Меню Рубрики

Информационное пространство как среда анализа

Вся проблема аналитической подготовки принятия решений имеет три аспекта:

• сбор и хранение необходимой для принятия решений информации;

• собственно анализ, в том числе оперативный и интеллектуальный;

• подготовка результатов оперативного и интеллектуального анализа для эффективного их восприятия потребителями и принятия на её основе адекватных решений.

Аспект, касающийся сбора и хранения информации с сопутствующей доработкой, оформился в концепцию информационных хранилищ ( Data Warehouse ).

В связи с большим объёмом и сложностью аспект проблемы собственно анализа имеет два направления — оперативный анализ данных (информации), широко распространена англоязычная аббревиатура названия — On — Line Analytical Processing — OLAP . Основной задачей оперативного или OLAP -анализа является быстрое (в пределах секунд) извлечение необходимой аналитику или ЛПР для обоснования или принятия решения информации.

Интеллектуальный анализ информации – имеет также широко распространённое в русской специальной литературе англоязычное название Data mining . Предназначен для фундаментального исследования проблем в той или иной предметной области. Требования по времени менее жёстки, но используются более сложные методики. Ставятся, как правило, задачи и получают результаты стратегического значения.

Жёстких границ между OLAP и интеллектуальным анализом нет, но при решении сложных задач приходится использовать весьма мощные специальные программные средства или, как говорят, инструменты.

Аспекты проблемы анализа и необходимые для их разрешения функции нашли выражение в соответствующих программных продуктах. Средства автоматизации анализа представлены в различных видах. Имеются комплексные информационно-аналитические системы, выполняющие в той или иной степени функции в соответствии с рассмотренными аспектами. Представлены на рынке программных продуктов и целевые программные системы, выполняющие в увеличенном объеме, расширенном составе и повышенной сложности какие-либо функции, например оперативного или интеллектуального анализа. ИАС информационно подпитывают системы поддержки принятия решений (СППР), в литературе также применяют аббревиатуру DSS ( Decisin Support Sistem ).

В целом сложился рынок OLAP -систем, информационных хранилищ ( DWH ), СППР ( DSS ), интеллектуального анализа Data mining ( DMg ), который получил обобщённое название — Business intelligence , которому пока не подобран русскоязычный термин.

Как правило, все инструментальные средства, предназначенные для автоматизации аналитических работ, приспособлены для обработки многомерных массивов информации, имеют возможность импорта/экспорта данных в другие операционные среды, развитые средства визуального двумерного (2 D ) и трёхмерного (3 D ) представления информации.

Модули, предназначенные для выполнения функций OLAP -анализа, входят также и в состав интегрированных информационных систем (ИИС) (системы, выполняющие весь комплекс автоматизации работ в информационном пространстве экономического или какого-либо другого объекта). Наиболее развитые ИИС выполняют функции и оперативного и интеллектуального анализа.

Необходимо отметить следующее обстоятельство. Целевые программные продукты и ИИС весьма дороги и пока малодоступны для массового российского потребителя. Выходом из этого положения является использование редко применяемых на практике возможностей массовых программных инструментальных средств Excel , Mathcad , Stadia , Statistica и др.

До 2000 года господствующее положение на этом рынке занимали программные продукты иностранных фирм. В настоящее время положение меняется – появилось несколько пакетов программ такого назначения, по своим характеристикам способных успешно конкурировать с зарубежными, а по ряду параметров и превосходящие их. Главные преимущества российских продуктов по показателям цена/качество, отсутствие проблем локализации и др.

источник

1. Мониторинг состояний информационной среды – установление числа публикаций по той или иной теме или в связи с тем или иным информационным поводом, а равно соотношения позитивных, нейтральных и негативных по отношению к организации публикаций, в их статике и динамике.

2. Статистический анализ – изучение количественных показателей, фиксируемых как правило на протяжении нескольких отрезков времени по одной и той же официально утвержденной форме.

Высокая эффективность статистических методов исследования связана с тем, что статистика представляет собой самый быстрый и самый дешевый способ количественного измерения массовых явлений.

3. Прикладное социологическое исследование, в том числе:

• Формализованное (стандартизированное) интервью

Мониторинг — регулярное (т. е. через равные промежутки времени), полное (т. е. во всей области пространства, представляющей интерес) и комплексное (т. е. по всему набору существенных параметров и событий) их наблюдение и первичный анализ (выявление изменений, тенденций, скачков, циклов и пр.). Может быть смешанный подход: мониторинг для выявления ситуаций, заслуживающих особого внимания, и дополнительное избирательное исследование этих ситуаций. Мониторинг СМИ делится на медиаметрический мониторинг и мониторинг информационного пространства.

Медиаметрический мониторинг. Медиаметрия это количественное измерение основных характеристик аудитории средств массовой коммуникации, главным образом, размера этой аудитории в его динамике, с использованием методов социологического исследования и технологического мониторинга.Основным медиаметрическим показателем является рейтинг СМИ.

Mониторинг информационного пространства.Для моделирования состояний информационного пространства надо подсчитать количество позитивных, нейтральных и негативных публикаций в том или ином субъекте общественных связей за тот или иной период времени, например, за неделю или за месяц.

Задача мониторинга будущего – заранее предсказать, какие темы будут присутствовать в информационном пространстве в тот или иной день в будущем. Мониторинг будущего основывается на цикличности информационного пространства. В каждом информационном пространстве существуют список ежегодно повторяющихся тем, появление которых можно предсказать заранее. Мониторинг (Анализ) в связях с общественностью – это деятельность по обработке и интерпретации исследовательской информации, направленная на выяснение закономерностей развития пограничных отношений между предприятием и его внешней средой с целью выбора модели управления этими отношениями.

16. Организация работы информационной площадки. Деливеринг. Электронная торговая площадка (ЭТП) — комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки.Электронная Торговая Площадка (ЭТП) позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой Интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами. Заказчики получают возможность проводить электронные торги — тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, — оптимизируя затраты, а поставщики — участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах. Иногда размещением торговых процедур занимаются специализированные компании, которые помимо размещения информации на торговой площадке обрабатывают полученный результат и даже, возможно, определяют победителя процедуры.Деливеринг (от англ. to deliver — доставлять; delivery — доставка) — это набор процедур, целью которых является внесение информационного сообщения в информационное пространство. Однако, говоря об информационном сообщении, мы имеем в виду такие его основные качества, как краткость, простота, однозначность, уверенность тона и эмоциональность. Посему, когда речь идет о доставке, мы подразумеваем выбор таких процедур, которые позволяют максимально гарантировать раскрытие именно этих свойств информационного сообщения. Специалисты по информационной работе классифицируют формы доставки, как минимум, пятью различными способами:по персоне ньюсмейкера; по доле «посвященных» от общего числа СМИ; по степени новизны; по степени соответствия установкам общественного мнения (массового сознания); по степени адекватности. На Западе наиболее популярна классификация деливеринга по персоне ньюсмейкера.

17. Понятие аутсорсинга в сфере связей с общественностью.Если в компании нет штатного PR -специалиста, то на сегодняшний день очень выгодным считается обращаться к аутсорсинговым компаниям по связям с общественностью ( PR-агентствам).

Чаще всего аутсорсинг воспринимается как разовое привлечение специалиста, обычно это встречается на небольших по размеру фирмах. В среднем и крупном бизнесе аутсорсинг означает полную замену собственного подразделения. Внешняя по отношению к компании организация ведет ежедневную работу.

Аутсорсинг – это передача организаций определенных бизнес процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

По мнению участников рынка, содержание собственного штата PR-специалистов может значительно ударить по бюджету компании. Обратившись в PR-агентство, можно избежать расходов на поиск и содержание квалифицированных специалистов, повышение уровня их квалификации, а также создание рабочих мест.

18. Подготовка публичных выступлений и спичрайтинг. Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи») — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией. особенно востребованы в социально-политических процессах общества. Именно политики и бизнесмены произносят речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Типы публичных выступлений:1) Программные речи2) Большие выступления на конференциях, «круглых столах», собраниях акционеров и др.3) Реплики4) Небольшие выступления в рамках дискуссии 5) Интервью 6) Беседа с журналистом, либо в прямом эфире. Виды выступления:1) Информационные( Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания такой речи являются описание, повествование, рассуждение. Речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. 2) анализ проблемы(прогнозы, оценки, разные мнения и др.3) Убеждающие (Убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на слушателей.)4) Призывающая к действию речь — слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего, бывает прямым и косвенным(примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.)5) Воодушевляющая речь — Агитационные речи можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из этапов: сбор материала, отбор материала и его организация, обдумывание материала, подготовка тезисов или плана, стилистическое оформление, написание текста выступления, мысленное освоение, проба речи.

19. Медиапланирование как составляющая рекламной кампании. Медиапланирование – искусство грамотного планирования размещения информации. Оно позволяет соотнести, с одной стороны, цели, ресурсы организации, с другой – возможности медиа в широком смысле и найти самый экономный и эффективный вариант размещения информации. Медиаплан в PR-кампании значительно отличается от медиаплана рекламной кампании: он содержит меньше показателей. Но поскольку PR-кампания, как правило, имеет рекламное сопровождение, целесообразно перечислить основные показатели медиапланирования в рекламе:

– аудитория рекламной кампании;

– охват целой группы рекламной кампании; выраженное в процентах отношение представителей целевой группы, охваченной рекламной кампанией, к общей численности целевой группы в генеральной совокупности;

– суммы рейтингов рекламной кампании;

– индексы предпочтения для СМИ (умноженное на 100 отношение рейтинга в СМИ в целевой группе к рейтингу в генеральной совокупности);

– показатели по затратам на тысячу представителей целевой аудитории – отношение бюджета рекламной кампании (или бюджета на одно СМИ, или стоимости одной публикации) к численности целевой аудитории;

-показатели по затратам на проект рейтинга целевой аудитории – отношение бюджета рекламной кампании к сумме рейтингов.

Работа над медиапланом PR-кампании начинается с составления медиалиста и медиакарты.

Медиалист представляет собой бланк специальной формы, в который заносятся перечень наиболее интересных для организации СМИ и их характеристика (тираж, аудитория, направленность, периодичность и т.д.). Подобные медиалисты должны иметься в PR-отделах, поскольку они организуют PR-деятельность со СМИ. Однако перед началом PR-кампании следует трансформировать имеющийся медиалист в соответствии с целями данной конкретной PR-кампании. В ряде организаций в медиалист добавляется «черный список» – перечень изданий, сотрудничество с которыми неприемлемо ни при каких условиях.

Медиакарта (во многих организациях она называется «досье») составляется на одно СМИ и содержит конкретную и расширенную информацию о нем (материалы, публикуемые на каждой полосе, основные рубрики, разделы, политическая направленность, взаимоотношения с ним за предшествующий период, например: всего публикаций – 7, положительных – 4, нейтральных – 2, негативных – 1; профили ведущих менеджеров и журналистов и т.д.). Медиакарты позволяют адресно направлять информацию конкретному лицу для предполагаемой публикации в конкретной рубрике, на конкретной полосе. В ходе PR-кампании используются уже имеющиеся медиакарты или формируются новые, если это целесообразно для решения задач данной программы.

После подготовки этапа в виде составления медиалиста и карты (отметим связь качества этих документов с ведущимся или не ведущимся в организации мониторингом СМИ) переходят к составлению собственно медиаплана PR-кампании. К сожалению, в отличие от медиаплана рекламной кампании, он значительно менее формализован и менее связан с эффективностью работы со СМИ, хотя такие показатели, как «достигаемая аудитория», «охват целевой группы», вполне могли бы найти в нем свое отражение. На практике же данный вид планов PR-кампании представляет собой перечень предлагаемых публикаций в конкретных СМИ с указанием предполагаемых сроков, увязанных с группами целей основных этапов PR-кампании. Иногда в медиаплан включают еще и спецмероприятия для журналистов и коммуникации с ними. Например:

1-й этап PR-кампании: не менее 5 публикаций в изданиях X, У, Z. (июнь–июль).

2-й этап PR-кампании: не менее 8 публикаций в данных изданиях (август).

Существует принципиальное различие между медиапланом PR-кампании и планом по работе со СМИ. Медиаплан представляет собой проектирование результативности всей предшествующей работы со СМИ, которая отражается в плане работы со СМИ.

Специальный разговор необходим по поводу бюджета, подкрепляющего мероприятия медиаплана.

Если в рекламе положительный ответ о наличии данного бюджета очевиден, то в PR-кампании ситуация далеко не так проста. Большинство PR-материалов, распространяемых через СМИ, являются бесплатными (в том смысле, что платой за них является сама новость, предоставляемая организацией). Однако в рамках PR-кампании используются и имиджевые статьи, и интервью с элементами фирменного стиля, и собственно рекламная поддержка, поэтому, если оплачиваемые или частично оплачиваемые материалы вероятны, стоит предусмотреть определенный бюджет для них.

20.Основные характеристики и структура медиаплана.В общем виде медиаплан– это выбор рекламоносителей, форм рекламы, оптимальных места и времени размещения рекламы согласно плану Он позволяет обеспечить определенное количество контактов с целевой аудитории в рамках определенного бюджета.

При разработке плана надо ответить на основные вопросы:

— Кого мы хотим охватить рекламой? (требует точного описания целевых аудиторий).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

— Где находятся наши реципиенты? (требует точного описания региональности рекламной кампании)

— Что представляет собой наше сообщение? (имеет значение для выбора носителей – телевидение, пресса и т.д.)

— Когда нужно размещать наше рекламное сообщение? (позволяет определить периодичность и интенсивность выходов рекламных сообщений).

1). Список рекламоносителей (СМИ) с множеством данных и форм рекламы;

3). Этапы медиапланирования с описанием.

Автор книги по медиапланированию А. В. Кочетвова предлагает 5 этапов медиаплана.

1.Сбор базовых, фундаментальных данных. (устанавливается круг источников необходимой информации, проводится анализ данных для выяснения тенденций аудитории)

2.Определение целей (составляется план, содержащий перечень задач, которые впоследствии будут трансформированы в цели, поставленные перед СМИ)

3.Определение целевых рынков (определяются целевые сегменты рынка и соответствующие им СМИ. То есть выбирается приоритетное направление медиаполитики. Например, серия материалов о предлагаемом товаре или услуге публикуется на страницах «Коммерсанта» или «Независимой газеты» или же ей отводится время в рамках каких-либо постоянно транслирующихся телевизионных программ).

4.Работа с различными СМИ, определение их соотношения (определяется количество СМИ, вовлеченных в продвижение нашей идеи, сопоставляются обозначенные цели и те СМИ, которые будут использоваться в первую очередь для их реализации)

5.Общие заключения по работе (план работы со СМИ укладывается в определенные достаточно жесткие временные рамки, указываются точные сроки выполнения каждого этапа работ).

Вышеперечисленные пять элементов входят в состав практически всех медиапланов, однако необходимо учитывать тот факт, что практически любой медиаплан может быть расширен в зависимости от места и условий проведения пиар-кампании.

23. Основные составляющие имиджа. Имидж – это сформировавшийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Имидж может быть у человека и у организации, у структурного подразделения. Имидж можно характеризовать такими определениями, как «положительный», «крепкий», «устойчивый», «неоднозначный», «негативный», «пафосный», «реалистичный». Все эти определения подходят как к имиджу человека, так и фирмы.

Имидж человека складывается из нескольких составляющих:

— Внешний имидж человека — одежда, прическа, аксессуары и иные атрибуты (тату, пирсинг…), которые многое могут сказать о вас.

-Мимический имидж человека — мимика, выражение лица, улыбка;

— Кинетический имидж человека – походка и осанка, движения и жесты.

-Вербальный имидж человека выражается в голосе, в манере говорить, в стиле и оборотах речи, которые употребляет человек.

-Ментальный имидж человека – мировоззрение, принципы, этические установки, религиозные убеждения, социальные стереотипы.

-Фоновый имидж человека – сведения, получаемые о человеке из определенных источников (например, из СМИ, от знакомых, партнеров, клиентов и т.д.), это «молва», которая бежит впереди вас.

-Вещественный имидж человека — это и автомобиль, на которой вы ездите, и кровать, на которой вы спите, и посуда из которой едите.

Имидж компании складывается из: истории организации; ее социальной миссия; личность руководителя; стиль управления; деловая репутация; качество предоставляемых товаров и услуг; уровень обслуживания посетителей; паблисити (известность в широких кругах общества); фирменный стиль и пр.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 61 ; Нарушение авторских прав

источник

При достаточно долгом развитии любого научного направления его специальные термины образуют систему согласованных понятий, отражающих содержание этой предметной области. Согласование понятий состоит в том, что научные термины образуют и подчиняются строгой системе терминологических отношений [1]. Система терминологических отношений связана с понятием онтологий и сущностей данной предметной области. Задача создания системы отношений между терминами связана с задачей научных исследований в каждой области. По мере появления новых понятий возникает необходимость пересмотра системы терминологических отношений. особое место занимают термины, которые используются в междисциплинарном значении. Они требуют специального анализа и согласования. Именно к таким относятся термины информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Термин «информационное пространство»[2] применяется в широком понимании и различных значениях. Термин «информационное поле» [3, 4] также используется достаточно широко и иногда эти понятия рассматривают как синонимы. По нашему мнению это не корректно. В семантической близости с этими терминами находиться термин «информационная среда»[5], который также требует уточнения и сопоставления с информационным полем и информационным пространством.

Информационное пространство. Пространство является одной из базовых категорий физики и философии. Это понятие используется в широком (глобальном) и узком значении, в определенном направлении (информационное пространство) или при решении класса задач (гильбертово пространство). Информационное пространство может быть естественным и искусственным. Естественное информационное пространство отражает внешний мир и служит источником информации и знаний для человека. Оно существует независимо от человека и содержит описания окружающего мира. Однако познание этого пространства осуществляется на основе инструментария, которым владеет человек. По мере развития науки и техники инструментарий совершенствуется. Это расширяет естественное информационное пространство как источник познания окружающего мира.

Искусственное информационное пространство создается человеком на основе знаний, теорий, моделей, систем и опыта. Искусственное информационное пространство с одной стороны является некой объяснительной моделью, с другой стороны, оно служит инструментом воздействия на окружающий мир. Искусственное информационное пространство создается на основе информации, которой располагает человек и поэтому является результатом информатизации общества [6].

Человечество с древних времен получало знания в информационном пространстве. Современное глобальное информационное пространство, во многих странах с высоким уровнем информатизации [7], имеет свои более мелкие национальные информационные пространства и отраслевые информационные пространства. Отражением естественного и искусственного информационного пространства является наличие естественной и искусственной классификации [8].

Для любого государства обязательным компонентом является единое информационное пространство. Оно служит средством управления и воздействия на общество. Оно включает в себя более мелкие по масштабу пространства: отраслевые, региональные, отдельного предприятия и т.д. Единое информационное пространство является системообразующим признаком любого государства [9]. Единое информационное пространство должно опережать создание единого экономического и правового пространства, так же как оно должно опережать принятие решений в разных социальных сферах.

Искусственное информационное пространство [10] можно рассматривать как антропогенную систему, содержащая связанные информационной сетью элементы пространства; информационные ресурсы, технологии их обмена и использования; хранилища информационных ресурсов; систему согласованных стандартов информационного обмена [11] и технологий. Примером искусственного информационного пространства является координатное пространство, которое задается человеком на основе вводимых им координатных систем и произвольно выбираемых точек отсчета для этих систем.

В информационном пространстве, описывающем реальное пространство, может существовать специфическое отношение локализации. В информационном пространстве, описывающем семантическое пространство, может существовать специфическое отношение оппозиции [12].

Информационные отношения являются обязательным фактором информационного пространства. Они могут существовать в виде явной формы: иерархия, часть и целое, или в неявной форме, например, корреляты [13]. Особенностью информационного пространства является то, что оно может иметь разные масштабы.

Информационное поле. Термин «поле» используют во многих научных направлениях для описания свойств реального пространства и реального мира. Поле, как правило, связывают с непрерывной или дискретной совокупностью величин, отражающих свойства или одно свойство окружающего мира. Иногда используют комбинацию этих совокупностей как дискретно-непрерывную. Примером дискретно непрерывной совокупности являются топологические поля. Широкое использование понятия поля во многих науках позволяет перенести это понятие в области наук об информации.

Информационное поле вложено в информационное пространство. Пространство является пассивным отображением окружающего мира. Поле содержит некие количественные и качественные характеристики пространства. На рисунке дана схема отношений информационного пространства, информационного поля и информационной среды. Цифрами на рисунке обозначены: 1 – информационное пространство. 2 – информационное поле. 3 – информационная среда. 4 – объект кружения информационной среды.

В соответствии со схемой на рисунке информационное поле (2) вложено в информационное пространство (1) и наполняет его количественными характеристиками. При этом следует подчеркнуть, что информационных полей может быть много и каждое может быть в ограниченной части информационного пространства. Информационная, среда в свою очередь, вложена в информационное пространство и информационное поле и может рассматриваться как их подмножество. Для информационной среды характерным является наличие объекта окружения, информационное взаимодействие [14] с которым определяет границы информационной среды.

Рис. 1. Структурная вложенность информационного пространства, информационного поля, информационной среды и объекта окружения

Деление информационного пространства на естественное и искусственное приводит к делению информационного поля: на естественное и искусственное [10]. Естественное информационное поле отражает объективно существующие свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью создаваемой человеком.

Информационное поле характеризуется функциональной величиной, характеризующей количественно точки пространства [15]. В физике эту величину назвали полевой переменной и этот термин закрепился как характеристика поля, хотя по существу эта функция координат пространства. Информационное поле [4] – поле, в каждой точке которого определен один или несколько информационно определяемых параметров.

В информационных полях «параметр поля» может быть не только непрерывной функцией, но и дискретным индикатором. В связи с широким распространением виртуального моделирования появился термин “виртуальное информационное поле” [16].

Особенностью любого информационного поля является использование информационных отношений для определения полевой переменной или переменных. В семантических полях роль отношений выполняет референция и геореференция [17]

Информационная среда. Информационное пространство можно рассматривать как глобальное описание, в которое вложено информационное поле. Информационная среда вложена и в то и в другое, но является меньшим объектом по масштабу (рис.1).

Информационное пространство и поле является независимой характеристикой относительно объектов, которые в них находятся. Информационная среда всегда связана с неким объектом, относительно которого эта среда рассматривается. Многозначность понятия информационная среда приводит к разным определениям, обусловленные разными аспектами рассмотрения.

Аспект рассмотрения объекта, связанного с информационной средой позволяет определить информационную среду как некое окружение объекта или совокупности исследуемых объектов.

В аспекте информационного пространства, информационная среда – это ограниченная часть информационного пространства, которая окружает объект исследования. Можно сказать, что информационная среда – это часть информационного пространства, редуцированная к объекту исследования. То есть понятие информационное среды подразумевает не только пространство, но и некий заданный объект исследования, который оно окружает и на который оказывает влияние. С этих позиций информационная среда – эта часть пространства, которое оказывает существенное влияние на определенный для этой среды объект исследования.

Используя понятие информационного взаимодействия[14] и информационного поля [4] можно дать еще одно определение информационной среде. Информационная среда – часть информационного поля, для которой существенным являются информационные взаимодействия, влияющие на объект исследования.

Информационная среда всегда искусственная. Она создается человеком для решения его задач. Поэтому она может создаваться как сложная система. Такая антропогенная система может использоваться как система поддержки или как подсистема управления. При создании информационной среды как обеспечивающей подсистемы при пространственном управлении объектом необходимо выполнение следующих условий, которые делятся на пространственные и полевые.

Семантическое окружение. Семантическое окружение объекта исследования является еще более мелким по масштабу объектом, который вложен в информационную среду и тесно связан с объектом следования.

Поле понятий является частью глобального информационного поля [4]. Как показано в [18] информационное поле обладает разрывностью в отличие от физических непрерывных полей. Если построить иерархию сущностей, связанных с информационными единицами, то получится такая последовательность: информационное поле; информационные совокупности; информационные объекты; информационные единицы. Между этими сущностями существуют различные информационные отношения.

Для многих объектов информационного поля существует характеристика – семантическое окружение информационного поля [19]. Семантическое окружение необходимо для однозначной интерпретации объекта информационного поля и его информационной определенности. Информационное окружение единицы проявляется при ее непосредственном использовании. Например, информационным окружением информационной единицы «слово» в предложении или во фразе, будут все связанные с этим словом символы и другие слова, а также такие информационные характеристики как позиция слова и вид его написания. Семантическое информационное окружение является информационной моделью семантического поля понятий.

Модель семантического информационного окружения дает возможность разрабатывать алгоритмы поиска области истинности [20]. Модель информационного окружения позволяет формировать представлять информационные конструкции любой сложности в виде совокупности связанных информационных единиц [21]. Совокупности связанных информационных единиц дают возможность оценки морфологической и смысловой сложности языковых конструкций. В отличие от классического системного анализа данный подход допускает разные критерии делимости. Разные критерии делимости контента влекут появление разных информационных единиц. Семантический анализ объектов информационного поля целесообразно выполнять с использованием информационного семантического окружения.

Информационное пространство служит основой получения информации и знаний и содержит в себе остальные объекты. Раскрытие определенных количественных характеристик информационного пространства приводит к информационному полю, которое является вложением и уточнением характеристик информационного пространства. Информационное поле раскрывает характеристики и отношения информационного пространства. Информационное пространство и информационное поле в равной степени относятся ко всем объектам. В отличие от них информационная среда связана с определенным объектом (группой объектов), для которого она является окружением. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного пространства, характеризующего объект окружения. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного поля, характеризующего информационное взаимодействие с объектом окружения. Эти понятия не являются синонимами, они являются разными взаимосвязанными понятиями. Общей характеристикой для рассмотренных понятий являются информационные отношения. Информационная среда вложена в информационное пространство и информационное поле и может быть рассмотрена как подмножество этих множеств. Информационная среда является самым мелким по масштабу из трех объектов. Но наиболее мелким является семантическое окружение объекта исследования. Информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований – образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

источник

Деятельность предприятия, любого объекта или даже самой маленькой системы неразрывно связана с информацией, которая окружает их повсюду. Она может быть представлена в различных формах – от информации, хранящейся в виде последовательных соединений различных атомов в простейшей молекуле ДНК, до более привычных нам в повседневной жизни бумажных документов, радио и телевидения и, конечно же, сети Интернет, с её необозримыми информационными просторами.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

На каждом из уровней функционирования какого-либо объекта можно выделить источники информации различной природы, непосредственно влияющие на выполнение того или иного действия. Простым примером может быть процесс принятия решения о выдаче кредита в банке. Здесь задействована информация, представленная:

· в явном виде — в виде документов, которые клиент банка передаёт вместе с заявкой на выдачу кредита;

· в виде описания аналогичных ситуаций — накопленная информация в записях в базе данных кредитного бюро, описывающая кредитную историю данного конкретного клиента. Из неё сотрудник кредитного отдела формирует представление о качестве клиента и качестве выполнения бравшихся им до этого обязательств;

· информация, для получения которой необходимо выполнить набор операций по приданию фактической информации качественной характеристики — информация, скрытая в отчётных документах клиента, характеризующая его финансовое положение;

· внешняя по отношению к клиенту и сотруднику кредитного отдела информация, в виде законов, инструкций, ограничений, связанных с выдачей кредитов вообще;

· информация, хранящаяся в голове сотрудника кредитного отдела и представляющая его опыт и интуицию.

Так, даже в такой небольшой по меркам банка операции по принятию первичного решения о выдаче или не выдаче кредита сотруднику банка приходится обрабатывать гигантские объёмы информации, к которым до появления электронно-вычислительных систем просто невозможно было получить оперативного доступа и, как следствие, аналогичный процесс мог достаточно сильно растягиваться во времени.

Но что же такое информация, о которой все постоянно говорят, употребляя такие привычные слова как средства массовой информации, информационные технологии, информационные системы?

Информация (по законодательству РФ) – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Получается, что под информацией можно понимать представленные в любой форме прошлые или будущие значения конкретных характеристик того или иного объекта. Тогда что такое, например, интуиция – что она характеризует. Или другой пример – обычный бухгалтерский баланс – в нём явно представлена информация о фактической структуре активов и пассивов, но в явном виде нет информации об их качестве, но которую можно получить, выполнив ряд операций.

В качестве альтернатив существуют и другие трактовки термина информация.

Шеннон отражает количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределённости (энтропию) события. Количество информации в том или ином сообщении зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньшее количество информации содержится в нём. Этот подход учитывает такую сторону информации, как новизна, неожиданность сообщения.

Глушков рассматривает информацию как свойство материи. Его теория основана на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Иными словами, информация как свойство материи создаёт представление о её природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т.д.

Афанасьев основывает свою концепцию на логико-семантическом подходе, при котором информация трактуется как часть знания, которая используется для активного действия (полезная, «работающая» часть знания).

А в советском энциклопедическом словаре даётся следующее определение информации: «Информация — это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму».

Если рассматривать современное предприятие как целостную сложную и открытую систему, то между его элементами идёт постоянный обмен информацией, которая на самом верхнем уровне представлена в виде человеческой речи, бумажных документов, данных в информационных системах.

Эта информация чаще всего используется для принятия решений на различных уровнях управления в организационной структуре от самого низшего (например, обычного корпоративного секретаря) – до высшего руководителя (председателя правления банка). При этом, ввиду достаточно больших потоков информации, которые необходимо обработать для принятия решения, требуется сначала преобразовать этот поток в его качественную или количественную характеристику, которую может адекватно воспринять человек, а уже затем принимать то или иное решение.

Такие потоки информации, этапы обработки этой информации и те, кто участвует в обработке информации входят в общее понятие информационного пространства предприятия, а деятельность по преобразованию потока информации в его сжатую характеристику представляет собой аналитическую деятельность и является неотъемлемым элементом совокупного информационного пространства.

Сначала более детально остановимся на самом понятии информационного пространства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

Под термином «информационное пространство» понимается совокупность результатов человеческой семантической деятельности. Философия согласно идеалистическому смыслу трактует вышеуказанное понятие как «мир имен и названий, сопряженный к онтологическому».

Пространством информации может также считаться совокупность:

  • баз и банков данных;
  • технологий их применения;
  • информационных коммуникационных систем, которые функционируют на базе общих принципов и обеспечивают информационное взаимодействие граждан и организаций, а также удовлетворяют в определенной мере их информационные потребности.

Специалисты утверждают, что точного определения понятия «информационное пространство» не существует. Чаще всего его понимают как логическое противопоставление материальному, то есть объектному миру.

Следует отметить, что пространство информации отличается следующими характеристиками:

  • оно не имеет границ и привычной территории;
  • разрешает существование любого вида информации;
  • является сферой деятельности субъектов государственного управления, профессиональных групп или отдельных людей (то есть пространство информации — универсальное);
  • не имеет завершенного состояния, то есть развивается динамично;
  • обладает определенной структурой, то есть не является однородным, поскольку в нем существуют барьеры, которые отталкивают внимание потребителя от конкретной точки и аттракторы, что его привлекают;
  • имеет хорошую защиту;
  • отличается национально-специфическими методами построения, обработки и распространения данных.

Кроме того, для пространства информации характерны некоторые уникальные общества, которые не имеют прямых аналогов в других пространствах. Это:

  • социальное виртуальное общество;
  • сетевой социум;
  • онлайновое сообщество;
  • виртуальная коалиция.

Пространство информации состоит из:

  • информационных полей;
  • информационных потоков.

Первое представляет собой совокупность всей информации, которая сосредоточена в данном объеме пространства-времени. Создается информационное поле с помощью генетической, объективной и идеализированной информации.

Информационный поток – это совокупность данных, которые перемещаются в вышеуказанном пространстве по специальным каналам коммуникации.

В состав технологических компонентов пространства информации входят:

  • информационная инфраструктура (распределенные территориально в стране (мире) компьютеры, которые связанные между собой в сети средствами коммуникации и связи);
  • информационные ресурсы, что размещены на машинных носителях (информационные массивы виде автоматизированных баз данных, ресурсы, что распределены по веб-сатах, в интернете);
  • средства и методы прикладной математики (программные комплексы и алгоритмы);
  • правовые и организационные меры (информационное законодательство, международные нормативные юридические документы, международные договорные соглашения, конференции);
  • рынок информационных технологий.

Пространство информации социальных систем включает в себя:

  • единицы информативного пространства, которые генерируют данные (СМИ, ньюсмейкеры, эксперты, производители социальной информации);
  • каналы коммуникации (электронные, печатные или иные носители, товарно-денежные каналы, межличностное общение);
  • области (центры информации, суперноваторы и новаторы данных).

Специалисты отмечают следующие функции, которые выполняет пространство информации:

  • Интегрирующая. Пространство информации объединяет в единую социокультурную и пространственно-коммуникативную среду разнообразные виды деятельности человека и занимающихся ими субъектов.
  • Коммуникативная. Информационное пространство образует особую среду интерактивной, трансграничной, мобильной коммуникации разнообразных субъектов деятельности, в чьих рамках они как раз и осуществляют информационный обмен.
  • Геополитическая. Пространство информации создает собственные ресурсы, существенно меняет значимость традиционных ресурсов, что способствует созданию новой среды конкуренции и геополитических отношений.
  • Актуализирующая. В информационном пространстве производится актуализация интересов разнообразных субъектов деятельности с помощью реализации ими информационной политики.

источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»

магистерская программа: физико-техническая информатика

Факультет инноваций и высоких технологий

Кафедра физико-технической информатики

Практические (семинарские) занятия 16 ч.

Лабораторные занятия часов

Самостоятельная работа часов в неделю

Составители (или автор): к. ф.-м. н.

Программа обсуждена на заседании кафедры «_____» _________ 2012 года

Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий)

Председатель Ученого Совета

Заведующий кафедрой физико-технической информатики

1.2. Создание многомерного хранилища данных

1.4. Построение OLAP срезов. Инструмент анализа Data Analyzer.

2. Информационно-аналитические системы

2.1. Базовые понятия информационно-аналитических систем

2.2. Информационное пространство как среда анализа

2.3. Технологии оперативного и интеллектуального анализа данных

2.4. Основы создания и применения информационно-аналитических систем.

1. Цель курса: изучение основ теории и практики создания, развития и использования Хранилищ данных и информационно-аналитических систем.

2) Технологии хранения данных

3) Денормализованные, пространственные базы данных

— Кубы данных (многомерная модель данных)

— Форматы хранения данных в OLAP кубах

5) Создание многомерного хранилища данных

— Подключение к источнику данных (Data Source)

— Создание Data Source View

— Подключение дополнительных размерностей

— Подключение размерности типа «Время и Дата»

— Подключение к кубу размерности, созданной из таблицы фактов

6) Создание структуры витрины

— Создание базы данных для витрины данных

— Создание таблицы измерений

— Заполнение пустой витрины с помощью служб интеграции

7) Построение OLAP срезов. Инструмент анализа Data Analyzer

— Возможности построения OLAP срезов

— Создание сводных диаграмм с данными OLAP-кубов

— Создание локальных OLAP-кубов с помощью Microsoft Excel

— Инструмент анализа Data Analyzer

— Подключение к источникам данных

3. Информационно-аналитические системы

1) Базовые понятия информационно-аналитических систем

— Аспекты проблемы анализа и их реализация в программных продуктах

2) Информационное пространство как среда анализа

— Понятие информационного пространства

— Элементы структуры информационного пространства. Понятие показателя

— Пространственная интерпретация понятия показатель

— Содержание экономических показателей

3) Технологии оперативного и интеллектуального анализа данных

— Подходы к выполнению анализа средствами информационных технологий (IT-анализа)

— Интеллектуальный анализ данных Data mining

4) Основы создания и применения информационно-аналитических систем

— Программные инструментальные средства ИАС

— Состав программных инструментальных средств ИАС

— Средства сбора и доработки данных

— Средства преобразования данных

— Средства оперативного (OLAP) анализа

— Средства интеллектуального анализа данных

— Управление и проектирование ИАС

— Управление информационно-аналитическими системами

— Задачи и средства администрирования ИАС

— Принципы проектирования информационных хранилищ ИАС

источник

Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация системы (предмета, процесса, явления), пространственное и временное расположение составных частей системы и т.д. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность структур в пределах системы.

Основными структурными составляющими информационного пространства в его синергетическом представлении являются информационные поля и информационные потоки.

Информационное поле – это совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в информационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке.

Информационный поток представляет собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных инфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. При этом содержательный характер информационного потока находится в зависимости от характеристик канала коммуникации, так для передачи информационного потока о графическом объекте необходимо использовать канал коммуникации, обеспечивающий передачу зрительных образов (изображений), в противном случае неизбежны неточности и искажения содержания передаваемой в информационном потоке информации и ее восприятия реципиентом.

В организационно-техническом аспекте структуру информационного пространства составляет совокупность баз и банков данных, технологий их ведения использования, информационно-телекоммуникационных систем, сетей, приложений и организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие пользователей, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационная система представляет собой организационно упорядоченную совокупность специалистов, информационных ресурсов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы – получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений), выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Информационные системы условно подразделяют на простые и сложные.

Простая информационная система – система, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложная информационная система – система, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий включают в себя программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

В состав технологических и организационных компонентов информационного пространства в обобщенном варианте входят.

1. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура – территориально распределенные в стране (странах, мире) компьютеры, связанные между собой в сети средствами связи и телекоммуникации.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Информационная инфраструктура – это среда, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью:

информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи;

систем формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуни­кационным системам, сетям связи и информационным ресурсам;

индустрии информационных услуг и информационного рынка;

систем подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований.

2. Информационные ресурсы на машинных носителях, прежде всего – специализированные информационные массивы в виде автоматизированных баз данных (АБД), а также информационные ресурсы, распределенные по WEB-сайтам в сети Internet. К информационным ресурсам относятся отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, базах знаний, других информационных системах). Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Существует ряд особенностей, которые отличают информационные ресурсы от других видов ресурсов:

они непотребляемы и подвержены не физическому, а моральному износу;

они по своей сути нематериальны и несводимы к физическому носителю, в котором воплощены;

их использование позволяет резко сократить потребление остальных видов ресурсов, что в конечном итоге приводит к колоссальной экономии средств;

процесс их создания и использования осуществляется с помощью компьютерной техники.

3. Методы и средства прикладной математики – алгоритмы и программные средства (комплексы), обеспечивающие функционирование аппаратных платформ (систем).

4. Организационные меры, обеспечивающие функционирование компонентов информационного пространства (конференции, деятельность рабочих групп специалистов и др.).

5. Правовые меры (нормы) – информационное законодательство, международные соглашения и договоры, другие национальные и международные нормативные правовые акты.

6. Рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг.

Информационное пространство социальных систем включает в себя следующие.

1. Единицы информационного пространства, генерирующие информацию:

в СМИ – групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы (коммуникаторы, непосредственно включенные в редакции СМИ, персонифицирующие информацию данного СМИ);

ньюсмейкеры (англ. Newsmaker – букв. «творец новостей») – лидеры общественного мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);

эксперты (интерпретаторы) – специалисты, активно и профессионально работающие с информацией, от их комментариев (интерпретации) зависит характер и форма информационных потоков (политологи, экономисты, социологи и др.);

лидеры мнений – достаточно активные люди, в отличие от вышеперечисленных категорий не завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие совокупную потребность в распространении информации (в малых и средних социальных группах);

производители специальной информации (театр, кино, реклама во всех ее проявлениях вне СМИ, мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).

формируемые СМИ и МК (печатные, электронные и иные носители);

каналы межличностных коммуникаций (межличностное общение);

специализированные – направленные на узкие группы – профессиональные, элитарные и т.п. (специализированные профессиональные издания, частично – Internet);

остальные (товарно-денежные каналы).

3. Области – в социальных системах формируются по определенным социально-психологическим принципам, включаются в определенную сеть (информационные каналы). Области, включенные в определенные каналы в данный момент времени, могут пересекаться; различают также области, не включенные в канал(ы), но находящиеся под влиянием контекста, общего ритма информационных процессов и синхронизирующиеся через вторичные воздействия.

По отношению к информации области (в социальных системах) делятся на (в том числе в процентном соотношении):

генераторы информации (суперноваторы)

новаторы (быстро воспринимают новое от генераторов)

центр (умеренные новаторы/умеренные консерваторы)

суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое)

Помимо вышеперечисленных, в информационном пространстве можно выделить особые компоненты, значимые для информационной политики.

К одному из таких компонентов, в частности, относится виртуальная реальность, формируемая в виде виртуальных аналогов реальных объектов и процессов (например, чаты и форумы, электронный банкинг, система электронной торговли, геоинформационные системы, системы электронного документооборота, системы автоматизированного проектирования и моделирования физических процессов и т.п.), которые базируются на соответствующих программно-аппаратных платформах и информационно-телекоммуникационных сетях и системах связи и воспринимаемая человеком (пользователем) как модель-заместитель действительной реальности или же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности (в случае полного «погружения» человека в ВР).

Хотя человек с момента зарождения цивилизации окружал себя предметами и процессами, не существовавшими ранее в природе, т.е. некой искусственной, рукотворной, реальностью, под современной ВР, как правило, понимают виртуальную модель действительности, базирующуюся прежде всего на информационных технологиях, которые дают возможность:

формировать в киберпространстве вполне адекватную действительной реальности (или произвольно, целенаправленно и злонамеренно измененную) ВР как некую модель мира (объектов, процессов) в любой удобной для восприятия человеческим сознанием форме;

привязывать к элементам этой модели любые необходимые данные и оперировать ими;

моделировать результаты воздействия (управления) до их реализации в реальном мире;

влиять на объективную (действительную) реальность через ее сопряжения с ВР путем передачи информационных сообщений (управляющих воздействий).

При создании глобальной ВР на базе современных информационных технологий происходит интеграция в современное компьютеризированное информационное пространство базовых элементов традиционной виртуальной реальности, в которой исторически сложилось и существовало данное сообщество. То есть речь идет об адекватном переносе в новую сферу жизнедеятельности той искусственной реальности, в которой человек (данное сообщество) и живет изначально как существо символическое, а потому и весь его мир также есть нечто сделанное, искусственное (мир созданных предметов труда и быта, мир мифов, летописей, культуры в целом – мир искусственный, созданный самим человеком, и в этом смысле виртуальный). Причем мир этот вполне реален, по крайней мере, в том смысле, что может замещать собою реальность непосредственного чувственного восприятия.

Использование ВР в какой-либо человеческой деятельности помимо вышеупомянутых преимуществ имеет ряд особенностей, учет которых необходим для избежания (нейтрализации) влияния ряда негативных факторов, связанных с ВР.

Прежде всего, при создании виртуальной модели, следует, с одной стороны, обеспечить необходимую степень соответствия данной ВР действительной реальности, а с другой – избежать перегрузки ВР второстепенными данными (объектами). В любом случае ВР в принципе не может обеспечить полное соответствие действительной реальности, так как ВР имеет искусственное происхождение (она «сделана»), условна, неспонтанна, а потому конечна и исчерпаема. В модели всегда есть предел, положенный либо правилами, либо пространством замысла автора. В современной ВР невозможно выйти за рамки сценария, созданного авторами, так как у любой искусственно созданной ситуации есть предел сотворенности. В последующем этот недостаток будет преодолен только частично, так как плоды деятельности человеческого гения, в отличие от божественного интеллекта или от природы, исчерпываемы.

Используемая в интересах информационного обеспечения субъекта деятельности ВР в силу необходимости иметь наиболее полную картину мира не может быть ограничена только внутрисистемной (например, ведомственной) информационной средой. Она сопрягается, использует и прямо или косвенно включает в себя внешние информационные массивы и потоки. В силу этого управление ВР может осуществляться в том числе извне, что несет в себе угрозу манипуляции.

Специфической разновидностью ВР являются вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения (ВВРЦСН), которые относятся к искусственно созданным ВР. Это такие ВР, целью которых является вовлечение в свою смысловую среду некоторых людей, чтобы затем использовать эту вовлеченность через последующее изменение смысла данной виртуальной реальности со стороны ее создателя и получить из такой ситуации выгоды для него.

Субъект-создатель ВВРЦСН именуется вовлекающим субъектом, субъект-вовлеченный в ВВРЦСН – вовлеченным субъектом.

Назначение ВВРЦСН – создать у определенной части общества устойчивое целостное представление о некоторых событиях, лицах, объектах, фактах, которые можно не только подтвердить на одном уровне референтно, но поддерживать многоуровневое подтверждение целым набором искусственной атрибутивной информации, множеством интенциональных отсылок извне, искусственно созданными релевантными побочными событиями, принудительной референцией к наперед созданным иным объектам и т.д.

ВВРЦСН создаются прежде всего с использованием средств массовой информации и массовой коммуникации, так как вместе с глобальным развитием системы массового информирования произошло изменение представления общества о самой реальности. Реальность (социальная реальность, любая непосредственно недоступная или удаленная содержательная реальность) дается сейчас отдельному индивидууму и обществу в целом не непосредственно, а исключительно через отражение реальности объективной в реальности виртуальной.

ВВРЦСН предназначены для построения целого комплекса соотношений фактов, лиц, событий, которые представляют определенную реальность, поддерживаемую длительное время и на большом пространстве. Тем самым создается смысловое пространство, в которое сознание вовлекается тотально: на уровне атрибутированных объектов и даже микроидеологий. Виртуальная реальность – устойчивая во времени модель, которая работает в массовом масштабе и поддерживается ее авторами (сознательно или неосознанно) тоже довольно продолжительное время.

Возможности виртуальной реальности, существующей в информационном пространстве, активно используются для создания ВВРЦСН, в результате чего этот вид виртуальной реальности для вовлеченного субъекта выступает как подлинная или подлинно значимая реальность. Будучи практически всецело зависимым от получения информации через каналы массовых коммуникаций, вовлеченный субъект не имеет возможности самостоятельной референции ВВРЦСН на предмет ее достоверности с релевантной областью актуальной реальности. В таком случае субъект знает о целостности некоей виртуальной реальности, но весьма продолжительное время может не догадываться относительно ее искусственного характера и ее назначения.

Изменение (подмена) объективной реальности при создании ВВРЦСН производится с использованием ряда способов так называемого «виртуального утаивания», так как современные технологии манипулирования с информацией делают возможным реализацию следующего принципа: нет ничего явного, что нельзя было бы сделать тайным.

Во-первых, подмена релевантности. Это означает, что берущаяся во внимание среда анализа не является релевантной для данной виртуальной реальности. Сюда относятся все способы подмены или частичного замещения релевантности, подстановки другой (нерелевантной) среды анализа для самого анализа.

Во-вторых, изменение типа референции: то, что было следствием, преподносится как причина и наоборот. Сюда же можно отнести и вообще запрет на референцию: прямое утаивание.

В-третьих, диверсификация: рассредоточение атрибутивного содержания виртуальной реальности по множеству версий. Это самый надежный способ утаивания. При создании необходимого набора версий для их подтверждения используются или искусственно создаются фактические тенденции, после чего эти версии закрепляются в массовом сознании через средства массовой информации. Среди набора версий очень легко спрятать действительную (актуальную) версию. При заблаговременном планировании, нужные факты и тенденции, в равной степени подтверждающие необходимый набор версий, создаются умышленно – т.е. применяется «конструирование» реальности. Диверсификация работает и на релевантном, и на референтном уровне. На релевантном уровне она уничтожает возможность установления первоначальной целостности, насыщая атрибутивное содержание множеством тупиковых отсылок к иным средам анализа, и тем самым затрудняет референцию, делая ее многоступенчатой и неочевидной.

Создание ВВРЦСН невозможно без проведения соответствующей информационной политики, центральное место в которой занимает манипулятивное управление информационными процессами, скоординированное с конструированием объективной реальности.

Субъектом такой информационной политики может быть прежде всего тот, кто контролирует значительный сегмент информационного пространства (очевидно, что чем больший, тем лучше) и имеет ресурсы влияния на объективную реальность на уровне больших социальных групп, общества и государства в целом. Реально такими субъектами могут быть крупные промышленно-финансовые группировки, имеющие под контролем мощные медиа-холдинги, общественно-политические организации и лоббистские группировки в органах власти. При таком раскладе реальных возможностей и ресурсов влияния «равенство» субъектов в информационном пространстве становится не более, чем мифом.

В процессе общественных отношений структура информационного пространства видоизменяется. Помимо совершенствования технических средств в процессе информационно-телекоммуникационной революции, наиболее значимые для информационной политики изменения в информационном пространстве происходят в процессе его профессиональной сегментации.

Профессиональная сегментация информационного пространства представляет собой разновидность структурирования информационного пространства, связанную с профессиональной деятельностью в нем различных сообществ, осуществляющих в нем таковую целиком или частично, в ходе которой определенные его сегменты достаточно условно по определенным, характерным для такой профессиональной деятельности признакам и особенностям облика, содержания, функций и организации взаимной коммуникации, объединяются в формально отличные от других сегментов информационного пространства «зоны».

Массовое создание интегрированных в глобальное информационное пространство таких информационных ресурсов, как WEB-сайты и публикации материалов в режиме «онлайн» (от англ. on-line – «на линии»), порождают ситуацию, когда пользователи не могут извлечь из этого выгоду, так как количество информационных ресурсов, содержание которых им необходимо контролировать, становится слишком большим. Тем самым важная для пользователей информация (в принципе доступная в информационном пространстве) технически не доступна, так как это требует слишком больших затрат времени и/или денег на «обход» нужных ресурсов. В результате наблюдается появление качественно новых изменений в структурировании информационного пространства. Эти изменения заключаются в «профессиональной сегментации» информационного пространства глобальных информационных сетей, прежде всего – Internet. Члены определенного профессионального сообщества используют общий стандарт на представление в режиме онлайн своих ресурсов. Это позволяет им запустить сетевой сервис, который с заданной регулярностью собирает добавления/обновления с частных информационных ресурсов (WEB-сайтов) в единую базу данных. Если в эту систему ресурсов включены все информационные ресурсы профессионального сообщества, то контроль за поступлениями в эту интегральную базу данных заменяет контроль содержания исходного множества ресурсов.

Массовая «профессиональная сегментация» информационных ресурсов в глобальных сетях в принципе дает существенные преимущества. Она возможна прежде всего там, где есть достаточно большие профессиональные сообщества (или группы по интересам), члены которых ведут свою информационную активность в режиме онлайн.

источник