Меню Рубрики

Чтение отчетности как метод анализа

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность предприятий является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является одной из важнейших в системе национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Объяснить такое внимание к отчетности достаточно просто. Любая организация в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности. Основным же источником такой информации является финансовая отчетность. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования в той или иной форме.

Пользователи экономической информации различны. Обычно выделяют две группы пользователей: внутренние – лица, принимающие управленческие решения на уровне организации и внешние – физические и юридические лица имеющие определенный интерес к данной организации (налоговая инспекция, банки, покупатели, поставщики, инвесторы, внешние аудиторы и др.). Надо отметить, что практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, а в случае выделения грантов — оправданности их социальной направленности и значимости.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа, т.е. «витриной» организации.

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы, являющиеся информационной базой финансового анализа:

  • форма №1 «Баланс предприятия». В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности;
  • форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается «качество» прибыли;
  • форма №3 «Отчет о движении капитала». Позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов;
  • форма №4 «Отчет о движении денежных средств». Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую;
  • форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений;
  • «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Чтение финансовой отчетности как один из методов финансового анализа используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации. При кажущейся на первый взгляд сложности она доступна не только профессионалам.

Наиболее информативной формой для анализа и оценки является бухгалтерский баланс (форма №1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческой деятельности (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.).

Баланс отражает состояние предприятия в денежной оценке.

В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланс состоит из трех разделов. В I разделе «Внеоборотные активы» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование, т.е. основные средства; долгосрочные финансовые вложения, в т.ч. инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.

Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукциии т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств; величину дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Так, в разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте самая низкая.

В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего, разделяется по субъектам: перед собственниками предприятия и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Пассив баланса состоит из трех разделов.

В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» отражаются обязательства перед собственниками или собственный капитал, который в свою очередь состоит из двух частей:

  1. из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения предприятия и впоследствии в виде дополнительных взносов – Уставный капитал;
  2. из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли: Добавочный капитал, Резервный капитал, Фонды накопления, Фонды социальной сферы и др.

В разделах IV и V пассива баланса отражаются внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства – это источник формирования активов предприятия, а с юридической – это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

Очень важно понимать, что бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом, отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Так, некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма №5), которое состоит из следующих разделов:

  1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
  2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).
  3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы; основные средства; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
  4. Движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
  5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.).
  6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).
  7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
  8. Социальные показатели: численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование).
  9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
    • арендованные основные средства;
    • товары, принятые на ответственное хранение;
    • товары, принятые на комиссию;
    • износ жилищного фонда;
    • износ объектов внешнего благоустройства;
    • списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
    • прочие.

Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 используются для оценки финансового состояния предприятия. Таким образом, рассматриваемые формы раскрывают, объясняют и делают наглядными особенно интересные статьи баланса, которые даны в нем в свернутом виде.

Форма №2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя:

  • прибыль (убыток) от реализации продукции;
  • финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций;
  • операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);
  • доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

В форме №2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны сумма налога на прибыль и отвлеченные средства.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. Эта форма делает доступной и быстрой к пониманию результат деятельности любой организации, в том числе и некоммерческой. Она составлена таким образом, что, взглянув на нее даже неподготовленный пользователь, может составить представление о том сколь прибыльно работает предприятие и о наличие коммерческих направлений и их эффективности у некоммерческих предприятий.

Логические связи, описанные выше, дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Так, фонды потребления на начало и конец года приводятся в формах №1 и 5, что сразу покажет, что произошло с накопленной прибылью предприятия. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель «Использование прибыли», приводимый в форме №2 расшифровывается по направлениям использования и интересен нам не сам по себе, а как элемент организации хозяйственного процесса организации.

Знание этих контрольных соотношений помогает лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления путем визуальной проверки отдельных показателей и арифметических соотношений между ними.

Необходимо отметить, что, анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции. Не стоит забывать, что и сам баланс, являясь отчетной формой, не свободен от некоторых ограничений. Остановимся на наиболее важных из них.

Во-первых, баланс отвечает на вопрос, что представляет собой предприятие на данный момент согласно используемой учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение.

Во-вторых, по данным отчетности можно рассчитать целый ряд аналитических показателей, однако все они будут бесполезны, если их не с чем сравнить. Баланс рассматриваемый изолировано, не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости. Поэтому его анализ должен проводиться в динамике.

В-третьих, баланс есть свод моментальных данных на конец отчетного периода и в силу этого не отражает адекватно состояние средств предприятия в течение отчетного периода. Это относится, прежде всего, к наиболее динамичным статьям баланса. Так, наличие на конец года больших по удельному весу запасов готовой продукции вовсе не означает, что это положение было в течение года постоянным, хотя сама по себе такая возможность не исключается.

В-четвертых, показатель прибыли, являющийся одним из важнейших показателей деятельности предприятия, отражен в балансе не достаточно полно. Представленная в нем абсолютная величина накопленной прибыли в отрыве от затрат и объема реализации не показывает, в результате чего сложилась именно такая сумма.

В-пятых, необходимо понимать, что итог (валюта) баланса вовсе не отражает той суммы средств, которой реально располагает предприятие, его «стоимостной оценки». Основная причина состоит в возможном несоответствии балансовой оценки хозяйственных средств реальным условиям вследствие инфляции, используемых методов учета и др. Баланс дает лишь учетную оценку активов предприятия и источников их покрытия; текущая рыночная оценка этих активов может быть абсолютно другой, причем чем длительнее срок эксплуатации и отражения на балансе данного актива, тем больше разница между его учетной и текущей ( реальной) ценами, т.е. заинтересованному пользователю необходимо обратить внимание на дату приобретение любого актива. Даже если предположить, что активы приведены в балансе по их текущей стоимости. Валюта баланса, тем не менее, не будет отражать точной «стоимостной оценки» предприятия, поскольку «цена» предприятия в целом, как правило, выше суммарной оценки его активов, но может быть и ниже. Появляется эта разница, а следовательно и коэффициент корреляции вследствие следующих обстоятельств: регион, где расположена организация и даже политическая обстановка в нем; наличие деловых связей и должной деловой репутации организации; наличие товарной ниши. В случае некоммерческой организации необходимо учитывать значимость и перспективность решаемой социальной задачи, ее социальную полезность.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

В балансе имеются также статьи, завышающие его валюту в силу существующей методологии формирования уставного капитала. Согласно нормативным документам сумма задолженности учредителей по вкладам в уставным капитал отражается по дебету субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». С момента возникновения этой задолженности и до момента ее погашения (а этот период может достаточно затянуться) валюта баланса оказывается завышенной на величину непогашенной задолженности учредителей.

Итак, можно сказать, что основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. движение от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на хозяйственную деятельность предприятия.

При недостаточно развитых рыночных отношениях, экономической грамотности, опыта ведения бизнеса или социальных программ всех участников делового оборота принятие любых управленческих решений, в том числе и инвестиционных должно обязательно сопровождаться анализом отчетности субъекта.

На высоком профессиональном уровне это должны делать узкие специалисты: бухгалтера, аудиторы. Но наша задача заключается в том, чтобы дать элементарно необходимый инструментарий для того, чтобы принятое самостоятельно руководителями любого ранга решение было грамотным и обоснованным.

Фонд Поддержки и Развития Предпринимательских Структур, Москва

© 1998-2018, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

источник

Один из важнейших методов чтения бухгалтерской (финансовой) отчетности – изучение абсолютных величин, представленных в указанной отчетности. Речь идет о показателях, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации (стоимости остатков совокупных, оборотных или внеоборотных активов; величине полученной выручки; себестоимости продаж; чистой прибыли и т.п.) Однако, несмотря на всю свою значимость, использование данного метода недостаточно для принятия управленческих решений, поскольку он не позволяет оценить динамику основных показателей, выявить рейтинговую позицию хозяйствующего субъекта среди организаций аналогичной отраслевой принадлежности.

Наряду с абсолютными показателями в процессе проведения анализа финансового состояния используются финансовые коэффициенты, характеризующие различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, характеризующие платежеспособность организации, ее финансовую устойчивость, рентабельность активов и капитала, оборачиваемость активов и т.п. Финансовые коэффициенты подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы абсолютных показателей, в которую он входит. Например, коэффициент, характеризующий долю собственного или заемного капитала в совокупном капитале организации; коэффициент, отражающий долю оборотных или внеоборотных активов в совокупных активах и т. д.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных, по экономическому содержанию, абсолютных показателей. Примером могут служить коэффициенты оборачиваемости, рассчитываемые как соотношение выручки и средней стоимости групп активов (капитала).

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении уровня их значений по периодам (в динамике).

Практика финансового анализа позволяет выделить следующие методы чтения финансовой отчетности:

1) горизонтальный (временной) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с оценкой влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) трендовый анализоснован насравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов (например, за пять – десять лет) и определить тренд, т. е. основную тенденцию динамики показателей (их рост, либо, наоборот, снижение). При проведении трендового анализа необходимо исключать случайные влияния и учитывать индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью трендового анализа можно прогнозировать значения показателей в будущем.

4) коэффициентный анализ позволяет осуществить расчет отношений статей отчетности, определить взаимосвязи показателей и сравнить их значения по периодам (в динамике);

5) факторный анализ позволяет произвести оценку влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью специальных приемов и методов исследования;

6) сравнительный (пространственный) анализ может проводиться как внутри организации (для сравнения результатов деятельности отдельных структурных подразделений (направлений бизнеса), так и за ее пределами – для сравнения результатов деятельности организации с результатами деятельности организаций-конкурентов в рамках одной отраслевой принадлежности. Подобный анализ в современных условиях приобретает все большую актуальность, поскольку позволяет выявить не только рейтинговую позицию организации, но и лучшие практики в управлении финансово-хозяйственной деятельностью.

Контрольные вопросы

1. Для решения каких задач менеджменту организации требуется достоверная информация о состоянии активов и обязательств?

2. Что входит в состав финансовой отчетности в соответствии с Федеральным законом 402-ФЗ?

3. Каким приказом Минфина РФ утверждены формы финансовой отчетности?

4. Что понимается под финансовым анализом, каковы его цели и задачи?

5. Каким образом соотносятся финансовый анализ и анализ финансового состояния организации?

6. В чем состоят цель и задачи анализа финансового состояния организации?

7. Какие методы чтения финансовой отчетности используются в практике финансового анализа?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8494 — | 7370 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственным достоверным средством коммуникации. Она обладает следующими важными свойствами:

любое самостоятельное предприятие регулярно составляет отчетность;

минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;

отчетность составлена по определенным и заранее известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;

данные отчетности, по определению, подтверждены первичными документами;

в подавляющем большинстве случаев отчетность не является конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить и не спрашивая разрешения ее составителей (например, согласно российскому законодательству предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться);

достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами);

отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;

отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Любой аналитик, а в качестве его может выступать руководитель, менеджер, финансист, бухгалтер, аудитор и другие, безусловно, сталкивается, хотя бы периодически, с необходимостью воспользоваться отчетностью либо собственного предприятия, либо контрагента. Любой специалист, имеющий отношение к экономике, бизнесу, управлению, не может считать себя таковым, если он не владеет принципами чтения и анализа бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете и микроэкономическом анализе разработаны аналитические методы и процедуры, позволяющие осознанно пользоваться богатейшим информационным материалом, сосредоточенным в бухгалтерской отчетности. К ним относятся:

знание, и понимание принципов бухгалтерского учета;

владение нормативными документами в области учета и отчетности;

принципы формирования основных статей отчетности;

принципы и логика проведения вертикального и горизонтального анализа отчетности;

принципы построения и состав системы показателей, рассчитываемых по данным отчетности.

Безусловно, методики чтения отчетности разнообразны и жестко не формализуемы. Тем не менее, определенная последовательность в их практической реализации может быть сформулирована.

Информационные потоки, имеющие отношение к конкретному предприятию, разнообразны. Значительная их часть формируется и/или затрагивает используемую на предприятии систему бухгалтерского учета.

Данные, циркулирующие в системе бухгалтерского учета, могут быть классифицированы различным образом. Одна из таких классификаций, значимых для аналитика, — подразделение данных на учетные и отчетные. Учетные данные служат основой информационного обеспечения операций, имеющих конфиденциальный характер; отчетные — как правило, являются общедоступными. Именно они, т.е. бухгалтерская отчетность, служат в качестве наиболее достоверного и надежного средства коммуникации, т.е. общения между лицами, имеющими интерес к субъекту, по данным которого отчетность составлена.

Вообще, значимость бухгалтерской отчетности многоаспектна и может быть рассмотрена в двух плоскостях — практической, т.е. с позиции практикующих бизнесменов и специалистов, и теоретической, т.е. в рамках теории бухгалтерского учета и финансов.

Первый аспект достаточно очевиден и свидетельствует о том, что бухгалтерская отчетность способствует установлению стабильных хозяйственных связей между контрагентами. Сущность этого аспекта особенно выпукло проявилась в ходе экономических преобразований в нашей стране.

Значимость бухгалтерской отчетности осознается не только бизнесменами и практикующими бухгалтерами, но и, естественно, учеными. Прежде всего, следует отметить, что концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Безусловно, этот факт не случаен. Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью собственной отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Связь бухгалтерии и финансов, вне всякого сомнения, может быть охарактеризована в различных аспектах, вероятно, не случайно бухгалтерскую отчетность в экономически развитых странах нередко называют финансовой. [15]

Приоритетная роль финансовой отчетности как основного средства коммуникации проявляется в том, что цели ее и требования, к ней предъявляемые, являются краеугольным камнем при разработке концептуальных основ теории бухгалтерского учета, получивших достаточно широкую известность в англоязычных странах Запада. Значительный вклад в их формализацию внесли такие известные западные теоретики, как У. Патон, Г. Свини, А. Литлтон и др.

В наиболее общем виде взаимосвязь и взаиморазвитие основных категорий, определяющих концептуальные основы бухгалтерского учета, можно представить следующей схемой.

где I — интересы пользователей учетной информации;

О — цели бухгалтерской отчетности;

Q — характеристика учетной информации;

Приведенная связь имеет следующую смысловую интерпретацию: исходя из интересов пользователей, должны формулироваться требования к отчетности в отношении состава и наполняемости отчетных форм, а техника учета должна обеспечить возможность выполнения этих требований.

Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Обособление пользователей бухгалтерской информации может быть выполнено различными способами, в частности, одна из наиболее наглядных классификаций дана американскими учеными Р- Сайертом и Ю. Идзири. Они выделили три укрупненные группы пользователей (рис. 1.1.): [13]

пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию;

само предприятие (точнее, его управленческий персонал);

собственно бухгалтеры предприятия как представители этой профессии.

Из приведенной схемы следует, что каждая из групп пользователей имеет собственные интересы; причем только область I отражает совокупность интересов, общих для всех групп. Назначение финансовой отчетности как раз и состоит в том, чтобы в максимально возможной степени сгладить противоречия между интересами различных пользователей.

Исключительно важным для понимания логики построения отчетности как средства коммуникации является идентификация качественных характеристик информационных данных, циркулирующих в системе учета вообще и в отчетности в частности. Вновь можно упомянуть о разработках американских специалистов, предложивших описание этих характеристик в виде определенной иерархической структуры (рис. 1.2.). Все представленные на схеме характеристики достаточно легко интерпретируются, поэтому мы не будем вдаваться в пространный комментарий по этому поводу.

Одно из основных достоинств финансовой отчетности как средства коммуникации — ее аналитические возможности. Анализ годовых отчетов компаний (потенциальных и действующих контрагентов) входит в число основных разделов текущей деятельности бухгалтеров, финансовых менеджеров, аналитиков. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики финансовая отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся по сути единственным средством коммуникации, достоверность которого весьма высока и при определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Именно финансовая отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций.

Рис. 1.2. Качественные характеристики информационных данных в системе бухгалтерского учета

В частности, имеются достаточные основания утверждать, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает, по крайней мере, знание и понимание:

  • а) места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия;
  • б) нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;
  • в) состава и содержания отчетности;
  • г) методики ее чтения и анализа.

источник

Особенностью организации аналитической работы явля­ется применение разнообразных приемов и способов оценки финансовых показателей, которые имеет в своем распоряже­нии современная экономическая наука. На протяжении всей истории развития экономического анализа учеными и практи­ками были выработаны основные правила чтения финансо­вой отчетности. Отечественная методика финансового анали­за предусматривает следующие стандартные методы анализа финансовой отчетности:

1) горизонтальный (динамический) анализ — использу­ется для определения абсолютных и относительных от-

клонений (выявленные изменения величин и их тем­пы за ряд лет дают возможность прогнозирования значений);

2) вертикальный (структурный) анализ — изучение струк­туры финансовых показателей и оценка изменений, по­зволяющие проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой специфики и сглаживать негативное влияние инфляционных процессов. На практике аналитикам сле­дует объединять горизонтальный и вертикальный ана­лизы (структурно-динамический);

3) трендовый анализ (вариант горизонтального, прогноз­ный) — исследование динамических рядов и опреде­ление тренда, с помощью которого формируют воз­можные значения показателей, следовательно, ведет­ся анализ тенденций развития, т.е. перспективный

4) коэффициентный анализ (анализ относительных показа­телей) — расчет различных финансовых коэффициентов на основе данных отчетности, их факторный анализ с определением взаимосвязи и взаимозависимости различ­ных, но логически сопоставимых показателей. Данный метод занимает особое место в анализе, являясь наибо­лее эффективным, так как финансовые коэффициенты наиболее точно позволяют:

• определить слабые и сильные стороны деятельности

указать на вопросы, требующие дальнейшего иссле­дования;

выявить основные направления динамики показате­лей;

определить степень воздействия факторов на изме­нение результативного показателя;

5) сравнительный (пространственный) анализ — внутрихо­зяйственный и межхозяйственный сравнительный ана­лиз показателей предприятия с показателями конкурен­тов и среднеотраслевыми. Преимуществом отраслевого сравнительного анализа является то, что в результате его

аналитик глубже понимает содержание бизнеса и имеет возможность оценить его финансовые позиции и эконо­мический потенциал; 6) факторный анализ — комплексное и системное изуче­ние и измерение воздействия отдельных факторов на ре­зультативный показатель с использованием детермини­рованных или стохастических моделей анализа. Фактор­ный показатель характеризует объект исследования, т.е. результат.

Финансовое положение организации определяется сущес­твующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источ­ников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к из­менениям в среде функционирования.

Одна из главных функций, которую выполняет бухгал­терский учет в системе управления, — информационная. На современном этапе усиливаются роль и значение своевремен­но поступающей объективной экономической информации.

Информация о финансовом положении формируется глав­ным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах деятельности организации обеспе­чивается главным образом «Отчетом о прибылях и убытках» (ф. № 2). Информация об изменениях в финансовом положе­нии организации обеспечивается в основном «Отчетом о дви­жении денежных средств» (ф. № 4). Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результа­тах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положе­нии обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

Содержание, порядок формирования и способы представ­ления информации для внутренних пользователей определя­ются руководством организации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, дол­жна быть полезной пользователям, т.е. уместной, надежной

Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленчес­кие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, на­стоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Надежность отчетной информации является определяю­щей при ее применении заинтересованными пользователями. Информация надежна, если не содержит существенных оши­бок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.

Информация, представляемая заинтересованным пользо­вателям (кроме отчетов специального назначения), должна . быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, дол­жна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимо­сти затрат на сбор и обработку).

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информи­рованы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях, а также политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельно­сти организации.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации.

Одним из факторов, способных ограничить уместность и надежность информации, является своевременность инфор­мации. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информа­ции, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности.

Ожидание момента, когда становятся известны все аспек­ты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить вы­сокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям. При достижении баланса между уместностью и надежностью решающим аргументом является то, как наилучшим образом удовлетворить потреб­ности заинтересованных пользователей, связанные с приня­тием решений.

Элементами формируемой в бухгалтерском учете инфор­мации о финансовом положении организации, которые отра­жаются в бухгалтерском балансе, являются имущество, кре­диторская задолженность и капитал.

Элементами формируемой в бухгалтерском учете инфор­мации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являют­ся доходы и расходы организации.

Информация об изменениях в финансовом положении организации, которая отражается в отчете о движении денеж­ных средств, является производной от элементов бухгалтер­ского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Имуществом признаются хозяйственные средства, конт­ролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности, и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды — это потенциальная воз­можность имущества прямо или косвенно способствовать при­току денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономи­ческие выгоды организации, если он будет:

использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

обменян на другой объект имущества;

использован для погашения кредиторской задолжен­ности;

• распределен между собственниками организации. Кредиторская задолженность может возникнуть в силу

рыночной экономики к бухгалтерской информации предъяв­ляются повышенные требования: она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям соб­ственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия.

Это означает, что бухгалтерская информация должна со­держать минимальное количество показателей, но удовлет­ворять максимальное число ее пользователей на разных уров­нях управления.

Информация должна быть необходимой и целесообраз­ной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наимень­шими затратами труда и времени.

Любые искажения бухгалтерской отчетности, т.е. невер­ное отражение и представление данных учета из-за наруше­ния установленных правил его организации и ведения, резко снижают ценность бухгалтерской информации.

источник

Элементы финансовой отчетности и их содержание

Финансовая отчетность компании содержит информацию, ко­торая согласно основным критериям объединяется в общие эконо­мические категории, называемые элементами финансовой отчетно­сти. К числу таких категорий относятся: активы, обязательства, ка­питал, доходы, расходы.

Активы — имеющие стоимостную оценку ресурсы организации, контроль над которыми она получила в результате свершившихся хозяйственных операций и событий., способные обеспечить ей в бу­дущем экономические выгоды.

Экономические выгоды — это в конечном счете большее поступле­ние денежных средств (их эквивалентов или иных активов) в резуль­тате использования активов, которыми располагает компания для осуществлении бизнес-процессов. Активы, вовлекаемые в хозяйст­венные процессы, могут принести экономические выгоды разными способами: каждый в отдельности или используемые в совокупности с другими активами для производства товарной продукции и ее по­следующей продажи в целях получения прибыли. Денежные средст­ва, получаемые от продажи продукции, представляют собой особый вид активов, назначение которого состоит в обеспечении платеже­способности организации, т.е. деньги используются для погашения денежных обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

В соответствии с основным временным признаком активы подразделяются на внеоборотные и оборотные (рис. 1.2).

Собственный капитал и заемные источники средств формируют совокупный капитал (совокупные пассивы), который представляет собой общую стоимость средств в денежной, материальной и нема­териальной формах, инвестированных в формирование активов компании, и выступает одним из трех основных видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Состояние капитала отра­жает структура пассива бухгалтерского баланса организации. Пока­затели пассива — это источники средств, которыми она располагает для ведения деятельности (рис. 5).

Собственный капитал представляет собой:

» стоимость активов, не обремененных обязательствами, т.е. чистые активы;

» финансовый ресурс, приносящий доход;

» главный источник роста благосостояния собственников ком­пании;

а барометр уровня эффективности бизнеса (его рост или сни­жение).

В состав собственного капитала организации включаются:

» уставный капитал, который состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный раз­мер имущества организации, гарантирующий интересы ее кредиторов;

* добавочный капитал, который отражает результат переоценки имущества организации; эмиссионный доход, полученный в резуль­тате реализации собственные акций по цене выше их номинальной стоимости; курсовые разницы как результат погашения задолжен­ности участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал иностранной валютой;

* резервный капитал, который создается за счет чистой прибы­ли в соответствии с законодательством (такими организациями, как открытые акционерные общества, кредитные организации, органи­зации с участием иностранного капитала) или с уставом организа­ции и предназначен для покрытия убытков, погашения обяза­тельств по облигациям, выплаты дивидендов по привилегирован­ным акциям: в случае недостатка или отсутствия прибыли;

« нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накоплен­ный путем реинвестирования части чистой прибыли, полученной за весь период деятельности организации, остающейся после ее рас­пределения собственниками, являющийся устойчивым источником роста внеобротных и оборотных активов.

Главный источник роста собственного капитала — прибыль, формируемая как чистый результат хозяйственной деятельности.

По завершении отчетного периода собственники компании должны принять решение об использовании полученной прибыли, часть которой может быть направлена на разного рода выплаты (ди­виденды, вознаграждения, благотворительные цели и т.п.) или при­соединена к собственному капиталу (капитализация). Принятие решения о распределении и реинвестировании прибыли должно соответствовать стратегическим целям бизнеса. Капитализация при­были создаст условия для роста вложении r производственную базу организации, увеличение масштабов коммерческого оборота и при эффективном использовании принесет компании и ее собственни­кам еще большую прибыль в будущем. Вместе с тем удовлетворение текущих материальных запросов собственников за счет части при­были в виде отчислений на выплату дивидендов — также весьма ак­туальная задача. Для ее решения компания должна осуществлять взвешенную дивидендную политику.

Обязательства компании представляют собой возникшую ранее задолженность перед физическими и юридическими лицами, пога­шение которой приведет к уменьшению экономической выгоды, т.е. к уменьшению активов. Наличие обязательств — это конкрет­ный долг, который необходимо погасить в установленный срок, ли­бо обязанность действовать (например, отгрузить оплаченную ранее покупателем продукцию). Иначе говоря, погашение обязательства предполагает либо передачу компанией денежных средств или иных активов в сумме, равной этому обязательству

Виды обяза­тельств организации, группированные по нескольким признакам, (представлены на рис. 1.6)

Доходы организации — это увеличение экономических выгод, ко­торое проявляется либо в росте активов, либо в уменьшении обяза­тельств, либо одновременно и в том и в другом. Доходы приводят к росту капитала организации. В зависимости от их характера, усло­вий получении и направлений деятельности доходы согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» подразделяются на виды, пред­ставленные на рис, J.7.

Расходы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации, представляют собой уменьшение экономических вы­год в результате выбытия активов (денежных средств, иного имуще­ства) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьше­нию капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В зависимо­сти от характера, функций и направлений деятельности расходы подразделяются на виды, перечисленные на рис. 1.8.

В бухгалтерской отчетности организации расходы должны быть отражены как минимум в двух ракурсах: по управленческим функ­циям (производственные, коммерческие, управленческие, прочие) и по элементам затрат (материальные, заработная плата, социаль­ные отчисления, амортизация, прочие). В соответствии с установ­ленными правилами учета расходы должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках:

• с учетом связи между произведенными расходами и поступле­ниями (соответствие доходов и расходов);

• путем их обоснованного распределения между отчетными пе­риодами, когда расходы обусловливают получение доходов в тече­ние нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расхо­дами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

• по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (до­ходов) или непоступление активов;

• независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

• когда возникают обязательства, не обусловленные признани­ем соответствующих активов.

Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные в от­четном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на подготовку и освоение производства, аренду объектов основных средств, рекламу, приобретение лицензий, оплату услуг и т.п. за последующие периоды). Расходы будущих периодов отража­ются в активе бухгалтерского баланса.

Объединяя определенные виды расходов в группы, организация формирует показатели себестоимости. Термин «себестоимость» да­леко не однозначен, так как показатели себестоимости востребова­ны в оценке результатов деятельности хозяйствующих субъектов на разных этапах проведения финансово-экономического анализа. В общем виде себестоимость — это имеющая стоимостную оценку совокупность затрат живого и овеществленного труда, использован­ных в процессе производства продукции (выполнения работ, оказа­ния услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, при­знанных в соответствии с учетной политикой организации и участ­вующих в формировании прибыли.

Одним из принципов бухгалтерского учета, который во многом определяет отражение показателей в финансовой отчетности орга­низации, выступает денежная (стоимостная) оценка, т.е. использо­вание денежного измерителя в качестве универсального в системе экономической информации.

Правильное обоснование выбора того или иного метода денеж­ной оценки — залог адекватного отражения финансовых результа­тов деятельности компании, ее финансового состояния и в конеч­ном счете оценке эффективности всего бизнеса.

Существуют разные методы денежной оценки рис. 1.9.

Первоначальная стоимость актива может наряду с непосредст­венной ценой включать в себя дополнительные расходы, связанные с его приобретением или начисленные при его создании собствен­ными силами предприятия (транспортные расходы, страхование, таможенные пошлины и т.п.). Рыночная стоимость — текущая стои­мость товаров, услуг и т.д., определяемая на основе спроса и пред­ложения в каждый конкретный момент. Наиболее надежными ис­точниками информации о показателях рыночной стоимости на те или иные товары, услуги, финансовые инструменты служат публи­куемые в средствах массовой информации листинги, обзоры, а так­же другие источники.

Восстановительную стоимость довольно часто отождествляют с текущей рыночной стоимостью. Вместе с тем они могут не совпа­дать. Например, когда компания взамен выбывающего объекта ос­новных средств самостоятельно создает новый, то такие затраты мо­гут значительно отличаться от рыночной стоимости приобретения аналогичного объекта.

Чистая стоимость реализации представляет собой разницу ме­жду ценой продажи актива и затрат, которые у компании возникают в связи с данной коммерческой сделкой (например, продажа основного средства может потребовать его демонтажа, такелажных работ).

Дисконтированная (приведенная) стоимость определяется для со­поставления денежных измерителей, удаленных во времени. При сопоставлении настоящей стоимости актива с будущими выгодами, которые предполагается от него получить, или настоящей стоимо­сти обязательства с денежными средствами, необходимыми для его погашения в будущем, проводится процедура дисконтирования бу­дущих денежных средств с использованием коэффициента дискон­тирования (приведения). Выбор ставки дисконтирования весьма субъективен. Он определяется с учетом многих факторов, напри­мер, общих инфляционных темпов, степени финансовых рисков, характерных для той или иной хозяйственной операции, уровня до ходности альтернативных возможностей использования капитала. Дисконтирование — процесс, позволяющий оценить заданную буду­щую стоимость с позиции более раннего момента времени с учетом временной ценности денежных средств.

Методы и методики анализа финансовой отчетности

Проведение анализа финансовой отчетности организации ста­новится возможным при использовании различных методик ее ис­следования. Таковыми могут быть, например, методики анализа от­дельных показателей деятельности хозяйствующего субъекта, мето­дики комплексного анализа, методики факторного анализа. В общем понимании методика это совокупность способов, пра­вил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Построение любой методики анализа финансовой отчетности должно быть ориентировано на соблюдение последовательности действии, связанных с определением:

• последовательности и периодичности исследования;

• способов изучения объектов анализа;

• технических средств обработки информации;

• характеристики документов для описания результатов анализа.

Существуют общие методикианализа, которые могут быть ис­пользованы для анализа разных объектов (например, методика ана­лиза ликвидности баланса), а также частные методики, конкретизи­рующие общую методику относительно конкретного предприятия с учетом специфики, масштабов деятельности, постановки задачи анализа.

К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов (приемов, методов) исследова­ния, которые служат инструментами аналитического процесса на этапах: первичной обработки информации и ее систематизации; изучения динамики показателей, их взаимосвязи и взаимозависи­мости; определения влияния факторов на результативные показате­ли; выявления резервов; определения перспектив повышения эф­фективности хозяйственной деятельности.

К стандартным приемам анализа бухгалтерской отчетности от­носятся следующие.

1. Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей. Бухгал­терский баланс — наиболее информативный источник данных о со­стоянии капитала и имущества организации. В Бухгалтерском балансе зафиксированы итоги хозяйственной деятельности к мо­менту его составления. Баланс отражает финансово-экономическую ситуацию в организации. Чтение баланса — это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности пред­приятия, связи с другими статьями. Чтение баланса позволяет опре­делить и оценить состав капитала, обязательств и их элементов; внеоборотных и оборотных активов и их элементов; установить на­личие «болевых точек» — убытков, уменьшения валюты баланса. Показатели баланса отвечают на вопрос: «Что представляет собой предприятие на данный момент?» На вопрос: «В результате чего сложилось такое положение?» — отвечают данные Отчета о прибы­лях и убытках, а также примечания к финансовой отчетности.

2. Горизонтальный (динамический) анализ бухгалтерской отчетно­сти позволяет провести сравнение показателей во времени. Для это­го рассчитывают их абсолютные и относительные изменения. Абсо­лютные изменения (прирост или уменьшение) — разность между значением показателя за отчетный период (на отчетную дату) и зна­чением показателя за предыдущий период (на предыдущую отчет­ную дату). Относительные изменения — отношение значения пока­зателя за отчетный период (на отчетную дату) к значению показате­ля за предыдущий период (на предыдущую отчетную дату). Относительное изменение называется темпом роста, выраженном коэффициентом или процентом.

3. Вертикальный (структурный) анализ дает возможность срав­нить абсолютные величины отдельных показателей, формирующих совокупный итоговый показатель (суммы внеоборотных и оборот­ных активов, остатков незавершенного производства и готовой про­дукции и т.п.), а также сопоставить относительные характеристики отдельных показателей, установив удельный вес (долю) каждого в их общей итоговой величине. Например, удельный вес оборотных активов в валюте баланса на конец года (в процентах) рассчитывает­ся так:

4. Структурно-динамический анализ выявляет изменения (струк­турные сдвиги) удельного веса (доли) отдельного показателя на конец периода (или за отчетный период) по сравнению с его удельным весом на начало периода (или за предыдущий период).

5. Трендовый анализ — это анализ динамических (временных) ря­дов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития — тренда. Линия тренда отражает долгосрочную основную динамику показателя. Существуют разные приемы выявления тренда: сглажи­вание, выравнивание и др.

6. Коэффициентный анализ широко применяется для изучения бухгалтерской отчетности. Коэффициенты — относительные показа­тели, которые подразделяются на две группы: коэффициенты рас­пределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распре­деления показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы показателей. Коэффициенты координации представляют собой качественные ха­рактеристики, отражающие соотношения разных по существу абсо­лютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих раз­ный экономический смысл. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении отчетных величин с базисными, а также в изучении динамики за отчетный период и ряд лет. Исходя из ин­формационных возможностей бухгалтерской (финансовой) отчет­ности можно выделить четыре основные группы финансовых коэф­фициентов координации:

3) финансовой устойчивости;

4) ликвидности и платежеспособности.

На определенных этапах реализации той или иной методики анализа финансовой отчетности применяют качественные и коли­чественные методы (способы, приемы), с помощью которых исход­ную информацию обрабатывают, преобразуют, систематизируют, определяют влияние факторов, подсчитывают неиспользованные резервы и т.п. Количественные методы экономического анализа весьма разнообразны, что объясняется многообразием и сложно­стью анализируемых хозяйственных процессов.

В соответствии с положениями экономического анализа коли­чественные методы подразделяют на традиционные (статистиче­ские) и экономико-математические (рис. 1.10).

Традиционные методы используют для предварительной обра­ботки информации, систематизации, сравнения экономических по­казателей, исследования показателей в динамике, проведения фак­торного анализа функциональной зависимости.

Применительно к анализу деятельности организации стати­стическое наблюдение — это планомерное научно организованное фиксирование данных, отражающих разные стороны ее хозяйствен­ной жизни, запись информации по определенным правилам и в оп­ределенных аналитических целях.

Изучение любого показателя начинают, как правило, с анализа его абсолютной величины, которую сравнивают с абсолютной вели­чиной этого показателя за предшествовавший период, норматив­ной, плановой величиной. Сравнение проводят также со средней ве­личиной, исчисленной по совокупности аналогичных показателей, с лучшим показателем. Сравнение является на первый взгляд одним из самых простых способов анализа. Однако необходимо учесть, что адекватные выводы могут быть получены только при сравнении сопоставимых показателей.

Относительные величины применяются при анализе динамики разных показателей, а также в процессе изучения структурных по­казателей и их изменения. Выводы об изменениях показателей в ди­намике (во времени) можно сделать, рассчитав темпы роста (сниже­ния) в виде отношения величины соответствующего показателя к его базисной величине (базисный темп роста) или к его величине за предшествующий период (цепной темп роста).

Важную роль в экономическом анализе играют средние величи­ны, которые позволяют обобщать совокупность типичных, однород­ных показателей хозяйственной деятельности, выявлять закономер­ности и тенденции: средняя арифметическая, средняя взвешенная, средняя геометрическая, средняя хронологическая моментного ряда динамики и т.д.

С помощью метода группировки изучают разные экономические показатели с точки зрения выявления между ними причинно-след­ственных связей. В процессе применения метода группировки про­водят определенную классификацию показателей, а также факторов (причин), приводящих к изменению этих показателей. Группировка целесообразна в тех случаях, когда есть основание предполагать, что между изменением данного экономического показателя и фактора (или нескольких факторов) имеется связь.

Одна из главных задач анализа заключается в изучении причин изменения экономических показателей для оценки деятельности организации. Цель факторного анализа — количественное измере­ние влияния каждого отдельно взятого фактора.

Экономические показатели рассматривают в анализе как результат воздействия других показателей — факторов. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический по­казатель, в ходе анализа которых получают количественную и ка­чественную оценку их воздействия на результативный показатель.

Разделение экономических показателей хозяйственной дея­тельности организации на результативные и факторные достаточ­но условно, так как практически каждый результативный показа­тель может быть использован в качестве факторного, оказывающе­го влияние на другой показатель более высокого порядка, и наоборот.

В процессе экономического анализа исследуют факторные модели, отражающие функциональные зависимости (детермини­рованные, жесткие связи), а также стохастические (вероятност­ные).

Важным моментом факторного анализа является выбор модели, адекватно отражающей зависимость между результативным показа­телем и влияющими на него факторами (причинами). В детермини­рованных (жестких, функциональных) факторных моделях выделя­ются три основных типа:

Факторный анализ показателей финансовой отчетности осно­ван на принципе элиминирования, т.е. устранения (игнорирования) влияния всех других факторов (причин) на изменение результатив­ного (итогового) показателя, кроме одного.

Для решения задач факторного анализа используют такие мето­ды, как цепные подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, долевого участия, логарифмический, диф­ференцирования.

Для выявления влияния факторов и измерения их воздействия используются определенные методики факторного анализа, в про­цессе реализации которых применяются различные методы фак­торного анализа:

Балансовый метод необходим, например, для расчета влияния остатков готовой продукции на начало и конец отчетного периода, объема произведенной продукции на изменение объема реализо­ванной готовой продукции.

Индексный метод также широко применяется при решении за­дач факторного анализа. Он дает возможность разложить по факто­рам как относительное, так и абсолютное отклонение результатив­ного показателя. Примером служит определение влияния на выруч­ку от продаж двух факторов: физического объема реализованной продукции (в количественном выражении) и цен на продукцию.

Использование индексного метода при решении задач фактор­ного анализа имеет некоторые ограничения: количество факторов, включенных в аналитическую формулу, — не более двух, а результативный показатель представляется только в виде произве­дения факторов. При исследовании других видов зависимостей с большим числом факторов применяют другие методы факторно­го анализа: цепных подстановок, интегральный, логарифмический и пр.

Методом цепных подстановок рассчитывают величину влияния факторов на результативный показатель с использованием фактор­ных моделей, выраженных в виде функции двух и более переменных (алгебраической суммы, произведения или частного от деления од­них переменных на другие).

Интегральный метод, как и метод цепных подстановок, приме­няется для измерения влияния факторов на результативный показа­тель в факторных моделях, отражающих функциональные зависи­мости. Интегральный метод позволяет получить более точные ре­зультаты расчетов, не зависящие от последовательности замены базисных значений факторов на отчетные. Дополнительный при­рост результативного показателя, образовавшийся от взаимодейст­вия факторов, распределяется между ними.

Одна из особенностей интегрального метода факторного анали­за — принцип общего подхода к решению самых разнообразных за­дач вне зависимости от количества факторов, включенных в модель, а также формы связи между ними. Для решения задач факторного анализа интегральным методом необходимо использовать разные формулы для измерения влияния факторов. Ту или иную формулу выбирают исходя из вида факторной системы (мультипликативная, кратная, смешанная). Сложность построения формул заключается в построении подынтегральных выражений элементов структуры факторной системы, так как этот процесс индивидуален для каждой факторной модели.

Дифференцирование также является методом количественной оценки влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя. Согласно этому методу предполагается, что приращение результативного показателя (функции) распределяется на слагаемые, каждое из которых исчисляется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вы­числена данная производная.

Наиболее важный этап проведения факторного анализа — создание исходной модели — описания взаимосвязи между факторами и резуль­тативными показателями, а также работа с ней — моделирование.

Моделирование — один из ключевых методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта ис­следования.

Определенные методы экономического анализа служат инстру­ментарием для разных типов экономических моделей, позволяю­щих структурировать и идентифицировать связи между исследуе­мыми показателями. Принято выделять следующие основные типы моделей, используемые в экономическом анализе:

дескриптивные — модели описательного характера, основан­ные на использовании информации, содержащейся прежде всего в бухгалтерской отчетности;

предикативные — модели предсказательного, прогностиче­ского характера, применяемые для прогнозирования доходов пред­приятия и его будущего финансового состояния;

нормативные — модели сравнения фактических результатов с ожидаемыми бюджетными.

Экономико-математическое моделирование широко применя­ется в экономическом анализе для изучения экономических про­цессов и явлений, оценки показателей хозяйственной деятельности. Сущность этого метода заключается в том, что взаимосвязь иссле­дуемого показателя с факторами передается в виде конкретного ма­тематического уравнения (неравенства). Экономико-математическая модель должна быть адекватна действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Процесс моде­лирования условно подразделяется на четыре этапа:

1) установление теоретических закономерностей, присущих ана­лизируемому экономическому процессу;

2) анализ эмпирических данных, отражающих структуру, дина­мику показателей;

3) выбор методов решения задачи;

4) анализ полученных результатов.

В процессе создания экономико-математической модели часто возникает проблема, связанная со сложностью формализации эко­номического процесса (включения в модель всех элементов, факто­ров). Возникает необходимость упрощения модели, исключения второстепенных характеристик. Так, одной из наиболее сложных задач экономико-математического моделирования считается по­строение модели экономики предприятия в целом. Экономико-ма­тематическая модель конкретного показателя хозяйственной дея­тельности представляет собой факторную систему. Факторы как элементы модели должны обладать причинностью, достаточной специфичностью, самостоятельностью существования, возможно­стью количественного измерения, учетной возможностью.

В экономическом анализе исследуются факторные модели, от­ражающие функциональные зависимости между результативным показателем и факторами, включенными в модель. Моделирование таких факторных систем называется детерминированным модели­рованием.

Широкую известность получила разработанная специалистами компании «Дюпон» система моделирования исходной кратной фак­торной модели рентабельности активов (Du Pont model), которая по­зволяет описать взаимосвязь обобщающего показателя эффектив­ности бизнеса (рентабельности) с воздействующими на него факто­рами рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Детерминированные факторные системы можно моделировать с помощью следующих приемов.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 3838 | Нарушение авторских прав

источник