Меню Рубрики

Экономический анализ как практика термин

1.1. Понятие экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Классификация видов экономического анализа

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

· анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

1.3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч — среднесписочная численность работников;

CB — средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a, b0, c — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;

ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

источник

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Экономический анализ как наука и практика.

2. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

3. Связь анализа и контроля.

4. Предмет и объекты экономического анализа.

5. Задачи экономического анализа.

6. Принципы экономического анализа.

7. Классификация видов экономического анализа.

8. Особенности перспективного и ретроспективного анализа.

9. Особенности внутрихозяйственного и межхозяйственного анализа.

12.Методология и методика экономического анализа, характерные особенности метода экономического анализа.

13.Классификация приемов и способов экономического анализа.

14.Способ сравнения в экономическом анализе.

15.Этапы факторного анализа.

16.Классификация факторов в АХД.

17.Виды детерминированных факторных моделей.

18.Методика моделирования факторных систем.

19.Методы детерминированного факторного анализа.

20.Основные правила организации экономического анализа на предприятии.

21.Организационные формы и исполнители АХД.

22.Информационное и методическое обеспечение экономического анализа

23.Документальное оформление результатов анализа.

24.Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности

25.Принципы организации поиска и подсчета резервов.

26.Методика определения величины резервов.

Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

Теоретический, или политико-экономический, анализ– это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ – это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

Микроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

Теория экономического анализа в данном курсе лекций рассматривается только в рамках микроэкономического анализа. Информационной базой такого анализа в основном являются данные системы бухгалтерского учета и отчетности.

Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

Экономический анализ как практика — это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 563 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Изначально анализ (от греч. analisis) представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части. Как правило, анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) − соединение ранее разделенных элементов для изучения объекта в целом.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.

Рис.1. Схема основных видов экономического анализа

Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа — хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

2. По признаку времени

3. По пространственному признаку

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:

внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

4. По аспектам исследования

5. По методике изучения объектов

источник

Экономический анализ как наука и практика

Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т. е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ – это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

Микроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Задачи экономического анализа

Содержание анализа, его предмет, целевая направленность, современные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, формируют задачи экономического анализа.

Рассмотрим основные из них:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов, т. е. прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности производства.

6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Целью теории экономического анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования предприятий для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой – выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям и этапам развития производственных систем (предприятий).

Исходя из этого к задачам теории экономического анализа относятся:

· обеспечение аналитика, менеджера, бухгалтера системой специальных знаний по выбору методов, способов и приемов экономического анализа для определенных ситуаций;

· совершенствование методик проведения различных видов анализа (перспективного, прогнозного, маржинального, функционально-стоимостного, комплексного и др.).

Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Российский подход к системе качества определяется наличием двух факторов: с одной стороны, постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции, с другой – крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятия. Однако повышение качества продукции требует, как правило, дополнительных затрат, что ведет к увеличению себестоимости продукции.

Показатели качества продукции подразделяются на обобщенные, индивидуальные и косвенные.

Обобщенные показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:

· удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

· объем и удельный вес сертифицированной и не сертифицированной продукции;

· удельный вес продукции высшей категории качества;

· средний коэффициент сортности;

· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.

Индивидуальные, или единичные, показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· эстетичность изделия и др.

Косвенные показатели качества:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес забракованной продукции;

· удельный вес рекламационной продукции;

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет.

Средний коэффициент сортности можно определить как:

· отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

· отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

· коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

· по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

· рассчитать количественное влияние изменения качества на изменение стоимости реализации. Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

Анализ потерь от брака

Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению. Однако стоимость и уровень брака продукции является важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно. Исправление брака связано с увеличением себестоимости продукции и снижением прибыли. Неисправимый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брака он делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:

· определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам, находят отклонение, дают оценку;

· анализируют показатели в динамике;

· определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;

· определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска, т. е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака, для этого необходимо объем продукции отчетного года умножить на уровень брака в себестоимости товарной продукции и разделить на сто процентов;

· затем выявляют причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению брака и повышению качества.

Основными причинами снижения качества являются:

· низкое качество исходного сырья;

· низкий технический уровень основных фондов;

· низкий уровень организации и технологии производства;

· недостаточная квалификация рабочих;

Фонд оплаты труда выражает суммарные издержки предприятия на оплату труда работников. Предприятие само решает, какой фонд оплаты труда оно может установить, учитывая состояние рынка, необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции на рынке, уровень инфляции и другие факторы.

Анализ проводят для выявления недостатков в использовании средств, направленных на оплату труда, социальные выплаты и льготы и на задачи, связанные с развитием и функционированием персонала.

Анализ общих затрат на оплату труда, выплат и льгот социального характера, анализ расходования средств по основным направлениям издержек и анализ использования фонда оплаты труда и выплат социального характера проводят в динамике и в сравнении с достигнутыми показателями эффективности производства. Для этого проводится сравнение фактических данных за анализируемый период:

· с фактическими данными базисного периода;

· с нормативными показателями;

· с лучшими и худшими данными прошедших периодов;

· с другими данными, привлекаемыми для анализа.

Одним из важных принципов анализа расходования средств на оплату труда, социальных выплат и льгот является его информативность. Изменения по фонду оплаты труда и социальным выплатам отражаются на результатах производственной деятельности предприятия только в сочетании с многочисленными факторами, влияние которых в отдельности не определяется. Например, данные об удельном весе заработной платы в общих затратах на персонал могут показать уменьшение этой доли, но если одновременно имел место рост выплат социального характера, то суммарный доход работника не изменится. Однако информация приобретает иной акцент, если планировалось повысить удельный вес заработной платы в общих затратах. Кроме того, затраты на оплату труда, материальное стимулирование, развитие персонала, поддержание заданных соотношений в росте производительности труда и средней заработной платы целесообразнее оценивать через качественные показатели.

Особенность формирования средств на оплату труда и социальные выплаты в современных условиях состоит в том, что эти средства никто не выделяет. Определяются они, исходя из количества персонала, условий их оплаты в соответствии с законодательством, коллективным договором, тарифными соглашениями, трудовыми договорами, результатами труда работающих. Анализ средств на оплату труда должен подтвердить или опровергнуть рациональность расходования средств, исходя из критериев оценки работы предприятия. В качестве критериев могут быть использованы:

· динамика размеров прибыли в связи с рациональным использованием средств на оплату труда;

· фактор снижения цен на продукцию или услуги, связанные со снижением затрат на оплату труда и социальные выплаты.

Экономический анализ как наука и практика

Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т. е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ – это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

Микроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Экономический анализ как наука и практика

q Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis»,что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ – это расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого.

o Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

o Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя

o Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

o Макроэкономический анализизучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

o Микроэкономический анализизучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

o Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования

o Экономический анализ как наукапредставляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

o Экономический анализ как практика— это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Этапы возникновения и развития экономического анализа

1.Средние 19 в. века,возникновение экономического анализа. Возникновение экономического анализа связано с практической потребностью проверки платежеспособности покупателя товаров, которому продавец предоставляет рассрочку платежа. Следовательно, наиболее ранний вид экономического анализа – это финансовый анализ. В это время происходит становление и развитие балансоведения (бухгалтерского учета) и в его рамках появляются первые простейшие способы аналитического исследования.

2.Вторая половина 19 в.– выделение теоретического и практического экономического анализа в эпоху развития капиталистических отношений

3. Первая половина 20 в.– обособление микроэкономического анализа, т.е. анализа хозяйственной деятельности предприятий. Кроме этого в 30-е годы 20 в. происходит становление анализа хозяйственной деятельности предприятий как науки, в это время АХД вводится в программы ВУЗов СССР.

4. Вторая половина 20 в.– в это время происходит основательная разработка самостоятельных направлений методологии анализа (выделяют такие методы как: функционально-стоимостной, экономико-математический и др.)

5. Современное состояние анализа– это основательно разработанная в теоретическом и практическом плане наука, которая предполагает широкое применение математических методов и ЭВМ.

4.Факторный анализ прибыли (убытка)

Факторный анализ прибыли

Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аддитивного типа для анализа прибыли от продаж.

Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях:

1. выручка от продаж
2. цена
3. себестоимость
4. коммерческие и управленческие расходы
5. как, в общем, повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом.

Такой анализ осуществляется в несколько этапов:

1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмыслен.

Всоп. отч.= В отч. /I ц
Всоп. отч — выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч — выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц — индекс цен (индекс инфляции);
из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:

Вц=Вотч.–Всоп.отч.
Вц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)

Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

Ппз — (Вотч — Вбаланс) -Вц )/100 * P п базис
P п =Пп /Выруч.
Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле:

Ппс=Вотч. * ( Ус0 — У сб )/100
У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.

Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7.

3. Расчет влияния фактора «цена»

4. Расчет фактора «коммерческие расходы»

П кр = В отч * (У кр отч. -У кр. баз. )/100
У кр.отч. и баз – графы 6 и 7.

5. Расчет фактора «управленческие расходы»

Пупр. =Вотч. *(Ууро -У урб )/100
Где Ууро и У ур — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

6. Расчет совокупности влияния всех факторов на прибыль от продаж

Факторы, влияющие на прибыль Сумма влияния, руб.
1. Выручка от продаж 2. Себестоимость реализации 3. Цена 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы
6. Итого Ппв — Ппс +Ппц -Ппкр. -Ппур

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.

Факторный анализ может быть продолжен до чистой прибыли. Методика его проведения следующая:

1. По приведенной схеме анализируется прибыль от продаж.
2. Влияние всех остальных факторов (операционный доход, расход и т.д.) оценивается по графе 5 в приведенной выше таблице.

5.Место экономического анализа в системе экономических наук

-Экономическая сторона хозяйственной деятельности – объект всех экономических наук. Но каждая экономическая наука имеет свой предмет исследования, т.е. исследует какую-то черту, сторону или форму движения этого общего объекта.

-Классифицируя экономические науки по предмету исследования, можно выделить следующие группы:

1.Общетеоретические, фундаментальные – экономическая теория, история экономических учений; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в совокупности.

2.Отраслевые – промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе отдельных отраслей.

3. Территориальные (региональные) – мировое хозяйство и международные экономические отношения, экономика развитых капиталистических стран, экономика социалистических стран, экономика развивающихся стран и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе регионов.

4. Специальные – финансы, денежное обращение, кредит, экономика труда и др.; предмет исследования – определенная совокупность однородных отношений и связанных с ней производительных сил.

5. Управленческие функциональные – бухгалтерский учет, статистика, экономический анализ, планирование, оперативное управление, контроль; предмет исследования – определенная основная функция управления (для каждой из наук – своя функция управления).

Таким образом экономический анализ – это самостоятельная наука, относящаяся к управленческой группе экономических наук.

6.Факторный анализ доходов

Актуальность вопросов факторного анализа доходов, эффективности управления активами, генерирующими будущие доходы, и использования систем раннего выявления и предупреждения структурных рисков, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета и существенных с экономической точки зрения, за последние несколько лет существенно возросла.

Современная экономическая ситуация способствует росту интереса к высокопроизводительным решениям для автоматизации процессов риск-анализа, контроля и мониторинга в режиме реального времени. Первоочередной становится потребность в расширенных функциях прогнозирования, а задачи выявления факторных зависимостей в процессе анализа доходов приобретают первостепенную значимость для обеспечения своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Сегодня большинство компаний — производителей программного обеспечения имеют достаточно широкую продуктовую линейку, позволяющую обеспечить комплексный подход к автоматизации функций анализа. Использование такого программного обеспечения в качестве инструмента эффективного управления доходами позволяет реализовать требуемую методологию управления рисками и одновременно с этим способствует повышению степени и полноты охвата анализируемой информации и обеспечивает эффективность последующего использования результатов анализа.

Ликвидность менее динамична по сравнению с платежеспособностью. Дело в том, что по мере стабилизации производственной деятельности у организации постепенно складывается определенная структура активов и источников средств, резкие изменения которой сравнительно редки. Поэтому и коэффициенты ликвидности обычно варьируют в некоторых вполне предсказуемых границах.

Напротив, финансовое положение в плане платежеспособности может быть весьма изменчивым, причем со дня на день: еще вчера организация была платежеспособной, однако сегодня ситуация кардинально изменилась — пришло время расплатиться с очередным кредитором, а у организации нет денег на счете, поскольку не поступил своевременно платеж за поставленную ранее продукцию (работу, услуги). Иными словами, она стала неплатежеспособной из-за финансовой недисциплинированности своих дебиторов.

Платежеспособность рассчитывается по данным баланса, исходя из характеристики ликвидности краткосрочных активов, т.е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Таким образом, платежеспособность, характеризуя степень ликвидности краткосрочных активов, свидетельствует, прежде всего, о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга.

Оценка стабильности деятельности организации в долгосрочной перспективе связана с ее общей финансовой структурой, степенью зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.

В условиях рыночной экономики одной из важнейших характеристик финансового положения является устойчивость организации, т.е. стабильность ее деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем эффективного их использования обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг), а также затраты по его расширению и обновлению. Поэтому определение границ устойчивости организации является одной из важнейших экономических проблем, поскольку недостаточная устойчивость может привести к неплатежеспособности организации, к отсутствию у нее денежных средств для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, к банкротству; избыточная же финансовая устойчивость будет ставить препятствия на пути развития организации, отягощая ее затраты излишними запасами.

Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активам баланса, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков уплаты.

В зависимости от степени ликвидности активы можно разделить на следующие группы:

наиболее ликвидные активы (А1). В эту группу входят денежные средства и их эквиваленты;

быстрореализуемые активы (А2) — краткосрочные финансовые инвестиции и краткосрочная дебиторская задолженность;

медленнореализуемые активы (A3) — запасы, текущие налоговые активы, долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прочие краткосрочные активы;

труднореализуемые активы (А4) — итого раздела II «Долгосрочные активы».

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

1) наиболее срочные пассивы (П1) — краткосрочные финансовые обязательства, обязательства по налогам, обязательства по другим обязательным и добровольным платежам;

2) краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочная кредиторская задолженность, краткосрочные оценочные обязательства и прочие краткосрочные обязательства;

3) долгосрочные пассивы (ПЗ) — итого раздела IV «Долгосрочные обязательства»;

4) постоянные пассивы (П4) — итого раздела V «Капитал».
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются

А1³П1; А2³П2; А3³П3; А4£П4.

Если выполняются первые три неравенства, т.е. краткосрочные активы превышают пассивы организации, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у организации собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их убытком по другой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Если говорить о других неравенствах, то:

1) сопоставление итогов первой группы по активам и пассивам (наиболее ликвидных средств с наиболее срочными обязательствами) позволяет выяснить текущую ликвидность, которая свидетельствует о потенциальной способности организации оплатить свои долги на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени;

2) сравнение итогов второй группы по активам и пассивам (быстрореализуемых активов с краткосрочными пассивами) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей активности в недалеком будущем;

3) сопоставление итогов третьей группы по активам и пасси­вам (медленнореализуемых активов с долгосрочными пассивами) отражает перспективную ликвидность, которая представляет собой прогноз платежеспособности организации на основе сравнения будущих показателей: поступлений и платежей.

4) Если одно из рассмотренных выше неравенств (или несколько из них) имеют знак, противоположный зафиксированному условию оптимального варианта, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

5) Дальнейшее сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

6) 1) текущая ликвидность (ТЛ), которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени

7) 2) перспективная ликвидность (ПЛ) — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

8) Для анализа ликвидности баланса и оформления его результатов составляется таблица 4.

9) Таблица 4. Анализ ликвидности активов и пассивов баланса (тыс. тенге

Актив На на­чало года На конец Пассив На на­чало года На конец года Излишек (не­достаток)
года на на­чало г» да на конец
года
Наиболее лик­видные акти­вы (А1) Наиболее срочные пас­сивы (ПГ) -158 -2399
Быстрореали­зуемые активы (А2) Краткосроч­ные пассивы (П2) -68
Медленно-реализуемые аю ивы (A3) Долгосроч­ные пассивы (ПЗ)
Труднореали­зуемые активы (А4) Постоянные пассивы (П4) -329 -1202
Баланс Баланс

21.Особенности перспективного и ретроспективного анализа

Перспективный (предварительный) анализ проводят до осу­ществления хозяйственных операций. Он необходим для обосно­вания управленческих решений и прогнозируемых показателей, а также для контроля за выполнением плана и предупреждения нежелательных результатов. Особенность перспективного анали­за — невозможность в полной мере учесть все факторы, определя­ющие данный показатель, вместе с тем образуются новые произ­водственные резервы и возможности, являющиеся следствием научно-технического прогресса (НТП) и влияющие на данный по­казатель. Перспективный анализ широко используют при разра­ботке бизнес-планов и обоснования инвестиционных проектов. Как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

В перспективном анализе можно выделить востребованный бизнесом стратегический анализ. Он позволяет выявить наиболее устойчивые закономерности и тенденции, имеющие особую зна­чимость в будущем, и на их основе прогнозировать показатели производственно-хозяйственной деятельности, принимать альтер­нативные стратегические управленческие решения.

Ретроспективный (последующий, исторический) анализ про­водят после совершения хозяйственных актов. Его используют для контроля за выполнением программ развития фирм в динамике лет, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности организаций. Недостаток анализа заклю­чается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерян­ные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят резуль­таты последующего анализа.

Ретроспективный анализ подразделяют на оперативный и теку­щий. Оперативный (ситуационный) анализ проводят сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, декаду, сутки и т.д.). Его цель — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйствен­ные процессы. Его широко используют, например, при анализе уровня выполнения плана розничного и оптового товарооборота задень, ритмичности производства, ассортимента и качества про­дукции, движения денежных потоков, обеспеченности материала­ми, использования рабочего времени.

Отличительная черта оперативного анализа — исследование преимущественно натуральных показателей, его неточность, свя­занная с приближенностью в расчетах.

Контролируют текущую деятельность с помощью оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактичес­ким, а долгосрочное прогнозирование — стратегическим анали­зом.

Текущий анализ проводят по важным отчетным периодам хозяй­ствования в основном на базе периодической, годовой бухгалтер­ской отчетности. Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное вы­явление недочетов в работе, неиспользованных резервов и моби­лизации их для повышения экономической эффективности про­изводства, улучшения финансового положения в долгосрочной перспективе. Текущий анализ является наиболее полным, аккуму­лирующим результаты оперативного анализа и служащим базой перспективного анализа. Его используют для комплексного выяв­ления и измерения причинно-следственных взаимосвязей в ис­пользовании ресурсов предприятия (фондоотдачи, материалоем­кости, годовой производительности труда и т.п.) по показателям прибыли, рентабельности производства и продаж и др.

Внутрихозяйственный анализ заключается в детализации пред­приятия по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в до­стижения всего коллектива. Он изучает деятельность, начиная с подразделения первого порядка идо рабочего места. Особенности анализа определяются содержанием экономических показателей. Основной показатель эффективности работы — затраты, а не при­быль, поскольку отдельные бригады не выпускают полностью за­конченную продукцию. Внутрихозяйственный анализ позволяет полнее выявлять связи между экономикой, техникой и технологи­ей производства. Данный анализ отличается широкой информа­ционной базой, его проводят в основном специалисты и соответ­ствующие службы предприятия. По своей сути он является техни­ко-экономическим анализом.

Отраслевойанализ охватывает отраслевые объединения и учи­тывает их специфику. Анализ отдельной отрасли затруднен из-за отсутствия единой системы информации. Отраслевой анализ не­обходим для проведения мониторинга развития отдельных сфер деятельности народного хозяйства, определения рейтинга хо­зяйствующих субъектов (регионов и организаций) по уровню раз­вития отдельной отрасли (основным финансово-экономическим результатам).

Межхозяйственный анализ предназначен для сопоставления достигнутых результатов деятельности двух и более предприятий, изучения причин неодинаковых значений показателей в исполь­зовании производственных ресурсов, конкурентоспособности про­дукции, имидже фирмы и на этой основе определения резервов совершенствования производственной, маркетинговой, социаль­ной, финансовой политики предприятия. Важным условием явля­ется обеспечение сопоставимости условий хозяйствования, исход­ных данных и методики расчета показателей. Результативными показателями являются прибыль, рентабельность, платежеспособ­ность, финансовая устойчивость организации.

22.Анализ относительных показателей ликвидности

Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. В рамках углубленного анализа в дополнение к абсолютным показателям целесообразно рассчитать ряд аналитических показателей — коэффициентов ликвидности.

Подразделение краткосрочных активов на три группы позволяет построить три основных коэффициента ликвидности, которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности организации. Это следующие коэффициенты:

1. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) = Краткосрочные активы : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности организации, показывая, сколько тенге краткосрочных активов приходится на один тенге краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента — 2,0 — 2,5.

2. Коэффициент быстрой ликвидности = (Краткосрочные активы — Запасы) : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить возможность погашения организацией краткосрочных обязательств, в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Ориентировочное значение показателя — 0,8 — 1,0.

3. Коэффициент, абсолютной ликвидности = Денежные средства и их эквиваленты : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием платежеспособности организации и показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Достаточным считается значение показателя, равное 0,2 — 0,7.

Таблица 5. Коэффициенты ликвидности баланса

Показатели На начало года На конец года Рекомендуемые значения
Коэффициент текущей ликвидности 2,31 1,28 2,0-2,5
Коэффициент быстрой ликвидности 0,13 1,06 0,8 — 1,0
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 — 0,7

Эти три показателя являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности. Они не только дают разностороннюю характеристику финансового положения организации при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, кредитующий данную организацию, больше внимания уделяет коэффициенту быстрой ликвидности. Покупатели и держатели акций и облигаций организации в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации по коэффициенту текущей ликвидности.

Рассмотренными коэффициентами и моделями, естественно, не исчерпывается все многообразие способов оценки ликвидности и платежеспособности; вряд ли возможно и расставить приоритеты между теми или иными показателями. Кроме того, следует иметь в виду, что, проводя анализ деятельности конкретной организации, следует по возможности учитывать и ее специфику — отраслевую, региональную, страновую и т.п.

23.Информационная база финансового анализа

Все источники информации для анализа можно разделить на:

  • учетные(формы финансовой отчетности и формы, заполняемые в ходе бухгалтерского учета);
  • плановые (планы, сметы, бюджеты и т.п.);
  • нормативно-распорядительные(учредительские документы, решения собрания акционеров, совета директоров, приказы, инструкции и распоряжения руководства, внутренние положения);
  • специальные исследования в области маркетинга, материального обеспечения, технического оснащения, использования рабочего времени и т.д.

В соответствии с Законом РК о бухгалтерском учете предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность по следующим адресам (О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2012 г.)):

  • собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительскими документами;
  • государственной налоговой инспекции;
  • другим государственным органам, контролирующим отдельные стороны деятельности предприятия (например, финансовые органы, осуществляющие выделение средств предприятию из бюджета или бюджетных ссуд);
  • органам Госкомимущества, министерствам, ведомствам — касается предприятий, находящихся в полностью или частично в государственной собственности;
  • органам государственной статистики.

1.Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

Пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

1. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.

Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.

Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности, изучение которой позволяет увидеть успехи и недостатки в работе, выявить их причины, наметить пути совершенствования работы. Полный и всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия.

Активы баланса

В настоящее время эти понятия трактуются более широко, а именно: активы — это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное представление об экономическом субъекте и его потенциале.

Пассив баланса

Пассив баланса показывает, какая величина капитала (или иных средств) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и кто (в какой форме) участвует в создании его имущественной массы.

Выбор формы построения баланса (горизонтальный или вертикальный) — прерогатива самого хозяйствующего субъекта. Построенная на этой основе структура баланса по горизонтальной форме выглядит следующим образом (рисунок 1 и 2).

Рисунок 1. Внешний вид бухгалтерского баланса горизонтальной формы

Рисунок 2. Вертикальная форма баланса

24.Анализ показателей платежеспособности

25.Оценка и учет элементов финансовой отчетности

1. Оценка элементов финансовой отчетности — определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

См. Письмо Национального Банка РК от 13.09.10 г. № 24408/746

26.Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость характеризует способность организации обеспечивать свои потребности источниками финансовых ресурсов и своевременно расплачиваться по своим долгам, т.е. фактически отражает платежеспособность организации. Она зависит от многочисленных и разнообразных факторов внутреннего и внешнего характера.

Внутренними факторами, определяющими финансовую устойчивость, являются:

Ø отраслевая принадлежность организации;

Ø состав и структура выпускаемой продукции;

Ø величина, структура и динамика издержек;

Ø размер уставного капитала организации;

Ø состав и структура имущества и финансовых ресурсов и т.д.

К внешним факторам, влияющим на финансовую устойчивость организации, относятся:

Ø экономические условия хозяйствования;

Ø платежеспособный спрос потребителей;

Ø налоговая и кредитная политика;

Ø степень развития финансового рынка;

Ø изменение курса валют и т.д.

Устойчивость организации в зависимости от факторов, влияющих на нее, может быть:

внутренняя устойчивость — это такое общее финансовое по­ложение организации, при котором обеспечивается стабильно высокий результат ее функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов;

внешняя устойчивость организации обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется ее деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны;

общая устойчивость организации — это такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами);

финансовая устойчивость определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей финансово-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации.

источник