Меню Рубрики

Этапы прогноза анализ как этап прогноза

Научно обоснованное прогнозирование является важным инструментом современного менеджмента. Оно используется как для стратегического планирования развития отдельных предприятий, так и для разработки долгосрочных социально-экономических программ на государственном уровне. Структура и этапы этого процесса тесно связаны с методикой и принятой моделью.

Прогнозирование – это система теоретически обоснованных представлений о возможных будущих состояниях какого-либо объекта и о направлениях его развития. Это понятие схоже с термином гипотеза, но, в отличие от последней, оно основано на количественных показателях и обладает большей достоверностью. Общей чертой этих двух понятий является то, что они исследуют еще не существующий объект или процесс.

Прикладные методики прогнозирования получили активное развитие в 70-е гг. XX в., а бум их использования за рубежом продолжается и в наши дни. Главным образом это связано с новым направлением в исследованиях – глобальной проблематикой, основной задачей которой является решение мировых ресурсных, демографических и экологических проблем.

Прогнозирование – это наука, которая имеет тесную связь со статистикой и ее аналитическими методами. При проведении анализа широко используются достижения математики, естественных и других наук.

Прогнозирование и планирование дополняют друг друга в различных вариациях. В большинстве случаев прогноз разрабатывают до создания плана. Он также может следовать за планом – для определения возможных последствий. В крупномасштабном исследованиях (на уровне государства или региона) прогноз может выступать в роли самого плана.

Основной задачей прогнозирования является выявление эффективных способов управления социально-экономическими процессами в обществе или экономико-техническим развитием предприятия.

Методологическими основами для достижения таких целей являются следующие:

  • анализ тенденций развития экономики и техники;
  • предвидение различных вариантов;
  • сопоставление сложившихся тенденций и поставленных целей;
  • оценка возможных последствий принятых экономических решений.

Прогнозирование проводится по определенной методике, под которой понимают систему показателей и подходов к исследуемому объекту, логику проведения исследований. От того, какая выбрана методика, зависят и другие параметры – сколько этапов прогнозирования будет проводиться и каково будет их содержание.

Среди огромного количества методов прогнозирования можно выделить следующие основные группы:

1. Индивидуальные экспертные оценки:

  • Интервью – информацию получают в ходе беседы (формализованная и неформализованная, подготовительная и независимая, направленная и ненаправленная).
  • Анкетный опрос (индивидуальное, групповое, массовое, очное и заочное анкетирование).
  • Разработка прогнозного сценария (применяется в сферах управленческой деятельности).
  • Аналитический метод – построение дерева целей (для оценки иерархических или структурных процессов).

2. Коллективные экспертные оценки, основанные на получении согласованного мнения в группе экспертов:

3. Формализованные методики, основанные на использовании математических способов оценки:

  • экстраполяция;
  • математическое моделирование;
  • морфологический метод и другие.

4. Комплексные методики, сочетающие в себе несколько вышеуказанных:

  • «двойное дерево» (используется для фундаментальных исследований и НИОКР);
  • прогнозный граф;
  • «Паттерн» и другие.

Правильно выбранный метод прогноза значительно влияет на его погрешности. Например, при стратегическом планировании не используется способ экстраполяции (предвидение за пределами экспериментальных данных или распространение свойств с одной предметной области на другую).

Последовательность этапов прогнозирования в общем случае представляет собой проведение работ по следующей схеме:

  1. Подготовка.
  2. Анализ внутренних и внешних условий в ретроспективе.
  3. Выработка вариантов развития событий по альтернативному пути.
  4. Экспертиза.
  5. Подбор подходящей модели.
  6. Ее оценка.
  7. Анализ качества проведенной экспертизы (априорный и апостериорный).
  8. Реализация прогностических разработок, их контроль и корректировка (при необходимости).

Ниже дано описание основных этапов прогнозирования и их характеристика.

На первой стадии решают следующие вопросы:

  1. Предпрогнозная ориентация (формулирование объекта исследования, постановка проблемы, определение целей и задач, первичное моделирование, оформление рабочих гипотез).
  2. Информационная и организационная подготовка.
  3. Формулировка задания на прогноз.
  4. Подготовка компьютерного сопровождения.

На постановочном этапе прогнозирования определяют также исполнителей, которые должны провести прогноз. Эта группа может состоять из компетентных работников, ответственных за организационную работу и информационное обеспечение, а также включает экспертную комиссию.

Документально фиксируют следующие моменты:

  • решение о прогнозировании;
  • состав рабочих комиссий;
  • график проведения работ;
  • аналитический обзор по изучаемой проблеме;
  • контракты или иные соглашения со специалистами, привлекаемых к прогнозированию.

На втором, аналитическом этапе прогнозирования, проводят следующие виды работ:

  • исследование информации об объекте в ретроспективе;
  • разделение качественных и количественных показателей;
  • анализ внутренних условий (применительно к предприятию это могут быть: его организационная структура, технологии, кадры, производственная культура и другие качественные параметры);
  • изучение и оценка внешних условий (взаимодействие с партнерами по бизнесу, поставщиками, конкурентами и потребителями, общее состояние экономики и общества).

В процессе анализа проводят диагностику текущего состояния объекта и определяют тенденции его дальнейшего развития, выявляют основные проблемы и противоречия.

Стадия выявления других, наиболее вероятных вариантов развития объекта, является одним из ключевых этапов прогнозирования. От правильности их определения зависит точность прогноза и, соответственно, эффективность решений, принятых на его основе.

На данном этапе выполняются такие работы:

  • разработка перечня альтернативных вариантов развития;
  • исключение тех процессов, которые в данный период имеют вероятность реализации ниже порогового значения;
  • детальная проработка каждого дополнительного варианта.

На основе имеющейся информации и ранее проведенного анализа производится экспертное исследование объекта, процесса или ситуации. Результатом данного этапа прогнозирования является обоснованное заключение и определение сценариев, по которым развитие будет наиболее вероятным.

Экспертиза может проводиться различными методами:

  • интервьюирование;
  • анкетирование;
  • одноразовый или многотуровый опрос экспертов;
  • анонимный или открытый обмен информацией и другие способы.

Модель прогнозирования – это упрощенное описание исследуемого объекта или процесса, которое позволяет получить необходимую информацию о его будущем состоянии, направлениях для достижения такого состояния и о взаимосвязях отдельных элементов системы. Ее выбирают на основе метода исследования.

В экономической науке выделяют несколько видов таких моделей:

  • функциональные, описывающие работу главных составных частей;
  • модели, характеризуемые методами экономической физики (определение математических зависимостей между различными переменными процесса производства);
  • экспертные (специальные формулы для обработки экспертных оценок);
  • экономические, основанные на определении зависимостей между экономическими показателями прогнозируемой системы;
  • процедурные (описывающие управленческие взаимодействия и их порядок).

Существуют также другие классификации моделей:

  1. По отражаемым в них аспектам – производственные и социальные.
  2. Модели, предназначенные для описания доходов, потребления, демографических процессов.
  3. Экономические модели различного уровня (долгосрочные для прогнозирования экономического развития, межотраслевые, отраслевые, производственные).

В прогнозных моделях выделяют следующие формы описания явлений:

  • текстовая;
  • графическая (методы экстраполяции);
  • сетевая (графы);
  • построение блок-схем;
  • матричная (таблицы);
  • аналитическая (формулы).

Модель формируют при помощи таких способов, как:

  • феноменологический (прямое изучение и наблюдение за происходящими явлениями);
  • дедуктивный (выделение деталей из общей модели);
  • индуктивный (обобщение из частных явлений).

После подбора модели, производится прогноз на определенные периоды. Полученные результаты сравнивают с известной на данный момент информацией.

Этап верификации прогноза, или проверка его надежности, проводится на основании предшествующего опыта (апостериори) или независимо от него (априори). Оценку качества делают с помощью следующих критериев: точность (разброс прогнозных траекторий), достоверность (вероятность осуществления выбранного варианта), надежность (мера неопределенности процесса). Для оценки отклонения прогнозных критериев от их фактических значений применяется такое понятие, как ошибки прогноза.

В процессе контроллинга также осуществляется сопоставление результатов с другими моделями, разработка рекомендаций по управлению объектом или процессом, если такое воздействие может оказать влияние на развитие событий.

Выделяют 2 методики для проведения оценки качества:

  1. Дифференциальная, при которой используются четкие критерии (определение ясности постановки задания на прогноз, своевременности проведения поэтапных работ, профессионального уровня исполнителей, надежности источников информации).
  2. Интегральная (обобщенная оценка).

На точность прогноза оказывают влияние следующие главные факторы:

  • компетентность экспертной группы;
  • качество подготовленной информации;
  • точность измерения экономических данных;
  • уровень методов и процедур, используемых при прогнозировании;
  • правильность выбора модели;
  • согласованность методологических подходов между различными специалистами.

Часто большие погрешности возникают также из-за того, что не учитываются особенности условий, в которых применяется данная модель.

Последним этапом прогнозирования является реализация прогноза и мониторинг за ходом его выполнения. При выявлении критических отклонений, которые могут существенным образом повлиять на дальнейшее развитие событий, прогноз корректируют.

Уровень принятия поправочных решений может быть различным. Если они незначительны, то корректировка осуществляется аналитической группой, которая отвечает за разработку прогноза. В отдельных случаях к этой работе привлекают экспертов.

источник

Последовательность действий при разработке каждого конкретного прогноза может варьироваться, но в целом весь процесс происходит в три основные стадии:

Прогнозные ретроспекции – этап прогнозирования, на котором исследуют историю развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

На стадии ретроспекции решают следующие задачи:

  • формирование описания объекта прогноза в прошлом;
  • окончательная формулировка и уточнения задачи прогнозирования.

К этой стадии относятся, как правило, следующие работы:

  • предпрогнозный анализ объекта. Исходя из задания на прогноз и предыдущего исследования объекта, уточняют перечень характеристик и параметров объекта, рассматривающих в поданном задании, дают предыдущие оценки их важности и взаимных связей;
  • определение и оценка источников информации, порядок организации и работа с ними. Окончательная формулировка постановки задачи;
  • сбор ретроспективной информации и формирование базы данных для проведения практических расчетов.

Прогнозный диагноз – этап прогнозирования, на котором исследуют систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявление зависимостей.

На стадии диагноза решаются следующие задачи:

  • разработка модели объекта прогноза;
  • выбор метода прогнозирования.

На этой стадии осуществляют следующие этапы исследования:

  • создание формализованного описания объекта (математической модели) на основе принятой структуры объекта и полученной ретроспективной информации;
  • определение текущих значений характеристик объекта на основе источников информации, проверка степени адекватности модели объекта прогноза;
  • осуществление выбора метода прогнозирования, адекватного классификации объекта, характера его развития и задаче прогноза;
  • выбор инструментов (программного обеспечения) процесса прогнозирования.

Проспекция – этап прогнозирования, на котором по результатам диагноза разрабатывают прогнозы объекта прогнозирования и прогнозного фона, проводят оценку достоверности и точности прогноза.

Стадия проспекции предусматривает получение результатов прогноза на основе всех предыдущих этапов:

  • расчет прогнозных параметров на заданном периоде упреждения;
  • согласование и синтез отдельных прогнозов в соответствии с принятыми правилами;
  • верификация прогноза и выяснение степени его точности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Такая последовательность в разработке прогнозов характерна для методов прогнозирования, основанных на математическом моделировании объектов. В случае использования экспертных методов прогнозирования состав и содержание этапов несколько меняется.

Завершается разработка прогноза, как правило, разработкой рекомендаций по принятию решений. По истечении определенного времени проводят экспертизу прогноза, а по ее результатам – доработку прогноза и рекомендаций.

Процесс прогнозирования макроэкономических показателей можно представить в виде следующих последовательных этапов:

  • выявление объектов и периода прогноза;
  • формулировка целей разработки прогноза;
  • определение источников информации;
  • обоснование инструментов прогноза.
  • формирование для каждой цели системы обоснованных показателей;
  • определение группы экспертов для проведения анализа;
  • сбор и анализ информации для определения состояния объекта прогноза.
  • формирование команды исполнителей;
  • обоснование системы основных показателей для прогнозирования.
  • разработка непосредственно прогноза;
  • определение альтернативных сценариев прогноза.
  • мониторинг уровня результативности по вариантам прогноза;
  • разработка системы контроля;
  • стимулирование и регулирование процесса реализации прогнозных значений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

источник

Научно обоснованное прогнозирование является важным инструментом современного менеджмента. Оно используется как для стратегического планирования развития отдельных предприятий, так и для разработки долгосрочных социально-экономических программ на государственном уровне. Структура и этапы этого процесса тесно связаны с методикой и принятой моделью.

Прогнозирование – это система теоретически обоснованных представлений о возможных будущих состояниях какого-либо объекта и о направлениях его развития. Это понятие схоже с термином гипотеза, но, в отличие от последней, оно основано на количественных показателях и обладает большей достоверностью. Общей чертой этих двух понятий является то, что они исследуют еще не существующий объект или процесс.

Прикладные методики прогнозирования получили активное развитие в 70-е гг. XX в., а бум их использования за рубежом продолжается и в наши дни. Главным образом это связано с новым направлением в исследованиях – глобальной проблематикой, основной задачей которой является решение мировых ресурсных, демографических и экологических проблем.

Прогнозирование – это наука, которая имеет тесную связь со статистикой и ее аналитическими методами. При проведении анализа широко используются достижения математики, естественных и других наук.

Прогнозирование и планирование дополняют друг друга в различных вариациях. В большинстве случаев прогноз разрабатывают до создания плана. Он также может следовать за планом – для определения возможных последствий. В крупномасштабном исследованиях (на уровне государства или региона) прогноз может выступать в роли самого плана.

Основной задачей прогнозирования является выявление эффективных способов управления социально-экономическими процессами в обществе или экономико-техническим развитием предприятия.

Методологическими основами для достижения таких целей являются следующие:

  • анализ тенденций развития экономики и техники;
  • предвидение различных вариантов;
  • сопоставление сложившихся тенденций и поставленных целей;
  • оценка возможных последствий принятых экономических решений.

Прогнозирование проводится по определенной методике, под которой понимают систему показателей и подходов к исследуемому объекту, логику проведения исследований. От того, какая выбрана методика, зависят и другие параметры – сколько этапов прогнозирования будет проводиться и каково будет их содержание.

Среди огромного количества методов прогнозирования можно выделить следующие основные группы:

1. Индивидуальные экспертные оценки:

  • Интервью – информацию получают в ходе беседы (формализованная и неформализованная, подготовительная и независимая, направленная и ненаправленная).
  • Анкетный опрос (индивидуальное, групповое, массовое, очное и заочное анкетирование).
  • Разработка прогнозного сценария (применяется в сферах управленческой деятельности).
  • Аналитический метод – построение дерева целей (для оценки иерархических или структурных процессов).
Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

2. Коллективные экспертные оценки, основанные на получении согласованного мнения в группе экспертов:

3. Формализованные методики, основанные на использовании математических способов оценки:

  • экстраполяция;
  • математическое моделирование;
  • морфологический метод и другие.

4. Комплексные методики, сочетающие в себе несколько вышеуказанных:

  • «двойное дерево» (используется для фундаментальных исследований и НИОКР);
  • прогнозный граф;
  • «Паттерн» и другие.

Правильно выбранный метод прогноза значительно влияет на его погрешности. Например, при стратегическом планировании не используется способ экстраполяции (предвидение за пределами экспериментальных данных или распространение свойств с одной предметной области на другую).

Последовательность этапов прогнозирования в общем случае представляет собой проведение работ по следующей схеме:

  • Подготовка.
  • Анализ внутренних и внешних условий в ретроспективе.
  • Выработка вариантов развития событий по альтернативному пути.
  • Экспертиза.
  • Подбор подходящей модели.
  • Ее оценка.
  • Анализ качества проведенной экспертизы (априорный и апостериорный).
  • Реализация прогностических разработок, их контроль и корректировка (при необходимости).

    Ниже дано описание основных этапов прогнозирования и их характеристика.

    На первой стадии решают следующие вопросы:

  • Предпрогнозная ориентация (формулирование объекта исследования, постановка проблемы, определение целей и задач, первичное моделирование, оформление рабочих гипотез).
  • Информационная и организационная подготовка.
  • Формулировка задания на прогноз.
  • Подготовка компьютерного сопровождения.

    На постановочном этапе прогнозирования определяют также исполнителей, которые должны провести прогноз. Эта группа может состоять из компетентных работников, ответственных за организационную работу и информационное обеспечение, а также включает экспертную комиссию.

    Документально фиксируют следующие моменты:

    • решение о прогнозировании;
    • состав рабочих комиссий;
    • график проведения работ;
    • аналитический обзор по изучаемой проблеме;
    • контракты или иные соглашения со специалистами, привлекаемых к прогнозированию.

    На втором, аналитическом этапе прогнозирования, проводят следующие виды работ:

    • исследование информации об объекте в ретроспективе;
    • разделение качественных и количественных показателей;
    • анализ внутренних условий (применительно к предприятию это могут быть: его организационная структура, технологии, кадры, производственная культура и другие качественные параметры);
    • изучение и оценка внешних условий (взаимодействие с партнерами по бизнесу, поставщиками, конкурентами и потребителями, общее состояние экономики и общества).

    В процессе анализа проводят диагностику текущего состояния объекта и определяют тенденции его дальнейшего развития, выявляют основные проблемы и противоречия.

    Стадия выявления других, наиболее вероятных вариантов развития объекта, является одним из ключевых этапов прогнозирования. От правильности их определения зависит точность прогноза и, соответственно, эффективность решений, принятых на его основе.

    На данном этапе выполняются такие работы:

    • разработка перечня альтернативных вариантов развития;
    • исключение тех процессов, которые в данный период имеют вероятность реализации ниже порогового значения;
    • детальная проработка каждого дополнительного варианта.

    На основе имеющейся информации и ранее проведенного анализа производится экспертное исследование объекта, процесса или ситуации. Результатом данного этапа прогнозирования является обоснованное заключение и определение сценариев, по которым развитие будет наиболее вероятным.

    Экспертиза может проводиться различными методами:

    • интервьюирование;
    • анкетирование;
    • одноразовый или многотуровый опрос экспертов;
    • анонимный или открытый обмен информацией и другие способы.

    Модель прогнозирования – это упрощенное описание исследуемого объекта или процесса, которое позволяет получить необходимую информацию о его будущем состоянии, направлениях для достижения такого состояния и о взаимосвязях отдельных элементов системы. Ее выбирают на основе метода исследования.

    В экономической науке выделяют несколько видов таких моделей:

    • функциональные, описывающие работу главных составных частей;
    • модели, характеризуемые методами экономической физики (определение математических зависимостей между различными переменными процесса производства);
    • экспертные (специальные формулы для обработки экспертных оценок);
    • экономические, основанные на определении зависимостей между экономическими показателями прогнозируемой системы;
    • процедурные (описывающие управленческие взаимодействия и их порядок).

    Существуют также другие классификации моделей:

  • По отражаемым в них аспектам – производственные и социальные.
  • Модели, предназначенные для описания доходов, потребления, демографических процессов.
  • Экономические модели различного уровня (долгосрочные для прогнозирования экономического развития, межотраслевые, отраслевые, производственные).

    В прогнозных моделях выделяют следующие формы описания явлений:

    • текстовая;
    • графическая (методы экстраполяции);
    • сетевая (графы);
    • построение блок-схем;
    • матричная (таблицы);
    • аналитическая (формулы).

    Модель формируют при помощи таких способов, как:

    • феноменологический (прямое изучение и наблюдение за происходящими явлениями);
    • дедуктивный (выделение деталей из общей модели);
    • индуктивный (обобщение из частных явлений).

    После подбора модели, производится прогноз на определенные периоды. Полученные результаты сравнивают с известной на данный момент информацией.

    Этап верификации прогноза, или проверка его надежности, проводится на основании предшествующего опыта (апостериори) или независимо от него (априори). Оценку качества делают с помощью следующих критериев: точность (разброс прогнозных траекторий), достоверность (вероятность осуществления выбранного варианта), надежность (мера неопределенности процесса). Для оценки отклонения прогнозных критериев от их фактических значений применяется такое понятие, как ошибки прогноза.

    В процессе контроллинга также осуществляется сопоставление результатов с другими моделями, разработка рекомендаций по управлению объектом или процессом, если такое воздействие может оказать влияние на развитие событий.

    Выделяют 2 методики для проведения оценки качества:

  • Дифференциальная, при которой используются четкие критерии (определение ясности постановки задания на прогноз, своевременности проведения поэтапных работ, профессионального уровня исполнителей, надежности источников информации).
  • Интегральная (обобщенная оценка).

    На точность прогноза оказывают влияние следующие главные факторы:

    • компетентность экспертной группы;
    • качество подготовленной информации;
    • точность измерения экономических данных;
    • уровень методов и процедур, используемых при прогнозировании;
    • правильность выбора модели;
    • согласованность методологических подходов между различными специалистами.

    Часто большие погрешности возникают также из-за того, что не учитываются особенности условий, в которых применяется данная модель.

    Последним этапом прогнозирования является реализация прогноза и мониторинг за ходом его выполнения. При выявлении критических отклонений, которые могут существенным образом повлиять на дальнейшее развитие событий, прогноз корректируют.

    Уровень принятия поправочных решений может быть различным. Если они незначительны, то корректировка осуществляется аналитической группой, которая отвечает за разработку прогноза. В отдельных случаях к этой работе привлекают экспертов.

    источник

    Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно срок существования события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
    Прогнозные разработки являются составной частью комплексный целевых программ.
    При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы (рис. 7):
    — подготовка к разработке прогноза;
    — анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;
    — определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;
    — проведение экспертизы;
    — разработка альтернативных вариантов;
    — априорная и апостериорная оценка качества прогноза;
    — контроль хода реализации и корректировка прогноза.
    1. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:
    — подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза;
    — сформулировано задание на прогноз;
    — сформированы рабочая и аналитическая группы сопровождения;
    — сформирована экспертная комиссия;
    — подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза;
    — подготовлена информационная база для проведения прогноза;
    — подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза.

    Рис. 7. Блок-схема основных этапов разработки прогноза

    После того, как принято решение о разработке прогноза, необходимо определить исполнителей, которым разработка будет поручена. С одной стороны, это группа работников, которой поручается организационное обеспечение разработки прогноза, с другой — это группа специалистов, которая должна обеспечить методическое и информационное его сопровождение.
    Качественный экспертный прогноз может быть разработан лишь в том случае, если он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, если использована достоверная информация, если оценки корректно получены и обработаны.
    Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами.
    Прогнозирование носит итеративный характер, что означает одновременное исследование и прогнозирование объекта на любой стадии подготовки управленческого решения.
    В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы.
    Если требуется многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты и для этого нужны специалисты различной профессиональной ориентации, то экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты прогнозируемой проблемы.
    Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно, применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации и информации, которую предстоит получить, проанализировать и обработать.
    Методическую подготовку процесса прогнозирования должна осуществлять аналитическая группа, в состав которой входят специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных разработок.
    Разработка прогноза должна быть четко регламентирована. Рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в состав которой входят официально оформленное решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии (комиссий), график разработки прогноза, контракты (трудовые соглашения) со специалистами, привлекаемыми для его разработки, и т. д.
    Специалисты, работающие над прогнозом, должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте прогнозирования. Естественно, что при разработке прогноза ее всегда недостаточно (идеальная, но, к сожалению, нереальная ситуация, когда точно известно, что будет происходить в будущем), и, чем полнее информация об объекте прогнозирования, тем более качественным может быть подготовленный прогноз.
    Нередко полезным может оказаться специально подготовленный аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме.
    При работе над прогнозом, особенно если это многовариантный прогноз, приходится иметь дело с большими объемами информации, которая к тому же должна анализироваться и обрабатываться в соответствии с используемой технологией разработки прогноза.
    Поэтому без использования современной вычислительной техники и, прежде всего, ПК со специально подготовленными базами данных, модулями ввода, анализа и обработки информации, нередко работающими в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ), автоматической распечатки отчетов о проделанной работе, промежуточных и конечных результатах, содержащих и сам прогноз, эффективная работа над прогнозом, удовлетворяющим современным требованиям, как правило, невозможна. Использование НИТ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижает объемы трудовых затрат на сбор и подготовку исходных данных, позволяет сконцентрировать усилия прогнозистов на содержательной части этого процесса.
    2. При анализе ретроспективной информации об объекте прогнозирования предполагается четкое разделение количественной и качественной информации.
    Количественная информация, если она достаточна и надежна, используется для расчетов по экстраполяции динамики изменения прогнозируемых параметров, по определению наиболее вероятных тенденций их изменения.
    Качественная информация классифицируется, систематизируется и служит основанием для оценок экспертов и наряду с количественной информацией используется для разработки экспертных прогнозов.
    Для успешной разработки прогноза необходимы анализ внутренних условий объекта прогнозирования, содержательный анализ их особенностей и динамики развития.
    Если имеется количественная информация, характеризующая внутренние условия объекта прогнозирования, то она также анализируется.
    Если разработаны математические, имитационные, аналоговые и иные модели функционирования объекта прогнозирования и изменения внутренних условий, то в них вводятся необходимые данные и на их основании производятся расчеты, позволяющие оценить наиболее вероятные изменения внутренних условий объекта прогнозирования.
    В частности, если объектом прогнозирования является организация, то к числу внутренних условий объекта прогнозирования может относиться ее внутренняя среда, включающая сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, управление функциональными процессами.
    При разработке прогноза внешних условий внешней среде функционирования объекта прогнозирования должно уделяться не меньшее внимание, чем внутренней.
    При этом информация также должна быть подразделена на количественную и качественную, т.е. информацию, содержащую точные численные оценки, и информацию описательного характера. В зависимости от вида информации используются соответствующие методы ее получения, анализа и обработки.
    В случае, если объектом прогнозирования является организация, то внешние условия могут быть подразделены на общее внешнее окружение и непосредственное деловое окружение организации.
    Общее внешнее окружение не связано непосредственно с организацией и отражает состояние общества, экономики, природной среды.
    Непосредственное деловое окружение организации создают потребители, поставщики, деловые партнеры, конкуренты, административные органы, деловые объединения и ассоциации и т. д.
    Задачей анализа внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является выявление основных действующих сил и механизмов, определяющих развитие объекта прогнозирования в период, соответствующий периоду прогнозирования.
    3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является одной из центральных задач разработки прогноза. От того, насколько верно они будут определены, зависят точность разрабатываемого прогноза и эффективность решений, принимаемых на его основании.
    На этом этапе разработки прогноза на основании анализа внутренних и внешних условий и всей имеющейся информации об объекте прогнозирования, информации в результате работы экспертной комиссии предварительно определяется перечень возможных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий.
    После их предварительной оценки из перечня исключаются те альтернативные варианты, реализуемость которых в прогнозируемый период сомнительна или же вероятность их реализации ниже предварительно установленного порогового значения.
    Оставшиеся альтернативные варианты подвергаются более углубленной оценке с целью определения альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий, осуществление которых наиболее вероятно.
    Каждый из отобранных наиболее вероятных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий функционирования объекта прогнозирования детально прорабатывается и представляется для разработки альтернативных вариантов прогноза при каждом из отобранных альтернативных вариантов изменения условий функционирования объекта прогнозирования.
    4. Проведение экспертизы.
    Экспертиза — исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
    На этом этапе разработки прогноза предполагается наиболее активная работа экспертов по определению и оценке ключевых событий, наступление которых ожидается в прогнозируемом промежутке времени.
    Предыдущий этап разработки прогноза дает информацию, необходимую аналитической группе для проведения экспертизы.
    Экспертам представляется информация о наиболее вероятном изменении внутренних и внешних условий, на основе ранее проведенного анализа формулируются вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения экспертизы, намечаются наиболее вероятные сценарии развития событий.
    Процедуры организации и проведения экспертиз в настоящее время достаточно детально разработаны.
    В зависимости от природы объекта прогнозирования, от характера оценок и суждений, которые должны быть получены в процессе проведения экспертизы, определяются конкретнее способы организации и проведения экспертизы.
    Экспертизы могут быть однотуровые и многотуровые, анонимные и предусматривающие открытый обмен мнениями, с обменом информацией в процессе проведения экспертизы и без него и т. д.
    Характер конкретной информации, которую предполагается использовать при разработке прогноза, накладывает определенные требования на выбор конкретного метода организации и проведения экспертизы.
    Если прогнозируемый объект является достаточно сложным, комплексным, многоаспектным, то целесообразно использование комплексных методов организации и проведения экспертизы.
    При проведении экспертизы для разработки прогноза аналитическая группа должна подготовить анкеты, содержащие вопросы, на которые должен быть получен ответ при разработке прогноза.
    В зависимости от технологического уровня организации и проведения экспертизы анкеты могут быть подготовлены как на бумажном, так и на машинном носителе.
    Для получения экспертной информации может использоваться и такой способ, как интервьюирование, когда в свободной форме, но по заранее намеченному плану, эксперт дает оценки и суждения, необходимые при разработке прогноза.
    Причем при интервьюировании возможен отход от заранее намеченного плана. Интервьюер должен обеспечивать получение возможно более обоснованных оценок.
    Для получения экспертной информации при разработке прогноза возможно использование метода смешанного анкетирования, когда при работе с экспертом используются элементы как анкетирования, так и интервьюирования.
    5. Разработка альтернативных вариантов. Подготовленная на предыдущих этапах информация, в том числе и полученная от экспертов, используется при непосредственной разработке прогноза. Как правило, маловероятны случаи, когда заранее известно, в каком направлении будут происходить изменения внутренних и внешних условий, какая стратегия будет выбрана организацией при том или ином развитии событий. Ведь развитие организации в прогнозируемом будущем зависит от различных факторов, а также от их сочетания и взаимодействия.
    Из сказанного следует, что при стратегическом планировании и в других случаях использования прогнозов необходимо рассматривать различные альтернативные варианты развития событий как благоприятные, так и неблагоприятные.
    На предыдущих этапах были определены наиболее вероятные изменения основных внутренних и внешних условий, определяющих ход прогнозируемых событий.
    Для наиболее вероятных альтернативных вариантов их изменений должны быть разработаны наиболее вероятные альтернативные варианты развития прогнозируемых событий.
    Если одной из целей разработки прогноза являлось определение динамики развития количественных показателей и параметров, то, используя полученный на предыдущих этапах разработки прогноза объем информации (количественной и качественной) и соответствующие методы экстраполирования (определения изменения прогнозируемых показателей и параметров в будущем), рассчитываются кривые их изменения в прогнозируемом промежутке времени.
    Однако далеко не всегда мы располагаем необходимой информацией для использования количественных методов экстраполяции. Это может быть отсутствие (в частности, характерное для современного этапа экономической жизни России) необходимых для расчетов статистических данных, поскольку прежние экономические зависимости и закономерности изменились. Поэтому нередко единственным способом экстраполяции показателей и параметров на прогнозируемый промежуток времени остается способ построения экспертных кривых. Экспертные кривые отражают оценку динамики прогнозируемых значений показателей и параметров экспертами.
    При разработке вариантного прогноза должна быть произведена экстраполяция прогнозируемых значений показателей и параметров для различных вариантов исходных условий и для различных возможных альтернативных вариантов динамики их изменения.
    Наряду с экстраполяцией прогнозируемых значений показателей и параметров, особенно в случае привлечения экспертов для разработки прогноза, каждый альтернативный вариант разрабатываемого прогноза может сопровождаться содержательным описанием прогнозируемого развития событий.
    6. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза.
    Апостериори — на основании опыта.
    Априори — независимо от предшествующего опыта.
    Оценка качества прогноза — одна из центральных проблем в процессе разработки управленческих решений. Степень доверия к разработанному прогнозу во многом влияет на принимаемое решение и сказывается на эффективности управленческих решений, принимаемых с использованием разработанного прогноза.
    Однако, как это ни кажется неожиданным, оценка качества прогноза является достаточно сложной задачей не только в момент, когда прогноз только разработан (априорная оценка), но и в момент, когда прогнозируемое событие уже произошло (апостериорная оценка). Прежде чем приступить к обсуждению оценки качества прогноза, отметим тот важный для более четкого понимания процесса принятия решения факт, что качественный прогноз при принятии решения может быть использован по-разному. Если со стороны руководства организации не оказывается значительное воздействие на ход развития событий, а лишь осуществляется наблюдение за ним, то после окончания прогнозируемого периода необходимо лишь сопоставить значения спрогнозированных показателей и параметров с полученными в действительности. Это позволяет оценить качество разработанного прогноза апостериорно.
    В то же время, пожалуй, более действенным может оказаться использование результатов разработанного прогноза в случае, когда ЛПР может оказать влияние на ход развития событий. Примером такого влияния может являться, в частности, корректировка управляющих воздействий на основании ожидаемых спрогнозированных значений показателей и параметров. Это так называемый активный прогноз. Однако если в результате анализа спрогнозированных значений показателей и параметров ЛПР изменил управляющие воздействия, которые, в свою очередь, изменили развитие прогнозируемых событий, причем нередко в сторону более благоприятную для ЛПР, то вряд ли корректно первоначально разработанный прогноз считать неточным.
    Если бы прогноз не был разработан, то не было бы принято и последовавшее за его разработкой эффективное управленческое решение.
    После того как прогноз разработан, должны быть определены критерии, по которым точность прогноза может быть оценена.
    Как правило, для оценки прогноза используются два метода: дифференциальный или интегральный.
    При дифференциальном методе оцениваются наборы оценок отдельных составляющих качества прогноза, имеющих достаточно четкий объективный смысл.
    В частности, могут использоваться такие критерии, как ясность и четкость задания на прогноз, соответствие прогноза заданию, своевременность разработки прогноза, профессиональный уровень разработки прогноза, надежность использованной информации и т. д.
    Интегральный метод предполагает обобщенную оценку качества прогноза на базе оценки качества прогноза по частным критериям.
    Однако в ряде случаев этот способ оказывается недостаточно убедительным, поскольку к оценке качества прогноза по частным критериям вольно или невольно добавляется необходимость оценки сравнительной важности критериев и их влияния на интегральную оценку.
    Примером использования интегрального метода может служить критерий «интегрального качества экспертного прогноза» — оценка прогноза, по которому предполагает, в частности, и оценку по перечисленным выше частным критериям.
    Если говорить об экспертном прогнозе, то его качество определяется, прежде всего, такими частными критериями, как:
    — компетентность (или в более общем виде — качество) эксперта;
    — качество информации, предоставляемой экспертам;
    — качество экспертной информации, поступающей от экспертов;
    — уровень технологии разработки прогноза или, иными словами, качество методов и процедур, используемых при разработке прогноза.
    Если период прогнозирования уже завершился, то необходимо сопоставить спрогнозированные значения показателей и параметров с полученными в результате реализовавшегося с действительности хода прогнозируемых событий.
    Для проведения такой оценки необходимо принять во внимание все основные факторы, определяющие качество разработанного прогноза.
    7. Контроль хода реализации и корректировки прогноза. После того как прогноз подготовлен и представлен руководству организации, заказчику и т. д., наступает новый этап работы с подготовленным материалом.
    Вариантная разработка прогноза также предполагает разработку прогноза при различных альтернативных вариантах условий и предположений, которые могут изменяться. События, вчера казавшиеся маловероятными, сегодня происходят, а казавшиеся наиболее вероятными не происходят вовсе. Базируясь на устаревшем, не учитывающем реалии действительного развития событий прогнозе, трудно принять эффективное управленческое решение.
    Поэтому неотъемлемой частью современной технологии прогнозирования является периодически осуществляемый (в зависимости от происходящих изменений) мониторинг хода реализации прогнозированного развития событий.
    Мониторинг позволяет своевременно выявлять значительные отклонения в ходе развития событий.
    Если они могут оказать принципиальное влияние на дальнейший ход событий в части, касающейся принятия важных стратегических решений, то прогноз должен быть подвергнут корректировке.
    Необходимо отчетливо понимать, что прогнозы ценны не сами по себе, как возможность профессионального предсказания ожидаемого хода развития событий в той или иной области человеческой деятельности, а в большей степени как необходимый и очень существенный элемент разработки важных управленческих решений.
    Поэтому при выявившихся значительных отклонениях в ходе развития событий в прогнозируемой области деятельности, особенно в случае активного прогноза, в уже разработанный прогноз должны вноситься соответствующие коррективы.
    Коррективы могут быть различного уровня значимости, сложности, трудоемкости и т. д. Если они не очень значительны, то эта проблема может решаться на уровне аналитической группы, сопровождающей разработкой прогноза.
    Если коррективы более существенны, то может потребоваться дополнительное привлечение отдельных экспертов, а в особо важных случаях при наличии значительных изменений — дополнительная работа экспертной комиссии с возможным изменением состава.
    Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он рассчитан, а также основными направлениями научно-технического развития, которые прежде всего зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующих их разработке. Чем более устойчивый характер носят эти тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. Различные воспроизводственные процессы имеют разные скорости протекания, разные временные циклы. Цикл воспроизводства приборов значительно короче цикла производства станков и другого оборудования, сроки обновления продукции машиностроения в значительной мере определяются динамикой технического уровня орудий труда.
    Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно-обоснованной стратегии фирмы, бизнес-план на основе использования вариантов прогноза показателей качества, затрат на его достижение и другой информации.
    Прогнозирование управленческих решений преследует цель получения научно-обоснованных альтернатив развития для различных показателей, которые используются в НИОКР, а также для развития всей системы менеджмента. Получается, что прогнозирование управленческих решений есть часть системы менеджмента и способствует развитию всей системы в целом.
    Но ЛПР должен помнить, что только решения и планы бывают идеальными, а люди и обстоятельства всегда реальны, и поэтому каждое управленческое решение, каждый план несет в себе возможность не только успеха, но и неудачи.

    Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

    1. Дайте определения понятиям «прогноз» и «прогнозирование».
    2. Какие источники неопределенности выделяют при прогнозировании УР?
    3. Каковы основные задачи прогнозирования УР?
    4. Какие выделяют источники информации при прогнозировании УР?
    5. Охарактеризуйте методы и принципы прогнозирования УР.
    6. Какие выделяют этапы прогнозирования УР?
    7. Дайте характеристику этапам прогнозирования УР.

    источник

    Прогнозные разработки являются составной частью комплексный целевых программ.

    При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы:

    • 1. Подготовка к разработке прогноза;
    • 2. Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;
    • 3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;
    • 4. Проведение экспертизы;
    • 5. Разработка альтернативных вариантов;
    • 6. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза;
    • 7. Контроль хода реализации и корректировка прогноза.
    • 1. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:
      • — подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза;
      • — сформулировано задание на прогноз;
      • — сформированы рабочая и аналитическая группы сопровождения;
      • — сформирована экспертная комиссия;
      • — подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза;
      • — подготовлена информационная база для проведения прогноза;
      • — подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза.

    После того, как принято решение о разработке прогноза, необходимо определить исполнителей, которым разработка будет поручена. С одной стороны, это группа работников, которой поручается организационное обеспечение разработки прогноза, с другой — это группа специалистов, которая должна обеспечить методическое и информационное его сопровождение.

    Качественный экспертный прогноз может быть разработан лишь в том случае, если он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, если использована достоверная информация, если оценки корректно получены и обработаны.

    Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами.

    2. При анализе ретроспективной информации об объекте прогнозирования предполагается четкое разделение количественной и качественной информации.

    Количественная информация, если она достаточна и надежна, используется для расчетов по экстраполяции динамики изменения прогнозируемых параметров, по определению наиболее вероятных тенденций их изменения.

    Качественная информация классифицируется, систематизируется и служит основанием для оценок экспертов и наряду с количественной информацией используется для разработки экспертных прогнозов.

    Для успешной разработки прогноза необходимы анализ внутренних условий объекта прогнозирования, содержательный анализ их особенностей и динамики развития.

    3. На этом этапе разработки прогноза, на основании анализа внутренних и внешних условий и всей имеющейся информации об объекте прогнозирования, информации в результате работы экспертной комиссии предварительно определяется перечень возможных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий.

    Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

    После их предварительной оценки из перечня исключаются те альтернативные варианты, реализуемость которых в прогнозируемый период сомнительна или же вероятность их реализации ниже предварительно установленного порогового значения.

    Оставшиеся альтернативные варианты подвергаются более углубленной оценке с целью определения альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий, осуществление которых наиболее вероятно.

    4. На этом этапе разработки прогноза предполагается наиболее активная работа экспертов по определению и оценке ключевых событий, наступление которых ожидается в прогнозируемом промежутке времени.

    Предыдущий этап разработки прогноза дает информацию, необходимую аналитической группе для проведения экспертизы.

    Экспертам представляется информация о наиболее вероятном изменении внутренних и внешних условий, на основе ранее проведенного анализа формулируются вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения экспертизы, намечаются наиболее вероятные сценарии развития событий.

    5. Подготовленная на предыдущих этапах информация, в том числе и полученная от экспертов, используется при непосредственной разработке прогноза.

    На предыдущих этапах были определены наиболее вероятные изменения основных внутренних и внешних условий, определяющих ход прогнозируемых событий.

    Для наиболее вероятных альтернативных вариантов их изменений должны быть разработаны наиболее вероятные альтернативные варианты развития прогнозируемых событий.

    При разработке вариантного прогноза должна быть произведена экстраполяция прогнозируемых значений показателей и параметров для различных вариантов исходных условий и для различных возможных альтернативных вариантов динамики их изменения.

    Наряду с экстраполяцией прогнозируемых значений показателей и параметров, особенно в случае привлечения экспертов для разработки прогноза, каждый альтернативный вариант разрабатываемого прогноза может сопровождаться содержательным описанием прогнозируемого развития событий.

    6. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза.

    Апостериори — на основании опыта.

    Априори — независимо от предшествующего опыта.

    После того как прогноз разработан, должны быть определены критерии, по которым точность прогноза может быть оценена.

    Как правило, для оценки прогноза используются два метода: дифференциальный или интегральный.

    При дифференциальном методе оцениваются наборы оценок отдельных составляющих качества прогноза, имеющих достаточно четкий объективный смысл.

    В частности, могут использоваться такие критерии, как ясность и четкость задания на прогноз, соответствие прогноза заданию, своевременность разработки прогноза, профессиональный уровень разработки прогноза, надежность использованной информации и т. д.

    Интегральный метод предполагает обобщенную оценку качества прогноза на базе оценки качества прогноза по частным критериям.

    Однако в ряде случаев этот способ оказывается недостаточно убедительным, поскольку к оценке качества прогноза по частным критериям вольно или невольно добавляется необходимость оценки сравнительной важности критериев и их влияния на интегральную оценку.

    Если период прогнозирования уже завершился, то необходимо сопоставить спрогнозированные значения показателей и параметров с полученными в результате реализовавшегося с действительности хода прогнозируемых событий.

    Для проведения такой оценки необходимо принять во внимание все основные факторы, определяющие качество разработанного прогноза.

    7. После того как прогноз подготовлен и представлен руководству организации, наступает новый этап работы с подготовленным материалом.

    Вариантная разработка прогноза также предполагает разработку прогноза при различных альтернативных вариантах условий и предположений, которые могут изменяться. События, вчера казавшиеся маловероятными, сегодня происходят, а казавшиеся наиболее вероятными не происходят вовсе. Базируясь на устаревшем, не учитывающем реалии действительного развития событий прогнозе, трудно принять эффективное управленческое решение.

    Поэтому неотъемлемой частью современной технологии прогнозирования является периодически осуществляемый (в зависимости от происходящих изменений) мониторинг хода реализации прогнозированного развития событий.

    Мониторинг позволяет своевременно выявлять значительные отклонения в ходе развития событий.

    Если они могут оказать принципиальное влияние на дальнейший ход событий в части, касающейся принятия важных стратегических решений, то прогноз должен быть подвергнут корректировке.

    Необходимо отчетливо понимать, что прогнозы ценны не сами по себе, как возможность профессионального предсказания ожидаемого хода развития событий в той или иной области человеческой деятельности, а в большей степени как необходимый и очень существенный элемент разработки важных управленческих решений.

    Поэтому при выявившихся значительных отклонениях в ходе развития событий в прогнозируемой области деятельности, особенно в случае активного прогноза, в уже разработанный прогноз должны вноситься соответствующие коррективы.

    источник

    Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

    Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

    Основные теоретические вопросы.

    1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.

    2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.

    3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.

    Основной целью аптечной организации является удовлетво­рение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение при­были. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятель­ности.

    Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.

    Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.

    В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.

    Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная ве­личина товарных запасов аптеки).

    Относительные величины характеризуют соотношение между дву­мя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они мо­гут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).

    Показатели динамики характеризуют изменение явления во вре­мени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.

    Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объек­та, совокупности и выражаются следующим образом:

    Величина части совокупности

    Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.

    Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).

    Периодический ряд динамики

    Отчетный период ГодА Год Б Год В Год Г
    Объем реализации аптеки, млн руб. 8,0 15,0 49,5 72,0

    Составляющие периодического ряда в абсолютных показате­лях, как правило, можно суммировать и получать новый ряд ди­намики, каждый показатель которого характеризует величину за более длительный период времени.

    При сравнении экономических показателей за ряд лет необхо­димо учитывать инфляционные процессы, которые приводят к повышению уровня цен. Поэтому для реальной оценки и прогно­зирования все исходные данные должны быть сопоставимы, т.е. выражены в ценах одного года. Для этого используются индексы цен (/цен), которые рассчитываются как частное от деления цены (или суммы цен) ЛП отчетного периода на цену (сумму цен) прошлого базисного периода:

    Iцен= Цена ЛП в данном периоде

    Цена ЛП в предыдущем периоде

    Iцен общий= ∑Цены всех ЛП в данном периоде

    ∑Цены всех ЛП в предыдущем периоде

    Используя индексы цен, рассчитываются реальные значения показателя для каждого периода (в сопоставимых ценах).

    Объем реализации аптеки

    Отчетный период Год А Год Б Год В
    Номинальный объем реализации, млн руб. 100,0 150,0 200,0
    Индекс цен 1,0 2,5 5,0
    Реальный объем реализации*, млн руб. 100 : 1 = 100,0 150 : 2,5 = 60,0 40,0 (200/5)

    * Реальный объем реализации ежегодно снижается.

    При анализе динамических рядов используются абсолютные и относительные величины, в том числе реальные ежегодные и сред­негодовые темпы роста (прироста) за исследуемый период.

    Темп роста показывает во сколько раз изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:

    Т роста = Значение показателя последующего года

    Значение показателя предыдущего года

    Он может быть выражен как в виде коэффициента, так и в виде процента.

    Темп прироста показывает на сколько процентов изменился показатель в последующем году по сравнению с предыдущим:

    Значение показателя Значение показателя

    последующего года — предыдущего года 100%

    Тприроста = Значение показателя

    Если рассчитанные темпы роста (прироста) имеют определен­ную тенденцию изменения, то она переносится на прогнозируе­мый период. Если ежегодные темпы роста (прироста) не имеют ярко выраженной тенденции изменения показателя во времени, то рассчитывается среднегодовой темп роста (прироста) Т по фор­муле средней арифметической или средней хронологической:

    где Т1,Т2, . Тn— ежегодные темпы роста (прироста).

    Объем реализации аптеки

    Отчетный период Год А Год Б Год В Год Г ГодД (план)
    Номинальный объем реализации, млн руб. 100,0 180,0 343,2 546,0 982,8 (327,6 х3)
    Индекс цен 1,0 1,5 2,2 2,5 3,0
    Реальный объем реализации, млн руб. 100,0 120,0 156,0 218,4 327,6 (218,4 х 1,5)
    Темп роста 1,2 1,3 1,4 1,5

    Рис.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки

    Товарооборот — объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

    Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чис­той прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных эко­номических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов, издержек) начи­нается с прогноза годового объема реализации.

    Объем реализации Л С и ИМН измеряется в абсолютных пока­зателях (сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация но группам товаров.

    На величину товарооборота аптечной организации влияют сле­дующие факторы:

    – количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений;

    – число врачей и фармацевтических работников;

    – характер потребителей товаров аптечного ассортимента;

    – интенсивность и эластичность спроса;

    – качество информационной работы и т.д.

    Под влиянием одних факторов объем реализации может увели­чиваться. Другие факторы, наоборот, сдерживают реализацию ЛП и ИМИ.

    Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа вра­чей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэф­фективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здраво­охранение и др.

    Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМИ: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП и ин­формации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, не­обходимость промежуточного потребителя (врача).

    Общей положительной тенденцией является ежегодное увели­чение объема реализации аптеки, которое связано с расширени­ем ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличением доходов населения и т.д.

    При прогнозировании возможных изменений товарооборота, особенно от реализации безрецептурных ЛС и парафармацевтических товаров, необходимо учитывать ценовую эластичность спро­са (табл. 2).

    Структура объема реализации

    Признак Составные части
    Характер потребителя Товарная номенклатура Способ продажи Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям — институциональным потребителям (боль­ницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление.Такая продажа может произ­водиться как по безналичному, так и за наличный расчет Фармацевтические товары (ЛС, ИМН). Парафармацевтические товары (санитар­но-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары (медицинские приборы, посуда для меди­цинских целей и др.) Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску

    Факторы, влияющие на объем реализации населению и орга­низациям, отличаются, и поэтому прогнозирование объема реа­лизации населению и ЛПУ производится раздельно.

    Тема 19.Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.

    Основные теоретические вопросы.

    1. Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза.

    2. Прогнозирование товарооборота по составным частям.Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж.

    3. Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности.

    Основной целью аптечной организации является удовлетво­рение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение при­были. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества прогнозирования (планирования) экономической деятель­ности.

    Прогнозирование (планирование) — это процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.

    Процесс планирования предусматривает установление таких экономических показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых экономических результатов.

    В ходе прогнозирования экономической деятельности предприятия анализу могут подвергаться различные величины и показатели.

    Абсолютные величины выражают размеры, объемы явлений и процессов. Это всегда именованные числа, имеющие определенную размерность, единицу измерения (например, абсолютная ве­личина товарных запасов аптеки).

    Относительные величины характеризуют соотношение между дву­мя величинами, их получают как частное от деления одной из них (сравниваемого показателя) на другую (базу сравнения). Они мо­гут выражаться в виде коэффициента или процента (если частное умножить на 100 %).

    Показатели динамики характеризуют изменение явления во вре­мени, измеряют интенсивность развития, например темпы роста или прироста. Различают базисные (постоянная база сравнения) и цепные (база сравнения — величина предыдущего показателя) показатели динамики.

    Показатели структуры характеризуют состав изучаемого объек­та, совокупности и выражаются следующим образом:

    Величина части совокупности

    Показатель структуры = Величина всей совокупности100%.

    Для прогнозирования основных экономических параметров чаще всего применяется метод динамических показателей, на основе которого и осуществляется планирование (табл. 1).

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    источник