Меню Рубрики

Информация как предмет научного анализа

В статье поговорим о научной информации. Мы узнаем, какой она бывает, какие есть источники ее получения и каким образом она собирается и анализируется. А также ознакомимся с особенностями поиска научной информации.

Начнем непосредственно с определения. В современных источниках довольно много разнообразных толкований термина информации, которые лишь частично отображают общий подход к трактовке. Рассмотрим основные толкования.

Итак, информация — это определенные сведения об окружающем нас мире и тех процессах, которые в нем происходят. Они могут восприниматься человеком или специальными устройствами. Также посредством информации принимаются различные сообщения, которые осведомляют человека о чем-либо. Но при этом надо понимать, что научная информация является одним из главнейших объектов изучения многих наук. Например, этими вопросами занимается теория информации, кибернетика, семиотика, теория массовых коммуникаций. В информатике чаще всего оперируют термином «информация», который обозначает некоторые данные о нашем мире, которые необходимо должным образом хранить, преобразовывать, передавать и использовать.

Есть несколько основных видов информации, которые классифицируются по методам ее отображения, шифрования или хранения. Рассмотрим основные:

  • Графическая — это информация, которая изначально передавалась в виде каких-то схем на скалах, а потом преобразовалась в полотна, чертежи, фотографии. Этот вид подразумевает, что все данные и сведения отражаются в изобразительном виде.
  • Звуковая – это та информация, которая передается или хранится при помощи звукозаписывающих устройств. Отдельным ее видом является музыкальная информация, которая позволяет кодировать данные с помощью определенных символов, что практически приравнивает ее по эффективности к звуковой информации и графической.
  • Текстовая, для которой используется способ кодирования с привлечением речи человека. Мы оперируем буквами и различными символическими группами для отражения того, что хотим сказать. Этот вид информации приобрел максимальное развитие после того, как была изобретена возможность печатания книг и появилась бумага.
  • Числовая — это современный вид информации, который все измеряет м представляет в виде чисел. Она наибольшего своего пика достигла во время расцвета торговых отношений, денег и экономики. Так же, как и для текстовых данных, здесь требуется особые методы кодирования. Оперирующими символами являются цифры.
  • Видео — это такой способ хранения информации, который использует определенные носители. Особенность метода в том, что он позволяет фиксировать как бы живые картины.

Также есть и другие виды, которые человечество до сих пор не может определенным образом кодировать или хранить. К ним относится тактильная информация, которую можно передать только посредством ощущений, но которую нельзя закодировать и передать еще кому-то в первоначальном виде. Также есть органолептическая информация. Она заключается в том, что мы можем передавать определенные посылы при помощи запаха и вкуса.

Также для передачи данных на какие-то расстояния использовались световые приборы. Световые сигналы позволяли военным передавать особо важные данные на другие объекты. После того, как было изобретено электричество, передача сигнала стала возможна по проводам. Это значительно облегчило коммуникацию. Позднее стали использоваться радиоволны.

В научном мире считается, что автором теорий о цифровой связи и информации является Клод Шеннон. Популярность и известность ему принесла книга, которую он написал 1948 году. Она называлась «Математическая теория связей». В своей фундаментальной работе ученый одним из первых обосновал теорию о том, что мы можем использовать двоичный код для того, чтобы передавать информацию.

Его мысли подкрепились после того, как появились компьютеры, ведь они и были тем средством, которое позволяло обрабатывать числовую информацию. Но уже гораздо позже, когда компьютеры широко распространились и заполонили весь мир, они стали использоваться не только для обработки, но и для сохранности, движения, нахождения любого типа данных. При этом изначально для сохранности использовались ленты, магнитные диски, лазерные диски, флеш-память. Естественно, эти способы постепенно прогрессировали, и на сегодняшний день мы почти не пользуемся перечисленными носителями. На смену им пришли вместительные карты памяти, которые способны хранить терабайты данных.

Функции обработки информации, заключающиеся в том, что она воспроизводится, преобразовывается, передается и записывается, возложены на процессор компьютера. Мы затрагиваемые этот вопрос потому, что технологии на сегодняшний день прогрессируют огромными шагами, и, чтобы проследить историю научной информации, следует обратиться к истокам. Кстати, недавно исследователи пришли к выводу, что нужно выделить информацию из Сети в отдельный подвид. Ведь для ее обработки и движения используются совершенно невообразимые объемы и мощности.

Источники научной информации — это носители, которые содержат определенные сведения. К основным источникам относят диссертации, рукописи, отчеты о каких-либо исследовательских работах, конструкторские разработки, переводы, обзоры и аналитические материалы. Все перечисленное является документальными источниками, которые делятся на первичные и вторичные.

К первичным документам относят материал, содержащий в себе основную информацию, которая передает непосредственно суть результатов научных исследований. Вторичные документы рассказывают о том, как полученная исследователями информация была проанализирована, какие логические связи были найдены и т. д. Вторичные документы выполняют всего лишь две функции. Они позволяют оперативно получить данные о каком-либо процессе или событии, а также позволяют в сжатом виде изучить основные тезисы.

  • Монография — это книжное издание, которое содержит в себе полнейшее рассмотрение определенного процесса или явления. Чаще всего пишется коллективом авторов.
  • Автореферат– это брошюра, которая содержит в себе основные мысли о проведенном исследовании. Также бывает автореферат диссертации, который представляет собой тезисное содержание диссертационной работы, написанной для получения ученой степени.
  • Препринт — это работа, содержащая некоторые данные, которые еще не были опубликованы, но скоро будут напечатаны для общественности.
  • Сборник трудов – это сборник, в котором содержатся основные материалы по исследованиям, проводимым по той или иной теме.
  • Материалы по конференции собрания – это непериодические сборники, которые содержат в себе результаты того или иного научного события.
  • Тезисы – это краткое изложение основной информации по тому или иному вопросу, которое содержит в себе еще не опубликованные материалы.
  • Научно-популярные издания – это издание, содержащее ряд экспериментальных и теоретических вопросов, поданных в доступной для рядового читателя форме. Примером сборника таких трудов является электронная библиотека ELibrary. Здесь каждый сможет отыскать ответ на любой интересующий вопрос, обоснованный с научной точки зрения. Электронная библиотека ELibrary дает возможность любому человеку окунуться в мир науки и осознать основные тезисы и идеи, не углубляясь слишком глубоко.

Рассмотрим разнообразные классификации, которые позволяют нам сортировать информацию. Отметим, что типология важна при сборе научной информации, ведь без нее получится хаос.

Итак, распределение по назначению:

  • Массовая. Это информация, которая содержит в себе обычные, но важные для населения сведения. Она оперирует простым языком и простыми понятиями, которые понятны большинству.
  • Специальная. Она заключается в специфическом наборе данных, недоступных большей части людей. Но эта информация предназначается для узких кругов профессионалов.
  • Секретная. Для хранения и передачи информации работают огромные центры. Эти данные передается только небольшому числу людей по полностью защищенным каналам. Специальные научные центры обеспечивают полную секретности и недоступность этих данных для основных масс населения.
  • Личная, или приватная, информация – это сведения об определенном человеке, которые обладают приватным характером.

Анализ научной информации происходит после того, как все данные были собраны и обработаны. После анализа информацию классифицируют по таким признакам:

  • Актуальная. Это информация, которая наиболее важна именно в настоящем моменте.
  • Достоверная. Информация, которая получена объективными методами и не содержит в себе определенную долю искажений.
  • Понятная. Это информация, которая передается в таком языке кодирования, который понятен адресату.
  • Полная. Это информация, которая представлена во всем объеме, может использоваться для принятия серьезных глобальных решений.
  • Полезная. Степень полезности определенных данных определяется конкретными субъектами, которые их получают и используют по назначению.

Также отметим, что обработка научной информации невозможна без ее классификации на ложную и истинную. Так, на этапе отделения ложных данных от истинных проводится очень много дополнительных исследований. Это очень важно, так как если допустить ошибку, то будут искажены конечные результаты исследований.

Она состоит из данных, которые используются в научных и технических целях. Другими словами, она необходима для развития научно-технического прогресса. Ее важность в мире огромна, так как нехватка приводит к тому, что многие исследования дублируются. Это говорит о том, что ученые тратят лишнее время, чтобы найти те закономерности и особенности, которые ранее были исследованы и изучены другими учеными. Отметим, что количество повторных экспериментов в некоторых областях достигает 65 %. Кроме того, что это потеря времени, это также потеря миллиардов долларов каждый год.

В нашей стране информационные ресурсы науки и техники формирует Государственный комитет по технологиям и науке, который был создан в 1960-х годах. Это система включает в себя огромное количество специальных организаций и служб, которые активно функционируют.

Обработка научной информации чаще всего заключаются в чтении источников, о которых мы говорили выше. Учебники, монографии, научные статьи – все это позволяет нам узнать желаемую информацию. Поэтому очень важно акцентировать свое внимание на жанре книги и ее содержании. Также перед изучением стоит обратить внимание на оглавление для того, чтобы детально ознакомиться и понять структуру книги. Это позволит понять автора и кратко рассмотреть круг проблем, которые он будет исследовать.

При изучении научной литературы стоит помнить, что есть разные виды чтения, выбор которых зависит от первоначальных целей вашего исследования. Перечислим:

  • Ознакомительное чтение, которое характеризуется беглым и частичным ознакомлением с материалом и необходимо для того, чтобы сфокусировать внимание на основных мыслях, идеях и постулатах.
  • Скоростное чтение, которому следует обучаться отдельно со специалистом, позволяет изучать сразу весь материал, но делать это довольно быстро, при этом осмысливая каждый абзац.
  • Аналитическое чтение, которое чаще всего используют ученые при изучении важных материалов.

Аналитическое чтение имеет несколько подвидов:

  • Фиксирующее. Оно заключается в том, что изучается полностью весь текст, с обращением особого внимания на ссылки и сноски.
  • Разъяснительное. Оно заключается в том, что непонятная информация уточняется при помощи справочников или консультантов, которые позволяют понять все сложные моменты.
  • Критическое. Его суть в том, что мы не просто изучаем материал, а пытаемся его анализировать, исследовать источники, сопоставлять свою позицию и мысли автора.
  • Творческое. Оно основывается на том, что по ходу чтения вы формируете свой взгляд на проблему, пытаясь создать оригинальный подход к вопросу.

Подводя итоги отметим, что информация бывает очень разной. Тщательно подходите к ее изучению и обращайтесь в научные центры, если понадобится.

источник

Для описания научно-исследовательского процесса важное значение имеет понятие «характеристика информации», введенное Беллманом [16]. Результаты каждого научного исследования, если за ними может быть признано какое-либо теоретическое или практическое значение, должны быть материализованы в такой форме, которая делала бы их доступными для других лиц, для использования в системе социального развития [10].

Некоторые авторы связывают понятие информации с религией, усматривают в информации особый нематериальный принцип действительности, принцип, который объединяет субъективную и объективную области [8; 9; 14; 15].

Определим основные исходные понятия, с которыми будет связан анализ роли логических приемов и средств, осуществляемых в процессе научного исследования.

Научное исследование – процесс переработки информации. Он состоит из таких компонентов, как контекстуальная основа, основным элементом которой является совокупность понятий; искусственно конструируемая модель искомого результата, постоянно корректирующаяся в процессе исследования; научный творческий поиск как движение анализа от постоянно меняющейся контекстуальной основы через серию изменений объекта к постепенно очерчиваемому образу (модели) искомого результата. По своей природе научное исследование является системным, и условием его является то обстоятельство, что всякая «умственная деятельность человека основана на обработке информации» [6, с. 4].

Научное исследование – это функционирование системы как некоторого способа организации сведений об объекте или их совокупности. Научное исследование позволяет изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия [12].

Научное исследование состоит из взаимодействия объекта (процесс, явление), исследователя (задачи), комплекса информационных сведений в форме языка. Научное исследование как функционирующая система имеет входы и выходы, с помощью которых она связана с внешним, объективно существующим миром.

Научное исследование – динамическая система. Все ее элементы находятся в непрерывном изменении. Поэтому структура такого исследования неустойчивая. Изменение претерпевает не только конструируемая исследователем модель искомого результата, но также и сам объект исследования. Он не остается неизменным и находится в постоянном развитии. Поэтому фиксация какого-либо состояния объекта совокупностью фактов – неполна, относительна. Связи изучаемого объекта с другими материальными телами познаются только путем выявления его роли и значения в каком-либо процессе развития. Только если объект представлен элементом процесса развития, исследователь гарантирован от ошибочных заключений о значимости свойств объекта в реальном развитии. Поэтому ученый всегда стремится к построению теории процесса, в которой добытые им факты были бы показаны как элементы целостной картины [11], а объект изучался в качестве ее составной части.

Таким образом, научное исследование представляется потоком сведений от объекта изучения к исследователю, процессом их переработки «внутри» системы – это и есть объект информационного логического анализа. В ходе научного исследования информационные сведения как-то взаимодействуют между собой, высказывания, выраженные при помощи определенного алфавита и грамматики, о свойствах изучаемого объекта как-то группируются, систематизируются, расчленяются и синтезируются, знаки их переменных становятся постоянными, множества фактов преобразуются в законы. В изучении циркуляции потоков научной информации [5] в пределах научного исследования как системы заключается цель информационно-логического анализа.

Предпосылкой такого анализа является четкое выделение границ научного исследования, то есть определение объекта, собственно исследования, его цели, языка, на котором выражена контекстуальная основа исследования, и его конечных результатов.

Объект научного познания – это все то, что, существуя независимо от исследователя, становится целью его изучения. Вещи материального мира превращаются в объект научного познания только тогда, когда они приобретают познавательную ценность для исследователя. Объект исследования и исследователь с его познавательными средствами (логическим аппаратом, мировоззрением) образуют единую взаимосвязанную систему; в ней одно не существует без другого. Соответственно меняются логические, математические и другие орудия познания. Следовательно, решающие ограничения в исследовании накладываются природой объекта. Ограниченность объекта познания во времени и пространстве, его локализация определяется границами познавательных возможностей исследователя: человек как составная часть социальной идентичности личности не может познать что-либо, не «выхватив» объект изучения из реального процесса развития социологического знания [2; 3; 13]. Это «выхватывание» осуществляется им с помощью методов теоретического мышления. В связи с этим информация о действительности носит характер интегрированных сведений об отдельных ее явлениях.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Объект исследования не является только опытом, то есть комплексом, в котором имеются чувственные восприятия и то, что ими воспринимается. К чувственным восприятиям исследователя всегда прибавляется информация, добытая в прошлом о мире им самим и человечеством вообще. Эта информация служит основой для построения модели предполагаемых у объекта свойств. Поэтому сбор информации является важнейшим этапом в научном познании. В процессе сбора информации в сознании формируется предварительная модель объекта познания, предполагающая способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [1]. Объект исследования не является чувственно воспринимаемым. В современной науке объект познания, как правило, конструируется на основе прошлой информации до начала реального процесса научного исследования. Сконструированный объект познания – это только начало исследования, точнее его подготовительный этап. После сбора информации начинается наиболее ответственный период исследования: разработка стратегии реализации. На основе собранной информации в сознании составляется модель изучаемого объекта и соответственно уточняется цель (задача «поиска»). Самое важное здесь заключается в том, чтобы, во-первых, четко сформулировать проблемные вопросы (на основе анализа имеющейся информации поставить проблему), во-вторых, найти такого рода метод проверки решения, чтобы с его помощью за конечное число шагов рассуждения (или эксперимента) можно было бы обнаружить удовлетворительность или неудовлетворительность принятого решения по проблеме.

В процессе исследования изменяется («переконструируется») сам объект познания. Конструирование и является научным открытием. Его оригинальность, возможно, вполне определена статистическими методами путем количественной оценки информации, содержащейся в открытии. Следует заметить, что оригинальность – это неожиданность в том смысле, что, например, из тысячи возможных состояний системы кто-либо угадал ее состояние без получения сообщения об этом. Такая «оригинальность» равна событию с малой вероятностью и, очевидно, в чем-то аналогична неожиданности и сенсационности, которые обычно сопровождают научное открытие.

Мышление в познании выполняет двоякую роль: критическую и сознательную. Критика, с которой начинается оценка возможностей в данной области, основана на логическом сопоставлении путей их поиска с поставленной задачей, которая признается разумной, по крайней мере в своей постановке. Тем самым критическая функция мышления отвергает даже возможность переконструирования всего в целом, даже его исходные основы. Более того, она заставляет следовать не логике объекта, а логике тех исследователей, которые изучали этот объект. Поэтому критичность сковывает сознательную функцию поиска. Научное открытие – результат интеллектуальной борьбы с обычными, установившимися представлениями. Созидательная функция – это полный анализ мышления, проникающего в объект познаний, это сознательный отказ от проторенных подходов к решению проблемы.

Каждый отдельный процесс научного исследования индивидуален. Но научные результаты обладают объективностью: индивидуальность нивелируется в процессе научного исследования. Поэтому можно говорить о некоторых принципиальных сторонах любого исследования. Они общие для всех исследователей и являются объективной основой познавательного процесса, в эпоху формирования социального знания [7], обеспечивающей объективность научных результатов, несмотря на разность методов и приемов.

Как процесс преобразования информации научное исследование может быть уточнено с помощью некоторых представлений кибернетики и логики науки. Цель такого уточнения – раскрыть регулирующие механизмы преобразования информации, ведущие к выявлению нового знания, в процессе развития образования [4]. Конечно, такое уточнение неизбежно имеет весьма общий вид. Это естественно, так как исчерпывающее описание путей научного открытия, регуляторов поиска позволило бы превратить исследование в управляемый процесс, а информационно-логический анализ – в логику открытия. Это нереальная задача, но вполне достижимое задание – описать более строго, чем это возможно при интуитивно содержательном подходе, сам механизм преобразования информации. Для этого уточним смысл некоторых понятий, употребляемых далее в тексте. Совокупность знаний независимо от формы их выражения о каком-либо процессе или объекте определим как информацию. Массивом информации назовем любое множество знаний. Массив может быть упорядоченным, если составляющие его элементы объединены какими-либо общими принципами или основаниями. Он также может быть и неупорядоченным. Понятие неупорядоченности, очевидно, соответствует смыслу интуитивно понимаемого определения некоторого «необработанного» текста, «неорганизованного», «неклассифицированного» массива.

Информация как объект исследования в таком случае – это непрерывная цепь точечных событий в одномерном математическом пространстве. Каждое событие этого пространства определяется его расстоянием от точки возникновения или от любого другого события, расстояние которого от точки возникновения известно. События, организованные во множества исходными определениями, образуют разные уровни событий.

Уровни событий соотносятся между собой. Эти соотношения могут быть различными, например сравнением, тождеством, дифференциацией, причинно-следственными, предикативными. Соотношениями уровней событий устанавливается их иерархия: множества событий иерархически соотносятся между собой. Исследователь выполняет роль преобразователя информации. Исследователь обрабатывает информацию, находящуюся вне его сферы восприятия. Преобразование информации происходит с помощью ряда неизменных правил, применяемых к массивам (упорядоченным и неупорядоченным) информационных сведений. Исследователь не может воспринимать одновременно бесконечное количество информации. Кастлер, исследовавший вопрос о максимальном количестве информации, которую может переработать человек, пишет: «Мы обнаружили, что люди могут успешно запоминать 5–6 образов в секунду, могут передавать информацию со скоростью около 25 бит/с, могут удовлетворительно оперировать примерно с 30 возможными значениями и могут при одном взгляде усваивать 15 бит. Мы не думаем, что люди всегда достигают таких высоких показателей при передаче информации любого вида; напротив, в обычных условиях такие скорости не достигаются» [17, с. 62]. Следовательно, количество обрабатываемой исследователем информации всегда ограничено. Чтобы преобразовать достаточно большой объем информационных сведений в системе социального развития, приходится вовлекать их в процесс научного исследования постепенно.

Бакланов И.С., д.ф.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств, Гуманитарный институт, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Каширина О.В., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств, Гуманитарный институт, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

источник

Основным объектом изучения многих наук, и информатики в том числе, является информация. Современный уровень развития научного знания еще не позволяет дать точного и законченного определения этого основополагающего понятия. С развитием нашего представления о мире, в котором мы живем, с развитием науки расширяется и углубляется содержание понятия «информация».

Первоисточником данного термина является латинское слово informatio (изложение, истолкование, разъяснение), а вошло оно в русский язык, по мнению П. Я. Черных [1] , в эпоху Петра I.

На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» чаще всего толкуется как сведения, сообщения, передаваемые от человека человеку и осведомляющие о каких-то явлениях, событиях, процессах и т.д.

Однако это не исчерпывает всего содержания понятия «информация». Так, существует информация об окружающей действительности, которую человек получает через свои органы чувств, и она далеко не во всех случаях исходит от другого человека (температура окружающей среды, рельеф местности, время суток и т.п.).

Н. Винер в своей работе «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» определяет информацию как «обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления».

Мы видим, что информация определяется через категорию «содержание внешнего мира» и напрямую увязана с человеком, его мышлением и процессом приспособления человека к явлениям и событиям внешнего мира. Иными словами, Винер утверждает, что информация вне человеческого сознания нс существует.

Многие современные представления о содержании понятия «информация» связаны с человеком и его способностью мыслить: «Информация – это сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего- нибудь» [2] .

Во всех случаях, когда идет речь о сведениях, следует понимать, что говорится об информации осмысленной, преобразованной человеческим сознанием. Согласно Словарю В. И. Даля слово «сведения» происходит от «сведать», т.е. узнать, получить сведения. Оно также является синонимом слов «знание», «известие», «уведомление» [3] .

Отождествление информации со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания, составляет суть антропоцентрического подхода к определению понятия «информация». Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко и, в частности, в российском законодательстве.

Под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [4] .

До недавнего времени антропоцентрический подход был доминирующим в научных исследованиях. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники его недостатки все чаще дают о себе знать.

Во-первых, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать информационные процессы в таких объектах, как компьютерные программы, компьютерные сети, системы искусственного интеллекта, системы, ориентирующиеся в состоянии неопределенности. Здесь процессы получения, преобразования, передачи информации могут проходить без этапа осмысления их человеком.

Во-вторых, в рамках антропоцентрического подхода невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы.

В связи с этим возникла потребность в изменении трактовки понятия информации. Оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке.

Наиболее бурное и весьма плодотворное развитие проблема проникновения в сущность понятия «информация» получила в рамках теории информации и кибернетики.

Теория информации начинается с работ К. Шеннона, опубликованных в конце 40-х гг. XX в., в которых под информацией понимались не любые сообщения, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя этого сообщения. Неопределенность же, по воззрениям К. Шеннона, существует тогда, когда происходит выбор одной из нескольких возможностей. В теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщение, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания.

В начале 1960-х гг. Ю. А. Шрейдер предпринял попытку разработать методы определения того, как богатство состава и структурность информации, накопленной в объекте, влияют на ее прием и эффективность обработки для использования. Это было связано с задачами оптимизации управления. Так появилась семантическая теория информации, развитая Ю. А. Шрейдером [5] , которая отличается от теории информации К. Шеннона по своим исходным положениям. В теории Шрейдера акцент делается на свойствах приемника, воспринимающего и накапливающего информацию, и на оценке ее семантического (смыслового) значения, а вопрос о канале передачи информации уходит на второй план. Основная идея семантической теории информации заключается в том, что семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по степени изменения содержащейся в системе собственной семантической информации за счет накопления внешней информации.

Чтобы вообще воспринять какую-либо информацию от внешних источников, система-приемник должна обладать неким минимальным «запасом знаний», который обозначается термином «тезаурус», или, иначе говоря, система должна содержать некую начальную, пороговую внутреннюю информацию. Если позволяет эта пороговая информация, система способна расширять свой тезаурус, извлекая извне все более обширную информацию, вплоть до максимально для нее доступной, когда ее внутренняя информация (тезаурус) обогащается до оптимального уровня. Дальнейшее восприятие информации становится для системы все более избыточным (все менее значимым) и, наконец, она уже «знает все, что ей доступно», – ее внутренняя информация (тезаурус) становится насыщенной. Описанную схему Шрейдер поясняет на примере восприятия информации человеком: если, например, источник внешней информации – учебник по теории вероятности, то школьник младших классов не извлечет из него никакой информации (его начальный тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, – максимальную.

В связи с этим можно выделить следующие виды информации, ее свойства и особенности их взаимодействия.

Внутренняя информация – информация как характеристика организованности любой системы, которую называют «структурной информацией» [6] .

Структурная (или связанная) информация присуща всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения и возникает как результат отбора, фиксации и закрепления в системе в форме определенных структурных изменений ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой. Ярким примером этому может служить опыт с цветочными часами, которые спроектировал известный биолог Карл Линней на основе поочередного распускания (закрытия) цветков различных растений с 6 часов утра до 6 часов вечера. Этому предшествовали исследования французского астронома Жан-Жака д’Орту де Мерана более 250 лет назад, который, спрятав цветок гелиотропа в темную комнату, выяснил, что и там цикл раскрытия (закрытия) цветка точно соответствовал смене дня и ночи. Он пришел к выводу, что ритмы растения регулируются каким-то внутренним механизмом.

Внешняя информация – информация как средство организации любой системы, то, что определяют как «относительную информацию», «оперативную (или рабочую) информацию», тесно связанную с отражением (если в одном объекте происходят изменения, отражающие воздействия другого объекта, то первый объект становится носителем информации о втором объекте). Яркий пример внешней информации и ее воздействия на биологические системы – ритмы солнечной активности, лунные ритмы и т.п. В мире животных к такой информации предлагается отнести электромагнитную сигнализацию четырех типов: сигналы-команды, обеспечивающие согласованное выполнение движения в стаях птиц, рыб, стадах млекопитающих, скоплениях насекомых; направляющие сигналы, по которым животные находят друг друга на больших расстояниях; координирующие сигналы, обусловливающие согласование физиологических процессов и поведения в группах и сообществах; синхронизирующие сигналы, обеспечивающие синхронизацию процессов как внутри организма, так и в сообществе и группе.

За истекшие с того времени полвека появилось множество работ, в которых с позиций разных наук, различных научных школ и даже различных идеологических установок исследуются всевозможные подходы к определению понятия «информация».

Информация – это передача разнообразия (У. Р. Эшби).

Информация – это оригинальность, новизна (С. Моль).

Информация – это вероятность выбора (Т. М. Яглом).

Информация – это отраженное разнообразие (А. Д. Урсул).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Информация – это мера сложности структур (С. Моль).

Действительно, чем сложнее объект или процесс, тем больше информации в нем содержится и тем больше информации необходимо для его описания.

В. Д. Элькиным предложено следующее определение информации: «Информация – это вероятностная категория, используемая в процессе оценки ситуации и принятия обоснованного решения» [7] .

Академик В. М. Глушков дал следующее определение информации: «Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы».

В энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова записано: «Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики».

Информация рассматривается как «определенная порция порядка» [8] .

Информация – это мера выбора самоорганизующейся системы [9] .

Информация, по мнению И. И. Юзвишина, – это «генерализационно- фундаментальная субстанция единого кодово-сотового пространства Вселенной, включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации» [10] .

Информация – это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения (ЮНЕСКО).

Существование такого количества определений характеризует информацию как общенаучную категорию, как «универсальную субстанцию», дать определение которой затруднительно именно в силу ее универсальности.

Поэтому сегодня достаточно широко встречается также недетерминированный подход к определению понятия информации. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия.

источник

На современном этапе развития рыночных отношений, когда темпы накопления и передачи информации растут, возникло противоречие между производством информации и возможностями ее потребления, переработки и использования. Нужны соответствующие методики ориентации научных работников на наиболее продуктивный поиск и использование соответствующих информационных материалов. Слово «информация» в переводе с латинского означает разъяснение. Разъяснение — это сведения об окружающей среде, о процессы, которые осуществляются в нем, о событиях и состоянии, которые воспринимаются людьми, которые управляют машинами и системами. Это одно из общих понятий науки, что означает определенные сведения, совокупность каких данных, знаний, детальная, систематизированная подача определенного отобранного материала, но без любого анализа.

Научная информация — это логическая информация, получаемая в процессе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Основные признаки научной информации:

— она приобретается в процессе познания закономерностей объективной действительности, основой которой является практика, и подается в соответствующей форме;

— это документированные или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности.

Основные источники научно-технической информации можно сгруппировать в таком виде:

1. Монография — это научная работа, посвященная глубоком изложения материала в конкретной, обычно узкой области науки. Это научная работа одного или нескольких авторов. Она имеет достаточно большой объем: не менее 50 страниц машинописного текста. Это научное издание, содержащее полное и исчерпывающее исследование одной проблемы или темы.

2. Сборник — это издание, которое состоит из отдельных работ разных авторов, посвященных одному направлению, но с разных его отраслей. В сборнике публикуются закончены работы с рекомендацией их использования.

3. Периодические издания — журналы, бюллетени и другие издания по различным отраслям науки и техники. В периодических изданиях могут печататься труда и их результаты. Изложение материала проводится в популярной, доступной форме.

4. Специальные выпуски технических изданий — это документы информационного, рекламного плана, аналитические, статистические данные по проблеме.

5. Патентно-лицензионные издания (патентные бюллетени).

6. Стандарты — это нормативно-технические документы по единых требований к продукции, ее разработке, производству и применению.

7. Учебная литература — это учебники, учебные пособия, учебно-методическая литература.

8. Напечатанные документы — это диссертации, отчеты о научно-исследовательскую работу, отдельные труда. Это документы для студентов, аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой: плановые, отчетные документы, статистические и опубликованы доклады, методические и інструкційні материалы.

9. Научно-информационная деятельность — совокупность действий, направленная на удовлетворение потребностей граждан, юридических лиц и государства, которая заключается в ее сборе, аналітико-синтетической обработке, фиксации, хранении, поиске и распространении.

10. Информационные ресурсы научно-технической информации — это систематизированные собрание научно-технической литературы и документации, зафиксированных на бумажных и иных носителях.

11. Справочно-информационный фонд — это совокупность упорядоченных первичных документов и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей.

12. Справочно-поисковый аппарат — это совокупность упорядоченных вторичных документов, создаваемых для поиска первоисточников;

13. Информационные ресурсы общего пользования — это совокупность информационных ресурсов государственных органов научно-технической информации (библиотека, фирмы, организации);

14. Аналітико-статистическая обработка научно-технической и практической информации;

15. Информационный рынок — это система экономических, организационных и правовых отношений по продаже и покупке информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг.

Законом Украины «Об информации» определены главные принципы информационных отношений:

— гарантированность права на информацию;

— доступность информации и свобода обмена ею;

— объективность, достоверность информации;

— полнота и точность информации;

— законность получения, использования, распространения и хранения информации.

Право на информацию имеют все граждане Украины, юридические лица и государственные органы. С целью удовлетворения информационных потребностей, органы государственной власти и местного самоуправления создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных. Для ускорения отбора нужной информации и повышения эффективности труда в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ). Она включает отраслевые информационные центры — Республиканский институт, НТИ в НИИ, информационные центры, отделы НТИ в НИИ, конструкторских бюро на предприятиях.

В процессе научных исследований встречается такое понятие, как области информации. Это совокупность документированных или публично оглашенных сведений об относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности.

Различают области информации:

Четкое знание терминов и их сущности, а также отраслей информации позволяет научному исследователю оперативно их находить, обрабатывать, обобщать и эффективно применять для выполнения соответствующих задач.

Значение и роль информации в том, что, во-первых, без нее не может быть проведено то или иное научное исследование, во-вторых, информация довольно быстро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. По данным зарубежных источников интенсивность старения информации составляет более 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов, 10% в год для книг и монографий. Кроме этого, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая нужную информацию, исследователь издает специфический продукт: — качественно новую информацию. При этом подсчитано, что около 50% своего времени исследователь тратит на поиск информации. Поэтому достаточно ответственным этапом научного исследования является умение оперативно находить и обрабатывать нужную информацию по теме исследования.

источник

Научно-информационная деятельность, как основа научных исследований и разработок, имеет свою теоретическую базу. Практика последних лет, большое число научно-исследовательских работ, ведущихся у нас в стране и за рубежом по проблемам научной информации, все большее число специали­стов, вовлеченных в эту сферу, вызвали широкое развитие теоре­тической мысли в этой области.

Научная информация — информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и ре­зультаты проводимых исследований. Область научной информа­ции имеет широкие границы и ее классификация по видам являет­ся довольно сложной задачей.

Виды научной информации. Необходимо отметить, что попыт­ки представить взаимоотношения между ними в виде сложной соподчиненности, составить их иерархическую классификацию обычно не приводят к приемлемым результатам. Это связано с тем, что классифицировать виды научной информации приходит­ся по самым разным признакам и зависимостям.

Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу переда­ваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использо­вания.

Научную информацию можно подразделить:

по назначению — на массовую и специальную (техническую, строительную, медицин­скую, экономическую и др.);

по типу передаваемой информации — документальную и фактографическую;

по способу распростране­ния информации — опубликованную и неопубликованную;

по сте­пени аналитико-синтетической переработки информации — пер­вичную и вторичную.

Структура научной информации. Имеет явно выраженный иерархический характер и включает в себя следующие классы (по Н.В. И.Сифорову)*:

класс А — информация о научных фактах,

класс В — информация о научных гипотезах, концепциях и тео­риях,

класс С — информация о данной науке или области знания,

класс Д — информация об окружающем нас мире.

Содержательная структура научной информации в достаточ­ной мере условна и не имеет явного выражения. В одних и тех же фрагментах научной информации может содержаться информация нескольких разных классов.

Свойства научной информации

Свойства научной информации, также как и ее структура, по методу классификационного деления носят иерархический харак­тер. Наиболее важными свойствами научной информации явля­ются следующие.

Неотрывность от физического носителя озна­чает, что научная информация не может существовать вне той или иной области, в отрыве от своего физического носителя.

Неаддитивность, некоммутативность и не­ассоциативность означает отсутствие у научной информа­ции таких свойств как аддитивность, коммутативность, ассоциа­тивность, т.е. содержащаяся в каком либо сообщении научная информация не есть просто арифметическая сумма ее составляю­щих (аддитивность), что эти составляющие нельзя располагать в данном сообщении в любой произвольной последовательности (коммутативность)и группировать в произвольном сочетании (ассоциативность).

Ценность научной информации которая тем выше чем больше способствует достижению цели, стоящей перед ее получа­телем.

Общественная природа научной информации обу­словлена тем, что источником научной информации является по­знавательная деятельность людей, так как явления и законы при­роды познаются всем человеческим обществом.

Семантический характер означает, что научная информация имеет познавательный характер, так как именно понятия составляют смысл слов и в них обобщаются существенные признаки явлений и процессов.

Языковая природа означает, что понятия образуются в результате обобщающей, абстрагирующей деятельности мышления, а существование абстрактного мышления возможно только благодаря языку.

Независимость от используемых языка и носителя означает, что научная информация не зависит о языка, на котором она выражается. Язык может быть естественным (речь) и искусственным (математические формулы, химические структуры, алгоритмы и др.). Никак не влияют на научную информацию и физические носители, используемые для ее передачи в пространстве и времени. Например, один и тот же текст может быть записан на магнитный диск (ленту), напечатан на машинке, написан от руки и т.д. Любая из этих записей будет содержать семантически равноценную научную информацию.

Дискретность связана с тем, что в плане языкового выражения единицами научной информации являются слова, предложения, отрывки текста, а в плане содержания понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы учения. Различают еще и третий аспект дискретности — формальный, поскольку отчуждение научной информации от ее творца происходит не непрерывно, а дискретно, в виде относительно законченных творческих актов, в виде научных произведений и т.п. Изложенное в письменном виде, научное произведение становится научным документом.

Кумулятивность (способность к более краткому обобщенному изложению) означает связь научной информации с одной из основных закономерностей развития науки — ее преемственностью и интернациональным характером. Каждое поколение ученых занято не только получением новых научных данных, но и специальной работой по систематизации, оценке и обобщении научной информации, созданной их коллегами и предшественниками, с тем, чтобы сделать эту информацию наиболее доступной не только современникам, но и будущим поколениям.

Независимость от создателей проявляется в том что форма выражения научных истин не играет особой роли в дальнейшем использовании и не зависит от ее творцов. Эта форма непрерывно изменяется в процессе кумуляции научной информации. Научная информация сразу после ее распространения приобретает относительную свободу и от своего создателя, и от документа, в котором она впервые появилась, причем со временем степень этой свободы увеличивается. Старение научной информации, столь очевидное на первый взгляд, в действительности оказывается сложным для пони­мания. Тот факт, что на произведения Архимеда, Ньютона или Ломоносова сейчас уже почти не ссылаются, вовсе не означает, что содержащаяся в них научная информация устарела. В строгом понимании этого свойства полностью устаревает лишь та научная информация, которая с появлением новой научной информации становится неверной, перестает адекватно отображать явления и закономерности материального мира, человеческого общества и мышления, т.е. перестает быть научной информацией.

Рассеивание научной информации по многочисленным научным произведениям находится в непосредственной связи с та­кими ее свойствами, как дискретность, кумулятивность, независи­мость от создателей и старение. Оно проявляется в том, что одни и те же содержательные единицы научной информации — понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы, учения, меняя свое языковое выражение, по-разному и в разных контекстах используются в различных научных докумен­тах. Рассеяние научной информации обусловлено процессами дифференциации и интеграции, которые являются важными зако­номерностями науки.

Краткая характеристика рассмотренных свойств научной ин­формации не исключает необходимости их дальнейшего тщатель­ного изучения, поскольку понимание этих свойств играет исклю­чительно важную роль в информационной деятельности.

источник

Основой всякого научного исследования является информация – совокупность сведений (сообщений), которая определяет меру наших знаний о тех или иных явлениях, фактах, событиях и их взаимосвязях.

Качество информации в научном исследовании определяется по следующим критериям: целевое назначение, ценность, надежность, достоверность, достаточность (полнота), быстродействие, периодичность, дискретность, непрерывность, способ и форма представления.

Сначала исследователям необходимо установить целевое назначение, поскольку одна и та же информация может использоваться для различных целей: создания новых концепций, установления и решения проблем, поиска и т. д.

Практической задачей, стоящей перед исследователем, является определение того, какая информация ему необходима. Вместе с тем нужно исключить избыточную информацию, т. е. ту, что не имеет прямого отношения к объекту исследования. Таким образом, обеспечивается полнота информационной базы исследования.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Все элементы исследовательской деятельности тесно связаны со сбором, переработкой и хранением информации.

Необходимо отметить определяющую роль информации в изучении истории исследуемой проблемы. Знание истории вопроса и ранее использованной методики исследования позволяет избежать дублирования ранее выполненных работ и повторения прошлых ошибок, а также рассмотреть предмет в динамике, проследить общие тенденции и дальнейшие пути его развития и на этой основе строить научный прогноз.

Информационная база играет определяющую роль в формировании основного содержания будущей работы. В зависимости от состава и качества собранной информации может меняться не только план работы, но и направление самого исследования. Необходимо помнить, что не всякая информация может быть полезна для данного исследования, поэтому качественный отбор наиболее значимой для данного исследования информации очень важен.

Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования. В зависимости от способа представления информации различают документы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы), машиночитаемые (например, образующие базу данных на микрофотоносителях, магнитных и оптических носителях) и др. Кроме того, документы подразделяются на первичные (содержащие непосредст венные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов) и вторичные (содержащие результаты аналитико-синтетической и логической пере­работки одного или нескольких первичных документов или сведения о них).

Как первичные, так и вторичные документы подразделяются на опубликованные(издания) и непубликуемые. В числе первичных документов – книги (неперио­дические текстовые издания объемом свыше 48 страниц); брошюры (непериодические текстовые издания объемом свыше четырех, но не более 48 страниц). Написание и издание книги занимает несколько лет, поэтому к моменту выхода в свет информационная ценность ее значительно снижается. Достоинством книги являются систематичность и полнота изложения, не присущие периодическим изданиям. Книги и брошюры подразделяются на научные, учебные, официально-документальные, научно-популярные и, наконец, по отраслям науки и научным дисциплинам. Среди книг и брошюр важное научное значение имеют издания, выходящие через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала. Обычно это сборники научных трудов институтов, вузов, научных обществ, публикуемых без строгой периодичности под общим заглавием «Труды», «Ученые записки», «Известия» и т. д.

Кроме того, существуют так называемые продолжающиеся издания (сборники, материалы научных конференций, семинаров, труды научных учреждений и т. д.), относящиеся к периодическим изданиям (оперативным источникам информации). Наибольший интерес среди оперативных источников представляют журналы. Они во много раз быстрее, чем книги, сообщают сведения о научных достижениях и передовом производственном опыте, разрабатываемых проблемах. Журналы отличаются широтой тематики. Поэтому материалы по конкретной теме могут быть опубликованы в нескольких журналах. По содержанию различают научные, научно-популярные и производственные журналы.

К специальным видам технических изданий принято относить нормативно-техническую документацию, регламентирующую научно-технический уровень и качество выпускаемой продукции (стандарты, инструкции, типовые положения, методические указания и др.).

Важное значение для постановки научно-исследовательских работ имеет патентная документация, представляющая собой совокупность документов, содер­жащих сведения об открытиях, изобретениях и других видах промышленной собственности, а также сведения об охране прав изобретателей. Патентная документация обладает высокой степенью достоверности, так как подвергается тщательной экспертизе на новизну и полезность.

Первичные непубликуемые документы могут быть размножены в необходимом количестве экземпляров и пользоваться правами изданий. К основным видам непубликуемых первичных документов относятся научно-технические отчеты, диссертации, депонированные рукописи, препринты, научные переводы, конструкторская документация, информационные сообщения о проведенных научно-технических конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах.

Научно-технический отчет оформляется на основе результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы.

Кандидатские и докторские диссертации представляют интерес для специалистов, так как они содержат научно-техническую информацию, отличающуюся научной новизной и практической полезностью.

Депонированные рукописи находятся на хранении в органах научной и технической информации и могут быть размножены безнаборным способом для удовлетворения поступающих запросов. Депонированию могут подлежать рукописи статей, обзоров, монографий узкоспециального характера. Депонированные работы юридически приравниваются к опубликованным.

Препринты – оттиски еще не опубликованных статей, докладов, сообщений, изготовленные для апробации содержащихся в них данных.

К непубликуемым документам относятся также технологические инструкции, рационализаторские предложения, переводы тех или иных документов, опубликованных на иностранных языках, архивные документы.

Вторичные документы и издания подразделяют на справочные, обзорные, реферативные и библиографические.

В справочных изданиях (справочники, словари) содержатся результаты теоретических обобщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера.

В обзорных изданиях содержится концентрированная информация, полученная в результате отбора, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени. Различают обзоры аналитические (содержащие аргументированную оценку информации, рекомендации по ее использованию) и реферативные (носящие более описательный характер). Кроме того, работники библиотек часто готовят библиографические обзоры, содержащие характеристики первичных документов как источников информации, появившихся за определенное время или объединенных каким-либо общим признаком.

Реферативные издания (реферативные журналы, реферативные сборники) содержат сокращенное изложение первичного документа или его части с основными фактическими сведениями и выводами. Реферативный журнал – это периодическое издание журнальной или карточной формы, содержащее рефераты опубликованных документов (или их частей). Реферативный сборник – это периодическое, продолжающееся или непериодическое издание, содержащее рефераты непубликуемых документов (в них допускается включать рефераты опубликованных зарубежных материалов).

Библиографические указатели являются изданиями книжного или журнального типа, содержащими библиографические описания вышедших изданий. В зависимости от принципа расположения библиографических описаний указатели подразделяются на систематические (описания располагаются по областям науки и техники в соответствии с той или иной системой классификации) и предметные (описания располагаются в порядке перечисления важнейших предметов в соответствии с предметными рубриками, расположенными в алфавитном порядке).

Вторичные непубликуемые документы включают регистрационные и информационные карты, учетные карточки диссертаций, указатели депонированных рукописей и переводов, картотеки «Конструкторская документация на нестандартное оборудование», информационные сообщения. К ним принято относить также вторичные документы, которые публикуются, но рассылаются по подписке (Бюллетени регистрации НИР и ОКР, сборники рефератов НИР и ОКР и др.).

Органы научно-технической и справочной информации представлены библиотеками (общими и специальными). В библиотеках основными формами обслуживания читателя являются: справочно-библиографическое; абонемент; ксерокопирование.

Справочно-библиографическое обслуживаниеосуществляется специальными библиографическими отделами или бюро, системой каталогов (алфавитных, систематических, предметных, вспомогательных) и картотек (перечней всех материалов, выявленных по определенной тематике).

Библиотечные каталогиявляются связующим звеном между книжным фондом и читателями библиотеки. Они выполняют различные функции, которые обеспечивают раскрытие содержания книжного фонда и целенаправленное руководство чтением читателей. Библиотечные каталоги имеют информационно-поисковую функцию, осуществляемую в процессе ручного поиска по каталогу, т. е. при сопоставлении запроса читателя с данными каталогами. Каталог – это перечень документальных источников информации, имеющихся в фондах данной библиотеки, т. е. упорядоченная совокупность карточек, содержащих библиографическое описание литературных источников.

В основе систематичного каталога библиотек, как правило, используется международная библиографическая система универсальной десятичной классификации (УДК) или библиотечно-библиографической классификации (ББК).

Наибольшее распространение получила Универсальная десятичная классификация (УДК), которая используется более чем в 50 странах мира и юридически является собственностью Международной федерации по документации (МФД), отвечающей за дальнейшую разработку таблиц УДК, их состояние и издание. УДК является международной универсальной системой, позволяющей детально представить содержание документальных фондов и обеспечить оперативный поиск информации, обладает возможностью дальнейшего развития и совершенствования. Отличительными чертами УДК являются охват всех отраслей знаний, возможность неограниченного деления на подклассы, индексация арабскими цифрами, наличие развитой системы определителей и индексов.

УДК состоит из основной и вспомогательных таблиц. Основная таблицасодержит понятия и соответствующие им индексы, с помощью которых систематизируют человеческие знания. Первый ряд делений основной таблицы УДК состоит из классов от 0 до 9. Каждый из классов разделен на десять разделов, которые, в свою очередь, состоят из десяти более мелких подразделов и т. д.

Внутри каждого раздела применяется иерархическое построение от общего к частному с использованием того же десятичного кода. Детализация понятий осуществляется за счет удлинения индексов, при этом каждая последующая присоединяемая цифра не меняет значения и смысла предыдущих, а лишь уточняет их, обозначая более частное, узкое понятие. Например: 5 – Математика. Естественные науки; 53 – Физика, 536 – Термодинамика и т. д.

Развитие научных знаний, возникновение новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили возникновение нового информационно-поискового языка (ИПЯ) – библиотечно-библиографической классификации. ББК имеет более развитую систему классификаций и индексирования знаний. Основная (цифровая) часть ее буквенно-цифровых индексов строится по десятичному принципу. В ней широко используются знаки и принципы УДК, получившие в ББК дальнейшее развитие.

В основу системы предметных каталогов положен принцип распределения понятий в алфавитном порядке. По такому же принципу построены энциклопедические словари и предметные указатели книг, учебников.

Задачей предметного каталога является группировка литературы по ее содержанию, конкретным предметам или объектам изучения, но не в логической последовательности, а по алфавиту названий предметных рубрик. Поэтому в предметном каталоге соседствуют материалы, которые в систематическом каталоге были бы размещены в различных ящиках.

Поиск и отбор информационных материалов – взаимосвязанный процесс. Необходимо научиться отыскивать в море информации только нужные сведения, факты, идеи. Первичной информации в море новой литературы содержится не более 25 %, остальная – вторичная. Задача заключается в том, чтобы отыскать в информационном потоке оригинальные издания и отсеять все остальное, найти такую информацию, которая является наиболее ценной и актуальной в данный момент.

Для эффективного использования информации необходимо:

– научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации;

– рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме;

– оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.

Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т. д.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале вуза и методических кабинетах кафедр. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях на соискание ученых степеней, опубликованных монографиях.

Чтобы из большого объема информации извлечь требуемую в короткий срок, целесообразно выполнять определенную последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т. д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.); иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой вашей будущей работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то представлять интерес будет весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания. Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться вами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных имеется возможность оценить, насколько близка книга к проводимым исследованиям.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления следует определить, какая часть издания будет особенно полезна для исследований.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области.

Иллюстративный материал в представляющих интерес главах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

Поскольку первое предложение, как правило, отражает основную мысль абзаца, то для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну взять много экземпляров. Чем больше будет собрано научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

Необходимо составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы. Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней – библиографическое описание – удобнее всего делать на стандартных библиотечных карточках или перфокартах.

Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8854 — | 7181 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник