Меню Рубрики

Экономический анализ как общенаучное познание

В настоящее время в России происходит пересмотр принципов организации и содержания обучения. Деятельность образовательных институтов подвергается стандартизации и все активнее отстаиваются идеи необходимости управления качеством образования. Наметившиеся в России тенденции к сближению с общемировой экономической практикой предъявляют иные требования к специалистам, отвечающим за правильность ведения учета, отчетности и аналитических процедур. В условиях проведения экономических реформ особую значимость приобретает подготовка экономистов высшего звена. Радикальные изменения в экономике неизбежно затрагивают принципы и совершенствование аналитической подготовки будущих бухгалтеров, аудиторов, финансистов. Одним из основных разделов учебного плана, входящего в программу обучения, является блок аналитических дисциплин.

Современный единый курс экономического анализа состоит из следующих взаимосвязанных разделов (дисциплин): «Теория экономического анализа», «Анализ финансовой отчетности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» изучают специальную дисциплину «Теорию экономического анализа», которая предусматривает проведение лекционных и практических занятий, выполнение контрольной работы, а также самостоятельную проработку специальной литературы.

Конечная цель преподавания дисциплины – раскрыть сущность и содержание экономического анализа, его предмет и задачи, информационную базу, взаимосвязи и взаимозависимости показателей, методологию исследования, необходимость и возможность использования разнообразных методов и приемов анализа.

«Теория экономического анализа» – один из профилирующих курсов в системе профессиональной подготовки специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, поэтому полученные знания являются базой для углубленного изучения других смежных профилирующих дисциплин и могут быть использованы в практике. Для изучения данного предмета необходимы полученные ранее знания по таким дисциплинам, как: Экономическая теория, Философия, Теория бухгалтерского учета, Экономико–математические методы и прикладные модели, Статистика, Финансы.

ТЕМА 1 Теоретико–методологические основы экономического анализа

Различают следующие методы познания: общенаучные и конкретно-научные.

Общенаучные – свойственны всем наукам, связаны с наблюдением, сравнением, формализацией, моделированием, анализом и синтезом.

Конкретно-научные – свойственны отдельным наукам, являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.

Анализ– это способ познания, основанный наразложении исследуемого объекта на составные части и изучении их во взаимосвязи и взаимозависимости.

Синтез –это способ познания, основанный на соединении элементов исследуемого объекта в единое целое и изучении взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

Анализ находится в противоречивом единстве с понятием синтез. Тандем «анализ — синтез» — это синоним любого научного исследования. Анализ без синтеза невозможен, так как целое, состоящее из частей, перестает быть целым, когда его делят. Особое значение они приобрели в экономике, так как экономический анализ связан с выявлением влияния факторов (частей, причин) на результат (итог, следствие). В процессе исследования, то есть при анализе и синтезе, используются приемы:

индукции— суждение от частного к общему (целому);

дедукции– суждение от общего (целого) к частному.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1397 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Ответственный за выпуск Батычко В.Т.

Корректоры: Селезнева Н.И., Надточий З.И.

ЛР № 020565 от 23 июня 1997 г. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Заказ № Подписано к печати Бумага офсетная. Усл. п.л. – 14,9. Уч.-изд. л. – 14,7. Тираж экз.

Издательство Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

[1] В Общую часть законодатель ввел главу 15 1 , которая называется «Конфискация имущества». [2] В старом УК части статей не имели цифровой нумерации, а каждая из них начиналась с новой строки, что затрудняло его использование. [3] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263. [4] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // БВС РФ. 2010. № 8. [5] См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.06.2008 № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» //БВС РФ. 2008. № 8. [7] Федеральным законом РФ от 8декабря 2003 г. из системы уголовных наказаний был исключен такой вид наказания, как конфискация. [8] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [9] См.: Федеральный закон РФ от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3921. [10] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [11] См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11 января 2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания в виде обязательных работ» // БВС РФ. 2007. № 1. [12] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [13] См.: Федеральный закон РФ от 3 июня 2009 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регламентации отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ» // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2761. [14] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [15] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [16] См.: Федеральный закон РФ от 17 декабря 2009 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 59 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. № 246. 22.12.2009 г. [17] СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5867. [18] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 г. № 2. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания. // БВС РФ. 2007. № 4. [19] См.: Федеральный закон РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [20] См.: Федеральный закон РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [22] Введена Федеральным законом РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [23] Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 3986. [24] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [25] Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1553. [26] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [27] Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1553. [28] Название статьи изменено в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 780. [29] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263; Федеральный закон РФ от 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6610. [30] См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // БВС РФ. 2009. № 7. [31] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263. [32] Правовая норма введена Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. [33] Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 780. [34] Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 270-ФЗ «О внесении изменения в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 225, 06.10.2010. [35] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [36] См.: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» // Российская газета. № 297. 31.12. 2010 г. [37] См.: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» // Российская газета. № 297. 31.12. 2010 г. [38] Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 95 Уголовного кодекса Российской Федерации» //СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1744. [39] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 2. М., 1994. С. 159-163. [40] Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3452.

1. Экономический анализ как наука и способ познания.

2. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

3. Виды экономического анализа.

1. Бабець Є.К., Горолов М.І., Жуков С.О., Стасюк В.П. Теорія економічного аналізу. Навч. посібник. – К. : Професіонал, 2007. – 384 с.

2. Баканов М. Й., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 285 с.

Задание для индивидуальной работы студентов.

1. История развития экономического анализа.

Экономический анализ как наука и способ познания.

Экономический анализ – это система специальных знаний для исследования изменений и развития экономических явлений и процессов в их взаимозависимости и взаимообусловленности, для обеспечения целевого управления ними.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные свя­зи между экономическими явлениями и процессами.

Объектами экономического анализа является обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, эффективность их использования, экономические результаты деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты, объем производства и продажи, себестоимость и т.д.

Основной целью экономического анализа является обоснование и оценка эффективности управленческих решений.

Основные функции экономического анализа.

Название функции содержание функции
Оценочная Определение соответствия состояния экономической системы ее целевым параметрам функционирования и потенциальным возможностям.
Диагностическая Установление причинно-следственных изменений экономической системы в количественном и качественном измерении, влияния факторов на это изменение и развитие.
Поисковая Выявление неиспользованных резервов и потенциальных возможностей изменения и развития экономической системы, обоснование механизмов их мобилизации.

Эти функции реализуются путем решения основных задач.

Основные задачи экономического анализа.

1. Изучение характе­ра действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явле­ний и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

3. Контроль за вы­полнением планов и управленческих решений, за эконо­мным использованием ресурсов..

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что по­зволяет объективно оценивать работу предприятия, делать пра­вильную диагностику его состояния и прогноз развития на пер­спективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности.

5. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Разработка рекомендаций по использова­нию выявленных резервов в процессе хозяйственной дея­тельности.

Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых ре­зультатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы

    1. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ пред­шествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Как функция управления анализ тесно связан с планировани­ем и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций.

Как анализ используется в планировании?

Важна роль анализа в подготовке информации для планирования, оцен­ке качества и обоснованности плановых показателей, в про­верке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие про­изводства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изу­чаются тенденции развития экономики предприятия, выявляют­ся и учитываются дополнительные резервы производства экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Экономический анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

Как используется анализ в регулировании?

Большая роль отводится анализу при определении и испо­льзовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявле­нию и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

По отраслевому признаку, анализ делится на :

отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

межотраслевой,который является теоретической и методологической ос­новой анализа во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

По признаку временианализ подразделяется на:

— последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализпроводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

В каких случаях чаще всего проводится перспективный анализ?

(оценка инвестиционных проектов, разработка планов)

Последующий (ретроспективный) анализпроводится после совершения хозяйственных актов.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Оперативныйанализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный)анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год).

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на:

Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса.

По пространственному признакуможно выделить внутрифирменный и межфирменный анализ.

Внутрифирменный анализизучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализесравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

По функциональному признаку (по той роли и зада­чам, которые анализ решает),выделяют:

Основное назначение финансового анализа состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализпроводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализпроводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его задача — изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализпроводят экономи­ческие службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на эко­номические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализприменяется ста­тистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрас­ли, региона.

Экономико-экологический анализпроводят органы ох­раны окружающей среды, экономические службы предприя­тия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улуч­шением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта гото­вой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложе­ния, коммерческого риска, формирования ценовой политики, раз­работки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализиспользуется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятель­ности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализиссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Ло­гистический анализ, исследует товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

Пометодике изученияобъектов различают:

— экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ — это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ представляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой проблемы с использованием экономико-математических методов и моделей. Выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной и выборочный.

При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследова­ния только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплекс­ным и тематическим.

При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10147 — | 7557 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Метод науки — это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода всех наук о природе и обществе является диалектический метод исследования, который предполагает: изучение реального мира в становлении и развитии; раскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и объективных законов развития.

Научное познание достигается путем наблюдения, сравнения, абстракции, измерения взаимосвязей, моделирования и экспериментирования, сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического подходов к изучению действительности.

Диалектический метод исследования используют при изучении своего предмета все естественные общественные науки. В то же время каждая наука, основываясь на общих положениях этого метода, вырабатывает особый подход к изучению своего предмета.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов выработал свой метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению предмета. С философской точки зрения, анализ — это способ изучения предмета путем расчленения его на части. Анализ переводится с греческого как разложение, разделение на части. При анализе достигается более детальное разложение частей предмета, вначале кажущихся неразложимыми, и большее приближение к познанию его сущности. При этом выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех частей предмета, обусловливающая их слияние в единое целое.

Однако нельзя познать предмет, протекающие внутри него сложные и противоречивые процессы только с помощью разложения. Любая часть не может быть правильно понята вне ее связи с другими частями и с целым. Правильное восприятие предмета достигается обобщением знаний, полученных в результате аналитического исследования его частей, т.е. анализ сочетается с синтезом. То обстоятельство, что термин «анализ» включен в название науки, является отражением последовательности изучения хозяйственной деятельности: сначала проводится анализ, а затем — синтез.

В анализе применяются дедуктивный метод исследования, начинающийся с обобщающих показателей всей деятельности, что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному виду, или индуктивный — вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов (бригад, цехов, производственных единиц либо отдельных видов продукции), а затем материалы обобщаются по всей экономической системе, что характерно для технико-экономического и функционально-стоимостного анализа. В процессе аналитического изучения деятельности хозяйствующих субъектов все виды анализа сочетаются, поэтому дедукция и индукция применяются в единстве. В методе анализа полностью реализуются все положения диалектики. Вскрываются и изучаются противоречивое влияние на анализируемую деятельность и ее результаты отдельных групп факторов (объективных и субъективных), зависящих от внешних обстоятельств либо от самого объекта анализа. Выявляется скачкообразный переход количества в качество. Например, на промышленном предприятии количество отступлений от утвержденной технологии производства приводит к неисправимому (окончательному) браку продукции или, наоборот, совершенствование отдельных параметров потребительской стоимости так улучшает качество изделия, что оно получает новое потребительское назначение. В то же время улучшение или ухудшение качества влияет на количество, поскольку объем реализации в стоимостном его выражении зависит не только от числа реализованных товаров, но и от цен на них, которые отражают надбавки и скидки за качество. Требование изучения явлений реального мира в их становлении и развитии также реализуется в анализе, например: при изучении показателей деятельности в динамике; их раздельном рассмотрении по новой и морально устаревшей продукции; при сравнении эффективности новых форм организации работы и ранее применявшихся; применении новых технологий и методов организации производства и т.п.

Следовательно, метод анализа опирается на диалектическую теорию познания. Анализу свойствен системный комплексный подход, учитывающий целостность деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее сторон и их противоречивое влияние на конечные результаты этой деятельности. Хозяйственные процессы самостоятельно не изучаются, тем более в их становлении и развитии, а изучаются только с целью определения и измерения их влияния на конечные финансовые результаты и другие обобщающие показатели деятельности. С учетом требований современной экономики и особенностей современных организационно-производственных структур субъектов хозяйствования рационально следующее определение метода анализа.

Метод анализа — это системный комплексный подход к изучению деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению взаимосвязанного влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.

Свойственный методу анализа системный подход заключается в том, что изучение любой составляющей предмета проводится с позиций ее влияния на состояние хозяйствующего субъекта и результаты его деятельности в целом. При этом оценка деятельности этой составляющей зависит не столько от степени ее приближения к локальной цели, сколько от ее влияния на достижение конечных целей экономической системы, частью которой она является.

В методе анализа системный подход сочетается с комплексным. Комплексность исследования предполагает рассмотрение итогов деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на них факторов.

В процессе анализа все стороны деятельности, все происходящие процессы и факторы, их обусловливающие, рассматриваются в реальном переплетении и противоречивом разнонаправленном взаимодействии. Для удобства исследования искусственно выделяются отдельные процессы и рассматривается влияние на них разных факторов с тем, чтобы в конце исследования раскрыть их взаимосвязь и воздействие на конечные результаты деятельности.

В определении также подчеркивается переход в процессе анализа от общего ознакомления с предметом к выявлению и измерению противоречивого влияния отдельных факторов на конечные результаты их взаимодействия и к обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций. Отмечается необходимость использования в анализе всей имеющейся информации о результатах деятельности хозяйствующего субъекта после ее обработки специальными приемами.

Любой метод — это совокупность определенных логических операций и количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности, выявить причинно-следственные связи между процессами и явлениями, определить силу влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизвести механизм формирования изучаемого процесса или объекта. Именно последняя стадия, связанная с синтезом изученных процессов, позволяет обеспечить прогностическую направленность экономического анализа, повернуть его от объяснения и осмысления происшедшего к регулированию будущего, т.е. к управлению.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Как и в любой науке, методы экономического анализа можно разделить на общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные методы, свойственные всем наукам, связаны с наблюдением, сравнением, детализацией, абстрагированием, моделированием, экспериментом. К общенаучным методам можно отнести анализ и синтез. Анализ является основным методом познания в химии, физике, медицине, биологии и многих других науках. Применение общенаучных методов к любой конкретной науке зависит от специфики изучаемого объекта. Так, химический анализ существенно отличен от технического, а технический от экономического. Последний анализ в наибольшей мере связан с абстрагированием, так как существенное влияние на результат оказывают не только объективные условия (изменения материально-вещественных элементов производства), но и субъективные факторы, связанные с поведением человека, занятого в управлении производством и собственно в производственном процессе.

Вместе с тем возможность использования общенаучных методов зависит от общего уровня развития изучаемого объекта, управления изучаемыми процессами и находящихся в распоряжении исследователя технических средств. Так, использование моделирования в процессе экономических исследований, и в частности экономического анализа, стало реально возможным лишь при разработке методологии экономико-математических методов и широком применении электронно-вычислительной техники. На конкретных субъектах хозяйствования экономико-математическое моделирование стало повсеместно использоваться, когда ЭВМ из инструмента высших уровней управления превратилась в орудие труда для любого специалиста и менеджера на предприятиях. Широкое использование сравнения как общенаучного метода познания прямо зависит от организации информационного обеспечения.

Конкретно-научные методы формируются в рамках отдельных наук и являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.

Как было отмечено, состав конкретно-научных методов зависит прежде всего от объекта исследования. Поскольку предметом экономического анализа является деятельность субъектов хозяйствования разных форм собственности, структур и профилей, то конкретно-научные методы экономического анализа должны охватить весь воспроизводственный процесс в рамках субъекта хозяйствования, начиная с целеполагания — выбора видов бизнеса, предназначения объекта, видов деятельности — до обслуживания потребителей при использовании продукции (работ, услуг).

Методы анализа формируются под воздействием целей и задач экономического анализа. В этой связи методы анализа должны обеспечить

проведение всех этапов исследования:

  • 1. Наблюдение за формированием, изменением и развитием субъекта хозяйствования на всех этапах его жизненного цикла. На этой стадии важно определить основные характеристики экономического явления или процесса, методы измерения или процесса, методы их измерения и оценки, формирование основных и производных, абсолютных и относительных показателей. Следовательно, здесь формируется информационная база анализа.
  • 2. Систематизация, группировки и сравнение изучаемых явлений и процессов с целью выделения однородных, взаимосвязанных и взаимоисключающих процессов и явлений (распознавание образа).
  • 3. Детализация изучаемых процессов и явлений (собственно процесс расчленения), позволяющая выявить основные факторы и условия, в которых сложились наблюдаемые и изучаемые объекты, тенденции их изменения и силу влияния на изучаемый объект.
  • 4. Измерение силы влияния взаимосвязанных факторов на результат их взаимодействия.
  • 5. Описание механизма формирования изучаемых объектов, опираясь на которое можно сопоставить альтернативные подходы к реализации целей и задач, поставленных организацией, т.е. принимать управленческие решения.

На каждой стадии анализа используются специфические методы исследования, но они тесно связаны между собой, имеют определенную последовательность. В этом проявляется системность экономического анализа. На разных стадиях анализа методы и приемы используются в разном сочетании и с различной степенью интенсивности, формируя научный аппарат экономического анализа.

Для конкретных методик анализа применительно к субъектам хозяйствования определенного класса формируются специальные методики, в которых устанавливаются цель анализа, состав факторов и условий формирования информационной базы, методы и приемы анализа, формы подготовки выводов и рекомендаций.

Анализ начинается с предварительного изучения предмета, составления его экономической модели. Цель этого этапа познания — установить внутренние и внешние связи системы, определить характер осуществляемых ею процессов и их причинную зависимость от разных факторов.

На следующих этапах качественного анализа происходит постепенное углубление в сущность предмета, все возрастающая детализация факторов. Такая детализация теоретически не имеет границ: первичных, неразложимых факторов, которые в свою очередь не могли бы быть представлены как производные от других факторов, в действительности не существует. Практические задачи анализа в каждом конкретном случае диктуют необходимость ограничения определенными пределами детализации на основе предварительно проведенной группировки взаимодействующих факторов, которые условно считаются далее неразложимыми.

Однако нельзя ограничиться одним описанием деятельности и влияющих на нее факторов, а надо установить направленность действия и относительную силу влияния каждой группы факторов. На этой ступени познания изучение уже сопровождается измерением. Оно производится, чтобы количественно определить воздействие отдельных факторов (групп факторов) на динамику развития, результаты выполнения бизнес-плана и эффективность работы, измерить их относительное влияние, сосредоточить внимание на существенных и решающих факторах.

Совершенствование научного аппарата, с помощью которого реализуется метод анализа, за последние годы шло преимущественно по пути использования достижений математики для большей точности измерения, но это не главное в методе анализа. Самой сложной и ответственной ступенью аналитического исследования является научно обоснованная группировка факторов и разработка системы показателей, характеризующих динамику и состояние изучаемого субъекта и результаты его функционирования. Ценность же измерения заключается в том, что сочетание качественной и количественной характеристики объекта анализа способствует более четкому представлению о его деятельности и конечных результатах.

Обобщение результатов анализа, завершающая стадия изучения, включает выводы, содержащие оценку этой деятельности, сводку резервов и рекомендации по их использованию. При обобщении раскрывается связь между итогами деятельности отдельных участков и исполнителей и определяется степень их влияния на конечные результаты по анализируемому объекту в целом, изыскиваются возможности усиления действия положительных факторов и устранения или хотя бы ослабления отрицательных.

Метод анализа реализуется с помощью специального научного аппарата, позволяющего аналитически обработать информацию и сделать на ее основе правильные выводы. Перечислять в самом определении совокупность приемов, которые входят в этот аппарат, нецелесообразно хотя бы потому, что по мере развития анализа его научный аппарат постепенно совершенствуется, а метод и способы подхода к исследованию принципиально не меняются.

источник

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos — «путь исследования») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории — это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

Диалектика — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Индукция — это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция — метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование — это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их «поведение» под влиянием изменений экономической ситуации.

Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

Метод качественного и количественного анализа. Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

Метод сравнения. Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

Разработка научной гипотезы. Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.

источник

экономических знаний и как вид практической деятельности

Человек познает мир в ходе практической деятельности, в процессе познания объективная действительность отражается в его сознании. Предметы и явления действительности первоначально воспринимаются человеком как нечто целое, единое, однако такая общая картина восприятия еще недостаточна для познания предмета. Чтобы изучить предмет, его нужно разложить на составные части, выделить отдельные свойства, признаки, установить внутренние связи между его частями, следовательно, осмысление научных фактов начинается с анализа. Термин анализ часто используется как синоним исследования, изучения объекта. Анализ является весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека.

Анализ – это общенаучный метод исследования, представляющий собой процедуру мысленного, а иногда и реального разделения объекта или явления на составные части и выделения отдельных сторон, свойств, связей.

Такое деление позволяет выявить внутреннюю сущность рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов. Научное исследование стремится воспроизвести целое, выявить внутреннюю структуру, законы функционирования и развития процесса или явления. Анализ, открывая возможность познать отдельные стороны объекта, разрушает его целостность, приводит к абстракциям и не может в полной мере характеризовать предмет. Поэтому, изучив составляющие части объекта, необходимо восстановить их единство, что достигается посредством синтеза, с которым анализ неразрывно связан в познавательной и практической деятельности.

В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах (математический анализ, спектральный анализ, финансовый анализ и т.п.).

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, которые складываются под воздействием экономических законов и факторов субъективного характера.

Объекты экономического анализа весьма разнообразны. Это приводит к различным трактовкам данного термина. Так, в современной зарубежной литературе понятие «экономический анализ» используется как синоним термина «экономическая теория» либо как обобщенная характеристика совокупности аналитических действий в экономике (или в отдельном ее разделе). Достаточно часто в зарубежных источниках встречается термин «финансовый анализ», однако финансовый анализ – лишь одно из направлений, один из видов экономического анализа.

В отечественной науке экономический анализ традиционно трактуется как самостоятельная отрасль научных знаний (наука), так как имеет собственный предмет исследования, разрабатывает собственный понятийный аппарат и методы исследования, изучает закономерности в развитии экономических явлений и процессов, разрабатывает новые теоретические положения. Главным условием выделения экономического анализа в самостоятельную науку является объективный процесс развития самой науки в целом и ее отраслей, определяемый практическими потребностями.

Экономический анализ в широком смысле слова охватывает всю экономику – от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, он входит составной частью во все экономические науки от экономической теории до конкретно-экономических наук. На рис. 1.1 представлена взаимосвязь основных видов экономического анализа, предложенная А.Д. Шереметом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Теоретический анализ Конкретно-экономический анализ
Макроэкономический анализ Микроэкономический анализ
Анализ экономики государства (народнохозяйственный анализ) Отраслевой экономический анализ Анализ хозяйственной деятельности экономических субъектов
Территориальный (региональный) экономический анализ
Программно-ориентированный анализ

Рис. 1.1. Основные виды экономического анализа и их взаимосвязь

Теоретический анализ раскрывает сущность изучаемых явлений и процессов, выявляет их причинно-следственные связи как основу построения логических моделей, он основан на высокой степени абстракции, это преимущественно качественный логический анализ, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ – это преимущественно количественный анализ, основанный на конкретных расчетах, формулах. Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая количественная характеристика экономического явления неразрывно связана с качественной, любая формула или модель должна быть не только формально математически правильной, она должна верно отражать экономическую сущность явления или процесса, т. е. быть теоретически обоснованной. Об этой взаимосвязи важно помнить, например, при построении детерминированных факторных моделей.

Макроэкономический анализ – это анализ мирового хозяйства, комплексный анализ экономики (народного хозяйства) страны. На макроуровне анализируются показатели, характеризующие экономику государства (ВВП, национальный доход и т.п.).

Под микроэкономическим анализом понимают анализ деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, его называют анализом хозяйственной или финансово-хозяй­ственной деятельности (АХД). АХД организаций – это экономический анализ в узком смысле слова.

Между анализом экономики государства и АХД предприятий существует взаимосвязь, которая проявляется при проведении отраслевого, регионального и программно-ориентированного анализа. С одной стороны, общегосударственные показатели могут детализироваться в различных разрезах, в том числе в отраслевом, региональном, в разрезе различных экономических программ. С другой стороны, каждое предприятие принадлежит какой-либо отрасли (следовательно, имеет определенные технологические особенности), действует на определенной территории (следовательно, работает в условиях местного законодательства), может принимать участие в реализации различных экономических программ, а результаты деятельности предприятия в конечном итоге отражаются в общегосударственных показателях.

Следует помнить, что каждое направление анализа использует методы как теоретического, так и конкретно-экономического анализа. Но несмотря на специфику отдельных видов анализа, его теорию нельзя рассматривать в узком или широком смысле, так как теоретические основы едины. Поэтому употребление термина «теория анализа хозяйственной деятельности» может означать лишь то, что в каком-либо издании изложены отдельные положения, которые в большей степени применимы при проведении анализа деятельности экономических субъектов.

Экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, который предшествует принятию управленческих решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации.

Экономический анализ необходим в любой организации: на производственных, торговых, строительных предприятиях, в банках, на биржах, в страховых организациях, в учреждениях и т. п. На каждом объекте он имеет специфические черты, но ориентируется на общие принципы, задачи, методические подходы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

источник

После изучения главы студент должен:

  • • основные задачи экономического анализа;
  • • стадии проведения экономического анализа;
  • • взаимосвязь экономического анализа с основными функциями управления;
  • • роль экономического анализа на разных стадиях циклов управления;
  • • сущность аналитических процедур обработки информации;
  • • выделять объект и предмет анализа;
  • • определять взаимосвязь анализа на макро-, мезо- и микроуровне;
  • • сформулировать основные задачи анализа;
  • • оформлять результаты анализа;
  • • сформулировать основные выводы из проведенного анализа;
  • • составлять пояснительные записки;
  • • навыками аналитических процедур;
  • • подготовкой технико-экономических обоснований.

Ключевые слова: анализ, синтез, метод познания, макроэкономический анализ, анализ хозяйственной деятельности, принципы, задачи.

Анализ как общенаучный метод познания является одним из наиболее универсальных, используемых применительно ко всем изучаемым объектам и явлениям. Его суть состоит в расчленении любого явления, объекта, процесса на отдельные элементы с целью выявления механизма их формирования на основе установления взаимосвязей и взаимозависимостей выделенных элементов. Это определяет неразрывность анализа и синтеза, т.е. расчленения и взаимоувязки выделенных элементов. Причем именно синтез позволяет в конечном итоге сформировать те механизмы, при помощи которых обеспечивается функционирование любого объекта и течение определенных процессов.

Как универсальный метод познания, анализ используется во всех научных областях: механике, химии, биологии, гуманитарных науках и экономике. Различия в организации и границах анализа могут существенно меняться. Это прежде всего определяется сложностью изучаемого явления и направленностью анализа. Так химический и биохимические анализы могут иметь целью обнаружить в составе какого-то вещества определенный элемент или получить полное представление о всех его составляющих, т.е. определить структуру исследуемого вещества. Такой анализ касается многих видов деятельности, в том числе и производства. Например, в нефтяной промышленности химические анализы позволяют выявить наличие в нефти серы, т.е. связаны с определением чистоты нефти. В металлургической промышленности анализируется состав шихты, в том числе выделяется доля использования вторичного сырья. В пищевой промышленности состав сырьевых компонентов во многом определяет качество продукции. Анализ может либо ограничиваться фиксацией состояния, либо, используя сравнение полученного результата с установленными нормативами, оценить правомерность проанализированного состава и при наличии отклонений принять нужные меры. В этом случае анализ ограничивается разложением явления на составляющие и помогает выявить необходимость восстановления нормативного состава или доли присутствия определенного элемента.

При расчленении явления или процесса могут быть выявлены однотипные или взаимозаменяемые составляющие, основные компоненты, присутствие и качество которых является обязательным. Это расширяет круг задач анализа и позволяет выявить ключевые позиции и составляющие, от наличия и доли которых зависит соответствие явления или процесса определенным требованиям.

Уровень детализации, т.е. глубина расчленения зависит от особенностей изучаемого объекта и целей проводимого анализа. При этом важно отметить, что углубление расчленения может проводиться поэтапно и касаться тех элементов, которые имеют приоритетное значение для конкретного анализа.

Однако часто анализ состава и структуры явления или процесса не достаточен для того, чтобы воспроизвести их функционирование. Для решения этой задачи важно понять, как взаимодействуют между собой отдельные составляющие, т.е. представить их взаимосвязь и взаимозависимость. Одни составляющие могут активизировать полезные качества других; иные ограничивают возможности других составляющих; третьи должны точно соответствовать параметрам основных компонентов. Следовательно, анализ предполагает изучение взаимосвязей между элементами системы и процессом. При этом особое значение имеет формирование иерархии элементов с выделением основных (целевых) параметров, которые формируют качество явления или процесса, факторов, от которых зависит уровень целевого параметра, и ограничений, которые учитываются при оценке достаточности уровня факторных элементов. Таким образом, анализ позволяет на основе выявления причинно-следственных связей воссоздать механизм функционирования и изменения исследуемого явления или процесса, что реализует синтез выделенных элементов, т.е. анализ позволяет получить достаточно полное представление о составе, структуре и механизме функционирования любого объекта и процесса, что становится надежной базой для разработки регулирующих и управляющих воздействий с целью направленности их развития в выбранном направлении.

Поэтому аналитическая подготовка и воспитание аналитического мышления становятся неотъемлемой частью формирования профессиональных навыков и компетенций специалиста любого профиля и квалификации. Аналитические навыки, формирующиеся при изучении теории и методологии анализа, позволяют оценить направленность и интенсивность взаимосвязей между отдельными процессами и их характеристиками, выделить ключевые причины происходящих изменений и предвидеть возможные общие изменения, учитывая динамику и развитие отдельных их характеристик. Анализ помогает, сопоставив различные варианты изменений, выбрать те, которые в наибольшей мере соответствуют целям и задачам, поставленным перед аналитиками. С этих позиций анализ можно рассматривать как основной метод обоснования решений, которые приходится применять каждому человеку в личной жизни, в профессиональной, общественной деятельности. Именно поэтому характеристика человека как аналитически мыслящего повышает его профессиональную ценность и общую оценку его интеллектуальных способностей. Требования к аналитическому мышлению и навыкам аналитической работы включаются в перечень характеристик, которые присутствуют практически во всех должностных инструкциях специалистов различных профессий, но имеющих интеллектуальную направленность.

Особое значение аналитическая подготовка имеет для специалистов, которые готовят материалы для лиц, принимающих решения (ЛПР). Вместе с тем в зависимости от направленности принимаемых решений, специалист должен в большей мере владеть определенными видами анализа – стратегическим, текущим, оперативным. Для инженерного блока наиболее важно иметь навыки функционально-стоимостного анализа. Аналитическое мышление особо важно для развития креативности любого работника, так как генерация новой идеи должна базироваться на глубоком изучении сложившейся ситуации и понимании условий ее преобразования, изменения. Анализ позволяет инженеру и технологу найти те свойства, которых не хватает механизму или процессу для реализации поставленных задач – изменение скорости процесса, повышение надежности и точности работы и т.д.

В отличие от естественных наук анализ экономических явлений и процессов базируется на теоретико-методологических положениях, раскрывающих сущность исследуемых объектов, т.е. непосредственно связан с абстрактным представлением об изучаемом объекте, что, с одной стороны, значительно расширяет границы экономического анализа, а с другой – требует более глубоких доказательств правильности направления и глубины детализации, поскольку от этого будут зависеть обоснованность и достоверность выявленного взаимодействия между элементами и возможность регулирования или управления соответствующими процессами.

Следовательно, экономический анализ представляет собой исследование абстрактно-логического характера финансово хозяйственных явлений и процессов, реализуемых на разных уровнях управления экономикой – макро-, мезо- и микроуровне.

Экономический анализ представляет важную часть управленческого процесса на всех стадиях цикла – целеполагания, разработки планов и программ, организации, включающий учет, контроль и координацию деятельности всех участников бизнес-процессов, распределения, оценки и мотивации. Он является важной составляющей процесса принятия управленческих решений. Как инструмент экономический анализ используется на всех уровнях управления экономикой. В экономическом анализе выделяются народно-хозяйственный (макроэкономический) анализ, отраслевой и региональный анализ, анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, внутрипроизводственный анализ. В связи с проводимой в России институциональной реформой и формированием корпоративных структур, предпринимательских цепей и альянсов организаций в настоящее время особое значение приобретает анализ на мезоуровне, так как в этом случае органически сочетается анализ деятельности отдельных субъектов хозяйствования, региона и отрасли.

Все сказанное позволяет считать, что аналитическая подготовка должна быть включена в стандарты и рабочие планы подготовки бакалавров и магистров всех специальностей и профилей – инженеров, экономистов, менеджеров.

При подготовке экономистов и менеджеров экономический анализ становится важной составляющей системы профессиональных дисциплин и часто включается как раздел в другие специальные дисциплины – бизнес-планирование, общий менеджмент, инновационный и инвестиционный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, финансы предприятий, налогообложение и т.д. В этом случае внимание концентрируется на определенных направлениях и видах экономического анализа. Однако для результативного их использования необходимо знать основные принципы, приемы и методы экономического анализа в целом, понять взаимосвязь экономического анализа с другими экономическими дисциплинами.

Особого внимания заслуживает взаимосвязь экономического анализа с экономической теорией как основой системы экономических наук в целом. Экономическая теория позволяет сформулировать общеэкономическое мировоззрение специалиста, понять общие закономерности развития экономики, особенности организации и управления субъектами хозяйствования разных форм собственности и специализации, цикличный характер развития, выработать подход к оценкам результативности и эффективности деятельности отдельных субъектов хозяйствования, отраслей и регионов, экономики страны в целом и выявить основные виды внутрипроизводственных, социально-экономических и экологических связей. Однако экономическая теория, как правило, ограничивается изучением качественных характеристик, общих тенденций и закономерностей. В последние годы в экономике все большее место занимают исследования, касающиеся направлений развития отдельных экономических процессов. Народно-хозяйственный анализ, используя статистические данные, позволяет дать количественные оценки, сформировать модели основных характеристик развития экономики и обосновать их прогнозные значения. С этой целью в рамках экономического анализа уточняются характеристики основных экономических процессов и их результатов, формируется система взаимосвязанных показателей, выбираются методы их оценки и периодичность наблюдения. Многие процессы представляются в форме прогнозных динамических моделей.

В рамках отдельных отраслей и регионов проводится дальнейшее уточнение системы показателей и обосновываются наиболее важные объекты анализа, в том числе те, которые определяются спецификой территориально-географического положения региона, уровнем развития и размещения производительных сил и технологическими особенностями бизнес-процессов отрасли.

В условиях активизации интеграционных процессов и формирования корпоративных структур важное значение приобретают формирование специальных направлений и приемов экономического анализа на мезоуровне, в которых сочетаются методические приемы разных уровней анализа.

Экономический анализ наиболее полно реализуется в рамках субъектов хозяйствования, от успешной деятельности которых в немалом зависит развитие экономики в целом, где в качестве базового объекта анализа выступает финансово-хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение устойчивого развития организации, приращение ее стоимости и обеспечение текущей доходности.

Роль экономического анализа в рамках субъектов хозяйствования целесообразно рассматривать с двух позиций – управленческой, рассматривая экономический анализ как функцию управления, и информационной, связанной с формированием информационно-аналитического обеспечения управления в целом. Дуалистическая роль экономического анализа позволяет считать, что он в равной мере должен быть представлен в программах подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

источник