Меню Рубрики

Большое озеро как блюдо анализ

«Когда разгуляется. » — кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности. Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю. Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба — и все, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:

Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз.

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.

Но в заключительных строфах появляется образ собора. Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.

Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает.

Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее «внутренность» собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона.

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем. воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отраженного в нем.

Уже следующие строки отсылают нас к небу:

Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников.

Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова «сияние» и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.

По мере смены освещения И лес меняет колорит:

Горит. Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия).

Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив,

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зеленый?) — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении!

Живопись — в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:

Как будто внутренность собора — Простор земли.

Собор — это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

источник

Стихотворение «Когда разгуляется» принадлежит к последним и наиболее зрелым произведениям Пастернака. Оно интересно тем, что свойственное Пастернаку мастерство импрессионистической организации текста становится средством эмоционально окрашенного размышления над миром, природой – «тайником вселенной». Точность философской мысли и мгновенность образа дают то, что сам поэт называл «импрессионизмом вечного».

Пастернак в 1913 году написал статью «Черный бокал». Исследователи считают, что зерном этой статья послужила несохранившаяся работа «Импрессионизм в лирике». В.Н.Альфонсов, размышляя о ней, писал: «Искусство импрессионизма – искусство бережного обхождения с пространством и временем». Пастернак постоянно стремился воплотить в своем искусстве «ускользающее содержание, живую атмосферу бытия».

Импрессионизм первоначально называли «хроматизм» (от греч. – цвет). Определяющей чертой импрессионизма принято считать непосредственную фиксацию художником «своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний».

Пастернак стремился к тому, чтобы его поэтическое слово соединяло в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения. Поэтому Пастернак в описании природы делал упор на эмоциональное восприятие читателя. Поэту свойственна необыкновенная свобода поэтического мышления. В его сюжете макрокосмос соединяется с микрокосмосом человека в сфере мифопоэтического сознания, что можно отчетливо проследить в стихотворении «Когда разгуляется».

В первом стихе «Большое озеро как блюдо» Пастернак вводит читателя в состояние созерцательности. Сразу представляется огромная гладь водоема, вокруг все тихо и неподвижно. Озеро сравнивается с блюдом – такое же плоское и с четкими формами круга.

Символика круга связана со специфическими представлениями о пространстве и времени и предполагает отсутствие начала и конца, целостность, непрерывность движения, бесконечность и вечность. Свое внутреннее ощущение умиротворенности, необъятности Пастернак выразил и с помощью звука о («большое озеро», «блюдо»).

Далее внимание читателя резко переключается на «скопленье облаков». «За ним – скопленье облаков, / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников». Знак тире передает во второй строке резкость, стремительность изменения угла зрения на внешнее пространство.

Ощущение покоя закрепляется в сознании образом белого цвета. С одной стороны, он символизирует чистоту, покой, жизнь, свет, а с другой – полный покой, смерть, холод. Белый цвет придает чистоту всему настроению тишины.

Описание облаков в образе гор – мощь и величественность созданного настроения, которое отражено также и на фонетическом уровне: можно проследить скопление консонантов г, р, гр («нагроможденных грудой», «суровых горных»). Гора символизирует вечность, небо, облака, мужское начало, дух.

С точки зрения К.Г.Юнга, «… дух – это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом». В христианской мифологии Священная Гора – Трон Бога.

Метафора «облака – горные ледники», функционируя в пределах текста стихотворения, получает вторичный смысл, поскольку переносится на вне текстовую ситуацию, означая, что поэт сумел внушить читателю целую пространственную картину – холодный покой в бескрайнем небе облаков, описал мир духа, где время и пространство сливаются в одной точке, как бы исчезают.

Это то, «что было в Начале, когда еще не было ни пространства, ни времени… Ритуал воспроизведения творения позволяет соединить здесь-теперь с начальным актом творения, и это соединение возможно только в пространственном центре… К этому центру ведет путьНачало пути – тот локус, который считается естественным для субъекта пути – жилище богов для бога (небо, гора, вершина мирового дерева, святилище храма)».

В следующей строфе поэт переносит нас из мира духа в мир эмоций и ощущений человеческой жизни, которые Пастернак передает с помощью образа леса. Лес – мир природы, земли, души, он олицетворяет место инициации: «Войти в темный или заколдованный лес – означает переход».

Это переход из старого сознания в новое, смерть перед возрождением. Хронотоп изменяется, пространство начинает приобретать цвет, звук: «По мере смены освещенья / И лес меняет колорит. / То весь горит, то черной тенью / Насевшей копоти покрыт».

Слово «горит» ассоциируется с огнем, ярко-красным цветом, а «черная тень» — с хаосом, миром теней, царством Аида. В европейской традиции черный цвет относится к мрачному аспекту колдовства, черной магии. Так создается впечатление леса сказочного, где все наполнено тайной и опасностями.

Путь в Нижний мир, в преисподнюю, в царство смерти в фольклорных и литературных текстах неотделим от цели приобрести или понять что-то важное. Переход через границу смерти (лес) к новой жизни отмечается обретением нового пространства «как световой энергии».

В основу композиции третьей строфы положена идея христианского воскресения – рождение в новом качестве: «Меж туч проглянет синева» (синий цвет – цвет веры, Великой Матери), небо – «празднично в прорывах», трава – полна торжества (небо – символ духа (Бога), а трава – это все человечество в целом и, в то же время, каждый человек как центр Вселенной).

Третья строфа интересна еще и интонационной окрашенностью. Тон повышается к концу четвертой строки, тем самым семантика и интонация строк говорят о смене темных «дней дождливы» светлыми мгновениями: «Когда в исходе дней дождливых / Меж туч поглянет синева, / Как небо празднично в прорывах, / Как торжества полна трава!»

Смена настроения в природе воспринимается не только визуально, но и акустически – путем использования консонантов пр, трж, тр и гласных о, а («празднично, «прорывах», «торжества», «трава»).

В следующей строфе возникает образ солнца, который является видимым образом Божественной Благодати, просветления. «Зелень листьев» сравнивается с цветным стеклом. Герой-путник пытается рассмотреть божественный промысле, найти свое божественное «я». Природа отзывается на это желание, показывая себя в живописном цвете: «Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле».

«В церковной росписи оконниц / Так в вечность смотрят изнутри / В мерцающих венцах бессонниц / Святые, схимники, цари». Герой входит в сокровищницу своего внутреннего храма и понимает, что все, окружающее его, является одним неразрывным целым с ним и природой. Он смотрит «в вечность… изнутри» своего бытия.

Поэт пытается осмыслить творческую индивидуальность и через внешние, природные образы и через внутреннюю природу человека. Внешнее и внутреннее пространство совмещаются в «церковной росписи оконниц». Пересечение значений «церковная роспись» и «окно» образуют особый семантический эффект: икона символизирует микрокосмос, а окно – связь между мирами.

Путь всегда ведет к центру: «Как будто внутренность собора — / Простор земли». В.Н.Топоров писал: «Центр же всего сакрального пространства отмечается алтарем, храмом, крестом, мировым деревом». Природа – один из образов и даже синонимов жизни, и не случайно возникновение метафор «жизнь – сад», «собор – земля».

В христианской мифологии идеальный мир представляется раем. Рай – это сад Эдем, сад – подобие вселенной, макрокосмос, и в то же время — это микромир человека, где соединено внешнее и внутреннее с центром.

В художественном мире произведения возникают как горизонтальная, так и вертикальная плоскости. В горизонтальной плоскости Космоса пространство движется через «подпространство» — землю, к ее центру – собору.

В вертикальном разрезе Вселенной отмечается абсолютны верх – небо. Таким образом, конец пути достигается через центр (собор), где находятся «высшие сакральные ценности», но герою-путнику «отголосок хора» (гармонии) слышать только иногда дано.

Последняя строфа является как бы развязкой всего стихотворения: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».

Композиционно стихотворение можно разделить на три части: начало пути (вертикальная плоскость) -> воскресение через смерть, осознание себя с землей, частью природы (горизонтальная плоскость) -> возвращение к своему божественному «я» через центр к начальной точке.

В графическом изображении получается треугольник, который символизирует триединую природу вселенной: Небо, Земля, Человек. Он «соединен с охватывающей и заключающей силой Троицы». Стихотворение «Когда разгуляется» передает идею единства (единосущности), порождающую представления о потерянном рае и извечном поиске гармонии. По жанру его можно отнести к философскому размышлению.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, с перекрестной рифмой и четким чередованием мужских и женских окончаний.

Четырехстопный ямб, отягченный пиррихиями, традиционно является способом передачи речи, приближенной к разговорной, что еще раз подчеркивает особую манеру философствования, характерную для Пастернака, выражающуюся в интимизации объектов, попадающих в сферу его видения.

Перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний – формальные носители идеи гармонии – органично дополняют собой доминантную идею данного текста.

Vorona (СГС, Гомель, Беларусь)

Мнение автора и других создателей данного материала
может не совпадать с официальной позицией администрации сайта.

источник

Как на­зва­ние сти­хо­тво­ре­ния Б. Л. Па­стер­на­ка свя­за­но с его содержанием?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

За ним — скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

То весь горит, то чёрной тенью

Когда в исходе дней дождливых

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Природа, мир, тайник вселенной,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния поэт создаёт зри­мый образ при­род­но­го мира. Как на­зы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние при­ро­ды в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Пейзаж — кар­ти­на природы, име­ю­щая раз­лич­ное ху­до­же­ствен­ное зна­че­ние в за­ви­си­мо­сти от стиля автора, ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния (течения), с ко­то­рым он связан.

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий сле­ду­ю­щую сти­ли­сти­че­скую фигуру: «Как небо празд­нич­но в прорывах, Как тор­же­ства полна трава!»

Анафора — по­вто­ре­ние в строке, стихе на­чаль­ных слов, не­су­щих ос­нов­ную смыс­ло­вую нагрузку.

Кроме того, в данном фрагменте можно говорить и о риторическом восклицании. Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств, передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Этот пример можно рассматривать и как риторическое восклицание!

Я, пожалуй, с Вами соглашусь и ответ добавлю.

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в стро­ке («В цер­ков­ной рос­пи­си оконниц»).

Ассонанс — по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже в прозе) оди­на­ко­вых глас­ных звуков, один из видов звукописи. Имеет художественно-выразительное зна­че­ние в со­от­не­се­нии с со­дер­жа­ни­ем текста.

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных Б. Л. Па­стер­на­ком в четвёртой стро­фе дан­но­го стихотворения. (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

Сравнение: «. зелень листьев, как жи­во­пись в цвет­ном стекле». Срав­не­ние — это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или явлений, об­ла­да­ю­щих общим признаком, для по­яс­не­ния од­но­го другим. срав­не­ние со­сто­ит из двух частей, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся чаще всего по­сред­ством союзов.

Метафора: «разлито солн­це по земле». Ме­та­фо­ра — скры­тое срав­не­ние од­но­го пред­ме­та или яв­ле­ния с дру­гим по прин­ци­пу их сходства. В от­ли­чие от срав­не­ния в ме­та­фо­ре пред­мет срав­не­ния не называется, но подразумевается.

Инверсия: «Разлито солн­це по земле. Про­све­чи­ва­ет зе­лень листьев». Ин­вер­сия — не­обыч­ный по­ря­док слов в предложении.

Почему нет гиперболы, разве «разлито солнце по земле» не будет ею. солнце ведь не может быть разлито по земле, это преувеличение.

нет, это метафора — скрытое сравнение. Солнечный свет сравнивается с водой, которая заполняет весь предоставленный ей объём (извините за столь «нехудожественное» пояснение) — солнце заполняет собой мир подобно воде.

Опре­де­ли­те размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Когда разгуляется».

Ямб — дву­слож­ная стопа с уда­ре­ни­ем на вто­ром слоге. в ямбе, как правило, уда­ре­ния па­да­ют на чет­ные слоги.

За нИм/ — скоп−лЕнь/−е об/−ла−кОв

Почему ямб? 6,7 и 6,7,8 слоги безударные.

Да, такое возможно. Не всегда можно встретить стихотворный размер в чистом виде. Тем не менее, это ямб.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вы­ра­же­но их от­но­ше­ние к при­ро­де и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Пастернака?

Тема при­ро­ды зву­чит в твор­че­стве Ф. И. Тютчева («Весенняя гроза», «Как весел гро­хот лет­них бурь», «Еще земли пе­ча­лен вид» и др.), А. А. Фета («Я при­шел к тебе с приветом», «Еще май­ская ночь»), И. А. Бунина («все тем­ней и куд­ря­вей бе­ре­зо­вый лес зеленеет», «Соловьи» и др.) При­ро­да — осо­бый мир, не­под­власт­ный человеку: она может ми­ло­вать и радовать, но может и пре­вра­тить­ся в стихию, укро­тить ко­то­рую невозможно. Бла­го­го­вей­ное от­но­ше­ние к природе, по­кло­не­ние ей свой­ствен­но всем пе­ре­чис­лен­ным произведениям.

В сти­хо­тво­ре­нии речь идет о двух со­сто­я­ни­ях природы: во время не­на­стья и после него. На­зва­ние «Когда разгуляется» как раз и опре­де­ля­ет­ся со­дер­жа­ни­ем стихотворения: раз­гу­лять­ся может непогода, а что вслед­ствие этого бывает, какие про­ис­хо­дят изменения, пе­ре­да­но в первой строфе, где перед нами мрачный, суровый горный пейзаж, холодный и несколько сумрачный.

Однако, «по мере смены освещенья…» сменяется тьма и сумрак ярким солнечным светом, преображающим всё вокруг. Из-за чёрных недружелюбных туч внезапно выходит солнце, грея своим теплом и даря свет, оно приносит в душу спокойствие и праздник, сменяя хандру и грусть. Природа расцветает на глазах, живописно раскидываясь на километры кругом.

Наследуя традиции А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, Пастернак в стихотворении «Когда разгуляется» видит в природе образ гармонической простоты, природа для поэта не мастерская, но храм.

Здесь, на мой взгляд, разгуляться — в значении улучшилась. После дождей солнце. У вас же почему- то наоборот — непогода разгулялась. В каких строках?!

источник

Меня продолжают удивлять споры о русскости и нерусскости пишущих по-русски поэтов и прочих литераторов. Вопрос настолько надуманный и пустопорожний, что хочется посмеяться. Однако нет. Рассужадают серьезно и агрессивно.
Не хочется полемизировать с некоторыми господами, но тем не менее.

Не хочу долго распространяться на тему. Брошу по горячим следам, то что пришло в голову.

Значит так — возьмем двух русских поэтов Осипа Эмильевича Мандельштама и Бориса Леонидовича Пастернака — оба еврейского происхождения, горожане родились один в Петербурге, другой — в Москве.

И одного величайшего русского поэта — Николая Алексеевича Заболоцкого, абсолютно русского «по крови»(ненавижу этот термин) — родившегося далеко от столиц, под Казанью, на ферме, где отец его был агрономом. Заболоцкий вырос в Уржумском уезде Вятской губернии в небольшом селе Сернур.
Вырос, что называется, в народе и на лоне природы.

Так вот. Речь пойдет о русскости и русской идее. Я говорю о стихах. О слове.

Посмотрим, как пишет Пастернак, к примеру, о природе — она величава и торжественна, как храм. Образы Пастернака — символичны, иконны, то есть природа — храм в полном смысле слова.

Большое озеро как блюдо
За ним — скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц
Так в вченость смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессониц
Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.

Так. Посмотрим. Мандельштам — Что нам напишет о природе?

Я к губам подношу эту зелень —
Эту клейкую клятву листов —
Эту клятвопреступную землю:
Мать подснежников, кленов, дубков.

Погляди, как я крепну и слепну,
Подчиняясь смиренным корням,
И не слишком ли великолепно
от гремучего парка глазам?

А квакуши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар,
И становятся ветками прутья,
И молочною выдумкой пар.

Здесь — полное слияние, единение.

В лицо мороза я гляжу один:
Он — никуда, я — ниоткуда.
И все утюжится, слоится без морщин
Равнины дышащее чудо.

А солнце щурится в крахмальной нищете —
Его прищур спокоен и утешен.
Десятизначные леса, — почти что те.
И снег хрустит в глазах, как чистый хлеб, безгрешен.

Образ природы — причастия. «Равнины дышащее чудо» — дух, Пневма. Снег «как чистый хлеб, безгрешен» — как тело Христово.

И тот, и другой видят в природе боговдохновенное. Она — церковь и причастие, место единения с богом.

Это характерно для всей русской литературы — природа возвышена, в ней скрыто то, что дает силы. Природа — слияние с высшим.

Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
о чем, вздыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался — над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
в один клубок, но мысль была бессильна
соединить два таинства ее.
(«Лодейников»)

Заболоцкий сравнивает ночной сад с «таинственным органом», но восклицает: «О, сад ночной! О, бедный сад ночной!
В стихотворении «Вчера, о смерти размышляя. «

И голос Пушкина был над листвою слышен,
и птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
и проступал в нем лик Сковороды.

И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие.
И сам я был не детище природы,
Но мысль ее, но зыбкий ум ее.

Такого еще никто никогда не сказал. Если вдуматься, глубина поражает. Человек -» мысль, зыбкий ум природы» Ничего дальше от идеи русской, соборной не отстояло. Теряешься перед этими страшными в своей тотальной материалистичности стихами.
Он шутливо употребляет «лесная капелла», «сияющий храм».
«Вся природа улыбнулась, как высокая тюрьма!»
Не хочу продолжать цитировать. Это надо читать. Столбцы и поэмы: «Школа жуков» итд.
Город в «Столбцах» — та же дикая сельва, тот же лес, где идет неумолимая борьба существ, та же «вековечная давильня».
И в поздних стихах эта мысль проходит так же интенсивно, несмотря на то. что ее острота завуалирована и сглажена классической формой.
Каждая единица, особь, существо крутится в колесе смертей и рождений, оставаясь абсолютно и бесконечно одиноким в этом месиве.

Пастернак:
о смерти. о соборной смерти.
В БОЛЬНИЦЕ
Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.

И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.

Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.

Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.

Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.

Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.

Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.

Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.

Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.

«О господи, как совершенны
Дела твои,Ч думал больной,
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
1956

Жизнь ведь это только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им даренье

Смерть — близость творца. Доверие богу.
Идея жизни — абсолютно соборная — дарение себя другим

Мандельштам — о смерти. Всегда соборной. На миру, с миром О жизни среди людей, судьбе, слитой воедино с судьбами других, с мировой судьбой.

«Как будто я повис на собственных ресницах
в толпокрылатом воздухе картин
тех мастеров, что насаждают в лицах
порядок зрения и многолюдства чин»
(одно из стихотворений на смерть Андрея Белого)

Наливаются кровью аорты
И звучит по рядам шепотком:
-Я рожден в девяносто четвертом,
-Я рожден в девяносто втором.
И в кулак зажимая истертый
год рожденья — с гурьбой и гуртом,
я шепчу обескровленным ртом:
— Я рожден в ночь с второе на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году — и столетья
Окружают меня огнем.
«стихи о Неизвестном Солдате»
Поэт всегда с людьми, среди людей, на миру.»На миру и смерть красна» Даже страшные образы «уходят вдаль людских голов бугры, я уменьшаюсь там, меня уж не заметят, но в книгах ласковых и в играх детворы воскресну я сказать, что солнце светит»- проникнуты той же мыслью
Мандельштам единственный раз задается теми же вопросами, что и Заболоцкий, в стихотворении «Ламарк», где как бы видит природу, жизнь, смерть с точки зрения «натуралиста»

Если все живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.

К кольчецам спущусь и к усоногим,
Прошуршав средь ящериц и змей,
По упругим сходням, по излогам
Сокращусь, исчезну, как протей.

Роговую мантию надену,
От горячей крови откажусь,
Обрасту присосками и в пену
Океана завитком вопьюсь.

Мы прошли разряды насекомых
С наливными рюмочками глаз.
Он сказал: ‘Природа вся в разломах,
Зренья нет, — ты зришь в последний раз!’

Он сказал: ‘Довольно полнозвучья,
н Ты напрасно Моцарта любил,
Наступает глухота паучья,
Здесь провал сильнее наших сил’.

И от нас природа отступила
Так, как будто мы ей не нужны,
И продольный мозг она вложила,
Словно шпагу, в темные ножны.

И подъемный мост она забыла,
Опоздала опустить для тех,
У кого зеленая могила,
Красное дыханье, гибкий смех.

У Заболоцкого смерть безусловна. Абсолютна.

В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадями своих стихотворений,
Давным-давно рассыпались вы в прах,
Как ветки облетевшие сирени.

Вы в той стране, где нет готовых форм,
Где всё разъято, смешано, разбито,
Где вместо неба — лишь могильный холм
И неподвижна лунная орбита.

Там на ином, невнятном языке
Поёт синклит беззвучных насекомых,
Там с маленьким фонариком в руке
Жук-человек приветствует знакомых.

Спокойно ль вам, товарищи мои?
Легко ли вам? И всё ли вы забыли?
Теперь вам братья — корни, муравьи,
Травинки, вздохи, столбики из пыли.

Теперь вам сестры — цветики гвоздик,
Соски сирени, щепочки, цыплята.
И уж не в силах вспомнить ваш язык
Там наверху оставленного брата.

Ему ещё не место в тех краях,
Где вы исчезли, лёгкие, как тени,
В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадями своих стихотворений.
1952

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

И это — «на смерть поэтов», причем из позднего классического периода —
почитайте его «Столбцы».

ИСКУШЕНИЕ
Смерть приходит к человеку,
Говорит ему: «Хозяин,
Ты походишь на калеку,
Насекомыми кусаем.
Брось житье, иди за мною,
У меня во гробе тихо.
Белым саваном укрою
Всех от мала до велика.
Не грусти, что будет яма,
Что с тобой умрет наука:
Поле выпашется само,
Рожь поднимется без плуга.
Солнце в полдень будет жгучим,
Ближе к вечеру прохладным.
Ты же, опытом научен,
Будешь белым и могучим
С медным крестиком квадратным
Спать во гробе аккуратном».

«Смерть, хозяина не трогай,
Отвечает ей мужик.
Ради старости убогой
Пощади меня на миг.
Дай мне малую отсрочку,
Отпусти меня. А там
Я единственную дочку
За труды тебе отдам».
Смерть не плачет, не смеется,
В руки девицу берет
И, как полымя, несется,
И трава под нею гнется
От избушки до ворот.
Холмик во поле стоит,
Дева в холмике шумит:
«Тяжело лежать во гробе,
Почернели ручки обе,
Стали волосы как пыль,
Из грудей растет ковыль.
Тяжело лежать в могиле,
Губки тоненькие сгнили,
Вместо глазок — два кружка,
Нету милого дружка!»

Смерть над холмиком летает
И хохочет, и грустит,
Из ружья в него стреляет
И, склоняясь говорит:
«Ну, малютка, полно врать,
Полно глотку в гробе драть!
Мир над миром существует,
Вылезай из гроба прочь!
Слышишь, ветер в поле дует,
Наступает снова ночь.
Караваны сонных звезд
Пролетели, пронеслись.
Кончен твой подземный пост,
Ну, попробуй, поднимись!»

Дева ручками взмахнула,
Не поверила ушам,
Доску вышибла, вспрыгнула,
Хлоп! И лопнула по швам.
И течет, течет бедняжка
В виде маленьких кишок.
Где была ее рубашка,
Там остался порошок.
Изо всех отверстий тела
Червяки глядят несмело,
Вроде маленьких малют
Жидкость розовую пьют.

Была дева — стали щи.
Смех, не смейся, подожди!
Солнце встанет, глина треснет,
Мигом девица воскреснет.
Из берцовой из кости
Будет деревце расти,
Будет деревце шуметь,
Про девицу песни петь,
Про девицу песни петь,
Сладким голосом звенеть:
«Баю, баюшки, баю,
Баю девочку мою!
Ветер в поле улетел,
Месяц в небе побелел.
Мужики по избам спят,
У них много есть котят.
А у каждого кота
Были красны ворота,
Шубки синеньки у них,
Все в сапожках золотых,
Все в сапожках золотых,
Очень, очень дорогих. »
1929

Очень народное и очень страшное. Очень русское.
Базаровский нигилизм: «лопух вырастет»
Поэзия Заболоцкого нигилистична

И вот еще — неумолимое.
Сон
Жилец земли, пятидесяти лет,
Подобно всем счастливый и несчастный,
Однажды я покинул этот свет
И очутился в местности безгласной.
Там человек едва существовал
Последними остатками привычек,
Но ничего уж больше не желал
И не носил ни прозвищ он, ни кличек.
Участник удивительной игры,
Не вглядываясь в скученные лица,
Я там ложился в дымные костры
И поднимался, чтобы вновь ложиться.
Я уплывал, я странствовал вдали,
Безвольный, равнодушный, молчаливый,
И тонкий свет исчезнувшей земли
Отталкивал рукой неторопливой.
Какой-то отголосок бытия
Еще имел я для существованья,
Но уж стремилась вся душа моя
Стать не душой, но частью мирозданья.
Там по пространству двигались ко мне
Сплетения каких-то матерьялов,
Мосты в необозримой вышине
Висели над ущельями провалов.
Я хорошо запомнил внешний вид
Всех этих тел, плывущих из пространства:
Сплетенье ферм, и выпуклости плит,
И дикость первобытного убранства.
Там тонкостей не видно и следа,
Искусство форм там явно не в почете,
И не заметно тягостей труда,
Хотя весь мир в движенье и работе.
И в поведенье тамошних властей
Не видел я малейшего насилья,
И сам, лишенный воли и страстей,
Все то, что нужно, делал без усилья.
Мне не было причины не хотеть,
Как не было желания стремиться,
И был готов я странствовать и впредь,
Коль то могло на что-то пригодиться.
Со мной бродил какой-то мальчуган,
Болтал со мной о массе пустяковин.
И даже он, похожий на туман,
Был больше материален, чем духовен.
Мы с мальчиком на озеро пошли,
Он удочку куда-то вниз закинул
И нечто, долетевшее с земли,
Не торопясь, рукою отодвинул.
1953

Другое понимание, диаметрально противоположное
Русской идее — единению с другими, вере в то, что мы сильнее смерти, что смерти нет. Это «МИР» Толстого. Это одинаково для православного христианина и для большевика, ведь по сути коммунистическая идея соборна и в ней есть своя трансцедентальность, свой катарсис, очень близкие православию.
Но это справедливо, говоря о городской культуре.

Что нам известно о культуре крестьянской? Кроме фольклора? О сознании человека, стоящего лицом к страшной, одушевленной и всесильной языческой природе и к нечеловеческому гнету крепостного права?
Думаю, Заболоцкий прочувствовал и выразил именно это. И это, видимо, и есть самая настоящая русская идея — одиночество перед лицом «вековечной давильни». Абсолютность смерти. Бесконечный ужас тотального материализма. Нигилизм.

Я очень люблю этих трех поэтов. Почему именно их я выбрала, говоря о навязшей в зубах «русскости»? Специально ничего не хочу говорить ни о Есенине, ни о Клюеве — их крестьянство «обкатано» городской культурой. Ничего не хочу говорить о «язычестве» Городецкого — оно поверхностно и иллюстративно. Не хочу говорить о загадочном Хлебникове.
Пастернак и Мандельштам — самые яркие выразители «русской соборности» и христианского смысла жизни в русской поэзии двадцатого века.
Николай Заболоцкий знает, о чем говорит. Он предельно рационален. Однако за спиной его маячит Введенский, но эта поэзия уже растворяется в шаманском камлании, в выкриках скомороха и хлыстовской пляске.
И последнее:

Н. Заболоцкий
ДВИЖЕНИЕ
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
1927

На первый взгляд — футуристический «Всадник».
Но одновременно чисто языческий образ. Восьминогий конь — символ вечности, благоденствия и счастья. Самый мощный из оберегов.

источник

За ним — скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой

То весь горит, то черной тенью

Когда в исходе дней дождливых

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

Начиная с детских воспоминаний и до последних дней, Пастернак всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.[9]

От матери Пастернак внес в свою поэзию музыку, причем наиболее часто музыка и природа «живут вместе»:

Но вот их снимали, и, в хлопья облекшись,

Пускались сновать без оглядки дома,

И плотно захлопнутой нотной обложкой

Валилась в разгул листопада зима.

Кому прощально машет розан?

К балладе страждущей отозван.

«Все утро с девяти до двух»

В юности Пастернак увлекался философией и даже ездил учиться в Марбург, но вскоре неожиданно бросил все и уехал в Италию: Его тянуло к пластическому восприятию действительности. О поэзии еще было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он — созерцал».[10] Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всей его творчестве природа оживляется и одухотворяется:

Как бронзовой золой жаровень,

Со мной, с моей свечою вровень

Где тополь обветшало-серый

Где пруд как явленная тайна,

Где сад висит постройкой свайной

Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется:

Там мир заключен. И, как Каин,

Кустарника сгусток не выжат.

По клетке и влюбчивый клест

Зерном так задорно не брызжет,

Как жимолость — россыпью звезд.

Обращает на себя внимание и характер сравнений: явления природы сравниваются с людьми, с частями человеческого тела: все это — способы оживить пейзаж:

И блестят, блестят, как губы,

Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности — действительности действующей, — подчеркивается поэтом постоянно.[11]

Природа ж — ненадежный элемент,

Ее вовек оседло не поселишь.

Она всем телом алчет перемен

И вся цветет из дружной жажды зрелищ.

Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек — это часть природы:

В траве, меж диких бальзаминов,

Трава на просеке сосновой

И вот, бессмертные на время,

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера и их влияние на творчество О. Уайльда
Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. В оригинальных по форме художественные эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многих тенденций в англий .

Первый период творчества В.Хлебникова. (1905-1914)
В первый период формируются основные особенности его поэзии, тесно связанные с футуристическим движением. Для первых лет характерна противоречивость социальных позиций поэта, неославянофильские увлечения, мифологические утопические констр .

Сказки Екатерины II. Литературная деятельность Екатерины II
Литературная деятельность Екатерины II продолжалась около четверти века и была необыкновенно обильна, более обильна, чем сочинительство Фридриха II, с которым Екатерина конкурировала и в качестве «философа на троне», и в качестве монарха- .

источник

Когда разгуляется Большое озеро как блюдо. За ним — скопленье облаков. Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников. По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то черной тенью Насевшей копоти покрыт. Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах. Как торжества полна трава! Стихает ветер, даль расчистив. Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле. В церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари. Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья, отстою. (1,241). 1956. В чем особенность названия «Когда разгуляется»? В каком значении употреблен здесь глагол? Выделите образы созданного поэтом пейзажа. В чем особенность цветовой гаммы стихотворения? Какой образ стихотворения главный, ведущий и почему? Какие чувства выражены в этом стихотворении?

Картинка 3 из презентации «Поэтический мир Б. Пастернака»

Размеры: 400 х 530 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Поэтический мир Б. Пастернака.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 131 КБ.

«Приготовление блюд» — Технолог Практические основы профессиональной деятельности. Компетенция 1. Работать с технологической документацией. ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов. ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

«Ладожское озеро» — Наиболее интенсивное движение судов осуществляется на юге озера от реки. В Приладожье регулярно встречается 256 видов птиц, принадлежащих к 17 отрядам. Озеро богато пресноводной рыбой, которая на икрометание идёт в реки. На транзитном пролёте весной и осенью здесь отмечено более 50 видов птиц. Ладожское озеро.

«Сакское озеро» — Вывод: магний есть. Химия. Природные условия озера. При анализе воды из озера такого осадка не обнаружено. Вывод: кальций есть. Озеро протянулось с запада на восток на 5 км, наибольшая ширина – 3 км. Среднегодовая температура +12,2 ?С. Результаты анализа на ионы магния. Сакские здравницы. Тестовый анализ на кальций.

«Экосистема озера» — Плотва. Рачками кормятся многие рыбы, например карась и плотва. Уклейка. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото. Рачки уклейка окунь водоросли бактерии беззубка. Рогоз. Потому что мусорщики не справляются со своей работой в экосистеме озера. Кувшинка. Дафнии. Дафнии и циклопы.

«Сладкие блюда» — «Технология продукции общественного питания». ЦЕЛЬ УРОКА? Растворение желирующего продукта в сиропе. Желированные сладкие блюда. Закрепить знания и умения по теме «желированные сладкие блюда». Тема урока? Тема урока. Технологический процесс приготовления сладких желированных блюд. Желатин. Желе муссы самбуки кисели кремы.

«Болото озеро» — Мох- сфагнум. Животные болота. А самое глубокое? Журавль. Растения болот. Самое большое озеро в мире? Клюква. Чибис. Таким образом, образуется круговорот веществ. Вывод: Давайте повторим. Экосистемы болота. На дне водоёма живут разрушители. Багульник. Назовите озёра Республики Марий Эл? Обитатели болот.

источник

Художественно-выразительные средства языка

(на примерах из творчества Б. Пастернака)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать..»

Сравнения: «грачи как обугленные груши», «ливень шумней чернил и слез».

Метафоры: «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат».

Эпитеты: «сухая грусть», «грохочущая слякоть».

Б. Пастернак. «Красавица моя, вся стать»

Сравнения: «стать рвется музыкою»

Метафоры: «разноголосица миров», «вторенье строк», «в далях лет».

Олицетворения: «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь».

Метонимия: «пропуск за порог», «болезни тягость».

Антитеза: «А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок…».

Б. Пастернак. «Когда разгуляется»

Сравнения: «озеро как блюдо», «зелень как живопись», «простор земли как будто внутренность собора», «ледников, нагроможденных грудой».

Метафоры: «скопленье облаков», «разлито солнце», «лес горит», «тайник вселенной».

Олицетворения: «проглянет синева», «лес меняет», «трава полна торжества».

1. Мело, мело по всей земле

Слетались хлопья со двора

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

3. Метель лепила на стекле

Лексический и синтаксический повтор:

· повтор строки — рефрен (от франц.- повтор):

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

Развернутое сравнение: Как летом роем мошкара летит на пламя…

И жар соблазна
Вздымал как ангел, два крыла крестообразно.

Олицетворение: Слетались хлопья со двора

Метафора: Метель лепила на стекле

и воск слезами ночника на платье капал.

Эпитеты: озаренный потолок, мгла седая и белая.

Гипербола: мело, мело по всей земле

Контекстуальные синонимы: по всей земле — во все пределы.

Ассонанс (повтор гласных): [э] – [о] и аллитерация (повтор согласных): [м], [л], [р].

Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
Параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье.

Февраль. Достать чернил и плакать!

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений (предложения 1,2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и

метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора).

источник

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовкиохватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

источник

За ним – скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой

То весь горит, то черной тенью

Когда в исходе дней дождливых

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Как будто внутренность собора –

Простор земли, и чрез окно

Природа, мир, тайник вселенной,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

ЧЕЛОВЕК, КОГДА ОН ЧЕЛОВЕК, БЕЗ ЛЮБВИ НА СВЕТЕ ЖИТЬ НЕ МОЖЕТНаверное, каждый из нас, разговаривая со своими бабушками и дедушками, удивлялся – почему самыми счастливыми они называют годы своей юности? – Но ведь в это время была Великая Отечественная война.

Когда дряхлеющие силыФ. И. Тютчев *** Когда дряхлеющие силы Нам начинают изменять. И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать, – Спаси тогда нас, добрый гений, От малодушных укоризн, От клеветы.

“Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад” (мое впечатление от прочтения поэмы А. А. Ахматовой “Реквием”)Невозможно остаться равнодушным к поэме А. Ахматовой “Реквием”. Трагическая судьба, страшные годы, в которые довелось жить этой по-настоящему уникальной поэтессе, вся жизнь с ее радостями, надеждами оказалась перечеркнутой: Звезды смерти.

Анализ стихотворения Блока “В ночи, когда уснет тревогаКаждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому.

Как должен поступать человек, когда на его пути встречаются проблемы и препятствия?Жизненный путь невозможен без преград. Некоторые считают, что проблемы и Препятствия на жизненном пути человека стоит преодолевать, прибегая к прямым и решительным действиям. Другие же уверены, что любые проблемы можно.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Когда вдали угаснет свет дневнойНа долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и.

На горахСимволисты Андрей Белый На горах Горы в брачных венцах. Я в восторге, я молод. У меня на горах Очистительный холод. Вот ко мне на утес Притащился горбун седовласый. Мне в.

Анализ стихотворения Пастернака “РассветВ своем знаменитом романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов. В него вошло произведение “Рассвет” , написанное в.

Сочиненин по картине Юона “Троице-Сергиева лавра зимой”Художником, который любил изображать свой родной край, любимые места и их пейзажи есть Юон Константин Федорович. Больше всего его любимыми городами были Ростов Великий и Троицко-Сергиевская лавра. В большой восторг.

Анализ стихотворения Пастернака “Плачущий садВ подростковом возрасте Борис Пастернак влюбился в Иду Высоцкую, дочь состоятельного московского торговца. Прошло почти 5 лет с момента знакомства, прежде чем начинающий поэт рискнул сделать своей избраннице предложение и.

“Февраль. Достать чернил и плакать…”Б. Л. ПАСТЕРНАК * * * Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик.

Сочиненин по картине Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”Царь Иван Грозный был настолько великой личностью в российской истории, что обойти стороной эту тему в живописи, просто невозможно. Это очень неоднозначный образ, потому что при этом великом русском царе.

“ПОСЛЕ ДОЖДЯ”Б. Л. ПАСТЕРНАК ПОСЛЕ ДОЖДЯ За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и.

Сочиненин по картине Жуковского Осень. ВерандаПо мнению исследователей, Жуковский считается мастером не только пейзажей, но еще и интерьеров. Большую часть его творчества занимают изображения красивого зала и природы, которую он изображает через оконное стекло, открытые.

Сочиненин по картине Юона “Весенний солнечный день”Художник Юон похоже неравнодушен к солнцу. Большинство его картин посвящены именно солнечным дням. Название полотна “Весенний солнечный день” говорит само за себя. Снег уже потемнел и скоро растает, побежав извилистыми.

Сочиненин по картине Серова “Портрет Левитана”Серов написал много портретов известных личностей того времени. Для каждого он выбирал обстановку и определенную позу. У художника нет похожих картин, к каждому позирующему человеку он относился по-своему. Он умел.

Анализ стихотворения Пастернака “После дождяБорис Пастернак вошел в историю русской литературы как поэт-философ, произведения которого наполнены глубоким смыслом и поиском истины. Тем не менее, раннее творчество Пастернака выдержано в лирическом ключе и практически полностью.

Анализ стихотворения Пастернака “НежностьБрачный союз Бориса Пастернака и Евгении Лурье было довольно странным и непредсказуемым. Трудно представить, что могло в течение почти 10 лет связывать таких разных людей. Тем не менее, поэт вспоминает.

Анализ стихотворения Пастернака “ХмельПрактически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои.

ВЕСЕННИЕ ВОДЫФ. И. ТЮТЧЕВ ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все.

ЛЮБИМЫЕ СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКАДавай ронять слова, Как сад – янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Б. Пастернак Лирику Пастернака читаешь исподволь, медленно, привыкая к его необыкновенной поступи, его речи, ритму.

Сочиненин по картине Коржева Облака 1945В 60-тые годы в искусстве появляется новый “суровый стиль”. Его основателем и по сегодня считается Гелий Михайлович Коржев. Эту музу суровости автор обрел во времена войны, попавши в оккупацию. За.

ИСТОЧНИК ДРАМЫ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙКЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ ИСТОЧНИК ДРАМЫ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Бесприданница” является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет “небольшое состояние”, давать приданое не.

МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙКЛАССИКА М. И. ЦВЕТАЕВА МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний.

Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману “Доктор Живаго”)Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” уже давно завоевал славу как талантливое и значительное произведение о судьбе интеллигенции в эпоху революции. В этом романе Борис Пастернак высказывает свою точку зрения, свое.

Сочиненин по картине Куинджи “После дождя”Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала.

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”, вариант 2)В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной.

Убиение ШишупалыИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов П. А. Гринцер Магха (magha) вторая половина VII в. Убиение Шишупалы (Sisupala – vadha) – Поэма, заимствующая один из сюжетов “Махабхараты” В Двараку, столицу рода.

Сочиненин по картине Крамского “Полесовщик”Крамской, как и многие другие художники, затрагивает в своем творчестве тему крестьянства. Создавая портреты крестьян, он показывает себя хорошим портретистом, который умеет с точностью до мелочей передать эмоции и переживания.

Своеобразие лирики Б. ПастернакаПоэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия.

источник