Меню Рубрики

Экономический анализ как многоцелевая функция управления

Экономический анализ как функция управления. Роль экономического анализа в системе стратегического и оперативного управления.

Анализ на макро- и микроуровне

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Экономический анализ на макроуровне – это исследование и оценка крупномасштабных экономических явлений и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами макроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.

Для макроэкономических исследований, как и для других наук, характерно применение комплекса методов.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно- функциональный анализ и др.

Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются агрегирование и моделирование.

Агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин).

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

Макроэкономическое агрегирование распространяется, прежде всего, на субъекты экономики, которые группируются в четыре сектора экономики:

1. сектор домашних хозяйств;

2. предпринимательский сектор;

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Множество рынков на макроуровне включает следующие типы:

1. рынок товаров и услуг (рынок благ);

3. рынок факторов производства.

Моделирование – это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.

Оно позволяет получить достаточно полное представление о характере происходящих в экономике процессов, определить тенденции их развития.

В макроэкономике используется множество экономико-математических моделей, которые можно классифицировать следующим образом:

— абстрактно-теоретические и конкретно-экономические;

— краткосрочные (цены на некоторые товары и услуги не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса) и долгосрочные (цены гибкие и реагируют на изменение спроса и предложения);

— линейные и нелинейные (характер взаимосвязей элементов);

— закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия сектора «остальной мир» на национальную экономику);

— равновесные и неравновесные;

— статические (все экономические показатели привязываются к определенному моменту времени) и динамические (рассматривается временная взаимосвязь экономических показателей).

В моделях используются различные экономические переменные. Прежде всего, их можно разделить на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние) переменные представляют исходную информацию. Они задаются до построения модели. Обычно в качестве экзогенных параметров в макроэкономических моделях выступают государственные расходы, ставки налогообложения и величина предложения денег.

Эндогенные (внутренние) переменные формируются внутри модели и определяются в ходе расчетов по модели. К числу эндогенно определяемых параметров относятся объемы занятости и выпуска, уровни инфляции и безработицы и т. д.

Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени: переменные запаса и переменные потока.

Переменные потока характеризуют передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности. Переменные потока отражают течение экономических процессов во времени (в течение месяца, квартала, года). Примерами потоковых величин являются расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, экспорт, импорт и др.

Переменные запаса представляют накопление и использование ценностей субъектами. Они характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату,
например, на начало или конец года. К переменным запаса относятся накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и др.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: потоки вызывают изменения в запасах. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Экономический анализ на микроуровне – это анализ, который проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучением маркетинговых мероприятий, соотношением спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.

Анализ на микроуровне наполняется конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их подразделений, владельцев-собственников. К его задачам следует отнести:

— обоснование и выполнение бизнес-плана предприятия;

— анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым результатом, за определенный отрезок времени;

— анализ возможностей производства и сбыта;

— выявление внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт;

— анализ соотношения спроса и предложения;

— анализ затрат живого и овеществленного труда;

— анализ рационального использования ресурсов производства;

— анализ занятости трудоспособных на предприятии;

— анализ конечных финансовых результатов;

— анализ коммерческого риска и влияние на него внешних факторов.

Содержание сформулированных задач анализа и их реализация определяют его значение в хозяйственной жизни предприятия. На основе анализа прогнозируются возможности развития экономических процессов, которые учитываются в составляемых бизнес-планах, повышая их научную обоснованность.

Список использованных источников

1. Баканов Н. И. Экономический анализ: ситуации, тесты, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование – М.: Финансы и статистика, 2012. – 558 с.

2. Башкатова Ю. И. Финансовый анализ как основа принятия управленческих решений / Ю. И. Башкатова, Т. А. Яремская // Молодой ученый. – 2014. – №6.2. – С. 8-10.

3. Герасимова Е. Б., Игнатова Е. А. Экономический анализ. Задания, ситуации, руководство по решению. – М.: Форум, 2014. – 176 с.

4. Ковалёв В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика. 2012. – 559 с.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Савицкая Г. В. – М.: Новое знание, 2011. – 408 с.

6. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для вузов / Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 639 с.

7. Цацулин А. Н. Экономический анализ. Учебник. Спб.: Питер, 2014. – 704 с.

8. Факторный анализ, его виды и методы // afdanalyse.ru / [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2015. – Режим доступа: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/faktornyj_analiz_1/11-1-0-42, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 15.04.2015 г.)

Экономический анализ как функция управления. Роль экономического анализа в системе стратегического и оперативного управления.

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции заключается в оценке деятельности предприятия, определении факторов, влияющих на отклонение от планируемых показателей (либо показателей прошлого периода), установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ как функция управляющей системы включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, возмущающих причин, путей их устранения.

Экономический анализ необходим на всех стадиях подготовки и принятия управленческого решения, особенно на этапах формирования цели, выработки решения, отбора лучшего его варианта и при обсуждении результатов реализации решения. Экономический анализ всегда служит целям управления как средство обоснования управленческих решений, совершенствование его методов определяется потребностями управления.

Роль экономического анализа состоит в том, что на его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.

Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он:

— позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;

— способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;

— способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;

— воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. Напротив, те предприятия, на которых хорошо поставлен анализ, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

Важная роль анализа состоит также в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени.

Объективная оценка экономических результатов деятельности работников, доли каждого рабочего в общих экономических результатах деятельности предприятия создает основу для разработки системы материального поощрения работников.

Значение экономического анализа как функции управления заключается в организации и применении такой системы экономического анализа, которая обеспечивала бы научное управление производством и на его основе — эффективное управление деятельностью.

Экономический анализ в системе управления позволяет:

1) оценить место предприятия на рынке данного товара (определить организационно-технические возможности предприятия; выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка);

2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов;

3) оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;

4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;

5) выработать стратегию управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;

6) определить политику ценообразования;

7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Как функция управления, экономический анализ может выходить за пределы предприятия, становясь функцией управления отраслями промышленности.

2. Сущность, задачи и содержание экономического анализа.

Экономический анализ, в отличие от других экономических дисциплин, имеет целью выявить условия, при которых осуществлялась хозяйственная деятельность, и влияние на результаты этой деятельности. Поэтому объектами экономического анализа являются все направления деятельности, а также другие процессы, связанные с ней, состояние средств предприятия. Объекты и сущность экономического анализа зависят от изучаемых вопросов, характера сравнений, периодичности и сроков проведения.

Сущность экономического анализа заключается в:

-исследовании экономических процессов в их взаимосвязи;

-научном обосновании бизнес-планов и оценкой их выполнения;

-выявлении положительных и отрицательных факторов и количественном измерением их действия;

-раскрытии тенденций развития предприятия, определении неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

-принятии оптимальных управленческих решений.

Содержание экономического анализа вытекает из его функций:

-изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предпринимательства;

-научное обоснование текущих и перспективных планов;

-контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;

-поиск резервов повышения эффективности производства;

-оценка результатов работы предприятия по выполнению планов, оценка использования имеющихся возможностей;

-разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Задачи экономического анализа определяются его значением, содержанием и предметом:

-Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, основанное на ретроспективном анализе деятельности.

-Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов на основе данных учета и отчетности.

-Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и т. д.

-Контроль за оценкой конечных финансовых результатов.

-Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса).

-Испытание оптимальности управленческих решений.

В зависимости от аспектов исследования выделяют финансово-экономический и технико-экономический анализ Финансово-экономический анализ направлен на раскрытие сущности финансовых показателей (реализации, прибыли, рентабельности) в их связи с производственными. Для выявления влияния факторов техники, технологии, организации производства, качества продукции на изменения финансовых показателей используют технико-экономический анализ, направленный на изучение технико-производственных показателей (использование техники, материалов, сырья, качества продукции, производительности труда). Результаты технико-экономического и финансово-экономического анализа должны быть тесно по вязаные их используют для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения) в целом и определения его резервов.

Читайте также:  Как выглядит анализ на маркеры гепатита

В зависимости от рассматриваемых вопросов выделяют полный и тематический анализ Полный экономический анализ охватывает все характеристики исследуемого объекта, а тематический проводят, рассматривая узкий круг вопросов, определенные характеристики. Целью тематического анализа является выявление, использования (с учетом того или иного показателя) и определение возможных резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности. Примером тематического анализа может быть анализ производительности труда, качества выпускаемой продукции, реализации продукции и т.д.

В зависимости от масштабов изучения резервов объектов, которые сравниваются, экономический анализ бывает внутрицеховой, внутризаводской, отраслевой и межотраслевой. Для оценки работы отдельных цехов и служб и отметить их влияния на общие показатели предприятия проводят внутризаводской экономический анализ. Его результаты позволяют выявить передовые и и отстающие подразделения Межзаводской отраслевой и межотраслевой анализ проводят, используя сводные отчеты хозяйственных объединений Основной задачей таких видов анализа является выявление влияния полученных результатов работы отдельных предприятий промышленного объединения, в состав которого они входят. Сравнительный анализ, который проводят, изучая показатели передовых и отстающих предприятий, способствует распространению ню передового опыта, выявлению и использованию резервов каждого из таких предприятий.

Любой анализ проводят с определенной периодичностью. Выделяют ежедневный, декадный, месячный, квартальный и годовой анализы.

Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность конкретных предприятий, их структурных подразделений, объединений, министерств и ведомств, направленная на выполнение плана и его эффективность, отраженная в системе показателей плана, учета и отчетности и других источниках информации.

Объектами экономического анализа, согласно определению его предмета, есть все направления деятельности предприятий, которые отображаются с помощью системы показателей, характеризующих состояние экономики и эффективности производств.

При проведении анализа возникает необходимость установить, с помощью каких показателей можно дать полную характеристику того или иного объекта анализа и выявить факторы, обусловившие положительные или негативные результаты деятельности.

Система показателей экономического анализа непосредственно связана с системой показателей планирования, но не тождественна последней Количество показателей, необходимое для полного анализа и характеристики объекта всегда будет больше, чем количество показателей планирования.

Заметим, что система показателей экономического анализа, как и показателей планирования, требует постоянного совершенствования

В процессе проведения экономического анализа важно, чтобы задачи были четко сформулированы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

источник

Управление представляет собой процесс активного воздействия управляющего органа на развитие управляемого объекта с целью обеспечения его эффективного функционирования.

Сущность управления раскрывается в его функциях. Основными функциями управления являются планирование, учет, анализ и регулирование.

Каждая из функций может быть разделена на более мелкие элементы или подфункции. Например, в функции планирования можно выделить: проектирование, прогнозирование и др.

Планирование обеспечивает разработку направлений и параметров развития управляемого объекта для достижения поставленной цели.

Учет обеспечивает постоянное создание, накопление, классификацию и обобщение необходимой информации. Эта информация должна достоверно и полно отражать фактические процессы, происходящие в управляемом объекте, и их результаты.

Анализ обеспечивает качественную и количественную оценку происходящих динамических изменений и отклонений от нормативных и плановых параметров управляемого объекта.

Анализ позволяет вовремя увидеть возникновение и развитие как нежелательных, так и прогрессивных явлений.

С помощью анализа вскрываются неиспользованные внутренние резервы повышения эффективности деятельности организации и резервы, дополнительно возникающие в новых ситуациях, а также разрабатываются варианты управленческих решений, которые позволяют затормозить развитие нежелательных и создать благоприятные условия для развития прогрессивных явлений и фактов. Именно анализ является базой для регулирования.

Регулирование обеспечивает принятие управленческих решений, а также их исполнение на базе результатов анализа.

Все функции управления тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности представляют процесс управления.

Сущность, критерии и классификация показателей эффективности

Эффективность есть результативность хозяйствования. Следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность».

Экономический эффект – абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами (капиталом), использованными для достижения этого эффекта.

Таким образом, экономическая эффективность отражает связь между результатом деятельности и затратами (ресурсами, капиталом), произведенными (примененными) для получения этого результата.

Экономическая эффективность выражается относительными показателями, рассчитываемыми исходя из абсолютных характеристик результата и затрат (ресурсов, капитала).

Критерий эффективности в экономической литературе формулируется по-разному:

— максимум результата при оптимальной величине затрат;

— максимум результата при минимуме затрат;

— максимум результата на единицу затрат;

— минимум затрат на единицу результата.

Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является получение прибыли, то в качестве критерия экономической эффективности выступает прежде всего максимизация прибыли на единицу капитала (ресурсов).

Рассмотрим некоторые существенные моменты, связанные с оценкой эффективности.

  • Оценка эффективности может производиться на уровне:

— народного хозяйства, субъекта Федерации, региона, отрасли. Показатели, используемые здесь, принято условно называть глобальными или народнохозяйственными;

— организаций, их подразделений, сегментов и т.п. Показатели, используемые здесь, принято называть локальными.

В настоящих методических рекомендациях рассматриваются вопросы расчета и анализа локальных показателей, т.е. показателей эффективности деятельности организации.

  • При расчете показателей эффективности результат деятельности может быть выражен:

— производственным результатом, т.е. объемом произведенной продукции (работ, услуг), а также величиной выручки от ее продажи;

— финансовым результатом, т.е. валовой прибылью, прибылью от продаж, прибылью до налогообложения, чистой прибылью и другими расчетными показателями прибыли.

  • При оценке эффективности деятельности организации возможны затратный и ресурсный подходы1.

Затратный подход к определению показателей эффективности состоит в том, что при их расчете результат соотносится с текущими затратами ресурсов, обеспечившими получение этого результата.

При ресурсном подходе результат соотносится с величиной не затраченных, а примененных ресурсов в процессе создания результата.

Исходя из обозначенных двух подходов к характеристике результативности, различают показатели эффективности затратного и ресурсного типов (видов).

  • В зависимости от целей аналитического исследования и решаемых для их достижения задач могут быть рассчитаны:

— обобщающие показатели эффективности, которые характеризуют эффективность деятельности организации в целом. При расчете обобщающих показателей учитываются весь совокупный результат и все совокупные затраты (ресурсы) организации;

— частные показатели эффективности, которые характеризуют эффективность использования какого-либо отдельного вида ресурса или эффективность деятельности какого-либо отдельного подразделения организации, и т.п. При расчете частных показателей учитываются результат и затраты (ресурсы), соответствующие объекту расчета эффективности.

Здесь же отметим, что объектом расчета и оценки эффективности наряду с вышеприведенными могут быть и новая техника, и капитальные вложения, и отдельные организационно-технические мероприятия, и отдельный вид деятельности, и отдельный сегмент, и отдельная операция (сделка) и т.п.

Полноценная оценка эффективности деятельности организации, как правило, предполагает расчет и анализ как обобщающих, так и частных показателей эффективности.

· Принято рассчитывать не только фактически сложившийся уровень эффективности, но и производить расчеты эффективности на стадиях бизнес-проектирования и бизнес-планирования. Отсюда показатели эффективности могут быть проектными, плановыми и фактическими. Их наличие существенно расширяет аналитические сравнения при оценке эффективности деятельности организации.

· Как уже говорилось, экономическая эффективность выражается относительными показателями, которые по способу (технике) их расчета могут быть:

— прямые, рассчитываемые как отношение результата к затратам (ресурсам). Естественно, чем выше уровень прямого показателя эффективности, тем выше результативность деятельности;

— обратные, рассчитываемые как отношение затрат (ресурсов) к результату. Соответственно, чем выше уровень обратного показателя эффективности, тем ниже результативность деятельности.

В обобщенном виде характеристика групп (видов) показателей эффективности, систематизированная по рассмотренным выше признакам, дана в табл. 3.

Классификация показателей эффективности деятельности

источник

Содержание экономического анализа вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления организацией, где занимает одно из центральных мест (см. рис. 1.1). Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности организации, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития организации и деятельности каждого ее члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обеспечение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов производственных процессов.

Экономический анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процесс его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других организаций и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности: выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежит экономическому анализу в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция – контроль за выполнение планов и подготовка информации для их обоснования – не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов.

Большая роль отводится анализу в определении и использовании повышения эффективности производства. Он содействует активизации инновационной деятельности, направленной на экономное использование ресурсов, выявление и внедрение передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждение излишних затрат, недостатков в работе и т. д. В результате этого укрепляется экономика организации, повышается эффективность ее деятельности.

Роль анализа как средства управления производством на современном этапе возрастает. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства, обострением внутренней и внешней конкуренции, повышающейся ответственностью за последствия принимаемых управленческих решений и др.

В этих условиях руководитель организации не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1.3. Экономический анализ как функция управления

Место экономического анализа в системе управления организацией упрощенно можно отразить следующей двухблочной схемой (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Место экономического анализа в системе управления организацией

Как видно из схемы, экономический анализ занимает промежуточное место в системе управления – между бухгалтерским учетом и регулированием предпринимательской деятельности.

Если функцией учета являются сбор и накопление информации, то преобразование этой информации для раскрытия сущности явлений и причин их изменения с целью принятия научно обоснованных управленческих решений и последующего регулирования производства – задача экономического анализа.

1. Социализм и экономический анализ Историческое поражение социализмаКрушение социализма в странах Восточной Европы было историческим событием огромной важности, к тому же оно застало врасплох большинство специалистов по экономической теории. Проблема не только в

Читайте также:  Какие анализы можно сдавать после антибиотиков

Глава 1. Внутренний аудит как функция системы управления Внутренний аудит как профессия существует в России уже более 10 лет. В настоящий момент число членов российского представительства Института внутренних аудиторов превышает 2500, а число сертифицированных аудиторов

31. Социально-экономический анализ Определяются задачи социально-экономического статистического анализа экономическим содержанием и основными функциями кредита как экономической, финансовой и социальной категории и его ролью в ходе кредитования юридических и

1.1. Планирование как функция управления Под общей экономической политикой предприятия понимаются цели, на которые направлена ее деятельность. Прежде чем начать какое-либо дело, руководитель предприятия должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими

5. Экономический анализ в 30-е гг. XX в Строительство крупных предприятий, рост потребительской кооперации, расширение торговли, создание коллективных хозяйств на селе поставили перед учетом, контролем и экономическим анализом ряд принципиально новых задач, связанных с

6. Экономический анализ в 40-е гг. XX в Большое значение для развития экономического анализа имели публикации Методических указаний по проверке и анализу финорганами балансов и годовых отчетов (1938) и выход сборника «Консультации по вопросам проверки и анализа годовых

9. Экономический анализ в 50-е гг. XX в Повышенное внимание к анализу балансов и отчетов в послевоенный период объясняется тем, что в 1951 г. Совет Министров СССР утвердил новое положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных общественных

15. Экономический анализ как наука Под наукой в широком смысле слова понимается совокупность знаний о природе, обществе и мышлении.Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:1) с исследованием экономических процессов в их

23. Экономический анализ и контроллинг Контроллинг как самостоятельная функция управления стал формироваться в крупных компаниях в середине XX в. и обеспечил существенный эффект, прежде всего, через оптимизацию производственных программ с ориентацией на разные

25. Экономический анализ и планирование Каждое предприятие в рыночных условиях должно начинать свое дело с тщательно разработанного и научно обоснованного бизнес-плана, составление которого начинается с обстоятельного анализа самой идеи начинаемого «дела», с оценки

26. Экономический анализ и математика Связь экономического анализа и математики определяется тем, что той и другой области знаний свойственно изучение количественных отношений.Применение математики в экономических исследованиях и расчетах распространяется в первую

28. Экономический анализ-аудит Переход к рыночной экономике обусловил появление новой для нас отрасли научных знаний и практической деятельности, с которыми прежде мы не встречались. Это – аудит. Слово «аудит»» (от латинского audio) означает в буквальном переводе «он

30. Функция управления Управление предприятием заключается в целенаправленном воздействии управляющей системы на управляемый объект для достижения поставленной цели.В сфере управления закономерности проявляются статистически, иными словами, расчетные значения

105. Комплексный экономический анализ Комплексный экономический анализ предусматривает изучение не только экономической стороны производства, но и технической, а также социальных и природных условий и их взаимосвязей с производством.Комплексный экономический анализ

источник

На основе проведенного анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ предшест­вует решениям и действиям, обосновывает их и является базой на­учного управления производством, обеспечивает его объективность экономическую и социальную эффективность. Поэтому экономиче­ский анализ следует рассматривать как функцию управления, обес­печивающую научность принятия управленческих решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществить эти функции. Данные анализа необходимы в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, для про­верки и объективной оценки выполнения планов. Утверждение планов для предприятий и структурных подразделений по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечива­ют развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих пла­нов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выяв­ляются и учитываются дополнительные резервы хозяйственной дея­тельности.

Анализ служит средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчи­вается анализом результатов деятельности предприятия. Он позво­ляет повысить уровень планирования, сделать его научно обосно­ванным. Анализ способствует определению и использованию резер­вов повышения эффективности производства. Он содействует эко­номному использованию ресурсов, выявлению и внедрению пере­дового опыта, научной организации труда, новой техники и техно­логии производства, предупреждению излишних затрат, других не­достатков и упущений в работе. В результате укрепляется экономи­ка предприятия и повышается эффективность производства.

Таким образом, экономический анализ является важным эле­ментом в системе управления производством, действенным средст­вом выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления ежегодно возрастает. Это обусловлено многими обстоятельствами как внутрихозяйст­венного, производственного характера, так и изменениями во внешней среде: необходимостью неуклонного повышения эффек­тивности производства в связи с удорожанием сырья, материалов, услуг, а также повышением науко- и капиталоемкости производ­ства; отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; созданием и развитием новых форм хозяйствования в связи с экономическими преобразованиями отношений собственности.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчиты­вать только на собственные знания, опыт, интуицию. Его управ­ленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе, учиты­вающем все стороны хозяйственной деятельности. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными и оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое меро­приятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли экономиче­ского анализа, ошибки в планах и управленческих действиях нано­сят предприятию значительные материальные и финансовые поте­ри. И наоборот, учитывая и используя в практике данные анализа, предприятия улучшают результаты работы и повышают экономиче­скую эффективность деятельности. В зависимости от конкретных целей анализа используют различные экономические показатели, которые позволяют качественно и количественно оценить деятель­ность организации. Их можно классифицировать на показатели, ха­рактеризующие экономический потенциал организации, и показа­тели, характеризующие хозяйственную деятельность.

К первым относятся активы организации, объемы продаж, ва­ловая или чистая прибыль, численность занятых. Для более под­робного изучения экономического потенциала организации исполь­зуют показатели, отражающие состояние основного капитала, ко­личество и стоимость произведенной продукции, рынки ее сбыта и положение предприятия на нем, характеристику производственной инфраструктуры предприятия, размеры капиталовложений, расходы на научно-исследовательские мероприятия.

Хозяйственную деятельность оценивают по издержкам произ­водства, источникам поступления средств, направлениям их ис­пользования. Это позволяет определить целесообразность тех или иных вложений, причины образования задолженности, направления сотрудничества с покупателями и заказчиками и развития предпри­ятия в целом.

источник

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Анализ на макро и микроуровне

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Экономический анализ на микроуровне- это исследование оценка крупномасштабных экономических явления и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами микроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.

Экономический анализ на микроуровне- это анализ, проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучение маркетинговых мероприятий, соотношения спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.

Состав и содержание анализа на микроуровне значительно расширяется. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменилось за счет увеличения удельного веса вне учётных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков, товаров, услуг, их конкурентоспособность, процентных ставок, котировок валюты и т.д.

Расчет абсолютных и относительных показателей как метод экономического анализа

Исследование показателей и экономических явлений проводят с помощью абсолютных и относительных величин. С абсолютных величинначинается экономический анализ. Абсолютные величины используются в качестве базы сравнения, для расчета средних и относительных величин. К абсолютным величинам относят объем выпуска продукции, расход топлива, сумма выручки от реализации, сумма прибыли, численность персонала и т.д. Относительные показатели используются для оценки степени выполнения бизнес-плана, динамики, структуры, эффективности, интенсивности и т.д. Они представляют собой отношение одной величины к другой. Они определяются как отношение абсолютного показателя к базисному значению или как соотношение двух разнородных показателей.

Фондорентабельность

Фондоотдача ОС

Фондоемкость

Экономический анализ использования производственной мощности:

Общий коэф ПМ

Тэ–эффективный фонд времени работы предприятия (цеха); t – трудоемкость изготовления единицы продукции.

2)интенсивный коэф ПМ=

3)экстенсивный коэф ПМ=

Факторный анализ

На величину прибыли организации оказывают влияние раз­ные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить c помощью методов факторного анализа. А другие оказывают кос­венное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только c определенной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:

Это факторная модель аддитивного вида.

ПБ – прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

Под – прибыль от обычной деятельности;

Пч – чистая (нераспределенная) прибыль.

Анализ динамики длительности операционного цикла организации, и ее влияние на оценку финансового состояния организации. Влияние оборачиваемости кредиторской задолженности на длительность финансового цикла организации.

Анализ- это один из методов познания окружающей действительности. Анализ (греч.) — разделяю, расчленяю. Анализ динамики длительности операционного цикла организации является часть финансового анализа организации.

Операционный цикл — период оборота общей суммы оборотных средств, т.е. от момента поступления сырья и материалов на предприятие до момента получения оплаты от клиентов за произведенную и отгруженную продукцию.
В составе операционного цикла выделяют несколько компонентов:

· Производственный цикл – среднее время (в днях), необходимое для перевода материально-производственных запасов из формы материалов (сырья) в готовую продукцию и ее реализации.

· Цикл оборота дебиторской задолженности – среднее время, необходимое для погашения покупателями дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления продаж в кредит.

· Цикл оборота кредиторской задолженности – среднее время, проходящее с момента закупки материально-производственных запасов предприятием до момента оплаты счетов кредиторов.

Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, то есть финансовый цикл, уменьшается на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

Данный коэффициент показывает, насколько быстро организация оплачивает свои счета. Показатель существенно зависит от отраслевой привязи.

Сравнительный анализ выгодности привлечения источников финансирования. Анализ факторов, влияющих на изменение цены заемного капитала. Оценка интенсивности использования собственного и заемного капитала.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

При определении цены заемного капитала в расчет включают только те средства, привлечение которых связано с дополнительными издержками. На этом основании не рекомендуют включать в состав заемного капитала сумму кредиторской задолженности. На практике расчеты с поставщиками в форме векселей и штрафные санкции за просроченные платежи, и налоги в бюджет, и внебюджетные фонды представляют собой дополнительные из-держки корпорации по использованию этих средств и увеличивают тем самым плату за привлечение заемных средств.
Цена заемного капитала (К^находится как относительная величина, выраженная в процентах:
^ _ Затраты по привлечению заемных средств х 100%
К издержкам по привлечению кредитов относят в первую очередь проценты по кредитам, которые корпорация в соответствии с договором должна выплачивать кредитной организации, выдавшей кредит. Здесь надо иметь в виду, что цена различных видов заемных средств должна определяться с учетом налогообложения выплачиваемых сумм по оплате процентов.
Для целей налогообложения в себестоимость продукции включается исчисление процентов по кредитам на производственные нужды в пределах учетной ставки Национального банка Республики Казахстан увеличенной на три пункта, суммы по оплате процентов по валютным кредитам банков в размере договоренности, по оплате процентов по бюджетным ссудам в размерах, установленных законодательством, а также по процентам за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты).

Оплата процентов по кредитам, полученным на приобретение основных средств, нематериальных и внеоборотных активов, а также по просроченным ссудам, по займам, полученным у юри-дических лиц, не имеющих лицензии Нацбанка РК на осуществ
ление кредитных операций, производится за счет собственных средств корпорации.
Итак, цена заемных средств для корпорации, как правило меньше чем уровень банковского кредита по договору, на величину ставки Нацбанка.
Так, сумма DK+KHx(l-T) отражает реальную ставку кредита с позиции собственников корпорации, т.е. цену заемного капитала — обозначим ее как К3.
Пример. Ставка налогооблагаемого дохода — 30%, ставка, принимаемая в целях налогообложения — 25%,
Кредит получен корпорацией под 20% годовых, тогда реальная цена кредита для корпорации составит:
К=25%х(1-0,20)+5%=25%

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага(ЭФР):

где ROA — экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всегокапитала); Кн — коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли); СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом; ЗК — заемный капитал; СК — собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Технологические этапы экономического анализа

На 1м этапе происходит изучение места продукта, компании на рынке, конкурентов, особенностей нац экономики, связи между результативными и факторными показателями.

f(x) — результативно- оценочный показатель компании, где x1,….,xn – факторы

виды связи между факторами и результатом: функциональная и вероятностная. Функциональная(детерминированная) — при изм. фактора определенно произойдет точное изменение результата. Вероятностная (стохастическая) – неопределенная, требует применение применения корреляционного регрессионного анализа. Функциональная подразделяется на :

· Мультипликативная : f(x)=x1*…*xn (кратная- факторы,как частное деление)

На 2м этапе происходит измерение изменения результативного показателя под влиянием изм. фактора через систему математических( аналитических) формул. Существует 2 концепции ответа на вопрос «почему?» происходит изменение результата.

· элиминирование (влияние каждого фактора обособлено от влияния других факторов, другие остаются неизменными)

· дифференцирование (изменяем фактор на небольшой шажок и смотрим как отреагирует результативный показатель).

· оценка результата деятельности

· составление аналитического заключения с указанием положительных и отрицательных факторов

· обозначение факторов, зависящих от компании, которые можно изменить, и не зависящих (их просто принять)

· оценка вариантов, предложенных компанией, и их последствия.

Экономический анализ как функция управления

Свободная рыночная экономика, организация и управлениеею невозможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга. Смысл основных принципов маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью сводится к следующему:

· к производству продукции в более или менее точном соответствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

· к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;

· к реализации продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

· к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности

· к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

· к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы кладутся в основу маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Как разработка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без:

· анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

· анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

· анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных)

· анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

· анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;

· анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Экономический анализ является, следовательно, одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления. При этом следует подчеркнуть, что переход к рыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленных составляющих.

3.Системный и комплексный подходы к анализу и поиску неиспользованный возможностей.

В экономически развитых странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа, для чего разработаны комплексные системы оценки эффективности деятельности организации. В комплексные системы включаются такие показатели, как коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающие возможность оценить динамику развития экономики организации и перспективы ее роста.

Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации.

С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды.

В целом, системный и комплексный подход идут рука об руку в системном анализе. Так изначально любая проблема раскладывается на причины, причины складываются в какую-либо систему и в последствие они рассматриваются в комплексе для получения единого вывода по их результатам.

4.Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией.

В аналитической практике используются разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения, объектов и субъектов, содержания аналитических программ и других признаков. В таблице представлены виды анализа в соответсвие с их классификационным признаком.

Отличительными признаками каждого вида анализа являются: его целевая направленность и задачи; объекты исследования и источники информации; методика проведения.

Например, задачи оперативного анализа состоят в отслеживании величины отклонений от нормального хода деятельности; быстром выявлении их причин; оценке сложившейся ситуации; подготовке вариантов управленческих.

Он ориентирован на оценку выполнения часовых, сменных и суточных заданий и проводится по ограниченному и периодически пересматриваемому кругу показателей и параметров.

В качестве источников информации используются: первичный и статистический учет; оперативный учет и др.

Прогнозный (стратегический) анализ

Аналитико-прогностическое сопровождение занимают ведущее место в механизме стратегического управления. Эта работа проводится по таким направлениям: маркетинговые исследования; анализ ситуации в фирме; анализ (сканирование) внешней среды.

Маркетинговые исследования включают изучение: тенденций в развитии спроса и формировании новых потребностей у покупателей; конкурентных позиций фирмы и др.

Анализ ситуации в фирме связан с выявлением проблем и возможностей использования внутренних ресурсов; с исследованием проблемных областей для дальнейших управленческих действий и разработок.

Сканирование внешней среды предусматривает: экономическое сканирование; техническое сканирование ; политическое сканирование. Как видно, целевая направленность и задачи прогнозного анализа, многоплановость объектов его исследования весьма сложны. Они связаны скорее с качественными аспектами, нежели с количественными.

Ретроспективный анализ. Целью данного вида анализа является выявление причин результатов деятельности фирмы и формирование на их основе логических выводов.

Некоторые ученный выделяют дополнительны е виды анализа: сопоставительный анализ, функционально-стоимостный, маржинального анализа, анализ коммерческих рисков и др., однако в ряд основных они не входят.

Целью экана в целом является обеспечение обоснования управленческих решений.

5. Система показателей в анализе и оценке деятельности хоз.суб. «Аналитический» показатель.

Показатель— это индикатор, характериз. состояние или динамику развития изучаемого экономич.процесса.В том случаем,если проводится не только анализ хоз.деят. отдельного субъекта,но и комплексный эк. анализ хозяйств-финанс деят. предприятия в целом, применяетсясистема(комплекса) взаимосвязанных и взаимообусловленных показат. Выбор и обоснование системы показ. для экана являются важными методологическими вопросами в теории анализа. По содержанию показатели делятся на количественные(отраж. количеств. характер. объекта исследов.,пример, численнось работн.,объём произв.прод.) и качественные (существенные особенности и свойства объект.пр.:производительность труда,фондоотача). По степени синтеза пок. делятся на : Обобщающие (для обобщ.,целостной характер. сложных для анализа объектов,пр.:для производит. труда-среднегодов.,среднедневная,часовая выработка одним работн.) , частные (отдельные стороны анализир.объекта,пр.:затраты рабочего времени на производство прод.отдельн.вида), вспомогательные (для более детального анализа исслед.объекта.пр.:для производит труда – кол-во затраченного времени на един. выполнен.работ) По способу формирования делятся на нормативные (нормы расхода сырья,топлива,материалов),плановые(данные различных видов планов),учётные (данные бухгалт.,управленч.,статистич. и другой отчётности),аналитические (рассчитываются в ходе проведения анализа). При исследовании причинно-следствен. связей показат. делятся на факторные (выступают в качестве причин изменения величины результативн.), результативные (выступают в качестве объекта исследов.,пр.-прибыль-рез.,обём реализ. прод.,её структура,себестоим-факторн.)

Аналитические показателиподразд. на абсолютные и относительные.Абсолютные показат. могут быть натуральными,условно-натуральными(условные метры ткани в текст.промышл.) либо стоимостные. Относительные показат. отражают соотношение каких-л. двух абсолютных показат. и выраж в % или в виде коэффиц.

источник