которых подчиняется определенной целевой функции, т.е. критерию оптимальности, что позволяет из множества решений выбрать наилучшее. Основным признаком, присущим методу и отличающим его от приема и способа, является явное или неявное присутствие критерия оптимальности.

В общенаучном понимании метод это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности. Все естественные и общественные науки используют диалектический метод исследования при изучении своего предмета, однако каждая из них, основываясь на общих положениях диалектического метода, вырабатывает особый подход к изучению своего предмета, который позволяет реализовать общие положения этого метода применительно к специфике своего предмета. Метод науки — свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета.

Таким образом, экономический анализ также имеет свой научный метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению предмета.

Под научным методом экономического анализа понимается системный, комплексный подход к изучению результатов деятельности экономического субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности [25].

Таким образом, реализуя все положения всеобщего (диалектического) метода, метод анализа позволяет достичь его цели — обосновать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности экономических субъектов.

Особенности метода экономического анализа представлены на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Особенности метода экономического анализа

Сущность системного подхода и комплексного изучения хозяйственной деятельности рассмотрены нами в главе 7.1.

Разработка и использование системы показателей необходима для количественного измерения экономических явлений. Установление причинно-следственных связей и их количественная оценка позволяет измерять влияния различных факторов на результаты деятельности организации. Всю имеющуюся информацию о результатах деятельности экономического субъекта после обработки ее специальными способами используют в экономическом анализе.

Обобщение материалов анализа находит отражение в виде конечных выводов и рекомендаций, что подчеркивает неразрывность анализа и синтеза. С помощью конкретных методик воплощается метод экономического анализа. Методика совокупность конкретных методов, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования для достижения поставленной цели. Методика проведения экономического анализа деятельности экономического субъекта в общем виде представлена на рис. 7.5.

При организации экономического анализа необходимо определить его субъекты: координаторов, организаторов и исполнителей. Пользователь (заказчик), как правило, является координатором проведения анализа. Внутренними пользователями являются менеджеры различного уровня. В качестве внешних пользователей экономического анализа могут выступать, например, собственники с преобладающим числом акций, представители крупных инвесторов и кредиторов и т.п. Координатор назначает или нанимает по договору руководителя группы (организатора) анализа. При внутреннем анализе обычно он выбирается из числа работников организации, результаты деятельности которой анализируются. Однако может быть приглашен и независимый организатор. Руководителем группы аналитиков чаще всего является начальник аналитической службы (отдела, управления и т.п.), главный бухгалтер организации, финансовый или коммерческий директор. Если анализ проводится в интересах внешних пользователей, организатором анализа может быть руководитель отдела кредитования банка, независимый финансовый аналитик и др.

Рис. 7.5. Методика проведения экономического анализа и выбора оптимального управленческого решения

Руководители создают группу исполнителей, формируют программу (план) анализа, устанавливают сроки выполнения программы, определяют формы представления результатов проделанной работы (справка, аналитическая записка, выводы и рекомендации и др.). Более подробно вопросы организации анализа рассмотрены в главе 8.

Далее определяются предмет, объекты, конкретная цель анализа того или иного направления деятельности исследуемого экономического субъекта, формулируются задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

В процессе анализа все экономические явления и процессы аппроксимируются совокупностью взаимосвязанных показателей. Оттого, насколько полно и точно показатели отражают сущность изучаемых явлений, во многом зависят результаты анализа, поэтому выбор и обоснование системы показателей для отражения объектов исследования является важной и достаточно сложной проблемой анализа.

На этапе выбора методов и разработки процедур анализа приводятся макеты аналитических таблиц, формулы расчета аналитических показателей (например, финансовых коэффициентов) с обязательной ссылкой на источники информации, факторные модели и формулы расчета влияния изменения факторов на изменение результативных показателей и т.п. Кроме того, методы должны применяться в определенной последовательности, т.е. аналитик должен, помимо выбора методов, разработать процедуры их применения.

Далее происходит формирование информационной базы для проведения анализа. Составляется подробный перечень информационных источников. При этом все источники могут быть разбиты на группы, например, можно выделить нормативные документы, регулирующие предметную область анализа и порядок формирования показателей в бухгалтерском учете; данные бухгалтерского учета; внутренние отчеты и т.п. Состав информационной базы в значительной степени определяется целями анализа и доступностью информации для пользователя. Внешним пользователям доступен ограниченный объем информации, в то же время внутренние пользователи могут использовать всю информацию о деятельности организации. Кроме того, развитие информационных технологий привело к созданию во многих организациях единого информационного пространства, что существенно расширяет возможности аналитиков в отношении формирования информационной базы.

Аналитик должен не только формально осуществлять различные расчеты, но и уметь интерпретировать их, выявлять направления поиска резервов повышения эффективности деятельности экономического субъекта. Для обеспечения управленческой деятельности итоговая аналитическая информация должна отвечать требованию соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного требования заключается в следующем: специалист, подготавливающий аналитический отчет, должен представлять себе необходимость и полезность для принятия управленческих решений тех или иных данных и отразить их в отчете, а пользователь должен понимать, что нужные для него данные включены в отчет и потому могут быть им востребованы. Аналитик должен четко представлять, в компетенцию какого руководителя входит решение того или иного вопроса, связанного с мобилизацией выявленных резервов, и распределять информацию между руководителями соответствующих подразделений. Интерпретация результатов анализа может привести к необходимости углубления анализа, что означает конкретизацию задач, детализацию показателей, т.е. возврат на начало аналитического цикла. В итоге аналитик должен предложить варианты управленческих решений.

Собственно принятие решения и осуществление регулирующего воздействия — прерогатива руководителя, а не аналитика. Но анализ не может считаться законченным до тех пор, пока не прошли контроль результаты осуществленного воздействия. Если поставленные цели не были достигнуты, возможна разработка новых вариантов решений. Если же цель достигнута, это также не означает завершения анализа. Достижение одной цели предполагается выбрать новую, а для достижения новой цели необходим анализ на более высоком уровне. Таким образом, анализ постоянно развивающихся процессов должен сам непрерывно совершенствоваться.

В отношении методики экономического анализа можно выделить два аспекта — разработку и применение. Необходимо понимать, что, не имея методики, невозможно провести качественный анализ. Поэтому, даже если методика не написана, аналитику придется продумать все те аспекты, которые отражаются в методике. Разработка учеными и ведущими специалистами-практиками типовых методик облегчает работу аналитиков, способствует повышению ее качества. При этом, как правило, любая типовая методика требует определенной адаптации.

Существует общая методика экономического анализа, а также частные методики, конкретизирующие общую методику для определенного вида экономической деятельности, масштабов организации, постановки задач анализа.

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология науки представляет собой систему принципов, правил, методов и средств, направленных на познание ее предмета. Теория познания исследует процесс познавательной деятельности в целом, а методология акцентирует внимание на методах познания. Теория науки представляет собой результат процесса познания, методология является способом достижения этого знания и направляющим началом в исследовательской деятельности.

Основные составляющие методологии науки [35]:

  • • общие принципы подхода к изучению предмета;
  • • совокупность методов его исследования.

Методология экономического анализа сочетает метод как общий подход к исследованию и конкретную методику как совокупность специальных методов, принимаемых для исследования экономической информации.

Методология экономического анализа как общий подход к исследованию базируется на диалектике.

Рассмотрим особенности различных способов и методов экономического анализа, классификация которых представлена на рис. 7.6.

Все способы и методы, используемые в экономическом анализе, могут быть разделены на две группы: общенаучные и специальные. Кроме всеобщих диалектических принципов, важную роль в анализе играют такие общенаучные способы и методы, как абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, эксперимент, наблюдение, аналогия, моделирование, формализация, прогнозирование, сравнение и др. Они применяются не изолированно, а, как правило, в комплексе — как единая система общенаучного инструментария.

С помощью абстрагирования вскрываются существенные глубинные процессы, происходящие в управляемой системе путем представления ее в виде символов. Научное абстрагирование тесным образом связано с анализом, так как предполагает разложение рассматриваемого явления на элементы, выделение из них общих и существенных.

Обобщение переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности экономического субъекта.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга. При индукции общие выводы следуют из частных посылок, а процесс познания совершает восхождение от частного, единичного — к общему. Дедукция применяется в тех случаях, когда можно получить частный вывод из общего положения.

Рис. 7.В. Способы и методы экономического анализа

Эффективным средством проверки гипотез, идей, выводов, полученных с помощью абстрагирования и дедукции, служит эксперимент. Он тесно связан с наблюдением как относительно длительным, целенаправленным и планомерным восприятием предметов и явлений объективного мира.

Научное наблюдение, используемое в исследовании рынка, понимается как процесс, который:

  • • служит определенной исследовательской цели;
  • • проходит планомерно и систематически;
  • • систематически фиксируется и служит для обобщения суждений;
  • • подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.

Если с помощью опроса можно выявить мнения, представления, знания людей, то все эти субъективные обстоятельства закрыты для наблюдения. Однако объекты, например, продукты, входящие в ассортимент, поведение, последствия поведения, могут быть охвачены с помощью наблюдения.

Преимущества этого метода следующие:

  • • независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;
  • • возможность обеспечить более высокую объективность;
  • • возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);
  • • возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.
  • • трудно обеспечить репрезентативность, так как наблюдение требует, как правило, специальных условий (например, наблюдение поведения покупателей в магазине: можно наблюдать только тех, кто пришел, случайная выборка объектов невозможна);
  • • субъективность восприятия наблюдающего, селективное наблюдение (отпадает при наблюдении с помощью приборов);
  • • поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).

Аналогия представляет собой использование известного решения для поиска решения новой подобной аналитической задачи или вопроса. В этом случае аналитик должен обладать способностями к передаче опыта.

Моделирование — процесс познания с использованием моделей, т.е. таких объектов, которые заменяют оригинал и служат источником информации о нем.

Формализация — процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков. Она предполагает усиление роли формальной логики как основания теоретических наук, поскольку в случае формализованных теорий уже нельзя удовлетворяться интуитивным убеждениям, что та или иная аргументация согласуется с логическими правилами, усвоенными благодаря так или иначе приобретённой способности к правильному мышлению.

Прогнозирование — способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Оно является основанием для методик прогнозирования, которые представляют собой совокупность специальных методов разработки прогнозов.

Сущность сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении».

В экономическом анализе применяется два вида сравнения:

  • 1. Одномерное сравнение сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. Такие аналитические сравнения делятся на следующие виды по аспекту и цели сопоставления:
    • • фактических показателей с плановыми, прогнозными или нормативными (плановые или нормативные сравнения);
    • • фактических показателей отчетного периода с предшествующим (периодические сравнения);
    • • показателей анализируемой организации с достижениями науки, передового опыта других экономических субъектов и подразделений, со средними показателями по региону или виду экономической деятельности и т.д.;
    • • различных показателей деятельности отдельно взятого экономического субъекта с целью установления пропорций динамического развития;
    • • различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.
  • 2. Многомерное сравнение состоит в сопоставлении результатов деятельности нескольких экономических субъектов или их подразделений по широкому спектру показателей, которое проводится в рамках комплексного анализа (при рейтинговой оценке) или при обобщении результатов деятельности. Многомерное сравнение может быть представлено следующими видами:
    • • по каким-либо показателям деятельности нескольких экономических субъектов или их подразделений (сравнение параллельных рядов);
    • • результатов деятельности объекта анализа во времени (сравнение динамических рядов);

• параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязи между показателями.

Рассмотрим некоторые виды сравнений более подробно.

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов (табл. 7.1). Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года — с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

источник

Анализ хозяйственной деятельности – это изучение результатов работы предприятия и его подразделений на основе данных учета и отчет­ности. Цель анализа – повышение эффективности работы предприятий, более полное и рациональное использование их материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Предметом анализа является производственно-хозяй­ственная деятельность предприятий, нашедшая отражение в показателях учета и отчетности и других результатах работы.

Различают анализы текущей хозяйственной деятельности (месяц, квартал, год) и деятельности за длительный период (5−10 лет). Анализ текущей производственно-хозяйственной деятельности проводится на основе декадных, месячных квартальных и годовых отчетов. К этому виду относят анализы выполнения производственной программы, плана по труду и заработной плате, использованию производственных фондов, себестои­мости, прибыли и рентабельности производства. Анализ хозяйственной деятельности за длительный период проводится с целью оценки результатов развития предприятия в прошлом и выработки стратегии на предстоящий период.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной дея­тельности может быть сравнительным, диагностическим, факторным, экономико-математическим, экономико-ста­тистическим, функционально-стоимостным и т. д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются срав­нением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятель­ности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, харак­терных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного произ­водства. Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер нарушений, не производя непосредственных изме­рений, т. е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

С помощью экономико-математического анализа выби­рается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности произ­водства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, ко­торые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, экс­плуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации не­нужных деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.

Экономический анализ предприятий садово-паркового строительства и хозяйства подраз­деляется на внутренний, проводимый работниками предприятий и их подразделений, и внешний, проводимый вышестоящими органами, аудиторскими фирмами, статистическими и финансовыми органами в порядке контроля за ходом производственно-хозяйственной деятельности и ее соответствия установленным требованиям. Содержание внешнего анализа определяется задачами органа, контролирующего работу предприятия.

Непосредственно анализ хозяйственной деятельности на предпри­ятии осуществляют, главным образом, планово-экономические службы и бухгалтерия. Однако это не означает, что инженерно-технические работники, специалисты, мастера стоят в стороне от важной работы. Анализ охватывает все подразделения предприятия сверху донизу. Эту работу возглавляют и проводят руководители всех структурных подразделений и служб, но участвуют в ней все работники предприятия.

Проведение аналитической работы на предприятии требует определенной последовательности ее осуществления. В этой связи целесообразно выделить следующие этапы анализа:

1) составление плана анализа с учетом его задач и особенностей производства, а также продолжительности периода, который подвергается изучению;

2) отбор необходимых материалов и проверка качества;

3) выбор методов и приемов экономического анализа;

4) аналитическая обработка собранных данных, расчет и анализ основных показателей, установление причинных связей и зависимостей между изучаемыми факторами;

5) обобщение и оформление результатов анализа, обоснование необходимости принятия соответствующих решений.

Действенность анализа заключается в том, чтобы полученные при этом выводы и рекомендации были использованы в хозяйственной практике. Поэтому по результатам анализа разрабатываются мероприятия по устранению отмеченных недостатков и улучшению работы предприятия или отдельных его подразделений с использованием вскрытых резервов.

В процессе аналитической работы используются различные технические приемы. Из них наиболее распространенными являются следующие: сравнение показателей, их группировка по изучаемому фактору, исчисление средних и относительных величин (проценты, индексы, коэффициенты), составление аналитических таблиц, графиков и др.

Сравнение – это один из самых распространенных приемов экономического анализа, позволяющий дать оценку явлению через другие аналогичные явления. Так, при анализе деятельности предприятий и их подразделений показатели отчетного периода сравниваются с плановыми, проектными или нормативными, с показателями прошлого года; показатели анализируемого предприятия – со среднеотраслевыми или показателями передовых предприятий и т. д. При этом должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых показателей.

Группировка, или сводка, показателей позволяет выявить общий результат действия различных факторов на уровень изучаемого показателя. Например, при анализе себестоимости продукции затраты группируются по статьям калькуляции и т. п.

Исчисление средних и относительных величин – прием, широко применяющийся при анализе часто повторяющихся, качественно однородных показателей. Например, при анализе производительности труда определяют среднюю выработку на одного рабочего или работающего, при анализе себестоимости – средний расход на единицу продукции сырья, материалов, энергии. Относительные величины (проценты) используются для характеристики степени выполнения плана, структуры основных фондов и т. д. Использование относительных показателей делает разнородные явления сравнимыми, обеспечивает наглядность и убедительность выводов.

Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Например, при определении коэффициента технической готовности тракторного парка используется отношение числа машино-дней пребывания тракторов в исправном состоянии к числу машино-дней пребывания в хозяйстве. Относительными величинами являются также индексы, характеризующие отношения разобщенных во времени, но связанных между собой одноименных показателей. Они часто используются при исчислении динамики объема выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости, динамики производительности труда в течение ряда лет. При этом показатель года начала анализируемого периода принимается за базовый. С ним поочередно соотносятся показатели последующих лет.

Составление аналитических таблиц позволяет кратко и наглядно изложить показатели, используемые для анализа. Таблицы облегчают сопоставление фактических данных с базовыми, в качестве которых могут быть плановые или нормативные показатели, показатели предшествующего периода и т. д. Этой же цели служит составление графиков, которые дают наглядное представление о динамике изучаемых экономических явлений. Графики в виде диаграмм бывают линейные, столбчатые, круговые, координатные и др.

На обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий влияют многие факторы, которые подразделяются на естественные, социальные и производственно-экономи-ческие. К естественным, или природным, факторам относятся почвенно-климатические условия района расположения объектов озеленения предприятия. Социальные факторы – это общеобразовательный и профессиональный уровень кадров, трудовая дисциплина, общая культура производства и др. Производственно-экономические факторы имеют для предприятия наиболее важное значение.

Метод, при помощи которого можно выделить влияние интересующего фактора на обобщающие показатели хозяйственной деятельности и исключить при этом действие других факторов, носит название элиминирования. Он достигается использованием ряда специальных приемов: индексного, цепных подстановок, исчисления разниц и др. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам как абсолютных, так и относительных изменений обобщающего показателя.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 2221 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведены в табл. 7.1.

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение показателей требует обеспечения их сопоставимости (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностях и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, о также подсчета резервов повышения эффективности производство. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате разных сопоставлений.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух соседних показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо в необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерный перечень задач экономического анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ:

> оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;

> оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

> оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;

> оптимизация уровня унификации составляющих частей изделия и средств технологического оснащения;

> установление оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;

Читайте также:  Как берут анализ на мор

> определение оптимального ассортимента изделий;

> определение наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта, размещение складов;

> определение границ целесообразности проведения капитального ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

> установление и сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы ресурса каждого вида с точки зрения оптимального варианта решения;

> определение внутрихозяйственных потерь в связи с возможным оптимальным решением.

Наиболее важные методы анализа рассматриваются в данной теме.

Далее рассмотрим приемы анализа.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия разных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц, представляющих форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, средние геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные — для характеристики изучаемого объекта в разные моменты времени и периодические — за определенный период.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится разложением обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели.

Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Приведем примеры анализа управленческого решения.

Требуется определить темп прироста объема продаж фирмы в 1998 г. и направления расширения рынка по следующим данным:

• объем продаж в 1997 г. товара «А» на рынке 1 составлял 450 тыс. у. е.;

• то же на рынке 2 — 130 тыс. у. е.;

• объем продаж в 1997 г. товара «Б» на рынке 1 составлял 1240 тыс. у. е.;

• то же на рынке 3 — 3150 тыс. у. е.;

• на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара «А » на 1998 г. на рынке 1 составит 5,0%;

• темп прироста объема продаж на 1998 г. товара «Б » на рынке 1 составит 2,5%;

Поскольку объемы рынков по товарам разные, для определения темпа прироста объема продаж товаров фирмы в 1998 г. определим искомую величину как средневзвешенную

Рассчитанный же без учета объема продаж, как средняя арифметическая величина, темп прироста объема продаж составит 6,0%, что искажает реальную картину.

Анализ приведенной ситуации показывает, что для увеличения объема продаж фирмы рекомендуются дополнительные маркетинговые исследования с целью расширения, прежде всего, наиболее эффективного сегмента — товара «Б » на рынке 3. Этого можно достигнуть пересмотром стратегии повышения качества товаров, ресурсосбережения и снижения цен, активизацией рекламной деятельности фирмы.

Фирма стала терять свои конкурентные преимущества на рынке, вследствие чего стал снижаться уровень конкурентоспособности выпускаемого товара. Для получения необходимой прибыли фирма может выбрать одну из трех основных стратегий: 1) повышение качества выпускаемого товара, т.е. переход на новую, более прогрессивную модель; 2) снижение цены на товар путем совершенствования организации производства, технологии, системы менеджмента; 3) освоение нового рынка сбыта товара. Фирма не располагает отработанной конструкторско-технологической документацией на более прогрессивную модель товара, маркетологи не подготовили новый рынок. Технологи и менеджеры имеют согласованные предложения по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента. Значит, принимаем вторую стратегию — стратегию снижения цены товаров.

Для реализации стратегии снижения цены имеем следующее:

1) уравнение регрессии для факторного анализа себестоимости товара (С)

где М — норма расхода материалов на производство товара, кг;

Т — полная трудоемкость изготовления товара, нормо-ч;

kпp — средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара, доли единицы (оптимальное значение равно 1,0);

kс — коэффициент стабильности кадров на фирме, доли единицы (kc optim = 0,90. 0,95);

2) годовая программа выпуска товаров — 1500 шт.;

3) реализация организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента фирмы позволит:

• снизить норму расхода материалов на 4,5%;

• снизить трудоемкость изготовления товара на 6,8%;

• повысить средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара но 5,5%;

• снизить текучесть кадров на 9,2%;

4) срок действия мероприятий — 3 года;

5) инвестиции в разработку и реализацию мероприятий — 110 тыс. у. е.;

6) себестоимость единицы продукции до внедрения организационно-технических мероприятий 830 у. е.;

7) норма прибыли по данному товару на 1998 г. сохраняется на уровне 1997 г., т.е. равна 8,5%;

8) степень капитального риска реализации мероприятий 0,80.

Сначала рассчитаем снижение себестоимости в результате организационно-технических мероприятий.

Показатели степени при факторах в уравнении регрессии показывают их эластичность, т.е. на сколько процентов снизится себестоимость при улучшении данного фактора на 1%. Например, при снижении нормы расхода материалов на 1% себестоимость снижается на 0,652% и т.д.

В данном примере снижение себестоимости товара в процентах (ΔС) можно определить исходя из эффективности мероприятий по улучшению факторов и их весомости (или влияния на функцию) по формуле

где i = 1, 2 . n — номер фактора, влияющего на себестоимость;

Xi — i-й фактор снижения себестоимости;

аi — весомость i-го фактора.

Снижение себестоимости единицы товара за счет внедрения мероприятий с учетом риска инвестиций (неопределенности) составит

Одновременно со снижением себестоимости товара в результате организационно-технических мероприятий на цену влияют инвестиции, вложенные в мероприятие. Рост себестоимости товара за счет распределения инвестиций на разработку и реализацию мероприятий (К) определится формулой

где N — годовая программа выпуска товара;

Т — срок действия мероприятий, лет.

В рассматриваемой ситуации

Цена товара до внедрения мероприятий

Цена товара после внедрения мероприятий

Таким образом, реализация стратегии ресурсосбережения позволила снизить цену товара на 21 у. е.

источник

В результате освоения материала данной главы студент должен: знать

  • • методы экономического анализа хозяйственной деятельности;
  • • источники экономической информации;
  • • способы и приемы обработки информации;
  • • этапы проведения экономического анализа; уметь
  • • использовать на практике различные методы анализа хозяйственной деятельности;
  • • проводить анализ показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
  • • приемами выявления и оценки резервов производства;
  • • научным инструментарием экономического анализа.

Методом экономического анализа является способ всестороннего исследования и познания процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, происходящих в определенном отчетном периоде.

Научной основой подхода к познанию экономических явлений в хозяйственной деятельности общества является диалектический метод познания, который рассматривает все явления и процессы во взаимосвязи, развитии и взаимообусловленности.

Развитие экономики промышленных предприятий подчиняется основным законам материалистической диалектики.

Диалектический метод анализа предполагает системное комплексное всестороннее изучение, обобщение экономических явлений, а также влияния отдельных факторов на отклонения от данных, принятых за базу. Любая экономическая ситуация характеризуется совокупностью простых явлений, находящихся в тесной диалектической взаимосвязи.

В то же время всякое явление необходимо изучить как единое целое с учетом связей со всеми внутренними и внешними процессами. Если факты изучаются вне целого, то экономический анализ не приведет к объективным результатам и выводам.

При обобщении данных анализа важно выбрать из общей массы различных факторов наиболее существенные и типичные, влияние которых имеет определяющее значение в деятельности предприятия. В этом случае применяется синтез, осуществляемый на базе анализа и позволяющий более глубоко проникнуть в действительность. Анализ и синтез представляют собой две стороны единого процесса познания экономических явлений.

Синтез — эго метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижении целого в его единстве [1] .

Синтез не должен сводиться к механическому соединению данных, полученных в результате анализа.

В исследовании экономики предприятий применяются приемы дедукции и индукции.

Дедукция — логическое умозаключение от общего к частному.

Индукция — логическое умозаключение от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Индукция и дедукция, как и синтез и анализ, применяются в экономическом анализе в единстве.

Таким образом, основными методами экономического анализа является изучение экономических явлений в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии явлений и выявлении противоречий производственно-хозяйственной деятельности и способов их устранения. Нельзя, к примеру, дать оценку хозяйственной ситуации по отдельным показателям.

Так, наращивание основных производственных фондов на 30% по сравнению с базовым периодом является положительным фактором, но если учесть, что при этом объем производства товарной продукции нс увеличился (либо рост составил менее 30%), то такое положение следует считать на данном этапе негативным, так как оно свидетельствует об ухудшении использования производственного аппарата. Следовательно, все показатели, характеризующие деятельность предприятия, следует рассматривать во взаимосвязи.

Существует и другое определение метода экономического анализа, которое трактует его как систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. Таким образом, метод (М) можно представить как совокупность трех составляющих:

где К категории науки, представляющие наиболее общие понятия данной науки. К ним относятся: факторы, модели, системы, затраты, доходы и пр.; / — инструментарий исследования — это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленной цели. Любой из инструментариев анализа может называться методом в узком смысле этого слова; Р — принципы: системность, комплексность, научность и нр.

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

  • 1) наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;
  • 2) систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
  • 3) обобщение — построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Отличительными особенностями метода экономического анализа являются:

  • • использование системы плановых и отчетных взаимосвязанных показателей для оценки экономических явлений, которые рассматриваются в количественных и качественных аспектах;
  • • использование для оценки анализируемых явлений различных измерителей — физических (натуральных), условных, условно-натуральных, трудовых и денежных (стоимостных);
  • • выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на составляющие показатели.

Существует несколько классификаций методов анализа, в основе которых лежат различные признаки. В учебной литературе чаще всего все методы делят на формализованные, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости, и неформализованные, основанные только на описании аналитических процедур.

К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и программирования. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

К формализованным (математическим) методам относятся:

  • • классические:
    • — балансовый метод,
    • — методы детерминированного факторного анализа, в том числе: метод цепных подстановок; метод арифметических разниц; дифференциальный метод; интегральный метод; метод выявления изолированного влияния факторов,
    • — метод прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей;
  • • традиционные:
  • — метод средних величин,
  • — метод группировок,
  • — элементарные методы обработки расчетных данных,
  • — индексные методы;
  • • математико-статистические:
    • — корреляционный метод,
    • — регрессионный метод,
    • — дисперсионный метод,
    • — кластерный анализ;
  • • методы финансовых вычислений:
  • — приемы расчетов по операциям наращения и дисконтирования,
  • — методы оценки денежных потоков;
  • • методы теории принятия решений:
  • — метод построения дерева решений,
  • — линейное программирование,
  • — анализ чувствительности.

Необходимо различать метод и методику экономического анализа.

Методика экономического анализа представляет собой совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации.

Методику подразделяют па общую (типовую) и частную (отраслевую). Типовая методика характеризуется как совокупность приемов аналитической работы, применяемых при анализе экономических явлений на любом предприятии. Частная методика конкретизирует приемы аналитической работы применительно к определенной отрасли, типу производства и даже к рабочему месту.

Основными элементами типовой методики анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

  • • система аналитических показателей;
  • • факторное моделирование;
  • • сравнение;
  • • детализация и группировка;
  • • элиминирование;
  • • обобщение.

Рассмотрим их более подробно.

Проведение комплексного анализа обусловливает необходимость использования системы показателей, характеризующих совокупность взаимосвязанных величин, отражающих состояние и динамику экономических ситуаций.

В табл. 2.1 представлены 24 группы показателей, используемых при проведении комплексного экономического анализа. Состав и характеристика показателей, используемых в экономическом анализе

Содержание и сфера применения

Характеризуют экономические явления (ситуации) в стране, регионах, крупных комплексах (например, топливно-энергетический комплекс РФ)

Используются для обобщенной характеристики сложных экономических ситуаций и явлений

Характеризуют экономику отдельных хозяйствующих субъектов

Используются для оценки деятельности хозяйствующего субъекта, выявления резервов в учете, диагностике деятельности предприятия

Натуральные (вещественные) показатели

Характеризуют количественно-физические объемы (литры, тонны, метры и пр.)

Используются для определения и уточнения объемных показателей и более объективной оценки объема производства

У слов но- натурам ь- ные показатели

Служат для пересчета объемов широкого ассортимента, различной размерности в соизмеримые показатели, например в тубы (тысячи условных банок) и др.

Применяются в кожевенном производстве, в сельском хозяйстве, животноводстве и пр.

Стоимостные показатели (выражены в денежных единицах)

Характеризуют экономические явления в стоимостном (денежном) выражении и определяются с помощью цен. Например, расчет выручки от реализации продукции, затрат на производство продукции и др.

Используются на всех этапах аналитической деятельности

Абсолютные количественные объемные показатели (в денежном или натуральном изменении)

Характеризуют численность работающих, количество единиц установленного оборудования, размер производственных площадей и пр.

Относительные качественные показатели

Отражают частное от деления одного числа на другое. Например, показатели, характеризующие ритмичность продаж, выполнение плана продаж по заданной структуре товаров и пр.

Используются для оценки выпущенной продукции, экономической эффективности трудовых и материальных затрат и финансовых вложений

Содержание и сфера применения

Характеризуют изменение уровня со временем (темпы роста, прироста, абсолютный прирост). Сравнение производится в форме разности (абсолютные показатели динамики) или отношения (относительные показатели динамики). Сравнение текущего уровня с предыдущим дает ценные показатели, сравнение с начальным (базисным) уровнем дает базисные показатели.

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Если показатели не меняются, то динамика не наблюдается (показатель равен 100% или единице)

Используются для изучения развития социально-экономических явлений во времени

Определяют отношение приращенных затрат (дельта затрат на производство продукции) к приросту объема производства (дельта объема в натуральном измерении)

Применяются для сравнения удельной себестоимости при разных объемах производства. Имеют ограниченное применение в аналитической практике. Увеличение предельных затрат на единицу продукции свидетельствует о нецелесообразности увеличения объема производства определенной продукции

Характеризуют целевые ориентиры хозяйственной деятельности предприятия. От обоснованности применяемых методов расчета зависит эффективность работы предприятия. К ним относятся расчетные показатели, предусмотренные плановыми заданиями (технико-экономические и экономические показатели предприятия)

Применяются в бизнес-планах, обосновываются расчетами

Отражают документально подтверждаемые нормы расхода сырья, материалов, топлива и энергии в сфере производства и обращения.

Предусматриваются техническими условиями, рецептурами предприятия, проектными заданиями, отраслевыми инструкциями

Содержание и сфера применения

Например, нормы расхода сырья и материалов определяются на технологическую операцию или на деталь

в соответствии с установленными единицами измерения на срок в пределах принятой конструкции детали, рецептуры продукта, технологии производства

Предназначены для создания информационной базы, характеризующей итоги работы предприятия

Применяются для последующего анализа (после отчетного периода)

Обобщающие экономические показатели, объединяющие, синтезирующие частные показатели и характеризующие всю группу показателей в целом.

К ним относятся показатели качества продукции (

11 групп, причем каждая из групп делится еще на подгруппы), показатели использования материальных ресурсов и др.

Используются на завершающем этапе аналитической деятельности

Индивидуальные (частные) показатели

Отражают отдельные качественные и количественные характеристики анализируемого объекта, например габариты отдельных единиц оборудования

Используются для изучения отдельных элементов экономических явлений

Отражают средневзвешенные объемные показатели по региону.

Главными экономическими показателям и я в л я ются валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой общественный продукт (ВСП), валовой национальный продукт (ВНП) и валовая добавленная стоимость (ВДС) или национальный доход (НДД) на одного человека

Используются для аналитической оценки социально- экономического развития региона, его специализации и комплексности развития производительных сил, их эффективности, а также исследования региональных товарных рынков, инвестиций и пр.

Отражают средневзвешенные объемные показатели но отрасли.

Используются для сравнения показателей предприятия с отраслевыми

Содержание и сфера применения

Например, среднеотраслевая себестоимость определенного вида продукции, среднеотраслевая заработная плата одного работника и т.д.

Отражают содержание экономических ситуаций, обобщенных результатов экономической деятельности предприятия.

Применительно к предприятию к ним относятся: объем производства, производительность труда, прибыль и др.

Применяются для характеристики как хозяйства страны в целом, так и для отдельного субъекта (предприятия, организации)

Характеризуют следствие, результат воздействия одной или нескольких причин. Отражают стратегические цели и принципы позиционирования предприятия

Используются как результаты взаимосвязанных показателей (факторов первого, второго порядка)

Характеризуют рычаги, воздействующие на результативные показатели

Применяются в факторном анализе использования производственных ресурсов. Характеризуют воздействие каждого фактора, используются в факторных моделях

Вспомогательные (косвенные) показатели

Обеспечивают получение дополнительных характеристик анализируемого объекта

Дополняют, поясняют основные аналитические показатели

Характеризуют производные от соответствующих объемных показателей.

Например, себестоимость единицы продукции, инвестиции на единицу строительно-монтажных работ (СМР), материалоемкость, трудоемкость единицы продукции

Применяются в экономических расчетах

Представляют данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности

Применяются в плановой и учетной практике для оценки и контроля деятельности предприятия

Содержание и сфера применения

Например, рентабельность, доля собственных оборотных средств, текущая ликвидность, обеспечение собственными средствами и ряд других

Аналитические (оценочные) показатели

Предназначены для оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

Применяются в аналитической практике

Представляют собой комплекс показателей по каждому аспекту маркетинга «4Р». К ним относятся: доля рынка, уровень удовлетворенности клиентов, прибыль, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, осведомленность о бренде и др.

Применяются при разработке бизнес-плаиа, в аналитической практике. Позволяют комплексно отслеживать окружение и рыночные позиции предприятия, а также их взаимосвязь с его целями

По другой классификации система аналитических показателей включает одиннадцать основных групп.

I группа — показатели технико-организационного уровня производства, которые отражают уровень техники и технологии, прогрессивность технологических процессов, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, деятельность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства и труда.

II группа — показатели, характеризующие средства (орудия) труда, с помощью которых он осуществляется (станки, механизмы, инструменты, приспособления).

III группа — показатели, характеризующие предметы труда — то, на что направлены усилия работников. Предметы труда бывают двух видов: материалы, непосредственно добываемые в природе и превращаемые в готовый продукт, и материалы (сырье), подвергшиеся предварительной обработке.

IV группа — показатели, характеризующие трудовые ресурсы.

V группа — показатели, характеризующие выпускаемую продукцию/ услуги.

VI группа — показатели, характеризующие себестоимость продукции.

VII группа — показатели, характеризующие капитал предприятия.

VIII группа — показатели, характеризующие прибыль и рентабельность предприятия.

IX группа — показатели, характеризующие эффективность использования капитала.

X группа — показатели рентабельности капитала (активов).

XI группа — показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия (организации) в целом.

Анализ вышеприведенных показателей должен проводиться с учетом внутренних и внешних факторов, оказывающих на них непосредственное или косвенное влияние. Для установления взаимосвязи между исследуемыми показателями и факторами, от которых они зависят, используется факторное моделирование.

Моделирование — отражение экономических взаимосвязей с помощью математических моделей (формул).

Содержание факторного моделирования заключается в установлении в каждом отдельном случае схемы взаимосвязи между исследуемым показателем и факторами, от которых он зависит.

Взаимосвязанное изучение факторов предполагает:

  • • выявление наличия взаимосвязей между показателем и факторами;
  • • определение схемы связей результативного показателя и обусловивших его факторов.

В экономическом анализе чаще всего рассматриваются два вида связей:

  • • детерминированные — между исследуемыми факторами и показателями существует жесткая функциональная зависимость, а потому возможно вычисление направления и размера изменения показателя при изменении фактора;
  • • вероятностные — между исследуемыми факторами и показателями нет жесткой зависимости, но предположительно имеется связь.

Как правило, для факторного моделирования в экономическом анализе используются аддитивные, мультипликативные, кратные и комбинированные математические модели.

В аддитивной модели результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму факторов-слагаемых. Общая бухгалтерская прибыль представляет собой алгебраическую сумму следующих слагаемых: прибыль от продаж, проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные расходы, внереализационные доходы, внереализационные расходы.

В мультипликативной модели результативный показатель представляет собой произведение факторов-сомножителей. Примером данной модели может служить формула (модель) Дюпона, на основе которой определяется факторный анализ рентабельности собственного капитала.

В 1919 г. специалистами фирмы «Дюпон» (The DuPont System of Analysis) была предложена модель факторного анализа, в которой впервые несколько показателей увязывались вместе в виде треугольника. В основу данной модели была заложена жестко детерминированная факторная модель:

где Рп чистая прибыль; А — сумма активов компании; S — выручка от реализации (объем производства); ROA — коэффициент рентабельности совокупного капитала; NRM — рентабельность продаж; ТАТ — ресурсоотдача.

В дальнейшем данная модель была преобразована в модифицированную факторную модель, основное отличие которой заключалось в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Модифицированная модель Дюмона имеет вид

где ROE — рентабельность собственного капитала.

Модифицированная факторная модель наглядно показывает, что рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастают финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.

В кратной модели результативный показатель представляет собой относительную величину, отражающую соотношение факторов. Примером кратной модели являются различные коэффициенты рентабельности.

Рентабельность собственного капитала (Рек) определяется по формуле

где ЧП — чистая прибыль за определенный период; СК — средняя величина собственного капитала за тот же период.

Смешанные (комбинированные) модели представляют собой сочетание предыдущих моделей в различных комбинациях.

Важнейшими приемами и методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются сравнение, детализация, группировка и элиминирование.

Сравнение — это многофункциональный прием, который используется при анализе динамики и уровня производственных процессов (более подробно см. параграф 2.2).

Способ детализации заключается в последовательном расчленении изучаемых экономических явлений, факторов и показателей.

Детализация является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Показатели могут детализироваться по месту их формирования (цеховая себестоимость, производственная, отраслевая и т.д.), способу учета и т.д. Детализацию можно проводить по любым признакам в зависимости от цели анализа.

Различают следующие виды детализации’.

  • • по времени совершенствования хозяйственных процессов. Такая детализация позволяет осуществлять контроль за равномерностью хозяйственных процессов и выделять их динамику. Например, разделение годовых показателей по кварталам;
  • • по месту совершенствования хозяйственных процессов. Анализируемый показатель детализируется но отдельным структурным подразделениям или центрам ответственности. Это вид детализации позволяет определить роль и место отдельного структурного подразделения в формировании сводного показателя;
  • • по элементам (составным частям). Этот вид используется для изучения структуры сводного показателя. Например, затраты на производство продукции подразделяются на элементы;
  • • по видам ресурсов. Например, выделяют трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы.

Детализация должна охватывать отдельные стороны и участки работы предприятия в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а именно:

  • • место совершения хозяйственных операций, т.е. в каких структурных подразделениях они осуществлялись;
  • • центр ответственности;
  • • состав и структуру исследуемого фактора (продукции, операции, категории работников и др.);
  • • факторы, влияющие на формирование исследуемого объекта;
  • • качественные признаки.

Детализация также может осуществляться во времени и в пространстве.

Так, итоги работы за год можно рассматривать по кварталам, месяцам, декадам, дням и часам. Это позволит определить ритмичность работы, выявить резервы имеющихся мощностей и другие аспекты выполнения планового задания. Примером пространственной детализации является детализация процессов водообмена в водохранилище предприятия и пр.

Группировка — прием, обратный детализации.

В экономическом анализе цель использования группировки отличается от той, которая ставится в других исследованиях. Например, в статистических исследованиях прием группировки используется для обобщения и типизации явлений. В экономическом же анализе группировка позволяет выявить взаимосвязи между показателями, влияние наиболее существенных факторов на изучаемый показатель, обнаружить закономерность и тенденции развития деятельности предприятия.

Элиминирование — логический прием, который подразумевает мысленное исключение действия на анализируемый показатель всех факторов, кроме одного, влияние которого подлежит изучению.

Элиминирование при аддитивных зависимостях сводится, по существу, к приему сравнения и осуществляется путем вычитания базисного значения факторного показателя из его отчетного значения. При мультипликативных зависимостях элиминирование осуществляется при помощи различных способов, таких как способы цепных подстановок, абсолютных разниц, процентных разниц, индексные и интегральные способы, которые будут рассмотрены в следующих параграфах.

Какие способы обработки экономической информации, необходимые для измерения влияния различных факторов на промежуточные и конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности, а также для определения их взаимосвязей используют при проведении анализа хозяйственной деятельности? Перечислите и приведите конкретные примеры.

Важнейшей составляющей методики экономического анализа является системный подход к изучению объекта анализа.

Системный подход представляет собой направление в методологии исследования, которое базируется на изучении объектов как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями.

Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными его частями. Он характеризует принципы, содержание и характеристика которых не всегда идентичны.

Из всей совокупности принципов наиболее полно отражают системный подход следующие:

  • • принцип целостности, позволяющей рассматривать систему как единое целое и как совокупность частей;
  • • принцип структурности, т.е. возможности анализировать систему через ее элементы и их взаимосвязи и обусловленности процесса функционирования системы не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;
  • • принцип иерархичности, т.е. наличия множества (не менее двух) элементов, расположенных на основе соподчиненное™ (элементов низшего уровня — элементам высшего уровня);
  • • принцип взаимозависимости системы и среды, т.е. формирования системой своих свойств в процессе взаимодействия со средой — при этом система выступает ведущим активным компонентом взаимодействия;
  • • принцип многовариантности, позволяющей использовать множество вариантов для описания отдельных элементов и системы в целом.

Из этого следует, что любая система может использоваться как средство решения проблем, при этом каждая конкретная система нужна для решения конкретной проблемы.

Система может быть представлена в виде модели, которая отражает либо количественные характеристики (математическая модель), либо качественные характеристики (процессная или структурная модель). Основными элементами модели являются

Автором книги «Системный анализ для решения деловых проблем», С. Оптнером, в разработанной им структуре процессной системы помимо вышеназванных элементов рассматриваются характеристики элементов «обратной связи», необходимой для корректирования системы, и «ограничений» в виде совокупности норм и правил, устанавливающих требования к системе.

Концептуальной особенностью любой системы является ее дифференциация на подсистемы и одновременная органическая связь с другой системой, по отношению к которой она является подсистемой. Это состояние обусловлено разделением основного процесса на операции, функции с соответствующими входами и выходами. Все процессы взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности [3] .

Конкретизацией системного подхода является программно-целевой подход, который характеризуется как способ выработки и осуществления плановых управленческих решений на основе комплексного анализа проблемы и применения мер и действий, направленных на решение вытекающих из нее целевых задач.

Вместе с тем следует отметить, что помимо системного программно- целевой подход аккумулирует структурный, функциональный, комплексный и другие подходы. Следовательно, в нем осуществляются интеграция и синтез основных принципов управления и планирования.

Программно-целевой подход можно рассматривать как систему принципов, которые определяют общую стратегию управления, и в частности, планирования как вида управленческой деятельности. Как методологический принцип планирования он характеризуется следующими этапами:

Нередко для решения проблемы выдвигается несколько целей: первого, второго и последующего порядка. Для достижения целей определяются задачи, выполнение которых обеспечивается системой взаимообусловленных мероприятий.

Таким образом, особенностью программно-целевого подхода является его целевая направленность, связанная с воздействием конкретной конечной цели на организацию всего механизма управления. При этом предполагается повышение значимости выбора основных целей развития объекта управления, определение сложной иерархии целей, их сочетания, взаимодействия и соподчиненности.

Программно-целевой подход предусматривает такой механизм управления, при котором для достижения определенных целей используются все необходимые ресурсы (трудовые, материальные, финансовые, информационные). Как и всякий широкий методологический подход, он реализуется на практике с помощью некоторого множества более конкретных способов, приемов и методов.

  • [1] Микеишна Л. Л. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знаниев динамике культуры. Методология научного исследования. М. : Прогресс ; Традиция ;МПСИ ; Флинта, 2005.
  • [2] Ковалев В. ВКовалев Вит. В. Анализ баланса. М.: Проспект, 2016.
  • [3] Кузьмина Е. Е. : дис. . д-ра экон. наук. Формирование экономического механизмауправления качеством подготовки специалистов в высшей школе. М.: ГУУ, 2003.

источник