Меню Рубрики

Элегия батюшков как счастье медленно анализ

Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.

Цель урока: обучение анализу стихотворения на примере сти хотворения Е. Баратынского «Элегия».

Словарная работа: элегия, мироощущение.

I. Проверка домашнего задания — чтение учащимися стихотворе ний наизусть.

II. Работа с классом. Анализ лирического произведения.
Предложим следующий план анализа.

— Композиция и внутренний сюжет (если есть).

— Лирический герой и система образов.

— Основные особенности поэтического языка на уровне фонети ки, лексики, морфологии или синтаксиса.

— Особенности ритмики, размера, рифмы.

— Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

— Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Методический комментарий.

Предлагаемый план условен, последовательность частей анализа, как и их наполненность, может быть условна и зависеть от уровня подготовки учащихся, целей анализа, особенностей самого поэтического текста.

Обязательным является обучение осуществлению связей и плавных переходов от одной части анализа к другой.

Главное научить чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания, чтобы правильно читать и воспринимать поэтиче ский текст.

Предложим для анализа на уроке стихотворение Е.А. Баратынского «Элегия».

III. Выразительное чтение стихотворения.

Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив — одну минуту, Зато, увы! и горесть л юту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас

В самом несчастьи сердцу внятен!

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

И вздох за нею вслед летит!

Хочу я часто заблуждаться,

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

— Что характерно для жанра, элегии, как это проявляется в стихотворении?

Элегия— (от греч. «жалоба») — лирическое стихотворение, пере дающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

— Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? Что он чувствует?

— К какому литературному направлению можно отнести это произве дение?

— О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?

— Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни челове ка связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям).

— Как автор передает ощущение скоротечности, эфемерности счастья?

а) словесный ряд, соотнесенный со словом счастье («одна ми нута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда серд цу изменила», «все потерял»);

б) антитезы (счастье — «горесть люта», Медленно приходит — скоро уходит);

в) эпитеты (печальна юность, несносна правда. ).

— Для чего в стихотворение введена высокая лексика?

— Какие предложения преобладают и почему?

— Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие по вторы?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворе ние? Чем оно интересно современному читателю?

1. Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, офор мить в виде сочинения.

2. Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала XIX ве ка.

Б. Городецкий. Русские лирики: Историко-литературные очерки.-Л. 1974 В. Коровин. Поэты пушкинской поры.-М.,1980. В. Коровин. Русская поэзия XIX века. — М.,1997 И. Семёнко. Поэты пушкинской поры. — М. 1970

Для Евгения Абрамовича Баратынского путь к творчеству был тяжелым и тернистым. Выходец из обеспеченной, аристократической среды – казалось, все дороги перед ним открыты и ждет его хорошая должность, высокий чин и безбедное будущее.

Выгнанный за невинную юношескую шутку из Пажеского корпуса, Евгений Баратынский навсегда потерял возможность поступить на государственную службу, а в военном деле мог претендовать лишь на звание рядового.

Юноша испытал на себе и раскаяние, и муки совести. Тогда, чтоб как-то искупить свою провинность перед семьей Евгений решается на отчаянный шаг и вступает в Егерский полк. В течении девяти лет, будущий поэт познавал солдатскую жизнь, там же, на службе родились и первые его сильные стихи.

Полк в котором служил Баратынский каждое лето прибывал в Санкт-Петербург для несения караула. Именно в столице огранился алмаз таланта великого поэта. Здесь он знакомиться с выдающимися литераторами того времени, начал бывать на литературных чтениях и нашел верных и преданных товарищей, к воспоминаниям о которых и возвращает нас стихотворение «Элегия». Евгений Абрамович был крепко дружен с Дельвигом, Рылеевым, Кюхельбекером, Бестужаевым и Пушкиным.

В среде молодых поэтов того времени было принято писать лирические стихотворения в жанре «элегия». И ни у кого так не получалось передать в лирике столько образов, мыслей и чувств, как у Евгения Абрамовича Баратынского. Друзья отмечали необычайную философичность, чувственность и психологичность его произведений.

Пушкин прозвал его «Гамлет-Баратынский» и полностью охарактеризовал творчество поэта в своем романе в стихах «Евгений Онегин», назвав его «певцом пиров и грусти томной».

Ключевыми в творчестве Евгения Баратынского стали элегии «Ропот», «Разуверение», «Поцелуй», «Признание».

«Элегия» Баратынского — это, в первую очередь, философские размышления автора бы дружбе, скоротечности времени, разочаровании и распаде. Но в то же время данная элегия хранит в себе и теплоту прежних чувств, сожаления об утраченном нежном друге, который будет в бесчувственном забвенье глядеть на зыби синих волн.

И сам поэт будет с тоской, но в то же время, с облегчением смотреть в даль своих минувших дней, на то как уплывает и растворяется в памяти давно отбывший дружний челн.

К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».

Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.

Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.

Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.

Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:

Я был счастлив одну минуту,

Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

И вздох за нею вслед летит!

Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:

Хочу я часто заблуждаться,

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.

В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Анализ стихотворения К.Батюшкова «Как счастье медленно приходит»
К творчеству К.Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».
Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.
Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.
Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.
Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:
В печальной юности моей
Я был счастлив одну минуту,
Зато, увы! И горесть люту,
Терпел от рока и людей.
Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную… не нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.
В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak schastye medlenno prikhodit,
Kak skoro proch ot nas letit!
Blazhen, za nim kto ne bezhit,
No sam v sebe yego nakhodit!
V pechalnoy yunosti moyey
Ya byl schastliv — odnu minutu,
Za to, uvy! i gorest lyutu
Terpel ot roka i lyudey!
Obman nadezhdy nam priaten,
Priaten nam khot i na chas!
Blazhen, komu nadezhdy glas
V samom neschastyi serdtsu vnyaten!
No proch uzhe teper bezhit
Mechta, chto prezhde serdtsu lstila;
Nadezhda serdtsu izmenila
I vzdokh za neyu vsled letit!
Khochu ya chasto zabluzhdatsya,
Zabyt nevernuyu. no net!
Nesnosnoy pravdy vizhu svet,
I dolzhno mne s mechtoy rasstatsya!
Na svete vse ya poteryal,
Tsvet yunosti moyey uvyal:
Lyubov, chto schastyem mne mechtalas,
Lyubov odna vo mne ostalas!

Rfr cxfcnmt vtlktyyj ghb[jlbn,
Rfr crjhj ghjxm jn yfc ktnbn!
,kf;ty, pf ybv rnj yt ,t;bn,
Yj cfv d ct,t tuj yf[jlbn!
D gtxfkmyjq /yjcnb vjtq
Z ,sk cxfcnkbd — jlye vbyene,
Pf nj, eds! b ujhtcnm k/ne
Nthgtk jn hjrf b k/ltq!
J,vfy yflt;ls yfv ghbznty,
Ghbznty yfv [jnm b yf xfc!
,kf;ty, rjve yflt;ls ukfc
D cfvjv ytcxfcnmb cthlwe dyznty!
Yj ghjxm e;t ntgthm ,t;bn
Vtxnf, xnj ght;lt cthlwe kmcnbkf;
Yflt;lf cthlwe bpvtybkf
B dplj[ pf yt/ dcktl ktnbn!
[jxe z xfcnj pf,ke;lfnmcz,
Pf,snm ytdthye//// yj ytn!
Ytcyjcyjq ghfdls db;e cdtn,
B ljk;yj vyt c vtxnjq hfccnfnmcz!
Yf cdtnt dct z gjnthzk,
Wdtn /yjcnb vjtq edzk:
K/,jdm, xnj cxfcnmtv vyt vtxnfkfcm,
K/,jdm jlyf dj vyt jcnfkfcm!

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Помогите. Нужен анализ стихотворения Баратынского «как счастье медленно приходит…»

  1. Лера, Лера… не хорошо списывать и заставлять кого-то думать за тебя
  2. Такова элегия XI — размышление о
    течении времени, о надежде и счастье:

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит.
…Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастье сердцу внятен.

Парни — первый поэт XVIII века, стихи которого были не
абстрактно-обобщенным безличным набором традиционно-элегических формул, но
непосредственно-лирическим выражением чувств единственной в своих
переживаниях человеческой личности. Характерна в этом смысле и сохранившаяся
в памяти мемуаристов и современников-биографов реальная подоснова этих
элегий: стихи Парни отличаются столь неподдельной подлинностью, что читателя
неудержимо влечет узнать — кто же она, эта Элеонора? Кем она стала? Почему
бросила своего преданного возлюбленного? Роман Парни и Эстер, конечно, в
духе эпохи — любовь между учителем музыки и его ученицей повторяет ситуацию
Жюли и Сен-Пре в «Новой Элоизе» Жан-Жака Руссо, только у Руссо дворянкой
была она, Жюли, а плебеем — учитель, здесь — наоборот. Можно сказать, что
элегии Парни — лирический роман, в стихах повторивший «Новую Элоизу», но
отличающийся большей подлинностью и непосредственностью чувств, а также
крутым переходом от фривольно-жизнерадостных стихов книги I к трагическим
элегиям книги

источник

К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: “Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!” – говорил он о себе.

С именем Батюшкова прочно связалось понятие “легкой поэзии”.
Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.
Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.
Таково лирическое произведение

Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Анализ стихотворения “К друзьям” Батюшкова“К друзьям” (1815). В данном послании Батюшков при­знался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Ба­тюшков был “поэтом радости” только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях […].

Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова“Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюш­ков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских им­ператоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она не­обходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […].

Анализ стихотворения “Ты хочешь меду, сын. ” Батюшкова“Ты хочешь меду, сын. ” (1821). Это стихотворение заклю­чает цикл “Подражания древним”, который Батюшков напишет уже будучи больным человеком. Поэт не мог сладить с раздво­енностью своего мироощущения. Восхищение жизнью все чаще побеждалось видением мрачных ее сторон. Но несмотря ни на что, в самом стихотворении побеждает пушкинская вера в чело­века: Ты хочешь меду, сын? – так жала […].

Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка”Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и […].

Антологические стихотворения Константина Николаевича БатюшковаКрупным событием в литературе явился выход в 1817 г. “Опытов в стихах и прозе” (в двух частях) К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в развитии русской поэзии от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву. В […].

Анализ стихотворения Батюшкова “Гремит повсюду страшный гром…”В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием “На членов Вольного общества любителей словесности”. Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом […].

Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича БатюшковаВ 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. служил в петербургской Публичной библиотеке помощником хранителя рукописей. Обстоятельства привели его в Москву незадолго до того, как ее оставили русские войска. Поэт наблюдал поток беженцев, […].

Счастье приходит лишь к счастливым людям!Сочинение по рассказу А. Стороженко “Сокровище”. Что такое счастье? Что-то материальное, драгоценное или, наоборот, обычное и повседневное? Наверное, счастье – это мечта, которая не имеет формы и материи. Не всегда для нас успех – что-то конкретное, иногда мы разочаровываемся, так как то, о чем мечтали, оказывается химерическим. Поэтому и странным выглядит представление о счастье крестьян […].

Эстетическая программа Константина Николаевича БатюшковаКонстантин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: “Нечто о поэте и поэзии” (1815), “Речь о влиянии легкой поэзии на язык” (1816). В статье “Нечто о поэте и поэзии” содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия – это “пламень небесный, который менее или более входит в состав души […].

Анализ стихотворения Батюшкова “На развалинах замка в Швеции”Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка. В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед […].

Краткая биография Батюшкова Константина НиколаевичаРодился 29 мая 1787 года в Вологде. Родители Батюшкова – дворяне. Мать, Александра Григорьевна умерла, когда сыну было восемь лет. Александра Григорьевна страдала психическими расстройствами. Батюшков получил домашнее образование, с 1797 года учился в пансионах Петербурга, уделяя особое внимание изучению иностранных языков. С 1802 года Батюшков служит в министерстве народного просвещения. Самостоятельно изучает философию, иностранную […].

Прозаические произведения БатюшковаОбзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова – повесть из времен князя Владимира “Предслава и Добрыня” (1816) – относится к жанру […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…”В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился […].

Анализ стихотворения Блока “Я вышел. Медленно сходили…”Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге “Стихи о Прекрасной Даме”. Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения […].

Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществомК числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова (и вместе с тем – к числу наиболее загадочных эпизодов русской литературной жизни начала XIX века вообще) принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой организации особое значение: если верить устоявшимся мнениям, Вольное […].

Биография Константина БатюшковаДата рождения: 29 мая 1787 года Дата смерти: 19 июля 1855 года Место рождения: село Даниловское Константин Николаевич Батюшков – поэт и учитель Пушкина. Батюшков К. Н. родился в семье, которая принадлежала к старинному роду Батюшковых и был хорошо образован. Близко дружил с Гнедичем, Жуковским, князем Вяземским. Участвовал в боевых действиях. В 1818 будучи с […].

Художественное мастерство БатюшковаЛирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных “чувств”, рационализированных, условных “страстей”. В. Г. Белинский заметил: “Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно” (VII, 235). Это был перелом, […].

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕАНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Вот оно, глупое счастье…” было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление по­эта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты ин­тимной лирики. В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, […].

Любовь к родине и к своему народу в произведениях К. Н. БатюшковаКонстантин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не […].

Поэзия возвышенного и героического (творчество К. Батюшкова)Константин Батюшков прожил по меркам века ушедшего жизнь долгую, но имел несчастливую и драматическую судьбу. Тридцати трех лет от роду болезнь его души приняла необратимый характер, и, неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись от мира черным занавесом безумия. В 1830 году его навестит младший его товарищ Александр Пушкин. Батюшков его не узнает. […].

Война 1812 года в стихотворениях Жуковского “Певец во стане русских воинов” и Батюшкова “К Дашкову”Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […].

Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського “Співак у стані російських воїнів” і К. Н. Батюшкова “До Дашкову” Батюшков К. НПеречитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був вигнаний за межі Росії. Автори – майже ровесники, обоє воювали. Однак у їхніх віршах відбиті два зовсім різних погляди на війну І Жуковський, і Батюшков декларують свої позиції з перших рядків. Для одна війна – […].

“Батюшков” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […].

Художественный мир Батюшкова К. НПервый период творчества. “Маленькая философия” Батюшкова. Жуковский проложил русской культуре дорогу к романтизму. Батюшков одним из первых решился на эту дорогу ступить. Он был на четыре года младше Жуковского, родился в 1787 году в Вологде, в дворянской семье. Его семья была связана родственными узами со столичной знатью: дядей Батюшкова был замечательный российский политик и поэт-сентименталист […].

Счастье “нумера” и счастье человека (по роману Е. Замятина “Мы”)Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […].

Анализ стихотворения Есенина “О верю, верю, счастье есть!…”Есенин писал, что чувство Родины – основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был бы поэтом. Произведение “О верю, верю, счастье есть. ” впервые опубликовано в журнале “Рабочий мир” в 1918-ом. Автограф его утерян, точную датировку определить сложно. Литературоведами принято […].

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Тема дружбы в творчестве К. Н. Батюшкова1. Рядом с преданным другом – мечтой. 2. В кругу друзей в момент веселья. 3. Горечь утраты и разочарование. 4. Поддержка друзей в горе и несчастье. Лучшая часть нашей жизни состоит из друзей. А. Линкольн Дружба – один из самых прекрасных явлений в жизни каждого человека. Если рядом верный друг, то ты всегда можешь рассчитывать […].

Долгий сон БатюшковаИ З утопающего в яблоневом цвету Симферополя 21 апреля 1823 года выехала, держа путь на север, добротная карета с темными, наглухо задернутыми шторами. Принадлежала она таврическому губернатору Н. И. Петровскому, однако губернатора в ней не было. Вместо него в карете находились: доктор Ланг, специалист по психическим болезням, два дюжих санитара, а между ними – маленький […].

“Работа(Единое счастье – работа…)” анализ стихотворения БрюсоваИстория создания Стихотворение “Работа” было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике “Такие дни” в 1923 г. Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием. Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом […].

“Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведениям русской литературы. – Б. Ш. Окуджава. Стихи и песни.)Счастье человека – в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержу, но и материальную помощь. […].

Анализ стихотворения В. А. Жуковского “Море”Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […].

Возможно ли было счастье Онегина и Татьяны? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)Возможно ли было совместное счастье Онегина и Татьяны – главных героев романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Думаю, что в первой половине романа, когда юная Татьяна влюбилась в “душевного инвалида” Онегина, их счастье было невозможным. Это понимал и сам Евгений – он просто не был способен испытывать любовь. Не зря, в ответ на искренне признание […].

Счастье “нумера” и счастье человека…О чем люди – с самых пеленок молились, Мечтали, мучились? О том, чтобы Кто-нибудь раз и навсегда сказал им, Что такое счастье. Е. Замятин. Мы Что такое счастье? К этому вопросу, так же как и к вопросу о смысле жизни, на определенном этапе своего развития приходит каждый человек, но единого ответа на него не существует, […].

Сочинение на тему: СЧАСТЬЕ С ЧЕСТЬЮСЧАСТЬЕ С ЧЕСТЬЮ Много я слышал разных споров о счастье. Счастье – это бо­гатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купишь. Если человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему немного не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не […].

Кто украл счастье? по драме И. Франко “Украденное счастье”Драма “Украденное счастье” – одно из наилучших произведений Ивана Франко. Занимает она почетное место в украинской классической драматургии. И. Франко, человек очень честный и прямолинейный, ставит в драме вопросы: кто виноват в трагедии Николая, Анны и Михаила, в том, что у них украдено счастье? Перед читателем и зрителем проходит жизнь трех персонажей; Николая Задорожного, его […].

Анализ стихотворения Пушкина “К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)”В 1816 году из Европы в Россию вернулась княгиня Авдотья Ивановна Голицына. Ее салон пользовался необыкновенной популярностью в Санкт-Петербурге. Хозяйка отличалась красотой и эксцентричным поведением. Гостей она всегда собирала не раньше десяти часов вечера, за что получила прозвище “княгини полуночи”. Странность эта появилась у Голицыной после предсказания известной гадалки Ленорман. Согласно ее словам, Авдотье Ивановне […].

Почему приходит беда(по сказке К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”) Сегодня на уроке мы читали сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Это удивительная история о том, как неправильные слова или поступки одного человека могут стать причиной большого несчастья для его друзей, родных, близких и даже незнакомых людей. “Молчаливый, недоверчивый” мальчик Филька – главный герой сказки. Он часто бывает […].

“Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова “Малахитовая шкатулка”)Поиски счастья – основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских “святош”. Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу. Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески […].

Анализ рассказа Чехова СчастьеПроизведение под названием “Счастье” было написано в далеком 1887 году. Писатель посветил свое творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы. Все же сам писатель вопреки всем мнениям был убежден, что “Счастье” – это самый лучший из всех рассказов, новелл и очерков, написанных в то время. Самой […].

Что такое счастье? (сочинение-рассуждение) (Второй вариант)Одни думают, что счастье неуловимо. Другие пытаются найти его в деньгах, работе, детях, помощи другим людям. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: человек быстро привыкает ко всему. Нет такой суммы денег, которая сделала бы человека счастливым навсегда, так же как и с детьми, друзьями, работой могут возникнуть проблемы, не зависящие от […].

источник

К творчеству К.Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».
Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.
Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.
Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.
Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:
В печальной юности моей
Я был счастлив одну минуту,
Зато, увы! И горесть люту,
Терпел от рока и людей.
Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную… не нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.
В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

источник

К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги.

Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии». Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.

Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья. Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно. Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения: Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное: В печальной юности моей Я был счастлив одну минуту, Зато, увы!

И горесть люту, Терпел от рока и людей. Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее.

Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком: Но прочь уже теперь бежит Мечта, что прежде сердцу льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез: Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную… не нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает.

Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии: Любовь, что счастьем мне мечталась, Любовь одна во мне осталась! Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить. В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично.

Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета.

Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Анализ стихотворения К. Батюшкова «Как счастье медленно приходит»

источник

События 1808–1809 гг., а особенно Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813–1814-х гг. нашли свое отражение во многих произведениях Батюшкова, расширив жанровый диапазон его творчества, наполнив его новым идейно-тематическим содержанием. С наибольшей полнотой талант Батюшкова раскрывается в тех жанрах, где можно всесторонне и глубже показать жизнь человека, его душевные переживания.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Батюшков не стремится к тем жанрам, которые связывали бы его определенными формальными рамками (например, к сонету, который так расцветет под пером А.А. Дельвига). Элегия – главный и, пожалуй, любимый поэтический жанр Батюшкова, и в своем творчестве он возрождает этот некогда популярный жанр.

В русской поэзии элегии появляются в 30-х гг. XVIII века. Родоначальник этого лирического жанра В.К. Тредьяковский обратился лишь к двум мотивам античной элегии: «законной любви» и «смерти близкого человека», изложенным всегда «скорбною и печальною речью». В свою очередь А.П. Сумароков еще более сузил рамки элегии, сведя ее к воспеванию любовных горестей. И вместе с тем А.П. Сумароков еще ранее других в русской поэзии заговорил в своих лирических произведениях о человеческих переживаниях, простых повседневных чувствах. В 1760-х гг. элегия становится модным жанром. К ней обращаются А. Ржевкий, А. Нартов, П. Потемкин, Ф. Козельский и др. Постепенно элегию заполняют штампы, постоянные мотивы и ситуации: разлука, неразделенная любовь, всевозможные препятствия между влюбленным и т.д.

Развитие русской элегии XVIII в. – это постоянный процесс ее непрерывного движения к сближению, и, порою, «перемещению» с близкими лирическими, а, иногда, и дидактическими жанрами, что не могло не нарушить специфики элегии, и, наконец, привело к ее своеобразному «падению». Но исчезнуть жанр элегии не мог. И дело не только в том, что элегия время от времени появлялась на страницах русских журналов конца XVIII века. Элегические мотивы свойственны и «зачинателю» русского предромантизма М.Н. Муравьеву; проникают они и в одическую поэзию Державина («Водопад»); в прозу и поэзию Карамзина. Элегия продолжала свое существование и внутри родственных ей жанров: дружеского послания, идиллии, эклоги.

Подлинный расцвет жанра элегии – первые десятилетия XIX века. Именно в это время расширяются жанровые границы содержания элегии, но в плане преемственности, а не противопоставления сложившихся традиций элегической лирики новым тенденциям ее развития. В новой элегии преобладает чувство. Возрастание субъективного пафоса в элегии 1810-х гг. осуществлялось за счет внутреннего мира лирического героя. Но в элегиях Батюшкова мы находим и чувство и размышления. Перед читателем было не просто собрание разноплановых элегий, а своеобразный дневник поэта, «история его страстей», чувств и размышлений. Грустное содержание продолжало доминировать и в новой элегии, но оно наполнялось общими мотивами.

Сам Батюшков обратился к жанру элегии еще в 1804 г.: «Как счастье медленно проходит» (вольный перевод из Э. Парни). Батюшкову было глубоко свойственно чувство разлада между идеальной мечтой и реальной действительностью. Но если в ранний период его гедонизм своеобразно соединялся со скептицизмом, то в лирике, начиная с 1812 г., все отчетливее звучит разочарованность поэта в гармоничности и «разумности» человека. В эти годы поэт переживает глубокий душевный кризис. В пределах элегий «нового» Батюшкова «формируются философско-поэтические мотивы, которые противостоят гедоническому рационализму».

Грустью проникнут и лирический цикл 1815 г.: «Таврида», «Мой гений», «Разлука», «Воспоминание».

О память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Прекрасно авторское чувство, прекрасна любовь поэта – сколько в ней нежности, легкой грусти и душевного страдания – а за этим сама жизнь. Элегия чудесна, может быть, и потому, что адресована не мифическим Хлое, Аглае или Филисе, а бывшей невесте Батюшкова.

В стихотворении 16 строк, четыре четверостишия. В первом четверостишии плавность и мелодика стиха достигаются, в основном, аллитерацией глухих согласных («П» – «С»). Аллитерация следующих 4 строк более нежная («с» – «л»). Ритм стиха поддерживается многократной анафорой (начальным повтором): «Я помню». «Я – мой – моей – меня» – поддерживают динамику развития авторского чувства. Обращает внимание ударное «о» (начиная со второй строфы) и особые, как бы «захватывающие» рифмы: «СЛОВ – вЛаСОВ», «ОН – сОН»).

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

источник

Евгений Абрамович Баратынский шел не по самому легкому пути в своей жизни. Его семья была обеспечена и ни в чем себе не отказывала, и казалось бы все очевидно, светлое будущее, почетное звание, все это было у ног Баратынского.

Но не тут то было, еще будучи юным его выгнали за обыкновенную шутку из Парижского корпуса. Баратынский больше не имел возможности поступить на государственную службу, а ведь он этого хотел, но жизнь ни к кому не справедлива. В конечном итоге он мог стать только рядовым, дальнейший рост для него был запрешен.

Парень не мог найти себе места после своего проступка и не знал,что делать. Выхода не остается, и для того, чтобы хоть немного сгладить свою вину перед своей семьей Баратынский вступает в Егерский полк. Целых девять лет наш славный поэт был солдатом. Именно там рождались первые строки его стихов, именно там он зарождался, как личность.

Каждое лето Евгений Баратынский со своим полком прибывали в Санкт-Петербург, чтобы выходить в караул. И в одно прекрасное лето он понял, что у него талант, он начал оттачивать свои навыки, чтобы не растерять все даром. Именно в Санкт-Петербурге он знакомиться со многими величайшими поэтами и писателями того времени. Не один раз он бывал на литературных чтениях, его очень сильно заинтересовала литература, и как ни странно эти походы увенчались успехом, он нашел себе преданных друзей, собственно, о которых и были воспоминания в стихотворении «Элегия». Благодаря своим походам от хорошо сдружился с Пушкиным, Дельвигом, Бестужаевым..

В те времена у всех поэтов были в моде лирические стихотворения жанра «элегия». Не было ни одного человека, кто мог бы также тонко и непринужденно передать образы, чувства и сознание, как Баратынский. Даже Пушкин отмечал некую изюминку в его творениях, видел в них что то необычное. И темы, которые затрагивал Баратынский нельзя не назвать философскими и психологическими.

Ни для кого не секрет, что Пушкин считал его «Гамлетом», он видел в них что то схожее, и даже в своем романе в стихах «Евгений Онегин» полность с ног до головы описал Баратынского, клича его «певцом пиров и грусти томной».

«Элегия» Евгения Абрамовича — это мысль самого автора о жизни, о том, как он представляет дружбу, о том, как быстро летит время, о том, как легко разочароваться в жизни. Философия лежит в основе каждого произведения Баратынского. Но с другой стороны мы видим,что «элегия» имеет много теплых чувств по отношению к своему другу, которого он, к сожалению, потерял.

Но пройдет время, и уже в свои года Баратынский будет оглядываться назад и смотреть, как рядом плывет крепкий плот, а на нем покоится душа его друга, и тогда он снова обретет счастье.

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург, прозаик, чье имя по праву считается настоящим достоянием России. Вся жизнь этой необычной личности, начиная от рождения и заканчивая смертью, вызывает огромный

Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орел, Орловской губернии в 1818 году. Он был выдающимся русским поэтом, прозаиком и классиком мировой литературы. Тургеневу принадлежит не мало великих произведений таких как: «Отцы и дети»,

Стихотворение «Старые письма» написал в 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет — поэт с русской душой, непревзойдённый лирик и потрясающий мемуарист, талантливейший переводчик, имеющий особый, узнаваемый стиль,

Есенин написал «Русь уходящая» как сожаление об ушедшем старом времени и о пришедшем новом, недобром. Ещё не всё понятно, что в стране есть и что будет, но великому поэту не нравятся происходящие перемены. Он винит советскую власть

источник

Тип урока: урок развития речи Вид урока: урок обучающего анализа лирического текста Форма урока: исследование Технология: развивающего обучения Цели урока: Образовательные: 1) познакомить с творчеством поэта-романтика начала 19 века К.Н. Батюшковым; 2) провести многоаспектное изучение лирического текста, раскрыть образно-поэтическую структуру текста в единстве содержания, формы и языковых средств. Развивающие: 1) выразительно читать стихотворения; 2) развивать эмоциональное восприятие содержания поэтического текста; 3) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; 4) развивать умение работать в группах; 5) развивать культуру речи учащихся Воспитательные: 1) воспитывать любовь к поэзии; 2) формировать такие нравственные понятия, как любовь, счастье, надежда, мечта, гуманизм 3) побудить учеников задуматься над важными нравственными, философскими проблемами; 4) пробудить в душах учащихся интерес к лирике К.Н. Батюшкова. Оборудование: портрет К.Н. Батюшкова, тексты стихотворений, план анализа лирического текста, словари литературоведческих терминов, раздаточный материал с заданиями для групповой работы.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин.) Приветственное слово. Сообщение темы урока Запись в тетрадях числа, темы урока
2. Актуализация знаний (6 мин.) — Расскажите, что вы знаете о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова?
-Какие его стихотворения произвели на вас особое впечатление? Почему?
— Вспомните, что такое романтизм? Назовите признаки романтизма в лирике поэта Отвечают на вопросы, дают биографическую справку, приводят примеры из стихотворений, которые прочитали дома самостоятельно
3. Постановка учебной задачи
(2 мин.) — Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что вам сегодня предстоит выяснить? Посмотрите на предложенный вам план анализа лирического текста. Цель урока – анализ стихотворения «Элегия» по предложенному плану
4. Деконструкция. Знакомство с содержанием текста (2 мин.) Выразительное, эмоциональное чтение стихотворения «Элегия» учителем
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! И горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастье сердцу внятен!
Но прочь теперь уже бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную…но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял, цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
(1805) Внимательно слушают чтение
5. Фронтальная работа. Беседа-анализ (8 мин) — Каким настроением проникнуто это стихотворение? (грустным, печальным, плачевное состояние героя, звучит мотив безнадежности)
— В чём особенность названия стихотворения? (название совпадает с литературным жанром элегия)
— Вспомните, что такое элегия?
Элегия от греч. «жалоба» — лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, посвящённое любовным мотивам или содержащее философские размышления о жизни, о людях.
— О чём же размышляет поэт?( о счастье, которое связано с любовью; счастья добиться нелегко, зато можно быстро потерять; оно эфемерно. Блажен тот, кто познал счастье или надеется на него)
— А почему лирический герой не нашёл счастья долгого, вечного, прочного, почему оно такое короткое? (виновата неразделённая любовь)
— Определите тему и идею данного произведения (Человеку хочется быть счастливым, любимым. Если любовь неразделённая, счастья нет. Жизнь человека превращается в мучения, страдания. Но лирический герой благороден: он не мстит своей возлюбленной за измену, он её продолжает любить и помнить.
-Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Нет деления на строфы, оно как единое целое, но можно выделить 3 части 1)Вступление 4 строки;2)Счастье в юности3)Расставание с мечтой о счастье Определяют настроение, мотив грусти, печали.
Дают определение жанра элегия

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Приводят примеры из текста
6. Повторное чтение текста по частям, детальный анализ
Социализация
(6 мин) — Найдите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять мироощущение лирического героя, его состояние. Свяжите со словом СЧАСТЬЕ
1 часть 2 часть Читают текст по частям, выполняют задание в тетрадях, делают выводы
медленно приходит прочь бежит
скоро прочь летит надежда изменила
блажен вздох летит
счастлив одну минуту хочу забыть
терпел горесть люту несносная правда
обман приятен должен расстаться
надежды глас внятен всё потерял
цвет юности увял
любовь осталась
БЛАЖЕН НЕСЧАСТЛИВ

-Как называется такой композиционный приём? (антитеза)

Называют литературоведческий термин
7. Деконструкция
Работа в группах
(8 мин) — А сейчас вам предстоит выполнить исследовательскую работу по языковым особенностям этого стихотворения и провести литературоведческое исследование. Класс делится на три группы 1. «Лингвисты» 2. «Языковеды» 3. «Литературоведы»
Задача: найти в тексте художественные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, анафору, аллитерацию, антитезу и др.); определить особенности лексики, грамматики, синтаксиса; определить размер стиха, особенности ритмики, рифмы.
Все группы должны определить, как языковые особенности произведения работают на раскрытие его темы и идеи. Работают в группах, исследуют текст по предложенным на карточках заданиям
8. Афиширование
(6 мин.) — Настало время заслушать наших исследователей Отвечают, обсуждают выполненные задания
9. Рефлексия
(3 мин.) Текст нами рассмотрен и с точки зрения языка, и с точки зрения литературы.
— Что вам дал такой анализ? Что вы открыли для себя? Что вызвало интерес? Чего не поняли? Высказывания учащихся, размышления по поводу урока, самооценка
10. Домашнее задание (2 мин.) Написать сочинение – эссе на тему «Счастье в моём понимании»

источник