Меню Рубрики

Балансовый способ как метод факторного анализа

Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике БУ и планирования. Но определенную роль он играет и в анализе хозяйственной деятельности.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой – фактическое их наличие.

При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе хозяйственной деятельности для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя:

Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В конкретном анализе можно вспомнить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота и др.

где Он – остаток товаров на начало года;

В – другие источники расхода товаров;

Ок – остаток товаров на конец года.

В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов:

И последнее. В анализе на основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа – пропорционального деления или долевого участия.

Факторный анализ – комплексное и системное изучение и измерение воздействия факторов на величину результативных показателей.

детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный) факторный анализ;

прямой и обратный (дедуктивный и индуктивный) факторный анализ;

одноступенчатый и многоступенчатый анализ;

статистический и динамический факторный анализ;

ретроспективный и перспективный факторный анализ.

Основные задачи факторного анализа:

— отбор факторов, которые определяют исследование нормативного показателя;

— их классификация и систематизация с целью обеспечения возможности системного подхода;

— определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

— моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;

— расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

— работа с факторной моделью, т.е. ее практическое использование для управления экономическими процессами.

Этапы экономического анализа:

1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа;

2. Разрабатывается система аналитических и синтетических показателей с помощью которых характеризуется объект анализа;

3. Собирается необходимая для анализа информация, проверяется её точность и достоверность, приводится в сопоставимый вид.

4. Проводится сравнительный анализ, т.е. фактические результаты сравниваются с базовыми. Базовыми показателями могут быть:

результаты предшествующих периодов;

нормативные, плановые показатели и т.д.

5. Выполняется факторный анализ. Выделяются факторы и определяется их влияние на результат, для чего необходимо построить аналитическую факторную модель.

6. Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

7. Проводится оценка результатов хозяйствования и разработка мероприятий по исполнению выявленных резервов.

Аддитивные: результат рассчитывается как сумма показателей:

,

Мультипликативные: результат рассчитывается как произведение показателей:

Кратные, результат рассчитывается как частное двух показателей:

Смешанные, например — рентабельность производственного капитала;

— среднегодовая стоимость капитала.

источник

Факторный анализ – это методика изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя:

Факторная модель У = В*С + А,

где А – результативный показатель

Взаимосвязь факторов с результативным показателем в факторных моделях может быть:

· детерминированной – влияние факторов на результативный показатель носит линейный характер;

· стохастической – связь факторов с результативным является вероятностно-корреляционной (не линейной).

Типы детерминированных факторных моделей:

· аддитивные. Здесь результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

· мультипликативные. Здесь результативный показатель – результат произведения факторов:

· кратные. Результативный показатель – частное от деления одного фактора на другой.

У = ——— ; У = ——— ; У = ——— ; У = (а + в) * с и т.д.

Факторный анализ проводится следующими методами (приемами):

— способ цепных подстановок;

— способ разниц абсолютных величин;

1) Метод цепных подстановок используется во всех типах детерминированных факторных моделей. Состоит в последовательной замене плановой величины одного из факторов фактической его величиной, все остальные показатели при этом остаются неизменными. Каждая замена связана с отдельным расчетом. В первом расчете все показатели плановые (иди данные прошлого периода), в последнем расчете – фактические за отчетный период. Влияние каждого фактора на результативный показатель определяется как разность между получившимся значением расчетов: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. При использовании метода цепных подстановок важно обеспечить строгую последовательность факторов в факторной модели, т.к. ее произвольное использование может привести к неправильным результатам. В первую очередь в факторной модели используются количественные показатели, а потом – качественные.

Факторная модель У = А * В * С

Общее изменение результативного показателя:

2) Метод разниц абсолютных величин. Используется в мультипликативных и смешанной моделях. По каждому фактору определяют абсолютное отклонение и затем для установления влияния каждого фактора, последовательно базисное (плановое) значение фактора заменяют на его абсолютное отклонение. При этом факторы, находящиеся слева от суммы абсолютных отклонений принимаются по факту, а справа – принимаются по базисному (плановому) уровню.

Факторная модель У = А * В * С.

Абсолютные отклонения факторов: ∆А = А1 – А0;

Изменение результативного показателя за счет каждого фактора:

Общее изменение результативного показателя:

3) Балансовый метод факторного анализа применяется там, где имеет место строго функциональная зависимость (аддитивная модель). Влияние факторов на результативный показатель определяется их абсолютным отклонением.

Факторная модель У = А + В + С.

Абсолютные отклонения факторов: ∆А = А1 – А0;

Общее изменение результативного показателя:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9913 — | 7732 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.

Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.

Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:

  • Обнаружение существующих значений.
  • Подбор параметров для полноценного анализа значений.
  • Классификация показателей для системной работы.
  • Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
  • Определение степени влияния каждого из факторов.
  • Анализ роли каждого из значений.
  • Применение факторной модели.

Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.

Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.

Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.

Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.

Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.

Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.

  1. Установление цели проведения расчетов.
  2. Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
  3. Классификации факторов для комплексного исследования.
  4. Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
  5. Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
  6. Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
  7. Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.

ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.

ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • прибыль.

Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.

Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:

Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:

ВТ – выручка за нынешний период;

СБ – себестоимость за нынешний период;

КРБ – коммерческие траты за нынешний период;

УРБ – управленческие траты за предшествующий период;

ВБ – выручка за предшествующий период;

КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.

Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:

Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.

Формула для расчета влияния управленческих трат:

Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

УРот – это управленческие траты.

Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:

Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.

Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:

Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.

ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.

Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:

R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14

Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.

Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:

РР – прибыль от реализации;

РФ – результаты финансовой деятельности;

РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.

Затем нужно определить результат от продажи товаров:

N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;

S1 – себестоимость проданной продукции;

S2 – коммерческие и управленческие траты.

Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

источник

Балансовый метод, или как его еще называют, балансовое согласования — метод, который заключается в сопоставлении уравновешивающих друг друга систем взаимосвязанных показателей. В качестве примера можно привести такие системы показателей: ресурсы и их использование, производство и потребление, денежные доходы и расходы, активы и пассивы, производство и распределение и тому подобное. Например, «увязка» в балансе материальных ресурсов предприятия имеет вид такого равенства

Этот метод получил название балансового в связи с тем, что первым в истории примером «увязки» большого количества показателей хозяйственной деятельности путем выведения равенства двух их итогов был бухгалтерский баланс.

Балансовый метод играет чрезвычайно важную роль в экономике, поскольку выступает инструментом измерения пропорций в натуральной и стоимостной формах. Не меньшее значение имеет балансовый метод в экономическом анализе и планировании, где он выступает как метод планомерного установления материально-вещественных и стоимостных пропорций, пропорций в распределении трудовых ресурсов, использовании рабочего времени и др.

В практике планирования применяется система таких балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс отраслей экономики и межотраслевой баланс.

Балансы предназначены для:

— Анализа использования ресурсов, выявление хозяйственных резервов повышения эффективности производства;

— Планомерного установления ресурсных и стоимостных пропорций;

— Изучение функциональных аддитивных связей (подробнее см. В разд. 11);

— Проверки полноты и правильности произведенных расчетов в факторном анализе (общее изменение результативного показателя должна равняться сумме изменений за счет отдельных факторов);

— Проверки правильности расчетов, сделанных с помощью других специальных аналитических методов.

Балансовый метод выступает также основой для разработки и применения метода пропорционального деления или долевого участия, который является одним из приемов факторного анализа (см. Разд. 11).

Кроме того, разновидностью балансового метода является сальдовый метод, который часто используется в экономическом, в частности факторном, анализе. С помощью него можно рассчитать значение последнего фактора, при условии, что уже определен суммарный влияние всех факторов (не считая последний) и общее изменение результативного показателя. Сальдовый метод целесообразно использовать в тех случаях, когда прямой метод расчета влияния факторов слишком трудоемкий, сложный. Вместе с тем следует помнить, если была допущена ошибка, то она может быть незаметной (ограниченные возможности математической проверки) и сохраняться до конца расчетов.

Равенство итогов, которая устанавливается балансовым методом (баланс), свидетельствует о том, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и экономические показатели, которые характеризуют, а также то, что связь между ними отражен правильно.

Например, для выявления причин, вызвавших изменения объемов реализации продукции по сравнению с прошлым годом можно использовать зависимость объема реализации продукции от ее выпуска и изменений остатков нереализованной продукции в год. При этом баланс составляют по следующей схеме:

,

где — изменение объема реализации продукции за год;

— Изменение объема выпуска продукции за год;

— Нереализованный остаток готовой продукции (на складах предприятия, в дороге) на начало года;

— Нереализованный остаток готовой продукции на конец года.

Аналогично можно сделать анализ зависимости выполнения плана реализации от выполнения плана выпуска продукции и изменений ее остатков (табл. 10.30).

Таблица 10.30. Показатели фактического и планового выпуска и реализации продукции на предприятии, в оптовых ценах предприятия, тыс. Грн

Остатки нереализованной продукции на начало года

Выпуск товарной продукции за год

Остатки нереализованной продукции на конец года

Реализация продукции за год

На основе данных таблицы получено баланс отклонений от плана показателей, сравниваются с учетом их взаимозависимости: сверхплановая реализация равна сверхплановых выпуска продукции плюс увеличение нереализованных остатков на начало года минус увеличение остатков на конец года:

820 = 800 + 40 — 20 (тыс. Грн), то есть 820 = 820 (тыс. Грн).

Баланс показывает, что сверхплановое рост реализации на 820 тыс. Грн достигнуто в результате перевыполнения плана выпуска на 800 тыс. Грн и наличии на начало года больших остатков нереализованной продукции, чем предполагалось. Таким образом, не учтены в плане товарные ресурсы (800 тыс. Грн + 40 тыс. Грн) позволили реализовать продукцию сверх плана на 840 тыс. Грн. Однако план реализации перевыполнен только на 820 тыс. Грн, поскольку предприятие на конец года превысило план по остаткам нереализованной готовой продукции на 20 тыс. Грн.

Итак, в этом примере ликвидация сверхплановых остатков готовой продукции на конец года может рассматриваться как резерв дальнейшего роста объема реализации продукции.

Используя метод балансовой согласованности, анализируют и контролируют также наличие и распределение продукции, материально-денежных средств, в том числе производство и распределение отдельных видов промышленной продукции, использования средств на капитальные вложения и капитальный ремонт, трудовых ресурсов. Так, на производстве, составляются балансы трудовых ресурсов, кормов, платежеспособности предприятия. В них, с одной стороны, отображается значение источников — наличие рабочей силы, корма, платежные средства, а с другой — показывают потребность в них. Сравнивая эти две составляющие путем установления равенства определяют недостачу или излишек этих ресурсов, анализируя таким образом обеспеченность ими.

Эффективность использования кадров анализируется с помощью баланса рабочего времени предприятия или организации, в котором подробно отражаются данные о фактически отработанного рабочего времени, времени, не использованного по разным причинам, а также по его потерь. Этот баланс, как и другие виды, состоит из двух частей. В первой из них отражаются ресурсы фонда рабочего времени, а во второй — их распределение. Причем такой баланс может состоять как в человеко-днях, так и в человеко-часах.

Баланс рабочего времени в человеко-днях покажем на примере трикотажной фабрики, но в упрощенном виде (табл. 10.31).

С помощью этого баланса можно рассчитать основные показатели использования рабочего времени: календарный, табельный, максимально возможный фонд рабочего времени, фонд рабочего времени, различные коэффициенты использования фонда рабочего времени, среднюю фактическую, а также установленной продолжительности рабочего периода и др.

Кроме того, в балансе четко видно потери рабочего времени (1 150 чел.-час.) И их причины (простой, прогулы, неявки с разрешения администрации). Эти данные целесообразно также использовать для подсчета влияния потерь рабочего времени на производительность труда и объем выпуска продукции предприятия. Выявление фактов нерационального использования рабочего времени позволит разработать соответствующие меры по лучшему использованию кадров.

Таблица 10.31. Баланс рабочего времени трикотажной фабрики за отчетный год

источник

Балансовый метод в экономическом анализе применяется для сопоставления взаимосвязанных показателей деятельности, чтобы выяснить их взаимное влияние, а также подсчитать резервы увеличения эффективности производства.

При использовании балансового метода в анализе, связь отдельных показателей выражается в виде равенства итогов, которые получены при различных математических действиях над анализируемыми показателями. Такой метод называется балансовым по причине того, что первым историческим примером связи большого количества показателей выступал бухгалтерский баланс.

Установление с помощью балансового метода равенства итогов (баланса) показывает, что в анализе задействованы все взаимосвязанные факторы и экономические показатели, а связь между ними описана правильно. Таким образом, чтобы выяснить причины, вызвавшие изменение объемов реализованной продукции в сравнении с прошлым периодом, применяется зависимость реализации товаров от его выпуска и изменения оставшейся нереализованной продукции в исследуемом периоде. Составление баланса происходит по следующей схеме: увеличение реализации товаров равняется увеличению выпуска товаров плюс снижение за год нереализованного остатка готовой продукции или же минус повышение данных остатков. По аналогии можно провести анализ зависимости выполнения плана сбыта от выполнения плана производства продукции и изменения остатков.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее часто балансовый метод применяется в анализе использования имеющихся ресурсов. К примеру, чтобы выяснить возможности улучшения использования машин и оборудования, составляется баланс режимного запаса времени в станко-часах; чтобы определить влияние потерь времени на трудовую производительность и объем выпускаемой продукции – в человеко-часах.

Балансовый метод экономического анализа в большинстве случаев служит для отражения пропорций, соотношений двух групп уравновешенных и взаимосвязанных показателей, итог которых должен быть тождественным. Данный метод широко применяется в бухгалтерском учете и планировании, но и большую роль играет в анализе финансово-хозяйственной деятельности фирмы, чтобы исследовать обеспеченность предприятия финансовыми, трудовыми ресурсами, топливом, сырьем, материалами, оборудованием и т.д.

Балансовый метод может использоваться в построении детерминированных факторных моделей аддитивного типа, в некоторых случаях при определении степени влияния факторов на изменение результативного показателя и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Балансовый метод экономического анализа может применяться при:

  • Планировании объемов трудовых ресурсов. В данном случае в одной части определяется необходимое количество человеко-часов, а в другой – текущее количество, это позволяется аналитику получить лишнее или недостающее значение числа сотрудников;
  • Составлении календаря платежей, в котором указываются будущие обязательства и планируемые потоки денежных средств, перекрывающие их;
  • При проверке суммы активов и пассивов, которые должны быть равны;
  • При проверке правильности проведения факторного анализа, поскольку сумма влияний должна равняться изменению исследуемого показателя;
  • При анализе финансовой устойчивости и ликвидности баланса;
  • Определении особенностей проводимой политики в области финансирования активов.

Таким образом, с помощью балансового метода можно определить сбалансированного противоположных, но связанных между собой процессов и явлений. Итог в обоих случаях должен быть одинаковым, именно поэтому метод носит название «балансовый».

Как уже было замечено, основой балансового метода является равновесие некоторых явлений. В ходе балансового метода сопоставляются отдельные взаимосвязанные между собой показатели, чтобы составить полную картину текущего положения предприятия. При балансовом методе рассматривается тесная связь между процессами и явлениями, которые в последующем должны уравновешиваться. Сюда входит:

  • Связь между активами и пассивами;
  • Связь доходов и расходов;
  • Связь требующихся ресурсов и ресурсов в наличии;
  • Связь между задолженностями и источниками их погашения;
  • Связь влияния отдельных факторов и изменения показателей в целом.

Если рассматривать активы и пассивы, то уравнение баланса будет следующим:

Активы = Собственный капитал + Обязательства

При рассмотрении доходов и расходов уравнение имеет следующий вид:

Доходы = Расходы + Прибыль

Из этого следует, что баланс можно вывести из любых тесно взаимосвязанных понятий.

Рассмотрим бухгалтерский баланс фирмы, представленный на рисунке 1. В нем отражена взаимосвязь активов и источников финансирования компании.

Рисунок 1. Бухгалтерский баланс фирмы. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

По данным таблицы можно составить такие выводы:

  1. Компания имеет возможность формировать оборотную часть капитала за собственные средства. Это следует из того, что внеоборотные активы составляют 29 млрд. руб, а собственный капитал – 35 млрд. руд. Фирма может финансировать за свой счет внеоборотные активы и некоторую долю оборотных активов, к примеру, запасы. Таким образом, компания относительно независима от внешних источников финансовых средств, присутствует умеренный финансовый риск. Финансирование остальных активов осуществляется за счет текущих и долгосрочных обязательств.
  2. Также из данных баланса следует, что фирма может отвечать по текущим обязательствам, поскольку сумма оборотных активов намного выше суммы краткосрочных обязательств. Предприятие способно вовремя мобилизовать необходимые объемы денежных средств за счет их реализации или частичного использования оборотных активов, чтобы погасить текущий долг.

Данный пример четко отражает взаимосвязь активов и пассивов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Факторный анализ покажет, как повлияли на прибыль изменившиеся цена, себестоимость и объем продаж. С его помощью можно быстро выяснить количественную связь между закупкой нового оборудования и производительностью труда. И это только два примера. А в нашей статье их – семь. Да еще Excel-модель, готовая сама все рассчитать.

Методика факторного анализа кратко – это способ измерить влияние причин на результат или следствие.

Для иллюстрации возьмем самые простые зависимости:

  1. Цена товара, количество продаж и выручка. Где здесь следствие, а где причины? Очевидно, что цена и количество напрямую влияют на выручку. Значит, это факторы, а выручка – результирующий показатель;
  2. Себестоимость производства и затраты по элементам. Так как себестоимость складывается из материальных затрат, оплаты труда, отчислений с нее, амортизации и прочих составляющих, то это – причины. Сама же себестоимость – следствие;
  3. Производительность труда, обеспеченность рабочих основными средствами (фондовооруженность) и эффективность работы оборудования (фондоотдача). Этот пример – посложнее, ведь многое зависит от цели, стоящей перед аналитиком. Но один из наиболее расхожих вариантов такой: фондовооруженность и фондоотдача – факторы, а производительность труда – результат.
Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Овладеть методикой факторного анализа означает научиться, во-первых, формировать модели (формулы), а во-вторых, количественно измерять влияние факторов на исследуемый показатель.

Решение от «Финансового директора» позволит проанализировать расхождения факта с планом и выяснить, почему они возникли и какие факторы повлияли.

  1. Определитесь с тем, какой именно показатель нуждается в углубленном анализе. Он и будет тем самым следствием (результатом), для которого потребуется количественно измерить причины.
  2. Решите, какая факторная модель будет использоваться. Факторная модель – это формульная зависимость между причинами и результатом. Устанавливается она просто. Достаточно вспомнить порядок расчета результирующего показателя или поискать уже готовые варианты, если требуется подход посерьезнее. В приведенных в начале статьи примерах модели будут такими:
  • Выручка = Цена × Количество;
  • Себестоимость производства = Материальные затраты + Затраты на оплату труда + Социальные отчисления + Амортизация + Прочие затраты;
  • Производительность труда = Фондовооруженность × Фондоотдача.
  1. Оценитевлияние факторов на результат. В этом помогут сразу несколько способов. Наиболее популярные из них – методы цепных подстановок и абсолютных разниц.
  2. Проанализируйте полученные цифры. В ходе анализа постарайтесь найти ответы на вопросы: какие факторы оказали отрицательное воздействие на результирующий показатель? влияние каких практически незаметно? что нужно сделать, чтобы ослабить отрицательную роль первых и усилить положительный эффект от вторых? Заметим, что ответ на последний вопрос лежит в плоскости управленческих решений, так как может потребовать пересмотра ценовой политики, подходов к мотивации сотрудников, инвестиционных решений предприятия и т.п.

Нужны готовые решения? Семь факторных моделей и расчет по ним уже ждут вас в нашей Excel-модели. Скачайте, чтобы углубленно проанализировать прибыль от продаж, себестоимость производства и производительность труда.

Для того, чтобы грамотно проводить факторный анализ на практике, нужно еще немного теоретических знаний. Например, о том, какие в нем есть два принципиально разнящихся подхода и какими по виду бывают факторные модели.

Первый момент – о подходах – поможет не ошибиться с подбором факторов в модель. Ведь, по сути, для каждого следствия есть множество причин. Допустим, на производительность труда метеозависимых людей влияют в том числе и геомагнитные бури. Но как формализовать это влияние, превратив его в строгую математическую формулу? Вообще можно, но сложно. А порой и не нужно.

Второй – о типах моделей – это основа для правильного выбора способов оценки влияния факторов. Например, тот же метод абсолютных разниц применим не для каждой факторной модели.

Все, что важно знать про методику факторного анализа, мы представили на схеме и описали ниже.

Факторный анализ: сущность, этапы, формулы

Есть несколько классификаций. В этой статье рассмотрим одну, но, пожалуй, самую важную для специалиста-практика.

С позиции жесткости или однозначно выраженной определенности связи между следствием и причинами факторный анализ бывает:

Детерминированный – это когда зависимость между результатом и факторами выражается строго заданной математической формулой, и она будет работать в любых условиях. Например, если поднять цену на товар в два раза и при этом добиться, чтобы количество продаж осталось прежним, то выручка вырастет также ровно в два раза.

Стохастический – в этом случае связь между результатом и факторами, несомненно, есть, но вот выразить ее без проведения дополнительных вычислений – невозможно.

Здесь снова обратимся к примеру зависимости между производительностью труда отдельных работников и геомагнитными возмущениями. Да, влияние определенно есть. Но какое оно? Как его измерить? Можно ли сказать, что если геомагнитная активность вырастет на 1 балл, то производительность труда снизится на 10%? Очевидно, что нет. Конечно, можно собрать сведения о самочувствии людей за некоторый промежуток времени и на этой основе построить корреляционно-регрессионную зависимость. Но формула, которую получат для жителей Владивостока, возможно, совсем не будет работать для москвичей и наоборот.

Как провести факторный анализ ключевых финансовых показателей

Смотрите, как узнать, почему выручка, себестоимость, EBITDA за полугодие отличаются от запланированных значений. Готовые Excel-модели для шести ключевых показателей и примеры расчетов – в этом решении.

Вот их краткая характеристика с примерами.

Связь между результатом и факторами: через алгебраическую сумму. Алгебраическая в данном случае означает, что факторы объединяются в формуле не только через сложение, но и через вычитание.

  • Совокупные затраты предприятия = Переменные затраты + Постоянные затраты;
  • Маржинальный доход на единицу товара = Цена продажи – Цена приобретения – Прочие переменные затраты на единицу;
  • Прибыль (убыток) от продаж = Выручка-нетто – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы;
  • Собственные оборотные средства = Собственный капитал – Внеоборотные активы.

Связь между результатом и факторами: через произведение.

  • Объем производства продукции за год = Средняя численность работников × Среднегодовая выработка продукции одним работников;
  • Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником;
  • Рентабельность активов = Рентабельность продаж × Коэффициент оборачиваемости активов.

Связь между результатом и факторами: через деление.

  • Рентабельность продаж = Чистая прибыль ÷ Выручка;
  • Рентабельность продаж = Рентабельность собственного капитала ÷ Коэффициент оборачиваемости активов ÷ Мультипликатор собственного капитала;
  • Финансовый леверидж = Заемный капитал ÷ Собственный капитал.

Связь между результатом и факторами: одновременно используются алгебраическая сумма, произведение и деление.

Некоторые обобщенные варианты формул:

  • Y = (Х1 + Х2) ÷ Х3;
  • Y = (Х1 – Х2) × Х3;
  • Y = Х1 × Х2 + Х3 × Х4;
  • Y = Х1 ÷ Х2 + Х3 ÷ Х4 и т.д.
  • Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара);
  • Маржа безопасности = (Плановый/фактический объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности) ÷ Плановый/фактический объем продаж;
  • Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) ÷ Запасы.

Таких способов – несколько, а именно:

  1. цепных подстановок;
  2. абсолютных разниц;
  3. относительных разниц;
  4. интегральный метод;
  5. логарифмический метод.

Чтобы успешно решать задачи факторного анализа, достаточно знать, как реализуются первые два подхода и в чем их ограничения. Поэтому сосредоточимся именно на них.

В чем суть: рассчитываются несколько условных значений результирующего признака и в строго определенном порядке сравниваются между собой, а также со значениями результата в базовом и отчетном периодах. Сразу оговорим терминологию:

  • базовый период – это любой предыдущий, например, за прошлый год, квартал, месяц или на предыдущую отчетную дату;
  • отчетный период – самый последний по времени из анализируемых. Базовый и отчетный периоды должны соответствовать друг другу по продолжительности. Допустим, все они – это только годы или только кварталы;
  • условное значение результирующего признака – величина, которая в реальности никогда не достигалась. Отсюда и название – «условное». Оно необходимо только для расчетных целей.
  1. Рассчитайте первое условное значение результата. Для этого в формуле факторной модели, где все значения взяты из базового периода, величину первого фактора замените на отчетную.
  2. Найдите разницу между первым условным значением результата и его же величиной в базовом периоде. Она покажет влияние первого исследуемого фактора.
  3. Вычислите второе условное значение результата. Чтобы это сделать, в формулу факторной модели введите отчетную величину для второго исследуемого фактора. Помните, что так как первый фактор уже однажды изменил значение с базового на отчетное, то для него откат назад не делается. Во всех следующих расчетах он будет браться с отчетной величиной. Это применимо и ко всем остальным факторам, значения которых изменялись с базового на отчетное;
  4. Найдите разницу между вторым и первым условными значениями результата. Это будет влияние второго фактора на результирующий показатель;
  5. Повторите процесс для всех факторов в модели. На последнем шаге расчета разница определяется между отчетным значением результата и последним условным значением.
  1. Количество условных значений всегда на единицу меньше количества факторов. То есть если модель двухфакторная, то условное значение будет одно, а из числа приведенных выше этапов надо сделать только I, II и V;
  2. Самое главное – не перепутать что из чего вычитать. Общее правило такое: из последнего звена цепочки расчета вычитается предыдущее. Из первого условного – базовое, из второго условного – первое условное, из отчетного – последнее условное;
  3. Величина влияния зависит от места фактора в модели. Если переставить факторы местами и провести расчет заново, то получатся немного другие значения. Причина – воздействие неразложимого остатка или взаимного влияния факторов друг на друга. Методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц не решают данную проблему. Поэтому если требуются высокая точность вычисления и меньшее искажение из-за неразложимого остатка, то применяйте более сложные интегральный и логарифмический способы;
  4. Суммарное влияние всех факторов равняется разнице между отчетными и базовыми значениями результата. Это так вообще для всех способов оценки влияния факторов;
  5. Метод цепных подстановок – единственный универсальный в факторном анализе, который подойдет для моделей любого типа.

Как реализовать на примере:

  1. Возьмем факторную модель [Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара)]. Для простоты запишем ее через условные обозначения, причем со значениями из базового периода. Получим: ТБ = ПостЗ ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  2. Первое условное значение для точки безубыточности рассчитаем по формуле: ТБусл. 1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  3. Влияние первого фактора – постоянных затрат – вычислим так: ∆ТБ(ПостЗ) = ТБусл.1 – ТБ;
  4. Теперь рассчитаем второе условное значение для ТБ: ТБусл. 2 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 0). Обратите внимание, что величина постоянных затрат не меняется обратно на значение базового периода;
  5. Вычисляем влияние второго фактора – цены за единицу: ∆ТБ(Цед.) = ТБусл. 2 – ТБусл. 1;
  6. Если теперь в формуле взять переменные затраты со значением из отчетного периода, то на выходе получим не еще одно условное, а фактическое значение результата: ТБ1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 1);
  7. На последнем шаге считаем влияние третьего фактора – переменных затрат на единицу товара: ∆ТБ(ПерЗед.) = ТБ1 – ТБусл. 2;
  8. Если расчеты сделаны верно, то должно выполняться равенство ∆ТБ = ∆ТБ(ПостЗ) + ∆ТБ(Цед.) + ∆ТБ(ПерЗед.).

В чем суть: для расчета влияния фактора нужно найти его абсолютное отклонение (разницу) между данными отчетного и базового периода.

  1. Вычислите влияние первого фактора. Для этого подставьте в формулу его абсолютное отклонение. Все остальные факторы в модели берите со значениями из базового периода.
  2. Рассчитайте воздействие второго фактора. С этой целью в формулу опять подставляется его абсолютное отклонение. Как быть с прочими показателями? Все, которые находятся левее анализируемого фактора, берутся с отчетными значениями. Все, которые правее, – с базовыми.
  3. Повторите процесс для всех факторов в модели, используя схему: анализируемый фактор берется со значком ∆, стоящие от него слева в формуле – со значком 1, а справа – с 0.

Что важно знать: простота реализации метода сочетается с ограниченностью применения. Он используется только для мультипликативных и смешанных моделей мультипликативно-аддитивного типа.

Как реализовать на примере:

  1. Воспользуемся факторной моделью [Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником]. Через условные обозначения она будет такой: ГВ = Д × П × ЧВ.
  2. Влияние количества дней рассчитаем как произведение их абсолютной разницы и двух других факторов в модели со значениями из базового периода: ∆ГВ(Д) = ∆Д × П × ЧВ0.
  3. Влияние продолжительности рабочей смены вычисляем по аналогичной схеме. При этом помним, что величину Д следует брать уже из отчетного периода: ∆ГВ(П) = Д1 × ∆П × ЧВ0.
  4. Теперь остается вычислить влияние часовой выработки. Факторы слева от нее будут с индексом 1: ∆ГВ(ЧВ) = Д1 × П1 × ∆ЧВ.
  5. Проверяем выполнение равенства: ∆ГВ = ∆ГВ(Д) + ∆ГВ(П) + ∆ГВ(ЧВ).

Давайте посмотрим, как на практике применяются три факторные модели для анализа прибыли от продаж, себестоимости производства и производительности труда. Все используемые формулы объединяет возможность выполнить расчет исключительно по данным финансовой отчетности и годового отчета. Воспользуемся информацией ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК»).

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

За основу возьмем аддитивную факторную модель: Прибыль (убыток) от продаж = Выручка – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

Через условные обозначения запишем ее так: ПП = В – СП – КР – УР.

В таблице приведены исходные данные, а также сделан расчет влияния факторов.

Таблица 1 – Факторный анализ прибыли от продаж для ПАО «НЛМК»

1.1 выручка (строка 2210 отчета о финансовых результатах – ОФР)

1.2 себестоимость продаж (2120 ОФР)

1.3 коммерческие расходы (2210 ОФР)

1.4 управленческие расходы (2220 ОФР)

1.5 прибыль от продаж (2200 ОФР)

2 Расчет влияния факторов на прибыль от продаж, млн р.

2.1 первое условное значение прибыли от продаж ППусл. 1
1 – СП – КР – УР)

2.2 влияние выручки ∆ПП(В) (ППусл. 1 – ПП)

2.4 влияние себестоимости продаж ∆ПП(СП) (ППусл. 2 – ППусл. 1)

2.6 влияние коммерческих расходов ∆ПП(КР) (ППусл. 3 – ППусл. 2)

2.7 влияние управленческих расходов ∆ПП(УР) (ПП1 – ППусл. 3)

3 Общее влияние факторов (2.2 + 2.4 + 2.6 + 2.7)

Вывод: положительное влияние выручки более, чем в два раза перекрыло отрицательное воздействие расходов по обычным видам деятельности. С этой точки зрения деятельность ПАО «НЛМК» очень эффективна и характеризуется интенсивным подходом к развитию.

Расчет будем вести по формуле: Себестоимость производства единицы продукции = Материалоемкость + Зарплатоемкость + Амортизациеемкость + Накладоемкость.

Иначе: СПЕ = МЕ + ЗЕ + АЕ + НЕ.

Примечание. Эту факторную модель легко получить, если знать соотношения:

  1. Себестоимость производства единицы продукции = Совокупные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  2. Совокупные затраты = Материальные затраты + Затраты на оплату труда и социальные отчисления + Амортизация + Прочие накладные затраты;
  3. Материалоемкость = Материальные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  4. Зарплатоемкость = Затраты на оплату труда и социальные отчисления ÷ Объем произведенной продукции;
  5. Амортизациеемкость = Амортизация ÷ Объем произведенной продукции;
  6. Накладоемкость = Прочие накладные затраты ÷ Объем произведенной продукции.

Таблица 2 – Факторный анализ себестоимости производства единицы продукции для ПАО «НЛМК»

1.1 материальные затраты, млн р. (строка 5610 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – пояснения к ББ и ОФР)

1.2 затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, млн р. (5620 + 5630 пояснений к ББ и ОФР)

1.3 амортизация, млн р. (5640 пояснений к ББ и ОФР)

1.4 прочие затраты, млн р. (5650 пояснений к ББ и ОФР)

1.5 объем производства, млн т (годовой отчет)

2 Результирующий и факторные показатели модели, р./т:

источник

В основе балансового метода находится слово баланс, которое означает равновесие между некоторыми явлениями. Балансовый метод означает сопоставление некоторых взаимосвязанных между собою показателей для получения понимания текущего положения дел. В его основе всегда находится тесная связь между явлениями, которые должны уравновешиваться. Например, сюда можно отнести связь:

  • между активом и пассивом;
  • между доходами и расходами;
  • между требуемыми ресурсами и ресурсами в наличие;
  • между долгами и источниками их покрытия;
  • между влиянием отдельных факторов и изменением показателя в целом.

В случае с активами и пассивами уравнение будет выглядеть следующим образом:

Активы = Собственный капитал + Обязательства

В случае с доходами и расходами:

Доходы = Расходы + Прибыль (убыток)

Конечно, баланс можно подвести под любые тесно взаимосвязанные понятия. Равенство итогов является основным элементом балансового метода.

Например, если посмотреть на бухгалтерский баланс предприятия в таблице 1, то можно понять взаимосвязь между активами и источниками финансирования предприятия. Из данных в таблице можно сделать следующие выводы:

1. Компания способна сформировать часть оборотного капитала за счет собственных средств. Такой вывод следует из того, что сумма внеоборотных активов составляла 29 млрд руб., а сумма собственного капитала – 35 млрд руб. Это значит, что компания способна профинансировать за свой счет собственные внеоборотные активы, а также часть оборотных активов, например, запасы. Это говорит об относительной независимости предприятия от внешних источников финансирования, а также об умеренном финансовом риске. Прочие оборотные активы, как можно судить, финансируются за счет долгосрочных и текущих обязательств.

2. Компания способна отвечать по своим текущим обязательствам, ведь сумма оборотных активов превышает сумму краткосрочных обязательств почти в два раза. Это значит, что компания способна вовремя мобилизовать необходимый объем денег за счет продажи или использования части оборотных активов и погасить текущие долги.

Таблица 1. – Реальный пример бухгалтерского баланса предприятия состоянием на 31 декабря 2015 г.

Отложенные налоговые активы

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Прочие внеоборотные активы

Отложенные налоговые обязательства

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Таким образом, на этом примере четко видно связь между активами и пассивами. Балансовый метод позволяет определить так же, как изменится ситуация, если один из элементов увеличится или уменьшится. Снижение собственного капитала приведет к росту финансовой зависимости предприятия. В случае если компания не сможет заместить потерянную часть собственного капитала заемными средствами, сумма доступных финансовых ресурсов снизится, а соответственно – и сумма активов.

Практическое применение этого метода возможно в таких ситуациях:

— в процессе планирования, например:

  • при планировании объема необходимых трудовых ресурсов необходимо, в одной части баланса, определить количество необходимо человеко-часов, а в другой части – текущее количество. Аналитик получит недостающее или лишнее число сотрудников;
  • при составлении платежного календаря, в котором с одной стороны указаны будущие обязательства, а с другой стороны бухгалтер указывает на планируемые денежные потоки, которые должны их перекрыть.

— в процессе проверки данных, например:

  • суммы активов и пассивов всегда должны быть равными, поэтому составление баланса позволит проверить так ли это;
  • в процессе проверки правильности факторного анализа, ведь сумма всех влияний должны быть равна изменению анализируемого показателя.

— в процессе экономического анализа:

  • для анализа ликвидности баланса и финансовой устойчивости, что было продемонстрировано на примере таблицы 1;
  • для определения особенностей текущей политики финансирования активов.

Конечно, такой перечень не является полным, это все лишь некоторые из возможных примеров.

Подытожим, что балансовый метод позволяет определить сбалансированность двух противоположных, но тесно связанных между собой явлений. Итоги по обоим явлениям должны равняться, поэтому метод называется балансовым. Балансовый метод применим в процессе планирования, проверки и экономического анализа.

источник

Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.

Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.

Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:

  • Обнаружение существующих значений.
  • Подбор параметров для полноценного анализа значений.
  • Классификация показателей для системной работы.
  • Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
  • Определение степени влияния каждого из факторов.
  • Анализ роли каждого из значений.
  • Применение факторной модели.

Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.

Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.

Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.

Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.

Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.

Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.

  1. Установление цели проведения расчетов.
  2. Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
  3. Классификации факторов для комплексного исследования.
  4. Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
  5. Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
  6. Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
  7. Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.

ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.

ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • прибыль.

Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.

Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:

Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:

ВТ – выручка за нынешний период;

СБ – себестоимость за нынешний период;

КРБ – коммерческие траты за нынешний период;

УРБ – управленческие траты за предшествующий период;

ВБ – выручка за предшествующий период;

КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.

Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:

Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.

Формула для расчета влияния управленческих трат:

Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

УРот – это управленческие траты.

Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:

Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.

Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:

Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.

ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.

Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:

R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14

Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.

Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:

РР – прибыль от реализации;

РФ – результаты финансовой деятельности;

РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.

Затем нужно определить результат от продажи товаров:

N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;

S1 – себестоимость проданной продукции;

S2 – коммерческие и управленческие траты.

Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.

источник