Меню Рубрики

Фирма как субъект рынка анализ

Основные направления стратегии фирмы как субъекта отраслевого рынка. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления. Обзор методов обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

при Правительстве Российской Федерации»

Факультет «Управления и бизнес-технологий»

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

на тему: «Фирма как субъект отраслевого рынка»

Фирма как субъект отраслевого рынка

Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий, которые только «на пути к рынку», т.е. проходят период адаптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово — экономических результатов деятельности и др.

Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:

защиту прав участников (учредителей);

четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание системы хозяйственно — договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

достижение прозрачности финансово — экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Основными направлениями стратегии фирмы являются следующие:

выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

рыночная оценка активов предприятия;

анализ положения предприятия на рынке, его финансово — хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

выработка стратегии развития предприятия;

подготовка и переподготовка кадров.

При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции — заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов «живыми» деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию — заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;

Выработка стратегии развития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе — устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово — хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

-регион или территория, на которую направлен сбыт продукции,

-степень географической дифференциации этого сбыта;

-доля рынка, которую предполагается занять;

-группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

-связь «продукт — рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между

дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия

(лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

-вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения

рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

-возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

Финансово-экономический анализ деятельности фирмы

Основными компонентами финансово — экономического анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчетности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений и анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Особое значение имеет финансовый анализ в ходе осуществления инвестиционных проектов. Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях.

Методы диагностики финансового состояния предприятия могут рассматриваться в двух аспектах:

методы, связанные с определением обобщающих показателей, относящихся к обследуемому предприятию;

методы, дающие возможность оценить финансовое положение на основе вычисляемых интегральных критериев, позволяющих определить место, которое данное предприятие занимает в ряду других.

При проведении анализа финансового состояния устанавливается дееспособность предприятия в отношении ссуд, (по прошлому опыту, а также вероятность возврата инвестиционных кредитов), т.е. репутация заемщика, способность получать доход, формы и размеры активов, а также отношение к ним и состояние экономической конъюнктуры. Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют: ликвидность; привлечение заемных средств; оборачиваемость капитала; прибыльность.

Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия. Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. Этой работой, как правило, занимается специальная служба предприятия (помимо ее аудиторов).

Благополучное финансовое состояние предприятия — это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовые операции, движение денежных потоков и т.п.) для выявления глубинных причин изменения финансового положения. Применение многостороннего комплексного анализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки для управления отдельными показателями, и соответственно и для усиления их воздействия на улучшение финансового климата.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как — производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально- технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

1.Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;+

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;+

в) имеется только покупатель данной продукции;+

г) отсутствуют входные барьеры на рынок.+

2.Примером естественной монополии может служить;

в) метрополитен Санкт-Петербурга;+

Американская сеть фастфуда «Burger King» заключила договор с «Шоколадницей» о развитии сети ресторанов в Москве. По мнению аналитиков, данная сеть может составить серьезную конкуренцию McDonald’s.

Прокомментируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

Какой метод поведения на столичном рынке ресторанных услуг использует американская сеть фастфуда «Burger King»? Как бы вы оценили эффект конкуренции на данном рынке с точки зрения потребителя? Будет ли какая- то выгода потребителям от этого соперничества указанных крупных компаний.

Американская сеть фастфудов Burger King использует метод франчайзинга. Развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений. Сети Burger King потребуется открыть 10-15 точек в ключевых местах каждой столицы, чтобы составить конкуренцию McDonald’s и другим фаст-фудам. Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером (Burger King), что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам, поэтому потребители будут выбирать выгодный для своего кормана ресторан.

1. Розанова Н.М «экономика отраслевых рынков». М.: Юрайт; 2011

2. Рой Л.В, Третьяк В.П «Анализ отраслевых рынков». М.: ИНФРа-М., 2008

3. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник/ Н.В.Пахомова, К.К. Рихтер. — М.: Издательство: «Экономика», 2009. — 815 с. — НБ ТГУ.

4. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Учебник для бакалавров/ Н.М. Розанова.- М.: Юрайт, 2012. — 906 с.

5. Липсиц И.В «Экономика»: учебник для вузов / И. В. Липсиц. — 2-е изд., стер.. — Москва: КноРус, 2012. — 320 с.: ил.. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-02229-0

6. Джуха В.М «Экономика отраслевых рынков»: учебное пособие / В. М. Джуха, А. В. Курицын, И. С. Штапова. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: КноРус, 2012. — 283 с.: ил.. — Для бакалавров

Понятие отраслевого рынка и его виды. Основные проблемы нефтяной отрасли. Анализ нефтедобычи на примере ОАО АНК «Башнефть». Организационная структура предприятия. Рынки сбыта продукции. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 22.11.2015

Определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков как цель отраслевого анализа. Структура и динамика отрасли, ключевые факторы успеха. Стратегия поведения предприятия на рынке. Содержание и организация внутрихозяйственного анализа.

контрольная работа [173,0 K], добавлен 12.03.2012

Финансово-экономическая характеристика и направления деятельности ОАО «Камаз». Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры ее повышения в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры. Рекомендации по развитию экспортного потенциала фирмы.

дипломная работа [378,4 K], добавлен 25.11.2010

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Курганприбор-А». Ликвидность баланса, влияние экстенсивных и интенсивных факторов на объем реализованной продукции. Расчет чистых активов предприятия. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

курсовая работа [93,8 K], добавлен 18.01.2010

Общее понятие фирмы и анализ ее составляющих. Внутренняя и внешняя среда фирмы, цели и задачи, миссия. Общая характеристика фирмы в условиях рынка, особенности экономических условий хозяйствования, финансово-экономический анализ деятельности фирмы.

курсовая работа [131,3 K], добавлен 20.06.2010

Место и роль оценки стоимости предприятия в инвестиционной деятельности для повышения эффективности управления, область ее применения. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия: доходный, затратный и сравнительный (рыночный).

курсовая работа [73,8 K], добавлен 21.04.2010

Понятие и свойства фирмы, ее формы (единоличное хозяйство, партнерство, корпорация). Финансово-экономический анализ деятельности предприятия, принципы его функционирования в условиях рынка. Факторы конкурентоспособности фирмы, планирование ее доходов.

курсовая работа [60,3 K], добавлен 07.12.2013

Суть, функции, основные виды и структура рынка ценных бумаг. Функционирование фондовой биржи, фондовые индексы. Анализ влияния финансового кризиса на состояние рынка ценных бумаг. Планирование инвестиционной деятельности предприятия на рынке облигаций.

презентация [4,6 M], добавлен 09.11.2010

Сущность экономической категории «фирма», ее разновидности и функции. Принципы разработки общей стратегии фирмы в условиях рынка, ее внутренняя и внешняя среда. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы в условиях переходной рыночной экономики.

курсовая работа [136,7 K], добавлен 29.08.2014

Исследование отраслевого рынка научно-исследовательских и проектных институтов в области разработки нефтяных и газовых месторождений. Оценка перспектив развития фирмы на отраслевом рынке. Оценка стратегического потенциала компании, возможности и угрозы.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 13.12.2017

источник

В экономической теории фирма рассматривается как основной субъект рынка, поскольку в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Фирмы – это самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для удовлетворения общественных потребностей, которая приносит предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Цикл жизни предприятия – определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями, каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли:

Выход на рынок – характеризует собственно процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии – выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Рост – на этой стадии фирма проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков.

Зрелость – в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка – борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

Упадок – происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков. На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Малые – организации, состоящие из 1-50 работников и действующие на уровне региона (Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

Средние – компании, включающие от 51 до 249 сотрудников и осуществляющие свою деятельность на уровне страны (Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

Крупные – компании, обладающие большим количеством дочерних предприятий. В организационной структуре таких субъектов бизнеса предусмотрена долевая собственность. Крупные корпорации практически во всем мире являются узловыми звеньями национального бизнеса. Именно они производят значительную часть ВВП, они чаще других выходят со своей продукцией на международную арену, демонстрируя своей деятельностью тенденции экономического, культурного и политического развития представляемой страны. Организации, в состав которых входят от 250 сотрудников и больше и которые действуют не только на уровне страны, но и на международном уровне (Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

По характеру деятельности:

Производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары);

По отраслевой принадлежности:

По правовому статусу в России выделяют следующие виды организаций:

Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) участников уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом, является его собственностью. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на два подвида:

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в уставной капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. За счет взносов участников образуется складочный капитал. При этом прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников в складочном капитале.

Товарищество на вере или коммандитивное товарищество – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества – среди них выделяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью:

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. При этом акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают открытого и закрытого типа. Основным отличием открытого акционерного общества (ОАО) от закрытого является то, что в первом типе общества акционером может выступать кто угодно. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) держатели акций могут выступать лишь учредители общества или заранее определенный круг лиц.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Как правило, это дочерние предприятия Открытых акционерных обществ.

Общество с дополнительной ответственностью – одна из организационно-правовых форм, предусмотренных Законодательством РФ для коммерческих организаций. Основным отличием данного вида общества от общества с ограниченной ответственностью является то, что участники такого общества несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества солидарно всем своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть меньше пяти. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решения на общем собрании.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – имущество предприятия принадлежит государству, оно неделимое, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Некоммерческие предприятия – это юридическое лицо, которое не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Деятельность НКО должна быть направлена на достижение общественного блага.

Общественные организации (общественные движения, организации общественной самодеятельности, молодежные общественные объединения, детские общественные объединения) и религиозные объединения – добровольные объединения, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей;

Фонды – НКО, не основанные на членстве ее участников. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, кроме того, устав фонда предусматривает создание попечительского совета, который осуществляет на общественных началах надзор за деятельностью и использованием средств фонда;

Учреждения – НКО, созданные для осуществления услуг некоммерческого характера определенного вида: управленческих, социально-культурных и т.п.;

Некоммерческие партнерства – организации, учрежденные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Главное отличие от общественных объединений заключается в форме собственности и распоряжения имуществом данной НКО;

Автономные некоммерческие организации – НКО, не имеющие членства и осуществляющие услуги в области образования, здравоохранения, культуры, права, науки, физической культуры и спорта на основе добровольных взносов;

Ассоциации и союзы – организации, которые могут добровольно объединяться и создавать союзы или ассоциации, независимо от их организационно-правовой формы.

источник

Фирма является одним из существенных элементов структуры рынка.

Традиционно под фирмой понимается коммерческая организация.

Фирма — это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, которая зарегистрирована в соответствующей правовой форме. Фирма, как обособленный объект рынка, выполняет функцию перераспределения ресурсов наряду с рыночным механизмом.

Если через юридическое лицо — то рыночный механизм.

Фирменный механизм — контракт с лицом предполагает за менеджером признания права работников подчиняться координатору производства. Фирма представляет собой институт альтернативного механизма распределения ресурсов.

Характерные черты фирмы:

1) Относительно крупная хозяйственная единица;

2) Организационная система управления;

3) Развитие фирмы осуществляется на разнице между выручкой и издержками производства.

Причины создания фирм:

1) Фирмы, как организованные группы работников, действуют на основе внутренней координации;

2) Прямая координация является более дешевым механизмом по сравнению с рыночными транзакциями;

3) Необходимость (выгодные продажи).

Характеристики фирм как координирующего механизма:

1) Как цельная механическая единица фирма отвечает за обе стороны сделки, поставку и приобретение, что служит снижению неопределенности и снижению затрат;

2) Организационный капитал (властные отношения, возникающее в процессе деятельности фирмы).

Властные отношения позволяют фирме:

1) экономить на затратах по сбору рыночной информации;

2) регулировать, приспосабливать характер и объем производства учитывая колебания и неопределенность спроса.

Основные цели фирмы:

1)получение максимальной прибыли.

Маррис выделил 4 главных фактора, определяющих темп роста фирмы:

1) Ограничение по спросу, возникающий из-за того, что затраты расширения уменьшают маршрут прибыли и увеличивают капиталоемкость.

2) Ограничение по управлению, которое вытекает из снижения эффективности руководителей при слишком быстром расширении.

3) Финансовое ограничение, которое возникает из угрозы слияния при продаже акций.

4) Цели, которые преследует руководство.

Взаимодополняющие товары: их конкурентные преимущества

Взаимодополняющие товары(ВзД)— это те товары, которые взаимосвязаны друг с другом и являются одной из разновидностей между отраслями.

Имидж взаимодополняющих товаров влияет на имидж основных товаров. Продажа основных товаров и взаимодополняющего товара взаимосвязаны.

1) Пол-ное влияние на эффективность покупок и возможности дифференциации.

2) Оптимальная ценовая политика.

3) Сокращение расходов на маркетинговые продажи.

4) Совместное осуществ-ние различных видов деятельности по созданию стоимости.

5) Укрепление барьеров мобильности.

6) Преимущество от контроля сферы можно получить при создании коалиций. Проблемы контроля в сфере взаимодополняющих товаров:

1) Структура отрасли этих товаров может оказаться весьма неудачной-> получить прибыль проблематично.

2) Проблема управления. Возможно, не хватает навыков для работы в этой отрасли.

Свойства взаимодополняющих товаров:

1) ВзД товары связанны с основным товаром в создании всех целевых покупателей.

2) ВзД товары оказывают сущ-ное воздействие на конкурентные позиции пред-тия.

3) Производство основных товаров и товарных комплиментов снижают общие издержки и увеличивают уровень дифференциации продукции.

Объединение продуктов в пакет:Пакет продуктов— это группа товаров или услуг, реализуемых покупателю только в комплекте ( авиаперевозки, доставка, гарантия).

Преимущества, которые получаются благодаря комплектации продуктов:

1) Экономия от продажи пакетов.

2) Более высокая степень дифференциации: увеличение числа оснований для дифференциации; высокая эффективность областей взаимодействия; оптимальная эффективность пакета; покупка всего необходимого; хорошая возможность для ценовой дискриминации; повышение барьеров вхождения и мобильности; меньшая интенсивность соперничества.

Недостатки, которые получаются благодаря комплектации продуктов:

1) Разнообразие потребности покупателей.

2) Возможность покупателя собрать пакет по частям.

Перекрестное субсидирование— это когда продается один товар и одна из его частей является заменяемой со временем (картридж в принтере).

Идея в том, что один из продуктов намеренно продается за низкую цену, чтобы таким образом реализовать большее количество прибыльного продукта.

При этом используют тактики:

1) Лидерство в убытках. 2) Бритвы и лезвия. Бритва продает почти по себестоимости, а лезвие — цена свободная. 3) Тактика удорожания.

Условия, благоприятствующие перекрестного субсидирования:

1) Покупатели основных товаров, должны быть достаточно чувствительны к цене.

2) Покупатели доходного товара должны хар-ся невысокой чувст-ностью к ценам.

3) Прочные связи между основным товаром и доходным товаром.

4) Барьер для выхода в отрасли доходных товаров.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 200 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Традиционно под фирмой понимается коммерческая организация, как правило, представляющая собой юридическое лицо. «Фирма» зачастую трактуется двояко: в узком и широком смыслах. В узком смысле — как имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком — в качестве основной хозяйственной единицы современной рыночной экономики, зарегистрированной в соответствующей правовой форме. В общем, фирма — это, прежде всего, обособленный агент рынка, обладающей производственной и финансовой свободами и зарегистрированный как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие нормативно закрепленные атрибуты.

Далее, фирма, как обособленный агент рынка, приобретающий на нем ресурсы, производственно комбинирующий их и продающий готовые изделия покупателем, сама выступает как институт осуществления некоего альтернативного рыночному механизма распределения ресурсов, обеспечивающего существенную их экономию. Этот механизм предполагает задействование определенного круга властных отношений, добровольное подчинение работников координатору производства — менеджеру, управляющему бизнес-процессом.

Кроме того, фирма представляет собой относительно крупную хозяйственную единицу с нетривиальной организационной системой управления (в качестве фирмы нельзя трактовать, скажем, осуществление производства кустарем-ремесленником).

В теории организации отраслевых рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связано с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить и сбывать изделия с менее высокими, чем могут позволить себе относительно небольшие производители, средними издержками. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название «эффекта масштаба», который обычно анализируется с точки зрения выпуска:

· всей продукции одного предприятия

· продукции компании, состоящей из нескольких производственных единиц.

Здесь важно отметить прежде всего следующее обстоятельство: крупные фирмы обеспечивают существенный эффект экономии на основе задействования ряда факторов, среди которых — синергия взаимодействий различных подразделений (она выражается в субаддитивности затрат, означающей, что совместное производство различных выпусков продукции ощутимо дешевле, нежели раздельное).

Вместе с тем рост размеров предприятия с точки зрения обеспечения рассматриваемого эффекта небезграничен. «Кривые обучения» по мере роста фирмы становятся более пологими. Рост вознаграждения за труд постепенно приостанавливается. Потребность в наращивании контингента рабочей силы приводит к расширению географии ее потока, а значит, и к ухудшению ее качества. Рациональность переработки ресурсов при использовании традиционной технологии постепенно достигает некоего потолка. Снижается скорость доставки ресурсов к местам производства и усложняется процесс доведения готовой продукции до потребителей. Да и управлять крупным подразделением сложнее, чем мелким. Следовательно, растут и соответствующие виды расходов. В общем, эффект масштаба имеет свои пределы, что обусловливает необходимость оптимального темпов роста фирмы и изменения издержек производства на единицу продукции.

Таким образом, эффект масштаба всегда исторически конкретен и зависит от интенсивности изменения технологии производства, а также от совершенствования системы управления фирмой, в том числе от искусства менеджмента компании в нахождении вышеупомянутого оптимума. Плодами эффекта масштаба удается воспользоваться далеко не всем фирмам, и те из них, кому это удается, имеют отличный от других механизм задействования и перераспределения ресурсов.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Таковы наиболее общие существенные характеристики природы фирмы, как рыночного субъекта, традиционно описываемые в научной и учебной литературе.

источник

Предприятие — это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов. Кроме того, предприятие обеспечивает эффективное функционирование фирмы, поскольку так или иначе выполняет ее заказы. Иными словами, в состав фирмы может входить несколько предприятий, на которых она ведет хозяйственную деятельность.

Среди основных черт предприятия можно выделить следующие.

  • 1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики. Кроме того, крайне важным является наличие на предприятии штата организованных и высококвалифицированных работников, от которых в целом зависит успех предприятия на рынке.
  • 2. Любое предприятие должно иметь в наличии комплекс необходимых ресурсов, посредством которых будет осуществляться производство заданных товаров и услуг, это:
  • 1) природные ресурсы, которые, являясь первичным источником производства, в процессе обработки превращаются в готовые товары;
  • 2) материальные ресурсы, прежде всего капитал. Он может быть как собственным, так и арендованным. Капиталовложения финансируют производство, поэтому предприятие должно с экономической точки зрения быть инвестиционно привлекательным;
  • 3) трудовые ресурсы, пожалуй, являются самым главным фактором производства на предприятии. Численность персонала, его состав, движение рабочей силы, уровень образования, опыт работы, квалификация — все это в совокупности характеризует трудовой комплекс предприятия;
  • 4) предпринимательский ресурс, или способность к предпринимательству. Это значит, что руководитель предприятия должен иметь определенные навыки, опыт и личные способности для управления предприятием и ведения предпринимательской деятельности в целом.
  • 3. Каждое предприятие имеет в своей собственности обособленное имущество. Кроме того, крайне важно наличие экономической самостоятельности. Таким образом, предприятие «само» определяет, что производить, где и в каких количествах.
  • 4. Экономическая ответственность предприятия — обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.
  • 5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.
  • 1) стабильное получение прибыли, что дает возможность дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства;
  • 2) обеспечение потребителя качественной продукцией и в достаточном количестве. Самое главное, чтобы на рынке товаров и услуг так или иначе наблюдалось равновесие спроса и предложения, чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос;
  • 3) обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой. Кроме того, должна действовать система надбавок, премий и иметься возможность профессионального роста, что само по себе стимулирует работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.

С точки зрения этичности организации любое предприятие должно нести ответственность за состояние окружающей среды и стремиться снизить уровень вредного воздействия.

На предприятии необходимо наличие строгой системы контроля, что позволяет предотвратить срывы поставок, выпуск бракованной продукции и сбои в производстве.

Понятие фирмы: ее признаки и функции.

Фирма — это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма — понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

Фирма имеет следующие признаки:

  • 1) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу;
  • 2) юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план;
  • 3) является своеобразным посредником в производстве;
  • 4) любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости;
  • 5) целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.

Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:

  • 1) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;
  • 2) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего;
  • 3) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;
  • 4) производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.

  • 1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.
  • 2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность — это основные характеристики «сильной» фирмы.
  • 3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.
  • 4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.
  • 5. Административная функция — функция управления, включающая организацию (создание структуры, которая обеспечит достижение долгосрочных целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом.
  • 6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

Теория фирмы, прежде всего, содержит два основных подхода, посредством которых познаются процесс ее возникновения, суть, а также законы и принципы функционирования.

  • 1. Технологический подход (или функциональный). Его суть заключена в том, что всегда можно найти ту производственную функцию, которая характеризует наибольший объем выпуска при абсолютно различных альтернативных сочетаниях факторов производства и уровне технологического развития на определенный момент времени. При понимании данного подхода возникает проблема определения наиболее оптимального размера фирмы и ее масштаба производства. Оказывается, что наиболее эффективен тот вариант, который не вызывает резкого роста переменных издержек, которые зависят от объема выпуска. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства должен полностью расходоваться. Например, для завода — производителя деталей авиастроения он будет исчерпан, если мощности станков будут полностью использованы, а покупка нового оборудования невозможна без строительства или аренды новых производственных помещений. Однако технологический подход не способен объяснить, откуда берется производство, как организуется, и каков его механизм и из чего состоит. Вследствие этого возникла необходимость в создании нового подхода, который смог бы решить все вопросы функционирования фирмы.
  • 2. Институциональный подход занимается вовсе не исследованием процесса стремления фирмы к максимизации получаемой прибыли. Данный подход позволяет объяснить сам принцип возникновения фирмы как экономического субъекта, ее функционирования и в конечном счете — уход с рынка. Можно, конечно, предположить, что экономика способна стабильно развиваться и без фирм, когда все экономические субъекты самостоятельно занимаются производством, осуществляют обмен и сбыт. Но, как известно, все ресурсы, факторы производства и оборотные фонды рассредоточены в экономической среде. Такое производство, по сути, напоминает натуральную форму хозяйствования, поскольку каждому экономическому субъекту в отдельности необходимо вести длительные переговоры по поводу соединения всех факторных ресурсов в единое производство. Все это вызывает рост транзакционных издержек, и процесс производства становится слишком длительным и дорогостоящим. Таким образом, преимущество фирмы заключается в том, что она сочетает в себе все необходимые факторы производства. Кроме того, соединяя их в единое производство, она изготавливает товары и услуги непосредственно на одном предприятии, что значительно упрощает и процесс производства, и процесс поставки готового товара на рынок, снижает издержки функционирования. Можно сказать, что фирма — это наиболее приемлемый и эффективный экономический субъект.

источник

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кыргызско — Российский Славянский Университет

Кафедра Экономической теории

Выполнила ст. гр. БиА 1-08: Ахметова С.

Фирма — ее структура, цели и задачи………………………………………….7

1.2.Место фирмы в предпринимательстве …………………………………….10

1.4.Важнейшие показатели эффективности фирм……………………………..19

Организационные формы производства……………………………………22

2.1. Организационно-правовая форма………………………………………….22

2.2. Организационно-экономическая форма…………………………………. 32

Глава 3:
Фирма как субъект рыночных отношений………………………………. 36

3.1. Механизм функционирования предприятия……………………………. 36

3.2. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………. 38

3.3.Стратегическое планирование……………………………………………. 40

Предпринимательский потенциал Кыргызстана и России……………. 45

4.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России……….45

4.2. Характерные черты предпринимательского потенциала Кыргызстана. 47

Список использованной литературы……………………………………….54

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Фирма как субъект рынка» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Фирма как субъект рынка».

Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Рыночная экономика на примерах большинства государств мира показала себя как наиболее эффективный способ ведения хозяйствования в стране. Хотя в чистом виде рыночная экономическая система практически нигде не существует, в использующих её государствах она присутствует в той или иной степенью социальной направленности и государственного вмешательства. Но, несмотря на все корректировки, основа, определяющая суть рыночной экономики остаётся одинаковой. В эту основу кроме всего прочего входит и фирма как основной субъект экономической деятельности, проводимой человеком.

Фирма проводит разнообразные операции (осуществляет деятельность) с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Тем самым характер деятельности фирмы сводится к двум выгодам — прибыль для фирмы и удовлетворение потребностей — для потребителя.

Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующаяся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из этого определения ясно, что цель деятельности фирмы — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Ещё недавно основной целью фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночных отношений, отбросить, исключить эту цель и ставить единственной целью получения максимально возможной прибыли? Я полагаю, что нет. Действительно, основная цель предпринимательства — получения прибыли, но нелюбой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников, в зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной — более 500 человек.

Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в Кыргызстане имеет место значительное многообразие типов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

Целью этой курсовой работы является рассмотрение фирмы, как основы рыночной экономической системы, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие ее деятельность. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Фирма как субъект рынка»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Фирма как субъект рынка» в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики «Фирма как субъект рынка»;
4. Обозначить тенденции развития тематики «Фирма как субъект рынка».

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение и список использованной литературы. Глава первая раскрывает общие вопросы и рассматривает фирму как одну из инструментов реализации рыночной экономики. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Фирма как субъект рынка». В главе второй более подробно рассмотрены организационные формы производства содержание и современные проблемы «Фирма как субъект рынка». Глава третья рассматривает механизм, конкурентоспособность и стратегическое планирование фирм. Глава четвертая имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ предпринимательского потенциала Кыргызстана и России.

Источниками информации для написания работы по теме «Фирма как субъект рынка» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Фирма как субъект рынка», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в Кыргызстане экономических журналов, таких как «Вопросы экономики», «Вестник академии наук» и д.р.

Фирма, её структура цели и функции

«Фирма» и «предприятие» кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Предприятие – это реальное предприятие (включая землю и капитал), выполняющее одну или более функций в производстве (изготовлении и сбыте) товаров и услуг[1] . Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющей или управляющей одним или несколькими предприятиями[2] . Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм.

источник

Тема 6. Основы теории производства (поведение фирмы на рынке)

Время: 4 учебных часа.

Вопросы лекции:

1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.

2. Основные понятия теории издержек.

3. Издержки производства в краткосрочном периоде.

4. Издержки производства в долгосрочном периоде.

5. Понятие дохода фирмы и его виды.

6. Достижение равновесия фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Термины «фирма» и «предприятие» тождественны, однако особенность заключается в том, что фирма может состоять из нескольких предприятий. В этой связи можно дать следующее определение: фирма– это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью поучения прибыли. Достижение этой цели возможно посредством реализации набора целевых установок тактического и стратегического характера: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество); изменение структуры капитала.

В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерческих организаций, или предпринимательский сектор. Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на их риск и под имущественную ответственность. Все перечисленные в определении элементы – признаки предпринимательства.

Выделяют субъекты и объекты предпринимательства. К субъектам предпринимательства относятся частные лица, акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и государство. К объектам – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Содержание хозяйственной деятельности позволяет выделить виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство – деятельность, направленная на осуществление производства товаров и услуг, информации, духовных ценностей. Производство в данном виде предпринимательства выступает основной функцией.

Коммерческое предпринимательство не связано с производством, а основано на операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг. Прибыль представляет собой разницу между ценой продажи данного товара и ценой на его приобретение.

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство состоит в соединении заинтересованных сторон во взаимной сделке. За данную услугу предприниматели-посредники получают доход.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматели, оказывающие подобные услуги, получают страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Данный вид предпринимательства представляет собой особую форму финансового предпринимательства.

Предпринимательство имеет свою организационную структуру. По формам собственности предприятия (фирмы) подразделяются на частные и государственные. Частные фирмы существуют либо как полностью самостоятельные, либо в виде объединений. Государственные предприятия – это такие, на которых государственные органы обладают более 50 % капитала.

По правовому статусу (в соответствии с Гражданским кодексом РФ) выделяют хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей. Хозяйственные товарищества и общества могут создаваться в формах: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного (открытого и закрытого) общества, дочернего и зависимого общества, производственного кооператива.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества в соответствии с заключенными договорами и несут риск ответственности по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) называется товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов).

Коммандитисты несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, учрежденное одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью называется учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости своих вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им вкладов. Акционерное общество может быть открытым и закрытым. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей, а открытая подписка на выпускаемые акции проводиться не должна.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Индивидуальными предпринимателями признаются отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица.

Помимо коммерческих предприятий (фирм), действуют также и некоммерческие фирмы. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций, учреждений.

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Всякая национальная экономическая система включает совокупность, с одной стороны, обособленных, с другой — взаимосвязанных фирм, осуществляющих индивидуальное воспроизводство.

Индивидуальное воспроизводство — это непрерывно повторяющийся процесс производительного соединения экономических ресурсов с целью создания товаров и услуг и получения дохода.

В основе индивидуального воспроизводства лежит кругооборот капитала.

Кругооборот капитала — это последовательная смена капиталом его функциональных форм: денежной (формируются условия производства), производительной (осуществляется производство товаров и услуг) и товарной (происходит реализация товаров и услуг и получение прибыли).

За один кругооборот, как правило, возвращается не вся стоимость вложенного капитала. В этой связи вводится понятие оборота капитала.

Оборот капитала — это совокупность непрерывно сменяющих друг друга кругооборотов, за которые весь авансированный капитал возвращается предпринимателю в денежной форме. Оборот различных элементов капитала происходит за разные временные промежутки. По этой причине капитал делится на основной и оборотный.

Оборотный капитал — это часть хозяйственных средств предприятия, стоимость которого переносится на готовый продукт за один производственный цикл (кругооборот): сырье, материалы и затраты на рабочую силу.

Основной капитал — это здания, сооружения и т.п. стоимость основного капитала переносится на готовый продукт по частям, за несколько кругооборотов капитала. Процесс переноса стоимости основного капитала по мере его износа в течение срока службы на готовый продукт называетсяамортизацией.

Различают физический износ — процесс, в результате которого основной капитал становится физически непригодным для его дальнейшего использования (разрушение, поломка и т.п.). Моральный износ — это процесс обесценивания основного капитала по причине устаревания. Он может происходить по двум следующим основным причинам: из-за создания аналогичных, но более дешевых средств труда; из-за выпуска более производительных средств труда по той же цене.

Стоимость износа основного капитала, возмещаемая по частям, накапливается вамортизационном фонде. Амортизационные отчисления предназначены для ремонта или замены изношенных средств труда.

Для организации производственной деятельности фирма должна иметь в своем распоряжении соответствующие производственные факторы. Взаимоотношения между факторами производства, производственным процессом и конечным выпуском продукции описываются производственной функцией. Если допустить, что имеются два фактора производства — труд и капитал (L и К), то производственная функция (Q) будет выглядеть, как

Она отражает также разнообразные сочетания производственных факторов для выпуска данного количества продукции. Сочетание этих факторов можно изобразить графически при помощи так называемого метода изокванты и изокосты. Изоквантапредставляет собой кривую, на которой расположены точки, отражающие все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. Бесконечное число изоквант представляет собой карту изоквант. Предприниматель, используя карту изоквант, может определить максимальный выпуск продукции, который обеспечивается путем определенных сочетаний факторов производства. Карта изоквант является альтернативным методом описания производственной функции. Изокванта показывает гибкость применяемых фирмой решений по производству.

Изокоста показывает комбинации двух затрачиваемых ресурсов, которые можно приобрести за одинаковую общую сумму денег. Наклон изокосты отражает относительные цены факторов производства. Точка А, в которой изокванта касается изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для производства определенного объема продукции.

Рисунок 6.1 –Изокванта и изокоста

Способ преобразования факторов производства в продукт называется технологией. Критерием технологически эффективного производства является максимизация объемов выпуска продукции при данном объеме ресурсов, или минимизация затрат для производства данного объема продукции. Потери отсутствуют.

Факторы повышения технологической эффективности производства:

1. Следует учитывать, что существует взаимная дополняемость и взаимная заменяемость факторов производства. Необходимо обеспечивать замещение непроизводительного фактора более производительным, а также соответствие факторов друг другу по уровню технологического развития.

2. Следует учитывать действие закона убывающей предельной производительности (отдачи),которыйгласит, что по мере возрастания использования какого-либо производственного фактора при неизменных остальных производственных факторах, достигается точка, начиная с которой дополнительное вовлечение переменного ресурса приводит к снижению дополнительного (предельного) объема выпуска продукции.

— TP — общий объем производства (количество производимой продукции) (D TP — прирост TP);

— D L — прирост какого-либо переменного ресурса, например, ресурса труда;

— MP — предельный (дополнительный) продукт, производимый за счет дополнительного вовлечения ресурса L, тогда:

Характер зависимости количества производимого продукта от количества привлекаемого дополнительно переменного ресурса может быть графически интерпретирован тремя участками кривой общего объема производства (рисунок 6.2). На I фазе кривая поднимается вверх с увеличивающимся наклоном, что свидетельствует о возрастающей предельной отдаче переменного ресурса, так как здесь имеет место сравнительный избыток постоянных ресурсов. На II фазе наклон кривой снижается, отдача растет, но замедляющимися темпами. Каждая добавочная единица переменного ресурса вносит в общий объем производства меньшую отдачу по сравнению с предшествующей. Общий объем производства достигает максимума, когда предельная отдача ресурса равна нулю. На III фазе наклон кривой становится отрицательным, предельная отдача ресурса также принимает отрицательные значения, наблюдается абсолютный спад производства из-за дополнительного вовлечения переменных ресурсов.

Рисунок 6.2 – Закон убывающей производительности

Другой шаг в достижении фирмой эффективного технологического выбора — экономическое решение. Экономически эффективный способ производства — это такой способ, который минимизирует денежные затраты производителя.
Стремясь к экономической эффективности, предприниматель придерживается правила наименьших издержек: используя взаимозаменяемость факторов, производитель вовлекает в производство относительно дешевый фактор производства, вытесняя им относительно дорогой. Он сопоставляет производительность данного фактора с его ценой (заработной платой, ценой техники, ценой сырья).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9893 — | 7721 — или читать все.

источник