Меню Рубрики

Архивный метод как анализ продуктов деятельности

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

источник

Литература 98 введение данное методическое пособие представляет собой краткий конспект лекций по курсу «Качественные методы в психологии управления»

Название Литература 98 введение данное методическое пособие представляет собой краткий конспект лекций по курсу «Качественные методы в психологии управления»
страница 5/18
Дата публикации 19.06.2013
Размер 1.09 Mb.
Тип Литература

exam-ans.ru > Психология > Литература

Архивный метод – это метод сбора эмпирических данных, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки самого испытуемого, различные тексты и продукты деятельности (музыкальные произведения, картины, предметы прикладного искусства).

Объектами исследования с помощью архивного метода могут быть следующие:

    • тексты и различного рода документы (отсюда название метода);
    • материальные продукты трудовой, учебной, творческой деятельности;
    • произведения искусства;
    • фольклор (обряды и ритуалы, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки);
    • дневниковые записи и мемуары;
    • материалы переписки.

    Существует несколько разновидностей архивного метода: анализ продуктов деятельности, контент-анализ и биографический метод.

    Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, психологии творчества, кросскультурных исследованиях, психологии труда. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности. Методики и техники анализа продуктов деятельности разрабатываются для каждого конкретного случая, исходя из целей исследования и характера самих продуктов деятельности (при анализе изобразительного искусства важна цветовая гамма, сюжет, настроение, переданное в картине, при анализе продуктов труда – характер продукции и процессов труда, квалификация, количество и виды ошибок и пр.).

    Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал также и для клинических психологов для исследования психологических особенностей протекания психических расстройств, связанных с резкой сменой характера продуктивности, что проявляется в особенностях сочинений, рисунков, поделок больных.

    Другим особым случаем использования анализа продуктов деятельности является обработка результатов проективных методик.

    Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, в ходе которого исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод часто называют качественно-количественным методом анализа документов: сначала проводится выделение качественных единиц анализа (категорий), затем подсчитываются частоты встречаемости этих категорий в изучаемом массиве документов, частоты условной и совместной встречаемости, строятся матрицы совместных появлений тех или иных категорий. В итоге исследователь получает весьма обширные количественные данные, которые впоследствии подвергаются статистическому анализу вплоть до применения методов многомерной обработки данных.

    Стандартными единицами при анализе текста при контент-анализе являются:

      • конкретное слово, термин или символ;
      • суждение или законченная мысль;
      • тема;
      • персонаж;
      • автор;
      • целостное сообщение.

      Особенно часто контент-анализ используется в психосемантике, в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, при обработке проективных методик, ответов на открытые вопросы интервью.

      Особое место среди всех вариантов архивного метода занимает биографический метод, или метод «жизнеописаний», «историй жизни» — исследование личных документов (дневников, мемуаров, писем, записей). Главным и наиболее ценным из таких документов является автобиография. Однако в биографическом методе могут использоваться и различные официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния (рождение, заключение и расторжение брака, смерть), правительственные документы, документы из ведомственных архивов, характеризующие профессиональную карьеру (личные листки по учету кадров, характеристики, сведения о наградах и взысканиях), документы медицинских, образовательных и правовых учреждений.

      По мнению большинства исследователей, биографический метод представляет «переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания» [8].

      Особенности биографического метода заключаются в следующем:

        • он направлен на понимание внутреннего мира субъекта, его логики осмысления пережитых событий;
        • он воссоздает развернутую во времени историческую перспективу этих событий;
        • жизнеописание одного человека дополняется историями жизни других людей, официальными версиями событий с целью обеспечения максимальной объективности результатов исследования.

        В некоторых социологических источниках [8] имеется схема использования биографического метода:

        1. постановка проблем и гипотез, которые могут быть исследованы и проверены с помощью биографического метода;
        2. отбор лиц, чьи документы будут подвергаться анализу, и определение формы, в которой будут собираться биографические данные;
        3. описание событий и переживаний испытуемых;
        4. интерпретация событий с точки зрения испытуемого, в соответствии с естественным хронологическим порядком;
        5. проверка достоверности источников;
        6. установление приоритетных источников с точки зрения максимальной достоверности;
        7. проверка гипотез с помощью подтверждающих и обязательно опровергающих примеров, формулирование в случае необходимости новых гипотез;
        8. составление чернового наброска «истории жизни», согласование его либо с испытуемым (если он жив), либо с его родственниками и знакомыми (если он уже умер);
        9. составление окончательного отчета по исследованию с учетом замечаний испытуемых, их родственников и знакомых, с указанием того, какие гипотезы подтвердились, какие не подтвердились и почему.

        Следование приведенному выше алгоритму исследования является одним из ориентиров для использования биографического метода.
        Контрольные вопросы.

        1. Сплошное наблюдение как качественный метод исследования.
        2. Архивный метод в качественных исследованиях.
        3. Биографический метод.

        источник

        Беседа — прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления (непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты).
        Анамнез — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого от хорошо знающих его лиц. Анализ продуктов деятельности человека (рисунков, сочинений, решенных задач, выполненных заданий) позволяет получить объективные данные о психических способностях и качествах человека. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
        Биографический (архивный) метод (анализ дневников, автобиографий, воспоминаний и т. п.) позволяет узнать: как формировалась у данного человека склонность к определенной деятельности; кто, и как повлиял на формирование его личности; какие качества, способности, когда и как проявлялись. Реальное течение жизни, биография человека обусловливают то, какая личность и какие психологические особенности у него складываются.

        Беседа — специфичный для психологии метод исследования чело­веческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, назы­вается методом беседы.

        Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубин­ной» психологии и т.д.

        Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на пер­вом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме пост­экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, со­ставную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

        Клиническая беседа- в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную ин­формацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содер­жании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводит­ся в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психоло­гической консультации или психологического тренинга.

        Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по­мнить, что он — исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
        Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать па­нибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику.

        Опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

        В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты («открытые» или «закрытые»). Они предна­значены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследовате­ля. Психологи часто обращаются к заочному опросу в своей исследовательской практике. Личностные опросы — прямой контакт исследователя с испытуемым. Дистанционные опросы — опосредованное участие исследователя, или вовсе без его участия.

        Архивный метод.

        В американской научной литературе принят термин «архивный ме­тод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюда­ет актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и замет­ки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельно­сти и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод

        Биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

        Техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) ав­тор и 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

        Анализ продуктов деятельности — метод, широко распространенный в истори­ческой психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для пси­хологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность твор­ческого продукта как раз и состоит в его уникальности.
        Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клиниче­ских психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-де­прессивном психозе и т. д.) резко изменяется характер продуктивности, что прояв­ляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

        Каузальная гипотеза. Переменные присутствующие в формулировках экспериментальной гипотезы. Конкурирующие теории и конкурирующие гипотезы. Понятие «третьих переменных» и «третьих гипотез».

        Экспериментальный метод используется для проверки не любых психологических гипотез, а только каузальных (причинно-следственных).

        Казуальная гипотеза всегда имеет отношение к эмпирически устанавливаемым закономерностям. Однако за ней стоит и другая – теоретическая гипотеза, устанавливающая принцип объяснения исходя из положений той или иной психологической теории.

        Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости

        В тех случаях, когда исследователем успешно решена задача контроля независимой, измерения зависимой переменной и установлена ковариация между ними, выполнение условий причинного вывода оставляет все же возможность вариативных объяснений.

        С одной стороны, конкурирующие объяснения могут возникать из анализа методических условий эксперимента. Это поиск так называемых «третьих» переменных (первые две – НП и ЗП), присутствие которых в экспериментальной ситуации могло обусловить полученный эффект.

        С другой стороны, это новые, исходящие из другого содержательного понимания проблемы, из положений иных теорий – гипотетические конструкты (предположения о существовании некоего механизма, основанное на логическом рассуждении), которые вводятся исследователем (или профессиональным читателем) для переинтерпретации или нового объяснения установленной зависимости.

        Всегда возможен поиск новых объяснений, в результате которых прежняя эмпирически нагруженная гипотеза получит интерпретацию с точки зрения новой теории.

        Научная интерпретация предполагает соотнесение эмпирически установленных закономерностей или экспериментальных фактов с системой обобщений, не сводимых к эмпирически наполненным высказываниям, т.е. некоторый «прорыв» в обобщении. В «мире теорий», или на уровне универсальных высказываний, всегда открыт путь поиску новых объяснений, называемых либо конкурирующими теориями, либо «третьими» конкурирующими гипотезами. В последнем случае предполагается, что в любом эксперименте проверяются как минимум две гипотезы: собственно экспериментальная гипотеза (ЭГ) и ее опровержение, т.е. вторая гипотеза – контргипотеза (КГ).

        Любое другое объяснение эмпирически установленной зависимости, чем те, следствием которых являются экспериментальная и контргипотеза, выступает в качестве третьей гипотезы.

        Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 484 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

        источник

        Самостоятельная исследовательская работа

        Темы для рефератов

        Тема 3. Психодиагностические методы. Беседа. Интервью. Социометрия.

        Тема 2. Психодиагностические методы. Анкеты.

        Тема 1. Психодиагностические методы. Тесты.

        Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

        1. Тестирование. Определение. Специфика метода.

        2. Стандартизация теста. Валидность. Надежность.

        3. Достоинства и недостатки метода тестирования.

        4. Классификация тестов по разным основаниям.

        5. Личностные опросники и тесты.

        1. Анкетирование. Определение. Специфика метода.

        2. Достоинства и недостатки метода анкетирования.

        4. Правила при составлении анкет.

        1. Беседа. Определение. Специфика метода.

        2. Условия для успешного проведения беседы.

        3. Достоинства и недостатки метода беседы.

        4. Рекомендации для организации беседы со школьниками.

        5. Составление проколов беседы.

        6. Интервью. Определение. Специфика метода интервьюирования.

        7. Достоинства интервью. Отличие беседы и интервью.

        8. Социометрия. Определение. Специфика метода.

        9. Использование социометрии при работе с классным коллективом.

        1. Развитие тестирования в России и за рубежом.

        2. Психодиагностика как отрасль психологического знания.

        3. Виды вопросов в анкетировании.

        4. Основные понятия и процедуры социометрии.

        1. Составить логические схемы базы знаний по темам.

        2. Составить анкету из 5 – 10 вопросов для учащихся 6 – 7 классов. Указать:

        а) тему анкеты (выбрать самостоятельно);

        б) вид анкеты (выбрать самостоятельно);

        в) объект и предмет изучения.

        1. Горбатова Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003.

        2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

        3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики.

        4. Психологические тесты. В 2 т. /под ред А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Т. 1, Т.2

        5. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

        Глава 4. Архивный метод. Биографический метод.

        Анализ продуктов деятельности — такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества. Этот метод исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективный продукт деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях его субъекта.

        В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунка, дневниковые записи, школьные сочинения и пр.). При чем, анализируя продукт деятельности, исследователь обращает внимание не только на содержательную характеристику объекта (отвечая на вопрос “что написано, нарисовано и т.д.?”), но и на формальную его характеристику (отвечая на вопрос “как это сделано?”).

        Анализ продуктов деятельности широко используется в педагогической психологии (изучая рисунки детей, исследователь получает богатый материал о психических особенностях детей), в исторической психологии, в психологии творчества, в клинической психологии.

        Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступают проективные методики и графология.

        Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Методический прием их заключается в предъявлении испытуемому недостаточного структурированного, неопределенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту, приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.

        Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введенЛоуренсом Франком (1939)для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предлагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметыПрименение проективных методик предусматривает:

        1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

        2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

        3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

        4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

        В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

        Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18×24 см. Пять изображений черно-белые, пять — цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

        Обследование обычно проводится в два этапа. На первом человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний, фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие
        ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т.д.), а также на локализацию значимых деталей по отношению ко всему изображению, на особенности пятна, выделяемые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригинальности ответов по сравнению с известным массивом данных.

        Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных
        механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ.

        Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя.

        Графология — метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей человека.

        Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 3644 ; Нарушение авторских прав? ;

        Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

        источник

        Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ. Метод экспертных оценок. Биографический метод. Анализ единичного случая.

        В американской научной литературе принят термин «архивный ме­тод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюда­ет актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и замет­ки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельно­сти и т.д. Отечественные психологи его обозначают как «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.

        Анализ продуктов деятельности — метод, широко распространенный в истори­ческой психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для пси­хологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность твор­ческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

        Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клиниче­ских психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-де­прессивном психозе и т. д.) резко изменяется характер продуктивности, что прояв­ляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

        Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и ис­торической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

        К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в поли­тической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) ав­тор и 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

        Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Простей­ший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследова­тель может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т. д. Вычисляют­ся «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений еди­ниц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты неза­висимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

        Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с тео­ретической матрицей. Эта процедура предложена Осгудом и широко распростране­на в психологии коммуникации и пропаганды.

        Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на по­ведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомен­довать для анализа исторических документов и т. д.

        Любой вид записей можно подвергнуть контент-анализу; и хотя в большинстве случаев изучается вербальная информация, например данные интервью, невербальный материал также можно проанализировать. Например, в исследовании Брэптжета и Боума рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, подвергли контент-анализу, затем установили соотношение рисунков со степенью психической деградации и сравнили их с рисунками людей того же возраста, не страдающих этим недугом.

        При проведении наблюдений заранее разрабатываются контрольные таблицы. В данном случае важно операционально определить категории материала, подвергающегося контент-анализу. Также неплохо, чтобы анализ проводили несколько исследователей — это позволит удостовериться в его надежности. Чтобы избежать искажений, аналитики по возможности не должны знать, в чем состоит проверяемая гипотеза.

        Анализ единичного (отдельного) случая. Используется для интенсивного изучения одного человека с целью сбора значительного количества информации о нем.

        Этот подход часто используется в клинической работе, когда случай пациента с определенным нарушением используется для иллюстрации факторов, приводящих к этому нарушению, или методов его лечения. Самый известный психолог, практикующий этот вид исследования конкретного примера, — Зигмунд Фрейд, создавший свою теорию личности на основании подробного изучения своих пациентов.

        Истории индивидуумов составляются также психологами-экспериментаторами. Один из наиболее известных примеров — это Александра Лурии, посвященное человеку, неспособному забывать информацию.

        Этот термин используется и в случае анализа отдельного события или класса событий, отображающих определенное явление.

        В целом, исследования конкретных примеров подвержены искажениям и их результаты, может быть, нелегко обобщить, но, как и наблюдения, они полезны для разработки новых исследований, помогают фальсифицировать слабые теории и, кроме того, иногда являются единственным способом документирования информации о необычном человеке или событии.

        Данный метод эксперимента с отдельными испытуемыми, в отличие от метода получения средних показателей, полученных на многих испытуемых, дает более достоверное представление о поведении отдельных индивидов. Если в эксперименте участвует испытуемый, то сравнивается его поведение, предшествующее введению экспериментальной манипуляции, с поведением того же испытуемого после экспериментальной манипуляции.

        Схемы исследования для отдельного случая устанавливают причинную связь, существующую между переменными, исходя из исследования одного испытуемого. Затем сравниваются ответы до и после введения независимой переменной. Основным правилом для данных схем является введение в каждый эксперимент только одной переменной. Если две переменные варьируются одновременно, то невозможно определить, какова степень влияния каждой из них на наблюдаемое изменение. Кроме того, важно оценить базовый уровень в поведении, чтобы потом суметь оценить эффективность воздействия. Результаты не всегда можно анализировать с помощью статистических методов. Часто результаты могут быть представлены графическим способом, который отражает изменение в поведении испытуемого на различных этапах эксперимента. Необходимо, однако, подчеркнуть, что в клинических исследованиях критерии изменения переменных более жесткие, чем в экспериментальных. Снижение на 50% показателей поведения с отклонениями может считаться статистически значимым, но является недостаточным в клиническом плане. Поэтому эти схемы остаются спорными в методологическом аспекте.

        ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ. Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных. Этапы оценочной деятельности экспертов:

        1. Подготовка к экспертизе (изучение порядка и правил оценивания, ознакомление со способами регистрации суждений, актуализация знаний в данной конкретной области);

        2. Исследование объекта экспертизы;

        3. Возникновение имплицитной оценки — той, где субъективное впечатление, слабодифференцированное и неустойчивое, еще не получило выражения средствами внутренней речи, символами или словами;

        4. Экспликация оценки — формулирование ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде;

        5. Проверка правильности результата оценивания;

        6. Аргументирование оценки;

        7. Участие в информационном обмене между экспертами.

        источник

        Метод изучения продуктов деятельности — исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него разных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности. Метод анализа продуктов деятельности широко распространён в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта в его уникальности.

        Разработка данного метода связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Остуда и Б. Берельсона. Этот метод в американской научной литературе называется архивным и применяется в таких исследованиях, где исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи, заметки, архивные материалы, продукты творческой и трудовой деятельности.

        Применяя этот метод, можно анализировать содержательно и формальные характеристики объекта изучения. Анализ продуктов деятельности даёт важный материал для клинической психологии: при определённых заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), когда резко меняется характер продуктивности, что видно в особенностях текста, рисунках, поделках.

        Стандартными единицами при анализе текста будут: слово (термин. символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Для выявления существующих тенденций определяются частота и объём их употребления. Этот метод даёт надёжность и объективность. Все методы психологии и педагогики направлены на анализ деятельности, а этот метод самый синтезирующий.

        По мнению В. И. Загвязинского, особенность метода в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включённости в некоторую систему взаимодействий и отношений.

        Изучение продуктов деятельности — это изучение последствий человека в широком смысле слова, последствий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальные сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить своё отношение к системе ценностей.

        Исследователь по объективным результатам должен восстановить сам процесс протекания деятельности и динамику мотивов, субъективного его компонента. Сравнительный анализ позволяет кратко выявить условия и предпосылки повышения его эффективности. Для исследователя всегда важен продукт деятельности и соотнесение его с мотивами, условиями деятельности, поведением испытуемого. Изучением продуктов деятельности устанавливается достигнутый уровень и процесс выполнения поставленных исследовательских задач.

        Очень важны знания и представления об уровне готовности испытуемого к определённым видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Полученные данные дают возможность переосмыслить и оценить исследовательские данные об основных личностных характеристиках. Обязательное должно быть сочетание с другими методами, что даст возможность изучать особенности и последовательность выполнения различных видов действий непосредственно в процессе деятельности. Для того, чтобы убедиться, что продукт деятельности получен не случайно необходимо анализировать разные продукты деятельности у одного и того же испытуемого. Это обеспечит сравнение продукта, оценку динами развития способностей личности.

        Методическими приёмами психологического анализа деятельности будут:

        1) Изучение рабочих документов. Этот приём позволяет получить сведения о конкретной деятельности, целях и задачах, функциях специалистов, режиме, условиях труда, важности, значимости данной деятельности в системе производства и в обществе, требованиях к технике безопасности, характерных ошибочных действиях и их последствиях, состоянии здоровья сотрудников.

        В качестве источников данной информации можно применять инструкции, наставления, руководства по эксплуатации, описание устройств, технических систем и приборов, технические паспорта, учебные и медицинские пособия, медицинские книжки. Анализ документов должен быть качественным и количественным:

        В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности — контент-анализ, который помогает выявить и дать оценку специфических характеристик разных текстов и на их основе суметь определить психологическую характеристику их автора. Этот метод широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. В нём масса достоинств:

        — нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемого, данные проверены на надёжность;

        — он хорош для анализа исторических документов, часто используется в общей психологии. и практической, психологии рекламы, в психологии коммуникации, в других социальных науках.

        Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступает графология. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности.

        Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. Это могут быть сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, тетради, поделки, различные модели, детали. При их помощи можно получить дополнительную информацию о развитии отдельных психических качеств или свойств. Это искусство.

        Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные и стандартизированные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования.

        В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качестве анализа продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков. К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения педагогической документации (отчётно-учётной, нормативной). Анализ разных документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные знания, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

        Обычно информация бывает очень обширной, объёмной, так как она исходит из разных документов. Не просто запомнить биографические данные даже об одном человеке, когда обследуются десятки и сотни людей, то эта задача становится очень сложной. Характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что затрудняет их сопоставление, анализ и оценку. Здесь помогает опыт, интуиция, автоматизация обработки материала и хранение документов с помощью ЭВМ. Работа с документами даст возможность овладеть профессиональной терминологией и выбрать направления и методические приёмы дальнейшего изучения деятельности

        2) Наблюдение за рабочим процессом. Визуальное непосредственное наблюдение позволяет увидеть последовательность действий и операций, качественно – количественную характеристику и продолжительность наиболее сложных элементов деятельности, уровень загруженности работника, внешние условия деятельности, характер взаимосвязи специалиста. Наблюдение может быть обширным, общим и структурированным с выделением конкретных этапов, элементов деятельности, открытым или инкогнито. Оно должно проводиться по заранее составленному плану, в котором предусматривается объект наблюдения, выбор способа обработки, представления и интерпретация данных.

        3) Хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение). Используется для измерения времени выполнения трудовых операций и продолжительности отдельных этапов деятельности, перерывов, сопутствующих процедур и форм активности. Регистрация временных параметров деятельности позволяет:

        — определить и оценить длительность действий и операций, частоту их повторяемости, продолжительность пауз и периодов отдыха, интенсивность;

        — напряжённость рабочего процесса, относительную загруженность анализатора, преобладающий вид активности, длительность и частоту обращений к различным средствам деятельности и их элементам. Регистрация временных параметров проводится с помощью секундомера и специального бланка.

        4) Кино — фоторегистрация трудового процесса. производится для оценки трудовых действий — их траектории, амплитуды, скорости, ритма, пространственных координат движений, направления взгляда, поворота головы и туловища при роботе за пультом управления, длительности фиксаций взгляда на приборах и частоты обращаемости к элементам пульта управления.

        Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали, зафиксировать проявление его эмоций, воли. Средства кино позволяют точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в его поведении. Телевидение может дать возможность исследователю самому как бы присутствовать и принимать участие в событиях, происходящих на экране.

        Средства звукозаписи способствуют анализу содержательной и фонетической стороны речи. Компьютеры позволяют в большей степени ускорить обработку эмпирического материала. Данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективно представляют большую научную ценность.

        5) Опрос работников. Он проводится для получения информации о трудовой деятельности путём письменного или устного опроса обращения к субъекту деятельности и другим специалистам. По характеру взаимодействия между исследователем и субъектом деятельности опрос может происходить в форме интервью (беседы ) и анкетирования. Используется процедура сбора анамнеза субъекта.

        Это сбор данных об истории развития конкретного субъекта деятельности о его жизненном пути и профессиональном в том числе, особенностях, трудностях, достижениях. Опрос может быть самого субъекта и его родителей, друзей сослуживцев и изучение его характеристик.

        Процедура экспертных оценок — получение индивидуальных коллективных заключений об уровне подготовленности субъекта, успешности его деятельности, о психологических причинах ошибочных действий, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах субъекта. Разновидностью данной процедуры являются психологические консилиумы — заключение психолога — эксперта на основании мнения коллег, а также метод независимых характеристик субъекта или объекта деятельности, когда психолог – эксперт привлекает в качестве внешних экспертов психологов — руководителей, сослуживцев.

        6) Трудовой метод изучение, анализ трудовой деятельности экспериментатором (психологом) путём освоения и участия в выполнении некоторых элементов (задач) трудового процесса, основным способом изучения деятельности является самонаблюдение. Применение трудового метода целесообразно при решении задач организации или оптимизации рабочего места, оценки структуры и сложности рабочего процесса.

        7) Биографический метод: выяснение условий формирования личности субъекта (абитуриента) и специалиста, его профессионального пути, а также причин нарушения адаптации к трудовому процессу и среде, которые предопределяют снижение профессиональной пригодности. Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности.

        Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов деятельности и т.д.

        8) Анализ ошибочных действий — систематизация ошибок в деятельности, выяснение их причин и последствий, анализ роли психологических факторов в возникновении ошибок, определение возможности их профилактики за счёт профессиональной подготовки или отбора специалистов.

        9) Алгоритмический анализ деятельности — формализованное понимание последовательности трудовых актов (операторов) и логических условий в выполнении трудовых задач с последующей оценкой сложности трудового процесса по количественным характеристикам схемы алгоритма.

        Характеристики трудового процесса, рассчитанные по соответствующим формулам, позволяют определить показатель стереотипности деятельности, её логической сложности, напряжённости. Методы профессиографического описания трудовой деятельности, включая приёмы оценки санитарно – гигиенических условий среды и функционального состояния субъекта деятельности, детально рассмотрены в ряде работ. Для выделения профессионально важных качеств специалистов могут быть использованы опросник О.Липмана, модифицированная карта личности, разработанная К. К. Платоновым и карта — схема Л. Н Уманского.

        Метод анализа деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях её субъекта или субъектов. Для успешности метода анализа продуктов деятельности необходимо соблюдать требования: установить является ли продукт результатом типичной, а не случайной деятельности, учитывать условия протекания деятельности, брать во внимание анализ не единичных, а многих продуктов деятельности (либо аналогичных, либо разных).

        Существует множество возможностей включения различных психических структур в процесс обеспечения деятельности. Нельзя исходить из поставленных задач и достигнутого результата, делать надёжные выводы о внутренних предпосылках успешной деятельности. Следует осторожно сопоставлять задачи и результаты деятельности с психическими функциями, учитывая возможности компенсации функций, их индивидуальную выраженность и изменчивость.

        Основной целью психологического анализа деятельности для обоснования профессиональных требований является то, что психологическая характеристика соответствующих профессиональных требований должна включать информацию не только об особенностях рабочих операций, но и о процессах психической регуляции деятельности при решении конкретных рабочих задач в конкретных условиях трудового процесса.

        источник

        В американской научной литературе принят термин «архивный метод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.

        Исследователь может проводить исследование текстов, предметных продуктов деятельности с различными целями. По целям и конкретным приемам реализации «архивного метода» выделяют его разновидности.

        Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

        К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

        • 1) слово (термин, символ),
        • 2) суждение или законченная мысль,
        • 3) тема,
        • 4) персонаж,
        • 5) автор и
        • 6) целостное сообщение.

        Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

        Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т. д. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

        Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. Эта процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и пропаганды.

        Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

        Контент-анализ в последние годы приобрел «второе дыхание» в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

        Анализ продуктов деятельности — метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

        Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т. д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

        Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в работе А. Р. Лурии «Потерянный и возвращенный мир» [Лурия А.Р., 1996]. Все изложение построено на основе изучения и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

        Проективный метод является методом «промежуточным» по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Фрэнка (1939), проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много:

        тест «Рисунок дома», тест Гудинаф и Маховер «Фигура человека», тест «Рисунок дерева» и т. д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов. К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен», анализ почерка и т. д.

        Все проективные тесты сближает набор признаков:

        • 1) неопределенность материала или инструкции к заданию;
        • 2) «открытость» множества потенциальных ответов — принимаются все реакции испытуемого;
        • 3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
        • 4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

        Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназначил тест «чернильных пятен» для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проективных тестов рассмотрены в известной монографии Е. Т Соколовой «Проективные методы исследования личности» (1980).

        источник

        Читайте также:  Как делать анализ на английском