Меню Рубрики

Анализ случая как метод исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

Ест. науки: Наблюдение, опыт, эксперимент. Измерение (Приборы для наблюдений и измерений). Лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос

Гум. науки: Исследование произрастает из теории. сосредотачиваясь на понимании отдельных случаев, в фокус исследования попадают качественные данные (а не количественные репрезентации), а познание во многом основывается на открытиях через подробное описание и анализ изучаемых явлений. В общественных науках критерии научного познания задаются образцом естественнонаучных дисциплин, где господствует статистика.

Метод исследования – совокупность операций по производству нового знания, т.е. действия, которые помогают в достижении цели исследования.

Методы исследования тесно связаны с методами научного познания (чаще всего, эдентичны).

Метод — это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика — это более узкое понятие. Это – способы и приемы получения результатов. Например, в экспериментальном методе исследования вы можете использовать методику измерения частоты электр.сигналов при помощи цифр. осциллографа.

Современная система методов познания или исследования содержит:

общие методы (применяются во всех отраслях и сферах науки),

специфические методы (применяются в определенных разделах науки или дисциплинах).

С точки зрения сферы применения можно выделить:

эмпирические методы (лат. эмпирио — опыт). Это – изучение и обоснование какого-либо положения с помощью достоверных данных, фактов. Чаще всего рассматриваются количественные данные.

теоретические методы. Это – систематизация фактического материала. Служат для выдвижения, изучения и тестирования теоретических положений. Чаще всего рассматриваются качественные данные.

Однако деление методов на эмпирические и теоретические является несколько условным.

Анализ – расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Анализ позволяет выявить части целого, установить взаимосвязи между ними и понять принципы организации целого. Этот метод исследования, бесспорно, является самым часто используемым при написании курсовых и дипломных работ. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.

Синтез – соединение некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое. Позволяет комбинировать проанализированные элементы для получения другого целого, обладающего новизной. До синтеза, как правило, проводят анализ.

Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков (от частного к общему).

Индукция – метод исследования, обратный дедукции, то есть от общего к частному.

Обобщение – выделение и объединение явлений или процессов, имеющих сходные характеристики. На основе выявления особенностей и закономерностей происходящих процессов исследователь выдвигает новую гипотезу, формулирует новое суждение и т.п. Метод обобщения похож на метод дедукции. Обобщение находит широкое применение в экономической теории при изучении экономических явлений и процессов. Практически все гипотезы экономической теории выстроены на основе обобщения имеющихся эмпирических фактов.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Классификация – деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп по какому-либо признаку. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.

Прогнозирование – заключение, обоснование гипотез о тенденциях развития исследуемого объекта.

Сравнение – сопоставление фактов в целях выявления общих и отличительных черт явлений (процессов). Выявление общего, повторяющегося в явлениях, служит ступенью на пути к познанию законов и закономерностей. Сравнение может включать в себя еще и такие методы научного познания, как аналогия и измерение.

Аналогия – выявление сходства объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение по другому объекту (приписывание определенных характеристик 1-го объекта второму объекту на основе того, что у них есть общие признаки).

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины объекта посредством ее сопоставления с единицей измерения. Метод дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. При этом важнейшим показателем качества измерения является точность.

Моделирование – создание и исследование модели исследуемого объекта. Модель частично копирует или имитирует оригинал, но сходится с оригиналом в изучаемых свойствах, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого объекта.

Наблюдение – метод исследования, основанный на действиях, направленных на восприятие явлений действительности и получение информации о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Происходит отслеживание фактов, явлений, процессов во времени, изучения их развития и динамики. Результаты наблюдения интерпретируют с помощью качественных, сравнительных и количественных показателей. Путем наблюдения были открыты многие экономические закономерности и законы.

Описание[3] — метод, основанный на наблюдении и представляющий собой языковую (знаковую) фиксацию эмпирических данных об объекте исследования, т.е. его языковую модель. Систематизируются данные об объекте исследования, его специфика и динамика изменения. Тщательность и регулярность описания характеристик объекта позволяют собрать более достоверную информацию и получить более точное представление, а значит, суждение о действительности.

Эксперимент – испытание изучаемых признаков объекта в управляемых исследователем условиях. Эксперимент свойственен работам в области точных и естественных наук. Он позволяет всесторонне изучать явления в различных условиях. Эксперимент требует дотошности, аккуратности, многократных повторений. Он находит завершение в создании точных, запротоколированных научных описаний. Математическая (статистическая) обработка данных придает работе большую объективность.

В науке можно встретить множество специфических методов исследования. Например, диалектический метод означает, что исследователь будет рассматривать предмет в развитии, выявляя новые его черты в разные промежутки времени и сравнивая их.

В социологии, политологии, психологии часто используется метод опросов и анкетирования. Существуют методы, результаты которых служат подтверждением фактов, явлений – например, интервью, фото-и видеосъемка.

Практикум – методы исследования (выполняется на основе анализа работ конференции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В настоящее время в различных направлениях психологии, психотерапии и психиатрии широко применяется такой метод работы, как анализ и описание случая. Использование метода исследования конкретных случаев (казуистического метода) имеет в психологии давние традиции. Действительно, он является одним из самых ранних методов: первый отчет Итара об «Enfant Sauvage» («диком ребенке») датирован 1801 годом. Со временем появились многочисленные книги, предоставлявшие уникальные инсайты (сведения) о необычных недостатках или удивительных способностях людей. Однако обычно эти книги были написаны врачами-невропатологами, а конкретные случаи имели отношение к тем пациентам, с которыми они сталкивались при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Составление описания исследования конкретного случая подразумевает сбор подробной информации об индивиде или группе. Обычно она включает в себя подробные биографические сведения, а также представляющие интерес особенности поведения и получаемого опыта. Такие случаи позволяют исследователям изучить конкретного индивида гораздо глубже, чем с помощью экспериментов. Эти методы обычно критикуют за то, что они являются недостаточно «научными», и поэтому считаются менее ценными, чем более строгие экспериментальные методы, использующие статистический анализ.

Другой отмечаемый критиками недостаток заключается в том, что иногда исследователь, изучающий конкретный случай, может предвзято интерпретировать или описывать наблюдаемые события. Такая «субъективность означает, что часто бывает трудно отделить фактическую информацию от предположений исследователя. Однако само по себе это не принижает значения рассказываемых историй.

Исследования конкретных случаев могут помочь пролить свет и на частные, и на общие психологические проблемы. Они помогают психологам изучать поведения и переживания, которые являются настолько уникальными, что их невозможно изучать никакими другими способами, и позволяют исследовать человеческое поведение, которое никогда не рассматривалось ранее или просто считалось невозможным.

Е.П. Ильин утверждает, что при рассмотрении таких индивидуальных случаев важен сбор анамнеза и биографический метод изучения личности. Описание «классических» случаев показывает, что их изучение требует большого терпения исследователя, учета многих обстоятельств и факторов, но даже это не гарантирует окончательного решения научной проблемы, так как каждый человек по-своему уникален, и как эта уникальность влияет на изучаемое явление, неизвестно.

Ричард Гросс считает, что исследование конкретного случая — это углубленное изучение индивида, пары индивидов (например, близнецов) или целой семьи. Исследование конкретного случая — это «выход из штопора», т. е. обычно неожиданный результат работы с особенно интересными и нетипичными, а иногда и уникальными пациентами или клиентами. В то же время исследователь утверждает, что анализ случая имеет невысокую научную ценность. Но почему? Потому что ни один другой психолог не может повторить или воспроизвести такое исследование — а именно эта способность повторения и воспроизведения делает эксперименты особенно привлекательными для ученых.

Джефф Роллс придерживается мнения, что описания случая могут оказаться очень познавательными с точки зрения углубления нашего понимания человеческого поведения. Важные открытия в психологии часто делаются на основе результатов одноразовых специальных исследований. Такие исследования конкретных случаев часто завораживают и профессиональных психологов, и рядовых читателей.

Д.Б. Бромлей утверждал, что исследования конкретных случаев составляют «основу научного исследования» и что интерес психологов к экспериментальным процедурам способствовал ослаблению внимания к этой области. Исследования конкретных случаев обладают тем преимуществом, что они обеспечивают более глубокое понимание индивида, признают и подчеркивают многообразие людей. Поскольку такие исследования занимаются «реальными конкретными людьми», они создают особое ощущение правдоподобия их жизненных историй. Это помогает сделать такие истории хорошо запоминаемыми. Однако исследования конкретных случаев критикуют за их ненадежность (нет двух одинаковых случаев) и за то, что их результаты не всегда можно переносить на других людей. Но всегда ли мы должны находить универсальные истины о нашем поведении? Иногда вполне достаточно исследовать уникальную жизнь конкретного индивида.

Но не упускается ли при этом что-то очень важное? Ведь именно уникальность и необычность индивидов, ставших предметом специальных исследований, придает им бесценное значение с точки зрения наших попыток понять человеческую психику — а значит, и самих себя. Возможно, этот момент является самым важным. То, что другой психолог не может повторить исследование конкретного случая, не делает это исследование недостоверным.

Таким образом, описания исследований конкретных случаев сосредоточиваются на тех подробностях, которые делают людей такими открытыми и в то же время необыкновенно сложными. Они рассказывают «историю», которая не только интересна, увлекательна, трогательна или вызывает желание поддержать, но и содержит информацию обо всех нас. Что делает их «наукой», а не литературой, так это то, что психологи устанавливают отчетливую связь истории с какой-то научной теорией, которая представляет собой формальную объективную попытку понять и объяснить поведение. Назначение «историй» состоит в том, чтобы вносить вклад в наше научное понимание самих себя, причем иногда с важными практическими последствиями (как при использовании лечения и терапии для того, чтобы помочь людям справляться с их психологическими проблемами). Ведь очень часто в таких рассказах мы узнаем самих себя…

Из практики: железная Алиса

В один прекрасный день ко мне обратилась учащаяся (почему-то мне хочется назвать ее Алисой, то ли это про сказку и жизнь в фантазиях, то ли про хитрость лисы) с запросом о конфликтных взаимоотношениях с учителем. Алиса, уверенная в себе, немного авторитарная, контролирующая, не без основания хитрая и взрослая не по годам для своих почти 14 лет, только с одним учителем в школе становится в позицию маленькой и инфальтильной девочки, не способной к диалогу и конструктивным стратегиям поведения. При исследовании ситуации выяснилось, что обстановка в классе, где очень много цветов и растений, напоминает ей обстановку ее дома. Так мы «оказались в ее семье».

С раннего детства Алису приучали к жесткому порядку, дисциплине и умению нести ответственность за все свои поступки, быть сильной, что бы ни случилось. Папа – военный, и этим все сказано, и, похоже, в семье отца воспринимали именно как человека жесткого и манипулятивного. Последние несколько лет родители Алисы находятся на грани развода, который вот-вот должен произойти, при этом все знают (у Алисы есть младший брат), что у отца есть женщина, которую он очень любит.

Меня удивило, насколько без эмоционально Алиса рассказывала о том, что знала: об изменах отца, о ревности к новой женщине, о жестком воспитании девочки (словно мальчика), о страданиях матери, об осознании невозможности сохранения семьи, о «запрете» на выражение эмоций, как будто она железная. Слишком много подавленных чувств, злости, обиды…

Сложилось впечатление, что в семье Алиса занимает позицию взрослого, осознающего и старающегося понять абсолютно всех, и тогда ни в коем случае нельзя останавливаться на собственных чувствах и переживаниях. «Лет тридцать…» — ответила Алиса на вопрос, на какой возраст она себя ощущает в сложившейся ситуации, при этом не находя примеров и возможности, где она в реальной жизни может быть девочкой-подростком, наивной, безответственной и импульсивной.

И только когда я предложила ей представить отца, сидящего напротив, и сказать ему все, что накипело, Алиса смогла дать волю чувствам и расплакалась… Как будто что-то важное произошло, то, что она не может себе позволить в повседневной жизни, сквозь железную маску просочилось что-то живое и теплое… При этом четко прослеживался страх наказания за произнесенные слова и желание быть услышанной, так как обычно отец прекращал разговор или просто не слышал свою дочь, был дистантно-холодным.

Уходила Алиса подавленная и расстроенная, прикоснувшись к своим истинным и глубинным переживаниям. Но не прошло и пяти минут, как она снова зашла в кабинет, со словами, что ее папа будет в гимназии через 15 минут и очень хочет со мной поговорить. Интересно, подумала я, представляя, как военный будет меня «строить» за то, что обидела его дочь.

Однако мои представления не совпали с реальностью. Отец Алисы (пусть будет Игорь) признал, что вся ситуация также его беспокоит и он готов прикладывать все усилия, чтобы наладить взаимоотношения с дочерью. Игорь с 12 лет учился в суворовском училище (не без гордости говорил он об этом) и просто не привык к чувствительности (= слабости). Удивило меня и одновременно порадовало то, что отец Алисы признает, что воспитывает детей в строжайшей дисциплине, так, как воспитывали его в училище, а за проявление безответственности следует наказание («достаточно одного моего взгляда»). Ведь осознание своих завышенных требований ко всем членам семьи и желание меняться в первую очередь самому (а оно действительно было заметно) уже дает надежду на какую-то динамику в этой ситуации, потому что до этого момента миры отца и дочери практически не соприкасались.

У Игоря не было примера сочувствующих и принимающих родителей, поэтому ему так сложно примерять эту роль на себе. А сейчас, когда в его жизнь вернулась его первая и самая сильная любовь, с которой они расстались по нелепой случайности, Игорь сам начал чувствовать, жить и любить. Но это уже совсем другая история…

И как только Игорь сможет снять свою железную маску, позволит себе быть искренним, чувствующим и слышащим (хотя бы с близкими людьми), тогда и дочь сможет приблизиться к нему. И мне так хочется верить, что Игорь рискнет и пойдет за своими желаниями, а Алиса сможет воспринимать мужчин не только как жестких и авторитарных индивидов, предающих свои семьи.

А вообще с Алисой мы еще не раз увидимся! 🙂

  1. Грюнвальд, Б.Б., Макаби, Г.В. Консультирование семьи / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. — М., 2004. – 271 с.
  2. Домбровский, А., Велента, Т. Кризис семьи / А. Домбровский, Т. Велента // Семейная психология и семейная терапия. – М., 2005. №3.
  3. Роллс, Дж. Классические случаи в психологии / Дж. Роллс. – СПб. : Питер, 2010. – 131 с.
  4. Лоуренс, А. Психология личности. Теория и исследования / А. Лоуренс. — М. , 2001. — 607 с.

источник

Единого понимания сущности данного метода в мировой науке, в том числе американской, где он давно практикуется, не существует. Под определение «case study» — исследование случаев (событий), происходящих на каких-то объектах, с какими-то действующими лицами, — подпадает целая группа методов (биографический, исторический, наблюдение и даже эксперимент). Так, Дж. Митчелл [1] определяет кейс-стади как «детальное рассмотрение события или серии взаимосвязанных событий, которые, по мнению исследователя, представляют определенные теоретические принципы», а Р. Иин [2] описывает его как эмпирическое исследование, которое изучает явление в реальном жизненном контексте, когда границы между явлением и контекстом размыты. Р. Уолкер [3] отнес кейс-стади к группе качественных исследований, в которых преимущественно используются глубинные интервью, групповые интервью, описания событий их участниками, проективные техники и другие методы. В отличие от них Дж. Платт [4] считает кейс-стади не столько методом, сколько исследовательским подходом. В свое время патриарх американской социологии, живший в начале XX в., Ф. Гиддингс высказался, что в выборочном исследовании описывают несколько штрихов с большого человеческого портрета, a case study — много черт о малом количестве людей.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Case study — далеко не новое слово в научной мысли. Его корни специалисты видят в клинических обследованиях врачей, в практических методах casework, которые находятся на вооружении у социальных работников, исследовательских методах историков и антропологов, исследованиях XIX в. школы Ле Пле, социологических репортажах чикагской школы и Р. Парка. Представители чикагской школы определяли кейс-стади как неколичественные исследования, делающие акцент на истории и контексте происходящих событий, избегающие обобщений и исходно ориентированные на понимание социальной жизни через представления действующих лиц [5] .

Запомните! Если объектом изучения выступает опрашиваемый, то нелепо предполагать, что, например, до начала интервью он обладает сформировавшимися убеждениями.

В большинстве случаев мнения опрашиваемых формируются но ходу общения, но формируются, как правило, иод воздействием (прямым или косвенным, явным или неявным, директивным или мотивирующим) самого социолога. Фактически, подобная ситуация выступает преобладающим типом социологического способа взаимодействия субъекта и объекта [6] .

Аналогом кейс-стади выступают этнографическое исследование, полевое исследование, включенное наблюдение. По определению П. В. Романова, оно содержит детальное представление социального контекста исследуемых событий, несет отчетливые следы авторского отношения, его личности, которые не скрываются, более того, демонстрируются открыто. Как правило, данный тип case study — это исследование, проводившееся длительное время, в течение которого ученому удалось наладить доверительные отношения с ключевыми информантами и сократить культурную дистанцию между собой и тем социумом, который изучается [7] . Согласно В. И. Герчикову, термин «case» (случай) употреблялся по преимуществу в значении «эмпирический объект», которым определяют конкретную область, явление, общность, предприятие (иногда группу предприятий), где проводится детальное обследование. В таком понимании подчеркивается уникальность каждого случая (объекта) и его целостность. Если речь идет о промышленной организации, то под спецификой ее жизненного контекста В. И. Герчиков предлагает понимать место ее расположения, профиль и особенности выпускаемой продукции, положение на рынке, историю развития, половозрастной состав работающих, частоту сменяемости и личностные особенности ее первых руководителей, сочетание которых для любого предприятия окажется уникальным [8] .

В общем виде «анализ случая» можно определить как углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом объекте. При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью. Case study — форма качественного описательного исследования, объектом которого выступает отдельный индивид или малая группа. Его предметом может выступать только реальное взаимодействие обозримого числа людей и лишь в очень специфическом контексте. Для сбора данных здесь используются участвующее или прямое наблюдение, интервью, протоколы, тесты, архивные документы, артефакты, аудио- и видеозаписи, транскрипты интервью, записи испытаний и др. [9]

Техника наблюдения в кейс-стади достаточно близко напоминает технику антропологических наблюдений. Основное требование к наблюдателю — дать как можно более детальное описание, позволяющее восстановить живую атмосферу события. Протоколы наблюдений за событиями в этом случае оформляются в свободной форме и носят характер естественной истории, практически не отличаясь от полевых заметок. Они дополняются кратким резюме по поводу собственных впечатлений наблюдателя и представляют своего рода предварительный содержательный анализ полученной информации. По мнению И. Козиной, это стимулирует возникновение объяснительных гипотез, пусть предварительных и частных, которые в дальнейшем могут быть развернуты, уточнены или отвергнуты. В таком случае не требуется приведения строгого обоснования выводов, которое осуществляется позже [10] .

Как правило, ученых интересуют необычные, уникальные, неповторимые, экстремальные или исключительные случаи — оранжевая революция, крупномасштабная или необычная забастовка, создание новой компании, появление нового продукта на рынке, политические выборы или референдумы, геноцид, серийное убийство и т.п. Подобные случаи, будучи изучены каждый в отдельности, затем могут сопоставляться и сравниваться. На их основе ученый строит некие обобщения. Однако статистические обобщения и выводы невозможны, поскольку это не есть массовые, повторяющиеся, рядовые и ничем не примечательные события.

Статистика действует для правил, кейс-стади — для исключений.

Независимо от источника данных, кейс-стади может включать как качественные, так и количественные данные. Качественные данные подразумевают нецифровую информацию, например категориальную информацию, которая систематически собирается наративными методами, в том числе словесные таблицы. Количественные данные подразумевают цифровую информацию, например, информацию на основе ординарных, интервальных и ранговых шкал.

Метод кейс-стади часто применяется в психологии, социологии, политологии, антропологии, социальной работе, бизнесе, образовании, уходе за больными и в общественном планировании. В экономике с его помощью изучают структуру отрасли, экономику города или региона. Общим побуждающим мотивом во всех случаях выступает желание понять сложные социальные явления. Этот метод позволяет исследователям сохранить целостность и содержательные характеристики реальных событий, таких как индивидуальный жизненный цикл, поведение небольшой группы, организационные и управленческие процессы, изменения в сельском поселении, школьная реформа.

Социологи, практикующие данный метод (или вид эмпирического исследования), не стремятся к глобальным обобщениям, открытию причинно-следственных законов или к статистически репрезентативной информации. Здесь изучается одно событие или одна общность во всех подробностях.

Не стремятся они и к репрезентативности исследования, если трактовать ее как способность данного объекта представлять изучаемый класс явлений. В кейс-стади трудно или невозможно выделить предмет исследования, который будет тем же, что и в генеральной совокупности. Пожалуй, здесь все исключительное, одноразовое.

Для методики «анализа случая» не характерно использование точных количественных методов. Здесь приходится иметь дело не со статистическими категориями, а с малыми группами — контактными (бригада) и полу- контактными (руководители цехов и подразделений). При этом теряет смысл не только проведение анкетирования, но и вообще тиражирование исследовательских документов. Даже интервьюирование не нуждается в формализации. Исследователь выходит на прямое общение с респондентами, проводит с ними обсуждение, прослеживает их действия, даже участвует в некоторых событиях, скажем, в роли ассистента.

Познакомьтесь с кратким описанием исследования и ответьте на вопрос о том, насколько правомерны сделанные автором выводы. Свой ответ обоснуйте.

В середине июля 2009 г. на борту теплохода «Александр Невский» путешествовало 135 туристов. Среди них было проведено персональное интервью фокусированного типа. Выборка информантов отвечает критерию квотности: отбор интервьюируемых осуществлен в зависимости от социально-демографических характеристик, отражающих количественно-качественный состав пассажиров теплохода. Исследовано 22 респондента, среди которых 14 женщин и 8 мужчин в возрасте от 13 до 84 лет, и впервые путешествующие в круизе, и многократно (3—5 раз).

В ходе интервью были выявлены две основные группы претензий туристов к круизному обслуживанию: во-первых, низкий уровень комфорта на нижней палубе, где расположены каюты нижней ценовой категории и, во-вторых, недостаточность информационного сопровождения как но ходу движения, так и во время стоянок.

Анализ итогов эмпирического исследования свидетельствует о том, что внутренний речной круизный туризм предпочитают люди пенсионного возраста, семейные пары, путешествующие с детьми или без них, компании друзей. Круизный туризм носит межпоколенческий характер с высокой долей постоянных клиентов.

Современные туристы различаются в оценке степени важности причин, влияющих на выбор турпоездки, на что оказывают воздействие такие факторы, как уровень дохода, форма занятости, опыт путешествий, семейное положение, возраст, образование, сфера трудовой деятельности. Комбинация мотиваций к туризму не остается неизменной в течение времени и зависит от многих факторов, ведущими из которых являются туристский опыт и уровень дохода. В речном круизном туризме, на наш взгляд, необходимо выделять такие определяющие компоненты туристских практик, как финансовый, мотивационно- ценностный, экскурсионный, патриотический, семейный, сервисный [11] .

Все методы кейс-стади начинаются с одного — желания поглубже узнать об одном или нескольких небольших случаях (ситуациях) в реальных обстоятельствах места и времени. Изучаемый случай — текущее событие, с трудом отделимое от окружения. К примеру, его нельзя отделить от контекста и перенести в лабораторию. Выделенные из контекста или среды возникновения такие феномены, скажем, жизнедеятельность цыганского табора или преступной группы, часто гибнут. Их невозможно изучать в лабораторных или экспериментальных условиях.

Стало быть, в кейс-стади невозможно, как в количественном исследовании, выделить (т.е. изолировать от окружения) независимые и зависимые переменные, применять процедуры математической статистики. Как правило, кейс-стади подразумевает применение не одного, а нескольких разных методов либо процедур.

Таким образом, кейс-стади — это название не только метода, но также стратегии или вида исследования.

источник

Существует очень давно, заимствованный в медицине.
Преимущества.
• Возможность учета индивидуальных особенностей случая
• Возможность наблюдения в динамике.
Недостатки
• Невозможность перенесения результатов на генеральную совокупность. Вы видели конкретного больного и у вас никаких оснований переносить на популяцию, ведь может быть это единственный случай.
• Использование аргументов ad hoс – использование аргументов к случаю. Оно может быть универсальным, а может и не быть универсальным.
• Методологическая невозможность индукции – сколько вы не увидите отдельных случаев — это не дает основания сказать, что это общий закон. Пример- Случай истерии – Анна О., которую лечили Й. Брейер и З. Фрейд, ее не вылечили, в конечном итоге это оказалась не истерия, а шизофрения. Но на этом случае были показаны некоторые закономерности.

Корреляционные исследования в медицинской психологии (привести пример).

Корреляционное исследование — исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции) между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального план такого исследования отличается тем, что в нём отсутствует управляемое воздействие на объект исследования [12] .

В корреляционном исследовании учёный выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определёнными внешними уровнями и психическими состояниями, при этом предположения о причинной зависимости не обсуждаются [2] . Испытуемые должны быть в эквивалентных неизменных условиях. В общем виде план такого исследования можно описать как PxO («испытуемые» x «измерения». Виды корреляционных исследований

§ Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп

§ Многомерное корреляционное исследование

§ Структурное корреляционное исследование

§ Лонгитюдное корреляционное исследование *

* Лонгитюдные исследования считаются промежуточным вариантом между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием.

Метод эксперимента в медицинской психологии (привести пример).

Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. При этом осуществляется планомерное манипулирование одной из переменных, которую называют независимой (ее изменяет исследователь), с последующей регистрацией сопутствующих изменений в изучаемом явлении (зависимая переменная). Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом, эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях. Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента: естественный и лабораторный.

При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается психологическому исследованию. Обычность, естественность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных позволяет исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.

Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют и действия его определяются инструкцией.

При проведении эксперимента имеется возможность изучения влияния на изучаемое явление не одной независимой переменной, а несколькими (фактор). Для статистической обработки результатов эксперимента в последнем случае применяется дисперсионный анализ (Фишер Р.). Кроме того, при эксперименте требуется учитывать и другие переменные (промежуточные), которые могут влиять на результаты исследования. Одни из них можно контролировать (контролируемые переменные — пол, возраст и др.), а другие контролировать невозможно (например, интерес или безразличие испытуемого к исследованию, его настроение и пр.).

Даже при строгом обеспечении нужного уровня контроля всех переменных в проводимом эксперименте искажения возможны за счет ожиданий как экспериментатора, так и испытуемых (Годфруа Ж., 1992). Убежденность экспериментатора в том, что реакции испытуемых изменятся под влиянием независимой переменной (например после приема изучаемого препарата), невольно передается испытуемым, и это может повлиять на их поведение (эффект Розенталя). Аналогичным образом может проявиться и эффект Хоторна, особенно если испытуемым известна гипотеза исследования. Они в этом случае ненамеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Виды психологической помощи.

Психологическая помощь-это широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Психологическая консультация представляет собой информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания.
Психологическая коррекция (для детей и подростков) и тренинг (для взрослых) — является работой по изменению неэффективных моделей поведения и мировосприятия.
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение разного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях.
Психотерапия в последние десятилетия заявляет о себе как «новая наука о человеке”.
Термин “психотерапия” происходит из древнегреческого языка и означает “чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении человека”. Психотерапия понимается как дисциплина, пытающаяся смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы, пользуясь преимущественно, речевыми (в противовес медикаментозным) средствам.
Психологическое консультирование и психотерапия — оба этих термина нередко используются как взаимозаменяемые, поскольку оба одинаково предполагают серию встреч с клиентом, направленных на то, чтобы помочь ему изменить неэффективные внутренние установки и поведение.
Консультирование сконцентрировано, как правило, на более узкой теме и более краткосрочно.
Психотерапия представляет собой интенсивную и длительную работу, направленную на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.
Однако многие специалисты отмечают, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии.
Психологическое просвещение подразумевает ознакомление людей с вопросами психологии. Иногда, для того, чтобы понять, что с вами происходит, полезно бывает вникнуть в механизм того или иного психического процесса.
Психодиагностика дает человеку возможность глубже познать себя, узнать о своих индивидуальных особенностях, сильных и слабых свойствах психики; Вооружает знаниями о себе, которые не всегда лежат на поверхности, и способами оптимально использовать все стороны своей личности; Помогает нам открыть в себе то, что осталось бы скрытым и не развитым, не узнай мы об этом.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

9\2 Виды психологической помощи.

1.Психопрофилактика (предупреждение).

2.Психологическое просвещение(в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

3.Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

4.Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

5.Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

6.Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

7.Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 232 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Метод «анализ единичного случая» не относится собственно к квазиэкспериментальным. Дж. Кэмпбеллом [1980] он помещен в разряд так называемых доэкспериментальных планов и продемонстрирован на примере использования одной группы, в которой психические особенности людей могут обсуждаться в контексте «специфики жизни» изучаемого объекта. Однако этот метод можно рассматривать и как общий момент пересечения тем экспериментальной психологии и психологической диагностики. Так, использование функциональных проб, имеющее цель обследования субъекта (и написания психологического заключения), стало классическим средством построения так называемых «экспериментальных патопсихологических методик», известных студентам по книгам Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. Последующая часть практикума «Функциональные пробы» знакомит с другими вариантами методик, включение которых в построение так называемого «патопсихологического эксперимента» осуществляется в контексте гипотез психолога о том, какие базисные процессы и психологические свойства подлежат изучению в рамках обследования конкретного человека.

В качестве доэксперименталъного такое исследование, включающие принципы анализа единичного случая, позволяет проводить сопоставления индивидуальных показателей по тем или иным функциональным пробам с показателями мысленных контрольных групп, отличающихся по предполагаемым базисным переменным. В отличие от мысленного эксперимента, для такого сравнения здесь используются эмпирические данные, рассматриваемые как аналоги ЗП и реально полученные для так называемых нормативных контрольных групп. Понятие «нормы» имеет здесь то же содержание, что и в любом учебнике психодиагностики, т.е. означает приведение психологических показателей, полученных для определенных эмпирических выборок. Применительно к организации исследований в медицинской психологии понятие «нормы» принимает и другое значение – рассмотрение в качестве контрольной группы психически здоровых лиц.

При отнесении исследований к методу анализ единичного случая в качестве характерного для них момента будет выступать не общность используемых методик, или функциональных проб, а общность логики исследовательской схемы. В ней имплицитно представлено сравнение изучаемого случая (человека, группы людей, ситуации) с классом других подобных случаев, отличающихся от данного по каким–то свойствам, специфике своей «истории» или «жизни».

Для того чтобы иметь возможность объяснения данного случая, исследователь рассматривает его как отдельное проявление типа явлений или процессов, закономерности организации функционирования и динамики которых известны. Как проявляется анализируемое свойство в конкретном единичном случае, а именно в соответствии с предполагаемой причинно–следственной или структурно–функциональной связью или нет, – ответ на этот вопрос и является результатом рассуждений исследователя. В качестве нормативного показателя могут выступать не только групповая норма, но и индивидуальные данные типичного («нормального») испытуемого. Он выступает при этом идеальным представителем, репрезентирующим в схеме исследования ту отправную точку, по отношению к которой идет анализ обследуемого «единичного случая».

Исследовательская гипотеза о специфике психологических свойств человека при анализе единичного случая является одновременно и диагностической гипотезой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой закономерности, как общей для «контрольных» случаев (аналогичных изучаемым единичным по другим параметрам), и одновременно возможность не подтвердить предполагаемую закономерность для изучаемого (обследуемого) человека.

Возможность неадекватного навязывания ориентиров сравнений с позиций свойств контрольной группы рассматривается Дж. Кэмпбеллом как основание невалидных выводов [1980]. Такие выводы могут быть следствием того, что при номотетическом подходе, когда свойства субъекта рассматриваются сквозь призму, или перечень, свойств, присущих другим людям, может быть упущено именно то, что отличает данного человека от других.

Для так называемого патопсихологического эксперимента характерно сочетание ориентировки психолога на специфику индивидуального случая (контекст идеографического подхода) и нормативные показатели, причем часто учитываемые одновременно для нескольких групп.

Схема «анализ единичного случая» видоизменяется в зависимости от целей исследования, объекта (отдельный человек или группа людей), предмета изучения и используемых методических свойств. В данном задании она будет представлена примером построения исследования отдельного человека в так называемом «патопсихологическом эксперименте» – ППЭ.

Соотношение экспериментальных и диагностических целей «патопсихологического

эксперимента»

Пример «экспериментальных патопсихологических методик» для демонстрации специфики рассматриваемого методического приема удобен тем, что качественный анализ проявленных испытуемым свойств (мышления, памяти, эмоционально–волевой сферы личности и т.д.) опирается в них на общепсихологическое обоснование механизма, необходимого для выполнения задания испытуемым. Кроме того, ППЭ хорошо демонстрирует характерное для него сочетание качественного и количественного анализа, приближенность к «естественному эксперименту», с точки зрения включения «дополнительных» переменных в общую ситуацию, комплексный подход к построению эмпирических обобщений.

Основное внимание будет уделено структуре ППЭ как выбора и последовательности предъявления испытуемому разных задач, которые ставятся исследователем: а) для получения данных с целью формулирования «рабочих гипотез», б) для инициации разными средствами одного и того же базисного процесса с целью проверки частных гипотез о представленности изучаемой базисной переменной в данном индивидуальном случае. В случае обследования этими методиками психически больного человека именно фактор болезни рассматривается психологом как причинно обусловливающий показатели в заданиях.

В контексте представления общепсихологической структуры метода «анализ единичного случая» его приложение для практической отработки студентами предполагает работу со здоровым испытуемым. В конце главы с этой целью приведены конкретные методики, обычно включаемые в ППЭ.

Патопсихологическое исследование включает такой квазиэкспериментальный прием, как сравнение групп – здоровых людей и больных определенной нозологической группы, когда именно различие между группами рассматривается как причинно–действующий фактор изменения изучаемых базисных психологических процессов. ППЭ выступает как средство получения эмпирических данных для последующих межгрупповых сравнений и «анализа индивидуального случая» при обследовании людей в ситуации психологической экспертизы в условиях клиники. При достижении цели описания свойств психики больного человека ППЭ является одним из этапов психологического обследования; собственно здесь и реализуется схема «изучение единичного случая». Но сами по себе методические средства, т.е. конкретные методики, столь же продуктивно включаются и в схемы выявления индивидуальных особенностей здорового человека.

Использование тех же методик на выборке здоровых испытуемых дает психологу ориентиры для качественного и количественного анализа переменных, как характеризующих определенную выборку, учитывающую возрастной или образовательный ценз или другие дополнительные переменные. В последнем случае воспроизводится общая структура ППЭ (а не патопсихологического исследования), где «экспериментальный субъект» – испытуемый подвергается «экспериментальным воздействиям» в виде набора методических средств, выступающих условиями проявления интересующих исследователя свойств. Понятно, что о «воздействии» здесь следует говорить только как об инициации интересующих исследователя процессов, что происходит также и при использовании методов психологического наблюдения или беседы.

ППЭ в более широком смысле – это полное обследование конкретного человека в клинике, в ситуации экспертизы, с использованием разных методических средств наблюдения, беседы, применения стандартизированных тестов и так называемых «экспериментальных методик». Однако в данном задании рассматриваются не приемы использования ППЭ в целях патопсихологической диагностики, а проблемы принципиального построения этого метода в исследовательской практике психолога.

Психологическое обследование может включать этап ППЭ в узком смысле, а именно как выполнение испытуемым программы задаваемых экспериментатором заданий, выступающих для психолога в качестве «функциональных проб». В этом случае целью психолога при обследовании здоровых людей или больных, предположительно относящихся к определенной нозологической группе, является квалификация отдельных случаев с точки зрения определенных критериев для размещения в «классы» полученных эмпирических характеристик (это также и решение задач психодиагностики).

Например, при использовании методики «пиктограмма» психолог квалифицирует уровень и особенности опосредствования, т.е. характер устанавливаемых испытуемым связей между запоминаемым словом и сделанным рисунком, а также последующую эффективность припоминания исходных («стимульных») слов. Он описывает его как характерный для группы здоровых людей или искаженный, нарушенный в каком–то звене (например, испытуемый «застревает» на опосредствующих связях и воспроизводит название рисунка, а не исходное слово). Особенности выявленных нарушений анализируются по известным из патопсихологических работ критериям отнесения их к тому или иному классу. Здесь психолог решает задачу определения, к какому типу следует отнести данный случай, и одновременно помещает его в класс нарушений с определенной нозологической принадлежностью.

«Экспериментальные патопсихологические методики» позволяют описывать индивидуальные особенности познавательных процессов человека (внимания, памяти, воображения, мышления), содержание целей и мотивационно–эмоциональной сферы личности, самоосознание, формально–динамические (характерологические, типологические и стилевые) его свойства. Заданный методическим средством способ описания индивидуальных свойств предполагает всегда интерпретацию данных с точки зрения интересующих исследователя характеристик познавательной или личностной сферы, выступающих как эмпирически установленные признаки. Критерии классификации этих признаков свидетельствуют об отношении результатов испытуемого к показателям «среднестатистической» нормы, о проявлении характерных только для данного индивида свойств, а в случае искажений их при обследовании больного человека – как основание отнесения данного случая к симптомокомплексу, характерному для определенной нозологии.

Подход к построению картины единичного случая реализуется разными способами: путем представленности одной и той же системы признаков для каждого субъекта (номотетический подход) или путем указания характерного только для данного индивида профиля черт, одни из которых могут быть общими с другими людьми, а другие –отличными от них (идеографический подход). Возможности построения классов с точки зрения метода сбора данных и психометрической интерпретации тестируемых свойств в настоящее время детально обсуждаются в пособиях, ориентированных на знакомство с методами психодиагностики.

Однако в этих пособиях практически не представлены проблемы использования таких методических средств, которые позволяют выявлять интересующие исследователя признаки на основе подхода, близкого к экспериментированию как по типу используемых переменных, так и по способу проверки гипотез об определенной регуляции изучаемого процесса, и с этой точки зрения не являются тестами в узком смысле слова. Подобный тип анализа индивидуальных данных характерен для «экспериментальных методик патопсихологии», основанных на предположениях о психологических механизмах деятельности при выполнении испытуемыми заданий.

Количественная оценка результатов также применяется в ППЭ. Количественные показатели выступают в качестве «эталонных» или, точнее, возможных показателей «репрезентативного субъекта», представляющего определенную выборку людей с предположительно сходной структурой психологических механизмов. Ориентировка психолога на показатели нормативной выборки – необходимое звено при построении им картины психической регуляции выполнения заданий конкретным субъектом.

ППЭ является «качественным» исследованием в том смысле, что он реализует приближение к схеме изучения «единичного случая» и предполагает сочетание с ней в логике рассуждения экспериментатора схемы контроля за выводом, характерной для собственно экспериментального исследования. Гипотезы о механизмах регуляции психической деятельности направляют рассмотрение индивидуальных показателей в функциональных пробах. Одни гипотезы направляют последовательность задания в ППЭ, в то время как другие определяют способ построения самих заданий, подбор групп испытуемых и т.д.

Выполнение заданий как функциональных проб требует актуализации соответствующего гипотезе исследователя базисного процесса как теоретически предполагаемого звена, или составной «центральной» части зависимой переменной, которая в случае болезни специфически изменяется. Это изменение вызывает искажение показателей выполнения задания больным человеком.

ППЭ предъявляет особые требования к организации деятельности самого психолога, предполагающие реализацию особой логики построения и проведения программы заданий, а также взаимодействия с испытуемым. Последовательность заданий должна выявить картину актуализируемых методиками процессов, а общение с испытуемым обеспечить условия для максимально полного отражения его характерных свойств в показателях деятельности.

Наиболее существенным отличием применения «экспериментальных патопсихологических методик» от обычных задач и схем индивидуальных экспериментов является их нацеленность на проверку специального рода гипотез. Они построены на предположениях о механизмах регуляции, основанных на причинных и структурно–функциональных связях изучаемых свойств. Показатели любого испытуемого зависят от общей структуры и индивидуальных особенностей актуализируемого в них базисного процесса. Таким образом, в гипотезе предполагается общепсихологическая закономерность, а проведение эксперимента дает картину ее единичного проявления.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 2395 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник