Меню Рубрики

Душа моя как птица анализ

Бежит из глубины волна, И, круто выгнув спину, О берег плещется она, Мешая ил и тину.

В нашей роще есть хоромы, А кругом хором — туман. Там на тропках вьются дремы И цветет трава-дурман.

В свой черед идет год за год, И захочешь сам ты, нет ли: В верный срок морщины лягут, Словно после зайца петли.

Всегда найдется место Для всех нас на погосте, И до венца невесту Нехорошо звать в гости.

Всего непосильнее злоба И глаз уголки в черноте. Быть может, и так пронесло бы, Да радость и годы не те.

Года мои, под вечер на закате Вздымаясь в грузной памяти со дна, Стоят теперь, как межевые знаки, И жизнь, как чаща с просека, видна.

День и ночь златой печатью Навсегда закреплены, Знаком роста и зачатья, Кругом солнца и луны.

Доколе Любовь без лукавства И в скрытости Нашей.

Должно быть, я калека, Наверно, я урод: Меня за человека Не признает народ.

Душа — как тесное ущелье, Где страстный возгорелся бой, А жизнь в безумьи и весельи Стремглав несется пред тобой.

Душа моя, как птица, Живет в лесной глуши, И больше не родится На свет такой души.

Душа покоя лишена! Какая вышина и тишина. Из облака плывет луна, Среди прозрачности такой.

За ясную улыбку, За звонкий смех врассыпку Назначил бы я плату, Я б основал палату.

Какие хитроумные узоры Поутру наведет мороз. Проснувшись, разберешь не скоро: Что это — в шутку иль всерьез.

Ко мне мертвец приходит В глазах с немой тоской, Хотя и нет в природе Обычности такой.

Когда вглядишься в эти зданья И вслушаешься в гул борьбы, Поймешь бессмыслицу страданья И предвозвестия судьбы.

Крикливы и прожорливы вороны, И по-лесному вежливы дрозды, И шагу без глубокого поклона Не сделают грачи у борозды.

Лежит заря, как опоясок, И эту реку, лес и тишь С их расточительностью красок Ни с чем на свете не сравнишь.

Любовь — неразумный ребенок — За нею ухаживать надо И лет до восьми от пеленок Оставить нельзя без пригляда.

Меня раздели донага И достоверной были На лбу приделали рога И хвост гвоздем прибили.

Мне не уйти из круга, В котором мне дана Бессменная подруга, Полночная луна.

Моя душа дошла до исступленья У жизни в яростном плену, И мне не до заливистого пенья Про соловья и про луну.

О чем в ночи шепочут ивы, Поникши у дорог? Но разум мой кичливый Их разгадать не мог.

Плывет луна, и воют волки, В безумии ощерив рот, И ель со снежною кошелкой Стоит, поникнув, у ворот.

Под кровлей шаткою моею Дрожит и приседает дом. . И сам сказать я не умею, И голос заглушает гром.

Пока не прояснится И мысль моя, и речь, Суровой власяницы Я не снимаю с плеч.

Помолюсь заревому туману, Поклонюсь до земли землякам, По пути к плотогонам пристану, К понизовым лихим рыбакам.

Золотятся ковровые нивы И чернеют на пашнях комли. Отчего же задумались ивы, Словно жаль им родимой земли.

Пригрезился, быть может, водяной, Приснился взгляд — под осень омут синий! Но, словно я по матери родной, Теперь горюю над лесной пустыней.

Прощай, родимая сторонка, Родная матушка, прости, Благослови меня иконкой И на дорогу покрести.

Рыбак, не езди в бурю, Когда со дна на берег Бегут в лохматой шкуре Чудовища и звери.

Свет вечерний мерцает вдоль улиц, Словно призрак, в тумане плетень, Над дорогою ивы согнулись, И крадется от облака тень.

Сегодня день морозно-синий С румянцем был во все лицо, И ели, убранные в иней, Обстали к вечеру крыльцо.

Слова жестоки, мысли зыбки, И призрачны узоры снов. Хочу, и вот — не получается улыбки, Раскрою рот — и нету нежных слов.

Словно друг, сверчок за печью Тянет разговор, И глядит по-человечьи Маятник в упор.

Стал голос хриплый, волос грубый И грузны руки, как кряжи, А у тебя все те же губы И за ресницей — как во ржи.

Страданья много в жизни, Но больше лжи и чуши: Узнай ее да вызнай Чудную штуку — душу.

Ступает тишь, как сторож у ворот, Не шелохнет ни листика, ни ветки, Лишь дочка чернокосая соседки, Как птица полуночная, поет.

Стучит мороз в обочья Натопленной избы. Не лечь мне этой ночью Перед лицом судьбы.

Упрятана душа под перехват ребра. Душа — как торба, снаряженная в дорогу, И разной всячинки в ней понемногу — И медной мелочи, и серебра.

Уставши от дневных хлопот, Как хорошо полой рубашки Смахнуть трудолюбивый пот, Подвинуться поближе к чашке.

Ушла любовь с лицом пригожим, С потупленной улыбкой глаз,— Ты прожила, и я жизнь прожил, И не для нас вверху луна зажглась.

Хорошо, когда у крова Сад цветет в полдесятины. Хорошо иметь корову, Добрую жену и сына.

Черныш — чудная птица, Он любит глушь и тишь, И как не покреститься, Когда слетит черныш.

Я закрываю на ночь ставни И крепко запираю дверь — Откуда ж по привычке давней Приходишь ты ко мне теперь.

Я тешу и лелею грусть, Один брожу по дому И не дивлюсь, и не дивлюсь На ясном небе грому.

Я устал от хулы и коварства Головой колотиться в бреду, Скоро я в заплотинное царство, Никому не сказавшись, уйду.

источник

«ДУША МОЯ, КАК ПТИЦА…» этой строкой из стихотворения Сергея Клычкова был назван Открытый Московский фестиваль поэзии и авторской песни памяти поэта, прошедший недавно под эгидой Департамента Культуры города Москвы и Управления культурной и молодёжной политики СВАО. Яблоку негде было упасть в конференц-зале Центральной библиотеки СВАО № 77, что на улице Конёнкова.
Не случаен адрес этого фестиваля. Многие знают. Знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков дружил с людьми искусства: артистами, художниками, музыкантами и поэтами серебряного века. В их числе был Сергей Антонович Клычков — прекрасный русский поэт, подвергшийся гонениям в 30-е годы прошлого века и расстрелянный в страшном 1937 году, с последующим забвением на долгие десятилетия. Он и познакомил своего старшего друга С.Т. Конёнкова с Сергеем Есениным. С той поры и на всю жизнь три Сергея стали неразлучными и в радости, и в горе. Часто собирались они в арбатской мастерской Конёнкова и в подмосковной усадьбе Сергея Клычкова в деревне Дубровки, под Талдомом, чтобы посидеть ладком, попеть любимые русские народные песни, почитать стихи, побродить по Чертухинскому лесу и моховым Талдомским болотам в поисках прекрасного. Об этом рассказали гостям и участникам фестиваля Председатель Оргкомитета и ведущая праздника Е.А. Гребенщикова — заведующая ЦБ № 77 и Т.В. Тихонова — внучка Сергея Клычкова, живущая в Отрадном.
На экране возникали образы Есенина, Конёнкова и Клычкова, фотографии памятных мест и лица родных и близких Сергею Клычкову людей. Звучала известная песня «Живёт моя отрада в высоком терему», соавтором которой был Клычков. Романс «Не жалею, не зову, не плачу» на слова Сергея Есенина, посвященный Сергею Клычкову, исполнил Григорий Эпштейн.
После торжественной части жюри под председательством известного поэта и барда, лауреата и дипломанта многочисленных конкурсов, члена Союза писателей Москвы, ликвидатора последствий Чернобыльской катастрофы Г.И. Эпштейна начало свою работу. В состав жюри вошли В.М. Богданов — член Союза писателей России, руководитель ЛитО «Строгино», издатель альманаха «Сияние лиры»; Б.Б. Катковский — член Союзов писателей России и Москвы, руководитель ЛитО «Избранники муз» в Северном Медведково; Т.В. Тихонова — внучка поэта С.А. Клычкова, сотрудник отдела редкой книги Московской городской библиотеки им. И.С. Тургенева.
В конкурсе поэтов и бардов приняли участие более 60 человек. В Москву приехали гости из Тулы, Калуги, Рязани. Поддержали наш фестиваль своим участием подмосковные города Дубна, Люберцы, Зеленоград, Щербинка, Яхрома.
Активными участниками фестиваля были и члены ЛитО «Избранники муз»: Марина Максимова, Галина Чеснокова, Виктор Алимин, Александр Болотов, Александр Григорьев, Юрий Бутов. Они стали дипломантами фестиваля.
Праздничный вечер продолжался несколько часов. В перерыве, во время подведение итогов, можно было выступить перед свободным микрофоном, попить на первом этаже чай или кофе и перекусить.
Итоги конкурсной программы фестиваля таковы: победителем среди поэтов стала москвичка Екатерина Козырева — член Союза писателей России, руководитель ЛитО «Царское село». Лучшим бардом признана Ольга Штакк — член Союза композиторов, дипломант Православного фестиваля «Серебряная Псалтирь» в Дубне и Талдомского фестиваля «Серебряный журавль», землячка поэта Сергея Клычкова. Приятно отметить, что лауреатом в одной из номинаций стал и Виктор Алимин — член СП России, участник ЛитО «Избранники муз».
Специальным дипломом жюри наградило журналистку, поэтессу, переводчицу Ольгу Мальцеву-Арзиани из Москвы за песню: «Я о России молюсь. »
Фестиваль «Душа моя, как птица» прошёл на высоком уровне и был не рядовым мероприятием центральной библиотеки района, а настоящим событием в культурной жизни Москвы, заявив о себе не только на городском, но и на межрегиональном уровне. Хочется пожелать новому фестивалю дальнейшего плодотворного развития и порадоваться тому, что жива в сердцах память о прекрасном поэте Сергее Клычкове.
Автор: Наталия Каретникова,
член Союза Писателей России.

Припев:
Я ничего не боюсь.
Я о России молюсь.
Порою тихая грусть
Меня сожмёт,
Ну и пусть.

Я о России молюсь.
Гробам святым поклонюсь,
И в свет любви окунусь
К тебе, страдалица-Русь.

Припев:
Я ничего не боюсь.
Я о России молюсь.
Порою тихая грусть
Меня сожмёт,
Ну и пусть.

Я спать с молитвой ложусь.
Губами ликов коснусь.
Я верю в Матушку-Русь.
Я О РОССИИ МОЛЮСЬ.

Припев:
Я ничего не боюсь.
Я о России молюсь.
Порою тихая грусть
Меня сожмёт,
Ну и пусть.

* * *
Святая Русь
Ольга Мальцева-Арзиани

Святая Русь, к тебе душой стремлюсь!
Где б ни была, по – русски я молюсь.
Где б ни была – Россия впереди.
Пусть здесь светло, а там идут дожди.

Я, уезжая, о тебе молюсь.
Я на чужбине русской остаюсь.
Тобой всегда и всюду я горжусь –
Святая Русь, Святая Русь.

И пусть опять стеной стоят дожди,
Меня назад, моя Россия, жди.
К твоим лесам, к полям твоим вернусь
Святая Русь, Святая Русь.

Русь
Ольга Мальцева-Арзиани

Черным бархатом выстланы ночи,
Бриллианты висят в тишине.
Филин где-то в чащобе хохочет,
Или это привиделось мне?

Повезло мне в России родиться,
Хоть весь мир на ладони лежит.
Черный бархат ночей мне снится
И по-русски со мной говорит.

Где-то там-Средиземное море,
Где-то там — Колизей, Ватикан.
Баснословно красивые горы-
Я объездила много стран.

А в России — леса и дали,
А в России — такой простор!
Синь морей покорит едва ли
Глубину наших дивных озер.

Ночи выстланы бархатом черным,
И зависла луна в вышине.
Любим Родину мы непокорно!
Или это привиделось мне?

источник

Стихотворение “О, вещая душа моя…”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “О, вещая душа моя…” было создано Ф.И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале “Русская беседа”.

Стихотворение относится к философской лирике, жанр его – лирическая медитация с элементами философского раз­мышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое ми­роощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь мате­риальную и жизнь души.

И этот образ “двойного бытия” возникает уже в первой стро­фе. Поэт обращается здесь к душе и сердцу:

О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Это “двойное бытие” обозначает и двойственность челове­ческой природы, два начала в человеке, которые, по мысли по­эта, противостоят друг другу.

Во второй строфе речь идет уже о душе. Она построена по принципу антитезы. День души, “болезненный и страстный”, противопоставлен ночи ее “с пророчески-неясным сном”.

Здесь речь идет о материальной жизни и о жизни подсознательной,

В третьей строфе тоже присутствует антитеза. “Страсти роко­вые” противопоставлены здесь вечности:

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые –

К ногам Христа навек прильнуть.

В финале поэт вновь говорит о душе. Таким образом, мы име­ем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми. Поэт использует различные тропы: эпитет (“вещая душа”, “день – болезненный и страстный”), сравнение и метафору (“Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть”), синтаксический параллелизм (“Твой день – болезненный и стра­стный, Твой сон – пророчески-неясный”).

Таким образом, основная тема стихотворения – скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле.

Анализ стихотворения Тютчева “Душа моя – Элизиум тенейВесной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение “Душа моя, Элизиум теней…” . Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочерей остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько […].

Анализ стихотворения Тютчева “Душа хотела б быть звездойВ старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, […].

Анализ Стихотворения Тютчева ” Предопределение “Стихотворение ” Предопределение “. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Предопределение” предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый “де­нисьевский цикл”, в который вошли такие стихотворения, как “Не раз ты слышала признанье…”, “Я очи знал…”, “О, не тре­вожь меня укорой справедливой…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Весь день она лежала в забытьи…”. Все они […].

“Видение” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Видение”, написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале “Галатея”, а спустя 25 лет – в журнале “Современник”. Стихотворение относится к “ночным” стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира “сумеречного” состояния Вселенной. Для самого “ночного” русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным […].

Анализ стихотворения Пастернака “Душа”В 1956 году Пастернак написал стихотворение “Душа”, в котором нашли отражение ужасы тоталитарного режима, установленного большевиками после Октябрьской революции. Поэт пропустил через себя трагедию миллионов людей, отсидевших в лагерях, расстрелянных, подвергшихся гонениям. Душа лирического героя в тексте названа усыпальницей для всех “замученных живьем”, могильной урной, в которой покоится их прах. В произведении вообще много лексики, […].

“Проблеск” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Проблеск” – одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к “мюнхенскому” периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе “Урания”. В 1854 году “Проблеск” был напечатан в журнале “Современник”. В первом зрелом произведении Тютчева, высоко […].

Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночноеСтихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”. Известный факт творчества поэта – […].

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. “Душа хранит”Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуло­вимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянст­ва вечности особенно ярко выражено в стихотворении “Душа хранит”, которое Н. М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения – незатейливый вид русского селения: Березы, […].

Анализ стихотворения “Душа хранит” Рубцова Н. М“Душа хранит” Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении “Душа хранит”, которое Н. М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения – незатейливый вид русского […].

“Близнецы” анализ стихотворения ТютчеваЗрелое стихотворение “Близнецы” написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году. Созданное в Романтическом стиле, стихотворение в жанре Лирического фрагмента относится к Философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему […].

Анализ Стихотворения Тютчева “Сижу задумчив и один…”Стихотворение “Сижу задумчив и один…” предположитель­но было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике. Стиль его – романтический. Жанр произведения – лирическая медитация с элементами фи­лософского размышления, в нем звучат элегические ноты. Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя – печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом: Сижу задумчив и один, На […].

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Анализ стихотворения Цветаевой “Душа и имя”В 1912 году Цветаева выпустила в издательстве “Оле-Лукойе” второй сборник “Волшебный фонарь”, посвященный супругу Сергею Эфрону. Реакция многих критиков-современников на него оказалась более сдержанной, нежели на дебютную книгу “Вечерний альбом”. Николай Гумилев отмечал, что во втором сборнике Цветаевой встречаются те же темы и образы, что и в первом. Вот только выглядят они суше и бледнее, […].

“День и ночь” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение “День и ночь” было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – Противопоставление дня […].

Анализ стихотворения Блока “Душа молчит. В холодном небе”Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и слепо подчинялся знакам судьбы, которые пытался распознавать и “читать” в окружающем мире. Поэтому неудивительно, что поэт выбрал для своего творчества такое популярное в то время […].

Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело”Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического “я”. Герой “Памяти”, открывающей “Огненный столп”, начинает исследование-самоанализ личности. Стихотворение “Душа и тело”, созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира “угрюмого и упрямого […].

Анализ стихотворения Тютчева “Когда дряхлеющие силы…”Стихотворение “Когда дряхлеющие силы…”, написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к концу, что пришла пора дать место новым поколениям. Частое явление – люди пожилые жалуются на окружающую их действительность, им не нравится изменившийся мир. В рассматриваемом […].

Анализ стихотворения Есенина “Душа грустит о небесах…”Написанное в 1919 году стихотворение “Душа грустит о небесах…” изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение “Кудри день. – Это ты в гранях города гость…”. Вместе они в 1921 году издали […].

Анализ стихотворения Тютчева “Как неразгаданная тайна…”Миниатюра “Как неразгаданная тайна…” написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне – супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II […].

Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полуЭто стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл. А между тем, посвящено оно было жене Тютчева. Поэт уже в зрелом возрасте и будучи женат, влюбился в другую девушку. И связь их длилась довольно долго. О […].

Анализ стихотворения Гумилева “Дремала душа, как слепаяЛичная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими […].

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5Произведение “Листья” относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет. Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и […].

Анализ Стихотворения Тютчева “Умом Россию не понять…”Стихотворение “Умом Россию не понять…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Умом Россию не понять…” было опублико­вано в 1868 году. Тютчев написал его на клочке бумаге. Оригинал хранится в Пушкинском Доме. Произведение относится к философской и гражданской ли­рике. Жанр его – стихотворный афоризм. Стихотворение состоит из одного четверостишия, одной строфы, заключающей в себе философское обобщение поэта о […].

Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас-4 Тютчев – очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире. Одно из первых […].

“Я встретил вас” анализ стихотворения ТютчеваЗрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […].

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, кото­рый ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […].

Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. ИВ стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период […].

Анализ стихотворения Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…”Написанное в 1830-е годы стихотворение “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […].

“Снежные горы” анализ стихотворения ТютчеваЛирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом […].

Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимство­ванный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в при­брежных тростниках”. […].

“О, как убийственно мы любим…” анализ стихотворения ТютчеваИстория создания Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале “Современник” № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее […].

“Цицерон” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Цицерон” Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе “Десница” на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал “Современник”. В стихотворении, принадлежащем к Философской лирике, нашли отражение […].

Анализ стихотворения Тютчева “Смотри, как роща зеленеет…”Стихотворение “Смотри, как роща зеленеет…”, написанное в конце августа 1857 года, – это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. […].

Анализ Стихотворения Тютчева “Наш век”Стихотворение “Наш век”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Наш век” было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, “где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы”. Это “истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века”. Произведение мы можем отнести к философской […].

“Полдень” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […].

“Листья” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Листья”, созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число Пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью. В основе поэтической пьесы лежит Олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. […].

Анализ Стихотворения Тютчева “Нам не дано предугадать…”Стихотворение “Нам не дано предугадать…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Нам не дано предугадать” было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе “Северные цветы” за 1903 год. Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм. Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что […].

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […].

Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…”В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […].

“Она сидела на полу…” анализ стихотворения ТютчеваИстория создания Стихотворение “Она сидела на полу” Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале “Русская беседа” во втором томе. Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он […].

источник

Феноменологический анализ песни «Мы как трепетные птицы» группы Пикник.
Подготовила: Солодкина А.В. РВб-108
Язык искусства – это язык человеческой души. Карл Густав Юнг писал, что если психоаналитик плохо разбирается в толковании снов, есть другое решение ¬ – ему следует научиться понимать язык бессознательного через искусство.
В данной статье я рассмотрю с точки зрения феноменологии религии и психологии религии текст песни группы «Пикник»: «Мы как трепетные птицы». Текст в данной работе разбирается по отрывкам, и потом выводится квинтэссенция песни. Целый текст песни приведён в приложении.
1.Мы, как трепетные птицы
Мы как свечи на ветру
Дивный сон еще нам снится,
Да развеется к утру.

Из первого отрывка можно узнать следующее: людей в данном тексте сравнивают с трепетными птицами, с существами летающими, воздушными, поднебесными, далее людей сравнивают со свечами, также трепетными, как птицы. Свеча, которую колышет ветер, может в любой момент погаснуть. Как и жизнь свечи, жизнь птицы коротка по человеческим меркам. Дивный сон снится человечеству, то есть оно вне пробуждения, «да развеется к утру» в данном тексте звучит как искреннее желание, как благословение «дай нам Бог проснуться».
2.Встаньте в ряд, разбейте окна
Пусть все будет без причин
Есть, как есть, а то, что будет,
Пусть никто не различит.

Из второго отрывка можно узнать следующее: людей призывают стать в ряд (сплотиться под единым началом, упорядочиться), разбить окна. Это можно понять двояко: либо разбить настоящие окна (буквальная интерпретация), но это не логично, зачем человека призывать разбивать окна? Либо понимать окно – как выход в мир, а разбить окна в этом тексте – выйти за собственные пределы, преодолеть свои ограничения, и сковывающие рамки, освободиться от условностей (символическая интерпретация). Далее людей призывают забыть о причинно-следственной связи. Выйти за пределы, не думая о процессе, просто действовать. И заканчивается отрывок тем, что тех, кто вышел, успокаивают, и просят не думать о последствиях «пусть будет, как будет».
3. Нет ни сна, ни пробужденья
Только шорохи вокруг,
Только жжет прикосновенье
Бледных пальцев нервных рук.

Из третьего отрывка можно узнать следующее: автор песни утверждает, что жизнь – это иллюзия, раз человек не знает, спит ли он, или бодрствует. Каков мир на самом деле не знает никто. Каждый по-своему воспринимает действительность. Автор песни воспринимает её через шорохи вокруг. Эти шорохи могу т быть голосами других людей, могут быть техническими звуками, могут быть повседневной суетой. Они могут быть чем угодно. Автор не конкретизирует в данном случае, что он имеет ввиду под шорохами. Далее автор рассказывает через язык песни о свое тоске по любви. Любовь через прикосновения – самая интимная часть человеческих отношений. Через прикосновение устанавливается контакт между двумя людьми, который помогает человеку абстрагироваться от страхов и тревог, которые его окружают. Рядом с другом, либо с любимым человеком почти всегда спокойнее, если не брать в расчёт единичных случаев.

4.Бейте в бубен, рвите струны,
Кувыркайся, мой паяц
В твоем сердце дышит трудно
Драгоценная змея.

Из четвёртого отрывка можно узнать следующее: через транс, который наступает у человека при ритмичном танце (кувыркайся) и звоне ударных инструментов (бубен), человек может достичь прозрения и нового осознания, выйти за грани собственных возможностей, получить новые знания и мудрость (змея – символ мудрости). Но эти знания достаются не так легко, от чрезмерного психического истощение можно запросто умереть.
5.Бейте в бубен, рвите струны
Громче музыка играй
А кто слышал эти песни,
Попадает прямо в рай.

Из пятого отрывка можно узнать следующее: когда человек в трансе, ему кажется что он в раю (1ая интерпретация) либо когда он проснулся, поняв смысл этой песни, и попытался освободиться от оков условностей, стал просветлённым и обрёл внутренний рай (2ая интерпретация).
Далее повторяется первый, затем второй отрывок.
В итоге: квинтэссенция интерпретации песни: « чтобы проснуться, нужно выйти за собственный пределы, чтобы получить заветный Гнозис и стать свободным».
Вывод: В своей статье я рассмотрела текст этой песни только с одной стороны (феномен), но действительного смысла, что стоит за словами, я не знаю, тем более что хотел сказать нам через эту песню сам автор (ноумен) я не знаю. Поэтому, что означает эта песня, я могу лишь предполагать исходя из своего личного опыта, опираясь на моё мировоззрение, религию, и исходя из особенностей моей собственной психики.
Источник.
1. Композиция «Мы как трепетные птицы». Альбом «Харакири». Музыкальная группа «Пикник». URL: http://masteroff.org/35252.html
Литература.
1. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000 – 504 с. ISBN 5–17–003308–7
2. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 447с. ISBN 5–7567–0210–5
3. Юнг, К.Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип: [ cб. ст.; пер. англ. И нем.]/Карл Густав Юнг. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 347, [5] c. ISBN 978–5–17–060628–3
4. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. – М.: Канон +, 2003. – 320с. – (история психологической мысли в памятниках). ISBN 5–88373–002–7
5. Юнг К.Г. Символы трансформации: [пер. с англ.]/Карл Густав Юнг.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 731, [5] c. – (Philosophy). ISBN 978-5-17-039319-0 (ООО «Изд-во АСТ») ISBN 978-5-9713-6958-5 (ООО Изд-во «АСТ МОСКВА»)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст песни «Мы как трепетные птицы».
Мы, как трепетные птицы
Мы как свечи на ветру
Дивный сон еще нам снится,
Да развеется к утру.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Встаньте в ряд, разбейте окна
Пусть все будет без причин
Есть, как есть, а то, что будет,
Пусть никто не различит.

Нет ни сна, ни пробужденья
Только шорохи вокруг,
Только жжет прикосновенье
Бледных пальцев нервных рук.

Бейте в бубен, рвите струны,
Кувыркайся, мой паяц
В твоем сердце дышит трудно
Драгоценная змея.

Бейте в бубен, рвите струны
Громче музыка играй
А кто слышал эти песни,
Попадает прямо в рай.

Мы, как трепетные птицы
Мы как свечи на ветру
Дивный сон еще нам снится,
Да развеется к утру.

Нет ни сна, ни пробужденья
Только шорохи вокруг,
Только жжет прикосновенье
Бледных пальцев нервных рук.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя!».

Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубокий философский смысл и создают невероятное впечатление после прочтения.

Тема любви — центральная тема в лирике Тютчева. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер. Но наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, — Елена Александровна Денисьева. Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть “денисьевским циклом”. Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.

Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!» Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году, когда в личной жизни Тютчева была самая страстная любовь к Денисьевой. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.

Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты». Анализ первой строфы В двух первых строках поэт обращается одновременно к двум сторонам человеческой жизни, объединяя их в 3 и 4 строках в движении «бьешься». Тютчев использует местоимение «ты», в котором тоже объединяет душу и сердце в «двойном бытии». Поэт использует местоимения (приём метонимия) для того, чтобы усилить личностный характер переживания. Четверостишие заканчивается восклицательным знаком с многоточием, что усиливает эмоциональное воздействие и оставляет простор для мысли.

Анализ первой строфы Первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно. О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Анализ второй строфы Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов… Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза (день — сон), часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Поэт раскрывает природу души и сердца. Он вводит читателя в мир иррациональный (запредельный). Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Анализ третьей строфы Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые— Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. В третьей строфе поэт пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут в последних двух строках, Тютчев переходит на аллегорический язык и возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа, к миру духовному. Душа, заключенная в грешном теле, как в темнице, всегда может обрести свою небесную природу. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

Итак, сделаем вывод: 1-е четверостишие — определение двойственности человеческого Бытия. 2-е — раскрытие природы этой двойственности. 3-е-гармония души и тела.

Художественные особенности: 1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» — мир небесный, «сердце, полное тревоги» — мир земной, «день болезненный и страстный» — жизнь земная, полная страданий, «сон — пророчески — неясный» — духовная жизнь как высшая реальность. 2. Прием антитезы: душа — сердце; день — сон болезненный и страстный — пророчески-неясный. 3. Сравнения: как бы двойного бытия; как откровение духов; как Мария. 4. Размер — четырехстопный ямб.

Вывод: Основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле. «О, вещая душа моя!» —программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Ф. И. Тютчева. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

источник

Душа моя, как птица,
Живет в лесной глуши,
И больше не родится
На свет такой души.

По лесу треск и скрежет:
У нашего села
Под ноги ели режет
Железный змей-пила.

Сожгут их в тяжких горнах,
Как грешных, сунут в ад,
А сколько бы просторных
Настроить можно хат!

Прости меня, сквозная
Лесная моя весь,
И сам-то я не знаю,
Как очутился здесь,

Гляжу в безумный пламень
И твой целую прах
За то, что греешь камень,
За то, что гонишь страх!

И здесь мне часто снится
Один и тот же сон:
Густая ель-светлица,
В светлице хвойный звон,

Светлы в светлице сени,
И тепел дух от смол,
Прилесный скат — ступени,
Крыльцо — приречный дол,

Разостлан мох дерюгой,
И слились ночь и день,
И сели в красный угол
За стол трапезный — пень…

Гадает ночь-цыганка,
На звезды хмуря бровь:
Где ж скатерть-самобранка,
Удача и любовь?

Но и она не знает,
Что скрыто в строках звезд.
И лишь с холма кивает
Сухой рукой погост…

Аромат лилеи мне тяжелАромат лилеи мне тяжел, Потому что в нем таится тленье, Лучше смол дыханье, синих смол, Только пить его без разделенья… Оттолкнув соблазны красоты, Я влюблюсь в ее миражи в дыме….

ДушаИ далекого и близкого, И высокого и низкого сочетанье воедино, Так ли ты необходимо? Или от меня ты требуешь одного стремленья в небо лишь, Будто бы на звездолете? Или надо.

Позабыла душа о минувшем своемПозабыла душа о минувшем своем, Где жила, кем была и молилась о чем, Позабыла душа неземную страну, Где встречала она золотую весну. Там безгрешной любви очарованный сон Непонятным желанием был.

Вот птица — нет ее свежейВот птица — нет ее свежей — Оттенков пепельного дыма,- Породы башенных стрижей, Чья быстрота неповторима. Летит, нигде не отдохнув, От тростников Египта пресных До Гельголанда — ночь одну —.

Когда душа, расправив крыльяКогда душа, расправив крылья, Дерзает выспренний полет, И я взнесусь не без усилья Во область чистую высот,- Как мяч, взлетевший ввысь невольно, К земле я падаю, спеша; И снова в.

ДушаОтчего душа болит На закате дня? Ведь неплохо день прожит Нынче у меня. Отчего болит душа В мягкой тьме ночной? Жизнь не очень хороша, — Да ведь нет другой. Утром.

Есть дни: душа как будто в сон печальныйЕсть дни: душа как будто в сон печальный, Болезненно томясь, погружена; Нет слез у ней о прошлой жизни дальной, О будущем не думает она, И нет забот тревоги настоящей, И.

Цветут видения — так хочешь ты, душаЦветут видения — так хочешь ты, душа, Когда же ты молчишь, сиянием дыша, Сквозят видения нежнее дымки слабой, И часто в дождь и ветр средь вянущих болот С глазами жадными.

О вещая душа моя!О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги,- О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой.

Что делать! Душа у меня обнищалаЧто делать! Душа у меня обнищала И прочь ускользнула. Я что-то кому-то наобещала И всех обманула. Но я не нарочно, а так уж случилось, И жизнь на исходе. Что делать.

Ты говоришь: моя душа — загадкаТы говоришь: моя душа — загадка, Моей тоски причина не ясна; Ко мне нежданно, словно лихорадка, По временам является она. Загадки нет. И счастье, и страданье, И ночь, и день.

Душа (О, жизнь моя. )О, жизнь моя! За ночью — ночь. И ты, душа, не внемлешь миру. Усталая! к чему влачить усталую свою порфиру? Что жизнь? Театр, игра страстей, бряцанье шпаг на перекрестках, Миганье.

Душа мираВечной тучкой несется, улыбкой беспечной, улыбкой зыбкой смеется. Грядой серебристой летит над водою — — лучисто- волнистой грядою. Чистая, словно мир, вся лучистая — золотая заря, мировая душа. За тобой.

Загадочная русская душаЗагадочная русская душа… Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый.

Моя душа, как русская березаМоя душа, как русская береза, зимою тоже зябла на ветру, ночами звезды в лютые морозы лишь засыпали на ветрах к утру. Она весною распустила листья в такие бури солнечных лучей.

источник

Душа моя, как птица,
Живет в лесной глуши,
И больше не родится
На свет такой души.

По лесу треск и скрежет:
У нашего села
Под ноги ели режет
Железный змей-пила.

Сожгут их в тяжких горнах,
Как грешных, сунут в ад,
А сколько бы просторных
Настроить можно хат!

Прости меня, сквозная
Лесная моя весь,
И сам-то я не знаю,
Как очутился здесь,

Гляжу в безумный пламень
И твой целую прах
За то, что греешь камень,
За то, что гонишь страх!

И здесь мне часто снится
Один и тот же сон:
Густая ель-светлица,
В светлице хвойный звон,

Светлы в светлице сени,
И тепел дух от смол,
Прилесный скат — ступени,
Крыльцо — приречный дол,

Разостлан мох дерюгой,
И слились ночь и день,
И сели в красный угол
За стол трапезный — пень…

Гадает ночь-цыганка,
На звезды хмуря бровь:
Где ж скатерть-самобранка,
Удача и любовь?

Но и она не знает,
Что скрыто в строках звезд.
И лишь с холма кивает
Сухой рукой погост…

Аромат лилеи мне тяжелАромат лилеи мне тяжел, Потому что в нем таится тленье, Лучше смол дыханье, синих смол, Только пить его без разделенья… Оттолкнув соблазны красоты, Я влюблюсь в ее миражи в дыме….

ДушаИ далекого и близкого, И высокого и низкого сочетанье воедино, Так ли ты необходимо? Или от меня ты требуешь одного стремленья в небо лишь, Будто бы на звездолете? Или надо.

Позабыла душа о минувшем своемПозабыла душа о минувшем своем, Где жила, кем была и молилась о чем, Позабыла душа неземную страну, Где встречала она золотую весну. Там безгрешной любви очарованный сон Непонятным желанием был.

Вот птица — нет ее свежейВот птица — нет ее свежей — Оттенков пепельного дыма,- Породы башенных стрижей, Чья быстрота неповторима. Летит, нигде не отдохнув, От тростников Египта пресных До Гельголанда — ночь одну —.

Когда душа, расправив крыльяКогда душа, расправив крылья, Дерзает выспренний полет, И я взнесусь не без усилья Во область чистую высот,- Как мяч, взлетевший ввысь невольно, К земле я падаю, спеша; И снова в.

ДушаОтчего душа болит На закате дня? Ведь неплохо день прожит Нынче у меня. Отчего болит душа В мягкой тьме ночной? Жизнь не очень хороша, — Да ведь нет другой. Утром.

Есть дни: душа как будто в сон печальныйЕсть дни: душа как будто в сон печальный, Болезненно томясь, погружена; Нет слез у ней о прошлой жизни дальной, О будущем не думает она, И нет забот тревоги настоящей, И.

Цветут видения — так хочешь ты, душаЦветут видения — так хочешь ты, душа, Когда же ты молчишь, сиянием дыша, Сквозят видения нежнее дымки слабой, И часто в дождь и ветр средь вянущих болот С глазами жадными.

О вещая душа моя!О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги,- О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой.

Что делать! Душа у меня обнищалаЧто делать! Душа у меня обнищала И прочь ускользнула. Я что-то кому-то наобещала И всех обманула. Но я не нарочно, а так уж случилось, И жизнь на исходе. Что делать.

Ты говоришь: моя душа — загадкаТы говоришь: моя душа — загадка, Моей тоски причина не ясна; Ко мне нежданно, словно лихорадка, По временам является она. Загадки нет. И счастье, и страданье, И ночь, и день.

Душа (О, жизнь моя. )О, жизнь моя! За ночью — ночь. И ты, душа, не внемлешь миру. Усталая! к чему влачить усталую свою порфиру? Что жизнь? Театр, игра страстей, бряцанье шпаг на перекрестках, Миганье.

Душа мираВечной тучкой несется, улыбкой беспечной, улыбкой зыбкой смеется. Грядой серебристой летит над водою — — лучисто- волнистой грядою. Чистая, словно мир, вся лучистая — золотая заря, мировая душа. За тобой.

Загадочная русская душаЗагадочная русская душа… Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый.

Моя душа, как русская березаМоя душа, как русская береза, зимою тоже зябла на ветру, ночами звезды в лютые морозы лишь засыпали на ветрах к утру. Она весною распустила листья в такие бури солнечных лучей.

источник

Стихотворение «О, вещая душа моя…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского раз­мышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое ми­роощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь мате­риальную и жизнь души.

И этот образ «двойного бытия» возникает уже в первой стро­фе. Поэт обращается здесь к душе и сердцу:

О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Это «двойное бытие» обозначает и двойственность челове­ческой природы, два начала в человеке, которые, по мысли по­эта, противостоят друг другу.

Во второй строфе речь идет уже о душе. Она построена по принципу антитезы. День души, «болезненный и страстный», противопоставлен ночи ее «с пророчески-неясным сном». Здесь речь идет о материальной жизни и о жизни подсознательной, порывах души.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

В третьей строфе тоже присутствует антитеза. «Страсти роко­вые» противопоставлены здесь вечности:

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые —

К ногам Христа навек прильнуть.

В финале поэт вновь говорит о душе. Таким образом, мы име­ем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми. Поэт использует различные тропы: эпитет («вещая душа», «день — болезненный и страстный»), сравнение и метафору («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), синтаксический параллелизм («Твой день — болезненный и стра­стный, Твой сон — пророчески-неясный»).

Таким образом, основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле.

  • о вещая душа моя анализ
  • анализ стихотворения тютчева о вещая душа моя
  • анализ стихотворения о вещая душа моя

Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы» [1]. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.
Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких-то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь-сон приоткрывает перед ним какие-то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак» [2] .
В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).
Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески-неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).
Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?» [3] .

1. Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 22.

3. См. Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. – Л. 1991.

А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …

Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни — поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …

Военная тема — ключевая в творчестве А. Твардовского. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. В изображении …

Тема соотношения героя и народа в поэме Твардовского «Василий Теркин» занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …

«Книга про бойца», как назвал А.Т. Твардовский свою поэму «Василий Теркин», создавалась на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. Прообраз главного …

«О вещая душа моя!» Фёдор Тютчев

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Так, ты жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Стихотворение «О, вещая душа моя!», датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания «О», глаголе «бьешься», употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении «О, вещая душа моя!» поэт называет день болезненным и страстным, ночь — пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа — попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

«О, вещая душа моя!» — программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.

Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы»[96 — Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 22.]. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.

Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких-то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь-сон приоткрывает перед ним какие-то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак»[97 — Там же, с. 30.].

В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).

Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески-неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).

Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?»[98 — См. Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. – Л. 1991.].

Стихотворение «О, вещая душа моя!», датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания «О», глаголе «бьешься», употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении «О, вещая душа моя!» поэт называет день болезненным и страстным, ночь — пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа — попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

«О, вещая душа моя!» — программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Блока «Помнишь ли город тревожный»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Так, в жизни есть мгновения»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Тени сизые смесились»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Топи да болота»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Челюскинцы»

О, как ты бьешься на пороге

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески–неясный,

источник