Меню Рубрики

Горизонтальный анализ как метод финансового анализа

Динамический (горизонтальный) анализ является следующим этапом после анализа финансовых показателей (вертикального анализа). На этом этапе определяют — по каким разделам и статьям баланса произошли изменения. При этом можно руководствоваться следующей примерной схемой интерпретации этих изменений.

Увеличение денежных средств на счетах

Увеличение дебиторской задолженности

Увеличение величины запасов с увеличением объемов выручки

Увеличение стоимости основных средств

Для первых трех пунктов необходимо также проверить, чтобы значения ликвидности предприятия при увеличении текущих активов не становились слишком большими. Это может указывать на неоптимальное управление средствами или проблемы с платежами за продукцию.

Уменьшение дебиторской задолженности, если до этого она была слишком большой (больше чем 20-40% от оборотного капитала).

Уменьшение запасов с уменьшением объемов выручки

Уменьшение незавершенного производства

Увеличение уставного капитала

Увеличение нераспределенной прибыли

Увеличение фондов предприятия

Увеличение резервного капитала

Увеличение доходов будущих периодов

Сокращение кредиторской задолженности

Уменьшение объемов кредитов

Уменьшение заемных средств

Рост денежных средств на счетах свыше 30% от суммы оборотного капитала

Рост дебиторской задолженности свыше 40% от суммы оборотного капитала

Уменьшение денежных средств на расчетном счете ниже 10% от суммы оборотного капитала

Уменьшение производственных запасов на складах с увеличением объемов выручки

Увеличение кредиторской задолженности

Увеличение объемов кредитов

Увеличение заемных средств

Сокращение суммы нераспределенной прибыли

Уменьшение резервного капитала

Уменьшение фондов предприятия

Вариантом горизонтального анализа является трендовый ана­лиз (анализ тенденций развития), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом показателей предыдущих пе­риодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и особенностей функционирования организации в конкретном периоде.

Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный ха­рактер, поскольку позволяет на основе изучения закономер­ности изменения экономического показателя в прошлом запрогнозировать величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве пе­ременной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, — временной интервал (годы, месяцы и т.д.). Уравнение регрес­сии дает возможность построить линию, отражающую теоре­тическую динамику анализируемого показателя рентабельно­сти. Подставив в полученное уравнение регрессии порядко­вый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное зна­чение показателя.

На базе абсолютных показателей формируются относитель­ные параметры. Соответствующие показатели, рассчитанные на основе финансовой отчетности, называются финансовыми ко­эффициентами. Финансовые коэффициенты характеризуют раз­ные стороны экономической деятельности организации:

Горизонтальный (трендовый) финансовый анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерского баланса с показателями балансов предыдущих периодов. Желательно, чтобы этот период составлял не менее трех лет. Этот анализ позволяет проследить динамику развития организации за ряд периодов. При проведении горизонтального анализа используются следующие приемы:

простое сравнение статей отчетности в абсолютном выражении и в процентах к базовому (отчетному) периоду;

изучение их резких изменений;

анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

Особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателям (например, запасы материалов и НДС по приобретенным ценностям, дебиторская и кредиторская задолженности и т. п.).

Горизонтальный анализ баланса организации начинается, как правило, с создания аналитической таблицы на основании показателей формы № 1 бухгалтерского баланса.

При резком изменении комплексных статей баланса (например, таких как запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность и т. д.) производится горизонтальный анализ их составляющих. Например, по запасам: сырье и материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.

Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. В таблице 1 можно увидеть пример горизонтального анализа баланса.

источник

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Для решения конкретных задач финансового менеджмента применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. В теории финансового менеджмента в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы финансового анализа, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ (рис. 2.3).

I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда). В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) финансового анализа:

1. Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

2. Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Этот вид горизонтального финансового анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

3. Исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике).

Все виды горизонтального (трендового) финансового анализа дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных финансовых показателей.

II. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля по видам ценных бумаг и другие. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия.

2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам — банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный (коммерческий) кредит и т.п. Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях.

3. Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; в составе каждого из этих видов денежного потока более глубоко структуризируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам.

III. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа.

1. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности.

2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий—конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

3. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия (его центров ответственности). Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

4. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии контроллинга текущей финансовой деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия.

IV. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового состояния предприятия. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и другие.

1. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия позволяют выявить уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень его финансовой стабильности в процессе предстоящего развития. Для проведения такой оценки в процессе финансового анализа используются следующие основные показатели:

а) коэффициент автономии (КА). Он показывает, в какой степени объем используемых предприятием активов сформирован за счет собственного капитала и насколько оно независимо от внешних источников финансирования. Расчет этого показателя осуществляется по следующим формулам:

где СК — сумма собственного капитала предприятия на определенную дату;
ЧА — стоимость чистых активов предприятия на определенную дату;
К — общая сумма капитала предприятия на определенную дату;
А — общая стоимость всех активов предприятия на определенную дату;

б) коэффициент финансирования (КФ). Он характеризует объем привлеченных заемных средств на единицу собственного капитала, т.е. степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ЗК — сумма привлеченного предприятием заемного капитала (средняя или на определенную дату);
СК — сумма собственного капитала предприятия (средняя или на определенную дату);

в) коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает долю заемного капитала в общей используемой его сумме. Расчет этого коэффициента осуществляется по следующей формуле:

где ЗК — сумма привлеченного предприятием заемного капитала (средняя или на определенную дату);
К — общая сумма капитала предприятия (средняя или на определенную дату);

г) коэффициент текущей задолженности (КТЗ). Он характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей используемой его сумме. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где ЗКк — сумма привлеченного предприятием краткосрочного заемного капитала (средняя или на определенную дату);
К — общая сумма капитала предприятия (средняя или на определенную дату);

д) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДН). Он показывает в какой степени общий объем используемых активов сформирован за счет собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия, т.е. характеризует степень его независимости от краткосрочных заемных источников финансирования. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

где СК — сумма собственного капитала предприятия (средняя или на определенную дату);
ЗКд — сумма заемного капитала, привлеченного предприятием на долгосрочной основе (на период более одного года);
А — общая стоимость всех активов предприятия (средняя или на определенную дату);

е) коэффициент маневренности собственного капитала (КМск). Он показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные активы, в общей сумме собственного капитала (т.е. какая часть собственного капитала находится в высокооборачи-ваемой и высоколиквидной его форме). Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где СОА — сумма собственных оборотных активов (или собственного оборотного капитала);
СК — общая сумма собственного капитала предприятия;

ж) коэффициент маневренности собственного и долгосрочного заемного капитала(КМсд). Он показывает какую долю занимает собственный и долгосрочный заемный капитал, направленный на финансирование оборотных активов, в общей сумме собственного и долгосрочного заемного капитала. Этот показатель позволяет судить об используемом предприятием типе политики финансирования своих активов. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где 0Асд — сумма собственного и долгосрочного заемного капитала, направленного на финансирование оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
СК — сумма собственного капитала предприятия (средняя или на определенную дату);
ЗКд — сумма заемного капитала, привлеченного предприятием на долгосрочной основе (напериод более одного года).

2. Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. Проведение такой оценки требует предварительной группировки оборотных активов предприятия по уровню ликвидности. Для проведения оценки платежеспособности (ликвидности) в процессе финансового анализа используются следующие основные показатели:

а) коэффициент абсолютной платежеспособности или «кислотный тест» (КАП). Он показывает в какой степени все текущие финансовые обязательства предприятия обеспечены имеющимися у него готовыми средствами платежа на определенную дату. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

где ДА — сумма денежных активов предприятия на определенную дату;
КФИ — сумма краткосрочных финансовых инвестиций предприятия на определенную дату;
0Бк — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия на определенную дату;

б) коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП). Он показывает в какой степени все текущие финансовые обязательства могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов (включая готовые средства платежа). Для определения этого показателя используется следующая формула:

Читайте также:  Какой анализ показывает аллергию у взрослых

где ДА — сумма денежных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
КФИ — сумма краткосрочных финансовых инвестиций (средняя или на определенную дату);
ДЗ — сумма дебиторской задолженности всех видов (средняя или на определенную дату);
0Бк — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату);

в) коэффициент текущей платежеспособности (КТП). Он показывает в какой степени вся задолженность по текущим финансовым обязательствам может быть удовлетворена за счет всех его текущих (оборотных) активов. Расчет этого показателя производится по формуле:

где OA — сумма всех оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
ТФО — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату);

г) общий коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности(КДКо). Он характеризует общее соотношение расчетов по этим видам задолженности предприятия. Вычисление этого показателя осуществляется по формуле:

где Д3о — общая сумма текущей дебиторской задолженности предприятия всех видов (средняя или на определенную дату);
К3о — общая сумма кредиторской задолженности предприятия всех видов (средняя или на определенную дату).

д) коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческим операциям (КДк). Этот показатель характеризует соотношение расчетов за приобретенную и поставленную продукцию. Для определения этого показателя используется формула:

где ДЗп — сумма текущей дебиторской задолженности предприятия за продукцию (товары, работы, услуги), рассчитанная как средняя или на определенную дату;
КЗп — сумма кредиторской задолженности предприятия за продукцию (товары, услуги, работы), рассчитанная как средняя или на определенную дату.

3. Коэффициенты оценки оборачиваемости активов характеризуют насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия, В определенной степени они являются индикатором его деловой (производственно-коммерческой) активности. Для оценки оборачиваемости активов предприятия используются следующие формулы:

а) коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде (KOа). Этот показатель определяется по следующей формуле:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
А — средняя стоимость всех используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

б) коэффициент оборачиваемости оборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде (КОоа). Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
— средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

в) период оборота всех используемых активов в днях (ПОа). Этот показатель может быть исчислен по следующим формулам:

где А — средняя стоимость всех используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде;
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
КОа — коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде;

г) период оборота оборотных активов в днях (ПОоа). Этот показатель рассчитывается по следующим формулам:

где — средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
КОоа — коэффициент оборачиваемости оборотных активов в рассматриваемом периоде;

д) период оборота внеоборотных активов в годах (ПОва). Расчет этого показателя осуществляется по формулам:

где Ог — годовой объем реализации продукции;
ВА — среднегодовая стоимость внеоборотных активов (рассчитанная как средняя хронологическая);
На — средняя норма амортизационных отчислений.

По рассмотренным принципиальным формулам коэффициент оборачиваемости и периоды оборота могут быть при необходимости рассчитаны и по отдельным элементам оборотных и внеоборотных активов.

4. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала характеризуют насколько быстро используемый предприятием капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности. Для оценки оборачиваемости капитала предприятия используются следующие основные показатели:

а) коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде (КОк). Этот показатель определяется по следующей формуле:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
К — средняя сумма всего используемого капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

б) коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде (КОск). Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

в) коэффициент оборачиваемости привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (КОзк) Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ЗК — средняя сумма привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

г) коэффициент оборачиваемости привлеченного финансового (банковского) кредита в рассматриваемом периоде (КОфк). Этот показатель определяется по формуле:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ФК — средняя сумма привлеченного финансового (банковского) кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

д) коэффициент оборачиваемости привлеченного товарного (коммерческого) кредита в рассматриваемом периоде (КОтк). Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ТК — средняя сумма привлеченного товарного (коммерческого) кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

е) период оборота всего используемого капитала предприятия в днях (ПОк). Этот показатель определяется по следующим формулам:

где К — средняя сумма всего используемого капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
К0к — коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде;

ж) период оборота собственного капитала в днях (ПОск). Для вычисления этого показателя используются следующие формулы:

где СК — средняя сумма используемого капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
КОск — коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде;

з) период оборота привлеченного заемного капитала в днях (ПОзк). Этот показатель рассчитывается по следующим формулам:

где ЗК — средняя сумма привлеченного заемного капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
КОзк — коэффициент оборачиваемости привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде;

и) период оборота привлеченного финансового (банковского) кредита в днях (ПОфк). Этот показатель определяется по следующим формулам:

где ФК — средняя сумма привлеченнго финансового (банковского) кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
Д — число дней в рассматриваемом периоде;
КОфк — коэффициент оборачиваемости привлеченного финансового (банковского) кредита в рассматриваемом периоде;

к) период оборота привлеченного краткосрочного банковского кредита в днях (ПОкбк). Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где КБК — средняя сумма привлеченного краткосрочного банковского кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

л) период оборота привлеченного товарного (коммерческого) кредита в днях (ПОтк). Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где ТК — средняя сумма привлеченного товарного (коммерческого) кредита в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации в рассматриваемом периоде;

м) период оборота общей кредиторской задолженности предприятия в днях (ПОокз). Этот показатель определяется по формуле:

где ОКЗ — средняя сумма кредиторской задолженности предприятия всех видов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

н) период оборота текущих обязательств предприятия по расчетам в днях (ПОтор). Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ТОP — средняя сумма текущих обязательств по рассчетам предприятия всех видов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ОРо — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

5. Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала. Для проведения такой оценки используются следующие основные показатели:

а) коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент экономической рентабельности (Ра). Он характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его использовании по балансу. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

где ЧПо — общая сумма чистой прибыли предприятия, полученная от всех видов хозяйственной деятельности, в рассматриваемом периоде;
А — средняя стоимость всех используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (Рск). Он характеризует уровень прибыльности собственного капитала, вложенного в предприятие. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ЧПо — общая сумма чистой прибыли предприятия, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в рассматриваемом периоде;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

в) коэффициент рентабельности реализации продукции или коэффициент коммерческой рентабельности (Ррп). Он характеризует прибыльность операционной (производственно-коммерческой) деятельности предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

где ЧПрп — сумма чистой прибыли, полученная от операционной деятельности предприятия, в рассматриваемом периоде;
ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

г) коэффициент рентабельности текущих затрат (Pтз). Он характеризует уровень прибыли, полученной на единицу затрат на осуществление операционной (производственно-коммерческой) деятельности предприятия. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

где ЧПрп — сумма чистой прибыли, полученная от операционной (производственно-коммерческой) деятельности предприятия в рассматриваемом периоде;
И — сумма издержек производства (обращения) предприятия в рассматриваемом периоде;

д) коэффициент рентабельности инвестиций (). Он характеризует прибыльность инвестиционной деятельности предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где ЧПи — сумма чистой прибыли, полученная от инвестиционной деятельности предприятия в рассматриваемом периоде;
ИР — сумма инвестиционных ресурсов предприятия, размещенных в объекты реального и финансового инвестирования.

Коэффициенты рентабельности могут быть рассчитаны также по отдельным видам активов предприятия, отдельным формам привлеченного им капитала, отдельным объектам реального и финансового инвестирования.

V. Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие системы интегрального финансового анализа:

1. Система интегрального анализа эффективности использования активов предприятия. Эта система финансового анализа, разработанная фирмой «Дюпон» (США), предусматривает разложение показателя «коэффициент рентабельности активов» на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе. Принципиальная схема проведения такого анализа приведена на рис. 2.4.

В основе этой системы анализа лежит «Модель Дюпона» (разработанная фирмой «Дюпон», США), в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов предприятия представляет собой произведение коэффициента рентабельности реализации продукции на коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) активов:

где Ра — коэффициент рентабельности используемых активов;
Ррп — коэффициент рентабельности реализации продукции;
КОа — коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) активов.

Для интерпретации результатов, полученных при расчете «Модели Дюпона», может быть использована специальная матрица, представленная на рис. 2.5.

С помощью указанной матрицы можно выявить основные резервы дальнейшего повышения рентабельности активов предприятия — увеличить рентабельность реализации продукции; ускорить оборачиваемость активов; использовать оба эти направления.

Для интегрального анализа эффективности использования собственного капитала предприятия может быть использована следующая трехфакторная Модель Дюпона:

где Рск — рентабельность собственного капитала;
ЧПо — сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде, полученная от всех видов хозяйственной деятельности;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
А — средняя сумма всех используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
Р — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

2. Система СВОТ-анализа [SWOT-analysis] финансовой деятельности. Название этой системы представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа:
S — Strehgths (сильные стороны предприятия);
W — Weaknesses (слабые стороны предприятия);
О — Opportunities (возможности развития предприятия);
Т — Trears (угрозы развитию предприятия).

Основным содержанием СВОТ-анализа является исследование характера сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия, а также позитивного или негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов на условия ее осуществления в предстоящем периоде.

3. Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли предприятия. Концепция интегрированного объектно-ориентированного анализа, разработанная фирмой «Модернсофт» (США), базируется на использовании компьютерной технологии и специального пакета прикладных программ. Основой этой концепции является представление модели формирования чистой прибыли (или другого результативного показателя финансовой деятельности) предприятия в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих «классы» элементов, непосредственно формирующих сумму чистой прибыли. Пользователь сам определяет систему таких блоков и классов исходя из специфики финансовой деятельности предприятия, чтобы в соответствии с желаемой степенью детализации представить в модели все ключевые элементы формирования прибыли. После построения модели пользователь наполняет все блоки количественными характеристиками в соответствии с отчетной информацией по предприятию. Систему блоков и классов можно расширить и углубить по мере изменения направлений деятельности предприятия и повления более подробной информации о процессе формирования прибыли.

Читайте также:  Какой анализ покажет воспаление поджелудочной железы

4. Система портфельного анализа. Этот анализ основан на использовании «портфельной теории», в соответствии с которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система «прибыль-риск»). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования «эффективного портфеля» (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить отношение уровня прибыльности к риску. Процесс анализа и подбора в портфель таких ценных бумаг и составляет основу использования этой системной теории.

Системы и методы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:

  1. Перспективного планирования финансовой деятельности предприятия.
  2. Текущего планирования финансовой деятельности предприятия.
  3. Оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

Каждой из этих систем финансового планирования присущи особые методические подходы к осуществлению, формы реализации результатов и определенный период (плановый горизонт) охвата (табл. 2.1):

Характеристика основных систем внутрифирменного финансового планирования
Системы финансового планирования Основной методический подход к осуществлению планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период (горизонт) планирования
1. Перспективное финансовое планирование Прогнозирование Разработка долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия до 3-х лет
2. Текущее планирование финансовой деятельности Технико-экономическое обоснование Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия 1 год
3. Оперативное планирование финансовой деятельности Бюджетирование Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности месяц, квартал

Все системы внутрифирменного финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. На первоначальном исходном этапе этого процесса осуществляется перспективное финансовое планирование, которое призвано реализовать стратегические цели развития предприятия, а также определить задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование формируя плановые задания финансового развития предприятия в рамках предстоящего года, создает основу для разработки и доведения до исполнителей оперативных бюджетов (и других форм оперативных плановых заданий) по всем основным вопросам финансовой деятельности.

I. Система перспективного финансового планирования является наиболее сложной из рассматриваемых систем и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период.

Исходными предпосылками для разработки долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия являются:

  1. Цели финансовой стратегии предприятия (выраженные конкретными количественными целевыми показателями).
  2. финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности (отражается в системе разработанной финансовой стратегии).
  3. Прогнозируемая конъюнктура финансового рынка в разрезе основных его видов — кредитного, фондового, валютного и др.
  4. Прогнозируемые изменения других факторов внешней среды и внутреннего развития предприятия.
  5. Результаты горизонтального (трендового) анализа важнейших показателей финансовой деятельности предприятия за ряд предшествующих лет.

Поскольку ряд исходных предпосылок долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно высок, этот план желательно разрабатывать в нескольких вариантах — «оптимистическом», «реалистическом», «пессимистическом».

Долгосрочный финансовый план по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия составляется, как правило, на предстоящие три года с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода, форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры финансового развития предприятия, определяемые целями его финансовой стратегии. К числу основных из таких параметров относятся:

  • прогнозируемая сумма активов предприятия (в целом, в т.ч. оборотных);
  • прогнозируемая структура капитала (соотношение собственного и заемного его видов);
  • прогнозируемый объем реального инвестирования предприятия;
  • прогнозируемые сумма чистой прибыли предприятия и показатель рентабельности собственного капитала;
  • прогнозируемая сумма амортизационного потока (в соответствии с избранной амортизационной политикой предприятия);
  • прогнозируемое соотношение распределения чистой прибыли предприятия на потребление и накопление (в соответствии с избранной дивидендной политикой предприятия);
  • прогнозируемая сумма чистого денежного потока предприятия.

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана предприятия используются следующие основные методы:

1. Метод корреляционного моделирования. Сущность этого метода заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого (базового). В финансовом менеджменте широкое распространение получило прогнозирование суммы активов предприятия (в целом и отдельных их видов), а также некоторых других показателей в зависимости от изменения объема реализации продукции.

2. Метод оптимизационного моделирования. Его сущность заключается в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования. Этот метод используется в финансовом менеджменте при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.

3. Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно. В финансовом менеджменте широко используются разнообразные модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции (или в обратной постановке) и другие.

4. Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В финансовом менеджменте этот метод используется при прогнозировании суммы амортизационного потока (на основе использования разных методов амортизации), а соответственно и чистого денежного потока (при ранее спрогнозированной сумме чистой прибыли предприятия).

5. Экономико-статистический метод. Сущность этого метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя (определении линии его тренда) и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту этого метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в наших экономических условиях весьма проблематично.

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана предприятия могут быть использованы и другие методы (метод экспертных прогнозных оценок, балансовый и т.п.).

II. Система текущего финансового планирования базируется на разработанном долгосрочном плане по важнейшим аспектам финансовой деятельности. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам.

Исходными предпосылками для разработки текущих финансовых планов предприятия являются:

  • прогнозируемые показатели долгосрочного финансового плана предприятия;
  • планируемые объемы производства и реализации продукции и другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
  • система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • действующая система ставок налоговых платежей;
  • действующая система норм амортизационных отчислений;
  • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке;
  • результаты финансового анализа за предшествующий год.

Если экономическая ситуация в стране и конъюнктура товарного и финансового рынков на предстоящий год прогнозируются как нестабильные, текущие финансовые планы предприятия по основным показателям желательно разрабатывать в нескольких вариантах — от «оптимистического» до «пессимистического».

В процессе разработки отдельных показателей текущих финансовых планов используются преимущественно следующие методы:

  • технико-экономических расчетов;
  • балансовый;
  • экономико-математического моделирования.

Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются (рис. 2.6):

1. План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов).

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия.

В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

2. План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия.

Этот план заменяет ранее составляемый на предприятии план формирования и использования его финансовых ресурсов.

Целью разработки этого плана является определение объема и источников формирования финансовых ресурсов предприятия; распределение финансовых ресурсов по видам и направлениям его хозяйственной деятельности; обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

3. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемого капитала предприятия на конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

При разработке балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретной организационно-правовой формы деятельности (общества с ограниченной ответственностью; акционерного общества и т.п.).

Кроме перечисленных основных видов текущих финансовых планов на предприятии могут разрабатываться и другие их виды (например, программа реальных инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, эмиссионный план и т.п.).

III. Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов.

Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач: а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия; б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля и необходимой корректировки результатов этой деятельности.

Применяемые в процессе оперативного финансового планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков (рис. 2.7).

По сферам деятельности предприятия выделяются бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана поступления и расходования денежных средств по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели аналогичного раздела текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных средств, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

Читайте также:  Какой анализ показывает артрит и артроз

где ОЗо — общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;
Ипост — запланированный объем постоянных статей бюджета;
Ипер — установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
ОР — объем выпуска или реализации продукции.

Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).

Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов: а) график расходования денежных средств (или график предстоящих платежей); б) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам его текущих финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется возвратный их поток; он фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Горизонтальный анализ финансовой отчетности (англ. Horizontal Analysis) предполагает сопоставление финансовых коэффициентов, бенчмарков или статей финансовой отчетности за различные учетные периоды. Этот метод анализа также известен как анализ тенденций (англ. Trend Analysis). Он позволяет оценить абсолютные и относительные изменения различных показателей с течением времени, а также установить тенденции их изменений.

Основными объектами горизонтального анализа финансовой отчетности выступают бухгалтерский баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о денежных потоках. Помимо этого, объектами его применения могут выступать: выручка, себестоимость продаж, расходы, активы, акционерный капитал, обязательства, финансовые коэффициенты и т.д.

Осуществление горизонтального анализа предполагает сопоставление показателей как в абсолютном выражении, так и в относительном.

На первом этапе проведения анализа рассчитываются абсолютные отклонения статей финансовой отчетности относительного базового периода.

Это позволяет идентифицировать статьи, отклонения по которым были наибольшими в денежном выражении.

На втором этапе рассчитываются относительные изменения анализируемых показателей по сравнению с базовым периодом.

В этом случае величина абсолютных отклонений нормализуется относительно значения в базовом периоде. Это удобно при сопоставлении нескольких компаний, различных по размерам и масштабам деятельности.

Например, если выручка в текущем периоде составила 11 980 тыс. у.е., а ее значение в базовом периоде составило 10 530 тыс. у.е., то абсолютное отклонение этого показателя составит 1 450 тыс. у.е., а относительное 13,8%.

Надежность результатов горизонтального анализа повышается по мере увеличения числа анализируемых учетных периодов. Обычно в качестве учетного периода используется год или квартал, реже данные ежемесячной отчетности.

Наиболее распространенным форматом горизонтального анализа баланса является сопоставление двух периодов с указанием изменений в абсолютной и относительной формах, как показано в примере ниже.

Альтернативным форматом является включение большего количества учетных периодов с указанием отклонений от значений базового учетного периода.

Классический формат сравнительного анализа предполагает сопоставление данных за два учетных периода с указанием абсолютных и относительных изменений, как в примере ниже.

Альтернативные форматы предполагают сопоставление данных отчета о финансовых результатах за три и больше учетных периодов.

Формат анализа отчета о движении денежных средств такой же как и для других форм финансовой отчетности.

Основными преимуществами горизонтального анализа финансовой отчетности являются.

  1. Возможность сопоставить компании, значительно отличающиеся по размерам и масштабам деятельности (на основании относительных отклонений).
  2. Возможность установить тенденции изменения анализируемых показателей.

Следует отметить, что максимальная эффективность достигается в случае, когда одновременно анализируется весь комплект финансовой отчетности!

При проведении данного вида анализа финансовой отчетности необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

  1. Агрегирование информации в финансовой отчетности со временем может меняться из-за постоянных изменений в плане счетов и стандартах финансовой отчетности. Это приведет к тому, что непосредственное сопоставление данных за разные учетные периоды будет некорректным, а результаты анализа будут искажены.
  2. Результаты горизонтальный анализа чувствительны к выбору базового периода. Например, операционная прибыль может показать отличную динамику роста к предыдущему кварталу, но одновременно быть на низком уровне по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее. Чтобы минимизировать влияние этого фактора, необходимо анализировать динамику показателя за несколько учетных периодов.
  3. Чувствительность к выбору базового периода может быть использована для манипулирования результатами анализа. Аналитик может выбрать базовый период таким образом, чтобы приукрасить или занизить оценку финансового состояния компании. Тем не менее, последовательный алгоритм выбора базового периода может устранить негативное воздействие данного фактора.

источник

Ведение бухгалтерской отчетности является важнейшим аспектом деятельности серьезной коммерческой организации. Но также немаловажно и умение анализировать бухгалтерский баланс, ведь зафиксированные в нем данные могут рассказать эксперту о прошлой и текущей деятельности фирмы, а также прогнозировать развитие предприятия в будущем. В зависимости от того, какой объем сведений необходим аналитику, и какие конкретно цели он преследует, выбирается один из множества существующих методов анализа баланса. Но наиболее популярными являются горизонтальный и вертикальный анализ баланса, т.к. оба метода позволяют:

  • снизить риски кредиторов при инвестировании средств в компании;
  • разработать методы поддержания стабильности производства;
  • увеличить доходы фирмы;
  • провести грамотный анализ финансовой отчетности.

Важно! Горизонтальный и вертикальный анализ баланса могут быть применены одновременно, поскольку они дополняют друг друга и помогают проведению более глубокого исследования бухгалтерских данных, что позволяет увидеть темпы роста компании и динамику ее развития.

Бухгалтерский баланс – ключевой вид отчетности, благодаря ведению которого на фирме управленческий аппарат имеет возможность увидеть динамику развития предприятия в конкретных цифрах, наличие краткосрочных и долгосрочных долгов, происхождение денежных средств, а также объем основных/оборотных средств.

Зачастую баланс называют финансовым лицом, в связи с тем, что содержащиеся в отчетности сведения наглядно демонстрируют управленцам фирмы и аналитикам риски разорения и перспективы развития, а также скорость роста (спада).

Итогами бухгалтерского баланса становятся 2 части, равные между собой (если баланс составлен верно):

  1. АКТИВЫ (деньги, материальные ценности, машины, оборудование, здания и сооружения, запасы, долги контрагентов и потребителей и т.д.) – все, чем владеет и распоряжается фирма с целью осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли.
  2. ПАССИВЫ (краткосрочные обязательства перед контрагентами и клиентами, заемные средства, нераспределенная прибыль, собственный (акционерный) капитал) – сведения об источниках возникновения активов фирмы.

Помочь руководству компаний в поиске слабых мест в деятельности компании и вариантов исправления ошибок могут горизонтальный и вертикальный анализ бизнеса.

Способ анализа, о котором пойдет речь, называется горизонтальным по той причине, что сведения по каждой статье бухгалтерского баланса за несколько периодов располагаются в строке по горизонтали. Чем за большее количество периодов деятельности сравниваются данные, тем больше в таблице анализа столбцов.

Ниже представлен перечень основных сведений, которые необходимо знать о горизонтальном анализе бухгалтерской отчетности:

  1. Данным методом пользуются в случаях, когда требуется исследование временной динамики итогов баланса.
  2. Сравнению подлежат не только значения абсолютных показателей (в руб.), но и относительных (в %):
Абсолютные отклонения
Относительные отклонения
Темпы роста
  1. Чтобы провести анализ, следует выбрать 2-3 квартала или года. Абсолютные (или относительные) величины последовательно сравниваются с аналогичными индикаторами более поздних периодов.
  2. Горизонтальный анализ дает возможность оценить, улучшились или ухудшились производственные показатели в сравнении с позапрошлым и прошлым годом.

При проведении горизонтального анализа в первую очередь смотрят на итог баланса по Активу – если значение увеличивается по столбцам (от предшествующих к будущим периодам), это свидетельствует о благоприятном развитии компании и наличии у нее шансов на дальнейший рост.

Далее, обращается внимание на динамику показателей вне- и оборотных средств: если наблюдается их рост от периода к периоду, значит, фирма ведет активную работу, а управленческий персонал принимает правильные решения на пути к совершенствованию базы.

Следующее, что нужно проверить – платежеспособность компании, наличие у фирмы свободных денег в обороте и, что немаловажно, используются ли они для инвестиций с целью извлечения доп. прибыли. Обо всем об этом можно судить, изучив динамику значений по статьям, непосредственно связанным с деньгами – “Денежные средства”, “Дебиторская задолженность”, “Финансовые вложения”.

И, наконец, изучаются строки по Пассиву. Чтобы понять, откуда у изучаемой компании свободные деньги, следует обратить внимание на изменения в показателях по статьям “Заемные средства” и “Кредиторская задолженность”. Здесь, прежде чем делать какие-либо выводы, нужно тщательно проанализировать политику предприятия по части привлечения стороннего капитала. Поскольку, анализ баланса может демонстрировать рост долга, однако, это может оказаться положительным моментом, если деньги грамотно инвестируются и приносят дополнительный доход.

Основную информацию о вертикальном анализе бухгалтерских данных можно увидеть в приведенном ниже списке:

  1. Структурный анализ заключается в том, чтобы продемонстрировать структуру конечных сведений бух. отчетности в форме относительных показателей, выраженных в процентах. В результате исследования эксперт получает значения всех статей баланса в % к его итогу.
  2. Преимущество вертикального анализа перед горизонтальным заключается в том, что по абсолютным величинам сложно увидеть, положительная или отрицательная динамика наблюдается в работе компании. Относительные же величины, наоборот, позволяют с легкостью оценить, в худшую или лучшую стороны отклонились финансовые показатели, и в какой степени. Полученных выходных данных в относительных величинах не дадут провести некорректные сравнения, обусловленные влиянием различных внешних факторов, таких как инфляционный процесс.
  3. Данный способ анализа отличается от горизонтального тем, что вертикальный анализ сосредоточен на выбранном моменте и дает оценку положения фирмы на день оформления отчета. Метод применяется, когда необходимо:
  • посмотреть, как в сравнении с предшествующими периодами изменились те или иные статьи бух. баланса;
  • сравнить структуры капитала нескольких фирм либо предприятий разных сфер деятельности;
  • узнать состав вне- и оборотного капитала;
  • выяснить, уменьшился или увеличился размер заемного капитала фирмы;
  • проверить, как изменилась структура пассивов и активов.

Суть использования структурного анализа баланса заключается в следующем:

  1. Итоговую сумму выручки при анализе отчета о финансовых результатах фирмы (форма №2) принимают равной 100%. Если исследуется бухгалтерский баланс, за 100% принимается итоговая сумма активов. Вертикальный анализ также пригоден для исследования отчета о движении денежных средств (форма №4) и об изменении капитала (форма №3).
  2. Все статьи баланса по отдельности рассчитываются как %-ная доля от 100% (т.е. от итоговой суммы активов или выручки). Чтобы это реализовать, аналитик должен выбрать период (год) деятельности анализируемой фирмы, после чего поделить каждую в отдельности строку баланса на валюту бух. баланса, а затем умножить результат на сто процентов (поскольку значение должно быть относительным, в %).

Вернемся к п.2 алгоритма, который был приведен над таблицей. Выясним, как были получены значения в таблице на примере оборотных активов:

  1. Для 1 января 2015 года:
  2. Для 1 января 2016 года:
  3. Увеличение активов в 2016 году в сравнении с прошлым годом:

Теперь, когда мы понимаем, как были подсчитаны данные в таблице, проанализируем ее и сделаем выводы:

  • Незначительно снизился размер долгосрочной задолженности анализируемой компании.
  • Величина собственного (акционерного) капитала составляет 50% суммы всего пассива (это свидетельствует о том, что фирма характеризуется средним уровнем стабильности).
  • Краткосрочная задолженность составляет треть размера баланса и практически не меняется.
  • Число объектов ОС уменьшается, т.к. некоторые из них выбывают из оборота.
  • 63% активов приходится на оборотные средства, причем увеличение их доли стало следствием роста дебиторской задолженности (руководству компании следует задуматься о причинах ее роста).

Попробуем провести вертикальный анализ данных за 2 года работы предприятия в абсолютных и относительных величинах:

Вообще, толкованием набора выходных данных бухгалтерского баланса занимаются профессиональные финансовые аналитики и аудиторы, поскольку необходимо уметь видеть общую картину и делать выводы на основании комплексного исследования. Что можно сказать однозначно неспециалисту, глядя на полученную нами таблицу, так это что:

  • у анализируемой фирмы не происходит изменений показателя собственных средств в виде уставного капитала, но объем имеющегося собственного капитала вырос на 8% благодаря наличию нераспределенной прибыли;
  • фирма привлекла достаточно большой объем заемных средств, в Пассиве значится >60% кредиторской задолженности, но положительной стороной является уменьшение уровня займов в динамике;
  • предприятие платежеспособно и достаточно устойчиво в финансовом плане, поскольку наблюдается приличный уровень денежных средств (48,22%);
  • компания неграмотно выбирает контрагентов для сотрудничества, вероятнее всего нынешние партнеры неплатежеспособны, т.к. отмечается высокий уровень дебиторской задолженности;
  • данные из таблицы указывают на то, что уровень дебиторской задолженности и запасов фирмы высокий, а потому внеоборотных активов меньше, чем оборотных (плохо то, что могут возникнуть лишние затраты на хранение запасов (логистику), а хорошо то, что менеджеры заботятся о вложении средств в бесперебойное производство).

Вопрос: В чем преимущества и недостатки использования вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности?

Ответ: Положительной стороной горизонтального анализа является возможность проведения оценки динамики финансовых показателей по годам. Существенным же недостатком становится тот факт, что данный вид анализа мало пригоден для оценки финансового состояния и принятия решений менеджерами – это скорее способ диагностики. Что касается вертикального анализа, он дает возможность отслеживания изменений в структуре А и П фирмы, однако также не позволяет оценивать ее финансовое состояние.

источник