Меню Рубрики

Глобализация как предмет философского анализа

Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность. Небывалые события мировой цивилизации, поворот современного социального развития, осмысление трагических реалий природного и социального бытия резко актуализируют поиск творческой мысли в направлении разработки методологии принятия решений и стратегий выбора. Мировой опыт убеждает нас в том, что выход из экономического, политического и других кризисов невозможен вне системной стратегии действий по созданию цивилизационных основ нового сообщества. В основе новой цивилизации должны лежать идеи диалога с миром, природой и другими субъектами, идеи осознания самоценности человеческого существования и ответственности за принимаемые социальные решения.

В современном смысле термин «глобализация» возник в середине 1980-х годов. Появление этого термина связывают с именем американского исследователя Т. Левитта, который в статье «Глобализация рынков», опубликованной в журнале «Гарвард бизнес ревью» в 1983 году, обозначил «феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями». Слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality), т.е. переход к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы. Таким образом, глобализация означает аннулирование расстояний, погружение в транснациональные формы жизни. Следуя определению Э. Гидденса, глобализация погружается «в деятельность и (со) существование, которые не признают расстояний (внешне отделенных друг от друга миров, национальных государств, религий, регионов и континентов).

Несмотря на многозначность самого понятия глобализации и наличие множества различных трактовок данного феномена, оттеняющих разные стороны и аспекты этого процесса, можно выделить несколько направлений социально-философских исследований глобализации. В частности, в современной научной литературе отмечается наличие следующих подходов:

1. культурологический, который рассматривает глобализацию в широком цивилизационном аспекте;

2. экономический, который трактует глобализацию в контексте развития мировых рынков товаров, услуг, капитала и труда;

3. экологический, который связывает глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете;

4. комплексный, который рассматривает глобализацию в политическом, информационном, а также в контексте борьбы с международной преступностью и мировой бедностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы глобализации являются неоспоримым фактом, меняющим лицо современного мира. Они открывают новые перспективы, но в то же время таят серьезные опасности.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова «culture» — что в переводе означает «возделывание земли, уход». Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово «культура» часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную — продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства — материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренч., политич., технологич., производств., культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура — это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

источник

Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру.

Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна). В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации.

Понятие глобализации, устойчиво вошедшее в научный оборот в конце ХХ века, означает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретает всемирный, глобальный характер. Оно призвано выражать единство многообразных и даже разнонаправленных процессов социальной интеграции. Отсюда размытость самого этого понятия, что единодушно отмечают все его исследователи.

Глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия:

Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира.

Глобалистикаэто междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом.

Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.

Истоки зримой глобализации часто связывают с «осевой эпохой», зафиксированной в концепции К. Ясперса, как эпохой великого духовного прорыва в жизни и сознании человечества, положившей начало всемирной истории. «Точку отсчета» современного этапа глобализации некоторые авторы относят к концу ХV – началу ХVI века и связывают со становлением индустриальной цивилизации, когда появились первые прецеденты колонизации, и содержанием глобализационных процессов стало превращение ранее разрозненных экономических систем в единую мировую экономику европейского типа. При этом глобализация понимается как продолжительный процесс установления и упрочения господства европейского капитализма.

Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом.

Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: *планетарную общность природных основ существования человечества;

* взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; *углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни.

Современная глобализация – это еще далеко не единый мир. Она во многом путь к единому миру во всех отношениях миру.

Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов.

Научно-техническая революция – также важнейший глобальный фактор, в корне меняющий всю структуру современного производства и жизни людей. Уровень экономического развития, место государства в мировой системе определяются его интеллектуальным потенциалом, возможностями формирования научно-исследовательской инфраструктуры, капиталовложениями в образование и профессиональную подготовку.

Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики.

Таким образом, объективной стороной процесса глобализации является:

1) усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики;

2) становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени;

3) превращение знания в основной элемент общественного богатства;

4) выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые существенно ограничивают регулирующие возможности национальных государств;

Субъективной стороной процесса глобализации, имеющей объективное значение являются:

1) внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей;

2) формирование новых мировоззренческих и методологических парадигм (глобализма, глобалистики), в том числе и такого относительно самостоятельно раздела совремнного философского знания, как философия глобализации.

Сложности и противоречия глобализации в контексте современных цивилизационных изменений порождают различные и порой альтернативные мировоззренческо-идеологические оценки и концепции этой объективной тенденции общественного развития.

Некоторые современные исследователи глобализации прогнозируют, например, как одно из ее следствий «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон), поглощение Западом иных культурных систем и утверждение унифицированного западного либерализма (Ф. Фукуяма), образование Глобального Человейника по аналогии с муравейником (российский философ А. Зиновьев).

Другие исследователи усматривают сущность глобализационных феноменов в их политико-экономическом содержании, приходя иногда даже к выводу об отсутствии у глобализации объективных оснований. Например, некоторые сторонники идеологии антиглобализма видят в глобализации продукт целенаправленного мыслетворчества западных идеологов-аналитиков, все более обретающий черты деструктивного стратегического курса мировой элиты.

Глобализация, однако, не сводится только к политико-экономической интеграции, становлению единого техногенного информационно обеспеченного сообщества, а охватывает все сферы жизни общества и человечества. В этой связи актуальна задача изучения связанных с глобализацией типов бытия, познания, оценки, морали и, более широко, духовности.

Неудивительно, что поиск магистральных путей глобализации современного мира в духе плодотворного сотрудничества, всеохватывающего диалога различных культур и цивилизаций Земли для сохранения многополюсного мира, богатства всей человеческой культуры рассматривается ЮНЕСКО как стратегическая цель человечества, а, мы бы уточнили, и современных философских исследований глобализации.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

В последние годы понятие «глобализация» стало наимоднейшим термином современных обществоведческих теорий. Причины повышенного исследовательского интереса к указанному концепту очевидны. С конца 60-х годов ХХ столетия в мире начинают нарастать процессы ослабления и слома традиционных экономических, социокультурных и государственно-политических барьеров, потери государствами национальной автономии в макроэкономической сфере и становления новой, лишенной всякого протекционизма системы международного взаимодействия и взаимосвязи. Осмысление сущности глобализации предполагает определение реальной структуры отношений взаимосвязи. Действительно, взаимосвязаны и друзья, и враги, и те, кто сотрудничает на основе принципов партнерства и уважения, и те, кто связан диалектикой раба и господина. Поэтому нам необходимо рассмотреть конкретные формы и способы образования глобального мира, выделить основные тенденции его эволюции и возможные пути коррекции процесса глобализации в соответствии с гуманистическими ценностями и национальными идеалами.

Как и любой сложный общественный процесс, глобализация представляет собой единство спонтанного и целеволевого начал, объективного и субъективного факторов социальной динамики. Объективными предпосылками процесса глобализации являются, в частности, общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации по любому поводу.
1Кроме того, одной из значимых тенденций развития современного мира является унификация образа жизни, стилей поведения, взглядов, вкусов. Во всех уголках планеты люди сегодня имеют возможность носить одинаковую одежду, потреблять одинаковую пищу, получать информацию от одних и тех же средств массовой информации. Чуть ли не весь мир потребляет продукцию Голливуда ( в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинопроката), читает разрекламированные вездесущей рекламой одни и те же книги, слушает по преимуществу англоязычную поп- и рок-музыку и т.п. При этом национальные языки нередко засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, что угрожает деформацией веками сложившихся ментальных структур, которые, наряду с прочим, непосредственно связаны с языковым своеобразием народов.
2Однако наиболее рельефно глобализация представляет себя в виде тенденции к формированию глобальной экономики, единого всепланетарного рынка, находящее свое выражение в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), экономическая мощь которых вполне сопоставима с возможностями не только небольших, но и средних национальных государств.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

2Современная волна глобализации выступает, прежде всего, в форме расширения деятельности именно ТНК. Эти субъекты хозяйствования и политики, освоившие буквально все закоулки мира, цементируют современное производство в единую глобальную систему, наглядно демонстрируя, тем самым, мощь и силу утвердившегося ныне в мире «глобального экономического монстра». Последний тезис подтверждается богатым статистическим материалом и математическими расчетами. Так, в течение нескольких последних десятилетий возникла совокупность 37000 ТНК, имеющих около 200000 филиалов. Они образуют определенную единую сеть, систему, охватывающую всю планету. В середине 1990-х годов на долю 500 крупнейших ТНК приходилось около 28% мирового производства, 30% производства промышленной продукции, 40%мировой торговли, 80% закупок и продаж технологий. Транснациональные корпорации как закономерный итог концентрации производственного и финансового капитала обрели в ряде аспектов возможность уходить из-под национального регулирования, контроля со стороны государственных и общественных структур отдельной страны. Сегодня ТНК способны как объективно, так и субъективно влиять на внутреннее положение большого количества государств, темпы и направления их развития, на деле, тем самым, ограничивая суверенитет этих государств. Причем этому очень поспособствовало возникновение электронных финансовых инфраструктур, открывших возможности за считанные минуты перебрасывать любое количество денежной массы спекулятивного капитала из одних стран и регионов в другие. В своей совокупности все это означает, что на нашей планете возникли и утверждаются новые центры принятия решений и реальной власти, способные конструировать на глобальном уровне новые правила игры для многих секторов (субъектов) современных международных отношений. Результат этого – потеря некоторыми сильно отставшими странами возможности не только создавать, но и поддерживать на своей территории конкурентноспособные предприятия без активного вмешательства ТНК. Лишь ТНК в состоянии извлекать прибыль из современных технологий. Отсталым странам это не дано.
Тем самым глобализационные процессы нуждаются в глубинной трансформации своих сущностных оснований, формы и характера протекания. Подобно тому как глобализация имеет материальную и духовную составляющие, противодействие ее разрушительным тенденциям также будет разворачиваться в материальной и духовной плоскости. Выше уже отмечалось, что в наше время вектор развития экономической, политической, да и в целом, социокультурной жизни направлен в сторону создания «больших пространств». Сегодня невозможно отрицать, что для успешного развития и функционирования современного технико-экономического комплекса границы национальных государств стали тесными. Но это совсем не означает, что для развития современных хозяйственных структур нужен обязательно «весь мир», вся наша планета. Процессы экономической интеграции вполне успешно и эффективно могут протекать на континентальных и субконтинентальных пространствах, в географических регионах, населенных родственными народами в цивилизационном и социокультурном отношениях. А если исходить не из мифа о всепроникающей и всепобеждающей глобализации, и из действительных фактов, то можно увидеть, что и сейчас реальные интеграционные процессы и связи, будучи предоставленными самим себе, имеют тенденцию ограничиваться континентальными и субконтинентальными пространствами. Иначе говоря, интернационализация и интеграция сегодня осуществляется прежде всего в рамках локальных цивилизаций. Исходя из этого, есть все основания утверждать, что в настоящее время противостоять хищной глобализации можно только путем формирования самодостаточных региональных центров развития и силы, объединяющих в себе целую группу государств, путем создания не зависимой от стран-лидеров глобализации коалиции, способной пресечь тенденцию к утверждению моноцентрической геополитической структуры мира и трансформировать ее в полицентрическую структуру. Другое дело, что данные центры силы будут формироваться под непосредственным воздействием и руководством сильных, но не принадлежащих к мировым лидерам по уровню экономического развития, государств. Такими государствами могут стать, хотя и не очень богатые, но имеющие мощный военный потенциал, длительную историю и глубокие культурные традиции страны. Необходимым условием развития и в природной и в культурной среде является многообразие, «цветущая сложность» (К. Леонтьев), которая создается за счет признания самоценности различных типов опыта, систем мировоззрения и жизненных практик. Сегодня большая часть из них отрицается апологетами глобализации, видящими будущее только за либеральным проектом. Но он уже продемонстрировал поразительную слепоту и бесчувственность и к разрушению природы, и к разрушению социума и культуры. Как знать: может быть именно тем, кто сегодня не вписался в жесткие границы глобального мира, будет дано урезонить сверхчеловеческую гордыню покорения природы и истории в духе любовного отношения и к внешнему миру природы, и к внутреннему миру человеческой души. Поэтому отстаивание человеческого достоинства «униженных и оскорбленных» в конечном счете является отстаиванием прав жизни и права истории на дальнейшее развитие.

2.Вторым духовным измерением антиглобалистского проекта является глубинная трансформация ценностно-нормативной сферы цивилизации.В глобальном мире четко прослеживается тенденция технократического решения всех жизненно важных проблем с отказом от апелляции к высшим ценностям и идеалам. Наряду с этим повсеместно наблюдается высвобождение инстинкта и влечения от давления культурной цензуры. Все большее количество людей уходит в виртуальный мир масскульта, алкогольно-наркотических фантазий и Интернет-реальности. При этом сфера реальных объективных экономических, политических и социальных процессов никуда не исчезает – она заполняется грубыми «прагматиками», теми, кто не питает иллюзий и сантиментов. Но практика свидетельствует о том, что такие социальные «робинзоны», не ангажированные высокими культурными ценностями, как правило, не способны не только к настоящей кооперации в рамках сотрудничающего гражданского общества, но и к элементарному цивилизованному и законопослушному поведению. Поэтому сегодня необходимо переоткрыть для себя ценности альтруизма, сострадания, сочувствия, придающие человеческой деятельности вертикальное измерение. Разумеется, такой масштабный проект по силам лишь хорошо подготовленной, классически образованной элите.

2.Глобальные проблемы современности.К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: вторжением человека в биосферу: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальныйь Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.). Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

3.перспективы человека в современном мире определяются двумя направлениями прогнозирования: пессимистическим (человечество почти исчерпало свои ресурсы и стоит на грани вымирания) и оптимистическим (мировые запасы огромны, у человечества есть все возможности устроит свою жизнь лучше В конце 60-х годов Римский клуб выдвинул программу изучения глобальных проблем, тесно затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете, углубление неравенства в развитии отдельных стран, регионов, расширение зон бедности, нищеты. В начале 70-х годов Римский клуб выступил с провозвестием катастрофы, грозящей технической цивилизации. То есть цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии В работе «Пределы роста» говорилось о том, что предотвращение мировой катастрофы возможно лишь в том случае, если немедленно будут приняты меры по созданию условий «экологической и экономической стабильности», позволяющей достигнуть «состояние глобального равновесия» в мире. В октябре 1974 года на сессии в Западном Берлине был представлен в опубликованном виде и обсужден второй доклад Римскому клубу — «Стратегия выживания». В нем утверждалось , что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф. «Стратегия выживания», по мнению М. Месаровича и Э. Пестеля, авторов доклада, состоит не в достижении «состояния глобального равновесия», как предполагали авторы «Пределов роста», а в переходе к «органическому росту» дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.

60.преспективы и современные стратегии устойчивого развития

Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг. XX в. была сформулирована стратегическая цель белорусского государства – обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Устойчивое развитие – это способность социальной системы (отдельной страны, содружества государств, всего мирового сообщества) обеспечить усиление и упрочение взаимосвязанных аспектов нормального и благотворного для человека экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды на национальном, региональном и глобальном уровнях. Кроме того, устойчивое развитие – это регулируемое развитие, предусматривающее высокий уровень управленческой деятельности и целенаправленный действенный контроль со стороны государства над протекающими в стране изменениями во всех сегментах социально-экономической и политической системы.

Концепция устойчивого развития включает в себя социальный, экономический, социокультурный, экологический, политический императивы. Стратегия устойчивого развития кроме реализации пяти императивов предполагает обеспечение социально-экономической, социокультурной, информационной и военной безопасности страны, защиту национальных социально-экономических и культурных интересов от внутренних и внешних угроз. Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений овременная цивилизация: противоречия и трудности развития

Современный этап развития земной цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс. Ему присущи следующие наиболее важные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая – к многополярному миру. Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обусловливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми или экономическими кризисами, имеющими тенденцию перерастать во всеобщий кризис.

3. Резкое ускорение темпов научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.

4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

5. Обострение противоречий интересов человечества региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей ее жителей и др.

глобальные проблемы современности условно можно разделить на три группы.

Интерсоциальные проблемы представляют собой проблемы, в основе которых лежат противоречия в различных по своему характеру международных отношениях: проблемы войны и мира, перспектив социально-экономического развития, преодоления отсталости тех или иных стран и т.п.

Проблемы системы «человек — общество» порождаются развивающимся социумом. В каждой стране, в том или ином регионе они имеют свое специфическое проявление, оставаясь, вместе с тем, общечеловеческими проблемами. Это проблемы здравоохранения, народонаселения, образования, культуры, проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса в целом, проблемы развития человека и его будущего.

Проблемы системы «природа — общество» включают в себя проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

источник

Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Понятие техники и технологии; феномен информационного общества.

Понятие цивилизации; типы цивилизаций в истории общества.

Понятие субъекта исторического процесса; роль народа и личности в истории.

Под субъектом истории в этом случае следует считать только тех участников исторического процесса, чье воздействие на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач. Движущие сипы истории, хотя и способны к изменению ситуации в обществе, однако являются ведомыми по отношению к субъекту истории, а также могут выступать в роли средства для достижения целей, поставленных историческими субъектами.

Существуют различные точки зрения на проблему определения субъекта и движущих сил истории. Обозначим несколько решений данной проблемы.

Одни исследователи в качестве субъекта исторического процесса (творца истории) рассматривают великую личность (или личности) — вожди, цари, правители, лидеры, герои и т.д. Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою, а им надо «называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»’. Другой русский философ -П.Л. Лавров — писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что «прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен»2. Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. На них возлагалась вся надежда по решению сложных социальных и экономических задач. Но их же обвиняли во всем, если общество оказывалось в тупиковой ситуации. Народ же рассматривался как безликая масса, готовая идти за своими лидерами, если даже эти лидеры оказывались недостойными руководителями. Такое решение вопроса также получило широкое распространение в частности, среди мыслителей французского Просвещения XVIII века. Итак, исходя из этой точки зрения, именно деятельность великих людей и принятые ими решения меняют лицо истории и хранятся в исторической памяти человечества.

Читайте также:  Как берут анализ на мор

Иная точка зрения отстаивается в марксизме и связана она с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Выдвижение народных масс на роль субъекта исторического процесса основано на следующей аргументации:

— именно народ выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества;

— именно народ представляет реальную социально-политическую силу, преобразующую общество;

— именно народ формирует народную духовную культуру, способствующую преемственности в развитии общества.

Роль великой личности заключается в том, что она, во-первых, выдвигается народом, во-вторых, она способствует осознанию народа его интересов, задач и целей, в-третьих, она организует массы для достижения этих целей.

Термин цивилизация означает гражданский, государственный. Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры как историческую ступень развития человечества (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.).

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т.п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т.п.).

Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация – технологию их реализации.

Понятие цивилизации обычно трактуют как: 1) этап общественного развития, следующий за “дикостью” и “варварством” и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи Просвещения, марксизм); 2) тип социальности, ориентированный на рост общественного богатства (марксизм); 3) материализация всех компонентов культуры определенного исторического этапа (Шпенглер, Вебер, Тойнби, Бердяев); 4) тип социальной целостности, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных факторов общественной жизни, направленная на воспроизводство определенного образа жизни, а следовательно, и типа человека (Белл, Кан, Тоффлер, А.Печчеи и др.).

Вычленяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Постиндустриальное общество: 1) создает условия для решения экологических и иных глобальных проблем; 2) активно использует человеческий фактор, информационные, творческие возможности человека; 3) переходит к доминированию нематериалистических ценностей.

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в ХХ столетии.

C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с техникой:

 Что такое техника как феномен?

 Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

 В чем общественная обусловленность техники?

 Техника — это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898г.) также посвятил «философии техники». В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898г.). Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.

Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии.

Что же такое техника? Она представляет собой:

 совокупность технических устройств — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

 совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

 совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез «прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К. Яс

перса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. «Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов» (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни.

Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

Техника открыла перед человеком новый мир — мир дизайна. Технический объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им.

Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила самого человека, своего творца и . заложника.

В XX в большое распространение получили теории, объясняющие значение науки и техники в развитии общества. В наше время исключительно велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального производства, в удовлетворении многих потребностей людей. В социальной философии прочно укрепилось понятие «научно-технической революции», характеризующее роль современной науки и техники в развитии общества, в его глубоких социальных преобразованиях. Однако имеют место односторонние толкования о превращении сегодняшней науки и техники не только в доминирующий, чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (греч. techne — искусство, мастерство и kratos — власть, господство).Это теории единого индустриального общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З. Бжезинский).По сути, все названные теории определяют научно-технический прогресс как главный фактор, действующий во многом независимо от других социальных обстоятельств и определяющий развитие общества. «Первая технологическая революция, пишет Д. Белл, была связана с открытием силы пара, вторая — с внедрением в производство электричества и химии». (3) Третья технологическая революция — повсеместная компьютеризация и телекоммуникациия производства. «С наступлением компьютерной эры, — пишет Д. Белл, — вообще отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места», а современные рынки — «это не территории, а коммуникационные сети». Результатом третьей революции, по мнению Д. Белла, станет постиндустриальное общество. Представители технократических теорий считают, что современный мир вступает в эпоху постиндустриального развития, приходящего на смену существующему индустриальному обществу. Это показывает развитие стран Западной Европы. Японии и особенно США.Заглядывая в будущее, Э. Тоффлер в своих работах «Шок будущего» и «Третья волна» говорит о сверхиндустриальном обществе, рисуя будущее человечества как следующую ступень развития постиндустриального общества. Всеобщая автоматизация производства в новом обществе существенно повышает уровень потребления и многократно расширяет сферу услуг, идеология и партия исчезают.Наступление технотронного общества — результата информационной революции предсказывает З.Бжезинский. Он говорит о господстве новых интеллектуальной, политической и научной элит. Технотронное общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой. Успехи техногенной цивилизации в области научно-технического прогресса, улучшение жизни людей породили иллюзию, что именно она является оптимальным путем развития человечества. Но во второй половине XX века человечество столкнулось с совершенно новыми беспрецедентными проблемами выживания. Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон.Окружающая среда меняется стремительно, а старые стереотипы все еще владеют нашими умами, хотя давно уже перешли в разряд неверной информации. Для техногенной цивилизации характерно особое понимание природы как неисчерпаемой кладовой ресурсов, представляющей неограниченное поле деятельности людей. Особая роль в формировании техногенной цивилизации принадлежит насилию — своеобразной форме движущих сил исторического прогресса. Разумеется, само насилие в его формальном осуществлении претерпевало существенные изменения. Так К.Маркс считал, что на определенном этапе исторического развития отношения личной зависимости перестают доминировать и уступают место отношениям вещной зависимости. Известно также, что силовые отношения в любой системе зависимости уравновешивались ценностно-этическими системами. Но, тем не менее, в техногенной цивилизации сила, господство, могущество всегда отождествляются с необходимой составляющей, доминантой, важнейшим условием осуществления человеческой культурной деятельности вообще. Эти и другие универсалии послужили формированию разветвленных ценностно-смысловых систем, определяющих своеобразие и уникальность техногенной цивилизации.

Очевидно, что универсалии техногенной цивилизации стали непригодными для дальнейшего исторического движения человечества. Всесторонне проявляется несостоятельность насилия, «силовых» отношений как формы общественно-социального, научного, политического развития. Историческое развитие вовлекает человечество в новые формы взаимодействия. Возникает новая реальность, требующая целостности различных культур, традиций, религий, ценностей. Ненасилие как стратегия рассматривается в качестве необходимого условия выживания человечества и требует всестороннего пересмотра всей новоевропейской культурной традиции. Определяя стратегию будущего, следует учитывать радикальные сдвиги, происходящие в самой технической деятельности. Современная техническая деятельность во все большей степени характеризуется не просто традиционной системой — человек — машина, а сложными системными комплексами, где воедино увязаны и технологический процесс с человеко-машинными отношениями, природная экосистема и социокультурная среда, в рамках которой осуществляется новая технология. В западной философии все в большей степени обнаруживается стремление избежать популяризации технократизма. К. Ясперс отмечает, что в Европе почти практически исчез интерес перед техникой. Яперс считает, что техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперу “техника — только средство, сама по себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он её ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит её себе, каким проявит он себя с её помощью.»

В последние годы понятие «глобализация» стало наимоднейшим термином современных обществоведческих теорий. Причины повышенного исследовательского интереса к указанному концепту очевидны. С конца 60-х годов ХХ столетия в мире начинают нарастать процессы ослабления и слома традиционных экономических, социокультурных и государственно-политических барьеров, потери государствами национальной автономии в макроэкономической сфере и становления новой, лишенной всякого протекционизма системы международного взаимодействия и взаимосвязи. Осмысление сущности глобализации предполагает определение реальной структуры отношений взаимосвязи. Действительно, взаимосвязаны и друзья, и враги, и те, кто сотрудничает на основе принципов партнерства и уважения, и те, кто связан диалектикой раба и господина. Поэтому нам необходимо рассмотреть конкретные формы и способы образования глобального мира, выделить основные тенденции его эволюции и возможные пути коррекции процесса глобализации в соответствии с гуманистическими ценностями и национальными идеалами.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Как и любой сложный общественный процесс, глобализация представляет собой единство спонтанного и целеволевого начал, объективного и субъективного факторов социальной динамики. Объективными предпосылками процесса глобализации являются, в частности, общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации по любому поводу.

Кроме того, одной из значимых тенденций развития современного мира является унификация образа жизни, стилей поведения, взглядов, вкусов. Во всех уголках планеты люди сегодня имеют возможность носить одинаковую одежду, потреблять одинаковую пищу, получать информацию от одних и тех же средств массовой информации. Чуть ли не весь мир потребляет продукцию Голливуда ( в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинопроката), читает разрекламированные вездесущей рекламой одни и те же книги, слушает по преимуществу англоязычную поп- и рок-музыку и т.п. При этом национальные языки нередко засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, что угрожает деформацией веками сложившихся ментальных структур, которые, наряду с прочим, непосредственно связаны с языковым своеобразием народов.

Однако наиболее рельефно глобализация представляет себя в виде тенденции к формированию глобальной экономики, единого всепланетарного рынка, находящее свое выражение в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), экономическая мощь которых вполне сопоставима с возможностями не только небольших, но и средних национальных государств. Современная волна глобализации выступает, прежде всего, в форме расширения деятельности именно ТНК. Эти субъекты хозяйствования и политики, освоившие буквально все закоулки мира, цементируют современное производство в единую глобальную систему, наглядно демонстрируя, тем самым, мощь и силу утвердившегося ныне в мире «глобального экономического монстра». Последний тезис подтверждается богатым статистическим материалом и математическими расчетами. Так, в течение нескольких последних десятилетий возникла совокупность 37000 ТНК, имеющих около 200000 филиалов. Они образуют определенную единую сеть, систему, охватывающую всю планету. В середине 1990-х годов на долю 500 крупнейших ТНК приходилось около 28% мирового производства, 30% производства промышленной продукции, 40%мировой торговли, 80% закупок и продаж технологий.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 456 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру. Согласно оценкам некоторых экспертов, в ближайшие пятьдесят лет развитие событий в мире будет определяться действием сил интеграции, ведущей через регионализацию к глобализации. С этой точки зрения те страны, которые не будут участвовать в этом процессе, окажутся на обочине всемирной истории, в стороне от достижений и возможностей новой постиндустриальной, информационной цивилизации.

Еще в начале 90-ых гг. ХХ столетия понятие глобализации широкому кругу людей известно не было. Оно не было представлено не только в общих энциклопедиях и словарях, но и в их многочисленных специализированных разновидностях – не только русско- и белорусскоязычных источниках, но и их англо-, немецко-, французскоязычных аналогах. Сегодня ситуация с феноменом глобализации изменилась коренным образом, а публикации о ней даже уже превратилась не просто в поток, а в наводнение.

Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна). В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации.

Понятие глобализации, устойчиво вошедшее в научный оборот в конце ХХ века, означает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретает всемирный, глобальный характер. Оно призвано выражать единство многообразных и даже разнонаправленных процессов социальной интеграции. Отсюда размытость самого этого понятия, что единодушно отмечают все его исследователи.

Для более глубокого понимания содержания феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм», «глобалистика» и «глобализация», которые обычно неоднозначно используются разными авторами. Не включаясь в дискуссию, примем следующие значения указанных понятий.

Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира. Мобильное и богатое меньшинство в этой идеологии противопоставляется инертному и бедному большинству. Такой сценарий глобализации, конечно, неприемлем для большинства стран и народов мира. Вот почему в мире достаточно широко распространено отрицательное отношение к идеологии глобализма, как оправданию протекания процесса глобализации по западно-американским моделям. С этим связана и критика идеологии глобализма в разнообразных социальных движениях антиглобалистов.

Глобалистикаэто междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом. Глобалистика начала складываться в конце 60-х годов ХХ века, разрабатывая методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных проблем с учетом идей В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена и других ученых и философов. Во второй половине 70-х годов сложились следующие школы современной глобалистики: технократическая, стадийная, эколого-демографическая, экзистенциально-культурная, эволюционно-детерминистская и др. В современной зарубежной глобалистике чаще всего выделяют два основных направления: – технооптимистическое, или технократическое (Т.Веблен, Д.Белл, Э.Тоффлер и др.) и технопессимистическое (Г.Маркузе, Д.Медоуз и др). Сквозной философско-мировоззренческой проблемой глобалистики в целом является тема единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.

Истоки зримой глобализации часто связывают с «осевой эпохой», зафиксированной в концепции К. Ясперса, как эпохой великого духовного прорыва в жизни и сознании человечества, положившей начало всемирной истории. «Точку отсчета» современного этапа глобализации некоторые авторы относят к концу ХV – началу ХVI века и связывают со становлением индустриальной цивилизации, когда появились первые прецеденты колонизации, и содержанием глобализационных процессов стало превращение ранее разрозненных экономических систем в единую мировую экономику европейского типа. При этом глобализация понимается как продолжительный процесс установления и упрочения господства европейского капитализма.

Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом.

Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни.

Эти объективные основания процесса глобализации отражаются и усиливаются формированием целого ряда его субъективных факторов: все более широким распространением и в теоретическом, и в массовом общественном сознании идеи единства и взаимозависимости современного мира; становлением нового типа научной рациональности, сопряженной с эволюционно-синергетической парадигмой, включающей идею глобального эволюционизма; осознание все большим количеством людей своей сопричастности единому целому – человечеству и понимание неразумности и гибельности социальной разобщенности, группового, государственного и национального эгоизма, что ведет к становлению их глобальной солидарности.

Современная глобализация – это еще далеко не единый мир. Она во многом путь к единому миру во всех отношениях миру.

Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов.

Научно-техническая революция – также важнейший глобальный фактор, в корне меняющий всю структуру современного производства и жизни людей. Уровень экономического развития, место государства в мировой системе определяются его интеллектуальным потенциалом, возможностями формирования научно-исследовательской инфраструктуры, капиталовложениями в образование и профессиональную подготовку.

Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики.

Глобализация выражается также во взаимопроникновении, взаимовлиянии культур, цивилизаций, в усилении стандартизации образа жизни, сознания и поведения людей, образования и т.д. Сегодня локальные культуры начинают терять свою локальность, образуется общая система глобальной метакультуры, глобальной системы ценностей.

Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли наднациональных и транснациональных структур и участников системы международных отношений: церкви, ООН и региональных сообществ, ТНК, общественных организаций; универсализацию правовых норм, социальных стандартов и др.

Таким образом, объективной стороной процесса глобализации является:

1) усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики;

2) становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени;

3) превращение знания в основной элемент общественного богатства;

4) выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые существенно ограничивают регулирующие возможности национальных государств;

Субъективной стороной процесса глобализации, имеющей объективное значение являются:

1) внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей;

2) формирование новых мировоззренческих и методологических парадигм (глобализма, глобалистики), в том числе и такого относительно самостоятельно раздела совремнного философского знания, как философия глобализации.

С ее позиций, глобализация одновременно и объективный, и субъективный процесс, пространством которого является весь земной шар(глобус). Она – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры. Известно, что в течение последних 50 лет средний доход на душу населения в мире вырос в три раза, а мировой ВВП увеличился в 10 раз.

Эти цифры как бы визитная карточка процесса глобализации. Следует, однако, иметь в виду, что они – всего лишь усредненные показатели современного социального благополучия, не отражающие существующую дифференциацию в благосостоянии отдельных стран, народов, регионов. Современная глобализация предоставляет неравные условия для ее участников. Мир до сих пор не интегрируется с учетом интересов всех государств и народов, а его деловая активность контролируется ограниченным числом наиболее сильных государств. Не случайны на этом фоне опасения участников «Форума тысячелетия», состоявшегося под эгидой ООН в мае 2000 г. в Нью-Йорке и собравшего представителей из более чем ста стран мира. Глобализация нуждается в эффективном демократическом общественном контроле, так как ее блага распределяются неравномерно, а мировой рынок не действует по правилам, основанным на общих для всех государств и народов социальных задачах.

Одобренная Форумом тысячелетия программа действий, с одной стороны, не призывает к борьбе против глобализации, а с другой – определяет направление совместных усилий по координации процессов глобализации в интересах разных государств и народов. Предусмотренные данной программой меры должны проводиться в жизнь гражданским обществом, правительствами, Организацией Объединённых Наций на основе сотрудничества.

Сложности и противоречия глобализации в контексте современных цивилизационных изменений порождают различные и порой альтернативные мировоззренческо-идеологические оценки и концепции этой объективной тенденции общественного развития.

Некоторые современные исследователи глобализации прогнозируют, например, как одно из ее следствий «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон), поглощение Западом иных культурных систем и утверждение унифицированного западного либерализма (Ф. Фукуяма), образование Глобального Человейника по аналогии с муравейником (российский философ А. Зиновьев).

Другие исследователи усматривают сущность глобализационных феноменов в их политико-экономическом содержании, приходя иногда даже к выводу об отсутствии у глобализации объективных оснований. Например, некоторые сторонники идеологии антиглобализма видят в глобализации продукт целенаправленного мыслетворчества западных идеологов-аналитиков, все более обретающий черты деструктивного стратегического курса мировой элиты.

Глобализация, однако, не сводится только к политико-экономической интеграции, становлению единого техногенного информационно обеспеченного сообщества, а охватывает все сферы жизни общества и человечества. В этой связи актуальна задача изучения связанных с глобализацией типов бытия, познания, оценки, морали и, более широко, духовности.

Неудивительно, что поиск магистральных путей глобализации современного мира в духе плодотворного сотрудничества, всеохватывающего диалога различных культур и цивилизаций Земли для сохранения многополюсного мира, богатства всей человеческой культуры рассматривается ЮНЕСКО как стратегическая цель человечества, а, мы бы уточнили, и современных философских исследований глобализации.

источник