Меню Рубрики

Анализ рассказа как я ловил человечков житков

«Как я ловил человечков» – смешная и вместе с тем поучительная история о мальчике Боре, который в своем воображении видел крошечных человечков на палубе игрушечного пароходика.

Название: Как я ловил человечков

Число страниц: 6. Житков Б. С. «Как я ловил человечков». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1934 год

Боря – маленький мальчик, любопытный, нетерпеливый, способный на обман.

Бабушка – добрая, но строгая и принципиальная.

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

  1. Пароходик на полке.
  2. Бабушкин запрет.
  3. Маленькие человечки.
  4. Ночное наблюдение.
  5. Приманка из конфеты.
  6. Кусочек хлеба.
  7. Боря притворяется больным.
  8. Взлом пароходика.
  9. Человечков нигде нет.
  10. Раскаяние Бори.

Излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Рассказ учит быть честным, справедливым, взвешивать свои поступки и думать, к чему они могут привести. Учит признавать свою вину и не огорчать близких людей.

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

  • Давши слово держись, а не давши крепись.
  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Честное слово на дороге не валяется.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • В ком стыд, в том и совесть.

Понравилось, какими способами Боря пытался выманить крошечных человечков из кораблика. Сразу понятно, что у мальчика очень богатое воображение.

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 13.

источник

Урок чтения по теме: «Анализ произведения Б.Житкова «Как я ловил человечков»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Матеоиал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по программа «Школа России»

Технологическая карта урока.

Учитель: Черноярова Наталья Сергеевна, МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ№2»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Анализ рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

Цель: совершенствование умения работать с текстом: анализ текста, выяснение темы и идеи произведения.

• обеспечить усвоение учащимися содержания рассказа; совершенствовать работу над анализом произведения;

• развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь;

• воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, проводить рефлексию своей деятельности, добиться усвоения учащимися понятия «ответственность за свои поступки

  • умение осознавать и определять свои эмоции,
  • осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
  • учить давать оценку своим действиям;
  • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы,
  • осуществлять анализ, строить рассуждение
  • формулировать тему и цель урока;
  • работать по плану.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других;
  • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков : урок № 1 по разделу «Страна детства» по программе литературного чтения для 4 класса «Школа России»

Технологии : деятельностного метода, элементы технологии развития критического мышления — ТРКМ, здоровьесберегающая.

• Кластер — графический прием систематизации материала;

• Принятия и сохранения цели;

• Планирование своей деятельности.

• словесный – рассказ, учебная дискуссия;

• Практический — работа с учебной книгой, выполнение групповой работы.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

• речевые, компьютер, проектор, программа формирования УУД, презентация, рабочие тетради, учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть под ред. Климановой Л.Ф. и др.

Содержание педагогического взаимодействия

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

— Улыбнёмся и пожелаем мысленно себе и друг другу удачи.

Организовывают рабочее место.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Создан эмоциональный настрой на работу на уроке

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в г.Новгороде. Его отец был учителем математики, а мама – пианисткой. Долгое время семья жила в Одессе. В детстве Борис прекрасно плавал, умел грести на вёслах и завязывал морские узлы. В гимназии он познакомился с К.И. Чуковским. За свою жизнь Житков научился многим профессиям: он был химиком, кораблестроителем и путешественником. На корабле он совершил кругосветное плавание, из которого привёз много интересных рассказов и историй. Один раз по просьбе своего друга К.И.Чуковского он записал свой рассказ. Этот рассказ очень понравился читателем и Житков стал писателем. Он написал много рассказов для детей. Во 2 классе вы читали рассказ «Храбрый утёнок»

Усваивают информацию о писателе.

извлекать информацию, представленную в виде текста

Вызван интерес к новому материалу.

Формулирование цели, постановка задач урока.

Для чего писатели пишут свои произведения?

Как мы можем узнать, для чего Б.Житков написал свой рассказ?

Сформулируйте тему урока полностью. (Анализ произведения)

Учитывая тему урока и опорные слова, поставьте задачу на урок:

(Повторить содержание рассказа

Учиться его анализировать,

Выяснить главную мысль рассказа)

Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Сформулирована тема и задачи урока

Подготовка школьников к восприятию новой информации.

Б) Выяснение краткого содержания произведения. (Фронтально по группам)

Корма — задняя часть судна, противоположная носу судна.

Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта.

Приготовьтесь оценивать свою работу и работу группы. У вас на столах есть оценочный лист. Один человек пусть ставит в нём отметку при каждом правильном ответе. (ставьте плюсик)

Я буду задавать вопросы группам по очереди.

От чьего имени ведётся рассказ?

Можем ли мы назвать этот рассказ автобиографическим?

Кроссворд. Дополнительные вопросы.

Какой момент самый напряжённый?

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Выполняют словарную работу.

Отвечают на вопросы кроссворда – воспроизводят содержание рассказа.

Познавательные: добывать информацию из схем, иллюстраций, текста, осуществлять анализ, строить рассуждение, обобщать, делать выводы .

Коммуникативные : слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

Дети узнали значение непонятных слов, ответили на вопросы кроссворда и дополнительные – повторили содержание рассказа.

Решение УЗ (устных задач) и обсуждение их решения.

А) Групповая работа – восстановление дефрмированного текста., выяснение темы текста.

Анализ произведения. Выяснение главной мысли произведения.

а) Теперь выясним тему текста.

Игра «Собери рассыпанный текст»

Укажите правильный порядок событий в рассказе. Поставьте в каждом прямоугольнике номер от 1 до 5.

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Итак, мальчику было стыдно. За что?

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Групповая работа – восстановление деформированного текста- выяснение темы текста.

Создание кластера — выяснение главной мысли произведения.

Личностные: умение оценивать поступки героя, умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию. Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

Восстановили правильный порядок событий рассказа, поработали в группе, оценили свою работу.

Проанализировали произведение, выяснили тему и главную мысль текста.

Смена деятельности, сбережение здоровья детей.

Что же, отправляемся в плавание!

От зелёного причала оттолкнулся теплоход, (ходьба)

Он шагнул назад, а потом шагнул вперёд,(шаги назад-вперед)

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. (движения руками)

Встал на мостик капитан, (ходьба)

Смотрит здесь, смотрит там.(наклоны)

То в бинокль, а то в трубу –

Влево, вправо, за корму. (движения руками, изображение бинокля)

Выполнение упражнений физминутки.

Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию.

Проговаривание нового знания, применение нового знания. Опора на личный жизненный опыт.

Работа над понятиями тема и главная мысль.

Вспомним тему и главную мысль рассказа.

Прочитайте и объясните значение пословиц.

Выберите пословицу, которая соответствует теме рассказа и 1 пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Проверим, какую пословицу выбрали для темы?

2).Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы давали честное слово? Удалось ли вам его сдержать.

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Выполняют задание: выбрать и распределить пословицы по группам.

Связывают тему с личным опытом – приводят примеры своих жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, строить речевое высказвание, оформлять мысли в устной форме, работать в группе.

Познавательные: понимать схему, таблицу, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Выбрали пословицы, распределили в 2 столбика.

Информация о домашнем задании.

Дать рекомендации по выполнению домашнего задания.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1.Придумать продолжение рассказа,

2.Пересказ от третьего лица,

3.Мини-сочинение «Как я отношусь к мальчику Боре?»

Познавательные: добывать информацию из текста.

Выбрали 1 вариант домашнего задания по своим силам и интересам.

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подведение итогов занятия

Какие задачи ставили? Удалось ли нам их решить?

Выберите смайлики настроения.

Оценивают работу группы на уроке и свою работу.

Регулятивные: осуществлять рефлексию.

Оценили свою работу и работу группы.

Урок литературного чтения. Цели урока: формирование экологического сознания, обучение анализу произведения на основе вопросов учителя, развитие речи внимания к литературному слову.

В презентации раскрыта тема урока лирика А.А. Фета. На примере стихов разных поэтов предлагается рассмотреть описание дождя. Знакомим детей с литературными приемами. Знакомим с терминами «олицет.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве.

Урок разработан в помощь учителям начальных классов.

Итоговый урок по произведению К. Паустовского. Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения.

Материал по литературному чтению для 4 класса содержит вопросы, помогающие проанализировать произведение «Как я ловил человечков» Б. С. Житкова.

Тест по литературному чтению на тему «Анализ произведения», 4 класс.

источник

Главный герой рассказа Бориса Житкова «Как я ловил человечков» из сборника «Что бывало» — маленький мальчик, которого привезли погостить к бабушке. Самой главной достопримечательностью в доме бабушки для мальчика стал маленький пароход, который стоял на полке и выглядел совсем как настоящий.

Мальчик захотел поиграть с этим пароходом, но бабушка не только не разрешила с ним играть, но даже запретила прикасаться к пароходику. Она сказала, что это памятная вещь. А потом она взяла с внука честное слово, что тот не будет прикасаться к пароходику. И он обещал, что не прикоснется к нему.

Мальчик часто любовался пароходиком, влезая для этого на стул. И настолько пароходик казался ему настоящим, что мальчик представил, что в нем живут крохотные человечки, ростом не выше спички. Со временем уверенность в существовании таинственных человечков окрепла, и мальчику захотелось на них взглянуть хоть одним глазком.

Он подумал, что днем человечки боятся показываться людям на глаза, и решил застать их врасплох ночью. Он уговорил бабушку оставлять ему перед сном зажженный ночник и прятался с головой под одеялом, оставив себе маленькое смотровое отверстие.

Но человечки не появлялись на палубе пароходика. Тогда мальчик решил выманить их из недр корабля на палубу. Однажды вечером он положил возле дверей на корме пароходика кусочек леденца и стал ждать, когда человечки заберут угощение. Но в ожидании мальчик уснул, а когда проснулся, леденца на палубе уже не было. На следующую ночь он положил кусочек хлеба, а утром хлеба тоже не оказалось на палубе.

Теперь мальчик уверился в том, что человечки живут внутри пароходика. И ему захотелось их увидеть. Он подстроил так, что бабушка оставила его дома одного, и снял пароходик с полки. Мальчик взял кухонный нож и стал отковыривать палубу. Когда ему удалось это сделать, он увидел, что внутри пароходика пусто, как в кастрюле. Никаких человечков внутри не оказалось.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Кое-как мальчик приладил к пароходику разломанную палубу и поставил его на полку. Услышав, как возвращается бабушка, он бросился в кровать и стал плакать.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Житкова «Как я ловил человечков» заключается в том, что чрезмерное воображение и азартность могут привести к неприятным последствиям. Мальчик, живший у бабушки, вообразил, что в игрушечном пароходе живут крохотные человечки. В надежде увидеть их он сломал пароходик, который был дорог бабушке, как память.

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» учит выполнять взятые на себя обязательства, держать данное другим слово. Мальчик обещал бабушке не прикасаться к пароходику. Но он не сдержал данного обещания – он не только брал пароходик в руки, но и сознательно сломал его.

Герой рассказа поступил плохо, сломав бабушкин пароходик. И его горячее желание увидеть крохотных человечков не оправдывает того, что он испортил дорогой для бабушки предмет. Всегда следует думать о последствиях, прежде чем что-либо делать. С другой стороны, бабушка тоже могла бы быть менее категоричной, более лояльной. Игрушечный пароходик — это настоящее богатство для мальчишки. Бабушка с внуком могли бы вместе рассматривать его, придумывать какие-то морские истории. Это пошло бы на пользу обоим!

Давши слово, держись, а не давши, крепись.
И много желал, да ничего не поймал.
Семь бед — один ответ.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

источник

Автор: Капустина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Клетская средняя школа», станица Клетская, Волгоградская область

Тема: Борис Житков «Как я ловил человечков».
Урок построен по технологии продуктивного чтения. На уроке проводится чтение и анализ всего текста, с целью понимания целостной картины.
Результаты:

личностные
У ученика будут сформированы: 1) Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. 2) Этические чувства – стыда, вины, как регуляторы морального поведения. 3) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
метапредметные

Регулятивные:
Ученик научится: 1) Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 2) Учитывать правило в планировании и контроля способа решения
Познавательные:
Ученик научится: 1) Строить речевое высказывание в устной форме 2) Учиться основам смыслового чтения текста, выделять существенную информацию. Ученик получит возможность научиться: 1) Осознанно и правильно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Ученик научится: 1) Научиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. 2) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Ученик получит возможность научиться: 1) Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Работа с информацией:

Ученик научится:
1) Читать осознанно вслух текст художественных произведений целыми словами. 2) Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержания текста. 3) Определять главную мысль и героев произведения. 4) Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. 5) Использовать простейшие приемы анализа текста, озаглавливать части; находить средства выразительности. 6) Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки с нравственными нормами.

ОРГ. МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

( слайд 1)
Звучит песня А. Зацепина, М. Пляцковского «Ты слышишь, море!» — О чем эта песня? — Какую картину вы представляете, слушая её?
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
-Как вы думаете, какое отношение имеет эта песня к нашему уроку?
(Предположения детей)

(Слайд 2)
-Откройте учебник на с. 38. Прочитайте фамилию автора и название произведения. -Дома я просила вас узнать как жизнь Б. Житкова была связана с морем?
(Слайд 3)
(Саша: Б. Ст. Житков – писатель, педагог, путешественник. Автор приключенческих рассказов и повестей. Отец Бориса был преподавателем математики, мама музыкантом, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело) Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С. (
слайд 4)
— Рассказ, который мы прочитаем сегодня из цикла «Морские истории». — Определить тему сегодняшнего урока вам поможет стихотворение М. Цветаевой. Послушайте его:
Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!
— О каких половинках говорит автор? (о внешнем и внутреннем облике ч-ка) — Что она имеет ввиду под первой половинкой? (Внешность человека, внешний вид) — А вторая половинка? (Его душа, душевный мир) — Какая половинка больше расскажет о человеке, поможет лучше узнать человека? (Его характер, поступки, чувства, переживания) — Объедините все перечисленное в одно понятие. — Значит, о чем будем говорить на уроке? Учащиеся формулируют тему урока
(Слайд 5) На доске открывается тема: «Внутренний мир героя».

1. Работа с текстом до чтения
— Прочитайте ещё раз название рассказа
(Слайд 6)
-Все ли вам понятно в названии рассказа
? (Нет. Кто я? Каких человечков,

зачем ловил?)
— Предположите по названию рассказа, ключевым словам и иллюстрации о чем мы будем читать? На доске написаны ключевые слова: — Как мы можем проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ) — Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.
Чтение рассказа Бориса Степановича Житкова

2. Работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение рассказа.
(Читает учитель и хорошо читающие дети.)- Прочитаем рассказ и по ходу чтения побеседуем с автором. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. (
маленький мальчик знает, как выглядит

настоящий пароход. О чем это говорит?- Видел настоящий пароход)
У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
(вдруг нахмурилась…

интересно почему?) Ответ не нужен
— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. (
Вот и ответ на вопрос. А почему он м.б. дорогой

памятью?)- может подарок
Я видел, что, если и заплакать, — не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.
(как понимаете фразу?) отвести взгляд
А бабушка: — Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха подальше.
(то есть? — Опасаясь каких-то неприятностей)
И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: — Честное-расчестное, бабушка. — И схватил бабушку за юбку.
(зачем

кричать, разве нельзя попросить спокойно?)
Бабушка не убрала пароходика.
(Почему?)- поверила
Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика.
(о чем это говорит? Борю поразил пароходик
) Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в
щёлку. А они хитрые, человечки
проклятые (Подберите синоним к слову –

ненавистные),
знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. Давайте здесь на время остановимся — Оправдались ли какие- нибудь наши предположения? — От чьего имени ведётся повествование? — Что поразило Борю в доме у бабушки? — Как описан пароходик детально или поверхностно? -Почему мальчик так подробно описывает пароходик?
(он ему нравится)
-О какой черте мальчика говорит такое подробное описание? (наблюдательный, любознательный) При описании пароходика Боря использует специальные термины (мачта, корма, палуба, каюта). О чём это говорит? Он знает спец. названия — Боря из семьи моряков. На иллюстрации он в тельняшке. Проведем Словарную работу.
Слайд 7
-Есть ли желание прочитать дальше? Да Почему? (Хочется узнать , что будет дальше)
Продолжаем чтение

Фёдор:
Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: — Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут в этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: — Чего ты всё ворочаешься? — А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. — Это я наврал: дома ночью темно наглухо.
(Вы догадались, зачем наврал? – Ответ не

нужен)
Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.
(Вот и

ответ на вопрос)
Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало
. (Что бы это могло быть? —

тикали часы, стали усыплять бдительность м-ка Б. увлекся своими

фантазиями, что мог желаемое выдать за действительное)
Я насторожился — шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд.
Проклятая
кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.
(Как вы думаете,

наш герой успокоится? Нет. Что же будет дальше?)

Серёжа:
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что- нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щёлочку. Ух ты! Конфетища! Для них это — как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные
(настоящие)—
и начнут этими топориками тюкать: тюк- тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать
(проносить
) конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко
.(ловко, проворно
) Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда, ни сюда. Пусть убегут,(
герою важно

не поймать, а просто увидеть чел-ков
) а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

характера мы узнаём?) Фантазер
И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал минуту, пока бабушка в кухне возилась, раз-два — на стол ногами, и положил леденец у самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затёр, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила.
Аня:
Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был — на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — всё подобрали. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник (
опять проклятый – одержим желанием увидеть человечков
) еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.
Лена:
Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.
Я не мог больше терпеть.
(Боря не сдается, о какой черте характера это

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

говорит? О настойчивости)
И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть, и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой таскала, во все гости. Всё к каким-то старухам. Сиди — и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу — бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух — чай там пить. Я побежал в
сени
, достал мои варежки вязаные и натёр себе и лоб и щёки — всю морду, одним словом. Не жалея.
(предположите, для чего он это сделал?)
И тихонько прилёг на кровать. Бабушка вдруг хватилась: — Боря, Борюшка, где ж ты? — Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: — Что это ты лёг? — Голова болит.
(А на самом деле?)
Он опять обманул бабушку Она тронула лоб. — Погляди-ка на меня! Сиди дома. Назад пойду — малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору. Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом».
(как это понять)

Я:
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла там что-нибудь? А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно всё заделано. Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой — прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны.
Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу.
(почему руки дрожали?)
Всё криво становилась. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало! Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. — Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то
! (а действительно, что наделал-то?) не послушал бабушку
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: — Да чего ты ревёшь, да плачешь-то чего? (
а вы что бы ответили бабушке?)
Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро? Она ещё не видала пароходика. После завершения чтения – выдержать паузу, давая уч-ся возможность пережить, прочувствовать услышанное.
3.Работа с текстом после чтения
— Какие мысли и чувства у вас возникли после чтения? -Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки?
Пароходик

казался Боре настолько настоящим, что он считал, что на нём обязательно

должны быть человечки.
-В каком значении слово «ловил» употребляется в названии?
Посмотреть
— Какими он их видит?
— Человечки маленькие, чуть ниже спички.
— Как Боря повёл себя с бабушкой?
Наврал.
— Понимает ли мальчик, что плохо обманывать? — Но почему это делает?
(не может справиться со своими желаниями, его

желание увидеть человечков пересиливает чувство вины.)
— Какие черты характера проявляются в этот момент у мальчика?
(Мальчик очень впечатлительный, его привлекает все красивое. Он

фантазер, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике)
-Каков жанр произведения? Реальна ли основа сюжета? — От чьего имени ведется повествование? А как зовут автора рассказа? Что можем предположить? -Для чего автор написал рассказ?
(Прежде чем совершить поступок, надо

подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие

люди. Надо не бояться говорить правду, какая бы она ни была).
-Чему он учит? -Какова главная мысль рассказа?
Так не поступать, не

обманывать старших, быть послушными, одержимость фантазиями ведёт

к обману, хитрости.
— Почему заплакал Боря?
(боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал

слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик,

так и не увидел человечков)
— Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его?
(раскаивается,

переживает, чувство стыда, разочарования)
— Как вы думаете, чему больше огорчилась бабушка: его непослушанию, или сломанному пароходику? — Как вы думаете, если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по-другому?
— Как бы вы поступили на месте Бори? — А что вы посоветуете герою?
(Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не

— Какую пословицу вы выберете как совет? (Слайд 8)

Не все сбывается, что желается.

Дал слово – держись, а не давши – крепись.

Большому кораблю – большое плаванье.

IV. РЕФЛЕКСИЯ И ИТОГ УРОКА
— Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя. К какому выводу мы должны прийти в результате нашего разговора? Можно ли понять главного героя? Объясните. (Да, можно…
герой — маленький мальчик, он очень хотел поиграть с

пароходиком и в страстном желании увидеть человечков в конце концов

ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не

хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память. Нет,

нельзя… человек не должен управляться только чувствами, какими бы

сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом). Итак

шаловливым. А потому, что им двигало неуемное любопытство, которое

могло сломать веру бабушки в его честность. Значит, Боря осознал свой

поступок, и это стало для него хорошим уроком.
— Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.
VIII. САМООЦЕНКА
— Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета. — Покажите мне ваши листы самооценки. У многих из вас он загорелся зелёным цветом, а это значит, что вы поработали сегодня очень хорошо. — Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. — Прежде, чем закончить урок, давайте отправим наш корабль в далекое плавание. С каким настроением вы его отправите? Если вы спокойны за кораблик, уверены – прикрепите человечка на мачту; если отпускаете с радостью – на корму; а если вы беспокоитесь за него – рядом с кораблем. — Урок окончен.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Рассказать о семейной реликвии 2. Пересказ эпизода

источник

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Житков Б., рассказ «Как я ловил человечков»

Главные герои рассказа «Как я ловил человечков» и их характеристика

  1. Боря, маленький мальчик, любопытный и нетерпеливый. Оказался нечестным обманщиком, нарушив свое слово.
  2. Бабушка, добрая и любящая. Но строгая и принципиальная.

План пересказа рассказа «Как я ловил человечков»

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа «Как я ловил человечков» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»
Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ «Как я ловил человечков»
Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Учит признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»
Мне очень понравился этот рассказ, особенно мальчик Боря. Конечно, он поступил нехорошо, он нарушил данное слово, он сломал замечательный пароходик. Но он просто не смог устоять перед искушением. И вина бабушки в этом тоже есть. Она, как взрослый человек, должна была понять, как мальчику хочется взять пароход. А Боря осознал, что натворил, пережил муки совести и больше наверняка не поступал так плохо.

Пословицы к рассказу «Как я ловил человечков»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Честное слово на дороге не валяется.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
В ком стыд, в том и совесть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как я ловил человечков»
Маленького Борю отвезли на лето к бабушке. У бабушки на полке стоял прекрасный пароходик, совсем как настоящий, с трубой, мачтами, будочкой с окнами и штурвалом.
Боря очень хотел поиграть с кораблем, но бабушка ему не разрешала, она объяснила, что кораблик дорог ей как память.
Бабушка взяла с мальчика честное слово, что тот не прикоснется к кораблю.
А корабль все больше завораживал Борю. Он долго глядел на него, воображая, какие они, маленькие матросы. Они должны были быть чуть меньше спички и наверняка подглядывали за людьми в окна каюты. А когда никого не было, они гуляли по палубе.
Мальчик стал смотреть на корабль, но человечки не появлялись. Тогда Боря вышел из комнаты и стал подглядывать в щелку. Но человечки были хитрыми и не высовывались.
Тогда мальчик решил подкараулить их ночью и рано отправился спать. Он выпросил у бабушки ночник, говоря, что боится темноты. И устроил в одеяле маленькую щелочку, чтобы смотреть. Боря долго глядел на пароходик и вдруг ему показалось, что что-то там двинулось. Он неловко повернулся и конечно вспугнул человечков. Теперь их ждать было нечего и мальчик с горя уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков конфетой. Он подложил к каюте кусочек леденца и стал смотреть из-под одеяла. Но вскоре уснул, а утром леденца конечно же не было. Человечки его забрали и даже топорик нигде не обронили.
В следующий раз Боря положил хлеба, и снова утром хлеба не оказалось, только несколько крошек валялись на палубе.
Мальчик решил во чтобы ни стало поймать человечков. Поэтому когда бабушка собиралась в гости к старухам, он натер лицо варежкой и лег в кровать. Бабушка потрогала его лоб и велела лежать дома, обещая скоро вернуться и купить малины.
Как только бабушка вышла, Боря бросился к пароходику. Он схватил его и понял, что пароходик железный. Мальчик потряс пароходик и прислушался, но человечки сидели крепко на своих скамейках.
Тогда мальчик взял нож и стал подковыривать палубу. Но подняться палубе мечтали веревочки, которые были натянуты от мачт. Боря не мог остановиться и перерезал веревочки. Потом он откинул палубу и быстро прихлопнул ладошкой. Но внутри пароходика было пусто. Только голые железные стены.
У Бори дрожали руки, когда он приделывал назад палубу. Все становилось как попало, а лесенки болтались. Боря быстро поставил пароходик обратно на полку и щмыгнул в кровать.
Он плакал от стыда и раскаяния, ведь только теперь понял, что натворил.
В этот момент пришла бабушка и стала утешать Борю. Она еще не видела пароходик.

Читайте также:  Как берут анализ на мор

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Как я ловил человечков»

источник

Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

  • учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;
  • развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра, пересказ содержания отрывка художественного текста;
  • формировать нравственные убеждения.
  • учебник;
  • карточки;
  • потрет автора;
  • книги Б. С. Житкова.
  • Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?

    — Кто автор произведения, прочитанного вами дома?

    — Что вы о нем раньше знали?

    — Кто еще нашел информацию о Житкове?

    Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” — четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.

    2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

    Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” — “+”, “неверно” — “?”.

    “Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко”
    “Я заснул с радостью”
    “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”
    “Я ночью даже слышал какую-то возню”
    “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

    3) Что было неясно при чтении?

    — Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”?

    — Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?

    (Дети высказывают свое мнение)

    — Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока.

    — Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения.

    1) От чьего имени идет повествование?

    — Назовите предмет его обожания.

    — Прочтите, как выглядит пароходик.

    — Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.

    — Какое из данных средств художественной выразительности отметили

    (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

    — Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

    — Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

    — Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

    — Как будет бабушка разговаривать с внуком?

    — Кто сможет сыграть эти роли?

    — Как называется разговор двух героев?

    — Ребята справились с ролью?

    — Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.

    (Дети читают вполголоса: “… И наверное в нем живут человечки…”)

    — Каким вы представляете героя?

    — Проследим, как развиваются его фантазии

    “… тихонько зашуршало…”
    “… дать им конфетку…”
    “… отломить от леденца кусок…”
    “… Я положил хлеб…”
    “… хотел взять, намочить чернилами…”

    — Что еще использует Боря в своей фантазии?

    — Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.

    Игра “Репортаж с места события”

    (Свидетели, очевидец события.)

    (Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

    — Что можно использовать для ответов?

    (Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

    — Что вы увидели на месте события?

    — Слышал ли он какие-то звуки?

    — Как он узнал, что внутри тихо?

    — Где он взял нож и для чего?

    — Легко ли ему было поднять палубу?

    — С какой целью он это сделал?

    — Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?

    — Ребята справились с диалогом?

    — Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?

    — В каком месте рассказа у героя был восторг?

    — В каком месте рассказа – печаль?

    — Кто и почему изменил ему настроение?

    — Зачем автор написал рассказ?

    ак не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

    — Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

    1 вариант – рассказать о реликвии в вашей семье.

    источник

    Урок чтения по теме: «Анализ произведения Б.Житкова «Как я ловил человечков»
    методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

    Матеоиал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по программа «Школа России»

    Технологическая карта урока.

    Учитель: Черноярова Наталья Сергеевна, МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ№2»

    Урок литературного чтения в 4 классе

    Тема: Анализ рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

    Цель: совершенствование умения работать с текстом: анализ текста, выяснение темы и идеи произведения.

    • обеспечить усвоение учащимися содержания рассказа; совершенствовать работу над анализом произведения;

    • развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь;

    • воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, проводить рефлексию своей деятельности, добиться усвоения учащимися понятия «ответственность за свои поступки

    • умение осознавать и определять свои эмоции,
    • осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
    • учить давать оценку своим действиям;
    • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы,
    • осуществлять анализ, строить рассуждение
    • формулировать тему и цель урока;
    • работать по плану.
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других;
    • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Место урока в системе уроков : урок № 1 по разделу «Страна детства» по программе литературного чтения для 4 класса «Школа России»

    Технологии : деятельностного метода, элементы технологии развития критического мышления — ТРКМ, здоровьесберегающая.

    • Кластер — графический прием систематизации материала;

    • Принятия и сохранения цели;

    • Планирование своей деятельности.

    • словесный – рассказ, учебная дискуссия;

    • Практический — работа с учебной книгой, выполнение групповой работы.

    Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

    • речевые, компьютер, проектор, программа формирования УУД, презентация, рабочие тетради, учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть под ред. Климановой Л.Ф. и др.

    Содержание педагогического взаимодействия

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

    Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

    Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

    На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.

    -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

    — Улыбнёмся и пожелаем мысленно себе и друг другу удачи.

    Организовывают рабочее место.

    Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

    организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

    Создан эмоциональный настрой на работу на уроке

    Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в г.Новгороде. Его отец был учителем математики, а мама – пианисткой. Долгое время семья жила в Одессе. В детстве Борис прекрасно плавал, умел грести на вёслах и завязывал морские узлы. В гимназии он познакомился с К.И. Чуковским. За свою жизнь Житков научился многим профессиям: он был химиком, кораблестроителем и путешественником. На корабле он совершил кругосветное плавание, из которого привёз много интересных рассказов и историй. Один раз по просьбе своего друга К.И.Чуковского он записал свой рассказ. Этот рассказ очень понравился читателем и Житков стал писателем. Он написал много рассказов для детей. Во 2 классе вы читали рассказ «Храбрый утёнок»

    Усваивают информацию о писателе.

    извлекать информацию, представленную в виде текста

    Вызван интерес к новому материалу.

    Формулирование цели, постановка задач урока.

    Для чего писатели пишут свои произведения?

    Как мы можем узнать, для чего Б.Житков написал свой рассказ?

    Сформулируйте тему урока полностью. (Анализ произведения)

    Учитывая тему урока и опорные слова, поставьте задачу на урок:

    (Повторить содержание рассказа

    Учиться его анализировать,

    Выяснить главную мысль рассказа)

    Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

    Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя

    Сформулирована тема и задачи урока

    Подготовка школьников к восприятию новой информации.

    Б) Выяснение краткого содержания произведения. (Фронтально по группам)

    Корма — задняя часть судна, противоположная носу судна.

    Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта.

    Приготовьтесь оценивать свою работу и работу группы. У вас на столах есть оценочный лист. Один человек пусть ставит в нём отметку при каждом правильном ответе. (ставьте плюсик)

    Я буду задавать вопросы группам по очереди.

    От чьего имени ведётся рассказ?

    Можем ли мы назвать этот рассказ автобиографическим?

    Кроссворд. Дополнительные вопросы.

    Какой момент самый напряжённый?

    Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

    Выполняют словарную работу.

    Отвечают на вопросы кроссворда – воспроизводят содержание рассказа.

    Познавательные: добывать информацию из схем, иллюстраций, текста, осуществлять анализ, строить рассуждение, обобщать, делать выводы .

    Коммуникативные : слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

    Дети узнали значение непонятных слов, ответили на вопросы кроссворда и дополнительные – повторили содержание рассказа.

    Решение УЗ (устных задач) и обсуждение их решения.

    А) Групповая работа – восстановление дефрмированного текста., выяснение темы текста.

    Анализ произведения. Выяснение главной мысли произведения.

    а) Теперь выясним тему текста.

    Игра «Собери рассыпанный текст»

    Укажите правильный порядок событий в рассказе. Поставьте в каждом прямоугольнике номер от 1 до 5.

    Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

    Итак, мальчику было стыдно. За что?

    Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

    Групповая работа – восстановление деформированного текста- выяснение темы текста.

    Создание кластера — выяснение главной мысли произведения.

    Личностные: умение оценивать поступки героя, умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию. Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

    Восстановили правильный порядок событий рассказа, поработали в группе, оценили свою работу.

    Проанализировали произведение, выяснили тему и главную мысль текста.

    Смена деятельности, сбережение здоровья детей.

    Что же, отправляемся в плавание!

    От зелёного причала оттолкнулся теплоход, (ходьба)

    Он шагнул назад, а потом шагнул вперёд,(шаги назад-вперед)

    И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. (движения руками)

    Встал на мостик капитан, (ходьба)

    Смотрит здесь, смотрит там.(наклоны)

    То в бинокль, а то в трубу –

    Влево, вправо, за корму. (движения руками, изображение бинокля)

    Выполнение упражнений физминутки.

    Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию.

    Проговаривание нового знания, применение нового знания. Опора на личный жизненный опыт.

    Работа над понятиями тема и главная мысль.

    Вспомним тему и главную мысль рассказа.

    Прочитайте и объясните значение пословиц.

    Выберите пословицу, которая соответствует теме рассказа и 1 пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

    Проверим, какую пословицу выбрали для темы?

    2).Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы давали честное слово? Удалось ли вам его сдержать.

    Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

    Выполняют задание: выбрать и распределить пословицы по группам.

    Связывают тему с личным опытом – приводят примеры своих жизненных ситуаций.

    Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, строить речевое высказвание, оформлять мысли в устной форме, работать в группе.

    Познавательные: понимать схему, таблицу, классифицировать, обобщать, делать выводы.

    Выбрали пословицы, распределили в 2 столбика.

    Информация о домашнем задании.

    Дать рекомендации по выполнению домашнего задания.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    1.Придумать продолжение рассказа,

    2.Пересказ от третьего лица,

    3.Мини-сочинение «Как я отношусь к мальчику Боре?»

    Познавательные: добывать информацию из текста.

    Выбрали 1 вариант домашнего задания по своим силам и интересам.

    Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Подведение итогов занятия

    Какие задачи ставили? Удалось ли нам их решить?

    Выберите смайлики настроения.

    Оценивают работу группы на уроке и свою работу.

    Регулятивные: осуществлять рефлексию.

    Оценили свою работу и работу группы.

    Урок литературного чтения. Цели урока: формирование экологического сознания, обучение анализу произведения на основе вопросов учителя, развитие речи внимания к литературному слову.

    В презентации раскрыта тема урока лирика А.А. Фета. На примере стихов разных поэтов предлагается рассмотреть описание дождя. Знакомим детей с литературными приемами. Знакомим с терминами «олицет.

    Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве.

    Урок разработан в помощь учителям начальных классов.

    Итоговый урок по произведению К. Паустовского. Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения.

    Материал по литературному чтению для 4 класса содержит вопросы, помогающие проанализировать произведение «Как я ловил человечков» Б. С. Житкова.

    Тест по литературному чтению на тему «Анализ произведения», 4 класс.

    источник