Меню Рубрики

Экономический анализ как функция управления осуществляется подсистемой

Содержание экономического анализа вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления организацией, где занимает одно из центральных мест (см. рис. 1.1). Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности организации, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития организации и деятельности каждого ее члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обеспечение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов производственных процессов.

Экономический анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процесс его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других организаций и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности: выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежит экономическому анализу в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция – контроль за выполнение планов и подготовка информации для их обоснования – не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов.

Большая роль отводится анализу в определении и использовании повышения эффективности производства. Он содействует активизации инновационной деятельности, направленной на экономное использование ресурсов, выявление и внедрение передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждение излишних затрат, недостатков в работе и т. д. В результате этого укрепляется экономика организации, повышается эффективность ее деятельности.

Роль анализа как средства управления производством на современном этапе возрастает. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства, обострением внутренней и внешней конкуренции, повышающейся ответственностью за последствия принимаемых управленческих решений и др.

В этих условиях руководитель организации не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

На основе проведенного анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ предшест­вует решениям и действиям, обосновывает их и является базой на­учного управления производством, обеспечивает его объективность экономическую и социальную эффективность. Поэтому экономиче­ский анализ следует рассматривать как функцию управления, обес­печивающую научность принятия управленческих решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществить эти функции. Данные анализа необходимы в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, для про­верки и объективной оценки выполнения планов. Утверждение планов для предприятий и структурных подразделений по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечива­ют развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих пла­нов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выяв­ляются и учитываются дополнительные резервы хозяйственной дея­тельности.

Анализ служит средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчи­вается анализом результатов деятельности предприятия. Он позво­ляет повысить уровень планирования, сделать его научно обосно­ванным. Анализ способствует определению и использованию резер­вов повышения эффективности производства. Он содействует эко­номному использованию ресурсов, выявлению и внедрению пере­дового опыта, научной организации труда, новой техники и техно­логии производства, предупреждению излишних затрат, других не­достатков и упущений в работе. В результате укрепляется экономи­ка предприятия и повышается эффективность производства.

Таким образом, экономический анализ является важным эле­ментом в системе управления производством, действенным средст­вом выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления ежегодно возрастает. Это обусловлено многими обстоятельствами как внутрихозяйст­венного, производственного характера, так и изменениями во внешней среде: необходимостью неуклонного повышения эффек­тивности производства в связи с удорожанием сырья, материалов, услуг, а также повышением науко- и капиталоемкости производ­ства; отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; созданием и развитием новых форм хозяйствования в связи с экономическими преобразованиями отношений собственности.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчиты­вать только на собственные знания, опыт, интуицию. Его управ­ленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе, учиты­вающем все стороны хозяйственной деятельности. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными и оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое меро­приятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли экономиче­ского анализа, ошибки в планах и управленческих действиях нано­сят предприятию значительные материальные и финансовые поте­ри. И наоборот, учитывая и используя в практике данные анализа, предприятия улучшают результаты работы и повышают экономиче­скую эффективность деятельности. В зависимости от конкретных целей анализа используют различные экономические показатели, которые позволяют качественно и количественно оценить деятель­ность организации. Их можно классифицировать на показатели, ха­рактеризующие экономический потенциал организации, и показа­тели, характеризующие хозяйственную деятельность.

К первым относятся активы организации, объемы продаж, ва­ловая или чистая прибыль, численность занятых. Для более под­робного изучения экономического потенциала организации исполь­зуют показатели, отражающие состояние основного капитала, ко­личество и стоимость произведенной продукции, рынки ее сбыта и положение предприятия на нем, характеристику производственной инфраструктуры предприятия, размеры капиталовложений, расходы на научно-исследовательские мероприятия.

Хозяйственную деятельность оценивают по издержкам произ­водства, источникам поступления средств, направлениям их ис­пользования. Это позволяет определить целесообразность тех или иных вложений, причины образования задолженности, направления сотрудничества с покупателями и заказчиками и развития предпри­ятия в целом.

источник

Экономический анализ как функция управления. Роль экономического анализа в системе стратегического и оперативного управления.

Анализ на макро- и микроуровне

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Экономический анализ на макроуровне – это исследование и оценка крупномасштабных экономических явлений и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами макроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.

Для макроэкономических исследований, как и для других наук, характерно применение комплекса методов.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно- функциональный анализ и др.

Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются агрегирование и моделирование.

Агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин).

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

Макроэкономическое агрегирование распространяется, прежде всего, на субъекты экономики, которые группируются в четыре сектора экономики:

1. сектор домашних хозяйств;

2. предпринимательский сектор;

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Множество рынков на макроуровне включает следующие типы:

1. рынок товаров и услуг (рынок благ);

3. рынок факторов производства.

Моделирование – это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.

Оно позволяет получить достаточно полное представление о характере происходящих в экономике процессов, определить тенденции их развития.

В макроэкономике используется множество экономико-математических моделей, которые можно классифицировать следующим образом:

— абстрактно-теоретические и конкретно-экономические;

— краткосрочные (цены на некоторые товары и услуги не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса) и долгосрочные (цены гибкие и реагируют на изменение спроса и предложения);

— линейные и нелинейные (характер взаимосвязей элементов);

— закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия сектора «остальной мир» на национальную экономику);

— равновесные и неравновесные;

— статические (все экономические показатели привязываются к определенному моменту времени) и динамические (рассматривается временная взаимосвязь экономических показателей).

В моделях используются различные экономические переменные. Прежде всего, их можно разделить на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние) переменные представляют исходную информацию. Они задаются до построения модели. Обычно в качестве экзогенных параметров в макроэкономических моделях выступают государственные расходы, ставки налогообложения и величина предложения денег.

Эндогенные (внутренние) переменные формируются внутри модели и определяются в ходе расчетов по модели. К числу эндогенно определяемых параметров относятся объемы занятости и выпуска, уровни инфляции и безработицы и т. д.

Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени: переменные запаса и переменные потока.

Переменные потока характеризуют передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности. Переменные потока отражают течение экономических процессов во времени (в течение месяца, квартала, года). Примерами потоковых величин являются расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, экспорт, импорт и др.

Переменные запаса представляют накопление и использование ценностей субъектами. Они характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату,
например, на начало или конец года. К переменным запаса относятся накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и др.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: потоки вызывают изменения в запасах. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Экономический анализ на микроуровне – это анализ, который проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучением маркетинговых мероприятий, соотношением спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.

Анализ на микроуровне наполняется конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их подразделений, владельцев-собственников. К его задачам следует отнести:

— обоснование и выполнение бизнес-плана предприятия;

— анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым результатом, за определенный отрезок времени;

— анализ возможностей производства и сбыта;

— выявление внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт;

— анализ соотношения спроса и предложения;

— анализ затрат живого и овеществленного труда;

— анализ рационального использования ресурсов производства;

— анализ занятости трудоспособных на предприятии;

— анализ конечных финансовых результатов;

— анализ коммерческого риска и влияние на него внешних факторов.

Содержание сформулированных задач анализа и их реализация определяют его значение в хозяйственной жизни предприятия. На основе анализа прогнозируются возможности развития экономических процессов, которые учитываются в составляемых бизнес-планах, повышая их научную обоснованность.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Список использованных источников

1. Баканов Н. И. Экономический анализ: ситуации, тесты, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование – М.: Финансы и статистика, 2012. – 558 с.

2. Башкатова Ю. И. Финансовый анализ как основа принятия управленческих решений / Ю. И. Башкатова, Т. А. Яремская // Молодой ученый. – 2014. – №6.2. – С. 8-10.

3. Герасимова Е. Б., Игнатова Е. А. Экономический анализ. Задания, ситуации, руководство по решению. – М.: Форум, 2014. – 176 с.

4. Ковалёв В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика. 2012. – 559 с.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Савицкая Г. В. – М.: Новое знание, 2011. – 408 с.

6. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для вузов / Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 639 с.

7. Цацулин А. Н. Экономический анализ. Учебник. Спб.: Питер, 2014. – 704 с.

8. Факторный анализ, его виды и методы // afdanalyse.ru / [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2015. – Режим доступа: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/faktornyj_analiz_1/11-1-0-42, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 15.04.2015 г.)

Экономический анализ как функция управления. Роль экономического анализа в системе стратегического и оперативного управления.

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции заключается в оценке деятельности предприятия, определении факторов, влияющих на отклонение от планируемых показателей (либо показателей прошлого периода), установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ как функция управляющей системы включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, возмущающих причин, путей их устранения.

Экономический анализ необходим на всех стадиях подготовки и принятия управленческого решения, особенно на этапах формирования цели, выработки решения, отбора лучшего его варианта и при обсуждении результатов реализации решения. Экономический анализ всегда служит целям управления как средство обоснования управленческих решений, совершенствование его методов определяется потребностями управления.

Роль экономического анализа состоит в том, что на его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.

Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он:

— позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;

— способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;

— способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;

— воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. Напротив, те предприятия, на которых хорошо поставлен анализ, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

Важная роль анализа состоит также в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени.

Объективная оценка экономических результатов деятельности работников, доли каждого рабочего в общих экономических результатах деятельности предприятия создает основу для разработки системы материального поощрения работников.

Значение экономического анализа как функции управления заключается в организации и применении такой системы экономического анализа, которая обеспечивала бы научное управление производством и на его основе — эффективное управление деятельностью.

Экономический анализ в системе управления позволяет:

1) оценить место предприятия на рынке данного товара (определить организационно-технические возможности предприятия; выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка);

2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов;

3) оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;

4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;

5) выработать стратегию управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;

6) определить политику ценообразования;

7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Как функция управления, экономический анализ может выходить за пределы предприятия, становясь функцией управления отраслями промышленности.

2. Сущность, задачи и содержание экономического анализа.

Экономический анализ, в отличие от других экономических дисциплин, имеет целью выявить условия, при которых осуществлялась хозяйственная деятельность, и влияние на результаты этой деятельности. Поэтому объектами экономического анализа являются все направления деятельности, а также другие процессы, связанные с ней, состояние средств предприятия. Объекты и сущность экономического анализа зависят от изучаемых вопросов, характера сравнений, периодичности и сроков проведения.

Сущность экономического анализа заключается в:

-исследовании экономических процессов в их взаимосвязи;

-научном обосновании бизнес-планов и оценкой их выполнения;

-выявлении положительных и отрицательных факторов и количественном измерением их действия;

-раскрытии тенденций развития предприятия, определении неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

-принятии оптимальных управленческих решений.

Содержание экономического анализа вытекает из его функций:

-изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предпринимательства;

-научное обоснование текущих и перспективных планов;

-контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;

-поиск резервов повышения эффективности производства;

-оценка результатов работы предприятия по выполнению планов, оценка использования имеющихся возможностей;

-разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Задачи экономического анализа определяются его значением, содержанием и предметом:

-Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, основанное на ретроспективном анализе деятельности.

-Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов на основе данных учета и отчетности.

-Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и т. д.

-Контроль за оценкой конечных финансовых результатов.

-Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса).

-Испытание оптимальности управленческих решений.

В зависимости от аспектов исследования выделяют финансово-экономический и технико-экономический анализ Финансово-экономический анализ направлен на раскрытие сущности финансовых показателей (реализации, прибыли, рентабельности) в их связи с производственными. Для выявления влияния факторов техники, технологии, организации производства, качества продукции на изменения финансовых показателей используют технико-экономический анализ, направленный на изучение технико-производственных показателей (использование техники, материалов, сырья, качества продукции, производительности труда). Результаты технико-экономического и финансово-экономического анализа должны быть тесно по вязаные их используют для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения) в целом и определения его резервов.

В зависимости от рассматриваемых вопросов выделяют полный и тематический анализ Полный экономический анализ охватывает все характеристики исследуемого объекта, а тематический проводят, рассматривая узкий круг вопросов, определенные характеристики. Целью тематического анализа является выявление, использования (с учетом того или иного показателя) и определение возможных резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности. Примером тематического анализа может быть анализ производительности труда, качества выпускаемой продукции, реализации продукции и т.д.

В зависимости от масштабов изучения резервов объектов, которые сравниваются, экономический анализ бывает внутрицеховой, внутризаводской, отраслевой и межотраслевой. Для оценки работы отдельных цехов и служб и отметить их влияния на общие показатели предприятия проводят внутризаводской экономический анализ. Его результаты позволяют выявить передовые и и отстающие подразделения Межзаводской отраслевой и межотраслевой анализ проводят, используя сводные отчеты хозяйственных объединений Основной задачей таких видов анализа является выявление влияния полученных результатов работы отдельных предприятий промышленного объединения, в состав которого они входят. Сравнительный анализ, который проводят, изучая показатели передовых и отстающих предприятий, способствует распространению ню передового опыта, выявлению и использованию резервов каждого из таких предприятий.

Любой анализ проводят с определенной периодичностью. Выделяют ежедневный, декадный, месячный, квартальный и годовой анализы.

Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность конкретных предприятий, их структурных подразделений, объединений, министерств и ведомств, направленная на выполнение плана и его эффективность, отраженная в системе показателей плана, учета и отчетности и других источниках информации.

Объектами экономического анализа, согласно определению его предмета, есть все направления деятельности предприятий, которые отображаются с помощью системы показателей, характеризующих состояние экономики и эффективности производств.

При проведении анализа возникает необходимость установить, с помощью каких показателей можно дать полную характеристику того или иного объекта анализа и выявить факторы, обусловившие положительные или негативные результаты деятельности.

Система показателей экономического анализа непосредственно связана с системой показателей планирования, но не тождественна последней Количество показателей, необходимое для полного анализа и характеристики объекта всегда будет больше, чем количество показателей планирования.

Заметим, что система показателей экономического анализа, как и показателей планирования, требует постоянного совершенствования

В процессе проведения экономического анализа важно, чтобы задачи были четко сформулированы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

источник

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Анализ на макро и микроуровне

Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Экономический анализ на микроуровне- это исследование оценка крупномасштабных экономических явления и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами микроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.

Экономический анализ на микроуровне- это анализ, проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучение маркетинговых мероприятий, соотношения спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.

Состав и содержание анализа на микроуровне значительно расширяется. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменилось за счет увеличения удельного веса вне учётных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков, товаров, услуг, их конкурентоспособность, процентных ставок, котировок валюты и т.д.

Расчет абсолютных и относительных показателей как метод экономического анализа

Исследование показателей и экономических явлений проводят с помощью абсолютных и относительных величин. С абсолютных величинначинается экономический анализ. Абсолютные величины используются в качестве базы сравнения, для расчета средних и относительных величин. К абсолютным величинам относят объем выпуска продукции, расход топлива, сумма выручки от реализации, сумма прибыли, численность персонала и т.д. Относительные показатели используются для оценки степени выполнения бизнес-плана, динамики, структуры, эффективности, интенсивности и т.д. Они представляют собой отношение одной величины к другой. Они определяются как отношение абсолютного показателя к базисному значению или как соотношение двух разнородных показателей.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Фондорентабельность

Фондоотдача ОС

Фондоемкость

Экономический анализ использования производственной мощности:

Общий коэф ПМ

Тэ–эффективный фонд времени работы предприятия (цеха); t – трудоемкость изготовления единицы продукции.

2)интенсивный коэф ПМ=

3)экстенсивный коэф ПМ=

Факторный анализ

На величину прибыли организации оказывают влияние раз­ные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить c помощью методов факторного анализа. А другие оказывают кос­венное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только c определенной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:

Это факторная модель аддитивного вида.

ПБ – прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

Под – прибыль от обычной деятельности;

Пч – чистая (нераспределенная) прибыль.

Анализ динамики длительности операционного цикла организации, и ее влияние на оценку финансового состояния организации. Влияние оборачиваемости кредиторской задолженности на длительность финансового цикла организации.

Анализ- это один из методов познания окружающей действительности. Анализ (греч.) — разделяю, расчленяю. Анализ динамики длительности операционного цикла организации является часть финансового анализа организации.

Операционный цикл — период оборота общей суммы оборотных средств, т.е. от момента поступления сырья и материалов на предприятие до момента получения оплаты от клиентов за произведенную и отгруженную продукцию.
В составе операционного цикла выделяют несколько компонентов:

· Производственный цикл – среднее время (в днях), необходимое для перевода материально-производственных запасов из формы материалов (сырья) в готовую продукцию и ее реализации.

· Цикл оборота дебиторской задолженности – среднее время, необходимое для погашения покупателями дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления продаж в кредит.

· Цикл оборота кредиторской задолженности – среднее время, проходящее с момента закупки материально-производственных запасов предприятием до момента оплаты счетов кредиторов.

Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, то есть финансовый цикл, уменьшается на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

Данный коэффициент показывает, насколько быстро организация оплачивает свои счета. Показатель существенно зависит от отраслевой привязи.

Сравнительный анализ выгодности привлечения источников финансирования. Анализ факторов, влияющих на изменение цены заемного капитала. Оценка интенсивности использования собственного и заемного капитала.

При определении цены заемного капитала в расчет включают только те средства, привлечение которых связано с дополнительными издержками. На этом основании не рекомендуют включать в состав заемного капитала сумму кредиторской задолженности. На практике расчеты с поставщиками в форме векселей и штрафные санкции за просроченные платежи, и налоги в бюджет, и внебюджетные фонды представляют собой дополнительные из-держки корпорации по использованию этих средств и увеличивают тем самым плату за привлечение заемных средств.
Цена заемного капитала (К^находится как относительная величина, выраженная в процентах:
^ _ Затраты по привлечению заемных средств х 100%
К издержкам по привлечению кредитов относят в первую очередь проценты по кредитам, которые корпорация в соответствии с договором должна выплачивать кредитной организации, выдавшей кредит. Здесь надо иметь в виду, что цена различных видов заемных средств должна определяться с учетом налогообложения выплачиваемых сумм по оплате процентов.
Для целей налогообложения в себестоимость продукции включается исчисление процентов по кредитам на производственные нужды в пределах учетной ставки Национального банка Республики Казахстан увеличенной на три пункта, суммы по оплате процентов по валютным кредитам банков в размере договоренности, по оплате процентов по бюджетным ссудам в размерах, установленных законодательством, а также по процентам за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты).

Оплата процентов по кредитам, полученным на приобретение основных средств, нематериальных и внеоборотных активов, а также по просроченным ссудам, по займам, полученным у юри-дических лиц, не имеющих лицензии Нацбанка РК на осуществ
ление кредитных операций, производится за счет собственных средств корпорации.
Итак, цена заемных средств для корпорации, как правило меньше чем уровень банковского кредита по договору, на величину ставки Нацбанка.
Так, сумма DK+KHx(l-T) отражает реальную ставку кредита с позиции собственников корпорации, т.е. цену заемного капитала — обозначим ее как К3.
Пример. Ставка налогооблагаемого дохода — 30%, ставка, принимаемая в целях налогообложения — 25%,
Кредит получен корпорацией под 20% годовых, тогда реальная цена кредита для корпорации составит:
К=25%х(1-0,20)+5%=25%

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага(ЭФР):

где ROA — экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всегокапитала); Кн — коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли); СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом; ЗК — заемный капитал; СК — собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

Экономический анализ как функция управления

Экономический анализ является неотъемлемой функцией управления. Содержание этой функции вытекает из самого экономического анализа и заключается в оценке деятельности управляемого объекта, количественном определении факторов, влияющих на отклонение от заданного состояния, установлении причин отклонений и неиспользованных резервов производства.

Экономический анализ предшествует решениям и действиям, является определенной базой научного управления производством, обеспечивает объективность научного управления производством, экономическую и социальную эффективность.

Следовательно, экономический анализ следует рассматривать как функцию управления, которая обеспечивает эффективность принятия управленческих решений.

Экономический анализ, как и функция управления, имеет тесную связь с планированием и прогнозированием организации, поскольку без особо глубокого анализа здесь практически невозможно осуществлять подобные функции.

Экономический анализ является как средством обоснования планов, так и средством контроля над их выполнением. Само планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Такой анализ позволяет более эффективно повысить уровень планирования и сделать его обоснованным с научной точки зрения.

Экономический анализ является одним из важных элементов в системе управления производством.

Роль анализа управления ежегодно возрастает, что обусловлено многими обстоятельствами, во-первых, острой необходимостью повышения эффективности, во-вторых, постепенным переходом к рыночным отношениям, в-третьих, бурным развитием новых форм хозяйствования.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Экономический анализ называют еще анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как его не назови, он играет большую роль в росте эффективности и развитии производства.

Экономический анализ — наука, которая изучает экономико-финансовую деятельность предприятия с точки зрения выполнения им целевых финансовых ориентиров, описания его фактического имущественного состояния.

Экономический анализ позволяет изучать все источники экономической информации, направляя результаты исследований на принятие эффективных оптимальных управленческих решений с учетом использования выявленных резервов.

Экономический анализ -комплексная наука, которая использует не только собственные методы и подходы к изучению объекта, но и аппараты других наук. Экономический анализ подвергает изучению экономику и финансовое состояние конкретного объекта, но под своим, специфическим углом зрения. Экономический анализ позволяет оценить состояние экономики исследуемого объекта и его текущей финансово-хозяйственной деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основная цель экономического анализа состоит в подготовке управленческой информации, необходимой для принятия наиболее оптимальных финансовых решений и обоснования текущих и будущих бизнес-планов и стратегий развития.

Реализация указанной выше основной цели экономического анализа обуславливает комплексную оценку текущей экономической ситуации и составление прогнозов ее развития наперед. В связи с этим экономический анализ призван решать вполне конкретные задачи, к которым относятся:

  • Полный анализ текущего состояния компании и изучение тенденций прошлых лет
  • Составление финансовых планов деятельности на основании настоящего положения и перспективных целей, и задач развития
  • Объективное обоснование действующих финансовых планов и будущих стратегий
  • Постоянный контроль за выполнением действующих планов и принятых управленческих решений
  • Контроль рационального использования всего экономического потенциала компании для целей своевременного выявления отклонений, ошибок в работе и их оперативного урегулирования
  • Обоснование степени влияния факторов (внешних и внутренних) на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Выявление резервов роста экономического потенциала и повышения эффективности производства, основанных на анализе опыта зарубежных компаний и передовых научных технологий
  • Объективная оценка принимаемых предприятием рисков, разработка механизмов антикризисного управления
  • Общее повышение конкурентоспособности предприятия

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, экономический анализ – один из важнейших элементов управления компанией и производством.

Анализ экономической деятельности и его содержание с точки зрения науки предполагает выполнение им нескольких основных функций.

Первая из них – изучение и анализ особенностей работы экономических правил и законов, выявление закономерностей и направлений экономических процессов на конкретном предприятии в текущих условиях.

Примером может служить закон опережающего роста производительности труда по сравнению с уровнем оплаты труда. Этот закон должен работать не только в масштабе экономики государства, но и в масштабе отдельно взятого предприятия и структурного подразделения.

Выполняя такую функцию, экономический анализ становится одним из способов изучения воздействия отдельных экономических правил на уровне конкретного предприятия.

Второй функцией экономического анализа является полный контроль за выполняемостью финансовых планов и принимаемых управленческих решений. Это позволяет контролировать эффективность и рациональность использования имеющихся ресурсов в компании.

Центральной же функцией экономического анализа является поиск через него потенциала и резервов для развития и повышения эффективности производства.

Итак, экономический анализ – неотъемлемая часть процесса контроля и управления на предприятии любого типа и размера. Его роль сложно переоценить, особенно на сегодняшний день, когда экономика крайне нестабильна, а экономико-политические отношения в мире находятся в крайне критичной ситуации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Перевод предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование потребовал, с одной стороны, осуществления мер по совершенствованию экономических методов управления, а с другой — повышения роли, ответственности и инициативы трудовых коллективов в обеспечении высоких конечных результатов работы. В связи со сложностью управления производственных процессом возникла необходимость применения математических методов управления.

Исходя из общей теории управления — управление предприятием заключается в целенаправленном воздействии управляющей системы на управляемый объект для достижения поставленной цели. В сфере управления закономерности проявляются статистически, иными словами, расчетные значения оказываются верными не в каждом отдельном случае, а только в среднем, при многократном повторении с одними и теми же исходными данными. Более того, математические выражения, которые используются для выполнения расчетов при решении задач управления, — это не точные формулы, а математические модели, отражающие исследуемые явления лишь приближенно с какой-то точностью (обычно невысокой) и достоверностью (надежностью). Полученным результатам нельзя верить безoговорочно, так как математическая модель, даже очень удачная и точная для каких-то определенных условий, оказывается непригодной для иных, изменившихся условий [2].

Разработка специальных методов экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления. В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ — составная часть управленческого учета т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Внешний финансовый анализ — составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.

Функция управления — это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные, функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие различные объекты управления.

Взаимосвязь общих и специфических функций управления состоит в том, что общие функция не могут осуществляться сами по себе, без приложения и какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.

Общие, главные функции экономического управления, или, как их иногда называют, основные функции экономической деятельности, можно определить так:

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах) ;

2) анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

3) планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);

4) организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

5) контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).

Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика) , являются такими функциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления:

1) этап предварительного управления (функция планирования);

2) этап оперативного управления (функция организации управления);

3) заключительный этап управления (функция контроля).

Все эти три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ, особенно в первичных хозрасчетных звеньях народного хозяйства (предприятиях, производственных объединениях).

В специальной литературе классификация видов экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками по содержанию процесса и объектам управления. В работах А.Д. Шеремета [3] предлагается классифицировать виды экономического анализа , кроме того, по:

субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики. покупатели, аудиторские фирмы, кредитные,финансовые органы);

периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т.д.);

степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин).

Эти признаки практически учитывают все стороны данного предмета исследования. Однако с позиций системного подхода необходимо данную классификацию признаков несколько видоизменить. Наиболее важными признаками деления анализа по видам, по мнению С.А. Воеводина [15], являются: 1) целевая направленность анализа; 2) время его проведения; 3) методика проведения.

С точки зрении предметной направленности можно выделить следующие виды анализа: технологического способа производства; продукции; организации. Последний вид анализа может подразделяться в зависимости от места организации в иерархической структуре управления — рабочее место, участок, цех, служба, предприятие и т.д.

Исходя из методики проведения анализа, его можно разделить на три вида: 1) системный анализ (главное условие — целенаправленность); 2) комплексный (охватывает все стороны хозяйственной деятельности); 3) тематический (изучение того или иного явления, закономерности).

Важное значение имеет принцип классификации по субъектам управления т.е. по субъектам управляющей системы.

В работе И.С. Мацкевичюса и Г.Л. Кальчинскаса [7,с. 42] отмечается, что данные бухгалтерского учета составляют около 70% общего количества экономических данных промышленных предприятий. По некоторым источникам [10, с. 36], из общего объема данных в смежных функциях управления предприятиями используется не более 15-20%. В то же время учетная информация промышленных предприятий далеко не полностью удовлетворяет потребности управления. В первую очередь это относится к громоздкой и неэффективной системе учета и анализа себестоимости.

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия, Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами), поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового — внешнего.

В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов.

Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности — это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.

Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия — о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.

Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна. Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные публичной финансовой отчетности о деятельности предприятия. Стандартизация финансового учета и публичной финансовой отчетности призвана оберегать интересы всех партнеров (корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну предприятия.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Причем возможности руководства в вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированном на рынок.

Одна из немало важных функций управления — это контроль. Хотя на практике есть некоторое разделение производственных формирований на системы управления и системы контроля, но в конечном счете это является в значительной степени условным. Контроль состояния производства является первой и основной функцией любой системы автоматического или автоматизированного управления (САУ или АСУ).

Всякая система управления измеряет текущее значения всех технологических параметров и воспринимает данные, вводимые в нее с пультов ручного ввода, и после этого, логически анализируя события и состояния (что произошло и почему), система вырабатывает выходные сигналы и необходимые воздействия.

В экономическом анализе показатели предприятия довольно часто сравнивают со средними показателями аналогичных структур, то есть применяют метод группировок (структурных и аналитических).

Одним из наиболее действенных путей совеpшенствования анализа является внедpение методологического подхода, основания на концепции теоpии систем.

Изучение работ по теории системного подхода дало возможность выяснить, что методика анализа должна учитывать следующее.

1. Система — это комплекс взаимосвязанных элементов, объединенных для выполнения определенной цели или совокупности целей.

2. Система представляет собой элемент системы более высокого порядка и в то же время может быть расчленена на подсистемы низшего порядка.

3. Цели подсистемы должны совпадать с целями системы высшего порядка и таким же образом трансформироваться вниз.

4. При исследовании объекта как системы описание ее элементов не должно носить самодовлеющего характера. Элемент описывается не как нечто обособленное, а с учетом его места в целом.

5. Существует двухсторонняя связь между всей системой и ее элементами. Поэтому свойства целого рождаются из свойств элементов и наоборот.

6. Свойства системы определяются не суммой свойств элементов, а взаимодействием элементов и их свойств.

7. Система образует особое единство с окружающей средой. В связи с этим исследование системы, как правило, неотделимо от изучении условий ее существования.

Место анализа в системе управления и существующий хозяйственный механизм определяют его целевую направленность. Поскольку анализ участвует во всех подсистемах управления, то и его цели в зависимости от области применения будут изменяться. Например, в процессе планировании — это выявление возможностей улучшения плановых показателей, оценка напряженности плановых заданий; при организации производства — выявление важности проблем, определение фактической эффективности управляющих воздействий, оценка хозяйственной деятельности организаций; в ходе оперативного управления производством — предупреждение руководителя о возникающих отклонениях от планового задании (цели), выявление причин этих отклонений и определение наиболее важных проблем, которые требуют первоочередного решения.

Важными ограничивающими условиями нормального функционирования экономического анализа являются достаточное наличие исходной информации и ее достоверность. Между системой сбора информации и анализом существуют прямая и обратная связи. С одной стороны, через анализ передаются требования к учету производственной деятельности, а с другой — от качества и полноты информации зависит глубина и достоверность анализа.

Специалистам по управлению важно не только иметь обоснованный материал, но и получить его своевременно. Поэтому важно выбирать такой метод анализа, который давал бы возможность принять решение в требуемых масштабах времени. Однако стремление к подробному анализу с применением пусть даже самых совершенных методов может привести не к положительным, а к отрицательным результатам. Глубина анализа должна определяться, с одной стороны, важностью возникшей проблемы, с другой — временем «жизни» данной ситуации. Важность проблемы определяет величину затрат, необходимых для анализа.

Таким образом, сложность и разнообразие применяемых методов анализа зависят от уровня управления системой. Чем ниже ступеньки иерархической лестницы управления, тем проблемы меньше и время их действия короче, поэтому здесь нужны простые методы анализа. На уровне предприятия, отрасли анализ может усложняться, становиться более разносторонним. Особенно это относится к подготовке решений, связанных с плановым заданием и изменением структуры системы. Ошибки в этом случае действуют долговременно, а следовательно, и потери неизмеримо возрастают.

источник