Меню Рубрики

Анализ продуктов деятельности как психологический метод

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

источник

Метод изучения продуктов деятельности — исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него разных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности. Метод анализа продуктов деятельности широко распространён в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта в его уникальности.

Разработка данного метода связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Остуда и Б. Берельсона. Этот метод в американской научной литературе называется архивным и применяется в таких исследованиях, где исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи, заметки, архивные материалы, продукты творческой и трудовой деятельности.

Применяя этот метод, можно анализировать содержательно и формальные характеристики объекта изучения. Анализ продуктов деятельности даёт важный материал для клинической психологии: при определённых заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), когда резко меняется характер продуктивности, что видно в особенностях текста, рисунках, поделках.

Стандартными единицами при анализе текста будут: слово (термин. символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Для выявления существующих тенденций определяются частота и объём их употребления. Этот метод даёт надёжность и объективность. Все методы психологии и педагогики направлены на анализ деятельности, а этот метод самый синтезирующий.

По мнению В. И. Загвязинского, особенность метода в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включённости в некоторую систему взаимодействий и отношений.

Изучение продуктов деятельности — это изучение последствий человека в широком смысле слова, последствий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальные сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить своё отношение к системе ценностей.

Исследователь по объективным результатам должен восстановить сам процесс протекания деятельности и динамику мотивов, субъективного его компонента. Сравнительный анализ позволяет кратко выявить условия и предпосылки повышения его эффективности. Для исследователя всегда важен продукт деятельности и соотнесение его с мотивами, условиями деятельности, поведением испытуемого. Изучением продуктов деятельности устанавливается достигнутый уровень и процесс выполнения поставленных исследовательских задач.

Очень важны знания и представления об уровне готовности испытуемого к определённым видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Полученные данные дают возможность переосмыслить и оценить исследовательские данные об основных личностных характеристиках. Обязательное должно быть сочетание с другими методами, что даст возможность изучать особенности и последовательность выполнения различных видов действий непосредственно в процессе деятельности. Для того, чтобы убедиться, что продукт деятельности получен не случайно необходимо анализировать разные продукты деятельности у одного и того же испытуемого. Это обеспечит сравнение продукта, оценку динами развития способностей личности.

Методическими приёмами психологического анализа деятельности будут:

1) Изучение рабочих документов. Этот приём позволяет получить сведения о конкретной деятельности, целях и задачах, функциях специалистов, режиме, условиях труда, важности, значимости данной деятельности в системе производства и в обществе, требованиях к технике безопасности, характерных ошибочных действиях и их последствиях, состоянии здоровья сотрудников.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

В качестве источников данной информации можно применять инструкции, наставления, руководства по эксплуатации, описание устройств, технических систем и приборов, технические паспорта, учебные и медицинские пособия, медицинские книжки. Анализ документов должен быть качественным и количественным:

В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности — контент-анализ, который помогает выявить и дать оценку специфических характеристик разных текстов и на их основе суметь определить психологическую характеристику их автора. Этот метод широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. В нём масса достоинств:

— нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемого, данные проверены на надёжность;

— он хорош для анализа исторических документов, часто используется в общей психологии. и практической, психологии рекламы, в психологии коммуникации, в других социальных науках.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступает графология. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности.

Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. Это могут быть сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, тетради, поделки, различные модели, детали. При их помощи можно получить дополнительную информацию о развитии отдельных психических качеств или свойств. Это искусство.

Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные и стандартизированные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования.

В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качестве анализа продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков. К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения педагогической документации (отчётно-учётной, нормативной). Анализ разных документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные знания, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Обычно информация бывает очень обширной, объёмной, так как она исходит из разных документов. Не просто запомнить биографические данные даже об одном человеке, когда обследуются десятки и сотни людей, то эта задача становится очень сложной. Характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что затрудняет их сопоставление, анализ и оценку. Здесь помогает опыт, интуиция, автоматизация обработки материала и хранение документов с помощью ЭВМ. Работа с документами даст возможность овладеть профессиональной терминологией и выбрать направления и методические приёмы дальнейшего изучения деятельности

2) Наблюдение за рабочим процессом. Визуальное непосредственное наблюдение позволяет увидеть последовательность действий и операций, качественно – количественную характеристику и продолжительность наиболее сложных элементов деятельности, уровень загруженности работника, внешние условия деятельности, характер взаимосвязи специалиста. Наблюдение может быть обширным, общим и структурированным с выделением конкретных этапов, элементов деятельности, открытым или инкогнито. Оно должно проводиться по заранее составленному плану, в котором предусматривается объект наблюдения, выбор способа обработки, представления и интерпретация данных.

3) Хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение). Используется для измерения времени выполнения трудовых операций и продолжительности отдельных этапов деятельности, перерывов, сопутствующих процедур и форм активности. Регистрация временных параметров деятельности позволяет:

— определить и оценить длительность действий и операций, частоту их повторяемости, продолжительность пауз и периодов отдыха, интенсивность;

— напряжённость рабочего процесса, относительную загруженность анализатора, преобладающий вид активности, длительность и частоту обращений к различным средствам деятельности и их элементам. Регистрация временных параметров проводится с помощью секундомера и специального бланка.

4) Кино — фоторегистрация трудового процесса. производится для оценки трудовых действий — их траектории, амплитуды, скорости, ритма, пространственных координат движений, направления взгляда, поворота головы и туловища при роботе за пультом управления, длительности фиксаций взгляда на приборах и частоты обращаемости к элементам пульта управления.

Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали, зафиксировать проявление его эмоций, воли. Средства кино позволяют точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в его поведении. Телевидение может дать возможность исследователю самому как бы присутствовать и принимать участие в событиях, происходящих на экране.

Средства звукозаписи способствуют анализу содержательной и фонетической стороны речи. Компьютеры позволяют в большей степени ускорить обработку эмпирического материала. Данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективно представляют большую научную ценность.

5) Опрос работников. Он проводится для получения информации о трудовой деятельности путём письменного или устного опроса обращения к субъекту деятельности и другим специалистам. По характеру взаимодействия между исследователем и субъектом деятельности опрос может происходить в форме интервью (беседы ) и анкетирования. Используется процедура сбора анамнеза субъекта.

Это сбор данных об истории развития конкретного субъекта деятельности о его жизненном пути и профессиональном в том числе, особенностях, трудностях, достижениях. Опрос может быть самого субъекта и его родителей, друзей сослуживцев и изучение его характеристик.

Процедура экспертных оценок — получение индивидуальных коллективных заключений об уровне подготовленности субъекта, успешности его деятельности, о психологических причинах ошибочных действий, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах субъекта. Разновидностью данной процедуры являются психологические консилиумы — заключение психолога — эксперта на основании мнения коллег, а также метод независимых характеристик субъекта или объекта деятельности, когда психолог – эксперт привлекает в качестве внешних экспертов психологов — руководителей, сослуживцев.

6) Трудовой метод изучение, анализ трудовой деятельности экспериментатором (психологом) путём освоения и участия в выполнении некоторых элементов (задач) трудового процесса, основным способом изучения деятельности является самонаблюдение. Применение трудового метода целесообразно при решении задач организации или оптимизации рабочего места, оценки структуры и сложности рабочего процесса.

7) Биографический метод: выяснение условий формирования личности субъекта (абитуриента) и специалиста, его профессионального пути, а также причин нарушения адаптации к трудовому процессу и среде, которые предопределяют снижение профессиональной пригодности. Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности.

Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов деятельности и т.д.

8) Анализ ошибочных действий — систематизация ошибок в деятельности, выяснение их причин и последствий, анализ роли психологических факторов в возникновении ошибок, определение возможности их профилактики за счёт профессиональной подготовки или отбора специалистов.

9) Алгоритмический анализ деятельности — формализованное понимание последовательности трудовых актов (операторов) и логических условий в выполнении трудовых задач с последующей оценкой сложности трудового процесса по количественным характеристикам схемы алгоритма.

Характеристики трудового процесса, рассчитанные по соответствующим формулам, позволяют определить показатель стереотипности деятельности, её логической сложности, напряжённости. Методы профессиографического описания трудовой деятельности, включая приёмы оценки санитарно – гигиенических условий среды и функционального состояния субъекта деятельности, детально рассмотрены в ряде работ. Для выделения профессионально важных качеств специалистов могут быть использованы опросник О.Липмана, модифицированная карта личности, разработанная К. К. Платоновым и карта — схема Л. Н Уманского.

Метод анализа деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях её субъекта или субъектов. Для успешности метода анализа продуктов деятельности необходимо соблюдать требования: установить является ли продукт результатом типичной, а не случайной деятельности, учитывать условия протекания деятельности, брать во внимание анализ не единичных, а многих продуктов деятельности (либо аналогичных, либо разных).

Существует множество возможностей включения различных психических структур в процесс обеспечения деятельности. Нельзя исходить из поставленных задач и достигнутого результата, делать надёжные выводы о внутренних предпосылках успешной деятельности. Следует осторожно сопоставлять задачи и результаты деятельности с психическими функциями, учитывая возможности компенсации функций, их индивидуальную выраженность и изменчивость.

Основной целью психологического анализа деятельности для обоснования профессиональных требований является то, что психологическая характеристика соответствующих профессиональных требований должна включать информацию не только об особенностях рабочих операций, но и о процессах психической регуляции деятельности при решении конкретных рабочих задач в конкретных условиях трудового процесса.

источник

  • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
  • МЕТОД
  • АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Тема данной статьи является актуальной, поскольку с помощью применения метода анализа продуктов деятельности выясняется готовность ребенка к школе, диагностика интеллектуальной сферы, эмоциональные личностные особенности детей и взрослых, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности.

Целью данной работы является изучение специфики «анализа продуктов деятельности».

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов деятельности. Этот метод часто (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, комментариев, выступлений, рисунков и т. д. Однако в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения). [1, c. 26]

В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни методы могут использоваться часто, а другие-реже. Анализ продуктов деятельности обучающихся их творчества, беседа, тестирование, анкетирование являются тоже доступными и часто применяемыми в педагогической психологии. Анализ продуктов деятельности чаще всего используется при работе с детьми разного возраста, поэтому получил такую популярность.

Давайте подробнее рассмотрим методы анализа продуктов деятельности, которые часто применяются в педагогической психологии.

Наиболее распространенным является проективный метод. Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него определенной ситуации, его чувств и мыслей: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора […], а скорее то, что должна означать для личности, придающей или наделяющей ее собственным уникальным значением и организацией. Тогда субъект будет реагировать на собственное значение представленной стимульной ситуации какой-либо формой действия и чувством, отражающим его личность». [2, с.11-12]

Проективные методики позволяют изучать внутренние особенности человека. Процедура применения проектного метода такая же, как и любого психологического теста. Испытуемым дается какое-нибудь задание, например, нарисовать рисунок, составить рассказ по рисунку и т.д. Главная задача экспериментатора заключается в ведении беседы, предъявлении заданий испытуемому и т. д. Здесь главным считается процедура анализа и интерпретация продуктов деятельности.

Согласно классификации Л. Френка, выделяются следующие проективные методики: тест «Рисунок дома», тест Гудинаф и Маховер («Фигура человека»), тест «Рисунок дерева» и т.д.

Общими для всех методик являются следующие признаки: неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов.

Итак, главное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть возможные субъективные причины человеческого поведения. Часто эти причины не осознанны, и понять их бывает достаточно трудно. В этой ситуации исследователю поможет проективный метод и составляющие его проективные методики, которые помогают раскрыть мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, когда участники не смогут контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

Рассмотрим еще один метод, который тоже часто применяется в психологическом исследовании — это контент анализ. Контент-анализ — это техника сбора информации, которая производится на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, которые обеспечивают формализацию и измерение исследуемых признаков. Этот метод способствует получению информации о человеке с помощью документальных источников: писем, автобиографий, фотографий, дневников, радио — и телепередач и т. д. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно охарактеризовать политические процессы. Впервые это метод применялся в ХХ веке, в 20-х годах для обработки материалов средств массовой коммуникации. Когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Контент-анализ несколько видоизменяется, это зависит от области применения и, главное, от задач, которых приходится решать. Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельно взятых текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора. Контент-анализ направлен на выработку количественного описания, смыслового и символического содержания документа.

Контент-анализ отличается от других способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его проявление, как оценку социальной жизни.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

  • помогает выявить, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение;
  • помогает определить, что существует в тексте как токовом (язык, структура, жанр);
  • помогает выявить того, что будет с текстом после восприятия адресатом.

Основная трудность при работе с источниками заключается в умении провести качественный анализ. Это во много зависит от возможностей исследователя.

В практическом применении контент-анализа после определения цели, задачи, гипотезы исследования определяется категория. В свое время в отечественных исследованиях сложились следующие категории: тема, автор, герой, знак, ценности и др. Часто контент-анализ применяется при исследовании сообщений СМИ. Благодаря чему, изучаемые признаки текста ( содержание проблемы, причины ее возникновения, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. После выбираем лингвистическую единицу счета. Часто применяется время-пространство. Необходимым условием такого анализа является составлении таблицы.

Контент-анализ может использоваться:

  • как основной метод, который направлен на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
  • как метод, применяемый в комплексе с другими методами;
  • как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

Таким образом, основная цель контент-анализа заключается в выявлении тех аспектов содержания текста или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности.

Рассмотрев два метода анализа продуктов деятельности, мы можем выделить следующие его особенности:

  • дает возможность собрать достаточный материал;
  • дает возможность прослеживания динамики психологического развития человека;
  • это наиболее естественный способ исследования психики человека;
  • дает возможность выявить самые разнообразные психологические особенности человека.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
  2. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.
  3. И.А. Шляпникова. Проективные методы психодиагностики / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск. 2005. – 69 с.
  4. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010 – 324 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Теоретическая часть

К наиболее интересным для психологического анализа продуктам деятельности можно отнести письменные текстовые документы (сочинения, рассказы, статьи, стенгазеты и т.п.); изобразительные образно-знаковые материалы (рисунки). Общим идейным принципом, на котором основаны методики психологического анализа продуктов деятельности человека, является то, что через них проецируются личностные и социокультурные характеристики, косвенным путем отражается отношение, понимание и переживание тех или иных проблем. Главной особенностью проективных методик является то, что на заданную тему допускается неограниченное разнообразие результатов, которые к тому же провоцируют к творческой деятельности. Таким образом, организация процесса исследования продуктов деятельности включает в себя не только исследовательскую часть, но и развивающую.

Текстовые материалы (сочинения, нарративные тексты). Изучение сочинений сводится не только к общей типизации сюжетов, выраженных мыслей, позиций, отношений, но и к подробному анализу элементов сочинений (конструкций предложений, оборотов, частота встречаемости тех или иных значимых слов и т.д.), которые зачастую ярко отражают отношение и понимание тех или иных явлений человеком, которые сам автор не рефлектирует в своем сознании, но они выражаются через особенности его письменной речи.

Образно-знаковые материалы (рисунки). Рисунок также необходимо анализировать как в своей целостности (общий характер и настроение рисунка), так и в его деталях (особенностей образов и знаков, изображенных в рисунке). Множество характеристик могут быть существенными для проведения сопоставительного анализа. Например: тип изображения рисунка (абстрактный, образный, сюжетный), изображенные образы (живой природы, неживой природы, рукотворных предметов, человека и т.д. – характер изображения, частота встречаемости), использование тех или иных цветов в рисунке, характер взаимоотношения и связей объектов рисунка; расположение композиции рисунка на листе; наличие и характер подписей и т.д.

Методы анализа.

  • 1. Количественный анализ может проводиться в двух плоскостях:
    • – по авторам – количество исследуемых продуктов деятельности (общее и в процентном отношении к общему авторов того или иного пола, возраста, социального положения или по иной существенной характеристике);
    • – по произведениям – количество продуктов деятельности в процентном отношении к общему числу материалов в зависимости от встречаемости или отсутствия той или иной частной характеристики произведения (например, наличия значимого образа).
  • 2. Качественный анализ. Это наиболее сложный анализ материалов, характер которого зависит от собранных сочинений или рисунков. В таком анализе выявляются особенности сюжетов произведений, общий настрой и особенности идей, выраженных в них. При данном анализе определяются типы произведений на основе сходства и различий полученных материалов.
  • 3. Количественно-качественный анализ (контент-анализ). Контент-анализ (англ, content analysis; от content содержание) – формализованный метод изучения текстовой или графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в выявлении и обсчете определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Подсчет смысловых единиц анализа на одном и том же материале может быть различным в зависимости от целей исследования. При первичном анализе полученных сочинений выделяются анализируемые категории и параметры, которые отслеживаются статистически (например, сколько каких местоимений встречается в тексте, какой эмоциональный окрас имеют характеристики явлений, какая деятельная позиция и по отношении к чему занимается авторами и т.д.). При контент-анализе получаются не только количественные данные (например, частота тех или иных слов), но и качественные выражения (например, через какие основные смысловые характеристики выражается отношение к явлению).

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

К основным процедурам контент-анализа относятся:

  • 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. Это могут быть, например:
    • а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
    • б) темы, выраженные в целых смысловых разделах текста;
    • в) имена, фамилии людей;
    • г) события, факты и т.п.;
    • д) смысл апелляций к потенциальному адресату;
    • е) действия или мотивировки действий;
    • ж) предметность описываемой действительности.
  • 2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо нс совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
    • а) общий объем текста;
    • б) плотность заполнения текста смысловыми единицами;
    • в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
    • д) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.;
    • е) количественное соотношение глаголов, прилагательных, существительных;
    • ж) частота тех или иных местоимений; и т.д.
  • 3. Процедура подсчета во многом сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяются специально составляемые таблицы и статистические расчеты.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и других науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих других исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

Практическая часть. Соберите сочинения и рисунки на заданную тему среди определенной выборки. В зависимости от параметров, по которым будут анализироваться материалы исследования, необходимо знать возраст, пол или иную характеристику авторов произведений, существенную для дальнейшего сопоставления. Отражаясь в художественных или публицистических формах, понимание тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядным и интересным для изучения.

В качестве вариантов можно предложить темы:

  • 1) для сочинений – рассказ от лица животного или растения (исследование восприятия и понимания природы как самостоятельного от человека явления); рассказ «Прогулка по лесу» (исследование соотношения позиций человека, природы и человека в природе); рассказ как продолжение фразы «Рассматривая бегущего муравья, я подумал. » (исследование ассоциаций, связанных с природой) и т.д.;
  • 2) для рисунков – «Человек на природе» (исследование понимания взаимоотношений человека с природой); «Экология» (исследование понимания экологии и ассоциативного ряда, связанного с ней); «Мир вокруг нас» (исследование восприятия окружающего человека мира, насколько человек в своем сознании связан или оторван от природы) и т.д.

При обработке собранных материалов исследования важно четко определить параметры анализа. В тексте выделяются смысловые единицы анализа, обобщенные по категориям и поддающиеся обсчету. Порой существенной характеристикой является встречаемость тех или иных слов на общее число слов.

При статистической обработке случаев помогают таблицы, в которые по определенным критериям заносятся количественные данные по заданным характеристикам. В качестве примера приведем табл. 1.1.

Пример таблицы как структуры количественного анализа текста

источник

2.1. Наука, раскрывающая тайны характера………………………

3. Практическая часть исследования подчерка……………………

5. Список использованных источников………………………….11

Введение
Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, психологические черты личности. В деятельности человек проявляет осведомленность по определенным вопросам, свои умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, определенные черты характера Итак, рассматривая продукты деятельности человека, можно определить различные психические качества и свойства личности, а так -же уровень их развития. К продуктам человеческой деятельности относятся: письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино — и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.)Немаловажную роль в изучении особенностей психики имеет –подчерк. По мнению многих психологов почерк зависит от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в темпераменте.

Анализ почерка приобретает всё большую популярность как в диагностике, так и в терапии. Графологический анализ применим при профотборе, в сферах клинической психологии, криминологии, образования. В странах Европы, Израиле и США мнение графолога о соискателе учитывается многими нанимателями. В Белоруссии же пока мало кадровых агентств, которые сотрудничают со специалистами по графологическому анализу. Это связано с низким уровнем доверия работодателей к результатам работы графолога. Для решения этой проблемы необходимо выстраивать графологический анализ на основе научного знания, полученного эмпирическим путём. Мы решили, что рассмотрение взаимосвязи почерка и типа личности как необходимого компонента для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера, является наиболее актуальным.

Тема проекта: ализ продуктов деятельности.

Цель исследовательской работы: выяснить, можно ли по почерку определить характер человека.

Объект исследования: молодые люди

Предмет исследования: почерк

· Изучение литературы по теме.

· Обобщение результатов исследования.

Гипотеза: предполагается, что по почерку человека можно определить его характер.

1.Разновидности и описание видов. анализа продуктов деятельности

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Анализ продуктов деятельности — метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Можно выделить применения контент-анализа в психологии. Выделим главные из них: — изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
— изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
— изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

— анализ высказываний при диагностике особенностей групповой комуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Hеобходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Праксиметрический метод известен также, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.
Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидности праксиметрического метода

^ Биграфический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

  • слово (термин, символ)
  • суждение или законченная мысль
  • тема
  • персонаж
  • автор
  • целостное сообщение

Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

^ Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:

К праксиметрическим методам также относятся: хронометраж, циклография, профессиография

Основные понятия метода, его недостатки и достоинства приведены в таблице № 1

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

2. Наука, раскрывающая тайны характера.

Графология – это область знаний о почерке и методах его исследования для получения информации о психическом состоянии и особенностях личности пишущего, о темпераменте, характере, об отношении к содержанию написанного.

Графология, в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции.

С 19 века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.

Итак, графология — это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. «grapho» — пишу, «logos» – учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник