Меню Рубрики

Анализ поставщиков как его провести

Анализ поставщиков – оценка поставщиков по показателям качества, обслуживания и цены. Анализ поставщиков — оценка поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых товаров на степень надежности соблюдения условий контрактов. Анализируется финансовое положение поставщика, наличие рекламаций на качество продукции, уровень обслуживания. Наиболее важной частью анализа является анализ уровней цен различных поставщиков.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при анализе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Анализ действующихпоставщиков проводится на основе изучения наиболее важных критериев качества поставок:

  • качества поставляемого товара;
  • количество номенклатурных единиц в закупаемой ассортиментной матрице поставщика.
  • качества поставок;
  • финансовых выгод;
  • качества коммуникации с поставщиком.

Качество поставляемого товара оценивается по показателю количества брака и иных недостатков товара на партию. Показатель рассчитывается, как процент отношения количества товара с недостатками в партии, к объему количеству товара в закупаемой партии.

Качество поставок оценивается по показателю величины издержек, вызываемых перебоями в поставках. Расчет ведется на основе учета суммы ущерба от простоев транспорта, изменения производственных планов из-за несвоевременных поставок, упущенной выгоды от перепродажи товара, а также стоимости командировочных и прочих расходов, понесенных покупателем с целью нормализации поставок.

Качество коммуникации оценивается по уровню оперативности поставщиков при ответах на запросы, обмене документами о поставке, быстроте реагирования на претензии.

Анализ финансовых выгод от сотрудничества с действующим поставщиком проводится по оценке критериев:

  • продажи в суммарном денежном выражении,
  • прибыльность в разбивке по месяцам при соответствующей наценке на товар.

Такой анализ актуален при наличии достаточной истории продаж и взаимодействий с ним.

Количество номенклатурных единиц, закупаемых у поставщика – важный параметр оценки поставщика. Чем больше номенклатурных единиц товара закупается у меньшего количества поставщиков – тем проще и выгоднее товарная, складская и финансовая логистика закупки.

Анализ нового поставщика предполагает изучение следующих параметров:

  • цена продукции и финансовые условия поставки;
  • соответствие условия поставок стратегии закупок;
  • дополнительные услуги, сопровождающий поставку товара;
  • готовность товара к поставке (его наличие или удовлетворяющие сроки производства и поставки);
  • опыт работы на рынке и оценка опыта аналогичных поставок;
  • качество обслуживания покупателей;
  • географическое расположение поставщика и, как следствие, качество логистики;
  • порядок удовлетворения рекламаций и наличие службы по работе с претензиями
  • наличие службы технической помощи
  • и др.

Для оценки поставщика применяется бальный метод оценки. Вес каждого параметра определяется в зависимости от экономических, логистических и маркетинговых задач, стоящих перед компанией.

источник

При проведении анализа предложения на рынке необходимо учитывать не только цены, но и еще и набор критериев. Цена закупки действительно важна, но на эффективность логистики оказывает влияние не только цена закупки. Под эффективностью логистики мы понимаем два основных критерия – сервисная составляющая (то есть готовность предоставить клиенту товар вовремя и в нужном объеме, и в нужном месте) и затратная составляющая (то есть минимальные издержки при выбранном сервисе).

Поэтому, проводя анализ поставщиков необходимо выработать набор показателей.

Проще всего поступить следующим образом – взять показатели качества работы действующих поставщиков. Но далеко не всегда в компании есть данный набор показателей.

В общем виде картина с показателями выглядит так. Для начала необходимо сформировать показатели, которые отражают качество работы целевой компании относительно наших клиентов. Собственно, эти показатели должны отражать, насколько наши клиенты довольны нами. Затем, эти же показатели спроецировать на действующих поставщиков. И уже затем периодически проводить анализ поставщиков, работающих на рынке. Это позволит выявлять адекватность нашего выбора действующих поставщиков.

Сами критерии оценки качества работы с поставщиками мы рассматривали в одной из статей в 2009 году. Позволю себе продублировать выдержки из этой статьи. Итак, критерии (Таблица 1).

Таблица 1 – Критерии важности выбора поставщиков

Надежный поставщик, с точки зрения логистики, это тот поставщик, который:

  1. Обеспечивает вас теми товарами, которые вам необходимы. В тот момент, в который он вам определил. Учитывая все атрибуты качественной поставки.
  2. Качественно оформляет сопроводительную документацию.
  3. Обладает финансовой устойчивостью.
  4. Готов идти на сотрудничество с целью совместного сокращения логистических издержек.

Собственно, при проведении анализа рынка поставщиков стоит за основу брать именно эти критерии.

Что касается анализа номенклатуры, то здесь стоит рассматривать ширину ассортимента и его глубину. Под широтой ассортимента понимается количество групп товаров, под глубиной – количество товаров в группе. Но огромный ассортимент далеко не всегда говорит о качестве поставщика. Чем больше ассортимент у поставщика, тем больше у него и логистические издержки. Если ассортимент мал, то и поставщик не очень интересен. Поэтому, анализируя поставщиков по номенклатуре, стоит в первую очередь проверять его на возможность поддерживать Ваш ассортимент.

Но пока остается вопрос, как проводить анализ рынка поставщиков. Перечислим основные этапы.

Этап 1 – определение критериев оценки (в таблице 1 приведен пример шести критериев). Критерии должны разрабатываться совместно отделом закупок, маркетинга, финансовым департаментом и бухгалтерией, а также юристами. Такие критерии, как финансовая устойчивость поставщика важнее для отдела финансов и бухгалтерии. А вот за некий компромисс между минимальными ценами и качеством поставок, возможно закупщикам и финансистам придется побороться.

Этап 2 – определение системы оценки. Например, применение балльно-весовой системы, когда каждому показателю присваивается определенный вес значимости. Разрабатывается шкала оценки, например десятибалльная шкала. При достижении определенного уровня, показателю присваивается определенный балл. Затем балл умножается на вес показателя. В результате суммирования результатов каждого показателя получается более или менее объективная оценка поставщика. При разработке такой системы самое сложное это определения веса значимости каждого критерия. Как и в этапе 1 может возникнуть борьба за важность критериев. В идеале она должна зависеть от стратегии компании. Если, например, стратегия – максимальное удовлетворение клиентов, то большим весом должны обладать критерии, отражающие ассортимент поставщика и качество его сервиса. Если стратегия – оптимизация издержек, то на первый план выходят показатели цены, отсрочки платежей и качество поставок (как косвенных критериев, влияющих на уровень запаса). Как баллы и веса, так и сами показатели должны пересматриваться при изменении стратегии компании, но не реже одного раза в год.

Этап 3 – разработка бланка оценки поставщиков, сводной таблицы и инструкции проведения анализа. Бланк должен отражать перечень ответственных лиц, наименование поставщика, перечень критериев, правила присвоения балла и расчета окончательной оценки поставщика. В инструкции должны быть прописаны все процедуры заполнения отчета об анализе рынка поставщиков.

Этап 4 – определение периодичности проведения оценки. Минимальные требования – один раз в год. Лучше – два раза в год. Но надо понимать, что увеличение количества анализов в отчетном периоде приводит к удорожанию самой идеи анализа. С другой стороны, приведет ли учащение анализа к корректировке действующего портфеля поставщиков? Возможно на первых порах. Но когда отсеются неэффективные поставщики, то периодичность проведения анализа можно увеличить.

Этап 5 – определение ответственных лиц за проведение анализа рынка поставщиков. Чаще всего этими лицами являются сами закупщики, то есть отдел закупок. Другой вариант – отдел маркетинга. При выборе каждого из вариантов есть преимущества и недостатки.

Так, если анализ проводят закупщики, то возможны некие злоупотребления в пользу «нужного» поставщика. Но с другой стороны, никто кроме закупщиков не знает специфику поставщиков лучше. При выборе отдела маркетинга ответственными за проведение анализа появляется большая объективность при оценке рынка поставщиков. Но и здесь могут быть некие искажения информации. Они могут возникать по двум причинам. Первая – «собственный интерес» отдела маркетинга, например упор на тех, кто дает больший бюджет на маркетинговые акции. Вторая – отсутствие знаний и навыков в области логистики и финансов. Выбор за Вами. Необходимо взвесить все за и против. Худший вариант (из практического опыта автора), когда анализом рынка поставщиков занимается отдел экономической безопасности. Причины – при кажущейся максимальной объективности, на выходе чаще всего получаем массу перекосов и неточностей.

Этап 6 – непосредственно проведение анализа рынка поставщиков.

Включает:
— сбор информации от поставщиков и отзывы их клиентов по совместной работе с ними (по возможности). По действующим поставщикам собрать информацию не составляет труда. По тем же поставщикам, с которыми компания не сотрудничает на данном этапе, информация собирается благодаря запросам поставщикам,
— сведение данных,
— их обработку,
— передачу данных «заказчику» анализа рынка,

Этап 7 – проверка оценки качества действующих поставщиков. Если качество поставщика из действующего портфеля ниже, чем у конкурентов на рынке, то стоит взвесить все за и против дальнейшего сотрудничества с ним. Есть риски смены поставщика на нового. Новый поставщик далеко не всегда оправдывает свои обещания и наши надежды. Все зависит от конкретной ситуации на рынке. Если действующий поставщик оказывается чуть менее качественным, чем ситуация на рынке в целом, то ему стоит дать шанс.

Итак, вывод – формализация подхода анализа рынка поставщиков позволит минимизировать «человеческий фактор» при повышении объективности оценки. Проводя анализ не реже одного раза в год, мы получаем картину развития поставщиков. Кроме этого можно использовать также менее формальные формы анализа, например пробная закупка.

источник

Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов и товаров. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых товаров приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность предприятия. В данное время существует достаточно много фирм предлагающих свои услуги по поставке той или иной продукции, и выбрать какой поставщик лучше задача не из легких.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, таких как: Экономика, Коммерческая деятельность, Организация материально-технического обеспечения и сбыт, Основы маркетинга и предпринимательства. Актуальность настоящей работы обусловлена, большим интересом к теме в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной курсовой работы является анализ выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.

2. Выявить основные методы выбора поставщиков.

3. На практическом примере рассмотреть процесс выбора поставщиков

4. Провести анализ и отбор поставщиков на конкретном предприятии.

5. Изучить роль службы закупок в деятельности и развитии предприятия.

Методологической основой разработки темы работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также общенаучные методы. В данной работе были использованы такие литературные источники, как «Снабженческо-сбытовая деятельность» под редакцией Т.Н. Байбардиной, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтовой; «Коммерческая деятельность» под редакцией С.Н. Виноградовой и О.В. Пигуновой, «Организация коммерческого успеха. Советы специалиста» Крепкий Л.М. с помощью которых рассмотрены основы организации выбора поставщиков и оценка эффективности их работы. Также были использованы Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в которых описаны основы работы по выбору, оценке и анализу поставщиков на белорусских предприятиях. Это такие документы, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Положение «О порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)», а также многие другие.

1. Значение анализа, оценки и выбора поставщиков продукции для эффективной работы торговой организации в современных условиях.

1.1 Организация хозяйственных связей и договорной работы в торговле.

В условиях становления рыночных отношений, совершенствования законодатель ства Республики Беларусь расширяются возможности полноценной хозяйственной деятель ности предприятий торговли и сф еры услуг. Юридическая и хозяйс твенная са мостоятельность предприятий, их экономическая свобода предоставляют аппарату предприятий широкий простор коммерческой инициативе, самостоятель ности в принятии решений по вопросам коммерческих связей, исполь зования финансово-кредитного механизма. Работники коммерческих служб сам остоятель но регулируют структуру хозяйственных связей на постоянной договорной основе и самостоятельной коммерческой инициативы на внутреннем и внешнем рынках.

Организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателя­ми товаров – широкое понятие. С юда входят экономические, организационные, коммерческие, ад минис тративно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров [1, c. 112]. Основой успешной организации хозяйственных связей является организация договорной работы.Договорная работа – один из основных участков правовой работы предприятия и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов. Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера.

Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.

Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.

Таким образом, договорная работа – это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров [4, с. 65].

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

· Подготовка к заключению договоров;

· Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

· Оформление договорных отношений;

· Доведение договорных обязательств до служб, участвующих в исполнении конкретного договора;

· Контроль за исполнением договоров;

· Оценка результатов исполнения договоров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленность ю – важнейшая сос тавная часть хоз яйственного механизма, предс тавляющая совокупнос ть ф орм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объ единений, ф ирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом, основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров. У становление таких связей при посредничестве торговли позволяет обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения. Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, произ водящие товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.

Читайте также:  Внутричерепное давление какие анализы сдать

Подавляющая часть хозяйственных связей представляет собой з аключение договоров с поставщиками на пос­тавку товаров в течение опр еделенного срока. С ущность ю таких хозяйственных связей являются полная свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимс я кругом поставщиков и старается заключить с ними б олее длитель ные договора, с возможность ю их продления.

В ра мках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями-поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются об ъем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации.

В хоз яйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.

Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовитель ных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промыш ленность ю и непосредственных участников. Подготовитель ные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и з аказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков — производителей товаров, чь я продукция не распределяется в плановом порядке.

Этап оформления хоз яйственных связей представляет соб ой принятие участвующими в них предприятиями взаимных об язатель ств, которые определяют их права и об язанности по поставкам товаров в ф орме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности [3, c.87]. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2, с.390].

Заключенные договоры об еспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятель ного выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.

источник

Качество бизнеса дилера, его эффективность и отношение покупателей к нему во многом обеспечиваются качеством поставляемых продуктов от компании-вендора (производителя, поставщика). В общем случае выбор поставщика и оценку его бренда производят на основе анализа его способности обеспечить требуемый уровень качества продукции при минимальной цене. Что же скрывается за такой расплывчатой формулировкой и как оценить ценность поставщика и перспективы сотрудничества с ним?

Грамотная служба закупок начинает проводить анализ поставщика задолго до начала фактических поставок. Перечень работ данного отдела в идеале должен сводиться к следующим процедурам:

  • Своевременный, а главное точный анализ желаемого объема закупаемой продукции, разработка карты требований к товару;
  • Оценка стоимости закупаемой продукции;
  • Верификация продукции, которая поступила на склад;
  • Гарантийная замена некачественной продукции;
  • Сохранение продукции;
  • Анализ возможностей улучшения качества полученной продукции, которая частично не соответствует требованиям качества;
  • Получение доступа к производству компании-вендора;
  • Оценка перспектив роста и развития поставщика;
  • Анализ рисков сотрудничества с тем или иным поставщиком.

При этом задачи работы отдела снабжения дилера сводятся, по сути, к ответу на 4 главных вопроса:

  • Что будет приобретаться?
  • Где будет приобретаться?
  • У какой компании и на каких условиях будет осуществляться закупка?
  • Как будет происходить закупка товара в будущем?

Сразу же отметим, что оценка и выбор поставщика – лишь половина успеха для дилера. Хороший управленец должен осуществлять и оперативное управление поставщиками, создавая собственный каталог поставщиков и потенциальных вендоров, оценивая их движение и развитие, проводя реструктуризацию взаимоотношений с поставщиком.

На начальных стадиях развития рыночных отношений главной задачей компаний было одно – постоянное наличие сырья или готовой к продаже продукции. В последующие годы к этому требованию добавилась необходимость обеспечения наименьших затрат на закупку – требование минимальной цены. Ближе к концу 20 века появились системы управления качеством – дилеры и простые оптовые посредники стали искать поставщиков, которые гарантировали бы высокое качество продукции и дополнительный сервис.

В последние годы многие отраслевые рынки вошли в новейшую фазу – партнерское обеспечение конкурентных преимуществ товара. То есть дилер вместе с вендором ведет постоянную совместную работу по улучшению конкурентных преимуществ продукции.

Теперь поговорим конкретно о том, как разработать свою стратегию поиска партнеров по бизнесу.

Итак, есть предприниматель или компания, которая хочет стать дилером и найти надежного партнера по бизнесу. Уже на этом этапе необходимо четко понимать желаемую сферу работы и представлять ассортимент продукции, которая будет закупаться у вендора. При этом товары делят на следующие категории:

  • Некритичные товары – продукты, которые можно заменить аналогами либо те, отсутствие которых на складе дилера не повлечет потери клиентов/лояльности потребителей;
  • Основная категория товаров для продажи – к ним можно отнести и те «расходники», которые необходимы для бесперебойной работы дилера;
  • Проблемные продукты – те товары из категории основных, с закупкой, транспортировкой или хранением которых могут быть проблемы (дефицитные или сезонные продукты, опасные, скоропортящиеся и т.д.);
  • Стратегические продукты – наиболее высокорентабельные товары из категории основных.

Второй шаг – оценка поставщика исходя из важности категории товаров, которые у него закупаются. Условно соответствие получается следующим:

  • Некритические товары – «обычный» поставщик
  • Основные товары – «квалифицированный» поставщик
  • Проблемные товары – «надежный» поставщик
  • Стратегические товары – «стратегический» поставщик

На данном этапе выделяются наиболее критичные характеристики поставщика и те показатели, по которым они будут оцениваться.

На основе анализа деятельности современных дилерских сетей мы выделили наиболее популярные характеристики, по которым оценивается потенциальный поставщик.

Обычный поставщик

  • Удобство сотрудничества: минимизация сроков поставки, обязательная доставка за счет средств и сил поставщика по удобному для дилера графику, полная комплектация (готовность к немедленной продаже), при частых поставках – расчет единым периодическим платежом.
  • Унифицированное качество продукта и низкая цена, гибкая ценовая политика.

В период спада продаж и кризисных явлений именно за счет данной категории товаров в первую очередь снижаются затраты дилера. Именно поэтому по ним следует сразу же провести тщательный ценовой анализ, анализ требований к качеству, поиск наиболее дешевых аналогов.

Квалифицированный поставщик

Наибольшие затраты, как и наибольший экономический эффект, дилер несет и получает именно при работе с данной категорией продуктов. Каждая задержка в поставки или поставка некачественной партии может обернуться остановкой продаж – во избежание таких ситуаций дилер вынужден создавать страховочные запасы основных товаров, что увеличивает издержки. Требования к квалифицированным поставщикам обычно включают в себя:

  • Надежность поставок: соблюдение как всех прописанных в дилерских документах сроков, так и высокое качество продукции, возможность резервирования необходимого объема продукции на складе вендора, доставка за счет вендора.
  • Стабильность качества товаров: контроль качества перед поставкой, гарантии по замене/ремонту товаров ненадлежащего качества.
  • Обязательное наличие возможности отсрочки платежа.

Надежный поставщик

Закупка подобных товаров обычно сопряжена с большими рисками и высокими затратами. Требования к поставщикам такой продукции:

  • Гибкость условий поставки: в данном случае речь идет о готовности поставщика идти на уступки дилеру в вопросах периодического изменения норм отгрузки, сроков и частоты поставок, совместном анализе безопасности транспортировки и хранения на складах поставщика.
  • Совместная работа над созданием стоимости товаров: поставщик должен быть готов брать часть процесса обработки на себя, обучать сотрудников дилера транспортировке, хранению, особенностям реализации проблемных товаров, оказывать своевременную техническую, консультационную и информационную поддержку.
  • Географический фактор: поставщик должен находиться максимально близко к дилеру, в крайнем случае – иметь развитые каналы распределения и логистику.
  • Долгосрочность договоров сотрудничества.

Особенность сотрудничества с «надежными» поставщиками состоит в том, что по данным товарам партнерские отношения часто перерастают в интеграцию, давая возможность поставщику расширить региональный охват, а дилеру – добиться мощной поддержки со стороны крупной компании, бесперебойности и безопасности поставок.

Стратегический поставщик

  • Готовность к глубокому партнерству либо интеграции, совместное согласование предпринимательской политики.
  • Бесперебойность производства/поставок товара на склады поставщика.
  • Наличие финансовых и технических средств для осуществления конструкторских и научно-исследовательских работ, разработка и внедрение инноваций.
  • Готовность принять большую часть рисков дилера на себя.

После классификации и достижения понимания основных критериев оценки поставщика необходимо провести анализ их предложений, заняться переговорами и провести непосредственную качественную и количественную оценку потенциальных вендоров.

По мнению наших специалистов, наиболее простым и наглядным методом является метод взвешенных оценок.

Пример использования: выделяем как наиболее важные критерии оценки поставщика цену товара, удаленность поставщика, а также возможность отсрочки платежа.

  • Цена товара – по данным экономического анализа рынка определяем желаемую закупочную цену товара, после чего считаем индекс цены (делим предложенную поставщиков цену на расчетную и умножаем на 100);
  • Удаленность поставщика – нахождение в одной области с дилером принимаем как максимум и оцениваем в 100 баллов, далее снимаем по 10 баллов за каждые 100 километров удаления логистического центра поставщика;
  • Возможность отсрочки платежа – 100 баллов за наличие, 0 баллов за отсутствие.

Далее оцениваем каждый критерий в абсолютных величинах от общей оценки – стоимость товаров как 70%, удаленность как 20%, отсрочка платежа как 10%. Итого получаем:

Цена: 70%*0.92=64.4 (при условии, что предложенная закупочная цена поставщика была на 8% меньше расчетной)

Удаленность: 20%*80=16 (склад поставщика расположен в 200 км от склада дилера и вне его области)

Отсрочка платежа: 10%*100=10 (поставщик обеспечивает возможность отсрочки платежа

Финальное количество баллов данного поставщика – 64.4+16+10=90.4 из 100 возможных.

По такой же методике проводим оценку каждого из потенциальных партнеров по бизнесу и создаем базу данных по вендорам, в которой легко найти наиболее ценных поставщиков с точки зрения предложенных критериев.

Данный подход прекрасно себя зарекомендовал не только благодаря наглядности и возможности быстро оценить крупный массив предложений, но и благодаря наличию возможности дифференцировать поставщиков по отраслям, категориям товаров и т.д.

В завершении статьи мы предлагаем общую обзорную схему процесса выбора поставщика. Как видим, процесс оценки поставщика и его бренда в целом представляет собой ключевой этап перед конкретным активным взаимодействием с бизнес-партнерами.

Предложенную в данной статье схему можно применять в разных отраслях, она подойдет для компаний самых разных размеров и актуальна как для дилерских продаж, так и для традиционного оптового партнерства.

источник

Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов и товаров. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых товаров приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность предприятия. В данное время существует достаточно много фирм предлагающих свои услуги по поставке той или иной продукции, и выбрать какой поставщик лучше задача не из легких.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, таких как: Экономика, Коммерческая деятельность, Организация материально-технического обеспечения и сбыт, Основы маркетинга и предпринимательства. Актуальность настоящей работы обусловлена, большим интересом к теме в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной курсовой работы является анализ выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.

2. Выявить основные методы выбора поставщиков.

3. На практическом примере рассмотреть процесс выбора поставщиков

4. Провести анализ и отбор поставщиков на конкретном предприятии.

5. Изучить роль службы закупок в деятельности и развитии предприятия.

Методологической основой разработки темы работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также общенаучные методы. В данной работе были использованы такие литературные источники, как «Снабженческо-сбытовая деятельность» под редакцией Т.Н. Байбардиной, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтовой; «Коммерческая деятельность» под редакцией С.Н. Виноградовой и О.В. Пигуновой, «Организация коммерческого успеха. Советы специалиста» Крепкий Л.М. с помощью которых рассмотрены основы организации выбора поставщиков и оценка эффективности их работы. Также были использованы Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в которых описаны основы работы по выбору, оценке и анализу поставщиков на белорусских предприятиях. Это такие документы, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Положение «О порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)», а также многие другие.

1. Значение анализа, оценки и выбора поставщиков продукции для эффективной работы торговой организации в современных условиях.

1.1 Организация хозяйственных связей и договорной работы в торговле.

В условиях становления рыночных отношений, совершенствования законодатель ства Республики Беларусь расширяются возможности полноценной хозяйственной деятель ности предприятий торговли и сф еры услуг. Юридическая и хозяйс твенная са мостоятельность предприятий, их экономическая свобода предоставляют аппарату предприятий широкий простор коммерческой инициативе, самостоятель ности в принятии решений по вопросам коммерческих связей, исполь зования финансово-кредитного механизма. Работники коммерческих служб сам остоятель но регулируют структуру хозяйственных связей на постоянной договорной основе и самостоятельной коммерческой инициативы на внутреннем и внешнем рынках.

Организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателя­ми товаров – широкое понятие. С юда входят экономические, организационные, коммерческие, ад минис тративно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров [1, c. 112]. Основой успешной организации хозяйственных связей является организация договорной работы.Договорная работа – один из основных участков правовой работы предприятия и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов. Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера.

Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.

Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.

Таким образом, договорная работа – это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров [4, с. 65].

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

· Подготовка к заключению договоров;

· Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

· Оформление договорных отношений;

· Доведение договорных обязательств до служб, участвующих в исполнении конкретного договора;

· Контроль за исполнением договоров;

· Оценка результатов исполнения договоров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленность ю – важнейшая сос тавная часть хоз яйственного механизма, предс тавляющая совокупнос ть ф орм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объ единений, ф ирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом, основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров. У становление таких связей при посредничестве торговли позволяет обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения. Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, произ водящие товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.

Подавляющая часть хозяйственных связей представляет собой з аключение договоров с поставщиками на пос­тавку товаров в течение опр еделенного срока. С ущность ю таких хозяйственных связей являются полная свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимс я кругом поставщиков и старается заключить с ними б олее длитель ные договора, с возможность ю их продления.

В ра мках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями-поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются об ъем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации.

В хоз яйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.

Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовитель ных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промыш ленность ю и непосредственных участников. Подготовитель ные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и з аказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков — производителей товаров, чь я продукция не распределяется в плановом порядке.

Этап оформления хоз яйственных связей представляет соб ой принятие участвующими в них предприятиями взаимных об язатель ств, которые определяют их права и об язанности по поставкам товаров в ф орме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности [3, c.87]. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2, с.390].

Заключенные договоры об еспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятель ного выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.

Этап функционирования хозяйственных связ ей представляет собой процесс выполнения участниками обязательств, взятых на себя в соответствии с заключенными договорами по пос тавкам товаров: организацию отгрузки пос тавщиками товаров в с роки, количестве и ассортименте, предусмотренны х договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.

Повышение роли договоров поставки в хозяйственной деятельности требует от заключивших сторон соблюдения принятых обязательств. Невыполнение заключенных договоров поставки, которые имеют юридическую силу, влечет за собой имущественную ответственность сторон [1, c.137].

1.2 Критерии выбора поставщиков продукции. Оценка эффективности работ с поставщиками.

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых товаров, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером торговой организации. Выбор производится по следующей схеме.

Примечание. Источник: [4, с. 82].

Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер. Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается [4, c. 102]. Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы. Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами. Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время. Метод рейтинговых оценок . Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Оценка значимости поставщика

Название: Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат Добавлен 15:38:26 05 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 3225 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Произведение удельного веса критерия на

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале
1. Надежность поставки 0,30 7 2,1
2. Цена 0,25 6 1,5
3. Качество товара 0,15 8 1,2
4. Условия платежа 0,15 4 0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2
ИТОГО: 1 6,3

Примечание. Источник [4, c. 54].

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Метод оценки затрат . Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

-маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

-издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

-издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

-затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

-затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

-транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

-затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

Метод доминирующих характеристик . Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора [4, c. 108].

Также перед выбором поставщика в торговле необходимо четко определить продаваемый ассортимент.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (отношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен) [7, c. 25]. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп (сегментов рынка).

Важным этапом работы с поставщиками является оценка их эффективности. Этой работой занимаются коммерческая и юридическая служба, а вопросами цен и оплаты – бухгалтерия.

Учет исполнения договоров поставки может осуществляться вручную и автоматизированным способом [1, c.137]. В-первую очередь анализируются сроки поставки, качество, поставляемого товара, ритмичность завоза, быстрота реагирования на изменяющийся ассортимент. От эффективности работы с поставщиками зависит максимальное получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей, и тем самым достижение главной цели коммерческой деятельности торговой организации.

1.3 Роль анализа, оценки и выбора поставщиков на предприятиях Республики Беларусь

Деятельность по анализу, оценке и выбору поставщиков на предприятиях торговли в Республики Беларусь осуществляется в соответствии с определенным перечнем Нормативно-правовых актов. Из них можно выделить следующие:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором содержится общее положение договорного права, включая понятия и условия договора, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и т.д.

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». В соответствии с утвержденными Правилами розничная торговля по образцам осуществляется: в торговом объекте — путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах.

· Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ» необходимо отметить следующее, что при осуществлении государственных закупок выбор поставщика производится в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь [5, cт. 1.2]. В данном положении указывается то, что закупки могут осуществляться с применением процедуры оформления конкурентного листа, процедуры запроса ценовых предложений, конкурсов, процедуры закупки из одного источника.

В случаях, предусмотренных в настоящем Положении, при ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

— от 30 до 1000 базовых величин — процедура оформления конкурентного листа;

— от 1000 до 8000 базовых величин — процедура запроса ценовых предложений;

— от 8000 базовых величин и более — конкурсы;

— от 30 базовых величин и более — процедура закупки из одного источника.

Проводятся открытые и закрытые конкурсы, они могут быть двухэтапными [6, гл.2].

На практике закупочная группа выбирает поставщика, используя различные критерии, например, качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения. Изучение, предпринятое в промышленной среде, показывает, что существует тенденция обращаться в первую очередь к привычным поставщикам, а также к тем, кто имеет хорошую репутацию.

При анализе предложений и выборе поставщика или поставщиков различают следующие случаи: когда продукты различных поставщиков почти заменяют друг друга; когда ни продукты, ни ассоциированные услуги не являются взаимозаменяемыми. В первом случае цена является критерием, определяющим выбор и, более того, общие издержки использования. Во втором случае, как показали исследования, цена остается важным элементом, однако первостепенными становятся следующие требования: продукт поставщика должен соответствовать характеристикам, выявленным клиентом; поставщик должен поставить продукт вовремя и на условиях, определяемых клиентом.

На предприятиях торговли Республики Беларусь предпочтение отдается белорусским поставщикам и производителям.

2. Организация работ по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в ТКУП «Универмаг Беларусь»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»

Универмаг «Беларусь» был основан в 1978 году. Он является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговая площадь составляет 7380 кв. метров, складская — 8600, а общая — 31250 кв.метров.

УП «Универмаг Беларусь» является торговым коммунальным унитарным предприятием и имеет следующую организационную структуру [Приложение 1]. Во главе универмага стоит директор, которого назначает учредитель, то есть государственный орган. Для оперативного управления в универмаге назначается директор по коммерческим вопросам, в обязанности которого входит управление вопросами по организации работы с поставщиками. Так же назначается финансовый директор, главный бухгалтер и экономист и т.д., что позволяет более оперативно участвовать в управлении работы предприятия.

Основным видом деятельности универмага является розничная продажа товаров населению. Для каждой секции директором утверждается ассортиментный перечень товаров. Он разрабатывается в соответствии с ассортиментным перечнем товаров отечественного производства, рекомендуемым для включения в ассортиментные перечни товаров для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю.

В ассортименте УП «Универмаг Беларусь» представлены мужские костюмы, брюки и пиджаки гомельского предприятия «Коминтерн», швейные и трикотажные изделия могилевской фабрики «Веснянка», бобруйской – «Славянка», солигорских – «Калинка» и «Купалинка», витебских – «Знамя Индустриализации», «КИМ», гродненской — «Элод», брестских – «Надзея» и «Элма», минской – «Элема». Обувь поставляют отечественные предприятия: «ЛеГранд», «Сивельга», «Отико», «Чевляр», «Белвест». В универмаге организована фирменная торговля с ОАО «Элема», «Галантэя», «Млитэкс», СП «Чевляр», «Купалинка», «Белита».

Универмаг «Беларусь» относится к торговому коммунальному унитарному предприятию. Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями состоит в следующем:

· в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, т. е. Универмаг «Беларусь» не имеет права собственности на имущество. Собственником этого имущества остается учредитель, т. е. государство;

· имущество унитарного предприятия неделимо, и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

· право ответственности сохраняется за учредителем;

· во главе стоит единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

УП «Универмаг Беларусь», основано на праве хозяйственного ведения, — это предприятие, созданное по решению государственного органа. Все затраты, связанные с содержанием помещений, в том числе и складских финансирует государство. Также органами местного самоуправления финансируется участие универмага в различных ярмарках и соревнованиях. Универмаг реализует в основном продукцию отечественных производителей, поэтому государство производит финансовую поддержку его деятельности. Однако следует понимать, что в условиях жесткой рыночной конкуренции, необходимо отслеживать изменяющийся спрос покупателей и быстро реагировать на это. В настоящее время инвестирование деятельности происходит в основном за счет прибыли, так как при ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Для того чтобы оценить финансовое состояние организации по каждой секции составляется товарно-денежный отчет. В нем содержится остаток на начало отчетного период, приход за период отчета, наименование поставщика, расход за период отчета, остаток на конец отчетного периода. В бухгалтерии сводится общий отчет по всем секциям и делается вывод по деятельности универмага.

Анализ финансовых результатов деятельности УП «Универмаг Беларусь» за период с 1 января по 30 сентября 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлен в таблице 2.

Анализ экономических показателей деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2007/2008гг.

Показатель 2007г. (млн.руб) 2008г. (млн.руб) % изменения Отклонение, + — (млн.руб)
Выручка от реализации товаров 74603 99309 133,12 24706
Налог с выручки 12540 16467 131,32 3927
Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов 62063 82842 133,48 20779
Валовая прибыль 13402 17973 134,11 4571
Расходы на реализацию 11943 15493 129,72 3550
Чистая прибыль от реализации 1459 2480 169,98 1021

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных отчета о прибылях и убытках УП «Универмаг Беларусь».

Из таблицы 2 видно, что в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, увеличился доход от реализации продукции и составил 82842 млн. руб. Однако, в связи с этим и возросли затраты, связанные с реализацией товаров.

Исходя из этих данных, можно рассчитать рентабельность затрат:

П – прибыль от продажи продукции;

С – общая сумма затрат на реализацию продукции.

Таким образом видно, что рентабельность затрат на УП «Универмаг Беларусь» за 2008 год составила 116%. Это свидетельствует о высоком уровне работы коммерческого отдела. Рентабельность продаж в Универмаге «Беларусь» за 2008 год составила 119,87%. Которая рассчитывается, как отношение налогооблагаемой прибыли (П), к выручке от продаж (В),%:

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

Выручка от реализации продукции увеличилась как за счет увеличения цен, так и за счет расширения ассортимента.

2.2 Анализ выбора поставщиков в ТКУП «Универмаг Беларусь»

Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности УП «Универмаг Беларусь», так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы универмага связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Для этого в Универмаге «Беларусь» проводится работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Спрос на товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. При осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров [Приложение 2]. Договор выполняет следующие функции:

— Закрепляет юридические отношения между партнерами;

— Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

— Определяет ответственность за невыполнение обязательств.

Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых – отечественные. Коммерческая деятельность универмага охватывает вопросы изучения спроса населения, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроль над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо постоянно анализировать состояние рынка товаров и пути его совершенствования. При изучении поставщиков учитываются такие факторы, как:

· Условия работы с клиентами;

· Ассортиментный перечень и т.д.

Так как Универмаг «Беларусь» является государственным унитарным предприятием, в основном он реализует товары отечественных производителей в соответствии с рекомендуемым перечнем товаров. Однако в последнее время для более эффективной работы продаваемый ассортимент был расширен. Универмаг стал работать с посредническими организациями с иностранными фирмами. В связи с этим заключению договоров стало уделяться еще больше внимания.

УП «Универмаг Беларусь» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль над их исполнением.
Рассмотрим на примере договор на поставку швейных изделий № 27/12-05 от 10 октября 2006 года. В договоре предусмотрены следующие условия:

· Полное наименование сторон, заключивших договор;

· Качество, маркировка, упаковка;

· Права и обязанности сторон;

· Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;

Дата заключения договора: Данный договор № 27/12-05 заключен 10 октября 2006 года в городе Кобрин. Полное наименование сторон, заключивших договор: РУП Швейная фирма «ЛОНА», в лице директора Андреюк З.В. действующего на основании Устава и ТЧУП «Универмаг Беларусь», в лице директора Гарбуз И.И., действующего на основании Устава, заключили договор по поставке. Предмет договора: Особое значение предмету договора придается по той причине, что существование договоренности сторон, является предпосылкой вступления договора в законную силу. РУП Швейная фирма “ЛОНА» обязуется поставлять швейные изделия (товар), ТЧУП «Универмаг Беларусь» оплачивать и принимать товар и тару, по количеству и качеству. Предусмотрено, что ассортимент, количество, цена единицы товара и тары указывается в счет-фактуре на каждую отдельную партию. Цена и общая сумма договора: Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каждой поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару. Цена единицы товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-изготовителя на момент подписания счет-фактуры. Оплата производится в течении 20 календарных дней со дня отгрузки товара. Права и обязанности сторон: К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на условиях договора, обеспечение сертификатами качества на поставленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. Доставка продукции производится самовывозом. К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество продукции. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном объеме, по количеству и качеству. Ответственности сторон: В договоре предусмотрено, что за несвоевременную оплату товара Покупатель уплачивает пеню в размере учетной ставки рефинансирования, установленной НБРБ, от несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки. Если в процессе заключения договора возникли разногласия, составляется протокол разногласий, в котором содержится номер пункта, редакция поставщика и редакция покупателя. Протокол разногласий является неотъемлемой частью договора. Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а так же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие учитывает основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.
Оперативность – суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора. Экономичность товароснабжения – снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.
Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей. Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Для этого составляется отчет о движении товара (по поставщикам). Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в УП «Универмаг Беларусь» не наблюдалось.

2.3 Пути совершенствования анализа, оценки и выбора поставщиков

Для более эффективной работы универмага большое значение уделяется совершенствованию работы с поставщиками, а точнее анализу, оценке и выбору. Расширяется количество факторов, по которым выбираются потенциальные поставщики. Проводится сбор и анализ коммерческой информации, как первичной, полученной из бесед со специалистами в процессе деловых переговоров; так и вторичной, полученной из статистических справочников, документов и отчетов.

Для сбора информации для выбора поставщика используются самые разнообразные источники:

· местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

· конкуренты потенциального поставщика;

· государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации сотрудники коммерческого отдела универмага руководствуются следующими правилами:

1.Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

2.Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

В современных условиях большое значение уделяется надежности поставщика. Это обеспечивает бесперебойные поставки, и тем самым достигается главная цель всей коммерческой работы универмага – это удовлетворение потребностей потребителей и получение максимальной прибыли. Также надежность поставщика уменьшает коммерческий риск.

Для универмага «Беларусь» немаловажную роль играет ассортимент выпускаемой продукции поставщиков, а также быстрота реагирования на изменяющийся спрос. Продукция должна быть качественная, отвечать эстетическим качествам и модным тенденциям.

Еще одним критерием выбора поставщика в современных условиях является наличие дополнительных услуг, таких как доставка товара, фасовка и упаковка.

Коммерческое решение по вопросу выбора поставщика должно быть оптимальным, подконтрольным, соответствовать действующим законам и нормативным актам, своевременным и согласованным с ранее принятыми решениями.

Для удобства анализа за выполнением обязанностей поставщиков в современных условиях используют средства ПЭВМ. Это позволяет оперативно выявлять недопоставку товаров, вести контроль над качеством и количеством поставляемых товаров. Также в компьютере содержится вся информация о поставщиках, при необходимости можно быстро найти интересующие данные.

В современных условиях большое значение в эффективной работе предприятия отводится эксплуатации ПЭВМ, оргтехники и средств связи. Это значительно упрощает выполняемые операции, делает работу более оперативной и позволяет повысить уровень обслуживания, что в комплексе приводит к увеличению прибыли.

Нет, пожалуй сейчас сферы деятельности, в которой не использовалась бы электронно-вычислительная техника. Не стала исключением и торговля – отрасль, как известно, одна из наиболее информационно насыщенных. Огромные потоки информации циркулируют на всех уровнях управления торговлей, в том числе ив сфере организации работ с поставщиками.

Также на УП «Универмаг Беларусь» используют такие средства связи, как телефоны и факсы. Они используются для связи с поставщиками и клиентами. С помощью телефонов подаются заявки на приобретение товаров, а по средствам факсимильной связи можно передать необходимые документы, экономя при этом время. В современных условиях очень важно использовать ПЭВМ и оргтехнику при решении снабженческих задач, так как это экономит время, упрощает выполняемые операции, помогает произвести более точные расчеты, что все в целом позволяет достичь дополнительной прибыли.

Работе по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в торговой организации в современных условиях уделяется большое значение. При правильной организации работ с поставщиками достигается главная цель коммерческой работы торговой организации – удовлетворение потребностей покупателей и получение максимальной пробыли.

В современных условиях главными критериями выбора поставщиков является их надежность и быстрота реагирования на изменяющийся спрос населения.

В данной работе были показаны основные методы выбора поставщиков, рассмотрен процесс выбора поставщиков, на примере предприятия ТКУП «Универмаг Беларусь» был проведен анализ и отбор поставщиков.

Данная работа носит как теоретический, так и практических характер.

источник