Меню Рубрики

Государственная служба как социальный институт анализ

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства. В обществе, исходя из его функциональных качеств, действуют самые различные социальные институты – политические, экономические, духовной сферы жизни общества и др. В пределах названной классификации государственная служба относится к политическим институтам.

Государственная служба тесно связана со всеми другими институтами общества. Следует особо подчеркнуть связь государственной службы с институтом права. Государственная служба только тогда выполняет социальную функцию, когда строится на правовой основе, является по существу не только социальным, но и государственно-правовым институтом.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту. Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, выступает определяющим стержнем в деятельности государственных служащих независимо от служебного статуса.

В-тертьих, государственная служба как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности, существующих в обществе порядков.

В-четвертых, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения. Она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности. В-пятых, государственная служба не только правовая, но и этическая система. Формируя правосознание граждан, она вместе с тем выступает показателем должной морали, моральных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм, правил человеческого общения.

Государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества.

Ведение государственных дел установлено как общая для институтов выборной власти и государственной службы функция, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражданин. При этом избранные лица, равным образом и государственные служащие, осуществляя функции по ведению государственных дел, осуществляют не свое собственное, личное право, а совокупное, точнее публичное, право всех граждан государства. Избранные народом должностные лица, равно как и поступившие на государственную службу граждане, выступают в таком случае доверенными народа. Государственная служба – публичный институт реализации конституции, законов и функций государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов – служб, надзоров, агенств и т.п. для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридический характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач.

Государственная служба обеспечивает реализацию политических программ, законов. Государственная служба – это система госорганов (служб, надзоров, агентств и т.д.), исполняющих административные функции по предметам ведения, входящих структурно в состав министерств, ведомств, подразделений, исполняющих административные функции.

Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата.

При смене правительств, при роспуске парламента публичные службы, профессионально и непрерывно обеспечивая исполнение конституции, законов, удерживают законопорядок во внутри- и внешнегосударственных отношениях. Состав функций, исполняемых в административном порядке, должен иметь соответствующее закрепление в статусе соответствующего рода госслужбы.

Государственная служба как термин имеет собирательный характер, обозначая совокупность различных видов (гражданской, военной и правоохранительной), различных уровней (республиканского, регионального, местного) службы.

Содержательную деятельность каждого вида государственной службы определяет его базовая функция. В обобщенном виде функции единого целостного института госслужбы можно изложить следующим образом.

Основная функция госслужбы – управление в процессе (во времени и пространстве) как служение государству, обществу в целях обеспечения законности и правопорядка, стабильности и развития.

Госслужба – это ведение государственных дел в органах всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Управляя государственными делами во всех разделениях государственной власти, государственная служба придает им правовую общность, чем способствует единству государственной власти, правовому характеру государства. Отсюда особую важность представляет привлечение на государственную службу квалифицированных специалистов, честных, порядочных людей, с устойчивой системой моральных ценностей

источник

Под соц. институтами принято понимать сложившиеся на основе традиций, правовых норм устойчивые формы совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающие удовлетворение соц. потребностей.

Гос. службакак соц. институт представляет собой цивилизованную форму государственною управления обществом, которая включает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов гос. власти и гос. органов субъектов РФ, соц. группу гос. служащих, а также гос. органы управления гос. службой.

Место гос. службы в системе взаимодействия государства и общества:

1. Гос. служба как цивилизованная форма гос. управления обществом характеризуется легитимностью и гуманностью, что отличает ее от неправовых, антигуманных форм гос. управления, которые свойственны репрессивным, диктаторским режимам. 2. Соц. предназначением гос. службы является исполнение полномочий гос. органов и должност­ных лиц таким образом, чтобы в полной мере выражалась их соц. роль – служить обществу, обеспечивать установленные законом права граждан.

Основные функции государственной службы как социального института:

I. Функция внутренней организации (штабная, аппаратная): приобретает особое значение в периоды становления и реформирования системы гос. управления, о чем свидетельствует проводимая в нашей стране административная реформа.

В целом успешная реализация аппаратной функции обеспечивает оптимальную организационную структуру гос. службы и своевременную модернизацию технологий и методов служебной деятельности.

II. Функция соц. организации общества, или функция «ор­ганизации жизни» может быть отнесена к целевым функциям, по­скольку рассмотренная ранее аппаратная функция является средством достижения гос. службой поставленных перед ней целей. Конкретной формой реализации данной функции является обеспечение условий целостности и развития российского общества.

Структура и уровни организации гос. службы РФ:

В качестве основных компонентов структуры гос. службы России выделяют:

· два уровня организации – федеральная гос. служба и гос. служба субъектов РФ;

· гос. службы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые, наряду с аппаратами центральных федеральных органов, имеют территориальные гос. органы.

Закон о системе гос. службы дополняет орг. структуру гос. службы следующими видами: военная служба; правоохранительная служба; гос. гражданская служба.

Заметим, что представленная система гос. службы не является завершенной. Законодатель предусмотрел возможность учреждения других видов гос. службы.

Первичный элемент системы гос. службы – гос. должность.

Должность гос. службы – внесенная в штатное расписание первичная организационно-структурная единица гос. органа, на которую возложена часть его компетенции, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий гос. органов и должностных лиц.

Гос. служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов гос. власти; субъектов РФ, органов гос. власти субъектов РФ, иных гос. органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных гос. органов; лиц, замещающих должности, учрежденные конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов субъектов РФ.

Гос. гражданская служба – вид гос. службы, который представляет собой проф. служебную деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных и региональных органов гос. власти и лиц, замещающих гос. должности РФ и ее субъектов.

Федеральная гос. гражданская служба — проф. служебная деятельность граждан на должностях федераль­ной гос. гражданской службы по обеспечению полномо­чии федеральных гос.органов и должностных лиц.

Гос. гражданская служба субъекта РФ – проф. служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы субъекта РФ по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий гос. органов субъекта РФ и лиц, замещаю­щих гос. должности субъекта РФ.

Гос. служба законодательной, исполнительной и судебной властей: принципы взаимодействия:

Взаимодействие гос. служб трех ветвей власти должно осуществляться на основе Конституции РФ и имеет следующие особенности: Конвенциональный характер, что означает взаимодействие не на принципах субординации, руководства и подчинения, а на основе договора, согласия и координации. Нормативный характер, поскольку координация государственно-служебной деятельности осуществляется посредством соответствующих гос. нормативных актов: законов, совместных постановлений, общих процедур и т.д. Гос. служба ни одной из ветвей власти не вправе претендовать на какие-либо преимущества перед другими ветвями власти. Однако реализация указанных принципов в настоящее время не м. б. признана удовлетворительной, поскольку гос. служба исполнительной власти, например, нередко пытается использовать свою ресурсную базу для давления на законодательные и судебные органы.

Основные направления реформирования гос. службы России:

1. создание комплексной нормативно-правовой основы регули­рования государственной службы РФ;

2. разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы РФ в целях оптимизации состава государственных служащих;

3. выработка мер по совершенствованию оплаты труда гос.служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы, по рационально­му использованию в системе государственной службы информацион­ных технологий;

4. внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития государственных служащих;

5. формирование системы управления гос. службой РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Наиболее распространенным на сегодняшний день подходом к изучению феномена государственной службы является институциональный подход.

Если суммировать все множество подходов к понятию социального института, то их можно представить следующим образом:

  • — ролевая система, в которую включены также нормы и статусы;
  • — совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • — формальная и неформальная организация;
  • — совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • — обособленный комплекс социальных действий [1] .

Соответственно, социальный институт выполняет следующие функции в общественной жизни:

  • 1) создает возможности членам общества удовлетворять различного рода потребности;
  • 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивает выполнение желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям;
  • 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
  • 4) осуществляет интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивает внутреннюю сплоченность общности 1 .

Каждый институт обладает следующими составными элементами, выступающими в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Он имеет свою цель (шире — функцию). Для достижения цели институт располагает средствами и учреждениями. Это могут быть средства материальные, символические и идеальные. Наконец, институты располагают определенными санкциями как в отношении лиц, выполняющих институционализированные функции, так и в отношении лиц, которые являются объектом этих действий.

Эволюция социальных институтов происходит в процессе естественного отбора, а не путем искусственного создания. Так, Т. Веблен отмечал, что институты меняются при изменении обстоятельств и с изменением общественных потребностей, развитие институтов есть развитие общества. В то же время институты являются результатом процессов, происходящих в прошлом, «они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени» 2 . Это несоответствие между сложившимися институтами и изменившимися условиями (внешней средой) и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. Институты возникают для удовлетворения социальных потребностей, которые являются толчком к созданию института. Но потребности должны «созреть»; следовательно, родившись, институты уже отстают от потребностей.

Английский социолог Г. Спенсер, первым применивший термин «социальный институт», подробно изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». [2] [3]

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается 1 .

С позиций этого подхода государственная служба как социальный институт «представляет собой организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социальнозначимой функции (управления) материальных учреждений — государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления, деятельности которой определяются функциями государства» [4] [5] .

Читайте также:  Перед зачатием какие анализы для мужчин

От чего же зависит успешность функционирования социальных институтов? Можно указать на следующие условия:

  • 1) от четкого определения цели и круга выполняемых действий или же объёма функций;
  • 2) от рационального разделения труда и его рациональной организации;
  • 3) от степени деперсонализации действий и объективации функций. Другими словами, если данный институт превращается в учреждение, зависимое от интересов людей, призванных выполнять институционализированные функции, тогда он утрачивает свой общественный характер, утрачивает престиж и доверие всей группы;
  • 4) от признания и престижа, каким он обладает в глазах всей группы или преобладающей его части;
  • 5) и, наконец, от бесконфликтного включения в глобальную систему институтов [6] .

Как уже было показано в п. 1.1, данные условия присущи институту рациональной бюрократии, описанной М.Вебером.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляя собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина. Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых — обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения. Таким образом, государственная служба непосредственно удовлетворяет общественно значимые потребности в управлении и власти.

В основе осмысления роли, места и значения государственной службы как социального института в условиях реформирования России лежит анализ механизмов взаимодействия между государственной службой, другими социальными институтами и социальными группами гражданского общества по поводу адекватности взаимного удовлетворения их требований друг к другу. Институциональный подход помогает понять, что именно необходимо стабилизировать в государственной службе.

Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из «двух системно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во власте- отношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)» [7] .

Государственная гражданская служба Российской Федерации относится к одним из наиболее значимых институтов государственной власти и управления. По своему положению в структуре государственной власти, государственным и общественным функциям государственная гражданская служба является связующим звеном в отношениях государства и гражданского общества. Проблемы государственного развития, эффективности государственной власти, ее приближенности к интересам общества непосредственно зависят от состояния и степени институционального развития государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба реализует потребности гражданского общества в управлении, оказывает влияние на политический процесс в основном опосредованно — через участие в политическом процессе самих государственных служащих — членов общества и граждан государства. Поведение такой большой социальной группы имеет существенное общественное значение, особенно в соотнесении с властными возможностями госслужащих и потенциями формирования у них корпоративного поведения.

Государственная служба выступает своеобразным мостом между государством и обществом, государством и гражданином. Ряд ученых справедливо считает, что «любые практические вопросы государственной службы приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении с государственным управлением и под утлом его обеспечения» [8] . В глазах населения государственная служба, как правило, олицетворяет государство. Какова государственная служба, таково и государство.

Каждое государство, используя свое легитимное исключительное право на правовую деятельность, формирует нормы права, определяющие государственную службу. Социальная природа государственной службы зависит от формы государственного устройства, т. е. от формы правления, от типа политической системы, от характера отношений между центром и составными частями и многих других внешних факторов.

Когда граждане встречают непонимание, нежелание или невозможность со стороны государственных служащих решения их проблем, они напрямую это связывают с позицией государства в целом. Происходит отождествление органа государственной вдасти и государственного аппарата.

На современном этапе в России концептуальные основы взаимодействия государства и гражданского общества, социальная среда не подготовлены для плодотворных отношений между государством и гражданским обществом. Поэтому многие преобразования, протекающие в государственном аппарате (реформа государственной службы), не затрагивают общество, не оказывают сколько-нибудь ощутимого положительного влияния на общественное бытие.

Итак, институт государственной службы представляет собой систему социальных и правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т. е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих,, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

Социальный институт государственной службы воз- никаеттогда, когда появляется определенная социальная потребность. А потребность в данном социальном институте заложена в самой природе общества, которое не может существовать без специализированной организующей структуры — публичного управления (управления обществом). Уже в первобытном обществе возникает некий аналог, зачаток публичного управления в виде власти вожаков, старейшин и т. п. С появлением государства в ранней человеческой цивилизации оформляется и бюрократическая машина публичной власти — государственная служба.

Постоянная эволюция государственной службы — это исторический процесс обновления социально-управленческой технологии. Государственная служба как социальный институт представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства.

В России возникновение социального института государственной службы можно датировать концом XV —началом XVI вв. Именно в этот период «. сложилось единое централизованное российское государство. В процессе его формирования возникла общественная потребность в профессиональном аппарате, способном осуществлять функции централизованного государства» 1 . Государственная служба в России прошла длительный путь институционализации, формирования традиций, норм и ценностей лиц, профессионально занимающихся государственным управлением.

В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, являющуюся комплексным правовым и социальным институтом, функционирующим посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенции государственных органов и государственных должностей.

Необходимо также отметить, что несовершенство функционирования института государственной службы в современной России проявляется в ряде факторов.

Во-первых, государственная служба не в полной мере выполняет функцию социальной коммуникации, т. е. связи государства с обществом. В результате в процессе принятия управленческих решений практически не учитывается мнение различных социальных групп и, в конечном итоге, не достигается баланс интересов. Необходимо создание действенных механизмов административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социально-экономических программ с участием всех заинтересованных сторон. Подобная практика служит формированию взаимного доверия, что является основой социального капитала.

Во-вторых, слабо работают механизмы социального контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных служащих.

Мельников В.П., НечипоренкоВ.С. Государственная служба России: отечественный опыт организации и современность. Ч. I — II М. Изд-во РАГС, 2000.

МШУЦНОШЬНЬИ И Д?Я1ЕДЬНОС!НЫИ ПОДХ ОДЫ К АНАЛИЗУ ГРСУДАРСГВЕННРЙ СЛУЖБЫ

В-третьих, государственная служба слабо реализует функцию социальной информации. Вследствие этого граждане плохо информированы о деятельности государственных органов, что таит опасность отчуждения органов публичной власти от граждан. Для решения этой проблемы в ряде стран мира с успехом осуществляется проект «электронного правительства».

В-четвертых, существенные социально-нормативные регуляторы, например, принятые этические нормы поведения и деятельности государственного служащего, работают не в полную силу либо вовсе не работают.

Все это актуализирует исследование государственной службы как социального института.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба — важный социальный институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.

источник

Практика государственного управления свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать институциональный подход. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правовового института.

В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового институт. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность. Это никоим образом не противоречит институциональному подходу, а дополняет его. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов. Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.

Государственная служба — это, прежде всего, общественное явление, имеющее не только правовую, организационную, но и собственно социальную природу.

Тема государственной службы как социального института стала разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых-социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируются особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, B.C. Нечипоренко, В.М. Соколова. А.И. Турчинова и ряда других ученых

В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В развитом виде социальные институты обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.

В обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, духовные и т.п. В пределах названной классификации существует и такой институт, как государственная служба имеющий в первую очередь политико-административный характер.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.

В силу специфики своего предмета понятие «государственная служба» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства 1 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г. .

Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:

  • исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
  • особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;
  • функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;
  • срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;
  • инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;
  • носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.
Читайте также:  Перед удалением миндалин какие анализы сдать

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

  • социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
  • социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.);
  • социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
  • защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность;
  • служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:

  • сущностью политического строя и политическим режимом в стране;
  • процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников;
  • профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами.

1. Тоталитарный политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества. В обществе с демократическим режимом правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.

2. Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.

3. Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.

Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства.

Типология социальных задач и функций государственной службы разнообразна.

К социальным задачам государственной службы можно отнести: защиту и реализацию интересов, прав и свобод граждан; эффективное решение социальных задач и обязательств государства перед обществом; производство социальных государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и т.д.); борьбу с безработицей; разрешение социальных конфликтов в обществе; регулирование социального статуса чиновников; формирование корпуса государственных служащих в соответствии с конституционной нормой равного доступа граждан к государственной службе.

К социальным относятся следующие функции государственной службы:

  • социальной организации;
  • социальной коммуникации;
  • социальной информации;
  • социального регулирования;
  • контроля;
  • образовательная и воспитательная.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем — это уровень гражданского общества и государства; среднем — уровень государственной службы как института государства; нижнем — уровень социального статуса государственного служащего, его социального статуса.

1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику — заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизнь структурами государственной гражданской и муниципальной службы.

Поэтому реализация социальных функций государства является приоритетной задачей государственной гражданской службы в ходе разработки проектов и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; усиления социальной защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранения; пенсионного обеспечения; поддержки малоимущих слоев населения; борьбы с преступностью; предотвращения социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной систем.

Жизнь свидетельствует, что пока эти вопросы не стали приоритетными в содержании государственной гражданской службы России. Большинство граждан не удовлетворены качеством социальной поддержки государства обеспечения порядка и личной безопасности, жилищно-коммунального обеспечения. Более трети граждан отмечают низкое качество образовательных и медицинских услуг государства.

2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей — чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности. По официальным данным, сейчас насчитывается около 900 тыс. гражданских служащих.

3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности — запреты и привилегии. Это прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности, высокий уровень организованности, служебной дисциплины и юридической ответственности, профессионализма компетентности и образованности, доступ к информации, к государственным ресурсам и т.д.

У государственных служащих имеются корпоративные интересы, которые требуют удовлетворения со стороны государства. Это потребности в стабильности своего положения, в признании общественной значимости их труда, создании системы социальной защиты государственных служащих и членов их семей. Когда государство об этом забывает, чиновники удовлетворяют такого рода интересы за счет граждан и хозяйствующих субъектов, прибегая к коррупции. Поэтому в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим (гл. 11, ст. 52 и 53). Но проблема преодоления коррупционности государственной службы остается одной из самых актуальных.

Государственная служба содержится за счет налогоплательщиков. В связи с этим граждане вправе предъявлять к государственной службе и чиновникам высокие требования. Но многие гражданские государственные служащие считают, что они служат не обществу, а только государству, и более того — только своему руководителю. Проводимые социологические опросы подтверждают этот факт. На вопрос о том, чем руководствуются государственные служащие при выполнении своих должностных обязанностей, лишь 13,8% респондентов из числа государственных служащих ответили, что руководствуются интересами общества. Это седьмое по рангу место из восьми предложенных вариантов ответа 2 Социологические исследования в системе государственной службы (1992—2002). М.; Орел: РАГС, 2002. .

Итак, государственная служба как социальный институт, проявляя себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя.

Вместе с тем на сегодняшний день состояние государственной службы Российской Федерации как социального института характеризуется значительным количеством нерешенных проблем и противоречий, обусловленных становлением и развитием новой российской государственности.

  • неэффективность государственной кадровой политики в государственной службе (высокая текучесть кадров, недемократичные, авторитарные формы подбора и расстановки кадров, частые структурные изменения, нестабильность государственной службы);
  • недостаточный уровень профессионализма и компетентности гражданских служащих, несовершенная система их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки, особенно в сфере правовых и социальных знаний и навыков;
  • непрозрачность, закрытость государственной службы для гражданского общества и самих государственных служащих;
  • отсутствие законодательно утвержденного федерального органа управления системой государственной службы, который бы занимался в том числе вопросами социальной защищенности государственных служащих;
  • недостаточно высокий социальный статус и престиж государственных гражданских служащих в обществе;
  • высокий уровень коррупции на государственной службе.

источник

1. Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве.

2. Цели, задачи и функции государственной службы.

3. Принципы государственной службы.

4. Особенности государственной службы как профессиональной деятельности.

1. Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве

1.1. Определение понятия «государственная служба» в федеральном законодательстве

Законодательное закрепле­ние понятия «государственная служба»впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федера­ции», который утратил силу с 1 февраля 2005 г. В нем государственная служба определялась как «профессиональная дея­тельность по обеспечению исполнения полномочий государ­ственных органов власти».

Более широкое определе­ние понятия «государственная служба» дается в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции».

Под этим термином понима­ется профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Кон­ституцией РФ, федеральными законами для непосредствен­ного исполнения полномочий федеральных государствен­ных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые кон­ституциями, уставами, законами субъектов РФ для непо­средственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

1.2. Признаки государственной службы

Исходя из данного определения, можно говорить о наличии у государственной службы ряда следующих признаков.

1. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

2. Следующий существенный признак государственной службы — это профессиональная служебная деятельность, под которой имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на должностях государственной службы. Государственная служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

3. Государственная служба проходит в государственных органах. Под государственным органомпонимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

1.3. Государственная гражданская служба как социальный институт

1.3.1.О сущности понятия «социальный институт»

Под социальным институтом можно понимать целостный устойчивый комплекс формальных и неформальных «правил игры», т.е. принципов, норм, установок, способов контроля, поощрения и санкций, регулирующих системы ролей и статусов поведения и типы социальных практик в различных сферах человеческой деятельности.

Внутреннее устройство социального института представляет собой:

· систему формальных административно-правовых норм и правил, устанавливаемых и регламентируемых государственными органами;

· неформальные правила, нормы и образцы поведения, укорененные в культуре общества;

· механизм административно-правового контроля выполнения формально установленных норм;

· общественный контроль выполнения формальных и неформальных правил игры.

Социальный институт в социологии (в самом общем виде) – это устойчивая форма организации социальной жизни, регулирования общественных отношений, в том числе деятельности их субъектов. Внешне (формально) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений и организаций, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Следовательно, социальный институт есть система юридических, моральных, организационных и других норм и правил, регулирующих деятельность людей в какой-либо определенной области. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данной организации, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Читайте также:  Перед зачатием какие анализы лучше сдать

1.3.2. Специфические особенности гражданской службы как государственного (социального) института

Социальный институт, особенно государственный, обладает специфическими особенностями (признаками):

1) жестким и обязывающим типом регламентации, что обеспечивает регулярность, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного;

2) четким распределением функций, прав и обязанностей участников институционализированного взаимодействия. Конкретный человек должен выполнять свою функцию, а потому каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания в отношении его деятельности. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов — регулярностью, самовозобновляемостью;

3) обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институционализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права. Они представляют собой исторически отобранный, наиболее эффективный вариант поведения участников институционализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания (предустановления) социального института, общества в целом. Тем самым обеспечиваются относительная независимость функционирования социального института, его устойчивость и способность к самовозобновлению;

4) разделением труда и профессионализацией выполнения институционализированных функций. Для этого общество, государство должно осуществлять специальную подготовку людей с тем, чтобы они смогли выполнять свои профессиональные обязанности. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов;

5) необходимостью материальной организации, обладающей необходимыми средствами и ресурсами. Для выполнения своих функций социальный институт должен иметь материальную основу, в рамках которой осуществляются управление и контроль за его деятельностью.

С учетом представленных выше особенностей социальный институт государственной службыпредставляет собой, во-первых, исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятель­ности лиц, находящихся на службе государства. Во-вторых, речь идет о комплексе социальных действий, осуществляемых органами государственной власти, включая профессиональную деятельность государственных служащих. В-третьих, их целевой установкой является реализация на практике основополагающих прав и свобод человека и гражданина, которые гарантируются статьей 18 Конституция Российской Федерации.

Спецификой социального института гражданской службы является обеспечение исполнения и исполнение полномочий федеральных и региональных государственных органов. Действительно, государственная гражданская служба специализируется на оказании сервисных услуг. Кому и для чего?

Сейчас она оказывает услуги по преимуществу политическим руководителям. А населению? Чтобы это произошло, здесь необходимо провести серьезные изменения в правовом положении и характере деятельности гражданской службы.

1.3.3. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт

Сам процесс становления социального института государственной службы в современном российском обществе развивается как сово­купность социальных (формальных и неформальных) пра­вил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и орга­низующих их систему ролей и статусов, образующих соци­альную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:

· институциональный (государственная служба рассма­тривается как социально-правовой институт, целью которого является обслуживание интересов не отдельного «политиче­ского» руководителя, а всего народа);

· деятельностный (государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномо­чий государственных органов и носит политический харак­тер).

Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институтобщественного служения про­фессионально подготовленных граждан российскому госу­дарству и обществу в целом.

Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину. Они должны соотно­ситься и дополнять друг друга. В концепции реформирова­ния государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечить выполнение госу­дарственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба — часть механизма государствен­ного управления, которое осуществляют государственные служащие. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политические, административные и социальные задачи. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы.

Государственная служба продолжает и завершает органи­зацию государственного механизма, делая ее готовой и при­годной к практической реализации задач и функций госу­дарства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственно­сти любого вида государственная служба выступает в каче­стве первейшего организационного средства выполнения госу­дарством своей миссии.

Институт государственной службы является юридиче­ским исходным правовым средством в системе построения государственности, так как он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправле­ния, т.е. он создает государственную администрацию, обе­спечивая тем самым функционирование самого государства.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 2327 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Первостепенное значение в процессе становления муници­пальной службы имеет ее развитие как социального института.

Под социальным институтом муниципальной службы по­нимается совокупность формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих деятельность и по­ведение муниципальных служащих и населения в процессе их взаимодействия. Эти нормы деятельности и поведения органи­зуются в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института муниципальной служ­бы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, об­разцы поведения, привычки, традиции управленческой деятель­ности. Фундаментом этого социального института служит сово­купность материальных средств, социально закрепленных и ле­гитимированных санкций, а также конституированный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, по­ступков муниципальных служащих.

Муниципальная служба как социальный институт пред­ставляет собой особый вид практики, нацеленной в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на созда­ние благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни; функцию особого социального слоя людей — муници­пальных служащих со своими корпоративными интересами и за­просами; срез общественных отношений, складывающихся в про­цессе реализации муниципальным служащим особых функций по обеспечению органичной связи муниципальных органов» с насе­лением. Наконец, муниципальная служба является носителем культуры социума и народных традиций, должной морали и ду­ховности российского общества.

Таким образом, социальный характер муниципальной служ­бы проявляется на трех уровнях: на уровне муниципального со­общества (природа, цели, функции); на уровне социального слоя муниципальных служащих (традиции, нормы, роли); на уровне отдельного муниципального служащего, его социального статуса (права, обязанности, престиж, имидж, рейтинг и т. д.).

На уровне муниципального образования это определяется пре­жде всего тем, что муниципальная служба реализует современную социальную политику государства в рамках сообщества: заботится о трудовом устройстве населения, правах человека, создании, нор­мальном функционировании систем здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддержании малоимущих слоев населе­ния, ведет борьбу с преступностью, способствует предотвращению социальных конфликтов и т. д.

Муниципальная служба тесно связана с другими институтами общества, участвующими в реализации социальной политики госу­дарства (собственность, семья, здравоохранение, система средств массовой информации и др.), общественными и предприниматель­скими структурами и т. д.

Характерными свойствами муниципальной службы как соци­ального института является стабильность, устойчивость, перма­нентность, временная длительность существования, воспроизведе­ние тождественности. В связи с этим важен генетический и истори­ческий методы анализа процесса передачи традиций муниципаль­ной службы из прошлого в настоящее, ее изучение с точки зрения норм, правил, регулирующих деятельность и поведение служащих. Как совокупность людей муниципальные служащие образуют соци­альную группу, которая имеет характерные черты: высокий уро­вень организованности (благодаря развитости организационных от­ношений и их институционализации в нормативных документах); высокий уровень образованности; доступ к управленческой инфор­мации и ресурсам муниципального образования; благоприятные ус­ловия для самоутверждения и самореализации; обладание властью профессионала в своем деле и др.

Муниципальные служащие как социальная группа, разуме­ется, имеют свои корпоративные (групповые) потребности, ин­тересы, цели, которые нуждаются в соответствующем удовле­творении со стороны муниципального образования. Когда оно об этом забывает, служащие удовлетворяют данные интересы за счет граждан, создавая условия для коррупции.

Развитие муниципальной службы как социального инсти­тута основывается на дальнейшем внедрении в российских ус­ловиях концепции «рациональной бюрократии» М. Вебера. Ос­новные ее положения для нас еще не устарели: личная свобода служащего; иерархия должностей; четкое определение должно­стных функций; договорные отношения органа власти и служа­щего; подбор кадров по профессиональной квалификации; требо­вание, чтобы должность муниципальной службы была единст­венным занятием служащего; право служащего на карьеру и на­личие соответствующих правил; запрет на присвоение доходов от должности; дисциплина и контроль.

Новый облик муниципальной службы в России как социально­го института возможен, разумеется, лишь тогда, когда она будет более решительно освобождаться от устаревших, традиций. Из допетровских времен в муниципальной службе в современной Рос­сии возродились такие недостатки, как стремление решить пробле­мы между властью и гражданином неправовым путем — давлением, силой, подкупом, использованием личных, родственных связей.

Все еще живучи такие традиции как неопределенность функ­ций служащих, постоянные «экзамены на лояльность» власти, ограниченность перспектив карьеры, финансовая зависимость служащих от граждан, особенно разбогатевших в ходе привати­зации государственной собственности, отсутствие гарантий про­тив произвольных увольнений, недооценка муниципальной службы в представительных и судебных органах, «личная система» назна­чений руководителями на должности муниципальной службы.

Важным элементом функционирования муниципальной служ­бы как социального института является обеспечение, поддержание соответствующего социального статуса муниципального служа­щего, под которым понимается устойчивое положение внутри сис­темы по отношению к другим индивидам и группам и связанное с определенными правами, обязанностями, ожиданиями. Понятие со­циального статуса является самостоятельной ценностью, источ­ником разнообразия, поощрения социальной активности, свобо­ды мобильности.

Показателями социального статуса являются доход, власть, престиж, имидж, ранг, репутация, авторитет, образование, этническая принадлежность и др. Важную роль в измерении социального статуса муниципального служащего играют массовые опросы раз­личных социальных групп, в том числе самих служащих, эксперт­ные оценки.

В муниципальной службе первостепенное значение имеет достигаемый статус на основе системы «заслуг». В то же время значим предписанный статус (пол, возраст, семейное положе­ние, социальное происхождение и др.).

Важно уяснить и само понятие «служба» в социальном смыс­ле слова. Оно имеет несколько значений: вид общественной дея­тельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; во­левое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряже­ние человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ве­домство, организация и т. д.[33] В. Даль связывал службу с такими понятиями и ценностями, как «употребление», «польза», «жизнь для других», «услуга», «полезное деле». Служить — значит быть при­годным, годиться, пригождаться, быть полезным обществу; быть орудием и средством для достижения цели; это готовность к делу, быть нужным, надобным[34]. Таким образом, на Руси под службой по­нимались отношения долга, верности, преданности, готовности ис­полнения дела, оказания услуг, защиты интересов.

Муниципальная служба как социальный институт предо­пределяет и социальную защищенность самих служащих.

Таким образом, муниципальная служба как социальный ин­ститут включает три крупные группы взаимодействия: муници­пальная служба и общество; кадровый корпус муниципальных служащих как социальный слой (группа); муниципальный слу­жащий и его положение, роль в обществе. Особенностями этого института являются: выполнение миссии содействия решению задач местного значения; обособление ряда социальных норм рамками муниципального образования; приоритет самоуправле­ния, как ценности института муниципальной службы; формиро­вание социальных статусов и ролей муниципальных служащих, как отражение самостоятельности муниципальных образований; закрепление принципов муниципальной службы, как механизма связи местного самоуправления и гражданского общества.

Таким образом, муниципальная служба является профес­сиональной деятельностью, правовым и социальным институтом. Они находятся в процессе становления и требуют дальнейшего развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные обязанности и права муниципального служащего.

2. Какие требования предъявляются к кандидату для поступления на муниципальную службу?

3. Охарактеризуйте специфику правового статуса муниципального служащего в России.

4. Дайте определение социального института муниципальной службы.

5. Перечислите характерные черты муниципальных служащих как социальной группы.

источник