Меню Рубрики

Анализ смотри как роща зеленеет

Стихотворение «смотри, как роща зеленеет» тютчев федор иванович. Анализ стихотворения тютчева смотри как роща зеленеет

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

  1. Смотри, смотри на небеса, Какая тайна в них святая Проходит молча и сияя И лишь настолько раскрывая Свои ночные чудеса, Чтобы наш дух рвался из плена, Чтоб в сердце врезывалось.
  2. «Который час?» — Безумный — Смотри, смотри: Одиннадцать, двенадцать, час, два, три В мгновенье стрелка весь облетает круг. Во мне ль, в часах горячечный этот стук? Он гонит сердце биться.
  3. Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все.
  4. Что, камни не живут? Не может быть! Смотри, Как дружно все они краснеют в час зари, Как сохраняют в ночь то мягкое тепло, Которое с утра от солнца в них.
  5. Смотри! толпа людей нахмурившись стоит: Какой печальный взор! какой здоровый вид! Каким страданием томяся неизвестным, С душой мечтательной и телом полновесным, Они речь умную, но праздную ведут; О жизни мудрствуют.
  6. Травою жесткою, пахучей и седой Порос бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой. По стенам шифера, источенным водой, Побеги каперсов; иссохший ствол.
  7. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра.
  8. На синем куполе белеют облака, И четко ввысь ушли кудрявые вершины, Но пыль уж светится, а тени стали длинны, И к сердцу призраки плывут издалека. Не знаю, повесть ли была.
  9. Осыпаются листья, в которых затаился и жил для меня еле слышный, немолкнущий шорох отгремевшего майского дня. Эти самые листья весною, недоверчивым, вкрадчивым днем, содрогнуло короткой волною, опалило внезапным огнем. И.
  10. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет.
  11. Роща дремлет серебряным гротом, Небо синей пустыней лежит. Ходит месяц над мерзлым болотом, Как кудесник седой ворожит. И на проруби иссиня-черной Чертит медленно огненный знак… Не колышется иней узорный, На.
  12. Мороз такой, что роща вся седая. Присел щенок пописать – и примерз, визжит… Ножом я шерстку отсекаю – и прочь бежит щенок… Мороз, мороз. И сладко знать, что где-то близко.
  13. В сумраке синем твой облик так нежен: этот смешной, размотавшийся локон, детский наряд, что и прост и небрежен! Пахнет весной из растворенных окон; Тихо вокруг, лишь порою пролетка вдруг загремит.
  14. В прохладу волн загнав стада коров мычащих, сгибает стебли трав жара в застывших чащах. Прогретая гора дымится пылью склонов. Коробится кора у накаленных кленов. Изнемогли поля, овраги истомились, и солнцу.
  15. Тебя так любят все! Один твой тихий вид Всех делает добрей и с жизнию мирит. Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье, В душе твоей звучит какой-то приговор; Зачем.

Вы сейчас читаете стих Смотри, как роща зеленеет, поэта Тютчев Федор Иванович

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода.

Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

Kolibry Гений (92412) 8 лет назад

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа! ”); входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”). Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и страдательные причастия, в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

роща зеленеет,
Палящим солнцем облита. —

какою негой веет
От каждой ветки и листа! —

Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником.

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, страдательного причастия настоящего времени “поимых”, обособленного определения, выраженного причастным оборотом “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы. Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его: “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Константин Некрасов Знаток (332) 8 лет назад

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев » Смотри как роща зеленеет»

Тема урока: Ф.И.Тютчев « Смотри как роща зеленеет»

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе
  1. Интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению « Смотри как роща зеленеет», звукозапись стихотворения.
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева

Каждый день – всегда, везде,

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка.

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

Скороговорка.(На парте одна на пару). Работа в паре.

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

На дом каждый ряд получил своё задание.

Ряд 1. Допишите рассказ (возможный финал).

Ряд 2. Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. Напишите письмо от его лица(т.е. от первого).

Ряд 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Какой же эпизод занимает центральное место в рассказе и почему?

Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт, дипломат, публицист.

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник».

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя — в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили? (Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением « Смотри как роща зеленеет». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”);

Входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”).

Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его. “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Выразительное чтение стихотворения.

Творческая работа. Работа в группе. (на парте у каждого листок).

Придумать четверостишье о природе.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

За что ты можешь оценить свою работу.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

(по желанию выучить наизусть).

Конспект открытого урока по чтению «Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою. »

Цель урока:1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа.2. Форм.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением.

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Как бы жили мы без книг?»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМП «Перспектива» Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.

Презентация к уроку по литературному чтению «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной. «

Презентация к уроку по литературному чтению » Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной. «.

ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал.

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев «Листья»

Цели урока:1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

источник

Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет»

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода.

Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. «Смотри, как…» — начало ряда стихотворений Федора Ивановича: «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») (1836), «Смотри, как запад разгорелся…» (1838), «Смотри, как на речном просторе…» (1851).

Kolibry Гений (92412) 8 лет назад

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа! ”); входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”). Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и страдательные причастия, в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

роща зеленеет,
Палящим солнцем облита. —

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

какою негой веет
От каждой ветки и листа! —

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником.

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, страдательного причастия настоящего времени “поимых”, обособленного определения, выраженного причастным оборотом “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы. Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его: “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Константин Некрасов Знаток (332) 8 лет назад

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев » Смотри как роща зеленеет»

Тема урока: Ф.И.Тютчев « Смотри как роща зеленеет»

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе
  1. Интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению « Смотри как роща зеленеет», звукозапись стихотворения.
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева

Каждый день – всегда, везде,

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка.

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

Скороговорка .( На парте одна на пару). Работа в паре.

— Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

— Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

— Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

— Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

— Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

О чём же содержание этого рассказа – события?

(Содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана).

На дом каждый ряд получил своё задание.

Ряд 1. Допишите рассказ (возможный финал).

Ряд 2. Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. Напишите письмо от его лица(т.е. от первого).

Ряд 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Какой же эпизод занимает центральное место в рассказе и почему?

Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт, дипломат, публицист.

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник».

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя — в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили? ( Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением « Смотри как роща зеленеет». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”);

Входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”).

Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его. “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Выразительное чтение стихотворения.

Творческая работа. Работа в группе. ( на парте у каждого листок ).

Придумать четверостишье о природе.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

За что ты можешь оценить свою работу.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

( по желанию выучить наизусть).

Конспект открытого урока по чтению «Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою. »

Цель урока :1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2. Форм.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением.

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Как бы жили мы без книг?»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМП «Перспектива» Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.

Презентация к уроку по литературному чтению «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной. «

Презентация к уроку по литературному чтению » Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной. «.

ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал.

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев «Листья»

Цели урока:1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ.

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. «Смотри, как…» — начало ряда стихотворений Федора Ивановича: «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») (1836), «Смотри, как запад разгорелся…» (1838), «Смотри, как на речном просторе…» (1851).

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. «Смотри, как…» — начало ряда стихотворений Федора Ивановича: «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») (1836), «Смотри, как запад разгорелся…» (1838), «Смотри, как на речном просторе…» (1851).

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «На тебе, ласковый мой, лохмотья»
  • Анализ стихотворения Давида Самойлова «Сороковые»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Пленница»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Войдем и сядем над корнями

источник

Проанализировать лирическое произведение не так просто. Результат анализа — сочинение. Данная презентация поможет учителю научить работать с лирическим произведением, а ученикам написать сочинение по анализу поэтического текста как в средних, так и в старших классах, пройти путь от сочинения-зарисовки к литературно-критической статье, а затем и самому главному — сочинению-эссе, сочинению-отзыву.

Инновационные подходы к анализу лирического текста

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Селюкова Екатерина Игоревна

  • Формировать умения использовать инновационные подходы при анализе лирического произведения
  • Проанализировать лирическое произведение

Проектирование сочинений по анализу поэтического текста в средних и старших классах школы.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»

Цель: подготовиться к написанию сочинения-зарисовки

  • Слушание и чтение стихотворений о природе.
  • Ответы на вопросы.

  • Чем может быть интересен мир природы для поэта?
  • Почему многие поэты обращались и обращаются к нему?
  • Какова взаимосвязь между природой, ее уроками, тайнами и душой человека (поэта)?

  • Что есть природа для человека и каковы те незримые нити, которые их связывают?
  • Какие уроки можно извлечь, постигая взглядом, слухом, всем своим внутренним миром мир природы?
  • Как через видимое нами открывается невидимое (духовное) в мире и в душе человека?

С чем именно мы встречаемся в пейзажной лирике?

  • С некоторой картиной мира, природы, не случайно выбранной и представленной поэтом.
  • С человеком, глазами которого мы видим эту картину (лирический герой)

Дежурное чтение стихотворения, словарная работа, сбор наблюдений

Войдем и сядем над корнями

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный сон погружены,

И лишь порою крик орлиный

1. Насколько лирический герой проявлен (заметен) в стихотворении?

2. Мы застаем стихотворение в определенное время года. Какое это время?

3. Каков предметный (зримый) мир?

Итак, какова же картина мира, представленная перед нами поэтом?

Местонахождение лирического героя, движение героя в мире стихотворения?

Итак, какова картина мира, открывающаяся перед нами?

1. Чьими глазами мы видим картину мира?

2. Что лирический герой делает, что чувствует?

  • Человек, глазами которого мы видим картину мира.
  • То лицо в стихотворении, чьими глазами передается картина мира, кто чувствует, думает и действует в нем.
  • Нельзя отождествлять ЛГ и автора:

Автор выбирает время, картину мира и ЛГ, глазами которого будет ее изображать.

Мастерство поэта в создании стихотворения ( стиль поэта, манера письма, обращение к тем языковым особенностям, при помощи которых он создает свой художественный мир).

  • Какими языковыми средствами создана эта картина мира?
  • Каков образный состав стихотворения?

(Сбор наблюдений: тропы – изобразительные средства речи, фигуры – выразительные)

а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака

д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

е) Перенос значения по смежности явлений

а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака

д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

е) Перенос значения по смежности явлений

  • Метафора (…) цель?

(способствует не внешнему, а внутреннему зрению, будит воображение, создает образы).

  • Эпитеты (…) цель?
  • Фигура умолчания ( автор приглашает к совместному творчеству)

  • Риторическое восклицание цель?

  • Императив.
  • Размер.
  • Рифма.
  • Синтаксис стихотворения.

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Этап 5 9-11 классы Поговорим о самом главном

Только тогда, когда картина мира прочитана, предлагаю трактовку стихотворения, выходящую за пределы конкретного , осмысляем складывающийся культурный контекст вокруг образной системы стихотворения, отбираем значимое и выстраиваем все это в смысловое единство.

Найти и прочитать знакомые мотивы и образы, определить их взаимосвязь с культурой, раскрыть их символический смысл.

Эссе «О главном в стихотворении»

Таким образом, соединив видимый и невидимый мир в стихотворении, поговорим о самом главном…

источник

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1856)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (867)
  • ДИНАСТИИ (26)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (477)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (760)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (528)
  • Истории любви (144)
  • ИСТОРИЯ (1697)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (967)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (204)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (194)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (406)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (417)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (180)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (719)
  • Праздники (32)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (84)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (972)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (106)
  • Символы (130)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1317)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (710)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (212)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. «Смотри, как…» — начало ряда стихотворений Федора Ивановича: «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») (1836), «Смотри, как запад разгорелся…» (1838), «Смотри, как на речном просторе…» (1851).

источник

Тема урока: Поэзия (« Смотри, как роща зеленеет»)

1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева

2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста

3. Развивать логическое и образное мышление учащихся

4. Развивать связную речь учащихся

5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе

1. Проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация биографии , презентация к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет», звукозапись стихотворения, учебник, хрестоматия, толковый словарь

2. Выставка произведений , репродукций картин природы.

— Каждый день – всегда, везде,

Захотели вновь прийти! – Поздоровайтесь с нашими гостями.

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка:

— «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

— «Месим тесто» – размять язык зубами.

(Скороговорка — на парте одна на пару).

— Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно:

1).Сорока со скоросоковыжималкой.

3). Карл у Клары украл кораллы.

Проверка. Вслух (каждую скороговорку – по 2 пары)

Проверка домашнего задания:

— На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

На дом вы получали задание дописать рассказ (возможный финал). – Кто хочет поделиться? (2 работы).

— По окончании урока сдадите свои работы.

Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству .

— Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

— Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

— Расширим свои знания об этом человеке?

— Внимание на экран — Познакомимся с биографией поэта.

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт, дипломат, публицист.

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что не мешало увлечению модным в то время французским языком.

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал , «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук.

В 1822 году был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. 15 лет он работал дипломатической миссии в Мюнхене. Несколько лет поэт жил и работал в Италии, в Турине.

вернулся в Россию и работал в Министерстве иностранных дел. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки . Тот был в изумлении и восторге, и опубликовал их в журнале «Современник»!

Но признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позже, после его возвращения на родину, в 50-е годы. О поэте восхищенно отзывались Некрасов, Тургенев, Фет, и в 1854 г. вышел отдельный сборник его стихотворений. В большинстве стихов поэт писал о природе, показывая, что природа и человек очень похожи.

И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г. он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около 50 стихотворений.

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Федор Иванович Тютчев похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстуге открыт музей.

Поэт и сам увековечил себя — в своих стихах (более 400 стихотворений).

— Какие стихи читали, учили? – О чём они? (о природе, о лесе). – Какое время года описывал поэт? (Разные).

Физминутка: — Дыхательная гимнастика («33 Егорки»).

— Один из ярких примеров творчества Тютчева — его стихотворение « Смотри, как роща зеленеет…» ( август 1857г.). Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

– Послушайте аудиозапись стих-я.

Впечатления? Чем понравилось? От чьего лица написано стихотворение? (от автора, лирического героя). — Какое время года описано в произведении? – Учебник – с.117– читаем 1-й вопрос: — С помощью каких слов поэт создает ощущение присутствия в летней роще?

— Помогает ли этому обращение к читателю? («Смотри») и объединение с ним? (« Войдём и сядем»)

– Какие слова непонятны? ( на доску!) — Кто объяснит? – Выясним значения слов по словарю.

Работа с учебником — с.116. (Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения)

— Читаем 1-ю строфу ( 1 ученик).

— К чему призывает лирический герой? – Каковы пространственные ощущения? – Подтвердите словами из стихотворения.

— В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства:

— Сначала вместе с ним мы видим? (рощу словно издали “Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”),

— Затем? (приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”) – Не просто от веток и листьев, а от каждой ветки и листа!

— Как понять выражение «палящим солнцем облита»? Что это значит?

— Что такое «нега»? «Негой веет»? (словарь + размышления уч — ся).

— Какие ощущения возникают при чтении этих слов? ( Торжественности, величия!)

— Читаем 2-ю строфу ( 1 ученик).

— Что происходит во 2-м четверостишии? ( Смена картины) – Подтвердите словами текста.

— Где оказывается лирический герой? (Внутри рощи)

— Что он делает? (Садится около дерева. Продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю).

— Что пытается увидеть? (Корни деревьев).

— Что подпитывает эти корни? (Родниковая вода) – Процитируйте!

— Поясните слово «дерев»? (Деревьев) – А почему Тютчев так написал, как вы думаете?

— «Дерев, поимых родником» — Почему употребил это слово — «поимых»? ( — Получается, родник поит деревья, подпитывает их влагой, даёт им жизнь).

— Какой творческий приём использовал автор? ( Олицетворение ) – Что это значит? ( Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых с присущими им свойствами живых существ – дар речи, способность мыслить и чувствовать).

— Как автор передал звуки родника? ( Шепчет! не льётся, не журчит, не течёт. Обыкновенный родник превращается в источник жизни).

– Мы знаем : — Почему важно беречь лес, красоту природы?

— Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

— Каково освещение рощи? (мгла, сумрак) – Это важнейшие для творчества Тютчева часто используемые им слова, взаимосвязанные. За одним явлением следует другое. Вечер, ночь, тень, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день.

— Читаем 3-ю строфу ( 1 ученик).

— Куда на этот раз устремлен взгляд автора? (Вверх).

— На что обращает внимание герой? (На вершины деревьев). – Как он о них пишет? (Бредят). – Что это значит? (тихонечко шумят, как бы переговариваясь между собой).

— Как понять выражение « в полдневный зной погружены»?

– Откуда до автора доносится орлиный крик? (Сверху). — И снова – вверх!

— Как звуки присутствуют в произведении? (Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”).

— Стихотворение насыщено цветом, движением? (Тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение (зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу).

— Что поэт приглашает нас увидеть в этом стихотворении?( — Особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира).

— Как расставлены знаки препинания в конце каждой строфы? – Объясните свою точку зрения.

Работа над выразительностью чтения.

А теперь читаем стихотворение выразительно:

— Какой тип рифмы в строфах? (Перекрёстная)

— Творческая работа. Работа в группах: (на столе у каждой группы листок):

— Придумать четверостишье о природе, можно озаглавить.

(аудиозапись Чайковский «Времена года» — лето)

Проверка по группам (зачитывают). Лучшее, на ваш взгляд?

*(Дополнительно: сам. работа – хрестоматия – с.60-61, чтение стихотворения Тютчева).

– Какими впечатлениями делится с читателями поэт?

( В большинстве своих стихотворений Тютчев говорит о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу).

– Чему учились на уроке? – Это важно?

— Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

— Что вы поняли, осознали, что не поняли, какие затруднения испытывали?

— Как вам кажется: вы стали лучше – хуже?

— За что вы можете оценить свою работу? — Напишите (лист самоконтроля).

источник