Меню Рубрики

Д с лихачев как говорить анализ

Вот и наступил новый учебный год. Каждый учитель думает о своем первом уроке: какую тему выбрать, в какой форме провести занятие? Может быть, на первом уроке побеседовать о том, как мы говорим, какие выбираем слова, вообще о нашем речевом поведении? Но как сделать, чтобы урок не превратился в повторение уже известного, а обогатил учеников новым пониманием? Подумав, я выбрала замечательный текст Д.С. Лихачева «Как говорить?» (Письма о добром и прекрасном. М., 1989) и свою любимую форму урока – командное соревнование.

Учитель делит класс на группы по 7–8 человек, которые рассаживаются за заранее расставленные столы (приходится делать перестановку). Задача учеников – получить для своей команды как можно больше баллов в течение урока (это могут быть баллы как за полные ответы, так и за дополнения к ним). В конце урока учитель подводит итог, выставляет оценки, объявляет команду-победительницу. Опыт предыдущих уроков, проведенных в такой форме, показывает, что ученики становятся более активными, интересуются не только своими результатами, но и успехами товарищей.

Цель урока: повторить сведения о комплексном анализе текста, функциональных стилях речи, разделах науки о языке.

I. Здравствуйте! Как часто мы слышим и произносим это слово! Всем известно, что оно произносится при встрече. А существуют ли ситуации, когда оно неуместно? Если да, то назовите их (можно предположить, что дети назовут ситуацию общения подростков). Какими словами мы можем его заменить? (Здорово, привет, hello, хай, добрый день и т.д.) От чего же зависит наш выбор? От речевой ситуации – с кем мы общаемся, когда и при каких обстоятельствах. Мы можем сделать вывод, что речь обусловливается прежде всего ситуацией. Прочитав и обсудив текст Д.С. Лихачева «Как говорить?», вы сможете назвать и другие признаки речи.

III. Теперь вы получаете задания. (Учитель кладет на столы листы с вопросами, которые написаны на обратной стороне и не видны детям.) Каждый из вас берет по вопросу и готовит ответ. Через 10 мин. я раздам запечатанные конверты с подсобным теоретическим материалом для ответов. Вы можете ими воспользоваться, но тогда потеряете балл, если же вы будете работать самостоятельно, тогда можете прибавить к своей отметке один балл.

1. Определите тему, основную мысль текста, тип речи, стиль, тип и средства связи предложений в тексте.
2. Докажите, что это текст.
3. Какие стилистические приемы использует автор?
4. Ответьте на вопросы по содержанию текста:

а) Что Д.С. Лихачев считает неряшливостью в языке?
б) Какую информацию о человеке дает его речь?
в) О чем свидетельствует грубость речи человека?
г) Почему нужно учиться интеллигентной речи?

5. Найдите синонимы в шестом абзаце. Определите их функцию. Там же найдите антонимы. Подумайте, какие приемы использования синонимов и антонимов есть в тексте.
6. Объясните орфограммы в седьмом абзаце.
7. Заполните таблицу «Разделы науки о языке», используя примеры из текста.

V. Подсобный теоретический материал.

1. Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.
Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.

Стили русского литературного языка

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой ——————>

Словесно-художественное творчество —>

Художественный стиль (стиль художественной литературы)

Цепной тип связи – предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке:

Средства связи предложений данного типа: однокоренные слова, местоимения, синонимы.

Параллельный тип – все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они развертывают, конкретизируют его смысл.

Средства связи предложений при параллельном типе связи: одинаковый порядок слов в предложении, контекстуальные синонимы, грамматические повторы.

2. Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.

Подумайте: перекликаются ли начало и конец текста, использует ли автор повторы, какова роль синонимов и антонимов? Написан ли текст одним стилем? Выпишите ключевые слова текста. Что их объединяет? На какие группы по общности лексического значения их можно разбить?

3. Текст Д.С. Лихачева является публицистическим высказыванием, и поэтому автор широко использует, помимо нейтральных, высокие, торжественные слова, эмоционально окрашенные фразеологизмы, риторические вопросы, восклицания, повторы, антитезу, градацию. Все это придает тексту эмоциональность, убедительность, создает неповторимую индивидуальность авторского стиля.

4. Синонимы – слова, имеющие одинаковое значение и часто различающиеся дополнительными смысловыми оттенками и стилистической окраской.

Нередко в тексте используется одновременно несколько синонимов. Этот прием называется нанизыванием синонимов и служит для усиления, передачи разнообразных оттенков мысли.

а) замещение уже использованного слова;
б) уточнение понятия;
в) оценка.

Антонимы – слова, противоположные по значению. Они очень часто используются в антитезе – стилистическом приеме, состоящем в резком противопоставлении понятий, образов.

Фонетика
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис

Звуки
Значимые части слова
Способы словообразования
Слова
Фразеологический оборот
Части речи и их формы
Словосочетание
Простое предложение
Сложное предложение

Разделы науки о языке Языковые единицы

VI. Ребята, на этом уроке вы многое повторили, получили хорошие отметки. Надеюсь, что и текст не оставил вас равнодушными. Мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: что характеризует нашу речь? Какой должна быть наша речь? Важно помнить, что речь должна быть ясной, логичной, уместной, информативной. Будем помнить также, что она многое сообщает о самом говорящем, «является важнейшей частью нашего поведения в жизни».

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.
2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык: 8-й класс. М.: Просвещение, 1997.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993.
4. Баранов М.Т., Костяева Т.А. и др. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1993.
5. Никитина Е.И. Русская речь. 5–7-е кл. М.: Просвещение, 1993.

(1) Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

(2) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(3) Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово – слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен. «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

(4) Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает, и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть не похожим на всех вас!».

(5) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

(6) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1 .

(7) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

(8) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

1 С вопросом о психологии языковой грубости вы можете ознакомиться в моей работе «Арготические слова профессиональной речи» в кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964. С. 311–359.

источник

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.

5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»

стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»

заставляет читателя обратить внимание на…

Автору важно убедить читателя в том, что…

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что .

«…?», — спрашивает читателя автор.

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что.

у автора вызывает негодование.

обращает внимание на то, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

«…» – в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.

В тексте доказывается мысль о том, что «…»

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

Как говорить? (По Д.С.Лихачёву)

1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. 3)В щегольской одежде есть, может быть преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. 4)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. 5)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. 6)«Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

7) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 8)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

9)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 10)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. 11)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. 12)Это происходит полусознательно. 13)Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. 14)Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. 15)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся.

16)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 17) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.

18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

20)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

22)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 23)Но хоть и трудно – это надо, надо. 24)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С.Лихачеву).

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

Автор многочисленных работ, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Человек в литературе Древней Руси

Поэтика древнерусской литературы

Художественное наследие Древней Руси и современность

«Слово о полку Игореве» и культура его времени

Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)

Письма о добром и прекрасном

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

источник

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

Читайте также:  Как выглядит анализ на маркеры гепатита

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово – слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен. ». «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это неплохо и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашноиронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной « закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть этот и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять всё, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И ещё: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-то идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретить сочувствие.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Сейчас речь у меня пойдёт только о письменном языке и по преимуществу о том виде письменного языка, к которому я сам больше привык, то есть о языке научной работы (литературоведческой в основном) и о языке журнальных статей для широкого читателя.

Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).

У нас часто говорят о том, что научные работы и учебники пишутся сухим языком, изобилуют канцелярскими оборотами. Особенно в этом отношении «достаётся» работам по литературоведению и истории. И по большей части эти упрёки справедливы. Надо писать хорошо и не надо плохо! Этого никто не отрицает и вряд ли найдутся люди, которые бы выступили с противоположной точкой зрения. Но вот что такое «хороший язык» и как приобрести навыки писать хорошо — об этом у нас пишут редко.

В самом деле, «хорошего языка» как такового не существует. Хороший язык – это не каллиграфия, которую можно применить по любому поводу. Хороший язык математической работы, хороший язык литературоведческой статьи или хороший язык повести – это различные хорошие языки.

Часто говорят: «Язык его статьи хороший, образный», и даже от классных работ в школе требуют образности языка. Между тем образность языка не всегда достоинство научного языка.

Язык художественной литературы образен, но с точки зрения учёного неточен. Наука требует однозначности, в художественном же языке первостепенное значение имеет обратное – многозначность. Возьмём строки Есенина: «В залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз». Перед нами образ, очень богатый содержанием, но неоднозначный. Что это – весёлый звон колокольчика? Конечно, не только это. Крайне важно, что в строках этих упоминаются и слёзы, хотя при поверхностном чтении можно и не придать им особого значения, приняв в целом всё выражение за обычный фразеологизм: хохотать очень сильно. Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни.

Художественный образ как бы постепенно «разгадывается» читателем. Писатель делает читателя соучастником своего творчества. Эта постепенность самораскрытия художественного образа и соучастие читателя в творческом процессе – очень существенная сторона художественного произведения. От этого зависит не только то эстетическое наслаждение, которое мы получаем при чтении художественного произведения, но и его убедительность. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу. Он делает читателя, повторяю, своим соучастником в творчестве.

То же можно сказать и о такой разновидности художественного творчества, как шутка. Шутка незаменима, например, в споре. Заставить рассмеяться аудиторию – это значит наполовину её убедить в своей правоте. Художественный образ и шутка заставляют читателя или слушателя разделить с их автором ход его мыслей.

Французская поговорка гласит: «Важно иметь смеющихся на своей стороне». Тот, с кем смеются, — победитель в споре.

Шутка важна в трудных положениях: ею восстанавливается душевное равновесие. Суворов шуткой подбадривал своих солдат.

Поэтому там, где необходимо не только логическое убеждение, но и эмоциональное, — художественный образ и шутка очень важны. Они важны в научно-популярной работе и в ораторских выступлениях. Всякий лектор знает, как важно восстановить ослабевшее внимание аудитории шуткой. Шутка даже в большей степени, чем художественный образ, требует активного соучастия, она заставляет слушателей не только активно слушать, но и активно «домысливать» остроту.

Но в научной работе образность и остроты допустимы только в качестве некоторого диверсимента. По природе своей научный язык резко отличен от языка художественной литературы. Он требует точности выражения, максимальной краткости, строгой логичности, отрицает всякие « домысливания».

В научном языке не должны «чувствоваться чернила»: он должен быть лёгким. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтёт научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, — значит, она написана хорошо. Хороший портной шьёт костюм так, что мы его носим, «не замечая». Самое большое достижение научного изложения (тут уж я говорю вообще об изложении, а не только о языке) – логичность и последовательность переходов от мысли к мысли. Умение развивать мысль – это не только логичность, но и ясность изложения.

Очень важно, чтобы учёный «чувствовал» своего читателя, точно знал, к кому он обращается.

Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. В строго научной работе этот мысленный образ читателя должен быть высок – воображаемый читатель должен быть специалистом в излагаемой области. В научно-популярных работах этот воображаемый читатель должен быть немного непонятлив (но в меру: своего читателя не следует «обижать»). Беседуя с таким воображаемым читателем, записывайте всё, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нём часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем её максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений. Научная работа «подожмётся», станет компактной, точной, но сохранит интонации живой речи, а главное – в ней будет чувствоваться адресат, воображаемый собеседник автора.

Обогащение и лёгкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

Если вы хотите, чтобы ваше наблюдение вошло в науку, — окрестите его, дайте ему имя, название. Вводите в науку своё детище, предоставьте его обществу учёных, а для этого назовите его и ничто не оставляйте безымянным. Но не делайте это слишком часто. Некоторые новые работы по лингвистике или литературоведению перенасыщены новой терминологией. В деле своей жизни учёному достаточно создать всего два-три новых термина для значительных явлений, им открытых.

Ньютон не столько открыл закон всемирного тяготения (все и до него знали, что вещи падают на землю, а чтобы оторвать их от земли, необходимо некоторое усилие), сколько создал термин, обозначение всем известного явления, и именно этим заставил «заметить» его в науке.

Обычный путь создания нового обозначения, нового термина – привлечение метафоры. Метафорой будет и заимствование слова из какой-то соседней области, из науки другого характера.

Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. Лишь тогда, когда за метафорой, образом закрепится одно точное значение, — исследователи к нему «привыкнут», образ, лежащий в основе нового термина, потеряет свою остроту, — термин войдёт в употребление и даже, может статься, будет казаться удачным

Точное научное значение «прорастёт» сквозь образ. Сперва в новом научном термине образ как бы заслоняет собой точное значение, затем точное значение начинает заслонять образ.

Точным должно быть само наблюдение учёного, ярко отграниченным и специфическим само явление, которое обозначается новым термином, — тогда точным станет и термин.

В тех случаях, когда учёный может или даже должен прибегнуть к метафоре, к образу, необходимо следить за их «материальным» значением. У одного высокообразованного литературоведа XIX века мы читаем такую фразу: «Данте одной ногой прочно стоял в средневековье, а другой приветствовал зарю возрождения. » Остроумнейший и наблюдательнейший историк В.О.Ключевский так пародировал эту фразу в своём «Курсе лекций по русской истории»: «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу. одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» 2.

Здесь образ пародирован. Пародия оправдана тем, что в обоих случаях речь идёт о величайших переходных этапах: один – в истории Западной Европы, другой – в истории России. Но царь Алексей Михайлович не Данте и над ним стоило посмеяться.

Однако у того же В.О.Ключевского мы можем встретить и неудачные выражения, неудачные образы: «Этому взгляду. критик не мог придать цельного выражения, высказывая его по частям, осколками». «Осколками» нельзя высказывать что-либо. Но если стремиться сохранить образ «осколков», то фразу легко было бы исправить так: «Его мысли были чисты и ясны как стекло, но высказывал он их неполно – как бы осколками». Надо всегда следить за уместностью и осмысленностью образа. Советский историк Б.Д.Греков писал в своей работе о Новгороде: «В воскресный день на Волхове больше парусов, чем телег на базаре. » И это осмыслено тем, что речь в контексте идёт именно о торговле.

Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправданно прибегая к образам. Великий мастер русского языка историк В.О.Ключевский умел не размазывать свою мысль, давая её иногда лишь намёком, прибегая к своего рода стилистическому лукавству, которое действовало иногда сильнее, чем самый яркий образ. Сравните его такие фразы: «В университете при Академии наук (речь идёт о XVIII веке, — Д.Л.) лекций не читали, но студентов секли» или о времени Петра: «Казнокрадство и взятничество достигли размеров небывалых прежде, разве только после. » О стихотворстве царя Алексея Михайловича он же пишет: «Сохранилось несколько написанных им строк, которые могли казаться автору стихами».

Ключевский был и мастером антитез. Вот некоторые примеры: «Личная свобода становилась обязательной и поддерживалась кнутом» — это об эпохе Петра I . Или о воображаемом предке Евгения Онегина: «Он (этот «предок», — Д.Л.) старался стать своим между чужими и только становился чужим между своими». В последнем случае перед нами крестообразная антитеза, которой Ключевский также владел превосходно. Вот пример одной его такой крестообразной антитезы, имеющей непосредственное отношение к нашей теме: «Лёгкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжёлое дело».

Говоря о научных терминах, мы должны вспомнить и об особой роли терминов в исторической науке, когда для научного понятия берётся старое слово или целое выражение. Архаизмы, инкрустации в свои работы целых выражений, цитат вполне законны у историков, так как старые явления жизни лучше всего выражаются в старом же языке. Но опять-таки – не следует этим злоупотреблять.

Хорошо, когда образ постепенно развёртывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. У Ключевского в одном тексте говорится о том, что кривая половецкая сабля была занесена над Русью, а немного дальше о том, что кривой ятаган был занесён над Европой. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.

Цветистые выражения имеют склонность вновь и вновь всплывать в разных статьях и работах отдельных авторов. Так, у искусствоведов часто повторяются такие выражения, как «звонкий цвет», «приглушённый колорит» и прочая «музыкальность». В последнее время в искусствоведческой критике в моду вошло прилагательное «упругий»: «упругая форма», «упругая линия», «упругая композиция» и даже «упругий цвет». Всё это, конечно, от бедности языка, а не оттого, что слово «упругий» чем-то замечательно.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

Главное – нужно стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы. Например, на с.79 моей работы «Человек в литературе Древней Руси (2-е изд., 1970) напечатано: «Вот почему Стефан Пермский называется Епифанием Премудрым «мужественным храбром». » Фраза двусмысленная. Иная расстановка слов сразу бы её исправила: «Вот почему Стефан Пермский называется «мужественным храбром» Епифанием Премудрым. » Или ещё лучше так: «Вот почему Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром»».

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правильным для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий нужно употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

Ритмичность и удобочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были лёгкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).

Лёгкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» — не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов.

Цитируется по:

Д.С.Лихачев . Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

1 С вопросом о психологии языковой грубости вы можете ознакомиться в моей работе: «Арготические слова профессиональной речи» в кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964. С. 311 – 359.

2 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.3. Сочинения. М., 1957. Т. III . С.320.

источник

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово – слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен. «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.
Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает, и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть не похожим на всех вас!».
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо1.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый во

источник

СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

— подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.

— обратить внимание на речевое оформление сочинения,

— помочь одиннадцатиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

— отработать методику работы с текстом.

Оборудование: раздаточные карточки с текстом Д. Лихачёва, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию

Организационный момент.

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по прочитанному тексту.

1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

2. Прокомментируйте проблему.

3. Сформулируйте позицию автора.

4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы ( не менее 2-х)

Знакомство с текстом.

« За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони « Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Работа над текстом Д. Лихачёва

1. Прочитайте текст, ответьте на вопрос «О чём этот текст?» Определите тему текста.

( Об ответственности человека за всё на планете).

2. Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего.

Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски.

1-й абзац. « За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

2-й и 3-й абзацы. Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

« Только человек,…способный поступиться своими интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

6-й абзац. «Сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле».

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

7-й абзац. Для Д. Лихачёва, «человек» — это « все мы вместе и каждый в отдельности».

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй.

Д.Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Составляем таблицу. – смотрите документ

Определяем позицию автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции:

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Примерная формулировка авторской позиции:

« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек «отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны».

Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

Повторение типов аргументов.

Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств…Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Человек паче всех есть существо соучаствующее. (А. Н. Радищев).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.(Норберт Винер).

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Ж.Кусто).

22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

( В. Распутин «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» — это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, к земле).

(Примерный вариант: «Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, — значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»

Написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту Д. Лихачёва.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10708 — | 7359 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Из Банка аргументов Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (1-46 письма)

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

№ 1 «Большое в малом»/ Проблема смысла жизни, жизненной цели

Если у человека есть цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом малом, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства», по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, безнравственна и даже губительна. Автор призывает быть целеустремленным.

№ 2 «Молодость – вся жизнь»/ Проблема дружбы

Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближения. Об этом нужно помнить и дорожить друзьями, ведь дружба очень помогает и в горе и в радости. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает беречь молодость и друзей до самой старости.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема доброты, счастья

В чем самая большая цель в жизни? Увеличивать добро. А добро – это счастье. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человекам задачу, которую необходимо решить. Цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема патриотизма, национализма

Нужно быть патриотом, а не националистом. Не стоит ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Не стоит ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом есть большая разница. Патриотизм – это любовь к своей стране, а национализм – это ненависть ко всем другим.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема мудрости, хитрости

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и оборачивается против самого хитреца. Потому что хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает. Мудрость приносит добро, прочное счастье и спокойную совесть.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема верности

Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек: верность молодости, родным, семье, друзьям, стране, народу. Верность себе есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

№ 4 «Самая большая ценность — жизнь»/ Проблема отношения людей друг к другу

К людям нужно быть открытым, терпимым, искать в них лучшее. Умение находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

№ 4 «Самая большая ценность — жизнь»/ Что такое жизнь?

Жизнь – это дыхание. Нужно избавиться от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая все заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. Жизнь бесконечно глубока.

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема смысла жизни, ценности жизни, цели жизни

Самая большая ценность в мире – жизнь. Каждая жизнь важна: чужая, своя, животных и растений. Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. Иначе не будет жизни.

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема достоинства

Жизнь нужно прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от некоторых удовольствий, уметь извиняться, признавать свои ошибки.

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Нужно ли творить добро?

Жизнь – это творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Нужно творить добро вокруг себя. Жизненная задача должна диктоваться добротой. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп. Автор считает, что счастья достигает тот, кто старается других сделать счастливыми.

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема уважения к природе

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала. Дмитрий Сергеевич считает, что нужно ее уважать и прожить жизнь так, чтобы природа, которая нас же и создала. Не была обижена.

№ 6 «Цель и самооценка»/ Проблема цели , самооценки

Когда человек выбирает жизненную цель, он оценивает себя. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет ради людей, то он оценивает себя на уровне человечества. Он ставит себе цель, достойную человека. Автор считает, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку жить с достоинством и получать от жизни радость.

№ 7 «Что объединяет людей?»/ Нужно ли заботиться о других?

Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.

№ 7 «Что объединяет людей?»/ Проблема сострадания

Нравственности свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Сострадание заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Дмитрий Сергеевич считает, что забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

№ 8 «Быть веселым, но не быть смешным»/Проблема поведения. Каким должно быть поведение? Как следует себя вести?

В поведении нужно бояться быть смешным, а стараться быть скромным. Он призывает уважать людей, которые нас окружают. Не стоит бояться своих недостатков. Нужно быть правдивым, а не смешным простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится его самым элегантным «содержанием».

№ 9 «Когда следует обижаться?»/ проблема обидчивости

Автор считает, что чрезмерная обидчивость – признак недостатка ума. Он призывает нас быть умными. Обижаться нужно лишь тогда, когда нас действительно обижают. Не стоит обижаться на невнимательность. Старайтесь сами никого не обижать.

№ 10 «Честь истинная и ложная»/ Проблема чести и совести

Между честью и совестью есть одно различие. Совесть всегда исходит из глубины души, она не бывает ложной. А представления о чести бывают ложными, и эти ложные представления наносят ущерб обществу. Это так называемая «честь мундира». Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне человеческой души.

№ 11 «Про карьеризм»/ Проблема карьеризма. Что такое карьеризм?

Человек всегда устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек видит цель в устройстве себя в выгодном положении. По мнению Лихачева, это и есть карьеризм

№ 12 «Человек должен быть интеллигентен»/ Проблема интеллигентности. Должен ли человек быть интеллигентным?

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

№ 13 «О воспитанности»/ Проблема воспитанности. Кто такой воспитанный человек?

Получить хорошее образование можно и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. По мнению Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

№ 14 «О дурных и хороших влияниях»/ Проблема дурного и положительного влияния

Сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка становятся взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Влияния бывают хорошие и плохие. Дмитрий Сергеевич призывает помнить об этом. Плохих влияний следует опасаться. Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь.

№ 15 «Про зависть»/ Проблема зависти

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от этого чувства, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит не нашли себя.

№ 16 «О жадности»/ Проблема жадности

Жадность – это забвение собственного достоинства, попытка поставить свои материальные интересы выше себя. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

№ 17 «Уметь спорить с достоинством»/ Проблема умения вести спор

В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивает свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логическое мышление, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать, это пустой человек и спор пустой.

№ 18 «Искусство ошибаться»/ Проблема ошибок в жизни человека

Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и легче включиться в работу, продолжить ее. Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Окружающим следует поддерживать того, кто признал свои ошибки.

№ 19 «Как говорить?»/ Проблема отношения к языку

Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды.

№ 20 «Как выступать?»/ Что такое ораторское искусство?

Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие

№ 21 «Как писать?»/ Нужно ли уметь писать?

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить. Его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Следует бояться пустого красноречия.

№ 22 «Любите читать»/ Проблема чтения, любви к книге, литературе

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. Литература дает нам опыт жизни, делая человека интеллигентным, развивая в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрее.

№ 23 «О личных библиотеках»/ Проблема роли книги в жизни человека

Не бросайтесь на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясно, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

№ 24 «Будем счастливыми»/ Проблема бездуховности

Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

№ 24 «Будем счастливыми»/ Проблема счастья

Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве мелких, низменных наслаждений.

№ 24 «Будем счастливы»/ Что такое духовная культура?

Все, что сделано с душой, идет от души, нужно для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к изучению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры».

№ 26 «Будем учиться»/ Проблема нравственной ответственности за научные достижения

На человеке лежит тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

№ 26 «Учитесь учиться»/ Проблема учения

Учение – все, что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь жить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков.

№ 27 «Четвертое измерение»/ Проблема исторической памяти

Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

№ 28 «Быть вместе»/ Проблема замены книги телевизором

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь смотреть какую-нибудь передачу, сесть поудобнее, отвлекает нас от забот. Нужно выбирать книги по своему вкусу, отвлекаться на время от забот, понимать, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

№ 29 «Путешествуйте!»/ Для чего нужно путешествовать?

Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город, страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать

№ 30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема русского национального характера

По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность

№ 30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема толерантности

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации

№ 31 «Круг нравственной оседлости»/ Проблема ценности жизни

Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек

№ 32 «Понимать искусство»/ Проблема отношения к искусству

Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности

№ 32 «Понимать искусство»/ Проблема зла

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой

№ 34 «О русской природе»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком

№ 37 «Ансамбли памятников искусства»/ Проблема сохранения городов, истории

Академик считает одна из важных задач наших градостроителей — сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна — грандиозный культурный ансамбль

№ 38 «Сады и парки»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады

№ 41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурной среды

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков

№ 41 «Память культуры»/ Проблема понимания красоты мира

Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет

№ 41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурного прошлого

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому

№ 43 «Еще о памятниках прошлого»/ Проблема патриотизма

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать

№ 46 «Путями доброты»/ Проблема служения людям, смысла жизни

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

источник