Меню Рубрики

Детская песенка с анализом для как

Представлен анализ русской народной песни «Русские матрешки», ее особенности и причина выбора композиции для постановки детского номера

Танцевальное движение – основной выразительный материал в хореографии

Анализ музыкального произведения из детского репертуара

Педагог дополнительного образования

Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов
Исполнитель: Вокальное трио Рябинушка

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд
Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,
Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина
Впереди стоят большие, сзади крошечки
Русские матрешечки!

Все вокруг довольны, покупкам нет цены.
Покупатели, как дети, в матрешек влюблены,
А матрешки и по кругу и шеренгами стоят
Похожи друг на друга, будто все они родня.

Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина
Знамениты и пригожи эти крошечки
Русские матрёшечки!

Едет по России, плывет за океан
Наша Русская матрешка веселый сарафан,
И теперь диктует моды симпатичный сувенир,
Матрёшек хороводы покорили целый мир.

Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша
Дуняша, Катя, Зина
Наташа, Таня, Нина
Всем напомнят о России эти крошечки,
Русские матрёшечки!

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Музыкальная композиция «Русские матрешки» раскрывает образ и значимость культурного достояния русской игрушки матрешки. Анализируя слова композиции, можно с уверенностью сказать, что «матрешка» — популярный сувенир, который пользуется спросом и доставляет покупателям не только эстетическое удовольствие. Но и радость. Композиция отражает ноты русской души. «Матрешка»- это наследие, костюмы, хороводы, образность русского народного обычая. Взглянув на этот сувенир зритель погружается в атмосферу прошлых времен и вспоминает культуру страны.

Впечатления от прослушивания композиции радостные, а так же заставляют почувствовать гордость за свою страну. Не передать словами красоту русской матрешки, но посредством разработки танца ее можно показать. При поставке танца под данную композицию необходимо учитывать не только лексику народно-сценического танца, но и особое внимание уделить костюмам и внешнему образу выступающих. В данном произведении, по моему мнению, необходимо выстраивать лексику именно под слова композиции, т.к. танец и все происходящее на сцене должно гармонировать со словами музыкальной композиции, именно таким образом удастся передать настроение и быт русских народных обычаев.

Музыкальный образ произведения отражает доброту, счастье, гордость и даже патриотизм.

Характер и настроение – веселое, доброе, спокойное и ностальгирующее.

Интонация больше повествовательная .

Музыкальный жанр – простой.

Мелодия плавная, спокойная с четким и ровным ритмом. Темп умеренный, мажорный лад.

Форма музыкального произведения двухчастная – куплет плюс припев с вариацией в середине композиции.

Подводя итоги можно сказать, что композиция простая и ровная, но вызывает радостные чувства, олицетворяет русские традиции. Композиция, по моему мнению, вполне подходит для постановки детского танца начального этапа обучения, т.к она не подразумевает сложных движений и перестроений. Композиция хорошо подойдет для отработки и изучения ровного ритма, основ народного танца и основных танцевальных рисунков (круг, линии, колонна, шеренга).

источник

Методическое пособие

« Методические рекомендации

Учащимся 2-4 курсов

По подбору музыкально-педагогического репертуара и работы над ним для детей дошкольного возраста».

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г., на основании о Положении Министерства образования РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29 октября 2001 г. №1554, 12 августа 2010 г. Министерство образования РБ постановило утвердить образовательный стандарт дошкольного образования.

В связи с этим, в данное методическое пособие были включены общие требования к базовому компоненту дошкольного образования в области музыкального развития детей дошкольного возраста, возрастные характеристики музыкальных способностей детей раннего и дошкольного возраста, примерный музыкально-педагогический репертуар.

В помощь будущему специалисту в методическом пособии представлен примерный алгоритм работы над произведением по слушанию музыки и пению и образец конспекта по данным видам музыкальной деятельности.

На основании базового компонента отбор и компоновка программного материала положена концепция детского возраста:

· младенчество и ранний возраст:

от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет;

· детство (младший, средний, старший возраст):

от 3 лет до 4лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет.

Общая характеристика музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Младенчество

( от 0 до 1 года)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Инициируют эмоциональную отзывчивость на игровые действия, музыку плясового характера, проявления элементарной активности в пении, желание слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки. Например: «Спи, сыночек миленький», «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.

Ранний возраст

(от 1 года до 2 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Слушание музыки на фортепиано 3 – 4 мин. С перерывами, непрерывно звучащую 20-40 сек, а также мелодии на разл. инструментах. Ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети оживленно реагируют на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями, возгласами и спокойно, сосредоточенно восприни­мают медленную музыку. Постепенно двигательные реакции стано­вятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. На втором-третьем годах появляются простейшие суждения о музыке. Оценка характера, настроения музыкального произведения основывается пока на отдельных средствах музыкальной выразитель­ности, чаще всего — темпе (быстрая музыка — значит, веселая, медленная — значит, грустная), реже — на тембре или динамике. Содержание музыкального произведения лучше воспринимается детьми, если педагог привлекает такие художественные средства, как картина, стишок, загадка. Разнообразные игрушки (сюжетные, кукольных, настольных театров) активизируют непроизвольное внимание. Интерес детей к музыкальным занятиям, их активность усилива­ются, если педагог использует игровые методы и приемы-, создает воображаемые игровые ситуации («Дети в лесу», «На прогулке», «Во дворе у бабушки», «На лугу» и т. д.). Объединение музыкального и Игрового образов помогает восприятию музыки, делает его более осознанным. Дети, перевоплощаясь в соответствии с содержанием музыки, в разные образы (зайчиков, цыплят, мишку, птичек и т. д.) могут более выразительно и легко передать в движениях особенности, характер музыкального произведения. Все также рекомендуется использовать в слушании колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки.
Пение Проявляется интерес к пению, слушанию вокальной музыки; подпевают окончания музыкальных фраз, повторяю­щиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента; учится петь и двигаться под музыку, передавать в движении музыкально-образное содержание знакомых попевок и песен. Диапазон голоса фа-ля первой октавы. — Попевки-упражнения: «Андрей-воробей», «Сорока», рус. нар. мёл.; «3айки», «Чэ-чэ-чэ, сарока», бел. нар. мел.; «Птицы и птенчики», мух Е.Тиличеевой; «Барашеньки-крутороженьки», рус. нар. мел.; «Зайка», рус. нар. мел. • Песни: «Трах-бах-тарабах», «Бусел», бел. нар. мел.; «Кароука», бел. нар. мел. (обр А. Рощинского); «Чук-чук», «Птушка», «Ах ты, коценька-каток», «Ладки ладком», муз. Е. Ремизовской, сл. народ-ные «Бобик», «Корова», «Елка», «Птичка», муз. Т.Попатенко,сл.Н.Найденовой; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Машенька-Маша», сл. и мел. С. Невельштейн (обр. В. Герчик); «Люблю маму», «Ты чья?», муз. В. Скребковой, сл. М. Ивенсен; «Мотылек», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Жучок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Курочка», «Уточка», муз. Т.Попатенко,сл.И.Лешкевич; «Солнышко»,муз.Т.Попатенко, сл.Н. Найденовой.

Ранний возраст

( от 2 лет до 3 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Воспитывать у детей интерес, эмоциональный отклик на музы­ку, понимание ее образного содержания; развивать музыкально-сенсорные способности детей, умение слышать и дифференцировать музыкальные звуки различной высоты (высокие, средние, низкие), длительности (долгие, короткие), силы (громкие, тихие); знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, формировать представление о музыкальных жанрах (марш, колыбель­ная, танец), о двухчастной форме музыкального произведения; побуждать детей передавать свои эмоции и впечатления от музыки в движениях, соотносить их с характером и настроением музыкального произведения. Обогащение художественного опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию вокальной и инструментальной музыке. Бел.нар. танцы «Юрачка», «Мiкiта»,«Зайка», Рухвергер «Ах, вы сени», Е.Тиличева «Кукушка»,М.Парцхаладзе «Зайчик»,Г.Фрид «Плачет котик»,В.Витлин «Козочка», «Мишка», «Барабан», П.Чайковский «Камаринская», С.Майкапар «Танец куклы».
Пение Побуждение к моделированию музыкального образа с помощью элементарных движений и звукоподражаний, к подпеванию конца фраз, повторяющихся фраз, несложных попевок и песенок. Воспитание культуры исполнения песен (подпевать в соответствии с характером песни), формирование певческих умений и навыков :пение естественным голосом, без напряжения, с музыкальным сопровождением и без него в диапазонеми-ляпервой октавы, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой; развитие воображения, интереса к песенно-игровому творчеству, специальных способностей к пению: чистое интонирование, четкая дикция. Е.Тиличеева «Баю, бюшки, баю», В.Красева «Дождик», Т.Попатенко «Жук», В.Витлин «Солнышко», А.Филиппенко «Кошечка».

Младший возраст

( от 3 лет до 4 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (дудочка, барабан, треугольник), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, способности к сопереживанию музыке, воображения; формирование основ культуры слушания музыки: умения внимательно слушать произведение от начала до конца Л.Бетховен «Весело-грустно», А.Гречанинов «Верхом на лошадке», С.Майкопар «Полька»,Г.Свиридов «Ласковая просьба»,П.Чайковский «Мама», Д.Кабалевский «Мальчик-заморашка»,В.Ребиков «Лягушка», К.Сен-Санс «Слон», В.Каретников «Колыбельная Дюймовочки»,бел.нар.танец «Полька-Янка».
Пение Формирование представлений о песне как жанре музыки; певческих умений и навыков: звукообразование, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы и распевки в удобном для ребенка диапазоне, (диапазон голоса – ми-сипервой октавы), передавать интонации вопроса, радости, жалобы, начинать и заканчивать пение одновременно с музыкой, со взрослым и самостоятельно; развитие детского голоса, формирование его естественного звучания и постепенного расширения диапазона голоса; развитие интереса к пению как способу передачи музыкального образа, желания активно участвовать в подпевании и песенном творчестве; развитие чистоты интонирования мелодии. Е.Тиличеева «Вот какие мы большие», «Есть у солнышка друзья», Т.Попатенко «Елка», рус.нар.мел. в обр. В.Попова «Сорока», «Зайка », «Лиса», А.Филиппенко «Все запели песенку», «Воробей»,И.Кишко «Дождик», «Шарик», В. Иванников «Кто как кричит», С.Альхимович «Цяу,цяу».

Средний возраст

( от 4 лет до 5 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию народной, классической и современной музыки различных жанров; побуждение к овладению языком музыкального искусства: умение различать и называть интонации (просьбы, жалобы, восторга, радости), характер музыки (веселая, грустная, печальная, ласковая, нежная, взволнлванная), темп (быстрый, умеренный,медленный),регистр чистоты интонирования мелодии(низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко, не очень громко), тембр (флейта, пианино, арфа, цимбалы, скрипка, гармонь), ритмические сочетания (восьмые и четвертные длительности), выделять сильные доли; давать оценку эмоционально-образного содержания музыки; выражение личностного отношения к музыкальному образу; создание музыкального образа в игровой музыкально-игровой деятельности с помощью средств художественной выразительности (цвет, линия, движение, слово); развитие способности к целостному и дифференцированному музыкальному восприятию, способности к сопереживанию музыке; музыкально-сенсорной структуры; основных общих музыкальных способностей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей: (ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, воображения); обогащение эмоционального опыта детей разнообразными видами эстетических переживаний (радость, веселье, печаль, задумчивость, нежность, взволнованность, загадочность); представления об основных жанрах музыкального искусства (марш, песня, танец);формирование потребности в активном общении с музыкой; навыков культуры слушания музыки; умения различать и сравнивать музыкальные произведения разных жанров: контрастные по характеру (песня: колыбельная, плясовая, маршевая); контрастные музыкальные образы; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний. А.Гречанинов «Вальс», «Маленькая сказка» «Котик заболел», «Котик выздоровел», А.Лядов «Шуточная», С.Майкопар «Полька», В. Ребиков «Игра в солдатиков» Д.Кабалевский «Клоуны» Ф.Шуберт «Вальс», П.Чайковский «Нянина сказка», «Танец маленьких лебедей», Ц.Кюи «Осень», С.Прокофьев «Утро», «Шествие кузнечиков», К.Сен-Санс «Королевский марш льва», Д.Шостакович «Шарманка».
Пение Воспитание основы вокально-речевой культуры; развитие интереса к вокальному искусству, к пению, детского голоса по высоте тона (диапазон голоса ре-си первой октавы), скорости и силе звучания, постепенно расширяя диапазон; развитие координации слуха и голоса (звуковысотный слух); чистотыинтонирования мелодии; способности к сопереживанию музыкальному образу; формирование певческих и вокально-речевых умений и навыков (звукообразование, четкая дикция, правильное певческое дыхание, пение в ансамбле);представлений о взаимосвязи речевых и вокальных интонаций, интонационно-мелодического словаря детей; формирование умения сохранять во время пения правильную осанку, подпевать на одном дыхании короткие музыкальные фразы, петь естественным звуком, протяжно, выразительно, исполняя динамические оттенки, акценты, четко проговаривая слова в соответствии с ритмом мелодии, с сопровождением и без него, соло, дуэтом, хором; обогащение песенного репертуара детей. Ю.Слонов «С днем рождения», В. Герчик «Песенка друзей», А.Филиппенко «Елочка», «Весенняя песенка», «Мы на луг ходили», Е.Гомонова «Мамочке любимой», «Бабушка моя», Р.Рустамов «Мы запели песенку», З.Левитова «Что нам осень принесет», В.Витлин «Веселятся все игрушки», Е.Ремизовская «Мамины руки», С.Галкина «Бабушка-забота», М.Мурычева «Песня птички», «Плясовая зайчика».

Старший возраст

( от 5 лет до 6 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; представления детей о жанрах музыки и их характерных особенностях (концерт, симфония, опера, балет), об изобразительных возможностях музыки; умения сравнивать контрастные музыкальные произведения одного или нескольких жанров, определяя их сходство или различия по характеру звучания, способу исполнения (вокальное, инструментальное); воспринимать, различать и называть различные интонации музыкального произведения, жанры: песня (колыбельная, хороводная), танец (полька, вальс), марш (военный, спортивный, для игрушек);формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (инструменты симфонического или народного оркестров), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти; развитие эстетических чувств, основных, общих и и творческих музыкальных способностей, предпосылок музыкального вкуса; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний.
Пение Формирование вокальной культуры; умение различать куплетную форму, вступление и заключение в песне, петь соло, дуэтом, хором с сопровождением и без него; петь напевно и отрывисто, правильно брать дыхание и распределить его на длинную фразу; выразительно исполнять песню, отражая динамические оттенки, замедлять и ускорять темп; развитие детского голоса (диапазон си малой октавы-до первой октавы – до-ре второй октавы), обеспечивая звонкость и полётность звучания, постепенно расширяя примерный диапазон голоса; формирование вокально-хоровых умений и навыков; обогащение певческого репертуара детей.
Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Алгоритм разучивания песни с детьми дошкольного возраста:

1. Определить песню для возрастной группы с учетом музыкальных способностей детей.

2. Выучить аккомпанемент и мелодию песни.

3. Проанализировать сложные интонационные моменты, особенности ритма либо дикционные сложности, распределить дыхание по фразам. В связи с этим подобрать музыкально-дидактические игры или вокальные упражнения для преодоления вокальных сложностей. Если в песне встречаются сложные слова, дать им объяснение.

4. Подготовить вступительную беседу к песне.

5. В зависимости от возраста детей желательно применить различные методы и приемы: наглядно-зрительный (картинка, игрушка), наглядно-слуховой, проблемные методы (объяснительно-иллюстративный – использование нескольких наглядностей, поисковый метод и т.д.).

6. Процесс разучивания разделить на следующие этапы:

§ вступительная беседа (она может быть представлена в виде небольшого рассказа, стихотворения, загадки);

§ разучивание (осуществляется с подыгрыванием мелодии правой рукой (без аккомпанемента) и одновременным исполнением мелодии песни; каждая фраза учится по отдельности, перед каждой фразой показ дыхания определяется ярким кивком головы. После того, когда мелодия и текст песни выучены, ее можно соединить с аккомпанементом).

§ Категорически запрещено учить текст песни без мелодии.

§ Во время разучивания обращать внимание над вокальные (певческую установку, звукообразование, дикцию, интонацию, звуковедение) и хоровые (строй и ансамбль) умения детей.

Конспект по разучиванию детской песни должен быть отражен по приведенной ниже таблице.

Вид деятельности Музыкальный репертуар Возраст детей Программное содержание Методы и приемы Ход занятия Ожидаемый результат
Пение. В.Протасов «Петушок» 2 мл. группа (3-4 года) Формирование певческих умений и навыков: звукообразова-ние, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы Словес-ный, нагляд-ный (игрушка — петушок) М.р.:Рано-рано,только солнышко взошло, он взлетает на забор, Он поет «кукареку!» на весь двор, на весь двор! Он — красавец, куд-куда! Перья пестрые, шелковая борода, На головке гребешок, Кто же это. (М.р. демонстрирует игрушку. Рассматривает петушка с детьми) М.р. Правильно , это петушок. Я спою вам песню про нашего петушка. (Исполнение песни) М.р.- о ком я спела песню? — о чем песенка? — какой петушок в песенке? — как поет петушок? Громко или тихо? -Ребята, давайте мы выучим песню про нашего петушка. — послушайте первую фразу…. М.р. поет: «Петя, петя, петушок»… (Далее описывается по фразная работа по разучиванию песни без аккомпанемента, обращается внимание на звуковедение, интонацию, дыхание, певческую установку и т.д.) Дети: Петушок. О петушке. Он учил стишок. Веселый, радостный. Громко. Дети поют первую фразу.

Анализ песни В.Протасова «Петушок».

1. Возрастная группа:

Песня В.Протасова «Петушок» предназначена для детей второй младшей группы.

источник

Елена Никулина
Анализ музыкального занятия

I. Общие сведения о занятии.

1. Группа № 6, дети 5- 6 лет, музыкальный руководитель Харланова Т. Г.

2. Тема занятия: «Сказка в музыке».

3. Цели занятия:

-Закреплять знания детей о персонажах русских народных сказок;

-Расширять представления детей об изобразительности музыки, создающей образ.

-Воспитывать любовь детей к классической музыке;

-Формировать ценностное отношение к культурному наследию.

-Продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки;

-Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски;

-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать передавать характер музыки в движении, в пении;

-Развивать гибкость мышления в словесном определении музыкального образа, расширять словарный запас детей;

-Создавать условия для проявления самостоятельности и инициативы детей (ситуация успеха, эмоциональный комфорт и раскрепощенность детей).

-Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

II. Структура занятия.

В самом начале занятия музыкальный руководитель поет «здравствуйте, ребята».Дети отвечают: «Здравствуйте» (по звукам Т53 вниз)

2. Музыкально— ритмические движения.

Педагог учит детей шагать под «Марш» Н. Богословского в колонне по одному друг за другом в соответствии с энергичным характером музыки. Идти нужно бодро, ритмично, следить за осанкой. Далее педагог предлагает детям побегать на носочках под польку, где тоже есть необходимость следить за осанкой. После чего дети под польку М. Глинки пробуют скакать с ноги на ногу.

Музыкальный руководитель излагал материал чётко, ясно, однако было представлено всего два музыкальных инструмента и они не дали полную картину для расширения знаний по теме «Музыкальные инструменты» и накопления словаря детей. Однако запланированные руководителем задания были отработаны на высшем уровне и дети остались довольны.

4. Установление обратной связи и учёт на занятии

Руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий.

5. Итог занятия

Подводя итоги музыкальный руководитель обобщил всё изученное на занятии, попросил детей рассказать о том, что им больше всего понравилось.

На занятии был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен для детей, была использована наглядность, а именно настоящие музыкальные инструменты. Также использовался фланелеграф, что позволило детям в игровой форме расположить ноты на нотном стане. Также широко использовались словесные методы, к которым относится и песня.

IV. Методы работы на занятии.

На занятии музыкального руководителя были использованы словесные и наглядные методы обучения. Руководитель умело вёл беседу с воспитанниками, опирался на знания приобретённые ими ранее. Наглядные методы обучения использовались в ходе почти всех заданий, однако была задействована и тактильная сторона, поскольку все предметы, подготовленные руководителем, использовались детьми непосредственно в практическом применении.

V. Анализ деятельности детей на занятии.

Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом.

VI. Анализ деятельности руководителя.

Музыкальный руководитель ответственно подошёл к подготовке занятия. Были изготовлены ноты, что позволило наглядно понять и закрепить детям их расположение на нотном стане. Использовались характерные для музыкального занятия распевки и песни. Дети с удовольствием участвовали во всей предложенной педагогом деятельности и с охотой выполняли задания.

VII. Выводы по занятию.

Занятие было проведено педагогом с учетом поставленных целей и задач, однако был использован минимальный материал, касаемо инструментов, что являлось единственным минусом занятия. Само занятие прошло с интересом для детей и педагога, были усвоены данные понятия, изучен весь представленный педагогом материал. Дети с интересом ждали следующего занятия.

Анализ открытого занятия в средней группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка» Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка» Вид — музыкальное занятие Тип – интегрированное (занятие-путешествие) Форма –.

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе «Слоговой анализ и синтез» Слоговой анализ и синтез Котенёва Ольга Конмтантиновна. План — конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Слоговой анализ.

Конспект музыкального занятия детей 6–7 лет Задачи: 1. Обучающие: — обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Конспект музыкального занятия «Музыкальный теремок» Конспект музыкального занятия «Музыкальный теремок» Старшая группа Цель: Развивать музыкальные и творческие способности. Задачи: 1. Расширять.

Конспект музыкального занятия «Настроение в природе» Цель: Познакомить детей с понятиями «эмоции и настроение», развивать эмоциональную сферу детей, интерес и любовь к музыке. Задачи:.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Программное содержание Цель: Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно — исследовательскую, творческую, коммуникационную,.

Конспект музыкального занятия «Звуки музыки» Образовательные задачи: 1) совершенствовать интерес к исполнению упражнений, танцев, хороводов, игр; 2) закреплять приобретенные навыки:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Конспект музыкального занятия «Страна настроений» Цель. Развивать эмоциональную сферу детей, интерес и любовь к музыке. Задачи: — Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки,.

источник

Юлия Валдовна Ермолаева
Анализ песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Текст песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Автор текста: Зинаида Николаевна Александрова

Композитор: Михаил Иванович Красев

Маленькой ёлочке

Холодно зимой.

Из лесу ёлочку

Из лесу ёлочку

Сколько на ёлочке

Сколько под ёлочкой

Маленьких ребят

Ёлочка, ёлочка,

Ёлочка, звени!

Ёлочка, звени!

Встанем под ёлочкой

Возрастная категория: вторая младшая группа.

Воспитательная ценность произведения.

Песня формирует эстетические чувства детей: показывает, какая ёлочка нарядная, красивая. Развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют: как украшена ёлочка. Развивает такое чувство, как сопереживание, об этом поётся в первом куплете.

Анализ литературного текста.

Наличие сюжета, обращения, диалога: в песне присутствует сюжет: ёлочку принесли в дом, нарядили, встали в дружный хоровод.

Ритмичность литературного текста: песня развивает у детей способность к осмысленному восприятию содержания и отражение его в пластике движений: руками имитировать — как наряжают ёлочку; топать и хлопать – как ребята; встать в дружный хоровод.

Наиболее значительные в выразительном отношении слова: «Сколько на ёлочке», «Ёлочка, звени!», «Весело встретим Новый год!»

Непонятные словосочетания для детей 2 младшей группы: «розовые пряники», «шишки золотые», «ёлочка, звени».

Наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений): автор образно говорит о розовых пряниках, шишках золотых называя так новогодние ёлочные украшения. Так же в тексте песни говорится: «Синими бусами, ёлочка звени» словно автор сравнивает бусы с колокольчиками.

Сложные в дикционном отношении слова и словосочетания: «Из лесу ёлочку».

Анализ мелодии песни.

Размер, темп: 2/4, не очень скорый.

Динамические нюансы: после первого куплета мелодия исчезает до тишины (al niente, со второго куплета мелодия звучит внезапно (subito, но радостно и волшебно.

Характер, интонационная выразительность мелодии: не очень весёлая и в тоже время не грустная мелодия.

Способ звуковедения: музыка определяется высокими, светлыми звуками.

Ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка: дети легко запоминают ритм и слова песни.

Связь средств музыкальной выразительности с текстом: мелодия связана с текстом. Вначале песни мелодия меццо-форте (mf, так как ёлочке холодно зимой. Затем ёлочку стало жалко и её принесли в дом, в тепло, украсили и наступил праздник – в середине песни мелодия уже звучит-форте, громко.

Диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей: диапазон соответствует 2 младшей группе.

В целом песня вызывает у детей положительные эмоции, так как песня весёлая, радостная, добрая; звучит празднично, создавая у детей чувство волшебства, возможно даже таинственности — в ожидании чудес. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление, творческое воображение, музыкальная память, музыкально – эстетические потребности. Обогащаются представления детей о возможностях передачи содержания музыки (эмоций, чувств и переживаний) с помощью различных способов действий.

«В гости к ёлочке» — новогодний сценарий, младшая группа Новогодний праздник в младшей группе Действующие лица и исполнители: Ведущая Снегурочка — Снеговик — Лисичка – Дед Мороз — Антураж:.

Сценарий досуга «В гости к зелёной Ёлочке» Сценарий развлечения в подготовительной группе «В гости к зелёной Ёлочке». Автор: Ананьева Елизавета Ивановна, воспитатель МБДОУ Темниковский.

Аппликация: «На пушистой ёлочке –сказочный наряд» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с новогодним праздником. 2. Учить составлять аппликативное изображение ёдочки из готовых.

Досуг-экологическая сказка «Маленькой ёлочке не холодно зимой» (средняя группа) Видео Очень долго растёт ёлка А срубить её не долго. Две недели простояла- Потом выкинула мама. Смысл ёлку нам рубить, Легче нам её купить.

Сказка о Рождественской Ёлочке Метелица. Когда то давно на ёлочке были листья и они мало чем отличались от других деревьев. Росли на ней шишки, но они не нравились ёлочке,.

Фотоотчет «Маленькой елочке холодно зимой!» Что значит Новогодний праздник для многих из нас? Прежде всего это нарядная красавица-елка, неотъемлемый атрибут Нового года! А еще праздничная.

Коллективная прогулка в подготовительной группе «Осень за окошком — холодно ладошкам» «Осень за окошком-холодно ладошкам». Автор Гореликова Оксана Константиновна, МБДОУ» Детский сад № 247» Подготовительная группа. Осень.

Конспект занятия по формированию интереса к рисованию у детей раннего возраста «Маленькой ёлочке холодно зимой» Цель: — воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа ёлочки нетрадиционными художественными техниками; — учить.

НОД для детей 3–4 л «О Ёлочке» НОД для детей 3-4л «О ЁЛОЧКЕ» Цель: вызвать радостное ожидание новогоднего праздника, заучивать новогодние стихи, вести ролевой диалог в.

Занятие на тему «Маленькой елочке холодно зимой» Занятие. Тема: «Маленькой елочке холодно зимой. Нетрадиционные техники: рисование пальчиками, оттиск печатками. Цель: воспитывать эстетическое.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

источник

Программа по музыке – единственная из всех школьных программ, имеющая эпиграф: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (В.А.Сухомлинский).
Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств.
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным.
Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка, появится ли у него желание вновь обратиться к ней или услышать новую.
Упрощенный подход к анализу музыки (2-3 вопроса: О чем произведение? Каков характер мелодии? Кто написал его?) создает формальное отношение к изучаемому произведению, которое впоследствии формируется у учащихся.
Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими специфическими средствами раскрывает жизнь и ее явления. Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности.

Во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое.
Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения.
Анализ включает:
— выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.
Нельзя недооценивать и поведение учителя как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как они действуют?
-Какими показаны герои?
-Чему они нас учат?
-Почему музыка звучит взволнованно?

Или:
-Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?
-Что важнее в песне – мелодия или слова?
— А в человеке что важнее – ум или сердце?
— Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?
— Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
— Какие чувства он хотел передать?
— Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
— Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
-Каков жанр («кит»)?
-Почему так решили?
-Каков характер музыки?
-Композиторская или народная?
-Почему?
-Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?
-Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Главное при составлении вопросов к целостному анализу произведения – обратить внимание на воспитательно-педагогическую основу произведения, выяснение музыкального образа, а затем – на средства музыкальной выразительности, с помощью которых они воплощены.
Следует помнить, что вопросы анализа для учащихся младшего и среднего школьного возраста отличаются, так как уровень их знаний и психологопедагогическая характеристика имеют существенную разницу.
Младший школьный возраст – это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармонического восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой среднего школьного возраста является яркое проявление предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, интенсивное нравственное формирование личности. Внимание подростков начинает привлекать внутренний мир человека.
Рассмотрим конкретные примеры вариантов проведения музыкально-педагогического анализа изучаемых произведений.
«Сурок» Л.Бетховена (2класс, 2четверть).
-Какое настроение вы почувствовали в этой музыке?
-Почему песня звучит так грустно, о ком она?
-Какой «кит»?
-Почему вы так думаете?
-Какая мелодия?
-Как она движется?
-Кто исполняет песню?
Обогатит восприятие и осознание музыки Л.Бетховена рассматривание картины «Савояр» В.Перова.
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая музыку «Сурок»?(. )
«Ночь» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина (3класс).
Ребятам накануне можно дать домашнее задание: нарисовать картину ночи из сказки П.Ершова «Конек-горбунок», выучить и прочитать фрагмент описания ночи. После проверки задания на уроке беседуем по следующим вопросам:
-Как должна звучать музыка, чтобы передать ночь из сказки «Конек-горбунок»? А сейчас послушайте и скажите, такая ли ночь? (Прослушивание записи в исполнении оркестра).
-Какой из наших музыкальных инструментов подойдет для сопровождения этой музыки? (Ученики выбирают из предложенных инструментов тот, который больше подходит).
-Слушаем его звучание и думаем, почему его тембр созвучен музыке. (Исполнение в ансамбле с учителем. Определяем характер произведения. Убеждаемся, что музыка плавная, певучая).
-А плавная, певучая музыка какому жанру соответствует?
-Можно ли назвать эту пьесу – «песня»?
-Пьеса «Ночь» похожа на песню, она плавная, певучая, песенная.
-А музыка, пронизанная певучестью, мелодичностью, но необязательно предназначенная для пения, называется песенной.
«Котенок и щенок» Т.Попатенко (3класс).
-Понравилась ли песня?
-Как бы вы назвали ее?
-Сколько здесь героев?
-Кто усатенький, а кто мохнатенький, почему так решили?
-Как вы думаете, почему песню назвали не «Кот и собака»?
-Что случилось с нашими героями и почему, как вы думаете?
-Ребята всерьез «нахлопали» и «нашлепали» наших героев или слегка?
-Почему?
-Чему нас учит история, случившаяся с котенком и щенком?
-Правы ли ребята, когда все же пригласили зверят на праздник?
-Как бы вы поступили на месте ребят?
-Каков характер музыки?
-Какая часть произведения ярче характеризует героев – вступление или сама песня, почему?
-Какими изображает мелодия котенка и щенка, как?
-Если бы вы умели сочинять музыку, то произведение какого характера сочинили бы на эти стихи?
Следующий этап работы над произведением – покуплетное сопоставление исполнительского плана развития музыки, причем средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер движения мелодии) помогут найти настроение, образно-эмоциональное содержание каждого куплета.
«Вальс – шутка» Д.Шостаковича (2класс).
-Послушайте произведение и подумайте, для кого оно предназначено. (…Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.).
-А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
-Молодцы, все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют? (Вальс).
-Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс? (Девочки-колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.).
-Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу, кроме девочек-колокольчиков? (Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.)
-А я думаю, что это Незнайка с большой трубой. Как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики? (Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.)
-Музыка здесь какая? (Смешная, неуклюжая).
-А как относится композитор к нашему Незнайке? (Смеется над ним).
-Танец у композитора получился серьезный? (Нет, шуточный, смешной).
-Как бы вы назвали его? (Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец).
-Молодцы, вы услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».
Конечно же, вопросы анализа будут чередоваться и варьироваться, сопровождаясь звучанием музыки.
Итак, от урока к уроку, от четверти к четверти систематически собирается и закрепляется материал по анализу произведений.
Остановимся на некоторых произведениях и темах из программы 5 класса.
«Колыбельная Волховы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».
До того, как ребята познакомятся с музыкой «Колыбельной», можно обратиться к истории создания и содержанию оперы.
-Я расскажу вам Новгородскую былину…(содержание оперы).
В эту былину был влюблен замечательный музыкант-сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Он воплотил предания о Садко и Волхове в своей опере-былине «Садко», создал либретто на основе сказок и былин о талантливом гусляре и выразил свое восхищение национальным народным искусством, его красотою, благородством.

Либретто – это краткое литературное содержание музыкального спектакля, словесный текст оперы, оперетты. Слово «либретто» итальянского происхождения и буквально означает «книжечка». Композитор может написать либретто сам, а может воспользоваться трудом литератора – либреттиста.

Разговор о «Колыбельной» можно начать о размышлении о роли Волховы в раскрытии главного замысла оперы.
-Красота людской песни пленила волшебницу, разбудила в ее сердечке любовь. И согретое лаской сердце помогло Волхове сложить свою песню, похожую на ту, что поют люди. Волхова не только красавица, но и волшебница. Прощаясь со спящим Садко, она запевает одну из самых ласковых людских песен – «Колыбельную».
После прослушивания «Колыбельной» спрашиваю ребят:
-Какие черты характера Волховы раскрывает эта простая, бесхитростная мелодия?
-Близка ли она народной песне по мелодии, тексту?
-Музыку какого народа она напоминает?
-Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать этот музыкальный образ? (Охарактеризовать тему, форму, интонацию произведения. Обратить внимание на интонацию припева.)
При повторном прослушивании этой музыки обратить внимание на тембр голоса – колоратурное сопрано.
По ходу беседы можно сравнить два различных музыкальных портрета двух персонажей: Садко («Песня Садко») и Волховы («Колыбельная Волховы»).
Для воссоздания художественно-эмоционального фона рассмотреть с ребятами картину И.Репина «Садко». На следующем уроке можно использовать материалы, касающиеся творческих направлений композитора, интересную информацию из истории создания конкретного произведения. Все это – необходимый фон для глубокого вживания в интонационный строй музыки.
Симфония Си – минор №2 «Богатырская» А.Бородина.
Слушаем музыку. Вопросы:
-Каков характер произведения?
-Каких героев вы «видели» в музыке?
-С помощью каких средств музыка смогла создать богатырский характер? (Идет разговор о средствах выразительности музыки: определение регистра, лада, анализ ритма, интонаций и т.д.)
-В чем отличие и сходство 1-й и 2-й тем?
Демонстрирую иллюстрации картины «Три богатыря» В.Васнецова.
-Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием).
-С помощью чего в картине выражен богатырский характер? (Композиция, цвет).
-Можно ли в картине услышать музыку «Богатырской»?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка:
1.Интонации, регистр, ритм —
мощные, уверенные, величавые.
2.Лад: минорный. Суровость,
сдержанность.
Картина:
Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

Урок в 6 классе, 1 четверть.
При входе в класс звучит в записи «Вальс» Ж.Бреля.
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а заулыбались! Музыка?! А что можно сказать о ней, что она радостная? (Вальсовая, танцевальная, быстрая, поднимает настроение, мотив такой – в нем радость.)
-Да, это вальс. А что такое вальс? (Это радостная песня, чуть смешная, чтобы танцевать вдвоем).
— А вы умеете танцевать вальс? Это современный танец? Я вам сейчас покажу фотографии, а вы постарайтесь найти ту, на которой танцуют вальс. (Дети ищут фотографию. В этот момент учитель начинает наигрывать и напевать песню «Вальс о вальсе» Э.Колмановского, как бы для себя. Ребята находят фотографии, объясняя выбор тем, что изображенные на них люди танцуют, кружась. Учитель прикрепляет эти фото на доску и рядом – репродукцию с картины, на которой изображена Наташа Ростова на своем первом балу:
-Так танцевали вальс в 19 веке. «Вальс» в переводе с немецкого – вращать. Вы совершенно правильно выбрали фотографии. (Звучит 1 куплет песни «Вальс о вальсе» в исполнении Г. Отса).
-Прекрасная песня! Ребята, вы согласны с автором строк:
-Вальс устарел , — говорит кое-кто, смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость.
Робок, несмел, наплывает мой первый вальс.
Почему не могу я забыть этот вальс?
-Поэт говорит только о себе? (Мы согласны с поэтом, вальс не только для старых людей, поэт говорит обо всех!)
-У каждого человека есть свой первый вальс! (Звучит песня «Школьные годы»)
-Да, этот вальс звучит 1 сентября, и на празднике последнего звонка.
-«Но затаен, он всегда и везде со мной…» — Вальс – это что-то особенное. (Просто вальс ждет своего времени, когда он будет нужен!)
-Значит, это живет в душе каждого человека? (Конечно. Молодые могут тоже увлекаться вальсом.)
-Почему «затаен», а не исчез совсем? (Не всегда будешь танцевать!)
-Что ж, пусть вальс ждет!
Разучиваем 1 куплет песни «Вальс о вальсе».
-Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали королем вальса.(появляется портрет И.Штрауса). А один вальс этого композитора был исполнен на «бис». 19 раз. Представляете, какая это была музыка! Сейчас я хочу показать вам музыку Штрауса, только наиграть, так как сыграть, исполнить ее должен симфонический оркестр. Давайте попробуем разгадать загадку Штрауса. (Учитель играет начало вальса «Голубой Дунай», несколько тактов.)
-Вступление к вальсу – это какой-то большой секрет, необыкновенное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже само какое-то радостное событие… Было ли у вас ощущение, что за время этого вступления вальс мог начаться много раз? Ожидание радости! (Да, много раз!)
-Подумайте, ребята, откуда Штраус брал свои мелодии? (Звучит вступление в развитии). Мне иногда кажется, когда я слушаю вальс Штрауса, что открывается красивая шкатулка и в ней находится что-то необыкновенное, а вступление ее только приоткрывает. Кажется, что вот – уже, но опять звучит новая мелодия, новый вальс! Это и есть настоящий венский вальс! Это цепь вальсов, ожерелье из вальсов!
-Это салонный танец? Где его танцуют? (Наверное, везде: на улице, на природе, просто нельзя удержаться.)
-Совершенно верно. А какие названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Венские голоса», «Сказки венского леса», «Весенние голоса». Штраус написал 16 оперетт, и сейчас вы услышите вальс из оперетты «Летучая мышь». А я прошу вас ответить одним словом, что же такое вальс. Только не говорите мне, что это танец. (Звучит вальс).
-Что же такое вальс? (Радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, счастье, красота, мечта, бодрость, задумчивость, ласка, нежность).
-А разве можно без этого всего, что вы назвали, жить? (Конечно, нельзя!)
-Без этого не могут жить только взрослые? (Ребята смеются, кивают головой).
-Я почему-то была уверена, что после прослушивания музыки вы мне именно так и ответите.
-Послушайте, как поэт Л.Озеров пишет о вальсе Шопена в стихотворении «Вальс»:

-Еще звучит в моих ушах седьмого вальса легкий шаг
Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл в сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,
Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

Урок в 6 классе, 3 четверть.
Дети входят в класс под «Весеннюю» Моцарта.
-Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на нее внимание? (…) Ну ладно, не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала ее очень внимательно и даже запомнила все, что на ней было написано. Сделать это было несложно, так как на афише всего три слова. Я сейчас напишу их на доске, и вам все станет ясно . (Пишу: «Звучит»).
Ребята, я подумала, что остальные два слова я допишу позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка.
Исполняется «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете о ней сказать? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная, звучит на балу.)
-Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, эта музыка старинная, возможно, 17 века. Кажется, что танцуют на балу).
-В какое время суток устраивались балы? (Вечером и ночью).
Эта музыка так и называется: «Маленькая ночная серенада».
-Как вы почувствовали, эта музыка русская или нет? (Нет, не русская).
Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бетховен, Бах).
-Вы назвали Баха, вероятно, вспомнив «Шутку». (Наигрываю мелодии «Шутки» и «Маленькой ночной серенады»).
-Очень похожи. Но для того, чтобы утверждать, что автор этой музыки Бах, надо услышать в ней иной склад, как правило, полифонию. (Наигрываю мелодию и аккомпанемент «Маленькой ночной серенады». Учащиеся убеждаются, что музыка гомофонного склада – голос и сопровождение.)
-А что вы думаете по поводу авторства Бетховена? (Музыка Бетховена сильная, мощная).
Учитель подтверждает слова детей звучанием главной интонации 5 симфонии.
-А с музыкой Моцарта приходилось вам раньше встречаться?
-Можете назвать известные вам произведения? (Симфония №40, «Весенняя песня», «Маленькая ночная серенада»).

Учитель наигрывает темы…
-Сравните! (Свет, радость, распахнутость, воздушность).
Это действительно музыка Моцарта. (На доске к слову «Звучит» добавляю: «Моцарт!»)
Теперь, вспомнив музыку Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля композитора, особенностей его творчества. (-Его музыка нежная, хрупкая, прозрачная, светлая, веселая…- Я не согласен, что она веселая, она – радостная, это совсем другое чувство, более глубокое. Всю жизнь веселым прожить нельзя, а чувство радости может жить в человеке всегда… -Радостная, светлая, солнечная, счастливая.)
-А русский композитор А.Рубинштейн говорил: «Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт!»
-Попробуйте напеть мелодию «Маленькой ночной серенады» в характере, в стиле Моцарта.(…)
-А сейчас напойте «Весеннюю», но тоже в моцартовском стиле. Ведь от того, как почувствуют и передадут стиль композитора, содержание музыки исполнители, в роли которых вы сейчас выступите, зависит, как слушатели поймут музыкальное произведение, а через него и композитора. (Исполняется «Весенняя» Моцарта).
-Как вы оцениваете свое исполнение? (Мы очень старались).
-Многим музыка Моцарта очень дорога. Первый советский нарком иностранных дел Чичерин говорил: «В моей жизни были революция и Моцарт! Революция – это настоящее, а Моцарт – это будущее!» Революционер 20 века называет композитора 18 века будущим. Почему? И согласны ли вы с этим? (Музыка Моцарта радостная, счастливая, а человек всегда мечтает о радости и счастье.)
-(Обращаясь к доске) На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Найдите это слово. (Вечный, сегодняшний).
-Почему? (Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивей, и красивей будет его жизнь).
-Вы не будете против, если я напишу это слово так – «нестареющий»? (Согласны).
На доске написано: «Звучит нестареющий Моцарт!»
Учитель играет начальные интонации «Лакримозы».
Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет? (Нет, это мрак, скорбь, будто цветок увял.)
-В каком смысле? (Как будто ушло из жизни что-то красивое.)
-Мог бы автором этой музыки быть Моцарт? (Нет. А возможно и мог бы. Ведь музыка очень нежная, прозрачная).
-Эта музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт был тяжело болен. Однажды к Моцарту пришел человек и, не назвавшись, заказал «Реквием» — произведение, которое исполняли в церкви в память по-умершему человеку. Моцарт с большим вдохновением принялся за работу, не пытаясь даже узнать имя своего странного гостя, в совершенной уверенности, что это был никто иной, как предвестник его смерти и что «Реквием» он пишет для самого себя. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но, не закончив седьмую часть, «Лакримоза» («Слезная»), он умер. Было Моцарту всего 35 лет. Ранняя кончина его до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий о причине смерти Моцарта. По самой распространенной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие. А.Пушкин посвятил этой истории одну из своих маленьких трагедий, которая так и называется «Моцарт и Сальери». Послушайте одну из сцен этой трагедии. (Читаю сцену со слов «Слушай же, Сальери, мой «Реквием. »…Звучит «Лакримоза»).
Трудно говорить после такой музыки, да, наверное, и не надо. (Показ на запись на доске).
А это, ребята, не просто 3 слова на доске, это строка из стихотворения советского поэта Виктора Набокова, начинается оно со слова «Счастье!»

-Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

Урок в 7 классе, 1 четверть.
В центре урока баллада Шуберта «Лесной царь».
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем она прозвучит вся, послушайте тему вступления. (Играю).
-Какое чувство вызывает эта тема? Какой образ создает? (Тревоги, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного).
Учитель играет снова, делая акцент на 3-х звуках: ре – си-бемоль — соль, играя эти звуки плавно, связно. (Все сразу изменилось, исчезли настороженность и ожидание).
-Хорошо, а теперь я сыграю все вступление. Появится ли что-то новое в ожидании образа? (Усиливается тревога, напряжение, наверное, здесь рассказывается о чем-то страшном, а повторяющиеся звуки в правой руке – это как бы изображение погони.)
Учитель обращает внимание ребят на записанное на доске имя композитора – Ф. Шуберт. О названии произведения не говорит, хотя песня звучит на немецком языке. (Звучит фонограмма).
-Песня построена на развитии образа вступления, уже знакомого нам? (Нет, разные интонации).
Звучит второе обращение ребенка к отцу (интонации просьбы, жалобы).
Дети: — Светлый образ, спокойный, убаюкивающий.
— А что объединяет эти интонации? (Пульсация, которая пришла из вступления, как бы рассказ о чем-то.)
А как вы думаете, чем заканчивается рассказ? (Произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.)
-Сколько было исполнителей? (2 – певец и пианист).
-Кто ведущий в этом дуэте? (Нет главных и второстепенных, они одинаково важны).
-Сколько певцов? (В музыке мы слышим несколько действующих лиц, но певец один).
Однажды друзья застали Шуберта читающим «Лесного царя» Гете…(Произнесено название и учитель читает текст баллады. Затем, уже без пояснений, «Лесной царь» звучит в классе 2-ой раз. Во время слушания учитель жестами, мимикой как бы следует за перевоплощением исполнителя, обращая внимание ребят на интонации, их образность. Затем учитель обращает внимание на доску, на которой 3 пейзажа: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий», В.Поленов «Стынет. Осень на Оке, близ Тарусы», Ф.Васильев «Мокрый луг»).
-Как вы думаете, на фоне какого из предлагаемого вам пейзажей могло проходить действие баллады? (На фоне 1-й картины).
-А теперь найдите пейзаж, на котором изображена спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. (Выбирают Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика. Учитель читает описание пейзажа из баллады Гете: «Все спокойно в ночной тишине, то ветлы седые стоят в стороне»).
Произведение захватило нас целиком. Ведь и в жизни мы все воспринимаем через свои ощущения: хорошо нам и все вокруг хорошо, и наоборот. И картину мы выбрали ту, которая по своему образу наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Осип Мандельштам:

-Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

Целостный анализ произведений на уроках музыки нужен; важна эта работа в накоплении знаний о музыке, в формировании эстетического музыкального вкуса. Нужно больше обращать внимание на систематичность и преемственность в анализе музыкального произведения с 1-го по 8-й классы.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Выдержки из сочинений учащихся:

«…Очень интересно слушать музыку, не видя оркестра. Мне нравится, слушая, угадывать, какой оркестр, какие инструменты играют. А интереснее всего как бы вживаться в произведение… Часто бывает и так: человек вроде бы не любит музыку, не слушает ее, а потом вдруг услышит и полюбит ее; и, может, на всю жизнь».

«…Сказка «Петя и волк». В этой сказке Петя веселый, жизнерадостный мальчик. Он не слушает деда, весело болтает со знакомой птичкой. Дед хмурый, все время ворчит на Петю, но он любит его. Утка веселая, любит поболтать. Она очень толстая, идет, переваливаясь с ноги на ногу. Птичку можно сравнить с девочкой лет 7-9-ти.
Она любит попрыгать, все время смеется. Волк – злодей страшный. Спасая свою шкуру, он может съесть человека. Эти сравнения ясно слышны в музыке С.Прокофьева. Не знаю, как слушают другие, а я слушаю так».

«…Недавно я пришла домой, по телевизору передавали концерт, а я включила радио и услышала «Лунную» сонату. Я просто не могла разговаривать, села и слушала… А ведь раньше я не могла слушать серьезную музыку и говорила; -О, боже, кто ее только выдумал! Сейчас мне без нее как-то скучно!»

«…Когда я слушаю музыку, то думаю всегда о том, о чем рассказывает эта музыка. Сложная она или легкая, легко ее играть или трудно. У меня есть одна любимая музыка – музыка вальса. Она очень мелодичная, мягкая….»

«…Я хочу написать, что в музыке есть своя красота, а в искусстве – своя. Картину художник напишет, она высохнет. А музыка никогда не высохнет!»

  • Музыка – детям. Выпуск 4. Ленинград, «Музыка», 1981, 135с.
  • А.П.Маслова, Педагогика искусства. Новосибирск, 1997, 135с.
  • Музыкальное воспитание в школе. Кемерово, 1996, 76с.
  • Ж/л «Музыка в школе» №4, 1990, 80с.

источник