Меню Рубрики

Экономический анализ как практика представляет собой

1.1. Понятие экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Классификация видов экономического анализа

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

· анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

1.3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч — среднесписочная численность работников;

CB — средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a, b0, c — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;

ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

источник

Для эффективного управления экономикой необходим экономический анализ. Если рассматривать в широком смысле слова, то экономический анализ охватывает все экономическое пространство и выступает в качестве объективного источника, определяющего эффективность работы организации.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ позволяет определить сущность предмета изнутри, «расщепив» предмет на составляющие и определив роль составляющих. Например, для того чтобы определить сущность себестоимости, необходимо понять из каких она состоит элементов (амортизация, зарплата и др.). Это позволит обозначить, от каких составляющих происходит прирост, а какие дают убытки. Данный анализ позволит эффективнее управлять себестоимостью и ее параметрами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для любой науки характерен предмет, метод и задачи. Различные экономисты трактуют определение предмета экономического анализа по-разному. Одни считают, что предметом экономического анализа выступают хозяйственные процессы предприятия, эффективность социально-экономического характера, а также финансовые результаты, в зависимости от факторов, отражающиеся в экономической информации. Другие считают, что анализ изучает экономику предприятия и его отдельных составляющих. Приверженцы менеджерского подхода считают, что предметом являются информационные потоки.

Задачами экономического анализа являются:

  • установление эффективного использования материальных и трудовых ресурсов,
  • осуществление контроля расчета коммерческих расходов,
  • осуществление контроля над резервами на всех стадиях производства,
  • обоснованность научно-экономической обоснованности в бизнес-плане в процессе создания,
  • изучение бизнес-планов и бизнес-процессов,
  • определение оптимальности управленческих решений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Наука экономического анализа тесно связана с бухгалтерским учетом, и как науке ему характерны определенные базовые принципы:

  • Научность — изучение факторов, влияющих на развитие аналитических исследований, определение работы экономической системы и влияющих на нее факторов.
  • Системность – определение экономического анализа, как системы со сложным функционально-структурным строением, изучающей процессы и экономические явления.
  • Рейтинговая оценка – данная оценка проводится для определения конкретно поставленных целей и приоритетов, направленных на изменение экономической системы.
  • Принцип комплексности – связан с принципом системности и комплексно оценивает входящие параметры функционально-структурного подхода, оценивает происходящие изменения.
  • Демократичность – данный принцип предполагает широкую аудиторию заинтересованных лиц. По-другому его называют принцип массовости. Данный подход позволяет наиболее полно определить проблемы и недостатки.

В процессе работы используют совокупность принципов экономического анализа.

Экономический анализ считается прикладной наукой, обеспечивающей практическую ценность и повышающей эффективность экономических процессов.

От аналитического исследования зависит функционирование предприятия, его конкурентоспособность и дальнейшее развитие. Данный анализ позволяет вовремя выявить проблемы и спрогнозировать деятельность организации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Экономический анализ как наука и практика

q Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis»,что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ – это расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого.

o Анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

o Анализ можно рассматривать в двух аспектах:

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя.

o Теоретический, или политико-экономический, анализ – это преимущественно качественный логический анализ, основанный на высокой степени абстракции, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

o Конкретно-экономический анализ– это по преимуществу количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах и формулах.

o Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая формула или модель должны быть не только формально математически правильной, но и теоретически обоснованной по существу рассматриваемого явления или показателя

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

o Кроме этого выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.

o Макроэкономический анализизучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики.

o Микроэкономический анализизучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (предприятий или организаций).

o Экономический анализ сложился в экономических исследованиях как самостоятельная наука, имеющая свой предмет и метод исследования

o Экономический анализ как наукапредставляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий.

o Экономический анализ как практика— это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Этапы возникновения и развития экономического анализа

1.Средние 19 в. века,возникновение экономического анализа. Возникновение экономического анализа связано с практической потребностью проверки платежеспособности покупателя товаров, которому продавец предоставляет рассрочку платежа. Следовательно, наиболее ранний вид экономического анализа – это финансовый анализ. В это время происходит становление и развитие балансоведения (бухгалтерского учета) и в его рамках появляются первые простейшие способы аналитического исследования.

2.Вторая половина 19 в.– выделение теоретического и практического экономического анализа в эпоху развития капиталистических отношений

3. Первая половина 20 в.– обособление микроэкономического анализа, т.е. анализа хозяйственной деятельности предприятий. Кроме этого в 30-е годы 20 в. происходит становление анализа хозяйственной деятельности предприятий как науки, в это время АХД вводится в программы ВУЗов СССР.

4. Вторая половина 20 в.– в это время происходит основательная разработка самостоятельных направлений методологии анализа (выделяют такие методы как: функционально-стоимостной, экономико-математический и др.)

5. Современное состояние анализа– это основательно разработанная в теоретическом и практическом плане наука, которая предполагает широкое применение математических методов и ЭВМ.

4.Факторный анализ прибыли (убытка)

Факторный анализ прибыли

Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аддитивного типа для анализа прибыли от продаж.

Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях:

1. выручка от продаж
2. цена
3. себестоимость
4. коммерческие и управленческие расходы
5. как, в общем, повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом.

Такой анализ осуществляется в несколько этапов:

1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмыслен.

Всоп. отч.= В отч. /I ц
Всоп. отч — выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч — выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц — индекс цен (индекс инфляции);
из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:

Вц=Вотч.–Всоп.отч.
Вц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)

Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

Ппз — (Вотч — Вбаланс) -Вц )/100 * P п базис
P п =Пп /Выруч.
Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле:

Ппс=Вотч. * ( Ус0 — У сб )/100
У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.

Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7.

3. Расчет влияния фактора «цена»

4. Расчет фактора «коммерческие расходы»

П кр = В отч * (У кр отч. -У кр. баз. )/100
У кр.отч. и баз – графы 6 и 7.

5. Расчет фактора «управленческие расходы»

Пупр. =Вотч. *(Ууро -У урб )/100
Где Ууро и У ур — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

6. Расчет совокупности влияния всех факторов на прибыль от продаж

Факторы, влияющие на прибыль Сумма влияния, руб.
1. Выручка от продаж 2. Себестоимость реализации 3. Цена 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы
6. Итого Ппв — Ппс +Ппц -Ппкр. -Ппур

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.

Факторный анализ может быть продолжен до чистой прибыли. Методика его проведения следующая:

1. По приведенной схеме анализируется прибыль от продаж.
2. Влияние всех остальных факторов (операционный доход, расход и т.д.) оценивается по графе 5 в приведенной выше таблице.

5.Место экономического анализа в системе экономических наук

-Экономическая сторона хозяйственной деятельности – объект всех экономических наук. Но каждая экономическая наука имеет свой предмет исследования, т.е. исследует какую-то черту, сторону или форму движения этого общего объекта.

-Классифицируя экономические науки по предмету исследования, можно выделить следующие группы:

1.Общетеоретические, фундаментальные – экономическая теория, история экономических учений; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в совокупности.

2.Отраслевые – промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе отдельных отраслей.

3. Территориальные (региональные) – мировое хозяйство и международные экономические отношения, экономика развитых капиталистических стран, экономика социалистических стран, экономика развивающихся стран и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе регионов.

4. Специальные – финансы, денежное обращение, кредит, экономика труда и др.; предмет исследования – определенная совокупность однородных отношений и связанных с ней производительных сил.

5. Управленческие функциональные – бухгалтерский учет, статистика, экономический анализ, планирование, оперативное управление, контроль; предмет исследования – определенная основная функция управления (для каждой из наук – своя функция управления).

Таким образом экономический анализ – это самостоятельная наука, относящаяся к управленческой группе экономических наук.

6.Факторный анализ доходов

Актуальность вопросов факторного анализа доходов, эффективности управления активами, генерирующими будущие доходы, и использования систем раннего выявления и предупреждения структурных рисков, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета и существенных с экономической точки зрения, за последние несколько лет существенно возросла.

Современная экономическая ситуация способствует росту интереса к высокопроизводительным решениям для автоматизации процессов риск-анализа, контроля и мониторинга в режиме реального времени. Первоочередной становится потребность в расширенных функциях прогнозирования, а задачи выявления факторных зависимостей в процессе анализа доходов приобретают первостепенную значимость для обеспечения своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Сегодня большинство компаний — производителей программного обеспечения имеют достаточно широкую продуктовую линейку, позволяющую обеспечить комплексный подход к автоматизации функций анализа. Использование такого программного обеспечения в качестве инструмента эффективного управления доходами позволяет реализовать требуемую методологию управления рисками и одновременно с этим способствует повышению степени и полноты охвата анализируемой информации и обеспечивает эффективность последующего использования результатов анализа.

Ликвидность менее динамична по сравнению с платежеспособностью. Дело в том, что по мере стабилизации производственной деятельности у организации постепенно складывается определенная структура активов и источников средств, резкие изменения которой сравнительно редки. Поэтому и коэффициенты ликвидности обычно варьируют в некоторых вполне предсказуемых границах.

Напротив, финансовое положение в плане платежеспособности может быть весьма изменчивым, причем со дня на день: еще вчера организация была платежеспособной, однако сегодня ситуация кардинально изменилась — пришло время расплатиться с очередным кредитором, а у организации нет денег на счете, поскольку не поступил своевременно платеж за поставленную ранее продукцию (работу, услуги). Иными словами, она стала неплатежеспособной из-за финансовой недисциплинированности своих дебиторов.

Платежеспособность рассчитывается по данным баланса, исходя из характеристики ликвидности краткосрочных активов, т.е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Таким образом, платежеспособность, характеризуя степень ликвидности краткосрочных активов, свидетельствует, прежде всего, о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга.

Оценка стабильности деятельности организации в долгосрочной перспективе связана с ее общей финансовой структурой, степенью зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.

В условиях рыночной экономики одной из важнейших характеристик финансового положения является устойчивость организации, т.е. стабильность ее деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем эффективного их использования обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг), а также затраты по его расширению и обновлению. Поэтому определение границ устойчивости организации является одной из важнейших экономических проблем, поскольку недостаточная устойчивость может привести к неплатежеспособности организации, к отсутствию у нее денежных средств для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, к банкротству; избыточная же финансовая устойчивость будет ставить препятствия на пути развития организации, отягощая ее затраты излишними запасами.

Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активам баланса, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков уплаты.

В зависимости от степени ликвидности активы можно разделить на следующие группы:

наиболее ликвидные активы (А1). В эту группу входят денежные средства и их эквиваленты;

быстрореализуемые активы (А2) — краткосрочные финансовые инвестиции и краткосрочная дебиторская задолженность;

медленнореализуемые активы (A3) — запасы, текущие налоговые активы, долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прочие краткосрочные активы;

труднореализуемые активы (А4) — итого раздела II «Долгосрочные активы».

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

1) наиболее срочные пассивы (П1) — краткосрочные финансовые обязательства, обязательства по налогам, обязательства по другим обязательным и добровольным платежам;

2) краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочная кредиторская задолженность, краткосрочные оценочные обязательства и прочие краткосрочные обязательства;

3) долгосрочные пассивы (ПЗ) — итого раздела IV «Долгосрочные обязательства»;

4) постоянные пассивы (П4) — итого раздела V «Капитал».
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются

А1³П1; А2³П2; А3³П3; А4£П4.

Если выполняются первые три неравенства, т.е. краткосрочные активы превышают пассивы организации, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у организации собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их убытком по другой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Если говорить о других неравенствах, то:

1) сопоставление итогов первой группы по активам и пассивам (наиболее ликвидных средств с наиболее срочными обязательствами) позволяет выяснить текущую ликвидность, которая свидетельствует о потенциальной способности организации оплатить свои долги на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени;

2) сравнение итогов второй группы по активам и пассивам (быстрореализуемых активов с краткосрочными пассивами) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей активности в недалеком будущем;

3) сопоставление итогов третьей группы по активам и пасси­вам (медленнореализуемых активов с долгосрочными пассивами) отражает перспективную ликвидность, которая представляет собой прогноз платежеспособности организации на основе сравнения будущих показателей: поступлений и платежей.

4) Если одно из рассмотренных выше неравенств (или несколько из них) имеют знак, противоположный зафиксированному условию оптимального варианта, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

5) Дальнейшее сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

6) 1) текущая ликвидность (ТЛ), которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени

7) 2) перспективная ликвидность (ПЛ) — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

8) Для анализа ликвидности баланса и оформления его результатов составляется таблица 4.

9) Таблица 4. Анализ ликвидности активов и пассивов баланса (тыс. тенге

Актив На на­чало года На конец Пассив На на­чало года На конец года Излишек (не­достаток)
года на на­чало г» да на конец
года
Наиболее лик­видные акти­вы (А1) Наиболее срочные пас­сивы (ПГ) -158 -2399
Быстрореали­зуемые активы (А2) Краткосроч­ные пассивы (П2) -68
Медленно-реализуемые аю ивы (A3) Долгосроч­ные пассивы (ПЗ)
Труднореали­зуемые активы (А4) Постоянные пассивы (П4) -329 -1202
Баланс Баланс

21.Особенности перспективного и ретроспективного анализа

Перспективный (предварительный) анализ проводят до осу­ществления хозяйственных операций. Он необходим для обосно­вания управленческих решений и прогнозируемых показателей, а также для контроля за выполнением плана и предупреждения нежелательных результатов. Особенность перспективного анали­за — невозможность в полной мере учесть все факторы, определя­ющие данный показатель, вместе с тем образуются новые произ­водственные резервы и возможности, являющиеся следствием научно-технического прогресса (НТП) и влияющие на данный по­казатель. Перспективный анализ широко используют при разра­ботке бизнес-планов и обоснования инвестиционных проектов. Как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

В перспективном анализе можно выделить востребованный бизнесом стратегический анализ. Он позволяет выявить наиболее устойчивые закономерности и тенденции, имеющие особую зна­чимость в будущем, и на их основе прогнозировать показатели производственно-хозяйственной деятельности, принимать альтер­нативные стратегические управленческие решения.

Ретроспективный (последующий, исторический) анализ про­водят после совершения хозяйственных актов. Его используют для контроля за выполнением программ развития фирм в динамике лет, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности организаций. Недостаток анализа заклю­чается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерян­ные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят резуль­таты последующего анализа.

Ретроспективный анализ подразделяют на оперативный и теку­щий. Оперативный (ситуационный) анализ проводят сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, декаду, сутки и т.д.). Его цель — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйствен­ные процессы. Его широко используют, например, при анализе уровня выполнения плана розничного и оптового товарооборота задень, ритмичности производства, ассортимента и качества про­дукции, движения денежных потоков, обеспеченности материала­ми, использования рабочего времени.

Отличительная черта оперативного анализа — исследование преимущественно натуральных показателей, его неточность, свя­занная с приближенностью в расчетах.

Контролируют текущую деятельность с помощью оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактичес­ким, а долгосрочное прогнозирование — стратегическим анали­зом.

Текущий анализ проводят по важным отчетным периодам хозяй­ствования в основном на базе периодической, годовой бухгалтер­ской отчетности. Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное вы­явление недочетов в работе, неиспользованных резервов и моби­лизации их для повышения экономической эффективности про­изводства, улучшения финансового положения в долгосрочной перспективе. Текущий анализ является наиболее полным, аккуму­лирующим результаты оперативного анализа и служащим базой перспективного анализа. Его используют для комплексного выяв­ления и измерения причинно-следственных взаимосвязей в ис­пользовании ресурсов предприятия (фондоотдачи, материалоем­кости, годовой производительности труда и т.п.) по показателям прибыли, рентабельности производства и продаж и др.

Внутрихозяйственный анализ заключается в детализации пред­приятия по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в до­стижения всего коллектива. Он изучает деятельность, начиная с подразделения первого порядка идо рабочего места. Особенности анализа определяются содержанием экономических показателей. Основной показатель эффективности работы — затраты, а не при­быль, поскольку отдельные бригады не выпускают полностью за­конченную продукцию. Внутрихозяйственный анализ позволяет полнее выявлять связи между экономикой, техникой и технологи­ей производства. Данный анализ отличается широкой информа­ционной базой, его проводят в основном специалисты и соответ­ствующие службы предприятия. По своей сути он является техни­ко-экономическим анализом.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Отраслевойанализ охватывает отраслевые объединения и учи­тывает их специфику. Анализ отдельной отрасли затруднен из-за отсутствия единой системы информации. Отраслевой анализ не­обходим для проведения мониторинга развития отдельных сфер деятельности народного хозяйства, определения рейтинга хо­зяйствующих субъектов (регионов и организаций) по уровню раз­вития отдельной отрасли (основным финансово-экономическим результатам).

Межхозяйственный анализ предназначен для сопоставления достигнутых результатов деятельности двух и более предприятий, изучения причин неодинаковых значений показателей в исполь­зовании производственных ресурсов, конкурентоспособности про­дукции, имидже фирмы и на этой основе определения резервов совершенствования производственной, маркетинговой, социаль­ной, финансовой политики предприятия. Важным условием явля­ется обеспечение сопоставимости условий хозяйствования, исход­ных данных и методики расчета показателей. Результативными показателями являются прибыль, рентабельность, платежеспособ­ность, финансовая устойчивость организации.

22.Анализ относительных показателей ликвидности

Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. В рамках углубленного анализа в дополнение к абсолютным показателям целесообразно рассчитать ряд аналитических показателей — коэффициентов ликвидности.

Подразделение краткосрочных активов на три группы позволяет построить три основных коэффициента ликвидности, которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности организации. Это следующие коэффициенты:

1. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) = Краткосрочные активы : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности организации, показывая, сколько тенге краткосрочных активов приходится на один тенге краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента — 2,0 — 2,5.

2. Коэффициент быстрой ликвидности = (Краткосрочные активы — Запасы) : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить возможность погашения организацией краткосрочных обязательств, в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Ориентировочное значение показателя — 0,8 — 1,0.

3. Коэффициент, абсолютной ликвидности = Денежные средства и их эквиваленты : Краткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием платежеспособности организации и показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Достаточным считается значение показателя, равное 0,2 — 0,7.

Таблица 5. Коэффициенты ликвидности баланса

Показатели На начало года На конец года Рекомендуемые значения
Коэффициент текущей ликвидности 2,31 1,28 2,0-2,5
Коэффициент быстрой ликвидности 0,13 1,06 0,8 — 1,0
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 — 0,7

Эти три показателя являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности. Они не только дают разностороннюю характеристику финансового положения организации при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, кредитующий данную организацию, больше внимания уделяет коэффициенту быстрой ликвидности. Покупатели и держатели акций и облигаций организации в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации по коэффициенту текущей ликвидности.

Рассмотренными коэффициентами и моделями, естественно, не исчерпывается все многообразие способов оценки ликвидности и платежеспособности; вряд ли возможно и расставить приоритеты между теми или иными показателями. Кроме того, следует иметь в виду, что, проводя анализ деятельности конкретной организации, следует по возможности учитывать и ее специфику — отраслевую, региональную, страновую и т.п.

23.Информационная база финансового анализа

Все источники информации для анализа можно разделить на:

  • учетные(формы финансовой отчетности и формы, заполняемые в ходе бухгалтерского учета);
  • плановые (планы, сметы, бюджеты и т.п.);
  • нормативно-распорядительные(учредительские документы, решения собрания акционеров, совета директоров, приказы, инструкции и распоряжения руководства, внутренние положения);
  • специальные исследования в области маркетинга, материального обеспечения, технического оснащения, использования рабочего времени и т.д.

В соответствии с Законом РК о бухгалтерском учете предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность по следующим адресам (О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2012 г.)):

  • собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительскими документами;
  • государственной налоговой инспекции;
  • другим государственным органам, контролирующим отдельные стороны деятельности предприятия (например, финансовые органы, осуществляющие выделение средств предприятию из бюджета или бюджетных ссуд);
  • органам Госкомимущества, министерствам, ведомствам — касается предприятий, находящихся в полностью или частично в государственной собственности;
  • органам государственной статистики.

1.Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

Пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

1. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.

Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.

Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности, изучение которой позволяет увидеть успехи и недостатки в работе, выявить их причины, наметить пути совершенствования работы. Полный и всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия.

Активы баланса

В настоящее время эти понятия трактуются более широко, а именно: активы — это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное представление об экономическом субъекте и его потенциале.

Пассив баланса

Пассив баланса показывает, какая величина капитала (или иных средств) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и кто (в какой форме) участвует в создании его имущественной массы.

Выбор формы построения баланса (горизонтальный или вертикальный) — прерогатива самого хозяйствующего субъекта. Построенная на этой основе структура баланса по горизонтальной форме выглядит следующим образом (рисунок 1 и 2).

Рисунок 1. Внешний вид бухгалтерского баланса горизонтальной формы

Рисунок 2. Вертикальная форма баланса

24.Анализ показателей платежеспособности

25.Оценка и учет элементов финансовой отчетности

1. Оценка элементов финансовой отчетности — определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

См. Письмо Национального Банка РК от 13.09.10 г. № 24408/746

26.Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость характеризует способность организации обеспечивать свои потребности источниками финансовых ресурсов и своевременно расплачиваться по своим долгам, т.е. фактически отражает платежеспособность организации. Она зависит от многочисленных и разнообразных факторов внутреннего и внешнего характера.

Внутренними факторами, определяющими финансовую устойчивость, являются:

Ø отраслевая принадлежность организации;

Ø состав и структура выпускаемой продукции;

Ø величина, структура и динамика издержек;

Ø размер уставного капитала организации;

Ø состав и структура имущества и финансовых ресурсов и т.д.

К внешним факторам, влияющим на финансовую устойчивость организации, относятся:

Ø экономические условия хозяйствования;

Ø платежеспособный спрос потребителей;

Ø налоговая и кредитная политика;

Ø степень развития финансового рынка;

Ø изменение курса валют и т.д.

Устойчивость организации в зависимости от факторов, влияющих на нее, может быть:

внутренняя устойчивость — это такое общее финансовое по­ложение организации, при котором обеспечивается стабильно высокий результат ее функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов;

внешняя устойчивость организации обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется ее деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны;

общая устойчивость организации — это такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами);

финансовая устойчивость определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей финансово-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации.

источник

Предлагаемое читателям учебное пособие поможет освоить теоретические основы экономического анализа хозяйственной деятельности в сочетании с производственным (управленческим) и финансовым анализом.

Экономический анализ рассматривается как научная дисциплина, предназначенная для:

• понимания сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости;

• систематизации и моделирования факторных моделей;

• определения влияния факторов на результаты деятельности организации;

• выявления и подсчета экономических резервов развития бизнеса;

• овладения навыками организации аналитической работы на предприятии и повышения научно-экономической обоснованности бизнес-планов.

Изучение экономического анализа способствует формированию компетентностно-квалификационной характеристики выпускника.

Данное учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту специальности 060400 «Финансы и кредит» и 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».

Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только какие статьи затрат в нее включены, но и от каких факторов зависит величина каждого вида расходов.

Экономический анализ раскрывается через такие понятия, как теория познания, суждение, умозаключение, научная абстракция, мышление.

Теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Объектом познания являются практика и человеческое мышление. Мышление в качестве творческого процесса включает суждение и умозаключение. Через суждение что-либо отрицается или утверждается. Суждение может быть от частного к общему (индукция) и наоборот от общего к частному (дедукция).

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом и в совокупности представляют умозаключение. Индуктивно-дедуктивный способ мышления, прошедший логическую обработку объективных данных, раскрывает сущность изучаемых экономических явлений, позволяет выявить определенные закономерности и принять грамотные управленческие решения.

Под предметом экономического анализа понимают:

• хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации;

• причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, т. е. причины изменений, познание которых позволяет определить сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку и обоснование любого управленческого решения.

В последние время большинство научных исследователей предметом экономического анализа считают хозяйственные процессы организаций, включающие организационно-производственную, коммерческую, финансовую, социальную, техническую и технологическую сферы деятельности.

Объектами анализа являются результаты экономических процессов. Это показатели источников и средств основного и оборотного капитала, инвестиционной и инновационной деятельности, эффективности использования ресурсов предприятия, объема производства, продаж, прибыли и рентабельности. Например, в любой сфере деятельности к объектам анализа относятся производство и продажа продукции, оказание работ и услуг, их себестоимость, финансовые результаты, степень использования различных видов ресурсов (фондоотдача, материалоемкость, производительность труда и др.).

Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна соответствовать.

Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи экономического анализа:

• установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Например, закон опережающего роста производительности труда относительно уровня его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом конкретном предприятии и в его подразделениях;

• научное обоснование перспективных планов и прогнозов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошедшие 5-10 лет, без выявления имевших место недостатков и преимуществ нельзя разработать обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения;

• разграничение субъективных и объективных причин отклонения фактических показателей от базисных и количественное их измерение;

• оценка результатов деятельности фирмы по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся ресурсов и потенциала организации, выбор оптимального управленческого решения;

• прогнозирование показателей на перспективу и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов;

• контроль за внедрением разработанных мероприятий, выполнением уровня плановых показателей и экономным использованием ресурсов.

Виды экономического анализа классифицируют:

по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов). При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес;

по методам, изучения объектов (сравнительный, факторный, маржинальный, экономико-математический, стохастический, функционально-стоимостной, диагностический анализ (экспресс-анализ)).

♦ Сравнительный анализ ограничивается сравнением отчетных показателей – результатов хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, прошлых лет и данными конкурентов.

♦ Факторный анализ направлен на выявление количественной величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

♦ Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

♦ Диагностический анализ представляет собой способ установления тенденций изменений экономических процессов на основе характерных для них типичных признаков. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работников;

по периодичности (годовой, квартальный, декадный, разовый, ежедневный);

по признаку времени (ретроспективный и перспективный).

♦ Перспективный (предварительный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и прогнозируемых показателей, а также для контроля за выполнением плана и предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ широко используется при разработке бизнес-планов и обосновании инвестиционных проектов.

♦ Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением программ развития фирм в динамике лет, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности организаций. Недостаток анализа заключается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты последующего анализа. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и текущий. Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, декаду, сутки и т. д.). Его цель оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Он широко используется, например, при анализе уровня выполнения плана розничного и оптового товарооборота за день, ритмичности производства, ассортимента и качества продукции, движения денежных потоков, обеспеченности материалами, использования рабочего времени.

Отличительная черта оперативного анализа – исследование преимущественно натуральных показателей, его неточность, связанная с приближенностью в расчетах. Текущий анализ проводится по важным отчетным периодам хозяйствования в основном на базе периодической, годовой бухгалтерской отчетности. Главная задача текущего анализа объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление недочетов в работе, неиспользованных резервов и мобилизации их для повышения экономической эффективности производства, улучшения финансового положения в долгосрочной перспективе. Текущий анализ является наиболее полным, аккумулирующим результаты оперативного анализа и служащим базой перспективного анализа. Он рекомендуется для проведения комплексного выявления и измерения причинно-следственных взаимосвязей в использовании ресурсов предприятия;

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

по объектам управления (технико-экономический анализ, финансово-экономический, аудиторский, социально-экономический, экономико-экологический и маркетинговый анализ).

♦ Технике-экономическим анализом занимаются технические службы предприятия. Его содержанием является изучение взаимодействия технических, технологических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности фирмы. Пример использование энергосберегающих технологий производства.

В финансово-экономическом анализе основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия, эффективности использования заемного и собственного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, платежеспособности.

♦ Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга.

♦ Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

♦ Экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

♦ Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска и т. п.

♦ Управленческий анализ более подробный и затрагивает все сферы деятельности предприятия, данные первичного и оперативного учета. В то же время информация, подвергаемая управленческому анализу, представляет коммерческую тайну и результаты анализа используются только для внутрихозяйственного управления.

♦ Финансовый анализ менее надежен в точности оценки финансового состояния, так как многие показатели бухгалтерской официальной отчетности искажают в целях сокрытия прибыли и механизма ее получения.

Каждый из перечисленных видов экономического анализа различен по содержанию, организации и методике его проведения. В практической деятельности используются одновременно несколько видов анализа, представляющие единую систему принятия эффективных управленческих решений.

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами. Он состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

• наблюдение за объектом, расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;

• систематизация, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на результативные показатели;

• обобщение построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Характерные черты метода следующие.

• Необходимость постоянных сравнений.

• Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Например, научно-технический прогресс (НТП) оказывает положительное влияние на рост производительности труда, наращивание прибыли и повышение уровня рентабельности, но при этом может иметь место загрязнение окружающей среды.

• Системность и комплексность проведения экономического анализа; изучение хозяйственной деятельности предприятий проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Так, с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, но при этом возрастает производительность труда, что, в свою очередь, способствует экономии заработной платы. И если темпы роста производительности труда будут превышать темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, то управленческое решение экономически обоснованно и правомерно.

• Установление причинно-следственных связей, т. е. выявление причин изменений экономических показателей и прогноз возможных тенденций.

• Определение количественного влияния факторов на результативные показатели деятельности фирмы, расчет экономических потерь и резервов предприятия.

Классификация методов экономического анализа следующая: Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

К формализованным относятся методы, которые позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

• классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц), интегральный и логарифмический методы);

• традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

• математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

• методы финансовых вычислений;

• методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Классификация методов экономического анализа представлена на рис. 1.

Рис. 1. Методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и диагностики организации

Из статистических методов наиболее востребованы в экономическом анализе следующие способы детерминированного факторного анализа:

• исчисления абсолютных и относительных разниц;

• метод корреляционно-регрессионного анализа.

Основу способов детерминированного факторного анализа составляет метод элимирования.

Элимировагпъ значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменений, потом изменяются два, затем три и т. д. фактора при неизменности остальных.

Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных показателей, количество которых на единицу меньше, чем факторов.

Порядок применения этого способа лучше рассмотреть на конкретном примере: объем продаж (стоимость товарной продукции или выручка ТП) зависит от двух факторов первого уровня – количества проданной продукции (К) и цены реализации (Ц): ТП = К х Ц.

1. Рассчитаем плановую (ТПпл) и фактическую (ТПф) выручку:

2. Определим выручку условную (ТПусл):

3. Рассчитаем отклонение фактической выручки от плановой (ΔТПобщ).

4. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

• изменения цены реализации (ΔТПц):

5. Проверим правильность алгебраических расчетов: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя:

Используя способ цепной подстановки, необходимо выполнить ряд правил:

• в первую очередь учитывается изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и качественных факторов, то сначала следует изменить факторы первого уровня подчинения, а потом второго;

• в расчетах количественного влияния факторов на результат обязательно используется условный показатель;

• фактические данные сравниваются с плановыми (или данные отчетного периода с базисными показателями).

Способ абсолютных разниц используется только в мультипликативных и смешанных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую (отчетную) величину факторов, расположенных слева от него в модели.

1. Рассчитаем абсолютное изменение:

2. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

• изменения цены реализации (ΔТПц):

Способ относительных разниц применяется в тех же моделях, что и при использовании метода абсолютных разниц. Он значительно проще цепных подстановок, что делает его более эффективным, особенно когда требуется рассчитать влияние более 8 факторов.

1. Для расчета влияния первого фактора необходимо плановую (базисную) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100 %.

Изменение выручки за счет количества проданной продукции (ДТПк):

2. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, необходимо к плановой величине результативного фактора прибавить изменение результативного показателя за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100 %.

Изменение выручки за счет цены реализации (ΔТПц):

3. Влияние третьего, четвертого и т. д. факторов (при их наличии) определяется аналогично второму этапу с добавлением в сумму изменения результата за счет влияния второго, третьего и т. д. факторов.

Недостаток предыдущих методов состоит в том, что научно-технические факторы интенсификации производства не могут быть включены в модель прямых связей, а следовательно, их недоучет приведет к занижению или завышению отдельных результатов.

Вторым недостатком является зависимость результатов расчетов от того, насколько логически и экономически правильно составлена формула и, следовательно, могут быть сформулированы различные выводы.

Поэтому, прежде чем приступить к расчетам, необходимо:

• выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями (явлениями);

• разграничить количественные и качественные показатели;

• правильно определить последовательность подстановок в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей.

Интегральный метод имеет преимущества, заключающиеся в получении более точных результатов расчета влияния факторов по сравнению с другими методами и исключения неоднородной оценки влияния факторов. Это является следствием того, что результаты расчетов не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель.

Интегральный метод применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях с использованием для каждой из них определенных формул.

1. Для двухфакторных мультипликативных моделей.

Расчет изменения выручки за счет:

• количества проданной продукции (ΔТПк):

2. Для кратной двухфакторной модели: А = В/С.

Способ логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. При логарифмировании используются не абсолютные приросты результативных показателей, а индексы их роста или снижения. Общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.

Способ пропорционального деления используется для аддитивных и кратно-аддитивных моделей.

Алгоритм расчета количественного влияния исследуемого фактора на изменение результативного показателя для аддитивной модели:

• абсолютное изменение результативного показателя делится на сумму абсолютных изменений всех факторов;

• полученный результат умножается на абсолютное отклонение исследуемого фактора.

Изменение Yза счет фактора х1:

Изменение Y за счет фактора х2:

Изменение Y за счет факторах,

Сумма влияния факторов должна быть равна общему изменению результативного показателя.

Метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, т. е. определить, на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменение факторного на единицу, а также позволяет установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора. Корреляционная зависимость проявляется лишь в среднем (как среднее значение) и только в массе наблюдений.

Множественная корреляционная модель имеет вид:

где у – результативный показатель; aQ – свободный член уравнения; а1,2,3 и т.д. аргументы, показывающие, на сколько изменится результат при увеличении соответствующему ему х на единицу; x1,2,3 и т. д. – факторы, воздействующие на результативный показатель.

Многофакторный корреляционный анализ состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяются факторы, которые оказывают влияние на изучаемый показатель, и отбираются наиболее существенные для корреляционного анализа.

На втором этапе собирается и оценивается исходная информация, необходимая для корреляционного анализа.

На третьем этапе изучается характер и моделируется связь между факторами и результативным показателем, т. е. подбирается и обосновывается математическое уравнение, которое наиболее точно выражает сущность исследуемой зависимости.

На четвертом, этапе проводится расчет основных показателей связи корреляционного анализа.

На пятом этапе статистически оцениваются результаты корреляционного анализа и практическое их применение.

В последние годы наибольшую актуальность в практической деятельности приобрел такой метод изучения многомерных статистических совокупностей, как кластерный анализ, содержание которого было впервые раскрыто в 1939 г. исследователем Трионом.

Сущность кластерного анализа заключается в разбиении множества изучаемых объектов и признаков на однородные группы или кластеры. Достоинство данного метода в том, что он позволяет подразделять объекты не по одному параметру, а по целому ряду признаков и в отличие от большинства математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на рассматриваемые объекты.

Кластерный анализ позволяет рассматривать достаточно большой объем информации, сжимать массивы социально-экономической информации, делать их компактными и наглядными. Однако состав и количество кластеров зависят от выбираемых критериев разбиения. В то же время могут теряться индивидуальные черты отдельных объектов за счет замены их характеристиками обобщенных значений параметра кластера. Это следует отнести к недостатку кластерного анализа.

В процессе проведения кластерного анализа необходимо на основании данных, содержащихся во множестве X, разбить на множество объектов G на от (от целое) кластеров (подмножеств) Q1, Q2, … Qm так, чтобы каждый объект Gjпринадлежал только одному подмножеству разбиения и чтобы объекты, принадлежащие одному и тому же кластеру, были сходными, в то время как объекты, принадлежащие разным кластерам, были разнородными.

В качестве целевой функции кластерного анализа может быть взята внутригрупповая сумма квадратов отклонения:

где хjпредставляет собой измерения j-го объекта.

Кластерный анализ можно применять к интервальным датам, частотам, при группировке данных, моделировании рыночной конъюнктуры. Способ сравнения применяется в следующих случаях.

1. Сравнение фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить направление, динамику и темпы развития фирмы, оценить и спрогнозировать тенденцию дальнейших изменений.

2. Сравнение фактических данных с плановыми позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, которые в условиях рынка разрабатываются исходя из заключенных договоров и контрактов, спроса, предложения и степени конкуренции, сложившейся на рынке.

3. Сравнение фактических данных с данными других предприятий с целью определения рейтинга и разработки стратегии дальнейшего развития. С помощью таких сравнений появляется возможность оценки конкурентоспособности и имиджа фирмы, выявления слабых и сильных сторон его деятельности.

4. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них с целью обеспечения экономической и финансовой устойчивости фирмы.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции с предыдущей (анализ динамики (по годам) изменения показателей);

вертикальный анализ – определение структуры итоговых показателей, определение доли или удельного веса отдельных частей в результирующем показателе;

трендовый анализ – сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;

одномерный сравнительный анализ – сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей (комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, рейтинговая оценка предприятий).

Балансовый метод анализа получил название в результате выведения равенства двух итогов бухгалтерского баланса. Устанавливаемое балансовым методом равенство итогов показывает, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономические показатели и что связь между ними представлена правильно. Балансовый прием обеспечивает возможность изменения влияния на результативный показатель тесно связанных с ним факторов, при этом обобщающий показатель представляет собой алгебраическую сумму частных факторов. С помощью балансового приема изучают направления использования материалов на предприятии, эффективность использования оборудования, рабочего времени, определяют величину дебиторской и кредиторской задолженности. Например, для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Графический метод представляет собой построение графиков, которые позволяют получить наглядное представление о тенденциях изменения показателей и взаимосвязи показателей.

В экономическом анализе преимущественно используют диаграммы, которые по содержанию подразделяются на диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т. д.

В стратегическом анализе широко используется графический метод – «дерево решений». Он позволяет проследить последовательность стратегических решений при каждом возможном изменении отдельных факторов, особенно в условиях риска. Построение «дерева решений» начинается с предпроизводственной стадии (или на этапе зарождения) и продвигается вперед по времени через ряд последовательных событий. При каждом событии у «дерева» появляются ответвления, которые показывают каждое возможное направление действия до окончательных вариантов завершения данного решения.

Значение средних величин в экономическом анализе состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей и процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному, абстрагируясь от случайных, нетипичных явлений.

В аналитических расчетах применяют различные формы средних величин – средняя арифметическая простая, среднеквадратическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая моментного ряда и др. При их использовании следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. Поэтому при оценке экономических явлений необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

источник