Меню Рубрики

Анализ рынка труда как института

Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной [4, С.124].

Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере (рис.1.1).

Рис. 1.1. Институты рынка труда

К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для того чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости, службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д. [4, С.123].

В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на российских предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой представляют эффективную систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства. В России в рамках социального партнерства для ведения переговоров и подготовки проектов соглашений на всех уровнях созданы региональные трехсторонние комиссии, трехсторонние или двухсторонние комиссии в городах и районах. Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Институты, влияющие на формирование человеческого капитала, качество рабочей силы и качество труда, конкурентные позиции работников на рынке труда имеют возрастающее значение в условиях инновационных стратегий развития регионов РФ.

Подытоживая, следует отметить, что развитие институтов рынка труда предполагает увеличение их видового многообразия, появления новых институтов, повышение эффективности функционирования уже существующих институтов, импорт институтов рынка труда на основе обобщения опыта экономического развития других государств, как правило, наиболее развитых.

источник

В экономической науке сложились два основных подхода к изучению рынка труда: неоклассический и институциональный.

Неоклассический подход характеризуется двумя основными принципами. Во-первых, рынок труда исследуется без учета исторических, социальных, политических, психологических, этнических, религиозных и других факторов. В научных исследованиях акцент делается на

изучении сложившегося механизма рынка труда, а история его становления и перспективы его развития обычно не рассматриваются. Во-вторых, неоклассический подход основан на модели «экономического человека». Предполагается, что работники и работодатели эгоистичны, а их единственной целью является максимизация того или иного целевого показателя, как правило стоимостного. При этом не учитываются такие мотивы субъектов рынка, как альтруизм, следование общественным интересам, творческое развитие и др.

Статический, механистический взгляд на рынок труда и упрощенная трактовка мотивов работников и работодателей предопределили выбор главного направления исследований в неоклассической теории рынка труда. Это направление включает создание и анализ математических моделей. Большинство моделей рынка труда, представленных в гл. 2—6 данного пособия, являются по своему характеру неоклассическими моделями.

Институциональный подход характеризуется следующими двумя принципами. Во-первых, рынок труда рассматривается как институт, т.е. как принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни. Поэтому рынок труда исследуется с учетом истории развития сферы социально-трудовых отношений в конкретной стране, а также политических, культурных, этнических, религиозных и других факторов, влияющих на данную сферу жизни общества. При этом сложившийся в обществе механизм рынка труда рассматривается как преходящая, «застывшая» форма социально-трудовых отношений. Экономистов институциональной школы в большей степени интересует не статический, а динамический аспект функционирования рынка труда, т.е. глобальные тенденции, характеризующие процесс эволюции этого института в прошлом и будущем. В их исследованиях большое внимание уделяется национальным особенностям рынка труда, обусловленным спецификой общественной системы ценностей, политического устройства, национального законодательства и пр.

Во-вторых, институциональный подход к изучению рынка труда основан на модели «институционального человека». Эта модель предполагает наличие сложной системы мотивов человека, которая определяется усвоенными им ценностями. В разные моменты времени цель человека может быть различной; она зависит от психофизиологического состояния человека, окружающей социальной среды и множества других факторов. Тем не менее в любой момент времени «институциональный человек» стремится привести свое фактическое

состояние в данной социальной среде в соответствие с идеальным, или целевым, состоянием, которое порождается в его мозгу системой институциональных мотивов. Иными словами, цель «институционального человека» состоит в гармонизации его взаимоотношений с внешней социальной средой.

Основными объектами исследований в институциональной теории рынка труда являются:

  • • процесс эволюции социально-трудовых отношений от разделения труда в первобытной общине до рынка труда в развитых странах; глобальные тенденции развития рынка труда;
  • •особенности становления и функционирования рынка труда в различных странах;
  • •ценностные основы рынка труда: уровень доверия в трудовой сфере, критерии добросовестного труда, предубеждения, отлынивание от работы и т.п.;
  • • правовые основы рынка труда: трудовое законодательство, налоговое законодательство, регламентация трудовой деятельности на уровне предприятия и т.п.;
  • • официальные институты рынка труда: министерство труда, службы занятости, службы социальной помощи, миграционная служба, инспекция по труду и т.п.;
  • • экономические основы рынка труда: расходы государства на финансирование официальных институтов рынка труда, трансакционные издержки на рынке труда и т.п.;
  • • регулирование рынка труда: государственная политика занятости, налогообложение трудовых доходов, деятельность профсоюзов, социальное партнерство, коллективные переговоры, разрешение трудовых споров и т.п.;
  • • влияние института семьи на функционирование рынка труда.

Создателем институциональной теории рынка труда по праву считают американского экономиста Дж. Коммонса (1862—1945), автора таких работ, как: «История труда в Соединенных Штатах» (1918—1935), «Правовые основы капитализма» (1924), «Институциональная экономика» (1934), «Экономика коллективных действий» (1951). Его теория — это теория совместной деятельности субъектов рынка труда, которые посредством трудовых соглашений побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий. Столкновение интересов работников и работодателей естественным образом переходит в правовую плоскость, где устанавливается разумная цена труда, на величину которой решающее влияние должны оказывать суды. Существование профсоюзов, по мнению Коммонса, этически оправдано фундаментальным правом работников на объединение и проявление своих способностей. Он сформулировал подход к проблемам трудовых отношений, который можно назвать принципом «общественной полезности». Если классики смотрели на труд лишь как на один из товаров, то принцип «общественной полезности» предоставляет труду определенные права, которые должны уважаться в рыночной экономике.

источник

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Л.И. Рахматуллина аспирантка кафедры

Экономической теории и управления

Научный руководитель: Г.М.Залозная, д.э.н.,

зав. кафедрой Экономической теории и управления

ФГОУ ВПО Оренбургский государственный

В современной повседневной жизни социально-экономические связи и отношения между людьми осуществляются через институты. Институциональный механизм рынка труда образуется системой экономических институтов, которая включает в себя институты-организации, институты-нормы (национальные и профессиональные традиции труда, обычаи, привычки делового этикета). Он способствует формированию умений и социальных установок индивидов, накоплению ими необходимого производственного опыта, создает возможность получить рабочее место для владельца рабочей силы, для работодателя – возможность создания необходимых товаров (услуг) и получения прибыли.

Элементы институционального механизма – институты – регулируют отношения между участниками процессов в сфере оплачиваемой занятости. Институты трудовых контрактов, заработной платы, фирмы и государства функционируют как институциональный механизм рынка труда. Они обеспечивают функции адаптации экономической системы, решения проблем кооперации, уменьшения неопределенности между субъектами рынка.[1]

Роль всех экономических институтов состоит в регулировании социально-трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.

Институциональную систему на рынке труда образуют трудовые соглашения между занятыми и безработными с фирмами и государством, а также между государством и предприятиями. Основными регулировщиками таких соглашений являются институты фирмы, трудового коллектива, профессиональных союзов и т.д.

Институциональное развитие необходимо по следующим причинам: Россия не имеет ни традиций предпринимательства, ни опыта децентрализованного принятия решений. В силу этого важнейшее место трансформации отношений занятости, как и всех других экономических отношений, занимают системно-институциональные преобразования. 1

Система институтов рынка труда обеспечивают надежность, регулярность, точность функционирования субъектов социально-трудовых связей и отношений.

В России существует множество институтов рынка труда – биржа труда, службы занятости населения, профсоюзы, союзы предпринимателей, службы подготовки кадров, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и т.д. и соответствующие органы управления – но не все они работают слажено и эффективно. В современном обществе действует тенденция институционализации экономической среды: усиления воздействия старых и возникновение новых продуктивных институтов, определяющих процессы труда и отношения занятости населения, уничтожение неформальных, недействующих институтов.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Основополагающей целью функционирования практически всех институтов рынка труда на данный момент является преодоление безработицы и поддержание стабильного высокого уровня занятости населения.

Система институтов рынка труда необходима для упорядочения, строгого соблюдения заранее заданных правил и стандартизации экономических связей и отношений в сфере трудового обмена.

Использование системы экономических институтов представляет практический смысл как для экономического роста в масштабе страны, так и для служебного положения работников и возможностей руководства компаний маневрировать трудовыми ресурсами. Институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей в определенное русло. Важно рассматривать четкое и продуманное выполнение всех функций институтов рынка труда. Таким образом, институты снижают неопределенность экономического развития, делают действия агентов более предсказуемыми.[2]

Рассмотрим государство, как институт рынка труда. Произошло усиление инфорсмента со стороны Роструда и прокуратуры. Но в тоже время ужесточение законодательства привело к росту уровня безработицы, так как в большинстве случаев увольнение сотрудников осуществляется с нарушением действующего законодательства или в рамках ситуаций, не предусмотренных действующим законодательством. Проблема кроется в том, что работодатель просит либо принуждает работника уволиться по собственному желанию. А это лишает работника гарантированных законом прав, в том числе выходного пособия. В связи с этим было принято решение о разработке региональных программ по стабилизации ситуации на рынке труда и существенном государственном финансировании этих программ. И в той или иной форме работники сохранили работу. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства среди безработных, организацию общественных работ и т.д. кардинально не меняют ситуацию. Институциональный механизм адаптации к нынешним условиям привел к более масштабным сокращениям персонала и гибкой заработной плате.

Кадровыми службами большинства российских компаний созданы специальные программы развития персонала. И здесь возникает проблема оплаты за это переобучение. Необходимо осуществлять субсидирование рынка труда.

В российских компаниях широкое распространение получила практика обязательной отработки. Но ведь работник имеет право на неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний. Не должно быть никаких условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за конкретным предприятием или государством. 2

Еще один институт рынка труда, служба занятости, важнейшей функцией которого является информационная функция. Результатом непродуманной реализации информации стала информационная ассиметрия (ограничения по возрасту). Невозможность найти работу 50-ти летним, что сказывается не только на психологическом и физическом состоянии, но и на их способности вкладывать средства в образование своих детей. Также обстоит дело и с молодежью. Происходит раскрытие более полной информации за определенное вознаграждение.

Функционирование профсоюзов, как других институтов рынка труда, невозможно определить однозначно. Исследование выявило две тенденции: во-первых, большинство из экспертов солидарны с тем, что профсоюзы в настоящее время являются фундаментом социальной стабильности в России, а, во-вторых, их значение существенно возросло во время экономического кризиса. Основным результатом исследования стали рекомендации аналитиков о том, на чем необходимо сосредоточить внимание профсоюзам, чтобы достойно ответить на будущие вызовы: это — организационное укрепление многочисленных профсоюзных структур через слияние различных профсоюзных организаций, в особенности в рамках одной отрасли; увеличение степени влияния профсоюзов на политическую систему страны, вплоть до участия в региональных политических процессах и выборах, и обновление кадрового состава профдвижения.[3]

Для профсоюзов важно чтобы о них знали и в районе, и в городе, и в области. Возможность социальной защиты профсоюзами своих членов увеличивается при устойчивых связях с местными администрациями, органами социального обеспечения, юстиции, охраны порядка и службами занятости. Успехи профсоюзов должны освещаться в местной прессе. Любые судебные процессы, ведущиеся профсоюзами против администрации, должны быть широко известны в регионе, вне зависимости от их исхода. Люди должны знать, что защита работающего по найму возможна не теоретически, а практически, и воплощается конкретной профсоюзной организацией каждый день и в цивилизованных формах.

Бесспорно, чем сильней профсоюз, тем более эффективны его совместные действия с другими организациями. Так что за пределами предприятий чаще всего действует не сам профсоюз, а большое профобъединение, в которое он входит. Практически это означает, что переговоры, разработки планов мероприятий, их организация, осуществляется профсоюзными специалистами и профессиональными защитниками. Мало того, что эти люди достаточно далеки от рабочих мест. Они часто вообще приходят «со стороны» и не знают всех плюсов и минусов предприятий.

Говоря о проблемах рынка труда, необходимо затронуть неэффективность системы социального партнерства. На сегодняшний день все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже существуют, но существенной проблемой для его успешного функционирования является создание единых органов управления.[4] Деинституционализированность российской экономики и является проявлением не эффективности системы социального партнерства.

Отсутствие на российском рынке труда эффективных институтов объективно требуют: формирования рынка услуг по трудоустройству, то есть по оказанию трансакционных услуг (коммерческие организации трудового посредничества, средства массовой информации и т.д.); становления институтов, направленных на компенсацию «провалов» рынка в сфере труда (служба занятости, страхование по безработице); становления институтов защиты прав собственности в трудовой сфере (трудовой арбитраж); трансформации профсоюзов в институт проведения переговоров об условиях трудового контракта, занятости и заработной платы. 4

Нужно не только понимать значимость общей институциональной системы, которая обеспечивает рост экономики, но и видеть последствия сегодняшних изменений. Институциональная система определяет направление, по которому развивается рынок труда и это направление может быть решающим фактором долгосрочного развития экономики и общества в целом.

источник

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Л.И. Рахматуллина аспирантка кафедры

Экономической теории и управления

Научный руководитель: Г.М.Залозная, д.э.н.,

зав. кафедрой Экономической теории и управления

ФГОУ ВПО Оренбургский государственный

В современной повседневной жизни социально-экономические связи и отношения между людьми осуществляются через институты. Институциональный механизм рынка труда образуется системой экономических институтов, которая включает в себя институты-организации, институты-нормы (национальные и профессиональные традиции труда, обычаи, привычки делового этикета). Он способствует формированию умений и социальных установок индивидов, накоплению ими необходимого производственного опыта, создает возможность получить рабочее место для владельца рабочей силы, для работодателя – возможность создания необходимых товаров (услуг) и получения прибыли.

Элементы институционального механизма – институты – регулируют отношения между участниками процессов в сфере оплачиваемой занятости. Институты трудовых контрактов, заработной платы, фирмы и государства функционируют как институциональный механизм рынка труда. Они обеспечивают функции адаптации экономической системы, решения проблем кооперации, уменьшения неопределенности между субъектами рынка.[1]

Роль всех экономических институтов состоит в регулировании социально-трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.

Институциональную систему на рынке труда образуют трудовые соглашения между занятыми и безработными с фирмами и государством, а также между государством и предприятиями. Основными регулировщиками таких соглашений являются институты фирмы, трудового коллектива, профессиональных союзов и т.д.

Институциональное развитие необходимо по следующим причинам: Россия не имеет ни традиций предпринимательства, ни опыта децентрализованного принятия решений. В силу этого важнейшее место трансформации отношений занятости, как и всех других экономических отношений, занимают системно-институциональные преобразования. 1

Система институтов рынка труда обеспечивают надежность, регулярность, точность функционирования субъектов социально-трудовых связей и отношений.

В России существует множество институтов рынка труда – биржа труда, службы занятости населения, профсоюзы, союзы предпринимателей, службы подготовки кадров, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и т.д. и соответствующие органы управления – но не все они работают слажено и эффективно. В современном обществе действует тенденция институционализации экономической среды: усиления воздействия старых и возникновение новых продуктивных институтов, определяющих процессы труда и отношения занятости населения, уничтожение неформальных, недействующих институтов.

Основополагающей целью функционирования практически всех институтов рынка труда на данный момент является преодоление безработицы и поддержание стабильного высокого уровня занятости населения.

Система институтов рынка труда необходима для упорядочения, строгого соблюдения заранее заданных правил и стандартизации экономических связей и отношений в сфере трудового обмена.

Использование системы экономических институтов представляет практический смысл как для экономического роста в масштабе страны, так и для служебного положения работников и возможностей руководства компаний маневрировать трудовыми ресурсами. Институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей в определенное русло. Важно рассматривать четкое и продуманное выполнение всех функций институтов рынка труда. Таким образом, институты снижают неопределенность экономического развития, делают действия агентов более предсказуемыми.[2]

Рассмотрим государство, как институт рынка труда. Произошло усиление инфорсмента со стороны Роструда и прокуратуры. Но в тоже время ужесточение законодательства привело к росту уровня безработицы, так как в большинстве случаев увольнение сотрудников осуществляется с нарушением действующего законодательства или в рамках ситуаций, не предусмотренных действующим законодательством. Проблема кроется в том, что работодатель просит либо принуждает работника уволиться по собственному желанию. А это лишает работника гарантированных законом прав, в том числе выходного пособия. В связи с этим было принято решение о разработке региональных программ по стабилизации ситуации на рынке труда и существенном государственном финансировании этих программ. И в той или иной форме работники сохранили работу. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства среди безработных, организацию общественных работ и т.д. кардинально не меняют ситуацию. Институциональный механизм адаптации к нынешним условиям привел к более масштабным сокращениям персонала и гибкой заработной плате.

Кадровыми службами большинства российских компаний созданы специальные программы развития персонала. И здесь возникает проблема оплаты за это переобучение. Необходимо осуществлять субсидирование рынка труда.

В российских компаниях широкое распространение получила практика обязательной отработки. Но ведь работник имеет право на неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний. Не должно быть никаких условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за конкретным предприятием или государством. 2

Еще один институт рынка труда, служба занятости, важнейшей функцией которого является информационная функция. Результатом непродуманной реализации информации стала информационная ассиметрия (ограничения по возрасту). Невозможность найти работу 50-ти летним, что сказывается не только на психологическом и физическом состоянии, но и на их способности вкладывать средства в образование своих детей. Также обстоит дело и с молодежью. Происходит раскрытие более полной информации за определенное вознаграждение.

Функционирование профсоюзов, как других институтов рынка труда, невозможно определить однозначно. Исследование выявило две тенденции: во-первых, большинство из экспертов солидарны с тем, что профсоюзы в настоящее время являются фундаментом социальной стабильности в России, а, во-вторых, их значение существенно возросло во время экономического кризиса. Основным результатом исследования стали рекомендации аналитиков о том, на чем необходимо сосредоточить внимание профсоюзам, чтобы достойно ответить на будущие вызовы: это — организационное укрепление многочисленных профсоюзных структур через слияние различных профсоюзных организаций, в особенности в рамках одной отрасли; увеличение степени влияния профсоюзов на политическую систему страны, вплоть до участия в региональных политических процессах и выборах, и обновление кадрового состава профдвижения.[3]

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Для профсоюзов важно чтобы о них знали и в районе, и в городе, и в области. Возможность социальной защиты профсоюзами своих членов увеличивается при устойчивых связях с местными администрациями, органами социального обеспечения, юстиции, охраны порядка и службами занятости. Успехи профсоюзов должны освещаться в местной прессе. Любые судебные процессы, ведущиеся профсоюзами против администрации, должны быть широко известны в регионе, вне зависимости от их исхода. Люди должны знать, что защита работающего по найму возможна не теоретически, а практически, и воплощается конкретной профсоюзной организацией каждый день и в цивилизованных формах.

Бесспорно, чем сильней профсоюз, тем более эффективны его совместные действия с другими организациями. Так что за пределами предприятий чаще всего действует не сам профсоюз, а большое профобъединение, в которое он входит. Практически это означает, что переговоры, разработки планов мероприятий, их организация, осуществляется профсоюзными специалистами и профессиональными защитниками. Мало того, что эти люди достаточно далеки от рабочих мест. Они часто вообще приходят «со стороны» и не знают всех плюсов и минусов предприятий.

Говоря о проблемах рынка труда, необходимо затронуть неэффективность системы социального партнерства. На сегодняшний день все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже существуют, но существенной проблемой для его успешного функционирования является создание единых органов управления.[4] Деинституционализированность российской экономики и является проявлением не эффективности системы социального партнерства.

Отсутствие на российском рынке труда эффективных институтов объективно требуют: формирования рынка услуг по трудоустройству, то есть по оказанию трансакционных услуг (коммерческие организации трудового посредничества, средства массовой информации и т.д.); становления институтов, направленных на компенсацию «провалов» рынка в сфере труда (служба занятости, страхование по безработице); становления институтов защиты прав собственности в трудовой сфере (трудовой арбитраж); трансформации профсоюзов в институт проведения переговоров об условиях трудового контракта, занятости и заработной платы. 4

Нужно не только понимать значимость общей институциональной системы, которая обеспечивает рост экономики, но и видеть последствия сегодняшних изменений. Институциональная система определяет направление, по которому развивается рынок труда и это направление может быть решающим фактором долгосрочного развития экономики и общества в целом.

источник

Для регулирования социально-трудовых отношений государство создает специальные организации — институты рынка труда. К ним относятся Министерство труда и социального развития, Государственная федеральная служба занятости населения, региональные и местные органы, службы управления персоналом на предприятиях (организациях), а также общественные организации наемных работников и работодателей, негосударственные службы трудоустройства и т.д. [c.365]

Сборник отчетов ФРС представляет собой экономический обзор ФРС США. Отражает положение дел в американской экономике, составляется на основе данных по 12 федеральным округам, в которых имеются отделения ФРС. Обзор охватывает сферу промышленного производства, услуг, сельского хозяйства, финансовые институты, рынок труда, рынок недвижимости. Каждая из регулярно публикуемых Бежевых книг охватывает период времени примерно в полтора месяца. Служит индикатором дальнейших действий ФРС в области кредитно-денежной политики. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Когда на рынке появляются слухи о возможном изменении процентных ставок, то обращают внимание на ту часть обзора, где идет речь о состоянии заработной платы и цен. Обзор полезен с точки зрения подтверждения уже сложившейся в экономике тенденции. [c.69]

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗРАБОТИЦА — явление безработицы, образуемой институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Институциональная безработица появляется в результате введения гарантированной минимальной заработной платы, недостоверных сведений о свободных рабочих местах, инерционности рынка рабочей силы и несовершенства налоговой системы. [c.263]

Институциональные особенности рынка труда. Основные функции институтов рынка труда. Формальные и неформальные соглашения по заработной плате. [c.136]

В условиях дефицита трудовых ресурсов экономика с высокой вероятностью придаст мощный импульс повышению производительности труда, еще более усиливаемый удорожанием трудовых ресурсов. В этой связи актуализируются задачи развития институтов рынка труда, включая механизмы регулирования заработной платы и контрактных отношений между работодателем и работником капитализации компаний, снижения рисков и привлечения инвестиций для обновления производственного аппарата. [c.17]

Текучесть кадров рассматривалась советскими властями не только с точки зрения негативных социальных последствий, но и как серьезная экономическая проблема, растрата ресурсов. Работники оставляли места, для которых их готовили, и уходили на новую работу, где им вновь требовалось время для подготовки. При этом перерыв между работой на старом и новом местах составлял примерно один месяц (67, р. 306-316). Соответственно, было достаточно много исследований, посвященных причинам высокой текучести кадров. Задачей этих исследований было выявление путей совершенствования системы заработной платы и премий, а также изменение условий труда, которые позволили бы снизить мобильность рабочей силы. Представления о мобильности рабочей силы как положительном явлении отсутствовали и среди экономистов, которые не рассматривали ее как средство увеличения производительности труда, достигаемого путем лучшего соответствия работника месту его работы. Отсутствуют они и среди работников, которые не могли рассматривать ее как средство, позволяющее конструировать полноценную трудовую жизнь. Следовательно, институты рынка труда, подобные тем, что есть на Западе, были весьма не развиты, а мобильность рабочей силы никогда не изучалась как инструмент реструктурирования экономики или как элемент стратегии работников в сфере занятости. [c.95]

В четвертом базисном разделе, посвященном определению объемов выпуска (гл. 12—18), мы возвращаемся к проблеме экономических флуктуации и роли государства в деле экономической стабилизации. Мы дадим описание кейнсианской теории определения объемов выпуска, особо выделив случай открытой экономики. Здесь же мы поговорим о возможном компромиссе между безработицей и инфляцией, а также о роли институтов рынка труда в формировании макроэкономической ситуации и различного рода потрясений — в возникновении нестабильности в экономике. [c.37]

Возможность выбора в значительной мере зависит от характера институтов рынка труда в стране. Страны сильно различаются по степени развития профсоюзного движения, срокам соглашений по заработной плате, применению статей об индексации, уровню синхронизации трудовых соглашений, участию правительства в переговорах о заработной плате. Эти различия иногда объясняются экономическими причинами (например, в странах с высокими средними темпами инфляции предпочитают предусматривать в трудовых соглашениях индексацию заработной платы), но зачастую организационные особенности рынка труда обусловливаются исторически сложившимися традициями в стране, ее политической эволюцией и другими внеэкономическими факторами. [c.521]

В данной главе мы рассматриваем основные институты рынка труда и более основательно исследуем их воздействие на дилемму «инфляция — безработица» и структуру безработицы. На примере одного из сильнейших шоков 70-х годов — скачка цен на нефть — мы показываем, как институциональные особенности рынка труда могут объяснить глубокие различия в реакции промышленных стран на него. В одних странах следствием этого шока стала высокая безработица, в других ее рост отсутствовал. Особенности механизма установления заработной платы помогают понять такие различия. Исследовав этот механизм на фоне нефтяного шока, мы перейдем затем к более под- 521 [c.521]

Институты рынка труда и динамика совокупного предложения [c.522]

Институты рынка труда и шоки предложения в 70-х годах [c.529]

Одними из наиболее поразительных изменений в экономике последних 20 лет стали ненормально резкие колебания цен на нефть. В 70-х годах они взлетели до небес, а в 80-х годах рухнули вниз. Эти скачки оказали сильнейшее воздействие на макроэкономику во всем мире, что представляет для нас особый интерес, поскольку позволяет увидеть, каким образом разные институты рынка труда реагировали на один и тот же глобальный шок. [c.529]

Институты рынка труда заметно различаются среди стран по ряду существенных признаков значению формальных трудовых соглашений по сравнению с неформальными степени распространенности коллективных переговоров о заработной плате с участием профсоюзов и фирм степени централизации переговоров по времени заключения соглашений по заработной плате, включая их сроки и степень синхронизации роли государства на этих переговорах применению принципа индексации заработной платы. [c.556]

Шоковые изменения цен на нефть в 70-х годах привели к стагфляции, т.е. сочетанию стагнации с высокой инфляцией, продолжавшейся десять лет. Поскольку нефть — это важный фактор производственного процесса, то повышение цен на нефть привело к падению производительности труда. Даже в условиях абсолютной эластичности заработной платы неизбежно уменьшение занятости и объема выпуска. Но если реальная заработная плата неэластична, снижение занятости и выпуска оказывается значительнее, чем в условиях полной эластичности заработной платы и цен. После первого нефтяного шока безработица в Европе непрерывно возрастала с 1973 по 1981 г. В США безработица выросла в 1974—1975 гг., затем в течение четырех лет снижалась. Основное различие между этими двумя регионами, очевидно, состоит в том, что в США с большей силой проявляется гибкость заработной платы (в сторону снижения). В свою очередь, это является следствием различий в самих институтах рынка труда в указанных регионах. [c.557]

Представим две страны с одинаковым уровнем экономического развития. Основное различие между ними состоит в том, что в одной в течение длительного времени цены стабильны, а в другой несколько лет продолжается высокая инфляция. Как, скорее всего, должны различаться институты рынка труда этих двух стран [c.559]

РЫНОК ТРУДА — ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА. [c.156]

В силу сложившихся исторических и экономических обстоятельств — слабой межрегиональной мобильности экономически активного населения, наличия института прописки, отсутствия рынка жилья, национальных особенностей населения, его оседлости, психологической неподготовленности к перемене жительства — рынок труда России носит в основном региональный характер. Следовательно, материальная и социальная поддержка работников в случае несостоятельности их предприятий —это проблема в основном регионального уровня. В целях координации усилий и согласования действий, предпринимаемых в направлении социальной защиты предприятий-банкротов, между ФСФО России и Федеральной службой занятости России заключено соглашение, в соответствии с которым они обязуются на территориальных уровнях обмениваться необходимой для этого информацией, совместными усилиями разрабатывать концепцию социальной поддержки высвобождаемых работников, систематически проводить консультации, семинары и конференции по выявлению путей решения социальных проблем. Налажено сотрудничество с профсоюзными, общественными и коммерческими организациями в этой области. [c.105]

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

До недавнего времени отсутствовали единый центр и общее руководство в решении проблем, имеющих общий или сходный характер. Так, вопросами занятости населения, рынка труда, миграции населения занимались Министерство труда РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба занятости и Фет деральная миграционная служба, не располагавшие общей информационной базой и высокопрофессиональными работника — [c.24]

В современном мире рыночные (товарно-денежные) отношения — основа хозяйствования. В каждой стране (и в мире в целом) функционируют рынки труда, капиталов, земли, недвижимости (жилья) и др. Соответственно функционируют структуры (институты), организующие рыночные отношения. К ним относятся биржи, торговые центры, магазины, оптовые рынки и т. п. [c.274]

Активная политика в вопросах распределения труда бюджетное финансирование ряда программ и мероприятий в сфере занятости, стремление к полной занятости, смягчение последствий от сокращения рабочих мест и оказание помощи безработным профессиональный консалтинг, переобучение, создание институтов помощи в трудоустройстве агентств, бирж труда информирование населения о вакансиях и тенденциях на рынках труда. [c.222]

Производится двенадцатью Федеральными резервными банками США. В обзоре анализируется текущая ситуация в сферах промышленного производства, услуг, сельского хозяйства, положение финансовых институтов, на рынках труда и недвижимости. Обзоры готовятся по каждому округу, за которым закреплен тот или иной Федеральный резервный банк. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Когда на рынке появляются слухи о возможном изменении процентных ставок, то обращают внимание на ту часть обзора, где речь идет о состоянии заработной платы и цен, Обзор полезен с точки зрения подтверждения уже сложившейся в экономике тенденции. Публикуется 8 раз в [c.268]

Совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный и рынок ценных бумаг, представляют банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда. [c.13]

Переход России к рыночной экономике сопровождается формированием основных ее институтов, к числу которых принадлежат рынки труда, товарные и финансовые (включающие рынки ссудных капиталов, ценных бумаг и валютных средств). [c.146]

Переход России к рыночной экономике сопровождается формированием основных ее институтов, к числу которых принадлежат рынки труда, товарные и финансовые (кредитная система, фондовый и валютный рынки). Становление этих рынков происходит неравномерно быстрее всего формировались товарные и финансовые рынки, тогда как рынок труда складывается гораздо медленнее и с немалыми трудностями. [c.179]

Среди примеров асимметричной информации значатся трудности страхования пожилыми людьми своего здоровья и дискриминация национальных меньшинств на рынке труда. Экономические агенты могут стремиться разрешить проблему неблагоприятного выбора в ущерб рыночной эффективности. Многие современные рыночные институты и явления представляют собой ни что иное, как попытки избавиться от асимметричной информации. К таким случаям относятся страховые гарантии по вкладам, финансовые бренды и т.п. [c.68]

В предыдущей главе были подробно рассмотрены принципы функционирования рынков ресурсов (факторов производства). В настоящей главе нам предстоит обратить пристальное внимание на специфику рынка труда — одного из рынков ресурсов, имеющего, как и рынки других факторов производства, свои отличительные признаки и характерные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов (профсоюзов, корпораций, государства), без учета которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам ресурс, или фактор производства — труд, отличается от других известных нам факторов, т. е. капитала и земли, тем, что является функцией жизнедеятельности человека. Поэтому, когда речь идет о проблеме выбора на рынке труда, не будем забывать, что решения принимает не только фирма, предъявляющая спрос на ресурс, но и наделенные волей и сознанием экономические субъекты, осуществляющие предложение своеобразного вида услуг. Об этих особенностях и пойдет речь в следующем параграфе. [c.244]

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда — это механизм, или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда. [c.268]

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования та- [c.61]

Кейнсианство рассматривает труд как специфический товар, а рынок труда — как особый рынок (рис. 5.5, б). Вмешательство социальных институтов отклоняет его в сторону несовершенной [c.58]

Beige book — экономический обзор Федеральной резервной системы США Биржевая книга . Производится двенадцатью Федеральными резервными банками США. Обзор охватывает сферу промышленного производства, услуг, сельского хозяйства, финансовые институты, рынок труда, рынок недвижимости. Оказывает ограниченное влияние на [c.218]

Рынок труда был единственным рынком, существовавшим в Советском Союзе в форме, которая могла быть признана в капиталистической экономике (67, 68). Несмотря на намерения властей планировать распределение рабочей силы и на настойчивые уверения почти всех советских ученых, что рабочая сила не является товаром, на практике работники более или менее свободно меняли места работы, а работодатели более или менее свободно нанимали тех, кого желали. Хотя зарплата жестко контролировалась в попытках подавить конкуренцию на рынке труда, работодатели в базовых секторах экономики могли предлагать более высокий уровень оплаты, жилье, а также широкий и всё возрастающий спектр социальных льгот с целью привлечения отобранных работников. Наименее привилегированные отрасли не могли соперничать теми же методами, т.е. предлагать лучшую зарплату и социальные льготы, однако они могли предложить менее интенсивный режим работы, менее строгую трудовую дисциплину, а также больше возможностей для дополнительных заработков на стороне путем комбинирования нескольких рабочих мест в течение рабочего дня или просто путем приворовывания общественной собственности. При этом заработную плату отдельным работникам можно было увеличивать за счет присвоения им более высоких разрядов и категорий [upgrading] или за счет ослабления норм выработки. В то же время, не существовало тех формальных институтов рынка труда, которые обеспечивают процесс смены рабочих мест в развитых капиталистических экономиках. В России, в общем и целом, люди вынуждены были искать информацию о рабочих вакансиях через неформальные каналы. Однако прежде, чем обратиться к рассмотрению этих неформальных каналов, нам следует кратко обрисовать формальные институты, которые должны были регулировать движение рабочей силы в конце советского периода. [c.91]

Следующий блок вопросов по курсу Э.с. — ресурсы капитального строительства и эффективность их использования, в том числе вопросы развития основных производственных фондов, их воспроизводства, формирования и нормирования оборотных средств строительной индустрии, подготовки и использования кадров, совершенствования систем оплаты труда, организации производственно-технической комплектации экономические методы хозяйствования и стимулирования. в капитальном строительстве внутрипроизводственный хозяйственный расчет институты рынка (биржи, банки, фонды) финансирование и кредитование строительного предприятия, система взаиморасчетов между участниками строительного процесса, исходя из задач ускорения научно-технического прогресса в рыночной экономике. Следует отметить, что Э.с. связана с рядом специальных экономических дисциплин, а также с науками, изучающими производственно-технические основы строительства. [c.15]

Третья особенность рынка труда в России заключается в том, что, во-первых, его формирование еще не закончилось, то есть подлинно свободной купли-продажи рабочей силы еще нет. Во-вторых, этому препятствуют такие реликты командна-административной системы, как институт прописки (с 1995г. регистрации), наличие целого ряда административных, правовых ограничений, мешающих образованию единого рынка труда в России и не позволяющих окончательно сформулировать, например, статус безработного. [c.315]

В целом любую инфляцию можно рассматривать как результат взаимодействия денежных факторов (факторов спроса) и реальных факторов (факторов предложения). Первичным источником шоков спроса выступает дефицит государственного сектора экономики. В истории человечества самой частой причиной инфляции являлось финансирование дефицита государственного бюджета в результате эмиссии денежных властей. Если дефицит бюджета не покрывается напрямую путем денежной эмиссии, он может финансироваться косвенно, посредством увеличения государственного долга или инфляционного налога. Исследование другой основополагающей причины инфляции — шоков предложения — неразрывно связано с теориями долгосрочного экономического роста, моделей валютного курса и технологиями. Со стороны предложения инфляция может возникнуть из-за шоков производительности, удорожания импортных товаров или обесценения (девальвации) национальной валюты. Третьей ключевой причиной инфляции следует назвать инерционный фактор, когда цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий, жесткости экономических структур и других особенностей ценообразования, таких как широкая практика индексации на финансовом рынке и рынке труда. Наконец, к последней причине инфляции относятся социально-политические факторы. Например, сторонники новой политической экономии (new politi al e onomy), возникшей в конце 1990-х — начале 2000-х гг., считают, что в основе инфляции лежат специфика общественных институтов, политические процессы и национальная культура. Динамическим взаимодействием всех четырех описанных групп факторов можно объяснить инфляцию в любой экономике. [c.328]

Что же можно отнести к этим внеконкурентным факторам Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства, о чем подробнее будет идти речь в гл. 24. [c.257]

Для современного интеллектуального рынка труда нехарактерно авантюрно-эксплуатационное, минутно-потре-бительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать . И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи. [c.66]

Как будет сказано далее, синтетическим интегральным показателем качества рынка труда является уровень физического, нравственного и социального здоровья населения. Приведенные данные свидетельствуют о низком и все ухудшающемся качестве российского рынка труда. Это подтверждает и прогноз Института социально-экономических проблем народонаселения (ИЭПН) РАН относительно тех слоев нашего общества, у которых при нынешнем уровне социальной защиты более всего шансов попасть на «дно» (рис. 12). [c.202]

источник