Меню Рубрики

Анализ управленческих решений как подход

Обеспечение альтернативных вариантов управленческих решений

Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, то есть следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели (например, два металлических листа соединить можно следующими технологическими способами: сваркой, пайкой, склеиванием, заклепками, болтовым соединением и др. Задача специалиста заключается в выборе такого соединения, которое выполняло бы требуемые функции качественно и одновременно с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление и эксплуатацию конструкции).

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

1) Фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций).

2) Фактор качества объекта.

3) Фактор масштаба (объема) производства объекта.

4) Уровень освоенности объекта в производстве.

5) Метод получения информации для принятия управленческого решения.

6) Условия эксплуатации (применения) объекта.

8) Фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей целевой подсистемы системы менеджмента (показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, управляемой или управляющей подсистем, улучшение связей с внешней средой системы.

Задача лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности инвестиций.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения:

1) Количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех.

2) В качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов.

3) Формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на условиях обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения.

4) Для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется применять методы кодирования и прикладное программное обеспечение.

К анализу, так же, как и другим функциям менеджмента, должны применяться научные подходы и принципы. К специфическим принципам анализа относятся следующие:

1) Принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) Принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) Принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям;

4) Принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) Принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

Классификация методов и приемов анализа и область их применения

Методы (приемы) анализа Направление анализа
выполнение плана производства и реализации уровень качества товара обеспеченность ресурсами использование ресурсов организационно-технический уровень уровень социального развития коллектива Охрана окружающей среды уровень нормативно-методического обеспечения
Методы: о – основной метод, в – вспомогательный метод
1. Сравнения
2. Индексный в в в в
3.Балансовый в в
4. Цепных подстановок в
5. Графический в в в в в в в в
6. Функционально-стоимостный анализ в
7. Экономико-математические методы в в в
Приемы
1.Сводки и группировки в в в в в в в в
2. Средних величин в в в в в в в в
3. Динамических рядов в в в в в в в в
4. Детализации и обобщения в в в в в в в в
5. Абсолютных и относительных величин в в в в в в в в
6. Сплошных и выборочных наблюдений в в в в в в

Рассмотрим сущность методов анализа.

1) Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

· отчетные показатели с плановыми показателями;

· плановые показатели с показателями предшествующего периода;

· отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

· показатели работы за каждый день;

· сравнения со среднеотраслевыми данными;

· показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий.

2) Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

3) Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

4) Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

5) Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов, исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

6) Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

7) Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. С применением ЭММ решаются следующие задачи:

· оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;

· оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

· оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;

· оптимизация уровня унификации составляющих частей изделия и средств технологического оснащения;

· установление оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;

· определение оптимального ассортимента изделий;

· определение наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта, размещение складов;

· определение границ целесообразности проведения капитального ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

· установление и сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы ресурса каждого вида с точки зрения оптимального варианта решения;

· определение внутрихозяйственных потерь в связи с возможным оптимальным решением.

Далее рассмотрим приемы анализа.

1) Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

2) Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

3) Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты (в экономическом анализе используются виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные).

4) Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Для характеристики изучаемого объекта различают моментные ряды – за различные моменты времени и периодические – за определенный период времени.

5) Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

6) Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1) Сущность и принципы анализа

2) Методы и приёмы анализа: сущность и область применения

3) Метод цепных подстановок

4) Факторный анализ с применением ЭВМ

5) Основы функционально- стоимостного анализа

6) Анализ эффективности использования ресурсов

8) Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Процесс познания широко использует такие важнейшие инст­рументы, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Ак­тивно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе зап­рограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппа­ратом.

Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческо­го процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мыш­ление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференци­руют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективно­стью, в их развитии и противоречии. Черз суждение, через поня­тия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также де­дукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. — analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реаль­ные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом един­стве с понятием «синтез» (от гречес. — sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления — процесс аналитико-синтетической дея­тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязан­ные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование но­вых практических предложений и умозаключений.

Созерцание , или наблюдение, фактофиксация — начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание — это отда­ние чести «его величеству господину факту», факты — это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов — основа всех последующих этапов анализа — мышления. Со­зерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высо­ком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

«Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем» /1/.

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант­ность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше та­ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод «Дельфи»). Абстрактное мышление, основанное на объективных дан­ных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет опре­деленные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозак­лючений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

К основным принципам диалектики , на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмот­рена в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что движение — непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других си­стем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динами­ке, в причинно-следственных связях . Причина порождает след­ствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах : а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспор­ными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятнос­тными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречи­вость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонис­тических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономичес­ким анализом философская проблема количества и качества . В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целос­тность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характер­ны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, дина­мику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличе­нии) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособнос­ти. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относитель­ных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно при­вести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта това­ров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диа­лектический закон «отрицание отрицания «. Во всех сферах про­исходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспо­собных объектов. Например, в США за последние 15 лет продол­жительность выпуска вычислительной техники сократилась в сред­нем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

I) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факто­ров) предполагает постановку целей и установление способов до­стижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (веду­щее) звено, применяя методы факторного анализа и структури­зации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям (см. п. 1.4);

4) принцип оперативности и своевременности анализа направ­лен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (про­порциональности, параллельности, прямоточности, непрерывнос­ти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информа­ционного обеспечения, повышения качества информации и мето­дов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает ко­личественное выражение: а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов уп­равленческого решения; б) связей между компонентами системы менеджмента; в) степени неопределенности и риска при приня­тии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза пока­зана на рис. 4.1.

Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности то­вара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 — полезный эффект;

источник

Анализ ситуации в управленческих решениях – это исследование, состоящее в разложении ситуации принятия управленческого решения на компоненты, выявлении причинно-следственных связей, факторных и зависимых переменных.

Любой управленческий процесс базируется на принятии решений. Хотя на первый взгляд может показаться, что процесс принятия решений прост, на самом деле это не так. Профессиональные менеджеры знают, что принятие решений должно осуществлять не интуитивно, а на научной основе. Принятие решений осуществляется в любой организации, и в каждой из них существует своя специфика, закрепленная в политике принятия решений или негласно практикуемая руководителями и их подчиненными. Тем не менее, есть и общие принципы, применяемые всеми без исключения лицами, принимающими решения.

В любой организации любой сферы деятельности подготовка решений производится на основе всей совокупности информации о ситуации. Для сбора сведений применяют оценки и тщательный анализ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс принятия решения может быть представлен по-разному в зависимости от выбранного подхода:

  • системного,
  • количественного,
  • ситуационного и т.д.

Наиболее полно отражает возникающие в ходе управленческой деятельности проблемы ситуационный подход. В нем сочетаются методы, используемые в других подходах к анализу принятия решений. Ситуационный подход признается исследователями одним из наиболее перспективных для менеджмента как науки. Достоинством ситуационного подхода является то, что он дает руководителю возможность не только получить целостное представление об объекте управления и особенностях его функционирования, но и осуществить эффективное управление конкретной ситуацией. Этот подход позволяет отойти от традиционного метода «проб и ошибок» и принимать решения исходя из анализа и понимания ситуации в текущем состоянии, а также динамики ее развития. Эффективность применения ситуационного подхода повышается за счет возможности осуществить предварительный анализ ситуации, а также предвидеть ее ожидаемые изменения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Методологической основой ситуационного подхода является ситуационный анализ. В рамках ситуационного анализа как подготовительного этапа для принятия решений можно выделить семь этапов:

  1. получение информации о сложившейся ситуации на конкретный момент времени;
  2. проведение анализа данной ситуации;
  3. выявление всех существующих проблем ситуации, их ранжировка, выбор основной проблемы;
  4. диагностика основной проблемы;
  5. прогнозная разработка вероятного развития ситуации;
  6. постановка проблемы;
  7. формирование идей по поиску решений относительно данной ситуационной проблемы.

В зависимости от того, насколько тщательно осуществлена подготовка, находится качество принимаемого решения, его эффективность и оптимальность. Адекватное представление ситуации требует не только количественных, но и качественных данных. Для их получения применяют социологические опросы и экспертные методы. К получаемой информации предъявляется несколько требований:

  • достоверность,
  • полнота,
  • неизбыточность,
  • актуальность.

После того, как сведения о ситуации собраны, а цель организации сформулирована, можно начинать собственно анализ ситуации.

Ключевая задача анализа ситуации – это выявление факторов, влияющих на ее развитие. Осуществление ситуационного анализа дает возможность не просто принять управленческое решение в конкретной сложившейся ситуации, но и, исходя из установленных тенденций, факторов и закономерностей, обоснованно подойти к принятию долговременных управленческих решений, и даже скорректировать стратегические цели организации.

Ситуационный анализ можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка к анализу ситуации. Правильная постановка задачи обеспечивает половину успеха, поэтому на подготовительном этапе следует четко определить ситуацию принятия решения. Для достаточно полного и глубокого ситуационного анализа требуется методическое, организационное, информационное и компьютерное сопровождение.
  2. Анализ информации. Сначала подыскиваются аналоги ситуации – эталонные ситуации, алгоритм поведения в которых уже известен. Если ситуация сводится к эталонной, это существенно облегчает принятие решения. Если выявлены различия, следует оценить их значимость. Результатом этого этапа является подготовка аналитического обзора.
  3. Анализ ситуации. Для ситуаций, отличающихся от эталонных, выявляются факторы, влияющие на развитие ситуации. На этом этапе широкое применение имеют методы экспертных оценок, в частности, «мозговой штурм». После выявления факторов оценивается мера их влияния на ситуацию. Для измерения каждого фактора используют специальные шкалы.
  4. Разработка сценариев возможного развития ситуации. На этом этапе определяется перечень наиболее вероятных сценариев развития ситуации, формируются модели ее развития. Результатом становится прогноз изменения факторов и показателей, характеризующих ситуацию.
  5. Оценка ситуации. На этом этапе осуществляется генерирование идей для дальнейшего рассмотрения и анализа обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения стоящих перед организацией целей.
  6. Обработка и оценка результатов экспертизы. На этом этапе широко используются математические (в частности, статистические) методы. Они позволяют оценить согласованность мнений экспертов и их противоречивость, дать оценку априорной и апостериорной оценки точности экспертных заключений.
  7. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа. Это заключительный этап, на котором оформляются итоги проведенной работы по анализу ситуации. Аналитические материалы, выступающие результатом последнего этапа, должны содержать рекомендации по принятию решения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Рассмотрим порядок применения основных методов и приемов анализа при оценке эффективности принятия и исполнения управленческих решений.

Метод сравнения дает возможность оценить деятельность организации, выявить отклонения фактических значений показателей от базисных величин, установить причины этих отклонений и найти резервы дальнейшего улучшения деятельности организации.

Индексный метод используется при анализе сложных явлений, отдельные элементы которых измерить нельзя. В качестве относительных показателей индексы необходимы для оценки степени выполнения плановых заданий, а также для определения динамики различных явлений и процессов.

Этот метод позволяет осуществить разложение обобщающего показателя по факторам абсолютных и относительных отклонений.

Балансовый метод заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей деятельности организации для выявления влияния отдельных факторов, а также для поиска резервов улучшения деятельности организации. При этом взаимосвязь между отдельными показателями выражается в виде равенства итогов, полученных вследствие определенных сопоставлений.

Метод элиминирования состоит в обобщении методов индексного, балансового и цепных подстановок, дает возможность выделить влияние отдельно взятого фактора на обобщающий показатель деятельности организации исходя из предположения, что остальные факторы действовали при прочих равных условиях, т.е. так, как предполагалось по плану.

Графический метод представляет собой способ наглядной иллюстрации деятельности организации, а также способ определения ряда показателей и способ оформления результатов проведенного анализа.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — метод системного исследования, применяемого в соответствии с назначением изучаемого объекта (процессы, изделия) с целью повышения полезного эффекта, т.е. отдачи на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Важнейшая черта ФСА состоит в установлении целесообразности перечня функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях или в проверке необходимости функций уже существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа используются с целью выбора оптимальных вариантов, определяющих управленческие решения в существующих или планируемых экономических условиях.

С помощью экономико-математических методов анализа могут решаться следующие задачи:

  • o оценка плана по производству продукции, разработанного с применением экономико-математических методов;
  • o оптимизация производственной программы, ее распределения между цехами и отдельными видами оборудования;
  • o оптимизация распределения имеющихся производственных ресурсов, раскроя материалов, а также оптимизация норм и нормативов запасов и расхода этих ресурсов;
  • o оптимизация уровня унификации отдельных составляющих частей изделия, а также средств технологического оснащения;
  • o определение оптимальных размеров организации в целом, а также отдельных цехов и производственных участков;
  • o установление оптимального ассортимента выпускаемой продукции;
  • o выявление наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта;
  • o определение наиболее рациональных сроков эксплуатации оборудования и проведения его ремонтов;
  • o сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы вида ресурсов с точки зрения оптимального варианта управленческого решения;
  • o расчет возможных внутрипроизводственных потерь в связи с принятием и исполнением оптимального решения.

Итак, эффективность функционирования организации в значительной степени зависит от качества управленческих решений. Это обусловливает важность овладения всеми ответственными работниками управленческого аппарата, и прежде всего руководителями организаций теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и внедрения оптимальных управленческих решений.

Разработка и принятие управленческого решения — это, как правило, выбор одного из нескольких альтернативных вариантов. Необходимость принятия управленческих решений обусловливается сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Эта необходимость возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Характер принимаемых управленческих решений находится под влиянием полноты и достоверности информации, имеющейся по данной ситуации. Исходя из этого управленческие решения могут приниматься как в условиях определенности (детерминированные решения), так и в условиях риска или неопределенности (вероятностные решения).

Процесс принятия управленческих решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем данной организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернативных вариантов и выборе из них наилучшего варианта, а затем — осуществлении выбранного управленческого решения.

Практика подготовки и исполнения управленческих решений дает многочисленные примеры погрешностей на всех уровнях управления экономикой. Это — следствие действия многих причин, так как развитие экономики складывается из большого количества различных ситуаций, требующих своего разрешения.

Важнейшее место среди причин принятия и внедрения малоэффективных управленческих решений занимает незнание или несоблюдение технологии их разработки и организации их выполнения.

Важную роль призван играть кибернетический подход к разработке управленческих решений, который получил известность в качестве теории принятия решений. Он основывается на широком использовании математического аппарата и современной вычислительной техники.

источник

Изучение деятельности ООО «Элемент-Трейд». Анализ финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности предприятия. Применение SWOT-анализа для выявления слабых и сильных сторон фирмы. Разработка управленческих решений; оценка их эффективности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО Гуманитарный университет

Факультет бизнеса и управления

Анализ процесса принятия управленческих решений в организации

(на примере ООО «Элемент-Трейд»)

студентки 6 курса, заочного отделения

Беспамятных Ольги Васильевны

Глава 1. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений в организации

1.1 Сущность и значение управленческих решений

1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений в организации

1.3 Методика оценки эффективности процесса принятия управленческих решений

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд»

2.1 Общая характеристика ООО «Элемент-Трейд»

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

2.3 Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд»

2.4 Оценка эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд»

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что деятельность каждого человека основана на принятии решений и всегда это выбор среди множества альтернатив. В процессе работы менеджер вынужден принимать решения ежедневно. Управленческое решение отличается особой ответственностью, т.к. носит общественный характер, затрагивая интересы многих групп людей, поэтому требует особо взвешенного научного подхода. Принятие управленческого решения — это выбор наилучшего способа достижения какой-либо цели управления в процессе анализа вариантов.

Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов.

Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования системы принятия управленческих решений на примере деятельности общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд». Поставленная цель обусловливает постановку и последовательное решение следующих задач:

— Изучение теоретических основ принятия решений в управлении и методики оценки эффективности процесса принятия решений.

— Исследование системы принятия решений в обществе с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» и оценка эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии.

— Разработка путей совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд».

В процессе разработки мероприятия по совершенствованию процесса принятия решений предложено: изменение схемы принятия решений, изменение схемы документооборота.

В теоретической части рассматривается сущность и значение процесса принятия решения, этапы процесса принятия управленческих решений в организации, методика оценки эффективности процесса принятия управленческих решений. В аналитической части приведена общая характеристика объекта исследования (рассматриваются динамика основных экономических показателей, проведен SWOT-анализ процесса принятия управленческого решения в ООО «Элемент-трейд»). В проектной части представлены методы совершенствования процесса принятия управленческих решений для каждого из этапов этого процесса.

При написании работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту, управлению организацией и управленческим решениям.

Исходной базой анализа процесса принятия решений в ООО «Элемент-Трейд»: данные статистики, данные бухгалтерского учета, приказы, нормативная документация.

Объектом исследования является коммерческое предприятия общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд». Основной деятельностью исследуемого предприятия является розничная торговля (продажа продуктов питания, хозяйственных товаров).

Предметом исследования в данной работе является процесс принятия управленческих решений в данной организации.

Теоретико-методологической основой для написания данной курсовой работы послужили труды следующих отечественных авторов: Пироговой Е. В., Ивасенко А. Г., Злобина, Н. В., Лысов О. Е. и других, а также зарубежных авторов: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.

Для написания работы применялись следующие методы исследования: метод системного и комплексного подхода, системного анализа, элементного анализа, наблюдения и др.

Поставленная цель, задачи, предмет и объект исследования предопределили логику изложения и структуру данной курсовой работы, состоящую из введения, трех глав и заключения. Курсовая работа изложена на 59 листах машинописного текста, содержит 4 рисунка, 14 таблиц, 1 приложение.

В первой главе «Теоретические основы процесса принятия управленческих решений» рассмотрены сущность и значение управленческих решений, этапы процесса принятия управленческих решений в организации, методика оценки эффективности процесса принятия управленческих решений.

Во второй главе «Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд» проведен анализ финансового состояния ООО «Элемент-Трейд», а также анализ процесса принятия управленческих решений в ООО Элемент-Трейд и оценка эффективности этого процесса.

В третьей главе «Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд» предложены способы совершенствования процесса принятия управленческих решений.

В заключении приводятся основные выводы по проведенному исследованию.

Глава 1. Теоретические основы организации методов принятия управленческих решений

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

1.1 Сущность и значение управленческих решений

Процессы принятия управленческих решений занимают центральное место в структуре управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты. Менеджер обладает властью, полномочиями принимать решения, он же несет ответственность за его выполнение, за использование ресурсов, за судьбы людей.

Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и т.д. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим.

Управленческие решения отличает:

Цели. Субъект управления (индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

Масштаб и последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно сказать, что управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, т.к. содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понять сущность решений.

Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение — убытки.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу. Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющая, координирующая и мотивирующая.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они являются направляющей основой для реализации общих функций управления — планирования, организации, контроля, мотивации.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.

Правовая сущность управленческого решения заключается в точном соблюдении и законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.

Технологическая сущность управленческого решения предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации управленческого решения.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

Управленческие решения служат составной частью любой функции процесса управления и пронизывают всю управленческую деятельность — от формулировки цели до момента ее достижения. Решение — основной продукт труда менеджера. От эффективности управленческих решений зависит успех дела. Поэтому каждое управленческое решение должно быть научно обосновано и своевременно принято, соответствовать ситуации и законодательным актам, отвечать объективным условиям развития предприятий, обеспечивать наиболее полное достижение поставленной цели и рациональное использование ресурсов.

Разработка эффективных решений — основа обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа.

Как правило, некоторые из принятых решений оказывается неисполнимы. Происходит это по разным причинам: нелепости целей, сложности контроля, отсутствия сроков выполнения, закрепляемости ответственности за конкретными лицами. По сути отмеченное говорит о недостатках в управленческой деятельности, которые приводят к серьезным экономическим и социальным последствиям (упущенные возможности, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективе). Поэтому организация глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Схема этого процесса представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема цикла управления

Это показывает, что всякое управление реализует последовательность трех основных этапов:

· определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);

· вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения);

· реализует его (реализация решения).

Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.

Управленческое решение формулируется как:

— продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;

— выбор определенного курса действий из возможных вариантов; выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;

— выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Таким образом, управленческое решение связано с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Реализуются решения в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и т.д.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления.

Разработка эффективных решений — основа обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа.

Недостатки в управленческой деятельности приводят к серьезным экономическим и социальным последствиям (упущенные возможности, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективе). Поэтому организация глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность.

Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.

1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений в организации

Для разрешения проблемы очень часто требуется не единичное решение, a определенная последовательность решений и их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру.

Процесс управления состоит из повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящее в ней процессы.

Самая простая схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение. Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.

Наиболее целостное и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, представленная на рисунке 2, отражающая его основные стадии и порядок их следования.

Рис. 2. Процесс принятия управленческого решения

Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации. Анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выяснить проблемы, которые следует решать. Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации.

Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение или диагноз, полный и правильный. Проблемой является расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. Выявление и формулировка проблемы — сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. И доведение этих проблем до количественной определенности (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Нельзя также забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели называют критериями выбора.

Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы, в идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает и не может располагать такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.

Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.

В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают другие, а выполняют третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за решение, которого не разрабатывал, специалисты, готовившие и анализировавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должна реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности ее работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования. Признание решения редко бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее. Вероятность быстрой и эффективной реализации значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение, внести предложения, замечания.

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей этапа управления реализацией.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.

Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, т.к. необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность — не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

В каждой организации имеются особенности принятия управленческих решений, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации. Тем не менее, процесс разработки управленческого решения имеет нечто общее для организации. Нельзя также забывать, что все элементы деятельности организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решение проблемы, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

Итак, процесс управления состоит из повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций.

Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы.

Прежде чем рассматривать возможные варианты решения проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей.

Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы, в идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным.

Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.

Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, т.к. необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Основная задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения.

1.3 Методика оценки эффективности процесса принятия управленческих решений

Принятие решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия, ведь именно в разработке решений, их принятии, организации и контроле заключается деятельность всего аппарата управления. Эффективность управленческих решений — основная характеристика принимаемых решений, которая определяется качеством решения, его влиянием на улучшение деятельности, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей. Оценка эффективности принятия управленческих решений играет важную роль в деятельности всего предприятия в целом. Она необходима для дальнейшей работы организации, поскольку, если принятое решение окажется неэффективным, то и работа всех подразделений будет также неэффективна.

Необходимо отметить, что для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления, основными задачами которого являются: разработка программы реализации, руководство реализацией, контроль исполнения, оценка результатов. Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, очень трудная задача даже для опытных руководителей. Не всегда эффект от реализации управленческого решения соответствует ожидаемому, но, несмотря на это, должно быть постоянное стремление к максимизации этого эффекта.

Задача определения эффективности управленческих решений представляет собой наиболее сложную и спорную проблему управления. Нельзя изолированно рассматривать эффективность управленческого решения и его реализацию. Это связано с тем, что эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи реализовано последовательно и в срок, оно достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений зависит как от качества самих решений, так и от качества их осуществления.

Под эффективностью понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления), а также эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

Рисунок 3. Схема расчетов по оценке эффективности управления

Экономическая эффективность управленческого решения характеризуется соотношением стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его подготовку и реализацию. Прибавочный продукт может быть представлен в виде прибыли, снижения затрат, увеличения производительности, получения кредитов и т. д.

Социальная эффективность управленческого решения рассматривается как результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующая формула:

Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много, среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

— степень выполнения заказов потребителей;

— доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

— своевременность выполнения заказа;

— полнота выполнения заказа;

— оказание дополнительных услуг;

— послепродажный сервис и др.

Обобщающий показатель экономической эффективности управления в узком смысле рассчитывается следующим способом:

— доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;

— доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;

— нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

— доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива,

— количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п.

Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации — оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации — используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля — количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

Значения величин, входящих в формулу, можно определить на основании данных оперативного учета и бухгалтерских данных организации.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Так можно оценить результативность работы аппарата управления в целом, а также конкретные решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений. Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений.

Кроме того, учитываются и рассматриваются три группы показателей (критериев), характеризующих:

? затраты времени (оперативность процесса);

? затраты ресурсов и экономический результат (ресурсоемкость и результативность процесса);

? степень достижения целей (целевые эффекты).

Оперативность процесса управления (осуществления стратегических изменений). Характеризуется динамикой показателей затрат времени на выполнение системных функций организации.

В зависимости от конфигурации системы управления часть функций в ее подсистемах с точки зрения времени могут выполняться последовательно (т. е. обусловливать друг друга), а часть — параллельно (независимо). Но в любом случае стремление к сокращению трудоемкости операций по всем подразделениям положительно скажется на эффективности управления, его гибкости и маневренности.

Т — показатель трудоемкости выполнения управленческих функций,

Ср — численность работников на тех или иных должностных позициях:

Fэф — эффективный фонд рабочего времени соответствующего календарного периода.

Итак, уменьшение трудоемкости управленческой операции снижает необходимость в трудовых ресурсах. Это в свою очередь снизит потребность в финансовых ресурсах (в виде заработной платы, сопутствующих отчислений, управленческих и социальных накладных расходов), материальных ресурсах (в виде оборудования, вспомогательных материалов, инвентаря, площадей, энергии), информационных ресурсах (в виде объемов поступающей и исходящей информации). Зная удельные нормативы на эти ресурсы, примерные расценки на них, можно путем калькуляции определить первую (уменьшаемую) составляющую расчета эффекта прямой экономии времени.

Одни и те же цели могут быть достигнуты при разной величине затрат, поэтому основной критерий эффективности решения — отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление. В таких ситуациях одним из наиболее часто применяемых методов оценки эффективности решения является метод «затраты-прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат, где под «прибылью» понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение. К таким критериям могут быть отнесены как объективные показатели, например потоки платежей, срок окупаемости, рентабельность, объем производства и другие, так и субъективные оценки, например социальная значимость проекта, имидж фирмы и т. п.

Эффективность управленческого решения можно разделить по уровням ее разработки и реализации, охватом людей и компаний. Система количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов осуществляет управление эффективностью управленческого решения. Важная особенность управленческого решения как продукции управленческой деятельности — его нематериальная сущность.

Эффективность функционирования организации в очень значительной степени зависит от качества управленческих решений. Это обусловливает важность овладения всеми ответственными работниками управленческого аппарата, и прежде всего руководителями организаций теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и внедрения оптимальных управленческих решений.

Таким образом, эффективность управленческих решений — основная характеристика принимаемых решений, которая определяется качеством решения, его влиянием на улучшение деятельности, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей. Оценка эффективности принятия управленческих решений играет важную роль в деятельности всего предприятия в целом. Она необходима для дальнейшей работы организации, поскольку, если принятое решение окажется неэффективным, то и работа всех подразделений будет также неэффективна.

Экономическая эффективность управленческого решения характеризуется соотношением стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его подготовку и реализацию. Прибавочный продукт может быть представлен в виде прибыли, снижения затрат, увеличения производительности, получения кредитов и т. д.

Социальная эффективность управленческого решения рассматривается как результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами.

Значения величин, входящих в формулу, можно определить на основании данных оперативного учета и бухгалтерских данных организации.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей позволяет сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Элемент-Трейд»

2.1 Общая характеристика ООО «Элемент-Трейд»

«Элемент — Трейд» является обществом с ограниченной ответственностью. Юридический адрес общества: г. Екатеринбург ул. Щербакова, 4. Почтовый адрес ООО «Элемент-Трейд»: г. Екатеринбург Сибирский тракт 12 строение 5. Сфера деятельности общества согласно учредительным документам:

· розничная торговля продуктами питания;

· розничная торговля промышленными товарами;

· розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными и безалкогольными напитками и соками;

· розничная торговля табачными изделиями;

· розничная торговля замороженными продуктами;

· розничная торговля кормами для животных;

· производство готовых к употреблению продуктов.

Первая «Монетка» в Екатеринбурге появилась весной 2001 года. Тогда было открыто два магазина: один — формата Cash & Carry, другой — универсам эконом-класса. Сеть была основана компанией R-Modul (специализация: торговля сигаретами, шоколадом, кондитерскими изделиями). К 2003 году магазинов было 6. В 2004 году магазин «Монетка» появился в Тюмени, Н. Тагиле. В 2005 году магазины торговой сети появились в Уфе и Челябинске. 2006 год — открыты магазины в Кургане, а также появились 3 новых супермаркета. Открытие 100-го мазина произошло в 2007 году. Также торговая сеть начала работу в Ханты-Мансийском АО и появился первый магазин в Москве. С 2008 года начинает работу собственный распределительный центр. Теперь поставщикам уже не надо развозить товар по магазинам маленькими партиями. Весь товар принимает распределительный центр, затем развозит по магазинам сети. В 2010 году магазинов уже 200, а в 2011 году торговая сеть вышла в Сибирский федеральный округ. В 2012 году магазинов 400. По состоянию на июль 2013 года в составе торговой сети 500 магазинов.

Торговая сеть «Монетка» сегодня — один из лидеров Екатеринбурга и Уральского региона (универсамов и дискаунтеров). Магазины ТС «Монетка» действуют в Челябинской, Тюменской, Калужской, Владимирской, Курганской, Московской, Свердловской областях; Республике Башкортостан; в Пермском крае; в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Организационная структура предприятия представлена в приложении 2.

Руководящая должность принадлежит генеральному директору — одному из учредителей Общества. Он выполняет следующие функции:

· распоряжение имуществом фирмы,

· устанавливает штатное расписание,

· открывает расчетные и иные счета,

· издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников,

· определяет структуру аппарата управления, численность, квалификацию и штатный состав,

· нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников компании,

· подписывает договора с партнерами.

В приложении 2 представлена не полная структура организации, директора магазинов подчиняются региональному управляющему соответствующего региона. У каждого директора магазина есть два заместителя: по торговому залу и по складу, которым подчиняются соответственно администраторы торгового зала и работники склада. У каждого отдела в магазине (молочный, промышленный, кондитерский и т.д) есть администратор, которому подчиняются продавцы соответствующего отдела, кассиры подчиняются старшему кассиру.

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Прежде всего, необходимо проанализировать бухгалтерский баланс ООО «Элемент — Трейд», представленный в приложении 1.

Имущество предприятия увеличилось с 2008 по 2012 гг. Произошло это за счет увеличения стоимости внеоборотных активов, которые увеличились преимущественно за счет увеличения стоимости основных средств и незавершенного строительства. В составе оборотных активов произошли следующие изменения: запасы снизились к 2012г после некоторого увеличения в 2009 г; дебиторская задолженность имеет тенденцию к сокращению. Положительная динамика характерна для краткосрочных финансовых вложений, а величина денежных средств колеблется в течение всего изучаемого периода.

В целом же величина оборотных активов сокращается.

Источники образования имущества организации за рассмотренный период также увеличились. При этом доля собственных средств не изменилась, хотя нераспределенная прибыль увеличилась в 1,5 раза. Немного сократились долгосрочные обязательства, но в то же время увеличились краткосрочные займы.

Величина займов и кредитов уменьшается, но увеличивается доля кредиторской задолженности, преимущественно за счет увеличения задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Результаты анализа отчета о прибылях и убытках ООО «Элемент — Трейд» отражены в таблице 1.

источник