Меню Рубрики

Экономический анализ как управленческая деятельность

Одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов является управленческий анализ, главная цель которого заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и реализации продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для повышения затрат на производство продукции, роста его доходности.

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Следует отметить, что исторически роль учета и анализа в системе управления неправомерно принижалась. Зачастую в классификационных группировках функций управления выделялись такие функции, как планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль, а учет и анализ включались в состав контрольной функции. Однако, уяснив важность и истинное значение учетно-аналитической информации в процессе принятия управленческих решений, отдельные специалисты старались исправить сложившееся положение.

Правильно отметив несовершенство классификационных группировок функций управления, А.С. Бородкин предложил включить в состав управления в качестве самостоятельных функций учет и экономический анализ, подчеркивая их важность и отмечая более широкий диапазон содержания и функционирования экономического анализа по сравнению с функцией контроля.

В настоящее время в условиях формирования рыночных отношений роль учета и анализа затрат в управлении хозяйственной деятельностью объективно повышается, поскольку учетно-аналитическая информация обеспечивает систему управления необходимыми данными и позволяет принять эффективные управленческие решения в области затрат.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономическому использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники, технологии производства и т.д. В результате этого повышается эффективность производства.

Роль анализа как средства управления производством в последнее время все возрастает, что обусловлено разными обстоятельствами. Прежде всего необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства; переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования. В данных условиях управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды. В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:

переоценивает или недооценивает себя предприятие;

переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Сложной методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Выделяют два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:

показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия;

показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие принципы:

  • · системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;
  • · принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
  • · динамический принцип и принцип сравнительного анализа;
  • · принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональный).

Управленческий анализ, как и управленческий учет, призван обеспечить управленческий аппарат организации, предприятия информацией, необходимой для управления и контроля за деятельностью организации и помогающей управленческому аппарату в выполнении его функций. Большая часть аналитической информации, связанная с анализом ресурсов производства, представляет собой промежуточную информацию, которая в конечном счете отражается в определенных результативных показателях.

Ресурсы производства проходят стадии снабжения и производства, превращаясь в основные итоговые результаты — продукцию, выручку и затраты.

Управленческий учет и анализ связаны с изучением первичной информации о ресурсах и результативными показателями первого порядка: продукцией и затратами. Однако только управляя ими, можно влиять на формирование итогов второго порядка — финансовых результатов. Объекты же управленческого учета и анализа гораздо шире, чем только учет и анализ затрат. Это позволяет сформулировать систему целей управленческого анализа:

  • 1) оценить место предприятия на рынке данного товара;
  • 1.1 ) определить организационно-технические возможности предприятия;
  • 1.2 ) выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;
  • 2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов;
  • 3) оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;
  • 4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
  • 5) выработать стратегию управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;
  • 6) определить политику ценообразования;
  • 7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа предприятия.

Основной целью системы управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления.

Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления предприятием.

Экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами, которая представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым.

На наш взгляд, наиболее распространенные недостатки внутренней отчетности следующие:

информация обобщается главным образом для контроля объема продаж или определения издержек и не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;

информация, обобщаемая в отчетности, адресуется не тем лицам, часто даже не для управляющего, находящегося на передовой линии хозяйственной деятельности, а для его начальника или руководителя;

в отчетности представляется конкретная информация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретных направлениях;

в отчетности преобладает избыточная ненужная информация. В результате на управляющего возлагается работа по сортировке информации в поисках той, которая ему действительно необходима для управления.

Иерархия обратной связи в управленческом учете выстраивается таким образом, что оперативные управленческие решения принимаются на низших уровнях по максимуму предоставляемых данных.

Внутренняя управленческая отчетность является наряду с планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура.

В процессе управленческого учета используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений.

В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Основу системы методов, используемых в управленческом анализе, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический поход, экономико-математические и социологические измерения.

источник

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяет всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании. На этой основе предприниматели и другие заинтересованные лица могут делать необходимые и полезные выводы, оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения.

Коммерческую деятельность можно условно представить как взаимодействие и взаимную заинтересованность трех важнейших ее субъектов Пласкова Н.С. Экономический анализ: Учебник. — М.: Эксмо, 2007. — с.13:

  • · государства, разрешающего компании осуществлять деятельность и изымающего за это часть ее дохода в виде налогов, обязательных платежей и т.п.;
  • · собственников и инвесторов, поставляющих компании капитал и получающих за это часть ее дохода в виде дивидендов, процентов и т.п.;
  • · менеджеров, управляющих компанией для генерирования дохода, часть из которого они получают в виде заработной платы, бонусных выплат, социальных благ и т.п.

Каждый из перечисленных субъектов преследует в первую очередь свои финансовые интересы, вследствие чего существует определенный антагонизм в отношениях между этими субъектами бизнеса компании. Вместе с тем существует и общий объединяющий их интерес — эффективность деятельности компании в целом, оценить которую возможно с помощью экономического анализа.

Схема управления организацией представлена на рис. 1.

Общий механизм управления коммерческой организацией осуществляется через воздействие управляющей системы на управляемую.

Субъектами управляющей системы выступают руководители, менеджеры различных уровней, уполномоченные принимать управленческие решения.

К объектам управления относятся различные ресурсы, которыми располагает организация (трудовые, основные средства, материально-сырьевые, научно-технические, информационные). Результаты управляющих воздействий со стороны руководства, реализующиеся в виде различных функций, выполняемых управляемой системой, фиксируются, накапливаются, преобразуются, агрегируются и, в конечном счете, по завершении финансового года представляются в виде показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рис.1 Экономический анализ в системе управления организацией

Являясь одной из функций управления организацией, экономический анализ решает задачу обоснования вариантов управленческих решений субъектов различного уровня посредством формирования системы аналитических показателей, используя для этого специальные методы и методики, а также всю совокупность данных о деятельности организации.

Посредством экономического анализа различные показатели внутренней и внешней отчетности компании обрабатываются, оцениваются и интерпретируются для получения целостной, адекватной картины достигнутых результатов хозяйственной деятельности организации в целях удовлетворения информационных запросов.

Задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2006 — с. 24:

  • · изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
  • · контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия;
  • · изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности;
  • · поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
  • · оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;
  • · оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами;
  • · разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Широкий круг пользователей экономической информации условно подразделяется на две основные группы: внутренние и внешние. Внутренние пользователи — это руководители организации, работники ее финансовых и экономических служб, менеджеры, т.е. субъекты, имеющие прямой финансовый интерес по отношению к результатам бизнеса. Используя данные внутреннего (управленческого) и внешнего (финансового) анализа, они принимают оперативные и стратегические управленческие решения, осуществляя функции планирования, контроля, координации технологических процессов снабжения, производства, сбыта и т.д.

Внешние пользователи подразделяются на субъекты, имеющие различные прямые финансовые интересы, но не работающие в данной организации (акционеры, инвесторы, кредиторы, продавцы, покупатели и т.д.), и субъекты, имеющие косвенный финансовый интерес (работники налоговых органов, государственных и местных органов управления и контроля, различных финансовых компаний, представители общественных организаций и т.д.). Внешние субъекты ограничены в использовании информации лишь данными официальной финансовой отчетности, т.е. могут сформировать свои выводы о деятельности компании по показателям стандартизированной публичной отчетности, регулируемой законодательством.

Цель экономического анализа рассматривается в его прикладном аспекте и заключается в аналитическом обосновании управленческих решений, принимаемых пользователями (субъектами) различного уровня.

Цель анализа конкретизируется его задачами, такими как Пласкова Н.С. Экономический анализ: Учебник. — М.: Эксмо, 2007. — с.17:

  • · повышение обоснованности бизнес-планов и нормативов;
  • · объективное, всестороннее исследование, оценка выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;
  • · определение и оценка экономической эффективности использования всех имеющихся ресурсов организации (трудовых, материальных, финансовых);
  • · выявление и количественное измерение внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации;
  • · разработка вариантов принятия наиболее оптимальных управленческих решений руководством и менеджерами компании.

Важная методологическая черта экономического анализа заключается в установлении причинно-следственных связей, возникающих как результат осуществления деятельности организации, а также их количественной оценке, т.е. измерения влияния факторов на результативные показатели. Другой особенностью экономического анализа является рассмотрение каждого экономического явления системно, как совокупности многих взаимосвязанных элементов с необходимой степенью детализации.

Экономический анализ изучает причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности организаций, что дает возможность рассмотреть сущность экономических процессов и оценить их эффективность, количественно измерить влияние объективных и субъективных факторов, выявить резервы повышения ресурсоотдачи, обосновать стратегические и текущие бизнес-решения.

К принципам экономического анализа относятся Маркин Ю. Экономический анализ: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2009. — с. 31:

  • · непрерывность, регулярность наблюдения за состоянием и развитием хозяйственных процессов;
  • · преемственность в соблюдении методологии и методики его проведения;
  • · объективность в получении обоснованных результатов анализа, выводов и рекомендаций, базирующихся на достоверной и прозрачной информации, имеющейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
  • · научность, обуславливающая использование новейших достижений в теории, методологии, методике, методах и инструментах анализа;
  • · комплексность, всеобъемлимость исследования хозяйственных процессов и выявления зависимостей между ними;
  • · системность изучения хозяйственных процессов с позиции выявления внешних взаимосвязей с другими объектами анализа и их элементами;
  • · конкретность и практическая значимость в условиях улучшения результатов деятельности организации, повышения эффективности ее работы;
  • · достоверность и точность аналитических выводов для принятия обоснованных управленческих решений пользователями аналитической информации.
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Итак, комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности — один из главных элементов менеджмента любой компании, служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля их выполнения. Результаты экономического анализа необходимы различным пользователям (собственникам, руководству, менеджерам и т.д.) для выработки наиболее рациональной системы управления хозяйственной деятельностью организации, ориентированной на конечную цель бизнеса — получение прибыли.

платежеспособность ликвидность управленческий финансовый

источник

Содержание экономического анализа вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления организацией, где занимает одно из центральных мест (см. рис. 1.1). Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности организации, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития организации и деятельности каждого ее члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обеспечение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов производственных процессов.

Экономический анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процесс его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других организаций и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности: выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежит экономическому анализу в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция – контроль за выполнение планов и подготовка информации для их обоснования – не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов.

Большая роль отводится анализу в определении и использовании повышения эффективности производства. Он содействует активизации инновационной деятельности, направленной на экономное использование ресурсов, выявление и внедрение передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждение излишних затрат, недостатков в работе и т. д. В результате этого укрепляется экономика организации, повышается эффективность ее деятельности.

Роль анализа как средства управления производством на современном этапе возрастает. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства, обострением внутренней и внешней конкуренции, повышающейся ответственностью за последствия принимаемых управленческих решений и др.

В этих условиях руководитель организации не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8847 — | 7180 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Тема 1. Содержание и сущность экономического анализа

Сущность, роль и задачи экономического анализа в управленческой деятельности.

Принципы и функции экономического анализа.

Виды экономического анализа и их классификация.

Метод и методика экономического анализа

Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.

Сущность, роль и задачи экономического анализа в управленческой деятельности

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ – это расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

По мнению известных экономистов К. Макконнелла и С. Брю, экономический анализ – «это общественная наука, исследующая проблему эффективности использования или применения ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Так как наши потребности практически безграничны, а ресурсы редки (ограничены), мы не можем удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что нам остается добиваться — это возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей» .

Другими словами, экономический анализ — комплексное экономическое исследование хозяйственной деятельности, которое является, во-первых, инструментом изучения действия экономических законов в конкретных условиях функционирования предприятия и, во-вторых, средством контроля за хозяйственной деятельностью.

Цель экономического анализа — подготовить информацию для принятия управленческих решений. Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования систем для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой — выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям, этапам развития систем и конкретным задачам анализа.

Роль экономического анализа:

— обеспечение защищенности предприятия от кризисных нестабильных условий в экономической среде, т. е. нахождение решений задач по выживанию в кризисных ситуациях;

— повышение статуса предприятия за счет грамотно выработанной стратегии развития на основе анализа альтернативных вариантов.

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макро и микро.

Экономический анализ на макроуровне – это исследование и оценка крупномасштабных экономических явлений и процессов в стране, регионе, отдельной отрасли. Объекты макроанализа: национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное и валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции и т. д.

Экономический анализ на микроуровне проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности и связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия. Объекты микроанализа: маркетинговые мероприятия, соотношение спроса и предложения, конкретные поставщики, потребители, возможности производства и сбыта, деловые сценарии, результаты деятельности и т.д.

Предметом экономического анализаявляются хозяйственные процессы, происходящие как на самом предприятии, так и в структурных подразделениях, экономические характеристики, результаты деятельности, а также причинно-следственные связи, выраженные в системе экономических показателей.

Экономический анализ рассматривают в качестве одной из функций управления предприятием. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой, представленной на рисунке .

Функция управления— это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления.

Главные функции экономического управления, или, как их иногда называют, основные функции экономической деятельности, можно определить так:

Рисунок 1 – Место экономического анализа в системе управления

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);

2) анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

3) планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);

4) организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

5) контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений);

6) учет обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Задачи экономического анализа:

1. Комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важнейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, показатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки производства и обращения.

2. Оценка результатов коммерческой деятельности структурных подразделений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность.

3. Качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и количественный факторный анализ.

4. Выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повышения эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.

5. Разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.

6. Подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций.

7. Прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.

При выполнении экономического анализа выделяются следующие этапы.

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5) выполняется факторный анализ: устанавливаются факторы и их влияние на результаты деятельности.

6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8489 — | 7367 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Анализ на макро и микроуровне

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Экономический анализ на микроуровне- это исследование оценка крупномасштабных экономических явления и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами микроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.

Экономический анализ на микроуровне- это анализ, проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучение маркетинговых мероприятий, соотношения спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.

Состав и содержание анализа на микроуровне значительно расширяется. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменилось за счет увеличения удельного веса вне учётных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков, товаров, услуг, их конкурентоспособность, процентных ставок, котировок валюты и т.д.

Расчет абсолютных и относительных показателей как метод экономического анализа

Исследование показателей и экономических явлений проводят с помощью абсолютных и относительных величин. С абсолютных величинначинается экономический анализ. Абсолютные величины используются в качестве базы сравнения, для расчета средних и относительных величин. К абсолютным величинам относят объем выпуска продукции, расход топлива, сумма выручки от реализации, сумма прибыли, численность персонала и т.д. Относительные показатели используются для оценки степени выполнения бизнес-плана, динамики, структуры, эффективности, интенсивности и т.д. Они представляют собой отношение одной величины к другой. Они определяются как отношение абсолютного показателя к базисному значению или как соотношение двух разнородных показателей.

Фондорентабельность

Фондоотдача ОС

Фондоемкость

Экономический анализ использования производственной мощности:

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Общий коэф ПМ

Тэ–эффективный фонд времени работы предприятия (цеха); t – трудоемкость изготовления единицы продукции.

2)интенсивный коэф ПМ=

3)экстенсивный коэф ПМ=

Факторный анализ

На величину прибыли организации оказывают влияние раз­ные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить c помощью методов факторного анализа. А другие оказывают кос­венное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только c определенной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:

Это факторная модель аддитивного вида.

ПБ – прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

Под – прибыль от обычной деятельности;

Пч – чистая (нераспределенная) прибыль.

Анализ динамики длительности операционного цикла организации, и ее влияние на оценку финансового состояния организации. Влияние оборачиваемости кредиторской задолженности на длительность финансового цикла организации.

Анализ- это один из методов познания окружающей действительности. Анализ (греч.) — разделяю, расчленяю. Анализ динамики длительности операционного цикла организации является часть финансового анализа организации.

Операционный цикл — период оборота общей суммы оборотных средств, т.е. от момента поступления сырья и материалов на предприятие до момента получения оплаты от клиентов за произведенную и отгруженную продукцию.
В составе операционного цикла выделяют несколько компонентов:

· Производственный цикл – среднее время (в днях), необходимое для перевода материально-производственных запасов из формы материалов (сырья) в готовую продукцию и ее реализации.

· Цикл оборота дебиторской задолженности – среднее время, необходимое для погашения покупателями дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления продаж в кредит.

· Цикл оборота кредиторской задолженности – среднее время, проходящее с момента закупки материально-производственных запасов предприятием до момента оплаты счетов кредиторов.

Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, то есть финансовый цикл, уменьшается на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

Данный коэффициент показывает, насколько быстро организация оплачивает свои счета. Показатель существенно зависит от отраслевой привязи.

Сравнительный анализ выгодности привлечения источников финансирования. Анализ факторов, влияющих на изменение цены заемного капитала. Оценка интенсивности использования собственного и заемного капитала.

При определении цены заемного капитала в расчет включают только те средства, привлечение которых связано с дополнительными издержками. На этом основании не рекомендуют включать в состав заемного капитала сумму кредиторской задолженности. На практике расчеты с поставщиками в форме векселей и штрафные санкции за просроченные платежи, и налоги в бюджет, и внебюджетные фонды представляют собой дополнительные из-держки корпорации по использованию этих средств и увеличивают тем самым плату за привлечение заемных средств.
Цена заемного капитала (К^находится как относительная величина, выраженная в процентах:
^ _ Затраты по привлечению заемных средств х 100%
К издержкам по привлечению кредитов относят в первую очередь проценты по кредитам, которые корпорация в соответствии с договором должна выплачивать кредитной организации, выдавшей кредит. Здесь надо иметь в виду, что цена различных видов заемных средств должна определяться с учетом налогообложения выплачиваемых сумм по оплате процентов.
Для целей налогообложения в себестоимость продукции включается исчисление процентов по кредитам на производственные нужды в пределах учетной ставки Национального банка Республики Казахстан увеличенной на три пункта, суммы по оплате процентов по валютным кредитам банков в размере договоренности, по оплате процентов по бюджетным ссудам в размерах, установленных законодательством, а также по процентам за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты).

Оплата процентов по кредитам, полученным на приобретение основных средств, нематериальных и внеоборотных активов, а также по просроченным ссудам, по займам, полученным у юри-дических лиц, не имеющих лицензии Нацбанка РК на осуществ
ление кредитных операций, производится за счет собственных средств корпорации.
Итак, цена заемных средств для корпорации, как правило меньше чем уровень банковского кредита по договору, на величину ставки Нацбанка.
Так, сумма DK+KHx(l-T) отражает реальную ставку кредита с позиции собственников корпорации, т.е. цену заемного капитала — обозначим ее как К3.
Пример. Ставка налогооблагаемого дохода — 30%, ставка, принимаемая в целях налогообложения — 25%,
Кредит получен корпорацией под 20% годовых, тогда реальная цена кредита для корпорации составит:
К=25%х(1-0,20)+5%=25%

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага(ЭФР):

где ROA — экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всегокапитала); Кн — коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли); СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом; ЗК — заемный капитал; СК — собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Реализация аналитической функции в управленческом учете возложена на управленческий анализ, являющийся одним из видов экономического анализа. Вопрос о содержании управленческого анализа, его месте в системе экономического анализа остается до настоящего времени мало исследованным. Одним из признаков, по которому классифицируется экономический анализ, является управленческий признак. Процесс управления в зависимости от времени принятия решений подразделяется на три этапа: предварительное управление (планирование), оперативное управление, заключительное (контрольное) управление. На этапе предварительного управления (проводят перспективный (прогнозный) анализ, на этапе оперативного управления — оперативный анализ и на заключительном этапе управления — текущий (ретроспективный) анализ.
В свою очередь экономический анализ в зависимости от того, кому предназначаются результаты анализа подразделяется на внешний (финансовый), и внутренний (управленческий). Основной задачей внешнего (финансового) анализа является оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования коммерческой организации в целом. Его основной недостаток заключается в отсутствии| оперативности. Он не позволяет руководителям тотчас оцените достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений.

Внутренний (управленческий) анализ – решает задачи оперативного использования полученной информации в управленческих целях .

Однако нацеленность экономического анализа на «внутреннее потребление» служит необходимым, но не достаточным условием для определения его как управленческого. В годы плановой экономики функции современного управленческого учета во многом реализовывались системой оперативного учета. Он в свою очередь составлял основу для проведения оперативного анализа, являвшегося по своему содержанию также внутренним. Но для эффективного управления производственной деятельностью, определения перспектив дальнейшего развития предприятия необходимо полное единство экономического и оперативного анализа. Задачи оперативного анализа состояли в том, чтобы, получая ежедневно сведения о хозяйственных процессах, о движении тех или иных материальных ценностей немедленно анализировать их, выявлять наиболее существенные отклонения от запланированных показателей и давать им оценку с точки зрения влияния на ожидаемое выполнение плановых и директивных заданий. Таким образом, нацеленность на оценку результатов деятельности отдельных подразделений предприятия, охват коротких промежутков времени составляют важнейшую особенность оперативного анализа.

Также важнейшей отличительной особенностью этого вида анализа является направленность на прошлое. Это связано с тем, что хотя он проводится сразу после обработки производственной информации за истекшие сутки, но, тем не менее, проводится анализ уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности.

Это предопределялось условиями хозяйствования в плановой экономике, когда деятельность предприятия оценивалась исключительно с позиций выполнения народнохозяйственного плана, а производственный процесс осуществлялся в экономически стабильной среде: в условиях заранее заданных предприятию ассортимента выпускаемой продукции, количества изделий каждого типа и их цен, определенных поставщиков и покупателей.

Но для управления затратами и финансовыми результатами в рыночных условиях эта информация является необходимой, но не достаточной. Менеджменту современных организаций необходим экономический анализ не только для выбора оптимальных управленческих решений в настоящем, но и для разработки сценариев будущего экономического развития. Например, выгодно ли введение того или другого нового предмета торговли, расширение предприятия, открытие филиала, расходование больших средств на рекламу. Таким образом, экономический анализ должен быть направлен не только в прошлое, но он также должен носить и перспективный характер. Интересно, что этим свойством учет и анализ наделялись еще в 30-е годы прошлого столетия.
В современных организациях подобные задачи могут быть реализованы в системе управленческого анализа — внутреннего экономического анализа, нацеленного на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации.
Содержание управленческого анализа.

Содержание управленческого анализа заключается в его функциях. Решаемые в рамках этих функций задачи зависят от вида управленческого анализа.

Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего экономического анализа — ретроспективный, оперативный и перспективный.

Содержание внутреннего ретроспективного управленческого анализа заключается в определении эффективности производственно-хозяйственной деятельности путём сопоставления затрат и результатов по различным объектам учёта и в различных временных интервалах.
Содержание оперативного управленческого анализа заключается, во-первых, в оперативной оценке краткосрочных изменений в состоянии объекта с тем, чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого; во-вторых, в выявлении возможностей доведения фактического состояния объекта до желаемого.

Содержание внутреннего перспективного управленческого анализа заключается в подготовке информации, полезной для принятия решений, направленных в будущее.

Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Переход российских организаций на рыночные условия хозяйствования вызывает необходимость проведения перспективного анализа, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа.
Объект управленческого анализа.

Объектом управленческого анализа – являются ресурсы и результаты деятельности предприятия.
Виды ресурсов и результаты деятельности предприятия зависят от функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Говоря иначе, выбранный организацией подход к сегментации бизнеса скажется на функционировании всей системы управленческого учета и на том, насколько качественной и пригодной для целей управления окажется информация собранная в системе управленческого анализа. В этой связи вопрос о сущности сегментов, порядке их формирования, классификации для целей проведения управленческого анализа заслуживает особого внимания.

Сегментацию бизнеса можно проводить двух координатах — информационных и организационных сегментов бизнеса. Информационные сегменты отличаются чрезвычайным разнообразием, их природа определяется индивидуальными особенностями, стратегией организации. Выделение информационных сегментов зависит например от особенностей технологического процесса (передел 1, передел 2; заказ 1, заказ 2 и т.п.), от каналов реализации (опт, розница, дистрибьюция и т.п.)
Возможны и другие подходы к выделению.

При подходе к сегментации бизнеса зависящем от технологических особенностей производственного процесса Так, в отраслях с поточным производством в качестве информационных сегментов можно выделить переделы, (например, в текстильной промышленности это ткачество, прядение, отделка; в метрическом производстве — производство чугуна, стали, проката и т.д.). заказы могут выступать в роли информационных сегментов на промышленных предприятиях с серийным производством (в полиграфической, обувной, швейной промышленности и т.д.), в строительстве, научно-исследовательских организациях. Для проектных учреждений информационными сегментами являются отдельные проекты.

Примером выделения в качестве информационных сегментов продукции, предназначенной отдельным классам покупателей, может стать любое производство товаров народного потребления.
Выделение организационных сегментов осуществляется при сегментации организации по центрам ответственности (затрат, доходов, прибыли, инвестиций). Таким образом, в любой предпринимательской деятельное» сегмент может позиционироваться по крайней мере по двум признакам —информационному и организационному. Третий признак сегментации определяет место структурного подразделения в системе сегментарной отчетности организации. Согласно ему, сегменты могут подразделяться на внешние (по которым организация обязана представлять внешнюю отчетность) и внутренние.

Структуризация бизнеса на центры ответственности, в отличие отделения его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 906 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

В настоящее время экономический анализ занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Исходным элементом системы управления является планирование, которое определяет направление и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Важным элементом планирования является определение путей реализации поставленной цели – достижения лучших финансовых результатов.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Без достоверной и полной информации практически невозможно принятие оптимальных управленческих решений. Учет обеспечивает постоянную систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом реализации бизнес-планов.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Осмысление, понимание информации возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа «сырая» первичная информация проверяется. Определяются соответствия установленным формам, правильность арифметических подсчетов, сводимость и сопоставимость показателей. Затем информация обрабатывается: идет общее ознакомление с документами, их содержанием; определяются и сравниваются отклонения; определяется влияние факторов на анализируемый объект, выявляются резервы и пути их использования. Выявляют недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются и обобщаются. На основе результатов анализа принимаются управленческие решения.

Отсюда следует, что экономический анализ обосновывает управленческие решения, обеспечивает объективность и эффективность управления производством.

Таким образом, экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

Предмет и объекты экономического анализа.

Экономический анализ представляет собой самостоятельное направление научных знаний, имеющее свой предмет, метод, объекты и методику исследования.

В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций.

Хозяйственная деятельность организаций – это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения, производства и реализации продукции.

Следует отметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, менеджмент, макроэкономика и микроэкономика. Вместе с тем каждая из них исследует хозяйственные процессы организации с определенной, лишь ей присущей точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами.

Что касается предмета экономического анализа, то его определение является одной из сложнейших методологических проблем. В специальной литературе можно встретить различные формулировки предмета экономического анализа.

Одна группа ученых в качестве предмета экономического анализа рассматривает хозяйственные процессы.

Хозяйственный процесс – это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений в соответствии с намеченной целью или результатом.

То есть в качестве предмета экономического анализа рассматривается эффективность хозяйственных процессов и финансовые результаты деятельности предприятия, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему технико-экономической и статистической информации.

Другие исследователи акцентируют внимание на каком-либо одном или нескольких объектах, избираемых в качестве предмета анализа:

· хозяйственная деятельность организации;

· изменения хозяйственных процессов.

В этих определениях наблюдается идентификация предмета экономического анализа с его объектами, что не позволяет определить то специфическое, что дает возможность отличить экономический анализ от других наук.

Некоторые исследователи данной проблемы в качестве предмета экономического анализа рассматривают причинно-следственные связи экономических процессов, то есть причины образования и изменения результатов деятельности предприятия. Причинно-следственные связи дают возможность раскрыть сущность экономических явлений и правильно оценить достигнутые результаты.

Учитывая, что анализ – прикладная экономическая дисциплина и центральное место в нем занимают методы, способы и приемы измерения различных процессов, результатов и факторов их определяющих, предоставляется целесообразным дать следующее определение предмета экономического анализа.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные взаимосвязи, протекающие в экономических системах, и соответствующие методы, способы, приемы измерения их количественного и качественного взаимодействия.

Задачи экономического анализа.

Содержание анализа, его предмет, целевая направленность, современные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, формируют задачи экономического анализа.

Рассмотрим основные из них:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов, т. е. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности производства.

6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Целью теории экономического анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования предприятий для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой – выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям и этапам развития производственных систем (предприятий).

Исходя из этого к задачам теории экономического анализа относятся:

· обеспечение аналитика, менеджера, бухгалтера системой специальных знаний по выбору методов, способов и приемов экономического анализа для определенных ситуаций;

· совершенствование методик проведения различных видов анализа (перспективного, прогнозного, маржинального, функционально-стоимостного, комплексного и др.).

Анализ качества продукции.

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Российский подход к системе качества определяется наличием двух факторов: с одной стороны, постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции, с другой – крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятия. Однако повышение качества продукции требует, как правило, дополнительных затрат, что ведет к увеличению себестоимости продукции.

Показатели качества продукции подразделяются на обобщенные, индивидуальные и косвенные.

Обобщенные показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:

· удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

· объем и удельный вес сертифицированной и не сертифицированной продукции;

· удельный вес продукции высшей категории качества;

· средний коэффициент сортности;

· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.

Индивидуальные, или единичные, показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· эстетичность изделия и др.

Косвенные показатели качества:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес забракованной продукции;

· удельный вес рекламационной продукции;

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет.

Средний коэффициент сортности можно определить как:

· отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

· отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

· коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

· по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

· рассчитать количественное влияние изменения качества на изменение стоимости реализации. Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

Анализ потерь от брака

Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению. Однако стоимость и уровень брака продукции является важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно. Исправление брака связано с увеличением себестоимости продукции и снижением прибыли. Неисправимый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брака он делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:

· определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам, находят отклонение, дают оценку;

· анализируют показатели в динамике;

· определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;

· определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска, т. е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака, для этого необходимо объем продукции отчетного года умножить на уровень брака в себестоимости товарной продукции и разделить на сто процентов;

· затем выявляют причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению брака и повышению качества.

Основными причинами снижения качества являются:

· низкое качество исходного сырья;

· низкий технический уровень основных фондов;

· низкий уровень организации и технологии производства;

· недостаточная квалификация рабочих;

Фонд оплаты труда выражает суммарные издержки предприятия на оплату труда работников. Предприятие само решает, какой фонд оплаты труда оно может установить, учитывая состояние рынка, необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции на рынке, уровень инфляции и другие факторы.

Анализ проводят для выявления недостатков в использовании средств, направленных на оплату труда, социальные выплаты и льготы и на задачи, связанные с развитием и функционированием персонала.

Анализ общих затрат на оплату труда, выплат и льгот социального характера, анализ расходования средств по основным направлениям издержек и анализ использования фонда оплаты труда и выплат социального характера проводят в динамике и в сравнении с достигнутыми показателями эффективности производства. Для этого проводится сравнение фактических данных за анализируемый период:

· с фактическими данными базисного периода;

· с нормативными показателями;

· с лучшими и худшими данными прошедших периодов;

· с другими данными, привлекаемыми для анализа.

Одним из важных принципов анализа расходования средств на оплату труда, социальных выплат и льгот является его информативность. Изменения по фонду оплаты труда и социальным выплатам отражаются на результатах производственной деятельности предприятия только в сочетании с многочисленными факторами, влияние которых в отдельности не определяется. Например, данные об удельном весе заработной платы в общих затратах на персонал могут показать уменьшение этой доли, но если одновременно имел место рост выплат социального характера, то суммарный доход работника не изменится. Однако информация приобретает иной акцент, если планировалось повысить удельный вес заработной платы в общих затратах. Кроме того, затраты на оплату труда, материальное стимулирование, развитие персонала, поддержание заданных соотношений в росте производительности труда и средней заработной платы целесообразнее оценивать через качественные показатели.

Особенность формирования средств на оплату труда и социальные выплаты в современных условиях состоит в том, что эти средства никто не выделяет. Определяются они, исходя из количества персонала, условий их оплаты в соответствии с законодательством, коллективным договором, тарифными соглашениями, трудовыми договорами, результатами труда работающих. Анализ средств на оплату труда должен подтвердить или опровергнуть рациональность расходования средств, исходя из критериев оценки работы предприятия. В качестве критериев могут быть использованы:

· динамика размеров прибыли в связи с рациональным использованием средств на оплату труда;

· фактор снижения цен на продукцию или услуги, связанные со снижением затрат на оплату труда и социальные выплаты.

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

В настоящее время экономический анализ занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений

Исходным элементом системы управления является планирование, которое определяет направление и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Важным элементом планирования является определение путей реализации поставленной цели – достижения лучших финансовых результатов.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Без достоверной и полной информации практически невозможно принятие оптимальных управленческих решений. Учет обеспечивает постоянную систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом реализации бизнес-планов.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Осмысление, понимание информации возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа «сырая» первичная информация проверяется. Определяются соответствия установленным формам, правильность арифметических подсчетов, сводимость и сопоставимость показателей. Затем информация обрабатывается: идет общее ознакомление с документами, их содержанием; определяются и сравниваются отклонения; определяется влияние факторов на анализируемый объект, выявляются резервы и пути их использования. Выявляют недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются и обобщаются. На основе результатов анализа принимаются управленческие решения.

Отсюда следует, что экономический анализ обосновывает управленческие решения, обеспечивает объективность и эффективность управления производством.

Таким образом, экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

источник