Меню Рубрики

Группировка как приемы экономического анализа

1. Сравнение.
Это очень популярный способ анализа. Здесь мы соотносим явления, сравниваем.
Сопоставимость сравнений показателей и есть главное условие этого метода. Что может для этого использоваться:
• Нормативные значения;
• Бизнес-плановые значения;
• Показатели прошлых лет;
• Достижения науки;
• Показатели конкурентов;
• потенциальные и прогнозируемые показатели;
• виды управленческих решений;

Сравнения занимают важное место в экономическом анализе, так как они позволяют осуществить самые важные целевые установки, такие как оценка выполняющихся на данный момент бизнес-планов и тех, которые находятся в перспективе, а также экономия ресурсов и возможность оценить риски предприятия.

2. Средние величины.
Они также играют большую роль по ходу анализа. Средние величины позволяют сделать вывод содержания типичных показателей, а также явлений и процессов, которые помогают перейти от единичного к общему и от случайности к закономерности.
В процессе аналитического расчёта показателей различают несколько видов средних величин:
• медиана (среднее число)
• средняя гармоническая взвешенная
• средняя арифметическая
• средняя хронологическая моментного ряда

Подвожу итог средних величин: При помощи средних величин мы можем определять единые направления и закономерности в течение экономических операций!

3. Группировки.
С помощью группировок мы можем сгруппировать материал и выявить особенные и типичные взаимодействия процессов и убирать случайные отклонения.
Существует несколько видов группировок, вот они:
• Типологические, когда мы проводим группировку организаций по формам собственности.
• Структурные, используются для определения внутренней структуры показателей. Это может быть изучение работников по профессиям и стажу работы.
• Аналитические, они используются для рассмотрения взаимодействия между факторными и результативными показателями. Пример может быть зависимость кредита, который выдал банк, от величины %-ой ставки.

Подвожу итог метода группировки: Метод группировки — это главный метод организации, который разделяет изучаемое количество объектов на качественно похожие группы по должным признакам. С помощью метода группировки мы можем:
• Классифицировать предметы, явления и процессы, которые выбрали в роли главного признака;
• Определять образованные признаки и их смысл;
• Оформлять все результаты в форме таблиц;
• Выявлять действие каждого из образованных признаков.
Метод группировки является главной составляющей любого экономического анализа.

4. Балансовый метод

Это способ сбора и проверки первоначальной информации, который мы можем использовать для установления воздействия на эффективный показатель прибавления относящихся к нему факторов.
Балансовый метод применяется в исследовании обеспеченности организации финансовыми и трудовыми ресурсами, а также их целенаправленного использования, при анализе равенства платежных средств с платежными обязанностями.
Балансовый метод рассчитывает достоверность аналитических расчетов с помощью баланса отклонений.

5. Метод линейного программирования
Главной задачей этого метода является решение экспериментальных целей, где необходимо выявить максимальные и минимальные, крайние значения иных функций переменных величин.
Этот метод в экономическом анализе даёт выбор альтернативного варианта.
Если использовать другие методы решения подобных задач, то у вас ничего не получится! Это не реально и под силу только методу линейного программирования.
Теперь я расскажу, что вам нужно, когда вы будете использовать этот метод:
• Показать альтернативы решения в форме математических переменных;
• Выявить главные ограничения и показать их в форме математических выражений;
• Решить задачи, применяя при этом алгебраический, а также графический подход.
На этом всё, и я перехожу к следующему методу.

6. Графический способ
Он в полной мере используется для анализа производственных процессов, процедур программирования, организационных структур. Для того чтобы проанализировать рациональное использование производственного оборудования, необходимо построить графики расчёта, а также графики множественных факторов

Особую роль в системе анализа играют сетевые графики, которые дают значимый экономический эффект в строительстве, а также монтаже промышленных предприятий.

7. Корреляционный и регрессионный анализ.
Корреляционный анализ выполняет функцию измерения тесноты между варьирующими переменными и оценкой факторов, которые могут оказать большое влияние на эффективный признак. А регрессионный анализ предназначен для того, чтобы выбрать вид связи, вид модели, которая выявляет расчетные значения эффективного признака.

Где могут быть использованы эти два метода?

Методы корреляционного и регрессионного анализа используются вместе.
В результате парной корреляции мы анализируем соотношения эффективного признака с одним факторным признаком, что является однофакторным корреляционным и регрессионным анализом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.

Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.

К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся:

— предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей;

— исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок);

— графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц;

— балансовая увязка различных показателей.

Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.

Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.

Исчисление средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.

Сравнение — научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.

Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Существует три вида таблиц:

— простые таблицы (где перечисляются элементы характеризуемого объекта);

— групповые таблицы (данные объединяются в группы по однородному признаку);

— комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).

Групповые и комбинированные таблицы предназначены для установления связи между изучаемыми явлениями, а простые таблицы дают перечень информации об изучаемом объекте.

Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, — наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков — диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах — в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.

Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации — деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.

Группировки подразделяются по сложности построения:

— простые (с помощью которых изучается взаимосвязь между объектами, структурированными по определенному признаку);

— комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам).

Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами организаций.

В процессе аналитической работы можно сгруппировать подразделения организации по уровню выполнения плана, производительности труда, загрузке оборудования, оснащенности средствами автоматизации и механизации труда и др., чтобы определить уровень экономической эффективности отдельных подразделений организации, выявить резервы улучшения работы отстающих подразделений.

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.

Так, при анализе обеспеченности организации сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о не полном учете факторов или о допущенных ошибках:

, (2.1)

где у – изменение результативного показателя;

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

. (2.0)

Балансовый прием анализа чаще всего применяется при изучении финансового положения организаций. С его помощью на основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.

Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей — прием, который может быть проиллюстрирован тем, что уровень расходов на оплату труда взаимосвязан с показателями производительности труда и средней заработной платы одного работника:

%, (2.0)

где у — уровень расходов на оплату труда;

СЗ — средняя заработная плата;

П — производительность труда.

Взаимосвязь существует и между уровнем расходов на оплату труда, общим объемом производства и фондом оплаты труда:

%, (2.Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.0)

где ФОТ — фонд оплаты труда;

Каждый из показателей, приведенных в формуле, также определяется путем разработки системы взаимосвязанных показателей. Например, соотношения между фондом оплаты труда и средней заработной платой, между общим объемом производства и объемом производства на одного работника зависят от численности работников.

Способ детализации общих показателей может быть использован с целью анализа ритмичности работы организаций. Изменение уровня продаж интересно не только с точки зрения его динамики, но также и для характеристики равномерности выполнения плана. Проще всего для этого непосредственно сопоставить проценты выполнения плана отдельными подразделениями по сроками производства (в течение квартала, декады и т.д.).

Метод корреляционного и регрессионного анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

Метод корреляционного анализа чаще всего используют, чтобы установить взаимосвязи между экономическими показателями, не находящимися в функциональной зависимости, т.е. когда изменение одного экономического показателя не вызывает определенное и неизбежное изменение другого. Например, на уровень средней заработной платы работника влияет его квалификация. Однако уровень оплаты труда работников с одинаковой квалификацией может быть различен, так как на него влияют и такие факторы, как организация производственного процесса, производительность труда и др. Вероятностная зависимость между явлениями, не имеющая функционального характера, называется корреляционной.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

Читайте также:  Какие анализы нужны для диагностики диабета

составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются в тех случаях, когда основным источником получения информации является интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса. Из них наиболее распространенным является метод экспертных оценок. Сущность этого метода заключается в организованном сборе суждений специалистов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. При использовании этого метода проводится опрос специалистов. Такой опрос может быть индивидуальным, коллегиальным, очным или анонимным. Организаторы такого опроса определяют объекты и цели экспертизы, подбирают экспертов (причем компетентных), а затем анализируют и обобщают результаты экспертизы.

Разновидностями метода экспертных оценок являются:

— метод «мозговой атаки» (возникновение идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов);

— метод «мозгового штурма» (когда одна группа экспертов выдвигает идею, а другая ее анализирует);

— метод «дельфи» (предусматривает анонимный опрос специалиста по заранее подготовленным вопросам с последующей обработкой ответов).

В аналитической работе имеют широкое распространение методы математического программирования, сетевого планирования, теории игр, теории массового обслуживания. С их помощью решают наиболее сложные аналитические задачи, неразрешимые традиционными методами. Например, определяют оптимальные варианты перевозки грузов из большого количества пунктов, размещения торговой сети, прикрепления розничных торговых организаций к поставщикам и т.д.

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности организаций, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволяет определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

В экономическом анализе также используются методы, основанные на кибернетических подходах и решениях (методы имитации, обучения, распознания образов), методы математической теории планирования, экстремальных экспериментов, эвристические методы (методы адаптационной оптимизации и адаптационного контроля). Эти методы получают все большее распространение благодаря использованию информационных и компьютерных технологий.

источник

Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

В число традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить:

а) абсолютные, относительные и средние величины;

е) метод цепных подстановок;

ж) метод абсолютных разниц;

и) выделение «узких мест и ведущих звеньев»;

Сравнение – наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, то есть с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. Выступающее в результате анализа общее, в свою очередь, объединяет, т. е. синтезирует, обобщаемые явления.

В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ.

Типичные ситуации использования сравнения:

1) сравнение фактических данных с плановыми позволяет определить степень выполнения плана, проверить обоснованность плановых показателей, а также выявить резервы производства;

2) сравнение фактических данных с нормами необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, а также для оценки эффективности их использования;

3) сравнение фактических данных с данными прошлых лет позволяет оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить закономерности экономических процессов;

4) сравнение фактических данных деятельности с лучшими результатами, с передовым опытом, либо с достигнутым результатом науки и техники позволяет выявлять новые возможности производства;

5) сравнение фактических результатов с результатами других предприятий. Этот анализ направлен на поиск новых возможностей производства и на определение результатов повышения эффективности работы.

Виды сравнительного анализа:

— горизонтальный для определения отклонений фактического уровня показателей от базового;

— вертикальный – для изучения структуры экономических явлений и процессов, соотношение частей;

— трендовый при изучении темпов роста и прироста показателей за ряд лет;

— одномерный и многомерный в зависимости от количества изучаемых объектов и показателей.

Важным условием ЭА является обеспечение сопоставимости показателей: сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

1) единство объемных, качественных, стоимостных, структурных факторов;

2) единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены показатели;

3) сопоставимость исходных условий производства (климатических, технических и пр.);

4) единство методики исчисления показателей и их состава.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид считаются: нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).

«Аналитическая сила» средних величин состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного – к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно, как указывалось выше, определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

Группировка – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.

С помощью экономического анализа устанавливаются причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, основные причины и факторы и лишь после этого – характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же выборочная совокупность. В первом случае используются преимущественно материалы общегосударственных или региональных переписей; во втором – типологическая выборка.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Методика построения группировки:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направление воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.

Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми, или тотальными.

Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Статистика называет несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.).

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном измерении, объем оптового или розничного товарооборота (в ценах базисного периода), можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка широко применяется при анализе показателей отдельных предприятий и объединений. Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция нескольких переменных должен быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.

Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом остаются неизменными. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические.

Метод цепной подстановки и способ абсолютных разниц страдают общим недостатком, суть которого сводится к возникновению неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Отмеченный недостаток устраняется при использовании в аналитических расчетах интегрального метода.

Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промышленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируют использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, финансовое положение.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с обязательствами. Как вспомогательное средство используется для проверки исходных данных и аналитических расчетов.

К числу традиционных способов ЭА относятся графические методы.

График – это масштабное изображение показателей, чисел с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных в виде графика позволяет:

— лучше осмыслить результаты моделирования;

— правильно истолковать результаты экономического анализа;

— наглядно и доступно представить исследуемый материал,

— произвести более сильное впечатление, чем цифры;

— значительно облегчить понимание материала.

График состоит из графического образа и вспомогательных элементов. Графический образ – это совокупность линий, фигур, точек, которыми изображены данные. Геометрические знаки, рисунки или образы, применяемые в графиках, многообразны. К ним относятся точки, отрезки прямых линий, знаки в виде фигур различной формы, штриховки или окраски (круги, квадраты, прямоугольники и др.).

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и другие.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 2335 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Заметок в базе: 3033
Комментариев: 156

Группировка приемов и методов экономического анализа

Автор: Методический материал

Группировка приемов и методов экономического анализа

Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах.

Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

К традиционным приемам относятся:

• сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);
• относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;
• способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);
• балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);
• графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).
В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:
• способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);
• способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);
• процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);
• сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);
• метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);
• интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

источник

По дисциплине: «Анализ финансово – хозяйственной деятельности»

Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики.

Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.

Экономический анализ рассматривается на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

На макроуровне экономический анализ рассматривает и анализирует экономику всего народного хозяйства страны. Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особое значение необходимо придавать выявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда.

Экономический анализ на микроуровне проводится специальными приемами и методами на предприятиях. На микроуровне в процессе экономического анализа акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Необходимо выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.

Роль экономического анализа повышается с введением рыночных отношений, особенно в оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия и принятии управленческих решений.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы, производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия, эффективность работы предприятия и конечный финансовый результат.

Объектом анализа является предприятие, объединение, снабженческо – сбытовая деятельность предприятия.

Предмет, задачи и приемы экономического анализа.

Анализ – изучение конкретных хозяйственных процессов или экономических показателей работы предприятия в результате детализации целого на составные части с помощью специальных приемов.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы или производственно – хозяйственная и финансовая деятельность предприятия и конечный финансовый результат на основе приемов анализа.

Задачи анализа обусловлены хозяйственными требованиями государства на каждом этапе развития. В связи с этим задачи могут быть общие и задачи в условиях рынка.

1. оценка итогов работы предприятия, достигнутых за определенных период;

2. выявление недостатков на предприятии, устранение расходов и потерь;

3. определение эффективности трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

1. обеспечение конкурентности на внутреннем и внешнем рынках, создание продукции и ее выход на мировой рынок;

2. выход на конечный результат (прибыль; убыток);

3. выявление резервов и недостатков на предприятии.

Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:

Ø Экономико – статистические приемы:

— Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ

— Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.

Приемы экономического анализа, их классификация.

Для проведения экономического анализа используются специальные приемы анализа, такие как:

Ø Экономико – статистические приемы.

Основным приемом анализа является прием сравнения – прием позволяющий выразить характер одного явления через другие однородные явления. Различают следующие способы сравнения:

а) фактические показатели сравнивают с плановыми для определения степени выполнения плана;

б) фактические показатели сравнивают за ряд лет, чтобы определить темпы развития производства;

в) фактические показатели данного предприятия сравнивают с показателями другого для выявления резервов.

Абсолютные и относительные величины.

Абсолютные величины используют для характеристики экономических явлений, изменения объема, размера и результатов хозяйственной деятельности.

В анализе обычно используются относительные величины, которые более точно показывают изменение явлений.

— коэффициенты – за базу сравнения принимается единица

— проценты – за базу сравнения принимается число 100

— промилле — за базу сравнения принимается число 1000

— темп роста и темп прироста. Темп роста = показатель отчетного года/показатель предыдущего года*100%. Темп прироста = темп роста – 100.

— индексы – показывает соотношение между показателями.

— простая средняя арифметическая – рассчитывается как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число вариантов.

— средняя арифметическая взвешенная – определяется в том случае, когда значение основного признака повторяется. Например при определении среднего тарифного разряда..

— средняя хронологическая – используется, когда нужно определить среднюю годовую стоимость основных производственных фондов или остаток ТМЦ. Формула: половинные показатели на начало и конец года и суммируются с показателями на начало каждого месяца в году и разделить на количество месяцев.

— средняя гармоническая – используется, если при расчете средних величин принимаются обратные величины. Например при изучении затрат рабочего времени.

Прием группировки – для выявления взаимосвязи между показателями. Существует несколько приемов группировки:

— структурные, когда группируются однородные явления по признаку сходства;

— аналитические, устанавливают взаимосвязь, взаимозависимость между показателями.

Прием детализации используется, когда нужно проанализировать отдельные показатели.

Балансовый прием используется с целью установления наличия соответствия между показателями. Выражается в виде баланса (аналитическая формула равенства правой и левой сторон).

Ряды динамики. С их помощью можно охарактеризовать экономические явления во времени.

Прием цепных подстановок. Сущность данного приема:

1. Все факторы подразделяются на количественные и качественные,

2. В первую очередь всегда определяется влияние количественных факторов, а затем качественных,

3. влияние количественного фактора – берется отклонение по количественному фактору и умножается на плановое значение качественного фактора,

4. влияние качественного фактора – берется отклонение по качественному фактору умножается на фактическое значение количественного фактора,

5. находится общее влияние, т.е. влияние количественного на качественное и наоборот.

Экономико – статистические приемы анализа

К статистическим приемам анализа относят корреляционный, регрессионный и факторный анализ.

Корреляция – соотношение показателей. Корреляционный анализ применяется, когда между отдельными показателями имеется связь или зависимость от других показателей. Он дает возможность определить тесноту связи между показателями. Теснота связи определяется коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции = 1 – связь между показателями полная, Коэффициент корреляции = 0 – связь отсутствует, Коэффициент корреляции между 1 и 0 – связь искажена или неполная.

Регрессионный анализ. Регрессия – зависимость среднего значения какой- либо величины от некоторой другой величины ил от нескольких величин.

Математические приемы анализа

К математическим приемам анализа относят:

— линейное программирование. Самый распространенный прием решения задач по рациональному выявлению резервов;

— деловые игры. Основаны на решении хозяйственных вопросов на основании разбора хозяйственных операций.

— сетевые графики. График строится по проведению работ и отражают все необходимые операции с указанием их последовательности и продолжительности.

Визуальные приемы анализа

Они находятся между математическими и традиционными приемами анализа.

Визуальные приемы анализа:

— мозговой штурм – метод активизации творческого мышления, основанном на такой атмосфере, которая приводит к неожиданным поворотам мысли.

Существует два вида: прямой мозговой штурм (при рассмотрении проблемы участвует 5 – 15 человек. Они должны быть в курсе проблемы, но не знать деталей. Обычно проводится в утренние часы, выступление длится 2-3 минуты, общая продолжительность не более часа), обратный штурм связан с решением задачи, когда выявляются резервы и недостатки с целью улучшения учета и анализа на предприятии.

— прием ассоциаций и аналогий. Сущность в том, что новые идеи и предложения возникают на основе сопоставления с другими аналогичными объектами.

— прием контрольных вопросов состоит в том, что задача решается при помощи тщательно подготовленных контрольных вопросов.

источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово-хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Введение
1.Методы экономического анализа
2.Метод группировок

3.Виды группировок
4. Групповые таблицы

1.Методы экономического анализа

Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово- хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Значение метода группировок в экономическом анализе трудно переоценить. С его помощью решаются достаточно сложные задачи исследования. Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Экономический кризис требует отработки подходов к структурной перестройке системы управления предприятиями. Это возможно на основе усиления взаимодействия органов власти и бизнеса в таких областях как развитие инфраструктуры, проектное управление, реструктуризация и модернизация предприятий, их рекапитализация при мобилизации внутренних и внешних ресурсов.

В качестве инструментов используется и метод группировок как один из эффективнейших методов для исследования явлений хозяйственной жизни. Можно особо отметить один из его видов — кластерный подход, который лежит в основе исследований многих проблем и служит источником инновационных решений.

1.Методы экономического анализа

Метод – это подход к изучению реальной действительности, способы ис-

следования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно-

следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные

показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; вы-

явить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффек-

тивности деятельности предприятий.

Метод (от др.-греч. мЭипдпт — путь) — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли

В анализе, как правило, используется система показателей, формируемая в процессе оперативного бухгалтерского учета и контроля. Часть недостающих показателей рассчитывается в ходе исследования. Обусловленность экономических явлений и процессов причинной связью требует от анализа изучения факторов, вызывающих изменение тех или иных показателей. Посредством анализа устанавливаются наиболее существенные факторные показатели, оказывающие влияние на изменения результатов деятельности банка.

Вторая характерная особенность метода экономического анализа — изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа — раскрытие и изучение причинно-следственных связей. На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельный показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Выявить и изучить действие абсолютно всех причин, как отмечалось ранее, весьма затруднительно, к тому же не всегда это практически целесообразно. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель.

Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

Как и в любой науке, методы экономического анализа можно разделить на общенаучные и конкретнонаучные. К первым относятся методы, свойственные всем наукам. Они связаны с наблюдением, сравнением, детализацией, абстрагированием, моделированием, экспериментом. Анализ и синтез также относятся к общенаучным методам. Конкретнонаучные методы формируются в рамках отдельных наук и являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.

2. Метод группировки в экономическом анализе

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

Группировка — это метод экономического исследования, который используется при изучении совокупности (большого количества) качественно однородных явлений.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам ( группировочный признак).

Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам, классифицировать явления и процессы, а также причины и факторы, обусловливающие их.

Группировке всегда предшествует “ранжирование” по избранному признаку. Используя методику статистики, определяют интервалы в группах и рассчитывают средние значения показателей в группах.

Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Ранее в системе тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, например, осуществлялись типологические группировки и анализ по однородным предприятиям в целом и по видам производства (переделам). С помощью группировок и сравнительного анализа изучались литейное производство (с выделением серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), кузнечное производство, холодная штамповка, термообработка, механическая обработка, сварка, сборка, защитные покрытия; инструментальное, складское, ремонтное и транспортное хозяйства.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

В отличие от литературного изложения сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучить зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

Метод группировки используется для выявления скрытых резервов и воз-

1. Зависимость заработной платы от стажа работы, возраста, образования, ква-

лификации, вредности и т. д.

2. Связь между уровнем заработной платы и выработкой. Выработка зависит

от количества оборудования, вида материала, технологии производства, воз-

раста оборудования, автоматизации

3. Связь между уровнем выработки и фондоотдачей, и фондовооруженностью.

источник

Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ предусматривает применение способов и приемов, условно подразделяемых на традиционные и на математические.

Традиционные приемы применяются при изучении и оценке функциональных зависимостей между показателями. Такие приемы включают использование абсолютных, средних и относительных величин, применение способов сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода. Перечисленные приемы обычно применяются в ходе анализа и оценки детерминированных систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результативным показателем имеет функциональный характер и может быть представлена как произведение, частное или алгебраическая сумма факторов.

Специфика экономического анализа состоит в изучении экономических показателей не столько в статике, сколько в динамике. Метод экономического анализа — это способ подхода к исследованию хозяйственных процессов в ходе их становления и развития. Определяющими свойствами метода экономического анализа являются использование системы экономических показателей, которые всесторонне характеризуют экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучение причин изменения таких показателей, выявление взаимосвязей между ними, определение количественного влияния показателей-факторов повышения эффективности производства.

Применение методов и приемов экономического анализа позволяет произвести объективные измерения и оценить характер имеющихся взаимосвязей, количественные характеристики факторов, оказывающих влияние на изменение показателей, отображающих развитие хозяйственных процессов, и, основываясь на этом — разработать и принять верные управленческие решения. Данные приемы классифицируются по ряду признаков.

Традиционно используют три группы приемов экономического анализа: экспертно-логические, сравнительные (сопоставительные) и аналитические.

Экспертно-логический анализ — это анализ мысленный, без применения средств обработки и фиксации данных, основывающийся исключительно на знаниях, опыте и интуиции специалиста. Остальные методы используют учетно-отчетную информацию и определенные средства ее обработки — расчеты вручную, с применением калькулятора, с использованием ЭВМ.

В силу своей простоты наибольшее распространение получил сравнительный анализ. В то же время он дает упрощенное представление о хозяйственной деятельности. Данные отчета за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями, с нормативами, с показателями за прошлый период, с показателями других предприятий. Сопоставление с планом и нормативами нередко именуют субъективным методом сравнительного анализа, с предшествующими периодами — историческим методом, с другими предприятиями, аналогами — внешним методом анализа. Условия работы и уровень других показателей при сравнительном анализе в большинстве случаев количественно не соизмеряются.

Группировка как один из приемов сравнительного анализа применяется, главным образом, для того, чтобы предварительно (либо в целевом порядке) систематизировать большой цифровой материал (например, о посещаемости рабочих), расставить его в определенном порядке и затем уже осуществлять собственно анализ.

Аналитические методы включают широкий набор приемов прямого счета и простейших математических выражений, которыми описываются зависимости результатов производства от каждого фактора.

Детализация как прием счета состоит в разбивке сложных показателей на простые, синтетических — на элементарные по характеру показателей, времени, месту и т.д. Так, себестоимость может быть детализирована по элементам либо статьям затрат.

Расчет средних величин используется для расчета обобщающих характеристик массовых явлений в деятельности предприятия: средний разряд рабочих, средняя выработка и т.п. Средние величины — исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных совокупностях. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности сред ними величинами оперировать нельзя, т. к. за ними могут скрываться существенные недостатки в работе предприятия. Поэтом наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются. Расчет средних величин часто дополняется группировками (например, рабочих по профессиям, по возрасту и др.) Группировки — используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т. д.).

Элиминирование представляет собой ряд приемов, применяемых для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, при котором последовательно рассматривают каждый фактор как переменный, предполагая остальные постоянными. Это способы цепных подстановок, способ разниц, индексный метод (базисные и цепные индексы).

В способе цепных подстановок оперируют абсолютными значениями факторов. Способ разниц аналогичен ему, но оперируют при этом отклонениями от заданных величин.

Расчет индексов применяют для оценки темпов динамики показателей (например, роста объемов СМР за несколько лет в сопоставлении с динамикой влияющих на них частных факторов). Различают базисные и цепные индексы. В первом случае показатели всего временного ряда сравниваются с базисным показателем, во втором — каждый раз с показателем предыдущего периода.

Балансовая увязка заключается в соизмерении двух систем экономических показателей, между которыми имеется полное соответствие, равенство, например, бухгалтерский баланс предприятия.

Сравнение — сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютны и относительных отклонений фактического уровня исследуемы показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ используемый для изучения структуры экономических явлений трендовый анализ, применяемый при изучении относительны темпов роста и прироста показателей за несколько лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

единство периодов времени, за которые производится сравнение;

сопоставимость условий производства;

сопоставимость методики исчисления показателей.

В качестве базы для сравнения могут использоваться:

  • — плановые показатели — для контроля и анализа выполнения предприятием планов;
  • — нормативные показатели — для изучения и выявления возможностей экономического и социального развития предприятия;
  • — фактические данные за прошлые периоды деятельности — для анализа динамики закономерностей и темпов развития предприятия;
  • — среднеотраслевые показатели — для определения места предприятия в отрасли;
  • — показатели деятельности ведущих предприятий — для выявления возможностей и резервов улучшения хозяйственной деятельности;
  • — показатели деятельности конкурентов — для оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Особая роль сравнений в экономическом анализе определяется тем, что этот способ анализа позволяет достичь ряда важных целевых установок, таких как оценка результатов текущего и перспективного планирования, выбор оптимальных вариантов управленческих решений и т. п.

Обратим внимание на некоторые приемы сравнительного метода.

Прием усредненных критериальных оценок. Суть его состоит в том, что значения аналитических показателей сравниваются с их критериальными (нормативными) значениями, например, усредненными в отрасли. Метод прост и доступен, но далеко не везде применим, поскольку имеется лишь небольшое число показателей, по которым существуют достаточно устойчивые, надежные пороговые оценки. Метод не позволяет сделать надежные выводы и в тех случаях, когда разные аналитические показатели получают не однозначные оценки относительно их пороговых значений. Метод (прием) широко применяют при анализе финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия. экономический анализ экспертный

Метод сопоставления динамики показателей с динамикой однозначных показателей, усредненной по отраслям или группам показателей, более богат своими возможностями, но для этого необходимо располагать усредненными показателями. В зарубежной практике сбором и обработкой данных занимаются специальные фирмы. В России такая работа только начинается, результаты публикуются. Информация экономических обзоров по предприятиям отрасли представляется по годам, на ее основе строятся три кривые: медиана, соответствующая средним значениям показателя, верхняя и нижняя квартили. Последние «отсекают» 25% крайних значений показателя, расположенных соответственно выше и ниже медианы.

Методика анализа состоит в следующем:

на основе опубликованной обзорной информации устанавливается отраслевая принадлежность предприятия;

по каждому из анализируемых показателей предприятия строится график его изменения за ряд лет;

эта тенденция накладывается на отраслевой график тенденций медианы, верхней и нижней квартилей.

Попадание показателей предприятия в сегмент между медианой и верхней квартилью свидетельствуют о стабильном его положении (например, финансовом), то же ниже медианы — о наличии промахов, недостаточно эффективной работе. Если показатели располагаются выше верхней либо ниже нижней квартилей, то состояние предприятия считается неординарным, что дает основание для проведения комплексного анализа рассматриваемого показателя либо деятельности предприятия в целом.

источник