Меню Рубрики

Факторный анализ как метод финансового анализа

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

Результаты финансового анализа являются основой принятия управленческих решений, выработки стратегии дальнейшего развития предприятия. Поэтому финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового менеджмента, важнейшей его составляющей.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
  • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
  • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Основные методы финансового анализа, проводимого на предприятии:

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов, а также сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Горизонтальный (динамический) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

Динамический анализ является следующим этапом после анализа финансовых показателей (вертикального анализа). На этом этапе определяют, по каким разделам и статьям баланса произошли изменения.

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности между собой. Источником информации является бухгалтерская отчетность предприятия.

При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:

  • на величину финансовых коэффициентов оказывает большое влияние учетная политика предприятия;
  • диверсификация деятельности затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям, поскольку нормативные значения могут существенно варьироваться для различных отраслей деятельности;
  • нормативные коэффициенты, выбранные в качестве базы для сравнения, могут не быть оптимальными и не соответствовать краткосрочным задачам рассматриваемого периода.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой:

  • показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей;
  • финансовых показателей данного предприятия и показателей предприятий-конкурентов;
  • финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия;
  • сравнительный анализ отчетных и плановых показателей.

Интегральный (факторный) финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную оценку финансового состояния предприятия.

источник

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Факторный анализ в учебной литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц.

Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел. Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.

Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

К примеру, анализируя оценки, полученные по нескольким шкалам, исследователь отмечает, что они сходны между собой и имеют высокий коэффициент корреляции, в этом случае он может предположить, что существует некоторая латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок. Такую латентную переменную называют фактором, который влияет на многочисленные показатели других переменных, что приводит к возможности и необходимости отметить его как наиболее общий, более высокого порядка.

Таким образом, можно выделить две цели факторного анализа:

  • определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. е. «объективная R-классификация»;
  • сокращение числа переменных.

Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонентов. Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонентов некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство данного метода также в том, что он – единственный математически обоснованный метод факторного анализа.

Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Существуют следующие типы факторного анализа:

1) Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

2) Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.

3) Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.

4) Обратный (индуктивный) – от частного к общему.

5) Одноступенчатый и многоступенчатый.

6) Статический и динамический.

7) Ретроспективный и перспективный.

Также факторный анализ может быть разведочным – он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках и конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий.

Обязательные условия факторного анализа:

  • Все признаки должны быть количественными;
  • Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных;
  • Выборка должна быть однородна;
  • Исходные переменные должны быть распределены симметрично;
  • Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей.

Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов.

2 этап. Классификация и систематизация факторов.

3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Методы детерминированного факторного анализа: Метод цепных подстановок; Метод абсолютных разниц; Метод относительных разниц; Интегральный метод; Метод логарифмирования.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы, и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.

Методы стохастического факторного анализа: Способ парной корреляции; Множественный корреляционный анализ; Матричные модели; Математическое программирование; Метод исследования операций; Теория игр.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Источник: Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. (скачать)

источник

Прежде чем начать говорить об одном из видов финансового анализа – факторном анализе, напомним, что такое финансовый анализ и каковы его цели.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки финансового состояния и эффективности работы хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.

Финансовый анализ преследует несколько целей:

  • оценку финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Как известно, существуют следующие основные виды финансового анализа:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ.

Каждый вид финансового анализа основан на применении какой-либо модели, дающей возможность оценить и проанализировать динамику основных показателей деятельности предприятия. Выделяют три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Система аналитических коэффициентов – основной элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Существуют десятки таких показателей, подразделяемых на несколько групп по основным направлениям финансового анализа:

  • показатели ликвидности;
  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели деловой активности;
  • показатели рентабельности.

Предикативные модели – это модели предсказательного характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Как мы видим, моделирование и анализ факторных моделей занимают важное место в методологии финансового анализа. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Функционирование любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов. Фактор — это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

По своей природе факторы подразделяются на природные, социально-экономические и производственно-экономические.

Природные факторы оказывают большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве и других отраслях. Учет их влияния дает возможность точнее оценить результаты работы субъектов хозяйствования.

К социально-экономическим факторам относятся жилищные условия работников, организация оздоровительной работы на предприятиях с вредным производством, общий уровень подготовки кадров и др. Они способствуют более полному использованию производственных ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы.

Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.

По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся факторы, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Необходимо отметить, что в зависимости от обстоятельств один и тот же фактор может быть и основным, и второстепенным. Умение выделить из всего множества факторов главные обеспечивает правильность выводов по результатам анализа.

Факторы делятся на внутренние и внешние , в зависимости от того, влияет на них деятельность данного предприятия или нет. При анализе основное внимание уделяется внутренним факторам, на которые предприятие может воздействовать.

Факторы подразделяются на объективные , не зависящие от воли и желаний людей, и субъективные , подверженные влиянию деятельности юридических и физических лиц.

По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические. Общие факторы действуют во всех отраслях экономики. Специфические факторы действуют в пределах отдельной отрасли или конкретного предприятия.

В процессе работы организации одни факторы оказывают воздействие на изучаемый показатель непрерывно на протяжении всего времени. Такие факторы называются постоянными . Факторы, воздействие которых проявляется периодически, называются переменными (это, например, внедрение новой технологии, новых видов продукции).

Большое значение для оценки деятельности предприятий имеет деление факторов по характеру их действия на интенсивные и экстенсивные . К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с изменением количественных, а не качественных характеристик функционирования предприятия. В качестве примера можно привести увеличение объема производства продукции за счет увеличения числа рабочих. Интенсивные факторы характеризуют качественную сторону процесса производства. Примером может служить увеличение объема производства продукции за счет повышения уровня производительности труда.

Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные) . Примером сложного фактора является производительность труда, а простого — количество рабочих дней в отчетном периоде.

По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующего уровней подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, влияющие на результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называют факторами второго уровня и т. д.

Понятно, что при изучении влияния на работу предприятия какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью систематизации. Систематизация — это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Создание факторных систем является одним из способов такой систематизации факторов. Рассмотрим понятие факторной системы.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимозависимости. Связь экономических явлений — это совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм закономерных связей важную роль играет причинно-следственная (детерминистская), при которой одно явление порождает другое.

В хозяйственной деятельности предприятия некоторые явления непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Множество других факторов косвенно воздействует на этот показатель.

Кроме того, каждое явление можно рассматривать как причину и как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой — как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т. д.

Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью показателей. Показатели, характеризующие причину, называются факторными (независимыми); показатели, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных причинно-следственной связью, называется факторной системой .

Моделирование какого-либо явления — это построение математического выражения существующей зависимости. Моделирование — это один из важнейших методов научного познания. Существуют два типа зависимостей, изучаемых в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические.

Связь называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т. е. определенное статистическое распределение.

Модель факторной системы — это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями. В общем виде она может быть представлена так:

где — результативный признак;

— факторные признаки.

Таким образом, каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В основе экономического анализа и его раздела — факторного анализа — лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативного показателя. Чем детальнее исследуется зависимость результативного показателя от тех или иных факторов, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа :

  1. Постановка цели анализа.
  2. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
  3. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
  4. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
  5. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
  6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  7. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов — главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа — практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа — детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);

  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:

  1. наличие совокупности;
  2. достаточный объем наблюдений;
  3. случайность и независимость наблюдений;
  4. однородность;
  5. наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
  6. наличие специального математического аппарата.

Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:

  • качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
  • предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
  • построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
  • оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
  • экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).

Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:


    • прямой и обратный;
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамичный;
    • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым . Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых процедур:

  • построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
  • выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения;
  • реализация счетных процедур анализа модели;
  • формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.

Первый этап особенно важен, так как неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным результатам. Смысл этого этапа состоит в следующем: любое расширение жестко детерминированной факторной модели не должно противоречить логике связи “причина – следствие”. В качестве примера рассмотрим модель, связывающую объем реализации (Р), численность (Ч) и производительность труда (ПТ). Теоретически можно исследовать три модели:

; ; ;

Все три формулы верны с позиции арифметики, однако с позиции факторного анализа только первая имеет смысл, поскольку в ней показатели, стоящие в правой части формулы, являются факторами, т. е. причиной, порождающей и определяющей значение показателя, стоящего в левой части (следствие).

На втором этапе выбирается один из приемов факторного анализа: интегральный, цепных подстановок, логарифмический и др. Каждый из этих приемов имеет свои достоинства и недостатки. Краткую сравнительную характеристику этих способов мы рассмотрим ниже.

Существуют следующие модели детерминированного анализа:

аддитивная модель , т. е. модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы, в качестве примера можно привести модель товарного баланса:

— запасы на начало периода;

— запасы на конец периода;

В — прочее выбытие товаров;

мультипликативная модель , т. е. модель, в которую факторы входят в виде произведения; примером может служить простейшая двухфакторная модель:

ПТ — производительность труда;

кратная модель , т. е. модель, представляющая собой отношение факторов, например:

где — фондовооруженность;

ОС — стоимость основных средств;

смешанная модель , т. е. модель, в которую факторы входят в различных комбинациях, например:

— рентабельность;

ОС — стоимость основных средств;
Об — стоимость оборотных средств.

Жестко детерминированная модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной .

В детерминированном факторном анализе можно выделить четыре типовые задачи:

  1. Оценка влияния относительного изменения факторов на относительное изменение результативного показателя.
  2. Оценка влияния абсолютного изменения i-го фактора на абсолютное изменение результативного показателя.
  3. Определение отношения величины изменения результативного показателя, вызванного изменением i-го фактора, к базовой величине результативного показателя.
  4. Определение доли абсолютного изменения результативного показателя, вызванного изменением i-го фактора, в общем изменении результативного показателя.

Охарактеризуем эти задачи и рассмотрим решение каждой из них на конкретном простом примере.

Объем валовой продукции (ВП) зависит от двух основных факторов первого уровня: численности работников (ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имеем двухфакторную мультипликативную модель: . Рассмотрим ситуацию, когда и выработка, и численность рабочих в отчетном периоде отклонились от запланированных значений.

Данные для расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Данные для факторного анализа объема валовой продукции.

источник

Факторный анализ можно определить как анализ влияния на финансо­вый результат ряда внешних и внутренних факторов с установлением ко­личественной степени влияния каждого из них (рис. 4).

Внешние факторы оказывают влияние на величину прибыли до нало­гообложения, а внутренние — на величину валовой прибыли.

Факторный анализ представляет собой методику комплексного и сис­темного изучения и измерения воздействия факторов на величину резуль­тативного показателя. Факторный анализ состоит из следующих этапов:

1. Отбор факторов, их классификация и систематизация факторов.

2. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторны­ми показателями.

Рис. 4. Влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат предприятия

3. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

4. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.

При проведении факторного анализа прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках, в котором расходы выделялись по направле­ниям деятельности предприятия, в том числе расходы по себестоимости; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрез­вычайные расходы. При статистическом изучении показателей прибыли и рентабельности определяется влияние отдельных факторов на их измене­ние по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:

— изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

— изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого

— увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;

— изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчи­

тать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода [21, с. 332-334]

В табл. 1 приведен пример такого пересчета.

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг

Показатель За преды­дущий пе­риод Фактически по ценам и себе­стоимости преды­

дущего периода

Фактически за отчетный период
Выручка от реализации то­варов и услуг в фактиче­ских отпускных ценах предприятия, тыс.руб. 6604 7534 13506
Полная себестоимость про­дукции, тыс.руб. 5080 4364 9910
Прибыль, тыс.руб. 1524 3170 3596

Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг за фактический период (П1) по сравнению с предыдущим периодом (П0) увеличилась на 2072 тыс.

Ключевая задача анализа — оценить влияние на этот результат каждого из четырех вышеперечисленных факторов.

1. Влияние изменения цен (jE ■’Р.>) определить, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с вы-

ручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализован­ную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс. руб. при­были.

2. Влияние изменения себестоимости ■ JiГ\7 \ • определить, сопоставляя

фактические затраты на реализованную продукцию и услуги c ус­

ловными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

то есть увеличение себестоимости на 5546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема

реализации продукции и услуг вычислить индекс физического

то есть объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следо­вательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропор­ции. Расчет выполнен по следующей формуле:

4. Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, следует рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне

предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содер­жаться (1524:6604) 0,2307692 тыс. руб. прибыли; при фактическом ассор­тименте это соотношение составило 3170:7534=0,4207592 тыс. руб., то есть на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема в реализации в ценах предыдущего периода, получается следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

= (0,4207592 — 0,2307692) х 7534 = (+0,18999) х 7534 1431 тыс. руб.

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет (тыс. руб.):

изменение отпускных цен — + 5972 тыс. руб.; изменение себестоимости продукции — — 5546 тыс. руб.; изменение ассортимента продукции — + 1431 тыс. руб.; изменение объема продукции — + 215 тыс. руб.

Как видно, сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило + 2072 тыс. руб.

Факторный анализ рентабельности.

В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фон­доотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).

Для выявления влияния указанных факторов преобразовать формулу расчета рентабельности производства:

разделив и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:

где Rnp — рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 руб. реализованной продукции;

h — фондоемкость, которую можно получить как ;

Кз — коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как ;

К — коэффициент оборачиваемости.

Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности произ­водства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыду­щие годы). Для оценки влияния названных факторов следует выполнить следующие расчеты. Сначала определить общее изменение рентабельности производства

Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение

Предлагается рассмотреть изложенную методику анализа на конкрет­ном примере (табл. 2).

Рентабельность производства и определяющие ее факторы по предприятию за год

Показатель Условное

год

Выручка от реализации продукции в отпускных ценах (без НДС), тыс. руб. РП 212352 223430
Балансовая прибыль, тыс. руб. ПБ 26164 28238
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. Ф 187428 188836
Среднегодовая стоимость МОС, тыс. руб. О 29014 29480
Среднегодовая стоимость ОПФ и МОС, тыс. руб. Ф+О 216442 218316
Фондоемкость продукции (стр.3:стр.1), коп. на 1 руб. 1/Н 88,26 84,52
Коэффициент закрепления (стр.4:стр.1), коп. на 1 руб. 1/К 13,66 13,19
Рентабельность продукции (стр.2:стр.1). коп. на 1 руб. R 12,32 12,64
Рентабельность производства (стр.2 : стр.5 или стр. 8 : (стр. 6 + стр. 7)), коп. К-пр-ва 12,09 12,93

Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 коп.:

Влияние отдельных факторов было следующим.

1. Увеличение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) привело к росту уровня рентабельности производства на 0,31 коп. на каж­дый рубль использованных ресурсов:

Таково общее изменение рентабельности производства по сравнению с данными за предыдущий год (12,93 — 12,09 = 0,84 коп.)

Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и се­бестоимости. Влияние этих факторов предлагается рассмотреть на сле­

Влияние факторов на рентабельность изделий

Показатели Прошлый

год

Отклонение
Рыночная цена, руб. 20 23 +3
Полная себестоимость, руб. 15 17 +2
Прибыль, руб. 5 6 + 1
Рентабельность, % 25 26,1 + 1.1

Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 процентного пункта. На это изменение оказало влияние повышение цены и удорожание себестои­мости. Чтобы определить влияние каждого фактора, необходимо провести следующие расчеты:

Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило:

Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов [21, с. 334-337].

Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее уг­лубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

В финансовом анализе часто применяется факторный анализ рента­бельности использования собственного капитала (формула Дюпона).

При таком анализе рентабельность собственного капитала (ROE) рас­кладывается на три множителя (фактора):

— операционную эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);

— эффективность использования всех активов (оборачиваемость акти­вов);

— кредитное плечо, соотношение всех активов и собственного капитала (финансовый леверидж).

Показатель впервые был использован корпорацией «DuPont» в 20-х го­дах прошлого века, откуда и пошло его название.

Расчет ключевого показателя эффективности деятельности — рента­бельности собственного капитала (ROE) осуществляется по следующей формуле Дюпона:

В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, формула Дюпона помогает выявить, какой из фак­торов привел к такому результату.

В целом, факторный анализ не ограничивается анализом прибыли или рентабельности. Практически любой финансовый показатель можно раз­ложить на ряд факторов и проанализировать влияние каждого из них (на­пример, с использование метода цепных подстановок).

источник

Финансовый анализ представляет собой один из методов изучения финансового положения предприятия, процессов, направленных на формирование и использование финансовых ресурсов предприятия.

Основной результат финансового анализа — это оценка финансового благополучия организации, положение его имущества, состояние актива и пассива баланса, а также скорости оборачиваемости капитала и его частей и дохода, получаемого от используемых средств.

Грамотное осуществление финансового анализа может помочь организации продолжать нормально функционировать в условиях жесткой конкуренции. Этот анализ позволяет организовать предприятию прибыльную финансово-хозяйственную деятельность и, соответственно, увеличить его рыночную стоимость.

Вся информация, которая была получена в результате проведённого анализа, используется для принятия верных управленческих решений, касаемых повышения доходов от финансово-экономической деятельности. Для инвесторов результаты анализа помогают принять решение о целесообразности инвестирования денежных средств в данное предприятие. Для банков это информация позволяет определить условия для предоставления кредитов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует несколько методов проведения финансового анализа:

  • Горизонтальный анализ;
  • Вертикальный анализ;
  • Трендовый анализ;
  • Сравнительный анализ;
  • Факторный анализ;
  • Метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный анализ представляет собой сравнение показателей, представленных бухгалтерской отчётности, с показателями предшествующих периодов. Существует два приёма, которыми следует пользоваться при проведении горизонтального анализа. Первый прием представляет собой сравнение всех статей отчётности и последующее изучение их изменений. Второй прием основан на анализе изменение всех статей отчётности по сравнению с изменениями других статей.

При горизонтальном анализе особое внимание следует уделить тем случаем, когда изменение одного из показателей по своей экономической природе не совсем соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ, в свою очередь, проводится для того, чтобы определить удельный вес той или иной статьи баланса в общем итоговом показателе. В дальнейшем полученные результаты сравниваются данные причастия в периодах.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Трендовый анализ представлен расчётами относительных отклонений показателей бухгалтерской отчётности за ряд различных периодов ( кварталов, полугодий, лет) по сравнению с аналогичными показателями базисного периода. Возможно сформировать прогнозное значение тех или иных показателей в будущем.

Сравнительный анализ осуществляется путем сравнения показателей бухгалтерской отчетности предприятия с базой. Существует несколько видов сравнительного анализа:

  • Анализ финансовых показателей организации в сравнении со среднеотраслевыми. Здесь определяется величина отклонения основных показателей финансовой деятельности предприятия и среднеотраслевых для того, чтобы определить конкурентную позицию и выявить приёмы для дальнейшего повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
  • Финансовый сравнительный анализ показателей предприятия с показателями предприятий конкурентов. При проведении этого определяется сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Этот анализ осуществляется для того, чтобы разработать мероприятия, способствующие повышению в конкурентной позиции предприятия на рынке;
  • Структурных единиц с подразделениями предприятия. Цель этого анализа заключается в оценке и поисках путей увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности подразделений предприятия;
  • Сравнительный анализ отчётных показателей с плановыми. Цель этого анализа состоит в выявлении отклонений отчетных показателей деятельности предприятия от нормативных или плановых. Определяются причины этих отклонений и разрабатываются рекомендации, способствующие корректировке тех или иных направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Метод финансовых коэффициентов основывается на расчетах и дальнейшей оценке пропорций между различными статьями бухгалтерской отчетности. Этот метод представлен системой относительных показателей, которые определяются на основании данных, которые содержатся в бухгалтерской отчетности. Как правило, основным источником информации является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Использование этих коэффициентов основывается на существовании соотношений между отдельными статьями бухгалтерской отчетности. При этом, существуют предпочтительные значения тех или иных коэффициентов, которые во многом определяются отраслевыми особенностями предприятий, их размером и среднегодовой стоимостью активов.

Помимо этого, влияние на предпочтительные показатели оказывает и общее состояние экономики страны, и фаза ее цикла. Для расчета всех финансовых коэффициентов необходимые для этого данные должны быть представлены в аналитической форме.

Метод финансовых коэффициентов во многом дополняется методом факторного анализа, который, в свою очередь, помогает определить изменение результирующего фактора под влиянием изменений составляющих его факторов. Суть применения факторного метода основана на взаимосвязи определяемого показателя с факторными. Эта взаимосвязь выражается в форме математического уравнения. При помощи существующих детерминированных факторных моделей можно достаточно полно исследовать функциональную связь между исследуемым показателем (или функцией) и его факторами (или аргументом).

То есть, все рассчитанные коэффициенты могут быть как в качестве исследуемого (или результирующего) показателя, так и в качестве фактора. При этом, каждый из коэффициентов представлен в виде двухфакторной кратной модели y=a/b, которая, впоследствии, может быть значительно дополнена путем преобразования факторных моделей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Факторный анализ покажет, как повлияли на прибыль изменившиеся цена, себестоимость и объем продаж. С его помощью можно быстро выяснить количественную связь между закупкой нового оборудования и производительностью труда. И это только два примера. А в нашей статье их – семь. Да еще Excel-модель, готовая сама все рассчитать.

Методика факторного анализа кратко – это способ измерить влияние причин на результат или следствие.

Для иллюстрации возьмем самые простые зависимости:

  1. Цена товара, количество продаж и выручка. Где здесь следствие, а где причины? Очевидно, что цена и количество напрямую влияют на выручку. Значит, это факторы, а выручка – результирующий показатель;
  2. Себестоимость производства и затраты по элементам. Так как себестоимость складывается из материальных затрат, оплаты труда, отчислений с нее, амортизации и прочих составляющих, то это – причины. Сама же себестоимость – следствие;
  3. Производительность труда, обеспеченность рабочих основными средствами (фондовооруженность) и эффективность работы оборудования (фондоотдача). Этот пример – посложнее, ведь многое зависит от цели, стоящей перед аналитиком. Но один из наиболее расхожих вариантов такой: фондовооруженность и фондоотдача – факторы, а производительность труда – результат.

Овладеть методикой факторного анализа означает научиться, во-первых, формировать модели (формулы), а во-вторых, количественно измерять влияние факторов на исследуемый показатель.

Решение от «Финансового директора» позволит проанализировать расхождения факта с планом и выяснить, почему они возникли и какие факторы повлияли.

  1. Определитесь с тем, какой именно показатель нуждается в углубленном анализе. Он и будет тем самым следствием (результатом), для которого потребуется количественно измерить причины.
  2. Решите, какая факторная модель будет использоваться. Факторная модель – это формульная зависимость между причинами и результатом. Устанавливается она просто. Достаточно вспомнить порядок расчета результирующего показателя или поискать уже готовые варианты, если требуется подход посерьезнее. В приведенных в начале статьи примерах модели будут такими:
  • Выручка = Цена × Количество;
  • Себестоимость производства = Материальные затраты + Затраты на оплату труда + Социальные отчисления + Амортизация + Прочие затраты;
  • Производительность труда = Фондовооруженность × Фондоотдача.
  1. Оценитевлияние факторов на результат. В этом помогут сразу несколько способов. Наиболее популярные из них – методы цепных подстановок и абсолютных разниц.
  2. Проанализируйте полученные цифры. В ходе анализа постарайтесь найти ответы на вопросы: какие факторы оказали отрицательное воздействие на результирующий показатель? влияние каких практически незаметно? что нужно сделать, чтобы ослабить отрицательную роль первых и усилить положительный эффект от вторых? Заметим, что ответ на последний вопрос лежит в плоскости управленческих решений, так как может потребовать пересмотра ценовой политики, подходов к мотивации сотрудников, инвестиционных решений предприятия и т.п.

Нужны готовые решения? Семь факторных моделей и расчет по ним уже ждут вас в нашей Excel-модели. Скачайте, чтобы углубленно проанализировать прибыль от продаж, себестоимость производства и производительность труда.

Для того, чтобы грамотно проводить факторный анализ на практике, нужно еще немного теоретических знаний. Например, о том, какие в нем есть два принципиально разнящихся подхода и какими по виду бывают факторные модели.

Первый момент – о подходах – поможет не ошибиться с подбором факторов в модель. Ведь, по сути, для каждого следствия есть множество причин. Допустим, на производительность труда метеозависимых людей влияют в том числе и геомагнитные бури. Но как формализовать это влияние, превратив его в строгую математическую формулу? Вообще можно, но сложно. А порой и не нужно.

Второй – о типах моделей – это основа для правильного выбора способов оценки влияния факторов. Например, тот же метод абсолютных разниц применим не для каждой факторной модели.

Все, что важно знать про методику факторного анализа, мы представили на схеме и описали ниже.

Факторный анализ: сущность, этапы, формулы

Есть несколько классификаций. В этой статье рассмотрим одну, но, пожалуй, самую важную для специалиста-практика.

С позиции жесткости или однозначно выраженной определенности связи между следствием и причинами факторный анализ бывает:

Детерминированный – это когда зависимость между результатом и факторами выражается строго заданной математической формулой, и она будет работать в любых условиях. Например, если поднять цену на товар в два раза и при этом добиться, чтобы количество продаж осталось прежним, то выручка вырастет также ровно в два раза.

Стохастический – в этом случае связь между результатом и факторами, несомненно, есть, но вот выразить ее без проведения дополнительных вычислений – невозможно.

Здесь снова обратимся к примеру зависимости между производительностью труда отдельных работников и геомагнитными возмущениями. Да, влияние определенно есть. Но какое оно? Как его измерить? Можно ли сказать, что если геомагнитная активность вырастет на 1 балл, то производительность труда снизится на 10%? Очевидно, что нет. Конечно, можно собрать сведения о самочувствии людей за некоторый промежуток времени и на этой основе построить корреляционно-регрессионную зависимость. Но формула, которую получат для жителей Владивостока, возможно, совсем не будет работать для москвичей и наоборот.

Как провести факторный анализ ключевых финансовых показателей

Смотрите, как узнать, почему выручка, себестоимость, EBITDA за полугодие отличаются от запланированных значений. Готовые Excel-модели для шести ключевых показателей и примеры расчетов – в этом решении.

Вот их краткая характеристика с примерами.

Связь между результатом и факторами: через алгебраическую сумму. Алгебраическая в данном случае означает, что факторы объединяются в формуле не только через сложение, но и через вычитание.

  • Совокупные затраты предприятия = Переменные затраты + Постоянные затраты;
  • Маржинальный доход на единицу товара = Цена продажи – Цена приобретения – Прочие переменные затраты на единицу;
  • Прибыль (убыток) от продаж = Выручка-нетто – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы;
  • Собственные оборотные средства = Собственный капитал – Внеоборотные активы.

Связь между результатом и факторами: через произведение.

  • Объем производства продукции за год = Средняя численность работников × Среднегодовая выработка продукции одним работников;
  • Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником;
  • Рентабельность активов = Рентабельность продаж × Коэффициент оборачиваемости активов.

Связь между результатом и факторами: через деление.

  • Рентабельность продаж = Чистая прибыль ÷ Выручка;
  • Рентабельность продаж = Рентабельность собственного капитала ÷ Коэффициент оборачиваемости активов ÷ Мультипликатор собственного капитала;
  • Финансовый леверидж = Заемный капитал ÷ Собственный капитал.

Связь между результатом и факторами: одновременно используются алгебраическая сумма, произведение и деление.

Некоторые обобщенные варианты формул:

  • Y = (Х1 + Х2) ÷ Х3;
  • Y = (Х1 – Х2) × Х3;
  • Y = Х1 × Х2 + Х3 × Х4;
  • Y = Х1 ÷ Х2 + Х3 ÷ Х4 и т.д.
  • Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара);
  • Маржа безопасности = (Плановый/фактический объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности) ÷ Плановый/фактический объем продаж;
  • Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) ÷ Запасы.

Таких способов – несколько, а именно:

  1. цепных подстановок;
  2. абсолютных разниц;
  3. относительных разниц;
  4. интегральный метод;
  5. логарифмический метод.

Чтобы успешно решать задачи факторного анализа, достаточно знать, как реализуются первые два подхода и в чем их ограничения. Поэтому сосредоточимся именно на них.

В чем суть: рассчитываются несколько условных значений результирующего признака и в строго определенном порядке сравниваются между собой, а также со значениями результата в базовом и отчетном периодах. Сразу оговорим терминологию:

  • базовый период – это любой предыдущий, например, за прошлый год, квартал, месяц или на предыдущую отчетную дату;
  • отчетный период – самый последний по времени из анализируемых. Базовый и отчетный периоды должны соответствовать друг другу по продолжительности. Допустим, все они – это только годы или только кварталы;
  • условное значение результирующего признака – величина, которая в реальности никогда не достигалась. Отсюда и название – «условное». Оно необходимо только для расчетных целей.
  1. Рассчитайте первое условное значение результата. Для этого в формуле факторной модели, где все значения взяты из базового периода, величину первого фактора замените на отчетную.
  2. Найдите разницу между первым условным значением результата и его же величиной в базовом периоде. Она покажет влияние первого исследуемого фактора.
  3. Вычислите второе условное значение результата. Чтобы это сделать, в формулу факторной модели введите отчетную величину для второго исследуемого фактора. Помните, что так как первый фактор уже однажды изменил значение с базового на отчетное, то для него откат назад не делается. Во всех следующих расчетах он будет браться с отчетной величиной. Это применимо и ко всем остальным факторам, значения которых изменялись с базового на отчетное;
  4. Найдите разницу между вторым и первым условными значениями результата. Это будет влияние второго фактора на результирующий показатель;
  5. Повторите процесс для всех факторов в модели. На последнем шаге расчета разница определяется между отчетным значением результата и последним условным значением.
  1. Количество условных значений всегда на единицу меньше количества факторов. То есть если модель двухфакторная, то условное значение будет одно, а из числа приведенных выше этапов надо сделать только I, II и V;
  2. Самое главное – не перепутать что из чего вычитать. Общее правило такое: из последнего звена цепочки расчета вычитается предыдущее. Из первого условного – базовое, из второго условного – первое условное, из отчетного – последнее условное;
  3. Величина влияния зависит от места фактора в модели. Если переставить факторы местами и провести расчет заново, то получатся немного другие значения. Причина – воздействие неразложимого остатка или взаимного влияния факторов друг на друга. Методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц не решают данную проблему. Поэтому если требуются высокая точность вычисления и меньшее искажение из-за неразложимого остатка, то применяйте более сложные интегральный и логарифмический способы;
  4. Суммарное влияние всех факторов равняется разнице между отчетными и базовыми значениями результата. Это так вообще для всех способов оценки влияния факторов;
  5. Метод цепных подстановок – единственный универсальный в факторном анализе, который подойдет для моделей любого типа.

Как реализовать на примере:

  1. Возьмем факторную модель [Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара)]. Для простоты запишем ее через условные обозначения, причем со значениями из базового периода. Получим: ТБ = ПостЗ ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  2. Первое условное значение для точки безубыточности рассчитаем по формуле: ТБусл. 1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  3. Влияние первого фактора – постоянных затрат – вычислим так: ∆ТБ(ПостЗ) = ТБусл.1 – ТБ;
  4. Теперь рассчитаем второе условное значение для ТБ: ТБусл. 2 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 0). Обратите внимание, что величина постоянных затрат не меняется обратно на значение базового периода;
  5. Вычисляем влияние второго фактора – цены за единицу: ∆ТБ(Цед.) = ТБусл. 2 – ТБусл. 1;
  6. Если теперь в формуле взять переменные затраты со значением из отчетного периода, то на выходе получим не еще одно условное, а фактическое значение результата: ТБ1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 1);
  7. На последнем шаге считаем влияние третьего фактора – переменных затрат на единицу товара: ∆ТБ(ПерЗед.) = ТБ1 – ТБусл. 2;
  8. Если расчеты сделаны верно, то должно выполняться равенство ∆ТБ = ∆ТБ(ПостЗ) + ∆ТБ(Цед.) + ∆ТБ(ПерЗед.).

В чем суть: для расчета влияния фактора нужно найти его абсолютное отклонение (разницу) между данными отчетного и базового периода.

  1. Вычислите влияние первого фактора. Для этого подставьте в формулу его абсолютное отклонение. Все остальные факторы в модели берите со значениями из базового периода.
  2. Рассчитайте воздействие второго фактора. С этой целью в формулу опять подставляется его абсолютное отклонение. Как быть с прочими показателями? Все, которые находятся левее анализируемого фактора, берутся с отчетными значениями. Все, которые правее, – с базовыми.
  3. Повторите процесс для всех факторов в модели, используя схему: анализируемый фактор берется со значком ∆, стоящие от него слева в формуле – со значком 1, а справа – с 0.

Что важно знать: простота реализации метода сочетается с ограниченностью применения. Он используется только для мультипликативных и смешанных моделей мультипликативно-аддитивного типа.

Как реализовать на примере:

  1. Воспользуемся факторной моделью [Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником]. Через условные обозначения она будет такой: ГВ = Д × П × ЧВ.
  2. Влияние количества дней рассчитаем как произведение их абсолютной разницы и двух других факторов в модели со значениями из базового периода: ∆ГВ(Д) = ∆Д × П × ЧВ0.
  3. Влияние продолжительности рабочей смены вычисляем по аналогичной схеме. При этом помним, что величину Д следует брать уже из отчетного периода: ∆ГВ(П) = Д1 × ∆П × ЧВ0.
  4. Теперь остается вычислить влияние часовой выработки. Факторы слева от нее будут с индексом 1: ∆ГВ(ЧВ) = Д1 × П1 × ∆ЧВ.
  5. Проверяем выполнение равенства: ∆ГВ = ∆ГВ(Д) + ∆ГВ(П) + ∆ГВ(ЧВ).

Давайте посмотрим, как на практике применяются три факторные модели для анализа прибыли от продаж, себестоимости производства и производительности труда. Все используемые формулы объединяет возможность выполнить расчет исключительно по данным финансовой отчетности и годового отчета. Воспользуемся информацией ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК»).

За основу возьмем аддитивную факторную модель: Прибыль (убыток) от продаж = Выручка – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

Через условные обозначения запишем ее так: ПП = В – СП – КР – УР.

В таблице приведены исходные данные, а также сделан расчет влияния факторов.

Таблица 1 – Факторный анализ прибыли от продаж для ПАО «НЛМК»

1.1 выручка (строка 2210 отчета о финансовых результатах – ОФР)

1.2 себестоимость продаж (2120 ОФР)

1.3 коммерческие расходы (2210 ОФР)

1.4 управленческие расходы (2220 ОФР)

1.5 прибыль от продаж (2200 ОФР)

2 Расчет влияния факторов на прибыль от продаж, млн р.

2.1 первое условное значение прибыли от продаж ППусл. 1
1 – СП – КР – УР)

2.2 влияние выручки ∆ПП(В) (ППусл. 1 – ПП)

2.4 влияние себестоимости продаж ∆ПП(СП) (ППусл. 2 – ППусл. 1)

2.6 влияние коммерческих расходов ∆ПП(КР) (ППусл. 3 – ППусл. 2)

2.7 влияние управленческих расходов ∆ПП(УР) (ПП1 – ППусл. 3)

3 Общее влияние факторов (2.2 + 2.4 + 2.6 + 2.7)

Вывод: положительное влияние выручки более, чем в два раза перекрыло отрицательное воздействие расходов по обычным видам деятельности. С этой точки зрения деятельность ПАО «НЛМК» очень эффективна и характеризуется интенсивным подходом к развитию.

Расчет будем вести по формуле: Себестоимость производства единицы продукции = Материалоемкость + Зарплатоемкость + Амортизациеемкость + Накладоемкость.

Иначе: СПЕ = МЕ + ЗЕ + АЕ + НЕ.

Примечание. Эту факторную модель легко получить, если знать соотношения:

  1. Себестоимость производства единицы продукции = Совокупные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  2. Совокупные затраты = Материальные затраты + Затраты на оплату труда и социальные отчисления + Амортизация + Прочие накладные затраты;
  3. Материалоемкость = Материальные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  4. Зарплатоемкость = Затраты на оплату труда и социальные отчисления ÷ Объем произведенной продукции;
  5. Амортизациеемкость = Амортизация ÷ Объем произведенной продукции;
  6. Накладоемкость = Прочие накладные затраты ÷ Объем произведенной продукции.

Таблица 2 – Факторный анализ себестоимости производства единицы продукции для ПАО «НЛМК»

1.1 материальные затраты, млн р. (строка 5610 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – пояснения к ББ и ОФР)

1.2 затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, млн р. (5620 + 5630 пояснений к ББ и ОФР)

1.3 амортизация, млн р. (5640 пояснений к ББ и ОФР)

1.4 прочие затраты, млн р. (5650 пояснений к ББ и ОФР)

1.5 объем производства, млн т (годовой отчет)

2 Результирующий и факторные показатели модели, р./т:

источник

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример