Меню Рубрики

Анализ результатов как метод исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

К методам анализа результатов деятельности относятся методы опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. По результатам деятельности опытный исследователь может дать, например, подробные типологические характеристики отдельных качеств или свойств личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Анализ результатов (продуктов) деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду, и т.д. Все это требует собирания значительного материала, его классификации и систематизации по важнейшим признакам. Причем необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, результаты деятельности которых собираются и анализируются, учитывать особенности их возраста, социального положения, профессии. Например, рисунки детей разного возраста позволяют судить о широте их умственного кругозора, о характере и объеме их представлений, об их интересах, особенностях понимания ими окружающей действительности, об их отношении к жизненным явлениям, об особенностях и закономерностях их психического развития. Рассмотрим подробнее каждый из методов, посвященных анализу результатов деятельности.

Большое значение для психолога имеет метод изучения документов. В документах заключены большие информационные возможности. Однако доступные для анализа документы неодинаковы и неравномерны. Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии различных документов, необходимо соответствующим образом их классифицировать.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

В качестве основания для классификации используем форму, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нем информацию. Документы классифицируют по:

o форме изложения – на статистические и вербальные;

o общей значимости – на официальные и неофициальные;

o способу фиксации информации – на письменные, иконографические, статистические данные, фонетические.

По способу фиксации информации к письменным документам относятся рукописные и печатные. К иконографическим – картины, кино- и фотодокументы и др., а к фонетическим – магнитофонные записи, грампластинки, аудиозаписи и др.

Важное значение имеют также различные статистические данные. Сюда входят разные количественные показатели.

В зависимости от целей исследования интересные результаты позволяет получить такой метод, как контент-анализ. Контент-анализ – это метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. На этой основе делаются выводы о личностной направленности автора сообщения. Возможные скрытые тенденции определяются посредством факторного анализа.

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающего свет на психологические особенности личности человека и их развитие. Сюда относятся установление конкретных биографических данных личности, изучение его автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других материалов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8847 — | 7179 — или читать все.

источник

К методам анализа результатов деятельности относятся методы опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. По результатам деятельности опытный исследователь может дать, например, подробные типологические характеристики отдельных качеств или свойств личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Анализ результатов (продуктов) деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду, и т.д. Все это требует собирания значительного материала, его классификации и систематизации по важнейшим признакам. Причем необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, результаты деятельности которых собираются и анализируются, учитывать особенности их возраста, социального положения, профессии. Например, рисунки детей разного возраста позволяют судить о широте их умственного кругозора, о характере и объеме их представлений, об их интересах, особенностях понимания ими окружающей действительности, об их отношении к жизненным явлениям, об особенностях и закономерностях их психического развития. Рассмотрим подробнее каждый из методов, посвященных анализу результатов деятельности.

Большое значение для психолога имеет метод изучения документов. В документах заключены большие информационные возможности. Однако доступные для анализа документы неодинаковы и неравномерны. Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии различных документов, необходимо соответствующим образом их классифицировать.

В качестве основания для классификации используем форму, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нем информацию. Документы классифицируют по:

· форме изложения – на статистические и вербальные;

· общей значимости – на официальные и неофициальные;

· способу фиксации информации – на письменные, иконографические, статистические данные, фонетические.

По способу фиксации информации к письменным документам относятся рукописные и печатные. К иконографическим – картины, кино- и фотодокументы и др., а к фонетическим – магнитофонные записи, грампластинки, аудиозаписи и др.

Важное значение имеют также различные статистические данные. Сюда входят разные количественные показатели.

В зависимости от целей исследования интересные результаты позволяет получить такой метод, как контент-анализ. Контент-анализ – это метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. На этой основе делаются выводы о личностной направленности автора сообщения. Возможные скрытые тенденции определяются посредством факторного анализа.

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающего свет на психологические особенности личности человека и их развитие. Сюда относятся установление конкретных биографических данных личности, изучение его автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других материалов.

Дополнительные методы, используемые в психологии

Физиологические методы

Применение физиологических методов в психологии обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния человека, особенно при выполнении деятельности оператора.

2. Любое психологическое проявление имеет физиологическую основу.

3. В клинической практике и физиологии труда накоплен определенный опыт обработки и анализа физиологических характеристик; имеется также богатый арсенал приборов для проведения физиологических измерений.

Некоторое представление об используемых в психологической практике физиологических методах дают данные, представленные на рис. 2. Кратко, не останавливаясь на механизмах возникновения и способах получения и обработки, рассмотрим важнейшие из физиологических характеристик.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) характеризует биоэлектрическую активность головного мозга. В спектре ЭЭГ содержатся различные составляющие: дельта-ритм (частота колебаний 0,5–4,0 Гц), тета-ритм (5,0–7,0 Гц), альфа-ритм (8,0–12,0 Гц), бета-ритм (15–35 Гц), гамма-ритм (35–100 Гц).

Преобладание низкочастотных колебаний (дельта- и тета-ритмы) свидетельствует о наступлении тормозного процесса (сон, ослабление бдительности и внимания, утомление и т.п.). Наличие альфа-волн характеризует состояние нормальной синхронизации основных нервных процессов. Они являются доминирующими у здорового, бодрствующего человека, находящегося в состоянии оперативной готовности к деятельности. Преобладание высокочастотных колебаний указывает на процесс возбуждения в коре головного мозга. Это бывает характерным при возникновении психофизиологической напряженности во время работы, свидетельствует о возникновении эмоциональных состояний.

Электромиограмма (ЭМГ) представляет регистрацию биопотенциалов мышц человека. ЭМГ служит весьма чувствительным объективным показателем включения в динамическую или статическую работу отдельных групп мышц. Такой анализ необходим при изучении рабочей позы и управляющих движений человека. При обработке определяются показатели амплитуды и длительность i-го мышечного сокращения за период наблюдения как показатель суммарной биоэлектрической активности мышц с последующей их оценкой.

С помощью ЭМГ можно регистрировать также утомление человека. При утомлении уменьшается суммарная активность мышц и средняя амплитуда колебаний.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) характеризует изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи. КГР является одним из наиболее результативных способов регистрации возникновения эмоциональной напряженности у человека. В этом случае у человека наблюдается падение электрического сопротивления кожи или увеличение разности потенциалов между двумя точками кожной поверхности (от 10–30 мВ/см в нормальном состоянии до 100 мВ/см и более при возникновении эмоциональной напряженности).

Рис.2. Пример записи физиологических характеристик человека:

а – электроэнцефалограмма; б – электромиограмма;

в – кожно-гальваническая реакция; г – электрокардиограмма;

д – электроокулограмма; е – пневмограмма

Электрокардиограмма (ЭКГ) заключается в регистрации электрических явлений, возникающих в сердечной мышце. ЭКГ состоит из ряда зубцов, характеризующих те или иные процессы в сердечной мышце, и интервалов между ними. Зубец R соответствует моменту возбуждения желудочков сердца, а зубец Т – моменту выхода из состояния возбуждения. Интервал R–R характеризует длительность сердечного цикла, а интервал Q–T соответствует периоду от начала возбуждения желудочков сердца до окончания их возбуждения.

Например, в инженерной психологии ЭКГ используется для определения напряженности работы оператора. Для этого измеряются: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический и гистографический показатели. Частота сердечных сокращений определяется величиной, обратной продолжительности R–R-интервалов.

При возникновении напряженности в работе оператора рассмотренные показатели ЭКГ, как правило, увеличиваются.

Электроокулограмма (ЭОГ) характеризует электрическую активность глазных мышц. Обычно используется раздельная регистрация вертикальных и горизонтальных движений глаз. При этом знак потенциала ЭОГ указывает направление перемещения взгляда, а его величина – угол перемещения. ЭОГ применяется для анализа работы зрительной системы человека, например, со средствами отображения информации, для анализа распределения и переключения внимания оператора в процессе работы и других целей.

Пневмограмма (ПГ) представляет собой запись внешнего дыхания. Она используется для оценки психофизиологической напряженности. В состоянии возбуждения или напряжения частота дыхания увеличивается до 50–60 колебаний в минуту, наблюдается также уменьшение глубины дыхания и укорочение фазы выдоха относительно фазы вдоха.

Речевой ответ (РО) изучается по спектральным и временным характеристикам речи человека. Так, например, по изменению интонации голоса, которая сопровождается изменением спектрального состава звуковых колебаний, можно судить о возникновении эмоциональных состояний оператора, напряженности и утомления в его работе. В последнее время получены данные, свидетельствующие о том, что информация об этих состояниях содержится также во временных параметрах речевого ответа. Например, при развитии утомления у человека увеличиваются длительность слов и пауз между ними, а также их дисперсии.

Моделирование

Еще одну группу дополнительных методов образуют методы моделирования. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Особенностью моделирования является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д. Техническое моделирование предполагает создание приборов или устройства, по своему действию напоминающих то, что подлежит изучению. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражены взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.

Каждый из рассмотренных методов оптимален по одной-двум характеристикам, иными словами, удачно описывает лишь определенные стороны деятельности человека. Поэтому при решении психологических задач очень часто приходится применять комбинацию тех или иных методов.

В завершение необходимо хотя бы кратко остановиться на вопросе технического обеспечения психологических исследований.

Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым психологическим задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. Ясно, что инженерное обеспечение является важным условием успешности работы, но нужно хорошо знать, что техника может, а что не может обеспечить, каково собственно психологическое содержание тех или иных машинных «выходов» или показателей.

В техническом обеспечении психологических исследований важное место занимает применение ЭВМ, позволяющее решать следующие задачи:

1. Обработка результатов психологических исследований. Это освобождает исследователя от рутинного, непроизводительного труда по выполнению расчетов и вычислений

2. Генерирование психологических задач. При этом исследование может носить управляемый (адаптивный) или неуправляемый характер. В первом случае ЭВМ автоматически изменяет режим предъявления информации испытуемому в зависимости от результатов его работы и изменения его функционального состояния. Во втором – ЭВМ работает по жесткой, заранее определенной и постоянной в процессе исследования программе.

3. Имитация (моделирование) деятельности человека, когда ЭВМ по определенной программе имитирует деятельность человека. Имитация может носить детерминированный или статистический характер.

4. Создание информационно-справочной системы психологических данных, когда накапливаемый справочный материал концентрируется в памяти ЭВМ.

Аппаратура для измерения физиологических характеристик обычно включает следующие устройства:

· датчики или электроды (служат для отведения потенциалов с поверхности тела человека);

· преобразователь (служит для преобразования исходного сигнала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление);

· усилитель биоэлектрических сигналов;

· регистратор (служит для выдачи результата измерений в графической или цифровой форме).

Дата добавления: 2015-10-20 ; просмотров: 2304 | Нарушение авторских прав

источник

Исследователю необходима информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации позволяют оценивать и корректировать дальнейшую работу, выявлять эффективные педагогические средства, влияние различных условий на исследуемый процесс. Очевидно, что результат деятельности связан с целью, т. к. цель – это представление об ожидаемом результате. Результат в научном психолого-педагогическом исследовании измеряется в разных аспектах, по крайней мере в двух: с точки зрения выявления зависимостей и с точки зрения развития исследуемого явления, причём первый результат невозможно определить без изучения второго. Поэтому более подробно остановимся на втором аспекте изучения результатов исследования.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

«Любая осуществленная, завершенная деятельность непременно имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные самому деятелю и другим последствия, которые и есть ее

результат (или результаты). И это уже результат реальный, полу-

ченный, достигнутый вследствие осуществленной деятельности…» 101 .

Е. В. Титова предлагает различать следующие результаты:

− по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;

− по факту преднамеренности: планируемые и стихийно полученные (незапланированные);

− по отношению к целям: «целесообразные» и «не целесообразные» (т. е. соответствующие поставленным целям и задачам

и не соответствующие им – полностью или частично);

− по зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;

− по качеству: позитивные и негативные;

101 Титова Е. В. Результативность педагогической деятельности как научнопрактическая проблема / Проблемы результативности педагогической деятельности / Под ред. Е. И. Казаковой, Е. В. Титовой, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Кафедра педагогики РГПУ имени А. И. Герцена, 1997. – С. 5.

− по степени значимости: значимые и незначимые 102 .

При изучении результатов педагогической деятельности возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать исследователю.

1. Выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов педагогической деятельности.

2. Рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим.

3. Учёт разноуровневости результатов, т. е. важно оценивать не только итоговые результаты, но промежуточные и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогический процесс, а это требует, вероятно, разработки дополнительных критериев.

4. Отбор, разработка валидной методики оценки критериев и показателей.

Исходя из указанных проблем, более подробно остановимся на разработке критериев и показателей определения результатов и методиках их измеряющих.

Критерий – это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик. Отметим, что трудно провести чёткую грань между критериями и показателями. Так, например, уровень развития самоуправления можно рассматривать как критерий развития коллектива и как показатель результата воспитательной работы педагогов. В этом случае следует иметь в виду, в какой системе исследуется явление.

Требования, которые предъявляются к критериям и показателям:

− теоретическая обоснованность, т. е. критерии и показатели разрабатываются на основе имеющихся теоретических положений, раскрывающих как суть замеряемого явления, так и сам процесс разработки;

− объективность, которая достигается использованием различных источников информации при обосновании критериев и показателей и предполагает учет мнения различных специалистов в данной области знаний;

− конкретность, что означает соответствие критериев и показателей природе исследуемого явления, отражение в них специфических свойств и характеристик;

− замеряемость, т. е. возможность под выявленные показатели подобрать или разработать соответствующие методики, позволяющие фиксировать уровень развития исследуемого явления, результаты исследования.

При изучении результатов исследования, на наш взгляд, целесообразно иметь в виду различные подходы по определению критериев и показателей.

Условно можно выделить общие, специфичные и частные критерии и показатели. Например, существуют общие критерии

и показатели развития воспитательной системы, пригодные для любого учреждения, разработанные В. А. Караковским. В то же время необходима конкретизация, уточнение, дополнение критериев и показателей развития воспитательной системы детских домов или учреждений дополнительного образования. В результате появятся специфичные критерии и показатели. В конкретном детском доме будут дополнены общие и специфичные критерии и показатели частными, отражающими особенности состава воспитанников, актуальные проблемы, которые решаются в конкретном учреждении.

Справедливо рассмотрение В. А. Караковским критериев факта и критериев качества при изучении развития воспитательной системы, что переносимо, на наш взгляд, на любой исследуемый процесс. Так, например, повышение познавательной активности детей будет проявляться в развитии мотивации, интереса (критерий качества), а также в улучшении успеваемости (критерий факта).

При изучении результатов исследования можно замерять непосредственные и опосредованные критерии и показатели. Например, при проведении исследования по теме «Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития» автор замерял непосредственно взаимодействие детей в игре. Но развитие взаимодействия отражается на социальном развитии детей, поэтому исследователь определял и динамику их социального развития.

В ряде случаев следует замерять не только прямые, но и косвенные результаты исследовательской деятельности и, соответственно, определять прямые и косвенные критерии и показатели. Прямые показатели замеряют развитие исследуемого явления, а косвенные связаны с развитием всей системы и подтверждают результативность проведенной работы. Изучение эффективности предпрофильной подготовки (прямые критерии) целесообразно подкрепить изучением динамики развития воспитательной системы или результатами обучения учащихся (косвенные критерии результатов исследования).

Мы предлагаем также различать результативные и процессуальные критерии, которые важно определять при проведении ряда исследований, т. к. результаты исследования определяются не только динамикой исследуемого явления, но и тем, как реализуются те или иные принципы, технологии, методики для развития явления и процесса. Например, по теме «Развитие аналитических умений учащихся в процессе проектной деятельности» исследователь определяет критерии и показатели развития аналитических умений и показатели грамотного использования проектной деятельности (реализация требований, технологии проектирования).

Таким образом, при изучении результатов исследовательской деятельности важно иметь в виду самые разные аспекты критериев и показателей. Их выбор зависит от специфики исследуемого процесса. В то же время успешность психологопедагогического исследования подтверждается не только положительной динамикой исследуемого явления или процесса, но и

в целом развитием образовательного процесса в учреждении. Поэтому важно отслеживать развитие косвенных критериев и показателей.

Как справедливо отмечает В. И. Загвязинский и Р. Атаханов,

в зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но при этом важно учитывать пять критериев: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психического комфорта. Далее

авторы раскрывают примерное содержание этих основных компонентов, называя их комплексными 103 .

Определяя комплексные критерии и показатели успешности исследования следует учитывать, что они связаны с профилем образовательного учреждения. Наиболее общим подходом для определения качества образования, воспитания, обучения является степень достижения поставленных целей, адекватных современным требованиям. Все данные берутся в динамике за определенный период.

Результаты исследования могут быть признаны успешными, если по критериям исследуемого явления и критериям развития образовательного учреждения достигнуты положительные результаты или получены положительные сдвиги по отдельным критериям при условии, что нет ухудшения по другим. Если по какому-либо критерию допущено ухудшение, то общие результаты не могут удовлетворять исследователя. Возникает вопрос окоррекции, замене используемых средств или приостановлении преобразований до выяснения причин ухудшения показателей 104 .

Приступая к определению или разработке критериев и показателей, следует иметь в виду следующее:

универсальных критериев для изучения развития даже хорошо известного процесса не существует, каждый исследователь обосновывает свой вариант, исходя из задач исследования и условий, в которых проводится исследование;

критерии и показатели развития явления могут корректироваться по ходу исследования, по мере развития явления или в связи с изменением условий проведения исследования;

процесс разработки критериев и показателей достаточно длительный и сложный, требующий участия специалистов; полезно привлечение к этой деятельности всех участников исследования, что также формирует их отношение, активную позицию

к исследованию, стимулирует самооценку.

103 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 77–83.

104 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 83.

Процесс разработки критериев и показателей для изучения результатов исследования можно условно представить следующими этапами:

1) изучение литературы и других источников с целью определения сущности, структуры, особенностей развития исследуемого явления;

2) выявление компонентного состава исследуемого явления, определение его основных характеристик;

3) определение подходов к разработке критериев и показателей с учётом выявленных основных характеристик;

4) выявление критериев и показателей развития исследуемого явления;

5) разработка (обсуждение) критериев и показателей в творческих группах участников исследования (возможный этап);

6) составление первого варианта критериев и показателей;

7) экспертная оценка специалистами предложенного варианта критериев и показателей;

8) уточнение, корректировка критериев и показателей;

9) обработка полученных данных с целью установления корреляционной зависимости между критериями и показателями исследуемого явления;

10) оформление окончательного варианта критериев и показателей для изучения результатов исследуемого явления;

11) составлениеметодики для замера уровня развития явления. Как уже отмечалось, кроме прямых критериев и показателей,

необходимо иметь в виду комплексные (косвенные), которые подтверждают результативность исследования. В приведенном выше примере это может быть в целом рост подготовленности студентов к педагогической деятельности.

Подчеркнем, что прежде чем разрабатывать собственный вариант критериев и показателей для определения результатов исследования, следует изучить тщательно литературу, т. к. существует множество методик, замеряющих развитие разных психоло- го-педагогических явлений. В частности имеются конкретные методики, замеряющие уровень развития самоуправления в коллективе (М. И. Рожков), взаимодействие участников образовательного процесса (Л. В. Байбородова) и т. д.

В завершении следует обратить внимание исследователей на следующее:

− если критерии и показатели разработаны и научно обоснованы автором впервые, то это является научной новизной исследования;

− если дополнены отдельные критерии или показатели к уже ранее разработанным для оценки исследуемого явления, то это можно отнести к теоретической значимости исследования;

− методики, разработанные или отобранные автором, составляют важную сторону практической значимости исследования.

Материал для выполнения практических заданий 105

Для того, чтобы объективно судить о качестве подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях села, необходимо разработать систему критериев и показателей подготовленности студента к реализации воспитательных функций с учетом специфических особенностей сельской малочисленной школы.

Поскольку подготовленность характеризуется как совокупность сформированных знаний, профессиональных умений и навыков, позволяющих реализовывать полученные знания в практической работе, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения задач воспитания, то в качестве показателей должны рассматриваться знания, умения и личностные характеристики, которыми должен обладать педагог.

Первым шагом в разработке системы показателей стало изучение и анализ существующих в педагогических исследованиях точек зрения на содержание профессиограммы педагога данной квалификации, что позволило выявить основные группы знаний, умений и личностных характеристик.

На основе анализа изученных подходов был составлен перечень профессиональных характеристик (знаний, умений, качеств), которые могут оказывать значительное влияние на успех воспитательной деятельности педагога в сельской школе. Выборка составлялась на основе психолого-педагогической литера-

105 Фрагмент описания проведенного исследования И. Г. Харисовой по теме: «Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе»

туры по проблеме подготовки студентов к организации воспитательной работы (в том числе и в СМШ), общепедагогической профессиограммы (Л. Ф. Спирин).

Для определения наиболее значимых показателей подготовленности был использован метод экспертных оценок и изучено мнение по данной проблеме лиц, связанных с подготовкой и деятельностью сельского учителя.

Опрос проводился с помощью анкет, построенных на основе шкалирования и ранжирования. В качестве респондентов были выбраны учителя сельских школ и сельских малочисленных школ, преподаватели педагогического университета.

Экспертная оценка 1 (знания и умения)

Вам предлагается набор знаний и умений студента. Оцените, какие знания и умения и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале:

существенно влияют – 2 балла,

− знания студента о специфике организации воспитательной работе в условиях СМШ;

− знание особенностей воспитательной системы СМШ;

− знание специфики организации разновозрастного взаимодействия;

− знаниепсихологических особенностей сельских школьников;

− знание содержания, форм, методов работы с разновозрастным коллективом;

− знание содержания, форм, методов работы с родителями сельских школьников;

− знание особенностей интеграции учебной и внеучебной деятельности в СМШ;

− знание качеств личности, обеспечивающих самообразование, профессиональное саморазвитие и самосовершенствование;

− наличие системы знаний о сущности, задачах, особенностях воспитательной системы СМШ;

− знание об использовании возможностей сельского социального окружения;

− знание проблем и трудностей социализации сельских школьников;

− знания об особенностях организации совместной деятельности детей, родителей, педагогов;

− знание организации познавательной деятельности детей;

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

− знание организации разновозрастных учебных занятий и воспитательных мероприятий;

− знание антропоцентрического подхода в воспитании;

− знания об организации самоуправления в разновозрастных группах учащихся и в целом в школе.

− умение использовать свои психолого-педагогические знания для определения и оценки психологического состояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности;

− умение использовать свои психолого-педагогические знания для определения психологического состояния разновозрастной группы учащихся и для последующего принятия решений;

− умение определять цели воспитания (обучения) в СМШ;

− умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных факторов;

− умение осуществлять методический отбор и обработку педагогической информации;

− умение планировать и организовывать воспитательную работу в СМШ;

− умение быстро реагировать на изменение педагогической ситуации;

− умение организовывать взаимодействие детей разного возраста;

− умение организовывать взаимодействие с родителями учеников и коллегами;

− умение организовывать формы познавательной, трудовой, физической, творческой деятельности в условиях малочисленного класса;

− умение вести творческий поиск совместно с детьми, родителями, педагогами; творческий поиск новых форм деятельности;

− умение быстро адаптироваться в новых условиях;

− умение организации деятельности по расширению кругозора детей;

− умение организовывать целенаправленную деятельность педагогов, учащихся, родителей;

− владение методикой воспитательной работы.

Какие еще знания и умения Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы.

Экспертная оценка 2 (качества личности)

Вам предлагается набор качеств личности. Оцените, какие качества и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале:

существенно влияют – 2 балла,

− уверенность в своих силах и возможностях;

− решительность, смелость в форме определенного педагогического риска;

− упорство в доведении начатого дела до конца;

− способность к установлению личностных и деловых контактов с учащимися, родителями, коллегами;

− способность видеть в своих учениках партнеров;

− способность стать рядовым участником в совместных делах с детьми;

− эмпатия, т. е. способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;

− оптимизм, бодрость, веселость;

− доброжелательность, разумная доверчивость;

− способность разумно оценивать результаты проделанной работы;

− относительная удовлетворенность успехами в работе;

− моральная активность, сотрудничество;

− демократизм, товарищество, готовность к взаимопомощи;

− толерантность, терпение к коллегам, самообладание;

− стремление к самосовершенствованию;

− внимательность, разумная требовательность, справедливость.

Какие еще качества личности Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы.

Респондентам был предложен перечень из 69 качеств педагога, включающих общеличностные, интеллектуальные качества, а также набор знаний и умений, необходимых учителю для осуществления воспитательных функций.

Участникам экспертной оценки предлагалось выделить качества, необходимые для организации воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, и определить степень их значимости по представленной шкале (шкала может быть выделена произвольно, с учетом возможности определения степени выраженности влияния перечисленных качеств на уровень подготовленности педагога к работе в сельской малочисленной школе, а также с точки зрения удобства для обработки данных).

В результате анализа полученных данных мы выделили те знания, умения, качества, которые оказывают сильное влияние на эффективность реализации воспитательных функций в сельской малочисленной школе (они набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки).

Таким образом, из множества существующих характерных профессиональных качеств учителя-воспитателя, с помощью метода экспертных оценок были отобраны наиболее специфиче-

ские, отражающие особенности осуществления воспитательного процесса в условиях малочисленности.

Они вошли в состав показателей и были сгруппированы по критериям.

В качестве основных критериев подготовленности студентов

к воспитательной работе в сельской малочисленной школе, выделены:

Когнитивный , предполагающий наличие системы знаний о специфике организации воспитательного процесса в условиях малочисленного разновозрастного коллектива с учетом личностных особенностей сельских школьников, общинной психологии жителей села, ограниченности и замкнутости социального окружения школы, отсутствия учреждений дополнительного образования.

Мотивационно-целевой , предусматривающий наличие у студентов профессиональной направленности на воспитательную работу с сельскими школьниками, осознание ее важности и необходимости в условиях сельской малочисленной школы, где у учащихся ограничены возможности выбора кружков и секций, узок круг общения, что значительно затрудняет их социализацию.

Практический , включающий владение методикой воспитательной работы; умения ее организации с учетом специфических особенностей разновозрастного коллектива, используя возможности сельского социума, окружающей природы, сохранившихся на селе традиций; умение быстро адаптироваться в условиях меняющейся социальной обстановки.

Эмоционально-волевой , предполагающий наличие у студентов таких качеств как самоорганизация, творческая активность, целеустремленность, инициативность, предприимчивость, деловитость.

Для замера степени подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательной функции на селе (с учетом результатов экспертной оценки) определены следующие показатели:

− по когнитивному критерию – знания особенностей воспитательной работы в сельской малочисленной школе, основных принципов организации разновозрастного взаимодействия, совместной работы детей, родителей, педагогов, познавательной деятельности сельских школьников; содержания, методов, форм

работы с разновозрастным коллективом; психологических особенностей учащихся сельской малочисленной школы, проблем их социализации;

− по мотивационно-целевому – сформированность профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе; осознание целей и задач воспитания сельского школьника, важности постоянного пополнения специальных знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности на основе интересов учащихся, развития отношений партнерства, сотрудничества между педагогом, школьниками и родителями;

− по практическому – владение методикой воспитательной работы, умения планировать и организовывать ее в сельской малочисленной школе, быстро адаптироваться в новой ситуации, организовывать взаимодействие учащихся разного возраста, формы познавательной, трудовой, спортивной, творческой деятельности в малочисленной школе;

− по эмоционально-волевому – работоспособность, самоорганизация, инициативность, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческая активность.

Для проверки достоверности выбранных критериев и показа-

школе было проведено пилотажное исследование,

им. К. Д. Ушинского. Участникам было предложено оценить имеющиеся у них профессиональные качества и степень их выраженности.

Следующий шаг в работе над критериями и показателями связан с определением их взаимосвязи друг с другом через проверку корреляционной зависимости с помощью коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (целесообразно использовать для этого компьютерную программу Microsoft Excel).

Корреляционная зависимость критериев подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе

Если коэффициент корреляции больше или равен 0, но меньше 0,3 – связь слабая; больше или равен 0,3, но меньше 0,5 – связь умеренная; больше или равен 0,5, но меньше 0,7 – связь значительная; больше или равен 0,7 – связь сильная. При коэффициенте корреляции меньше 0 между критериями наблюдается обратная связь. Таким образом, при коэффициенте корреляции больше или равном 0,5 следует говорить о наличии достаточно серьезных взаимосвязей двух параметров.

По результатам экспертной оценки педагогов сельских школ, больше всего взаимосвязаны практический и мотивационноцелевой критерии (коэффициент корреляции равен 0,59), между практическим, мотивационно-целевым и эмоциональноволевым – связь умеренная (коэффициенты корреляции 0,44 и 0,38), когнитивный критерии, по их мнению, находится в обратной зависимости от трех других (коэффициент корреляции меньше нуля). Такие результаты могли быть получены в связи с несколькими причинами: во-первых, опрашиваемые не видят существенных различий между воспитательной работой в сельской малочисленной и городской школе (хотя практические умения и навыки работы в учреждениях данного типа считают необходимыми); во-вторых, выделяя как наиболее существенное, наличие у педагога желания и потребности, а также определенных личностных качеств, позволяющих ему успешно работать на се-

ле, респонденты отмечают важность профессиональной ориентированности на данный вид деятельности и необходимость ее осуществления в процессе подготовки педагогов для села в вузе.

Для обоснования выбранных критериев, мы привлекли к экспертной оценке студентов и преподавателей университета. Анализ результатов подтвердил целесообразность выделяемых показателей. Также по данным опроса были определены коэффициенты корреляции между основными критериями. Оказалось, что будущие педагоги придерживаются несколько иной точки зрения на взаимосвязь этих параметров. По их мнению, между эмоцио- нально-волевым, мотивационно-целевым и когнитивным критерием существует определенная связь (коэффициенты корреляции – 0,41 и 0,73), а остальные или находятся в обратной зависимости, или слабо связаны между собой (коэффициенты корреляции – меньше 0 и 0,15). Таким образом, наличие у педагога сельской школы потребности, желания, определенных личностных качеств тесно взаимосвязано с имеющимися у него знаниями об особенностях организации воспитательного процесса в учреждениях данного типа.

Сопоставив вышеприведенные точки зрения, мы заключили: развитие у будущих педагогов мотивов работы в сельской школе тесно взаимосвязано с формированием у них системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях малочисленности классов.

Таким образом, система критериев и показателей для изучения результатов опытно-экспериментальной работы была разработана и проверена.

На основании определенных в ходе экспертной оценки критериев и показателей была разработана методика диагностики подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательных функций в условиях малочисленного разновозрастного коллектива. Данная методика представляет собой опросный лист, включающий в себя 48 вопросов-утверждений, а также способ обработки результатов. Уровень подготовленности к организации воспитательной работы в сельской малочисленной школе по отдельным критериям выражается балловой оценкой, которая позволяет определить насколько будущий учитель готов к дан-

ному виду деятельности (низкий уровень: 0–0,9, средний уровень: 1–1,9, высокий уровень 2–3).

Студентам в количестве 186 человек предлагалось рядом с утверждением поставить оценку по следующей шкале: «полностью согласны» – 3, «скорее согласны, чем не согласны» – 2, «скорее не согласны, чем согласны» – 1, «не согласны» – 0. В опросе принимали участие только студенты, закончившие сельские школы и поступившие в университет по направлению для целевого обучения, поскольку вся система подготовки рассчитана в первую очередь на работу с данной категорией, ведь именно им необходимы дополнительные знания, умения, навыки воспитания школьников в условиях малочисленности классов, так как предполагается, что после окончания вуза они будут работать в сельских и сельских малочисленных школах.

Для проверки методики на валидность мы пользовались внешней валидностью, которая обеспечивалась тщательной проработкой утверждений и подтверждалась результатами экспертной оценки и «пилотажного исследования».

На основе изучения степени выраженности критериев и показателей у студентов различных курсов было условно выделено пять групп. Каждая из них характеризуется направленностью на работу в сельской малочисленной школе, уровнем сформированности знаний об особенностях ее организации и необходимых для этого личностных качеств, умений и навыков, обеспечивающих эффективную воспитательную деятельность учителя на селе.

Первая – студенты мотивированы на воспитательную деятельность в сельской школе, обладают необходимыми для ее эффективной организации знаниями, умениями, навыками (высокий уровень по всем критериям).

Вторая – у будущих педагогов наблюдается положительная мотивация, есть теоретические знания об особенностях воспитания сельских школьников, но недостаточно развиты умения и навыки практической деятельности (высокий уровень по когнитивному, мотивационно-целевому, эмоционально-волевому критериям).

Третья – студенты, мотивированные на работу в сельской школе, но не считающие необходимым уделять особое внимание воспитательной работе; они обладают знаниями об осуществле-

нии воспитательного процесса в условиях малочисленности классов, но испытывают затруднения в их практической реализации (высокий уровень по когнитивному и мотивационноцелевому критерию).

Четвертая – у будущих педагогов сформированы профессиональные мотивы воспитательной деятельности на селе, но отсутствуют необходимые для ее осуществления знания, умения, навыки (высокий уровень по мотивационно-целевому и эмоцио- нально-волевому критерию).

Пятая – студент не имеет профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе, не владеет информацией о специфике воспитания сельских школьников (низкий уровень по всем критериям).

Выделение этих групп позволило организовать дифференцированную работу со студентами и оценку ее результатов.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

Для чего необходимо разрабатывать критерии и показатели развития исследуемого процесса или явления?

Какие требования предъявляются к разработке критериев и показателей для изучения результатов исследования?

4. Что необходимо учитывать при разработке критериев и показателей?

5. Как соотносятся критерии и показатели?

6. Как можно классифицировать критерии и показатели?

7. Каковы этапы разработки критериев и показателей для изучения результатов исследования?

1. Изучите фрагмент исследования, предложенный выше в данной главе, и определите, как данный опыт можно применить к своему исследованию.

2. Используя изложенные в главе подходы к классификации критериев и показателей, определите, какие из них Вы можете использовать в своем исследовании. Покажите это на конкретных примерах.

3. Разработайте критерии и показатели для изучения результатов своего исследования.

источник