Меню Рубрики

Экономический анализ как наука относится

2. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

(Где находится, куда должно стремиться и как достичь намеченной цели? Анализ может помочь при ответе на эти вопросы)

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analisis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».

Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат.

Анализ – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.

В науке и на практике применяют различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический.

Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ, в отличие от других видов анализа, относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Получение данной информации возможно только на основе экономического анализа.

Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.

Формирование рыночных отношений обусловливает необходимость развития анализа прежде всего на уровне хозяйствующего субъекта – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений.

Экономический анализ, как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования ФХД предприятия.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. При этом все процессы изучаются в динамике.

Объективные внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, в основном отражают действия экономических законов рыночной экономики. Закон спроса и предложения находит отражение в формировании цены. Изменение цен на сырье, материалы, тарифов на энергию и т.д. влияет на производственные и финансовые результаты работы предприятия, приводит к усложнению экономических расчетов в процессе анализа.

Субъективные внутренние факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от его действий (успешное результативное хозяйствование при правильной организации производства и труда, умелом использовании ресурсов можно определить как явление субъективного фактора).

Наиболее важным моментом экономического анализа является определение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственных процессов.

Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Основная цель экономического анализа заключается в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов повышения эффективности производства.

Содержанием и предметом экономического анализа опреде­ляются стоящие перед ним задачи. Важнейшие из них:

Первая задачаповышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их раз­работки) дос­тигается обстоятельным ретроспективным анализом хозяйствен­ной деятельности. Построение временных рядов за значитель­ный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут ока­зывать в будущем существенное влияние на хозяйственную дея­тельность предприятия.

Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспек­тивным (прогнозным) анализом с прямым выходом на планово-предположительные показатели.

Вторая задачаобъективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности). На промышленных предприятиях, например, исследует­ся выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте -по грузообороту; в организациях связи — по числу оказанных услуг и т.д. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру и т.д.

Третья задачаопределение экономической эффек­тивности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зда­ний и сооружений, инструментов, сырья и материалов), рабочей силы (по численности и профессиональному составу работни­ков, основному и вспомогательному персоналу, производитель­ности труда и т.д.), финансовых ресурсов, взятых в их совокуп­ности (собственных и заемных).

Четвертая задача экономического анализа — обес­печение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов.

При оценке финансовых результатов деятельности предпри­ятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, размер прибыли промышлен­ного предприятия определяется не только количеством и ассор­тиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. При­быль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

Пятая задача экономического анализа — выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использо­вания отечественного и зарубежного передового опыта. Крити­ческая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения.

Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и проверке оптимальности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его ра­циональность и эффективность можно лишь на основе предва­рительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность хозяйственных ситуаций ставит перед ним многие задачи автономного характе­ра. И их можно решить, применяя общие и частные аналитиче­ские методы.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

· постановка конкретных задач анализа;

· установление причинно-следственных связей;

· определение показателей и методов их оценки;

· выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

· выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

По сложившейся в российской практике традиции экономический анализ хозяй­ственной деятельности подразделяют на финансовый и управ­ленческий. Причем такая классификация связана с подразде­лением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Кфинансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на дан­ных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию.К управлен­ческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный фи­нансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета.

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Анализ классифицируют по раз­ным признакам.

Поотраслевому признаку анализ делится на:

· отраслевой, мето­дика которого учитывает специфику отдельных отраслей эконо­мики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

· межотраслевой, который являет­ся теоретической и методологической основой анализа во всех от­раслях национальной экономики или, другими словами, теорией экономического анализа.

По признаку времени анализ подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный, истори­ческий).

· Предварительный(прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяй­ственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Содержание расчетов зависит от задач, ко­торые решают в процессе анализа. Возможны три основных слу­чая:

источник

Для эффективного управления экономикой необходим экономический анализ. Если рассматривать в широком смысле слова, то экономический анализ охватывает все экономическое пространство и выступает в качестве объективного источника, определяющего эффективность работы организации.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ позволяет определить сущность предмета изнутри, «расщепив» предмет на составляющие и определив роль составляющих. Например, для того чтобы определить сущность себестоимости, необходимо понять из каких она состоит элементов (амортизация, зарплата и др.). Это позволит обозначить, от каких составляющих происходит прирост, а какие дают убытки. Данный анализ позволит эффективнее управлять себестоимостью и ее параметрами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для любой науки характерен предмет, метод и задачи. Различные экономисты трактуют определение предмета экономического анализа по-разному. Одни считают, что предметом экономического анализа выступают хозяйственные процессы предприятия, эффективность социально-экономического характера, а также финансовые результаты, в зависимости от факторов, отражающиеся в экономической информации. Другие считают, что анализ изучает экономику предприятия и его отдельных составляющих. Приверженцы менеджерского подхода считают, что предметом являются информационные потоки.

Задачами экономического анализа являются:

  • установление эффективного использования материальных и трудовых ресурсов,
  • осуществление контроля расчета коммерческих расходов,
  • осуществление контроля над резервами на всех стадиях производства,
  • обоснованность научно-экономической обоснованности в бизнес-плане в процессе создания,
  • изучение бизнес-планов и бизнес-процессов,
  • определение оптимальности управленческих решений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Наука экономического анализа тесно связана с бухгалтерским учетом, и как науке ему характерны определенные базовые принципы:

  • Научность — изучение факторов, влияющих на развитие аналитических исследований, определение работы экономической системы и влияющих на нее факторов.
  • Системность – определение экономического анализа, как системы со сложным функционально-структурным строением, изучающей процессы и экономические явления.
  • Рейтинговая оценка – данная оценка проводится для определения конкретно поставленных целей и приоритетов, направленных на изменение экономической системы.
  • Принцип комплексности – связан с принципом системности и комплексно оценивает входящие параметры функционально-структурного подхода, оценивает происходящие изменения.
  • Демократичность – данный принцип предполагает широкую аудиторию заинтересованных лиц. По-другому его называют принцип массовости. Данный подход позволяет наиболее полно определить проблемы и недостатки.

В процессе работы используют совокупность принципов экономического анализа.

Экономический анализ считается прикладной наукой, обеспечивающей практическую ценность и повышающей эффективность экономических процессов.

От аналитического исследования зависит функционирование предприятия, его конкурентоспособность и дальнейшее развитие. Данный анализ позволяет вовремя выявить проблемы и спрогнозировать деятельность организации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Изначально анализ (от греч. analisis) представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части. Как правило, анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) − соединение ранее разделенных элементов для изучения объекта в целом.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.

Рис.1. Схема основных видов экономического анализа

Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа — хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

2. По признаку времени

3. По пространственному признаку

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:

внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

4. По аспектам исследования

5. По методике изучения объектов

источник

Предлагаемое читателям учебное пособие поможет освоить теоретические основы экономического анализа хозяйственной деятельности в сочетании с производственным (управленческим) и финансовым анализом.

Экономический анализ рассматривается как научная дисциплина, предназначенная для:

• понимания сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости;

• систематизации и моделирования факторных моделей;

• определения влияния факторов на результаты деятельности организации;

• выявления и подсчета экономических резервов развития бизнеса;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

• овладения навыками организации аналитической работы на предприятии и повышения научно-экономической обоснованности бизнес-планов.

Изучение экономического анализа способствует формированию компетентностно-квалификационной характеристики выпускника.

Данное учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту специальности 060400 «Финансы и кредит» и 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».

Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только какие статьи затрат в нее включены, но и от каких факторов зависит величина каждого вида расходов.

Экономический анализ раскрывается через такие понятия, как теория познания, суждение, умозаключение, научная абстракция, мышление.

Теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Объектом познания являются практика и человеческое мышление. Мышление в качестве творческого процесса включает суждение и умозаключение. Через суждение что-либо отрицается или утверждается. Суждение может быть от частного к общему (индукция) и наоборот от общего к частному (дедукция).

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом и в совокупности представляют умозаключение. Индуктивно-дедуктивный способ мышления, прошедший логическую обработку объективных данных, раскрывает сущность изучаемых экономических явлений, позволяет выявить определенные закономерности и принять грамотные управленческие решения.

Под предметом экономического анализа понимают:

• хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации;

• причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, т. е. причины изменений, познание которых позволяет определить сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку и обоснование любого управленческого решения.

В последние время большинство научных исследователей предметом экономического анализа считают хозяйственные процессы организаций, включающие организационно-производственную, коммерческую, финансовую, социальную, техническую и технологическую сферы деятельности.

Объектами анализа являются результаты экономических процессов. Это показатели источников и средств основного и оборотного капитала, инвестиционной и инновационной деятельности, эффективности использования ресурсов предприятия, объема производства, продаж, прибыли и рентабельности. Например, в любой сфере деятельности к объектам анализа относятся производство и продажа продукции, оказание работ и услуг, их себестоимость, финансовые результаты, степень использования различных видов ресурсов (фондоотдача, материалоемкость, производительность труда и др.).

Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна соответствовать.

Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи экономического анализа:

• установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Например, закон опережающего роста производительности труда относительно уровня его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом конкретном предприятии и в его подразделениях;

• научное обоснование перспективных планов и прогнозов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошедшие 5-10 лет, без выявления имевших место недостатков и преимуществ нельзя разработать обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения;

• разграничение субъективных и объективных причин отклонения фактических показателей от базисных и количественное их измерение;

• оценка результатов деятельности фирмы по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся ресурсов и потенциала организации, выбор оптимального управленческого решения;

• прогнозирование показателей на перспективу и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов;

• контроль за внедрением разработанных мероприятий, выполнением уровня плановых показателей и экономным использованием ресурсов.

Виды экономического анализа классифицируют:

по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов). При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес;

по методам, изучения объектов (сравнительный, факторный, маржинальный, экономико-математический, стохастический, функционально-стоимостной, диагностический анализ (экспресс-анализ)).

♦ Сравнительный анализ ограничивается сравнением отчетных показателей – результатов хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, прошлых лет и данными конкурентов.

♦ Факторный анализ направлен на выявление количественной величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

♦ Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

♦ Диагностический анализ представляет собой способ установления тенденций изменений экономических процессов на основе характерных для них типичных признаков. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работников;

по периодичности (годовой, квартальный, декадный, разовый, ежедневный);

по признаку времени (ретроспективный и перспективный).

♦ Перспективный (предварительный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и прогнозируемых показателей, а также для контроля за выполнением плана и предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ широко используется при разработке бизнес-планов и обосновании инвестиционных проектов.

♦ Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением программ развития фирм в динамике лет, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности организаций. Недостаток анализа заключается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты последующего анализа. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и текущий. Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, декаду, сутки и т. д.). Его цель оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Он широко используется, например, при анализе уровня выполнения плана розничного и оптового товарооборота за день, ритмичности производства, ассортимента и качества продукции, движения денежных потоков, обеспеченности материалами, использования рабочего времени.

Отличительная черта оперативного анализа – исследование преимущественно натуральных показателей, его неточность, связанная с приближенностью в расчетах. Текущий анализ проводится по важным отчетным периодам хозяйствования в основном на базе периодической, годовой бухгалтерской отчетности. Главная задача текущего анализа объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление недочетов в работе, неиспользованных резервов и мобилизации их для повышения экономической эффективности производства, улучшения финансового положения в долгосрочной перспективе. Текущий анализ является наиболее полным, аккумулирующим результаты оперативного анализа и служащим базой перспективного анализа. Он рекомендуется для проведения комплексного выявления и измерения причинно-следственных взаимосвязей в использовании ресурсов предприятия;

по объектам управления (технико-экономический анализ, финансово-экономический, аудиторский, социально-экономический, экономико-экологический и маркетинговый анализ).

♦ Технике-экономическим анализом занимаются технические службы предприятия. Его содержанием является изучение взаимодействия технических, технологических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности фирмы. Пример использование энергосберегающих технологий производства.

В финансово-экономическом анализе основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия, эффективности использования заемного и собственного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, платежеспособности.

♦ Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга.

♦ Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

♦ Экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

♦ Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска и т. п.

♦ Управленческий анализ более подробный и затрагивает все сферы деятельности предприятия, данные первичного и оперативного учета. В то же время информация, подвергаемая управленческому анализу, представляет коммерческую тайну и результаты анализа используются только для внутрихозяйственного управления.

♦ Финансовый анализ менее надежен в точности оценки финансового состояния, так как многие показатели бухгалтерской официальной отчетности искажают в целях сокрытия прибыли и механизма ее получения.

Каждый из перечисленных видов экономического анализа различен по содержанию, организации и методике его проведения. В практической деятельности используются одновременно несколько видов анализа, представляющие единую систему принятия эффективных управленческих решений.

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами. Он состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

• наблюдение за объектом, расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;

• систематизация, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на результативные показатели;

• обобщение построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Характерные черты метода следующие.

• Необходимость постоянных сравнений.

• Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Например, научно-технический прогресс (НТП) оказывает положительное влияние на рост производительности труда, наращивание прибыли и повышение уровня рентабельности, но при этом может иметь место загрязнение окружающей среды.

• Системность и комплексность проведения экономического анализа; изучение хозяйственной деятельности предприятий проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Так, с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, но при этом возрастает производительность труда, что, в свою очередь, способствует экономии заработной платы. И если темпы роста производительности труда будут превышать темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, то управленческое решение экономически обоснованно и правомерно.

• Установление причинно-следственных связей, т. е. выявление причин изменений экономических показателей и прогноз возможных тенденций.

• Определение количественного влияния факторов на результативные показатели деятельности фирмы, расчет экономических потерь и резервов предприятия.

Классификация методов экономического анализа следующая: Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

К формализованным относятся методы, которые позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

• классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц), интегральный и логарифмический методы);

• традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

• математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

• методы финансовых вычислений;

• методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Классификация методов экономического анализа представлена на рис. 1.

Рис. 1. Методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и диагностики организации

Из статистических методов наиболее востребованы в экономическом анализе следующие способы детерминированного факторного анализа:

• исчисления абсолютных и относительных разниц;

• метод корреляционно-регрессионного анализа.

Основу способов детерминированного факторного анализа составляет метод элимирования.

Элимировагпъ значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменений, потом изменяются два, затем три и т. д. фактора при неизменности остальных.

Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных показателей, количество которых на единицу меньше, чем факторов.

Порядок применения этого способа лучше рассмотреть на конкретном примере: объем продаж (стоимость товарной продукции или выручка ТП) зависит от двух факторов первого уровня – количества проданной продукции (К) и цены реализации (Ц): ТП = К х Ц.

1. Рассчитаем плановую (ТПпл) и фактическую (ТПф) выручку:

2. Определим выручку условную (ТПусл):

3. Рассчитаем отклонение фактической выручки от плановой (ΔТПобщ).

4. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

• изменения цены реализации (ΔТПц):

5. Проверим правильность алгебраических расчетов: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя:

Используя способ цепной подстановки, необходимо выполнить ряд правил:

• в первую очередь учитывается изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и качественных факторов, то сначала следует изменить факторы первого уровня подчинения, а потом второго;

• в расчетах количественного влияния факторов на результат обязательно используется условный показатель;

• фактические данные сравниваются с плановыми (или данные отчетного периода с базисными показателями).

Способ абсолютных разниц используется только в мультипликативных и смешанных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую (отчетную) величину факторов, расположенных слева от него в модели.

1. Рассчитаем абсолютное изменение:

2. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

• изменения цены реализации (ΔТПц):

Способ относительных разниц применяется в тех же моделях, что и при использовании метода абсолютных разниц. Он значительно проще цепных подстановок, что делает его более эффективным, особенно когда требуется рассчитать влияние более 8 факторов.

1. Для расчета влияния первого фактора необходимо плановую (базисную) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100 %.

Изменение выручки за счет количества проданной продукции (ДТПк):

2. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, необходимо к плановой величине результативного фактора прибавить изменение результативного показателя за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100 %.

Изменение выручки за счет цены реализации (ΔТПц):

3. Влияние третьего, четвертого и т. д. факторов (при их наличии) определяется аналогично второму этапу с добавлением в сумму изменения результата за счет влияния второго, третьего и т. д. факторов.

Читайте также:  Мочекаменная болезнь какие анализы сдавать

Недостаток предыдущих методов состоит в том, что научно-технические факторы интенсификации производства не могут быть включены в модель прямых связей, а следовательно, их недоучет приведет к занижению или завышению отдельных результатов.

Вторым недостатком является зависимость результатов расчетов от того, насколько логически и экономически правильно составлена формула и, следовательно, могут быть сформулированы различные выводы.

Поэтому, прежде чем приступить к расчетам, необходимо:

• выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями (явлениями);

• разграничить количественные и качественные показатели;

• правильно определить последовательность подстановок в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей.

Интегральный метод имеет преимущества, заключающиеся в получении более точных результатов расчета влияния факторов по сравнению с другими методами и исключения неоднородной оценки влияния факторов. Это является следствием того, что результаты расчетов не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель.

Интегральный метод применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях с использованием для каждой из них определенных формул.

1. Для двухфакторных мультипликативных моделей.

Расчет изменения выручки за счет:

• количества проданной продукции (ΔТПк):

2. Для кратной двухфакторной модели: А = В/С.

Способ логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. При логарифмировании используются не абсолютные приросты результативных показателей, а индексы их роста или снижения. Общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.

Способ пропорционального деления используется для аддитивных и кратно-аддитивных моделей.

Алгоритм расчета количественного влияния исследуемого фактора на изменение результативного показателя для аддитивной модели:

• абсолютное изменение результативного показателя делится на сумму абсолютных изменений всех факторов;

• полученный результат умножается на абсолютное отклонение исследуемого фактора.

Изменение Yза счет фактора х1:

Изменение Y за счет фактора х2:

Изменение Y за счет факторах,

Сумма влияния факторов должна быть равна общему изменению результативного показателя.

Метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, т. е. определить, на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменение факторного на единицу, а также позволяет установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора. Корреляционная зависимость проявляется лишь в среднем (как среднее значение) и только в массе наблюдений.

Множественная корреляционная модель имеет вид:

где у – результативный показатель; aQ – свободный член уравнения; а1,2,3 и т.д. аргументы, показывающие, на сколько изменится результат при увеличении соответствующему ему х на единицу; x1,2,3 и т. д. – факторы, воздействующие на результативный показатель.

Многофакторный корреляционный анализ состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяются факторы, которые оказывают влияние на изучаемый показатель, и отбираются наиболее существенные для корреляционного анализа.

На втором этапе собирается и оценивается исходная информация, необходимая для корреляционного анализа.

На третьем этапе изучается характер и моделируется связь между факторами и результативным показателем, т. е. подбирается и обосновывается математическое уравнение, которое наиболее точно выражает сущность исследуемой зависимости.

На четвертом, этапе проводится расчет основных показателей связи корреляционного анализа.

На пятом этапе статистически оцениваются результаты корреляционного анализа и практическое их применение.

В последние годы наибольшую актуальность в практической деятельности приобрел такой метод изучения многомерных статистических совокупностей, как кластерный анализ, содержание которого было впервые раскрыто в 1939 г. исследователем Трионом.

Сущность кластерного анализа заключается в разбиении множества изучаемых объектов и признаков на однородные группы или кластеры. Достоинство данного метода в том, что он позволяет подразделять объекты не по одному параметру, а по целому ряду признаков и в отличие от большинства математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на рассматриваемые объекты.

Кластерный анализ позволяет рассматривать достаточно большой объем информации, сжимать массивы социально-экономической информации, делать их компактными и наглядными. Однако состав и количество кластеров зависят от выбираемых критериев разбиения. В то же время могут теряться индивидуальные черты отдельных объектов за счет замены их характеристиками обобщенных значений параметра кластера. Это следует отнести к недостатку кластерного анализа.

В процессе проведения кластерного анализа необходимо на основании данных, содержащихся во множестве X, разбить на множество объектов G на от (от целое) кластеров (подмножеств) Q1, Q2, … Qm так, чтобы каждый объект Gjпринадлежал только одному подмножеству разбиения и чтобы объекты, принадлежащие одному и тому же кластеру, были сходными, в то время как объекты, принадлежащие разным кластерам, были разнородными.

В качестве целевой функции кластерного анализа может быть взята внутригрупповая сумма квадратов отклонения:

где хjпредставляет собой измерения j-го объекта.

Кластерный анализ можно применять к интервальным датам, частотам, при группировке данных, моделировании рыночной конъюнктуры. Способ сравнения применяется в следующих случаях.

1. Сравнение фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить направление, динамику и темпы развития фирмы, оценить и спрогнозировать тенденцию дальнейших изменений.

2. Сравнение фактических данных с плановыми позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, которые в условиях рынка разрабатываются исходя из заключенных договоров и контрактов, спроса, предложения и степени конкуренции, сложившейся на рынке.

3. Сравнение фактических данных с данными других предприятий с целью определения рейтинга и разработки стратегии дальнейшего развития. С помощью таких сравнений появляется возможность оценки конкурентоспособности и имиджа фирмы, выявления слабых и сильных сторон его деятельности.

4. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них с целью обеспечения экономической и финансовой устойчивости фирмы.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции с предыдущей (анализ динамики (по годам) изменения показателей);

вертикальный анализ – определение структуры итоговых показателей, определение доли или удельного веса отдельных частей в результирующем показателе;

трендовый анализ – сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;

одномерный сравнительный анализ – сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей (комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, рейтинговая оценка предприятий).

Балансовый метод анализа получил название в результате выведения равенства двух итогов бухгалтерского баланса. Устанавливаемое балансовым методом равенство итогов показывает, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономические показатели и что связь между ними представлена правильно. Балансовый прием обеспечивает возможность изменения влияния на результативный показатель тесно связанных с ним факторов, при этом обобщающий показатель представляет собой алгебраическую сумму частных факторов. С помощью балансового приема изучают направления использования материалов на предприятии, эффективность использования оборудования, рабочего времени, определяют величину дебиторской и кредиторской задолженности. Например, для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Графический метод представляет собой построение графиков, которые позволяют получить наглядное представление о тенденциях изменения показателей и взаимосвязи показателей.

В экономическом анализе преимущественно используют диаграммы, которые по содержанию подразделяются на диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т. д.

В стратегическом анализе широко используется графический метод – «дерево решений». Он позволяет проследить последовательность стратегических решений при каждом возможном изменении отдельных факторов, особенно в условиях риска. Построение «дерева решений» начинается с предпроизводственной стадии (или на этапе зарождения) и продвигается вперед по времени через ряд последовательных событий. При каждом событии у «дерева» появляются ответвления, которые показывают каждое возможное направление действия до окончательных вариантов завершения данного решения.

Значение средних величин в экономическом анализе состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей и процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному, абстрагируясь от случайных, нетипичных явлений.

В аналитических расчетах применяют различные формы средних величин – средняя арифметическая простая, среднеквадратическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая моментного ряда и др. При их использовании следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. Поэтому при оценке экономических явлений необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

источник

Часть 2. Теория экономического анализа

Глава 1. Научные основы экономического анализа
1.1. Понятие анализа. Экономический анализ как наука и как вид практической деятельности
1.2. Место экономического анализа в системе экономической науки, его связь с другими науками
1.3. Сущность и содержание экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты
1.4. Принципы экономического анализа
1.5. Задачи экономического анализа
1.6. Экономический анализ как функция управления
1.7. Содержание теории экономического анализа
1.8. История и перспективы развития экономического анализа
Выводы
Вопросы для повторения
Тесты
Глава 2. Методология, методика и информационное обеспечение экономического анализа
2.1. Классификация методов экономического анализа
2.2. Методика экономического анализа
2.3. Информационные источники экономического анализа
2.4. Подготовка исходной информации и оформление результатов анализа
Выводы
Вопросы для повторения
Тесты
Глава 3. Неформализованные методы экономического анализа
3.1. Разработка системы показателей. Виды экономических показателей
3.2. Методы чтения бухгалтерской отчетности
3.3. Табличный метод
3.4. Графический метод
3.5.Методы экспертных оценок
Выводы
Вопросы для повторения
Тесты
Глава 4. Формализованные методы экономического анализа
4.1. Элементарные методы
4.1.1. Метод сравнения
4.1.2. Коэффициентный метод (метод расчета относительных величин)
4.2. Методы экономической статистики
4.2.1. Метод средних величин
4.2.2. Метод группировки
4.2.3. Методы обработки рядов динамики
4.3. Экономико-математические методы анализа
Выводы
Вопросы для повторения
Тренировочные задания
Тесты
Глава 5. Факторный анализ
5.1. Понятие и классификация факторов
5.2. Содержание факторного анализа. Виды факторных зависимостей
5.3. Математическая постановка прямой задачи детерминированного факторного анализа
5.4. Виды детерминированных факторных моделей
5.5. Метод цепных подстановок
5.6. Метод абсолютных разниц
5.7. Интегральный метод
Выводы
Вопросы для повторения
Тренировочные задания
Тесты
Глава 6. Виды экономического анализа
6.1. Особенности предварительного и последующего анализа
6.2. Характеристика и особенности анализа хозяйственной деятельности предприятия
6.2.1. Формы организации АХДП
6.3. Особенности внутреннего и внешнего анализа хозяйственной деятельности
Выводы
Вопросы для повторения
Тесты
Примерный перечень вопросов к экзамену
Словарь терминов и сокращений
Список рекомендованных источников

Глава 1. Научные основы экономического анализа

1.1. Понятие анализа. Экономический анализ как наука
и как вид практической деятельности

Анализ – термин греческого происхождения, и буквально он означает «разделять», «расчленять». Термин «анализ» используется в разных значениях. Во-первых, это универсальный способ познания сущности явлений и процессов, один из многих других способов научного исследования, таких, как наблюдение, сравнение, эксперимент, обобщение, абстрагирование и т. д. Во-вторых, под анализом понимают процедуру исследования (например, исследование состава крови пациента). Кроме того, термин «анализ» используется для обозначения разделов разных наук. Например, есть раздел математики «Математический анализ».

Анализ как метод познания – это расчленение, разложение (зачастую мысленное) объекта исследования на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие с целью изучения объекта по частям. Анализ применяется к сложным объектам изучения, познание которых целиком затруднено.Анализ всегда дополняется синтезом – обобщением знания об отдельных составляющих в единое представление обо всем объекте исследования.

Изучение явлений природы, общественной и экономической жизни невозможно без анализа. Так, для понимания сущности прибыли требуется знать ее составляющие: доходы и расходы, из которых и складывается экономическая категория прибыли. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования прибыли. Аналогичных примеров можно привести очень много.

Один анализ не может дать полного представления об изучаемом объекте или явлении без синтеза, то есть без установления связей и зависимостей между его составными частями. При изучении прибыли нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие доходов и расходов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают завершенное изучение объектов исследования.

Понятие анализа как раздела науки или самостоятельной науки возникло в историческом процессе дифференциации (разделения) знаний. Анализ как наука(или ее раздел) – это область научных знаний, в которой основным методом исследования является анализ. Разделы, именующиеся аналитическими, имеются во многих научных дисциплинах. Есть математический, химический, лингвистический анализ как разделы соответствующих наук. В некоторых случаях эти разделы выделились в самостоятельные науки. Так произошло с экономическим анализом.

Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития рыночных отношений, а именно во второй половине XIX в. Обособление экономического анализа в самостоятельную науку произошло несколько позже – в первой половине XX в. Становление экономического анализа как науки обусловлено рядом объективных требований и условий.

Во-первых, это связано с развитием экономической науки вообще. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации экономических наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика и пр. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако вышеназванные науки на определенном этапе развития не могли обеспечить все запросы практики, в связи с чем возникла необходимость выделения экономического анализа в самостоятельную отрасль знаний.

Во-вторых, это практическая потребность в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты и прикидки, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц, в условиях развития финансовых рынков, появления новых финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и тому подобное), в условиях постоянного увеличения скорости экономических процессов. Без точного, оперативного и всестороннего анализа стало невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения в условиях реального масштаба времени. Еще больше важность экономического анализа возрастает в условиях глобализации экономики и в связи с переходом к постиндустриальному этапу экономического развития.

Из вышесказанного очевидно, что экономический анализ представляет собой не только самостоятельную науку, но является также сферой практической деятельности. Участники фондового рынка с помощью экономического анализа прогнозируют курсы ценных бумаг, управленцы планируют и оценивают результаты деятельности организаций и отраслей экономики. Специалисты банков используют анализ для оценки кредитоспособности заемщиков, инвесторы – для оценки эффективности инвестиционных проектов, маркетологи – для оценки товаров и рынков. Экономический анализ является инструментом оценки доходности ценных бумаг и измерения экономических рисков. Даже на бытовом уровне он необходим – например, для выбора наиболее выгодного вида вклада в банке для помещения своих сбережений.

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Таким образом, можно сказать, что экономический анализ – это практическая деятельность, которая направлена на обоснование участниками экономической деятельности различных решений, в первую очередь управленческих и инвестиционных. Эта деятельность базируется на знании экономической теории, на владении методами, методиками и процедурами экономического анализа как науки, а также на знании и соблюдении требований, предъявляемых бизнесом к аналитической информации.

1.2. Место экономического анализа в системе
экономической науки, его связь с другими науками

Для того чтобы определить, какое место занимает экономический анализ в системе экономических наук, напомним их классификацию.

Прежде всего, научные экономические дисциплины делятся на теоретические и прикладные.

К общетеоретическим, фундаментальным наукам относятся экономическая теория (политическая экономия) и история экономических учений. Их предмет исследования – экономические, производственные отношения и производительные силы в совокупности. Кроме того, существуют более узкие теоретическиедисциплины: теория бухгалтерского учета, теория управления и т. п. К этим наукам относится и теория экономического анализа.

В отличие от этой группы, остальные науки в экономике – конкретно-экономические, прикладные:

отраслевые – экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и т. д.;

территориальные (региональные) – мировое хозяйство и международные экономические отношения, экономика развитых капиталистических стран, экономика развивающихся стран и др.;

специальные – финансы, денежное обращение, кредит, экономика труда и др.;

учетно-аналитические(или, как их называют по-другому, управленческие функциональные) – бухгалтерский учет, статистика и эконометрика, экономический анализ, планирование, контроллинг;

смежные с экономикой науки – история народного хозяйства, экономическая география, экономика природопользования, экономика народонаселения и демография, экономическая кибернетика и др.

Роль экономического анализа, как и статистики – в переработке информации, собранной в системе учета, что и определило его место в системе экономических наук.

Экономический анализ тесно связан с рядом экономических и других дисциплин, знание которых необходимо для квалифицированного проведения анализа.

В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, нужно выделить экономическую теорию, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь, экономический анализ определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.

Аналогичным образом проявляется связь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий экономический анализ деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли. В свою очередь, результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта и т. д. Тем самым, анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отраслей в целом.

Экономический анализ тесно связан с планированием и управлением экономикой. В анализе широко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономики и методику планирования производства анализируемого предприятия. В то же время, научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку именно бухгалтерский учет обеспечивает большую часть системы экономической информации организаций. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые данные и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы обеспечить анализ качественной информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей аналитичности бухгалтерского учета и отчетности периодически изменяют формы и содержание учетных регистров, порядок документооборота и т. д.

Бухгалтерский учет и балансоведение, как уже было сказано выше, являются источниками возникновения экономического анализа. Его простейшие приемы позаимствованы из балансоведения и поэтому иногда их называют бухгалтерскими.

Тесная взаимосвязь проявляется между анализом и аудитом. Главной целью аудита является оценка достоверности отчетной бухгалтерской информации, используемой для анализа и контроллинга деятельности предприятия. В то же время, в процессе аудита широко используются аналитические процедуры для доказательства достоверности учета и отчетности и диагностики экономического положения аудируемой организации.

Анализ является основным методом исследования рынков и продвижения на них товаров. В процессе развития маркетинга как науки им был наработан целый арсенал специфических методов анализа, которые составляют отдельный раздел методов экономического анализа.

Экономический анализ тесно связан также с теорией финансов, финансами предприятий, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. В свою очередь, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на производство. Экономический анализ и финансовый менеджмент пользуются одними и теми же показателями и методами их обработки.

Для комплексного изучения всех сторон деятельности субъектов хозяйствования в анализе используются также данные статистического учета и отчетности. Выполнение аналитических расчетов, построение таблиц, группировок, графиков и так далее требуют знания методов экономической статистики. В свою очередь, данные анализа используются статистикой для установления тенденций и закономерностей массовых экономических явлений.

Среди наук неэкономического направления, связанных с экономическим анализом, в первую очередь нужно выделить технологические и математические.

Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению.

Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики и новых компьютерных технологий. Использование в экономических исследованиях математических методов и современных компьютерных технологий существенно повысило их уровень. Экономический анализ стал более точным, глубоким и комплексным, благодаря экономико-математическим методам он может проводиться в режиме реального времени, охватывать большое количество объектов, использовать и перерабатывать огромные массивы информации.

Таким образом, экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась на стыке ряда наук, объединив отдельные их элементы. В свою очередь, достижения экономического анализа широко используются другими науками. Совокупность наработанных и заимствованных экономическим анализом методов применяется специалистами всех сфер экономики для обоснования своих решений.

1.3. Сущность и содержание экономического анализа,
его предмет, объекты и субъекты

Объектамиизучения экономического анализаявляются любые процессы и явления экономической природы, а также субъекты экономических отношений. Для участников фондового рынка в процессе анализа объектом являются ценные бумаги и другие финансовые инструменты, для управленцев – отдельные хозяйствующие субъекты или отрасли экономики, для маркетологов – товары и рынки. Объектами экономического анализа могут быть процесс производства продукции, инвестиции, риски, инфляция и т. д., и т. п. В учебном процессе студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» преимущественно изучается разновидность экономического анализа, объектом которой является хозяйственная деятельность предприятия. Соответственно, эта разновидность анализа носит название «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» (АХДП).

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с определенной целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки понимает какую-либо часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения. Предметом той или иной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.

Экономическая деятельность и те процессы, которые ее составляют, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, менеджмента, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т. д. При этом наука «Экономика» изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельной организации. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств организации и результаты ее деятельности.

Экономический анализ также представляет собой самостоятельную науку, имеющую свой предмет, целевую направленность, собственный метод и методику, способы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа.

Содержательная сторона экономического анализа как науки представлена системой специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, результатов экономической деятельности, тенденций ее развития, обоснованием оценок и методик выявления положительных и отрицательных факторов, а также с умением выбрать эффективное решение в условиях неопределенности и риска. Методы экономического анализа являются инструментом обоснования управленческих, инвестиционных и других решений в экономической сфере.

Определение предмета любой науки – одна из сложных методологических проблем. Далеко не сразу удается найти формулировку предмета, не вызывающую возражений и одинаково приемлемую для всех исследователей. Это относится и к экономическому анализу. В специальной литературе можно встретить разные формулировки предмета экономического анализа.

Самый простой подход был разработан в эпоху социалистического хозяйствования, когда экономический анализ существовал практически в единственной своей разновидности – как анализ хозяйственной деятельности предприятия. Этот подход подразумевал, что предметом анализа является использование предприятием своих материальных и трудовых ресурсов в процессе выполнения разработанных вышестоящими органами производственных планов.

В настоящее время существует несколько научных школ экономического анализа. Представителями этих школ в качестве предмета экономического анализа указываются:

– хозяйственная деятельность организации;

– детализированный состав объектов анализа;

– результаты деятельности и цели анализа;

– изменения хозяйственных процессов;

– причинно-следственные связи экономических процессов.

Почти во всех определениях внимание акцентируется на каком-либо одном или нескольких объектах (хозяйственных процессах), избираемых в качестве предмета анализа. Необходимо отметить, что определения, имеющие в своей основе ссылку только на объекты анализа, не дают возможности выделить наиболее существенные стороны, которые данная наука изучает (в отличие от других наук, имеющих подчас тот же объект исследования). Поэтому мы считаем, что в качестве предмета экономического анализа следует рассматривать причинно-следственные связи экономических отношений, зависимости между предпосылками и результатами экономической деятельности. Действительно, все задачи экономического анализа сводятся к одной из двух разновидностей:

– нахождение (прогнозирование) возможных результатов по известным исходным условиям (факторам, предпосылкам);

– выявление и измерение причин (факторов), которые привели к наблюдаемым результатам.

Например, в задаче определения доходности ценной бумаги аналитику известны исходные условия инвестирования в данную бумагу (цена приобретения, срок инвестирования, величина и периодичность выплат доходов по ней и так далее), и он рассчитывает доходность как будущий результат от инвестиции. В ситуации, когда сотрудники планового отдела определяют, по каким причинам не были достигнуты запланированные значения экономических показателей организации, они, по сути, решают аналитическую задачу, в которой результат известен, а по нему определяются факторы, которые к этим результатам привели.

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом экономического анализа. Поэтому важнейшими задачами этой науки являются разработка и систематизация методов (приемов, способов) изучения причинно-следственных связей. Именно использование методов экономического анализа дает возможность объективно оценивать характер этих взаимосвязей, точно измерять количественные параметры факторов, оказывающих влияние на изменение показателей, и на этой основе разрабатывать и принимать обоснованные эффективные решения.

Исходя из этого, предмет экономического анализа можно определить как причинно-следственные связи в экономике и методы их изучения.

Таким образом, экономический анализ – это прикладная экономическая наука о причинно-следственных связях в развитии различных явлений в экономике, в различных экономических процессах и в деятельности субъектов экономических отношений, а также о методах их изучения и измерения.

Субъектами экономического анализа называют его исполнителей и пользователей результатов анализа. В одних случаях они соединены в одном лице, а в других – разделены. Так, специалист-плановик, который проводит анализ для обоснования цифр плана, и затем сам формирует план, является одновременно и исполнителем, и пользователем анализа. Если же анализ проводится специалистом консалтинговой фирмы для клиента, который на основании результатов анализа собирается выбрать объект для инвестиций, то здесь специалист – исполнитель, а клиент – пользователь результатов анализа.

Субъекты анализа хозяйственной деятельности предприятия достаточно многочисленны. Их интересы различны, а часто и противоположны. Тем не менее, существует один важный признак, который позволяет разделить всех их на две большие группы. Этим признаком является доступ к информационным потокам предприятия.

Одни лица, проводя анализ или контролируя его проведение, могут получать любую информацию, касающуюся прошлого, текущей деятельности и перспектив предприятия, в том числе информацию, составляющую коммерческую и государственную тайну, а также конфиденциальную информацию. Такая закрытая информация называется внутренней, и, соответственно, ее пользователи называются внутренними субъектами анализа. Другим лицам приходится довольствоваться лишь сведениями из публичных (общедоступных) источников. Прежде всего, это годовая бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, а также информация о предприятии, которую сочли возможным опубликовать или иным образом раскрыть ее внутренние пользователи. Такие субъекты анализа называются внешними. Основные группы внешних и внутренних субъектов анализа хозяйственной деятельности организаций представлены в табл. 1.1.

Первыми среди внутренних субъектов анализа следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. Пожалуй, руководителям доступен наибольший объем внутренней информации по сравнению со всеми остальными внутренними субъектами анализа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник