Меню Рубрики

Анализ семьи как института и малой группы

Социология понятие «семья» рассматривает одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

Семья как малая группа — это объединение людей, основан­ное на браке, кровном родстве, связанных общностью быта, вза­имной помощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения ме­жду супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Семья как социальный институт, реализует функцию само­сохранения общества.

Создание семьи — одна из фундаментальных потребностей человека.

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций, т.е. для решения определенных социальных задач

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления опреде­ленных важных для общества функций, т.е. для решения опре­деленных социальных задач.

1. Репродуктивная функция, обусловлена необходимостью продолжения рода. При этом важно, чтобы дети были фи­зически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации.

2. Функция социализации (воспитательная) — состоит в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (бла­годаря семье ребенок получает первые трудовые и нравствен­ные навыки, учится вести себя по определенным правилам), здесь закладываются основы его формирования как личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения, в обеспе­чении взаимной, психологической поддержки, осуществляется потребность человека в близком доверительном общении, ин­тимности, эмоциональном выражении чувств близким людям.

4. Социально-статусная функция, наследование принад­лежности индивида к той социальной группе, к которой принад­лежит семья. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам его родителей и родственников, прививая ему соот­ветствующие интересы, ценности, образ жизни.

5. Духовного общения и досуга (рекреационная) — созда­ние чувства безопасности и психологического комфорта у чле­нов семьи; организация семейного досуга.

6. Хозяйственно — экономическая функция — ведение чле­нами семьи общего хозяйства, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого ‘Члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности (материальное обеспечение семьи).

7. Первичного социального контроля — определение норм поведения членов семьи в различных сферах.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие формы семьи или типы семейных структур:

супружеская, или нуклеарная, семья — ее основу составля­ет пара, связанная брачными отношениями; имеющая детей;

патриархальная семья — семья, в которой основная власть принадлежит отцу, так как он обеспечивает экономическую са­мостоятельность семьи, все остальные члены беспрекословно выполняют его волю, роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей;

матриархальная семья — наивысшим авторитетом и влия­нием пользуется мать;

свободный союз — организация семьи без оформления официальных документов;

партнерская, или демократическая семья — предполагает добровольное распределение обязанностей между членами се­мьи, совместное ведение супругами домашнего хозяйства, вос­питание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи органи­зуется всеми членами;

многопоколенная семья — (расширенная, родственная) — семья, включающая наряду с супругами и детьми других родст­венников (бабушек, дедушек и др.), где представители 2-3 поко­лений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт.

Официальным оформлением семейных отношений в струк­туре общества является институт брака. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и детям. Типы и формы брака изменялись в ходе исторического развития. В совре­менном обществе это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности, оформленный в установ­ленном законе порядке, направленный на создание или сохране­ние семьи. Семья — высшая ценность. Для укрепления ее пози­ций правительства принимают специальные меры. В РФ право­вые основы семьи определяются Семейным кодексом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9454 — | 7326 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Глава XX Социология семьи

28 страниц!, 1-й параграф 14 стр.

Социология семьи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака. Семья – одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций в недрах первобытнообщинной формации. Ее непреходящая общественная ценность и интерес к ней обусловлены прежде всего тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни – человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.

Семья как социальный институт и малая социальная группа

Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Макросоциология семьиисследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения, это – социальный институт. Институциональный анализ дополняется микросоциологическимиисследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения. С позиций микросоциологии семьи, семья — это обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.

Как соотносятся понятия брака и семьи? Исследователи, которые признают постоянство и изначальность моногамии (единобрачие), отождествляют брак и семью, то есть различия между ними сводят к чисто формальному моменту. Так, Г. Гегель утверждал, что «брак лишь образ непосредственного понятия семьи». Несостоятельность этого взгляда доказана тем, что установлено – брак и семья возникли исторически не одновременно. Можно убрать

Российский этнограф Л.Я. Штенберг писал, что половое отношение между мужчиной и женщиной (хотя бы и регулярное) лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом, когда оно правомерно. Первой в истории социальной санкцией отношений между мужчиной и женщиной было «исключение из полового общения родителей и детей, равно как и дедов и бабок с их внучками и внуками». Эту норму можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой и браком как социально регулируемым отношением между полами. Возникновение брака еще не означало возникновения семьи, так как брак на той стадии представлял лишь случайное, эпизодическое соединение мужчины и женщины.

Исторически семья появляется значительно позднее брака. Западногерманский социолог Р. Кениг писал: «При переходе от брака к семье парная связь вступает в конкуренцию с собственно групповой связью, которая составляет сущность семьи». В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей. Как социальная организация, семья отличается от брака не только тогда, когда в нее входит какое-то количество людей, кроме супружеской пары, но и тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся брачный союз, что нужно учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними. Семью создают, прежде всего, отношения мать-ребенок, отец-ребенок, а не отношения мужчина-женщина.

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой (партнерами), посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»[1]. Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей[2] По определению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. А.И. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Наличие одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семья молодоженов, характеризующиеся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством[3]. Оценочная формулировка!

Итак, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.

Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в XIX веке и связано с работами И. Баховена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.

Швейцарский исследователь И. Баховен в своей работе «Материнское право» (1861) показал, что при всех формах группового брака, существовавшего в древности, происхождение человека могло быть установлено лишь с материнской стороны (поскольку неизвестно было, кто являлся отцом), и потому признавалась только женская линия. Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования И. Баховен назвал материнским правом[4].

В работе Дж.Мак-Леннана «Первобытный брак» (1876) доказывается существование исторических этапов – перехода от родства по материнской линии к родству по отцовской линии. Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака[5]: промискуитет; кровнородственная семья; пуналуальная семья; синдиасмическая семья; моногамная семья.

Промискуитет характерен для раннего периода развития человеческого общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этологических данных и знаний об уровне развития примитивного человека на первоначальной ступени развития человеческого общества можно сделать вывод, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо было понятие родства в его прямом смысле, как кровно-родственной связи с отдельными членами группы; ему понятно было лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривают существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни, но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Л. Моргану, довольно скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризовалась групповым браком, а половое общение в ней было разрешено лишь между теми, кто принадлежал к одному поколению. Все те люди, которые принадлежали к одному поколению, то есть братья и сестры, независимо от степени их родства, образовывали одну семью. Такая семья являлась эндогамной общностью, ибо включала в себя людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключались сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространился и на остальных более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменился экзогамией, так что можно сказать, что это был брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами были группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказывались устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это и был первый шаг к появлению парного брака

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (то есть многобрачие или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. В процессе развития человека как мыслящего существа, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода.

Какова же сущность современной семьи, какие функции она выполняет?

Функции семьи. Рассматривая сферу жизнедеятельности семьи, Голофаст В.Б. выделяет функции общества по отношению к семье; семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье[6].

В связи с этим М.С. Мацковский рассматривает функции семьи как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

Основные функции современной семьи[7]

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной преемственности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение
Духовного общения Развитие личностного потенциала членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание юридических и моральных санкций за нарушение правовых и нравственных норм взаимоотношений между членами семьи
Социально-статусная сфера Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье
Читайте также:  Какой анализ сдать на заболевания кишечника

Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. По мнению И.В. Гребенникова, основными функциями семьи являются[8]:

· Репродуктивная (воспроизводство жизни, рождение детей, продолжение человеческого рода);

· Экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

· Воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течении всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

· Коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на мноообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). Повторение!

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи[9]. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, к ним относятся: рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации). Эти функции остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье[10].

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность[11]. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.

Структура семьи.Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи[12]:

· «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

· «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

· «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

· «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому; что брак никогда и не был заключен.

А. Н. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

·нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

·расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семье.

В повторныхсемьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью[13].

Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей[14]:

· полная семья (есть мать и отец);

· неполная семья (есть только мать или отец);

· искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Очень оценочная классификация – я бы ее исключила

2. Функциональные особенности:

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей[15]:

· централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов (нередко жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

· автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

· демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

· патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

· матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и

· эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Жизненный цикл семьи.Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи[16]:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

3) семья с маленькими детьми;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

1) совсем молодые браки — от О до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки — от 5 до 9 лет;

3)С редние браки — от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

– Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

– Брак– принятие супружеских социальных ролей.

– Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

– Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

– Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

– Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными (по классификации Картера и Мак-Голдринга) являются третья стадия, когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

По мнению Д. Леви, существуют следующие типы изменений в семье[17]:

· «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

· «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

· изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

· биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

· изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т. д.);

· «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10171 — | 7568 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф Катанова»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

по дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов

на тему: Семья как социальный институт и как малая группа

Прешкина Ирина Александровна.

Кузнецова Наталия Федоровна

1. Понятие социального института, его виды……………………….6

2. Семья как важнейший социальный институт……………………..8

2.1. Жизненный цикл семьи…………………………………………13

2.2. Семья как малая группа…………………………………………14

3. Кризис семьи и ее будущее…………………………………………16

4. Исследование отношения общества к институту семьи…………..20

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Цель: Исследовать семью как социальный институт и как малую группу.

Объект исследования является семья, предметом исследования является семья как малая группа и как социальный институт.

Задачи: 1. Дать определение понятию «социальный институт»

2. Рассмотреть семью как один из важнейших социальных институтов

3. Показать жизненный цикл семьи

4. Провести опрос и выяснить как человек в современном обществе относится к институту семьи и брака.

Курсовая работа состоит из главы №1, где подробно рассмотрено понятие социального института. Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая по средствам взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

В главе №2 Семья рассматривается не просто как брачная группа, но как социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

А также представлен жизненный цикл семьи. Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий, существование семьи начинается с момента заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гараздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов , которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Рассмотрено понятие семьи как малой группы. Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоит в следующем:

1. Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно – доверетельными отношениями;

2. В семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3. Собственность семьи проверяется в способе его формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

В главе №3 представлен такой показатель как кризис семьи. Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите.

Читайте также:  Какой анализ сдать перед приемом дюфастона

Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми – инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

В главе №4 Исследование отношения общества к институту семьи, подведены итоги проведенного опроса, сделан ряд выводов.

Методы исследования: Исследование было проведено с помощью опроса. Опрос – это самый распространенный метод сбора информации. Опрос не заменим, когда речь идет об исследование тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда, а именно такими являются семейные отношения. Для получения более точного результата проведенного опроса был использован метод выборочного обследования – анкетного опроса.

В заключении подводится итог всей курсовой работе, а именно то что сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих единое «андрогинное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

1. Понятие социального института

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».1

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются:

а) экономические (собственность, деньги, банки);

б) политические (государство, партии, союзы);

в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Итак, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.

источник

Исторически исследование семьи как социального института и малой группы складывались параллельно, пересекаясь друг с другом, хотя отдель­ные представители этих традиций иногда увлекались абсолюти­зацией различий этих подходов и в полемике отказывали вправе называться наукой противоположной стороне.

Среди социологов, пытавшихся совместить «микроанализ» и «макроанализ» семьи, надо назвать прежде всего функционалистов Т. Парсонса и К. Дэвиса. Согласно подходу стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социо­культурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущ­ность семьи как социального феномена, и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом через Установление «инструментальных» отношений с другими соци­альными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» Отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Дэвиса переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости.

Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций ис­следования семьи внес американский социолог Хилл, поставивший задачу выявления среди них прежде всего те, где содержатся терми­ны, позволяющие одновременно описывать семью и как институт, и как группу.

В последние годы исследования семьи как социального инсти­тута в контексте социальных изменений осуществляются не столь интенсивно, как в 1950—60-е гг., в пору расцвета функционализма и эволюционизма. Сегодня все популярнее микроисследования се­мьи, когда внутрисемейные переменные все чаще объясняются теми же внутрисемейными феноменами и процессами. Анализ семьи как малой группы, межличностных взаимодействий заслоняет остальные области социологического изучения семьи. Поэтому не случайно, что именно символический интеракционизм (и примыкающие к нему подходы, такие, как этнометодология, теория обмена, драматурги­ческий подход и др.) оказывается теоретико-методологической основой многих исследований семьи. В свою очередь, преобладание * интеракционизма с его взаимопроникновением личности и группы, личности и общности, а также личности и общества оставляет без вни­мания антагонизм между ними, извечное противостояние и конф­ликт личности как части социума и общества как целого.

Альтернативная (фамилистсткая) школа социологии. Всем социологическим теориям, принимающим за первоэлемент общественного устройства индивида с его эгоцент­ристским стремлением к «освобождению», в том числе и от инди­видуальной ответственности за собственный «свободный» выбор, противостоит альтернативная социология семьи, рассматривающая. Семью как исходный элемент общества.

Школа альтернативной социологии противостоит всем остальным подходам как социология семьецентристская, берущая за исходный первоэлемент и отправную точку анализа семью, а не индивида, группу, обладающую целостностью, холистическими свойствами, не сводимыми к сумме индивидов, составляющих эту группу.

В рамках фамилистского подхода работал Ле Пле. Он положил начало собственно социологии семьи, поставив семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества, по Ле Пле, является семья, корневая семья (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына).

Соци­альный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе, корневой семьи, которая исключает ригидность патри­архальной семьи и «эгоистический атомизм» современной, нестабильной семьи.

Среди представителей фамилистской парадигмы можно отметить А. Карлсона, Бриджит Бергер, Дж. Дэвиса, Д. Бланкенхорна, Р. Уайтфилда, Патриция Моргана, Д. Попеное.

Б. Бергер — самая известная из них по многим своим работам. Ее главная идея заключается в том, что семья в своей нуклеарной форме (отец, мать, их дети, объединенные совместной работой в домохо­зяйстве, взаимными обязательствами и первичностью связей) спо­собствовала становлению не только рыночной экономики, но и либеральной демократии.

Попеное, социолог Рутгерского университета, пришел к выводу о кризисе всех форм семьи и семьи как социального института. На основе эмпирических данных по каждому из имеющихся в теории социальных институтов критериев их эффективности (влияние на индивида, выполнение основных функций, влияние на другие социальные институты). Независимость эгоцентри­ческих индивидов делает семью не сплоченной группой, а конгло­мератом конфликтующих одиночек, семейный образ жизни перестает быть привлекательным, на первое место выходит индивид, а не семья. Таким образом, упадок семьи являет­ся и функциональным, и структурным.

А. Карлсон раз­матывает теорию естественной семьи, но «естественной» не в смысле близости к природе или в качестве биологического происхождения парной моногамии, а в сугубо социальном смысле исторического становления социальных институтов. Естественная семья трактуется им в противовес эволюционно-прогрессистской теории развития, где все в обществе изменяется в лучшую сторону. Семья в качестве социального института участвует в социальном процессе изменений, где часто то, что было явной «причиной» в один момент, указывается «следствием» в иной период времени.

В альтернативной социологии общепризнано, что институт се­мьи оказывается в упадке, если выполнение функций по отноше­нию к обществу начинает зависеть от потребительской ячейки, все члены которой постоянно находятся вне дома и, подпадая под те или иные категории индивидов, не могут не быть клиентами соци­альных учреждений и служб «государства благоденствия», как бы берущего на себя роль семьи по заботе о личности. Государство активно способствует развалу семейного производства и домохозяй­ства, втягивая всех членов семьи в виды деятельности, создающие стоимость. Одновременно возникающие проблемы с уходом за деть­ми, их воспитанием и образованием, с социальным обеспечением одиноких людей, не имеющих семейной поддержки, ведут к расши­рению сети государственных служб, усиливающих зависимость индивида от структур бюрократического свойства. Все это в ко­нечном счете усугубляет инфляцию семейных ценностей и инсти­туциональный упадок семьи.

В теории автономности естественной семьи Карлсон предлага­ет изменить положение института семьи среди других социальных институтов, повысить автономию семьи ради упрочения внутрен­них сил семьи и роста институционального потенциала семейнос­ти; приватизировать семейную жизнь в смысле минимизации госу­дарственного вмешательства в частный мир семьи, вернуть через домашнее образование производственную функцию семьи и повы­сить престиж домохозяйства посредством укрепления его роли в национальном доходе.

Таким образом, разрешение проблем разводов и низкой рожда­емости (и других проявлений социальной патологии) ставится в за­висимость от успеха радикальных преобразований в социальной системе, сфокусированных на принципиальное изменение положения института семьи в обществе. Фактически задача соединения семьи и работы на основе компьютерного труда в рамках домохозяйства, внедрения (дополнительно к существующей практике дополнительного образования) домашнего обучения детей родителями является, по сути, социальным проектом школы альтернативной социологии.

источник

Эта тема является переходной от социологического анализа личности к изучению социальных общностей, ибо семья является самой естественной формой соединения людей, основанной на кровнородственных связях, и простой выходной сообществом. Социология семьи рассматривается как специально-социологическая дисциплина, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи и брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Центральной рядоутворювальною категорией этой отрасли социологического знания является понятие семьи.

Исследование семьи в различных социогуманитарных науках

Семья является объектом исследования многих наук — истории, экономики, юриспруденции, психологии, педагогики, демографии, этнографии, социологии и др. Каждая из них изучает специфические стороны функционирования и развития семьи под собственным углом зрения и согласно своего предмета и метода. В демографии, например, особенно развитым является направление исследования роли семьи и семейной структуры населения в его воспроизведении; в социальной психологии — исследование семейных конфликтов и динамики развития семейных групп; в педагогике акцентируется на изучении воспитательной функции семьи как одного из важных факторов формирования личности. Этнография интересуют быт и культурные особенности семей в различных этнических группах и сообществах; правовые науки выясняют юридические аспекты разводов, имущественного положения семьи; экономики одной из основных задач является анализ семейного бюджета, состояния потребления; история исследует возникновение семьи и формы ее существования в разные периоды истории человечества.

Социология семьи и ее специфика

Социология семьи ставит перед собой задачу интеграции достижений этих научных отраслей и имеет междисциплинарный характер. Специфика социологии семьи заключается в том, что семья одновременно выступает в двух ипостасях: она является малой контактной социальной группой, определенной формой взаимодействия людей, с одной стороны, и особым социальным институтом, который регулирует воспроизводство человека с помощью определенной системы ролей, норм и организационных форм, — с другой.

Определение семьи

Американский социолог Н. Смел зер определяет понятие семьи таким образом: семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Другие социологи, соглашаясь в целом с таким определением, добавляют к нему такие черты, как исторически обусловленный характер семьи и ее функционирования в различные исторические эпохи, социальная потребность общества в существовании семьи, в физическом и духовном воспроизводстве населения и т.д. Отмечается, что со временем «семья — взаимоотношения» развилась в «семью — социальную общность». Современная семья определяется как інституціоналізована сообщество, складывающуюся на основе брака, рожденном им совместной правовой и моральной ответственности родителей за здоровье детей, их социализацию и воспитание.

Семья как малая социальная группа

малая социальная группа, отмечает М. Мацковський, семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подлежат отношения между индивидами, которые образуют семью. Этот подход позволяет выяснить мотивы и причины разводов, динамика семейных отношений, характер отношений между родителями и детьми. Эти проблемы межличностного взаимодействия тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения и обусловлены социокультурными и соціоекономічними условиями жизнедеятельности группы.

По мнению М. Мацковского, при анализе семьи как малой социальной группы или сообщества целесообразно выделить три основных типа характеристик. 1) характеристики группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, общения в семье и т.п.; 2) характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества; в этом случае выделяют и анализируют прежде всего функции семьи по отношению к обществу; 3) цели, задачи и функции в отношении индивида, групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции, семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в ней.

Семья как социальный институт

социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда нужно выяснить, какой степени образ жизни семьи, ее функционирование отвечают потребностям общества. Модель социального института является чрезвычайно важной для прогнозов будущих изменений семьи. По мнению М. Мацковского, социолога-исследователя интересуют в первую очередь образцы семейного поведения, установившиеся роли, выполняемые членами, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных взаимоотношений. Одни нормы, обязанности и права имеют юридический характер и регламентируются законодательством (вопрос о владении имуществом, о материальные обязательства родителей в отношении детей и друг друга, минимальный возраст вступления в брак, о юридические основания для расторжения брака, о правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после расторжения брака и др.). Другие нормы брака регулируются моралью, обычаями, традициями. К ним относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, характер семейного досуга и т.д. Такая же моральная регламентация распространяется на процесс развода, отношений с родными, друзьями.

Читайте также:  Какой анализ сдать после лечения уреаплазмы

Каждая из двух парадигм в изучении семьи имеет свою специфику: внутренние связи внутри семьи исследуются сквозь призму понятий, характеризующих малую группу; парадигма социального института ориентирована прежде всего на внешние связи семьи.

Смена парадигм в изучении семьи

Исследователи проблем современной семьи (и украинские, и зарубежные) соглашаются в том, что в настоящее время анализ семьи как социального института уступает место исследованию ее групповых характеристик.

Исследование семьи как социального института в СССР

В прошлом, особенно в условиях существования тоталитарного режима в СССР, на протяжении десятилетий семья была лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики; государство взяло на себя почти все функции других социальных институтов, среди них и семейного, и решала за семью чуть ли не все вопросы. Полная зависимость семьи от государства делала ее фактически бесправной. В этой ситуации тематика социологических исследований проблем семьи выглядела однобокой и искривленной. Недостаточно изучались причины и мотивы разводов и их последствия (как явление, нетипичное для социализма), характер добрачного поведения и установки юношества и молодежи, связанные с половой жизнью, проблемы бездетных или многодетных родил, семей пенсионеров или молодых семей. Практически не исследовались в социологическом аспекте вопросы воспитания детей дошкольного возраста, детей из неполных (без отца или матери) семей, влияние употребления алкоголя и наркотиков на прочность семьи и здоровья ее членов. Не было научных трудов о положении мужчин в семье, взаимоотношения между братьями и сестрами, супружеские конфликты, отношения разведенных с детьми и многих других. «Целину» в социологических исследованиях составляла молодая семья, где муж и жена не достигали 28 лет, и ее проблемы.

Возвращаясь к современной Украины, подчеркнем, что в настоящее время отношения между государством и семьей существенно изменились: речь идет прежде всего о том, чтобы государство позаботилось о надлежащие условия для создания и функционирования семей — экономические, социальные, правовые, ведь от того, насколько прочной является семья, зависит прочность и стабильность всего общества (вспомним мысли О. Конта по этому поводу).

Деінституціоналізація семьи

В современной зарубежной литературе все больше ученых фиксирует перенос акцентов с рассмотрения семьи как социального института в плоскость современного социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог X. Тірелл характеризует «растворение» семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституционализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены совместно работали на собственном клочке земли или на производстве какого-либо продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера. Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, как фактор любви. Сейчас семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит дальнейшая приватизация жизнь человека и изоляция семьи от общества, основана на эволюции традиционных ценностей (долг уступает место современным індивідуалістичним ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью любых парных взаимоотношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.

Изменение статуса семьи в современном обществе

Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе сейчас сохранилась только одна — забота о потомках. Только в отношении детей и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще сохраняется значение семьи как социального института. Семья имеет преобладающую ориентацию на ребенка и, что самое важное, осознание этой ориентации. Историко-культурные исследования показывают, что с ростом темпов индустриализации той или иной страны с ребенком связывают в большей степени психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.

Эволюция места и роли семьи в современном обществе

Следовательно, и в нашей, и в других странах сейчас происходят похожие процессы эволюции семьи и ее места и роли в обществе. Это сходство обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического устройства, от «закрытого» к «открытого» типа общества. Семья все больше унезалежнюється от государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть чисто потребительским и інструменталістським. Государство избавляется от функций контроля и применения карательных санкций в отношении семей и их членов, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выходит обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отражение этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях, как: льготное кредитование, долевое помощь в строительстве жилья, выпуск специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и т.д.).

Семья как социальная система

Хотя внимание исследователей-социологов семьи как социального института ощутимо уменьшается, все-таки сейчас существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграция двух дискурсов. Она может осуществляться в рамках представлений о семье как социальную систему. Если рассматривать семью как систему во всей ее разнообразии и сложности, то станет понятным наличие различных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в различных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях. Его применение в социологическом анализе семьи подробнее будет рассматриваться в следующих вопросах темы.

источник

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ
  • ФУНКЦИИ СЕМЬИ
  • МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья – особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [1; 3].

Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека [2].

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого [4].

Семья как социальный институт имеет две особенности. Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства [5; 6].

Важнейшая функция семьи – социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности [7; 8].

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители – дети.

Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Семья анализируется социологами как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям [9].

Исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, а исследование семьи как социальной группы – на внутренние связи.

Семья, являясь клеточкой социальной структуры общества, выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям, дочь или сын по отношению к престарелым родителям и т.п.. Это значит, что с социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности и заботе.

Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения [10; 11].

Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.

В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.

Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.

В современном обществе структура и функции семьи претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются [12].

В современном обществе оценивая перспективы функционирования социального института семьи государство должно предпринимать меры для дальнейшего развития семьи, как ячейки общества.

  1. Голод С. Cоциолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи //Социологические исследования, 2008г. №1. – С.46 – 53.
  2. Игебаева Ф.А., Гайфуллина А.Р. Классификация потребностей А.Маслоу // Научно-практический журнал «Экономика и социум». №6 (19).2015.- С.59-60.
  3. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
  5. Игебаева Ф.А. Социальные проблемы воспроизводства населения и укрепления городской семьи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 1989.
  6. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  7. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  8. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. — Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  9. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. — 2013. – №2, С.79 – 81.
  10. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  11. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.
  12. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник