Меню Рубрики

Функционализм анализ общества как системы

Элементы общества

Системные свойства общества.

План лекции:1.Системный подход в определении общества

§ 1. Системный подход в определении общества. В социальной мысли общество долго отождествлялось с государством (Платон, Аристотель). Концепции «естественного права» и общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Теннис) положили в основу социальности рациональные договорные начала. Выдвинутый Г.Спенсером и др. классиками тезис о том, что общество представляет собой особый социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ. Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных пред­ставлениях, М.Вебер– как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий.

С точки зрения К.Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Согласно марксизму, общество состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической, каждую из которых тоже можно рассматривать как систему (их называют социетальными). Все эти системы находятся в причинно-следственной зависимости и представляют собой иерархию, зависимость от экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на отношениях частной собственности. Однако марксизм не стремился свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности, подчеркивая обратную и диалектическую связь всех социетальных систем. В марксизме ярче всего выражен детерминистский подход.

Значительным этапом в развитии системного подхода является структурный функционализм Т.Парсонса. Он определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. По Парсонсу, любая общественная система имеет следующие функции: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсис­тема, функцию интеграции — правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования. Функционализм широко используется в эмпирических исследованиях.

Свой вклад в развитие системного подхода внессимволический интеракционизм. Согласно ему, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Установление социальной связи, коммуникации становится возможным благодаря символической системе. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». «Я» — это индивидуальное сознание. «Мы» — это индивидуальное сознание в глазах других. Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Своеобразие деятельности личности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых она участвует.

Потребностям более полного осмысления современного общества отвечает цивилизационный подход. В нем рассматривается совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической — в их историческом развитии и единстве. Он позволяет ученым выработать обобщенный, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Типы общества формируются под воздействием материальных факторов социального бытия: внешних (природных) и внутренних (производственных). Если до се­редины XX в. решающее значение имели материальные факторы, то со второй — духовные. Так, П.Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное, как внутренний аспект жизни общества, доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминан­той оказываются разные факторы.

Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатываются концепции постиндустриального,или информационного общества (Д.Белл, А.Турен, У.Ростоу). Причина появ­ления концепции информационного общества лежит в качественных изменениях в экономи­ке и культуре наиболее развитых стран, связанных с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную производительную силу, возрастанием роли знаний и информации. Технологический, информационный прогресс преобразует общество в целом, его структуру, социальные отношения, формы бытия человека и его самого, делая приоритетными образование, науку, культуру. В сфере материального производства информация, технология, массовые коммуникации, новое соотношение умственного и физического труда становятся доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни.

Системные свойства общества. Во всех этих концепциях выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система — это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. На уровне общества его элементы образуют новое качество – координацию и субординацию. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей означает, что общество может нор­мально функционировать, когда в нем воспроизводится весь ком­плекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями).

Интегрированность и целостность общества означает органи­ческое объединение всех частей (элементов, компонентов) об­щества в нечто единое, целое, единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, незави­симость от окружающей среды.Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъекта­ми, цели как образа настоящего и будущего результата дея­тельности. Это связано с реализацией раз­нообразных общественных потребностей людей.

Функциональность примени­тельно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции, роли государства, семьи и т.д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование обще­ства как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория по­требностей, отражающая фундаментальные жизнен­ные устои общества.

Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредствуются общественным производством.

Элементы общества. Общество может быть рассмотрено как большая социальная система, поскольку оно включает в себя социетальные под­системы меньшего уровня: социальную, экономическую, политическую и духовную. Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. Важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

Производство в широком смысле представляет общественную деятельность, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования и т д.). Материальное производство — это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага — это вещи или предметы, потребляемые человеком и предназначенные для дальнейшего развития производства. Поддуховным производством понимают производство и потребление духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.д.

Способ производства представляет собой органическое един­ство производительных сил и производственных отношений, ос­нову общества. Смена одного способа производства другим про­исходит в результате развития обеих его сторон, от­ставания их друг от друга. В результате назревает необходи­мость изменения неадекватного соотношения, как прави­ло, революционным путем в разных формах. Наиболее распространенной является классификация способов производства на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Производительные силы как сторона способа производства представляют собой совокупность людей с их навыками и опы­том, квалификацией, предметами и орудиями труда. Ясно, что на разных этапах развития общества эти два элемента произво­дительных сил не остаются неизменными, постоянно совершен­ствуются, показателем чего является как развитие самих ра­ботников, так и средств, орудий труда.

Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются тем, в чьих руках и в какой степени находятся средства производства, предметы и орудия труда, распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения характеризуются формами собственности, формами и размерами получаемых богатств, видами и структурой потребления материальных, духовных и других благ.

Рассматривая общество как социетальную систему, в нем можно выделить составные части системы — базис и надстройку, основные структурные элементы общества с точки зрения общественно-экономических формаций. Базис —это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе всей социальной структуры. Надстройка — это совокупность идеологических отношений и взглядов, она оказывает на базис и все общество активное воздействие. Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве и могут выступать самостоятельными факторами общественного развития.

Системный анализ общества. Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К.Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые груп­пы, системы, в новую среду, к которой принадлежат дру­гие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная связь— это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Уста­новление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т.е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих действия, 2) изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями, 3) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, 4) обратную реакцию индивидов на общество. Взаи­модействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Деятельностьобеих сторон в системе социального взаимодей­ствия всегда целенаправленна. Социальное действие — простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М.Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное — это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество), или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью — воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.

Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом, личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтому можно сказать, что человек, с од­ной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него эко­номические, политические, идеологические и социальные отноше­ния современного ему общества, а с другой — активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.

Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспек­тах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимо­действие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т.д.); 4) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы; 5) как совокупность норм и ценнос­тей, определяющих характер и содержание деятельности (поведе­ния) элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй — социальной группы, тре­тий — социальной общности, четвертый — социальной организа­ции, пятый — социального института и культуры.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

ТЕМА 3.Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ( 2часа)

План лекции:1. Понятие социального института.

2. Институционализация и её компоненты.

3. Формы социальных институтов.

4. Функции социальных институтов.

Понятие социального института. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий — это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил этот термин английский социолог Г.Спенсер, подробно описавший шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Кроме того, они упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его прогрессивное развитие.

Он проанализировал функционирование следующих социальных институтов: 1) домашние учреждения (различные виды брака, семьи, их историю); 2) обрядовые учреждения (приветствия, ритуалы, знаки отличия); 3) политические учреждения (политические организации, законы); 4) церковные учреждения (история церковной системы); 5) профессиональные учреждения (анализ деятельности самых раз­личных профессий); 6) промышленные учреждения. Всякий социальный институт, по Г.Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Впоследствии в социологии под социальным институтом стали понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных пра­вил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Социальные институты (лат. — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить на­дежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, со­циальных групп, общества в целом. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как: постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие участников связи; регламентация и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих работу социальных институтов, и т.д.

Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для регулирования поведения других членов групп.

Итак, социальные институты — это относительно устойчивые типы, формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Для деятельности социальных институтов характерны: 1) набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; 3) осуществление социального контроля над типами действий; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры и внутренней (анализа их деятельности).

Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние и внешние факторы. Среди внешних важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены накоплением новых знаний. Так же большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают ценностные ориентации и способы оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности. Большое влияние на социальный институт могут оказать выдающиеся личности, действия которых часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.

Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

Институционализация и ее компоненты. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической, духовной, условий для их реализации. Каждый институт включает в себя: 1) определенную сферу деятельности; 2) группу лиц для выполнения общественных, организационных, управленческих функций на основе прав и обязанностей; 3) организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный и т.д.); 4) материальные средства (общественные здания, оборудо­вание и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты включают в себя системы ценностей, норм, идеалов, образцов дея­тельности. Они обусловливают сходное поведение индивидов, согласовывают их стремления, устанавливают формы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, обеспечи­вают состояние равновесия в рамках социальной общ­ности. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы. Процесс формирования ценностных ориентаций личности — важнейший компонент институционализации. Еще один важный компонент институционализации — организационное формирование социального института, создание его материальной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными и финансовыми средствами для выполнения определенных социальных функ­ций.

Рассмотрим структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподаватель­ский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общест­венной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

Процесс институционализации состоит из нескольких этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социально­го взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без ис­ключения членов института.

Я.Щепаньский указывает следующие основные ус­ловия эффективного функционирования социальных ин­ститутов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, функций (если функции инсти­тута определены нечетко, он не может бесконфликтно включиться в систему институтов данного об­щества); 2) рациональное разделение труда и рациональная его организация; 3) деперсонализация действий (официальные лица выполняют свои функции в соответствии с предписаниями, использование общественных институтов в личных целях называется «бюрократизацией»); 4) признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах группы, общества; 5) бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с родовыми или клановыми социальными связями.

История развития социальных институтов — это постепенное превращение институтов традиционного типа в современные институты. Традиционные институты отличаются от современных жестко прописанными ритуалами, обычаями, родственными связями и отношениями. Социальные институты зарождаются и погибают. Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям и в зависимости от их важности занимали в обществе ведущее положение: церковь, государство и т.д. Процесс индустриализации общества привел к повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд функций семьи (Э.Чэпл и К.Кун). Социологи Т.Парсонс, Ф.Шилз утверждают, что в более развитых обществах не структуры родства, а государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации играют решающую роль.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собст­венной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении кооперации общественного труда, на доминирующей ро­ли отдельных базовых институтов. Гармоничная и сбалансированная система институ­тов, обеспечивающих удовлетворение основных потреб­ностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и раз­вития общества как целого.

Формы социальных институтов. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. С точки зрения содержания исполняемых функций, социальные институты делятся на: 1) экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, обществен­ные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, наука, семья, театр и др.); 4) социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опе­ки, различные самодеятельные организации). Каждый институт выполняет свою специальную функцию, их совокупность составляет общие социальные функции институтов.

В рамках государства действуют и другие институты, например, образования, средств массовой информации, в них реализуется другая важная функция — социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения. Они обеспечиваются экономическими, социальными и поли­тическими институтами. Большая роль здесь принадлежит институ­там управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предписаний. Взаимодействуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но в реальной жизни политические и социальные функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации занимаются вопросами произ­водства, социальной защиты и санкций, регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологиче­ских ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые структуры.

Свои специфические качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Они помо­гают решать проблемы социализации индивидов через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устой­чивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты под­держиваются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается при­нудительно силой соответствующих органов, системой институ­тов государства, наделенного особыми полномочиями. Существуют и церемониально-символические институты.Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, меж­группового, индивидуального поведения, определяют порядок деятельность субъектов.

В зависимости от сферы действия и выполняемых функций соци­альные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, спо­собности; 2) регулятивные, определяющие границы действий индивида для достижения личных целей, они же определяют санкции при выходе за эти границы. К таким институтам относятся все механизмы социального контроля. Институты могут быть культурными (идеологические, религиоз­ные, образования, искусства и т.п.), и интегративными, связанными с социальными ролями для удовлетворения потребностей и интересов социальной общности.

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписа­ниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются независимо от их личных ка­честв. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (группа подростков). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго. В неформальных институтах отсутствуют закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания относительно средств и методов деятельности, но и они выполняют управленческие контрольные функции. Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, традиций, обычаев, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции — более эффективные средства контроля за поведением людей. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства негласному осуждению своих коллег и друзей.

Функции социальных институтов. Институты выполняют ряд общих функций (внешних, внутренних) и специфических. Функция – это устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменению других. В социологии социальная функция – это роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; стандартизированное социальное действие, регулируемое опре­деленными нормами и контролируемое социальными институ­тами.

Так как социальных институтов в любом обществе чрезвычайно много — семьи, религии, права, по­литики, науки, образования и т.д., — то невозможно рассмотреть все их специфические функции. Обозначим наиболее важные функции: 1) функция удовлетворения по­требностей личности, группы, общества; 2) регулирование (при помощи норм морали, права) взаимодействия между людьми, соци­альными группами, классами; 3) социальный контроль за поведением отдельных индивидов и социальных групп (правовое регули­рование социальной жизни); 4) применение социальных санкций к субъек­там девиантного (отклоняющегося) поведения; 5) формирование ценностей, ценностных ус­тановок и ориентаций личности, социальной группы, их ожиданий.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. Под влиянием социальных перемен социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункции. Они могут сказываться в его организационной сфере, в характере и содержании их деятельности. Явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельно­сти любых общественных институтов. Например, институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда, однако государство вынуждено постоянно контролировать деятельность этих институтов, принимая це­лые системы правовых актов, ограничивающих моно­польный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Поскольку большинство институтов — бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отноше­ний и поддержания общественного порядка в традици­онных областях жизни.

Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенно­сти его функций, понижении социального авторитета, трансформа­ции отдельных функций в деятельность, направленную только на поддер­жание собственного существования. Такой институт начинает ис­пытывать различные трудности: от недостатка материальных, финан­совых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (4 ЧАСА).

ТЕМА 4. ЛЕКЦИЙ 1. Понятие личности в социологии. (2часа).

План лекции:1. Понятие «человек», «индивид», «пичность»,

источник

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость — это то, что придает системе элемен­тов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующий людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Марксизм также является сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать суммативные, органические и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К. Маркс и Ф. Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид деятельности, т.е. они становятся относительно самостоятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820-1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А. Радклиф-Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:

1) Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддер­жание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Т. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.

3. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

4. Оно должна иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Таким образом Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обес­печиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры — подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования.

Принципиальное различие детерминисткого и функционалистского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества. Детерминизм состоит в признании одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая придавит все формы свобод­ного волеизъявления личности и объединений, размывания норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социальной энтропии.

Проводимый на основе идей функционализма структурно-функциональный анализ общества как системы, без сомнения, имеет большие эвристические возможности. Однако он встречает и определенные трудности. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следовательно, статичная система.

На решение этих проблем были направлены усилия Р. Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г. Спенсером и Т. Парсонсом, Р. Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:

1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) Р. Мертон вводит понятие дизфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункциональны по отношению к другим.

3) Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция — это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

Идеи Р. Мертона, без сомнения, расширили объективные возможности функционализма, в какой-то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного развития и т.д. Однако так же как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном инди­видуальное.

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индиви­дуализма: Д. Хоманс, Дж. Линд, Г. Блумер и др. Основная идея методо­логии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная, жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.

С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы:

1) действующее лицо, т.е. индивида или группу;

2) вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

3) преследование какой-либо цели через действие;

4) манипулирование ресурсами для достижении цели;

5) более или менее четко обозначенное поведение.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объ­яснение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимо­действия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Дж. Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:

1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.

3) Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:

1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.

2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

3) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем силь­нее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения».

Таким образом, центральное место в этой теории занимает ка­тегория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид учил, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социаль­ные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление соци­альной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «МЫ». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «МЫ» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «МЫ». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представля­ет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, кото­рые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.

источник

Основные положения и методология функционализма. Принципы функционального подхода по Г. Спенсеру и Т. Парсонсу. Комплексный характер конфликтологии, ее главные направления и методологическая основа. Метод наблюдения, его возможности и разновидности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По учебной дисциплине «Социология»

«Функционалистский и конфликтологический подход к анализу системы общества»

1. Функционалистский и конфликтологический подходы к анализу системы общества

В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к анализу общества: функционалистский и конфликтологический.

Идеи функционализма в большей степени присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером в его трехтомном труде: «Основание социологии» и развиты американскими социологами А. Радклиф-Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру [3. С.46] состоят в следующем:

Функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г. Спенсером, Р. Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:

1. Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2. Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.

3. Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями.

Значительным этапом в развитии методологии функционализма является структурный функционализм Т. Парсонса. По его мнению, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось — внешнее — внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось — инструментальное — консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из 4 основных функциональных категорий: адаптация, целедостижение, интеграции и воспроизводства структуры.

Функционализм широко применяется в эмпирических научных исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся иных методологических установок, подчеркивают 3 главных недостатка функционализма:

1. Внеисторический подход к изучению общества. Общество в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.

2. Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

3. Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность, в то время, как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. [4] Таким образом, общество — это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель — выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.

1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.

2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Видный американский специалист по общей теории систем К.Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Методологическую основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии — вопрос о природе конфликта.

Важнейшая проблема методологии теории конфликта — это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества — с другой.

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами.

Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся:

1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;

2) в противостоянии между поколениями;

3) в борьбе между этническими группами;

4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин;

5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

2. Метод наблюдения, его возможности и разновидности

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. [3. С.186] Главным преимуществом данного метода является то, что он позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время, как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования. Он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает непрерывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы:

контролируемое и неконтролируемое,

включенное и невключенное,

системное и случайное ит.д.

Помимо агрегатных индексов в статистике применяется другая их форма — средневзвешенные индексы. К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Так, если отсутствуют данные о ценах, но имеется информация о стоимости продукции в текущем периоде и известны индивидуальные индексы цен по каждому товару, то общий индекс цен как агрегатный определить нельзя, однако возможно исчислить его как средний из индивидуальных. Точно так же, если не известны количества произведенных отдельных видов продукции, но известны индивидуальные индексы и стоимость продукции базисного периода, то можно определить общий индекс физического объема продукции как средневзвешенную величину.

Статистические закономерности развития изучаемых совокупностей различных явлений отражаются через средние значения или средние величины их показателей. Динамика средних показателей качественных признаков (себестоимость, цена, фондоотдача, производство и др.), как характеристика их развития, учитывает не только изменения конкретных значений отдельных единиц совокупности, но и структурные, ассортиментные сдвиги.

Структурные сдвиги формируются под влиянием таких факторов, как появление новых видов продукции (товаров) на рынках производителей и потребителей. Исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различными уровнями цен и рентабельности, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания и т.д. В связи с этим средние показатели не всегда могут быть использованы для характеристики динамики качественных признаков.

Средний индекс — это индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуальных индексов. Агрегатный индекс является основной формой общего индекса, поэтому средний индекс должен быть тождествен агрегатному индексу. При исчислении средних индексов используются две формы средних: арифметическая и гармоническая.

Средний арифметический индекс тождествен агрегатному индексу, если весами индивидуальных индексов будут слагаемые знаменателя агрегатного индекса. Только в этом случае величина индекса, рассчитанного по формуле средней арифметической, будет равна агрегатному индексу.

Средний арифметический индекс физического объема продукции вычисляется по формуле:

В статистике широко известен и другой средний арифметический индекс, который используется при анализе производительности труда. Он носит название индекса Струмилина и определяется следующим образом:

Индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) производительность труда, или сколько процентов составил рост (снижение) производительности труда в среднем по всем единицам исследуемой совокупности.

Средние арифметические индексы чаще всего применяются на практике для расчета сводных индексов количественных показателей. При анализе качественных показателей данная форма индекса применяется для исчисления приведенных выше индексов.

Индексы других качественных показателей (цен, себестоимости и т.д.) определяются по формуле средней гармонической взвешенной величины.

Средний гармонический индекс тождествен агрегатному, если индивидуальные индексы взвешены с помощью слагаемых числителя агрегатного индекса.

Средние индексы широко используются для анализа рынка ценных бумаг. Наиболее известными являются индексы Доу-Джонса, Стэндарда и Пура.

Индекс Доу-Джонса определяется как средний арифметический индекс значений курсов акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже. Один сводный и три групповых индекса рассчитываются каждые полчаса. И ежедневно публикуются их значение на момент закрытия биржи. Групповые индексы определяются по ценам акций 30 промышленных. 20 транспортных и 15 компаний сферы услуг. Общий индекс рассчитывается по всем 65 компаниям. Их перечень составлен в 1928 г. В качестве базисного выбран 1920 г. Первоначальная методика исчисления индекса была разработана основателем и редактором крупнейшей в США газеты «Уолл-стрит джорнел» Чарльзом Доу.

Индекс Стэндарда и Пура — индекс, рассчитываемый по курсам акций 500 крупнейших компаний Нью-Йоркской фондовой биржи как средний взвешенный показатель, учитывающий общее число выпущенных компанией акций. В число компаний, акции которых включены в индекс, входят 400 промышленных корпораций, 40 — Финансовых, 20 — транспортных и 40 — сферы услуг.

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и допол. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.-432с.

2. Капитонов Э.А. Социология 20 века. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512с.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Владос, 1995. — 192 с.

4. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М.: Юнити-Дана, 2001. -327с.

Основные принципы диалектики и функционализма. Человек в системе социального знания, свобода личности. Схема социально-экономического детерминизма на основе модели развития технологической цивилизации. Принципы функционального подхода по Г. Спенсеру.

презентация [1,4 M], добавлен 14.06.2015

Основные признаки общества как системы. Опыт применения системного подхода к анализу развития общества, его переходных и кризисных состояний. «Конец света» как иллюстрация кризиса общества. Определение роли информации в апокалиптических настроениях.

курсовая работа [98,0 K], добавлен 12.03.2015

Существенное место в современной науке занимает системный метод (подход) исследования. Понятие системного подхода как направления методологии исследования. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических и политических процессов.

реферат [22,5 K], добавлен 18.01.2011

Современная западная социология — сложное, противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Теория структурно-функционального анализа. Анализ общества, теория социального конфликта. Направление «технологический детерминизм».

контрольная работа [27,5 K], добавлен 07.01.2009

Содержание и предмет изучения социологии. Развитие разных направлений научной дисциплины в работах Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера. Исследовательские ограничения структурного функционализма. Принципы функционального подхода к строению общества.

шпаргалка [39,3 K], добавлен 06.06.2011

Специфика структурно-функционального анализа по Т. Парсонсу. Функции обобщенной концептуальной схемы на дескриптивном уровне. Применение принципа функциональной эквивалентности. Функциональная теория Р. Мертона, Постулат универсального функционализма.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 02.02.2016

Наблюдение как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Разновидности метода наблюдения, их особенности и характеристика. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 31.10.2010

Краткая характеристика сущности позитивистской социологии Огюста Конта. Семья как основная единица общества и основа формирования государства. Наиболее важные принципы позитивизма. Социологический подход О. Конта к анализу социальных явлений и процессов.

реферат [21,1 K], добавлен 04.12.2010

Основные положения теорий символического интеракционизма Дж.Г. Мида и функционального подхода Р.К. Мертона. Объяснение социального взаимодействия между верующими с данных позиций. Сравнение эвристичности теорий для объяснения феномена религиозности.

контрольная работа [29,2 K], добавлен 16.05.2014

Содержание и функции моделирования как метода исследования, его методологическая основа. Основные цели использования моделирования для изучения социальных процессов. Качественные методы моделирования. Технология моделирования социальных процессов.

реферат [49,3 K], добавлен 28.01.2014

источник