Меню Рубрики

Группировка как способ анализа используется для

Метод группировок и задачи, решаемые с помощью метода группировок. Виды группировок, их краткая характеристика.

Доказано — для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер «Продолжи ряд» создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), называется в статистике сводкой.

Сводка представляет собой второй этап статистического исследования. Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение групп и подгрупп; системы показателей; видов таблиц.

Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией, которая основывается на самых существенных признаках (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т.д.). Таким образом, классификация – это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

Метод группировки основывается на следующих категориях – это группировочный признак, интервал группировки и число групп.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Интервалы бывают:

равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;

закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

Определение числа групп. Здесь необходимо учитывать несколько условий:
а) число групп детерминируется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация признака, тем больше при прочих равных условиях должно быть групп;
б) число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;
в) не допускается выделение пустых групп. Если проблема пустых групп все же возникает, при проведении структурных группировок используют неравные интервалы. Для нахождения числа групп служит формула n=1+3,322*lgN , где N – количество элементов совокупности.

В случае равных интервалов величина интервала может быть определена как i=(Xmax – Xmin)/n

При проведении группировки приходится решать ряд задач:
1) выделение группировочного признака;
2) определение числа групп и величины интервалов;
3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;
4) установление показателей, которыми должны характеризоваться группы, т.е. сказуемого группировки.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные группировки.

Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой.

Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

Структурная группировка применяется для характеристики структуры совокупности и структуры сдвигов.

Структурный называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью технологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какого либо варьирующему признаку. Например, группировка населения по размеру среднедушевого дохода. Анализ структурных группировок взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменения структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.

Показатель численности групп представлен либо частотой (количеством единиц в каждой группе), либо частотностью (удельным весом каждой группы).

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами.

Примером атрибутивных рядов могут служить распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии и т.д.

Примером вариационного ряда распределения могут служит распределения населения по возрасту, рабочих – по стажу работы, заработной плате и т.д.

Вариационные ряды распределения состоят их двух элементов вариантов и частот.

Вариантами называются числовые значения колличественного признака в ряду распределения, они могут быть положительными и отрицательными, абсолютными и относительными.

Частоты – это численности отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот называется объемом совокупности и определяет число элементов всей совокупности.

Вариационные ряды в зависимости от характера вариации подразделяются на дискретные и интервальные.

источник

Задачи статистических группировок и их виды. Принцип построения группировки. Виды и классификация группировок. Способы формирования групп

Для начала нужно определиться с понятием «группировка». Группировка — это процесс разделения массовых данных на группы по определённым признакам. Группировка является одним из самых методологически сложных этапов статистического исследования. Причина этого заключается в том, что от правильности построения статистической группировки напрямую зависят те результаты, которые будут распространены на изучаемую совокупность в целом.

Метод группировок позволяет решать следующие задачи: определение типов социально-экономических явлений и процессов исследование состава и структуры искомых явлений и процессов, изучение взаимосвязей между определенными признаками внутри обследуемой совокупности. В зависимости от поставленной задачи применяют различные виды статистических группировок. предприятие статистический экономический

На практике разные виды группировок по решаемым с их помощью задачам применяются в комплексе. Иными словами, используется система группировок, понимаемая как ряд взаимосвязанных статистических группировок, всесторонне отражающих исследуемые явления и процессы.

Классификация. От статистической группировки следует отличать классификацию. Классификация — это стандартное качественное разделение объектов на определенные группы на основании их сходства и различия. Отличительной особенностью классификации является ее единство для всех исследований. Классификации устанавливаются органами государственной и международной статистики и, как правило, остаются неизменными в течение длительного промежутка времени. Однако при коренном изменении социально-экономического положения возможно изменение классификации, внесение в нее различного рода дополнений.

Задача любой классификации заключается в однозначной идентификации единиц изучаемой совокупности с целью обеспечения эффективной систематизации и сопоставимости информационных ресурсов. В отличие от классификации группировка всегда строится в зависимости от цели конкретного исследования.

Виды статистических группировок

Основой статистической группировки является группировочный признак — признак, по которому происходит разделение единиц совокупности на отдельные группы. От выбора группировочного признака полностью зависит правильность построения всей группировки. В качестве основания группировки необходимо использовать наиболее существенные признаки, имеющие четкое теоретическое обоснование. Группировочный признак должен в полной мере передавать специфику исследуемых социально-экономических явлений и процессов (рис. 1).

Основанием группировки могут служить две различные по форме выражения группы признаков — атрибутивные и количественные. Первые передают качественное состояние единицы наблюдения, вторые — количественное, числовое. Например, группировка населения по национальности является атрибутивной, по возрасту — количественной

Статистическая группировка может быть разделена на виды по ряду характерных признаков: решаемые задачи, число группировочных признаков и отношения между ними, состояние исходных данных.

По решаемым задачам группировки делятся на типологические, структурные и аналитические. Особым видом является ряд распределения.

Типологическая группировка — это вид статистической группировки, в процессе которой происходит разделение разнородной совокупности на однородные группы с целью выявления типов социально-экономических явлений и процессов. Типологические группировки позволяют детально изучить процесс развития искомого явления или процессов, оценить силу воздействия различных факторов на изменения в его состоянии. К примеру, все население может быть разделено на возрастные группы: дети, молодежь, лица зрелого возраста, пожилые и т.п. Однако конкретные числовые характеристики, определяющие рамки каждой группы, со временем не редко меняются, создавая возможность принадлежности одной единицы наблюдения к различным типам.

Рис. 1. Классификация видов группировочного признака

Структурная группировка — это вид статистической группировки, в процессе которой происходит разделение одной родной совокупности на однородные группы с целью выявления структуры социально-экономических явлений и процессов. Например, структура населения может быть изучена по национальности и месту проживания, оценена по концентрации живущих на той или иной территории, а анализ группировки за ряд лет позволит охарактеризовать структурные сдвиги по исследуемому признаку.

Аналитическая группировка — это вид статистической группировки, выявляющей зависимости между взаимодействующими признаками.

Статистическая теория разделяет признаки по функциям, выполняемым во взаимосвязи, на факторные и результативные. Факторный признак — это признак, под воздействием которого меняется другой признак — результативный.

Основой такой группировки является признак-фактор, по результативному признаку подсчитывается его среднее значение в каждой из выделенных групп. Сравнение изменений значений обоих признаков характеризует связь между ними. Если с увеличением значений факторного признака увеличивается значение результативного, то говорят о прямой связи между признаками, в противном случае — об обратной.

При исследовании воздействия на результат нескольких факторов строится многофакторная группировка. Ее задача заключается в выделении профилирующего факторного признака, оказывающего наибольшее влияние на результат.

По числу группировочных признаков различают простую и сложную группировки. В основу простой группировки кладется один группировочный признак, в основу сложной — два признака и более. В свою очередь сложная группировка может быть комбинационной или многомерной. Основание комбинационной группировки составляют от двух до четырех группировочных признаков, многомерной — любое число признаков свыше четырех.

Сложная группировка обеспечивает возможность детального изучения единицы наблюдения сразу по нескольким признакам. Основным правилом построения всех сложных группировок является первичное разделение единиц совокупности на группы по одному признаку, затем — на подгруппы по другому признаку и т.д. Предпочтительно первичное разделение на группы по атрибутивным признакам, вторичное — по количественным. Необходимым условием построения сложной группировки является большое число наблюдений для достижения достаточного количества единиц в каждой из подгрупп. В противном случае присутствует риск получений малообоснованных результатов.

По отношению между признаками сложные группировки бывают иерархическими и неиерархическими. При иерархической группировке значений второго признака определяются областью значений первого. При неиерархической группировке значения второго признака не зависят от значений первого.

В процессе экономико-статистического исследования нередко возникает необходимость анализа и сравнения общественных явлений и процессов в конкретных территориальных границах. Для этого используется пространственная группировка — группировка, основанная на географическом признаке.

Группировка может быть построена по взаимоисключающему характеру признака т.е. по признаку, которым одни единицы совокупности обладают, а другие — нет. В теории статистики такой признак называется альтернативным. Типичным примером является группировка населения по полу.

После выбора группировочного признака встает вопрос о разделении единиц совокупности по группам. Основным требованием является адекватность такого распределения. Каждая из выделенных групп должна быть качественно однородна. Одновременно малочисленные группы (содержащие менее 5 единиц) не позволяют достичь репрезентативной характеристики всего явления или процесса в целом.

При построении группировки по атрибутивному признаку число групп, как правило, равно количеству типов признака. Необходимой предпосылкой подобной группировки является теоретический анализ состояния изучаемого признака в совокупности. Группировка по количественному признаку подразделяется на два вида.

В основу группировки может быть положен прерывный признак — признак, изменяющийся дискретно, т.е. принимающий только целые значения в пределах определенной совокупности. Количество групп при этом соответствует числу возможных градаций признака. Применение подобного вида группировок ограничено совокупностями, в которых количество возможных дискретных значений невелико. Характерным примером является группировка семей по числу детей.

Основанием группировки может служить и непрерывный признак, т.е. признак, принимающий любые значения в определенной совокупности. Задачей каждой выделенной группы в таком случае становится отражение перехода конкретного количественного изменения в новое качество.

Читайте также:  На какой день готовы анализы кала

Число групп обычно определяется по правилу: чем колеблемость группировочного признака, тем больше групп. Достаточно большое количество групп позволяет точнее воспроизвести специфику исследуемой совокупности. В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос об окончательном количестве групп должен решаться в зависимости от задач исследования. Однако в качестве ориентира для определения оптимального числа групп может быть использована формула американского ученого Стерджесса:

где n — число групп; N — число единиц совокупности.

После нахождения оптимального числа групп необходимо определить интервал группировки, т.е. значений группировочного признака, лежащие в определенных пределах. Величину, или шаг, интервала задают его нижняя и верхняя границы. Нижняя граница — это минимальное значение группировочного признака в интервале, верхняя граница — его максимальное значение. Разница между верхней и нижней границами интервала называется шириной интервала или интервальной разностью.

Если колеблемость группировочного признака невысока, то предпочтительно построение группировки с равными интервалами. Величина, или шаг, интервала определяется в таком случае по формуле:

где h — величина (шаг) интервала; — размах вариации; xmax, xmin — максимальное и минимальное значения признака в совокупности; n — число групп.

В случае присутствия в совокупности аномальных значений, т.е. величин, намного больших либо меньших значений других единиц наблюдения, перед определением интервальной разности их следует исключить.

Полученный шаг интервала всегда должен подлежать процедуре округления. Значение величины интервала округляется до десятых долей, если имеется один знак до запятой, целого числа — при двух знаках до запятой. Трехзначное, четырехзначное и так далее число округляется до ближайшего числа, кратного 50 или 100.

Шаг интервала прибавляется к минимальному значению признака в совокупности, образуя верхнюю границу первого интервала, затем — к нижней границе второго интервала, процедура повторяется до получения максимального значения признака — верхней границы последнего интервала.

Возможно построение открытых и закрытых интервалов. Открытые интервалы — это интервалы, у которых указана только одна граница: верхняя — у первого, нижняя — у последнего. Величина открытого интервала приравнивается к величине смежного с ним интервала. У закрытых интервалов указаны обе границы.

Если за основу группировки принят прерывный признак, то верхняя граница верхняя граница первого интервала равна нижней границе второго интервала плюс один. Если в основании группировки лежит непрерывный признак, то верхняя граница первого интервала соответствует нижней границе второго. В таком случае возникает вопрос учета пограничных значений признака. В случае, когда нижняя формируется по принципу «исключительно».

У группировки с открытыми интервалами индикатором правильного отнесения единицы наблюдения в ту или иную группу выступает последний интервал. Так, если заключительный интервал обозначен как «n и более», то пограничное значение учитывается в последнем интервале, при обозначении «более n» — в предпоследнем интервале.

Необходимость использования открытых интервалов обусловлена колемблемостью значений признака в исследуемой совокупности. Однако на практике при анализе многих социально-экономических явлений и процессов построение группировки даже с открытыми интервалами оказывается нецелесообразным в силу значительных размеров вариации признака. В таких случаях прибегают к неравным интервалам. Эти интервалы подразделяются на прогрессивно возрастающие или убывающие в арифметической либо геометрической прогрессии. Их шаг определяется по следующим формулам:

а) при арифметической прогрессии

где a — константа (для прогрессивно возрастающих интервалов a > 0, для прогрессивно убывающих a 1, для прогрессивно убывающих q

источник

Система управления — некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого (совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих единое целое).

Целью информационной системы является:

— оказание помощи в процессе принятия решений;

— оценка деятельности управленческого персонала по принятию качествен-ных управленческих решений.

Информационная система должна отвечать следующим требованиям:

— информация должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить удобное хранение и оперативный поиск, своевременное представление;

— информация, выдаваемая системой, должна быть актуальной, своевременной и полезной для решения проблемы;

— информационные данные в системе должны быть сгруппированы по определенным признакам (временному фактору, применительно к сферам управления и т.д.).

Показатели, характеризующие информационную систему управления:

1) объем информации в звеньях ее сосредоточения — количество листов:

— количество документов на одного работника управленческой деятельности как отношение количества входящих и исходящих документов к среднесписочной численности работников;

— коэффициент исполнительности как отношение количества фактически использованных документов к количеству документов, подлежащих исполнению;

— коэффициент абсолютного использования информации;

— коэффициент эффективного использования информации;

2) объем движущейся информации, величина ее потоков;

— коэффициент использования информации как отношение количества использованной информации за определенный период к общему количеству информационных сообщений;

3) пропускная способность каналов информационной связи:

— коэффициент непрерывности информационных потоков;

4) быстродействие (как быстро руководитель находит нужную ему информацию):

— коэффициент оперативности информации;

— качество учета информации;

— коэффициент оперативности работы аппарата управления.

Создание информационного массива допускается осуществлять двумя способами: прямым и косвенным.

Прямой метод предполагает производить сбор информации с помощью привлечения специалистов (экспертов) различных уровней управления при помощи метода анкетирования, интервьюирования и др.

Косвенный метод подразумевает под собой анализ документных источников (плановых документов, отчетов о деятельности и т.д.).

Каждый из указанных методов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому на практике применяют различные методы, что в результате дает возможность получить объективные данные.

При формировании информационного массива необходимо учитывать затраты на получение информации. Величина затрат является ограничивающим фактором. Практика показала, что даже сбор информации внутреннего характера требует значительных затрат в процессе непосредственно сбора, хранения, обработки и поиска данных (комплексный анализ, локальный, пролонгированный, экспессивный).

Комплексные оценка и анализ – это наиболее сложный и ответственный вид оценки, т.к. состоит в получении общего впечатления о деятельности.

Локальное оценивание, в противоположность комплексному, производится на основе результатов выполнения какой-то одной функции или даже ее части (с точки зрения назначения информации). Локальная оценка имеет большое значение для дальнейшего совершенствования системы информационного обеспечения, т.к. выявление причинно-следственных связей позволяет обнаружить типичные особенности востребования информации и на этой основе вести перегруппировку информационных данных.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода деятельности объекта исследования. Данный вид оценки может приводить к значительным искажениям, т.к. в зону анализа попадают только следы этой деятельности (разовых документов, субъективных мнений участников событий). При подготовке информации для представления по требованию следует учитывать: чем длительнее оцениваемый период, тем больше значимость этих источников.

Экспрессивное оценивание относится исключительно к текущей деятельности. Недостаток таких источников информации проявляется в психологической окраске: категорических суждениях, пристрастном анализе и пр.

При создании информационного массива необходимо учитывать — кто запрашивает информацию, какая информация (какого рода) необходима, где будет использоваться, какие объемы и качество устроят потребителя. Например, у руководителей разных уровней управления различная потребность в информации с позиции полноты охвата, точности, структурированности по времени, сферам приложения и т.д. Выявлена следующая тенденция в изменениях потребности в информации при перемещении от уровня управления к выше стоящему уровню: руководителю становятся необходимы все более общие данные для планирования и принятия решений, изменения стратегии организации, формирования перспективных направлений развития. При подготовке информации конкретному руководителю, необходимо учитывать:

— на каком уровне управления находится руководитель;

— каковы его полномочия в области принятия управленческих решений;

— каков его опыт, характер и уровень образования.

1) прямой метод предполагает прямое участие специалистов (экспертов) при помощи наблюдения; анкетирования; интервьюирования и др.;

2) косвенный метод – анализ документных источников.

Методы анализа информации.

1) Метод сравнения – научный метод познания, в процессе использования которого изучаемое явление (предметы) сопоставляются с уже известными с целью определения общих черт либо различий между ними.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:

— горизонтальный – для определения абсолютных и относительных отклонений;

— вертикальный – изучается структура явлений;

— трендовый – для анализа относительных темпов роста и прироста к базису;

— одномерный – сравнение по одному показателю нескольких объектов, либо одного объекта по нескольким показателям;

— балансовый – для установления соотношения между необходимыми и имеющимися в наличии ресурсами;

— многомерный – сравнение нескольких объектов по большому спектру показателей.

2) Методы приведения показателей к сопоставимому виду.

— единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

— единство промежутков времени, за которые сравниваются показатели;

— сопоставимость исходных условий (технических, природных, климатических и т.д.);

— единство методики исчисления и состава.

3) Методы использования относительных и абсолютных величин.

Абсолютные величины показывают размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д.

Относительные величины (ОВ) отражают соотношение величин явления с величиной другого явления (ОВ планового задания, ОВ динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности).

4) Способы группировки информационных данных.

Типологические – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности.

Структурные группировки – определяют внутреннее строение показателей, соотношение в нем частей. Например, состав рабочих по профессиям, стажу, возрасту…).

Аналитические (причинно-следственные) группировки – для изучения связей между явлениями.

— простые – по одному признаку;

— сложные – по разным признакам.

5) Балансовый метод анализа информации используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Балансовый метод используется при анализе обеспеченности предприятия ресурсами: трудовыми, финансовыми, материальными, информационными.

Левая часть уравнения = Правая часть уравнения.

Потребность в ресурсах = фактическое наличие в ресурсах.

Диаграммы: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

Линейные. Графики связи результативного и факторного признаков. Графики контроля (план-факт).

— групповые – данные по отдельным единицам, объединенные в группы по одному признаку;

— комбинированные – по нескольким признакам.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 501 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Статистические группировки – первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы исходного статистического материала однородные группы единиц, обладающих общим сходством в качественном и количественном отношениях. Важно понимать, что группировка – это не субъективный технический прием разделения совокупности на части, а научно обоснованный процесс разделения множества единиц совокупности по определенному признаку.

Основополагающим принципом применения метода группировок является всесторонний, глубокий анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий определить его типические свойства и внутренние различия. Любая общая совокупность является комплексом частных совокупностей, каждая из которых объединяет явления особого типа, однокачественные в определенном отношении. Каждый тип (группа) имеет специфическую систему признаков с соответствующим уровнем их количественных значений. Установить, к какому типу, в какую частную совокупность нужно отнести группируемые единицы общей совокупности, возможно на основе правильного, четкого определения существенных признаков, по которым должна проводиться группировка. Это второе важное требование научно обоснованной группировки. Третье требование группировки основано на объективном, обоснованном установлении границ групп при условии, что образованные группы должны объединять однородные элементы совокупности, а сами группы (одна по отношению к другой) должны существенно различаться. В противном случае группировка теряет смысл.

Таким образом, на основе применения метода группировок определяются группы по принципу подобия и различия единиц совокупности. Подобие – это однородность единиц в определенных пределах (группах);

Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. К структурным группировкам относятся группировка населения по полу, возрасту, уровню образования, группировка предприятий по численности работников, уровню заработной платы, объему работ и т. д.

Аналитическая группировка – распространенный прием статистического изучения связей, которые обнаруживаются при параллельном сопоставлении обобщенных значений признаков по группам. Различают признаки зависимые, значения которых изменяются под влиянием других признаков, их обычно в статистике называют результативными, и факторные, оказывающие влияние на другие. Обычно в основе аналитической группировки лежит признак-фактор, а по результативным признакам производится расчет групповых средних, по изменению величины которых определяют наличие связи между признаками. Таким образом, аналитическими можно назвать такие группировки, которые позволяют установить и изучить связь между результативными и факторными признаками единиц однотипной совокупности.

Важная проблема аналитических группировок – правильный выбор числа групп и определение их границ, что в последующем обеспечивает объективность характеристик связи. Поскольку анализ ведется в однокачественных совокупностях, теоретических оснований для дробления определенного типа нет, поэтому допустима разбивка совокупности на любое число групп, удовлетворяющее определенным требованиям и условиям конкретного анализа. В процессе аналитических группировок следует соблюдать общие правила группировки, т. е. единицы в образованных группах должны быть существенно различны, количество единиц в группах должно быть достаточным для расчета надежных статистических характеристик. Кроме того, групповые средние должны подчиняться определенной закономерности: последовательно увеличиваться или уменьшаться.

Читайте также:  На какой день нужно делать анализ хгч

Первичная группировка-непосредственная группировка данных статистического наблюдения

Вторичная группировка – перегруппировка ранее сгруппированных данных.

К 1 или 2 вопросу.Принципы анализа хозяйственной деятельности.

1. Научность – учет экономических законов развития производства, использование новейших методов экономич. исследований.

2. Комплексность – анализ всех сторон деятельности организации, всестороннее изучение причинных связей в экономике предприятия.

3. Объективность – анализ должен быть конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы – обосновываться точными аналитическ. расчетами, из чего вытекает необходимость совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, методики анализа.

4. Действенность – активное воздействие на ход производства и его результаты, своевременное выявление недостатков, просчетов и упущений в работе и информирование руководства для обоснования и разработки конкретных мероприятий, корректировки и уточнения плановых данных.

5. Регулярность – анализ проводится по плану и систематически, с распределением обязанностей между исполнителями и контролем за его проведением.

6. Оперативность– умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленч. решения и претворять их в жизнь.

7.Демократия – участие в анализе широкого круга работников, обеспечение тем самым наиболее полного выявления передового опыта и использования ресурсов.

8. Учет макроэконом. факторов – соответствие результатов анализа государствен. экономической, социальной, экологической, междунар. политике и законодательству.

9. Эффективность– затраты на КЭАХД должны давать многократный эффект.

11. Системность анализа – исследование каждого объекта как сложной динамической системы из связанных между собой и с внешней средой элементов. 12. Согласованность – взаимосвязанность всех направлений анализа и одновременность (синхронность) его проведения.

источник

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

подсчета неиспользованных и перспективных резервов увеличения эффективности производства;

обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;

обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Рис. 1. Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

1. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

2. По сложности построения различают два типа группировок:

простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

определение средне групповых показателей по группировочным и факторным признакам;

анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов,

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: способы группировки информации и величина прибыли (стр. 1 из 4)

1. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности

2. Анализ состава и динамики балансовой (общей) прибыли

Список использованных источников

Широкое применение в АХД находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рисунок 1).

Рисунок 1. Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли

Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

Необходимо проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов (рисунок 1). Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП.

2. Изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

3. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.

4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.

5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO).

6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

8. Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого, по мнению Н.А. Русак, следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.

Проанализируйте расход заработной платы на производство отдельных видов продукции, используя метод относительных ризниц.

Таблица 11. Анализ заработной платы на производство отдельных видов продукции

Вид продукции Посевная площадь, га (поголовье, гол.) (S) Урожайность, ц/га (продуктивность, кг.) (У) Затраты труда на 1 т продукции, чел/час. Уровень оплаты труда за 1 ч/ч руб. (ОТ) Сумма зарплаты на производство продукции, тыс. руб. (ЗП) Отклонение от прошлого года по сумме зарплаты, тыс. руб.
Общее в т. ч. за счет изменения
прошлый отчетный прошлый отчетный прошлый отчетный прошлый отчетный прошлый отчетный Посевной площади (поголовья) Урожайности (продуктивности) Трудоемкости (ТЕ) Уровня оплаты труда (ОТ)
Зерно
Картофель
Молоко
Читайте также:  На какой день готовы анализы мочи

Методические указания : в годовом отчете форма № 9-АПК, № 13-АПК отражены посевная площадь, поголовье скота, урожайность, продуктивность, сумма зарплаты на производство продукции. Затраты на 1 т продукции (чел/час) определите путем деления прямых затрат труда (чел/час) на количество продукции (т). Уровень оплаты труда за 1 чел/час определите путем деления суммы зарплаты на затраты труда (чел/час). Используя метод относительных разниц, рассчитайте влияние факторов на сумму зарплаты на производство отдельных видов продукции.

источник

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощьюпростых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. Вкомбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

Аналитические группировки обеспечивают установление взаимосвязи и взаимозависимости между исследуемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими. Посредством этого вида группировок устанавливаюия и изучаются причинно-следственные связи между признаками однородных явлений, определяются факторы развития статистической совокупности. Если с увеличением (уменьшением) значений группировочных признаков связанные с ними признак также увеличиваются (уменьшаются), то такая связь называется прямой; если же с увеличением факторных признаков результативные уменьшаются, то такая связь называется обратной. В качестве примеров можно назвать установление связей между стажем работы и часовой заработной платой в коллективе рабочих одной профессии.

Балансовый способ.

Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Но определенную роль он играет и в АХД.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — фактическое их наличие.

При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

Чтобы определить обеспеченность животных кормами, разрабатывается кормовой баланс, в котором, с одной стороны, показывается плановая потребность в фураже, а с другой — его фактическое наличие.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя . Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В конкретном анализе можно вспомнить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота стада и др. Например, Он + П = = Р + В + Ок, отсюда Р = Он + П — В — Ок, где Он — остаток товаров на начало года; П — поступление товаров; Р — продажа товаров; В — другие источники расхода товаров; Ок — остаток товаров на конец года.

В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов:

источник

  • Предмет статистики
  • Основные методы и задачи статистики

Статистическая сводка является следующим после статистического наблюдения этапом статистической работы. Её задача заключается в том, чтобы привести собранную информацию и материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей изучаемой совокупности.

Статистическая сводка — комплекс последовательных операций по первичной обработке данных с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Это научно-организованная обработка материалов наблюдения, включающая подсчет групповых и общих итогов, систематизацию, группировку данных и составление таблиц.

Различают простую и сложную сводку:

  • При простой сводке производится подсчет общих итогов по изучаемой совокупности.
  • При сложной сводке производится группировка единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности, и представление результатов группировки в виде статистических таблиц.

Сводка называется децентрализованной если единое руководство работой осуществляется из центра, а непосредственная работа проводится на местах (обычно используется при обработке статистической отчетности).
Если же сбор и обработка данных проводится в одном месте, то сводка называется централизованной. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований.

Проведению статистической сводки и группировки предшествует разработка программы статистического наблюдения, состоящая из нескольких этапов: выбор группировочного признака, разработка системы статистических показателей.

Статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану.

Сводка состоит из следующих этапов:

  • Выбор группировочного признака;
  • Определение порядка формирования групп;
  • Разработка системы статистических показателей для характеристики отдельных групп и совокупности в целом;
  • Разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

Чаще всего простые итоговые сводки не удовлетворяют исследователя, так как они дают слишком общие представления об изучаемом явлении. Поэтому статистический материал подвергается группировке.

Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку. Например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода.

Группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.

Третий этап статистического исследования состоит в том, что с помощью обобщающих обобщающих статистических показателей: относительных и средних величин, показателей вариации и динамики, экономических индексов, а также с помощью табличного и графического методов осуществляется анализ полученных данных.

Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.

Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.

Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности труда используется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих.

Как будет показано в статьях данного сайта, наибольшее распространение в экономическом анализе имеет группировка по факторам, связанным:

Эти три группы факторов оказывают влияние на объем продукции, выпускаемой данной организацией.

Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.

В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа — группировки могут производится по одному или нескольким признакам:

  • Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
  • Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.

В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:

  • Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы. (группировка предприятий по формам собственности)
  • Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку. (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.
  • Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли)

В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.

Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.

Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель.

1. Выбор группировочного признака

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.

2. Определение числа групп:

Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака

Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:

  • — число групп
  • — число единиц совокупности

Получаем следующее соотношение:

15-24 25-44 45-89 90-179 180-359 360-719
5 6 7 8 9 10

3. Выбор интервала группировки:

Интервал группировки — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных пределах. Нижняя граница интервала — это значение наименьшего признака в интервале. Верхняя граница — это наибольшее значение в интервале.

Величина интервала — это разница между верхней и нижней границами.

Интервалы группировок могут быть равными и неравными.
Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.

Величина равных интервалов определяется по формуле:

  • — величина интервала
  • — максимальное значение признака в совокупности
  • — минимальное значение признака в совокупности
  • — число групп

Правила округления интервалов:

  • Если интервал имеет один знак ДО запятой, то полученное значение округляется до десятых (0,88 = 0,9; 8,715 = 8,7)
  • Если величина интервала имеет два знака ДО запятой, то полученное значение округляется до целых (11,11 = 11; 29,98 = 30)
  • Если интервал трех, четырех и более значимое число, то интервал принимают кратным 50 или 100

Интервалы бывают открытые и закрытые. Закрытым считается интервал, в котором есть и нижняя и верхняя границы, в противном случае интервал считается открытым. При решении задач неизвестную границу открытого интервала определяют по величине смежного с ним интервала.

От группировок следует отличать классификацию. Классификация является основой группировок.

Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется качественный признак.

Пример. Распределение предприятий по региона по величине розничного товарооборота в текущем году.

Если заранее не задано число групп , то для определения количества групп можно использовать формулу Стерджесса:

где — чило единиц совокупности.

Величину интервала определяют по следующей формуле:

Результаты представим в табличной форме.

На практике иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые могут быть несопоставимы из-за неодинаковых границ интервалов или различного количества выделяемых групп. Для приведения таких группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки.

Вторичная группировка заключается в образовании новых групп на основе ранее произведенной группировки.

  • Первый способ состоит в укреплении первоначальных интервалов. Это наиболее простой и распространенный способ вторичной группировки.
  • Второй способ называется методом долевой перегруппировки и состоит в том, что за каждой группой закрепляется определенная доля единиц совокупности.

Пример. Имеется группировка сотрудников двух управлений одного из банков по размеру месячной заработной платы.

источник