Меню Рубрики

Анализ полученных результатов как метод исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях
Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.
  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

источник

Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего являются синтез и анализ.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Анализ — это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Анализ (др.-греч. ?нЬлхуйт — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования (например, анализ крови, функциональный анализ, анализ требований).

АНАмЛИЗ м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез, синтетимческий способ, переход от общего к частностям; || химич. разложение вещества на стихии, на начала его; || математ. учение о величинах всех родов. Анализимровать что, разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его

1. Метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Данный метод активно применяется в исследованиях, существует несколько видов аналитический деятельности.

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. анализ синтез эмпирический мышление исследование

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

  • 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
    • а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
    • б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
    • в) имена, фамилии людей;
    • г) события, факты и т. п.;
    • д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

После анализа выбранной литературы, необходимо проанализировать и суть самого исследования, возможно использовать для этого подобную схему.

источник

Ест. науки: Наблюдение, опыт, эксперимент. Измерение (Приборы для наблюдений и измерений). Лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос

Гум. науки: Исследование произрастает из теории. сосредотачиваясь на понимании отдельных случаев, в фокус исследования попадают качественные данные (а не количественные репрезентации), а познание во многом основывается на открытиях через подробное описание и анализ изучаемых явлений. В общественных науках критерии научного познания задаются образцом естественнонаучных дисциплин, где господствует статистика.

Метод исследования – совокупность операций по производству нового знания, т.е. действия, которые помогают в достижении цели исследования.

Методы исследования тесно связаны с методами научного познания (чаще всего, эдентичны).

Метод — это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика — это более узкое понятие. Это – способы и приемы получения результатов. Например, в экспериментальном методе исследования вы можете использовать методику измерения частоты электр.сигналов при помощи цифр. осциллографа.

Современная система методов познания или исследования содержит:

общие методы (применяются во всех отраслях и сферах науки),

специфические методы (применяются в определенных разделах науки или дисциплинах).

С точки зрения сферы применения можно выделить:

эмпирические методы (лат. эмпирио — опыт). Это – изучение и обоснование какого-либо положения с помощью достоверных данных, фактов. Чаще всего рассматриваются количественные данные.

теоретические методы. Это – систематизация фактического материала. Служат для выдвижения, изучения и тестирования теоретических положений. Чаще всего рассматриваются качественные данные.

Однако деление методов на эмпирические и теоретические является несколько условным.

Анализ – расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Анализ позволяет выявить части целого, установить взаимосвязи между ними и понять принципы организации целого. Этот метод исследования, бесспорно, является самым часто используемым при написании курсовых и дипломных работ. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.

Синтез – соединение некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое. Позволяет комбинировать проанализированные элементы для получения другого целого, обладающего новизной. До синтеза, как правило, проводят анализ.

Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков (от частного к общему).

Индукция – метод исследования, обратный дедукции, то есть от общего к частному.

Обобщение – выделение и объединение явлений или процессов, имеющих сходные характеристики. На основе выявления особенностей и закономерностей происходящих процессов исследователь выдвигает новую гипотезу, формулирует новое суждение и т.п. Метод обобщения похож на метод дедукции. Обобщение находит широкое применение в экономической теории при изучении экономических явлений и процессов. Практически все гипотезы экономической теории выстроены на основе обобщения имеющихся эмпирических фактов.

Классификация – деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп по какому-либо признаку. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.

Прогнозирование – заключение, обоснование гипотез о тенденциях развития исследуемого объекта.

Сравнение – сопоставление фактов в целях выявления общих и отличительных черт явлений (процессов). Выявление общего, повторяющегося в явлениях, служит ступенью на пути к познанию законов и закономерностей. Сравнение может включать в себя еще и такие методы научного познания, как аналогия и измерение.

Аналогия – выявление сходства объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение по другому объекту (приписывание определенных характеристик 1-го объекта второму объекту на основе того, что у них есть общие признаки).

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины объекта посредством ее сопоставления с единицей измерения. Метод дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. При этом важнейшим показателем качества измерения является точность.

Моделирование – создание и исследование модели исследуемого объекта. Модель частично копирует или имитирует оригинал, но сходится с оригиналом в изучаемых свойствах, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого объекта.

Наблюдение – метод исследования, основанный на действиях, направленных на восприятие явлений действительности и получение информации о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Происходит отслеживание фактов, явлений, процессов во времени, изучения их развития и динамики. Результаты наблюдения интерпретируют с помощью качественных, сравнительных и количественных показателей. Путем наблюдения были открыты многие экономические закономерности и законы.

Описание[3] — метод, основанный на наблюдении и представляющий собой языковую (знаковую) фиксацию эмпирических данных об объекте исследования, т.е. его языковую модель. Систематизируются данные об объекте исследования, его специфика и динамика изменения. Тщательность и регулярность описания характеристик объекта позволяют собрать более достоверную информацию и получить более точное представление, а значит, суждение о действительности.

Эксперимент – испытание изучаемых признаков объекта в управляемых исследователем условиях. Эксперимент свойственен работам в области точных и естественных наук. Он позволяет всесторонне изучать явления в различных условиях. Эксперимент требует дотошности, аккуратности, многократных повторений. Он находит завершение в создании точных, запротоколированных научных описаний. Математическая (статистическая) обработка данных придает работе большую объективность.

В науке можно встретить множество специфических методов исследования. Например, диалектический метод означает, что исследователь будет рассматривать предмет в развитии, выявляя новые его черты в разные промежутки времени и сравнивая их.

В социологии, политологии, психологии часто используется метод опросов и анкетирования. Существуют методы, результаты которых служат подтверждением фактов, явлений – например, интервью, фото-и видеосъемка.

Практикум – методы исследования (выполняется на основе анализа работ конференции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Методы анализа результатов исследования специфичны в зависимости от отрасли наук, по которой выполняется диссертационная работа, масштабов проведенного исследования, специфики собранного материал, используемых методов сбора информации и т.д.

Для выбора методов анализа результатов исследования аспирант должен изучить специальную литературу, посвященную данной проблеме. В данной же книге автор приводит наиболее распространенные методы анализа, которые позволят создать аспиранту общее представление и направят его в нужное направление.

Для работы с полученной в ходе исследования информацией можно использовать статистические методы анализа результатов исследования. Среди основных показателей, которые можно рассчитать с помощью этих методов анализа, можно отметить следующие:

  • • среднее (средняя арифметическая величина) — частное от деления суммы всех значений признака на их число. Оно определяется как сумма значений, деленное на их количество. Характеризует какую- либо совокупность в целом. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • дисперсия — величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • среднее линейное отклонение — величина, равная среднему значению модуля отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • среднее квадратическое отклонение — величина, равная квадратному корню из дисперсии. Это мера разброса измеренных величин. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому. Используется только для характеристики метрических шкал;
  • • минимальное значение — наименьшее значение переменной, встретившееся в массиве данных;
  • • максимальное значение — наибольшее значение переменной, встретившееся в массиве данных;
  • • медиана — значение переменной у той единицы совокупности, которая расположена в середине ранжированного ряда частотного распределения. Отсекает половину ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал;
  • • мода — наиболее часто встречающееся значение переменной, т.е. значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в массиве;
  • • частота — численное значение признака (количество ответов респондентов). Используется для всех видов шкал;
  • • валидный процент—доля численного значения признака от общей численности совокупности. Используется для всех видов шкал. Для анализа результатов исследования можно использовать описание корреляционных связей между изучаемыми переменными. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных. Существует несколько коэффициентов корреляции, указывающих на тесноту связи между исследуемыми переменными. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от +1 до -1. Если коэффициент корреляции равен — 1, то переменные имеют строгую отрицательную зависимость (чем выше, тем ниже); если коэффициент корреляции равен +1, то переменные имеют строгую положительную зависимость (чем выше, тем выше); если коэффициент равен нулю, то связь между переменными отсутствует. Среди наиболее известных и часто применяемых коэффициентов корреляции можно назвать:
  • • коэффициент корреляции Пирсона;
  • • коэффициент корреляции Спирмена;
  • • коэффициент корреляции Крамера;
  • • коэффициент корреляции Фи.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Проверка выдвинутых исследовательских гипотез производится с помощью корреляционного, дисперсионного или факторного анализов. Вследствие проведенного анализа данных выдвинутая гипотеза подтверждается или отвергается, что в любом случае свидетельствует о полученном результате.

Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или нескольких независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа позволяет определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.

Регрессионный анализ. Статистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины.

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом.

Результаты полевых исследований представляют собой значительные массивы переменных, которые достаточно сложны для обработки ручным методом. Как уже указывалось, на сегодняшний день в арсенале исследователей имеется множество программных пакетов, позволяющих оптимизировать и упростить процедуру анализа. Наибольшее распространение получили Vortex, SPSS, Statistica. Программа Vortex предназначена для:

  • • ввода первичной информации, собранной в ходе прикладного маркетингового или социологического исследования;
  • • обработки и анализа этой информации;
  • • представления полученных результатов анализа в виде таблиц, текстов, графиков и диаграмм с возможностью их переноса в Microsoft Word и другие приложения Windows/NT.

Возможности анализа информации:

  • • программа Vortex позволяет производить описательную статистику изучаемых переменных (расчет статистических показателей: среднее, мода, медиана, квартили, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, скос, эксцесс и др.);
  • • позволяет производить сегментирование респондентов по нескольким признакам, а также описание выделенных групп;
  • • при помощи программы Vortex можно проводить корреляционный анализ, позволяющий выявить зависимости изучаемых факторов, влияющих на результат (расчет для таблиц двухмерного распределения коэффициентов корреляции Пирсона, Гамма, Лямбда, Крамера, Юла, Фишера, критериев Х-квадрат, Стьюдента, определение статистической значимости).

SPSS для Windows — это модульный, полностью интегрированный, обладающий всеми необходимыми возможностями программный продукт, предназначенный для всех этапов аналитического процесса — планирования, сбора данных, доступа к данным и управления данными, анализа, создания отчетов и распространения результатов. SPSS для Windows — это лучшее программное обеспечение, позволяющее решать бизнес-проблемы и исследовательские задачи, используя статистические методы.

Программное обеспечение SPSS позволяет проводит частотный анализ, описательную статистику, корреляционный, дисперсионный, кластерный, факторный, а также регрессионный анализ.

При помощи аналитических возможностей программы SPSS можно получить следующие данные:

  • • наиболее выгодные сегменты рынка;
  • • стратегии позиционирования товаров (услуг) относительно аналогичных товаров (услуг) конкурентов;
  • • оценка качества товара (услуги) клиентами;
  • • перспективы развития, новые возможности для роста;
  • • подтверждение или опровержение исследовательских гипотез. Statistica — это универсальная интегрированная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе; это современный пакет статистического анализа, в котором реализованы все новейшие компьютерные и математические методы анализа данных. Опыт многих людей, успешно работающих с пакетом, свидетельствует о том, что возможность доступа к новым, нетрадиционным методам анализа данных (a Statistica предоставляет такие возможности в полной мере) помогает находить новые способы проверки рабочих гипотез и исследования данных.

Программное обеспечение Statistica позволяет проводить следующие процедуры обработки статистических данных:

  • • описательные статистики;
  • • анализ многомерных таблиц;
  • • многомерная регрессия;
  • • дискриминантный анализ;
  • • анализ соответствий;
  • • кластерный анализ;
  • • факторный анализ;
  • • дисперсионный анализ и многое другое.

источник

Исследователю необходима информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации позволяют оценивать и корректировать дальнейшую работу, выявлять эффективные педагогические средства, влияние различных условий на исследуемый процесс. Очевидно, что результат деятельности связан с целью, т. к. цель – это представление об ожидаемом результате. Результат в научном психолого-педагогическом исследовании измеряется в разных аспектах, по крайней мере в двух: с точки зрения выявления зависимостей и с точки зрения развития исследуемого явления, причём первый результат невозможно определить без изучения второго. Поэтому более подробно остановимся на втором аспекте изучения результатов исследования.

«Любая осуществленная, завершенная деятельность непременно имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные самому деятелю и другим последствия, которые и есть ее

результат (или результаты). И это уже результат реальный, полу-

ченный, достигнутый вследствие осуществленной деятельности…» 101 .

Е. В. Титова предлагает различать следующие результаты:

− по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;

− по факту преднамеренности: планируемые и стихийно полученные (незапланированные);

− по отношению к целям: «целесообразные» и «не целесообразные» (т. е. соответствующие поставленным целям и задачам

и не соответствующие им – полностью или частично);

− по зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;

− по качеству: позитивные и негативные;

101 Титова Е. В. Результативность педагогической деятельности как научнопрактическая проблема / Проблемы результативности педагогической деятельности / Под ред. Е. И. Казаковой, Е. В. Титовой, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Кафедра педагогики РГПУ имени А. И. Герцена, 1997. – С. 5.

− по степени значимости: значимые и незначимые 102 .

При изучении результатов педагогической деятельности возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать исследователю.

1. Выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов педагогической деятельности.

2. Рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим.

3. Учёт разноуровневости результатов, т. е. важно оценивать не только итоговые результаты, но промежуточные и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогический процесс, а это требует, вероятно, разработки дополнительных критериев.

4. Отбор, разработка валидной методики оценки критериев и показателей.

Исходя из указанных проблем, более подробно остановимся на разработке критериев и показателей определения результатов и методиках их измеряющих.

Критерий – это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик. Отметим, что трудно провести чёткую грань между критериями и показателями. Так, например, уровень развития самоуправления можно рассматривать как критерий развития коллектива и как показатель результата воспитательной работы педагогов. В этом случае следует иметь в виду, в какой системе исследуется явление.

Требования, которые предъявляются к критериям и показателям:

− теоретическая обоснованность, т. е. критерии и показатели разрабатываются на основе имеющихся теоретических положений, раскрывающих как суть замеряемого явления, так и сам процесс разработки;

− объективность, которая достигается использованием различных источников информации при обосновании критериев и показателей и предполагает учет мнения различных специалистов в данной области знаний;

− конкретность, что означает соответствие критериев и показателей природе исследуемого явления, отражение в них специфических свойств и характеристик;

− замеряемость, т. е. возможность под выявленные показатели подобрать или разработать соответствующие методики, позволяющие фиксировать уровень развития исследуемого явления, результаты исследования.

При изучении результатов исследования, на наш взгляд, целесообразно иметь в виду различные подходы по определению критериев и показателей.

Условно можно выделить общие, специфичные и частные критерии и показатели. Например, существуют общие критерии

и показатели развития воспитательной системы, пригодные для любого учреждения, разработанные В. А. Караковским. В то же время необходима конкретизация, уточнение, дополнение критериев и показателей развития воспитательной системы детских домов или учреждений дополнительного образования. В результате появятся специфичные критерии и показатели. В конкретном детском доме будут дополнены общие и специфичные критерии и показатели частными, отражающими особенности состава воспитанников, актуальные проблемы, которые решаются в конкретном учреждении.

Справедливо рассмотрение В. А. Караковским критериев факта и критериев качества при изучении развития воспитательной системы, что переносимо, на наш взгляд, на любой исследуемый процесс. Так, например, повышение познавательной активности детей будет проявляться в развитии мотивации, интереса (критерий качества), а также в улучшении успеваемости (критерий факта).

При изучении результатов исследования можно замерять непосредственные и опосредованные критерии и показатели. Например, при проведении исследования по теме «Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития» автор замерял непосредственно взаимодействие детей в игре. Но развитие взаимодействия отражается на социальном развитии детей, поэтому исследователь определял и динамику их социального развития.

В ряде случаев следует замерять не только прямые, но и косвенные результаты исследовательской деятельности и, соответственно, определять прямые и косвенные критерии и показатели. Прямые показатели замеряют развитие исследуемого явления, а косвенные связаны с развитием всей системы и подтверждают результативность проведенной работы. Изучение эффективности предпрофильной подготовки (прямые критерии) целесообразно подкрепить изучением динамики развития воспитательной системы или результатами обучения учащихся (косвенные критерии результатов исследования).

Мы предлагаем также различать результативные и процессуальные критерии, которые важно определять при проведении ряда исследований, т. к. результаты исследования определяются не только динамикой исследуемого явления, но и тем, как реализуются те или иные принципы, технологии, методики для развития явления и процесса. Например, по теме «Развитие аналитических умений учащихся в процессе проектной деятельности» исследователь определяет критерии и показатели развития аналитических умений и показатели грамотного использования проектной деятельности (реализация требований, технологии проектирования).

Таким образом, при изучении результатов исследовательской деятельности важно иметь в виду самые разные аспекты критериев и показателей. Их выбор зависит от специфики исследуемого процесса. В то же время успешность психологопедагогического исследования подтверждается не только положительной динамикой исследуемого явления или процесса, но и

в целом развитием образовательного процесса в учреждении. Поэтому важно отслеживать развитие косвенных критериев и показателей.

Как справедливо отмечает В. И. Загвязинский и Р. Атаханов,

в зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но при этом важно учитывать пять критериев: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психического комфорта. Далее

авторы раскрывают примерное содержание этих основных компонентов, называя их комплексными 103 .

Определяя комплексные критерии и показатели успешности исследования следует учитывать, что они связаны с профилем образовательного учреждения. Наиболее общим подходом для определения качества образования, воспитания, обучения является степень достижения поставленных целей, адекватных современным требованиям. Все данные берутся в динамике за определенный период.

Результаты исследования могут быть признаны успешными, если по критериям исследуемого явления и критериям развития образовательного учреждения достигнуты положительные результаты или получены положительные сдвиги по отдельным критериям при условии, что нет ухудшения по другим. Если по какому-либо критерию допущено ухудшение, то общие результаты не могут удовлетворять исследователя. Возникает вопрос окоррекции, замене используемых средств или приостановлении преобразований до выяснения причин ухудшения показателей 104 .

Приступая к определению или разработке критериев и показателей, следует иметь в виду следующее:

универсальных критериев для изучения развития даже хорошо известного процесса не существует, каждый исследователь обосновывает свой вариант, исходя из задач исследования и условий, в которых проводится исследование;

критерии и показатели развития явления могут корректироваться по ходу исследования, по мере развития явления или в связи с изменением условий проведения исследования;

процесс разработки критериев и показателей достаточно длительный и сложный, требующий участия специалистов; полезно привлечение к этой деятельности всех участников исследования, что также формирует их отношение, активную позицию

к исследованию, стимулирует самооценку.

103 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 77–83.

104 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 83.

Процесс разработки критериев и показателей для изучения результатов исследования можно условно представить следующими этапами:

1) изучение литературы и других источников с целью определения сущности, структуры, особенностей развития исследуемого явления;

2) выявление компонентного состава исследуемого явления, определение его основных характеристик;

3) определение подходов к разработке критериев и показателей с учётом выявленных основных характеристик;

4) выявление критериев и показателей развития исследуемого явления;

5) разработка (обсуждение) критериев и показателей в творческих группах участников исследования (возможный этап);

6) составление первого варианта критериев и показателей;

7) экспертная оценка специалистами предложенного варианта критериев и показателей;

8) уточнение, корректировка критериев и показателей;

9) обработка полученных данных с целью установления корреляционной зависимости между критериями и показателями исследуемого явления;

10) оформление окончательного варианта критериев и показателей для изучения результатов исследуемого явления;

11) составлениеметодики для замера уровня развития явления. Как уже отмечалось, кроме прямых критериев и показателей,

необходимо иметь в виду комплексные (косвенные), которые подтверждают результативность исследования. В приведенном выше примере это может быть в целом рост подготовленности студентов к педагогической деятельности.

Подчеркнем, что прежде чем разрабатывать собственный вариант критериев и показателей для определения результатов исследования, следует изучить тщательно литературу, т. к. существует множество методик, замеряющих развитие разных психоло- го-педагогических явлений. В частности имеются конкретные методики, замеряющие уровень развития самоуправления в коллективе (М. И. Рожков), взаимодействие участников образовательного процесса (Л. В. Байбородова) и т. д.

В завершении следует обратить внимание исследователей на следующее:

− если критерии и показатели разработаны и научно обоснованы автором впервые, то это является научной новизной исследования;

− если дополнены отдельные критерии или показатели к уже ранее разработанным для оценки исследуемого явления, то это можно отнести к теоретической значимости исследования;

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

− методики, разработанные или отобранные автором, составляют важную сторону практической значимости исследования.

Материал для выполнения практических заданий 105

Для того, чтобы объективно судить о качестве подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях села, необходимо разработать систему критериев и показателей подготовленности студента к реализации воспитательных функций с учетом специфических особенностей сельской малочисленной школы.

Поскольку подготовленность характеризуется как совокупность сформированных знаний, профессиональных умений и навыков, позволяющих реализовывать полученные знания в практической работе, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения задач воспитания, то в качестве показателей должны рассматриваться знания, умения и личностные характеристики, которыми должен обладать педагог.

Первым шагом в разработке системы показателей стало изучение и анализ существующих в педагогических исследованиях точек зрения на содержание профессиограммы педагога данной квалификации, что позволило выявить основные группы знаний, умений и личностных характеристик.

На основе анализа изученных подходов был составлен перечень профессиональных характеристик (знаний, умений, качеств), которые могут оказывать значительное влияние на успех воспитательной деятельности педагога в сельской школе. Выборка составлялась на основе психолого-педагогической литера-

105 Фрагмент описания проведенного исследования И. Г. Харисовой по теме: «Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе»

туры по проблеме подготовки студентов к организации воспитательной работы (в том числе и в СМШ), общепедагогической профессиограммы (Л. Ф. Спирин).

Для определения наиболее значимых показателей подготовленности был использован метод экспертных оценок и изучено мнение по данной проблеме лиц, связанных с подготовкой и деятельностью сельского учителя.

Опрос проводился с помощью анкет, построенных на основе шкалирования и ранжирования. В качестве респондентов были выбраны учителя сельских школ и сельских малочисленных школ, преподаватели педагогического университета.

Экспертная оценка 1 (знания и умения)

Вам предлагается набор знаний и умений студента. Оцените, какие знания и умения и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале:

существенно влияют – 2 балла,

− знания студента о специфике организации воспитательной работе в условиях СМШ;

− знание особенностей воспитательной системы СМШ;

− знание специфики организации разновозрастного взаимодействия;

− знаниепсихологических особенностей сельских школьников;

− знание содержания, форм, методов работы с разновозрастным коллективом;

− знание содержания, форм, методов работы с родителями сельских школьников;

− знание особенностей интеграции учебной и внеучебной деятельности в СМШ;

− знание качеств личности, обеспечивающих самообразование, профессиональное саморазвитие и самосовершенствование;

− наличие системы знаний о сущности, задачах, особенностях воспитательной системы СМШ;

− знание об использовании возможностей сельского социального окружения;

− знание проблем и трудностей социализации сельских школьников;

− знания об особенностях организации совместной деятельности детей, родителей, педагогов;

− знание организации познавательной деятельности детей;

− знание организации разновозрастных учебных занятий и воспитательных мероприятий;

− знание антропоцентрического подхода в воспитании;

− знания об организации самоуправления в разновозрастных группах учащихся и в целом в школе.

− умение использовать свои психолого-педагогические знания для определения и оценки психологического состояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности;

− умение использовать свои психолого-педагогические знания для определения психологического состояния разновозрастной группы учащихся и для последующего принятия решений;

− умение определять цели воспитания (обучения) в СМШ;

− умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных факторов;

− умение осуществлять методический отбор и обработку педагогической информации;

− умение планировать и организовывать воспитательную работу в СМШ;

− умение быстро реагировать на изменение педагогической ситуации;

− умение организовывать взаимодействие детей разного возраста;

− умение организовывать взаимодействие с родителями учеников и коллегами;

− умение организовывать формы познавательной, трудовой, физической, творческой деятельности в условиях малочисленного класса;

− умение вести творческий поиск совместно с детьми, родителями, педагогами; творческий поиск новых форм деятельности;

− умение быстро адаптироваться в новых условиях;

− умение организации деятельности по расширению кругозора детей;

− умение организовывать целенаправленную деятельность педагогов, учащихся, родителей;

− владение методикой воспитательной работы.

Какие еще знания и умения Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы.

Экспертная оценка 2 (качества личности)

Вам предлагается набор качеств личности. Оцените, какие качества и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале:

существенно влияют – 2 балла,

− уверенность в своих силах и возможностях;

− решительность, смелость в форме определенного педагогического риска;

− упорство в доведении начатого дела до конца;

− способность к установлению личностных и деловых контактов с учащимися, родителями, коллегами;

− способность видеть в своих учениках партнеров;

− способность стать рядовым участником в совместных делах с детьми;

− эмпатия, т. е. способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;

− оптимизм, бодрость, веселость;

− доброжелательность, разумная доверчивость;

− способность разумно оценивать результаты проделанной работы;

− относительная удовлетворенность успехами в работе;

− моральная активность, сотрудничество;

− демократизм, товарищество, готовность к взаимопомощи;

− толерантность, терпение к коллегам, самообладание;

− стремление к самосовершенствованию;

− внимательность, разумная требовательность, справедливость.

Какие еще качества личности Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы.

Респондентам был предложен перечень из 69 качеств педагога, включающих общеличностные, интеллектуальные качества, а также набор знаний и умений, необходимых учителю для осуществления воспитательных функций.

Участникам экспертной оценки предлагалось выделить качества, необходимые для организации воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, и определить степень их значимости по представленной шкале (шкала может быть выделена произвольно, с учетом возможности определения степени выраженности влияния перечисленных качеств на уровень подготовленности педагога к работе в сельской малочисленной школе, а также с точки зрения удобства для обработки данных).

В результате анализа полученных данных мы выделили те знания, умения, качества, которые оказывают сильное влияние на эффективность реализации воспитательных функций в сельской малочисленной школе (они набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки).

Таким образом, из множества существующих характерных профессиональных качеств учителя-воспитателя, с помощью метода экспертных оценок были отобраны наиболее специфиче-

ские, отражающие особенности осуществления воспитательного процесса в условиях малочисленности.

Они вошли в состав показателей и были сгруппированы по критериям.

В качестве основных критериев подготовленности студентов

к воспитательной работе в сельской малочисленной школе, выделены:

Когнитивный , предполагающий наличие системы знаний о специфике организации воспитательного процесса в условиях малочисленного разновозрастного коллектива с учетом личностных особенностей сельских школьников, общинной психологии жителей села, ограниченности и замкнутости социального окружения школы, отсутствия учреждений дополнительного образования.

Мотивационно-целевой , предусматривающий наличие у студентов профессиональной направленности на воспитательную работу с сельскими школьниками, осознание ее важности и необходимости в условиях сельской малочисленной школы, где у учащихся ограничены возможности выбора кружков и секций, узок круг общения, что значительно затрудняет их социализацию.

Практический , включающий владение методикой воспитательной работы; умения ее организации с учетом специфических особенностей разновозрастного коллектива, используя возможности сельского социума, окружающей природы, сохранившихся на селе традиций; умение быстро адаптироваться в условиях меняющейся социальной обстановки.

Эмоционально-волевой , предполагающий наличие у студентов таких качеств как самоорганизация, творческая активность, целеустремленность, инициативность, предприимчивость, деловитость.

Для замера степени подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательной функции на селе (с учетом результатов экспертной оценки) определены следующие показатели:

− по когнитивному критерию – знания особенностей воспитательной работы в сельской малочисленной школе, основных принципов организации разновозрастного взаимодействия, совместной работы детей, родителей, педагогов, познавательной деятельности сельских школьников; содержания, методов, форм

работы с разновозрастным коллективом; психологических особенностей учащихся сельской малочисленной школы, проблем их социализации;

− по мотивационно-целевому – сформированность профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе; осознание целей и задач воспитания сельского школьника, важности постоянного пополнения специальных знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности на основе интересов учащихся, развития отношений партнерства, сотрудничества между педагогом, школьниками и родителями;

− по практическому – владение методикой воспитательной работы, умения планировать и организовывать ее в сельской малочисленной школе, быстро адаптироваться в новой ситуации, организовывать взаимодействие учащихся разного возраста, формы познавательной, трудовой, спортивной, творческой деятельности в малочисленной школе;

− по эмоционально-волевому – работоспособность, самоорганизация, инициативность, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческая активность.

Для проверки достоверности выбранных критериев и показа-

школе было проведено пилотажное исследование,

им. К. Д. Ушинского. Участникам было предложено оценить имеющиеся у них профессиональные качества и степень их выраженности.

Следующий шаг в работе над критериями и показателями связан с определением их взаимосвязи друг с другом через проверку корреляционной зависимости с помощью коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (целесообразно использовать для этого компьютерную программу Microsoft Excel).

Корреляционная зависимость критериев подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе

Если коэффициент корреляции больше или равен 0, но меньше 0,3 – связь слабая; больше или равен 0,3, но меньше 0,5 – связь умеренная; больше или равен 0,5, но меньше 0,7 – связь значительная; больше или равен 0,7 – связь сильная. При коэффициенте корреляции меньше 0 между критериями наблюдается обратная связь. Таким образом, при коэффициенте корреляции больше или равном 0,5 следует говорить о наличии достаточно серьезных взаимосвязей двух параметров.

По результатам экспертной оценки педагогов сельских школ, больше всего взаимосвязаны практический и мотивационноцелевой критерии (коэффициент корреляции равен 0,59), между практическим, мотивационно-целевым и эмоциональноволевым – связь умеренная (коэффициенты корреляции 0,44 и 0,38), когнитивный критерии, по их мнению, находится в обратной зависимости от трех других (коэффициент корреляции меньше нуля). Такие результаты могли быть получены в связи с несколькими причинами: во-первых, опрашиваемые не видят существенных различий между воспитательной работой в сельской малочисленной и городской школе (хотя практические умения и навыки работы в учреждениях данного типа считают необходимыми); во-вторых, выделяя как наиболее существенное, наличие у педагога желания и потребности, а также определенных личностных качеств, позволяющих ему успешно работать на се-

ле, респонденты отмечают важность профессиональной ориентированности на данный вид деятельности и необходимость ее осуществления в процессе подготовки педагогов для села в вузе.

Для обоснования выбранных критериев, мы привлекли к экспертной оценке студентов и преподавателей университета. Анализ результатов подтвердил целесообразность выделяемых показателей. Также по данным опроса были определены коэффициенты корреляции между основными критериями. Оказалось, что будущие педагоги придерживаются несколько иной точки зрения на взаимосвязь этих параметров. По их мнению, между эмоцио- нально-волевым, мотивационно-целевым и когнитивным критерием существует определенная связь (коэффициенты корреляции – 0,41 и 0,73), а остальные или находятся в обратной зависимости, или слабо связаны между собой (коэффициенты корреляции – меньше 0 и 0,15). Таким образом, наличие у педагога сельской школы потребности, желания, определенных личностных качеств тесно взаимосвязано с имеющимися у него знаниями об особенностях организации воспитательного процесса в учреждениях данного типа.

Сопоставив вышеприведенные точки зрения, мы заключили: развитие у будущих педагогов мотивов работы в сельской школе тесно взаимосвязано с формированием у них системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях малочисленности классов.

Таким образом, система критериев и показателей для изучения результатов опытно-экспериментальной работы была разработана и проверена.

На основании определенных в ходе экспертной оценки критериев и показателей была разработана методика диагностики подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательных функций в условиях малочисленного разновозрастного коллектива. Данная методика представляет собой опросный лист, включающий в себя 48 вопросов-утверждений, а также способ обработки результатов. Уровень подготовленности к организации воспитательной работы в сельской малочисленной школе по отдельным критериям выражается балловой оценкой, которая позволяет определить насколько будущий учитель готов к дан-

ному виду деятельности (низкий уровень: 0–0,9, средний уровень: 1–1,9, высокий уровень 2–3).

Студентам в количестве 186 человек предлагалось рядом с утверждением поставить оценку по следующей шкале: «полностью согласны» – 3, «скорее согласны, чем не согласны» – 2, «скорее не согласны, чем согласны» – 1, «не согласны» – 0. В опросе принимали участие только студенты, закончившие сельские школы и поступившие в университет по направлению для целевого обучения, поскольку вся система подготовки рассчитана в первую очередь на работу с данной категорией, ведь именно им необходимы дополнительные знания, умения, навыки воспитания школьников в условиях малочисленности классов, так как предполагается, что после окончания вуза они будут работать в сельских и сельских малочисленных школах.

Для проверки методики на валидность мы пользовались внешней валидностью, которая обеспечивалась тщательной проработкой утверждений и подтверждалась результатами экспертной оценки и «пилотажного исследования».

На основе изучения степени выраженности критериев и показателей у студентов различных курсов было условно выделено пять групп. Каждая из них характеризуется направленностью на работу в сельской малочисленной школе, уровнем сформированности знаний об особенностях ее организации и необходимых для этого личностных качеств, умений и навыков, обеспечивающих эффективную воспитательную деятельность учителя на селе.

Первая – студенты мотивированы на воспитательную деятельность в сельской школе, обладают необходимыми для ее эффективной организации знаниями, умениями, навыками (высокий уровень по всем критериям).

Вторая – у будущих педагогов наблюдается положительная мотивация, есть теоретические знания об особенностях воспитания сельских школьников, но недостаточно развиты умения и навыки практической деятельности (высокий уровень по когнитивному, мотивационно-целевому, эмоционально-волевому критериям).

Третья – студенты, мотивированные на работу в сельской школе, но не считающие необходимым уделять особое внимание воспитательной работе; они обладают знаниями об осуществле-

нии воспитательного процесса в условиях малочисленности классов, но испытывают затруднения в их практической реализации (высокий уровень по когнитивному и мотивационноцелевому критерию).

Четвертая – у будущих педагогов сформированы профессиональные мотивы воспитательной деятельности на селе, но отсутствуют необходимые для ее осуществления знания, умения, навыки (высокий уровень по мотивационно-целевому и эмоцио- нально-волевому критерию).

Пятая – студент не имеет профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе, не владеет информацией о специфике воспитания сельских школьников (низкий уровень по всем критериям).

Выделение этих групп позволило организовать дифференцированную работу со студентами и оценку ее результатов.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

Для чего необходимо разрабатывать критерии и показатели развития исследуемого процесса или явления?

Какие требования предъявляются к разработке критериев и показателей для изучения результатов исследования?

4. Что необходимо учитывать при разработке критериев и показателей?

5. Как соотносятся критерии и показатели?

6. Как можно классифицировать критерии и показатели?

7. Каковы этапы разработки критериев и показателей для изучения результатов исследования?

1. Изучите фрагмент исследования, предложенный выше в данной главе, и определите, как данный опыт можно применить к своему исследованию.

2. Используя изложенные в главе подходы к классификации критериев и показателей, определите, какие из них Вы можете использовать в своем исследовании. Покажите это на конкретных примерах.

3. Разработайте критерии и показатели для изучения результатов своего исследования.

источник