Меню Рубрики

Анализ жизненных ситуаций как метод

Анализ запроса.

Анализ запроса. Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий момент. Психологом должны быть заданы вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а также его представление о желаемом результате предстоящей работы. Это позволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания, например «хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего не волновало и не тревожило».

Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими при общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку, каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему стоило бы научиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился в своей способности приобрести такие навыки.

Анализ жизненной ситуации. Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди знают о том, что корни

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 134

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 135 of 147

психологических проблем взрослого человека обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительских отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль, стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к собственной жизни.

Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно.Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом вы молодец» (как положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о которых он говорит.

Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть «каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуации. Например: «Опишите подробнее ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли у вас подобные переживания и ситуации раньше и как вы с ними справлялись».

Обязательно следует спросить, когда впервые появилась данная проблема. Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда следует спросить, почему клиент обращается за помощью именно сейчас. Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о существенных изменениях, произошедших в жизни человека.

Еще один типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования: «Какой идеальный результат от нашей совместной работы вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»

Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом понимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытывать связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и ценностях.

Другим важным вопросом является такой: «Что вы станете делать после того, как беспокоящая вас проблема полностью уйдет из вашей жизни?» Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добиться формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни. Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация, невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с вредными для него поведенческими стереотипами. Например, клиентка, страдающая ожирением, вопреки своей «проблеме» может реализовать свое желание носить красивое платье. Обычно в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь от какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т. п.), а потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у вас чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме самоизменения.

Часто клиент, который приходит на консультацию, сознательно стремится достичь положительных результатов, но бессознательно тем или иным образом порицает себя за наличие проблемы, используя только отрицательные стимулы. Психолог-консультант помогает клиенту научиться разнообразным способам положительного самомотивирования, когда цель достигается легче и практически без усилий. Анамнез жизни включает в себя изучение жизненной ситуации и личной истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы: возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, состав его актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактах взрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми, проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то из супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью, рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от роли родителя и супруга. В таких

случаях необходимо выяснить, кому принадлежит инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие проблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам факт

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 135

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 136 of 147

ее существования («ты все себе придумываешь», «это все пустое»).

Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательно выгодна матери в ее отношениях с мужем

(«пока ребенок болеет, его надо водить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить»).

Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного подхода, разработанного Э. Берном

и его последователями. Особое внимание следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в

которой проявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа по преодолению

родительских директив позволяет довольно быстро «вывести» клиента к новому осмыслению текущей

Анализ речи и невербального поведения. В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос

клиента и особенности его речи, параллельно важно анализировать невербальное поведение клиента,

которое может противоречить его словам или помещать их в неожиданный контекст.

Анализ симптома. Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто возникающие телесные

симптомы, то необходимо осведомиться о том, что предшествовало их возникновению. Причем вопрос

психолога не должен содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не

осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны считать телесные заболевания

следствием своих неразрешенных, а нередко и неосознанных психологических проблем.

Можно задать вопрос типа «Опишите события вашей жизни, примерно в течение года до начала

заболевания, не оценивая их по значимости».

Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимо осознать, что человеческое тело на

своем языке всегда заявляет о наличии неразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту

необходимо познакомиться с основными концепциями и понятиями психосоматического подхода.

Анализ сопротивления. В современных теориях психологической помощи довольно дискуссионным

является вопрос о сопротивлении клиента и его преодолении. Сопротивлениеэто проявление

психологической защиты от осознания подлинной причины своей проблемы. Однако нет такого негативного

жизненного опыта, который не мог бы быть переработан в направлении позитивного самоизменения в

Психологу важно сохранять постоянную установку на позитивную интерпретацию истории жизни, иначе

он может сам подменить по-

мощь клиенту неконструктивным состраданием. Последнее совершенно неуместно и неэтично для

профессиональной позиции, поскольку, присоединяясь к чувствам и переживаниям клиента, проникнутым

безнадежностью, психолог тем самым укрепляет бессознательное нежелание клиента взять ответственность

за свою жизнь на себя и действовать в направлении саморазвития, что и является сопротивлением.

Наиболее продуктивными в рамках проблемно-ориентированной психологической помощи оказываются

клиенты, уже до предела «уставшие» и от своей проблемы, и от своего сопротивления ее решению,

оставившие надежду, что «все пройдет как-нибудь само». Образно говоря, они уже «добежали до стенки» и

находятся в объективно тяжелой ситуации. Таким образом, чем более тяжелой является проблема или

симптом, тем более быстрым может оказаться результат работы психолога.

В проблемно-ориентированной психологической помощи сопротивление клиента может даже специально

провоцироваться предельно острыми интерпретациями психолога. Психолог как бы ускоряет движение

клиента к тупику, и далее клиент может самоопределиться, что он выбирает — свое сопротивление или же

движение в сторону решения проблемы.

2. В ходе сбора информации у психолога рано или поздно вызревает общая гипотеза, включающая в себя

два аспекта: с одной стороны, представление о причине возникших у клиента трудностей, часто скрытой от

его сознания, и, с другой стороны, идея о способе выхода из сложившейся ситуации.

Общая гипотеза может вызревать постепенно, в ходе последовательного анализа ситуации, а может

возникать и внезапно, в виде интуитивного озарения, или инсайта.

Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его общей познавательной установкой,

выражающей степень доверия к собственному разуму и разуму клиента. Если эта степень доверия

недостаточна, то психолог может сконцентрироваться на работе с чувствами, ощущениями, образами.

Заметим, что это не относится к конечной эффективности работы психолога-консультанта, которая при

сознательном выборе той или иной практики или идеологии может быть достаточно высока.

Дата добавления: 2014-11-08 ; Просмотров: 1403 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Руководители нередко вынуждены принимать решения не в соответствии с имеющимся планом, а исходя из сложившейся ситуации. Такое случается по разным причинам. Главная задача менеджера – провести анализ ситуации, разработать и принять наиболее оптимальный вариант действий в решении возникших проблем.

Анализ ситуации – это способ обработки информации, при котором сначала ее делят на части, а потом внимательно изучают каждый элемент по отдельности, чтобы найти проблему и решить ее. Например, прибыль предприятия может уменьшиться из-за роста издержек либо из-за снижения объема выручки, роста дебиторской задолженности и прочих факторов. Для того чтобы определить, какой фактор повлиял на изменение размера прибыли, необходимо изучить эти факторы.

Только после того, как будет выявлена причина, лицо, принимающее решение (ЛПР), сможет разработать план действий и решить проблему. Для того чтобы провести анализ ситуации, уполномоченный человек собирает команду специалистов, которые сводят данные и проводят аналитические процедуры, каждый в своей области знаний и навыков.

Анализ конкретных ситуации проводит не один человек, а несколько групп. Руководит ими менеджер или лицо, принимающее решение (ЛПР). В состав команды входят:

  • Эксперты первого уровня. Они занимаются сбором и обработкой первичной информации.
  • Эксперты второго уровня. Изучают отчеты и разрабатывают идеи решения проблемы.
  • Аналитическая группа. Изучает идеи, которые разработали эксперты второго уровня, и выбирает наиболее реалистичные, с их точки зрения, варианты развития событий. Аналитики разрабатывают стратегии работы предприятия и способы решения проблем.
  • Лицо, принимающее решение, выбирает из предложенных вариантов стратегии развития ту, которая, по его мнению, более всего подходит для решения проблем в сложившейся ситуации. За это он несет полную ответственность.

Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.

Анализ начинается с выявления отклонения показателей работы фирмы от плановых. Например, в отчетном квартале было выявлено снижение выручки на 30 %, и руководитель не может объяснить причины такого уровня падения. В таком случае он должен собрать группу экспертов и изучить ситуацию. Процесс состоит из следующих этапов анализа ситуации:

  1. Выявление отклонения показателей – определение проблемы.
  2. Организация группы экспертов руководителем.
  3. Закрепление за каждым экспертом участка для работы.
  4. Сбор информации по отделам.
  5. Обработка экспертами полученной информации с применением ими своих специализированных знаний и навыков.
  6. Подготовка специалистами отчетов о проделанной работе.
  7. Изучение этих отчетов руководителем, обсуждение на общем собрании содержания отчетов.
  8. Разработка вариантов решения проблемы и применение одного или нескольких на практике.
Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Руководители всегда заняты работой, поэтому на чтение длинных пространных отчетов у них нет времени. Это говорит о том, что информация в отчете должна быть подана кратко, емко и желательно в наглядном и удобном виде. Лучше, если вместо сотен исписанных страниц и столбцов цифр отчет будет содержать графики, диаграммы, результаты расчетов и мнение эксперта, проводившего анализ в той или иной области. Естественно, что в отчете должны указываться источники информации и наиболее важные показатели, которые, по мнению эксперта, стали причиной отклонения в работе компании. Поэтому технологию анализа проблемных ситуаций следует отработать до того, как такая ситуация возникнет. На предприятии должны быть компьютеры со специальным ПО для решения подобных задач.

Презентация каждого отчета не должна занимать более 15 минут, чтобы изучение и обсуждение результатов анализа ситуации не затянулись на несколько дней. Отчеты должны основываться на фактах, а информация — быть актуальной на момент их подготовки и презентации.

Получить результаты анализа ситуации в форме отчета – это только половина дела. Дальше эту информацию должен изучить и проанализировать руководитель компании. И тут многое зависит от его знаний и опыта. При этом под опытом подразумевается не только его личный, но и то, насколько хорошо он знает о том, как подобные ситуации решались на других предприятиях. Обычно менеджер, прежде чем принять окончательное решение, проводит совещание с другими руководителями и экспертами, в том числе с теми, кто занимался анализом ситуации на местах и готовил отчеты.

Проблемные ситуации бывают стандартными и нестандартными. Для решения стандартных задач менеджеры применяют методы анализа ситуации по аналогии. То есть они сравнивают имеющиеся у них данные по другим предприятиям с теми, которые были получены в результате исследования их компании. Если ситуации схожи, то используют те же способы решения проблемы.

В случае если ситуация нестандартная, применяют методы анализа конкретных ситуаций. Для этого используют различные компьютерные программы для моделирования возможных вариантов развития, проводят расчеты, изучают динамику и пр. Для этого руководитель может задействовать специальные компьютерные программы моделирования на основе введенных данных. Например, Project Expert используют не только для разработки бизнес-планов, но также для прогнозирования работы действующих предприятий.

Проблему можно решить и без помощи компьютерных программ, однако это затруднит и без того сложные расчеты. К тому же экспертам, чтобы подготовить отчет, нужно будет чертить графики и диаграммы. Это займет много времени. Руководитель может не использовать специальное ПО, но только в том случае, когда моделирование на компьютере нецелесообразно. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, если действовать надо быстро и решение не зависит от прошлого положения дел или динамики. При этом количества и качества поступающей информации недостаточно, чтобы построить модель на компьютере.

В сложных ситуациях, когда от руководителя требуется неординарное решение сложной задачи, он может прибегнуть к помощи такого метода анализа конкретной ситуации – собрать всех экспертов, руководителей отделов и устроить «мозговой штурм». Суть этого метода состоит в том, что каждый участник совещания высказывает свое мнение о возможной причине возникновения проблемы и способе ее решения. Право высказать свое мнение и идеи дается каждому, при этом никто из участников не должен по правилам саркастически относиться к мнению другого.

Естественно, что обсуждение проблемы должно происходить в рамках делового этикета и записываться. Однако решение принимает все равно руководитель или лицо, назначенное для этого. В результате «мозгового штурма» менеджер получит сразу несколько ценных идей. Такой анализ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Основные плюсы – это скорость и большое число вариантов, минус – такой анализ ситуации не всегда отражает реальное положение дел и нередко страдает от недостатка объективности.

Основная проблема технологии анализа конкретных ситуаций заключается в том, что экспертам приходится работать с большими объемами информации, по причине чего могут возникать ошибки. Большие объемы данных, которые необходимо переработать в короткие сроки, также составляют проблему моделирования развития событий. Либо анализ займет значительно больше времени и результат потеряет актуальность, либо из-за ограниченного объема информации итоги анализа получатся с высокой долей искажения. В результате модель может оказаться в лучшем случае неэффективной, в худшем – привести к банкротству.

На эффективность анализа влияют три основных фактора. Это квалификация эксперта, объем информации, которую он может обработать, и время, имеющееся в распоряжении на проведение анализа ситуации.

SWOT-анализ — это изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей для развития и угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Ниже представлена матрица для проведения SWOT-анализа.

В верхней левой ячейке указываются сильные стороны и возможности, которые есть у компании и которые был выявлены в ходе мониторинга и на первом этапе анализа ситуации. Примером может быть такая ситуация, когда стало известно, что по производству некоторой продукции компания имеет монопольное положение на рынке, а за счет определенной технологии, которая у нее есть, она может выпускать ее еще дешевле. Анализ поможет выявить, что это за продукция, до того как на рынке появятся конкуренты.

В верхней правой ячейке указываются сильные стороны и угрозы. Например, на некоторые базовые товары фирмы, с которых она получает наибольшую прибыль, появилось несколько конкурентных фирм, выпускающих аналогичную продукцию и продающих ее дешевле.

В нижней левой ячейке приводятся недостатки и возможности предприятия. Например, несмотря на высокую себестоимость, товар, выпускаемый компанией, пользуется спросом.

В нижней правой ячейке указываются недостатки и угрозы. Первыми могут быть высокая себестоимость выпускаемой продукции или ее низкое качество, а в качестве угроз – действия конкурентов или платежеспособность потребителей. Как выглядит SWOT-анализ, можно увидеть в таблице выше.

Преимущество SWOT-анализа при проведении анализа и оценки ситуации заключается в том, что он дает возможность оценить не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут быть даже существеннее внутренних.

Факторный анализ – это такой метод анализа ситуации, который подразумевает проведение расчетов на основании данных о работе предприятия и построении многофакторной модели текущего состояния и дальнейшего развития предприятия. Обычно такой метод используют при оценке финансового состояния компании. Рассчитываются такие показатели, как ликвидность, рентабельность, финансовая прочность и вероятность банкротства.

Это метод анализа, когда после ознакомления с отчетами о текущем состоянии предприятия участники собрания разделяются на группы и расходятся для группового обсуждения полученной информации. После этого они собираются вновь, и каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои идеи.

Средний размер группы от трех до семи человек. Они могут высказать свои идеи как на общем собрании, так и передать непосредственно лицу, которое должно принять решение. В кейс-анализ входит описание проблемы, ее сравнение с похожими случаями и решение. То есть группы должны рассказать, как они видят ситуацию, на что она им кажется похожей и какие шаги надо предпринять для решения возникшей проблемы.

После проведения разработанных в результате анализа ситуации мероприятий возникает необходимость оценки этих результатов, то есть повторного анализа. Только в этом случае проверяют не состояние предприятия, а эффект после того, как решения были реализованы на практике. Для этого используют метод сравнения того, что было до и после внесения изменений.

Без регулярного анализа ситуации физически невозможно нормальное развитие предприятия. Руководитель всегда должен быть в курсе происходящего и иметь возможность определить не только состояние фирмы, но и то, каковы перспективы ее развития. Он помогает не только узнать о том, какие имеются недостатки в работе предприятия, но и определить внешние угрозы и возможности для повышения его конкурентоспособности и развития. При этом сделать это нужно быстро и при минимальных расходах. Оперативное проведение анализа дает возможность сохранить предприятию финансовую устойчивость, определить имеющиеся недостатки в работе и найти резервы для их устранения. В дальнейшем руководитель сможет использовать те преимущества, которые дают ему полученные в результате работы опыт и знания.

источник

Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежу­точное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-слу­чай), или метод инцидента. На начальном этапе использова­ния данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики.

Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основ­ном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкрет­ной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения. Главное же — обучаемые не толь­ко получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.

Метод анализа конкретных ситуаций позволяет решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу и алгоритмам решения реальных практических ситуаций, формировать навыки от­деления важного от второстепенного, формулировать про­блемы;

б) прививать участникам умение взаимодействовать друг с другом;

в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы, когда именно коллектив является основой в принятии подавляющей части групповых реше­ний;

г) демонстрировать характерную для большинства про­блем многозначность возможных решений.

В настоящее время конкретная ситуация — это, как пра­вило, четкое, отредактированное изложение случая из про­фессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении, или сфор­мулированная в форме ситуации профессиональная задача, имеющая большое значение для подготовки соответствую­щих специалистов. Она практически всегда включает в себя противоречие (конфликт) с окружающей социальной, про­изводственной или природной средой.

Конкретные ситуации классифицируются также по сте­пени новизны, этапам и иерархическому уровню принятия решения и другим основаниям, например, по определенной специализации (технологические, экономические, управлен­ческие и др.). Отнесение ситуаций к той или иной класси­фикации связано с практикой их рассмотрения и накопле­ния опыта.

По степени новизны выделяются три вида возможных ситуаций.

Ситуация известна. Для ее разрешения имеются по­добные конкретные образцы. В этом случае метод решения ситуации стандартный.

Ситуация частично известна. В этом случае ее необхо­димо сравнить с другими подобными ситуациями. Подоб­ные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время мо­гут иметь единую основу, тогда видоизменив ее, как бы приблизив к рассматриваемой ситуации, можно выбрать оп­тимальное решение.

Неизвестная ситуация. Такая ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, ее нельзя срав­нить с каким-либо образцом даже с помощью определен­ной модификации. Следовательно, необходим поиск нового метода решения.

По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным и минимальным объемом выдаваемой информации. Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается ре­шаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления.

В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания изучаемого материала метод анализа конкрет­ных ситуаций может применяться в следующих вариантах:

1) анализ конкретной ситуации как ее оценка. Обучае­мым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конк­ретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультиро­вания психологом клиента) и соответствующие меры со сто­роны действующих лиц. Обучаемые должны на основе все­стороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов;

2) анализ конкретной ситуации как выработка алгорит­ма решения профессиональной задачи. Конкретная ситуация представляется обучаемым в виде проблемной ситуации-за­дачи, которая возникла или стоит перед профессиональной практикой.

Некоторые примеры ситуаций и заданий, предлагаемых обучаемым на основе метода анализа конкретных ситуаций.

А. Задание: подготовьте вариант решения конфликтной педагогической ситуации в звене «учитель—ученик».

Ситуация 1. . Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать.

Ситуация 2. . Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока без спро­са, не закончив работу, и стали играть в настольный теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крикнул: «Ну, тогда завтра 100 рублей чтобы отдали!»

Ситуация 3. . Ученик 10-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, при­дя на урок, увидела пустую спиртовку.

Б. Задание: проанализируйте ситуацию и разработайте комплекс мер, которые должны предпринять руководство, педагогические работники школы и родители по улучше­нию успеваемости и поведения одиннадцатиклассников. (Си­туация разработана студенткой О.Б. Евсеевой.)

«В школе при подведении предварительных итогов 1-й четверти обнаружилась низкая успеваемость учащихся 11-х классов по отдельным предметам. Результаты были таковы, что учащиеся к концу четверти могли получить оценки «три» и даже «два» по нескольким предметам. Причины плохих оценок почти всегда были одинаковыми: не выучил или недоучил, списал у товарища. Помимо этого страдала и дис­циплина. Первые и последние уроки часто прогуливались. Многие учащиеся на уроках занимались посторонними де­лами или попросту засыпали. В 10-м классе подобное пове­дение учащихся не наблюдалось. При выявлении причин были особо выделены две. Во-первых, это снижение мотива­ции обучения в школе: некоторые учащиеся посчитали, что все проблемы позади и можно расслабиться, аттестат они так или иначе получат, выгнать из школы уже не выгонят, на второй год тоже не оставят. Во-вторых, это увеличение внешкольной нагрузки: готовясь к поступлению в вузы, многие школьники начали посещать подготовительные кур­сы, которые занимали большую часть их свободного време­ни, не оставляя его для подготовки домашних заданий в школе; кроме того, многие курсы заканчиваются очень по­здно и дети от перегрузки или утром не успевали к первым урокам, или уходили с последних уроков».

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

В учебном процессе важно использовать реальные ситуа­ции и задачи, с которыми обучаемым приходится встре­чаться или придется столкнуться в будущей профессио­нальной деятельности, однако недостаточность знаний и умений не позволяет эффективно их разрешать. Опыт по­казывает, что надуманные ситуации не воспринимаются обучаемыми.

Чаще всего обучаемым письменно или устно дается опи­сание событий с последующим заданием. Вместе с тем ди­апазон способов предъявления ситуации может быть на­много шире в зависимости от наличия фонда накопленных материалов и возможностей технических средств обучения. В частности, могут быть применены следующие приемы и способы:

видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);

киноэпизоды художественных и документальных филь­мов;

магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;

фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отража­ющие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;

«досье ситуации» — различные документы, отчеты, док­ладные записки, инструкции, проекты и т.п.;

выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.

Примерная методика проведения 2-часового практиче­ского занятия с использованием метода анализа конкрет­ных ситуаций включает следующие этапы.

Первый этап (10—15 мин): вступительная часть, введе­ние в изучаемую проблему. Ведущий обосновывает актуаль­ность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и на практике; указывает связь проблемы с профес­сиональной деятельностью обучаемых; формулирует цели и задачи занятия.

Ведущий знакомит с организационными особенностями занятий, зачитывает конкретные ситуации. Как правило, учебная группа делится на несколько рабочих (учебных) подгрупп по 5—7 человек каждая. Он определяет задачи для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), устанавливает время и режим самостоя­тельной работы.

Второй этап (30—35 мин): групповая работа над ситуа­цией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, дает рекомендации.

Третий этап (25—30 мин): групповая дискуссия. Пред­ставители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о событии, обо­сновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы. После выступлений представите­лей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение то­чек зрения и решений; оценка результатов анализа; форми­рование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения; выбор наилучшего решения для данной ситуации.

При рассмотрении новой ситуации обучаемыми могут быть предложены несколько вариантов ее разрешения, и все они могут оказаться правильными, так как к достижению цели можно прийти разными путями, но в этом случае необхо­димо отметить тот путь, который наиболее оптимален и эффективен. Здесь проявляется творческий подход обучае­мых к выбору разумных решений.

При анализе наиболее сложных ситуаций следует обра­тить внимание, что основная задача — не выявление подоб­ных ситуаций, не отработка готовых рецептов, а выработка оптимальных и новых подходов по разрешению подобного рода ситуаций.

Четвертый этап (15—20 мин): заключительная часть за­нятия. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы, позиции подгрупп при анализе, выделяет правильные или ошибочные реше­ния, обосновывает оптимальный подход к решению подоб­ных ситуаций, рекомендует дополнительную литературу по проблеме.

При использовании метода анализа конкретных ситуа­ций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:

анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формули­ровки;

выработка альтернатив, т.е. различных «способов дей­ствия в данной ситуации;

разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию;

при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.

В практике проведения занятий методом анализа конк­ретных ситуаций необходимо придерживаться следующих пра­вил для участников рабочих групп:

все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, которую выполняет каждый. Все, что наработано груп­пой, причисляется к заслугам группы в целом;

каждый участник групповой работы лишается автор­ского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе. Каж­дый участник должен ощущать свою принадлежность к ко­манде и ответственность за то, какой он вносит вклад в общее дело;

тот, кто работает в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнения других членов группы. Рабо­та в команде предполагает стремление к сотрудничеству и готовность поступиться своими собственными позициями

источник

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развиваются на данном предметном содержании. Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор, умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей, действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.

Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций

Петроченкова Галина Борисовна

Образовательная система «Школа 2100», по которой я работаю, содержит средства для реализации такой цели, как выращивание функционально грамотной личности, которая способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Именно как средство достижения этой цели в новых учебниках «Окружающий мир» есть специальные темы, обучающие школьников описанию и решению жизненных ситуаций, в которых они могут оказаться или оказываются. Особое значение в этом виде деятельности приобретает умение сформулировать жизненную задачу, составить и осуществить план действий по ее решению, перебрать варианты, сделать выбор решения и реально оценить прогнозируемый результат. Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Жизненные ситуации, которые волнуют моих учеников, самые разные: домашние животные и здоровье, пользование бытовыми приборами и дорога в школу, дружба и семья, школа, уроки и хорошие отметки. Все эти темы были представлены детьми в своих мини — проектах для обсуждения, в результате которого была названа главная тема «Как быть успешным в школе». Вот что у нас получилось. Ситуация: хочу хорошо учиться. Описание ситуации: я хочу хорошо учиться, но у меня не всегда это получается. Что мне делать? Определили главные направления. 1) Иметь желание, мечту в жизни. 2) Стремиться быть успешным. Составили план действий. 1. Не отвлекаться на уроках, не списывать у одноклассников. 2. Выполнять домашнее задание на черновике и внимательно и аккуратно переписывать в тетрадь. Отрабатывать почерк. 3. Выполнять дополнительные задания. Для этого читать книги из домашней и городской библиотеки. 4. Заучивать стихи и прозу для развития памяти. 5. Постоянно работать над собой над своими недостатками. 6. Не расстраиваться, если сразу что- то не получается, а попытаться попробовать еще несколько раз, пока не получишь хороший результат. Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, я стану успешным в учении. Итак, все мы решаем жизненные задачи каждый день, даже не замечая, что мы это делаем. Одни из них простые или только кажутся такими, другие сложные, требуют обдумывания для того, чтобы можно было выйти из них без потерь. Задача обычно не дается человеку в явном виде, надо потрудиться, чтобы ее понять и точно сформулировать. Для решения задач человек использует способы и средства (ресурсы) — то, что находится в голове и под руками и может помочь в решении данной задачи. Способы и средства можно использовать готовые, уже существующие, либо создавать новые и у каждого есть свой выбор. Учить детей видеть ситуацию и действия героев в ней дает возможность сказка. Техника работы по анализу и решению жизненных ситуаций средствами сказки позволяет увидеть, что одни из сказочных героев жизненные задачи решают неумело, а другие успешно, кто-то пользуются помощью других, а есть и те, кто сам помогает другим. Для анализа сказок мы с детьми алгоритм: 1) Описание последовательности ситуаций и действий героев в них – это краткое, но, ясное изложение, необходимое для понимания ситуации. 2)Анализ ситуации — это выявление невидимого, того, что обнаруживается только разумом. ( Какие задачи герои должны решить? Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать?)

3) Характеристика сказки. (Вывод, о чем эта сказка). Какие учебные задачи можно решать, используя эту технику? Учить детей умению видеть и отличать сложную ситуацию от простой, формулировать задачу героя в каждой ситуации, оценивать использованный героем способ и средства решения задачи и делать выводы о том, какая мудрость заключена в сказках.

Давайте посмотрим, как это можно сделать. Возьмем для примера коротенькую русскую народную сказку «ЛИСА И РАК». (Р. Н. Бунеев. Литературное чтение, 2 класс.)

Лиса говорит раку: Давай перегоняться! Что ж, лиса, давай. Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: А я уже давно тебя тут жду.

Ситуация. Лиса и рак решили перегоняться . Анализ ситуации. Какие задачи герои должны решить? Какие трудности должны преодолеть? Как они будут это делать? Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу. Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы. Характеристика сказки. Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника А эта сказка авторская. Она написана по заданию учебника Р. Н. Бунеева Русский язык 3 класс. Задание. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в сказочной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить? Работа по содержанию сказки. Название страны, особенности в поведении и отношениях между ее жителями, возможные трудности и пути их разрешения. Работа над структурой сказки. Сказка не должна быть длинной. Это сказка – миниатюра. В ней надо написать об одном приключении героев, которых вы придумали. Примерный план: I. Вводная часть. ( Где происходят события, когда, с кем?) II. Основная часть. С чего все началось? Что произошло? Как развивались события. III. Заключительная часть. Чем все закончилось? Рассмотрим эту сказку с позиции решения жизненных проблем. Что можно узнать об авторе сказки, познакомившись с ее содержанием? Какие вопросы можно задать автору по содержанию сказки. Какую проблему решал герой? Как он это делал? Что бы могло случиться, если бы герою не пришли на помощь родители? Какой способ мог придумать герой, чтобы не погибнуть?

Жили – были в одном водном государстве Туча, Тучиха и Тучонок.

Как-то раз Тучонок пошел гулять, ушел очень далеко от дома и заблудился.

Вдруг он увидел что-то яркое и вспомнил, как папа говорил ему: « Если ты увидишь что-то яркое, то убегай оттуда немедленно, потому что это солнце». Солнце было очень жаркое, и силы начали покидать Тучонка. Он заплакал и сил стало еще меньше. А в это время мама с папой начали волноваться, пошли искать Тучонка и спасли его от горячих лучей солнца.

С тех пор Тучонок хорошо запомнил, что солнца надо опасаться, а чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Самоанализ сказки. Ситуация. Тучонок оказался один и первый раз увидел солнце. Проблема. Тучонок мог высохнуть от лучей солнца и погибнуть. Пути разрешения проблемы. 1) Мама с папой вовремя оказались рядом с Тучонком. 2) еще один способ спастись от солнца – позвать на помощь другие тучки, объединиться и защитить себя от солнечного тепла. Но второй путь будет действовать только в том случае, если жители страны заранее договорились о том, какими способами они будут сообщать всем об опасности. Вывод. Чтобы не погибнуть гулять лучше всем вместе. Сочиняя сказки, дети развивают не только свои творческие способности, но и получают реальную возможность косвенно представить свои жизненные трудности и представить читателю свою гражданскую позицию в разрешении ситуации. Для того чтобы научить детей извлекать смысл проблемы из сказки можно воспользоваться методом продолжения зачинов сказок. На карточках записаны начала сказок. В них отражены реальные проблемы людей. Дети сочиняют продолжение сказочной истории. Условие – в продолжении должно быть только пять предложений. По завершении этой работы все сказки анализируются и выбирается та из них, в которой точнее сформулированы задачи для героя и найдены лучшие способы решения этой задачи. Возьмем для примера одну. «Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал. » В целом, можно сделать вывод о том, что какой бы сказка не была, она содержит совет, или инструкцию по преодолению какой-то проблемы, и в результате развития сюжета герои либо успешно разрешают ее, либо оказываются побежденными. Но народная мудрость не позволяет сказке завершиться на этом, и всегда ставит перед героем проблему, которую привычным способом он, оказывается, решить уже не способен – и тогда сказка приобретает развитие, в продолжение которого герой вынужден искать новые средства. Жизнь не знает универсальных ответов на все вопросы, и сказочники тоже.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Итак, для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развиваются на данном предметном содержании. Обозначим ключевые: это умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор, умения оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: нравственных, гражданско-патриотических, эстетических, умения самоопределяться в системе ценностей, действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия, объясняя (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.

источник

Ситуационный анализ дает возможность получить информацию о текущем положении объекта управления, основываясь на установлении основных факторов, которые влияют на динамику управленческой ситуации и характер оказываемого влияния.

Результаты ситуационного анализа используются при создании вариантов развития объекта управления, которые позволяют получить комплексное представление о положении объекта управления, а также путях его развития, и которое предшествует формированию стратегии. Ситуационный анализ предоставляет глубокое видение сложившейся управленческой ситуации, а также основных тенденций ее динамики, «правилам игры». Выделяя и проводя оценку ситуационных переменных, получаем данные для точного определения ожидаемой динамики развития управленческой ситуации с тем, чтобы выработать решения, которые учитывают динамику ее развития, соотношение сил и реальные возможности (рис. 1).

Рисунок 1 — Последовательность этапов ситуационного анализа

Подготовка к проведению ситуационного анализа подразумевает, прежде всего, четкость постановки задач и обеспечение нужной информацией аналитиков и экспертов, которые принимают участие в его осуществлении. Анализ информации о ситуации нужен для обеспечения использования методик анализа ситуации, который предполагает нахождение основных факторов, которые оказывают влияние на ее развитие для разработки вариантов ее наиболее возможного развития. Затем осуществляется экспертная оценка имеющейся управленческой ситуации, анализ полученных экспертизы данных и оценка итоговых результатов проведенного экспертного наблюдения. Заканчивается реализация ситуационного анализа подготовкой справочно-аналитических материалов для руководителей компании, в которых отражаются результаты, которые были получены в ходе ситуационного анализа.

Методики проведения ситуационного анализа, в отличие от методик SWOT-анализа, преимущественно используют специальные подходы для выявления факторов, которые влияют на развитие управленческой ситуации, а также степени их влияния. Согласно модели, которая представлена на рисунке 1, предлагается последовательное осуществление следующих этапов.

Подготовку необходимо начинать с четкого определения ситуации о принятии решения. Нужно, чтобы эксперты и специалисты, которые приглашенные для участия в проведении ситуационного анализа, одинаково и однозначно понимали цели и задачи осуществляемого анализа.

Перед проведением ситуационного анализа может проводиться подготовка нужного информационного обеспечения, которое позволяет лучше представить ситуацию принятия управленческого решения, основные факторы, влияющие на ее развитие. Оно может быть предоставлено в формате аналитического отчета и применяться при оценке ситуации и разработке альтернативных версий управленческих воздействий.

Для осуществления ситуационного анализа может быть создана рабочая группа, которая способна обеспечить его организационное сопровождение. Также может быть создана аналитическая группа в целях его методического обеспечения, оформления результатов ситуационного анализа и подготовки аналитических отчетов. Одной из основных задач аналитической группы является четкая постановка и определение задач для специалистов и экспертов, которые приглашены для участия в его проведении.

При осуществлении сложных экспертиз в аналитической группе могут быть определены эксперты первого уровня, выполняющие оценку ситуации по основным векторам проводимого анализа в целом, и эксперты второго уровня, выполняющие более детальную оценку по ряду аспектов, которым необходима профессиональная оценка.

Начинается с осуществления поиска возможных аналогов. Информацией об аналогах может являться информация об эталонных ситуациях, возникавших ранее, так как результаты осуществления принятых в них решений уже известны.

Если ситуация является одной из эталонных, то уже известно, как в ней необходимо действовать. Поэтому подготовка и принятие решения в данной ситуации большого труда не вызывает. Если появившаяся ситуация смежна с одной из эталонных ситуаций, то нужно оценить, какие различия имеются, и существенны ли они.

При большом объеме информации об исследуемой ситуации проводится экспертиза для отсева недостоверной или недостаточно содержательной информации. Необходимо исключить повторяющуюся информацию и составить классификацию поступившей.

Этап может заканчиваться подготовкой справочно-аналитического обзора об анализируемой ситуации и включать в себя следующую информацию:

  • решения, которые принимались ранее в анализируемой ситуации и идентичные ей;
  • механизмы их осуществления;
  • осуществление контроля за ходом выполнения решений;
  • сопровождение процесса их реализации;
  • результаты оценки степени эффективности принятых решений и т.п.

Вся полученная информация используется на дальнейших этапах ситуационного анализа.

Если исследуемая ситуация не относится к числу эталонных, то определяются основные факторы, влияющие на ее развитие. В частности, для этого может быть использован метод «мозгового штурма». После того как установлены факторы, определяется степень их воздействия на развитие ситуации при помощи разрабатываемых специально систем оценки.

После того как определены базисные факторы развития ситуации и их весомость, могут быть определены правила оценки возможных вариантов развития ситуации. К примеру, если ожидаемый уровень прибыли находится в запланированном диапазоне, то нет необходимости в дополнительных управляющих воздействиях. В ином случае необходимо принять меры в целях более эффективной экономической деятельности организации.

Одной из основных задач этого этапа является проведение анализа профильных ключевых проблем ситуации, включая оценку существующих рисков и опасностей, и также перспектив в развитии ситуации.

Результатом этапа является более ясное представление о проблемах, которые необходимо решать предприятию из-за сложившейся управленческой ситуации.

Задача данного этапа считается выполненной, если по ее окончании руководитель имеет достаточно полную информацию о ситуации для возможности принятия решения о важных стратегических планах и путях выполнения стоящих перед компанией целей. Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к вероятностным изменениям внутренней и внешней среды, а также оценка показателей, которые характеризуют динамику развития ситуации.

Используется метод «мозгового штурма». Сначала формируется список самых вероятных сценариев развития в анализируемой ситуации. На основании основных факторов, которые влияют на ее развитие, составляются сценарии. Каждому из вариантов изменения значений факторов соответствует определенный вариант изменения ситуации, то есть сценарий ее развития.

Первостепенно должны быть рассмотрены изменения значений тех факторов, которые признаны экспертами наиболее значимыми и вероятными. Ожидаемые изменения в значениях основных факторов являются основой для разработки плана по развитию ситуации, для чего, в частности, могут быть использованы методы экспертных кривых.

Согласно данному методу эксперты выделяют последовательно критические точки времени, в которые могут присутствовать тенденции изменения развития ситуации, вариация значений факторов и т.п. После того как выявляются критические точки вариации показателей, экспертами определяются ожидаемые значения данных факторов и тенденций к изменению данных значений в определенных точках.

Тем самым разрабатываются альтернативные сценарии развития ситуации. Получаемые результаты подвергаются дополнительному анализу. После анализа динамики развития ситуации экспертами могут быть внесены коррективы в составленные варианты ее развития.

Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития.

Составляется оценка наиболее вероятных сценариев развития ситуации экспертами с точки зрения возможности по достижению целей, которые стоят перед компанией.

В зависимости от предусмотренной процедуры оценка может проводиться экспертами индивидуально либо в процессе коллективом экспертной комиссии.

Одновременно с оценкой наиболее вероятных сценариев развития ситуации на этом этапе предполагается формирование предложений возможных вариантов управленческих решений. Также здесь рекомендуется применение метода «мозгового штурма», хотя могут быть использованы и иные методы организации и осуществления экспертиз.

Целесообразно проводить сравнительную оценку возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты в исследуемой ситуации.

Основной целью экспертиз на данном этапе является разработка обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, которые стоят перед объектом управления.

Для формирования сценариев возможного развития ситуации нужно проведение соответствующей обработки данных, включая математическую. В частности, при проведении коллективной экспертизы обязательной является обработка результатов коллективного мнения экспертов:

  • при структуризации информации;
  • систематизации и отсеве информации;
  • формировании оценочной системы;
  • разработке экспертных прогнозов развития;
  • разработке возможных сценариев развития ситуации;
  • разработке альтернативных вариантов тактических и стратегических решений;
  • сравнительной оценке возможных вариантов управленческих решений.

Обработка данных необходима при выявлении факторов и определении зависимостей, которые характеризуют ситуацию и тенденции ее изменений.

После того как предварительные данные результатов экспертиз получены, приступают к их анализу. Экспертная информация рассматривается с позиций согласованности мнений экспертов, участвовавших в экспертизе. Степень согласованности оценок экспертов позволяет судить о надежности результата экспертизы, а также содержательно интерпретировать основные точки зрения экспертов при расхождениях между ними.

Обработку данных при анализе и оценке результатов экспертизы могут использовать совместно с оценкой согласованности экспертов, в целях оценки уровня противоречивости экспертных оценок, а также апостериорной и априорной оценки уровня точности экспертных оценок.

Учитывая обработанные данные, а также результаты оценки экспертизы формируются материалы отчетов для руководства.

Данный этап — заключительный. Подводится итог выполненной работы. Его основная задача заключается в подготовке аналитических материалов, которые содержат ряд рекомендаций:

  • по принятию управленческих решений в исследуемой ситуации;
  • способам и методам их выполнения;
  • контролю за выполнением решений;
  • сопровождению процесса реализации принимаемых решений;
  • анализу результатов, которые включают оценку уровня эффективности принятых решений и эффективности их выполнения.

Как правило, ситуационный анализ является весьма эффективным при его проведении с использованием технологий и специально разработанных методов. Данный анализ позволяет вырабатывать и принимать наиболее обоснованные управленческие решения, исходя из более глубокого анализа ситуации и динамики ее развития, а также позволяет предвидеть возможное появление кризисных ситуаций и принимать необходимые меры по их предотвращению.

Наиболее актуальным ситуационный анализ является в процессе решения комплексных проблем, которые представляют особую важность для организации при стратегическом планировании. Организация и осуществление ситуационного анализа, его информационное и методическое сопровождение могут быть закреплены за специально созданными аналитическими и рабочими группами, согласно поставленных перед ними задачами и делегированными полномочиями.

К числу этих задач, в частности, относятся:

  • определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;
  • создание мониторинга по анализируемым направлениям деятельности;
  • определение выработанных альтернативных вариантов;
  • формирование и актуализация банка ситуаций (как эталонных, так и проанализированных ранее);
  • определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;
  • подбор и адаптация модуля статистического анализа данных;
  • подбор, адаптация и разработка методов анализа и систематизации информации;
  • разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;
  • формирование и актуализация банка экспертов;
  • подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;
  • подбор и адаптация методов разработки сценариев;
  • подготовка инструментария, включая математический аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;
  • подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;
  • определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;
  • подбор и адаптация методов анализа чувствительности ситуации;
  • подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов мозговой атаки по оценке ситуации.

Эффективное применение ситуационного анализа для решения проблем управления, которые представляют особую важность для предприятия, не представляется возможным без соответствующего компьютерного обеспечения и специализированных автоматизированных систем, которые предназначены для обработки информации и сопровождения основных фаз ситуационного анализа.

К таким системам относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, которые используют:

  • метод аналогий,
  • обработка экспертной информации при определении коллективных экспертных оценок
  • автоматизированные системы оценки ситуаций,
  • автоматизированные системы диагностики ситуаций,
  • многомерное шкалирование,
  • кластер-анализ,
  • факторный анализ,
  • обработка статистической информации,
  • и т.д.

Если при разработке управленческих решений в компании ситуационный анализ проводится на регулярной основе, то необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься сопровождением и обеспечением ситуационного анализа. Например, может оказаться необходимым формирование центра ситуационного анализа либо ситуационной комнаты.

источник