Меню Рубрики

Анализ сказки как один мужик

Салтыков-Щедрин известен нам как государственный деятель и выдающийся писатель-сатирик. Его сказки проходят в школе, чтобы познакомить детей с приемами сатиры в литературе. Но злободневные для царской России произведения с меткими образами и колкостями любят читать и взрослые. Чтобы лучше понять прелесть сатирической сказки Салтыкова-Щедрина, рассмотрим одну из них детально.

История создания

Довольно трудно сказать, что подвигло автора на создание повести о мужике и генералах. Сатирическая жилка проявлялось в писателе еще в годы юношества: будучи учеником Царскосельского лицея, Салтыков был поэтом своего курса и заслужил неодобрение педагогов за стихи «вольного содержания». Писатель стремился изменить Россию, поэтому состоял на государственной службе, быстро продвигаясь в карьере. Он ненавидел взяточничества и чиновничьего произвола. В 1868 году Салтыков-Щедрин уходит в отставку в должности вице-губернатора и всецело отдается литературе. В 1869 году он становится редактором газеты «Отечественные записки», где и публикует сказки и другие произведение с социально-политической подоплекой.

Приемы сатиры

Шуточный сказ о мужике и генералах давно стал хрестоматийным, и на его примере лучше всего разбирать сатирические приёмы. Сказка начинается с краткой экспозиции: нам представляют двух генералов, которые «Служили всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Здесь явное преувеличение – имеется в виду, что генералы много проводили времени в регистратуре, но никак не могли же они в ней родиться. Этот прием усиления в литературе называется гипербола. По сюжету генералы попали на остров, и далее высмеивается их абсолютная беспомощность. Автор постоянно иронизирует, то есть зло усмехается над глупостью высокопоставленных лиц (пример их диалог о булках или поиски сторон света). В сцене, где генералы набросились друг на друга с голоду, писатель сравнивает их с дикими зверями: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание».

Но глупым генералам приходит в голову умная идея найти мужика, который их и прокормит, и в Петербург доставит. Крестьянин изобличен сатириком не хуже. Он предстает перед нами неким покорным скотом, который готов работать на износ: каждый день он добывал генералам еду. С другой стороны в мужике мы находим и положительные качества такие как ловкость, умелость, выносливость. Они гиперболизированны для комизма: из собственных волос сделал силок, сварил суп в пригоршне, построил ладью.

По прибытии в Петербург генералы, здорово располневшие трудами мужика, не забыли и про него. На радостях послали ему пяток серебра и рюмку водки. «Веселись, мужчина!»

Мораль и значение произведения

Салтыков-Щедрин создавал цикл сказок уже после того, как крепостное право отменили. Но на самом деле, жизнь крестьянина немногим стала легче, он до сих пор оставался зависим от помещика, обвязан выкупными платежами. Писатель всю государственную деятельность посвятил на борьбу с несправедливостью, поэтому он желал России избавиться от старых пережитков. В сказке писатель выводит на обозрение чиновников-паразитов, и мужиков-послушных баранов, зло высмеивая обоих.

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: “Как один мужик двух генералов прокормил.”

Повесть рассказывает о двух генералах, которые жили, не тужили, да горя не знали. А знали только то, как их на Подьяческую на работу возят, как они там на важных бумажках расписываются, да как в обед перед ними сама собой еда появляется. Да величали друг друга: “Ваше сиятельство” да “Ваше превосходительство”.

А вот оказалась эта парочка на необитаемом острове. Тут то и выяснилось, что хлеб да колбасы на деревьях не растут, и что птицу-зверя-рыбу изловить на пропитание тоже наука. Всего этого, естественно, генералы не умеют. Зато они проделали то, что делать мастаки: даже на необитаемом острове сыскали мужика и давай ему приказы отдавать: накорми, да напои, да обеспечь, и так далее. Ещё и отругали бедолагу за то, что смеет спать, когда целых два генерала от голода помирают. А чтобы мужик не вздумал сбежать и оставить голодными их сиятельство да превосходительство, ещё и верёвкой привязали к себе. На всякий случай.

И вот жили себе наши генералы, не тужили, ещё больше раздобрели, чем на казённых харчах, да вот беда: скучно господам генералам, им бы домой, на Подьяческую. Отдали они мужику новый приказ: смастерить плот да доставить господ генералов домой. Ну а бедному мужику куда деваться, когда над ним целых два генерала стоит? Смастерил и привёз, в целости и сохранности. И наградили господа генералы нашего мужика: рюмку водки и пять копеек серебром.

Безусловно, данная история несёт великолепную сатиру на чиновников, которые, по известному выражению, “настолько глупы, что на большее, чем отдавать приказы, и не годятся никуда”. И, что самое главное, такие даже необитаемом острове разыщут того, кем можно понукать до повелевать. Ну и, разумеется, о том, что ограниченность таких людей не позволит им даже предположить, что у других людей могут быть какие-то свои дела и проблемы. Это выше их уровня понимания. Ну и завещающую точку в этой сатире ставит награда мужику за спасение генералов. Обычный читатель может возмутиться подобной скупости, но читатель грамотный поймёт, что на самом-то деле жизни этих двух генералов дороже и не стоят.

Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году. Когда его главный герой возвращается из ссылки.

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель поднимает много разных проблем. Эти проблемы волнуют человечество испокон веков. И современного человека тоже. Однако больше всего в произведении затронута тема добра и зла.

источник

История создания произведения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана в 1869 г. Автор произведения – великий русский сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Как государственный чиновник высокого ранга (вице-губернатор), Салтыков-Щедрин хорош знал о невежестве чиновников и забитости народа.

В окончательной редакции произведение вышло в 1878 г. и было высоко оценено современниками писателя, в частности, А.И. Герценом и И.С. Тургеневым.

Жанр произведения

Произведение написано в жанре сатирической сказки. Повествование ведется от третьего лица. Из художественных средств писатель использует сарказм (язвительную насмешку) и гиперболу (преувеличение). Понятно, что не могли генералы думать, что булки растут на деревьях и т.п.

Сюжет произведения

Сюжетная линия произведения напоминает роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Два генерала, проснувшись, обнаруживают, что они находятся на необитаемом острове. Чтобы не погибнуть от голода, они решают найти мужика. Мужик не только решает все проблемы, но и доставляет генералов обратно в Петербург. Они получают много денег – жалованье за время пребывания на острове. И про мужика не забыли: послали рюмку водки и пятак серебром.

Система образов произведения

Главные персонажи произведения – мужик и два генерала. Имена и фамилии персонажей неизвестны.

Автор иронически относится ко всем героям сказки. Его удивляет не только никчемность и неприспособленность к жизни генералов, но и та покорность, с которой мужик выполняет все их требования.

Художественные особенности произведения

Композиция текста максимально простая, что соответствует жанру сказки. Деления текста на части нет.

Жанр сказки подчеркивается характерными оборотами: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «мед-пиво пил, по усам тело, а в рот не попало».

Авторская позиция

Авторская позиция выражена косвенно через характеристику главных героев.

Так, про генералов автор пишет, что они ничего не знали и не понимали, но один из них был поумнее, поскольку преподавал каллиграфию в школе кантонистов. Генералы даже не ориентируются в сторонах света.

В описании мужика подчеркивается его трусость и покорность. Он сразу робеет перед генералами и даже не пытается убежать, хотя они от него полностью зависят. Он только спрашивает, довольны ли господа генералы.

Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан с общественной темой, раскрывающей социальные пороки российского общества.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, который полон разной «еды», чуть не погибли от голода и не съели друг друга, если бы им не попался мужик, беззаботный, спящий под деревом. Он и спелых яблок им нарвал, и силок из собственных волос сделал, и рябчика поймал, и огонь развёл, и в пригоршне суп сварил, потом корабль построил и доставил генералов домой. Описывая жизнь генералов на острове, автор беспощадно высмеивает не только их легкомысленность, никчемность, пустоту, но и несправедливое отношение к мужику-труженику.

В конце сказки говорится, что генералы, попав домой, не забыли мужика, отблагодарив его рюмкой водки и пятаком серебра. Но и мужик в сказке, олицетворяющий русский народ, не является положительным героем. Он умеет трудиться, ведь любая работа ему по плечу, проявляет смекалку, сноровку, но продолжает безропотно слушать и выполнять приказы генералов. Даже сам свил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтобы не сбежал. Рабская покорность мужика вызывает у читателей горький смех, смех сквозь слёзы, боль за настоящих тружеников русской земли.

Писатель в сказке осуждает не только бессмысленную жизнь генералов, но и долговечное крестьянское терпение и чрезмерную покорность русского народа. Художественное своеобразие данного произведения выражается в соединении традиций народной сказки и литературного новаторства, в умелом использовании писателем различных приёмов. Несмотря на то, что в произведении употребляются сказочные выражения и обороты, написана сказка необычным эзоповым языком — языком намеков и иносказаний — и близка к басне.

Генералы на необитаемом острове находят газету «Московские ведомости» и читают ее, пытаясь отвлечься от голода, но содержание текстов в газете состоит лишь из описания пиршеств. Читатель догадывается, что писатель иронизирует над бессодержательностью и казённой восторженностью публикаций в этой газете. Создавая образы генералов и мужика, автор использует гиперболу и гротеск, помогающие раскрыть и понять идею произведения. Генералы думали, что пища сразу бывает такой, в каком виде попадает на стол. Даже представить себе не могли, что сначала надо потрудиться, прежде чем её съесть. Голод привел генералов к драке, во время которой они чуть не погубили друг друга, только съеденный орден заставил их одуматься. Генералы не погибли от голода на острове только благодаря заботам крестьянина. Данное произведение написано не для увеселений и развлечений маленьких детей. Прочитав его, начинаешь задумываться о том, что волновало русского писателя, жившего в XIX веке, и современно ли это произведение в наши дни.

Конфликт старшего и младшего поколения волнует людей с давних времен. Еще Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Дума» писал о том, что ему грустно смотреть на нынешнее поколение, что будущее его пусто, темно, беспросветно.

У недоросля Митрофана в комедии Фонвизина было несколько учителей. Одним из них, и наиболее достойным по мнению недалекой госпожи Простаковой, был немец Вральман.

Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

«Мцыри» относят к одной из удачных поэм Лермонтова, её можно считать образцом русской романтической поэзии.

В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых умных и грамотных людей того времени. Учился в благородном пансионе города Москвы.

источник

1. История создания произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.

Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.

Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.

Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.

Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.

Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

7. Система образов произведения.

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

8. Композиция произведения.

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.

Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.

В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

Легкая для понимания сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» актуальна во все времена. Она и сейчас заставляет о многом задуматься.

источник

“Как один мужик двух генералов прокормил” – это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлен анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод и проблематика произведения. Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Шедрина Анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина Б. Я. Бухштаб: “Вот перед нами сказка о двух генералах и мужике. Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих верхов сметливости и дельности народа. Для того, чтобы ярче показать то и другое, Щедрин переносит двух генералов и “мужика” на необитаемый остров. Остров этот богат и рыбой, и птицей, и плодами, – но неумелые бездарные генералы чуть с голоду не умерли посреди этого изобилия. Генералы избегли голодной смерти только найдя на острове “мужика”. Конечно, и невежество генералов и умелость мужика тут чрезвычайно преувеличены. В действительности не было, конечно, таких генералов, которые не знали бы, что булки из муки делают. Не было, разумеется, и “мужиков”, которые могли бы в пригоршне суп варить. Это сказочные генералы и сказочный мужик. Но сказка давала Щедрину возможность запечатлеть основные качества всех классов его времени – в особенности показать пороки правящих классов – с исключительной цельностью, яркостью и остротой. В сказке о двух генералах он показал паразитизм господствующих классов, нещадно эксплуатирующих народ. Неумелые во всем генералы хорошо умеют заставлять работать на себя “мужика”. Но это удается им только вследствие забитости и приниженности народа. Обнаружив на острове мужика, генералы “накидываются” на него… И огромный “мужичина”, которого на необитаемом острове никто не может принудить, пугается “строгих генералов” и не только начинает как каторжный на них работать, но еще и веревку свивает, чтобы генералы могли на ночь привязать его к дереву. Работает он не только за страх, но и за совесть… В этой сказке Щедрин бичует не только “генералов”, но и “мужика” – за его рабскую покорность своим угнетателям.” (Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге “Сказки” Салтыкова-Щедрина, изд-во “ДЕТГИЗ”, 1946 г.) Я. Эльсберг: “….одна из самых замечательных щедринских сказок – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С первого взгляда может показаться, что действующие лица этой сказки поставлены автором в невероятное, фантастическое положение – они почему-то внезапно… оказываются на необитаемом острове. Но фантастика Щедрина была по самой сути своей глубоко реалистической. “Два генерала” воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники (“генералами” в царской России называли и высших гражданских чиновников) весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию. Щедрин заставляет “двух генералов” оказаться на необитаемом острове, для того чтобы обнажить их социальную сущность, более того – весь характер социальных отношений царской России. Самодержавно-крепостническое государство и классы, интересы которых оно защищает, и после крестьянской реформы (ведь мужик, избранный Щедриным, не крепостной!) угнетают и обирают крестьян – такой вывод великого сатирика. Щедринское сатирическое преувеличение и заострение обладает подлинно реалистическим содержанием. “Генералы” убеждены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда, должен проливать ради них пот и кровь. Эта власть над мужиком, которой обладают “генералы”, убедительно иллюстрирует силу крепостнических пережитков во всем общественном строе пореформенной России. Рассказывая, что мужик дал себя связать веревкой, которую он сам же свил, Щедрин указывает тем самым на политическую темноту, несознательность народных масс того времени, покоряющихся своим эксплуататорам и собственными руками строящие те тюрьмы, куда царское правительство заключало крестьянских вожаков и русских интеллигентов. С болью и горечью видел Щедрин эти черты политической забитости и пассивности, но он был глубоко убежден в том, что народ сумеет подняться на революционную борьбу. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, как и в других своих сказках, Щедрин углубляет мысли русских народных сказок. Глупость и жадность барина, ум и сметливость мужика – один из обычных мотивов русских народных сказок. В этот мотив Щедрин вложил новое политическое содержание. На примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” можно также уяснить себе сущность так называемой “эзоповской манеры” Щедрина. Цензура не позволяла сатирику прямо ставить в своем творчестве политические вопросы, обличать самодержавие, и Щедрин применял поэму эзоповскую, то есть иносказательную, манеру, берущую свое название от древнегреческого баснописца Эзопа. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь сказку о каких-то двух отставных чиновниках и одном мужике, на самом же деле в это произведение вложено огромное и обобщающее социальное содержание – вопрос о взаимоотношениях народа и господствующих классов. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь облеченный в сказочную форму бытовой эпизод, рисующий, как два генерала заставили одного мужика работать на себя, на самом же деле речь идет о всей политике угнетения и обирания крестьянства, проводимой царскими чиновниками и помещиками.” (вступительная статья Я. Эльсберга, “Рассказы, очерки, сказки”, М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во “Детгиз”, 1951 г.) Отрывок из книги “М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”: “Каким энергичным, предприимчивым, удачливым в своих трудовых начинаниях изображен мужик! Всякая работа спорится в его руках, из самых затруднительных положений умеет он найти выход. Но, увы! что ни сработает мужик – не ему на пользу это идет. Что он ни напечет, ни изжарит – все попадает в ненасытные утробы тунеядцев-генералов. И естественным выводом из “Повести” является мысль: как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова. …только писатель, пламенно любящий свою родину и свой народ, глубоко уважающий его, мог создавать такие произведения, как “Повесть о мужике” или “Коняга”.” (“М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”, cост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.) А. С. Бушмин: “С горькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громаднейший мужичина, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое». Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен был генералам за то, что они «мужицким его трудом не гпушалися». Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русского крестьянства в эпоху самодержавия. Едва ли, например, можно было доходчивее, ярче, остроумнее передать идею о социальном антагонизме и о деспотической сущности самодержавия, чем это сделано в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». …веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)…” (А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.) Это был анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика произведения.

источник

Гротескное повествование о том, как один мужик двух генералов прокормил, создано М.Е. Щедриным в жанре сатирической литературы.


Удивительным образом сказки Щедрина в миниатюре содержатся все проблемы, все образы современного общества.

Весь доступный ему сатирический арсенал – от иронии до гротеска, писатель использует для выражения своего отношения к действительности.

Сюжет прост: необитаемый остров, невесть откуда взявшиеся два генерала. Они голодны и не приучены ни к чему, хоть остров изобилует дарами природы.

Пытались почитать газету, да только оголодали еще больше.

Автор едко высмеивает генералов и, кажется, вовсе не удивлен их превращению в голодных животных.

Чудесным образом находят они мужика, ловят его и по обычаю заставляют «тунеядца» работать.

Для них сказка хорошо заканчивается – мужик не только спас их от голода, но и доставил в родной Петербург, за что и был вознагражден – пожаловали ему генералы пятак серебряный и водки рюмку. Заслужил!

В коротеньком повествовании автор охватил волнующую его тему народа и власти. Мы видим чванливых, высокомерных генералов, не умеющих абсолютно ничего, и мужика – находчивого и сообразительного, готового суп в пригоршне для господ варить да веревки для себя же вить.

Основная мысль, которую доносит автор до нас – причина такого отношения к народу не столько в тех, кто правит, сколько в характере самого народа.
Извечная привычка быть во всем виновным и искренняя благодарность за тот мизер, который ему жалуют с барского плеча.

И финальное «Веселись, мужичина!» еще раз подчеркивает всю безысходность положения простого народа.

Продолжаем рассматривать тему — как один мужик двух генералов прокормил:

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин М.Е. написал в середине ХIХ в., но популярность и актуальность это литературное сказание не утратило до настоящего времени. В произведении много гротескных преувеличений, невероятных событий. Несмотря на присущий великому писателю тяжелый стиль изложения, история читается легко. Парадоксально, но определенные элементы обнаженных М.Е. Салтыковым-Щедриным в его сказке общественных и социальных пороков присущи и современным отношениям. Конечно, сейчас не встретишь генералов, которые ищут булки на деревьях, но необоснованная высокомерность, презрительная позиция к окружающим присуща некоторым индивидам, считающим себя генералами. Впрочем, это в первую очередь характеризует их самих.

Проживали как-то на белом свете два легкомысленных генерала, прослужившие с рождения и до самой своей отставки где-то по военному ведомству и ничего другого не знавшие. Выйдя на пенсию, зажили они в Санкт-Петербурге на Подьяческой улице со своими кухарками. Но как-то раз так получилось, по щучьему велению проснулись генералы на необитаемом острове под одним одеялом. Убедившись, что это им не снится и они действительно сидят в ночных рубашках и в орденах на берегу моря, начали они оглядываться да осматриваться. А когда есть захотели, решили остров обследовать. На острове нашли они и дичь в чаще, и рыбу в водоемах, и разные фрукты на деревьях, да вот только поймать никого не вышло и до фруктов не дотянулись. Зато старый выпуск «Московских ведомостей» нашли. С голода звереть начали господа, чуть друг друга не проглотили, даже подрались. Потом остыли, угомонились, захотели газету полистать, но там все об обедах и ужинах написано.

И тут одного генерала осенило — надо мужичка найти, чтобы кормить их. Он им и хлеб испечет, и рябчиков нажарит, и фруктов разных наберет. Мужик везде есть — и на необитаемом острове найдется. Пошли и нашли огромного мужика, который спал, тунеядец, в тенечке и не думал даже, что без него господа 2 дня уже голодают. Набросились на него господа с бранью и криками и работать заставили. Мужик испугался, набрал сладких яблок и накормил оголодавших, а для себя одно кислое оставил. Потом картошки где-то нарыл, костер разжег и дичь изжарил. Рады генералы, привязали мужика веревкой, которую он сам связал, чтобы не убежал, пока они отдыхать после обеда будут.

Раскормились господа на острове, снова стали дебелые и рыхлые. Мужик им даже похлебку варить приспособился в ладонях. Все бы хорошо, да тоска обуяла генералов, потянуло их в свои квартиры да к своим кухаркам. Начали они требовать от мужика свезти их в Петербург. Мужичок рад, что генералы довольны им, труда холопьего не гнушаются,- во всем угодить господам готов. Построил лодку, чтобы через океан перебраться можно было, настелил туда пуха лебяжьего для мягкости, припасов всяческих понаделал, да и отправились они через море-океан до самого Санкт-Петербурга. Ну уж и ругали господа мужичка за ветер да качку, за волны огромные, а мужик знай гребет и в ус не дует. Доплыли, наконец, до дома. Генералы кофе напились, булочек наелись — довольные стали. А казна им пенсию сполна заплатила за все время, пока на острове мыкались. Довольны генералы, что все так вышло. Но и мужичка не забыли — послали ему пятак серебряный да рюмку водки: веселись, мужичина!

В форме литературной сказки М.Е. Салтыков-Щедрин создал целый цикл произведений. Привлекательность такой формы вызвана острой сатирической направленностью писателя. В условиях существовавшей цензуры жанр сатиры и пародии был наиболее приемлем. Только на таком языке можно было свободно обсуждать существовавшие общественные язвы, вскрывать назревшие противоречия. Более того, писатель тяготел к народу и, в определенном смысле, подстраивал свое творчество под простонародный стиль. Сказка — наиболее доступная форма изложения.

Изучение повести про то, как один мужик двух генералов прокормил, анализ других сказок показывают, что автор строит свои произведения на противопоставлении двух социальных сил — народа и правящего класса. Народ, в первую очередь крестьянство, предстает в виде замученной, забитой массы. Господствующее сословие активно пользуется этим и только наращивает эксплуатацию, усиливает гнет. В то же время М.Е. Салтыков-Щедрин не оправдывает и не защищает такую забитость. Сатирик клеймит эти качества в народе. Примечательно акцентирование внимания на том, что мужик сам сплел веревку, которой его привязали. Этим писатель подчеркивает несознательность народных масс. Мужичок рад, что господа генералы не брезгуют его трудом, готов все стерпеть, чтобы услужить.

М.Е. Салтыков-Щедрин далек от революционных настроев. Его политические взгляды не идут дальше сатиры. Однако анализ произведения, как и всего творчества одного из столпов отечественной литературы показывает, что общество не может далее развиваться в таком направлении. Повесть подводит к выводу, что не будь таких господ — генералов, народ — мужик жил бы богато и весело на своем острове, умея себя прокормить и во всем обеспечить.

В своей сказке М.Е. Салтыков-Щедрин использовал практически весь спектр приемов, принятых в сатирической литературе:

  • гротеск (предельное преувеличение):
  • сарказм (едкая насмешка);
  • «эзопов» язык (иносказание);
  • аллегория (иносказательное сравнение с целью подчеркнуть ту или иную сторону);
  • гипербола (преувеличение);
  • фантастика (несуществующее отображение событий);
  • ирония (шутка, насмешка).
Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Гротескно поведение генералов, не обладающих никакими навыками и не знающих элементарных вещей. Фантастично, как попали господа на необитаемый остров «по щучьему велению», нереальны мужицкие способности. Гиперболично утверждение, что раз генералы прослужили с рождения в военной регистратуре, то и ничего другого не понимали и не знали. Сатира проскальзывает в каждой строке повести. Писатель иронизирует и над мужичком, и над господами. Большую смысловую нагрузку несет в себе завершающая фраза. Веселись, мужичина, — говорит М.Е. Салтыков-Щедрин, награждая его рюмкой водки и пятаком денег. Этим показана оценка народных масс со стороны власть имущих. Полностью завися от результата народного труда, не способные к самостоятельному обслуживанию, генералы считают людей своим холопством, обязанным им всем в силу того, что они господа.

источник

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.

источник

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм. Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов. Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель урока: проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

1) Развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения;

2) Развивать умения делать выводы из прочитанного;

3) Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

4)Повторить такие понятия, как сатира, юмор, гипербола, гротеск;

5)Проверить учащихся на знание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина,

6)Актуализировать знания по жанру сказка.

Здравсттвуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Сегодня у нас интересная тема, настраиваемся на отличную, продуктивную работу.

1.Ребята, тема нашего сегодняшнего урока сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2.А) Для начала вспомним биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Учитель включает детям видеоматериал о биографии писателя

Б) Беседа по просмотренному материалу

У:Салтыков-Щедрин говорил: «Я вырос на лоне крепостного права». Что это значит?

Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства. В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал:

«Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более — генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом. »

Об этом он пишет в своей повести «Пошехонская старина».
Вообще, персонажи его детства — мать, тетки, — стали прототипами его произведений.

У-Что вы вычитали из биографии писателя?

Р- Отец — Евграф Васильевич Салтыков — был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста — пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.

Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя, особенно в образе Арины Петровны Головлевой.

Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучивается писать по-русски.

У-Откуда взялась фамилия Салтыков-Щедрин?

У-Где учился М.Е. Салтыков-Щедрин?

У-За что его отправили в г.Вятка?

У-В каком году состоялся дебют писателя? Что он опубликовал? В каком журнале?

Р-Писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.

У-1956 что опубликовал М.Е. Салтыков-Щедрин?

У-Чему посвятил свое творчество писатель?

В) У-С какими его произведениями вы уже знакомы?

Р-« Премудрый пискарь », «Дикий помещик», «Медведь на воеводе».

3.У-Что это за жанр литературы «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Р-Это сказка. Сказка-это жанр фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

У-Если у сказки есть автор, какая это сказка?

У- Какие еще бывают сказки?

Р-Наличием сказочных формул.

У-Найдите в тексте сказочные формулы.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению , по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды…

Долго ли, коротко ли , однако генералы соскучились.

Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать

У-В народных сказках эти сказочные формулы служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Некоторые формулы отсылают читателя к конкретной сказке. Например, «по щучьему велению…» — из известной сказки о Емеле и волшебной щуке. У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл.

4.У-Вспомните, что же такое ирония?

Р-Ирония-это (от греч. eirоn е ia, буквально — притворство) выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

У-Как вы думаете, для чего писатель использует сказочные формулы?

Р-Для того, что бы перенести в сказочное пространство.

У-Как вы думаете, выражение «Сказано-сделано» несет иронический смысл?

Р-Да, т.к. на самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны.

5.У- Где начинается действие произведения?

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

У- Почему так названа улица?

Р-Т.к. расположено много канцелярских учреждений .

6.У- Кто герои произведения?

Р- Генерал – высокий военный чин .

7.У- Что мы узнаем о них в начале произведения? Зачитайте в тексте.

У- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин .

7 У- К каким слоям русского общества принадлежат генералы и мужик?

(привилегированное общество) (непривилегированное общество)

легкомыслие, бездуховность, пассивность, покорность, жестокость, празднество, трусость, рабское терпение,

паразитизм, безответственность, неграмотность, забитость

8.У-Каким описывает Санкт-Петербург и его жителей писатель?

Р-Генералы жили на разных квартирах, общаться не могли

Служили генералы в какой-то регистратуре. следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме “Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности”».

У-Таким образом, по представлению писателя, жизнь в Петербурге – образ недолжного человеческого существования, выходом из которого могла стать жизнь на острове.

9.У- Где завязка в произведении?

Р- Генералы попадают на необитаемый остров .

У-Самый важный выход из недолжного существования Салтыков-Щедрин указывает в гиперболически означенном единении людей:

. очутились на необитаемом острове. оба под одним одеялом” .

У-Если до появления на острове генералы “слов никаких не знали, кроме “Примите уверение. ””, то на необитаемом острове они рассуждают не только о конкретных предметах и явлениях (где север–юг, запад–восток, как еду “добывают”), но и философствуют о том, отчего солнце прежде всходит, а потом заходит, в самом ли деле было вавилонское столпотворение и потоп.

Подготовка к выразительному чтению.

Проведение дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой «Носос», «Сдуй свечку», «Лесенка»

Проведение артикуляционной гимнастики «Улыбка, «Трубочка», «Забор», «Рупор», «Чистим зубы»

Проведение интонационных упражнений. Произносить ряд слов(по усмотрению учителя) с повышением и с понижением силы голоса; с высокой, средней, низкой высотой голоса. Произносить предложение с различной интонацией (растерянной, зло, неуверенно, радостно).Произносить предложение с перемещением логического ударения.

Зачитайте отрывок, когда генералы очнулись на острове.

10.У-Как себя ведет мужик на острове?

Р-В отличии от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен- он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями.

Мужик- редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка»,но тут же подчиняется.

У-Найдите в тексте строки, доказывающие умелость мужика.

Р- “Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку спелых яблок. покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева. – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика”

11.У-Вспомните, чем питается мужик на острове изобилия?

Р:Он довольствуется малым не потому, что его к этому принуждают, а потому, что он сам не хочет большего.

мужичина” питается мякинным хлебом, который готовили из “остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе”.

Герой генералам добыл по “десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое”.

У-Выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права.

12.У.- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

У- О чем пишут в газете? Прочитайте.

У-Особенность текстов в найденной генералами газете в том, что то не просто газета, а консервативная газета — «Московские ведомости». Салтыков- Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность.

Попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель» празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных

.13.У-Основной приём , использованный Салтыковым-Щедриным в этой сказке, – приём антитезы. Дайте определение антитезе.

У-Найдите в тексте антитезы.

Р-И об этом заявлено уже в названии текста: число “один” противопоставлено числу “два” , мужик – генералам.

4)“в обыденном понимании – это эмблема начала, знак человеческого “я” ”. Оттенки семантики числа “один” присутствуют в образе “мужичины”.

Остров, на котором оказались генералы, – это его остров, ибо он уже там жил.

Показательно описание богатств этого райского уголка: “растут деревья, а на деревьях всякие плоды” , в ручье “рыба. словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит”, в лесу “рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают”.

Здесь можно услышать и отголоски ветхозаветного описания Эдема: “И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку. ”

Ограждённость и замкнутость являются постоянными признаками Эдема.

У-Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, атрибутами которого являются и Нева-матушка, и Екатерининский канал, и Большая Подьяческая,а также регистратура, упразднённая за “ненадобностью”, казначейство, в котором генералы пенсию получали, дома, снаружи которых “висит человек. в ящике на верёвке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит”. То есть перед нами своеобразный город абсурда.

И у Салтыкова-Щедрина остров замкнут: перед генералами

с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море” .

Мужик и есть Адам этого острова. Впервые он нам представлен спящим, что также заставляет вспомнить соответствующее место из Ветхого Завета, когда “навёл Господь Бог на человека крепкий сон”.

Вывод: в “Повести. ” Салтыкова-Щедрина мужик есть своеобразное воплощение первочеловека.

14.У-Что вас больше всего поразило в тексте?

Р-Больше всего в тексте сказки поражает то, что мужик по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег».

У-Как вы думаете, что этим хотел показать автор сказки?

Р-Автор показывает, что формально крестьянин стал свободен. Но он только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам.

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

У-Правильно ли поступил мужик?а генералы?

Р- У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти люди, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

15.У-Найдите в тексте сказки еще употребление чисел.

вскрикнули оба не своим голосом”

упоминание об ужине обоих повергло в уныние”

У-Какое число представлено в этих строках?

У- два персонажа представляют собой одно действующее лицо , поведение которого во многом противоположно мужицкому.

В мифологии “двойка” символизировала “злое начало”.

Эту архаическую семантику числа “два” можно увидеть прежде всего в желании голодных генералов съесть друг друга.

Р — “в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье: генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”.

16.У- Объясните, почему генералы будучи на необитаемом острове, где не действуют их чины, в одних ночных рубашках, ведут себя столь некрасиво?

Р-Они привыкли, что в Санкт-Петербурге за них все всё сделают,ведь они генералы.

Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадёшь”

17.У- Где развязка в произведении?

Р-Когда генералы возвращаются в Петербург , при помощи крестьянина.

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, что можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой . »

«Мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл.»

-Что сделали первым делом генералы прибыв в свой родной город?

Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли- того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

У-Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма! Генералы вспомнили о своём спасителе:

« Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

18.У-Как вы считаете, адекватна ли награда затраченным усилиям мужик?

.Р-Нет, генералы явно не оценили труд крестьянина.

.У-А крестьянин оценил награду?

Р -Да, по-нему, было достаточно.

19.У- Какими приемами сатиры пользуется автор?

Р-Приемы сатиры. Сатира-это (лат. satira), один из видов комического, специфический способ изображения действительности, цель которого – раскрыть её как нечто несообразное, несостоятельное и вызвать смех .

— Аллегорией – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе. Генерал не может сорвать яблока с дерева .

— Гиперболой – преувеличением. Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.

— Фантастикой – заснули – попали на необитаемый остров.

— Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. Сцена остервенения генералов .

20.У- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

Р-Генералы – как дети, привыкшие жить так, чтобы за ними ухаживали.

У- Выжили бы они без мужика?

Р- Нет , погибли бы от холода и голода.

21.У-Как вы считаете, что высмеивает сказка?

Р-Сказка высмеивает нежелание, бессилие к трудностям жизни верхушки общества, отражает силу и характер простого крестьянина, который в любых условиях готов исполнять волю привилегированного сословия.

22.Просмотрите анализ сказки и отметьте для себя, что-то новое.

источник