Меню Рубрики

Бытие как предмет онтологического анализа

Онтология – это раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии. Категория «бытие» выступает как универсалия культуры. Основными формами бытия являются природный мир, социальный мир, духовный мир. Особое место в некоторых современных философских учениях отводится загадке человеческого бытия.

Наряду с «бытием» в онтологии используется ряд других категорий: «реальность», «существующее», «действительность». Понятие «реальность» соразмерно категории «бытие». В философии рассматриваются два вида реальности: объективная и субъективная.

Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. В материалистической философии это реальность природного мира (космосфера) и реальность созданной человеком «второй природы» (техносфера). В философии объективного идеализма роль объективной реальности отводится вынесенному за пределы природы и человеческого сознания духовному началу: логическим понятиям (Платон), абсолютной идеи (Г. Гегель), мировому разуму, мировому духу, космическому духу и т.п.

Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. Субъективный идеализм отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта. Окружающий мир сводится к индивидуально-личностному восприятию субъекта, комплексу его ощущений. Наиболее яркое выражение субъективный идеализм получил в концепциях английских философов XVIII в. Дж. Беркли и Д. Юма. В крайней форме субъективный идеализм ведет к солипсизму, согласно которому весь мир рассматривается как продукт сознания единственного мыслящего субъекта.

Своеобразную трактовку объективного и субъективного, материального и идеального дал вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), возникший в середине XIX в. под влиянием успехов естествознания того времени. Вульгарный материализм сводил сложные психические процессы к физиологическим проявлениям работы мозга. В целом данная концепция отказывала идеальному в реальном существовании, отрицала регулятивную, социальную природу сознания.

Различные акценты проблемы бытия обосновываются в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия, материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. Основоположником философского дуализма является французский философ XVII в. Р. Декарт. Он утверждал наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Плюралистическая позиция признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Вопрос 18: Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Три основных эта­пов развития, трактовка материи как: 1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.

1)был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель).

2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения.

В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Берется соотношение материи и сознания

1)объективна(независима от сознания)

2)познаваема (сознание может ее познать)

3)сознание явл. Св-вом материи

4)материя сущ. Как в природе, так и в общ-ве

(в природе конкретные тела, в общ-ве – мат. отн.)

Структурная организации материального бытия. Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе:протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1572 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон». Первоначально его значение в принципе совпадало с «метафизикой». Но уже столетием позднее, у Х. Вольфа, онтология – это самостоятельный раздел метафизики, наряду с рациональной теологией, космологией и психологией. С тех пор онтология – отдельная дисциплина философского знания.

«Отцами» онтологии считают древнегреческих мыслителей Гераклита, Парменида, Платона. В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производных от нее понятий «сущее» и «сущность». Бытиерассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть. Обращение к данной категории связано с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. С позиции античных мыслителей, бытие обладает такими свойствами, как единство, вечность, цельность. О бытии возможно подлинное знание, реализуемое с помощью разума, обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Такое бытие считалось трансцендентным, т.е. «запредельным».

Бытие противопоставлялось эмпирическому, повседневному миру. Для этого повседневного мира использовался термин становление. Если о бытии возможно знание, то о становлении – только правдопобные сведения, опирающиеся на чувства.

В Новое время проблематика онтологии отходит на второй план под давлением гносеологического подхода. (теперь в центре внимания – не бытие, а познание, в частности, метод познания и т.п.). В рамках гносеологического подхода субъективностьприобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологическогознания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания.

Яркий пример такого нового подхода – трансцендентальная философия Иммануила Канта. По Канту, трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности знания о нем. Согласно Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях разума. В результате в онтологии все вопросы о бытии оказываются связаны с разрешением проблем познания. Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.

В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии как таковой, вне сцепки с гносеологией. Об этом свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера. Однако современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:

§ человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы из законов внешнего, объективного мира, и не могут быть объяснены с помощью этих законов;

§ сознание человека рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

§ поэтому требуется особый метод постижения человеческого бытия. Это не теоретическое познание, не умозрение, а понимание. Понимание бытия предполагает перспективу Другого

Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта, акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром, а также между человеком и Другими (людьми).

Категориальная структура онтологии включает набор категорий: бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, времяи т. д.

С помощью категории бытияобозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия,: например, иллюзорное бытие в виртуальном пространстве, своеобразное бытие-небытие.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Небытие– это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия.Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.

С целью «ухватить» в понятии все многообразие форм бытия в философии использовались различные термины: «фюсис», «мир», «Вселенная», «Космос» и др. Наиболее развитым интегральным смыслом среди них обладает понятие Универсум, поскольку органично соединяет философские и естественнонаучные аспекты значения. Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия универсума — субстанции (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. К примеру, протяженность – атрибут материи. Мыслимость – атрибут идеи. Всемогущество – атрибут понятия «Бог», если мы в силу своих убеждений считаем Бога субстанцией. В содержании категории «модус» фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.

Материя(лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Развитие философских представлений о материи прошло три этапа.

1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель).

2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Система(составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент(стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе:протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развитияобозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем. С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Понятие пространствообозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное – теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности. В математике часто используется понятие многомерного пространства (n > 3), но оно обозначает иные (не только пространственные) характеристики вещей и процессов – например, их разнообразные функции, состояния и др.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

§ изотропность – свойство физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Субстанциальная концепция пространства и времени рассматривает их как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (сторонники этой концепции в истории философии – в частности, Демокрит и Ньютон), а времякак бесконечный поток состояний и событий.

Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (сторонники этой концепции в истории философии – в частности, Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности). В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

§ пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

§ пространство и время взаимосвязаны, образуют неразрывное единство – 4 – мерный континуум пространство-время;

§ свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Под бытием в самом широком смысле этого слова подразумевают предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Философским учением о бытии является онтология.

Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos- учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольфв труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

Специфика онтологиисостоит в том, что она исследует проблему существования (бытия)реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических

типах онтологии эти задачи решались по-разному.

В античности,онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. Бытие рассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть. Функция бытияи состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть,осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Подлинное знание, реализуемое с помощью разума, обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Созерцание здесь превалирует в силу своей возможности свободно постичь истину и сформировать целостное видение предмета. Такое бытие объявлялось трансцендентным и противопоставлялось эмпирическому миру, который множествен, изменчив, всегда стремится к бытию, но не достигает его, поэтому о нем есть только правдоподобное знание как следствие его опоры на чувства. Таким образом в эпоху античности получила широкое распространение онтология созерцания.

В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него.

В Новое времяприоритет приобретает гносеология(теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др. В рамках гносеологического подхода субъективность приобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологического знания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания. Такая формулировка предмета онтологии в полной мере представлена в трансцендентализме И. Канта, хотя ее истоки проявляются в эмпиризме и рационализме Нового времени.

С Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного

и неподлинного человеческого бытия и др.

(Более подробное уточнение см. в таблице по конспекту «Сравнение классики и постклассики», 1 раздел – онтология!.

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время и т. д.), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытиеи небытие.

Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование.

Форма проявления бытия — нечто, форма проявления небытия – ничто!

Наиболее фундаментальная философская проблема — это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить: философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего»;

философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются — проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют

два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального – понятие сознания,являющиеся базовыми категориями онтологии.

29. НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ.

В философии историческая динамика общества является предметом особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность. Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвещения связано и ее дисциплинарное оформление.

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и, минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории.

Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эта незамысловатая интерпретация развития общества обрела вторую жизнь в теоретических обоснованиях итальянского философа ХVIII в. Дж. Вико, выделившего в истории человечества три эпохи – божественную (власть жрецов и безгосударственность), героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократия), последовательно сменяющих друг друга. При этом начало «века человеческого» — это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение «века божественного» и так далее по этапам цикла.

В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в концепциях культурно-исторических типов Данилевского, «морфология культуры» Шпенглера, теория локальных цивилизаций Тойнби. Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: а) отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множестве типов исторического развития; б) приоритет духовно-мировоззренческих факторов над материально-производственным; в) подчинение развития цивилизации «жизненными циклами» (Данилевский: рождение – развитие – старость – смерть; Шпенглер: весна – лето – осень – зима; Тойнби: возникновение – рост – надлом – распад).

Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и единстве исторической судьбы человека. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия регрессизма и прогрессизма.

Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и будущее представляются в образах грядущих катастроф (эсхатология– учение о грядущем конце истории и финальной судьбе мира). В наше время позиции исторического регрессизма разделяются представителями достаточно распространенных идейных течений экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. Оформляется он в философии Просвещения, связывающий прогресс с развитием научных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственность у Канта, свобода у Гегеля).

Для неклассических концепций прогрессизма характерно выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; подчинение истории человечества единым универсальным законам; абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы.

Формационная концепция развивается в марксизме, согласно которому, история – это закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Формация – исторический конкретный тип общества, характеризующийся определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис (совокупность производственных отношений, среди которых центральное место занимают отношения собственности) является определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом.

Цивилизационно-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального (Белл, Турен) и информационного общества (Масуда, Тоффлер) общества. В рамках этой модели выделяют три типа цивилизаций: доиндустриальная (аграрная, традиционная: доминирование с/х в экономике, традиции и религии в социальной и культурной сферах); индустриальная (приоритет промышленного производства, модернизация, прогресс, власть капитала); постиндустриальная (акцент на сферу услуг). Конкретизацией теории постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества (превращение информации в основной ресурс и капитал общества).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав

источник

Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако современные учёные трактуют понятие социология более подробно.

Социология– это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.

Общество– основной объект социологического исследования.

Однако общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74].

Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии: что является определяющей стороной – человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75].

Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время (табл. 1.1). О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].

Суждения социологов о предмете социологии*

Фамилия учёного Предмет социологии
О. Конт Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
Г. Спенсер Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенности частей определяют свойства целого.
М. Вебер Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
Э. Дюркгейм Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
Г. Зиммель Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
Ж. Гурвич Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию.
П. Сорокин Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.
Т. Парсонс Социология – наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов».
Х. Гарфинкель Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры.
А. Шюц Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.
П. Бурдье Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, – близостью, соседством или удаленностью, – а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга – выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология – это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.

Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.

Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.

Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].

Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия используется метод типологизации.

Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории, и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.

В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.

Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.

Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.

Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].

В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:

1) опрос (анкетирование и интервьюирование);

2) анализ документов (качественный и количественный – контент- анализ);

3) наблюдение(невключённое и включённое);

4) эксперимент(контролируемый и неконтролируемый).

Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.

Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192].

Вышеперечисленные методы представлены в табл. 1.2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 — | 7324 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытие и небытие.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме. Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский), материя (Ф. Энгельс). Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт позволил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытия и философии небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Историко-философский экскурс в эволюцию категории материя осуществляется, как правило, путем анализа трех основных эта­пов ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.

Первый этап :Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п. На третьем этапе (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

источник

«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления – то есть того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией(от греческого ontos – сущее и logos – учение, понятие, слово). Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще определяют как учение о бытии).

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть.Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является небытие (ничто).

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие (например, Солнечная система) и идеальное бытие (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, то есть бытии внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

Онтология – это учение о бытии как токовом, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Представитель аристотелизма Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины. Критическая философия Канта по разделению универсума на три автономные сферы (мир природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Б. природы как целого;

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на ндивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» — бытие вещей и процессов, произведенных человеком, — зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

— без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

— здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

— человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

Категории субстанции и материи.Дальнейшее развертывание проблемы сущего порождает категорию субстанции. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия. Термин «субстанция» происходит от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция – это объективная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства. Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм – из двух начал (Декарт), плюрализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи.Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество – в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра – в атомы.

Один из атрибутов материи – ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений.

Проблема истины. С теорией познания тесно связана проблема истины. Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина–это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Каждая ступень научного познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающа образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Абсолютность истины, прежде всего, наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости – достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере – истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания.

Тема 11.Принцип развития: диалектика и синергетика.

Принцип развития. Способность к развитию составляет одну из фундаментальных характеристик материального социокультурного и идеального бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, концепция развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В XX веке расширились сами представления о развитии как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Прежде всего, пересматривается идея о линейном характере развития. И практика социальных процессов, и анализ истории культуры, и исследования органической эволюции в биологии свидетельствовали о том, что общая восходящая прогрессивная линия развития переплетается с изменениями попятного, а иногда и регрессивного, тупикового хода эволюции. В рамках современной синергетики обоснована концепция о нелинейном необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Через разработку концепции биосферы и ноосферы В.Вернадского и идеи неравновесной термодинамики (школа И.Пригожина) синергетики современной космологии, развитие системных и кибернетических подходов, идеи глобального эволюционизма, в науку и философию 2-й половины XX века прочно вошла концепция историзма и уникальности самоорганизующихся систем, их способности к изменению, хаотичности, необратимости, нелинейности, непредсказуемости и многовариантности развития. Исследование закономерности развития, построение теорий развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях и выступающих в историко-философском контексте теории и метода творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий категориальный строй.

Способность к развитию составляет одну из фундаментальных характеристик материального социокультурного и идеального бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, концепция развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

В XX веке расширились сами представления о развитии как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Прежде всего, пересматривается идея о линейном характере развития. И практика социальных процессов, и анализ истории культуры, и исследования органической эволюции в биологии свидетельствовали о том, что общая восходящая прогрессивная линия развития переплетается с изменениями попятного, а иногда и регрессивного, тупикового хода эволюции. В рамках современной синергетики обоснована концепция о нелинейном необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Исследование закономерности развития, построение теорий развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях и выступающих в историко-философском контексте теории и метода творческого познания.

Современное развитие научной мысли привело к парадигмальным смещениям, среди которых проблема отношений диалектики и синергетика наиболее актуальна. Одни учёные нашли проявление методологической роли диалектики в появлении и развитии синергетики. В противовес им некоторые исследователи подвергли сомнению и саму методологическую роль диалектики. Вследствие этого рядом исследователей ведутся поиски подтверждений и продолжений диалектических положений в синергетике. И, наконец, отдельные учёные совсем никак не связывают два эти научные направления. Мышление каждой эпохи, будь то научное или обыденное, опирается на категории, выработанные в сфере духовной культуры. Эти категории, фиксируя достигнутый данной эпохой уровень материального и духовного освоения мира, затем выступают в качестве «априорных форм рассудка» (И.Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории это не произвольные конструкции ума; они имеют онтологическое значение, то есть отображают объективные отношения действительного мира.

Диалектическая логика, начиная с античности, как раз и является той частью философии, которая систематизирует исторически изменяющийся категориальный состав мышления (см. учение о категориях Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса). Система категорий диалектики задает, таким образом, парадигму мышления конкретной эпохи и оказывает существенное влияние на формирование философской и научной картины мира.
Содержательная разработка категорий диалектики по мере развития науки все больше опиралась на ее достижения, и в этом, в частности, проявлялась научность философии. Особенно значительная роль в этом процессе принадлежала классическому естествознанию.

Парадигму классической науки можно представить в виде следующих положений:

1)природа подчиняется объективным законам;

2)законы имеют механический характер;

3)система разложима на элементы, допускающие их количественное описание;

4)существует необходимая однозначная причинная связь явлений;

5) возможно выделение из множества взаимодействий основного взаимодействия и рассмотрение его в чистом виде при отвлечении от всех других как не существенных в данном отношении;

6) уравнения движения обратимы относительно знака времени;

7) наблюдение не вносит возмущений в наблюдаемый объект, поэтому знание имеет объективный характер и может быть сколь угодно точным.

Сравнивая данные положения с принципами диалектики, можно заметить близость, если не сказать тождество, некоторых из них. За исключением второго и шестого остальные положения парадигмы классической науки совпадают с соответствующими положениями материалистической диалектики XIX в. В связи с научной революцией на рубеже XIX-XX вв. и формированием неклассической науки сменилась и парадигма науки, что привело к развитию диалектики, к уточнению многих ее категорий и принципов (причинность, необходимость, относительность, целостность и др.). Возникновение кибернетики и системного подхода также внесло коррективы в категориальный состав диалектики (система, организация, информация, неопределенность и др.). Диалектический принцип «единства в многообразии» субстанционален. Диалектика рассматривает субстанцию и как основу единства и взаимодействия частей, и как причину самой себя. Она есть «имманентная причинность» и «субъект» взаимодействия. Ф.Энгельс упоминает: «Спинозовское: субстанция есть causa sui прекрасно выражает взаимодействие».

Опыт исторического развития философского знания убедительно свидетельствует о том, что существует достаточно широкий спектр различных дефиниций диалектики. Поэтому, пытаясь дать какое-то «рабочее» определение этого понятия, надо иметь ввиду следующее:
— диалектика есть прежде всего попытка научного философского освоения тех многообразных процессов развития и связей, которые с необходимостью присущи всей реальности;

— диалектика может выступать как онтологический срез действительности (и в этом случае она выстраивает ту или иную теорию бытия) или же как её гносеологический срез (и тогда она разрабатывает некие правила и нормы, его общий метод);

— в различные исторические эпохи у разных мыслителей на первый план могли выступать различные аспекты диалектики, что вело к многообразию её интерпретаций и невозможности дать такую инвариантную, пригодную на все времена дефиницию диалектики, которая удовлетворила бы всех философов.

Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает «искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий.
Во многом в Сократовском духе определял диалектику Платон: «Того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, — говорил он, — мы называем диалектиком». Условием же такого умения считался метод правильного соединения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Слово «диалектика» определялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время ещё отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умения отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказывались во время учёной беседы. Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Средневековая философия наследует от античности этот смысл диалектики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. Нетрудно заметить, что все эти значения во многом пересекаются и свидетельствуют о сохранении традиции употребления понятия «диалектика» как способа рационального, логического мышления.
В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами, из которых следует отметить два ведущих, связанных с немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель, по существу, впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики последняя занималась поиском вечных, неизменных принципов и первоначал всей реальности, и в этом смысле «игнорировала», по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафизики: если для метафизического мышления «вещи и понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один независимо от другого», диалектика «берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их движении, в их возникновении и исчезновении». И у Гегеля, и у Маркса, и у Энгельса диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей теории бытия, — более того, в марксисткой философии она понимается как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Суммируя всё вышесказанное, можно предложить предельно общее определение диалектики, синтезирующее рациональные моменты её основных конкретно-исторических трактовок: диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определённой зависимости от других явлений (то есть, связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики основных и неосновных.

Диалектика -логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.

Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии.

1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики — законы самоорганизации мира.
Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало — понятие числа, так и общий предел — синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

источник