Меню Рубрики

Анализ тютчева как неожиданно и ярко

Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений.

Интонационный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко. »

Жить на два дома: здесь и на звезде.

В практике школьного анализа лирических произведений используются разные пути анализа: тематический, композиционный, стилистический, жанровый, сопоставительный (сопоставление стихотворений, сопоставление канонического текста с черновыми вариантами). Выбирая тот или иной путь разбора, словесник всегда ставит перед собой цель донести до школьников не только своеобразие стихотворения, но и погрузить подрастающих читателей в неповторимый мир внутренних переживаний и мышления человека, воплощенный в лирическом произведении. Этой цели отвечает и интонационный анализ стихотворений, когда внимание учеников сосредоточивается на внутренней мелодии и ритме художественного текста, на единстве его повествовательно-описательного, императивно-восклицательного и поисково-вопрошающего строя. Являясь одним из аспектов разбора лирических произведений, интонационный анализ не противостоит ни композиционному, ни стилистическому, ни жанровому анализу стихотворений. Он легко соединяется с любыми элементами анализа лирики, пролагая путь к их постижению. Наблюдения над интонацией поэтической речи находят естественное и привычное воплощение в выразительном чтении стихотворений учащимися — живом звуковом истолковании текста, которое способно показать словеснику плодотворность интонационной трактовки произведения.

Каждое подлинно поэтическое произведение обладает неповторимостью интонационного строя и может стать объектом интонационного анализа. Но особый интерес интонационный анализ приобретает, например, тогда, когда интонационная структура стихотворения представляет собой сочетание повествовательной, восклицательной и вопросительной универсалий, когда интонационный строй определяет композицию поэтического текста, когда лирическое произведение состоит из одного предложения, когда интонация в движении поэтической мысли оттеняет пространственно-временные отношения и т.д. и т.п. Добротный материал для интонационного анализа дает стихотворение Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко. », рекомендуемое для чтения и беседы в 7 классе (Программа по литературе для 1-11 классов РАО под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого).

Стихотворение состоит из двух симметричных строф-восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа представляет собой смысловое, ритмико-фонетическое и синтаксическое единство (с очевидным различием в количестве предложений: в первой строфе — два предложения, во второй — четыре предложения). В

стихотворении сочетаются все виды интонационных универсалий — восклицательная, повествовательно-описательная и вопрошающая.

В двухстрофном варианте, характерном для многих созданий поэта, стихотворение сложилось не сразу. Тютчев написал сначала первую строфу, после текста которой была поставлена дата и помета «Рославль». Поэт создал поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. Через некоторое время поэт вернулся к уже написанным строкам и создал вторую строфу, в которой образ радуги находит свое дальнейшее развитие и, благодаря философскому обобщению в концовке, приобретает новое значение.

Стихотворение начинается предложением с определительным наречием «как». Такие начала характерны для многих поэтических шедевров Тютчева: «Как весел грохот летних бурь. », «Как летней иногда порою. », «Как нас ни угнетай разлука. », «Как неразгаданная тайна. », «Как океан объемлет шар земной. », «Как хорошо ты, о море ночное. », «Как сладко дремлет сад темно-зеленый. », «Вечер» («Как тихо веет над долиной. »), «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины. ») и т.д. В ряде стихотворений, начинающихся определительным наречием «как», Тютчев ограничивается спокойной, повествовательной интонацией, но чаще всего, особенно в пейзажной лирике, он прибегает к интонации восклицательной, стремясь передать читателю чувство восторга перед внезапно открывшейся картиной природы. Вот и в стихотворении «Как неожиданно и ярко. » он с чувством неподдельного восхищения, которому отвечает именно восклицательная интонация, создает образ «воздушной арки», вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине. Восклицательная интонация, подчеркивая величие, короткий момент «торжества» в состоянии природы, невольно усиливает значение каждого слова в предложении. Осмысление интонационного строя всего стихотворения, или его отдельной строфы, или одного предложения отнюдь не исключает обращения к совершенству художественного текста (интонация как выразительное средство, имеющее смысловую значимость, рассматривается в тесном единстве с изобразительной стороной произведения). Прежде всего заслуживает осмысления образ «воздушной арки», в создании которого поэт искусно использует метонимию, когда на первый план выходят признаки предмета вместо упоминания самого предмета. Но эти признаки настолько отчетливы, что школьники без труда понимают значение этого поэтического образа. С ним искусно соединяется устаревший глагол «воздвиглась», который поясняется определительными наречиями «неожиданно и ярко» и сообщает картине высокую, торжественную стилистическую окрашенность, полную непосредственного лирического чувства. Наблюдения над первым предложением могут сопровождаться составлением предварительной чтецкой партитуры, в которой курсивом целесообразно обозначить синтагматические ударения, а полужирным курсивом — логические смысловые ударения:

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

В следующем предложении, повествовательно-описательном по интонации, образ «воздушной арки» приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение, в котором тире усиливает пространственные отношения между его частями, подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая «Один конец в леса вонзила,/ Другим за облака ушла. ». Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской «обхватила» и «изнемогла». Особенно выразителен глагол «изнемогла». Приставка «из» в этом глаголе усиливает значение действия, доведенного до крайнего предела, до его исчерпанности, завершенности. Поиски значения этого глагола (изнемочь — потерять силы, крайне утомиться, ослабеть) лишь приблизят учеников к пониманию тютчевского образа («воздушная арка» «изнемогла» «в минутном торжестве»), но, возможно, не прояснят его до конца, поскольку в словах поэта чувствуется незримая грань между бытием и небытием. И.С.Аксаков подчеркивал, что глагол «изнемогла» употребляется у поэта в необычном значении, но по отношению к радуге выбран удачно: именно этим словом лучше всего передается «внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».

Ритм всей первой строфы, состоящей из двух предложений, характеризуется переходом от невольного восклицания (первые четыре стиха) к спокойно-торжественной интонации» (пятый-восьмой стихи). Образ природы во всей первой строфе вырастает в самостоятельную художественную картину, которая, как свидетельствует творческая история стихотворения, может существовать и помимо следующей строфы -«пояснения», раскрывающего философский характер стихотворения. Первая строфа представляет собой, по словам Н.А.Некрасова, «пейзаж в стихах», который является «самым трудным родом поэтических произведений». Он требует от художника слова умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Ф.И.Тютчев, по утверждению Некрасова, «в совершенстве владеет этим искусством».

Первая часть второй строфы насыщена восклицательной интонацией. Междометие «О», которым начинается первое восклицательное предложение второй строфы, подчеркивает экспрессивность высказывания, создает дополнительное эмоциональное напряжение, которое сопутствует открытому проявлению чувств лирического героя:

О, в этом радужном виденье

Поэт стремится и другим передать охватившее его чувство восторга от мгновенно возникшей картины, поэтому в следующем двустишии он дважды употребляет глагол «лови» в повелительном наклонении, который естественно определяет побудительно-восклицательную интонацию третьего и четвертого стихов второй строфы. Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности «торжества» в природе: «минутное торжество» в первой строфе прямо связано со словами «мгновенье» и «скорей» второй строфы. Так постепенно подготавливается в стихотворении мысль о неумолимости времени.

Подвижность, гибкость интонации как образно-интонационной формы мышления и действенного средства художественной выразительности во второй строфе удивительны. В ней представлены все виды логико-интонационных универсалий. Побудительно-восклицательная интонация сменяется вопросительной:

Смотри — оно уж побледнело,

Вопросительная интонация этих двух стихов (пятого и шестого во второй строфе) получает дополнительную выразительность благодаря подвижности внутристиховых пауз: в пятом стихе цезура стоит после первой стопы, а в шестом — после третьей стопы, что должно быть передано в выразительном чтении стихотворения. Глагол повелительного наклонения «смотри» говорит о том, что поэт не теряет связи с теми, кто способен разделить его переживание. Какое же чувство стремится передать поэт читателю в единственном вопросительном предложении? Размышляя над значением интонации ворошения, школьники отметят такие ее смыслы, как удивление (изумление), разочарование, разуверение, печаль, грусть. Вопросительное предложение подготавливает непосредственный переход к концовке стихотворения:

Ушло, как то уйдет всецело,

Вопрошающая интонация сменяется повествовательным предложением, передающим мимолётное суждение поэта о бренности человеческого бытия. Напряженность интонации резко понижается до спокойно-утвердительных строк концовки. Что скрывается за этими заключительными стихами? Осознание неизбежности небытия, смирение, или понимание значимости жизненного пути, осознание небесполезно прожитой жизни? Частое сближение явлений из жизни природы и человека характерно для поэзии Тютчева. Оно характерно и для стихотворения «Как неожиданно и ярко. ». Характеризуя создания Тютчева, М.П.Погодин отмечал, что «такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных. ». Эту характеристику можно всецело перенести на стихотворение «Как неожиданно и ярко. », которое не оставляет читателя эмоционально равнодушным и заставляет задуматься. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь поэтический мир поэта, запечатленный в стихотворении. Этого можно достигнуть, опираясь на интонационную насыщенность художественного текста, которая откроет путь к пониманию мастерства поэта, позволит школьникам понять живую связь интонации с синтаксической структурой стихотворения.

источник

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.

«Как неожиданно и ярко…» Фёдор Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г. в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Читайте также:  Результаты анализов как понять если он

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Наталья андреевна Ученик (164), на голосовании 4 года назад

Анастасия Каюткина Мудрец (11241) 4 года назад

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. «Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», — пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г. ) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя «Как неожиданно и ярко …».

Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины… » написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же «р» и «с»:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты «гаснущий день», «тихий свет», «последний отблеск дня» придают стихотворению темную окраску. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко… » имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»:

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины… «. В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф. И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год.

Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Стихотворение Ф. Тютчева «Как неожиданно и ярко. » является одним из самых любимых моих стихотворений. Написанное 5 августа 1865 года, оно окрашено в яркие, светлые тона. И эта яркость, мажорность подчёркнута преобладанием в нём звонких сонорных согласных «н», «л» и «м», которые придают произведению необыкновенную плавность и величавость:
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Эпитеты «влажная» (синева), «воздушная» (арка), «радужное» (виденье) усиливают яркость и красочность нарисованной картины. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого стиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла», что придаёт звучанию стихотворения особую тожественность и возвышенность и благодаря чему я как читатель ярко представляю себе охватившую полнеба радугу-арку. Усиливается эта тожественность наличием восклицательных предложений в начале второй строфы:
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Удивительно, что Л. Н. Толстой, читая стихотворение «Как неожиданно и ярко. », подчеркнул строку «И в высоте изнемогла», а И. С. Аксаков, отмечая эту же строку, восклицает: «Изнемогла! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».
Вот это изображение «внешнего процесса постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги», на мой взгляд, и является причиной того, что в конце второй строфы тональность стихотворения иная: на смену звонким сонорным приходят шипящие, заключённые в глаголах «ушло», «дышишь», «живешь». Всё мимолётно: былой яркости уже нет, глагол «побледнело» характеризует новое настроение. Теперь оно уже не возвышенно-радостное, а, скорее, трагическое. Думаю, что автор хотел показать мимолётность, эфемерность бытия, подчеркнуть, что нет ничего вечного в природе и что в то же время она бессмертна. И этот мой вывод подчёркивает русский славист Р. Ф. Брандт, отметивший, что это стихотворение, «очевидно, изображает мимолетность наших восторгов и увлечений».
Стихотворение «Как неожиданно и ярко. » относится к знаменитому Денисьевскому циклу и является ярким свидетельством того, что глубокая любовь поэта привнесла в его творчество новое мироощущение, необычайную глубину, «какую-то исступленную стыдливость чувства и какую-то новая суеверную страсть, похожую на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

самое лучшее стихотворение

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak neozhidanno i yarko,
Na vlazhnoy neba sineve,
Vozdushnaya vozdviglas arka
V svoyem minutnom torzhestve!
Odin konets v lesa vonzila,
Drugim za oblaka ushla —
Ona polneba obkhvatila
I v vysote iznemogla.

O, v etom raduzhnom videnye
Kakaya nega dlya ochey!
Ono dano nam na mgnovenye,
Lovi yego — lovi skorey!
Smotri — ono uzh poblednelo,
Yeshche minuta, dve — i chto zh?
Ushlo, kak to uydet vsetselo,
Chem ty i dyshish i zhivesh.

Rfr ytj;blfyyj b zhrj,
Yf dkf;yjq yt,f cbytdt,
Djpleiyfz djpldbukfcm fhrf
D cdjtv vbyenyjv njh;tcndt!
Jlby rjytw d ktcf djypbkf,
Lheubv pf j,kfrf eikf —
Jyf gjkyt,f j,[dfnbkf
B d dscjnt bpytvjukf/

J, d njv hfle;yjv dbltymt
Rfrfz ytuf lkz jxtq!
Jyj lfyj yfv yf vuyjdtymt,
Kjdb tuj — kjdb crjhtq!
Cvjnhb — jyj e; gj,ktlytkj,
Tot vbyenf, ldt — b xnj ;?
Eikj, rfr nj eqltn dctwtkj,
Xtv ns b lsibim b ;bdtim/

источник

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла».

Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд

Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри».

Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине» Автор, покинувший Россию в юношеском возрасте, прожил за границей более 20 лет. Возвратившись из Германии, он заново открывает для себя «грустную и неяркую красоту» родного края и определяет приметы национального. .

Анализ стихотворения Тютчева «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Потоксгустился и тускнеет…» было напи­сано Ф. И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было. .

Анализ стихотворения Тютчева «Пожары» Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации — излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. .

Анализ стихотворения «Проблеск» Тютчева «Проблеск» . В стихотворении выделяются две части — первая часть представляет мир внешний: в ней в форме диалога дан образ «сумрака глубокого». Во второй части изображается внутренний мир лирического героя. .

Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…» Наблюдение за «раскатами молодыми» майских гроз и веселым «грохотом летних бурь» — излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций. .

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Тютчева Ф. И Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом. .

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»; . Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого. .

Анализ стихотворения «О, этот Юг, о, эта Ницца. » Тютчева Ф. И Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца. » построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о». .

Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis. .

Анализ стихотворения «Я помню время золотое…» Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. Тютчева «Я помню время золотое…» посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я знал ее еще тогда…» Историю создания лирического творения 1861 г. связывают с именем Амалии фон Лерхенфельд. Романтическая привязанность к «младой фее», баварской красавице-аристократке, родилась еще в юношеском возрасте. «Самая давняя любовь», — так Тютчев. .

Анализ стихотворения Тютчева «Пошли, Господь, свою отраду…» 1850 г. стал поворотным в жизни поэта и его гражданской жены Елены Денисьевой: их свободный союз, не освященный церковью, вызвал всеобщее неодобрение и в конечном счете привел к безвременной смерти. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи» Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий. Для этого мы выбираем неспешный ритм повествования «от третьего лица». .

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес» Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Утро в горах» Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами — небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит «удушливо-земному» существованию. Подобная антитеза. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Первый вариант стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» появился на страницах литературно-политической газеты «День» в 1865 году. После публикации Тютчев выразил недовольство. По его словам, текст произведения редакция напечатала. .

Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…» Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала. .

Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия» Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме бо­жественного происхождения поэтического таланта. Оно по­строено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. .

Анализ стихотворения Тютчева «Вечер» Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации. «Вечер», создание. .

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…» Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля. .

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева «О, как убийственно мы любим» . Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского. .

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Тютчева «Тени сизые смесились…» . Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ су­мрака на исходе реального дня: Тени. .

Анализ стихотворения Тютчева «На Неве» В 47 лет Федор Тютчев неожиданно для себя влюбился в юную воспитанницу института благородных девиц Елену Денисьеву, которая ответила поэту взаимностью. Их отношения очень скоро стали достоянием общественности, так как. .

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес» В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий — «грохот летних бурь», бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался. .

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы» В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов». .

Анализ стихотворения Тютчева «Итак, опять увиделся я с вами…» Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как над горячею золой…» Антитеза, противопоставляющая обыденное прозябание ярким эмоциям романтика, организует поэтический текст, датированный 1829-30 гг. В основе лежит развернутое сравнение жизненного пути с образом свитка, отсылающее к античным и библейским источникам. Возможно. .

Анализ стихотворения Тютчева «Когда дряхлеющие силы…» Стихотворение «Когда дряхлеющие силы…», написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к. .

Читайте также:  Результаты анализов простатита как их понять

Анализ стихотворения Тютчева «Дым» Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева — романа «Дым», опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического. .

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…» Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз. .

Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…» Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сны» Сакральный смысл тютчевской ночи проявляется в устремлениях «очарованной души». Она тонко чувствует «сладкий трепет» природы, освободившейся от дневного шума, и жаждет оказаться среди звезд, подобных «живым очам». Однако картины ночного. .

Анализ Стихотворения Тютчева «Наш век» Стихотворение «Наш век». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Наш век» было написано Ф. И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта. .

Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в. .

Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф. И. Тютчева «Полдень». Ф. И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своем твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в. .

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист» Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье. .

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…» Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене —. .

Анализ стихотворения Тютчева «Два голоса» У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей. .

источник

Понедельник, 26 декабря 2016 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Тютчев, стихотворение, анализ
Автор статьи: lololo
Весь жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева представляет собой особенный образец любви и преданности к своему Отечеству. Что касается личных отношений, которые вдохновляли и оказывали огромное влияние на его творчество, то все они были настоящими.

Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.

Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений.

Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману. Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене.

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы — в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Произведение весьма чувственно передает читателю картину неба. Здесь отслеживается особенная философская мысль. Лирический герой смотрит в небеса, так как именно им противопоставлена жизнь на земле. Он дает понять, что жизненный путь – это временное явление, а небеса способны скрывать вечность.

Фёдор Иванович дает читателю понять, что не каждая земная личность, получившая покой, способна попасть именно в Царство Небесное. У каждого имеются свои грехи, которые влияют на расположение души после смерти. Строки в произведении сочетают в себе противопоставление земли и небес.

В произведении имеется огромное количество всяческих исключительных образов, которые позволяют максимально качественно соединить два различных мира. Ярким примером такого образа является радуга, которая начинается на земле и заканчивается где-то глубоко в небесах. Данное тщательно описанное явление воспринимается как автором, так и читателями в виде моста, который появляется после угрюмого дождя. Для Тютчева радуга – это благоволение, направленное к человечеству. Автор также отмечает, что данное явление быстротечно и ему предоставлен слишком короткий промежуток времени, а хотелось бы больше. Автор описывает время появления радуги как мгновение, своеобразный миг, направленный в бесконечность. Если вы уловили этот миг, а также почувствовали его – вы стали свидетелем вечной красоты и данная вечность останется в вашей душе надолго в виде некого отпечатка…

Радуга – это мимолетное природное явление, определенная частица небесного простора. Именно с её помощью автор старается передать читателю, что люди точно так же временны и бренны. Рано или поздно все заканчивается, как бы ни суетился и что бы из себя не представлял человек. Автор в стихотворении пишет, что время ушло, как и дыхание, и жизнь.

Как во многих стихотворениях Фёдора Ивановича, начинается произведение с простого наблюдения за определенным природным ландшафтом. Здесь описана природа до мелочей, а также максимально раскрыты наиболее значимые вещи. Все это позволяет создать в воображении читателя максимально красочную картину, захватывающую дух.

Постепенно смысл произведения «Как неожиданно и ярко…» переходит от обзора и описания значимости натуральной природы к человеческим личностям и значимости людей в круговороте вещей в природе. Тютчев приводит разнообразные рассуждения о том, что жизненный путь каждого человека непродолжителен и рано или поздно каждому придется вернуться к своим истокам, именно на то место, где когда-то зародилась его душа и была послана на землю.

Рассуждения такого плана, по мнению многих критиков того времени и современности, помогли справиться с проблемами, тоской и сильной болью, которые случились после потери любимого человека. Автор дает читателю понять, что люди на самом деле не умирают, а переходят в дальнейшую, по-особенному вечную жизнь.

Именно с этого момента Федор Иванович смотрит на мир совершенно по-иному. Взгляд на небо описан максимально искренне и представляет собой суждение, что человек, который попал в иной мир, получит лучшее, нежели то, что с ним было на земле. Автор прекрасно понимает, что по-другому произойти не могло и природа человека такова, что рано или поздно каждый окажется в иной реальности. Тютчев надеется на лучшее, что ждет его любимую на том свете. Следует отметить, что гнева в отношении неба совсем нет, он не описывает его с ропотом и отчаянием, а ищет особенную связь человека и единение его с природой.

В произведении «Как неожиданно и ярко…» Фёдором Ивановичем Тютчевым затронуты самые глубокие чувства, которые когда-либо может испытывать человек. Именно из-за этих чувств автор постоянно страдал и ощущал в чем-то свою вину. Многие годы потребовались поэту, чтобы полностью осознать, что мир не вечен и все хорошее рано или поздно заканчивается.

Ощущения и мысли, используемые в стихотворении «Как неожиданно и ярко…», давали вдохновение писателю каждый год. Перечитывая своё же произведение, он излагал в стихах новые мысли, чувства и ощущения.

источник

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

источник

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое “будничное” наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: “воздушная арка”, “радужное виденье”.

Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры “воздвиглась” и “изнемогла”. Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги – предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный

Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы “вонзила”, то завершает его слово “изнемогла”, обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами.

Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического “ты” и глаголов в повелительном наклонении: “лови”, “смотри”. Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […].

Анализ стихотворения Тютчева Летний вечерВ лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […].

Анализ стихотворения Тютчева “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…”АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Потоксгустился и тускнеет…” было напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском “Современнике”. Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. В нем присутствуют эле­менты пейзажа. Произведение делится на две […].

Анализ стихотворения Тютчева “Пожары”Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации – излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. “В лазури пламенной и чистой”, “в непорочных снегах”, “огнецветно” сияющих на солнце, появляются […].

Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…”Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” […].

“Весенняя гроза” анализ стихотворения ТютчеваОтличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале “Галатея”. Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […].

Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева Ф. ИЦентральной темой стихотворения Ф. Тютчева “Тени сизые смесились” является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг […].

Анализ стихотворения “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” Тютчева Ф. ИНебольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […].

Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. ИВ стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […].

“Фонтан” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Фонтан”, написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы “Фауста” Гете. В “Фонтане” Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы […].

Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца. ”Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” построена на контрасте двух образов: пышного ев­ропейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высоко­парная частица “о” с первой же строки стихотворения на­страивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, ком­форта, […].

“Полдень” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […].

Анализ стихотворения “Я помню время золотое…” Тютчева Ф. ИСтихотворение Ф. Тютчева “Я помню время золотое…” посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: […].

Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес”Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […].

Анализ стихотворения Тютчева “Утро в горах”Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами – небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит “удушливо-земному” существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении “Снежные горы”, первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. “Дольный мир” предстает пассивным, “полусонным” и обессиленным, а “выси ледяные” полны жизни – […].

Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночноеСтихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”. Известный факт творчества поэта – […].

Анализ стихотворения “Поэзия” Ф. И. ТютчеваСтихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия “с небес слетает к нам – […].

Анализ стихотворения Тютчева “Смотри, как роща зеленеет…”Стихотворение “Смотри, как роща зеленеет…”, написанное в конце августа 1857 года, – это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Вечер”Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации. “Вечер”, создание которого относят к 1825-1829 гг., начинается с “фирменной” лексической анафоры “Как”. Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она […].

Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия”Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме бо­жественного происхождения поэтического таланта. Оно по­строено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Ху­дожественный эффект создаваемого образа усиливает лекси­ческий повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочу­щих страстей”). Для художественного пространства произведения харак­терна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […].

“Осенний вечер” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […].

Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любимВ первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […].

Анализ стихотворения “О, как убийственно мы любим” Тютчева“О, как убийственно мы любим” (1851). Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского све­та Е. А. Денисьева была осуждена и отвергнута, это ускорило ее смерть от чахотки в 1864 году. Стихотворение звучит как испо­ведь, исполненная трагизма, боли, горечи […].

“Лебедь” анализ стихотворения ТютчеваИстория создания Стихотворение “Лебедь” Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала “Современник”. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения. Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того […].

Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева“Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […].

“Вечер” анализ стихотворения ТютчеваКакие ассоциации вызывает у человека слово “вечер”? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. “Встретимся вечером! ” – звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное […].

Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева“Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ су­мрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […].

“Листья” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Листья”, созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число Пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью. В основе поэтической пьесы лежит Олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. […].

“Проблеск” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Проблеск” – одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к “мюнхенскому” периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе “Урания”. В 1854 году “Проблеск” был напечатан в журнале “Современник”. В первом зрелом произведении Тютчева, высоко […].

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Море и утес”В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий – “грохот летних бурь”, бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался хаос мирозданья. Человек у Тютчева всегда был одинок и бессилен в этом хаосе природного мира. Думается, именно об этом говорит поэт в стихотворении “Море и […].

Анализ стихотворения Тютчева “Итак, опять увиделся я с вами…”Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на “полнейшую и окончательную скуку”, захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о “зачарованном мире детства”, который давно и бесследно […].

Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева“Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читате­ля подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подоб­но земледельцу-труженику. В народном сознании живет благо­говейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинствен­ности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […].

“Я встретил вас” анализ стихотворения ТютчеваЗрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […].

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева “Осенний вечер”. Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы. В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. […].

Анализ стихотворения Тютчева “Близнецы”В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для “денисьевского цикла”, к которому относят и “Близнецов”, написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности […].

Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимство­ванный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в при­брежных тростниках”. […].

“Близнецы” анализ стихотворения ТютчеваЗрелое стихотворение “Близнецы” написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году. Созданное в Романтическом стиле, стихотворение в жанре Лирического фрагмента относится к Философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему […].

“С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения ТютчеваФедор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи!Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […].

“О, как убийственно мы любим…” анализ стихотворения ТютчеваИстория создания Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале “Современник” № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее […].

источник