Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.
Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.
Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.
Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.
В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.
АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.
Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:
- продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
- продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
- продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
- продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.
Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.
Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:
- психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
- психические состояния (настроение);
- психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).
Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.
Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.
Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:
- четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
- выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
- для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
- минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
- фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
- если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
- предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).
Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.
Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.
Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.
Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:
- подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
- непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
- заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.
Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.
Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:
- Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
- Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
- Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
- Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.
Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:
- Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
- Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
- Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.
Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.
Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.
Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.
Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.
Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:
- отдельные слова;
- фразы (словосочетания);
- тема;
- сообщение в целом.
Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.
Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.
Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.
Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:
- характеристики;
- медицинские анамнезы;
- автобиографии;
- журналы оценивания знаний;
- протоколы собраний;
- школьные дневники учеников;
- приказы и распоряжения руководства.
Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.
Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.
источник
Опрос предполагает выяснения мнения респондента по определенному кругу, включенных в анкеты вопросов путем личного или опосредованного контакта
-Reteil-аудит — аудит розничной торговли. Включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках, по исследуемой товарной группе.
Проведения опроса состоит из нескольких этапов:
Разработка, проверка и тиражирование анкеты
Проведение опроса, контроль качества данных
5) Обработка и анализ полученной информации, составление итогового отчета
Опросы могут отличаться по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте, через интернет.
По типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов.
По месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж.
По типу выборки: опрос репрезентативный или целевой выборки. Опрос различают по способу контакта с респондентом: личная беседа, телефонная беседа, адресная.
Преимущества количественного метода:
Точно и детальное формулирование научной проблемы (Frankfort-Nachmias&Nachmias, 1992);
Точное и четкое определение независимых и зависимых переменных в процессе исследования;
Четкое следование поставленной цели и задачам исследования, возможность получения более объективных результатов, проверка точности гипотезы, установление причинно-следственных связей;
Высокий уровень надежности и точности полученных данных в результате проведения социологических обследований, лабораторных экспериментов, структурированных интервью и др. (Balsley, 1970);
Устранение и минимизация субъективности выводов (Kealey&Protheroe, 1996);
Возможность проведения продолжительных, повторяющихся замеров.
Недостатки количественного метода:
отсутствие возможности получения информации о ситуативном контексте исследуемого явления;
невозможность контролировать все те обстоятельства и контекст, которые не влияют на качество ответов респондентов;
ограниченность выводов, которая обусловлена форматом исследования: четкость формулирования вопросов, строгое следование поставленным целям и задачам;
отсутствие возможности проводить исследование эволюционирующих процессов, явлений в динамике.
28– Качественные исследования. Достоинства и недостатки
Фокус-группа— это групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заданному сценарию с небольшой группой типичных представителей изучаемой части населения сходных по основным социальным характеристикам.
Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа с респондентом в форме, которая побуждает респондента подробным ответом на задаваемые вопросы.
Анализ протокола — заключается в помещении респонеднта в ситуации принятия решения о покупке в процессе которого он должен описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии решения. Так же Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения о покупке.
В основном это используется при анализе следующих решений:
Принятия решения о покупке распределено по времени
Процесс принятия решения очень короткий
Преимущества качественного метода:
Получение наиболее реалистичной картины явления, которая не может быть получена с помощью статистического анализа и цифровых индексов;
Недостатки качественных методов:
Смещение изначальных задач исследования в результате меняющейся природы контекста
Формулирование выводов, которые несут в себе личностную окраску исследователя;
Невозможность исследования причинно-следственной связи между изучаемыми явлениями;
Проблематичность объяснения различий между качеством и количеством информации, полученной от различных респондентов и формулирование на основании данной информации разнящихся, несостоятельных выводов;
Высокий уровень профессионализма исследователя как необходимое условие для получения объективной и необходимой информации;
Отсутствие полной объективности и надежности выводов, т.к. респондент может сам выбирать, что ему говорить.
29 – Шкала семантического дифференциала, приведите примеры вопросов и ответов с использование шкалы.
Семантический дифференциал разработан Чарльзом Озгудом.
Для обозначения противоположной направленности отношения к объекту предлагаются пары антонимов.
Характеристики, описывающие объект с помощью пар антонимов, отбираются на основе имеющихся ассоциаций.
Положительные оценки не располагаются строго с одной стороны, чтобы исключить механическое заполнение вопроса.
Для повышения точности измерения между антонимами размещают числовую шкалу ссимметричным расположением положительных и отрицательных оценок, разделенных нулевой отметкой.
Но наличие числовой шкалы или нулевой отметки не является обязательным.
Достоинства– возможность автоматизированной обработки, наглядность представления.
Недостатки – трудоемкость подбора биполярных определений, невозможность использования в телефонном опросе.
Например, для вопроса: «Какие чувства Вы испытываете при пользовании электросушилкой для ногтей?» может быть использован вариант семантического дифференциала
Вопрос может сопровождаться иной шкалой семантического дифференциала. В таком случае и сама формулировка вопроса несколько иная.
30.Классический АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ
Анализ временных рядов – это модель прогнозирования, которая используется на практике на протяжении многих лет.
В него включается спектральный анализ, классический анализ временных рядов и анализ Фурье.
Классический анализ временных рядов базируется на предположении, что статистический ряд можно разложить на четыре составляющие:
1–Тренд (представляет долгосрочные изменения в продажах, обусловленные такими факторами, как рост населения, расширение рынков, изменения потребительских предпочтений, улучшение качества продукции и сервисного обслуживания и т.п.)
2 — сезонные колебания(представляют собой регулярные всплески и падения продаж, которые повторяются с регулярностью в 12 месяцев.
Причины, вызывающие эти перепады, включают в себя изменение спроса в зависимости от времени года, рост продаж накануне праздников, а также сезонное предложение товаров (например, овощи, фрукты)
3 — циклические колебания (представляют собой долгосрочные (более 1 года) волнообразные изменения спроса)
4 — случайные колебания(отражает влияние на продажи всех прочих факторов, которые оказались неучтенными в тренде, сезонных и циклических колебаниях)
источник
В психологии существуют различные классификации методов исследования. Рассмотрим классификацию, критерием которой является исследовательская задача.
1) Задачу выявления и описания психологических фактов решают наблюдение, беседа (анкета, опрос, интервью), метод изучения продуктов деятельности (изучение документов, контент-анализ).
2) Более сложную задачу изучения закономерностей, то есть выявления наличия устойчивой повторяющийся связи решает эксперимент (лабораторный и естественный).
3) Задачу выявления механизмов, т.е. причинно-следственных отношений, в психологии решает формирующий эксперимент (преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод).
Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие психических явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в психологии.
При проведении наблюдения необходимо соблюдать определённые условия:
1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое психическое проявление будет изучаться.
2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.
3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2 – 3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно.
4. С той же целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.
5. Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать своё внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.
6. Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2 – 3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений.
7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).
Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:
· не зная о том, что он – объект исследования, человек ведёт себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;
· исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как её часть;
· наблюдение не ограничено возрастом: ведётся за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.
Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков:
· наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений;
· исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;
· с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдёт;
· в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
· при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства;
· без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса).
Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для неё. Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.
2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задаёт их всем опрашиваемым в строго определённом порядке, добиваясь развёрнутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.
5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.
Достоинствами беседы являются:
· возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;
· возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;
· исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задаёт вопросы;
· возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);
· возможность применения на разных стадиях исследования.
Метод беседы имеет и недостатки:
· проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;
· возрастные ограничения в применении беседы. Ребёнок не всегда может дать отчёт о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
Опрос – беседа со стандартным набором вопросов.
Опрос может проводиться в устной и письменной форме:
1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса;
2) анкетирование (фр. enquête – список вопросов)–получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.
Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.
Достоинства данного метода:
· возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;
· при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики исследуемых;
· возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;
· так как результат психической деятельности воплощён в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);
· материальный продукт может храниться долго;
· сохранение естественности в проявлении психологических особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.
Недостатки метода анализа продуктов деятельности:
· его можно применять только тогда, когда ребёнок уже начал овладевать определённым видом деятельности;
· обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например, при оценке степени оригинальности рисунка;
При изучении документов используется особый приём, получивший название «контент-анализ» (буквально — «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот приём есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты. На практике этот приём в психологии применяется при исследованиях в области массовых коммуникаций.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какая-либо психологическая закономерность.
В психологии различают два основных вида эксперимента:
· лабораторный эксперимент проводиться в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных;
· естественный эксперимент – в этом случае испытуемый не знает, не догадывается, что он участвует в исследовании (испытуемый выполняет привычную деятельность, а экспериментатор для него – знакомый человек).
Для обоих видов существуют некоторые общие правила: экспериментатор планомерно манипулирует одной или несколькими независимыми переменными (это причина) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта, т. е. следит за изменением зависимых переменных (это следствие).
Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:
1. Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта.
2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.
3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.
4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причём нужно помнить, что инструкция должна быть понятна испытуемым.
5. Перед тем, как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить испытуемого к себе, чему сопутствуют непринужденный, спокойный разговор, улыбка, одобряющие жесты. Нельзя подчеркивать необычность, исключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения. Материалы методики нельзя использовать для установления контакта.
6. На успехи и неудачи испытуемого во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования.
7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.
8. Эксперимент, проводимый с ребенком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15-20 минутами, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причем, чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование.
9. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы испытуемый понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2 – 3 раза без изменений, но пояснять её нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем испытуемым задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговоренных случаев.
10. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции испытуемого в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнём, что речь детей записывают с сохранением всех её особенностей, без исправления грамматических и других ошибок. Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы точно и полно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора – в том, чтобы провести исследование.
Эксперимент имеет ряд достоинств:
· активная позиция исследователя (он не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания соответствующих условий);
· эксперимент можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;
· эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;
· эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;
· значительно облегчён способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от целого ряда жизненных обстоятельств;
· анализ протокола эксперимента строится в соответствии с заданной методикой последовательностью. Анализ полученных фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.
К недостаткам эксперимента относятся следующие:
· эксперимент требует длительной и тщательной подготовки. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов;
· исследователь включается в общение с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Мысленная модель может повлиять на полученные факты;
· не создаётся целостное представление о психике испытуемого;
· при проведении лабораторного эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях испытуемого.
Формирующий эксперимент – метод прослеживания изменений в психике человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Изучив механизмы, мы способны моделировать явление и активно управлять им.
Этапы формирующего эксперимента:
1) констатирующий этап (в нём участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых);
2) формирующий этап (участвует только контрольная группа испытуемых);
3) контрольный этап (участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых).
На констатирующем и контрольном этапах используются одни и те же методы исследования, что дает возможность сравнивать результаты этих этапов между собой, на основании чего делать выводы об изменениях исследуемых характеристик в результате формирующих влияний.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10513 — | 7939 —
или читать все.
источник
Методы теоретического исследования.
Психолого-педагогическое обследование.
Метод научного познания — это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.
Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.
Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих науках, и поэтому их считают общенаучными.
При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, приходится определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для этого используются конкретные методики психологического исследования. Они выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. В каждом исследовании используется комплекс методов, применение каждого из которых осуществляется по соответствующим методикам (средствам и приемам).
Выбор обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:
— совокупности (комплекса) методов исследования;
— их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;
— запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К ним относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, моделирования и др.
Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза впсихолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.
Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса (детей, взрослых, родителей, педагогов), установить несоответствия, выявить реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.
Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. Анализ – логический прием, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Анализ может быть произведен с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой
С анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.
Под абстракцией (абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (НАПРИМЕР, модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одаренность», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определенной науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).
Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.
Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет.
Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педагогической системы.
Индукция – один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении психолого-педагогического опыта.
Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).
Метод моделирования открывает возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. При этом мышление оперирует не реальными, а идеальными моделями.
Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т. е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обучением, гимназии, лицея, колледжа и др.
Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.
Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в живых, многогранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.
Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений, т. е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать как предварительное.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохранялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.
Беседа, как правило, не протоколируется, записи делаются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.
Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).
Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.
Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения.
Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют самостоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Например: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».
Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.
При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.
Разновидностью опроса является тестирование. Оно позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.
Тест позволяет исследователю определить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помощью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.
Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.
1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.
2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выпенению тестовых заданий.
3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.
4. Сохранение нейтрального отношения к тестируемым, исключающего подсказки и помощь.
5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.
6. Обеспечение конфиденциальности полученной информации.
7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».
Изучение результатов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.
Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности.
Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их выполнения.
При экспертном оценивании (метод экспертных оценок), прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов. Желательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах).
Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит, их мнения близки к объективным.
Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявления качеств объекта при дальнейшем исследовании.
По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.
Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагностических процедур,необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей.
Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.
Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу. Поскольку о способах подведения итогов поиска речь впереди, то мы будем в данном разделе рассматривать социально-педагогическое обследование как вводную часть педагогического поиска.
В обследовании, как и в других комплексных методиках, необходим как анализ— поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последующий синтез — создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения.
Можно выделить несколько видов обследования.
Разведывательное(поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
Частичноеобследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдельных сквозных, проблемных вопросов, например отношения родителей к введению платы на некоторые образовательные услуги, если предполагается разностороннее изучение состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».
Комплексноеобследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
Системноеобследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и
Любое обследованиедолжно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).
Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего — методы и исследовательская документация.
В процессе сбора информации широко используются такие исследовательские методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др.
Для документального обеспечения работы разрабатываются различные анкеты, бланк-интервью, формы и карточки наблюдений, листы экспертных оценок и т.д., определяются виды и объемы выборок, способы контактов с респондентами, время и место наблюдений и бесед, способы инструктажа исполнителей. Все эти процедуры полезно зафиксировать в рабочем плане обследования.
Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизированасогласно заранее определенным критериям и обработана на основе определенных логических схем вручную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизированными. Скажем, образовательные запросы населения микрорайона могут быть разделены на запросы на основное и факультативное, школьное, профессиональное и дополнительное образование. Может возникнуть потребность в дифференцировке образовательных запросов в зависимости от уровня образования, социального положения, материального благосостояния семьи.
Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключение об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах воспитательного влияния, об источниках дестабилизирующих и деструктивных влияний, о роли школы и семьи, о степени социальной поддержки детства и т. д.
Рассмотрим приведенные выше положения на конкретном примере составления социального паспорта микрорайона. Такая работа необходима в любой школе, если ставится цель выявить и использовать воспитательный потенциал социального окружения, создать и обогащать образовательное пространство школы.
1 -й этап — сбор информации, он включает следующее.
1. Социальную характеристику микрорайона в зависимости от места расположения, времени и характера застройки, функционального назначения, наличия производственных предприятий, развитости сети учреждений культуры, спорта, сферы быта, степени благоустройства. Например, выявляется, что микрорайон представляет собой отдаленный от центра городской микрорайон, застроенный в основном 10—15 лет назад многоэтажными стандартными жилыми домами, с удовлетворительной транспортной связью с центром юрода, со слабо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Исследовательский инструментарий: получение всех имеющихся данных в районной администрации, статуправлении, ЖКО или домоуправлениях, выборочные опросы, интервью, анкетирование.
2. Характеристику населения по возрасту, уровню образования, профессии, социальному положению, репродуктивным функциям, наличию особых социальных и этнических групп; специальную характеристику детского контингента. Исследовательский инструментарий: получение статистических данных в районных учреждениях и образовательных структурах, опросы, анкетирование.
3. Определение развития и уровня функционирования социально-педагогической инфраструктуры: обеспеченность дошкольными и школьными учреждениями, наличие спортшкол, школ искусств, оздоровительных сооружений и т.д., степень удовлетворенности их работой; организация микрорайонной структуры управления, степень активности и инициативы населения, организация жизни детей, наличие традиций, криминогенные факторы и состояние преступности. Инструментарий и методики: анализ деловой документации, наблюдения, беседы со специалистами и населением.
2-й этап — обработка и систематизация материала. Он включает не просто суммирование выявленных данных и их количественное выражение, а распределение фактов по отдельным направлениям: репродуктивные возможности населения, достаточность сети и уровень работы образовательных учреждений, соответствие нормам и реальным запросам населения сети и уровня работы различных социальных служб, уровень и причины детской преступности, наркомании, возможности для организации воспитывающей среды и их реальное использование.
3-й этап включает получение целостных характеристик о микрорайоне, его явных и скрытых педагогических возможностях, факторах, способствующих и препятствующих социализации и удовлетворению интересов семьи и ребенка, его индивидуальному становлению. Это может быть, например, вывод о недостаточно или достаточно развитой социальной инфраструктуре, о культурной насыщенности среды, об эффективности влияния на детей и молодежь подлинных источников культуры и др.
Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.
источник
Метод анализа документов имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам метода относят его относительную простоту (традиционный анализ) и экономичность с точки зрения трудозатрат и финансов. Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Данный метод позволяет оперативно получать фактографические данные об объекте исследования, о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.
Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при использовании данного исследовательского метода фактически снимается, поскольку никто не подвергается эксперименту, анкетированию или интервьюированию. Полученная информация носит объективный характер. В интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) документы (жизненные истории, биографии) — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.
В качестве еще одного плюса данного метода следует отметить, что официальные материалы для контент-анализа, как правило, легкодоступны — многие официальные и общественные документы опубликованы в средствах массовой информации, и получить их не составляет труда.
Благодаря использованию данного метода исследователь может давать верную оценку событиям и процессам, происходящим в социальных группах, которые он не наблюдает лично, но информацию о которых он может получить из разного рода документов.
Документы, в отличие от респондента, не имеют никакой возможности «приспосабливаться» к исследователю. Ведь основная масса документов, подвергающихся анализу, как правило, создана ранее и не но воле исследователя, а значит, независимо от его интересов. В редких случаях при создании документа автор может заранее предполагать, что данный документ будет подвергнут специальному исследованию.
Благодаря появлению аудио- и видеозаписи появилась возможность не только сохранять, но и воспроизводить, а также неоднократно наблюдать определенную документацию. Возможность вновь прослушать или просмотреть какую-либо запись является очень ценной. Сохраненная подобным образом документация имеет ряд преимуществ: во-первых, ею могут пользоваться разные исследователи, а, во-вторых, с помощью видеодокументов можно осуществлять глобальное наблюдение, что в иных ситуациях не под силу отдельным лицам.
Недостатки и ограниченность метода анализа документов порождают проблемы, которые в первую очередь возникают при выборе необходимых документов. Одна из них заключается в выяснении, какие документы целесообразнее использовать — личные или официальные. Иногда изучение именно личных, неофициальных документов имеет определенное преимущество. Однако в этом случае нельзя забывать о недостатках, присущих таким документам:
- • отображение реальных данных всегда субъективно окрашено;
- • на изложение фактов часто влияют ситуационно возникающие аффекты и эмоции;
- • при описании мотивов и импульсов своего поведения авторам часто свойственен самообман;
- • оптимистическая оценка описываемых событий, которая увеличивается по мере увеличения промежутка времени между событием и его отображением;
- • авторам бывают свойственны неправомерные обобщения;
- • сбор личных документов вызывает определенные затруднения, связанные с необходимостью убедить автора выдать интересующую исследователя документацию;
- • при изучении личных документов невозможно составить репрезентативную выборку, так как людей, которые не могут выражать свои мысли в письменной форме, гораздо больше тех, кто стесняется отвечать устно.
Вторая проблема касается сравнительной оценки «естественных» и «целевых» документов. В каком из этих двух видов документов качество информации наиболее достоверно? Одни исследователи признают безусловное преимущество «естественных» документов, так как «целевые», по их мнению, крайне тенденциозны. Другие, в свою очередь, справедливо указывают на трудность оперирования «естественным» документом, поскольку его язык не соответствует языку исследования.
Вызывает споры и третья проблема — соотношение меры преобразования информации в «первичных» и «вторичных» документах. Известно, что во «вторичных» документах информация может быть искажена в силу ее вторичное™. В данном случае основным является вопрос о том, каким образом можно уловить степень искажения информации во «вторичных» документах.
При решении перечисленных проблем необходимо учитывать общий характер исследования, его цель и то, каким образом предполагается использовать документ. Например, используя статистические документы в исследовании, необходимо помнить, что они в значительной степени абстрактны, поскольку изложенные в них обстоятельства абстрагируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу. Это, естественно, ведет к существенным потерям информации о совокупности обусловливающих связей и сопутствующего им фона. Обычно бывает, что возможно определить только те из них, которые определяются как существенные в связи с другими целями и задачами.
источник