Меню Рубрики

Анализ производственного предприятия как объекта управления

Под управлением организацией (предприятием) понимают непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.

Система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В любой организации выделяют управляющую подсистему (субъект управления), управляемую подсистему (объект управления), а также отдельные элементы системы управления (см. рисунок 1). Приведенные на рисунке 1 стрелки обозначают:

· стрелка А – прямое управленческое воздействие субъекта на объект управления;

· стрелка В – обратную связь объекта с субъектом управления;

· стрелка С – прямое воздействие предприятия на внешнюю среду;

· стрелка D – обратное воздействие внешней среды на предприятие.

Основной задачей системы управления считают формирование профессиональной управленческой деятельности, которую рассматривают как процесс (совокупность действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого) или как явление (объединение элементов для осуществления миссии организации).

Важным моментом системы управления предприятием является организация работы по стимулированию роста производительности труда.

Аппарат управления – это «фабрики информации» с выходом продукции двух типов: информации (данные, документы, устная информация) и решений (краткосрочных и долгосрочных). В отдельных случаях аппарат управления специализируется в одной из этих областей.

К звеньям аппарата, производящим продукцию первого типа (информацию), относятся: подразделения, которые занимаются подготовкой технических инструкций, бухгалтерия и финансовые подразделения, подразделения, подготавливающие информацию для общественности.

К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений, относятся: подразделения по управлению производством, подразделения по управлению продажами; аппарат высшего руководства.

Организационная структура управления – понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определёнными отношениями, распределение задач и функций по всем звеньям, распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборота в организации. Организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

В системе управления организацией наиболее важны две группы функций: функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью. Они реализуются набором процедур управленческой деятельности, осуществляемых субъектом управления.

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединённых для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приёмы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

Любая организация, вне зависимости от её конкретного назначения, может быть описана с помощью целого ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединёнными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т. д. Следовательно, управленческая деятельность – это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы моет рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях (наличия ресурсов, например).

Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, употребляется термин «система». Например, производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему? Прежде всего, потому, что любой объект рассматривается с точки зрения кибернетики и тем самым предпринимается попытка понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысле рассматривается любой конкретный объект, в том числе и предприятие как система.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

В настоящее время можно выделить, по крайней мере пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.

Каждое из указанных представлений системы отражает определённую группу её характеристик.

Микроскопическое представление системы основано на понимании её как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается не делимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

И, наконец, процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.

Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками:

— состоит из множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных иерархически;

— элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей;

— система – это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней;

— имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Становление рыночных отношений в России способствует появлению новых, более сложных форм организации управления, имеющих в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет систему управления. В этих условиях необходимо разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных задач и работ, обусловленных как вертикальными, так и горизонтальными структурными связями. Правильное соотношение полномочий и ответственности, чёткая регламентация деятельности руководителей и исполнителей в организации является непременным условием эффективного развития организаций.

Методика исследования и проектирования структур управления организациями, с одной стороны, должна основываться на научных принципах управления, с другой – учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности организации и те требования, которые регламентируют деятельность каждого из подразделений.

Эти требования подчёркивают важность системного подхода к формированию либо совершенствованию организационных структур и к разработки методики с достаточной степенью детализации стадий управления.

Для системы управления характерен ряд особенностей, которые вызывают значительные трудности в решении данной задачи и накладывают ограничения на масштабность в методическом плане. Эти особенности заключаются в следующем:

— системе управления присущи статистические черты, отражающие форму и структуру управления. Это прежде всего детерминизм, т. е. схема организационного управления с составляющими её элементами и многочисленными связями;

— в системе управления можно указать и динамику, раскрывающую содержание процесса управления. Имеется в виду целенаправленная деятельность руководителей и исполнителей;

— как известно, любая система функционирует при наличии поставленных целей, которые постоянно меняются во времени. Сама же структура консервативна. Отсюда – требование гибкости и адаптивности, неизбежно возникающее перед проектируемой структурой управления;

— среди множества формальных элементов, присущих системе управления, существует и неформальный элемент (человек, который выдвигает проблему психологического климата и от которого в известной степени зависит гармония или дисгармония в производственных отношениях.

Эти особенности, органически соединяясь в системе управления, требуют комплексного подхода к вопросам, связанных с построением организационного обеспечения системы управления. Представляется важным изучение ряда теоретических предпосылок, которые могут быть положены в основу разрабатываемой методики исследования и проектирования структуру управления.

Изучая систему управления как объект исследования необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

— детерминированность элементов системы;

— наличие в системе управляющего параметра;

— наличие в системе контролирующего параметра;

— наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Необходимо более подробно рассмотреть эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является динамичность, т. е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определённом неизменном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить её. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить её «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т. д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой её параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и её отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчинённого ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несёт ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы – позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного требования, т. е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует чёткой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделения, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.

Следующим, четвёртым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т. е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определённым проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается чёткой регламентацией деятельности аппарата управления по приёму и передачи информации при подготовке управленческих решений.

Итак, в данном пункте были рассмотрены требования, предъявленные к системе управления как объекту исследования. Что же даёт такое рассмотрение?

— рассматривая конкретную организацию как объект исследования, всегда нужно фиксировать и сравнивать её системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту организацию и определить, к какому классу сложности она относится;

— чтобы совершенствовать систему управления с использованием компьютерной техники, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается чёткость распределения обязанностей руководителей и исполнителей;

— необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно чётко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает;

— необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений;

— исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями;

— должна существовать чёткая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую Положения об отделах, должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственности при принятии управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10169 — | 7568 — или читать все.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Для рационализации ведения производственной деятельности на ЧП «Строим вместе» руководство следует правильной организации производства и исследует различные разработки и планирование с целью повышения эффективности производственного процесса, выхода на потребительский рынок, увеличения выпуска продукции.

Организация производства, если рассмотреть в широком смысле, можно представить в виде объединения всех работников производства с целью выполнения определённого вида поставленной задачи. Выполняя её, работники должны быть оснащены всеми средствами производства и владеть действующей технологией производства дорожной плитки. Организация производства включает в себя: 1. разработку наиболее эффективных путей использования техники и оборудования, трудовых ресурсов; 2. нормирование и оплата труда; 3. распределение валовой и товарной продукции;

4. коммерческий расчёт и рентабельность производства.

Разработка всех этих задач должна быть нацелена на эффективное использование производственных мощностей. Критерием оценки рациональной организации производства является получение максимального количества продукции высокого качества на одного работника, занятого в производстве, при низкой себестоимости продукции и высокой рентабельности. Организация производства охватывает: организацию материально технологической подготовки производства. Это касается обеспеченности средствами производства и оборудованием; планирование производства (перспективное и текущее); организацию обслуживающего производства, которое предусматривает комплектование и своевременное обеспечение производства необходимыми материалами и оборудованием;

учёт по ведению производственного процесса (учёт затрат, выход готовой продукции); управление производством и контроль за количеством и качеством продукции, которая выпускается.

Организация и планирование производства вытекают из основных задач, которые стоят перед руководством предприятия. Основными из них является обеспечение максимального объёма производства выпускаемых видов продукции при минимальных затратах работы и средств. А также получение максимальной прибыли. Исходя из задач, которые стоят перед руководством предприятия, основываясь на цифровых материалах проведенного анализа его развития за текущий период, используя основные достижения науки и техники, необходимо пытаться вести производство дорожной плитки, повышать эффективность производственного процесса.

На данный момент основными задачами ведения эффективного производства для предприятия являются.

1. Поиск возможностей беспрерывного повышения продуктивности работы и снижения себестоимости продукции путём влияния на все стороны производства: технику, технологию и организацию.

2. Определение путей наиболее эффективного использования на производстве ресурсного потенциала: персонала, средств производства.

3. Правильная организация нормирования и оплаты труда (установление научно и технически обоснованных норм затрат труда) с целью материальной заинтересованности работников в развитии производства.

4. Успешная работа на производстве, которая в целом зависит от правильной организации в нём отдельных отраслей.

Планирование производства влечёт за собой определение целей и задач функционирования существующих систем, объектом которого на исследуемом предприятии является его деятельность — выполнение всех своих функциональных возможностей. Планирование, по сути, является специализированным видом управленческой деятельности. Среди пяти основных функций управления производством (планирование, организация; координация и регулирование; активизация и стимулирование, учёт, контроль и анализ) лидирующую роль занимает планирование производства. Оно является первым значимым этапом процесса менеджмента.

Руководство ЧП «Строим вместе»при разработке планирования придерживается четырёх принципов планирования, которыми являются принцип системности, принцип беспрерывности, принцип гибкости и принцип точности. Принцип системности предусматривает разработку планирования системного характера. Реализация данного принципа осуществляется на основе: координации плановой деятельности предприятия на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (производственный отдел, финансовый отдел, отдел маркетинга). Это означает, что любые изменения в планах одного из подразделов должны быть отражены в планах других подразделов; интеграции плановой деятельности в пределах вертикального объединения подразделов и организаций в целом; принцип беспрерывности основывается на поддержки бесперебойной плановой перспективы, взаимосогласие долго, средне и краткосрочных планов для того, чтобы процесс планирования на производстве осуществлялся постоянно в пределах установленного цикла. Второй характерной чертой данного принципа является то, что разработанные планы должны сменять один другого.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом беспрерывности и основывается на предоставлении планам и процессному планированию способности изменять своё направление в связи с возникновением непридусмотрительных обстоятельств. Поэтому планы, как правило, имеют резервы.

Принцип точности основывается на том, что каждый план должен составляться с определённым уровнем точности. План должен быть конкретизирован и детализирован до такой степени, которую позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

На ЧП «Строим вместе» выделяются следующие этапы планирования работы: обоснование производственной программы (объём производства, ассортимент продукции, материально-техническое обеспечение), планирование затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции, планирование реализации продукции и её рентабельности.

Планируя объёмы производства предприятие рассчитывает производственную мощность цеха, уровень использования производственных мощностей. Однако решающее влияние на планирование оказывает уровень рентабельности и прибыли отдельных видов производимой продукции. Обосновывая производственную программу следует отметить, что предприятие в процессе производства использует сырьё отечественных производителей.

Разработка перспективных направлений деятельности дает возможность трезво оценить функционирование предприятия, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, проанализировать открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения.

Разработка тактических планов развития помогает решить следующие основные задачи: — определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и места предприятия на этих рынках; — сформулировать краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения; — выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться заводом потребителям; — определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; — оценить материальное и финансовое положение предприятия и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

Организационная структура производства.

Для обеспечения своих потребностей каждый человек занимается конкретной работой. С целью улучшения и использования создаются трудовые коллективы (организационные формирования), которые действуют на основе установленных правил и процедур. Координация управленческой работы и формирование уровней управления осуществляются с помощью вертикального распределения труда. В деятельности управляющего предприятием можно определить характерные общие черты, к которым относятся функции управления, как объективно обусловленные направления, которые в совокупности обеспечивают эффективную кооперацию совместной работы. Они тесно связаны между собой в едином процессе управления. Структура предприятия — внутренний устрой, который характеризует состояние подразделений, отраслей как систему связей, последовательность и взаимодействие между ними. Административно-правовые методы управления предусматривают юридическое (правовое) и административное влияние на отношения людей в процессе производства, поскольку они регулируются правовыми нормами: законодательными актами, инструкциями, положениями и распоряжениями.

Так, как любое предприятие является индивидуальной структурой организации, то не существует единой модели управления. Факторами, которые определяют её выбор является размер фирмы; продукция, которая выпускается; характер среды. Система управления должна быть простой и гибкой, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность функционирования предприятия.

Она должна иметь небольшое количество уровней управления, наличие немногочисленных подразделений, которые имеют высококвалифицированных работников; качество продукции и все процедуры работы должны быть ориентированы на потребителя.

источник

Теоретические основы управления предприятием основываются на таких понятиях, как «предприятие» и «управление».

Предприятие представляет собой экономически и административно самостоятельную хозяйственную единицу, границы прав и обязанностей которой определяются действующим законодательством.

Все структурные звенья предприятия осуществляют свою деятельность (организационно-техническую, экономическую, социальную) для достижения общей цели: производства и реализации продукции, как основного источника получения прибыли.

Для успешной деятельности необходима организация управления предприятием.

В целом под управлением понимают процесс воздействия управляющей стороны на объект управления, целью которого выступает стремление к определенному результату.

Этот процесс предполагает организацию согласованной работы всех звеньев системы, а также корректировку этой деятельности в случае необходимости.

Структура процесса управления:

  • предвидение;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль;
  • корректировка.

Предприятие, как объект управления, выступает основной организационной структурой, имеющей определенное количество подразделений.

Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли.

Управление деятельностью предприятия проводится на основании учредительных документов.

Они определяют права и обязанности владельца, а также компетенции всех участников производственного процесса (трудового коллектива в рамках управленческой и производственной деятельности).

Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Сущность управления предприятием заключается в организации этой согласованности.

Концепции управления предприятием:

  • рационализма (эффективность управления предприятием зависит от внутренней среды, соблюдается строгая специализация, основа управления – контроль);
  • неформальная (успех базируется на возможности предприятия подстроиться под изменения внешней среды).
  • ситуационный;
  • системный;
  • маркетинговый;
  • программно-целевой;
  • нормативный;
  • количественный;
  • процессуальный;
  • динамический;
  • функциональный;
  • интеграционный;
  • комплексный.

Управление деятельностью предприятия включает в себя следующие составляющие:

  • задачи и принципы;
  • иерархическое разделение управленческих функций, заключающееся в структуризации предприятия;
  • методологическое обоснование деятельности (экономические и юридические методы);
  • информационное обеспечение управления деятельностью предприятия.

Принципы управления предприятием:

  • разделения труда;
  • соблюдения дисциплины;
  • наличие полномочий и ответственности;
  • мотивации;
  • справедливости;
  • уверенности в регулярном производственном процессе;
  • сохранения иерархии;
  • поощрения инициативы.

Ввиду того, что предприятие представляет собой сложную производственную систему, которая основывается на таких составляющих, как основные фонды, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, задачей управления становится использование этих ресурсов с максимальной отдачей.

На выходе необходимо получить качественный конкурентоспособный продукт, который будет способствовать дальнейшему развитию производства.

Эффективность управления предприятием зависит от слаженности работы менеджеров высшего звена. Их задачей является координация деятельности работников, находящихся на более низких ступенях во всей управленческой иерархии.

Для достижения наивысшего результата следует разделять управленческую и неуправленческую работу.

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь определённую структуру. Организационная структура – это форма руководства, определяющая состав и взаимодействие всех ее элементов.

В процессе этого взаимодействия используются следующие виды связей, или организационные формы управления предприятием:

  • линейные (взаимосвязь разных уровней руководства);
  • функциональные (взаимосвязь разных уровней управления без проявления подчинения);
  • межфункциональные (происходят на одном уровне управления).

Организационные структуры включают две группы:

Их основное различие заключается в соблюдении строгости иерархии. Первая разновидность отличается твердой иерархией и формализацией деятельности. Вторая имеет более гибкую структуру.

Управление деятельностью предприятия осуществляется руководителями высшего, среднего и низового звена.

Основные стандарты управления предприятием:

  • MRP — планирование материального обеспечения;
  • MRP II — планирование ресурсов для осуществления производственного процесса;
  • ERP — планирование ресурсов фирмы.

Теоретические основы управления предприятием используют определенную методологию.

Под методом понимается способ воздействия на коллектив в целом и работников в частности, который использует управленец с целью достижения результата.

Процесс управления предприятием осуществляется с помощью следующих методов:

  • экономические;
  • социально-психологические;
  • организационные.

Экономический механизм управления предприятием заключается в реализации материальной заинтересованности участников производственного процесса. Для этого используются различные экономические рычаги (зарплата, премии, штрафы и другие).

В реализации экономического метода управления на предприятии различают два аспекта.

Согласно первому аспекту материальная составляющая регулируется различными государственными положениями и системами (налогообложение, минимальная заработная плата, устанавливаемая на государственном уровне, амортизационная политика и др.).

Второе положение базируется на применении финансовых рычагов управления (кредиты, штрафы и так далее).

Социально-психологический метод основан на использовании мотивации трудящихся. Здесь используются такие инструменты управления предприятием, как моральное поощрение, создание условий для проявления инициативы персоналом и работниками, общественное признание и так далее.

Основой организационных методов выступает принуждение. В этом случае руководство влияет на работников, используя свою административную власть.

Эти методы бывают двух видов:

Первая разновидность основывается на создании определенной иерархической структуры, согласно которой осуществляется деление власти, полномочий, а также обязанностей.

Вторая разновидность основана на текущей деятельности предприятия, то есть разделении труда, постановке задач перед конкретными подразделениями и др.

Различают следующие уровни управления предприятием.

[1]. Технический (нижний). Этот уровень осуществляет взаимодействие с непосредственными исполнителями производственного процесса.

[2]. Управленческий (средний). Это промежуточный уровень между нижним и высшим. Менеджеры этого звена осуществляют контроль за определенными подразделениями. Они управляют и контролируют управленцев технического уровня.

[3]. Институциональный (высший). Сюда относится администрация предприятия. Менеджеры этого звена осуществляют стратегическое управление предприятием: финансовые вопросы, работу на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование всей деятельности организации. В этой части трудятся не более 7% от всей численности сотрудников предприятия.

На высшем уровне решаются задачи:

  • долгосрочного планирования;
  • адаптация организации к меняющимся внешним условиям (налоговому законодательству, инфляции и др.);
  • управление долгосрочным развитием и др.

Руководители этого звена: президент, генеральный директор, вице-президент и другие. Они осуществляют стратегическое и оперативное управление предприятием.

Это звено ставит задачи для среднего уровня, который, в свою очередь, определяет деятельность технического звена.

Управленцы нижнего звена состоят из мастеров и бригадиров, руководителей цехов. В их ответственности находятся трудовые и материальные ресурсы, а также технологическое оборудование.

Таким образом реализуется вертикальная иерархия в системе управления предприятием.

На небольших предприятиях используются более упрощенные модели управления предприятием. Здесь может быть пропущено среднее звено управления.

Оперативное управление осуществляется непосредственно менеджерами высшего звена.

На небольших предприятиях используется горизонтальное построение управленческих взаимоотношений. В этом случае все управленцы нацелены на решение одной определенной задачи. Это позволяет осуществлять эффективное управление предприятием.

Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.

Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели.

Различают следующие функции управления предприятием:

  • планирование;
  • прогнозирование;
  • организация;
  • координирование;
  • регуляция;
  • мотивация;
  • контроль.
[1]. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам. [2]. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов. [3]. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.
Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления.

[4]. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану. [5]. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе. [6]. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием. [7]. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.

Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.

Контроль включает следующую деятельность:

  • сравнение полученных результатов с планом;
  • анализ управления предприятием на основании выявления отклонений;
  • проверка гипотез и прогнозов.

Контроллинг, как инструмент управления предприятием, используется всеми управленческими подразделениями.

Процесс управления предприятием заключается в осуществлении следующих операций:

  • прогнозирование,
  • планирование,
  • контроль,
  • оценка эффективности управления предприятием,
  • коррекция деятельности.

Процессный подход в управлении предприятием предполагает наличие иерархической структуры.

Сюда входят несколько подуровней, отражающих определенную деятельность: снабжение, производство, финансы, сбыт и так далее. В свою очередь, данные составляющие разделяются на отдельные структурные элементы.

Цели и задачи управления предприятием должны иметь конкретную формулировку и количественную оценку. Например, можно поставить цель снизить издержки на конкретный процент.

Особенности управления предприятием заключаются во всей системе управления, которая предполагает наличие объекта и субъекта управления.

В управленческой системе объект — это процесс производства, субъект — служба управления предприятием.

Деятельность управленческой системы регулируется соответствующими документами (должностные инструкции, устав и прочие).

Распространенной практикой является доверительное управление предприятием, при котором учредитель или директор передает другой стороне право распоряжения имуществом фирмы для получения максимальной прибыли.

Рыночная экономика создает такие условия для деятельности предприятия, при которых возникает необходимость прилагать все усилия для максимального увеличения прибыли, чтобы иметь возможность дальнейшего развития.

Анализ результатов финансовой деятельности позволит оценить эффективность управления.

Повышение эффективности управления предприятием может быть достигнуто за счет внедрения усовершенствованных форм менеджмента.

Согласно такому подходу производство должно быть ориентировано на общество и удовлетворение его потребностей. Одно из первых мест среди приоритетов должно занимать взаимодействие с внешней средой.

Менеджер должен приложить усилия для того, чтобы повысить мотивацию персонала. Таким образом можно будет добиться выпуска качественной продукции.

За счет использования средств научно-технического прогресса можно сократить издержки и увеличить прибыль.

Усилиями управленческого персонала должны создаваться условия, при которых работники будут иметь возможность проявлять инициативу, предлагать возможные пути решения сложных задач. Активность работников должна занимать одно из первых мест в системе менеджмента.

Совершенствование управления предприятием может быть осуществлено двумя основными способами:

  • организационно-экономический;
  • автоматизация управления предприятием.

Согласно первому пути создается четкое распределение обязанностей работников и функций подразделений. Помимо этого, ставится задача повышения мотивации сотрудников в создании качественного товара.

Автоматизация управлением предприятия основана на применении математических методов и ЭВМ в реализации процесса управления.

Проанализировать эффективность управления можно с помощью следующих параметров:

  • оперативность;
  • оптимальность;
  • эффективность.

Понятие оперативности отражает время, которое было затрачено на получение информации и его анализ. Помимо этого, сюда входит своевременность принятых решений.

Оптимальность отражает качество управленческих решений. Они должны давать эффект для реализации задач в конкретных условиях.

Эффективность показывает, какой эффект получен от принятия того или иного решения. Этот показатель можно отразить в числовом выражении.

Автоматизация управления предприятием предполагает использование достижения научно-технического прогресса в области компьютерной техники, а также методов математического моделирования.

Автоматизация управления предприятием может быть введена в тех подразделениях, где процесс и результаты деятельности можно выразить количественно. Для этого используются информационные технологии в управлении предприятием.

Автоматизация управления предприятием решает следующие задачи (цели и задачи управления предприятием с помощью инновационных методов управления предприятием):

  1. На уровне руководящего состава:
  • управление коммерческой деятельностью предприятие, контроль финансовых потоков;
  • управление экономической безопасностью предприятия;
  • используется контроллинг, как инструмент управления предприятием;
  • ресурсное обеспечение;
  • наличие оперативной информации о явлениях, отрицательно сказывающихся на деятельности фирмы;
  • наглядное определение себестоимости продукции;
  • соблюдение налогового законодательства.
  1. Бухгалтерия и финансовая служба:
  • контролируется движение финансовых средств;
  • претворение учетной политики;
  • наличие оперативных данных по дебиторской и кредиторской задолженности;
  • планирование расходов;
  • контроль за поступлением средств и др.

Таким образом, можно выделить задачи для каждого подразделения, которые решаются с помощью автоматизации управления.

Совершенствование управлением предприятия на основе стратегического плана базируется на следующих аспектах:

  • определение положения фирмы в настоящий момент;
  • определение желаемых результатов в долгосрочной перспективе;
  • средства и методы, которые помогут добиться намеченной цели.

Стратегии управления предприятием разрабатываются на основании определенного прогноза.

Составители прогнозов пользуются аналитическими данными, поступающими от низовых управленческих звеньев.

Задача руководителя предприятия в том, чтобы увидеть закономерности, присущие конкретному производственному процессу, и на основе этих закономерностей спланировать последовательное наращивание производственных показателей.

источник

Разработка предложений по повышению уровня стабильности производства и управления. Анализ состояния производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Характеристика основных факторов, снижающие эффективность процесса руководства производством.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение 2
  • 1. Теоретические основы управления 4
    • 1.1 Понятие управления 4
    • 1.2 Управление как система 5
    • 1.3 Основные функции управления 11
  • 2. Анализ управления производственным предприятием ОАО «КАМПРЗ» 14
    • 2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «КамПРЗ» 14
    • 2.2 Анализ производственной деятельности в ОАО «КамПРЗ» 24
    • 2.3 Основные факторы, снижающие эффективность управления производством в ОАО «КамПРЗ» 32
  • 3. Разработка предложений по повышению уровня стабильности производства и управления в АО «КАМПРЗ 35
  • Выводы и предложения 39
  • Список использованной литературы 42
  • Приложение 43

Реализация функций управления производством в масштабе организации и каждого подразделения осуществляется под влиянием внешних и внутренних факторов. Они характеризуют основные черты поведения объекта, определяют характер процесса управления, влияют на протекание производства во времени, обусловливают формирование и принятие управленческих решений.


На принятие решений по управлению производством оказывают влияние экономические, научно-технические, организационно-производственные, социальные, экологические и другие факторы. Некоторые их них не контролируются организацией, но оказывают значительное влияние на ее производственную и экономическую деятельность. Это внешние факторы.


Основные из них связаны с воздействием рынка. Так, спрос, требования потребителей к производимым изделиям, возможности конкурентов в выпуске аналогичной продукции, условия поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, возможности и требования инвесторов определяют экономическое положение организации .


В социальном плане необходимо учитывать факторы, связанные с рынком труда и политикой профсоюзов. В области экологии — законодательные и нормативные экологические требования.


Определенное влияние на производственную деятельность организации оказывают факторы государственного и муниципального воздействия в части законодательных условий их деятельности. Указанные факторы особое значение имеют для унитарных предприятий.


Цель данной работы: разработка предложений по повышению уровня управления производством на ОАО «КАМПРЗ»


— разработать предложения по повышению уровня стабильности производства и управления в АО «КАМПРЗ и совершенствованию производственной структуры.


Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, заключения, списка литературы и приложение.


В третьей главе разработаны предложения по повышению уровня стабильности управления производства в АО «КАМПРЗ и совершенствованию производственной структуры.


Для написания данной работы использовалась научная литература следующих авторов: Бугров В.П., Виханский О.С., Наумов А.И., Максимцова М.М. Игнатьевой А.В., Мильнер Б.З., Прокофьева Ж.В., а также руководство по качеству в ОАО «КамПРЗ» на 2008 год.


Управление является важным ресурсом общества. Исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.


Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.


Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.


Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.


Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.


Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.


Управление как процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.


Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.


В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г.В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).


Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.


В современной науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.


Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.


Социальная система — это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:


Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.


Важнейший активный компонент системы управления — менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.


Абсолютно безупречной оптимальной системы управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процессе ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.


Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.


Как целостная система управление не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов — людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.


В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реальной системе в отличие от концептуальной содержится полный набор системных элементов. В нем выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и. информационные потоки, вход и выход.


Одновременно отмечается усиление отношений и связей — возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как «разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложное отношение, складывающееся из разных составляющих, разделение последних, пусть условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются централизация, односторонняя личная зависимость и власть.


М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.


Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип менеджерского мышления — системный — это системное, многомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышление характеризуется скоростью принятия решения, учетом политических, этических, экологических последствий и т. д.


Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом действий. Его основные качества следующие.


Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные элементы и т. д.) и понимание относительности оптимального решения.


Необходимость учета и нахождения компромисса (консенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых решением.


Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех определяется прежде всего не внутренними факторами — рациональной организацией производства, снижением затрат за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их изменению. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные механизмы приспособлены к решению новых проблем в большей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.


Ё включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение трудно предсказать;


Ё имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или решение);


Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной составляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приемами и средствами.


В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классификации функций управления.


Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточнил классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в области управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руководство) и контролирование. Г. Кунц и С. О’Доннел — планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.


Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия — цель), планирование, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.


Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими подцелями, адресна и контролируема.


Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, ее потенциалом.


Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Она характеризуется прежде всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.


Эффективность предпринимаемых действий зависит всецело от уровня и характера мотивации к развитию сотрудниками организации, поэтому формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.


Главная задача координирования — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой команды и персонала организации.


Под функцией контроля следует понимать вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или планами. Функция контроля осуществляется по двум направлениям:


Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.


Функция оценки в системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, руководителем и т. д.).


Открытое акционерное общество «Камский прессово-рамный завод» (сокращенно ОАО «КамПРЗ») учреждено в соответствии с разделением полномочий ОАО «КАМАЗ» в 1997 году.


Учредитель: открытое акционерное общество “КАМАЗ”. Адрес предприятия: 423808, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Мусы Джалиля, 29.


Производство узлов и деталей грузовых автомобилей «КАМАЗ» различных модификаций (рама; кабина; узлы и детали платформы, шасси, оперения, двигателя, системы выхлопа; топливный бак и пр.).


Производство узлов и деталей легкового автомобиля «ОКА» (кузов, двери, задняя подвеска, подрамник, система выхлопа, топливный бак и пр.).


В основу организации производства Общества положен принцип строгой специализации по следующим направлениям:


— по технологической однородности (заготовительный цех, цех крупной штамповки, прессовый цех, цех сборки-сварки кабин и кузовов, цеха окраски).

Производство организуется как строго поточное с замкнутым циклом изготовления. В основном все детали, входящие в узлы и собираемые в цехах завода, изготавливаются в тех же цехах, за исключением отдельных мелких деталей (метизов, нормалей и т.д.).

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Все основные сооружения запроектированы в расчёте на универсальность, что даёт возможность без сложных строительных работ модернизировать технологический процесс производства.

Существующая технология производства.

В основу организации производства завода положен принцип строгой специализации по следующим направлениям:

— По узловому принципу, в соответствии, с чем выделены цехи: рам, деталей и узлов шасси, штамповки деталей кабины и оперения;

— По технологической однородности, в соответствии, с чем выделены цехи: заготовительный, сборки-сварки кабин, цеха окраски, а так же выделены отделения прессового корпуса (крупной штамповки, средней штамповки, мелкой штамповки, штамповки деталей рам и т.д.).

Производство организуется как строго поточное с замкнутым циклом изготовления. В основном все детали, входящие в узлы, собираемые в цехах завода, изготовляются в тех же цехах, за исключением отдельных мелких деталей (метизов, нормалей и т.д.).

Организационные структуры управления предприятием обычно создаются на основе существующих структур.

Алгоритм формирования эффективной организационной структуры при этом должен включать в себя как минимум четыре этапа:

Построение организационной структуры управления на базе системно — целевого подхода. В процессе формирования структуры управления организаций, действующих на принципах маркетинга, должны быть разрешены, в первую очередь, следующие главные вопросы:

суть долгосрочных и краткосрочных целей, маркетинговая политика по достижению этих целей;

количественный состав персонала, необходимый для обеспечения функционирования структуры;

наладка локальных автоматизированных сетей и автоматизация управленческих работ;

обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для рентабельного функционирования организации.

Оптимизацию структуры и состава кадров управления организационной структуры на основе сбалансированности рабочих мест по трудоемкости и средствам, необходимым и достаточным для выполнения соответствующих функций, путем использования теории потоков и присущих им методов их оптимизации (матричный подход).

Подбор и рациональную расстановку кадров в структурных подразделениях организационной структуры на основе оценки их профессионально — квалификационных возможностей с учетом социально — психологических и эстетических характеристик кадров.

Формирование организационной культуры предприятия в целом и его структурных подсистем на основе определенных принципов и с учетом факторов, определяющих эту культуру.

Производство является центральным ядром АО «КАМПРЗ», организованным на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств, предметов труда и самого труда для реализации производственного процесса по изготовлению изделий. Производственная деятельность АО «КАМПРЗ» протекает в подразделениях, основанных для выполнения конкретных целей.

Отдельно рассматриваемое подразделение (в привычном выражении — цех) является хозяйственным механизмом и отражает единство его производственной и экономической деятельности. В каждом из них организуется работа на основе централизованного управления со стороны АО «КАМПРЗ» или на основе коллективного, арендного подряда, выделения малых предприятий, на базе которых создаются кооперативы.

Возможны и другие формы организации и управления производством.

Производственная и экономическая деятельность определяет суть процесса функционирования каждого производственного подразделения. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции по заключенным с АО «КАМПРЗ» договорам, реализация ее другим заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в новый процесс.

Как объект управления производство является динамично развивающейся системой, указанные выше элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они требуют четкого и целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой каждого подразделения.

Производственные подразделения АО «КАМПРЗ» машиностроительного профиля, специализирующиеся на выполнении литейных, кузнечных работ (заготовительная фаза производственного процесса), работ по механической, термической и другим видам обработки деталей (обрабатывающая фаза), а также работ по сборке изделий образуют основное производство в АО «КАМПРЗ» и отдельно в каждом его подразделении.

В рамках АО «КАМПРЗ» производственные подразделения объединены единым производственным процессом, и поэтому производственные связи между ними не разрываются. Изменяются только экономические отношения и отношения управления. На унитарных машиностроительных предприятиях к основному производству относятся заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи. Производственные подразделения (цехи) основного производства связаны и взаимодействуют с инструментальными, ремонтно-механическими и энергетическими предприятиями АО «КАМПРЗ» (цехами) вспомогательного производства.

Работа производственных подразделений организуется на основе соответствующей подготовки, которая выражается в обеспечении их чертежами, технологией обработки деталей, сборки изделий, инструментом, приспособлениями, специалистами. Извне цехи обеспечиваются сырьем, материалами, заготовками, комплектующими изделиями, которые накапливаются и хранятся на соответствующих складах.

Движение этих предметов труда внутри цехов и между ними образует производственные потоки, которые организуются в соответствии с типом, особенностями и масштабом производства в каждом из них. При этом выдерживаются маршруты движения различных потоков, согласованные во времени и пространстве на основе закономерностей организации машиностроительного производства. Цехи и маршруты движения предметов труда как основные составные части организованного производства в АО «КАМПРЗ» и на предприятии позволяют реализовать производственный процесс, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций по обработке деталей и сборке изделий.

Производственный процесс разделяется на частичные (основные и вспомогательные) процессы. К основным процессам относятся: отливка, ковка, штамповка заготовок, их механическая обработка, термообработка, гальванопокрытие, сборка отдельных частей изделия (сборочных единиц) и изделия в целом, контроль качества изделий и др. Вспомогательными процессами являются транспортировка предметов труда, изготовление инструментальной оснастки, проведение ремонтных работ и другие виды обслуживания производства. Таким образом, объектами управления в АО «КАМПРЗ» являются производственные подразделения, а на унитарных предприятиях цехи как основные производственные единицы и производственный процесс как совокупность последовательно выполняемых частичных процессов по изготовлению изделий, протекающий во времени внутри цехов.

С созданием АО «КАМПРЗ» определенная самостоятельность производственных подразделений (цехов, участков с замкнутым технологическим циклом) наделяет последних правом использовать наличные производственные мощности для производства и последующей продажи продукции не только внутри, но и вне организации. Между подразделениями возникают рыночные отношения, организуется маркетинговая деятельность.

Подразделения устанавливают договорные отношения с АО, между собой, со службами сбыта, снабжения, технического обслуживания, со сторонними организациями. Причем договорные обязательства между ними могут изменяться, если есть возможность заключить более выгодные сделки.

Самостоятельные подразделения активнее завязывают отношения партнерства с частными, в том числе зарубежными, фирмами. Для машиностроительных АО «КАМПРЗ» на внутреннем и международном рынках самостоятельное значение приобретает продукция заготовительных и обрабатывающих цехов: полуфабрикаты, готовые детали, сборочные единицы, что, в свою очередь, способствует обособлению таких подразделений. Это позволяет более четко разграничить права и ответственность коллективов подразделений как за свои, так и за конечные результаты работы АО. Решения по повышению эффективности производства в стратегическом плане принимаются общим собранием акционеров АО.

Разрабатываемые в АО «КАМПРЗ» планы производства изделий в своей основе не могут быть жесткими, так как в условиях рынка должны учитываться изменения реальной ситуации как вне, так и внутри организации. Поскольку в организации процесса управления в АО «КАМПРЗ» имеет место тенденция к большей децентрализации, то возрастает роль производственных подразделений в принятии решений по вопросам планирования производства. В условиях децентрализации необходимо дифференцирование распределять полномочия подразделений по уровням управления для достижения поставленных АО «КАМПРЗ» целей.

В АО «КАМПРЗ» формирование портфеля заказов и производственной программы осуществляется советом директоров и его аппаратом, который распределяет годовую производственную программу в натуральном, трудовом и стоимостном выражении по плановым периодам года и между подразделениями, осуществляет контроль и координацию выполнения производственными подразделениями принятых по договорам обязательств: в согласованные сроки выдавать заказчикам (подразделениям АО) готовую продукцию соответствующего качества.

Основными поставщиками комплектующих и полуфабрикатов Камского прессово-рамного завода являются заводы ОАО «КАМАЗ», металла: Транспортно-заготовительная компания, ОАО «Завод микролитражных автомобилей», Новолипецкий металлургический комбинат г. Липецк, «Северсталь» г.Череповецк, «Магчермет» г.Магнитогорск, «НИТВА» г.Ницца, «НОСТА» г.Новотроицк, Белоярский металлургический комбинат, «Новая Ента» г.Нижний Новгород, «Ижсталь» г.Ижевск, Миниярский металлургический завод г. Миниярск.

Основные показатели генплана ОАО «Камский прессово-рамный завод»:

— Площадь территории……………………………………. ….56,4 га;

— Протяженность автомобильных дорог…………………. ….8,5 км;

— Проектные резервы площади………………………………….0;

В конструкции зданий применена укрупненная сетка колонн 12х24 м, минимальное количество стен и перегородок.

Все основные сооружения запроектированы в расчете на универсальность, что дает возможность без сложных строительных работ модернизировать технологический процесс производства.

Заготовительный цех производит раскройные работы для всех производственных цехов, применяющих листовую штамповку. Проектный объем перерабатываемого металла составляет 465,89 тыс. тонн в год. Площадь занимаемая цехом со складами составляет 30405 кв. м. в т.ч. склад металла 19600 кв. м. объем хранения металла 32 тыс. тонн.

Раскройные операции полностью автоматизированы и производятся на шести раскройных линиях. Две линии предназначены для продольного раскроя рулонов (резка на узкие ленты), производительностью 80 т/сутки каждая; две линии предназначены для раскроя рулонной ленты на технологические карточки-заготовки, производительностью 2400 заг/час, каждая; одна линия для вырезки фигурных заготовок по контуру, производительностью 2400 заг/час.

источник